Один удар 1933-0902-0


 

Один удар

Перевод Елены Островой

Ев. от Луки, гл. 4

Существует тёмная сторона человеческой жизни, которую пытаются прояснить уже тысячи лет. Но она так и остаётся неразгаданной. Эта тёмная область относится к испытаниям. Все люди спрашивают себя: «Зачем в жизни нужны испытания? Нельзя ли обойтись без них?» Однако, кого испытывают? Испытываются сильные люди, а не слабые; испытываются знающие, а не невежды. Вообще, меньше всего испытаний у людей слабых и невежественных. Следовательно, только те, кто не понимает законов природы и порядка вещей в ней, могут задавать вопрос, зачем существуют испытания. И это показывает, что у таких людей особое понимание жизни. Они хотят быть счастливыми, не зная, в чём заключается счастье. Это всё равно, что искать истину, не зная, что такое истина. Истина освобождает человека. Обретающий истину становится свободным. Непонимающий истины постоянно сталкивается с противоречиями. Констатация какого-то факта ещё не становится истиной. Почему? Потому что, констатируя факт, ты вновь сталкиваешься с противоречиями, ты вновь не свободен.

Современные люди недовольны существующим порядком вещей. Я говорю: данную проблему можно легко разрешить. Как? Пусть все те, кто недоволен сегодняшним миром, так же, как установлениями природы, представят свой план, улучшенный и более разумный. На протяжении тысяч лет невидимый мир даёт возможность всем, кто недоволен законами и порядками мира, представить свой проект. Если этот проект окажется разумнее, они применят его на земле, чтобы люди им воспользовались. Тот, кто хочет корректировать природу, непременно должен быть умнее её. Невежда не может исправлять игру знаменитого скрипача. Желающий подсказать что-то знаменитому скрипачу непременно должен уметь больше, чем он.

Христос был умнейшим, учёнейшим из людей. Он располагал такой наукой, которая и доныне остаётся закрытой для человека. Но даже при этом, будучи Сыном Божьим, Христос подвергался большим испытаниям. Почему Ему надлежало пройти такие испытания? Какая была необходимость сорок дней поститься в пустыне? Христос провёл опыт, чтобы увидеть, сколько дней человек может выдержать без еды. В течение сорока дней Он питался только Священным хлебом – Словом Божьим. Когда дьявол искушал Его, говоря: «Если Ты Сын Божий, вели этому камню сделаться хлебом!» – Христос отвечал: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом Божьим». Точно также и современные люди беспокоятся, когда больной не ест или здоровый мало ест. Они спешно советуют ему побольше есть, употреблять жиры, чтобы не похудеть. Они рекомендуют ему печёную или варёную курицу, куриный суп, по возможности жирный, побольше масла. Сегодня люди обманывают себя, полагая, что жирная еда или мясо передадут им что-то. Нет, чужое всегда останется чужим. Следовательно, жизнь других живых существ принадлежит им самим, а не людям. Люди не имеют права распоряжаться жизнью других существ.

Тогда, как и чем нам питаться? Под пищей в широком смысле слова я подразумеваю Божественное. В этом смысле только Божественное может служить пищей человеку. Всё иное вне этого – чужая собственность, которой человек не имеет права располагать. И если кто-то употребит в пищу то, что не Божественно, оно внесёт в него яд. Чужое, внесённое в организм, оставляет там свой яд. На этих чуждых веществах, внесённых в человеческий организм, основаны противоречия и страдания жизни. Задача человека освободить организм от чуждых веществ. В его организме должно остаться только Божественное. Если останется Божественное, а чуждое уйдёт, лицо человека сразу засияет и его воля придёт в нормальное состояние. Пока он расстраивается, в его сердце есть чуждые вещества. Пока сегодня думает одно, а завтра другое, в его уме есть чуждые вещества. Неважно, кто внёс эти чуждые вещества. Может быть их внесли его бабушка или дедушка – неважно. Проблема заключается в том, чтобы очиститься, освободиться от них.

Говорю: вы нуждаетесь в точной науке, которая может привести вас к сущности жизни, а не к кажущимся, то есть недолговечным вещам. Временное всегда несёт людям страдания и несчастья. Страдания рождаются из-за того, что такие вещи легко теряются. Следовательно, на них нельзя рассчитывать. Например, ты ожидаешь получить наследство – это ложный путь. Если надеешься, что какой-то святой помолится за тебя, ты на ложном пути. Если надеешься, что другие люди вспашут твоё поле и пшеница явится в готовом виде, ты на ложном пути. Если же вы хотите принять верный путь, то опирайтесь на работу и рассчитывайте на самого себя. Для этого рассматривайте жизнь как нечто целое. Человек должен найти своё место в целом и сделать там свою работу, при этом не мешая тому, что делают другие органы жизни. Листок дерева не должен вмешиваться в работу других листьев. У каждого листка на дереве есть своя определённая задача и определённое место. На вид все листья выполняют одну и ту же функцию, но на деле это не так. В природе не существует однообразия. Когда жизнь становится однообразной, это показывает, что люди вмешиваются в работу друг друга.

