Братья в единомыслии СБ 1927 0820 1

На болгарском в библиотеке Библиотека „Триъгълник“


БРАТЬЯ В ЕДИНОМЫСЛИИ


«Как хорошо и как приятно жить братьям в единомыслии!»

Псалом 133:1



20 августа 1927 суббота 7 ч.у.



Прочту вам несколько мест из Библии в качестве образцов человеческой мысли. Возьму 133-й Псалом*:


1. Как хорошо и как приятно жить братьям в единомыслии!

2. Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;

3. как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.


Каждый, кто прочтёт этот Псалом и поймёт его буквально, впадёт в ошибку и создаст себе ряд неприятностей в жизни. Например, во втором стихе Псалма говорится: «Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову». У каждого из вас есть подбородок, на подбородке растёт борода, но борода — это не только волосы, как кто-то думает. На подбородке действительно растут волосы, но волосы — это не подбородок, это только его проявление. Нижняя челюсть, которая является рычагом человеческой воли, именно она и образует подбородок. Значит, подбородок — это рычаг, который использует человеческая воля. И тогда уже понятно, что речь идёт о елее, который стекает именно на этот рычаг человеческой воли. Если вы думаете, что речь идёт о елее, стекающем по волосам человеческой бороды, то знайте, что это для человека не может быть благословением.

«Как хорошо и как приятно жить братьям в единомыслии!»† Перед кем приятно жить братьям в единомыслии, перед нами или перед Богом? — Перед Богом, разумеется. Как приятно жить людям в единомыслии перед лицом Бога! Вы говорите: «Мы живём в единомыслии». Нет, сегодня ещё невозможно жить в единомыслии, да люди и не живут в единомыслии. Почему? По той простой причине, что у всех людей различные интересы. Следовательно, вы никогда и никоим образом не сможете примирить интересы людей. Тысячи лет они силятся примирить свои интересы, но это оказалось невозможно. Такого закона не существует. Почему? — Интересы частей не могут примириться друг с другом. Они могут примириться только в целом. Только целое представляет собой великий закон примирения интересов частей. Следовательно, каждый человек, который занимается частями, прежде всего должен понять закон целого, поскольку любая часть занимает определённое место в целом; и она является частью до тех пор, пока сохраняет своё место. Но если она потеряет это место, она уже никакая не часть. И в жизни мы отмечаем то же самое.

Итак, пока у человека есть своё определённое место в целом, то есть в Боге, он живёт. Как только человек теряет это место, он умирает. Значит, в этом отношении смерть не что иное, как потеря своего места в целом. Я беру слово «смерть» не в смысле умирания тела, но рассматриваю её как состояние, при котором ум человека искажается и он перестает мыслить; его сердце искажается и он перестает чувствовать; смысл жизни теряется и для человека всё становится бесцветным. Потерять смысл жизни — это самая ужасная смерть!

«Как приятно Богу и перед Богом, когда братья живут в единомыслии!» «Перед Богом» — значит, жить братьям и сестрам в единомыслии перед целым. Многие говорят: «Мы живём в единомыслии». Сказать, ещё не значит решить вопрос. Мы никогда не сможем жить в единомыслии, пока каждый думает только о себе. Если мы думаем только о себе, у нас всегда будут противоречия. Тогда сильный будет иметь право на что-то одно, а слабые, соединившись в коллектив, будут иметь право на что-то другое. Этот закон действует не только в обществе, но и в нашем организме, то есть то, что происходит в обществе, происходит и в наших мыслях, чувствах и действиях. Многие из болезней есть результат особых взглядов клеток. Когда клетки человеческого организма индивидуализируются и каждая начинает говорить, что может работать так, как считает нужным, тогда в организме человека наступает анархия. Приходят врачи — один, второй, третий — делают уколы, прописывают растирания, средства, чтобы больной пропотел, каких только советов ни дают, но всё это можно свести к одному: все клетки должны понять, что они живые существа и что счастье каждой из них зависит от общего состояния организма. Поэтому между клетками, живущими в человеческом организме, должно быть согласие. Если они живут каждая для себя, у них никогда не будет общего блага, блага целого. Если каждая клетка пожелает жить отдельно, как маленький микроб, у неё будет простая, ничтожная жизнь. Но если она войдёт в человеческий организм, чтобы жить в нём, она ощутит то величие, которое присутствует в общей гармонии человеческой души.

И сейчас те из вас, кто ещё не стали учениками, те, кто живёт понятиями ветхозаветной жизни или понятиями новозаветной жизни, или понятиями праведника, знают закон частей. Они не живут ещё в законе целого. Я говорю не об их жизни и не о стремлении их душ, но об их человеческих взглядах. Какие люди праведны в мире? Говорит кто-то: «Я честный и благородный человек. Я никому в своей жизни не сделал ни малейшего зла, я — человек праведный». Нет, как бы ни был праведен этот человек, он ещё не ученик. Он понимает смысл жизни не с точки зрения ученика, не с точки зрения целого. И праведный человек ещё живёт для себя. Он хочет заставить людей заметить и признать его праведность и поэтому говорит: «Разве вы не знаете, что я праведный человек, поэтому все должны относиться ко мне с уважением?» Ветхозаветный человек требует уважения к себе. Новозаветный человек требует уважения к себе. Праведник требует уважения к себе. Единственный, кто не требует уважения к себе, — это ученик. Когда человек перестает требовать уважения, он становится учеником. Только ученик учится, а все остальные просто проводят время, живут физической жизнью. Действительно, праведник стоит выше новозаветного, но он ещё не ученик. Новозаветный стоит выше ветхозаветного, но он ещё не праведник. Однако идеалом человеческой души является жизнь ученика. Жизнь ученика включает в себя взгляды четырёх жизней. Эти четыре жизни представляют собой четыре различных направления.

Все сравнения, которые я вам сейчас привожу, служат как определения и дополнения главной мысли в этом Псалме. Он состоит из трёх стихов. Первый стих: «Как хорошо и как приятно жить братьям в единомыслии!» Этот стих — основа того, что даёт жизни смысл. Этот закон относится не только к обществу, он верен и для нашей духовной жизни, он верен и для физической жизни. Когда все части колеса соединены и работают вместе, такое колесо имеет смысл. Но если каждая часть индивидуализируется, тогда в колесе возникает трение. О таком колесе говорят: «Что-то расшаталось это колесо». Когда спицы колеса расшатаны, слышно нечто вроде пения. Но это не пение, это скрип, стук. И тогда возчик говорит: «Не едет что-то моя телега, разболталась, пора её чинить!» Так и мы часто разбалтываемся, и нам нужно идти к Богу на починку. Вы должны знать, что в густой материи, в которой вы живёте, спицы вашей жизни часто слабеют, расшатываются, и нужно молиться, нужно идти к Богу, чтобы вас починили. Мы должны ходить к Господу самое меньшее три раза в день, чтобы нам подтягивали спицы. Он сам не будет их подтягивать, Он пошлёт мастера, но мы должны молиться. Что представляют собой спицы? У нас о них особое понятие. Спицы нашей жизни можно выправить только молитвой. Молитва — это настройка сердца. Молиться — значит питать своё сердце. Человеку необходимо дыхание, очищение! Как происходит очищение? — Через молитву. Когда человек молится, он дышит.

Я говорю о сознательной жизни человека, о сознательной молитве, о внутреннем непрерывном стремлении души быть в связи с Богом, а не о той молитве, в которой нет ничего, кроме слов, написанных другими людьми. Молитва — это непрерывное стремление работать вместе с Богом. Тогда наши интересы и интересы Бога будут одинаковы. Чтобы не прерывалась связь с Богом, каким бы делом мы ни занимались в течение дня, его нужно делать с единственной мыслью, что оно совершается для Бога. Если ты моешь лицо, мой его для Бога. Пишешь ты или читаешь, чтобы ты ни делал, делай это для Бога. Если будешь так поступать, в тебе будет постоянный импульс. Это можно заметить в жизни любого человека. Поёт, например, певец красиво, но нет у него вдохновения, ничем он не увлечён в жизни. И вот влюбляется он в красивую девушку, и к нему приходит вдохновение, он уже чувствует подъём. Когда он выходит на сцену, пусть даже десять тысяч человек его слушают, для него это не важно. У него перед глазами один-единственный образ, и для него он поёт. Все говорят: «Как прекрасно поёт этот певец!» И действительно, к нему приходит успех. Но стоит лишить его этого образа, как певец теряет своё вдохновение, ниоткуда не чувствует поддержки и ему уже не поётся. Я называю этот образ внутренним центром, он притягивает к себе мысль, и в нём все части находят своё единение. Этот образ не есть что-то внешнее, что мы можем себе представить, он — сознание в нас, которое способно направлять нашу жизнь. Этот образ выражает внутреннее состояние наших чувств. Он выражает идею, которая нами движет. Вот почему вы должны бережно хранить этот образ в себе! Вы можете найти его в более совершенном человеке, но можете найти его и в лице Бога. Где бы вы ни нашли этот образ, берегите его. Он несёт вам жизнь.

