Любовь к знанию СБ 1927 0821 2

На болгарском в библиотеке Библиотека „Триъгълник“

1927 Путь Ученика
ЛЮБОВЬ К ЗНАНИЮ

«Только светлый путь Мудрости ведёт к Истине»



21 августа 1927 воскресенье 8 ч.в.



Размышление

Если предложить вам разобрать тему «Какой вопрос важнее всего для молодежи» или «Чем больше всего интересуется молодежь», что бы вы написали об этом? Я облегчу вам ответ. Спрошу вас: чем больше всего интересуется новорожденный ребенок? — Едой, молоком матери. Первая тема, с изучения которой начинает ребенок, это молоко его матери. Он приступает к этому молоку, как какой-нибудь учёный профессор и начинает его исследовать, анализировать. От молока зависит его будущее. Тогда какой самый важный вопрос, которым ученик должен заниматься в первую очередь? Что это за вопрос, от которого зависит его будущее?

Сейчас проведу параллель. Как от молока матери зависит здоровье ребенка, состояние его ума и сердца, его мыслей и чувств, так и от обичи[1], от любви ученика к знанию зависит его правильное развитие. Следовательно, если мать даёт самое лучшее молоко своему ребенку, тогда его здоровье, его мысли и чувства будут нормальными. Мы уже понимаем, что такой ребенок рождён и воспитан по всем правилам разумной природы, поэтому он здоров во всех отношениях. Мы не говорим о тех отклонениях, которые существуют в жизни. По такому же закону ученик должен начинать с любви к знанию. Знание — предмет, к которому он должен стремиться, а Любовь — пища, которую он должен принимать. Если у ученика нет любви к знанию, он ничего не сможет достичь. Если у него есть любовь к знанию, как у ребенка есть любовь к молоку матери, это облегчит путь его душе и поможет правильному развитию его ума. Поскольку все вы сейчас переходите в следующий класс, от вас требуется любовь к знанию. В дальнейшем, если у вас не будет любви к знанию, вы останетесь учениками только по форме, но не учениками в идейном смысле слова. Учеником может быть любой, будь то молодой или старый, если у него есть любовь к знанию.

Задам вам ещё один вопрос: каковы признаки любви к знанию? — Это самые элементарные вопросы новой философии, новых взглядов и представлений. Я провожу разграничение между старой философией жизни и новой, которая следует великим законам природы. Если вы будете наблюдать и изучать живую, разумную природу, она вам раскроет то, что до сих пор было недоступно вашим умам.
Допустим, вы занимаетесь геологией, изучаете земные пласты. Вы можете изучать только их состав, но можете изучать и их форму: изогнутые это пласты, изломанные или горизонтальные. Вы спросите: «Для чего нам нужно знать, изогнуты какие-то земные пласты или изломаны?» Сами пласты могут вас не интересовать, они могут не иметь никакого смысла для вас, но вас не может не интересовать вода, которая выходит из этих пластов, и её качество. Если это песчаные пласты и при том изломанные, они образуют подземные впадины, вода, проходя через них, будет очищаться, и так они станут источником самой лучшей воды. Спрошу вас: если вы занимаетесь гидрологией и знаете, где есть вода и какая это вода, разве вы не поможете людям, которые нуждаются в ней, разве вы не покажете им, где самая чистая вода? Конечно, поможете, и, мало того, вас за это будут уважать, будут считать учёным человеком.
 

Во многих людях есть такие изломанные и изогнутые пласты. Вы скажете: «Это нехорошо». Нет, вы не понимаете законов. Часто в этих изогнутых и изломанных пластах скрыта самая хорошая вода. Спрошу вас: что лучше — чтобы ваши пласты были изогнутыми и изломанными, как пласты CD, и в них была вода или чтобы они были горизонтальными и воды в них не было? Или что лучше — характер прямой, как горизонтальные пласты, но без воды или характер изогнутый, как пласты CD, но с водой? По изломам и изгибам земных пластов можно вычислить, как глубоко в землю проникла вода.
Изучая человеческий мозг, вы увидите, что и он в соответствии с тем же законом изборожден складками, состоит из изломанных и изогнутых пластов, которые претерпели ряд изменений, прежде чем дошли до того состояния, в котором мы их сейчас наблюдаем. По складкам мозга течёт космическая энергия разумной жизни, которую использует душа. Учёные люди говорят, что от складок мозга человека зависит его мысль. Это значит, что энергия мысли течёт именно по этим складкам и по ним же выходит на поверхность. Они — проводники энергий всего пространства. Если пласты изогнуты, учёный может опустить в них трубы и извлечь из них воду, но если это горизонтальные, прямые пласты, то когда он пробурит скважину для своих труб, вся вода, сколько бы её ни было, уйдёт, утечёт куда-нибудь вниз, и он не сможет выкачать её наверх. Так что, если кто-то захочет выпрямить изогнутые пласты, что произойдёт? — Вода уйдёт из них.


