Ценное в малом РБ 1931 0802 0 TD


ЦЕННОЕ В МАЛОМ

беседа из книги "Наше место" 



2.08.1931 г.
5 ч.у.

Сегодня вы будете размышлять над мыслью: «Над всем пребывает Божье имя».

Теперь: Прочту 4-ю главу из Евангелия от Иоанна.

Говорю: в жизни человек нуждается в пяти вещах. Они следующие: он должен иметь здоровые ноги, руки, уши, глаза и хорошо развитый мозг, мыслить правильно. Если человек добр, и ноги у него будут здоровы. Без доброты ноги не могут быть здоровыми. Если человек справедлив, и руки у него будут здоровы. Без справедливости руки не могут быть здоровыми. Если человек разумен, и уши у него будут здоровы. Без разумности уши не могут быть здоровыми. Если человек любит истину, и глаза его будут здоровыми. Без любви к истине глаза не могут быть здоровыми. Если человек любит Бога, то и ум его будет хорошо развит. Без любви к Богу ум человека не может развиваться правильно, и человек не может мыслить правильно.

Некоторые говорят: «Самое трудное для человека – быть добрым». Нет, быть добрым –самое легкое для человека. Нет ничего легче этого. И если человек не начнет с самого легкого – быть добрым – то какую бы другую работу он ни начал, она всегда остается не начатой. Люди должны начинать с самого легкого, а заканчивать самым трудным. Кто начинает с трудных дел, тот вернется к легким. Кто начинает с легких дел, постепенно перейдет к трудным. Иногда самое маленькое добро, сделанное вовремя, стоит больше, чем большое добро. Например, холодным зимним днем вы идете к бедной вдове, у которой дома несколько малых детей. Она положила в печку несколько полешек, но у нее нет денег, чтобы купить спички и зажечь огонь. Однако в вашем кармане есть спички. Вы чиркаете спичкой, и огонь зажигается. Дети бегают по комнате веселые, довольные тем, что в комнате тепло. Какое небольшое усилие потребовалось с вашей стороны, чтобы разжечь огонь для этой вдовы! Это может сделать и маленький ребенок. Однако в данном случае то, что вы зажгли спичку, добро большее, чем создание целого города или спасение целого народа. Почему? – Потому что этот огонь, единожды зажженный, может гореть вечно. Если же вы спасете утопающего, он может поскользнуться и опять упасть в воду. Или, если вы спасете народ от какого-то зла, он снова может к нему вернуться.

Вообще, вы не можете спасти человека, у которого ноги, руки, глаза, уши или мозг не здоровы. Утопающего вы можете спасти только в том случае, если он молится, если он любит Бога. Если он молится, Бог пошлет кого-нибудь выполнить Его волю и спасти этого человека. Когда кто-то молится, это показывает, что он здоровый человек, и Бог сразу пошлет ему кого-нибудь в помощь, говоря: «Помоги этому человеку, ибо он просит Моей помощи!» Тот, кто спасает кого-то, должен знать, что он только исполняет волю Божию; он – свидетель добра, которое совершает Бог. Когда вы кого-то любите, вы – проводник, свидетель любви, которую Бог через вас посылает. Так следует думать человеку! Это правильный способ рассуждения. Если человек задумается о том, как сделать кому-то добро, как любить Бога и как – людей, он поймет, что один, без Бога, он ничего не может сделать.

Итак, в разумной жизни все должно быть поставлено на свое место. В этом смысле, я спрашиваю: что горит – дрова или огонь? Дрова не могут гореть без огня, и огонь не может гореть без дров. Огонь может быть только там, где происходит горение. Сердце стучит, пульсирует, посылает кровь по всему телу, вследствие чего развивается тепло. Значит, в сердце есть огонь. Там, где есть жизнь, есть и горение. И наоборот: где происходит горение, там есть жизнь. Если вы хотите развести огонь, у вас должны быть дрова. Дрова рубят, переносят, и затем разводят огонь. Хорошо, когда все принимают участие в рубке и переноске дров, чтобы, когда вы будете греться у огня, вам было приятно оттого, что и вы принимали участие в общей работе.