Иногда спрашивают: как передаётся жизнь? — Божественная жизнь не передаётся напрямую через мысли, через идеи. Как же она тогда передаётся? Божественная жизнь, Божественные идеи передаются в первую очередь через контакт, через касание, но не физическое, а духовное, внутреннее касание. При этом касании образуется Божественное пламя, и в человеке начинает течь Божественная жизнь. Как в физическом мире для горения необходимо вещество, способное гореть, чтобы постоянно поддерживать огонь, так и в Божественной жизни должен быть постоянный приток Божественных энергий. Значит, чтобы проявилась жизнь, требуется энергия. Откуда вы возьмёте эту энергию? — Откуда бы вы её ни взяли, вы получите тот же самый результат: будет горение. Если вам нужно деревянное масло‡, купите его у бакалейщика. Если вам нужна электрическая энергия, возьмите её у компании «Орион» или откуда-нибудь ещё, но в любом случае вам придётся платить. Если вы будете платить неаккуратно, ток отключат, и вы останетесь в темноте. Кто-нибудь скажет: «От Бога всё даётся даром». Верно, от Бога всё даром, но при определённом условии. Мы чересчур буквально воспринимаем слова, что от Бога всё даром. Я спрашиваю: если всё от Бога даётся в дар, почему же все люди одарены неодинаково? Потому что не у всех людей одинаковые заслуги. Так стоит вопрос. Давайте будем говорить то, что есть, а не то, чего нет. Мысль, что от Бога всё даётся даром, — ветхозаветная, и я её переведу в новозаветную, чтобы она стала яснее.

Сейчас прочту вам отрывок из шестнадцатой главы Евангелия от Луки. Начну с десятого стиха.


10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт.

18. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует.

19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22. Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24. и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы

омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём.

25. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26. и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28. ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения.

29. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются.

31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.


Это образцы Божественного Духа. Не считайте, что мы здесь собрались только для того, чтобы провести время. Нет, наше время заполнено Божественным Духом, и если вы сейчас не будете Его изучать, это время второй раз уже не вернётся. Если вы сейчас это время заполните, если засеете его новыми идеями, о которых сейчас слышите, оно когда-нибудь придёт к вам и принесёт вам спелые, благословенные плоды вашего труда. Если же вы сейчас не заполните это время, когда-нибудь оно принесёт вам такое громадное несчастье, какого вы в жизни не видели. Это ветхозаветный закон, и сейчас у меня нет времени им заниматься. Вы как ученики сами изучите его. Задача ученика — изучить все законы.

Вот как начинает евангелист Лука десятый стих: «Верный в малом и во многом верен». Это новозаветная мысль. Я сравню эту мысль с той, которую цитировал раньше: «Как хорошо и как приятно жить братьям в единомыслии!» Какова должна быть основа жизни, чтобы братья жили в единомыслии? Вы сейчас подумайте, не говорите пока ничего. Я хочу, чтобы вы меня слушали, а не просто показывали, что соглашаетесь. Некоторые из вас говорят, не думая, только рот раскрывают. Не надо раскрывать рот и не надо смеяться, потому что сейчас Господь среди вас, сейчас Он говорит. Когда придёт ваше время раскрывать рот, я дам вам знак. Когда придёт время смеяться, я тоже дам вам знак. И рот раскрывать можно, и смеяться можно, и говорить можно, но всё должно быть в своё время. Когда мы говорим не вовремя и когда смеёмся не вовремя, в нашей жизни беспорядок, и мы не можем идти к Богу. Вы спрашиваете: «Разве я не свободен говорить, когда хочу?» Свободен, но когда говорит целое, части должны молчать и слушать, потому что это Господь говорит. Когда говорят части, то есть, когда мы говорим, нужно соблюдать черёд, следовать определённому порядку, и говорить по очереди. Пусть сначала говорит один, затем второй, третий, четвертый, и когда мы все выскажемся, мы предоставим целому дать своё заключение. Мы иной раз говорим часами, перебиваем собеседника, спешим высказаться, не хотим спокойно выслушать друг друга и целое не может дать никакого заключения. Следовательно, каждый из нас, рассказав урок, который ему был задан, должен позволить Богу дать своё внутреннее заключение. И сейчас Бог отвечает: «Когда верный в малом и во многом верен, только тогда братья будут жить в единомыслии». Христос говорит: «Неправедный в малом и во многом неправеден». Бог говорит: «Если человек неправеден и в малом, и во многом, братья не могут жить в единомыслии».

«Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное?» Я спрашиваю: если в материальных делах, если во временном богатстве мира вы не верны, кто вам доверит духовное богатство?

«И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Что считает Христос чужим богатством? — Божье богатство. Значит, если вы не верны в благе, которое Бог дал вам, и злоупотребляете им, кто даст вам ваше? Никто в мире, кроме Бога, не может дать вам ваше.

Единственное существо в мире, которое может дать вам ваше благо, это Бог. Следовательно, если вы злоупотребили Божьим благом, вы ни от кого не можете ожидать вашего блага. В Боге заключено и Божье благо, и наше благо. Он держит в своих руках и своё благо, и наше благо. Тогда, если мы злоупотребим Божьим благом, кто даст нам наше?

Приведу вам конкретный пример, чтобы объяснить этот закон. Представьте себе, что вы простой работник и идёте работать на виноградник к богатому болгарину. Он вам говорит: «Я заплачу тебе, сколько ты попросишь, но ты должен так перекопать мой виноградник, чтобы там не осталось ни одной травинки. И затем, землю разрыхли мелко-мелко, чтобы не оставалось никаких комков». И если вы перекопаете виноградник так, как хочет ваш хозяин, он вам хорошо заплатит, как обещал. Но если он придёт и увидит, что вы вскопали кое-как, неглубоко, только местами поковыряли почву мотыгой, спрашиваю: даст ли вам хозяин то благо, которое вам положено? — Он вам его не даст.

«Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и Маммоне». Человек не может работать одновременно и на себя, и на Бога. Это немыслимо! Если ты работаешь для Бога, работай для Бога. Если ты работаешь для себя, знай, что ты для себя работаешь. Вы не можете примирить эти два состояния в своей жизни. Кто-то спрашивает: «Разве мы не должны жить для себя?» Мы будем жить для Бога, а Бог будет жить для нас. Таков великий закон Бытия. Когда апостол Павел перешёл в новозаветную жизнь, он изучил этот закон и сказал: «И уже не я живу, но Христос. Я умер, а Христос живёт во мне». Спрашиваю: как это может быть, чтобы умерший человек говорил? Павел говорит, что он уже не живёт, но вопреки этому разговаривает. Под словом «смерть» Павел понимает не исчезновение сознания в человеке, но он имеет в виду, что в этот момент человек отрекается от себя и живёт для Бога, сказав: «Господи, я буду жить только для Тебя!» Разве плохо человеку жить для Бога? Жить для Бога — одно из самых красивых состояний человеческой души. Но жить человеку для Бога, это ещё жизнь части, а жить в Боге и для Бога, — это целокупная жизнь, в которой он проходит через жизнь всех существ.

«Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Это мир, это безыдейные люди.

«Всякий, кто оставляет жену свою и женится на другой, прелюбодействует; и всякий, кто женится на разведённой с мужем, прелюбодействует». Каков смысл этого стиха? В этом стихе говорится, что всякий, кто оставляет Божью Любовь, оставляет Бога и прелюбодействует. Жена — символ Любви. Поэтому, всякий, кто оставляет Бога и начинает жить с той или иной женщиной или с тем или иным мужчиной, прелюбодействует. Это уже потерянный человек. Самое ужасное преступление — это духовное прелюбодеяние! Когда мы оставляем Любовь, то есть великий принцип жизни, именно тогда и приходит смерть. Это подлинное прелюбодеяние. Когда мы читаем этот стих, мы понимаем его не буквально, не в смысле отношений мужа с женой или отношений жены с мужем, или отношений мужа и отношений жены по отдельности, или отношений всех живых существ, но мы понимаем, что речь идёт о наших отношениях с Богом.

