Пришел глас СБ 1927 0823 0

На болгарском в библиотеке Библиотека „Триъгълник“

1927 Путь Ученика
  1. Путь ученика
  2. Дух Господа
  3. Братья в единомыслии
  4. Обратится в радость
  5. Любовь к знанию
  6. Пробуждение сознания ученика
  7. Пришел глас
  8. Явно говорил
  9. Священный час

ПРИШЁЛ ГЛАС

 


23 августа 1927 вторник 7 ч.у.


        «Отче! Прославь имя Твоё.
        Тогда пришёл с неба глас:
        и прославил и ещё прославлю»

Евангелие от Иоанна 12:28

 

Человек может осмыслить свою жизнь, только обстоятельно изучая жизнь во всей её широте и глубине, а также в её внутреннем проявлении. В настоящий момент вся бессмысленность жизни, как и все противоречия, которые встречаются в ней, ─ это результат индивидуальной жизни. Следовательно, беспорядок в любом обществе вызван индивидами, которые его образуют. Точно также и беспорядок во всём человечестве вызван всеми существами, которые его составляют. И, наконец, беспорядок вообще во всём мире вызван человеком. Значит, индивид, отдельный человек как мыслящее существо нарушил один из великих законов природы, и от этого произошёл беспорядок в целом мире. Это нарушение обусловлено желаниями человека, его эгоизмом.

Первая заповедь, которую Бог дал человеку, была — не есть плодов с дерева познания добра и зла. Эта заповедь до известной степени ограничила его свободу. Однако человек не захотел пожертвовать своей свободой. Он спросил себя: «Почему Бог, Который мне дал свободу, в то же время меня и ограничил? Почему Он не предоставил мне полной свободы во всех положениях жизни? Почему не позволил мне быть абсолютным господином всего?» Вы должны знать, что, если человек станет полным господином мира, тогда Бог должен себя ограничить. Таков закон. Когда один человек свободен, кто-то другой непременно должен себя ограничить. Все люди не могут одновременно быть свободными. Те, кто не понимают законов разумной жизни, находят противоречие в этом. Только целое свободно. Однако, если мы пожелаем дать свободу частям, целое ограничивается. Временно целое может даже исчезнуть. Каким образом? Представьте себе, что вы делите яблоко на двенадцать равных частей и раздаёте их двенадцати душам. Эти люди берут каждый свою часть и расходятся в двенадцать разных мест. Спрашиваю: куда делось целое? — Целое осталось в зародыше, в семенах яблока. Следовательно, целое нужно посадить в землю, нужно ограничить и провести через ряд страданий, чтобы оно воспроизвело заново свою форму. Что стало с теми двенадцатью частями, которые высвободились из целого? Каждая часть говорит: «Пойду-ка я к тому господину, он меня оставит при себе». Значит, каждая часть яблока выходит замуж за одного из этих разумных существ. Как поступают их возлюбленные с ними? — Съедают их. Каждый из них проглотит свою возлюбленную и скажет: «Какой сладкий кусочек! Будет приятно, если найдётся ещё один такой же». Сколько дней или месяцев он будет вспоминать об этом кусочке? Завтра, когда появятся другие кусочки, которые можно проглотить, он забудет первый. И не только забудет, но и выбросит его из себя.

Я говорю: есть закон, в силу которого каждого слугу, который войдёт в своего господина, господин либо выгонит, либо пошлёт на работу. Так поступает и цыган. Он, когда женится, садится на шею своей жене и говорит ей: «Прошу тебя, возьми-ка ты торбу за спину, пойди по домам, добудь немножко муки и испеки мне свежего хлеба». У цыгана есть своё мелкое ремесло: он делает гвозди ― и ждёт, когда вернётся жена и принесёт муки или ещё чего-нибудь. А цыганка берёт торбочку на спину, в руки палку и идёт из одного дома в другой просить подаяния. Где-то её облают собаки, где-то ей слегка достанется, но она не отчаивается, идёт дальше. Придёт в одно место — на картах погадает; придёт в другое — на кофейной гуще погадает; придёт в третье — на бобах погадает, лишь бы набрать немного муки для своего цыгана. Но мало того, когда она вернётся домой, если слегка запоздает, цыган ещё и побьёт её.

