Медвежий капкан 1922 0629 0

Медвежий капкан ООК
 
18-я школьная лекция
общего оккультного класса,

29 июня 1922 г., четверг,

7 ч. вечера,

София.

   МЕДВЕЖИЙ КАПКАН

29 июня 1922 г.

(Тайная молитва)

(Читаются сочинения на тему "Польза от восхождение на горные вершины")

Тема к следующему разу — "Происхождение пшеничного зерна". Подумайте о происхождении пшеничного зерна, о том, когда и как оно появилось. Может ли пшеница расти в диком состоянии? Подумайте о пшенице, но идейно, без подробностей. Подробности второстепенны. Каждое дело должно сначала быть представлено в общих чертах, а потом в подробностях.

Ученик должен говорить и писать коротко и ясно. Если он голоден или хочет пить, пусть скажет точно и определенно: "Я голоден, я хочу пить, я хочу пойти на прогулку," — и т.п. Если человек говорит, что он очень голоден, что умирает от жажды, что ему было бы приятно прогуляться, — он не ученик. Так говорят только те люди, которые располагают временем, свободны и не знают, чем бы заняться. Поэтому они говорят много слов.

Когда пишете свои сочинения, не философствуйте много, но назовите отличительные черты того, о чем пишете. Например, если нужно написать о воде, о хлебе, о свете, о Любви, о Мудрости и об Истине, опишите их отличительные черты, — те, которые выступают прежде всего. Какова отличительная черта света? Сказал Бог: "Да будет свет!" – и стал свет. Благодаря созданию света для человека открылся видимый мир. Значит, свет раскрывает мир. Это его первое, отличительное свойство. Свет имеет много свойств, но они второстепенны. Какова отличительная черта темноты? – Она закрывает мир. Каковы отличительные черты Любви, Духа, Бога? Подумайте об этих вопросах, ничего не говоря. Если поспешите что-нибудь сказать, наделаете ошибок.

Некто скажет, например, что отличительная черта Бога – жертва. Может ли Вечное и Безграничное пожертвовать Собой? Ради кого пожертвует? Дальше появится вопрос: какова отличительная черта жертвы? Это философские вопросы, тесно связанные друг с другом. Следовательно, если вы ответите на один из них, появится второй, третий и т.д. Чтобы ответить на все вопросы правильно, нужно иметь знания.

Итак, отличительная черта Бога, Безграничного заключается в Его желании дать часть Своей жизни всем формам, даже и самым малым. Он хочет возвысить и самые малые существа, а не уничтожить их, поэтому останавливается перед самым маленьким мотыльком и дает ему дорогу. Бог останавливает движение всего космоса, только чтобы не воспрепятствовать самой малой жизни. Это мы называем жертвой. Сегодня Бог останавливает Свою колесницу ради маленького мотылька, завтра остановит ее ради вас. В этом заключается величие Бога. Подумайте над этим вопросом, чтобы прийти к внутреннему пониманию жизни.

Когда говорят об отличительной черте Любви, могут сказать, что Любовь жертвует собой. Однако только тот понимает жертву, кто жертвовал собой. Жертвовать значит отказаться от какого-то блага ради своего ближнего. Представьте себе, что для вас накроют стол, поставят вкусную еду – пироги, плоды. Вы ждали этого обеда несколько дней, но только вы собрались приступить к еде, как дверь открывается и входит бедный, изнемогший путник, который не ел три дня. Если вы в тот же момент можете отказаться от своей доли и отдать еду путнику, вы совершили жертву. Вы приглашаете его сесть, подаете ему еду и с радостью смотрите, как он ест. Если вы не можете этого сделать, вы еще не готовы жертвовать. Только тот может жертвовать собой, кто дошел до прямой и правильной мысли. Если человек начнет спрашивать, почему он должен жертвовать, он не может быть истинным учеником. Жертва – предмет для изучения.