Кто-то, например, спрашивает, зачем Бог создал муравья. Зачем создал вола с рогами на голове и копытами на ногах. Женщина спрашивает, зачем создана женщина. По-моему, женщины до сих пор не знают, женщины ли они, и мужчины не знают, мужчины ли они. Думать, что они мужчины или женщины, это одно, а знать определённо, это иное. Женщина недовольна своим положением, она недовольна, что создана таковой. А ведь это большая сила – женщина! Надо ли быть недовольной своим положением? Женщина образ Божьей Любви. Если она не несёт в себе этого образа, то вовсе не женщина. В этом случае она не может понять жизни.

Вы говорите: «В жизни нечего понимать. Жизнь это борьба». Нет, жизнь совсем не борьба. Человеку незачем в ней бороться. Если он решит бороться, то сколь бы ни был силён, всё равно найдётся кто-то сильнее и повалит его на землю. Я до сих пор не встречал в истории человечества героя, который бы не был побеждён. Даже самых больших героев в конце концов побеждали и они умирали. Каждому герою поставлен памятник с надписью: «Здесь лежит один из великих героев мира». Говорю: эти люди герои, но не истинные герои.

Итак, не сожалейте о временных утраченных вещах. – Но мы потеряли любовь. – Не сожалейте о любви, что теряется. Такая любовь это герой, который умирает. На подобного героя нельзя рассчитывать. Кто-то говорит: «Одно время моё сердце горело любовью, но сейчас она угасла». Любовь, зажигающая сердце, а затем гаснущая, любовь, бьющая ключом, а затем пересыхающая — это поверхностная любовь. Если ты воодушевишься и скажешь, что готов совершить всё ради Господа, но уже на следующий день откажешься, какова твоя любовь? И Пётр говорил Христу, что его любовь непоколебима, что он никогда Его не оставит, что готов защищать Его мечом, – однако не устоял. Не пропел и двух раз петух, как он трижды отрёкся от Христа. Пётр осознал свою ошибку, раскаялся и горько заплакал. Он увидел свою слабость, он понял, в чём заключается героизм. Там, где есть страх, мужества не существует.

Следовательно, первым делом человек должен освободиться от внутреннего, неестественного страха. Единственный страх, который должен у него быть, который уместен, – страх потерять любовь. Это священный страх! Теряя любовь, человек теряет и жизнь – для него тогда всё кончено. Ничего другого он не должен бояться. Любой другой страх беспредметен. Человек может бояться умереть от голода, потерять свой дом, быть уволенным с работы, утратить общественное положение, уважение людей и т.д. Все эти вещи, вызывающие в людях страх, временны, и на них не следует останавливаться. Если вы верите в Бога, создавшего вас, незачем плакать и отчаиваться – вы никогда не умрёте голодными, никогда не будете оставлены. Во всём мире есть ваши продвинутые разумные братья, которые никогда вас не оставят.

Говорю: как бы вы ни пали, в каком бы положении ни оказались, берите пример с блудного сына. Когда тот проел и пропил всё своё богатство, ему оставалось лишь пасти свиней. На другое он был неспособен. Что представляют собой свиньи? Если вы с утра до вечера заняты своими бедами, своими отрицательными мыслями и желаниями, не будет ли это занятием свинопаса? Что вам надо делать? Найдите способ освободиться от такого занятия. Свиньи прожорливые животные, они съели всё и для блудного сына не оставили даже рожков*. Из-за больших страданий сознание блудного сына пробудилось, он раскаялся, смирился и сказал: «У моего отца столько слуг, они на него работают и получают пищу. Пойду к нему и я как последний слуга. Незачем больше оставаться здесь, в чужой среде, с людьми, которые меня не любят». Действительно, отрицательные мысли и чувства человека не могут питать к нему любви. А это означает, что он не может жить среди существ, его не любящих. Все страдания и несчастья основаны на том, что людям хочется жить в среде, где любовь не функционирует. Но почему так – об этом не говорят.