Христос говорит: «Кто оставляет жену свою, прелюбодействует». Христос объяснял эту мысль ученикам, говорил им о глубоком смысле, который кроется в ней. Сегодня все люди страдают от неправильного понимания вещей. Они понимают всё в буквальном смысле. Эта мысль — новозаветная, и кто её прочтёт, ужаснётся и скажет: «Нужно беречь своих жён, нужно пылинки с них сдувать! Если любишь свою жену, будешь любить и Бога». Нет, я говорю, что, если любишь свою жену, Бога ты не можешь любить. Но если любишь Бога, ты не можешь не любить и свою жену, и своих детей, и всех существ. Ты будешь любить, как Бог любит. Тогда Любовь станет возможной для тебя, и ты уже не будешь говорить, что этого человека ты не выносишь, другого не любишь и тому подобное. Верно, что для человека многое невозможно, но невозможное для человека возможно для Бога. Человеческая любовь частична, Божья Любовь целокупна. Под целокупностью я понимаю единение, единство сознаний. Если ты любишь всех людей, то их сознания, восприняв твою любовь, соединятся с твоим и возникнет единство сознаний. «Всякий, кто оставляет жену свою, прелюбодействует». В широком смысле этот стих означает: «Всякий, кто оставляет Божью Любовь, Божью Мудрость и Божью Истину, прелюбодействует».

С этой точки зрения я рассмотрю современную индивидуальную и общественную жизнь. Если в доме царит Божья Любовь, там рождаются умные дети. По этому вопросу и современная наука, и наука прошлого, и наука будущего имеют только одно мнение. В доме, где отец и мать целомудренны в полном смысле слова, там рождаются самые хорошие, самые разумные, самые гениальные дети. У нас есть такой пример — Христос. Он родился от девушки, которая была самой целомудренной женщиной того времени. Еврейский народ не мог создать лучше и целомудренней женщины, чем Мария — мать Господа. Христос мог родиться только от неё. Тот же закон относится и к мыслям. Только самая целомудренная душа может родить в мир правильные, прекрасные, чудесные мысли. Этот же закон относится и к поступкам, к действиям. Только самый целомудренный дух может родить в мир чудесные, прекрасные поступки. Целомудрие можно положить в основу жизни каждого.

Допустим, что в семье муж и жена постоянно ссорятся, дерутся и называют это жизнью. Нет, это нельзя назвать жизнью. Такие же ссоры, такие же драки происходят и внутри вас; вы разделены сами в себе, и в результате этого приходит тьма, мрак. В одном доме муж бьёт жену, в другом жена бьёт мужа. Бывает, что муж злой, он говорит: «Ум у меня очень дурной». Бывает, что жена злая, она говорит: «Сердце у меня очень дурное». Как исправить свой ум и своё сердце? Вложите целомудрие в ум, вложите целомудрие в сердце, тогда ваши ум и сердце исправятся. Это максимы§, с которыми вы можете работать. Вы спросите: «Как работать с этими максимами?» — Есть особые методы и правила. Если не можете найти правильный способ работы, то есть, если не знаете, как открывать закупоренные бутылки, приходите ко мне, я вам скажу, как их открывать. Чтобы открыть закупоренную бутылку, возьмите штопор, ввинтите его в пробку, и бутылка откроется. Пришли вы в дом, где окна закрыты ставнями, как впустить туда свет? Нужно ли приглашать свет войти в этот дом? — Нет. Откройте ставни, затем выньте крючки из петель, раскройте окна настежь, и свет сам войдёт в комнату — нет нужды его приглашать.

Следовательно, я говорю о целомудрии как о разумной силе, как о разумном существе. Целомудрие несёт с собой силу. И когда вы дадите дорогу целомудрию, это существо войдёт в ваш ум и в ваше сердце и покажет вам, каким способом нужно рассуждать и каким способом нужно чувствовать. Целомудрие понимает законы мысли и, поэтому, когда оно войдёт в мозг человека, оно приведёт в порядок все рабочие центры мозга и мысль сразу же потечет плавно. Тогда мысль приобретёт выразительность, станет сильной, мощной в своих проявлениях. Каждая Божественная мысль верна. Она никогда не может быть высказана не вовремя, потому что тогда её нельзя было бы воспринять и применить, а всякая мысль, которую нельзя воспринять, не может и жить.

Вы спросите: «А существует ли на самом деле в мире целомудрие?» — Да, есть целомудрие в мире, и не механическое, а Божественное целомудрие. В Новом Завете это целомудрие называется схождением Духа, явлением Духа, посещением Духа. Христос говорит: «Дух Истины сойдёт на вас и научит вас». Чему? — Мыслить правильно. Он даст вам знание жизни, а жизнь состоит не только в том, чтобы чувствовать и думать, как лучше провести время. Нет, сегодняшняя жизнь представляет собой глубокую внутреннюю учёбу, глубокое познание самого себя. Если я сейчас спрошу вас, какая у вас есть основная черта или какое основное качество, которые отличают вас от других людей, что вы мне ответите? Вы скажете, что ваша мысль отличает вас от других. А кто не мыслит? Вы скажете, что у вас особый способ рассуждения. А кто не рассуждает? Вы скажете, что вы добрый человек. И другие люди тоже добрые. Или же, наконец, вы скажете, что любите людей. И другие люди любят. «Но я честный человек, я не лгу». И другие люди честны, и они не лгут. Нет, назовите мне отличительную черту, которая есть только у вас. Как вы её определите? Если вы пойдёте к какому-нибудь из современных музыкантов, он вам скажет, что в первом тоне самой низкой октавы 32 колебания в секунду, 32 волны. Это самый низкий тон, который человеческое ухо могло улавливать до сих пор. Только контрабас может взять этот тон. Он звучит как гул, будто трясётся земля. Это сильный, мощный тон, он в состоянии раскачать наш зал. Как видите, у этого тона есть отличительная черта, по которой его можно узнать среди других тонов. Когда дойдём до восьмой октавы, мы увидим, что у первого тона этой октавы 40.000 колебаний в секунду. Он настолько высок, что человеческое ухо едва может его уловить, кажется, что этот звук доносится откуда-то издалека. Сегодня мало кто из скрипачей может взять этот тон чисто и ясно. Дело здесь не в скрипаче и не в скрипке: струны, которые используются, не могут передать этих колебаний. Поэтому все скрипичные мастера ищут материал для струн почище, поотзывчивей, чтобы передать эти высшие колебания.

Я применяю этот закон и к нашей нервной системе, которая постоянно преобразуется, перестраивается. Она должна закалиться настолько, чтобы быть в силах выдержать как самые низкие, так и самые высокие тона. Это достигается через жизненные трудности и страдания. Именно с их помощью происходит перестройка материи нашей нервной системы. Если вы рассмотрите через увеличительное стекло нервную систему человека с ветхозаветными верованиями или человека с новозаветными верованиями, потом рассмотрите нервную систему праведного человека и, наконец, ученика, вы найдёте большие различия в устройстве их нервной системы.

Если вы посмотрите на глаза ветхозаветного человека и на глаза новозаветного, вы увидите, что глаза у них устроены по-разному. Если после этого вы посмотрите на глаза праведника и на глаза ученика, вы тоже найдёте разницу в их строении. Это факты, которыми современные учёные ещё не занимались. Они представляют собой определённые пробелы в современной науке, и чтобы их восполнить, нужно провести ряд исследований. Это широкая область для изучения. Мы можем узнать прошлое, настоящее и будущее человека по его глазу. Всё, что может произойти с человеком, записано в его глазу, и по глазу мы можем всё это прочесть. Если человек болен туберкулёзом или какой-нибудь другой болезнью, в его глазу есть знаки, которые говорят об этой болезни. Все болезненные состояния отражаются в глазу человека. Там происходят определённые пересечения кругов, из-за чего правильные течения в глазу прерываются. Тот, кто может читать по глазам, поглядев в них, узнает, что этот человек, например, через год умрёт от туберкулёза. Случается, что человек, который умеет читать по глазам, приходит к больному, которого все врачи уже вычеркнули из книги жизни, и говорит: «Этот человек через десять дней встанет на ноги». Как это может быть? Ведь все врачи говорят обратное? Да, они так говорят, но в глазу этого человека положительно написано, что он будет жить, не умрёт. Так определил его дух. Кто-то спрашивает: «Стану ли я лучше?» — Посмотри на свой глаз или найди человека, который может читать по глазам, и он скажет тебе всё, что из тебя может выйти. Затем найди какого-нибудь опытного френолога и спроси его о своих способностях. У него есть ряд приспособлений, которыми он пользуется: он измерит окружность твоей головы, её длину и так далее. После этого он сделает заключение не только о твоих способностях, но точно определит, какой была твоя мать, каким был твой отец, какими были твои деды и прадеды в нескольких поколениях. Говорят, что и в Болгарии есть такие гадатели. Нет, наши гадатели много чего наговорят, они не так точны, как современные френологи, их даже сравнивать нельзя. Френология основана на ряде опытов, наблюдений, вынесенных из жизни, из живой природы.