Теперь: Всем вам я рекомендую следующее. Хорошо, чтобы у каждого из вас было по тетрадке, в которой бы вы отмечали, сколько раз в течение дня у вас появляется желание дать, и сколько раз – желание взять. Потом интересно будет подсчитать, сколько ваших желаний за день относятся к категории «взять», и сколько – к категории «дать». Начните собирать эти статистические данные уже сегодня, чтобы видеть, какие желания в вас преобладают. Вот, вы уже сегодня начнёте собирать в свои торбы. Для человека естественно собирать, но естественно и давать. Сейчас вы имеете право собирать, но потом мы посмотрим, будете ли вы давать другим из того, что приобрели, или положите в свой банк. С утра до вечера нищий собирает, складывает в свою торбу. Взяв что-то, он должен сразу идти к Богу и благодарить за то, что получил какое-то благо. Благодаря Бога, он тем самым дает что-то от себя. Однако нищий так не поступает. Он целый день ходит от дома к дому и повсюду говорит: «Меня послал Бог, чтобы вы что-то мне дали». В сущности, он лжет. Бог послал его, чтобы ему что-то дали, только в одно место, но Он не посылал его ходить по всем домам.

Говорю: попрошайничество – отрицательное качество, которое существует и в духовном мире. Например, у кого-то есть маленькая радость, но он недоволен ею, хочет еще радостей, чтобы наполнить свою торбу. Если у тебя есть маленькая радость, будь доволен ею. Благодари Бога за то, что Он дал тебе эту радость на этот день, и не желай большей радости. Вам следует изучить закон, который в жизни регулирует радости и скорби. Представьте, что ваша одежда, шапка, ботинки разорвались, и вы ломаете голову над тем, как вам показаться перед людьми. В это время к вам приходит один знакомый и приносит новые, хорошие ботинки. Должны ли вы в таком случае думать о том, что у вас нет новой одежды и новой шапки? Нет, спрячьтесь где-нибудь, чтобы никто вас не видел, и благодарите Бога за ботинки, которые получили. Если вы благодарите Бога за ботинки, то у вас будут и другие вещи. Благодарите за ботинки, и ни о чем другом не думайте. Если вы станете думать о том, что у вас нет новой одежды и новой шапки, то исчезнут и ботинки.

Благодарность дает человеку силы вынести все жизненные невзгоды, как бы велики они ни были. Если человек благодарен, этой благодарностью он покрывает недостатки, невзгоды, и легче их переносит. Таков духовный закон. Когда человек благодарен за маленькую добродетель, которая в нем есть, бережет ее и заботливо выращивает, то к ней присоединятся и другие добродетели и придут ему на помощь. Таким будет вознаграждение каждого, кто верит в маленькую добродетель и благодарен за нее. Если человек отделит маленькую добродетель от других добродетелей, то сама по себе она не может проявиться. Вследствие этого в сознании у такого человека остается небольшая пустота. Когда у человека есть новые ботинки, но он не благодарит за них и думает о том, что у него нет новой одежды, он впадает в такое же положение и по отношению к Богу. Например, Бог говорит, что зачеркнул все наши грехи, но мы сомневаемся в Его словах и говорим: «А не остался ли какой-нибудь грех не вычеркнутым?» Это значит: «Если у нас есть новые ботинки, то будут ли и новые одежда и шапка, или мы останемся со старыми?»

