Живые силы природы 1922 0720 0

"Живые силы природы
 

21-я школьная лекция 
общего оккультного класса, 
20 июля  1922 г., четверг, 
19:00,Чам-кория.

(Тайная молитва)

Тема сочинения к следующему разу: "Лучший метод воспитания воли".


Живые силы в природе могут быть разделены на четыре категории: несознательные – в минералах, подсознательные – в растениях, сознательные – в животных и силы, обладающие самосознанием1, – в человеке.

Хотя в минералах действуют несознательные силы, каждый человек любит драгоценные камни, хочет украсить себя ими и пользоваться их силами. Из-за того, что силы, действующие в минералах, несознательны, они не имеют прямого отношения к человеческой жизни. Между сознанием человека и сознанием минерала нет тесной связи. Однако природа стремится создать эту связь, то есть дать человеку возможность сознательно пользоваться силами, которые кроются в минералах. В скалах, в камнях собрано большое количество энергии, которая необходима для развития жизни на Земле. Скалы нужно раздробить на мелкие кусочки, чтобы ими пользовались растения. Так они входят составными частями в растения, а оттуда и в жизнь человека. Силы, которые кроются в минералах, имеют отношение к костной системе человека.

В будущем драгоценные камни будут использоваться как воспитательное средство для человеческого ума. Поскольку они правильно преломляют свет, они действуют в основном на воображение. Человеку хорошо изучать драгоценные камни, их кристаллическую форму, чтобы связаться с разумными силами, которые над ними работают. Алмазы, как и другие драгоценные камни – изумруды, рубины, сапфиры, — благоприятно влияют на мысль ученых, поэтов и писателей. Не безразлично, смотрит ли человек на грубый, необработанный камень, или на алмаз. Грубый камень оказывает одно влияние на мысль, а алмаз – другое.

Точка зрения оккультной науки на драгоценные камни коренным образом отличается от точки зрения современной науки. Оккультная наука рассматривает драгоценные камни как плоды. Как растения растут, развиваются и дают плод, так и драгоценные камни представляют собой плод чего-то, что росло и развивалось. Они – результат деятельности неких существ в умственном мире. Кто может прочесть написанное на них, тот получит большие знания. Однако только тот может читать и понимать написанное на драгоценных камнях, кто владеет искусством читать записи акаши. Он должен быть ясновидящим, видеть то, что кроют в себе драгоценные камни.

Многое можно сказать о несознательных силах, но важно их практическое применение. Они оказывают влияние на костную систему человека. Если ваша костная система слаба, сознательно изучайте драгоценные камни, воспринимайте умом их краски и направляйте к своим костям. Зная влияние драгоценных камней на человека, некоторые матери зашивают один-два камешка в шапки своих детей, чтобы дурные взгляды сильных людей не могли вызвать у них болезни.

Драгоценные камни привлекают несознательные силы природы и их контролируют. Под словом "несознательные силы" подразумеваются такие силы, которые не имеют в себе морали. Они – живые силы, но без морали. Кто попадется на их пути, того они не пощадят. Например, если на вашу кожу капнет серная кислота, она не хочет знать, что делает вам больно, и сожжет то место, куда попала.

Подсознательные силы действуют в растительном царстве. Они связаны с растениями, с которых начинается оформление человеческого тела. По этой причине растения, леса оказывают большое влияние на физическую жизнь человека. Любите растения и леса, чтобы связываться с силами, которые в них действуют. Это кладовая сил, откуда человек может черпать то, что нужно его организму. Недостаточно, чтобы человек только двигался среди растений и деревьев, нужно, чтобы он их любил. Новое воспитание имеет своей целью развить в детях любовь к растениям и деревьям, чтобы иметь возможность ими пользоваться.

Любовь к растениям выражается в уходе за ними. Поэтому ученик Божественной Школы должен выращивать растения и плодовые деревья. Во дворе у каждого ученика должно быть по крайней мере два-три плодовых дерева, которые нужно окучивать и время от времени поливать. Когда совершаете экскурсии, как сейчас на Чам-кория, гуляйте среди деревьев, особенно сосен, которые своим стремлением вверх влияют на духовное развитие человека.

Сосна2 – духовное существо, идеалистка. Она занимает мало места и всегда стремится вверх. Если другие деревья, например бук и клен, оказываются среди сосен, под их влиянием они тоже начинают стремиться вверх, но когда остаются одни, сразу проявляют свою природу – расширяются, занимают большое пространство. Они – большие материалисты.

