Простые и сложные движения 1922 0713 0

Простые и сложные движения
20 -я школьная лекция
общего оккультного класса,
13 июля 1922 г., четверг, 19:00
Чам-кория.1

   (Читаются сочинения на тему "Зачем Бог создал человека").

Часто говорят о простых и сложных движениях. Простые движения мы называем еще первичными. Простые движения – это те, которые встречают мало сопротивления на своем пути, а сложные – те, которые встречают большое сопротивление. Простые и сложные движения существуют и в сознании человека. Какое движение вы совершили, чтобы прийти на Чам-кория? – Сложное. Простые, первичные движения направлены к Богу. Они чисты, кристальны, в них нет никакого раздвоения. Сложные движения вызывают раздвоение в сознании. Когда человек отправляется на курорт, он раздваивается. Когда поднимается на гору, тоже раздваивается.

Мало кто из людей осуществляет одно определенное движение – к Богу. Куда бы люди ни пошли, они руководятся многими побудительными причинами. К какому роду движений вы отнесете женитьбу, к простым движениям или к сложным? Юноша и девушка вступают в брак, во-первых, из-за любви друг к другу; кроме того, они хотят иметь детей. На третьем месте стоит желание обеспечить себя: юноша хочет, чтобы кто-то ему готовил, а девушка – чтобы кто-то ее поддерживал и обеспечивал. Поэтому вступление в брак – сложное движение.

Чем более сложно данное движение, тем большие препятствия оно встречает на своем пути. Поэтому, когда вы попадаете в поток сложных движений, знайте, что встретите значительные препятствия или сильное сопротивление. Как ученики вы должны различать силы, которые в вас действуют, знать, к какой категории относится то или иное движение: к первичным — простым, или к вторичным — сложным. Зная это, вы будете легко ориентироваться.

Нынешние люди впадают в большие противоречия, потому что путают простые и сложные движения и вместо желаемого результата получают другой. Не зная сил, которые действуют в движениях, они попадают в какое-нибудь сложное движение, и, думая, что движение просто, ожидают результатов простого движения. В другой раз попадают в простое движение, а ожидают результатов сложного движения, и в конце концов чувствуют себя обескураженными.

Чтобы не быть обескураженными, вы должны различать движения и знать, что каждое движение имеет строго определенные результаты. Смешно религиозному человеку ожидать богатства. Тот, кто хочет стать религиозным человеком в абсолютном смысле слова, не только не может стать богатым, но потеряет и то богатство, которое он имел. Почему? Потому что богатство само по себе – сложное движение. Невозможно в один и тот же момент двигаться в различных направлениях. Путь духовного человека – это узкий путь, путь уединения. Это не значит, что ты всегда будешь один, но путь узок, по нему может идти только один человек. Поэтому мы говорим, что духовный путь прям, это путь простого движения.

Путь светского человека относится к сложным движениям. Светский человек движется среди многих людей, по широкому пути. Проходя между многими людьми, человек естественно поворачивается в ту или иную сторону. Тут пройдет, там обойдет, пока проложит себе путь и выйдет на свободу. Выйдя из толчеи, он говорит: "Слава Богу, благополучно выбрался. Большие препятствия преодолел". Не желая того, человек может попасть на какой-нибудь многолюдный праздник, и чтобы проложить себе путь, ему придется применить метод сложных движений. Ему придется отклоняться в ту и в другую сторону, пока в конце концов он выберется из толчеи. Если кто-то скажет, что много отклонялся, — знайте, что он попал в какое-то человеческое движение. Если же человек говорит, что шел прямо, почти без препятствий, он попал в Божественное движение. Человеческое движение относится к сложным, а Божественное – к простым.

К каким движениям относится истинная дружба? — К простым.

Сложное движение связано с расходованием больших средств, большой энергии, а простые не требуют больших расходов.

Какова причина существования движений? – Жизнь. Если бы не было жизни, и движения бы не было. Следовательно, там, где появляется какое-то движение, обязательно есть жизнь. Какое-то живое существо направило все силы, чтобы найти себе пищу.

