Путь ученика СБ 1927 0819 1



ПУТЬ УЧЕНИКА





19 августа 1927 пятница 7 ч.у.


Сейчас прочту вам отрывок из
сорок девятой главы книги пророка Исайи,  начиная с пятнадцатого стиха.

Это учение ветхозаветных людей, людей старой плоти. Здесь выражены их тогдашние взгляды.

Прочту вам и
пятнадцатую главу Евангелия от Матфея и проведу параллель между прочитанными главами. Начну тоже с пятнадцатого стиха.

Этот собор — первый в своём роде. Первый его день начинается со дня Любви.

Мы разделяем людей на четыре категории: ветхозаветные, новозаветные, праведные — люди нового времени — и ученики. Ваши мысли и взгляды на жизнь, какими они были в прошлом, вы найдёте в Ветхом завете.  Ваши взгляды на жизнь как новозаветных людей вы найдёте в Новом Завете. Если же вы будете искать в Евангелии путь ученика, там вы его не найдёте. Значит, путь ученика — то новое, что Бог даёт сегодня.

Скажет какой-нибудь человек: «Я так говорю, я так думаю». Нет, ни один человек в мире не может говорить, ни один человек не может думать. В мире только Бог проявляется, а все люди — проводники великой Божьей Мудрости. Она изливается через них. И каждый, кто хватает Божественное и говорит: «Это моё», — не человек. Один из самых великих духов первозданной вселенной посмотрел однажды в Божественное зеркало и, увидев свою красоту, которую никакой другой дух не мог превзойти, сказал: «Это я!». Но с того момента, как он сказал «это я», он начал темнеть, терять свою красоту. Почему? — Это была не его красота. Мы называем этого духа денницей.

Люди спрашивают: «Что такое грех?» Грех — это искажение внешней физической жизни, то есть великой Божественной жизни. Когда мы говорим о грехе, мы не имеем в виду духовную жизнь людей, мы имеем в виду их материальную жизнь. Во всех материальных мирах грех ползёт, как тень за колесом. Это неизбежность. Когда есть солнце, есть тень, есть и грех. Когда нет солнца, нет тени, нет и греха. Однако в физическом мире существует иллюзия, что солнце восходит и заходит. На самом деле солнце никогда не заходит, и поэтому тень всегда ползёт за колесом.

Сегодня в сознании у всех людей есть определённые противоречия. Например, иногда вы думаете, что вы на правильном пути, что нашли Господа. Тогда вы радостны, веселы, учёны, думаете, что всё знаете. И, действительно, это так. Вы настолько праведны, насколько человек может быть праведен. Вы настолько святы, насколько человек может быть свят. Вы настолько учёны, насколько человек может быть учён. Но у всего этого есть границы, есть предел. Когда мы говорим о знании, мы имеем в виду не всезнание Бога и даже не всезнание ангелов, мы имеем в виду то знание, которое является достоянием человеческого ума. Когда мы говорим о доброте, мы тоже имеем в виду ту доброту, которая является достоянием человеческого сердца. Когда мы говорим о силе, мы имеем в виду ту силу, которая является достоянием человеческого духа.

Итак, в первую очередь вы должны иметь ясное представление о ветхозаветном человеке; вы должны иметь ясное представление о новозаветном человеке; вы должны иметь ясное представление о праведном человеке — человеке новой эпохи, нового времени — и, наконец, вы должны иметь ясное представление об ученике. Это те пути, те фазы, о которых ученик должен знать.

Следовательно, когда мы говорим о богатстве, о материальных благах мира, мы имеем в виду стремления определённого рода людей. Это ветхозаветные люди. Их стремления правомерны, поэтому Бог и даёт им всё это. Пока они ветхозаветные, они вправе владеть полями, волами, разным скотом, плугами, мотыгами, вправе пахать и копать землю, рождаться и перерождаться, убивать друг друга — всё могут делать. Такова обстановка в физическом мире.

Гончар, делая горшки на продажу, сделает разные горшки — и хорошие, и плохие. Одни растрескаются, другие выйдут удачно, и он рассортирует горшки по их качеству. Это зависит от знания и умения гончара. Все эти горшки он повезёт на базар, но, в соответствии со своими представлениями, хорошим горшкам он найдёт более высокое применение, а тем, что похуже, — более низкое. Для каждого горшка есть в мире свой базар. Если бы у горшков было сознание, те горшки, что похуже, пониже качеством, сказали бы: «Почему гончар так обошёлся с нами? Почему вон тем горшкам он придал красивую форму, а нас сделал такими уродливыми? Почему им дал почести и славу в мире, а нас обрёк на такое бесчестье?» Я спрашиваю: отвечает ли гончар за всё это? Это внешняя, физическая сторона жизни, это только временная точка зрения.

В этом примере я рассматриваю не только положение гончара. Гончар — символ живой природы, которая работает в нас. Всем нам сегодня предстоит решить этот важный вопрос живой природы. В связи с этим спрашиваю вас: разве у желудка такое же почётное место, как и у лёгких? Разве толстые и тонкие кишки занимают столь же почётное место, что и мозг? Разве ступни ног занимают такое же почётное место, как и глаза? Как вы объясните все эти противоречия в жизни? Однако все органы нашего тела, независимо от места, которое они занимают, созданы из живых клеток, из живых душ, у которых есть общая, единая душа. И если когда-нибудь им дадут благоприятные условия для развития, они станут такими же умными, такими же красивыми, как и вы, и у них будет столько же знаний, сколько и у вас. И они смогут занять в обществе такое же почётное положение, какое и вы занимаете. Но сегодня эти клетки сделали маленькими и поместили в такие незавидные места, чтобы они учились смирению. И они довольны этой незначительной службой.

Вы спрашиваете, что такое грех. Я вам скажу. Грех начинается с великих дел, а добро начинается с незначительных, с маленьких дел. Великие дела, уменьшаясь, производят грех, который разрушает. И наоборот, маленькие, незначительные дела, увеличиваясь, производят добро. Разница между добром и злом состоит в следующем: когда добро растёт, клетки размножаются, соединяются в единое целое и образуют организм. А когда эти клетки, размножившись, начинают снова разъединяться, происходит индивидуализация, и от этого рождается зло. Следовательно, стоит только двум, трём, четырём, пяти, шести или десяти душам, которые раньше жили в согласии, индивидуализироваться, как сразу же каждая из них, чтобы в чём-то выделиться, начинает настаивать на своём. Теперь они уже на пороге зла, на пороге греха. Они разъединяются, и больше у них нет общей цели. Грех — это отклонение от Бога. Когда люди отклоняются от Бога, у них разные цели, разные стремления. В грехе есть и разнообразие идеалов, и разнообразие форм. А жизнь праведных людей внешне выглядит однообразной — цель у всех одинакова. Все они стремятся к одному и тому же — быть праведными. Грешник никогда не скажет, что хочет быть грешником, он скажет: «Мне хочется пожить в своё удовольствие, всё в мире попробовать, именно для этого я и пришёл на землю. У моего отца большое богатство, я должен им пользоваться. На старости лет, когда я всё в жизни испытаю, когда накоплю знаний и мудрости, тогда подумаю, как послужить Богу всем тем, что приобрёл. Тогда я стану опытнее и буду знать, как служить Богу». Так говорит этот мудрец греха.

Итак, я говорю: как ученики вы должны иметь ясное представление о пути ученика. Исходя из того, каким должен быть путь ученика, мы абсолютно никого не критикуем, не делаем никаких хирургических операций. Мы никому не читаем морали, не говорим, что этот не прав, а тот прав. Мы абсолютно не занимаемся ошибками людей. Ошибок для нас не существует. Для нас существует только правильная жизнь — жизнь Любви. Я говорю: Бог есть Бог Любви, Света, Мира и Радости. Следовательно, эти качества являются и качествами ученика. Если вы спросите меня, каким должен быть ваш идеал в нынешних условиях, я скажу вам, что вашим идеалом должны быть: Любовь, Свет, Мир и Радость души. Это не такой идеал, к которому нужно идти целую вечность, его можно достичь уже сейчас. Вы не можете сказать, что любите Истину, Мудрость, что желаете их постичь. Для Истины и Мудрости придёт другая эпоха. Они не для сегодняшнего дня, не для этого времени. Сейчас, в самом начале, вам нужна Любовь, но не без Света. Вам нужен Свет, но не без Мира. Вам нужен Мир, но не без Радости. Значит, вам нужны Любовь со Светом, Свет с Миром, Мир с Радостью. Все они соединены в единое целое.

Чего стоит Любовь без Света? Разве не было у всех ветхозаветных людей любви без Света? И чего они достигли? Чего стоит свет без Мира? Разве не было у всех новозаветных людей света без Мира. А они чего достигли? Вот почему вы должны правильно понимать внутренний процесс жизни. Когда вы приобретёте знание, это знание должно дать вам Свет. А что получается на деле? У вас много знаний, но вы недовольны своей жизнью, не имеете Мира в себе. Религиозные люди не только не имеют Мира в себе, они не имеют и Радости. И поэтому, когда религиозные или учёные люди рассказывают о каком-то своём опыте, их взгляды и выводы самые обыкновенные. Но когда ученик рассказывает о своём опыте, он может рассказать об опыте Любви, в которой есть Свет. Ученик может рассказать об опыте Света, в котором есть Мир. Ученик может рассказать об опыте Мира, который несёт Радость его душе. Все ученики Всемирного Белого Братства жили и среди ветхозаветных людей, и среди новозаветных. Сегодня они живут и среди праведных.

