Важные правила 1922 0309 0

Важные правила ООК I

3-я школьная лекция 
общего оккультного класса, 
09 марта 1922 г., четверг, 
7ч. 10 мин. вечера 
София.

   (Тайная молитва)

   От всех вас требуется порядок и дисциплина, но не насильственные. Каждый сам должен дисциплинировать свои мысли и чувства. Кто этого не может, тому лучше не приходить в класс. Тут нужна абсолютная гармония. Когда человек входит в храм, он знает, как там нужно себя вести. Так же и в Школе есть определенная дисциплина, которой ученик должен подчиняться.

   Вы можете быть среди друзей и жить в гармонии, только когда исполняете законы абсолютной Любви, абсолютной Мудрости и абсолютной Правды. Они общи для всех, ни для кого нет исключения. Здесь закон абсолютен. В мире есть относительная любовь, относительная мудрость и относительная правда, но человек должен идти по пути абсолютного, а не по пути относительного и преходящего. Если вы идете по пути абсолютного, вы будете иметь содействие разумного мира. В абсолютном мире есть только одно мнение о вещах, а в относительном – много мнений. Разумный мир – место порядка и дисциплины. Там нет насилия, как на земле, там законы пишутся не на бумаге, а в уме, в сердце, в душе или в духе. И каждый исполняет их в соответствии со степенью своего развития.

   Итак, чтобы учиться, вы должны быть свободны от ненужных страданий и трудностей. Если ученик приходит в Школу с болью в голове, в груди или в желудке, он не может учиться. Если он не ел несколько дней – не может учиться. Если не одет, тоже не может учиться. Он должен иметь все, что ему необходимо. И вы, если приходите в Школу со своими заботами, ничему не научитесь. Школа – не место благотворительности и не дом призрения. Ученики должны быть здоровы. Больные пусть лечатся, а когда выздоровеют, пусть приходят учиться.

   От вас зависит быть здоровыми или больными. Больными ли вы вышли от Бога? — Здоровыми. Следовательно, если вы больны, в этом виноваты вы сами. Невеждами ли вы вышли от Бога? Если вы теперь невежды, причина этого – в вашей неразумности. Выйдя, вы преждевременно растратили свое богатство.

   Сейчас все люди нуждаются в положительном в жизни. Что было в далеком прошлом, что будет в далеком будущем, — это нас не интересует, для нас важна нынешняя жизнь. Мир имеет дело с положительными величинами. Нынешний мир нуждается в героях и героинях на данный момент. Он не рассчитывает на прошлых и будущих героев.

   Как автор романа изображает героя и героиню, вокруг которых развивается все действие, так и в жизни есть два героя, — мужчина и женщина. А также и каждый человек имеет двух героев – ум и сердце. Герои делают роман интересным. Они придают жизни смысл, дают импульс к красивому, великому.

   Герой и героиня тесно связаны. Если вы уничтожите одного, другой тоже исчезнет. Поэтому мы говорим, что ум без сердца или сердце без ума ничего не достигнут. Дух – автор, выбирающий своих героев, – ум и сердце. В ум как героя он вносит одни качества — силу, смелость, решительность. А в героиню, – сердце, — вносит качества пластичности, выносливости, терпения. Он ставит героя в условия, когда тот побеждает, а героиню – в условия, когда она страдает и все выносит.

   Каким должен быть ум – ваш герой? Он должен быть сильным, смелым, решительным. Если он ищет легких путей, он превращается в морскую звезду, в губку. Каким должно быть сердце – ваша героиня? Она должна быть пластичной, выносливой, терпеливой. Ученик должен обладать качествами героя и героини, то есть ума и сердца. Если он ищет в Школе легких путей, от него ничего нельзя ожидать.

   Работая над собой сознательно и разумно, человек приобретает качества ученика. Никто не рождается готовым. Что это за герой, который колеблется и отступает от своего призвания? Что его ожидает? Он раз и навсегда теряет благоволение героини. Что это за героиня, которая отступила от своего принципа, от своего призвания? И она теряет благоволение героя.

   Теряя свои силы, изменяя своему призванию, люди ищут других способов разрешения своих задач. В математике задачи решаются только одним способом. Там не допускаются никакие ошибки, никакие исключения. Не позволяется ошибиться даже на единицу. Если эта единица входит в число, которое много раз повторяется в вычислениях, она может причинить большой вред.

   Ум решает одни задачи, а сердце – другие. Где тогда остается воля? Воля – ребенок ума и сердца. Воля – результат продуктивной работы ума и сердца, которые шли новым путем и работали сообразно Божьему закону. Слабая воля показывает, что ум и сердце бездетны. Человек со слабой волей жил неразумно.