Первое, что вы должны приобрести как ученики, это устойчивость, непоколебимая вера. Ваша вера не должна быть такой, как у того нищего, который встретил миллионера и попросил у него помощи. Миллионер дал ему половину лева и сказал: «Приходи вечером ко мне домой, я тебя хорошо накормлю». Нищий остался недоволен половиной лева и сказал себе: «Что мне делать с половиной лева? На эти деньги я не могу купить себе даже пачку табака. Этот миллионер не был готов оказать мне более существенную помощь, так стоит ли мне идти к нему домой, чтобы там он дал мне больше. Не верю!» Так же и вы встречаете Бога и просите Его помощи. Он дает вам половину лева и говорит, чтобы вы пришли вечером к Нему домой, чтобы Он вас хорошо накормил. Однако вы не знаете Бога, не верите Ему и говорите: «Этот человек едва оторвал от сердца половину лева, так стоит ли мне надеяться на то, что вечером он меня накормит? Не верю, он скупердяй. На что мне в первую очередь потратить эти пол-лева: на ботинки, на одежду или на шапку? Кто будет ждать до вечера?» Нет, подожди немного, приди в дом богатого, как он тебе сказал, и у тебя будет всё: ботинки, одежда, шапка, а сверх того, он тебя еще и накормит.

Спрашиваю: если мы не привыкли верить в маленькое добро и благодарить за него, то во что другое мы поверим? Современные люди ждут, что придет что-то большое, поэтому не обращают внимания на малое. Молодой юноша говорит: «Вот бы иметь богатого отца, закончить хотя бы два факультета заграницей, стать профессором или министром!». Молодая девушка говорит: «Пришел бы какой-нибудь князь, чтобы я вышла за него замуж и распоряжалась всем по своему разумению!» Все люди надеются, что придет что-то извне, и их положение улучшится. И профессором станешь, и министром станешь, и князем или княгиней станешь, но извне вещи не улаживаются. Иной говорит: «Женюсь, будет хотя бы ребенок!» Спрашиваю: «Что ты будешь делать, если у тебя будет ребенок?» Ребенок представляет первую, самую маленькую добродетель, которая рождается в душе человека. Если в самом человеке нет этой добродетели, если он не ценит ее, не разрабатывает, то во внешнем мире он может иметь и десять детей, и все же быть бездетным. Если добро, которое существует в человеческой душе, не проявляется, он всегда остается бездетным. Это великая истина жизни. Иной говорит: «Если женюсь, все другие дела легко устроятся». Нет, пока любовь не придет в твою душу, ты всегда будешь ходить неженатым. Ты можешь иметь связь с какой-то девушкой, думать, что ты женился, но это еще не представляет истинную женитьбу. Когда в человека войдет любовь, он уже женат. Любовь в жизни человека приходит всего один раз. Следовательно, он может жениться всего один раз! Если в человека войдет любовь, он уже ничего не ищет, ни о чем другом не думает. Сегодня женатые и неженатые, ученые и необразованные, бездетные и люди с детьми, молодые и старые – все ищут любовь. Если приходит любовь, они все приобретают, их жизнь обретает смысл, и они живут в мире и согласии с Богом.

Говорю: всё, что люди делают на земле, представляет собой символы, эмблемы духовного мира. Таким способом духовный мир направляет их к реальной жизни. Физический мир без мира духовного – это мир иллюзий. Люди женятся, и всё остаются неженатыми. Они рождают детей, но те теряются, тонут и исчезают у них на виду, словно лед. Когда человек любви рождает ребенка, этот ребенок следует за ним в вечности. Этот ребенок постоянно идет со своим отцом и говорит ему «папа» («татко» - болг. Прим. перев.) Таким обращением он хочет сказать: «Папа, Ты – начало любви». То же самое происходит и на земле. Когда ребенок подрастет, он идет за отцом и говорит ему «папа». Это значит: «Ты, который вышел из любви, начинай каждую работу с добром и любовью! Добро – свидетель Великой Любви!»
Итак, когда человеку дают новые ботинки, он сразу прозревает. Почему в старых, разорванных ботинках он не видит? – Потому, что ноги у него замерзли, он съёжился, смотрит только к земле и ничего вокруг не видит. Когда люди замерзают, они закрывают глаза и ничего не видят. Как только согреются, они открывают глаза. Следовательно, человек всегда должен быть обут! Вы говорите: «Какое отношение существует между ботинками и тем обстоятельством, что человек видит?» Когда человек обут, то есть, когда добро входит в его ноги, они становятся здоровыми, и он ходит довольный, счастливый, с открытыми глазами и все видит. Это закон, имеющий отношение к сознанию. Нужды и недостатки человека нагружают его сознание ненужным балластом, который отдаляет его от истинной цели жизни.