Я называю праведными таких людей, у которых есть суды с установленными правилами и порядком. Все люди ищут в мире Правду, все имеют желание добиться её, но ни у кого нет методов, как её применять. И сегодня все спрашивают, как навести порядок в мире? Под словом «мир» я понимаю современную жизнь во всех её проявлениях: индивидуальную, общественную и общечеловеческую. Как привести в порядок все эти виды жизни? — Любовью, Светом, Миром и Радостью. В сегодняшней жизни Любовь в руки не даётся, Свет в руки не даётся, Мир в руки не даётся и Радость в руки не даётся. Я говорю о той новой жизни, которая приходит сейчас. Она придёт вместе с новой Любовью, которая уже входит в мир. Это путь ученика. Вы должны знать, как воспринять эту Любовь. Вы должны знать, как встретить новый Свет, который входит в мир. Вы должны знать, какое место в своей душе предоставить новому Миру. Вы должны знать, какое угощение — самое богатое, самое лучшее угощение — приготовить для Радости, входящей в мир. Где есть радость, только там может быть угощение.

Теперь прочту вам пятнадцатый стих из пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна:
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что явил вам всё, что слышал от Отца Моего».
Те из вас, кто меня слушает, должны хорошо меня понимать и мыслить правильно. Никто из вас не должен отчаиваться, не должен впадать в соблазн. Озлобляются ветхозаветные люди, соблазняются новозаветные, скорбят праведные, а ученик всегда радуется противоречиям, которые он встречает в своей жизни. Он знает, что каждое противоречие — великая задача в его жизни, которую он должен решить. Эти противоречия — не просто факты, как их иногда называют, они — результат всех четырех видов жизни, которые текут в нашем организме. Ветхозаветная жизнь течёт в ваших жилах и в толстом кишечнике. Вы не можете избавиться от неё. Следовательно, она несёт в себе ряд противоречий, которых вы не можете избежать. Новозаветная жизнь течёт в лёгких, распространяется и на вашу симпатическую нервную систему, и на солнечное сплетение. Жизнь праведника охватывает нижние пласты мозга, а жизнь, которая обуславливает путь ученика, течёт в высших слоях мозга. Она заняла самое лучшее место. Поэтому жизнь ученика представляет собой идеальное в человеке.

Как можно узнать ученика? — Вы узнаете ученика по таким качествам: он несёт в себе мягкий свет, который ничем не раздражает глаз; он говорит с такой мягкой интонацией, что совсем не раздражает уха; он накормит тебя такой едой, которая никогда не расстроит твой желудок и не испортит твой вкус. Вы должны понимать это не по форме, а по внутреннему смыслу. Когда у вас такая радость, которая выбрасывает из вас все противоречия, тогда вы прикоснулись к маленькой части жизни ученика. Эта радость вам показывает, какими вы должны быть как ученики.

И раньше многие люди в разные эпохи стремились примирить все эти течения жизни и устранить противоречия, которые появляются как их естественный результат. Однако результаты этих жизней, сами по себе, примирить нельзя. Ты не можешь примирить результат поступка человека, который поджигает дом, с результатом поступка человека, который строил этот дом. Ты не можешь примирить результат поступка того, кто сжигает священную книгу, с результатом поступка того, кто написал эту книгу. Ты не можешь примирить результат поступка того, кто убивает человека, с результатом поступка того, кто родил этого человека и вырастил его. Как вы примирите эти два вида результатов? Убьёт человек себе подобного и после этого говорит о карме, о Божьем праве, о создании мира и о других таких же вещах. Всё это человеческие измышления. Разве этот человек был в советниках у Бога, чтобы знать, что всё обстоит именно так, как он излагает? Если это общий закон, он должен быть общим для всех. Почему праведник так не говорит? Праведник говорит, например, что воля Божья — построить дом, написать священную книгу, воспитать и вырастить человека. Спрашиваю: что лучше — построить дом или создать тело? И что хуже — сжечь дом или убить тело?

Это элементарные вопросы, я не буду их разбирать. Вы прошли уже через эти фазы жизни. В вас есть и ветхозаветная жизнь, есть и новозаветная, есть и жизнь праведника, а сейчас вы на пороге пути ученика. Это четыре неизвестных, которые вы должны найти. Я коснулся жизни ветхозаветного человека мимоходом, но нужно сказать о ней яснее. Если будет время, я вам объясню, что такое ветхозаветная жизнь. Я говорю «если будет время», потому что человек может говорить, только если у него есть время. Все вы живёте во времени и пространстве, но многие из вас хотят делать то, что несовместимо с законами живой природы. Вы говорите: «Как это так, неужели человек не может делать то, что хочет, не может говорить, когда хочет?» Вы хотите, например, чтобы я прочёл вам беседу о ветхозаветной жизни; но представьте себе, что в это время начинается такое землетрясение, что в зале, где я с вами беседую, камни начинают вываливаться из стен, стены рушатся, солнце меркнет, и после всей этой тряски вы оказываетесь на расстоянии получаса ходьбы от зала. Спрашиваю: кто из вас останется слушать мою беседу? И когда снова засияет солнце, я увижу, что я один в зале. Всё это вполне может произойти. Следовательно, чтобы заниматься такой философией, нужен мир в природе, не должно быть никаких землетрясений.

Потом вы захотите, чтобы я вам объяснил, что такое новозаветная жизнь. Я начинаю вам рассказывать, но представьте себе, что в это время вам приносят газету, где сообщают, что кредитный банк «Гирдап» лопнул. А вы вложили свой капитал именно в этот банк. Вы хватаетесь за голову, приходите в ужас, и с этого момента, что бы я вам ни говорил, мысль о банке «Гирдап» занимает моё место в вашей голове. Как вы поймёте в таком случае новозаветную жизнь? Всё это — факты жизни, которые каждый день захватывают ваше внимание.

Когда нам что-то говорят, мы должны быть так искренни, наши умы и сердца должны быть так открыты этому и так свободны, чтобы ничто происходящее вокруг не могло нас отвлечь. А мы занимаемся всякими вещами, вроде землетрясений в природе. Мы занимаемся банком «Гирдап» и множеством других материальных дел и говорим при этом: «Нужно же нам как-то жить, должны же у нас быть какие-то средства?» — Разумеется, нужно жить, разумеется, нужно пользоваться условиями жизни. Каждому человеку, который пришёл жить на землю, нужны и условия для этого: ему нужна пища, чтобы есть, нужна вода, чтобы пить, нужна одежда, чтобы одеться, нужно и жильё, чтобы можно было укрыться и отдохнуть. Кто-нибудь скажет, что Бог обо всём позаботился. Да, Он давно обо всём позаботился, но ты сам должен пойти к источнику за водой. Никакой ангел не сойдёт с неба, чтобы принести тебе воды. Один из великих пророков Израиля, мощный своими знаниями и силой, когда был в уединении, почувствовал потребность в еде, но не ангелы с неба пришли, чтобы принести ему поесть, — ворон послали ему помочь. Они носили ему кусочки хлеба во рту. Этот великий пророк понял Божественный закон, был доволен Им и благодарил Бога. Спрошу вас: сколько хлеба может принести ворона в своём клюве? Не думайте, что она принесла большой кусок хлеба. Нет, она принесла кусочек маленький, как просфора, какой могла нести в своих устах. Но пророку хватило и этого маленького кусочка.

Теперь проведу небольшое сравнение. Вы в положении пророка Илии, который пребывал в уединённом месте где-то в горах. Туда вороны приносили ему хлеб. Знаете, какое тяжелое положение было тогда в Израиле! Это были голодные годы. Три года не было дождя — повсюду стояла страшная засуха. Почти всё выгорело и высохло. Амбары в Израиле были пусты, хлеба было очень мало. Зерно было только у богатых, а бедные питались кореньями. Представьте себе, что и вы оказались в таком же незавидном положении, как Илия! Что вы почувствуете, когда к вам прилетит ворона и принесёт немножко хлеба во рту? — Божественную Радость.

Спрошу тогда: что такое Божественная Радость? — Это кусочек хлеба, который маленькая ворона приносит во рту. Но поскольку вы ветхозаветные, вы берёте хлеб в рот и говорите: «Лучше бы его совсем не было, только аппетит раздразнил! Не нужен мне такой маленький кусочек, мне нужно самое меньшее тридцать—сорок таких кусочков!» Вы недовольны, возмущаетесь. Я говорю: подождите, не надо так торопиться! Завтра ворона опять прилетит и принесёт вам ещё один кусочек. После того, как поголодаете десять дней, вы больше не ветхозаветные, вы становитесь новозаветными. И получив этот маленький кусочек, вы говорите: «Мало мне этого кусочка, но попробую всё же утолить им свой голод». Берёшь ты этот кусочек, съедаешь его, но не наедаешься. На следующий день ворона приносит ещё один кусочек. Пока ты недоволен, ты ветхозаветный человек, но, когда поймёшь великий Божий закон — довольствоваться маленькими кусочками, которые приносит тебе ворона, — ты переходишь в Новый Завет, становишься новозаветным человеком, перестаешь ожесточаться, начинаешь рассуждать, оправдывать ворону и говоришь: «В самом деле, сколько может принести в своих устах эта маленькая ворона? — Сколько сама может съесть. Я вижу, крылышки у неё маленькие и хрупкие. Я и за это ей благодарен». Теперь ты уже не ожесточаешься, не сомневаешься и от новозаветного человека готовишься перейти к жизни праведника. И став праведником, ты начинаешь скорбеть, что нет больше еды, и говоришь: «Неужели не найдётся ещё хотя бы десяток таких ворон, чтобы принести мне побольше кусочков?» И когда вы дойдёте до такого состояния, этот вопрос уже решается легко.

В сегодняшнем мире много таких праведных людей, которые говорят: «Нам нужно больше еды!» Нищий, который ходит по миру и просит милостыню, говорит: «Эх, было бы побольше праведных людей в мире, тогда один даст мне грош, другой даст мне грош, в сотне мест по грошу — это уже двадцать левов1 золотом!» Я представляю вам в таких формах три вида жизни.