Для сосны характерно и то, что если сломается ее верхушка, она перестает расти. Верхушку сосны можно уподобить духовным чувствам человека. Значит, если духовное в человеке повреждено, его рост останавливается. Следовательно, тот, кто хочет расти и развиваться правильно, должен дать в себе преимущество духовным чувствам.

Пользуйтесь соснами, их энергией. Если вы думаете, что это неважно, тревога и беспокойство лишат вас магнетизма, вы потеряете хорошее расположение духа и свою мысль. Пока вы среди сосен, изучайте их, разговаривайте с ними, чтоб приобрести нечто от их энергии. Если больны, пойдите к соснам, обопритесь на сосну спиной и думайте о том, что сосна в сущности собой представляет. Сосна оказывает сильное влияние на человека, поэтому он должен ею интересоваться.

Сознательные силы имеют отношение к животным. Они требуют от вас внимания и осторожности. У животных человек может научиться многим хорошим вещам, но может научиться и плохим. От вола человек приобрел трудолюбие, от волка – жестокость, от овцы – кротость и смирение, и т.д. Медведь3 сделал человека злопамятным. Медведь долгое время помнит добро, которое кто-то ему сделал, но и зло не забывает. Он непримирим. Если кто-то его обидел, он долгое время носит обиду в себе, и когда-нибудь да отомстит за эту обиду. Эта черта основана на астральных чувствах, которые у медведя сильно развиты.

У кошки человек научился чистоте, но вместе с тем и жадности. Кошке свойственна жадность, алчность. Поймав мышь, кошка не имеет терпения ее очистить, а съедает целиком, со шкуркой. Кошка говорит: "Мне важно наесться, наполнить желудок, а как поела – дело второстепенное". Так питаются и некоторые люди. Они стремятся удовлетворить свой голод, а что ели и как ели – неважно. И осел ест нечистую пищу, но что касается воды, вы никогда не сможете заставить его пить нечистую воду. Он знает, где есть чистая вода, и там будет пить.

В этом отношении животные – это символы, которыми природа пользуется как буквами своего языка. И разумный мир пользуется животными формами, когда хочет предупредить человека о чем-то или передать ему свою мысль. Например, вы начинаете торговлю с человеком, который обладает характером волка. Если разумный мир хочет вас предупредить и уберечь вас от него, он будет с вами говорить посредством сновидений: во сне вы увидите, что на вас напал волк. Значит, этот человек представлен в форме волка.

Вообще каждое животное, каждая птица оказывает определенное влияние на человека посредством сил, которые в них действуют. Некоторые силы отрицательны, другие – положительны. Влияние животных на человека скорее коллективно, нежели индивидуально. Чтобы узнать, какие силы на вас действуют, нужно следить за своими мыслями, обратить внимание, о каких животных вы больше всего думаете.

Силы, которые действуют в животных, бывают двух видов: положительные, или созидательные, и отрицательные, или разрушительные. Человек должен познавать силы, которые действуют в различных животных, чтобы знать, как с ними справиться. Отрицательным силам нужно противопоставить положительные, чтобы нейтрализовать их действие.

Будущее образование должно иметь это в виду. Когда учитель знакомит ученика с какой-либо животной формой, одновременно нужно говорить и о противоположной форме. Например, когда преподается нечто о волке, одновременно нужно говорить и об овце. Когда преподается о медведе, нужно говорить и о противоположной ему форме. Так же следует преподавать и науку о растениях. Только таким образом ученик составит себе ясное представление о животных и растительных формах и о том, как можно использовать доброе влияние их сил и уберечься от их дурных влияний.

Силы самосознания и сверхсознания имеют отношение к человеку и ко всем его проявлениям. Встретив человека, вы должны знать, какие силы в нем преобладают: физические, сердечные или умственные. Если у вас есть приятель, в котором действуют преимущественно физические силы, он может вас раздавить. Чтобы он не причинил вам какой-нибудь неприятности, вы должны ему противопоставить свои умственные силы. Вообще хорошо иметь друзей всех трех типов – и физического, и сердечного, и умственного, чтобы гармонизоваться. Однообразие действует на человека убийственно. Нехорошо всем быть умственного типа, или сердечного, или физического.

Если в человеке преобладают физические силы, он будет очень активным, преимущественно будет находиться в движении. У него лучше всего развиты костная и мышечная система. Если преобладают низшие чувства, он будет думать только о еде и питье. Его жизнь превратится в заботу о еде и питье, и он будет похож на бочонок. Если преобладает умственная жизнь, в человеке проявляется в основном нервная система, и он преждевременно высохнет.