Я беру слово «цыган» не как внешнюю форму, какую он собой представляет в жизни, но как символ особого взгляда на жизнь. Говорят о ком-то: «Этого человека надо побить, потому что он не выполнил свою работу вовремя». Вы спрашиваете: «Зачем его бить?» Ну а гвозди для чего вбивают? — Чтобы они что-то держали. Если не забить гвоздь как следует, он не будет держать. Вы говорите: «Или гвоздь слабый или плохо забит». Если гвоздь слабый, какая же у вас была философия, когда вы брали молоток, чтобы его забить? Если он слабый и ты его забиваешь, ты уже сделал ошибку. Ты должен признать, что ошибся и сказать гвоздю: «Прошу тебя, будь так добр, вылези отсюда, это место не для тебя». Вы говорите, что это гвоздь виноват, что не держит. Гвоздь виноват, а вы правы. Если вы так думаете, то и ваш ум не держит. Тогда ты берёшь другой гвоздь, побольше, длиной сантиметров двенадцать, забиваешь его молотком, но и он не держит — согнулся. Стоишь ты и удивляешься, почему и этот гвоздь согнулся. Говоришь: «И этот слабый». Есть мастера, которые испортят много гвоздей, прежде чем, наконец, забьют один.

Точно так же, когда вы не можете разрешить какое-либо затруднение в жизни, вы останавливаетесь в недоумении, почему так случилось. Я говорю: все затруднения в жизни можно разрешить, как только человек ответит на вопрос, что такое индивидуальная жизнь. Быть индивидуалистом, значит быть крайним материалистом в духовной жизни. Ты можешь видеть этот крайний материализм повсюду. Вокруг только и слышно слово "я", "я". «Знаешь, что яя сделал?» Что ты сделал? — «Я и то сделал, и это сделал». Спрашиваю: когда земля создавалась, ты — "я" — был там? Раз уж ты — "я" — всё в этом мире, кто тогда отделил тьму от виделины? — «Не знаю». В этом отношении "я" ограничено, а вовсе не так безгранично и всемогуще, как оно о себе думает. Отсюда проистекают все противоречия в жизни. Чем больше человек обижается, тем он мелочнее, тем он больший материалист. Знают люди эту свою черту или нет, это неважно, но ты сам должен о ней знать и работать над улучшением своего характера. Есть лекарство от мелочности, есть лекарство и от обидчивости. Если ты не знаешь своего характера и не можешь его изменить, что же ты за человек тогда? Пойдите к кому-нибудь, кто ухаживает за плодовыми деревьями, и спросите его, как он увеличивает их плодоносность. Он вам скажет, что удобряет их, прививает им лучшие сорта, иногда, чтобы было больше плодов, а иногда, чтобы они были вкуснее и благороднее. могу сделать? Знаешь, что

Что скрыто в "я"? — Божественная идея, которая показывает, что человек должен иметь Божественное достоинство. Когда он ищет славы, этим он хочет сказать: «Я царского происхождения, дед мой был царём, отец мой был князем». Если вы так рассуждаете, вы оказываетесь в положении тех гусей, которые гордились своими прадедами, что они Рим спасли. Один крестьянин вёз гусей на продажу из села в город. По дороге гуси говорили между собой: «Разве этот крестьянин не знает, что мы благородного происхождения, разве не знает, что наши деды и прадеды спасли Рим, почему он так грубо обращается с нами?» Хорошо, ваши деды и прадеды спасли Рим, ну а вы что сделали?

Так и вы говорите, что Господь благ, что Он создал мир и прочее. Хорошо, это так, но то, что Бог создал, всё это для Него, для Его славы. Ну а вы что сделали? Бог послал вас в мир, дал вам ум, сердце, душу и дух, но что вы сделали вашим умом, вашим сердцем, вашей душой и вашим духом для себя, для своего ближнего и для Господа? Вы, современные люди, отрицаете душу и дух, но, по крайней мере, признаёте ум и сердце. Спрошу вас тогда: что вы сделали своим умом и своим сердцем? — Когда Господь сотворил мир, Он проявил себя, но после этого Он отдал человеку всё, что создал. Когда Бог создал небо и землю, как и все светила на небе, Он поместил человека в Рай и сказал ему: «Я создал всё это для тебя». Это показывает, что Он подумал о человеке. Точно так же Он подумал и об ангелах, сказав им: «Вы станете учителями, воспитателями детей, которых Я оставил жить на земле». Это круг жизни, который соединён с проявлением Бога.