Итак, закон, который мы выводим из этих рассуждений, следующий: когда мы слишком копаемся, слишком ковыряемся в каком-либо предмете или философском вопросе, он в конце концов теряет своё содержание. Это часто случается с идеей морали. Если вы чересчур копаетесь в этой идее, в конце концов мораль уходит глубоко в землю, и вы уже не знаете, что морально, а что нет, что правильно, а что неправильно. И тогда вы совсем запутываете свои понятия и представления о морали. Какое должно быть соотношение пластов? Как это выразить научно? Скажем, у вас есть пласт, который занимает положение А2БВ по отношению к пласту М. Каким он будет?  Этот пласт будет безводным, потому что не может удержать в себе воду. Каким пластам из жизни можно уподобить безводные пласты? Безводные пласты в нашей жизни — это все те пласты, в которых встречаются противоречия. Знаете, сколько веков, сколько тысяч лет потребовалось природе, чтобы изогнуть горизонтальные пласты? Они постепенно изгибались. Если вы рассмотрите земные пласты с научной точки зрения и проведёте параллель между ними и складками мозга, вы, может быть, скажете, что это случайное совпадение, а, может быть, сделаете вывод, что какая-то разумная сила работала в природе. Как вы будете рассуждать на эту тему, зависит от уровня вашего умственного развития.

Итак, проявления внешней природы видны и в наших проявлениях, поэтому мы можем чему-то научиться у природы. И раз уж мы учимся у неё, в таком случае мы не можем требовать, чтобы наша жизнь была гладкой. У молодых людей есть желание, чтобы их жизнь шла гладко, без трудностей. Нужно знать, однако, что каждая трудность соответствует умственному развитию молодого человека. Одна болгарская пословица гласит: «Какой у него ум, такой у него и дом». Это означает, что какова степень развития ума человека, такова и ответственность, которую природа на него возлагает. В природе есть великий закон, который определяет трудности людей в соответствии со степенью их умственного развития. Чем трудности у человека сложнее, тем выше стоит этот человек по уровню своего ума, и чем трудности у него проще, тем ниже он по умственному уровню. В этом отношении история нам показывает, что самые великие в мире люди, которые внесли вклад в развитие человечества, сталкивались с самыми большими трудностями, но преодолевали их. Следовательно, каждый из вас может преодолеть любую трудность разумным способом.

Допустим, вам поручают разорвать толстый корабельный канат. Для этой цели вам дают только швейную иглу. Как вы разорвёте этот канат? Сможете вы его сразу разорвать? — Не сможете. Вы возьмёте иглу и начнете распускать канат нить за нитью. Сколько времени отнимет у вас эта работа? — Много времени. Поэтому, сперва у вас появится желание разорвать его одним махом. Единственные средства, которые вам даны, чтобы распустить канат, это игла и время. Распуская канат на отдельные нити, вы многому научитесь. Чему, например, вы научитесь? — Самое простое, что вы узнаете, это из скольких нитей сплетён канат. Чему вы ещё научитесь? (— Терпению. Постоянству. Сноровке)[2]. Да, вы приобретёте сноровку, сможете мастерски распускать канат нить за нитью, а не по две или по три нити сразу. Природа не позволяет рвать по две нити сразу, только по одной. Если вы разрываете по две нити сразу, вы нарушаете её законы.

Если вы будете рассматривать этот вопрос, исходя из своего понимания, то вы скажете, что можно рвать и по две, и по три, и по четыре, и по пять нитей сразу. Но природа даёт в твоё распоряжение только иглу и время и не позволяет разрывать даже две нити сразу, можно только по одной. Она говорит: «Я дам в твоё распоряжение времени, сколько захочешь, но ты будешь рвать канат нить за нитью!» Сколько часов в день вы будете разрывать эти нити? Вы скажете: «Чтобы быстрее распустить канат, я буду работать целый день». Нет, природа не позволяет разрывать нити каната больше одного часа в день. Вы пробовали проверить, сколько нитей вы можете разорвать за один час? А если в этом канате десять тысяч нитей? Вы проверяли, сколько нитей вы сможете разорвать за одну минуту, соблюдая при этом все правила и не торопясь? Нити каната сплетены так, что, потянув за одну, ты вытягиваешь и другие, а природа говорит: «Распускай нити одну за одной, не разрывая их и не завязывая узлов». Как вы думаете, сколько времени
уйдёт у вас на то, чтобы разорвать такой толстый канат? (— Пять часов).
 