   Чтобы понять свой ум, сердце и волю, необходимо познание четырех темпераментов: умственного или нервного, который имеет от ношение к мозгу, сангвинического, который имеет отношение к легким, к дыхательной системе, холерического, имеющего отношение к мышечной и костной системе, и флегматического, имеющего отношение к системе желудка.

   Когда силы умственного темперамента проявляются правильно, мысль течет плавно, легко. Ум — светлый, продуктивный. Строение лба имеет красивую форму. Человек с таким темпераментом быстр, энергичен, работоспособен. Поскольку в этом темпераменте главную роль играют мозг и нервы, человек должен уметь регулировать электричество. Мозг – это динамо, производитель электричества.

   Различные центры мозга воспринимают и передают различные виды энергии. Из опыта известно, что если отнять у мозга или придать ему ту или иную энергию, сразу меняется состояние ума. Например, человек испытывает страх, неспокоен. Достаточно, чтобы какой-нибудь смелый человек положил руку ему на голову, в то место, где находится центр страха, чтобы отнять соответствующую энергию, и страх исчезнет. И наоборот, если боязливый человек положит свою руку кому-то на соответствующий центр, он передаст другому человеку энергию страха. Значит, страх можно отнять, а можно и передать.

   Таким же образом можно пробудить центр милосердия в данном человеке, а можно произвести и обратную реакцию. Иногда у человека нет желания делать добро, проявить милосердие. Нечто повлияло на него извне.

   Поэтому человек должен знать, является ли определенная мысль или желание его собственными, или пришло извне. Берегитесь чужих мыслей и желаний, привнесенных извне. Есть болгарская поговорка: "Чужое – всегда чужое, его и на Пасху можно забрать". Человек должен рассчитывать только на свое, на то, что прошло через его ум, испытано его сердцем и применено его волей. Только на этом можно строить. В Школе все основано на опыте. Хорошая пища сама себя рекомендует. Попробуйте ее и по результату судите.

   Сангвинический темперамент, называемый воздухообразным, вносит в человека расширение. Человек с таким темпераментом экспансивен, имеет живое воображение. Поскольку этот темперамент связан с дыхательной системой, человеку нужно дышать глубоко, развивать легкие, улучшать кровообращение. Когда дыхательная система хорошо развита, и умственная деятельность проявляется правильно. Если дыхательная система не функционирует хорошо, кровеносные сосуды слабы, и умственная деятельность не проявляется правильно.

   Холерический темперамент, называемый экзекутивным, оказывает влияние на мышечную и костную систему. Он называется еще темпераментом физического человека. У холериков сильные мышцы, твердые кости. Язык их несколько невоздержан. У людей с холерическим темпераментом развиты центры за ушами.

   Флегматический или жизненный темперамент имеет отношение к желудку. Он называется еще собирательным темпераментом. Когда желудок нормально развит, питание происходит правильно: человек не голодает и не переедает. Важна не величина желудка, а его строение. Кто хочет правильно организовать свой желудок, пусть ест вовремя и не переедает. Если флегматический темперамент не проявлен, человеку не хватает жизненности, и он постепенно сохнет, как цветок без влаги и почвы. Вы скажете, что человек не должен быть толстым. Но и быть очень худым нехорошо. У флегматиков развиты центры вокруг височных костей, которые связаны с хорошим аппетитом. 

   Изучайте темпераменты и их качества и содействуйте их правильному проявлению. Если один из темпераментов не проявлен в человеке, это создает определенные пустоты в характере. Например, только тот может быть терпелив, в ком хорошо развиты качества флегматического темперамента. Человек не может быть быстрым и экспансивным, если в нем не развит сангвинический темперамент. Далее, мысль человека не может быть пробужденной, он не может схватывать вещи быстро, если в нем не развит нервный темперамент. 

   При изучении темпераментов можно измерять органы, с которыми они связаны, но если вы не знаете закона соотношений, можете запутаться в понятиях. Между органами имеется определенное соотношение. Например, ширина носа внизу и височные области показывают развитие жизненного темперамента. При этом ширина ноздрей имеет отношение к ширине руки, а также к ширине лица. Устройство желудка находится в связи с устройством пальцев. От легких зависит, какова рука и мягкие части пальцев. Тот, кто понимает закон соотношений, по одному органу может определить состояние других. Поэтому в Писании говорится, что нет ничего тайного. 

   Вам предстоит сознательная работа. Будьте постоянными в работе, но исключите спешку. Пусть вас радуют сами результаты работы, не ищите и не ждите похвал. На земле опасно хвалить человека. Но как опасно хвалить, так же опасно и ругать. И то, и другое имеет корыстолюбивую основу. Способные ученики, на которых рассчитывали, часто в жизни не оправдывают надежд, похвалы их портят. Ученик должен знать свои способности и не поддаваться похвалам.