В древности к одному индусскому учителю явился ученик, желая получить от него ряд жизненных наставлений. Учитель сказал: «Иди на кладбище, переходи от могилы к могиле и говори мёртвым самое лучшее, что придёт тебе на ум. О том, что они тебе ответят, придёшь и мне расскажешь». Ученик пошёл на кладбище и начал произносить мёртвым хвалебные речи: что они великие, святые люди, что они многое дали человечеству, что таких, как они, больше нет и т.п. Он прислушивался в надежде уловить какой-то ответ – но ни звука, ни отзвука. Ученик возвращается к учителю, рассказывает, как было дело. Тот промолвил: «А теперь снова иди к мёртвым и говори им самое плохое, ругай их, увидишь, что они тебе ответят». Ученик отправился к покойникам и стал говорить им самые худшие слова. Возвращается к учителю: «Опять ни звука, ни отзвука». Тогда учитель произнёс: «Если хочешь понять смысл жизни, бери пример с мёртвых. Когда тебя хвалят и когда укоряют, когда ты счастлив и когда несчастен, – ни звука, ни отзвука, ни слова по этому поводу».

Говорю: у всех людей есть слабость – когда к ним приходит страдание, они ищут кого-то, чтобы выговориться, чтобы им немного полегчало. И когда приходит счастье, также ищут возможность выговориться, поделиться радостью. Знаете, на кого похожи люди? Они похожи на резиновые мячики или куколки, которыми играют дети. У резиновых мячиков в середине есть дырочка, и когда на мяч нажимают, он издаёт звук. Дети радуются таким мячам, надавливают на них и отпускают, чтобы услышать звук. Так вот, когда на вас нажмёт страдание, вы также издаёте звук. Начинаете жаловаться, рассказывать людям, что вас посетило большое несчастье. Я говорю: если вы не можете рассматривать страдание с научной точки зрения, если не видите, что в нём кроется, оно для вас беспредметно. Рассматривая страдания спокойно, вы увидите, что они бывают рефлекторными, а бывают и настоящими, относящимися к самому человеку. Рефлекторным будет такое страдание, когда вы сжимаетесь, замираете, видя идущего по канату акробата, который выполняет различные движения. Он передвигается по канату спокойно, уверенно, без малейшего страха, он говорит: «Вот искусство!» А вы, смотрящие на него, сжимаетесь, дрожите, замираете, не упал бы тот случайно, не потерял бы равновесия. Выйдя из цирка, вы говорите: «Истерзался я из-за этих людей!» Спрашиваю, если акробат смело, уверенно и бесстрашно, уповая на самого себя, идёт по канату, так не можете ли вы, верующие в Бога, обладать по крайней мере той же смелостью и верой, что у него?

Непонимающий жизни скажет про акробата: «Посмотрите, каким способом этот бездельник добывает себе пропитание!» Нет, я бы на вашем месте сказал: «Вот смелый, решительный человек! Не веря в Бога, но уповая на себя, он подвергается такому риску. Я же, верующий в Бога, боюсь даже высказать своё мнение, пусть не подумают обо мне люди плохо». Ты, верующий в Бога, молящийся по три раза в день, боишься собственной тени, боишься вида мертвеца, дурных снов и пр. Что это за вера, если она не может справиться с малейшими трудностями?

Человек пришёл на землю учиться. Если он идёт верным путём, то не имеет права бояться. Что страшного в том, когда ты видишь какой-то плохой сон? Одна жительница Тырново рассказала мне однажды свой сон: «Вижу во сне мать. Она подходит ко мне, затем ничего не говоря, берёт глиняный кувшин и ударяет меня по голове. Сосуд падает на землю, разбивается на куски, а из моей головы начинает течь жёлтая жидкость. Я говорю себе: «Странно! Не может ли мама найти для меня ласкового слова, порадовать, нет ведь, надо разбить мне голову кувшином!» Встаю утром и что же замечаю? Моё сознание пробудилось, я начинаю всматриваться в свою жизнь, вижу свои ошибки и то, что отклонилась с пути истины. А затем я принимаю решение вернуться на путь, предначертанный Богом. Я поняла, что с помощью кувшина мне преподали урок, кувшин стал предметным обучением. Невидимый мир хотел сказать: «Так же, как разбился на куски кувшин, разобьётся и твоя голова, если пойдёшь прежним путём».

Следовательно, человек в руках судьбы не должен быть кувшином, разбивающимся на куски при ударе о землю. Приобретает ли что-то кувшин? Разбившись, он лишь теряет, ничего не приобретая. Однако, голова человека кое-что приобретает. Она начинает мыслить и видеть ошибки своей жизни. Когда кувшин разобьётся, извлеките из этого урок и поблагодарите, что разбился он, а не ваша голова. И если ваш кувшин разобьётся, купите новый, лучше прежнего.

