Развитие сознания 1922 0727 0

Развитие сознания
 
 
22-я школьная лекция 
общего оккультного класса, 
27 июля  1922 г., четверг, 
19:00,— 20:50
Чам-кория.

 

(Тайная молитва)

(Читаются сочинения на темы "Самый правильный метод воспитания воли" и "Физический мир")

Говоря о развитии сознания, мы имеем в виду сознание в широком смысле слова. Слово "сознание" образовано из предлога "с" и существительного "знание". Иметь сознание значит быть со знанием, сознавать вещи. Сознание имеет скорее духовный, чем материальный характер. Сознавать вещи значит в данный момент делать различие между двумя состояниями, между двумя направлениями – правильным и ошибочным, между двумя чувствами и поступками, — знать, какие правильны, а какие неправильны.

Когда говорится о сознании, некоторые испытывают такое чувство, будто слушают музыку, и говорят: "Как эта музыка хороша!" Однако недостаточно сказать, что тот или иной музыкальный отрывок хорош. Вы должны уметь определить, какая часть музыкальной пьесы лучше всего, различать тоны и знать, не пропущен ли какой-нибудь из них. Хороший музыкант, специалист, слышит тоны по отдельности, знает, не пропущено ли что-то и т.д. Если вы не можете постичь малейшие проявления сознания и различать их, как музыкант различает тоны, вы не можете быть учениками. Ученик различает вещи и никогда не заблуждается.

Если дать музыканту музыкальную пьесу, он рассмотрит ее внимательно, увидит, какие тоны принимают в ней участие, какие есть длительности – половины, четверти, восьмушки и т.д., а потом ее сыграет. Он различает тоны и понимает их смысл, может правильно их сочетать, чтобы из них получилась нечто гармоничное и законченное. Однако если дать ту же музыкальную пьесу человеку, который ничего не понимает в музыке, он посмотрит на ноты иначе. Он представит себе, что целая нота – это какая-то высокая личность, а себя поставит на место половины или четверти и посмотрит, какое место он занимает по отношению к целой ноте. Он хочет знать, находится ли близко к целому, от этого зависит его счастье.

Рассматривайте вопрос музыкально, смотрите, как вы можете гармонизовать тоны. Не останавливайтесь на вопросе, насколько вы далеки от целой ноты или близки к ней. Каждый тон важен настолько, насколько он имеет выражение в общей гармонии, а не в зависимости от своего расстояния от целой ноты. Иная нота находится в конце музыкальной пьесы, но придает выражение целой пьесе. Например, мажорная музыка начинается шумно, бурно, с выражением. Минорная начинается тихо, спокойно и постепенно расходится, пока не дойдет до самого высокого места, откуда снова успокаивается и заканчивается тихо, без усиления.

Следовательно, чтобы правильно развиваться, ученик должен понимать жизнь и отношения так, как Бог их сочетал и привел в гармонию. Вы должны знать, что в течение дня вы занимаете различные места в музыкальной пьесе. От утра к вечеру вы меняете ваше место на нотной строке и в гамме. Если сейчас вы находитесь в одном отношении со своим Учителем, на другой день измените свое место по отношению к нему. Нет двух одинаковых моментов в жизни человека.

Некая внутренняя разумная сила устраивает отношения и места живых существ. Куда поместить определенную ноту, зависит от музыканта, а не от вас. Зная это, вы не имеете право роптать, почему помещены на то или на иное место, наверху вы или внизу. Являетесь ли вы целой нотой, половинкой, восьмушкой или четвертью – это не важно. Находитесь ли вы в партии скрипача или барабанщика, – и это не важно. Вы должны слиться в общей гармонии, не чувствовать себя отдельными. В мире на первом плане стоит Божественное сознание, которому все сознания подчиняются, как отзвуки Великого сознания. Оно представляет собой целую ноту, а вы – ее части. Целое звучит наиболее сильно, а части дополняют общую гармонию. Действует целое, а части – отголосок и дополнение целого. Стремитесь быть в согласии и гармонии с Целым, правильно исполнять свое предназначение.