Энергии, то есть силы в жизни происходят из умственного мира. Значит, мысль выражается в жизни как импульс, побуждение к движению. Движение – не что иное, как реализация мысли и жизни всех живых существ. Если мысль проста, она производит простую жизнь с первичным, чистым, простым движением. Если мысль сложна, она производит сложную жизнь, со сложными движениями. Например, если у какого-то существа родится мысль испытать Божью Любовь в ее чистых формах, движение его сознания будет простым. Однако если у какого-то существа появится мысль стать великим, создать солнечную систему, в сознании его произойдут сложные движения.

Сталкиваясь и с простыми, и со сложными движениями, люди хотят их примирить, то есть сочетать каким-то образом. Это невозможно. Вы никогда не сможете сочетать простое движение со сложным. Невозможно, чтобы святой и грешник жили в одном месте. Физически они могут быть вместе, но в сердечном и умственном мире они не находятся на одном месте. Святой будет рядом с грешником, пока его не поднимет, то есть излечит его недуги. Врач будет около больного, пока его не вылечит. Иначе они не могут жить в одном месте. Мать будет вместе с ребенком, пока не поставит его на ноги, пока он не сможет сам двигаться. Приняв от матери все, что ему нужно, ребенок пойдет своей дорогой.

На вопрос, зачем Бог создал человека, некоторые отвечают, что Бог создал человека, чтобы проявиться через него. Перед кем может Бог проявиться? Значит, есть другое божество в мире, перед которым Бог должен проявиться? Но и это божество хочет проявиться. Так возникает борьба. На самом деле у Бога нет соперника, с которым Он мог бы бороться.

Что понимается под словом "создание"? — Творчество, построение. Однако слова "творчество", "построение" имеют отношение к материальному миру. Люди строят мост, чтобы перейти с одного берега реки на другой. Мост – средство сообщения. В этом смысле и человек – это мост для сообщения между различными мирами.

Люди говорят о Божественном мире, об умственном, сердечном, физическом мире, не зная их в их сущности. Они живут в физическом мире, не познав его полностью. Каково отношение между Божественным и физическим миром, мало кто знает. Недостаточно только говорить о различных мирах, их нужно понимать. Недостаточно только говорить о Духе и материи, их тоже нужно понимать.

Некоторые говорят, что Дух – великое начало жизни, — находится в постоянной борьбе с материей. Почему Дух должен воплощаться в материи и бороться с ней? Вы скажете, что материя – неразумное начало человека. Почему тогда Разумное и Бесконечное начало должно было воплотиться в материи – в неразумном начале, и дать ему себя ограничить? Вы скажете, что это ограничение необходимо для Духа, чтобы приобрести определенный опыт. Мы же говорим, что для того, чтобы материя могла ограничить Дух, нужно предположить, что и она разумна. Невозможно, чтобы неразумное ограничило разумное.

Но что бы ни говорилось о Духе и материи, этот вопрос остается неразрешенным. Это все равно что подняться на вершину Мусалы и думать, что вы можете изучить ее историю, узнать, как и когда была создана эта вершина. Сегодня мы поднимемся на Мусалу, спустимся вниз и оставим вам вопрос о ее происхождении. Вы будете мыслить долгое время, пока его решите. Вопросы легко задавать, но трудно разрешать.

Например, легко задать вопрос, почему человека пробуждают от сна. Если ты слуга, хозяин тебя будит, чтобы ты работал. Когда устанешь, снова ляжешь спать, чтобы отдохнуть. Положение нынешнего человека похоже на положение слуги, которого хозяин разбудил от сна. До сих пор он спал, но теперь его уже разбудили, чтобы он работал. Это пробуждение мы называем творчеством. Когда человек работает, через него проявляется его хозяин. Кто работает, тот проявляется через то, что сделал. Хозяин же проявляется через планы, которые он дал своему слуге, то есть человеку, который работает.

Итак, когда мы говорим о том, зачем Бог создал человека, лучше задать вопрос, зачем человек пришел на Землю. На этот вопрос легче ответить. Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, чтобы был кто-то, кто вас любит, чтобы он открыл книгу природы и прочел вам нечто из нее. Пока человек не проникнет в анналы природы, он никогда не сможет ответить, каковы его отношения к Богу, и увериться, что без Бога, без прямой связи с Ним он не может расти, не может радоваться жизни, не может проявить разумную умственную деятельность. Это естественно: разумное исходит от разумного, жизнь проистекает от жизни, деятельность от деятельности.