Вы должны быть внимательны в жизни, чтобы не разбить головы, как разбился кувшин. Так что, какое бы несчастье с вами ни случилось, извлеките из этого урок. Знайте, что в природе нет случайностей. Любое страдание, любое испытание занимает в ней своё место, и в будущем оно принесёт несметные блага тому, кто его понимает. Проследив историю человеческого развития, вы увидите, что путь постижения совершенства лежит здесь. Человека ожидает великое будущее. Но для этого ему надо учиться. Земля – великая школа, великий университет, куда люди пришли учиться. И Христос провёл 33 года в этом университете. Выдержав экзамен на аттестат зрелости, Он вернулся на небо, где занял отведённое Ему место. Поэтому Христос сказал ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». В другом месте Он говорит: «Идите и вы проповедовать, возвещать Моё учение».

Спрашиваю, раз вы верите в Христа, то должны ли бояться? Он сам говорит, что Ему дана всякая власть на небе и на земле. Христос прошёл через большие страдания, прежде чем получил такую власть. Он нёс свой крест до определённого места, а затем оставил, желая этим сказать: «Досюда крест нёс Я, теперь предоставляю нести его вам».

Говорю: если и есть нечто удивительное в жизни Христа, так это не столько перенесённые Им большие страдания, сколько Его выносливость. В лице Христа мы видим душу, устоявшую в больших противоречиях. Такая стойкость заслуживает подражания. Он сказал: «Я должен исполнить волю Божью во что бы то ни стало!» Вот это характер. Затем Он продолжал: «Господи, в Твои руки предаю дух Свой. Да будет воля Твоя!» Спрашиваю, остался ли Христос обманутым в своей вере? Тот, Кто создал Его, кому Он предоставил жизнь, в Кого Он верил, воскресил Его. И сейчас, спустя две тысячи лет после воскресения Христа, 500 миллионов человек идут Его путём и работают вместе с Ним. Придёт день, когда и те, кто не уверовал, пойдут вслед за Христом.

Так надо ли бояться после всего этого? Современные люди пугливы, как молодые девушки. Юная девушка постоянно вздрагивает. Наряжается, украшается, а сердце непрестанно дрожит: «Что, если возлюбленный меня оставит? Что со мной будет, если он найдёт другую, лучшую, чем я?» И вот уже брошен букетик, потеряна уверенность. Затем она вновь воодушевляется, прикрепляет букетик к волосам, снова весела. К обеду опять приходят искушения: «А если он всё-таки меня оставит? Если найдёт более красивую?»

То, что происходит с девушкой, относится и к вам. Вы говорите: «Что делать, если Господь меня оставит?» Сказано в Писании: «Записал вас на ладони Своей». Действительно, есть ли лучшее место, чем ладонь Господа, чтобы записать человека? Богу достаточно лишь взглянуть на свою ладонь, чтобы увидеть написанное на ней ваше имя.

Итак, как в прошлом нужны были герои, так и в настоящем. От людей требуется героизм, а не малодушие. От них требуется работа, а не разговоры. У турок есть пословица: «Пустая мельница без ветру мелет». Действительно, мельница поднимает много шума. Её шум превышает работу, которую она выполняет. Однако, в конце концов, мельницу ждёт пламя. Её разломают и бросят в огонь. Мельничный камень также осуждён на стирание, уничтожение. Вообще молоть пшеницу на мельнице не идеал для человека. В будущем пшеницу не станут подвергать тем испытаниям, каким она подвергается сегодня. Современные люди мелют пшеницу, превращают в муку, замешивают из неё тесто, формуют хлеб, пекут его в пекарнях и, наконец, едят. Значит, пшеница проходит ряд испытаний, пока не превратится в хлеб.

Говорю: испытания, противоречия в сегодняшней жизни необходимы. Для тех, кто понимает противоречия, они – привилегия. Без испытаний человек не может приблизиться к Богу. Не пройдя через бедность, неверие, безнадёжность, безлюбие, зло, мрак жизни, человек никогда не приблизится к Богу, не познает Его. Только благодаря испытаниям он поймёт, что представляют собой истинная любовь, вера и надежда. Только таким образом он поймёт, что любовь сильнее безлюбия, ада и смерти, вера сильнее неверия, надежда сильнее безнадёжности, добро сильнее зла. Сказано в Писании: «Один праведный погонит тысячу грешных, а двое праведных погонят десять тысяч грешных». Значит, сила одного праведника равна силе тысячи грешников, а сила двух праведников равна силе десяти тысяч грешников. Следовательно, если вы человек праведный, то повстречав в лесу медведя, не убегайте от него. Схватите медведя за ухо, остановите и начните с ним разговаривать. У нас есть такой пример в Писании. Там говорится о Давиде, боровшемся с медведем и львом, а потом и с Голиафом. Саул сказал ему: «Тебе нельзя бороться с Голиафом, потому что ты ещё ребёнок, а он мужчина, воин от самой юности своей». Давид ответил: «Когда я пас овец отца своего, появлялся лев или медведь, уносил овцу из стада, но я гнался за ним и поражал его; так я освобождал овцу из пасти его. Если же медведь или лев бросался на меня, я брал его за космы, поражал и умерщвлял. Твой раб убивал и льва, и медведя. И с этим необрезанным филистимлянином будет то же, что с ними». Говорю: тот, кто боролся со львом или медведем, легко может справиться и с человеком.