Каждая часть должна сознательно работать над собой, чтобы себя усовершенствовать. Что значит для человека совершенствование? Как достигается совершенствование? – Посредством познания Бога. Познавать Бога значит познавать Его в Его проявлениях, как Любовь, Мудрость, Истину, Правду, Добродетель и т.д. Вне этих проявлений вы не можете Его познать.

Все люди хотят познать Бога, но когда Его Правда применяется к ним, они говорят: "Этого мы не хотим". Когда применяется Его Мудрость, они говорят, что не понимают ее. Когда в жизни применяется Истина, они говорят, что ее свет слишком силен для их глаз, что они не могут его выдержать. Когда применяется Его Любовь, говорят, что не пришло еще время. Чего можно достичь при таком сознании? В сознании всех людей должна наступить коренная перемена, чтобы правильно отражать Божественные мысли, чувства и действия. Сознание людей должно очиститься, стать чистым и гладким, как водная поверхность, чтобы правильно отражать и преломлять светлые мысли и чувства, которые идут из пространства. Только когда отражение Божественного света становится в человеческом сознании правильным, человек видит красоту и смысл мира. Тогда он уже не спрашивает, зачем создан мир и кто его создал.

Сейчас всем людям необходимо очистить свое сознание. Чтобы этого достичь, освободите сознание от обыкновенных мыслей и желаний, от мелочей жизни. Человек должен перестать беспокоиться о вещах, о которых уже подумала природа. Что есть и что пить – это не ваша забота. Природа дала обильную пищу для всех живых существ. Если вы беспокоитесь о пище, вы стоите не выше волка или птички. И они целыми днями ищут себе пропитание и только об этом и думают. Человек выше и волка, и птички. Он должен сознавать, что Другой уже подумал о нем. Если он сознает это, он найдет себе пищу точно вовремя и в таком количестве, которое на сегодня ему нужно.

Задача человека заключается не в поисках пищи, а в служении Богу. Служа Богу, он изучает Его язык. Зная Его язык, он достигнет всего, чего желает. Божественная Школа поставила своей задачей научить людей Божественному языку. Она уже начала – преподается первая буква азбуки. Вы скажете, что этот язык труден. Труден только для тех, у кого нет желания его изучать. Однако для прилежных и послушных учеников он легок и приятен.

Школа располагает различными методами преподавания. Поэтому ученикам рекомендуется молиться, любить друг друга, учиться и т.д. Все это – пособия, которые готовят учеников к изучению Божественного языка. Зачем нужно любить друг друга? – Чтобы изучить Божественный язык. – Зачем нужно верить? – Чтобы изучить Божественный язык. – Зачем нужно быть разумными и любить Истину? – Чтобы изучить Божественный язык.

Все люди говорят о любви, хотят быть любимыми. Что значит любить кого-то, что значит, что кто-то вас любит? Когда любят кого-то, делают ему подарки, покупают одежду, обувь, хорошо кормят и т.д. Проявлять внешнее внимание к человеку – это еще не любовь. Давать внешне – не любовь. Если, уезжая за границу, хозяин оставляет слуге свое имущество, это не показывает, что он его любит. Хозяин любит прежде всего себя, он имеет в виду свои интересы, а не интересы слуги. Вернувшись домой, хозяин сразу входит в свою роль, а слуга занимает свое место. И матери думают, что их любовь к детям идеальна, но так ли это на самом деле? Мать воспитывает дочь или сына с любовью, но глубоко в ней кроется корыстолюбивая мысль, что дети вырастут и будут заботиться о ней в старости.