Поскольку человек имеет отношение к сложным движениям, он должен искать свой импульс в первичных, простых отношениях. Это значит для человека быть связанным с Богом по необходимости самого Бытия, причем принципиально, внутренне, по сущности, а не по форме, по содержанию или смыслу как внешним положениям. Только таким образом Божья мысль может дать импульс человеческой жизни. Только так Божественные движения подтолкнут человеческую жизнь.

При таком положении все возможно и достижимо. Помните: без связи с Богом вещи становятся недостижимыми. И тогда, какие бы усилия человек ни прилагал, чтобы овладеть некими природными силами, эту усилия напрасны. Не понимая этого закона, некоторые люди влезают в сад своего соседа и обирают его грушу. Они думают, что имеют право владеть этими грушами. Когда один работает, а другой собирает плоды и ест, — это не владение. Каждый человек работает, чтобы приобрести знание, но никто не имеет права располагать его знанием. Иное дело, если люди друг друга любят. Тогда каждый добровольно дает свои блага свои ближним.

"Если так, будем любить друг друга!" – Любить друг друга значит для людей построить между собой мост. Думаете ли вы, что ваши дела тогда поправятся? Если две стороны настроены враждебно, лучше чтобы между ними не было моста. Они постоянно будут ссориться. Если настроены по-дружески, пусть между ними будет мост. Когда люди готовы служить Богу, пусть между ними будет мост. Если не готовы служить Богу, лучше, чтобы между ними не было моста.

Как ученики вы должны быть внимательны, не путать вещи. Животное всегда останется животным, поэтому должно занимать свое место. Человеческое тоже должно быть на своем месте, и Божественное – на своем. Они не могут примириться. Пока человек руководится своей животной и человеческой природой, он не может сказать, что живет по Божьим законам. На словах все можно сказать, но когда человек останется один, он поступит по-своему. И волк может сказать, что соблюдает закон Христа, но когда встретит овцу, он говорит: "Поскольку я люблю Бога, люблю и овцу, как Его дитя. Она должна пожертвовать собой ради меня". Так думает волк, но овца так не думает. Когда волк съедает овцу, она переживает большие страдания. Когда медведь съедает человека, он тоже проходит через большие страдания. Вообще велики страдания высшего, когда оно попадает в пасть низшего.

Человек пришел на землю не для того, чтобы создавать зверинец, следовательно, животное пусть будет на одном месте, человеческое – на другом, а Божественное – на третьем. Иными словами говоря, волк пусть будет на одном месте, овца – на другом, а человек – на третьем. Между ними должны быть пустоты, чтобы они были отделены друг от друга преградами и через эти преграды говорили друг с другом по-братски. Некто мыслит как волк, другой – как овца; некто чувствует как волк, другой – как овца; некто поступает как волк, другой – как овца. После всего этого они смотрят друг на друга через преграду и говорят: "Дай-ка уберем преграду, чтобы понять друг друга". Это невозможно. Между волком и овцой не может быть никакого взаимопонимания ни по уму, ни по сердцу, ни по воле. Они не могут примириться.

Вы скажете, что Бог может сделать все. Это так, Он может всех примирить. Он может все сделать, но не вы. Не пытайтесь делать то, что Бог делает. Человек должен делать только то, что входит в круг его возможностей. Ученик не имеет права выходить за границы своих возможностей. Не убирайте преждевременно преграду между животным и человеком. Когда к вам придет новое понимание, оно найдет себе место, но не ломайте старое преждевременно. Не примиряйте идеи Божьей Любви с идеями человеческой любви.

Идеи Божьей Любви сжигают непотребное и нечистое в человеке, пока не оголят его совершенно. Они подобны светящимся шаровым молниям в атмосфере, которые, если прикоснутся к человеку, сожгут его или целиком, или сожгут только его одежду, а он останется голым, как новорожденный ребенок. Кто не готов к этим идеям, тот или весь сгорит, или одежда его сгорит, а он, увидев себя голым, усомнится в Боге. Кто готов к Божьей Любви, тот будет доволен, что освободился от своих обносков.