Хорошо, я дам вам крепкий канат и посмотрим, сможете ли вы за пять часов распустить его нить за нитью. Большая сноровка требуется! Допустим, что этот канат представляет собой изогнутые пласты P и R. Вода находится в последнем пласте R, куда опущена труба. За этим пластом идёт ряд горизонтальных пластов Когда вы разорвёте самую последнюю нитку каната, что произойдёт? В каждой нити есть определённого рода энергия, и когда вы разорвёте нить, эта энергия вольётся в вас. Вы должны знать, как использовать эту энергию.

Спрошу вас: когда вы разорвёте все нити до последней, готовы ли вы использовать эту энергию? Часто вы говорите: «Я порву свои связи с этим человеком». Но разрывая свою связь, готовы ли вы больше не думать о ней? Готовы ли вы заполнить пустоту, которая возникает в этом случае? Готовы ли вы совладать с теми элементами, которые образуются при таком разрыве? Есть у вас уже такой опыт — разрывать все связи со своим другом? Вы не можете разорвать все нити, связывающие вас с вашим другом, вы можете разорвать только некоторые из них. Что вы почувствуете тогда? — Боль. Нет человека, который не проходил бы через такой опыт — рвать связи с одним из своих друзей. Что вы делаете после того, как порвёте нити? Вы ложитесь, встаёте, ходите по комнате, выходите на улицу, возвращаетесь в дом — не можете найти себе места, не можете найти способ, как освободиться от этого состояния. И как вы потом свяжете эти нити? Будете завязывать узлы? Если ты порвал нить, природа не позволяет завязывать узлы. Я спрашиваю: если вы порвали нить, как вы исправите свою ошибку? Нить порвана, ошибка сделана, и при этом узлы завязывать нельзя, как же тогда исправить ошибку?

Если вода пройдёт через глинистые пласты, какой она станет? — Нечистой. Через какие пласты нужно пройти воде, чтобы она стала самой чистой, самой лучшей? — Через песчаные пласты. Тогда, проводя аналогию, я вас спрошу: чтобы ваша жизнь была самой чистой, самой лучшей, через какие пласты ей нужно пройти? — Через неровные, потому что они соответствуют песчаным пластам в природе. Где в вас находятся эти неровные пласты? — В уме. Глинистые, илистые пласты находятся в сердце. Именно поэтому я вам и говорил о чистой, о правильной мысли. Эта мысль вам необходима, чтобы добиться возвышенной жизни, которая сделает вас лучше. Чистая жизнь пользуется благами и приобретениями жизни, но не удовольствиями жизни.

Что понимать под словом «удовольствие»? Приведу несколько примеров, чтобы вы увидели, что современный мир называет удовольствием. Встречаете вы молодого ученика с сигаретой во рту, прогуливается он, довольный собой, и курит. Курение — удовольствие, которое не способствует развитию ученика. Вижу другого ученика, тот поднял стакан ракии[3] или вина, выпивает. Он говорит: я пью ракию, потому что она стимулирует мой желудок, а от этого и ум у меня начнёт работать активней. Есть ряд учёных, врачей, которые рекомендуют пить вино в небольших дозах. Природа, однако, предусмотрела только одно питьё — воду. Она говорит: «Если ты хочешь, чтобы ум твой был чист, ясен, если хочешь хорошо работать, ты должен пить только воду. Найди самую лучшую, самую чистую воду и пей её!» Если ты хочешь курить, она говорит: «Ты должен мыслить!» О курении, каждении говорится и в Писании. В Новом Завете сказано, что молитвы праведных поднимались вверх, как дым, возносились, как из кадильницы. Значит, горение должно быть повсюду. В этом случае мысль облагораживает ученика. Мысль каждого ученика должна гореть! Ученик может делать разные физические упражнения, может рисовать, играть на музыкальных инструментах, учиться, заниматься любым искусством, лишь бы всё это развивало его ум. Но он должен избегать всех бесполезных удовольствий, которые тормозят развитие его ума.