Какой должна быть жизнь ученика? — Он не ждёт, что вороны принесут ему хлеб. У ученика уже есть реальный опыт, есть разумная связь с невидимым миром, поскольку он прошёл три этапа жизни: ветхозаветную жизнь, новозаветную жизнь и жизнь праведника. Теперь он уже вступает на путь ученика, а на этом пути должны быть другие представления и взгляды на жизнь. Христос говорит: «Вы прошли эти пути и должны отречься от жизни». От какой жизни? — От жизни ветхозаветных. Ещё от какой жизни нужно отречься? — От жизни новозаветных. И, наконец, нужно отречься от жизни праведника. Если ты ветхозаветный, ты ожесточаешься, если новозаветный — сомневаешься, если праведный — скорбишь. Это не грехи, это естественные состояния, через которые проходят все люди. Это культуры, существовавшие в прошлом. Поскольку у нас нет других терминов, мы употребляем слова «ветхозаветный», «новозаветный», «праведный человек» и «ученик».

Если мы полистаем страницы Ветхого Завета, мы увидим, что там высказаны великие мысли, но великое не осталось в Ветхом Завете. Оно перешло в Новый Завет. Есть и в сегодняшней культуре люди, которые говорят, что грешный человек может быть праведным. Нет, грешный человек никак не может быть праведным. У него, однако, есть возможность исправить свои грехи и после этого стать праведным человеком. А люди нашего времени, желая подкрепить свою мысль, что грешный человек может быть праведным, приводят следующий пример. Они говорят: «Посмотрите, этот человек был по уши в долгах, но сейчас он исправил свою жизнь, привёл в порядок свои дела, приоделся: на нём смокинг, модные брюки, лакированные туфли, на голове цилиндр, на шее красивый яркий галстук, у него золотые часы на толстой цепочке и тросточка с ручкой из слоновой кости; он идёт походкой джентльмена, как подобает благородному человеку, помахивает тросточкой и вежливо раскланивается со всеми знакомыми. Где бы он ни прошёл, все говорят: «Вот благородный человек!»

Я говорю: хорошо, что они не слышат, что другие о нём говорят. Пройдёт мимо него шляпник и скажет: «Этот цилиндр мой!» Пройдёт портной и скажет: «Этот костюм мой, за него ещё не уплачено!» Пройдёт сапожник и скажет: «Эти лакированные туфли мои!» Пройдёт часовщик и скажет: «Эти часы мои!» А мы восхищаемся этим человеком — какой он джентльмен, как благороден. Он обобрал мир, оделся в чужое, и его принимают за человека высокого происхождения. Нет, это грешник. Я называю грешными таких людей, которые рядятся в добродетели праведных. Они надели их одежду и сходят за праведных. Болгарин понял эту философию, он говорит: «Чужое и в Пасху отбирают». Как не отбирать? Наступит время, когда всё награбленное отберут. Закон на это есть! Придут полицейские, схватят разодетого джентльмена, отдадут его под суд, снимут с него одежду, цилиндр, лакированную обувь, золотые часы с цепочкой — всё это вернется на своё место.

Итак, я хочу, чтобы вы понимали меня правильно. Если вы озлобляетесь, ожесточаетесь, вы должны знать, что это ветхозаветная жизнь, текущая в ваших жилах. Но ветхозаветная жизнь — это не вы. Не смешивайте вашу личность, вашу индивидуальность, ваши личные взгляды на жизнь с глубокими внутренними стремлениями вашей души. Когда мы говорим о новозаветной жизни, мы тоже подразумеваем течения внутри вас. То же самое представляет собой и жизнь праведника. Это общие коллективные течения человеческого сознания. Это взгляды всех людей прошлого. Христос говорит: «Неизбежно придут соблазны, но тяжко и горько тому, через кого они приходят». В чём заключается это «горько»? — Такой человек непременно будет страдать.
В ветхозаветной жизни сказано: «Много испытаний и страданий у праведного, и от всех их Бог его избавит». Что же касается ученика, то Христос говорит: «Если имеете Любовь, то есть, если вы вошли в новую эпоху как ученики и любите Меня, вы соблюдёте Мой закон и будут Мир и Радость в ваших душах».
Ученики будут нести Радость в своей жизни как решение своих задач. Я говорю не о той радости, которая изменяется, я говорю о Радости ученика, которую ничто в мире не может омрачить и никто в мире не может отнять. Она — самая высокая вершина в материальном мире. Никакое облако не может подняться до этой вершины. Божественное солнце всегда освещает её. Никаких бурь нет на этой вершине! Там царит Любовь, там царит Свет, там царит Мир, там царит и сама Радость! Так мы понимаем Радость ученика.

Любовь — это самая старшая сестра, самая старшая дочь Бога, рождённая в вечности. Свет — старший брат, тоже рождённый в вечности. Мир — это самое лучшее жилище, в котором может жить Радость. В будущем, если вы захотите построить своё тело, своё жилище, Мир должен прийти вам на помощь. Таков закон. И тогда Радость придёт жить в это тело. Радость — самая младшая, самая любимая сестра, её все балуют. Где есть Любовь, там есть и Радость. Где есть Любовь, там есть и Свет, есть и Мир, а Мир несёт Радость. Мир несёт с собой жилище Радости. Если в вас нет Мира, Радость никогда не придёт на землю. Она не приходит туда, где ей не приготовили жилище! Любовь, Свет и Мир самую высокую вершину на земле уступили Радости.

В дальнейшем, когда будет больше свободного времени, мы коснёмся вопроса, как ученик должен лечить себя, а также законов, по которым он может создать себе новое тело. Для этого ученик должен изучать законы Мира. Эти законы верны и в обычной жизни. Посмотрите, например, каких детей родит мать, если её ум не беспокоят и не смущают никакие бури и противоречия в мире, и её дух тих и спокоен? — Она родит здоровых детей. Все матери, у которых в душе мир, рождают здоровых детей. А мать, которую во время беременности постоянно тревожат условия жизни или неблагоприятные природные явления, рождает больных и слабых детей.

Мы применяем этот закон и к себе. Каждый человек, который ступил на путь ученика, будет рождать, будет создавать по одной новой мысли, по одному новому чувству и не раз в год, но почти каждый час, почти каждую минуту. В каком положении вы тогда окажетесь? Как рыбы решили этот вопрос? — В прошлом у них была высокая культура, но что они сделали? Они выбросили в воду все свои мысли и чувства в виде маленьких икринок. Они выбрасывали сразу по двести—триста тысяч икринок и оставляли их. Так и мы иной раз записываем наши мысли на бумагу и оставляем их, чтобы они сами вылупились, как икринки рыб, но это неправильная реализация великого Божьего закона.

Сейчас я не хочу долго занимать ваше внимание своей беседой, развивая с философской точки зрения новую мысль о ветхозаветной жизни, о новозаветной жизни и о жизни праведника, потому что вы устанете. Кто тогда останется меня слушать? — Никто. Но если я начну говорить о жизни ученика, ученик мне скажет: «Говори, Учитель, я готов тебя слушать!»

Теперь я разберу этот вопрос психологически. Вы ищете в жизни счастья. Вы ищете в мире и богатства, и знаний. Ваше стремление найти всё это — правильное. Сказано в Писании: «Проси, стучись, ищи!» Ошибка не в том, что вы ищете счастья, богатства и знаний, но способы и методы, которые вы для этого выбираете, неправильны. В методах отклонение. Следовательно, о любом предмете ученик должен иметь только одну идею, а не две. Если у него две идеи об одном и том же, он раздвоится.

Приведу вам пример из Священного Писания. Всемирная Белая Школа началась с двух учеников. После них пришли ещё двое, Адам и Ева, созданные по образу и подобию первых. Они были вторыми учениками, принятыми в эту Школу, Бог ввёл их в рай и дал им для решения первую задачу. Он позвал их к себе и сказал: «Изучайте все деревья рая, ешьте плоды вот этого дерева, которое называется деревом жизни, и все остальные плоды; но здесь есть одно дерево, которым вы не занимайтесь и плодов его не вкушайте. В тот день, когда вы попробуете его плоды, ваш ум, ваше сердце и ваша душа отравятся, потому что в этом дереве заключён весь яд жизни». Я говорю вам современным языком, а в Писании сказано другими словами. «И сказал им Бог: В день, в который вкусите от плода этого дерева, вы умрёте». И ведь это были не простые люди, а, по меньшей мере, кандидаты в ученики.

Как-то товарищ одного из учеников ходил по райскому саду и изучал деревья: рассматривал их, делал заметки, снимки. Через какое-то время он подошёл к дереву познания добра и зла и начал его изучать: пересчитал его листья, подсчитал количество плодов, изучил их форму, цвет и тому подобное. В этот момент к дереву приближается благообразный на вид человек с длинной чёрной бородой, с чёрными свисающими усами, в длинном чёрном плаще, какие носили в прежние времена учёные, поверх наброшена чёрная мантия, на шее чёрное ожерелье с чёрным крестом, на голове золотая корона, украшенная по кругу чёрными бриллиантами. Он осторожно, тихо спрашивает этого ученика: «Могу ли я узнать, чем вы занимаетесь, что изучаете?» — «Наш Учитель дал нам задачу, я её решаю». — «А что вы знаете об этом дереве?» — «Наш Учитель сказал нам, что в тот день, когда мы отведаем плодов этого дерева, мы умрём». — «Нет, ваш Учитель думает об этом иначе. Он сказал вам это, чтобы испытать ваш ум. Вы Его поняли неправильно. Его слова означают, что в тот день, когда вы отведаете плодов этого дерева, вы станете такими же, как ваш Учитель и даже превзойдёте Его». — «Неужели?» — «Да, это так, и знаки, которые я ношу на себе, показывают, что я это знаю, потому что окончил Школу, в которую вы только что поступили. Я уже адепт этой Школы. Украшения, которые на мне, даны мне в знак того, что я закончил обучение. Когда-то и меня испытывали у этого дерева, но я был не так наивен, как вы, и правильно решил задачу». — «В самом деле? Ну, раз вы её решили правильно, тогда другое дело». И ученик сразу же сдался. А этот господин продолжает дальше: «Я знаком с вашим Учителем. Он послал меня разъяснить вам этот вопрос». И ученики поверили. Во что? — Что человек, поев плодов этого дерева, не только не умрёт, но станет, как его Учитель, и даже выше Него. И действительно, оба ученика съели плоды запретного дерева и согрешили.