Я говорил вам в одной из своих бесед, что всякая форма — это образ Божественной мысли. В этом смысле глаз — это живая Божественная форма, в которой записано, как устроен весь космос, вся солнечная система и, наконец, как устроена жизнь. Глаз человека создан позже всего остального. У него самое высокое происхождение. Следовательно, кто может читать по глазам, тот — учёный человек. И все самые выдающиеся ясновидящие, все адепты и Учителя человечества читают и учатся по глазу. Одна из знаменитых болгарских ясновидящих говорила: «Я читаю жизнь людей по их глазам. Сначала помолюсь Богу, после этого погляжу им в глаза и всё узнаю. Но если я не могу разобраться в глазе, я ничего не могу сказать, ничего не могу прочесть». Да, это так, в глазу человека написано всё. Христос говорит: «Если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет чисто; а если оно будет нечисто, то и тело твоё будет нечисто». Каков глаз, таково и тело. Если в глазу есть признаки нечистоты, твоё тело не может быть чистым. Глаз стоит на первом месте. Мы видим глаз на лице, но это только образ, отражение внутреннего глаза. О внутреннем глазе говорится в Писании. Два глаза на лице человека — это две сестры, связанные в мозгу с общим центром. Как только мы переходим от глаза к человеческому мозгу, перед нами открывается широкое поле для изучения. Всё, что записано в клетках мозга, представляет собой недоступную для современной науки область. Пройдут, может быть, ещё века, прежде чем люди займутся тщательным изучением человеческого мозга. Современные учёные в определённых случаях вскрывали череп человека и наблюдали мозг. Они видели, как он пульсирует, как увеличивается и уменьшается в объёме. Современная хирургия наблюдала такой факт: иногда при переломе костей черепа открывалось отверстие до двух-трёх квадратных сантиметров, и когда человек был чем-то взволнован, видно было, как мозг выходил из черепа наружу, а как только он успокаивался, мозг возвращался обратно внутрь. То же самое можно видеть и при возбужденной мысли. Когда мысль человека сильно возбуждена, мозг вылезает наружу, как огурец, на два, на три сантиметра, на пять сантиметров, даже на десять, а как только мысль успокаивается, снова возвращается на место. Как видите, нелегко управлять мозгом. Чтобы мозг функционировал правильно, чтобы можно было регулировать все эти напряжения, требуется правильная мысль. Вот почему природа, зная, что современные люди по своему развитию ещё дети, поместила мозг в такую прочную коробку. Она знает, что эти дети не умеют ничего беречь. Если ваша мысль однообразна, то есть, если она движется только в одном определённом направлении, она может пробить вам череп. Именно по этой причине у многих людей возникают умственные болезни и расстройство нервной системы. Следовательно, понимая этот великий закон, трансформируйте свою умственную энергию, посылайте её во все стороны мозга. Абсолютно избегайте однообразия в мыслях! Человек, который мыслит здраво, не сойдёт с ума. Говорят о ком-то, что он сошёл с ума из-за того, что слишком много думал. Нет, человек не может сойти с ума из-за того, что много думает. Ум человека не болеет, но если заболеет сердце, это уже оказывает влияние на человеческую мысль. Передняя часть мозга не подвержена почти никаким заболеваниям. Обычно болезнь затрагивает заднюю часть мозга. Есть определённый род мыслей, которые пробуждают, возвышают человеческое сознание. Это правильные мысли, они представляют собой здоровое состояние человека. Если хочешь быть здоровым, мысли правильно! Красивая мысль — это гармоничное сочетание мыслей. Неправильная мысль связана с раздвоением в чувствах. Если ты хочешь того, что тебе не нужно, если ты в чём-то заинтересован лично, будут рождаться и неправильные проявления в жизни. Вот почему ты должен допускать в свои мысли только то, что необходимо для твоей жизни в данный момент. Возьмём, например, такой факт, что ты хочешь быть красивым. Красота — это не плохо, но важно, что тебя побуждает быть красивым. У турок есть поговорка о красоте. Они говорят: «Видеть красивое в жизни, в природе — это большое счастье для человека, в такой жизни есть смысл!» Красота — великий стимул, великий импульс в жизни человека. Чувство красоты развито даже у животных. И они сознают, когда они красивы. У всех существ есть внутреннее чувство красоты.

Откуда приходит красота, как она создаётся? — Из человеческой мысли. Только человеческая мысль в состоянии подобрать соответствующую пищу, чтобы сделать человека красивым. Если человек не может подобрать себе нужной пищи, образуется нагромождение мышц. В этом смысле, что такое красота? — Мышечная ткань, в которой мышцы очень хорошо, очень пластично сочетаются. Я говорю не о той красоте лица, при которой оно выглядит неподвижным, как маска. Красиво такое лицо, на котором отражается любая перемена в мыслях, чувствах и действиях человека. Но при этих переменах одна черта обязательно остаётся неизменной. Такое лицо — образ благородной, возвышенной души. Красив тот человек, по лицу которого можно читать. Такое лицо выражает всё, что таится в душе. Сегодня люди боятся, что по их лицам что-то прочтут. Некоторые из них говорят: «Прикрою лицо, не хочу, чтобы обо мне много знали». Почему? Что плохого в том, что кто-нибудь прочтёт на твоём лице одну страницу из большой книги твоей жизни? Когда увидят твоё лицо и узнают по нему, что твои бабушка и дедушка были хорошими людьми, что может быть лучше этого? Пусть люди читают красоту жизни! Я называю некрасивыми только такие лица, на которых люди, как неаккуратные дети, писали каракули, чёркали, зачёркивали, снова писали и снова зачёркивали то красивое, что Бог когда-то написал. Вы читаете по этим лицам, но ничего не можете понять. Уродливо такое лицо, на котором человек пишет и зачёркивает. Красиво такое лицо, на котором Бог пишет, а человек хранит его в чистоте.

«Как хорошо и приятно жить братьям в единомыслии!» С кем? — С Богом. С кем нужно жить в любви, не соблазняясь в своём сердце? — С Богом. Характер человека состоит в том, что его ничто не может соблазнить. Даже если весь мир ему дают и все богатства мира обещают, он должен сказать: «Нет, ни за что в жизни я не пожертвовал бы Тем, Кого люблю!» Без малейшего колебания отречься от себя, понести крест страданий, храня при этом в своей душе великую идею, что всё это делаешь во имя Бога, — это благородство, это героизм, это красота человека. Если живёшь так, ты бедным не будешь, никогда без еды не останешься, ни в чём не будешь знать нужды. Если я люблю Бога, у меня будет необходимая пища: прилетит ворона и принесёт мне маленький кусочек Любви. Если я люблю Бога, Он пошлёт мне маленький кусочек от Своей трапезы с какой-нибудь вороной. Если я люблю Бога, я не нуждаюсь в том, чтобы люди меня кормили, говоря при этом: «Знай, что это мы тебя кормим?» Пока мы ожидаем, что люди будут нас кормить, мы в Бога не верим. Пока мы ожидаем, что люди будут нас кормить, мы Бога не любим. Когда мы перестанем ожидать, что люди будут нас кормить, мы полюбим Бога.

Я говорю: если максимы, которые я вам даю, станут основой вашей жизни, вы не будете бедны. Свобода существует только для тех людей, которые любят Бога. Это идеальные люди в мире. Сколько их и где эти идеальные люди, которые любят Бога? Если ты встретишь такого человека, он откроет тебе свою душу и скажет: «Пойдём со мной, я познакомлю тебя с Тем, Кого люблю! Пойдём со мной, и ты увидишь, как Он добр! Я не говорю, что тебе нужно познакомиться со мной, с моим гениальным умом или с моим благородным сердцем, нет, я хочу познакомить тебя с Тем, Кого люблю! Не у меня, а у Бога гениальный и возвышенный ум, благородное и возвышенное сердце».