Допустим, вы одаренный, способный ученик, очень любите знание, но вместе с тем нет у вас ни отца, ни матери, ни друзей, которые помогли бы вам, и нет средств на учёбу. Спрашиваю вас: каким образом вы добудете эти средства? (— Мы будем заниматься тем ремеслом, которым владеем, и этим будем зарабатывать). Скажем, вы можете играть на музыкальных инструментах, рисовать, шить или делать обувь. Какое из всех этих занятий и искусств в данном случае будет самым подходящим? Чем лучше заниматься? (— Делать обувь и шить одежду). Значит, вы предпочли бы искусству сапожное дело и шитьё. Спрошу вас: как вы считаете, позволено ли ученику брать деньги взаймы у своих товарищей? Помогать друг другу — это другое дело, но я говорю о таких долгах, когда берут, обещая вернуть через несколько дней, но при этом проходят месяцы, а вы всё не можете отдать долг. И, кроме того, сколько можно просить взаймы? (— Сколько можем вернуть и сколько нужно, чтобы купить хлеба). Да, это правильно — столько, сколько вам нужно на хлеб. Ну а сколько хлеба может съесть ученик за день? Полкилограмма хлеба достаточно?

Сейчас мы затронем один из существенных вопросов — вопрос о довольстве. Человек уже с малых лет должен учиться закону довольства. Ученик должен есть самый лучший хлеб, но, сколько бы его ни было, он всегда должен быть доволен. Он не имеет права высказывать недовольство количеством еды, потому что каждый день несёт своё благо. Сегодня у него, может быть, скромная еда и её совсем мало, завтра она будет богаче и обильней. Но тем, что у него есть сегодня, ученик должен быть полностью доволен, он не должен желать большего. Как бы ни было мало хлеба, он должен на него поглядеть, улыбнуться ему, погладить его и сказать: «Благодарю и за это, мы будем учиться вместе». Тогда и хлеб ему улыбнётся и скажет: «Вместе с тобой мы легко выучим уроки». (Мы ещё не разговаривали с хлебом). Придёт день, когда вы будете разговаривать с хлебом. Христос говорит: «Я — живой хлеб». Значит, придёт день, когда вы будете говорить с этим живым хлебом. Какая перемена произойдёт с вами, если у вас будет живой хлеб?

Поясню вам это на примере. Представьте себе, что вы хозяин, вам нужны работники и вы каждый день ходите на базар, чтобы их нанять. Там вы видите работника, который ждёт, когда кто-нибудь наймёт на его работу. Вы нанимаете его к себе, и он каждый день приходит к вам работать. И вдруг этот работник получает большое наследство в полмиллиона долларов от своего дяди из Америки. Спрашиваю: найдёте вы этого работника на следующий день на базаре в поисках работы? — Нет, не найдёте. Как по-вашему, правильно ли будет, если этот человек, получив полмиллиона долларов, снова пойдёт с мотыгой на базар и станет ждать, чтобы его кто-то нанял на работу? Что теперь заставляет работника бросить свою работу? — Деньги. Они облегчают ему жизнь. Спрашиваю: после того, как получит деньги, чем он должен заняться? (— Начать учиться). Если этот работник, получив большое наследство, откажется от учёбы, бросит школу и сочтёт, что знания ему больше не нужны, раз у него есть на что жить, он решает свою задачу неправильно. В таком случае бедность предпочтительней, потому что она заставляет его работать и учиться, а богатство его портит. Он не желает работать, не желает учиться. Живой хлеб — это благоприятные условия жизни, которые каждый разумный человек должен правильно использовать. Этим я хочу навести вас на мысль, что неразумного человека благоприятные условия жизни отклоняют от правильного направления, а разумному человеку придают силы двигаться в правильном направлении по его пути. Это единственная причина, по которой, при сегодняшнем вашем развитии, трудностей больше, чем благоприятных условий. Невидимый мир или разумная природа, хочет заставить вас учиться, как любящая мать хочет заставить своих детей учиться. И если они не учатся, она их ставит в очень неблагоприятные условия, перед очень большими трудностями, чтобы они захотели учиться. Им нужны знания.

Итак, какой самый важный, по-вашему, вопрос, которым должен заниматься ученик? — Знание. Это знание должно содержать в себе качество внутреннего смирения. С каждым днём, по мере расширения сознания ученика, должна увеличиваться и его любовь к знанию, к изучению жизни. И когда накапливаются знания, можно заметить те же явления, что и в земных пластах. Как вода тысячи лет накапливалась в этих пластах, не выходя наружу, так и знание человека накапливалось годами в его сознании, не выходя наружу. Разумный ученик может докопаться до этих пластов, и накопившаяся в них вода забьёт ключом, выйдет на поверхность. Где проявится эта жизнь, это знание? — В сознании человека. И сейчас, поскольку вы готовитесь работать в мире, эта энергия должна выйти из вас наружу, чтобы вы могли нести новое учение. Или, говоря научным языком, учёный человек должен проявлять вовне те свои внутренние источники, которые могут орошать внешнюю растительность. Растительность — символ внутренней жизни человека. Самые лучшие желания, самые лучшие чувства, которые у вас есть, могут осуществиться только с помощью прекрасного ума. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы у него был прекрасный, отлично развитый ум, и с его помощью работать.