Я говорю: у этих кандидатов в ученики было две идеи о дереве познания добра и зла. Первая идея была, что в день, когда будут есть, умрут. Вторая идея была, что в день, когда будут есть, не только не умрут, но станут, как их Учитель, и даже, как Бог. Какая мысль оказалась верной? — Первая. Первая мысль, первый луч в мире — это Божественный луч. Второй луч — отражение, а у отражения направление обратное, оно не ведёт к цели. Если у вас две идеи об одном и том же, вы имеете дело не с реальностью, а с отражением. И если вы будете руководствоваться отражениями, вы не добьётесь никаких результатов. Вы придёте в то же самое место, откуда вышли. Следовательно, и грешные люди когда-нибудь вернутся к Богу, но через то место, откуда вышли. А вы знаете место, через которое люди вышли первоначально? — Это самое узкое место, через какое только может пройти человек.

Итак, у тех из вас, кто хочет быть учеником, должна быть только одна точка зрения. У вас может быть только один Учитель в мире! Я говорю об ученике. Всякий может вам говорить что угодно, выслушайте его, не противясь. Что должен был сделать ученик в райском саду, выслушав речь адепта у дерева познания добра и зла? Этому адепту я бы сказал следующее: «Уважаемый господин, ты один из первых учеников Школы, но я не хочу быть первым. Я хочу носить белую одежду, а не чёрную, как у тебя. Если ты, изучая столько лет это дерево, приобрёл чёрную окраску, я лучше отложу эту науку до другого раза. Благодарю тебя за заботу и желание просветить меня, но я ещё не готов к этому. Наша Школа рекомендует слабым ученикам подождать с изучением этого вопроса. Этот вопрос очень сложен, и я отложу его на будущее, когда стану сильнее. Когда мы увидимся в следующий раз, мы поговорим на эту тему. До свидания!» Всё это я высказал бы ему научно, ничем не обижая его.

Христос говорит: «Я уже не называю вас рабами, но друзьями». Вы слышали много раз слово «раб». Рабство — это самое низкое положение, какое только может занимать человек в этом мире. Ниже положения нет. Раб — рабство — означает: что бы ни приказали человеку, он должен это исполнить без всякого сопротивления, без всякого противодействия. Должен исполнить, ничего не поделаешь. Я говорю не о состояниях в жизни, но о сознательном рабстве, в которое может впасть человек. Рабство есть и в умственном мире — когда ты не свободен мыслить, как хочешь. Рабство есть и в духовном мире — когда ты не свободен чувствовать, как хочешь. Пока другие определяют тебе веру, пока другие навязывают тебе учение, ты не можешь быть свободен. Почему Господь дал свободу двум ученикам в раю? Неужели Он не мог поставить у дерева познания добра и зла двух ангелов, которые не позволили бы ученикам есть плоды этого дерева? — Мог, но Он не поставил никакой стражи у этого дерева, а оставил его без охраны. Что это было бы за решение вопроса, если бы ангелы с огненными мечами стояли перед деревом и не позволяли бы никому к нему прикоснуться? — Мы и до сих пор были бы праведными людьми. — Предпочтительнее свобода, приобретённая негативным путём, чем ограничение. Ограничения есть повсюду. Ограничения есть, например, в ветхозаветной жизни. Ограничения есть и в новозаветной жизни. Ограничения есть и в жизни праведника. В жизни ученика, однако, ограничений нет. Там каждый его поступок сознателен и разумен.

Итак, я говорю: в мире есть три состояния, в которых вы можете действовать.
Первое состояние: вы разумное существо, невидимый мир посылает вас на землю и даёт вам тело, не спрашивая вас, хотите вы этого или нет. Это состояние ветхозаветного человека.

Второе состояние: посылают вас на землю, дают вам тело, и вы пользуетесь маленькой свободой — можете сказать, куда вы хотите прийти. Это состояние новозаветного человека.

Третье состояние: вас посылают из невидимого мира на землю в самые благоприятные условия, чтобы вы учились, и поэтому вы пользуетесь сравнительно большей свободой. Это состояние праведника.

В ветхозаветной жизни вы будете искупать свои грехи и мучиться. В новозаветной жизни вы будете самосовершенствоваться. В жизни праведника вы будете помогать другим, а когда придёте на землю как ученик, вы будете изучать первое правило, с помощью которого сможете применить Любовь в своей жизни.

В Любви я сам определяю себя, свои поступки, своё отношение к людям и к совершенным существам. Когда к вам приходит какой-нибудь человек, ваше отношение к нему уже определено, вы знаете, как вести себя с этим человеком. Вы можете говорить с ним очень благостно, и при этом ваше отношение к нему будет неестественным. Вы можете говорить с ним очень грубо, и опять-таки ваше отношение будет неестественным. Я спрашиваю: как правильнее всего говорить с человеком? Говорите с ним, как с самим собой. Будьте так же снисходительны к другим, как и к себе.

Я говорю: у тех из вас, кто хочет ступить на путь ученичества, должен быть возвышенный идеал. Они должны изучать внутреннее ограничение. Те, кто живёт ветхозаветной жизнью, говорят: «Надоела нам эта жизнь, не хотим больше жить». Говорит человек: «Не хочется мне жить, хочется умереть». Я отвечаю ему: это хорошо, но кто тебя похоронит? Если хочешь умереть, ты должен найти кого-то, кто бы тебя похоронил. Зерно, которое выходит из амбара, должно найти человека, который его посеет в поле. Взять его и бросить куда-нибудь — этого ещё недостаточно. Это ещё не решение вопроса. Если ты умрёшь и некому тебя похоронить, ты потеряешь своё предназначение в мире.

Следовательно, под словом смерть мы понимаем посев. Христос говорит: «Если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, то не принесёт никакого плода». Поэтому я спрашиваю: как ты хочешь умереть, как пшеничное зерно, которое погребают в землю, или хочешь умереть без погребения? Когда пшеничное зерно умирает, и его зарывают в землю, оно приносит много плода и переходит из одного состояния в другое. Так же и при каждом страдании вы зарыты в землю. Во всякой большой тьме, при всякой большой скорби вы хотите умереть, броситься со скалы или утопиться, или повеситься, или зарезать себя ножом, или отрубить себе голову и тому подобное. Все эти желания идут извне, это не ваши желания. Это всё ваши приятели из прошлого дают вам советы. Кто-то из них говорит тебе: «Если хочешь покончить с жизнью, возьми револьвер или чашу с ядом». Нет, не так-то легко покончить с жизнью. Разбитые чаши ничего не решают в человеческой жизни. Сожжённые дома ничего не решают в человеческой жизни. Людская смерть ничего не решает в человеческой жизни. Ни страдания, ни мучения, ни неверие, ни соблазны не в состоянии ничего решить в жизни.

Что такое жизнь? — Старшая дочь Бога — единственная, кого вы можете взять себе в учительницы. Она приведёт вас к вашему Учителю. У Учителя есть четыре ученика в этом мире, которых Он любит. И если эти ученики поручатся Ему за вас, Он примет вас в Школу. Если Любовь поручится за вас вашему Учителю, Он примет вас в Школу. Если Свет поручится за вас вашему Учителю, Он примет вас в Школу. Если Мир поручится за вас вашему Учителю, Он примет вас в Школу. И, наконец, если Радость поручится за вас вашему Учителю, Он примет вас в Школу.

Если эти четыре ученика дадут вам кредит, Учитель откроет перед вами двери Школы, позволит вам войти, благословит вас, познакомит с другими учениками, и с этого момента вы получите доступ в Школу. Если же у вас нет поручительства Любви, ваш Учитель не сможет вас принять. Я говорю о Любви не как о разумной силе и не как о внутреннем чувстве, но я говорю о Любви как об одном из разумных существ, первом в своём роде. Любовь — самый мощный дух, самый сильный ангел. Нет красивее, сильнее и благороднее существа, чем Любовь. Взглянешь в лицо этого ангела, и всякая скорбь исчезнет. Когда он встретит тебя, он тебя обнимет, приласкает, и после того, как он выпустит тебя из своих объятий, все твои страдания, все твои грехи исчезнут. И потом, поглядев в зеркало, ты увидишь, что похож на него. Но если ты скажешь, что всё это твоё, ты сразу же потемнеешь. Поэтому обними этого ангела, поблагодари его и скажи: «Останься со мною, не покидай меня! Отныне я буду идти твоими путями. Работай во мне, внутри меня, а не только утешай меня извне. Говори мне о моем Учителе, я буду слушать тебя». И он начнёт говорить нежно и увлекательно. Ангел Любви — это старшая дочь Бога. Она говорит так сладко, что тот, кто услышит её голос, никогда не забудет её.