   Задача ученика – развить дары и способности, которые в него вложены. Условия для этого даны всем преизобильно. Однако не все одинаково могут использовать условия, не все могут достичь одинаковых результатов. Сначала проявляются талантливые и способные, а потом – обыкновенные. Если вы в этой жизни не можете многого достичь, в будущей жизни условия улучшатся. Это не должно вас обескураживать, но не нужно и откладывать работу. Ученик должен использовать нынешнюю жизнь ради далеких целей будущего. Придет день, когда вас заставят исполнить свои обязанности. Если вы готовы, — исполните; если не готовы, — будете ждать будущих условий, который несут неизвестное.

   Работайте над собой сознательно, чтобы правильно проявлять темпераменты. Правильное проявление умственного темперамента требует от человека самообладания. Владеть мыслью – большое искусство для человека. Что бы вы ни делали, вы не можете избежать сомнений, смущения, беспокойства. Следовательно, от вас требуется самообладание, чтобы пройти через эти состояния и извлечь из них некое благо, поучение.

   Хорошо завести тетрадку, чтобы записывать, какое смущение или беспокойство вас посетило, сколько времени длилось, и как вы с ним справились. Если разгневались, посмотрите, за какое время справились с гневом.

   Вы скажете, что гнев уходит сам по себе: как пришел, так и уйдет. И это может случиться, но гнев – это буря, которая может все смести на своем пути. Если вы не впряжете энергию гнева в работу, он причинит большие неприятности везде, где пройдет. Он вырвет с корнем молодые деревца, поломает ветви, оборвет цветы и почки. И гнев уместен, но когда его энергия используется разумно.

   Когда вам придет на ум добрая мысль или в сердце — доброе желание, тоже запишите: когда пришло, сколько времени понадобилось, чтобы его реализовать. Когда человек справляется со своими отрицательными состояниями и реализует добрые мысли и желания, — это значит, что он сам решает свои задачи.

   Замечено, что когда человек входит в духовный мир, он сталкивается с испытаниями. Вполне естественно: поскольку он — ученик, ему даются задачи, которые он должен решить и вынести из них урок. Пока ребенок при матери, у него нет забот, но когда он поступает в школу, у него появляются задания, которые нужно выполнить. Придя из школы и поев, ребенок берет свои книжки и начинает учить уроки. Мать смотрит на него и беспокоится, что он много занимается. Нечего беспокоиться, в учении нет никакой опасности.

   Некоторые думают, что заниматься своими мыслями и желаниями — простое дело. Это не только не простая работа, но одна из самых важных. Если человек не занимается собой, если себя не изучает, будет ли чужими делами заниматься?

   Толстой приводит пример человека, который хотел стать ясновидящим. Однажды вечером вор забрался в дом богача. Ясновидец сразу пошел к этому богачу, разбудил его и шепотом сказал, что к нему в дом забрался вор. Богач вскочил с постели, схватил револьвер и убил вора. В другой раз он увидел, что девушка и юноша любят друг друга, но между ними затесался другой юноша с намерением увести девушку. Он сообщил первому юноше, какая опасность его ожидает; тот напал на второго, они сцепились, и оба упали на землю мертвыми. Что это за знание? Что хорошего принес ясновидящий своим видением? Вместо того, чтобы помочь людям, чтобы освободить их от зла, он им принес еще большее зло. Так не помогают.

   Ученик должен идти своим путем и решать свои задачи. Что сделал епископ, когда Жан Вальжан украл его серебряные подсвечники? Он не бросился его догонять, не передал его полиции, как вора. Напротив того, когда Жана Вальжана поймали и привели в дом епископа с украденными вещами, епископ спокойно на него поглядел и сказал: "Подсвечники были моими, но я ему их подарил". В поступке епископа мы видим высокое благородство человеческой души.

   Ученик не должен заниматься ни ошибками людей, ни их отрицательными качествами. Если видишь ошибку – исправь ее; если не можешь исправить, иди своей дорогой. Если кто-то придет к тебе жаловаться, что его обобрали, вынь из кармана сумму, которую украли, и скажи: "Я плачу за этого человека". Задача ученика исправить свои ошибки и не критиковать ближних за их ошибки и недостатки. Вот что значит платить за их ошибки. Никогда не думайте об ошибках людей, — вот способ стать более благородными.