С вашей точки зрения, какой предмет в жизни важнее всего или какая отрасль науки сейчас важнее всего? В современном обществе какие науки стоят на первом месте? (— Естественные науки и математика). Все согласны с этим? Что важнее всего в первом классе? С чего начинает учитель? С того, что показывает буквы, не так ли? Ну а вы с чего должны начать? В первую очередь начните с изучения своего лица. Я вам советую изучить свой лоб, измерить его, посмотреть, есть ли на нём линии или нет. Затем изучите свой нос, его ширину и форму. После этого изучите свои глаза, уши, брови, голову и так далее. Вы не можете запомнить всё лицо целиком, но есть определённые черты вашего лба, которые определяют направление вашего ума. Изучайте также и качества своего ума.


На этих трёх рисунках представлены различные линии на лбу человека. Эти линии — борозды, пласты, подобные земным пластам. Те, у кого на лбу линии прямые, горизонтальные, как на первом чертеже, это трезво мыслящие люди. У них наводнений не бывает. Это умные люди, но они непрактичны и медлительны. К таким людям относится поговорка: «Пока мудрые намудрят, дураки надурят».


Приведу вам один анекдот, хорошо изображающий такого рода людей. Они медленно решают все вопросы. В одном селе начали строить баню. Через какое-то время баня была почти готова, осталось только выложить пол мраморными плитами, но, поскольку это обошлось бы дорого, крестьяне под конец решили выстелить пол досками. Тут, однако, возник спор, какие должны быть доски: полированные или неполированные. Столкнулись два мнения: одни были за полированные доски, другие за неполированные. Спор продолжался целых восемь лет, а баня оставалась недостроенной. Наконец приходит инспектор, осматривает состояние работ и говорит: «Положите одну полированную доску для тех, кто настаивает на полированных, и одну неполированную для тех, кто хочет неполированные, и так удовлетворите желание и тех, и других». Спрашиваю: какой вывод вы сделаете, когда войдёте в баню, где пол выстлан двумя видами досок? — Вы поймёте, что работали две силы, что было два мнения.


Итак, я говорю: человек должен изучать внешний вид частей своего тела, чтобы иметь представление обо всех силах, которые скрыты в нём. Это развивает в человеке уверенность в себе, в том, что он может разработать все свои задатки и способности. Например, некоторые люди не могут говорить Истину. Почему? — Потому, что они очень боязливы. А другие люди не могут лгать. Почему? — Потому, что очень совестливы. В этом отношении все люди различны. С чисто френологической точки зрения темя у разных людей разное. У одних людей верхняя часть головы — темя — широкая (A), у других теменная часть сзади слабо выпуклая и узкая (B). Если провести горизонтальную линию CD параллельно линии рта, легко определить ширину и форму теменной области головы, в которой находится центр совести. Чем больше
объём этого центра и чем длиннее эта линия, тем и совесть у человека лучше развита; чем меньше объём этого центра и чем короче линия, тем и совесть у человека развита слабее.


Следовательно, есть правило, которое определяет соотношения всех органов, при окружности головы в 55 сантиметров и при диаметрах в 15 и 18 сантиметров. Когда голова развита нормально, эти центры определить легко. Каждый, кто изучает голову, может читать по её линиям, может понять, какой центр хорошо развит, а какой — плохо; он знает место центра совести и места всех остальных центров. Насколько хорошо или слабо развиты наши центры и способности — всё это строго определено. Между всеми центрами есть определённое соотношение. Как у совести, так и у других центров есть свои линии не только на голове, но ещё и на лице, и на руке.

Апостол Павел говорит: «Немощный в вере пусть ест капусту». Человек со слабой верой труслив. Когда страх оказывает преобладающее влияние на человека, причина этому — слабая вера. Попробуй убеди трусливого человека, что есть Божий Промысел, что нужно верить в Бога. Он тебе ответит: «Что ты мне говоришь о вере? Тут крепкие ноги нужны. Смажь пятки и беги!» Стоит ли проповедовать зайцу, что есть Божий Промысел, что нужно верить в Бога? — Нет. Заяц ответит: «Я верю в свои задние ноги и знаю, что в гору мне бежать легче». Со своей точки зрения он прав. Пойдите к большой горной скале, как вы думаете, труслива ли она? Если бы у неё было сознание, она бы вам сказала: «И при самых сильных бурях в мире я не сдвинусь со своего места!» Почему? — Потому, что это гора, а не заяц. Отсюда я вывожу великий закон, который управляет всем в природе, а именно: слабых носит силами природы во все стороны. Упавший с дерева лист может унести куда угодно, но если этот лист висит на дереве, ветер не может его унести, он только колышет лист вокруг центра. У оторвавшегося листа движется и периферия, и центр; у живого листа, растущего на дереве, движется только периферия, центр остаётся неподвижным. И в этом отношении люди, у которых есть моральные устои, выдержат все бури в мире. Именно поэтому все вы должны иметь правильное представление о жизни.