Вы скажете: это первая Любовь. Все вы говорите о первой Любви, но никто из вас её не удержал. Некоторые из вас переживали первую любовь только одну секунду, другие — пять секунд, третьи — десять секунд и лишь немногие переживали её шестьдесят секунд. Проявленная Любовь — огромная величина. Переживать её хотя бы шестьдесят секунд, это очень много. Но поскольку масштаб физической жизни очень большой, я тогда и не знаю, какая нам будет польза от этого маленького кусочка, принесённого вороной. Илия тогда ещё не знал закона уменьшения, но, попав в такие ограниченные условия жизни, изучил его. Когда ворона приносила ему маленькие кусочки хлеба, он уже не был большим человеком, он стал, как маленькая бабочка, так что еда у него даже оставалась. Он говорил: «Господи, Ты мне посылаешь такое изобилие еды!» Илия так уменьшился, что ему хватало еды, которую могла съесть одна ворона. Этот закон верен и по отношению к Богу. Иногда Бог, приходя к нам, уменьшается, чтобы нас возвысить. Божье благословение не в большом, а в малом. Маленькое пшеничное зерно, например, содержит в себе все условия для великой жизни. Так и вы содержите в себе все условия для великой жизни. Где они скрыты? — В вашем уме, в вашем сердце, в вашей душе, в вашем духе. Но на это требуется время. Чтобы быть учеником, сначала нужно поступить в Школу, но требуется время, чтобы понять Любовь, Свет, Мир и Радость на одной планете, а времени Бог дал сколько угодно. Время бесконечно, у него нет ни начала, ни конца. Когда дело касается времени, Господь иногда говорит: «Подожди немного!» Умираешь ты преждевременно, плачешь, а Господь тебе говорит: «Подожди немного, есть ещё время, Я ещё раз тебя позову. Тогда предоставлю тебе времени, сколько захочешь». Ты говоришь: «Господи, хочу прожить шестьдесят лет, чтобы продолжить своё дело!» Он тебя спрашивает: «А хочешь пожить подольше? Хорошо, дам тебе ещё двадцать лет». Никто из вас не дотянул до ста двадцати лет. В каком состоянии вы окажетесь, когда в сто двадцать лет вы обнаружите, что вы один-одинёшенек на всей земле, нелюб-недорог никому? Друзья ваши умерли, а новое поколение не знает вас и не считается с вами. Всякий, кто посмотрит на вас, скажет: «И чего этот старик никак не умирает? Что ему ещё делать на земле? Его ум не может понять новых времён». Вы скажете: «У этого старика, по крайней мере, опыт есть». Какой опыт?

Приведу вам в качестве примера деда Стояна Пенджурского, который дожил до ста лет. Собирает он как-то детей вокруг себя и начинает: «Эх, дети, дети, если б вы знали, чему только ни учила вашего деда жизнь! Знаете, сколько я перенес? Когда-то, когда я был двадцатилетним парнем, ходил я в Австрию на заработки, работал там садовником. Приходит из дома письмо, что сосватали мне невесту. Беру я деньги, которые заработал, и, радостный, веселый, сразу же отправляюсь домой. Но когда я шёл через Старые Горы2, напали на меня турецкие разбойники, обобрали меня до нитки, и вернулся я домой без копейки денег и весь израненный. Лишился я невесты! — Не удалось мне жениться. Знаете, дети, что такое работать целых десять лет на чужбине, как я работал в Австрии, и в один день всё потерять? Вернулся я опять в Австрию, взял себе двух напарников, чтобы вместе работать в саду, но, после того как мы проработали втроём десять лет, эти напарники меня обобрали. И снова вернулся я в Болгарию оборванцем, и опять мне не удалось жениться. А мне уже было сорок пять лет, и спросил я себя: «Один раз обобрали меня разбойники, второй раз — напарники. Что мне теперь делать?» Наконец, хорошо ли — плохо ли, но решил я жениться на богатой — продал свою свободу. И что вышло из этой женитьбы? — Жена била меня по два раза на дню. Видите, дети, сколько вытерпел ваш дед от жены? Но это ещё не всё: она родила мне сына и дочь таких же, как их мать. Когда они подросли, сын хватал меня за ноги, дочь за волосы, а жена лупила палкой. Не дай вам Господь таких испытаний!»

Это опыт деда Стояна Пенджурского. Спрашиваю вас: какая философия в том, что его ограбили разбойники, обобрали напарники, лупили и жена, и сын, и дочь? У каждого из вас есть такой опыт. Кого из вас не били? Но где же решение вопроса? Обращается дед Стоян Пенджурский к детям и спрашивает их: «Дети, хоть вы и молодые, а я такой старый, может, вы скажете, что мне теперь делать? Не знаю, почему мне так досталось! И один я не смог ничего заработать, и с напарниками тоже, а в семье видал одни только побои. Скажите мне, внучата, за свои грехи я плачу или мои родители были грешниками? Почему всё так получилось?» — «Не знаем, дедушка». — «Шевелите, дети, мозгами, чтобы и вам не досталось, как мне!» Такое вот заключение вывел дед Стоян Пенджурский.

Я прошу, если среди вас есть какой-нибудь Стоян, пусть он не сердится, что я воспользовался его именем, потому что какое бы имя я ни взял, всё равно кто-нибудь из вас его носит. Я рассказываю о деде Стояне Пенджурском.

В этом примере показаны три жизни, в которых человек должен разобраться на земле. Разбойники представляют собой ветхозаветную жизнь; напарники — новозаветную; дочь, которая бьёт своего отца, показывает, какой путь должен пройти праведник. Скажите мне, какого праведника не били, как деда Стояна Пенджурского? Какого художника не били по всем правилам этого «искусства»? Если вы меня спросите, почему так получается, я не смогу вам ответить, но говорю, что таковы факты. Это задача, которую всем вам нужно решить. Я не буду останавливаться, чтобы решать вопросы ветхозаветной и новозаветной жизни, поскольку считаю вас достаточно умными, чтобы самим их решить. Я вам объясняю, каким должен быть путь ученика. Путь ученика должен быть путём Любви, путём Света, путём Мира и путём Радости. Можете вы стать на этот путь не когда-нибудь в будущем, а уже сейчас, уже в этот момент? Любовь не зависит от вашего знания. Знание — вещь второстепенная. Любовь не зависит ни от вашей силы, ни от вашей красоты. Знание, сила и красота — только условия, которые ваша душа может использовать, чтобы решить задачу своей жизни. Любовь в состоянии решить все трудные вопросы, за самым малым исключением. В нашем сегодняшнем положении Любовь в состоянии разрешить семьдесят пять процентов ваших трудностей! Трудности — это задачи, ученик не должен их избегать. Если он начинает роптать, зачем Господь дал ему такую задачу, он не может быть учеником. Напротив, он должен сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты дал мне эту трудную задачу!» Если Господь или твой Учитель ставят тебя перед трудной задачей, значит у них высокое мнение о тебе. А когда Учитель не вызывает тебя на уроке, когда не задаёт тебе задач, именно тогда-то и приходит зло. Если ты ветхозаветный — ты озлобишься. Если новозаветный — соблазнишься. Если праведник — опечалишься. Всё это — состояния. Что ты будешь делать, когда окажешься перед большим испытанием? Если в тебе преобладает влияние ветхозаветной жизни, ты озлобишься и скажешь: «Разве я самый великий грешник, что Господь послал мне такие испытания? Голова моя поседела от страданий!» Если в тебе преобладает влияние новозаветной жизни, ты соблазнишься и скажешь: «За что мне выпали эти страдания? Вот я молюсь по три раза в день, читаю Евангелие, а учитель вызывает меня к доске и ставит только тройку, хотя я просидел над уроками целый день, а вон тот ученик занимается меньше меня, но учитель ставит ему пятерки. Здесь что-то не так, наверное, учитель плохо ко мне относится». Если ты определяешь характер своего учителя по отметкам, которые он тебе ставит, значит, ты отчасти понял ветхозаветную жизнь и отчасти новозаветную.

Итак, я говорю: задача, которую вы должны решить в своей жизни, трудна. Почему? Потому что вы находитесь в трудных условиях, но вы должны знать, что Бог есть Бог Любви, Света, Мира и Радости. Господь владеет небом, Господь владеет жизнью. Господь несёт вечное веселье и мир душе. Что нам показывает погода этим утром? Сегодня я говорю об ученике — и посмотрите, какое небо, каким чудесным сделал его Господь! Это чистое, светлое и ясное небо для ученика, для возлюбленного Господа. Ученику, который хочет учиться, Господь даёт всё самое лучшее. И ученик говорит: «Господи, всё, что Ты определил для меня, — прекрасно. Я рад, что могу решать задачи, которые Ты мне дал». Этот чудесный день не для ветхозаветных. Этот чудесный день и не для новозаветных. Этот чудесный день и не для праведников. Этот чудесный день для ученика, который хочет учиться, — для возлюбленного Бога. Следовательно, только ученик может сказать: «Какой чудесный день!» Он не скажет этого вслух, но в душе почувствует, что это Божье благоволение. Из этого видно, что если вы будете идти путём ученика, следуя тому, что я вам говорю, то и ваше внутреннее небо будет таким же ясным и ваше сердце будет таким же чистым, как небо сегодня. И ваш ум, и ваша душа будут, как сегодняшнее безоблачное, чистое и ясное небо.

Итак, я хочу, чтобы вы меня понимали правильно. Я тщательно подбираю слова, чтобы не внести в вас никаких иллюзий и чтобы вы не ожидали больше, чем вам может быть дано. Например, я часто проделывал такой опыт: даю кому-нибудь грушу, но ему мало, он просит грушу побольше. Даю ему грушу побольше, опять ему мало, он просит ещё одну для своей дочери. Даю и для неё. Опять ему мало, он просит ещё одну для своего друга. И для друга он берёт, и для того берёт, и для этого берёт, смотришь — набрал десяток груш. А вот даст ли он их тем, для кого брал, это ещё вопрос. Смотрю на него: уселся под дерево в тени и сам их ест, одну за другой. Он представляет собой одновременно и свою дочь, и своих друзей. Такие у него понятия! Зло не в том, что этот человек хочет чересчур много, а в том, что он неправильно распределяет полученные им блага. Он не понял смысла вещей. Однако ученик, который входит в жизнь, должен понимать её смысл, чтобы он смог реализовать что-то хорошее в этой жизни. Кто-нибудь скажет: «Идеи нового учения, которые нам проповедуют, не для нашего времени, их невозможно реализовать». Нет, именно сейчас их время, только нужно знать, как их применить. Ты не можешь просверлить скалу деревяшкой, но, если возьмёшь алмазное сверло, ты её просверлишь.