Часто мы считаем себя слабыми. Да, мы слабы, но в одном отношении – в любви. Сила человека определяется качеством его любви; сила человека определяется качеством его знания; сила человека определяется качеством его воли. Следовательно, тот, кто не познал Божьей Любви, Божьего знания и Божьей воли, – слабый человек. Вне силы любви человек слаб. Когда Христос проводил сорокадневный пост, Он был возведён Духом на гору – там должна была проверяться Его любовь. Действительно, явился сатана и начал Его испытывать: «Посмотри на все эти царства – они твои. Если поклонишься мне, отдам их тебе». Христос отвечал: «Моё царство не от мира сего». А если кому-то из современных людей предложат одно такое царство – например, стать премьер-министром Болгарии – тот сразу откажется от своего ВЕРУЮ.

В подтверждение этих мыслей приведу следующий рассказ. В первые века христианства в Александрийской области жили двое – святой и каменотёс. Святой плёл корзины и, когда шёл в город их продавать, проходил мимо каменотёса. Тот его приветствовал, вёл в свой дом отдохнуть. Омывал ему ноги и угощал тем, что имел. Святой был очень доволен каменотёсом за столь хорошее отношение. Однажды он обратился к Богу с такой просьбой: «Господи, этот каменотёс оказывает мне немалые услуги, он добрый и честный человек, но очень бедный – работая с утра до вечера, едва добывает себе на хлеб. Прошу Тебя, помоги ему немного разбогатеть, пусть и он поживёт, как все люди». После трёхкратной молитвы святому явился ангел и сказал: «Твоё желание изменить судьбу каменотёса хорошее. Но этот человек ещё не готов к иному положению. Богатство его испортит». – «А я думаю, что разбогатев, он станет лучше». – «Да будет согласно твоему желанию! Иди и скажи каменотёсу, что в таком-то месте зарыто большое богатство, пусть он его выроет и использует, как ему покажется правильным». Святой отправился к каменотёсу и рассказал всё, что услышал от ангела. Каменотёс отыскал это богатство, после чего сразу построил в Александрии большой красивый дом. Он начал вести богатую, роскошную жизнь, так что в скором времени стал известен во всей округе. Затем его назначили первым визирем. Когда святой спускался в город, каменотёс уже не встречал его, теперь он был занят другими делами. Однажды святой посетил его дом, но тот посмотрел на него и сделал вид, что не узнал. – «Разве ты меня не знаешь?» – «Не знаю. Иди своей дорогой. Я не общаюсь с такими, как ты». Святой отправился в путь, но был весьма озабочен, ибо видел, что дело выходило плохо. По дороге ему встретился ангел, тот, что помог улучшить жизнь каменотёса. Он сказал: «Ну, видишь теперь, что ты наделал? Понял, что человек этот не был готов к лучшим условиям?» А затем ангел схватил его за шиворот, оттузил хорошенько и добавил: «Будешь помнить, как изменять судьбы людей».

Поняв свою ошибку, святой вновь обратился к Господу с просьбой вернуть каменотёса в прежнее положение, а самому получить возможность как-то исправить ошибку. Бог и на этот раз услышал просьбу святого. Против каменотёса, исполнявшего роль визиря, начались сильные гонения: клевета, подозрения, наветы, увольнения и пр. Он утратил общественное положение, материальное благосостояние, остался без дома, без денег. Увидев себя настолько падшим, он взял молот и снова принялся тесать камни. Когда святой спускался в город, каменотёс вновь его встречал, оказывал услуги, извиняясь за то, что став визирем, не проявлял к нему внимания. – «Не знаю, какой дьявол в меня вселился, почему я не принимал тебя. Ведь я прекрасно тебя узнавал, но боялся, чтобы люди не сказали обо мне плохо, не осудили за дружбу с таким бедным человеком». Святой улыбнулся и заметил: «Ничего, ведь дело поправлено?» Через несколько лет каменотёс обратился к святому: «Помолись за меня снова, пусть мне дадут хоть немного богатства, хочу стать побогаче». - «Нет, второй раз не стану за тебя молиться, не желаю больше быть битым. Едва ли ты найдёшь для себя место, лучше нынешнего». И каменотёс продолжал тесать камни.