У многих из вас есть желание привести кого-нибудь к Богу. Каким образом можно привести кого-то к Богу? Каким именно образом мы должны привести человека к Тому, Кого любим? Когда девушка полюбит юношу, разве она кого-нибудь к нему приводит? Нет, если девушка любит юношу, она не приводит к нему никого. Почему? — По той единственной причине, что у людей нет доверия друг к другу. А юноша, когда полюбит девушку, приводит кого-нибудь к ней? — Нет. Почему? — По той же причине: нет у него доверия к людям, боится, как бы её у него не увели. Он не верит даже своей возлюбленной. Почему? — Он говорит: «Девушка может меня разлюбить, поэтому в моих интересах держать её в невежестве, чтобы не слишком много знала, никуда особо не ходила и любила бы только меня. Иначе я могу её потерять». Сейчас человек доверяет только матери и отцу, и поэтому юноша, когда полюбит девушку, сначала приводит её к матери и отцу, чтобы получить их благословение. Затем он знакомит её с братом и сестрой и на этом останавливается. То же самое делают и турки. Их доверие распространяется только на братьев и сестер. Дальше они не идут. Сейчас это правило и у турок изменилось, но раньше оно было очень строгим. Я рассматриваю юношу и девушку как формы, существующие в мире. Я беру их как самые чистые формы, с помощью которых хочу объяснить как духовную, так и Божественную жизнь. Точно так же и грешника нельзя привести к Богу, если только его сознание не начнёт пробуждаться. Тогда мы ему скажем: «Пойдём с нами, мы приведём тебя к Тому, Кого любим! Там ты найдёшь смысл жизни».

Спрошу вас сейчас: откуда вы почерпнёте законы, максимы будущей науки? Ученик должен черпать знания, максимы и законы новой науки из другого источника. Он, когда пройдёт все школы в мире как подготовительные классы, будет пользоваться совсем новым источником. Христос говорит: «Когда же придёт Дух Истины, Он научит вас всему». Христос говорит и о себе: «Как научил Меня Отец Мой и как Он Меня сейчас учит, так и Я вас учу». Он каждый день учился. Смирение было в Христе! Часто у вас не идут дела. Почему? — Смирения нет у вас. В какой форме мне высказать эту мысль? Это одна из самых щекотливых мыслей. Когда я говорю, что у вас нет смирения, я исключаю себя из этого числа и обижаю вас. Если скажу «у нас», я и себя включу в это число и обижу себя. Если я скажу кому-нибудь: «У тебя нет смирения», — обида будет ещё больше. Скажу-ка я тогда: каждый, кто не исполняет волю Божью, не смирен. Почему? — Потому что часть индивидуализировалась. Она думает, что она — общий центр, вокруг которого все должны группироваться, и недовольна тем, что не может делать, что хочет. Она говорит: «Я могу использовать для себя то благо, которое Бог мне дал». Нет, Бог нас испытывает благом, которое нам даёт. Если мы не будем использовать это благо во имя Бога, мы его потеряем. Кто-нибудь скажет: «Я не знал этого». Если ты этого не знаешь, ты не можешь быть учеником. Если же ученик будет знать всё, он станет Учителем.

Я не хочу определять, что такое Учитель. Даже если я буду вам объяснять это, вы меня не поймёте, но я говорю: есть путь более великий, чем путь ученика, это путь Учителя. Сейчас я вам говорю о пути ученика. Это идеальный путь. Если я сегодня буду говорить вам о пути Учителя, что вы поймёте? Но если вы поймёте путь ученика, то именно таким образом в далёком будущем вы дойдёте до новой фазы и поймёте путь Учителя. Если вы не сможете пройти путь ученика, путь Учителя будет абсолютно недоступен для вас. Если ветхозаветные люди подготовят путь новозаветным, тогда новозаветные подготовят путь праведным; и если праведные подготовят путь ученику, тогда ученик подготовит путь Учителю. Это правильный взгляд на жизнь. Но требуется смирение! Когда человек приобретает смирение, всякое терзание уходит из него и он обретает внутреннее спокойствие в своей душе. Пока у человека нет смирения, он требует от людей почёта и уважения. Христос говорит: «Не ищите славы от людей, а ищите славы от Бога!» Пусть у Бога будет хорошее мнение о вас, и Он научит вас всему.

Вернусь к мысли: что это за черта, которая отличает вас от других людей? Это одна из задач ученика. Вся ваша эволюция состоит в том, чтобы узнать свою отличительную черту как учеников. Если вы не знаете своей отличительной черты, однажды вы можете потерять себя на своём пути как ученик и не будете знать, кто вы — вы это или не вы. Вы знаете анекдот о человеке, который пошёл мыться в баню. Снял он свою одежду, вошёл в парную и, оказавшись среди других людей, вдруг потерял себя, не мог узнать, кто он. Попав в такое состояние, он испугался. В следующий раз, когда он пошёл в баню, чтобы не потерять себя среди других людей, он привязал к своей ноге верёвку. Да, страшно потерять себя! И человек, действительно, может себя потерять. Когда он теряет себя, в нём начинается внутреннее смятение и его ум улетучивается. Если человек может потеряться в лесу, насколько легче ему потеряться в большом мире? Следовательно, задача каждого — познать самого себя. Христос говорит: «Это есть жизнь вечная, познать Тебя, Единого Истинного Бога». Познать Бога — это значит познать себя, познать Первопричину, которая послала нас в мир, познать Единственного, Кто нас любит, Кто даёт нам свет, даёт мир и радость нашим душам.

Я бы вам объяснил, что такое Любовь, Свет, Мир и Радость в широком смысле, но пусть это останется на другой раз. Это целая наука! Если говорить о Любви, это широчайшая, необъятная область. Вы будете очарованы, если испытаете Любовь в её развитии: как она начинается с физического мира, продолжается в духовном мире, пока не достигнет, наконец, Божественного мира. Вы будете очарованы и Светом, если разглядите его во всех формах, которые он создаёт. Вы будете очарованы и Миром, который возвышает человеческую душу, и Радостью, которая вносит веселье и довольство в мир. Это области, которые надо пройти, это темы для изучения, которыми ученик должен заниматься на протяжении всего пути, пока не достигнет крайнего предела своей жизни и не начнёт изучать путь своего Учителя. Тогда он будет ближе к глубокому пониманию жизни, к великой Любви, которая действует в мире, к причинам и возможностям, создавшим его, к причинам и возможностям, сближающим людей, к причинам и возможностям, которые заставляют великих Учителей идти в мир и работать. И тогда вы поймёте, в чём смысл любви друг к другу, в чём смысл любви к Богу. Сейчас вы ещё не понимаете этого. В сегодняшних ваших представлениях присутствует внутренний страх. Вы говорите: «Человек может любить, но у этой любви должны быть границы». Значит, у Любви должны быть границы, пределы. Да, это верно. У Любви есть границы, как и у еды. У желудка есть границы, поэтому и у Любви есть границы. У Любви есть границы, потому что и у сердца есть границы. Человек должен свято соблюдать границы Любви.

Итак, в том состоянии, в котором вы сегодня находитесь, вы не имеете права хватать руками того, кого любите. Это закон! Если вы не бережёте то, что любите, значит, вы этого не любите. Вот первое, что нужно соблюдать в Любви. И действительно, мы пылинке не даём упасть на того, кого любим. Именно этим отличается Любовь в физическом мире. Если вы позволяете всякой пыли садиться на того, кого любите, и при этом говорите о любви, — никакая это не любовь. Такова Истина. И если мы при этом говорим о Любви, всё это пустые слова, векселя без обеспечения. Это бумажные деньги, которые в любой момент могут обесцениться. Следовательно, Бог о нас судит по этой Любви. Он нам устроил экзамен в этом мире. Не думайте, что ваша любовь очень мала или что у вас совсем нет любви; но я говорю, что масштаб вашей любви так мал по отношению к великой Божественной Любви, что когда вам придётся иметь дело с более серьёзными требованиями жизни, ваша любовь будет не в состоянии их выдержать. Божественная Любовь, о которой я вам говорю, сильна, мощна. Ты не можешь идти против человека, который несёт в себе великую Любовь. Он так гибок, так пластичен, что куда бы ты его ни загнал, он найдёт малюсенькую щёлочку и выйдет через неё. Когда приходит какая-нибудь трудность, он легко с ней справляется, он говорит: «Это дело уладится». Когда приходит к нему трудная для понимания мысль, он говорит: «Эта мысль станет понятнее».

Итак, ветхозаветным я говорю, что они должны стать новозаветными. Новозаветным говорю, что они должны стать праведными. Праведным говорю, что они должны стать учениками. Я последователен, я говорю это не от себя — таков Божий закон. Я когда-нибудь вас разделю на ветхозаветных, новозаветных, праведных и учеников и образую отдельные группы из людей всех этих категорий. Когда я вам говорю это, то имею в виду степени человеческого сознания, я не говорю о сознании вашей души. Это четыре жизни, которые текут в вас, но не остаются в вас навсегда.