Стремитесь к новому пониманию Любви, с новым содержанием и смыслом. Не думайте, что если вы напишете на себе новое название Любви, поддерживая старое понимание, вы уже живете в Божьей Любви. Не думайте, что одна ваша жертва ведет к Божьей Любви. В Божьей Любви нет никаких жертв. Жертва – это результат сложных движений любви, проявленной в физическом мире. Когда говорится, что человек должен жертвовать собой, это не относится к Божьей Любви. Жертва имеет отношение к физическому миру, куда человек должен спуститься, чтобы понять Божью Любовь.

На Земле человек изучает законы жертвы, откуда постепенно поднимается к Божьей Любви. Посредством жертвы человек учится правильно трансформировать Божественные энергии. Христос говорит: "Если не едите Мою плоть и не пьете Мою кровь, не имеете в себе жизни и не можете обрести вечной жизни". Следовательно, если вы хотите кого-то понять, вы должны пожертвовать собой ради него. Если хотите, чтобы кто-то вас понял, он должен пожертвовать собой ради вас.

В этом смысле еда, то есть жертва – это символ. Физическая жизнь основывается на еде и питье. Если исключить из жизни еду и питье, жизнь потеряет смысл. После того, как человек съест хорошую грушу, в его уме появляется светлая мысль, он решает написать стихотворение. Когда человек ест, он воодушевляется, приобретает расположение к работе, к учению и написанию хороших произведений. Поэтому Христос говорит: "Я – хлеб живой, сошедший с небес, и кто Меня ест, тот имеет в себе жизнь".

Задача ученика – применять закон жертвы разумно. Идти на мелкие уступки – это не жертва. Жертва – это закон, посредством которого примиряются все противоречия. Представьте себе, что вы находитесь в беде, столкнулись с большой трудностью, в которой замешаны ваше имя и материальное положение. Что вы должны сделать, чтобы справиться со своей трудностью? Откажитесь от денег, которые кто-то вам должен, пожертвуйте чем-то своим, и ваша скорбь сразу сменится радостью. При таком положении вы не будете ждать денег, которые вам должны, но сами займетесь своими запутанными счетами.

Внутренний мир человека стоит больше всех материальных благ. Некто жалеет, что не занимает высокое общественное положение, чтобы хорошо жить. Пожертвуй этой идеей, примирись с положением, в котором находишься, скажи себе: "Не нужно быть видным человеком. Я могу жить хорошо и как обыкновенный человек". Если скажешь так, ты успокоишься, освободишься от бремени, которое носишь в своей мысли.

Жертвовать собой не значит перейти в другую крайность, отречься и от существенного. Кто не понимает закона, говорит: "Мне не нужно знание, не нужно богатство, не нужно много еды". Это ложное понимание закона. Знание, богатство, пища нужны человеку. Но человеку необходимо знание, а не блага, которые оно несет. Иметь знания не значит, что нужно стать министром, доктором и т.п. Чистое знание – простое движение, а блага знания ведут к сложным движениям. Мы рекомендуем ученикам чистое знание. Быть внутренне богатым необходимо для человека, и это простое движение. Внешнее богатство представляет собой сложное движение. Поэтому внешне богатый человек стремится к приобретению домов, имущества, земли, садов и пр. Все, что человек несет в себе, так же необходимо для него, как необходимы свет, воздух, вода и пища.

Следовательно, что касается внутренних благ, которые вы несете в себе, будьте щедрыми, давайте бескорыстно, как природа дает вам свои блага. Природа дает всем людям изобильно воздух, воду и пищу безвозмездно или, как сказано в Писании, даром. Чем более разумен человек, тем правильнее он использует блага природы. Природа хочет от человека разумности, чтобы он ценил то, что получает от нее, и умел этим пользоваться.

Некоторые думают, что, приняв новые идеи, станут лучше. Хорош ли человек, зависит от его развития и применения закона жертвы. Чем лучше понимаешь и применяешь закон, тем ты лучше. Время – не что иное, как проявление закона жертвы.

Когда я рассказываю о жертве, некоторые утверждают, что не следует так говорить. Как нужно говорить? Если у вас есть камень в руке, вы может повернуть его на восток, на запад, на север или на юг, можете положить его выше или ниже. Важно однако положить камень на определенное место. Если даже для камня место точно определено, сколь в большей степени определено место человека! Если человек оказывается на своем месте, он доволен. Однако бывают случаи, когда человек нашел свое место, но все же не доволен. Едва попав на свое место, он сразу его оставляет – сам портит свою жизнь.