Теперь спрошу вас какое самое главное качество молодого человека? Или, чем характеризуется молодость? До определённого возраста вы чувствуете себя молодыми, но с какого-то момента начинаете чувствовать, что состарились. До тех пор, пока вы себя чувствовали молодыми, вы действительно были молоды, но с того момента, как вы начинаете думать, что состарились, в вашем сознании происходит перемена. Чем отличается предыдущее ваше состояние от более позднего? Что вы на самом деле потеряли и что новое вошло в вас?

Помогу вам в ваших рассуждениях одним примером. Представьте себе, что у вас как у ученика есть кошелёк, полный звонких золотых монет. Нащупываете вы время от времени кошелёк в кармане, и это вас подбадривает. Полный кошелёк означает молодость. Он твёрдый, плотный, тяжёлый, потому что полный. Вы ощущаете тяжесть и плотность кошелька, это придаёт вам устойчивость, и вы идёте, высоко держа голову, гордо и смело. При виде такой осанки каждый встречный оборачивается, чтобы ещё раз взглянуть на вас. Приятно видеть в этом мире уверенного в себе смелого человека! И представьте себе, что спустя какое-то время вы суёте руку в карман, ощупываете кошелёк, и что же вы чувствуете? Он стал мягче и легче. Вы впадаете в особое психическое состояние и говорите: «Как такое могло случиться?» Вы недоумеваете, как это мог опустеть ваш кошелёк и как он мог стать таким лёгким! Должно быть, какой-то хитрый и ловкий человек незаметно вытащил ваш полный кошелёк, положил вместо него пустой и ушёл. Что теперь стало с вами? — Вы в тоске и унынии. Вы теряете всю свою смелость и идёте, повесив голову и упав духом. Пустой кошелёк выражает старость. Старый человек чувствует, что у него отняли какое-то богатство, что его ограбили. Он говорит: «Ушла молодость!» — Как? — «Не знаю». Щупает он свой кошелёк, теперь уже лёгкий, мягкий, и говорит: «Раньше я крепко стоял на ногах, а теперь не знаю, что случилось, не держат меня ноги». Нужно знать следующее: все люди, живущие сердцем, стареют быстрее, чем те, кто живёт умом; или, говоря другими словами, люди чувств стареют быстрее, чем люди трезвой мысли. Каждый человек, который мыслит трезво и разумно, всегда будет молод. Одно из качеств молодого человека, что он мыслит правильно. Поэтому правильная мысль необходима всем вам.

Сейчас вы готовитесь войти в новую жизнь. Что вам нужно для этой жизни? Все вы должны вырабатывать новые состояния в жизни, потому что у человека есть двойные органы и их нужно развивать. В настоящее время человек работает левым полушарием мозга и правой рукой, а правое полушарие мозга и левая рука пассивны, они не принимают участия в работе. Левое полушарие представляет собой жену, она работает целый день по дому, а муж разгуливает туда-сюда с папироской в руке, рассуждает, философствует и говорит: «Жена позаботится обо всём». Есть определённая аналогия между жизнью цыгана и тем, что я вам сейчас описал. Цыган после того, как женится, больше уже не работает. Положит он несколько папирос в карман, покурит, прогуляется, встретится с одним приятелем, с другим, поговорит с ними и ни о чём не беспокоится — жена его кормит. А цыганка с посохом в руке и с сумой за плечами стучится то в одни двери, то в другие и просит подаяния. Бывают, разумеется, исключения, это не общее правило. Есть цыгане-кузнецы, они много работают.