Я вам объясню этот закон, чтобы не создавать вам соблазна. Я не хочу унижать достоинство вашей души. Скажем, ваши отец и мать были больными людьми и передали вам слабую, нечистую кровь. Каково будет ваше положение? — Пока эта кровь не очистится, пока не станет сильнее, вы не можете быть здоровым человеком. Это кровь ветхозаветного человека, и она должна полностью обновиться. Вы должны создать новую кровь в вашем теле, чтобы перейти в жизнь новозаветного человека. Пока ты ветхозаветный человек, ты торговец, берущий деньги взаймы. Я говорю ему: освободись от своих долгов! Ветхозаветная жизнь — это жизнь человека, который берёт взаймы и пользуется чужим капиталом. Кто такой новозаветный человек? — Новозаветный человек — тот, кто пользуется собственным капиталом. Кто такой праведный человек? — Праведный человек — тот, кто поместил свой капитал в чужие банки и даёт деньги взаймы. Кто такой ученик? — Ученик — тот, кто ничем этим уже не занимается, то есть и долгов не выплачивает, и собственным капиталом не пользуется, и деньги в оборот не пускает. Я не определяю, из какой вы категории, я помещаю ветхозаветных на их место, новозаветных — на их место, помещаю и праведных на их место, а учеников я не помещаю никуда. Почему? — Потому что истинная жизнь начинается с ученика. Дам вам загадку: подумайте сами, чему можно уподобить ученика. Дайте какой-нибудь образ, с помощью которого вы бы определили, чем занимается ученик? Если вам это удастся, я буду рад.

Итак, если я вас спрошу, чем занимается ученик, вы скажите: «Было время, когда он пользовался чужим капиталом, когда выплачивал долги; было время, когда он пускал в оборот свой капитал; было время, когда он давал деньги взаймы, когда работал вместе с напарниками, но те его обобрали. После этого он женился, но жена его била. Потом он обращается к детям и спрашивает их: «Скажите, внучата, что мне теперь делать?» Я говорю этому деду так: «Дед, ты должен стать учеником!» И он отвечает: «Дайте мне букварь, я буду учиться!» Это образ. Человеку надо учиться, в этом заключается смысл жизни. Новая жизнь требует, чтобы все вы стали учениками. Это самое великое и самое славное, что вы можете сделать. То, что сейчас есть в вас, несите в себе так, чтобы мир и не подозревал, что вы ученики. Мир вас подвергнет ряду искушений, заставит вас делать то, это; он будет просить у вас денег взаймы, потому что вы богаты. Если люди просят у вас денег взаймы и вы им даёте, вы не ученики. Ученик не имеет дела с деньгами, он денег в долг не даёт. Придёт к тебе кто-нибудь и спросит: «Долги у тебя есть?» — Нет. «Деньги в долг даёшь?» — Не даю. «Чем же ты занимаешься тогда?» — Я ученик. Ты достаёшь букварь и показываешь ему: «Вот чем я занимаюсь». — «И что ты делаешь с этим букварём? Ну и глупый же ты!». И в самом деле, что вы скажете, когда увидите столетнего деда с огромным жизненным опытом, который взял в руки букварь, как маленький мальчик, и читает. «Ты что, не можешь пасти овец, коров, что взял этот букварь?» — «Нет, мой букварь стоит дороже, чем пасти коров. Я выбрал для себя путь ученика». И он, как положено ученику, начинает изучать Любовь, Свет, Мир и Радость. Это четыре предмета, которые ученик изучает в начале своего пути. Он должен знать Любовь как предмет изучения, должен уметь её применять. Он должен знать Свет как предмет изучения и уметь его применять. Он должен знать, что такое Мир как внутреннее состояние души. Он должен знать, что такое Радость как плод всех благ, которые существуют в мире. Он должен знать, как её использовать во благо своему сердцу и как быть полезным своим близким — матери и отцу. Когда я говорю, что ученик должен служить своей матери и своему отцу, значит, он должен служить им так, как Бог того требует, а это означает исполнять волю Божью.

Всё ли вы сейчас поняли ясно? Я стараюсь говорить чётко, не допуская иных толкований, чтобы вы меня хорошо понимали, я не хочу использовать неопределённые слова. Вопреки этому, многое остаётся неясным, но будьте этому рады. Сколько бы я вам ни говорил — и двадцать, и тридцать дней подряд, даже целый год — всё равно вы будете знать столько же, сколько и сейчас знаете; то есть вы будете узнавать больше, но и задачи, которые вам дают, будут всё сложнее. И поэтому будет казаться, что вы в своих знаниях остаётесь на одном и том же уровне. Иной ученик говорит: «Мне бы только первый класс закончить, и больше ничего не нужно». Закончив первый класс, он уже говорит: «Хотя бы второй класс закончить, и больше не нужно учиться». Заканчивает второй класс, идёт в третий, заканчивает и его. Так он переходит из класса в класс и, окончив школу, говорит: «Закончу-ка я и университет, чтобы ни о чём больше не думать». А окончив университет, говорит: «Как мало я знаю, почти ничего». Это хорошо — сознавать, что ты ничего не знаешь. Если ты идёшь этим путём, это путь благословения. Любовь, Свет, Мир и Радость — плоды Божественного Духа. И ученик начинает питаться этими плодами. Любовь — первый плод Духа. Значит, ученик отведает первый сладкий плод, который зреет на дереве великой жизни. Он должен отведать этот плод! Почему? — Этот плод несёт вечную жизнь.

И когда в вас будет эта великая идея, когда в вас будет Любовь, все разногласия, существующие в мире, исчезнут. Многие приходят ко мне, просят, чтобы я их вылечил. Я говорю: есть четыре способа лечения — способ для ветхозаветного, способ для новозаветного, способ для праведного и способ для ученика. Поэтому, когда кто-то приходит ко мне лечиться, я его спрашиваю, каким способом он хочет лечиться, к каким людям он относится. Если он ученик я буду его лечить способом ученика; если он праведный, я буду его лечить способом праведного; если он новозаветный я буду его лечить способом новозаветного; и если он ветхозаветный, я буду его лечить способом ветхозаветного. Ветхозаветного человека нельзя лечить способом новозаветного. Новозаветного нельзя лечить способом праведного и праведного нельзя лечить способом ученика. В природе существует строгий закон, который следит за тем, чтобы это исполнялось.

И далее, когда дело доходит до обучения, там тоже есть четыре способа учиться, четыре вида учёбы: учёба для ветхозаветного, учёба для новозаветного, учёба для праведного и учёба для ученика. Учёба ветхозаветного — это не учёба для новозаветного; учёба новозаветного — это не учёба для праведного; и учёба праведного — это не учёба для ученика. Учёба ученика особая. Это нужно знать! Если ветхозаветный захочет стать новозаветным, он должен изменить способы и методы, по которым он живёт; он должен сменить свои представления и взгляды на новозаветные. Он не может использовать те же термины, те же понятия, которыми пользовался раньше. Ветхозаветный говорит: «Этого человека нужно повесить, убить, оштрафовать. Для преступников есть закон!» Новозаветный говорит: «Простите этого человека, смягчите ему наказание, отпустите его на свободу!» Праведный говорит: «Дайте этому человеку условия развиваться, работать. Дайте ему денег взаймы, чтобы он привёл в порядок свои дела!» Ученик говорит: «Пошлите этого человека в школу учиться!» Как поступает отец? Если он ветхозаветный, он пошлёт своего сына в поле пахать. Если новозаветный, пошлёт его пасти коров. Если праведный, оставит его в доме готовить еду. Если ученик, он отправит его в школу учиться. Если ты пашешь — ты ветхозаветный; если пасёшь коров — ты новозаветный; если готовишь — ты праведный; если учишься — ты ученик. Именно так, всё это строго определено.

Посмотрите на людей, когда их ничто не стесняет. Ветхозаветные говорят: «Надоело нам пахать землю!» Как не надоест? Целых двадцать—тридцать лет пахать землю, это нелёгкое дело. Группа наших младших братьев, идеалистов, несколько месяцев обрабатывала землю в Изгреве**, и один из них мне сказал: «Учитель, я совсем огрубел, это не жизнь!» Я ничего ему не ответил, но про себя подумал: «Как не огрубеть?» Копать, пахать землю — это ветхозаветная жизнь. Когда мы копаем землю, этим мы хотим поддержать ветхозаветных людей, чтобы они не падали духом. Иногда мы идём к новозаветным, которые пасут скот. Смотрим, улёгся один из них под грушей, а коровы рядом пасутся. Иной раз мы и разные блюда готовим, поддерживаем праведных. Посмотришь на пахаря, руки у него грубые, жёсткие. Посмотришь на пастуха — он свободный человек: коровы пасутся, а он лежит себе под грушей, и когда какая-нибудь груша упадёт на землю, он поднимет её и съест. Весь день он на свежем воздухе, вечером возвращается домой. Выглядит он хорошо, руки у него мягкие, гладкие, ни одного мозоля нет. Посмотришь на праведного, он разносит супчик, хлебушек. Руки у него мягкие, гладкие. И средств на жизнь у него больше. Посмотришь на ученика, он возвращается домой весёлый, улыбающийся, говорит: «Послушай, что нам рассказывал сегодня учитель!»