Что должен делать ученик, поступив в школу? – Учиться. Каждая школа имеет свою программу. Известно, какие предметы будут изучаться, какие учебники и пособия одобрены. Задача ученика – учиться. Он не имеет права критиковать учителей, программу или учебники, которые введены. Если он позволит себе критиковать, он не сможет учиться. Некоторые ученики не слушают, что преподает учитель, а роются в различных учебниках, сравнивают их и после этого спрашивают учителя, по какому учебнику учиться. Учитель отвечает: "Пока вы в классе, слушайте, что я преподаю. Когда выйдете из школы, можете брать любые учебники. Но если вы не слушаете меня, нечего приходить в школу".

Следовательно, пока вы находитесь в Школе Природы, изучайте ее язык. Когда выйдете из Школы Природы, можете делать, что хотите. В живой природе как Школе жизни все предвидено и устроено по плану: программа, учебники, учителя и пр. Ученику не остается ничего другого, кроме как учиться. Все в природе является предметным учением для ученика.

Если вас спросят, почему перо и карандаш остры, вы скажете: "Чтобы ими писать". Зачем нож острый? – "Чтобы им резать". Каково предназначение горных вершин? Мы встречаем в природе горы и долины, как два противоположных состояния, выражающих противоположные энергии. Горы представляют собой позвоночник Земли. Когда-то она была мягкой, без гор, но постепенно оформлялась, пока не выработала себе опору – позвоночник. Реки представляют собой артериальную и венозную кровь Земли. Что горы собирают большое количество энергии, что через них проходит много узлов, много жил, подобных ганглиям и нервам в позвоночнике человека, — это факты, которые испытаны и доказаны. На вершинах гор, как в человеческих головах, сосредоточены миллиарды клеток, которые содержат большие богатства. Разумные существа, которые создавали горы, имели определенную цель, скрытую от нынешних ученых. Когда-нибудь геологи поймут, для чего в сущности созданы горы, а сегодня они лишь отчасти знают истину.

Ваша задача как учеников — не копаться в тайнах природы, а учиться, выполнять упражнения, справляться со своими трудностями. Как проснетесь утром, не начинайте с мыслей о том, что будете есть и пить, Сначала пойдите к матери и отцу и поздоровайтесь с ними. После этого свяжитесь мысленно с природой, чтобы достичь успеха в своей работе. Еда придет сама по себе. Когда поедите, идите в школу, чтобы услышать, что нового вам скажет учитель. Если вы не пойдете к матери и отцу, вы не сможете понять природу. Если не поймете природу, не сможете быть учениками.

Кто не знает природу, тот и Бога не знает. Он ищет Его снаружи, но не находит. Ищет Его вокруг, в людях, в себе, но не находит. Не сумев нигде Его найти, он в конце концов начинает сомневаться. Почему сомневается? Потому что связь прервана. Он думает, чувствует, но остается в одиночестве, он изолирован от всего мира, не имеет возможности войти в связь хотя бы с одним существом.

Попав в такое положение, человек ищет виноватых вне себя. Смешно, когда человек обвиняет окружающих в своих ошибках. Как будто другие могут быть виноваты в том, что через ваш ум прошла дурная мысль! Никто не может замутить глубокий и мощный ручей. Следовательно, если кто-то извне вас замутит, это показывает, что вы – не глубокий ручей.

Причина замутнения – в самом тебе. Ты допустил в свой ум нечистую мысль, которая прервала все твои связи с внешним и внутренним миром. При таком положении не остается ничего другого, кроме как звать на помощь существ разумного мира, то есть разумной природы. Она имеет в своем распоряжении верных служителей, которые придут на помощь и восстановят прерванные связи. Это может произойти за час, а может – за несколько дней, в зависимости от того, насколько велико повреждение.