Чтобы не попасть ни в то, ни в другое положение, человек должен работать в трех направлениях: физическом, духовном и умственном. Только так он гармонизует силы своего организма. Жизнь дает человеку условия, чтобы уравновесить свои силы, но вопреки этому в каждом преобладают физические, сердечные или умственные энергии. Чтобы регулировать свои энергии, человек должен сознательно работать над собой, воспитывать себя. Следовательно, как метод самовоспитания человеку рекомендуется работа в трех направлениях: несколько часов над умом, один или два часа над сердцем и два или четыре часа над телом — выполнять физическую работу.

При самовоспитании человек должен сознательно превращать свои энергии: физические в сердечные, сердечные в умственные, и обратно. Человек должен изучать и воспитывать себя. Если он заметит, что поддается лени, он должен знать, что в нем собралось больше, чем нужно, инертной материи, которую нужно обработать. Если человек поддается жадности, в нем преобладают низшие чувства. Если он и не ест много, то постоянно думает о еде.

Не плохо человеку думать о еде, но нужно знать, как есть и какую пищу употреблять. Питание – великая наука, которая, если ее разумно и правильно использовать, дает хорошие результаты. Еда служит средством воспитания. Если человек будет питаться неделю только яблоками, только грушами, только черешней или только сливами, он будет иметь различные результаты. Каждый плод, всякая пища оказывает специфическое действие на человека.

Пока вы в Чам-кория, исследуйте скалы, чтобы различать их по составу. Изучайте сосны, а также бруснику, которая особенно полезна доля желудка. Брусника исправляет желудок, регулирует его энергии.

Когда гуляете, старайтесь найти самое красивое место в Чам-кория. Притом старайтесь понять, в чем именно состоит его красота. Вообще нужно использовать пребывание здесь разумно, это не просто курорт. Вы должны вернуться домой обогащенными, чтобы потом было что расходовать. Если вы не будете пользоваться природными богатствами, вы вернетесь домой бедными и будете только говорить, что были на красивом месте. Этого недостаточно. Провести некоторое время на природе значит связаться с ней, познакомиться с ее силами и их использовать.

Вы все должны поставить себе задачу каждый день обойти 50-60 сосен, перед каждой остановиться, чтобы увидеть, чем они различаются, какие силы содержат. Смотрите на сосны как на живые существа, как на своих друзей, с которыми вы можете вступать в обмен: дать что-то и что-то получить. Только так вы обновитесь. Постарайтесь узнать, какие тут есть животные. Хорошо встретить дикую козу, серну или белку, которые есть тут в лесах. Если встретите медведя, это не страшно. Внешне медведь выглядит страшно, но в нем есть нечто хорошее, приятное.

Берегитесь однообразия. Сколь бы вы ни интересовались духовными делами, когда вы о них много говорите, они теряют свою силу и красоту. Самые лучшие вещи, если повторяются много раз, теряют свою красоту и смысл. Многие хорошие и содержательные песни от частного повторения становятся обыкновенными.

Некоторые люди исполняют хорошие песни и марши у гроба своих ближних и этим связывают песни с тяжелыми воспоминаниями об умерших. Нехорошо петь умершим людям. Пусть близкие умершего, собравшись около него, тихо и спокойно прочтут ему одну-две молитвы, пожелают ему доброго пути и вернутся по домам. Через один-два месяца можно ему петь какие угодно песни. Знайте, что не позволено петь оккультные песни у гроба умершего. Пока он в гробу, никакие песни не следует ему петь. Когда выйдет из гроба, тогда пойте ему.

И больным не пойте. Когда приходите к больному, можете помолиться за него, а петь должен он сам. Если больной поет, и вы пойте с ним; если не поет, и вы не должны петь.

И вы, и умерший должны знать, что только тело умирает, а душа свободна. Умерший проведет в гробу, около своего тела, самое большее 40 дней, а после этого освобождается. Умерший нуждается в свете ума, в мире и спокойствии души, чтобы исправить свои ошибки, которые он совершил несознательно.

Есть смысл петь умершему, но когда его встречают на том свете. Отсюда его провожают молитвами, а там встретят песнями. Так поступают с учеником.

Ученик должен отличаться мистичностью. Если он лишится мистичности, его жизнь потеряет смысл. Мистик слеп к чужим ошибкам и легко исправляет свои. Если кто-то делает ему замечание, он не сердится.