В Африке буры погружают в землю на глубину восемьсот метров и добывают оттуда воду. Такие буры можно погрузить и на глубину две тысячи метров, там вода ещё лучше. Земля пока ещё очень мало изучена. Есть земные пласты, до которых современные учёные ещё не добрались. У ученика есть стремление не только пробиться своим буром на две тысячи метров вглубь земли, но и поднять вверх, в пространство столбы высотой от пятисот до тысячи километров. Знаете, какая энергия потекла бы вниз по этим столбам? — Мы бы создали перпетуум-мобиле3. Знаете, какой океан энергии скрыт в пространстве? Так и в вашем мозгу скрыта громадная энергия, но ей требуется время и пространство, чтобы проявиться и реализоваться. Единственная причина, почему вы не можете реализовать то, что Бог вам дал, это то, что вы занимаетесь идеями, которые пришли позже. Это идеи ветхозаветной жизни. Оставьте ветхозаветную жизнь, оставьте и новозаветную жизнь. Говорит человек: «Я хочу быть праведным». Нет, оставьте и жизнь праведника. Одно старайтесь приобрести — жизнь ученика. Это новое в мире. Не искореняйте старую жизнь, но отодвиньте её в сторону, чтобы она не смешивалась с новой жизнью. Первые три вида жизни текут в корнях всего человечества, и мы сразу не можем их отделить. Отделение должно происходить постепенно, по мере того, как мы приобретаем истинное знание в жизни. Можем ли мы отделить эти жизни прежде, чем пройдём до конца жизнь ученика? — Не можем. Задача не в том, чтобы их отделить, и не в том, чтобы их использовать, но в том, чтобы подняться над ними.

Так что знайте: если ты озлобляешься — это жизнь ветхозаветного человека. Если соблазняешься — это жизнь новозаветного человека. Если страдаешь, скорбишь — это жизнь праведного человека. Всё это потому, что ты хочешь найти человека, который будет тебя любить, хочешь найти в мире Любовь. Кто может любить тебя, кроме твоего Учителя? Тебя может любить только тот, кто тебя учит. Если ты полюбишь животное и поднимешь его до своего уровня, какую философию сможет оно внести в твою жизнь? Завтра это животное может умереть, и ты будешь тосковать о нём. Следовательно, то, что ты любишь, должно быть бессмертно, не должно умирать. Оно не должно терять своей красоты, не должно терять своей интеллигентности, не должно терять своей благости и доброты. Я говорю не о внешней доброте, но о доброте души. Смотрю я на человека и вижу: говорит он неправильно, но в его душе есть что-то красивое, доброе, благородное, что влияет и на других людей. Такие люди добры, щедры, они не обращают внимания на мелочи жизни.

Итак, я говорю: правильное у людей желание, чтобы их любили. Но если речь идёт о современной любви, которая длится до полудня, что она может нам дать? — Только разочарования и страдания. Мы испытывали такую любовь много раз. Спросят: «Разве человеку нельзя утолить жажду?» Давайте разберемся получше! Верно, что без любви жить нельзя, как и без воды нельзя, и без хлеба нельзя, и без тепла нельзя, и без света нельзя. Свет и тепло — это течения в мире, которые движутся с огромной скоростью. В таком случае, если ты преграждаешь путь свету и теплу, они причинят тебе самые большие страдания. Современные люди создают преграды этим течениям и поэтому страдают. Следовательно, вы не имеете права преграждать путь тому, что течёт. Почему? Потому что всё это — природные течения, и нужно дать им течь свободно. Есть такие лучи света, которые выйдут из тебя, обойдут пространство и через десять лет, совершив полный круг, снова вернутся к тебе. А тебе — человеку — для того чтобы совершить такой же круг и вернуться туда, откуда вышел, потребуется самое меньшее десять миллионов лет. Поэтому, не смущайся и не плачь! Свет, обойдя пространство, через десять лет снова вернётся к тебе и скажет: «Добрый день!». Энергии света и тепла движутся с огромной скоростью, поэтому не преграждайте им путь, пусть текут! Любовь движется с такой скоростью, какую человеческий ум и представить себе не может. Если ты захочешь помешать Любви, которую Бог вносит в тебя, ты создашь себе самое большое несчастье. Дай Любви свободно течь в тебе! Бог задумал для тебя нечто великое. Бог задумал и предопределил великое для каждого человека. Твой Великий Учитель подберёт тебе товарища, с которым ты будешь вместе учиться. И этот товарищ будет из умных учеников и не таким, как тот адепт, который пришёл к дереву познания добра и зла и причинил огромные страдания двум ученикам в раю. Сейчас требуются ученики, которые должны вернуться к дереву познания жизни. Значит, жизнь проистекает из Любви. Именно поэтому каждый, кто хочет найти эту жизнь, не должен следовать ни ветхозаветной жизни, ни новозаветной жизни, ни пути праведника, но должен ступить на путь ученика.

Христос обращается к своим ученикам и говорит им: «Я уже не называю вас рабами, вы прошли этот путь, но Я назвал вас друзьями, потому что явил вам всё, что слышал от Отца Моего». Что Он слышал? — Мощное, величайшее в мире знание, которое и они сами смогут проверить. Христос познакомил своих учеников с силами природы, и однажды они спросили Его: «Учитель, ты нас научил сводить огонь с неба, может быть нам сделать это, как и Илия сделал, чтобы испугать этих людей?» Христос им ответил: «Этот огонь не для нашего времени. Вы сведите огонь для людских сердец, а не внешний огонь. Внутрь, в сердца их внесите огонь! Если же вы сведёте с неба внешний огонь, вы потеряете свой путь как ученики. Я пришёл не губить, но дать жизнь и дать с избытком». Это значит: «Я не ветхозаветный, не новозаветный, не праведник, Я — Учитель». Для кого? — Для ученика. Потому и говорится в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего». Образец нужен миру!

Итак, как ученики строго держите в своём уме мысль, что ученик свободен слушать кого угодно, независимо от того, правильные вещи ему говорят или неправильные, но когда дело дойдёт до применения, пусть он скажет: «Брат, сперва я должен начать с Любви, потом со Света, после этого с Мира и, наконец, с Радости». Это внутренняя связь ученика с Богом. Я целый день и даже целую жизнь могу слушать, не уставая, любого человека, который будет мне рассказывать о Любви, о Свете, о Мире и о Радости.

Некоторые из вас, слушая меня, скажут: «Смотрите, наш Учитель хочет, чтобы мы оставили мир». Нет, я не из тех, кто хочет, чтобы вы оставили мир, я не из тех, кто хочет, чтобы вы оставили школу. Я хочу, чтобы вы решили все трудные задачи, входящие в программу школы. Я хочу, чтобы вы разрешили все трудности в жизни. И каждый, кто преодолеет самые большие трудности, заслужит моё уважение. Встретил я одного праведника, который считался учеником, и он сказал мне: «Учитель, сегодня меня немного побили мои друзья. У меня было много крови, и я им чуток отдал. Они меня поприветствовали особым образом, но я благодарен Богу, потому что во мне были определённые ошибки, а в результате этого они исчезли». Затем он улыбнулся и пошёл дальше. Потом, одна из сестер рассказала мне о происшествии, закончившемся для неё благополучно. «Иду, — говорит она, — по сосновому бору на Изгреве, а впереди меня, всего в двух — трёх шагах, другая сестра, спешит куда-то. В какой-то момент она отодвинула ветку, чтобы пройти, и сразу же отпустила её. А я как раз подошла, и отпущенная ветка сильно ударила меня в глаз, да так, что потекла кровь». Я говорю ей: «Благодари, что так дёшево отделалась: ветка могла ударить тебя в зрачок, и тогда было бы гораздо хуже. Иди, промой глаз чистой водой! Ты должна была идти самое меньшее на расстоянии двадцати шагов от неё, а не так близко, как ты шла». Что сделала бы эта сестра, если бы она была из ветхозаветных людей? — Она догнала бы первую, встряхнула бы её как следует и сказала: «Почему ты ходишь так невнимательно, неужели ты не могла придержать ветку, пока я её не схвачу?» Но она говорит: «Я сама виновата, я должна была идти немного дальше от неё». У всех людей есть эта слабость: идти слишком близко друг от друга. Когда вы идёте через лес, надо держаться на расстоянии не меньше двадцати шагов. Вот так из-за внезапно отпущенных веток многие люди ослепли, стали калеками. В жизни люди сближаются, но в данном случае такая близость вовсе не добродетель. Когда путники идут через лес, они должны идти не ближе десяти метров друг от друга.

Итак, я говорю: этот прекрасный сегодняшний день — для ученика. Он нам показывает, что такое путь ученика. Как видите, это великий путь.

Христос говорит: «Пойди, продай всё, что имеешь, раздай нищим и следуй за мной». И я вам говорю: пойдите и раздайте вашу ветхозаветную жизнь, всю, что имеете. После этого раздайте и свою новозаветную жизнь. И, наконец, раздайте жизнь праведника, всю, что есть в вас, и после этого идите к своему Учителю. Он встретит вас. Но если вы придёте к Учителю в развевающейся мантии, с ожерельем на шее, со всем своим великим достоинством, Он будет знать, как вас встретить. Он вам улыбнётся и скажет: «Приходите в другой раз, попозже. Сейчас в школе нет мест. Приходите на следующий год, яви?тесь на конкурс, и мы посмотрим, какие будут тогда условия приема». И так год за годом вам будут отказывать, пока, наконец, не придёт старость, и тогда вы скажете: «Жаль, что я не смог поступить в школу». Но надо поступить в школу! Самое лучшее в жизни — поступить учеником в Школу! Вы спросите: «Когда, в следующем году?» — Нет, уже сейчас! И даже не сегодня вечером. Если сейчас не поступите, время уйдёт. Сейчас, в этот самый час, пока я говорю. Как только я перестану говорить, всё будет кончено. Как только закончится беседа, можете стучать, сколько хотите, можете ломиться во все двери — всё уже будет закрыто! Сейчас все вы можете войти, но без своего багажа. Вспомните стих, где Христос говорит: «Скорее верблюд пройдёт через игольное ушко, нежели богатый войдёт в Царство Божие».