      Итак, я говорю: вы, живущие на земле, хотите проявить себя. Вы правы в этом отношении. Ваше желание проявить себя — это Божественный принцип, творческий акт, но я спрашиваю: кому вы отдадите то, что произведёте? То, что Бог создал, Он отдал людям и поставил ангелов их воспитателями. Значит, Он создал работу и для тех, и для других. Ну а вы, твердящие на каждом шагу «я», «я», кому вы отдадите ваши произведения? Именно поэтому мы приходим к закону жертвы, который гласит: «Ни один человек, который удерживает для себя то, что произвёл, не может найти смысла жизни». То, что ты произвёл, оно не для тебя, ты должен отдать это кому-нибудь. Я вам разъясню закон жертвы, дам вам его правильный образ. Вы говорите: «Как так, неужели мы должны раздать людям и деньги, которые заработали своим трудом?» Это только частный пример, который ещё не объясняет идею. Я говорю: когда вы подводите воду к крану, у вас есть какая-то идея, не так ли? Какая у вас идея? — Чтобы из этого крана текла вода, которой пользовались бы и вы, и все окружающие. Но если у этого крана появится желание оставить всю воду только для себя, чтобы никто другой не мог пользоваться ею, что произойдёт? — Будет наводнение, вся окружающая местность будет залита водой и станет невидимой. Чтобы эта местность осталась видимой для всех, кран должен проникнуться желанием, чтобы все люди вокруг брали воду из него. То, что вытекает из крана, то, что он творит, — это создаёт Славу Божью. Окружающие придут к нему ради его воды.

      В этом смысле, когда Писание говорит о добром человеке, мы понимаем, что речь идёт о жизни, которая течёт в человеке. Проявить добро означает раздать эту жизнь, которая течёт, изливается из тебя, как Бог раздал людям всё, что сотворил. Он создал миры, населил их живыми существами и после этого раздал эти миры. Более того, Он и по сей день продолжает заботиться о них. Мы каждый день молимся: «Господи пошли нам то, это...». И мы видим, что тысячи лет, которые мы живём, Он не перестаёт нам посылать свои блага. Задавали вы себе вопрос, чем Бог нам так обязан, что Он так заботлив и милостив к нам? Я приводил ряд примеров на эту тему, но все они поверхностны, не затрагивают сути, не могут как следует пояснить идею.

Сейчас приведу вам один пример, и мы рассмотрим его более глубокий смысл. Скажем, в дом к одной богатой, известной семье знатного происхождения нанимается слугой бедный юноша, совсем оборванный и босой. Юноша трудолюбив, честен и работает очень усердно. Хозяин, глядя на его работу, говорит: «Этот парень мне нравится, он хорошо работает». Берётся хозяин его приодеть, принарядить. Покупает ему новую одежду, новую обувь — одевает его с головы до ног. Глядишь на этого слугу, он уже не такой, как в первое время. Хорошо одет, распрямился, ходит красивой походкой, строен, чувствует себя уверенно. У хозяина есть сыновья, дочери, и слуга прислуживает всем. Они ему говорят: «Эй, Стоян, сделай то!» Только закончит одно дело, как с другой стороны его зовут: «Эй, Стоян, сделай это!» И он спешит услужить всем, со всеми внимателен, вежлив, бегает из комнаты в комнату, торопится, будто у него десять ног. Кто бы ему ни приказал, исполняет волю каждого, и все находят, что Стоян — отличный слуга. Почему? — Он предвидит нужды  и господина, и госпожи, и молодых господ, поэтому все его любят. Более того, всё, что заработает на стороне, он приносит своим господам — только о них и думает. И хозяин его любит, и хозяйка его любит, и маленькие господа его любят, и молодая госпожа его любит, но она его любит по-особому. Она переходит границы той любви, которую дозволяют законы и обычаи этого благородного семейства. Законы семьи дозволяют девушке связать свою жизнь только с таким человеком, в чьих жилах течёт столь же благородная кровь. Не дозволено, значит, девушке такого происхождения связывать себя с простым человеком.