Человек должен освободиться от корыстолюбия. Отношения человека к Богу должны быть абсолютно бескорыстными. Давайте, не ожидая ничего взамен. И Христовы ученики боролись за первое место, одни хотели сесть справа от Христа, другие – слева. Это корыстолюбие. И сейчас, через две тысячи лет после Христа, люди борются за первенство. Так не входят в Царство Божие! Сознание людей должно возвыситься, должно проникнуться мыслью служить бескорыстно. Таким образом вы придете к Истине.

Вы пройдете через глубокую горечь и испытания и, если выдержите их, войдете в Царство Божие. Испытания и страдания – это пробный камень для человека, как кислота – для золота. Сказано в Писании: "Претерпевший до конца спасется". Нынешние люди готовятся к восприятию великой Истины. Разумный мир подвергнет всех людей испытанию. Воспринять Истину значит обрести свободу. Только свободный человек может войти как гражданин в Царство Божие. Если человек не имеет свободы, он может быть только гостем, а в Царстве Божьем гостей не принимают.

Чего ожидает молодая девушка от женитьбы? Когда войдет в другой дом, ее ждет работа. Кто живет в деревне, будет месить хлеб, готовить, стирать, копать. Так и духовные люди должны знать, что их ждет работа. Если они думают, что в духовном мире их примут с песнями и музыкой, с лавровыми венками, они на ложном пути. Там требуется сначала работа, а потом уже музыка и песни. Некто отправляется на тот свет, к разумным существам, где все красиво, гармонично, все в изобилии. Но приходит приказ, что он должен спуститься вниз помогать страдающим. Если начнешь роптать и проявлять недовольство, что-де нарушают твое спокойствие, — ты не готов к Царству Божьему. Ты должен оставить свое место с радостью и отправиться помогать своим слабым братьям.

Бог проявляется повсюду – и на небе, и на земле. Он испытывает всех людей. Вы не знаете, где и как Он начнет, и чем кончит. Будьте готовы ко всему! Когда вам обещают какое-то благо и не дают его, радуйтесь, Может быть в этом благе крылось ваше несчастье. Когда Бог медлит дать вам какое-то благо, этим Он оберегает вас от опасностей, которые в нем кроются. В этом смысле и зло, и искушение уместны. Иногда малое искушение бережет человека от большого, малое злое бережет от большего. Поэтому болгарская поговорка гласит: "Приходи зло, без тебя еще хуже" ("Ела зло, че без тебе по-зло")

Как ученики вы должны иметь в своем сознании ясное представление о том, какие перемены происходят в Божественном мире. Тогда вы поймете, что важно не то, что делают люди, а то, как создан этот мир. Божий Дух, Который является причиной перемен в мире, раздает Божьи блага людям, как считает нужным. Ваша задача – понять Божий Дух, изучать Его. Он – источник Божьей Любви, носитель Божьей Мудрости, Божьей Истины, Правды, Добродетели. Его вы должны слушать! Если бы вы Его слушали, среди вас не было бы никаких споров. Кто носит в себе Дух, тот легко справляется со всеми обидами и огорчениями.

Проводите опыты, смотрите, за какое время вы можете переработать в себе какую-нибудь обиду. Чем легче вы можете превратить обиду в приятное чувство, тем сильнее ваша связь с Духом. Если вы оставляете времени стереть обиды и огорчения – и это происходит, но вы не выучили свой урок. Хороший ученик – тот, кто может самое большее за час стереть обиду из своего сердца. Стих, в котором Христос призывает любить своих врагов, подразумевает именно этот закон, превращение обиды в положительное чувство. Горькое слово в состоянии избавить человека от большого зла.

Задача ученика – очистить свое сознание от всех наслоений. Как это достигается? – Работой и молитвой. Это значит для человека отправить свою душу к Богу, к своему Духу, чтобы просветлить свое сознание. Бог присутствует только в чистом сознании. Там – Божий Дух, Который, растопив все тугоплавкие элементы, сжигает все нечистое. Делайте усилия, чтобы, преодолевая все трудности, выучить свой урок. Кто не пробудится и не будет работать, будет много раз начинать сначала, но не увидит результата.