Если хотите сохранить между собой хорошие отношения, пусть каждый из вас найдет хорошую черту в характере своего близкого или соученика. Если и тот найдет хорошую черту в вашем характере, вы оба будете любить друг друга. Вы не можете любить кого-то, и он не может вас любить, если вы не держите в уме хотя бы одну хорошую черту в характере друг друга. Многие нынешние люди не любят друг друга, потому что избрали самый неправильный способ в своих отношениях: вместо того, чтобы держать в уме хорошие черты характера, они останавливаются на худшей черте, и в конце концов портят отношения.

Как ученики вы должны соблюдать правило: в каждом человеке видеть хотя бы одну хорошую черту. Иначе, сколько бы вы ни молились, какие бы усилия ни прикладывали, вы не сможете создать хорошие отношения между собой. Каждый человек имеет хотя бы одну хорошую черту в характере. Найдите эту черту и постоянно держите ее в уме. Только так вы сможете взаимно друг другу помогать. Тогда вам будут помогать и Бог, и ангелы, и святые.

Берегитесь мелочей жизни и посторонних вещей. Но если кто-то скажет вам истину, примите ее сразу. Не спрашивайте, почему некто вам ее говорит. Благодарите за то, что вам сказано. Через кого передано, — неважно. Вам говорят: "Не стой на этом месте!" – "Почему?" – Не время спрашивать, почему и зачем. Не стойте на этом месте. – "А почему другие стоят?" – Они могут находиться на этом месте, а ты нет. Ничего больше. Кто-то может быть на фронте, но это не значит, что каждый должен быть рядом с ним. Если я нахожусь на передней линии поля боя, это место – только для меня. Каждый не может быть героем, занимать первое место. Кто-то будет на передней линии, остальные — в тылу, далеко от пуль и гранат. – "Мы хотим быть близко к тому, кто в первых рядах, на поле боя". – Близость не физический процесс, а внутренний, духовный. Два человека могут быть рядом друг с другом, не будучи близкими . Люди близки и понимают друг друга, когда души их вибрируют гармонично и когда Божья Любовь проникает в них одинаково.

Ученик должен быть послушным. От него требуется абсолютное послушание. Если ему говорят что-то сделать, он должен сразу же это исполнить. Кто-то делает многое по своему личному желанию и говорит, что Дух его заставляет так поступать. Какой Дух? – Божий Дух. Но Божий Дух коренным образом отличается от обыкновенных духов. Божий Дух отличается смирением, кротостью, Правдой, Любовью, Истиной, Мудростью и т.д. Он всегда занимает последнее место. Если вы видите, что кто-то всегда занимает первое место, знайте, что Дух не в нем.

Когда дойдете до сил, которые кроются в самосознании, будьте внимательны, старайтесь так их воспринимать и передавать, чтобы иметь возможность обновляться. Это подразумевает правильное и разумное исполнение Божьей воли. Проверяйте, как отражается ваше влияние на окружающих. Делая друг другу замечания, вы должны получать от них пользу. Сделать замечание своему ближнему значит перевязать его рану. Но этого недостаточно: важно, будет ли рана заживать после вашей перевязки, или положение станет хуже. Если станет хуже, лучше бы вы ее не перевязывали. Следовательно, если не можешь сделать добро как следует, оставь его другим.

Дойдя до разумного делания добра, вы должны применять правила, которые даются в Школе, совершать опыты. Вы не станете сразу святыми, но от вас требуется любовь и постоянство в работе. Святость не достигается за одну жизнь. Святой человек в полном смысле слова – тот, кто располагает знанием и опытом, добродетелями и силой. В каждый момент он знает, что нужно делать, как помогать ближним и как творить Божью волю.

Радуйтесь, что вам даются условия для приобретения силы, для работы ради великого Божьего дела. Идет шестая раса, для которой требуются люди со знанием, силой, добродетелями. Это достигается сознательной работой над собой.

Чтобы не переоценивать и не недооценивать себя, найдите хорошую и неизменную черту в себе и держитесь за нее. Думать, что вы плохи – одна крайность; думать, что вы хороши – другая крайность. Есть в человеке нечто хорошее и неизменное, это – Божественное. Если человек его применяет, он хорош, если не применяет – плох. Благодарите Бога за то, что вы есть; благодарите за сознание, которое вам дано. Когда делаете ошибку, вы сознаете это, плачете, раскаиваетесь. Пока ее не исправите, не можете успокоиться. Благодарите за сознание, дающее вам возможность видеть свои ошибки и легко их исправлять. Когда встречаете бедных, страдающих людей, они трогают ваше сердце и вы приходите им на помощь. На чем это основано? – На добре в человеке. Следовательно, во всех людях есть нечто хорошее. Найдите хорошую черту в себе и в своем ближнем, чтобы дать Духу простор и свободу в себе. Это значит подчиняться Божьему Духу.