Это путь, по которому все вы должны пройти. Я говорю это не в насмешку, это действительно так. По этому пути прошёл и я, по этому пути пройдёте и вы. Этот путь создан живой природой. Природа создала путь ветхозаветного человека, путь новозаветного, путь праведника и сейчас создаёт путь ученика. Путь ученика — это новая жизнь, которая приходит в мир. За неимением лучшего, более подходящего термина, я называю этот путь новой жизнью, или жизнью ученика в самом лучшем смысле этого слова. Примите во внимание эти разграничения в жизни. Когда вы будете переходить из ветхозаветной жизни в новозаветную, всё ценное из прежней жизни захвати?те с собой в новозаветную. Когда вы будете переходить из новозаветной жизни в жизнь праведника, всё ценное из прежней жизни захвати?те в праведную жизнь. И, наконец, всё ценное из жизни праведника захвати?те в жизнь ученика. Только таким образом можно создать внутреннее единение между всеми людьми. Слово «единение» означает, что все люди живут для Бога.

Как сегодня живут люди? Приезжает брат погостить в какое-нибудь село или город, и его сразу же спрашивают: «Ты когда приехал?» — Вчера. «А когда уедешь?» Он не знает, что и ответить, он хотел побыть подольше, приехал в гости как ваш брат. Спустя несколько недель его спрашивают: «У тебя есть деньги на дорогу?» Хотят ему намекнуть, что он загостился. Им это уже в тягость, а он и не думает уезжать. И он, и они — ветхозаветные люди, которые носят имя учеников.

Итак, чтобы в вас сформировалась хорошая, прекрасная жизнь ученика, вы должны отстранить от себя первые три вида жизней, отодвинуть их в сторону и жить только идеалом ученика. Только таким образом каждый из вас сможет нести своё благо. В прежние времена каждый ученик приносил с собой в торбе хлеб. Ученики все вместе выходили на природу и садились там за большую трапезу. Учитель их рассаживал. Каждый доставал свой хлеб и начинал есть. Те из учеников, у кого не было хлеба, брали у других. Вечером все возвращались домой с пустыми торбочками. На следующий день они шли в школу опять с полными торбами. Как видите, и мы делаем то же самое. С этого должен начинать ученик! Идя в школу, он должен нести с собой торбу, полную хлеба; вечером, когда он возвращается домой, его торба должна быть пуста. На другой день отец и мать опять наполнят ему торбу, а вечером он вернётся домой с пустой торбой. Это показывает, что он учится. Значит, в физической жизни ученик должен идти в школу с полной торбой и с пустым умом. Когда он возвращается из школы, его физическая жизнь пуста, а ум, то есть духовная, Божественная жизнь, наполнен. Это должно стать естественным, нормальным состоянием каждого ученика. Когда что-то одно у вас наполняется, что-то другое должно опустошаться. Человек не может одновременно богатеть и материально, и духовно. Это невозможно! Я не говорю, что вам нужно стать нищими, но как ученики вы должны опустошать торбу с вашими благами и изучать законы новой жизни или, правильнее сказать, изучать жизнь великой Любви. Любовь несёт с собой все методы, все способы, с помощью которых можно исправить мир, с помощью которых ваша жизнь может стать счастливой.

Это Божественные слова, слова Божественного Духа, который учит людей. Он несёт новое учение в мир. Поэтому изучайте себя, изучайте свои глаза. Вы видели красивые глаза? Красив человеческий глаз! Но если вы будете его рассматривать без бровей и без век, вы не сможете понять, что он выражает, то ли это выражение улыбки, то ли нет. Глаз устойчив, он не меняется. Единственное в видимом мире, что не претерпевает почти никаких изменений, это глаз. Он никогда не лжёт. Если человек согрешит, его глаза сразу же темнеют. Если он делается праведным, глаза сразу же становятся ясными и чистыми. По глазам можно прочесть всё. Беспощаден человеческий глаз! Когда человек не хочет выдать себя, не хочет показать, что сделал что-то плохое, он опускает веки. Когда ребёнок хочет скрыть что-нибудь от матери, он смотрит в землю. Мать говорит ему: «Ну-ка, подними голову, посмотри мне в глаза!» Нет в мире человека, который бы лгал, не сознавая этого. И мысля, и чувствуя, и разговаривая, он сознаёт, что не говорит Истины. Он борется со своим умом, который ему говорит: «Ты неправильно говоришь, эти слова не к месту, исправь свою ошибку!»

Я рассматриваю ум человека в высоком смысле слова как разумное существо, которое не лжёт, а только исправляет ошибки. То в нас, что не лжёт, это Божественный ум, он всегда говорит Истину. На этот ум мы опираемся. Когда речь идёт о знании, я имею в виду именно этот ум, из которого исходят Божественные мысли. Когда этот ум войдёт в вас, он научит вас всему. Это Дух. Говорят о ком-то: «У этого человека порочный ум». Нет, в мире не бывает порочных умов, не бывает испорченных. Сердце иногда может запачкаться, может развратиться, но ум всегда несёт свет. Свет необходим, поэтому нужно учиться так, чтобы сердце не вмешивалось. Если вмешивается сердце, всё сразу искажается. Когда ученик хочет быть первым, хочет получать отличные отметки, это продиктовано его чувствами, а не мыслью. Когда человек хочет быть праведным, хочет, чтобы о нём знали все, это опять же продиктовано чувствами. Чистая, Божественная мысль в человеке отстраняет все посторонние, все второстепенные мысли. Она использует чувства как силы, которые помогают развитию, росту мысли. А когда-нибудь, когда мы станем чистыми, прозрачными родниками, люди сами нас найдут, оценят нас и станут о нас говорить. Но ученик в первую очередь должен понять, что самое необходимое для него — учиться.

Я говорю: ученик должен подвергнуть себя внутреннему самоанализу. Те из вас, кто готов к этому, пусть уже начинают, но требуется искренность. Скажет кто-нибудь: «Я буду трудиться, сколько смогу, насколько хватит сил, которые Бог мне дал». Это не речь ученика. Ученик говорит: «Я могу сделать всё, что Учитель мне задаст». Учитель не может дать вам задачу, которую вы не смогли бы решить. Бог не может потребовать от вас невозможного. Если Бог и подвергнет нас испытаниям, то это будут такие испытания, которые дадут хороший результат, из которых мы извлечём полезные уроки. Следовательно, каждое испытание соответствует моим силам. Это испытание мне дано как задача в жизни, как упражнение для ума, и когда я решу эту задачу, я стану сильнее. Скажем, идёте вы через лес и несёте в руках сумку, полную золота. Присели вы отдохнуть и заснули. Просыпаетесь, а денег нет — исчезли, кто-то их взял. Почему вы лишились своих денег? — Тот, кто руководит вашей судьбой, знает, что по этой дороге пройдут разбойники, и, если они увидят у вас сумку с деньгами, они их отнимут, а вас убьют. Если разбойники, проходя мимо, не найдут у вас ничего ценного, они пойдут дальше, не тронув вас. После этого вы возвращаетесь назад, ищете свои деньги тут, там и находите их. Вы спрашиваете себя: «Почему я потерял деньги?» — Чтобы сохранить свою жизнь. Знайте: всякое препятствие в жизни ученика — это особый акт, цель которого избавить его от ещё большего зла. Поэтому нужно благодарить Бога! Нелёгкое дело — благодарить, научиться примиряться со всеми препятствиями и трудностями в жизни! Не меньше десяти раз по?том изойдёшь, прежде чем научишься благодарить!