В чём же причина, что девушка полюбила простого человека, да при том ещё и слугу? Если причина кроется в том, что у этого юноши красивые чёрные глаза, чёрные усики, красивые брови, красивый нос, то можно найти ещё много юношей с такими же красивыми глазами, бровями, усиками. Но полюбит ли девушка кого-нибудь из этих юношей, как она полюбила Стояна? — Нет, не полюбит. Причина кроется в другом, не в чёрных глазах и не в красивых бровях, и не в чёрных усиках. Всё это только внешнее отражение, которое отвлекает от Истины, надевает на Неё маску. Молодая госпожа говорит: «Если Стоян не останется в нашем доме служить мне всю жизнь, я не смогу жить». Она хочет, чтобы Стоян служил ей всю её жизнь, хочет всегда слышать его голос.

В этом примере вы можете взять чисто физическую сторону, но ошибётесь. Я вам поясню идею, которая скрыта здесь, другими примерами, потому что это сложная идея, её нужно анализировать, нужно рассматривать последовательно в её развитии. Если её рассматривать иначе, она будет воспринята неправильно, как неправильно её воспринимают и в жизни. При объяснении этой идеи важны три положения.

Первое положение: вы берёте бутылку, полную лимонада, открываете её, выпиваете лимонад, а бутылку бросаете в сторону.

Второе положение: дают вам хорошее яблоко весом примерно в полкилограмма. Вы берёте его, идёте к чистому, красивому источнику, моете яблоко, садитесь куда-нибудь в приятное место и съедаете его с намереньем посадить его семена. Прячете семена, но забываете их посадить.

        Третье положение: дают вам хорошую книгу. Вы кладёте её в сумку, идёте к красивому источнику, садитесь возле него в прохладном месте, достаёте книгу из сумки и начинаете читать. Дочитаете до какого-то места, улыбнётесь, читаете дальше, опять довольно улыбаетесь, наконец закрываете книгу, кладёте её в сумку и идёте домой. Куда бы вы ни пошли, книга всегда с вами. Вы открываете её на короткое время, читаете что-то из неё, улыбаетесь, радуетесь и снова закрываете. Каждый, кто посмотрит на вас, спросит: «Что этот человек делает с книгой? Он её открывает ненадолго, читает что-то, улыбается, опять закрывает и кладёт в сумку. Что такого в этой книге?» Юноша представляет собой священную книгу для девушки, и она говорит: «Мой Учитель мне сказал, что без этой книги я не могу ходить в школу, что без неё я не могу учиться». Да, это так. И в школе говорят: «Ни один ученик не может поступить в школу, если у него нет этой священной книги!» Это означает: ни один ученик не может пойти в школу без своего Учителя! И в Писании сказано: «Ни муж не может пойти к Отцу без жены, ни жена не может пойти к Отцу без мужа».