Говорю: каждый сам будет рубить такие камни, и каждый сам должен обтёсывать их. Камни – необходимый строительный материал, из него человеку надлежит построить свой дом. Эти камни нельзя продавать, их надо обрабатывать, обтёсывать. Что они собой представляют? Грубые мысли, чувства, поступки и черты в характере человека, которые непременно должны быть обтёсаны. Здесь для него кроется внутренний смысл вещей, его внутренняя работа. Однажды, когда мы сумеем обтесать, отшлифовать эти камни, нашей жизнью будет доволен Бог и мы сами. Это не означает, что человек разом может стать знающим или святым. Знание, таланты, способности приобретаются постепенно. Именно в этом заключается красота жизни. Иногда люди хотят сразу стать сильными, знающими, богатыми, святыми, гениальными. Говорю: такого порядка в мире не существует. Есть определённая зависимость между малым и большим. Малое богатство, малое знание, малые мысли и чувства, посещающие вас, стоят дороже большого богатства и знаний. Когда? Когда вы их задерживаете в себе и обрабатываете. 

Поясню вам эту идею. Представьте себе, что у вас есть сосуд, ваза, сделанная из какого-то драгоценного камня или алмаза. Ваза может быть наполнена хорошей, чистой водой, а может быть наполнена ядом или кислотой. Сам сосуд, возможно, стоит миллионы фунтов стерлингов, но что он вам даст, если наполнен ядом? Когда же в нём хорошая, чистая вода, его цена ещё выше. Или наоборот, вы обладаете сосудом, сделанным из простой глины, однако в нём находится чистая, кристальная вода. Если возникнет жажда, простой сосуд с чистой водой окажется предпочтительнее алмазного, полного яда.

Спрашиваю, что пользы, если у вас есть внешнее богатство, а внутри вы носите яд, постоянно вас разъедающий? Тела современных людей сделаны не из алмаза, не из такой материи, как у драгоценных камней, поэтому они и грешат. Но придёт день, когда их тела будут сделаны из чистой, тонкой материи, как у святых, ангелов. Тогда они не будут грешить. Сказано в Писании: «Рождённый от Бога не творит греха». От Бога рождён только тот, кто прошёл через все фазы человеческого развития, кто обрёл полную устойчивость. Ничто в мире не в состоянии отклонить его от верных взглядов на жизнь.

Апостол Павел говорит: «Ничто в мире не в состоянии отлучить нас от Любви Христовой». Да, ничто в мире не в состоянии отлучить человека от Любви Божьей. И если кто-то захочет узнать, что такое Небо, отвечу: Небо это место любви, знания, добрых поступков. Тот, кто окажется там, несёт задачу проявить свою любовь, своё знание, свои добрые поступки. Поскольку обитатели Неба живут в полном согласии друг с другом, они ни в чём не нуждаются. Если кто-то из них временно испытывает нужду в чём-то, все приходят ему на помощь.

Счастье людей зависит от их сплочённости. Когда их сознание пробудится и они пожелают воспринять и проявить любовь, всё исправится. Только любовь в силах разрешить задачи жизни. Но любовь должна проникнуть в душу не одного человека или одного народа, а всех людей и всех народов по лицу земли. Когда любовь проявится в душе матери, она возлюбит всех детей, как своих собственных. Вот, что означает истинная мать! Если мать любит только своих детей, это показывает, что её любовь пребывает в животной фазе или самое большее в человеческой фазе. Такая мать не дошла ещё до того, чтобы любить и чужих детей, как их любит Бог. Вы говорите: «Может ли мать любить чужих детей, как своих собственных?» – Раз не может, она не мать. – «Можем ли мы любить все народы, как свой собственный народ?» – Раз не можете так любить, значит в вас нет любви. Спрашиваю, какова ваша любовь к Богу, если вы любите лишь кого-то одного, не любя всего, что Он создал? Почему вы любите данного человека? Вы ответите, что вам в нём что-то нравится, поэтому любите. А будете ли вы любить того человека, если его любовь не устоит?

Один граф влюбился в молодую, красивую девушку, немку. Он часто бывал у неё дома, выражая свою любовь подарками и букетами. Дело почти дошло до женитьбы. Однажды вечером они решили прогуляться в окрестностях города, но должны были переправиться на лодке через протекавшую неподалёку реку. Слуга управлял лодкой, и они благополучно достигли другого берега. Однако, стоило на него ступить, как из леса выскочили разбойники и напали на них. Граф сумел убежать. Воспользовавшись этим, разбойники кинулись к девушке с целью отнять у неё деньги или какие-нибудь драгоценности. Она начала кричать, защищаться, ища глазами графа в надежде, что он придёт на помощь, но была изумлена, поняв, что тот исчез. Однако, оставшийся с ней слуга сразу пришёл на помощь – ударом кулака он поразил одного, второго, третьего разбойника, всех прогнал. На следующий день граф с букетом в руках явился в дом невесты поздравить её со счастливым избавлением, но та сказала: «Прошу вас, больше не появляйтесь в моём доме!» Скажите, какими вы должны быть по характеру – такими, как граф, или как слуга? У человека должен быть характер верного слуги, который в самый критический момент жизни может прийти вам на помощь.