   Это правило для учеников, а не для людей мира. Зная это правило, применяйте его, чтобы освободиться от законов мира. Кто хочет быть учеником Христа, тот не должен останавливаться на ошибках людей. Даже и Бог не занимается ими. Поэтому в Писании говорится, что Бог в каждый момент творит нечто новое. Люди хотят знать, что правильно, а что неправильно, поэтому занимаются проявлениями других и их критикуют. В абсолютном праве есть только одно обязательство: в каждый момент человек должен вносить в себя нечто новое. Новое – только добро.

   Человек не может сразу стать совершенным, это происходит постепенно. Работайте с постоянством и любовью, не откладывайте решение своих задач. Как бы ни была мала ваша задача, решите ее, не откладывайте на другой день. Если в чем-то ошибся, не говори, что ты плох, но исправь ошибку. О себе, о своей душе имейте такое мнение, какое Бог имеет о вас. Если вы думаете о себе плохо, это подразумевает, что вы недовольны Тем, Кто вас создал. Человек создан хорошим, но из-за отклонения от прямого пути он нарушил некоторые Божественные законы. Скажите себе: "Я – хороший человек, имею возможность исправить свои ошибки и вернуться на прямой, правильный путь".

   Помните: кто хочет исправить кривое в себе, стать красивым, тот должен работать сознательно и равномерно распределять свои энергии. Если в человеке преобладает умственный темперамент, он проявится правильно, а другие темпераменты дополнят то, чего ему не хватает. Вот что значит гармонизировать свои энергии. Если человек внесет в себя дисгармоничную энергию, он начнет постепенно портиться: лицо искривится, пальцы начнут терять форму, ноги станут кривыми и пр.

   Гармонизировать энергии значит внести в ум, в сердце и волю такие элементы, которые помогают их развитию. Например, всякая мысль нуждается в динамизме, то есть электричестве, в расширении, в густоте или тяжести и в силе, импульсе, который помогает ей расти и двигаться вверх. Если вы внесете эти элементы в свою мысль, мы говорим, что она находится при благоприятном воздействии энергий, которые несут в себе темпераменты. Недостаточно посадить семя; оно должно вырасти, расцвести, завязать плод, и плод должен созреть. Когда вы восхищаетесь мыслью какого-нибудь поэта, ученого или философа, знайте, что он вложил в нее энергии всех темпераментов и их гармонизировал.

   Следовательно работать над собой значит применить свою разумную волю в действии. Воля – ребенок ума и сердца, героя и героини. Каковы мать и отец, таков будет и ребенок. Зная это, воспитывайте ум и сердце, чтобы они родили разумного, хорошего ребенка. Сказано в Писании: "По плодам их узнаете их". По проявленной человеком воле узнаете, каков его ум, по разумной воле узнаете человеческое сердце. Это достигается постоянством, трудом и работой.

   К следующему разу пусть каждый из вас напишет что-нибудь по теме "Качества хорошего ума". Как понимаете вопрос, так и пишите. Зная, что ум представляет собой героя в человеческой драме, опишите качества хорошего героя. Каковы качества хорошего героя, таковы качества хорошего ума. Не пишите много, изложите свою мысль в десяти строчках. Потом мы прочтем некоторые из сочинений, посмотрим, что вы думаете о хорошем уме. Выберем десять человек, чтобы они составили резюме из всех сочинений.

   (Тайная молитва)



Перевод М Папуша




Методы природы


  1. Три жизни
  2. Методы природы
  3. Важные правила
  4. Обязанности ученика
  5. Три категории учеников
  6. Качества ученика
  7. Природные методы
  8. Силы мозга
  9. Правила жизни
  10. Символы и научные правила
  11. Место человека в природе
  12. Необъятная любовь
  13. На пути
  14. Восход и закат
  15. Природная гигиена
  16. Мысль и действие
  17. Влияние музыки
  18. Медвежий капкан
  19. Основные законы
  20. Простые и сложные движения
  21. Живые силы природы
  22. Развитие сознания
  23. Превращение энергий



В издании "Издателство Бяло Братство 2007 г."
  1. Трите живота
  2. Трите метода на Природата
  3. Четирите правила
  4. Първото задължение на учениците
  5. Три разряда ученици
  6. Отрицателни и положителни черти на ученика
  7. Природни методи
  8. Предназначението на музиката
  9. Окултни правила
  10. Символични окултни правила и мерки
  11. Мястото на човека в Природата
  12. Необятната Любов
  13. По Пътя
  14. Изгрев и залез
  15. Окултна хигиена
  16. Мисъл и действие
  17. Влиянието на музиката
  18. Мечешкият капан
  19. Трите основни закона: Любов, Мъдрост и Истина
  20. Прости и сложни движения
  21. Живите сили в Природата
  22. Развитие на съзнанието
  23. Превръщане на енергиите
Comments