Следовательно, если вы окажетесь на своем месте, там нужно и остаться. Иначе вы столкнетесь с большими противоречиями, будете ждать, чтобы пришли другие и вас переместили. Каждый камень должен быть на своем месте и выполнять свою службу. Если вы перемешаете камни, здание само по себе рухнет. Если даже удастся его закрепить на один-два года, комиссия, которая его рассмотрит, сама его обрушит и скажет: "Камни этого здания не находятся на своем месте". Так распадаются семейства, общества, государства, религии и т.п.

Каждый человек подвержен опасности строить по-старому. Откажитесь от старого способа и примите новый, который основывается на законе жертвы. Каждая ваша мысль, каждое чувство и действие должны быть абсолютно чистыми, бескорыстными.

Вы скажете, что нужно жить по-братски между собой. Хорошо жить по-братски, но пока вы дойдете до этого положения, волк должен жить с волком, медведь – с медведем, овца – с овцой, человек – с человеком и т.д. Один из пророков сказал, что придет день, когда ягненок и лев будут жить вместе. Когда это будет? Когда Господь начнет жить во всех живых существах. Между ними будет большой простор, все будут довольны и сыты. Пока не придет этот день, не примиряйте добро со злом, не помещайте в одно и то же место дурные и хорошие мысли и чувства. Пусть все будет на своем месте. Не понимая природу людей, вы приводите волка в стадо овец и говорите: "Он хороший, очень умный, интеллигентный, он заслуживает этого места". А назавтра он покажет свои зубы и когти, поест овечьего мяса. Куда ни повернетесь, встретите волков и волчиц, медведей и медведиц, которые находятся не на своем месте.

Изучайте символы, которыми пользуется природа, чтобы познать себя. Все минералы, растения и животные – не что иное, как символы, которые представляют собой азбуку природы. Природа прошла великий путь развития. Она претерпела большие изменения, пока достигла того положения, в котором мы сегодня ее находим.

Чтобы понять и познать себя, человек должен вернуться к первичным движениям, которые подразумевают движения абсолютной чистоты и бескорыстия. Нынешний человек идет по пути сложных движений, которые ведут к трудноразрешимым задачам. Чтобы решить свои задачи, он должен быть сообразительным, выносливым, иметь такт, умение, волю, знания. Если он не обладает этими качествами, он будет понимать вещи неверно и попадать в противоречия.

Один священник проповедовал в церкви о жертве и подкрепил беседу стихом, в котором Христос сказал: "Если у тебя есть две рубахи, отдай одну бедным". Вернувшись домой, попадья решила применить этот стих в жизни. В дверь постучал бедный, оборванный нищий. Она тут же вытащила новую рубашку мужа, у которого были две рубашки, и отдала нищему. Вернувшись из церкви, священник стал искать свою новую рубашку и, не найдя, спросил жену, куда она ее положила. Попадья, довольная своим поступком, ответила: "Я отдала ее нищему, потому что хотела выполнить то, что говорилось в стихе, о котором ты сегодня проповедовал". Священник же рассердился и сказал, что она неверно поняла стих: "Если ты решила применить Христов закон, нужно было отдать свою рубашку, а не мою. Отдать свою рубашку – это моя задача".

Не отдавайте чужие рубашки бедным. Если хотите исполнить Христов закон, отдавайте свое. Вы возразите, что сказано: "Даром получили, даром давайте". Так и есть, но давайте свое.

Что ваше? – Плод. Следовательно, если в ваш ум проникнет Божественная идея, вы не имеете права отдавать ее другим, пока не посадите и не обработаете. Только когда плоды завяжутся и созреют, вы имеете право отдавать их. Пока вы не посадили и не вырастили идею, она не ваша, вы не имеете права ее отдавать. Плоды же ее можете раздавать всем. Христос говорит, что всякая ветка виноградника должна давать плод. Как ученики великой жизни вы должны приготовиться сеять, жать и раздавать свои плоды. Это одна из сложных задач.

Есть и более сложные задачи, но к ним вы еще не готовы. Что означают слова "не готовы"? Представьте себе, что я предлагаю вам пойти в зимний холодный день на гору, покрытую снегом и льдом. У вас нет обуви, теплой одежды. Можете ли вы выполнить такую задачу? Не можете, вы к ней не готовы. Вы скажете, что в Боге все можете сделать. – Бог все может сделать, но не вы.