Например, какой-то человек пять-шесть лет ведет религиозную жизнь, но однажды говорит: «Зачем нужно молиться Богу? Что я выиграл оттого, что столько лет молился? Больше мне не нужны молитвы, не нужно Евангелие! Можно и без них». Говорю: этот человек не может вести религиозную жизнь, потому что он бос, потому что ноги его не здоровы. Если бы он был обут, если бы его ноги, руки, глаза, уши и мозг были здоровы, он считал бы привилегией подняться в горы и помолиться Богу, принести свой дар. В Ветхом завете люди приносили жертвы Богу, а современные люди идут на молитву с пустыми руками. Что означает жертва ветхозаветных? Сегодня люди идут к адвокату, но если они идут с пустыми руками, он их не принимает. Каким бы хорошим ни был адвокат, после того, как вы расскажете ему, чего от него хотите, он говорит: «За это дело вы заплатите мне пять тысяч левов». Услышав, что адвокат хочет пять тысяч левов за это дело, ваши глаза раскрываются. Почему? – Вы должны приготовить ему деньги, без денег он не работает. Вы говорите: «Еще вопрос, выиграю ли я дело». Однако адвокат говорит: «Выиграю дело или нет, но хотя бы деньги выиграю» Когда адвокат требует от людей денег, он не открывает своих глаз. Как только услышит звон монет, он открывает глаза.

Сегодня, что бы люди ни делали, они всё ожидают что-то получить. Неплохо, когда человек принимает, получает что-то за свой труд, за свою работу; это в порядке вещей. Однако когда говорю, что человек должен работать даром, то имею в виду следующую идею: всякая работа должна происходить сообразно закону любви, без оглядки на то, будет за нее заплачено или нет. Всякая работа, выполненная с любовью, не может быть оплачена. Всякая работа, выполненная без любви, оплачивается. Адвокат говорит: «За то, что я буду защищать такое-то дело, я хочу пять тысяч левов!» Этот человек работает без любви. Вы идете к другому адвокату, он не ставит вопрос о деньгах. Он берется за дело, рассматривает его, защищает и выигрывает дело. Его клиент говорит: «На тебе не пять тысяч, а десять тысяч левов. Я доволен твоей работой. Я не могу оплатить твой труд, но хотя бы даю тебе небольшое вознаграждение». Такие отношения существуют только между разумными людьми. Ты идешь к бакалейщику, хочешь, чтобы он тебе дал килограмм сахара. Он отвешивает сахар, дает его тебе, и ни в тетрадь не записывает, ни говорит, сколько он стоит. Ты берешь сахар и даешь ему, сколько считаешь нужным. Это – отношения любви. А при таких отношениях, какие существуют между людьми сегодня, бакалейщик говорит: «Ты должен за сахар 25 левов!». Покупатель вынимает 25 левов и платит. По закону любви, торговец ничего не говорит о цене сахара, но покупатель вынимает банкноту в 50 левов, платит за сахар и говорит: «Я доволен, что нашел сахар в твоей лавке, а что касается цены, я готов отдать и тысячу левов».
Каким мог бы быть мир, если бы между людьми были такие отношения?