        Следовательно, священная книга — это Любовь. Она необходима и твоему уму, и твоему сердцу, и твоей душе, и твоему духу. Без этой книги ты останешься простым, необразованным человеком. Говорит кто-то: «Жалею, что полюбил». Что ты полюбил? Твоя любовь — лимонад в бутылке. Ты выпил лимонад, а бутылку отбросил в сторону. Это первая фаза любви, которую называют светской любовью. Вторую, более благородную любовь показывает нам яблоко, которое съедают с желанием посадить его семена, но забывают, оставляют их непосажеными. Третью, истинную любовь показывает книга в кармане ученика. Открыв книгу, ученик пишет, решает задачи, выходит в вечернее время наблюдать звёзды, а утром — наблюдать восход солнца, исследует минералы, растения, животных, людей, изучает искусства, учится играть на скрипке и многое другое. Когда открывает книгу, он учится, работает; когда закрывает её, он начинает размышлять. Каждый, кто увидит, что делает этот ученик, скажет себе: «Что-то есть в этой книге».
То же самое мы встречаем и в жизни. Повсюду мы видим проявления Любви. Это верно не только для человека, это верно и для растений, и для животных, и для самых маленьких мушек и микробов. Во всех существах можно заметить такие же проявления любви, как и в человеке. Разница только в степени любви, какой ступени развития она достигла. Если вы понаблюдаете микроб под микроскопом, вы увидите у него такие же проявления любви, что и у человека. Любовь побуждает человека жить, действовать. Встречаете вы девушку, немного ленивую, мечтательную, ходит она задумчиво взад-вперёд, работать ей не хочется, матери по дому не помогает. Но как только она найдёт своего Стояна, она сразу же начинает работать, шить, помогать матери, становится мягче в своих отношениях ко всем. В чём причина такой перемены в ней? — Она нашла священную книгу, Стояна, взяла её, открыла, начала её читать и стала немного мягче, благороднее. Все говорят: «Лучше стала наша Драганка». Кто сделал её благороднее? — Книга Стоян.
Христос говорит о второй фазе Любви в следующем стихе: «Я — живой хлеб, кто ест Меня, обретёт жизнь вечную». Да, но в этом хлебе есть семена, которые нужно посеять. После того, как люди столько лет подряд ели этот хлеб, где его семена? Вы знаете, что ученики оккультной школы держат ответ за семена всех съеденных яблок? Семена съеденных яблок нужно посадить! И более того, ученики держат ответ, если не пересчитают, сколько семян было в яблоке, которое они съели, если их не посадят, если не знают в какую почву их сажать, и, наконец, если не знают, как за ними ухаживать. Ученик должен всё это знать! Если он этого не знает, он потеряет своё место ученика. Сегодняшние люди, которые думают, что у них есть устоявшаяся жизненная мораль, положительная философия, видя, как человек читает эту священную книгу, говорят: «Молодо-зелено. Знаем мы эту глупую молодёжь». Значит, кто читает книгу жизни, тот молод и глуп, а кто её не читает, тот умудрён жизнью.

        В Писании сказано: «Сын мой, отдай сердце твоё мне!» Что означает слово «отдай»? Это означает, что надо раскрыть своё сердце. Современные люди боятся слова «отдай». Оно подразумевает закон раскрытия, восприятия. Ты раскроешься, примешь что-то в себя и затем отдашь. Сначала поле раскрывается, принимает в себя семена, потом закрывается и через какое-то время даёт урожай. Дерево сначала сажают в землю, где оно начинает расти, воспринимать, а после даёт плод. Следовательно, когда Господь говорит: «Дай», — мы понимаем, что Он вложил что-то хорошее в нас, и мы должны отдать то, что выйдет из этого, дать что-то из священной книги жизни. Слово, которое написано в этой книге, не имеет конца.
Когда я вам говорю о живом Слове и о живых отношениях, я имею в виду, что между вами должна восстановиться обичь, любовь, что вы должны видеть друг в друге живые Божественные книги, в которых Бог записал великую мудрость Бытия. И когда вы встречаете кого-нибудь из ваших друзей, вы можете прочесть, по крайней мере, одну страницу его священной книги. Если вы воспринимаете друг друга иначе, вы, встретившись, будете говорить о других: «Этот учён, тот неуч, этот богат, тот беден». Это значит говорить только о переплёте книги, но не о её содержании. Когда мы говорим, что такой-то человек учён, мы понимаем, что у его книги кожаный переплёт с золотым тиснением. Когда же мы говорим, что такой-то человек не учён, мы понимаем, что у его книги простой переплёт без золотого тиснения. Я говорю: обе книги одинаково благородны, но не одинаково одеты.

        Христос говорит: «Отче, прославь имя Твоё!» Тогда пришёл с неба глас: «И прославил, и ещё прославлю».