Вы скажете, что Любовь разрешает все вопросы. Это верно, но не человеческая любовь разрешает вопросы.

Любить, быть мудрым, любить Истину – это не привилегия, а необходимость. Когда вы сталкиваетесь с необходимостью, — подчиняйтесь. Кто не подчиняется этому закону, тот сам себе подписывает приговор. Кто не любит, тот не имеет в себе жизни; кто не стремится к Мудрости, не имеет света в уме; кто не стремится к Истине, тот сам себя ограничивает. Зная это, вы каждый день должны себе говорить: "Я должен любить, быть умным, любить Истину, быть правдивым и добродетельным. Этого требует Божественный закон, в котором нет никаких исключений". Если ты войдешь в противоречие с этим законом, он тебя сметет. В этом заключается Божественное учение: подчиняться великим законам с полным сознанием и любовью.

Не понимая законов Бытия, люди спрашивают себя, почему приходят страдания. Посредством страданий человеческое сознание очищается и развивается. Только тот, кто имеет пробужденное сознание, понимает, что значит закон необходимости и закон Любви. По необходимости ты ешь и пьешь воду, работаешь и отдыхаешь, пока не дойдешь до закона Любви, где все делается сознательно и свободно. Где присутствует Любовь, там нет споров, нет противоречий и сомнений. В Любви существует полное согласие и понимание между людьми.

"Как нужно любить?" – Любовь – внутренний закон в человеке, который нас учит, как любить. Кто учит маленьких утят плавать? Кто учит маленьких цыплят клевать? Едва вылупившись из яйца, утята уже умеют плавать, а цыплята – клевать. И вы, как только вылупитесь из яйца, будете уметь плавать и клевать. В человеческом сердце записан Божий закон. Там записано все, что человек должен делать. Достаточно открыть книгу и начать читать. Если начнешь философствовать, а не читать, ты не сможешь применить Любовь. Слушайте Божий глас, Который с вами говорит. Это голос матери, которая собирает малышей вокруг себя. Те, кто не слышит голоса матери, отдаляются от нее и теряют благоприятные условия жизни. Велики страдания ребенка, который потерял мать. Велики страдания человеческой души, которая отдаляется от Бога. Блажен тот, кто слышит Божий глас в себе, понимает Его законы и им подчиняется.

(Тайная молитва)


Перевод М Папуша

Методы природы

  1. Три жизни
  2. Методы природы
  3. Важные правила
  4. Обязанности ученика
  5. Три категории учеников
  6. Качества ученика
  7. Природные методы
  8. Силы мозга
  9. Правила жизни
  10. Символы и научные правила
  11. Место человека в природе
  12. Необъятная любовь
  13. На пути
  14. Восход и закат
  15. Природная гигиена
  16. Мысль и действие
  17. Влияние музыки
  18. Медвежий капкан
  19. Основные законы
  20. Простые и сложные движения
  21. Живые силы природы
  22. Развитие сознания
  23. Превращение энергий

В издании "Издателство Бяло Братство 2007 г."
  1. Трите живота
  2. Трите метода на Природата
  3. Четирите правила
  4. Първото задължение на учениците
  5. Три разряда ученици
  6. Отрицателни и положителни черти на ученика
  7. Природни методи
  8. Предназначението на музиката
  9. Окултни правила
  10. Символични окултни правила и мерки
  11. Мястото на човека в Природата
  12. Необятната Любов
  13. По Пътя
  14. Изгрев и залез
  15. Окултна хигиена
  16. Мисъл и действие
  17. Влиянието на музиката
  18. Мечешкият капан
  19. Трите основни закона: Любов, Мъдрост и Истина
  20. Прости и сложни движения
  21. Живите сили в Природата
  22. Развитие на съзнанието
  23. Превръщане на енергиите
Comments