Чтобы хорошо выполнять задания, ученик должен быть послушным, точным и исполнительным, не проявлять никакого любопытства. Представьте себе, что я даю вам следующую задачу. На расстоянии десяти километров отсюда вы найдете полный мешок. Возьмете его, положите в телегу и отвезете на ближайшее поле. Когда достигнете определенного места, развяжете и посеете зерно на поле, которое уже вспахано. Когда придет день жатвы, пожнете пшеницу и зерно соберете в амбар. Тогда будете иметь право подумать о задаче, которую выполнили. Сначала нужно действовать, а потом думать. Если же вы проявите любопытство и захотите развязать мешок, чтобы посмотреть, что в нем, захотите объяснений, зачем нужно везти его в поле, где находится это поле, кто его вспахал и пр., то потеряете много времени, пока удовлетворите свое любопытство и будете слушать объяснения, а вместе с тем пропустите и благоприятные условия для сеяния. Поэтому в Божественном мире не позволяется никакого колебания, никакой потери времени. Если вам дают какую-то задачу, исполняйте ее вовремя.

Поднявшись на гору, стремитесь воспринять от нее как можно больше энергии, чтобы правильно решать свои задачи. Когда поднимаетесь в горы, будьте точны и исполнительны. Вершина Мусалы сейчас покрыта оледеневшим снегом, который препятствует восхождению. Вы все должны быть внимательными, нужно проверять каждый шаг. Если основа под ногами твердая, прочная, можно смело идти вверх. Не хорошо и возвращаться назад, но проверяйте свой путь. Хорошо быть смелым и решительным, но в таких экскурсиях требуется разумность. Не нужно спешить. За спешку человек может поплатиться жизнью. Притом, когда ходите по горам, старайтесь не разбрасывать камни. Если будете их разбрасывать, какой-нибудь камень может ударить кого-то по ноге или по голове и причинить большое несчастье. Каждая задача, которая не выполняется правильно, дает плохие результаты.

Экскурсии, которые мы совершаем, имеют целью познакомить вас с теми возвышенными существами, которые принимают участие в ваших действиях. Не думайте, что в горах вы можете делать все, что захотите. Каждый ваш поступок прослеживается. Чтобы справиться с горными условиями, вы должны иметь живую веру, которая не отступит ни перед какими трудностями. Живая вера делает поступки людей необыкновенными. Если ваши поступки необыкновенны, и любовь ваша необыкновенна.

(Тайная молитва)

1 Современный Боровец, недалеко от Рильских гор и вершины Мусала, куда Учитель нередко водил учеников на экскурсии. В более поздние годы на Рильских озерах летом устраивали лагерь и проводили соборы.

     


Перевод М Папуша

Методы природы


  1. Три жизни
  2. Методы природы
  3. Важные правила
  4. Обязанности ученика
  5. Три категории учеников
  6. Качества ученика
  7. Природные методы
  8. Силы мозга
  9. Правила жизни
  10. Символы и научные правила
  11. Место человека в природе
  12. Необъятная любовь
  13. На пути
  14. Восход и закат
  15. Природная гигиена
  16. Мысль и действие
  17. Влияние музыки
  18. Медвежий капкан
  19. Основные законы
  20. Простые и сложные движения
  21. Живые силы природы
  22. Развитие сознания
  23. Превращение энергий



В издании "Издателство Бяло Братство 2007 г."
  1. Трите живота
  2. Трите метода на Природата
  3. Четирите правила
  4. Първото задължение на учениците
  5. Три разряда ученици
  6. Отрицателни и положителни черти на ученика
  7. Природни методи
  8. Предназначението на музиката
  9. Окултни правила
  10. Символични окултни правила и мерки
  11. Мястото на човека в Природата
  12. Необятната Любов
  13. По Пътя
  14. Изгрев и залез
  15. Окултна хигиена
  16. Мисъл и действие
  17. Влиянието на музиката
  18. Мечешкият капан
  19. Трите основни закона: Любов, Мъдрост и Истина
  20. Прости и сложни движения
  21. Живите сили в Природата
  22. Развитие на съзнанието
  23. Превръщане на енергиите
Comments