Итак, если вы не понимаете индивидуальной жизни, если у вас нет внутреннего стремления к восприятию новых идей, вы такими же и останетесь. Если у Драганки не будет Стояна, жизнь у неё так и пройдёт. Она будет расти и расти, пока, наконец, не засохнет и всё будет кончено с ней. Вот поэтому, когда придёт знание, оно даст смысл жизни. Исходя из этого, уже в древности изучали ряд таких наук, как астрология, хиромантия, кабалистика и другие. Астрологию считают наукой о формах этой священной книги жизни. Что выражает планета Венера? В Венере скрыты все способы и методы, с помощью которых Любовь может проявить себя во всех мирах. В ней скрыты способы проявления Любви к индивиду, вообще к ближним и, наконец, к Богу. Если у человека есть эта любовь, у него будет любовь и к своим ближним, и к самому себе. Самым низким проявлением венерианского типа будет тот, у кого любовь только к самому себе. Такие люди — крайние индивидуалисты, как и все хищные животные. Волк, например, крайний индивидуалист. Он обычно живёт один. Где вы увидите, чтобы волк ходил в стае с другими волками? Они обычно не ходят стаями, но зимой, в очень трудных условиях, в голодное время, пятьдесят-шестьдесят волков собираются в стаю и вместе идут на поиски пищи.

        Спрошу вас: с эволюционной точки зрения, чем отличается волк от овцы? У овцы больше интеллигентности и больше благородства в характере, чем у волка. У всех хищных животных сильно развит центр разрушения. Голова у волка шире, у овцы уже, а это показывает, что овца не так энергична, как волк, но умнее его. В овце скрыта магическая сила, с помощью которой она защищается от своих неприятелей. Волк никогда не сможет съесть овцу. Причина, по которой волки едят овец, кроется в самих пастухах. Если пастух — добрый, честный человек, не лжёт, не крадёт, живёт чистой жизнью, волки не едят его овец. Если же пастух плохой человек, крадёт, лжёт, убивает, ведёт нечистую жизнь, волки крадут его овец и едят их. Когда волк приблизится к какой-нибудь овце, она поглядит на него, топнет на него ногой, и он поворачивает назад. Она ему говорит: «Ты понимаешь Божий закон? Немедленно прочь!» Плохой пастух — это Иуда Искариот, который сам предаёт своих овец волку. Это факт. Овца по природе очень смелая. Когда подойдёт к ней собака, она и на неё поглядит, топнет на неё ногой и внушит ей, чтобы та ушла. Говорят, что овца очень труслива и мягкотела. Это неверно. Она мягкотела и труслива, только когда её предают. А так она смелая, может топнуть ногой не только на волка и на собаку, но и на льва, и на тигра и заставит их повернуть назад. Почему у неё это получается? В этот момент вибрации её воли сильнее вибраций воли хищных животных и таким образом она воздействует на них. Волк тащит только тех овец, которые замечтались о чём-то и щиплют себе травку. Они материалистки. Такая овца не успевает топнуть на волка ногой, и он подходит к ней, хватает её за горло и говорит: «Ты не служишь Господу». Эта овца не успевает защитить себя.

        Я говорю: все овцы, которые не служат Господу — материалистки, а все духовные овцы издалека видят волка и готовы топнуть на него ногой. Такие овцы предчувствуют приближение волка. Если среди вас есть пастух, он увидит, что эти овцы на ногах уже за несколько часов до прихода волка — они ждут его, готовы топнуть на него ногой. Овца-материалистка стоит себе спокойно, жуёт травку, не подозревая об опасности, а духовная овца охраняет стадо. Я вам привёл этот пример, чтобы вы знали, что нужно делать с трудностями в жизни, что нужно делать с дьяволом. Если к тебе придёт дьявол, сначала огляди его и затем топни на него ногой. Говорят, что дьявол огромен, силён. Нет, не бойся его, топни на него ногой. Если ты решишь, что прежде нужно закончить свою работу, а затем уже расправиться с ним, он схватит тебя за горло и начнёт душить. И что ты будешь после этого делать? Пастух пошлёт собак прогнать его. И даже если тебя спасут из пасти волка, следы зубов всё равно останутся у тебя на шее и ты всем будешь рассказывать: «Вы знаете, волк хватал меня за горло». Почему? — Потому что ты щипал траву, когда волк пришёл. Бодрствующими надо быть! Когда идёт дьявол, не улаживайте своих дел в банках, но молитесь Богу. Молитва — это оружие Бога, им Он прогонит дьявола. Ты молись Богу, подними ногу, будь наготове и жди, когда придёт дьявол, чтобы топнуть на него ногой. Когда ты так наготове, ты вооружен современной манлихеровской[*] винтовкой. Направь эту винтовку на врага и стреляй, как овца топает своей ногой.