Говорю: любовь нельзя навязать людям. Она не признает насилия, но дает людям хорошие уроки. Например, когда люди ничего не дают для Господа, Он посылает к ним разбойников и говорит им: «Поскольку эти люди богаты, а ничего не дают в Мое имя, пусть они дадут вам». Разбойники входят в богатый дом с парабеллумами в руках, берут одно, другое и уходят. Когда они уходят, богатые люди говорят: «Много вещей забрали эти разбойники, но благодарим Бога, что хотя бы мы остались живы». Этот пример я привожу только для объяснения идеи. В этом смысле, следует знать, что всё, что мы имеем – Божие, а не наше. Для чего кто-то будет рассказывать, что он внес или взял деньги из банка? Никто никаких денег в банк не внес. Деньги и без него существуют. Другие люди чеканили деньги, а он считается их собственником. Никто не может быть собственником денег. – «Как так – я не собственник?! Я потратил столько труда, столько усилий, пока их заработал». – Труд, усилия принадлежат жизни, они - не твои. Следовательно, в мире нет собственников, потому что нет и собственников жизни. Если кого-то называют хозяином, собственником жизни, то он должен быть человеком бессмертия. Однако никто еще не пришел к бессмертию. Бессмертие наступит, когда люди войдут в закон любви. Когда люди выучат этот закон, они будут знать, как любить. Пока люди умирают, они еще не живут в законе любви. Христос говорит: «Это есть жизнь вечная, познать Тебя, Единого, Истинного Бога». Если вы познаете Бога, то в дар за это Он даст вам вечную жизнь – жизнь бессмертия.

Вы говорите: «Когда это произойдет? Через сколько перерождений?» – Это произойдет в будущем, в далекой вечности. Вечность же – область истины. Так что, когда кто-то говорит о вечности, я подразумеваю истину. Вечность – образ истины, а истина безгранична. Следовательно, все вещи реализуются в истине. Реализуется ли какая-то идея через год, два, сто, тысячу лет или больше, это всё границы истины. Минута или век, год или сто миллионов лет, это тоже границы истины. Это показывает, что человек может достичь чего-то и в один миг, и за миллион лет. Какая разница в этих двух случаях? Если человек достигнет своих идеалов за миллионы лет, он испытает много тревог и мучений. Если он их достигнет за один миг, тревог у него почти не будет. Например, кто-то говорит: «Знаешь, сколько перетерпела моя голова, пока я приобрел богатство, которому сегодня радуюсь?» Однако это - внешние приобретения, они не составляют ни объекта истины, ни объекта жизни. Бог – объект жизни. Кто найдет Бога, тот поймет глубокий смысл жизни.

Однажды я встречаю знакомого священника, который рассказывает мне о своей жизни. Он говорит мне: «Не знаю, что делать. У меня есть дом, есть дети, я о них забочусь, но Бог забрал мою попадью, оставил меня одного справляться с жизнью. Пока она была жива, я был беден, дети были меленькие, жилось трудно. Когда дети выросли, мое положение улучшилось, но она ушла. Сегодня, даже если я захочу жениться, не могу – я поп. Однако мне уже надоела эта шуба! Как я хотел бы освободиться от нее! Ушла моя попадья!» Этот человек прав. Зачем ему жизнь без попадьи? Это значит: зачем ему жизнь без любви? Жизнь без любви – все равно, что поп без попадьи.
Сегодня каждый жалуется на то, что нет любви, что ушла попадья. Это показывает, что смысл жизни – в любви. Как бы ни был богат человек, если у него нет любви, его жизнь теряет смысл. Дальше, я говорю этому попу: твоя попадья может вернуться, воскреснуть, потому что любовь никогда не умирает. Твоя попадья еще сегодня вечером может ожить, может придти к тебе. – «Каким образом?» - Если ты полюбишь Бога. – «Как мне найти Бога? Как полюбить Его?» Говорю: Если ты столько лет ходишь с кадилом, проповедуешь людям, говоришь им о Боге, а сам не знаешь, где Он и как Его найти, зачем ты тогда вводишь людей в заблуждение? – «Пусть Бог меня простит! Я сам запутался. Если можешь, лучше дай мне совет, как мне освободиться от этой шубы, а попадью я сам себе найду». – Этот человек прав. Я перевожу: шуба представляет грехи людей, которые отдаляют их от истины. Когда человек отбросит от себя шубу, то есть, когда он отдалится от своих грехов? и когда истина оживет в нем, он опять найдет свою попадью. И я напоследок говорю этому попу: брось свою шубу и иди со мной! – «Немного подумаю». Он до сих пор еще думает.