Первое, что поможет нам достичь успеха, это внутренний процесс освобождения, который идёт в нас. Все мы должны стать свободными! Как? — Слушая друг друга и помогая. Индивидуализация, которой отмечена современная культура, ведёт в жизни по кривому пути. Сегодня многие люди, находясь под бременем незнания, разрушают свою жизнь. Тяжко, когда сильная обида приходит в душу! Надо чем-то помочь человеку — либо добрым словом, либо ласковым взглядом. Бывает, что ты остаёшься совсем без денег, без гроша в кармане. Тут нужно, чтобы нашёлся какой-нибудь богатый человек, который бы тебе помог. Увяз человек по уши в долгах и просит: «Скажи мне что-нибудь, поговори со мной, поддержи меня. Войди хотя бы в моё положение!» Смотрю, у него долгов на двадцать тысяч левов, которые пора выплачивать. И чем ему в такой ситуации помогут мои слова, если я ему скажу: «Не бойся, Господь велик, у Него много ангелов, они придут тебе на помощь. Знаешь, как одному господину в Америке помогли…», и всё в том же духе. Нет, я не говорю лишних слов. Я беру чек на двадцать тысяч левов, ставлю подпись, отдаю этот чек ему и говорю: «Иди в Народный банк и получи деньги!» Он берёт чек и уходит. Так решается этот вопрос. Нужно дать что-то миру. Когда Бог говорит, Он всегда даёт.

Итак, только на пути ученика мы можем правильно понять жизнь. В остальных трех жизнях методы и способы иные. Там есть одно заблуждение, которого нужно избегать: не думайте, что в Царство Божие можно войти, ставя свечи, делая добрые дела, раздавая деньги и тому подобное. Нет, в Царство Божие с помощью зажжённых свечей не войдёшь, в Царство Божие с помощью добрых дел не войдёшь, в Царство Божие с помощью денег не войдёшь. Научил вас человек чему-то, и вы говорите: «Я могу вернуть свой долг этому человеку». — «Как?» — «Дам ему денег». — Нет, этот Учитель ничего не возьмёт, он не работает за деньги. Очень дорого стоят уроки этого Учителя! Я спрашиваю: сколько мы заплатили, чтобы прийти в этот мир? Если вы попытаетесь решить эту математическую задачу — вычислить, сколько стоят условия, в которых мы живём, вы увидите, что на каждого из нас расходуются миллиарды левов живой энергии. Эту энергию не так-то легко добыть. Например, если вы потеряете жизненные силы или потеряете свет своего ума, вы увидите, как непросто её добыть. Эта энергия находится не на земле. Сегодня многие люди страдают неврастенией. Почему? — Они потеряли много живой энергии, много жизненных сил, вследствие чего появились трещины в их нервной системе. Тогда животворный магнетизм и животворное электричество вытекают из человека, и он ощущает внутреннюю слабость, потерю сил. Такого человека ничто уже не интересует.

Всё это, однако, не выражает никакой жизненной философии. Человек должен учиться в школе жизни до самой глубокой старости. Даже если ему сто двадцать лет, он всё равно должен учиться! До последнего часа, до последнего мгновения своей жизни человек должен учиться. Как только он освободится от своего тела, он уже молод. Душа человека всегда молода. Человек оденется в другое тело, в тело вечной молодости. Когда тело стареет, в человеке рождается скорбь. Почему? — Потому что он отделил жизнь тела от жизни души. В том теле, которое стареет, течёт ветхозаветная жизнь, а она оставляет глубокие борозды. И новозаветная жизнь оставляет глубокие борозды на теле человека. И жизнь праведника оставляет борозды на теле человека. Вообще, все эти три вида жизни разрушают человеческое тело, и задача человека в этом мире остаётся невыполненной. Вот почему, входя в другой мир, мы сталкиваемся с большими противоречиями.

Христос говорит: «Я — Путь, Истина и Жизнь».
«Я — Путь». Един Путь, но у этого Пути три разветвления.
«Я — Истина». Для того, чтобы в человеке была Истина, в его душе непременно должен быть Мир, а примирённым может быть только тот человек, на чьей стороне Мудрость.
«Я — Жизнь». Едина Жизнь, и она вытекает из Любви.

Итак, я говорю: некоторые ученики, которые пришли в школу только сейчас, пока ещё слушатели, поэтому они должны учиться на опыте старших, более знающих учеников. Между вами должно быть правильно установлено старшинство. Сейчас все ученики хотят быть ближе к Учителю. Так нельзя. Иногда надо учиться и друг у друга. Задавайте вопросы по домашним заданиям старшим ученикам. Все ученики должны уважать друг друга. Младший ученик должен относиться с уважением к старшему. Если младшие ученики, новички, не уважают старших, которые и учились дольше, и больше знают, то и сами они когда-нибудь столкнутся с таким же отношением. «Какой мерой меришь, такой и тебе будут мерить», — сказано в Писании. Вы говорите: «Мы знаем это». Верно, вы это знаете, но вы ещё не дошли до существенного знания жизни. Например, ты честный человек, но банк не даёт тебе денег в кредит. При этом ты человек образованный, окончил три факультета, но в Болгарии сейчас такие условия, что ей вполне хватает чиновников, и для тебя нет места. Ты высокого мнения о себе, но люди тебя не признают. Ты пишешь хорошие стихи, ты поэт. Напишешь какое-нибудь произведение, но его не оценят и заплатят так мало, что тебе будет жаль своего труда. У тебя ещё и талант живописца. Нарисуешь картину, но её тоже не оценят. Как видите, есть в жизни существенные вещи, которых люди не знают, поэтому и дела у них не идут.

Несколько дней назад пришёл ко мне один художник, предложил купить у него две картины. У меня есть правило — за картины денег не платить, да и картины мне были не нужны. Но чтобы поддержать его, я взял картины и заплатил за них. После этого он нарисовал источник у реки. Заплатил я ему и за эту работу. Что же получилось в результате? — Он без толку потратил все деньги. Я не сказал ему ничего, но подумал: путь, по которому идёт этот человек, приведёт его к большим потерям. Почему? — Живопись нельзя продавать за деньги. Художник, продающий свои картины, всё равно что мать, продающая своих детей. Каждая нарисованная картина — дитя художника. Он должен послать этого ребенка, чтобы тот сам принес ему деньги. Как? — Пусть выставит свои картины, и каждая картина сама о себе скажет: «Каждый, кто хочет меня посмотреть, пусть за это заплатит, но брать меня нельзя».
Итак, я говорю: в соответствии с новыми взглядами на жизнь, вы должны воодушевлять тех из вас, у кого есть талант, должны проявлять интерес к их работам! Слышал я, как повторяют и повторяют старое. Для меня это было полезно, я учился терпению, но вам что нового это дало? Несколько лет тому назад пришёл ко мне один ученик школы евангелистов4 проповедовать мне Евангелие. Начал он читать наизусть Евангелие от начала и до конца. Так продолжалось целых три часа. Потом я его спрашиваю: «Закончил уже?» — «Закончил». — «Хорошо, я доволен. Давай теперь выйдем на улицу, пройдёмся немножко, поразмышляем над прекрасными стихами». «Да, поразмышляй как следует, ведь никто другой не читал их тебе наизусть так, как я. Знаешь, сколько времени я работал над этим? Целых двадцать лет своей жизни я посвятил только тому, чтобы выучить эти стихи!» — «Да, это очень хорошие стихи». Я говорю: и вы как ученики должны научиться терпению. Если вам кто-то хочет что-то проповедовать, выслушайте его, но при этом учитесь из всего извлекать для себя урок.

Я сказал вам, что этот собор первый в своём роде. В каком отношении? — Первый день этого собора начинается с дня Любви. Вот почему уже в этот день вы должны применить Любовь. Если вы начнёте с Любви, у вас, как говорят болгары, всё пойдёт, как по мёду и маслу. Тогда и Свет придёт к вам. Как вы узнаете, что Любовь действует в вас? — Если утром, когда вы встаёте, в вас нет никакого окисления, это показывает, что Любовь уже действует в вас. Однако недостаточно убедиться в этом только один раз, но если пройдёт два дня, три дня, десять, сто, пятьсот, тысяча, десять тысяч, сто тысяч дней, и в вас не будет заметно никакого окисления, никакого беспокойства, значит, вы обрели новую Любовь. Ладно, не будем говорить о таком большом масштабе времени, как десять тысяч или сто тысяч дней. Для вас совсем неплохо, если хотя бы сто дней подряд в вашей жизни не будет заходить солнце и ваше сердце не потеряет свою Любовь. Новая Любовь идёт от Бога, от ангелов, от всех ваших братьев, которые живут и на земле, и вверху на небе, и от всех учеников. Когда вечером, перед сном вы погрузитесь в размышление, вы почувствуете, что эта Любовь идёт отовсюду: снаружи, изнутри, сверху, снизу. Она пошлёт кого-нибудь позвонить вам по телефону и спросить: «Как вы поживаете?» Каждый вечер она будет через кого-нибудь передавать вам свои приветы, будет говорить: «Сегодня я послала вам корзину винограда, корзину груш, бочонок мёду, пару новой обуви, новую шляпу, новую одежду». А вы будете только слушать. Кроме того, почта каждый день будет приносить вам столько писем от существ Любви, что вы не будете знать, что с ними делать, и тогда вы им скажете: «Прошу вас, братья, погодите чуток, не посылайте пока ничего, мне нужно освободить почтовый ящик от того, что уже пришло». Так поступает Любовь. Она отличается внутренним изобилием.