Одна из задач ученика – знать причины своих состояний и различать, какие состояния – физические, какие – духовные, а какие – Божественные. Физические состояния ограниченны и мимолетны, они быстро меняются. Представьте себе, что вы в хорошем настроении, думаете, что никакие силы в мире не может вас лишить равновесия. Однако приходит приятель и колет вас иголкой в руку, на глубину один-два миллиметра. Вы сразу подпрыгиваете, а потом сердитесь на приятеля, что уколол вас. Ваше хорошее настроение исчезает, потому что у вас болит рука. Через некоторое время боль проходит, и ваше хорошее настроение восстанавливается. Если бы вы имели самообладание, не потеряли бы хорошего настроения.

Если кто-то украдет у вас перстень, который вам нравится, или какую-нибудь книгу известного автора, ваше состояние сразу изменится. Другое дело, если бы вы носили знание в голове или были внутренне богаты. Ученый, богатый, сильный человек не поддается внешним влияниям, он устойчив. Такой человек в состоянии посредством своей мысли парализовать всякий удар, который ему наносится извне.

Должен ли человек противопоставляться внешним условиям? Конечно должен. Для этого ему даны ум, сердце и воля, — чтобы он мыслил, чувствовал и действовал. Если какая-то неразумная сила приходит извне и ударяет вас по голове, используйте мысль и волю, чтобы с ней справиться. Другое дело, если сила разумна и несет с собой определенное благо.

Так что пока вы на земле, вы будете получать удары различного характера – физического, духовного и умственного. Если вы разумны, вы будете правильно их использовать и с каждым днем становиться умнее. Глупый же человек, вместо того, чтобы поумнеть, глупеет. Следовательно, испытания могут быть кармическими или не кармическими, но человек должен быть умным, должен знать, как с ними справиться.

Под Казанлыком один крестьянин поставил около загона для скота капкан на медведя. Каково же было его удивление, когда утром он обнаружил в капкане не медведя, а собственного осла! Почему осел попал в медвежий капкан? Потому что был любопытен и захотел посмотреть, что там такое, что это его хозяин оставил около загона.

В мире много медвежьих капканов, но попадают туда не медведи, а люди. Почему? Потому что люди проявляют любопытство. Они начинают трогать капкан с разных сторон, пока не попадут в его клещи. Если бы люди не проявляли любопытства, не попадали бы в капканы. Астральный мир полон медвежьих капканов в виде красивых цветов, сладких соков, разнообразных хороших вещей, которые издали привлекают человека. Разумный мир предупреждает человека, чтобы он был внимателен, не попал в какой-нибудь капкан. Учитель говорит ученикам: когда проходите через определенные места, будьте внимательны, ничего не трогайте, не останавливайтесь около чего-либо. Пройдите быстро. Будьте довольны тем, что видели издалека, этого вам достаточно.

Нынешние люди мыслят правильно, но поступают прямо наоборот: где ни пройдут, все трогают, все рассматривают, и не подозревают, что за красивыми по видимости вещами кроется какой-нибудь медвежий капкан. Если ученик захочет испробовать все красивые вещи в мире, у него преждевременно побелеет голова, и в конце концов он убедится, что ничего не приобрел, а только потерял.

Медвежьи капканы есть не только вне Школы, но и среди вас, в Школе, поэтому все вы должны бодрствовать и быть внимательными, не проявлять любопытства. Задача каждого человека – самому себя беречь. Если он будет невнимателен, будет часто попадать в капканы и потом жаловаться, спрашивать, почему существуют капканы в мире, почему человек в них попадает, и т.д. Будет говорить о карме, сетовать на свою судьбу и ничего не приобретет.

Какие объяснения ни давай, если человек невнимателен, его ждут капканы. Некая женщина порвала шелковую блузу и начинает искать причину. Есть много причин: она была невнимательна, или чего-то испугалась и побежала, или зацепилась за проволоку. Однако при всех этих объяснениях одежда остается порванной. Для вас как учеников важны не объяснения и не причины вещей, вам важно научиться искусству строить, быть хорошими мастерами.