Теперь говорю: бросьте шубы! Ваша попадья – повсюду. Не вкладывайте своих надежд, куда не должно. Стройте свою жизнь на трех важных основах: на Божией Любви, Мудрости и Истине! Если к вам придут Божия Любовь, Мудрость и Истина, то, какую бы работу вам ни дали, вы ее выполните с любовью. Не делайте различий между той и другой работой. Любая работа, сколь бы ничтожной, сколь бы малой она ни была, хороша, если она делается во имя Божией Любви, Мудрости и Истины. Если работа выполнена так, она приобретает большую ценность. Вы говорите: «Как нам любить, или как приобрести Божию Любовь, Мудрость и Истину?» Я отвечу вам, как ответил попу: Вы уже столько лет пишете любовные письма; почему вы говорите, что не знаете, как надо любить? Вы говорите людям о любви, а при этом спрашиваете, как любить. Это противоречие. В таком же противоречии находится и этот священник. Он служит Богу, проповедует людям о любви, а если ему говорят, что есть новый способ, как можно служить и воскресить попадью, он не верит, и признает только старый способ. Нет, только с новым способом он придет на путь, ведущий к Божией Любви. Для этого требуется сделать только один шаг вперед, а именно: нужно, чтобы человек решил дать что-то от себя, то есть, принести великую жертву Первопричине, Богу. Если человек сделает это, то и дела у него уладятся.

Итак, я хочу, чтобы из этой беседы вы задержали в своем уме только основную мысль. Все мысли из этой беседы, которые вам не нужны, вы можете выбросить, но задержите одну, самую нужную. Это будет основная мысль. Вы говорите: «Как мы узнаем, какие вещи – нужные, и какие – ненужные?» Представьте себе, что вы получили драгоценное кольцо, которое лежит в коробочке, обернутой большим количеством бумаги. Кольцо вместе с коробочкой весит 25 граммов, однако, завернутое в бумагу, оно весит несколько килограмм. Что вы станете делать в таком случае? Развернете коробочку, откроете ее, вынете из нее кольцо и оденете его себе на руку. Всю бумагу, в которую было обернуто кольцо, вы выбросите за ненадобностью. Вы возьмете только кольцо, как нужную вещь. Должны ли вы носить на спине пустую коробку и бумагу, в которую она была завернута? Если вы достанете кольцо, коробка и бумага больше вам не нужны. Следовательно, кольцо представляет благоприятные условия в жизни человека. Это кольцо – поручитель, гарант, который ставит свою подпись на векселе, и под его подпись вы можете взять деньги в каком-нибудь банке. Вексель с подписью гаранта представляет рекомендательное письмо, которое должно быть у каждого.

Следовательно, рекомендательное письмо – это вера. Вез веры никуда нельзя пойти. Вера – это веревка, на которой пляшет акробат. Воля же представляет шест, который акробат держит в руках для равновесия. Если акробат уронит шест, он все же сможет держаться на веревке, однако, если оборвется веревка, он пропал. Если оборвется веревка, нужно натянуть новую веревку. Это показывает, что без веры никаким образом нельзя перейти с одного конца на другой. Если вы хотите перейти по веревке с одного конца на другой, вы непременно должны ее натянуть, взять в руки шест и перейти по ней. Когда вы перейдете по веревке, вам заплатят. И скрипачу платят, когда он заканчивает игру. Тот, кто идет копать виноградник, получает зарплату, когда закончит работу. Вообще, работнику платят после того, как он выполнит работу. Адвокат представляет исключение из этого правила. Когда адвокату дают защищать какое-то дело, он говорит: «Я возьмусь за это дело, но вы должны предварительно мне заплатить». Иногда адвокаты требуют предварительной оплаты половины той суммы, которая полагается им за работу. Они потеряли доверие к людям и говорят: «Мы работали на многих, но нам не заплатили за наш труд, поэтому мы хотим получить деньги заранее». В духовном мире закон оплаты тот же самый, как и в физическом мире. Там платят после того, как работа выполнена.