Я беру как пример жизнь цыган, чтобы ярче описать отношения между сердцем и умом, или между чувствами и мыслями в человеке. Часто у людей можно заметить тот же атавизм, что и у цыган: они позволяют чувствам решать самые важные вопросы. Нет, чувства, то есть сердце или женщина в человеке, не могут решать важнейшие вопросы. Цыган учит жену просить милостыню, тут попросить, там попросить, но попрошайничеством ничего путного не добьёшься. А если все, у кого она просит, бедны, что они ей дадут? Попрошайничать — не слишком большое искусство. Она должна научиться чему-нибудь другому. Я говорю: наше сердце не может решать вопросы, ум нужно впрячь в работу. Но если ум начнёт работать, то сердце должно работать в согласии с ним. Если вы находитесь в состоянии аффекта, падаете духом, отчаиваетесь — всё это переживания, настроения, они ничего не решают. Ум опирается на положительный закон и говорит: «Я родился в мире, Бог дал мне условия для развития, и я должен работать». Люди, которые руководствуются своим умом, разумны и решают вопросы правильно. Такой человек поразмышляет, расставит всё по местам и скажет: «Если я поступлю, например, так, то моя жизнь изменится к лучшему». С этой точки зрения, сейчас все вы живёте двумя жизнями, но вам нужно приобрести новый опыт, новые представления. В старой жизни вы будете отчаиваться, а в новой обретёте надежду. Мысль будет ведущей в ней. Всегда удерживайте параллель между этими двумя жизнями и так идите вперёд. Вы ещё не можете жить только в новой жизни, но будете переходить из одной жизни в другую и обратно.

В беседах я проводил параллель между четырьмя жизнями, которые текут в вас. Ветхозаветная жизнь представляет собой сумму качеств, унаследованных от ваших дедов и прадедов. Изучайте эту жизнь, познавайте и себя. Я могу описать эти четыре жизни и в научной форме. Они представляют собой четыре сознания в человеке. Где находится подсознательная и сверхсознательная жизнь? — Это два полюса Божественной жизни. Подсознательная жизнь — это жизнь ангелов, а сверхсознательная — жизнь Божественного мира. Сознательная и самосознательная жизнь представляют собой два полюса человеческой жизни. Сознательная жизнь — это жизнь святых, развитых духов, которые прошли этот путь до нас; самосознательная жизнь — это наша индивидуальная жизнь. В сознательной и подсознательной жизни вы должны изучать ту область живой природы, которая связана с сегодняшней вашей жизнью. В подсознании, например, лежат все возможности реализации.

Спрашиваю: как вы сможете добраться до них? — Только если знаете законы. Например, ты хочешь добиться чего-то хорошего. Вложи эту мысль в своё подсознание с полной верой, и она реализуется. Внеси эту мысль без страха и сомнения и высшие существа, которые живут там, помогут тебе. Ты только напиши им заявление, но напиши конкретно, определённо и оставь его. Они не любят общих слов. Хотите вы встать завтра ровно в половине четвертого? Что надо сделать? Я и раньше вам говорил: вложи в своё подсознание мысль, что хочешь встать утром в три тридцать. Скажи эту мысль только один раз, не повторяй её. Если повторять, закон не будет работать. Высказав эту мысль, забудь её и увидишь, что утром ты встанешь ровно в половине четвёртого.

У кого-то из вас материальные затруднения. Проделайте такой же опыт. Скажите, например, себе: «Через год к этому дню я буду иметь в своем распоряжении тысячу левов». Вложи эту мысль в своё подсознание и увидишь, что в будущем году в этот день у тебя будет тысяча левов. Если усомнишься, закон не будет действовать. Этот закон действует только при полной вере с вашей стороны. Скажем, у кого-то из вас слабая память. Если он хочет усилить свою память, он может воспользоваться тем же законом. Каждый вечер, ложась спать, нужно вкладывать в своё подсознание мысль: «Завтра моя память станет сильнее». Если вносить эту положительную мысль в своё подсознание, память будет постепенно усиливаться. У каждого человека, который хочет искоренить свои недостатки, улучшить свою жизнь, должна быть положительная, правильная мысль. Когда ему что-то нужно в жизни, он должен вложить мысль об этом в своё подсознание, и высшие существа придут к нему на помощь.

Итак, правильное понимание и применение законов избавит вас от ряда ненужных страданий в жизни. Допустим, вы человек замкнутый, пессимист по характеру, но хотите построить правильные отношения с людьми. Вложите с верой это желание в своё подсознание, даже отметьте, к какому числу вы хотите, чтобы это произошло, и увидите, что к этому дню вы получите то, чего желали. Эта энергия потечёт в вас так же, как вода течёт через песчаные пласты и по трубам выходит наружу. Всё придёт в своё время. Однако, закон внушения требует особого времени и особого состояния человека. Что это значит? Не во всякое время можно заниматься самовнушением. Например, если вы что-то себе внушаете, когда вы расстроены или раздражены, вы не сможете получить хороших результатов. Каждый, кто хочет вложить в своё подсознание великую мысль, чтобы она реализовалась, должен выбрать для этого самое лучшее состояние своего духа. Чем хуже у человека настроение, чем больше он беспокоится, тем медленней и ненадежней работает закон внушения; чем лучше человек настроен, тем лучше работает закон.