В заключение всего сказанного повторяю: пользуйтесь разумно живыми силами природы, начиная с несознательных и достигая сил самосознания и сверхсознания. Когда дойдете до человека, стремитесь создавать дружеские отношения между собой. И у друзей, и у врагов ищите хорошие черты характера. Этого трудно достичь. Это великое искусство, которым ученик должен обладать. Я желаю вам стать хорошими учениками, учиться с любовью, быть смелыми и решительными. Когда вам делают замечания, не сердитесь; когда вас изобличают, выносите все с терпением; когда вас постигнет какое-то несчастье, ищите в нем хорошую сторону. Блажен тот, кого Бог изобличает и наказывает, потому что Он его исправит.

Нелегко изобличать людей. Изобличить человека значит сделать ему операцию, после чего долго будешь чуять запах больной и зараженной ткани. Долгое время придется мыть руки, чтобы освободиться от неприятного запаха. Одно из правил Школы – не видеть чужих ошибок. Ученик должен быть слеп как к ошибкам других людей, так и к ним самим. Он должен работать над собой, сам себя исправлять.

Один ученик пришел к своему учителю, индусу и попросил его показать ему правильный путь в жизни. Учитель ему сказал: "Пойди в соседний лес. Там ты встретишь трех человек, пребывающих в размышлении. Дай каждому пощечину и вернись, расскажи мне, чему научился". Ученик дал пощечину одному человеку, и получил в ответ две. Второму дал пощечину, но пострадавший только поднял руку и быстро опустил ее. Третий же даже не заметил, что его кто-то ударил. Он продолжал размышлять, не сказав ни слова. Ученик рассказал о своем опыте своему Учителю и ждал объяснения, почему эти три человека поступили так по-разному. Учитель сказал: "Первый человек живет по закону Моисея: око за око, зуб за зуб. Второй живет в спасении. По старой привычке он поднял руку, чтобы применить Моисеев закон, но сразу вспомнил, что живет в спасении, и опустил руку. Третий живет в Любви".

Существуют три категории людей. Одни живут по Моисееву закону, другие – в спасении, третьи – в Любви. Кто живет по Моисееву закону, на один удар ответит двумя. Кто живет в спасении, поднимет руку, чтобы ударить, но быстро ее опустит и скажет: "Это не для меня". Кто живет в Любви, тот даже не заметит, если его ударят, он углублен в себя. Ученик Божественной Школы должен жить по законам Любви. Даже если его кто-то ударит, он ничего не почувствует, потому что сосредоточен в своей мысли – никакая внешняя сила не в состоянии нарушить его внутренний мир.

(Тайная молитва).

1 Или "силы самосознаения" – болг. "самосъзнателни сили"

2 Сосна – болг. "бор" – по-болгарски мужского рода, соответственно, весь текст про сосну звучит в мужском роде: "он – идеалист" и т.д.

3 Медведь – болг. "мечка" – по-болгарски женского рода, соответственно, весь текст про медведя звучит в женском роде: "она (медведица) злопамятна", и т.д.





Перевод М Папуша

Методы природы


  1. Три жизни
  2. Методы природы
  3. Важные правила
  4. Обязанности ученика
  5. Три категории учеников
  6. Качества ученика
  7. Природные методы
  8. Силы мозга
  9. Правила жизни
  10. Символы и научные правила
  11. Место человека в природе
  12. Необъятная любовь
  13. На пути
  14. Восход и закат
  15. Природная гигиена
  16. Мысль и действие
  17. Влияние музыки
  18. Медвежий капкан
  19. Основные законы
  20. Простые и сложные движения
  21. Живые силы природы
  22. Развитие сознания
  23. Превращение энергий



В издании "Издателство Бяло Братство 2007 г."
  1. Трите живота
  2. Трите метода на Природата
  3. Четирите правила
  4. Първото задължение на учениците
  5. Три разряда ученици
  6. Отрицателни и положителни черти на ученика
  7. Природни методи
  8. Предназначението на музиката
  9. Окултни правила
  10. Символични окултни правила и мерки
  11. Мястото на човека в Природата
  12. Необятната Любов
  13. По Пътя
  14. Изгрев и залез
  15. Окултна хигиена
  16. Мисъл и действие
  17. Влиянието на музиката
  18. Мечешкият капан
  19. Трите основни закона: Любов, Мъдрост и Истина
  20. Прости и сложни движения
  21. Живите сили в Природата
  22. Развитие на съзнанието
  23. Превръщане на енергиите
Comments