Каждый должен научиться новому искусству – строить, и отказаться от старого – рушить. Не спрашивайте, почему нечто происходит так, а не иначе, почему кто-то вас обидел, почему остановил, а искренне пожелайте в себе сделать некое доброе дело, какого вы никогда не делали: примириться со всеми своими близкими, с которыми вы были в плохих отношениях, пожертвовать собой ради ближнего и этим его возвысить. Стремитесь к этим вещам, не останавливаясь перед обидами и огорчениями, которые близкие вам причиняют. Тот факт, что они поступили нехорошо, означает, что они попали в некий медвежий капкан. Не сердитесь на них, но поищите способ помочь им выбраться оттуда.

Достаточно задумать доброе дело, чтобы на вашем пути возникло множество капканов. Пока вы не сильны в добре, вы всегда будете попадать хотя бы в один из этих капканов. Слышите, как некто вам нашептывает: "Что это ты собрался делать добро? Сейчас не время, отложи это до более благоприятных условий". Это нашептывание – медвежий капкан, поставленный на вашем пути.

Кто пришел в Школу, тот подвергнется большим искушениями и испытаниям. Вам не нужно знать, почему и зачем приходят эти испытания. Важно учиться справляться с искушениями. Чем лучше человек с ними справляется, тем большему научится. Искушения придут и извне, от окружающих, и изнутри, от самого ученика. В уме появятся противоречивые мысли, а в сердце – противоречивые чувства. Не спрашивайте, почему появляются эти противоречия, но разрешайте их правильно.

Ваша задача, как учеников, прежде всего действовать, а потом думать. Просыпаетесь утром, и вам на ум приходит мысль сделать нечто хорошее. Не думайте, нужно ли это делать, а сразу приступайте к действию. Если к вам приходит Божественное и шепчет вам что-то, вы сразу должны действовать, это нельзя откладывать. Когда выполните работу, можете подумать. По результатам вы поймете, почему нужно было поступить таким образом. Не говорите о поступке, прежде чем он даст результат. Осуществляйте опыты и молчите. Если вы будете говорить о какой-то работе, прежде чем ее начали, вы непременно встретите противодействие, которое вас отклонит или задержит.

Упражнение. В течение недели наблюдайте, какая мысль первой придет вам в голову, когда вы проснетесь. Будьте искренни и заметьте первую мысль, которая появится. Например, некоторым из вас, хотя вы и вегетарианцы, может прийти мысль о жареной курице – отметьте ее. Может быть, кто-то усомнится в пути, по которому идет, — тоже отметьте эту мысль. Кто-то, может быть, подумает, как получить побольше денег, и так далее. Какая бы ни была первая мысль, хорошая или плохая, отмечайте ее в тетради. Если случится, что вам на ум приходят только хорошие мысли, — тем лучше для вас. Это значит, что вы проходите через хорошую местность в умственном мире.

Проводите опыты, выполняйте упражнения, чтобы приобрести опыт и знания. Некоторые ожидают всего готового, ждут, что Бог их просветит. И это возможно, но если Он увидит, что вы находитесь слева от Него, Он применит к вам один метод, а если справа – другой. Если вы находитесь слева, Он переместит вас направо, потом вперед, и тогда будет вам заниматься. А такое перемещение приносит страдания. Невозможно оказаться справа от Отца, пока не пройдешь через большие страдания.

И мать должна поступать таким же образом. Если ребенок слева от нее, она должна его обнять и переместить направо, после этого поставить его перед собой, поцеловать, и начать с ним разговаривать. Вы спросите, почему так, нельзя ли без перемещения и т.д. Попробуйте, и сами себе ответите. Если вы – отец или мать, проделайте опыт со своими детьми. Если у вас нет своих детей, попробуйте с чужими. Пойдите в какое-нибудь бедное семейство или в детский приют и там проведите опыт. Не думайте о том, что скажут о вас люди. Важно проделать опыт. Дети, с которыми вы проведете опыт, будут довольны. Есть дети в приюте, которые не знают материнских объятий и поцелуев. Они удивятся, откуда взялся этот добрый человек, который их обнимает и целует. Но пусть этим занимается только тот, кто готов проделать опыт по закону Любви и Мудрости. Кто не готов, путь не делает этого, чтобы не впасть в искушение.