Итак, когда мы говорим о Любви, о Свете, о Мире и о Радости, мы подразумеваем те Божественные условия, при которых способности человека развиваются правильно. Без этих способностей ум не может развиваться и мысль не может прийти. Только так человек может работать и преодолевать все трудности на своем пути. В первую очередь вы должны развивать свои способности, свои таланты. Какой бы маленькой ни была ваша способность, непременно постарайтесь её развить, потому что от неё в определённой степени зависит проявление вашей жизни. Живая природа будет работать над вами именно через эту способность. Этот закон действует одинаково для всех людей. Сильная, хорошая память — это богатство. Но нужно знать, что память зависит от чувств. Чем чувства человека необузданнее, тем и память у него слабее. Когда память начинает слабеть, это показывает, что становятся слабее чувства, такой человек становится рассеянным и ничего не помнит — быстро всё забывает. Память людей слабеет и от большой скорби и страданий, от большого страха и от сильных умственных потрясений. Вот почему, чтобы ученик мог развиваться правильно, жить нормальной жизнью, он должен находиться в гармоничной среде. Каждый из вас может создать гармоничную среду для своего развития. Даже попав в самые неблагоприятные условия, можно создать из них гармоничную для себя среду, но для этого требуются большая устойчивость и постоянство.

У нас есть хороший пример такого постоянства — садовник, который живет внизу у реки, рядом с трамвайной линией. Несколько лет назад, когда он купил этот участок, земля там была, почти как в пустыне. Он носил землю, насыпал её, перекапывал, удобрял и так облагородил весь участок. Сейчас на этом месте прекрасный огород и фруктовый сад. Первоначально земля была такая бедная, что крестьяне из окрестных сёл смеялись над ним, что он занялся такой неблагодарной работой, и говорили ему, что и труд его, и время, и средства уйдут впустую. Но этот человек работал с постоянством и уверенностью, и сегодня он радуется хорошим результатам. Идея была у него! Этот садовник может послужить вам примером того, как при сильном желании человек может реализовать любую свою идею. И вы можете работать так же. Даже человек с обычными способностями за двадцать лет усердной работы над собой сможет облагородить своё сердце и просветить свой ум. Работа требуется от каждого из вас!

Я привёл вам в качестве примера канат, рассказал вам, как его нужно рвать. Канат представляет собой трудности в вашей жизни, которые вы должны разорвать, распустить иглой на ниточки. Каждая трудность в вашей жизни — это обруч, который вас стягивает. Обручи нужны для бочек, но живым деревьям нет нужды в них. Если на живое дерево надеть обручи, оно не сможет расти и погибнет. Эти обручи нужно снять с него! Обручи нужны людям, которые живут несознательной жизнью, но нам, живущим сознательной жизнью, никаких обручей, никаких верёвок не требуется. Мы — живые деревья и должны расти и развиваться в полной свободе. С этой точки зрения, вам нужно изучать Любовь и её проявление в мысли. Я говорю не о проявлении Любви в сердце и в чувствах, я говорю о проявлении Любви в уме, в мыслях.

Вы должны изучать и свет, но не тот, который может помешать вам в пути, а тот свет, который освещает ваш путь и вдохновляет вас. Например, заблудился ты вечером в какой-то местности, плутаешь туда-сюда, не знаешь, где находишься; но как только появится первый луч Солнца, он осветит твой путь, и ты можешь ориентироваться. Вы должны изучать и мир, который вносит внутреннее спокойствие в человека. Когда спокоен человек? Военный спокоен, когда у него на плече винтовка. Оружие для него — полный кошелёк. Он ощупывает его и говорит: «У меня в душе мир». Почему? — Его кошелёк полон. Когда его кошелёк пуст, в военном нет мира. Если у тебя есть любовь, у тебя есть и мир. Если у тебя есть хлеб, ты не будешь голодать. Если у тебя есть вода, ты не будешь жаждать. Любовь несёт жизнь, жизнь несёт свет, а свет несёт мир. Значит, если у нас есть любовь, в нас будет мир; если у нас есть свет, мы будем знать, куда идти. И, наконец, вы должны изучать радость и знать, что достигнете того, к чему стремитесь.

Итак, как ученики смотрите реально на жизнь. Задача всех учеников — иметь не только теоретические познания о жизни, но и практические. Всё, что вы изучаете в Школе, нужно применять. Кроме того, проделывайте и сами какие-то опыты. Пусть новое учение, новая жизнь воплотятся в вас.




[1] Обичь (от болг. обич) — любовь (см. «От издателей», «Обичь и виделина»).

[2] Круглыми скобками в тексте выделена речь учеников. 

[3] Раки́́я — болгарская водка.

Приложения (0)

Comments