Итак, я говорю: ученик может превозмочь все трудности! У нас есть ряд привычек и трудностей, которые нужно одолеть, и ряд теорий, которые нужно осилить. В будущем, чтобы понять человеческую руку, человеческий глаз, чтобы изучить астрономию, астрологию, вы должны преодолеть все трудности в своей жизни. Только ученик может заниматься этими науками. Эти науки недоступны для того, кто не является учеником. Он может заниматься астрологией ветхозаветной, новозаветной, астрологией праведного, но не может заниматься астрологией ученика. Если ты хочешь постичь смысл, который Бог вложил в звёзды, если ты хочешь постичь то великое, что они таят в себе, ты должен быть учеником. Ученик отличается большим смирением, большой уступчивостью — он и муравью уступит дорогу. Он всюду последний, он не думает о себе и готов к полному самоотречению. Ветхозаветные люди повсюду первые. Посмотрите, как они влезли в вагон и заняли первые места. На вторых местах сидят новозаветные, на третьих — праведные, а на последних местах — ученики. Ученик пройдёт взад-вперёд и спросит: «Нет ли тут местечка и для меня?» Садится он в вагон и занимает самое последнее место. Это отличительная черта ученика. Если ты не можешь сидеть на последнем месте, ты не можешь быть учеником. Христос понимал этот закон и выразил его следующими словами: «Когда ты будешь позван кем в гости, садись на последнее место, чтобы хозяин дома не сказал бы тебе: уступи своё место, потому что оно определено для более почётного гостя». Тогда ты потеряешь уважение окружающих. Как ученик ты займи последнее место. Пусть ветхозаветные, новозаветные, праведные занимают первые места, а ты как ученик садись на последнее место. Ученик должен сказать: «Пока все люди спорят, пока обсуждают то да сё, я буду вслушиваться в Божественную жизнь, которая работает во мне, буду слушать, что Господь мне говорит, буду учиться».

Итак, ученик не должен раздражаться. То, что он раздражается, это не грех. Ученик не должен сердиться. То, что он сердится, это не грех. Ученик не должен сомневаться. То, что он сомневается, это не грех. Сомнение присуще ветхозаветной жизни. Однако ученик должен работать над собой. В следующем году, когда вы придёте сюда, я хочу увидеть в каждом из вас маленькие изменения. Это не может произойти сразу, только постепенно. Таков закон эволюции. Христос говорит: «Если стоит вопрос о воздержании, лучше человеку не жениться». Всё должно делаться свободно. Тот из вас, кто может, пусть идёт вперёд, а кто не может, пусть всё равно работает и ждёт своей очереди. Я говорю: перед учениками стоит одна из самых великих задач. Тех из вас, кто хочет быть учеником, я соберу вместе и буду говорить с ними на новом, необыкновенном, совершенно особом языке. Тогда ветхозаветных среди вас не будет, новозаветных не будет и праведных не будет. Будут только ученики, и мы сможем понимать друг друга.

Теперь, поскольку среди вас есть и образованные люди, и необразованные, эти последние скажут: «Мы не смогли понять, что хотел сказать Учитель, он не совсем ясно выражается». А другие скажут: «Учитель на нас слегка нападает, он не должен был так говорить». Действительно, даже если человек хочет сделать самое большое добро, всё равно может произойти маленькая ошибка. Если у вас есть ученики, которые вас любят, и ученики, которые вас не любят, я могу сделать так, что все они изменят своё мнение о вас. Как? Представьте себе, что я даю вам корзину, полную яблок, — и больших, и маленьких — и прошу вас раздать их вашим ученикам. Дайте маленькие яблоки тем ученикам, которые до этого вас любили, которые вам носили цветы, и посмотрите, что они будут делать. Они перестанут носить вам цветы и будут говорить: «Раньше у нас было хорошее мнение о вас, но теперь оно изменилось». Дайте большие яблоки тем ученикам, которые вас не любили, и посмотрите, что они будут делать. Они начнут вас любить, начнут носить вам цветы и будут говорить: «Мы и не знали, что наш учитель такой добрый, мы совсем иначе о нём думали». Но если вы дадите всем ученикам одинаково красивые, одинаково большие яблоки, они поглядят друг на друга, увидят, что яблоки у всех одинаковы и по величине, и по красоте, и останутся довольны.

Я говорю: в мире обстановка такова, что даже при самом сильном и искреннем желании, вы не можете сделать так, чтобы все были довольны. Корзина, которую вам дают, наполнена и большими, и маленькими яблоками. Ветхозаветным дайте самые маленькие яблоки, новозаветным — яблоки побольше, праведным — ещё больше, а ученикам — их меньше всего — дайте самые большие яблоки. Вы не можете поступить иначе, не можете дать ученику маленький плод. Если вы находите, что это неудачный символ для пояснения моей мысли, я дам вам другой символ. Представьте себе, что мне дают сумку, наполненную различными книгами: грамматиками, азбуками, арифметиками, разными научными и философскими книгами. Что я должен сделать с этими книгами? — Раздать их. Нужно ли давать книги по философии и научные труды ребёнку, который только идёт в первый класс? — Нет, ребенку я дам букварь. Под маленьким плодом, маленьким яблоком я имею в виду букварь. Кому я дам философские и научные труды? — Тому ученику, который уже пошёл дальше, который может их читать, понимать и применять. Это и значит, дать большой плод, большое яблоко. Я раздам книги соответственно степени развития каждого ученика. То же самое имеется в виду и в примере с яблоками. Тут можно действовать только одним разумным способом. По-другому нельзя. Этот способ неизбежен.

Когда я пользуюсь этим методом, многие на меня обижаются. Со своей точки зрения, они имеют право обижаться. Я говорю: если вас пригласят на угощение и посадят на последнее место, вы обидитесь; но если вас пригласят поработать на винограднике и поставят на последнее место, вы будете благодарны за это. Если вам предоставят первое место и на винограднике, и за столом или, если вам предоставят последнее место и в винограднике, и за столом, вы получите два различных результата. Всё это происходит по необходимости, которая исходит из самой жизни. Все-таки, должен кто-то быть первым на винограднике! Кто будет первым на винограднике? — Кто умеет работать, у кого крепкие мышцы и здоровый позвоночник. И на трапезе кто-то должен быть первым! Кто будет первым на трапезе? — Тот, у кого вкус лучше развит. Эти вещи неизбежны. И мы не можем примирить противоречия в жизни. Что у кого-то чего-то больше, а у кого-то меньше, это не определяет жизнь.

Христос говорит: «Жизнь человека не зависит от внешних благ». Внешние блага — вещь относительная. Много у тебя или мало — причины этого кроются в другом. Ты можешь желать чего-либо, но главное — желай быть учеником, желай учиться, потому что только у ученика есть будущее в Царстве Божьем. Когда Царство Божье придёт на землю, ученик займёт в нём самое почётное место. Там свой образ жизни, поэтому надо подготовиться к нему. Для людей наступает великое будущее, в котором каждый займёт своё определённое место: ветхозаветные будут пахарями, новозаветные — пастухами, праведные — поварами, а ученики займут самые высокие должности. Почему? — Для них предназначены эти места. А люди первых трёх категорий будут довольны своим местом? — Нет, они постоянно будут возмущаться, будут обижаться.

Пророк прошлого выразил идею ученичества по-другому, сказав: «Все люди заживут новой жизнью, все будут научены Господом жить так, как Он требует». Это так. Всем вам предстоит новая жизнь, новая работа, отличающаяся от той, что была до сих пор. Вы спрашиваете: «Над чем нам работать?» Все вы должны работать над собой. Для этой новой работы есть своё определённое время, есть своя сила, есть и свои помощники. Если вы будете соблюдать великий закон — читать и изучать священную книгу жизни, изучать жизнь великих людей, которые её писали, — вы получите из этой книги ценные наставления. Новая наука начинает очерчивать великие методы и пути будущего. Только человек с просвещённым умом, который решил служить Богу, может видеть будущее. Перед вами великое будущее! Лучших времён, чем нынешние, для учеников ещё не было, но если они не используют условия, для них это будут самые худшие времена.

Христос говорит: «Наступает время, и настало уже, когда те, кто услышат голос Мой, выйдут из гробов и воскреснут». Кто услышит этот голос? — Только ученики. Только они обновятся, только они воскреснут. Новая жизнь, воскресение — только для них. Воскресение не для ветхозаветных, не для новозаветных и не для праведных. Оно только для учеников, для людей будущего, для людей новой культуры. Они — работники в Царстве Божьем, они — люди новой расы. Она будет немногочисленна, но все люди этой расы будут мощны умом, сердцем, волей, душой и духом. Эти люди восстановят Царство Божье на земле, они скажут: «Все мы можем жить в любви, все мы можем жить в Свете, все мы можем жить в Мире, все мы можем жить в вечной Радости, которую Бог нам дал!»

* В русских переводах Библии это 132-й псалом, в болгарских переводах и в древнееврейской книге псалмов (Т’hилим) — 133-й.

† В русском переводе Библии: «…жить братьям вместе».

‡ Деревянное масло — низший сорт оливкового масла; использовалось в самых простых светильниках.

§ Максима (от лат. maximus) — логический или этический принцип, выраженный в краткой форме, основное правило, норма поведения.

** И?згрев — братский посёлок под Софией.


Comments