И ангелы проводят такие опыты. Бог посылает великого ангела на землю, чтобы он помог некоему грешному человеку. Он должен обнять и поцеловать этого человека, чтобы его возвысить. То же делает и святой. Он идет к некоему падшему, грешному человеку, чтобы очистить и возвысить его душу. В нем нет никакого колебания. Если ему дают такую задачу, он принимает ее с благодарностью и выполняет с любовью. Он знает, что Божественный огонь сжигает и очищает. Нет греха, преступления или ошибки, которые могли бы устоять перед Божественным огнем. Будьте готовы исполнять Божью волю, чтобы Божественный огонь проник в ваше сердце и вы очистили им себя и своих ближних.

От вас не требуется стать святыми. Совершайте опыты, применяйте Божественные законы, чтобы познать себя. Например, кто-то думает, что щедр. Пусть испытает себя, проверит, насколько щедр. Если он – торговец и располагает ста тысячами левов ежегодного дохода, пусть посмотрит, сколько он может дать бедным и как дает. В первый момент он готов дать десять тысяч левов, но пока дойдет до кассы и вынет деньги, начнет колебаться и скажет: "Десять тысяч – много, дам пять". И продолжает уменьшать сумму, пока дойдет до тысячи левов. Разумные существа наблюдают за ним и говорят, что он не щедрый человек, не готов к жертве.

Ученик должен держать свое слово. Сказав что-то, он должен это исполнить. Прежде чем сказал, надо было думать, но если уж обещал что-то, нужно исполнять. Если сказал, что должен дать десять тысяч левов, не нужно изменять свое слово. Что бы ни случилось, ученик должен исполнить свое обещание. Вот что значит характер.

Вопрос не в том, чтобы дать много, но в исполнении обещаний, данных перед Богом. Каждая добрая мысль и хорошее чувство идут от Бога, и их нужно исполнять. В этом заключается послушание человека. Давайте путь в себе Божественным мыслям и чувствам. Только так вы узнаете, откуда они идут. Поэтому сказано в Писании: "По делам их познаете их".

(Тайная молитва)



Перевод М Папуша

Методы природы

На этом сайте
  1. Три жизни
  2. Методы природы
  3. Важные правила
  4. Обязанности ученика
  5. Три категории учеников
  6. Качества ученика
  7. Природные методы
  8. Силы мозга
  9. Правила жизни
  10. Символы и научные правила
  11. Место человека в природе
  12. Необъятная любовь
  13. На пути
  14. Восход и закат
  15. Природная гигиена
  16. Мысль и действие
  17. Влияние музыки
  18. Медвежий капкан
  19. Основные законы
  20. Простые и сложные движения
  21. Живые силы природы
  22. Развитие сознания
  23. Превращение энергий
В издании "Издателство Бяло Братство 2007 г."
  1. Трите живота
  2. Трите метода на Природата
  3. Четирите правила
  4. Първото задължение на учениците
  5. Три разряда ученици
  6. Отрицателни и положителни черти на ученика
  7. Природни методи
  8. Предназначението на музиката
  9. Окултни правила
  10. Символични окултни правила и мерки
  11. Мястото на човека в Природата
  12. Необятната Любов
  13. По Пътя
  14. Изгрев и залез
  15. Окултна хигиена
  16. Мисъл и действие
  17. Влиянието на музиката
  18. Мечешкият капан
  19. Трите основни закона: Любов, Мъдрост и Истина
  20. Прости и сложни движения
  21. Живите сили в Природата
  22. Развитие на съзнанието
  23. Превръщане на енерги
Comments