Спрашиваю, если в совершенно конкретном случае вы не можете встать на сторону Истины, Мудрости и Любви, то в чём заключается ваше человеческое достоинство? Чем вы похвалитесь, когда попадёте на Небо?

Жители Неба отличаются большим терпением. Современные религиозные и духовные люди не могут терпеть друг друга, они постоянно сетуют, что кто-то кого-то обидел, и после этого надеются попасть на Небо, где их встретят музыкой и песнями. Но, оказавшись на Небе, они и там будут жаловаться, что люди на земле плохи. Нет, на Небе не принимаются никакие жалобы. Там все существа живут только в любви.

Все вы должны стремиться к внутренней жизни. Лишь благодаря этому можно выдержать трудности и противоречия, встречающиеся на пути. У всех есть противоречия, но вам дана возможность их разрешить. Так, например, бывают случаи, когда надо молчать. Искусство состоит в том, чтобы во время скорби никто не узнал, что вы её несёте. Когда человек скорбит, он должен мыслить. Он должен думать обо всех скорбящих людях. Есть те, кто скорбит больше, чем он. Если он беден, пусть думает, что есть люди беднее его. Если богат, пусть думает о богатых людях, не исполнивших, как и он, волю Божью. В скорби, в бедности, в богатстве человек должен исполнять волю Божью. Что делает источник? Где ни потечёт, всё очистит. Вначале образуется грязь, однако, когда он течёт годами, вода постепенно очищает окружающие места. Праведник похож на источник – где ни пройдёт, всё очистит.

Следовательно, не теряйте уверенности в трудностях! Христос не потерял уверенности, праведные люди, святые тоже не впадали в растерянность. И вы не должны теряться. Когда я настраиваю свой радиоприёмник, то постоянно слышу брюзжание, жалобы. Жена жалуется, что муж не проявлял к ней любви; муж жалуется, что не был любим женой; сын жалуется, что отец его не любил; ученики жалуются на учителей – те их не любили. Странное дело! Небо, солнце, звёзды – всё вас любит. Какую большую любовь вы ищите? Вы объяты любовью, а ищите тень любви. Почему же не ценить любовь, которая есть, зачем искать другую? Если вы пожелаете от меня любви, я скажу: «Сорвите себе грушу!» Я отведу вас куда-нибудь в магазин и скажу: «Выберите себе хороший костюм, одежду!» – «Но кто заплатит?» Когда Христос послал учеников в селение привести ослицу, платил ли за неё кто-нибудь? Вы говорите, что всё в мире – Божье. Но как только надо показать это на деле, вы так не думаете. В вас должно жить глубокое, священное верование, что всё в мире принадлежит Богу, однако, не использовать всего этого только для себя. Божьи блага – общее достояние. Люди должны одинаково ими пользоваться.

Говорю: все мы должны жить ради Того, Кто нас любит. Живя ради Него, мы будем любить и друг друга. Живя не ради Него, мы и друг друга не полюбим. Значит, живя во имя Бога, находящегося в нас, мы будем любить Его, понимать Его, а вместе с этим обретём понимание и любовь между собой. Понимая любовь Бога в нас, мы поймём и все другие проявления любви. Если же мы поймём эти вещи, то впоследствии придут блага. Следовательно, зажгите сначала Священный огонь вашего очага! Принесите немного угля и зажгите огонь своего очага. Не берите огня от ваших соседей! Когда вы зажжёте Священный огонь своего очага, всякая другая любовь осмыслится. В этом случае любовь матери, друга, слуги приобретает смысл и становится вам понятной. Божественная любовь наполняет смыслом все проявления любви. 