И сейчас я вам желаю, чтобы почтальон постоянно приносил вам корзины винограда, груш, яблок, слив, инжира, апельсинов, бананов — вообще всех самых лучших плодов, какие только существуют на земле. Переведите всё это на духовный язык. Благодарите Бога за добро, за благо, которое Он вам дал. Благодарите Бога за добрые слова, которые Он вам сказал. Только Бога благодарите. Если вы не благодарите Его, то что бы вы ни говорили мне или кому-то другому, ничто не принесёт вам пользы. Бог — первоисточник всех благ. Его благодарите, к Нему направляйте свой ум и своё сердце. Благодарите Бога за хорошую погоду, за хорошую жизнь, за хорошие условия жизни; благодарите за то, что Он послал вас на землю в этот народ; благодарите за то, что вы член человечества; благодарите за то, что вы связаны с ангелами, и за то, что иногда Он сам благоволит говорить с вами. Кто-то из вас хорошо поёт, другой — рисует, третий — пишет, а вы говорите: маленький у меня талант. Нет, благодарите Бога за этот свой талант и знайте, что и маленькие таланты могут расти, могут стать большими. Маленькие таланты я уподобляю маленькой щёлочке, через которую проходит свет. Чем больше открываешь эту щёлочку, тем больше света проходит через неё. Откроется ли щёлочка шире, станет ли она больше, это зависит и от самого человека.

Итак, я говорю: проповедуйте Любовь в своей жизни. Как? — Приведу вам пример. В одном поместье жили дружной компанией две козы и обезьяна. У коз, когда они вечером возвращались с пастбища, в шерсти было полно колючек. Обезьянка, увидев, что они возвращаются, бежала им навстречу, чтобы их почистить, и вытаскивала все колючки из их шерсти. Сначала она чистила одну козу, затем другую, а когда колючек больше не оставалось, вспрыгивала им на спины, на головы, дергала их за уши, царапала, желая этим сказать: «Несите ещё колючек!» Козы кричали, прыгали, пытаясь освободиться от неё. Какой вы сделаете вывод из этого примера? — Когда в вашей жизни начинаются трудности, знайте, что обезьяна закончила свою работу и вам пора идти в лес.

Прежде чем закончить беседу, приведу вам ещё один пример. Это случилось в новые времена. У графа Берози был близкий друг, итальянец по имени Нунцио. Случилось так, что Нунцио влюбился в богатую девушку, у которой кроме него был ещё один поклонник. Этот поклонник, узнав о любви Нунцио, так возненавидел его, что, в конце концов, задумал его отравить, чтобы избавиться от него и заполучить девушку себе. Как это сделать? Он хотел так совершить преступление, чтобы никто об этом не догадался, и даже сам Нунцио не заметил бы ничего. Но граф Берози любил своего друга и поймал мысль его соперника. Однажды соперник пришёл к Нунцио домой и поднёс ему чашу сладкого вина, в которую подсыпал один из современных ядов, действующих медленно, но верно. Смерть от этого яда наступала только через шесть месяцев. В это время граф Берози был в гостях у своего друга. Увидев, что тот поднял чашу с вином и сейчас её выпьет, он схватил револьвер и выстрелил в чашу. Чаша раскололась, и осколки упали на землю. Нунцио и его соперник испугались, но граф Берози спокойно сказал: «Извините, я хотел проверить, хороший ли я стрелок, смогу ли попасть в чашу, не задев никого». Нунцио не догадался, что таким образом друг спас его от смерти, но и соперник Нунцио тоже не догадался, что это было сделано сознательно, чтобы спасти жизнь друга. И оба они восхищались меткостью графа Берози.

Я говорю: когда кому-нибудь подносят чашу с ядом, выхватывайте свой револьвер и стреляйте в чашу! Что это за револьвер? — Ваша прямая мысль. Нацельте её на чашу с ядом и разбейте её! Единственное, что дозволено ученику, это разбить чашу с ядом. Это метод, практиковавшийся ещё в самые давние времена. Чаша — это человеческие удовольствия, которые держат людей в рабстве. Все вы знаете, что такое удовольствия. Я беру слово «удовольствия» в широком смысле. Это такое рабство, из которого выкупа?лись тысячелетиями. Поэтому чашу, превращающую человека в раба, нужно разбить. Говорю вам: отбросьте чашу, которая отравляет вашу жизнь! Помогите своей душе, помогите своему уму, помогите своему сердцу! Вы можете помочь себе. Один из способов помочь себе — это молитва.

Мы смотрим на молитву как на разговор с невидимым миром, как на разговор с Богом. Молиться, значит, учиться говорить. Нужно говорить. Сегодня мы страдаем, потому что не изучили небесный, Божественный язык. Недостаточно просто молиться — в молитве человек должен так выражать себя, чтобы в этом принимали участие весь человеческий дух, вся его душа, весь ум человека и всё его сердце. В том, что человек просит у Бога, должен быть только один внутренний смысл. Когда молишься, скажи: «Господи, да будет воля Твоя! Я приму с радостью всё, что исходит из Твоей руки, и исполню Твою волю, ни в чём не преступая Твой закон». И ученик должен сказать своему Учителю: «Учитель, я решу все задачи, которые Ты дал мне в жизни. Я принесу их Тебе на проверку, и, какое бы исправление Ты ни внес, я приму его с радостью». Таким должен быть новый путь! Если вы пойдёте этим путём уже сегодня, то заметите, что в вас произошла великая перемена. Вы увидите новый свет, который будет изливаться на вас. В своей душе вы почувствуете такой мир и такую радость, каких не чувствовали никогда в жизни. И только так ваша жизнь обретёт смысл.

Пусть вас сейчас не соблазняет молодость. В первую очередь проявите интерес к Любви, а не к молодости. Затем проявите интерес к Свету, а не к молодости. После этого проявите интерес к Миру, а не к молодости, пока, наконец, не дойдёте и до самой Радости.

Итак, сейчас я поздравляю вас с Любовью. Что значит поздравлять иии приветствовать? Кого мы приветствуем? Когда мы любим человека, разве мы приветствуем его? — Только путника приветствуют. Тому, кого мы любим, мы внутренне улыбаемся и даём ему самое лучшее, что у нас есть. Мы должны открыть ему свою душу так же, как небо открывается нам. Мы должны ему внутренне улыбнуться и сказать: «Милости просим, добро пожаловать, мы давно вас ждём. Я очень рад, что вы пришли к нам в гости».

Итак, все вы откройте свои души вашему Учителю. Кто может, пусть это сделает уже сегодня, уже сейчас, даже не дожидаясь окончания беседы. Пусть это станет свершившимся актом. Тогда между вами наступит внутренняя гармония. Я хочу, чтобы ваши умы были в гармонии, чтобы вы одинаково думали о Любви. Вы можете применять Любовь по-разному, как считаете лучше, вы свободны в этом. В применении Любви нет никаких надзирателей, никаких ангелов с огненными мечами. Вы свободны проявлять Любовь, как сочтёте нужным. Никто не имеет права вас судить. Если будете поступать так, вы получите благословение. Мы смотрим на мотивы, которые вызывают проявление Любви.

Я говорю: откроем свои сердца новому дню. Это день Любви, это день вечной жизни. Я верю, что все вы пришли для новой жизни. Если вы занимаетесь старой жизнью, ваш приход на землю не имеет смысла. Если вы пришли на землю голодные, босые, бедные, в драной, изношенной одежде и мы проводим вас обратно в таком же виде, ваш приход на землю не имеет смысла. Я хочу, чтобы вы вернулись хорошо одетые, сытые, но не пресыщенные, напившись чистой вкусной воды, чтобы вы услышали самую лучшую проповедь, которая укажет вам путь к великой цели в жизни, чтобы вы составили себе программу, по которой будете работать в будущем, и пусть никакие трудности в вашей жизни не в состоянии будут ни на волос отклонить вас от прямого пути, по которому вы сейчас пошли.

Я знаю, многие из вас бедны, многие больны, многие невежественны, у многих недуги, многие из вас люди простые, необразованные — всё это я знаю. Вы спрашиваете: «Разве Учитель не знает этого?» Знаю, и именно потому, что знаю, я показываю вам путь, на котором вы найдёте богатство; показываю вам место, где вы сможете его взять. Вы говорите: «Учитель иди с нами и дай нам то, что есть в этом амбаре!» — Мы мерами не отмеряем. Мы пшеницу на вес не выдаём. Пусть каждый будет абсолютно свободен, пусть пойдёт сам и возьмёт, сколько ему нужно. Каждый должен быть искренним и знать, что это учение можно применить.

Бог царит на небе! Бог царит на земле! И любой интеллигентностью, любым знанием, любой силой, любой добротой и любой мощью, будь то мощь человека, общества, народа или всего человечества — всем этим мы обязаны Тому, Кто создал мир. Этот мир имеет и внешнее проявление. Мы члены этого мира и должны исполнить Божью волю, какова бы она ни была. Это великий Закон вечной жизни. Это великий Закон для учеников, желающих осуществить добро и осуществить так, как это написано в Божественной книге, которая ещё не напечатана на земле.
Желаю всем вам начать с Божественной Любви, пусть ваши сердца и умы будут свободны. Божественный Дух и Божественная Любовь да будут с вами, и будьте весь день радостны и веселы!


1 Лев — болгарская денежная единица, равная ста стотинкам (здесь и всюду далее примечания переводчика).
2 Старые Горы (Ста?ра-Планина?) — горный массив в Болгарии.
3 перпе?туум-мо?биле (от лат. perpetuum m?bile) — вечный двигатель, вечное движение.
4 Евангелисты — так в Болгарии называют баптистов.












  • Comments