Теперь: Существенный вопрос, на котором вам следует остановиться, это вопрос о нужных и ненужных вещах. Нужные вещи – из той же категории, что и кольцо. Что представляет собой кольцо? Кольцо представляет собой здоровые ноги, руки, глаза, уши и ум человека. Это значит: у него теплое сердце, светлый ум, сильная воля, широкая душа и крепкий дух. Когда я перечисляю, что должен иметь человек, это ставит человека в определенные границы. Или, если я скажу, что у человека должна быть вера, это еще не означает, что у него нет веры. Вера есть у каждого человека, но не такая, как нужно. Вера не может быть навязана механически. Поэтому говорю: ходите без веры! Что это значит? Пока человек до конца не изверится, он не может приобрести веру. Говоря другими словами: пока человек не изверится, не потеряет веру в то ложное, преходящее, во что он верит сегодня, он не может найти прямой путь истины. Например, вы годами идете по какому-то пути, пока, наконец, не теряете в него веру, и говорите: «Я ничего не достиг, идя по этому пути». Когда человек становится атеистом в недостижимом, но приобретает веру, значит, он уже перешел от неверия к вере. Иногда бывает наоборот: некоторые переходят от веры к неверию. Одни от любви переходят к жизни, в которой нет любви, а другие – от жизни, в которой нет любви, переходят к любви. Это пути, которыми идут люди.

Когда я говорю о безлюбии и о любви, я не хочу сказать, что у вас нет любви, но многие современные люди понимают любовь неправильно. Они всегда связывают ее с образом молодого юноши или молодой девушки. При этом они знают, что, если придет любовь, они должны будут что-то отдать.

К одному американскому миллионеру приходит молодая, красивая девушка и спрашивает его: «Хочешь ли ты, чтобы кто-нибудь тебя полюбил?» Он смотрит на нее, потом наклоняет голову и думает, что ей сказать. Он знает, что если его кто-то любит, то из его кошелька уйдет много долларов. После долгого молчания он ей говорит: «Это очень трудный вопрос. Приходите через несколько дней, тогда я вам отвечу». Он находится в борьбе между любовью к деньгам и красивой девушкой, которую он должен любить. Если он полюбит девушку, деньги улетучатся. Современные люди хотят любить, умеют любить, но они имеют в виду большую жертву, которую требует любовь. Если мы кому-то скажем, что нужно любить Бога, он говорит: «Хочу немного пожить». Этот человек не готов жертвовать. Он – банкир, который любит деньги, и говорит: «Подумаю немного и потом отвечу».

Итак, от всех требуется новое понимание жизни. Для этого нужно сделать внутренний перевод внешней жизни, чтобы каждый видел свою слабую сторону. Например, кто-то говорит: «Мы должны любить друг друга!» Говорю: Без Бога любовь к людям ничего не приносит. Такая любовь похожа на пшеничное зернышко, посаженное на каменистой почве, или на пустой пшеничный колос. Приходилось ли вам видеть, как торчат вверх пустые колосья? Когда земледелец посмотрит на стоящие торчком пустые колосья, он глубоко вздыхает и говорит: «Эти колосья пусты! На них нельзя надеяться». Потом посмотрит на полные колосья, тяжелые, висящие книзу, и говорит: «Это хорошая пшеница!»

Говорю: в жизни нет ничего лучше полных колосьев! Полные колосья представляют собой любовь Бога к нам. Когда в нас входит любовь, она всё оплодотворяет, развивает нашу деятельность и сообщает смысл нашим мыслям, чувствам и поступкам. Если к нам приходит любовь, мы становимся сильными, бодрыми и радостными. Когда в нас есть любовь, наше состояние можно уподобить этому дню: чистое, ясное небо; солнце красивое, оно приятно греет, и погода тихая и спокойная.


 
  Учитель Петр Донов. Беседа от 2.08.1931г, 4-я беседа из книги «Наше место».
 
  Перевод с болгарского Драгавцевой Татьяны, 8.09.2007г., Москва. Ред. 9.09.2007.
  Перевод предварительный, требует редакции и доработки.
  Перевод выполнен по книге: «Нашето място», «Сонита», София, 1997.


Comments