Чувства без любви беспредметны. Мысли без любви беспредметны. Они подобны красивому, но мёртвому телу, которое покинула душа, то есть любовь. Божья любовь придаёт смысл чувствам, мыслям и поступкам людей. Вложите эту любовь глубоко в свою душу и ничего не говорите о ней. Относительно этой любви ваши уста должны быть запечатаны семью печатями. Одного из великих адептов Египта спросили о Любви. Он стиснул рот и ничего не ответил. О Божьей Любви можно только молчать. Я много говорил о любви, но не о сущности любви. Я говорю только о проявлениях любви. Но как только дохожу до сущности Божьей Любви, – замолкаю. Как только подхожу к Божьей любви, – священное молчание! Нет ничего прекраснее этого молчания. Это – говорящее молчание. Когда разумный человек молчит, от него исходит нечто хорошее. И печь зимой молчит, но от неё исходит приятное тепло. И зажжённая свеча молчит, но от неё исходит свет, благодаря которому вы читаете, учитесь. И солнце молчит, но от него исходит тепло и свет, дающие жизнь.

Когда Христос был в пустыне, к Нему явился сатана и стал искушать. Он сказал: «Если ты Сын Божий, бросься вниз с этого храма. Ведь написано, что не преткнёшься о камень ногою своею». Христос ответил: «Не искушай Господа моего! Камни, на которые можно взбираться, – это не камни храма Божьего. Храм – внутри человека, и на такой храм никто не может подняться». Иной говорит, что он был в церкви – месте света. Нет, человек не может быть в свете, но свет может быть в человеке. Вы говорите, что состоите в Белом Братстве. И это невозможно. Белое Братство может быть в человеке, но человек не может быть в Белом Братстве. Белое Братство может войти и уйти из человека, но человек не может войти и уйти из Белого Братства. Если Белое Братство входит в человека, он обретает истинное понимание жизни. Если кто-то думает, что может войти в Белое Братство, он на ложном пути. Дух должен войти в человека, а не человек в Дух. Христос говорит: «Я пребываю в Отце». Это значит: Христос пребывает в Божьей Любви, а Божья Любовь пребывает в Нём.

Говорю: и вы должны пребывать в Божьей Любви, вы должны воспринять её, проявить её. Точно также и Бог да пребудет в вас. В этом заключается сила человека. Раз вы пребываете в Боге и Он в вас, молитесь тайно, в своей душе. Через какие бы испытания вам ни пришлось пройти, не впадайте в растерянность. Знайте, что постигнете всё желаемое. Когда? Ещё сегодня. Исполняя волю Божью, вы ещё сегодня обретёте то, чего желает ваша душа. Если с вами любовь вашей матери и отца, если с вами любовь вашего брата и сестры, вы никогда не окажетесь в лишениях. Если с вами и любовь вашего учителя, вы также не окажетесь в лишениях. Почему не будет лишений? Потому что Бог живёт в вас. При таком положении каждый сам починит свои лампы, если в них произойдёт какое-то повреждение. Отрицающий в себе Бога будет ждать, когда придёт кто-то другой исправить его внутреннюю аппаратуру.

Вернёмся сейчас к существенному. Все вы посланы на землю работать, учиться, чтобы стать гражданами Царства Божьего. Всем вам оказано доверие, чтобы вы могли исполнить свою миссию, как нужно. Бог одарил вас отличным телом, светлым умом, благородным сердцем, сильной волей, и вы должны сохранить эти качества. Бог одарил вас ещё мощным духом, великой душой – взамен вы должны добровольно, по любви исполнить Его волю. Осознавая это, скажите: «Мы будем работать, как работают все сознательные души в мире, над пришествием Царства Божьего на землю». По всему миру разносится призыв к работе, обращённый к пробуждённым душам. Каждый должен желать пришествия Царства Божьего на землю! Каждый должен стремиться исполнить волю Божью на земле! Каждый должен встать на сторону Любви, желать пришествия вечной жизни! Каждый должен встать на сторону Мудрости, желать пришествия света и знания! Каждый должен встать на сторону Истины, желать обретения свободы! Только таким образом вы станете проводниками Божественного и преодолеете все трудности.

Вы спрашиваете: «Зачем нужны трудности?» Трудности необходимы, чтобы закалилась, усилилась человеческая воля. Как усилится воля человека? Благодаря постоянству. Например, вам дают крепкий камень, чтобы разбить его на куски. Вы берёте молоток, ударяете один раз – камень не разбивается. Ударяете два, три, четыре, пять раз – камень не разбивается. Говорю: продолжайте действовать, камень расколется. Вы ударяете десять, сто, двести раз – камень всё ещё не разбился. Вы обескуражены, откладываете молоток в сторону. Возьмите молоток снова, ударьте ещё один раз! Вы снова ударяете – один, два, три раза. Замахнитесь ещё раз! Берёте молоток, последний удар – и камень разбился. Говорю: последний удар разобьёт камень, и Царство Божие придёт на землю.


Соборная беседа Учителя, проведённая 2 сентября 1933 г., 
София – «Изгрев»

________________

* Рожки – сладкий южный стручковый плод (прим. перев.).


Перевод Елены Островой



Comments