        Я сейчас вижу, что многие ученики, как старшие, так и младшие, спрашивают: «Откуда взял Учитель эти гимнастические упражнения? Откуда он взял эти задачи с умыванием водой и подобные им? Они нам не нужны, пусть нам даст что-нибудь другое». Чудные вы! Посмотрите, что делают современные солдаты! Они берут винтовку на плечо, ложатся на землю — стреляют, встают с земли — опять стреляют, упражняются люди. Зачем? — Чтобы быть готовыми к приходу волка. Посмотрите, вот писарь взял перо и пишет, пишет — упражняется человек. Зачем? — Чтобы быть готовым к приходу волка. Приходит волк к нему, требует, чтобы он подписал долговое обязательство. После этого хватает его дочь и, как разбойник, тащит её в лес. Бросается этот человек в погоню за разбойником. Выпускает в него свои пули «дум-дум»**, двадцать, тридцать тысяч английских золотых. Человек работал столько лет именно ради этих снарядов. Он кладёт эти снаряды в сумку, делает из них бомбу и говорит: «Бросьте эту бомбу в неприятеля, чтобы взорвалась. Неприятель испугается, убежит, а вы возьмите мою дочь и приведите её ко мне». Спрашивают: «Для чего вы учились писать?» Твой друг в отчаянии, хочет покончить с собой. Ты берёшь двадцать тысяч своих «дум-дум», кладёшь на плечо свою манлихеровскую винтовку, идёшь к своему другу, выкладываешь эти «дум-дум» перед ним, даёшь свою винтовку и говоришь ему: «Держи, друг, и не бойся!» Он поглядит, улыбнётся и поблагодарит тебя. Вот что делают пули «дум-дум». Это сказано современным языком, но и де-факто[†] это так. Главное, что от вас требуется, — иметь внутренний настрой духа. Бог хочет от всех нас, чтобы мы выражали великую Божью Любовь и исполняли Божью волю.

        Несколько лет тому назад я дал ученикам одно упражнение, чтобы каждый в одиночку пошёл ночью после полуночи на Витошу. В первый момент они сочли, что это упражнение невозможно выполнить, и сказали: «Братья и сестры постарше ещё могут это сделать, но для молодых сестёр это упражнение невозможно». Я им сказал: «Пусть каждый выйдет из дома сконцентрированным, сосредоточенным в мыслях, ни с кем ни о чём не говорит и ни с кем не здоровается». Все ученики выполнили это упражнение успешно за исключением двоих — одной сестры и одного брата. Эта сестра, дойдя до села Драгалевцы, остановилась перед корчмой спросить, как идти на Витошу. Корчмарь пошёл за ней и немного её напугал. Это был волк, который вышёл против неё. Она не должна была останавливаться, не должна была ни с кем говорить, сама должна была найти дорогу. Брат же, когда шёл, задумался над каким-то философским вопросом и не заметил, как собака набросилась на него и укусила. Я говорю: когда идёте на Витошу, не увлекайтесь посторонними вопросами, не размышляйте на научные темы и не думайте о себе. Если вам придёт в голову решать вопрос, что люди о вас думают, что они скажут о вас, это всё второстепенные вопросы. Если будете много думать о них, какая-нибудь собака вас укусит. Вопросы денег, силы, магии, различных наук — астрологии, алхимии и других — всё это такие же второстепенные вопросы. Для вас важно заниматься великим вопросом, как построить правильные отношения с Богом. Как индивиды вы являетесь представителями материального и общественного мира. Кроме своих отношений с Богом, вы должны решить и вопрос, каковы должны быть ваши отношения с самой реальностью. Это необходимо, потому что благо индивида зависит от состояния целого. Физическое, умственное и духовное развитие каждого индивида в мире полностью обусловлено семьёй или обществом, в котором он находится. Если данный народ честен, справедлив, великодушен, благороден, то каждый его индивид должен нести в себе эти качества. Та же идея верна и в отношении Бога. Если мы живём для Бога и Его любим, мы должны вобрать в себя те качества, которыми обладает Бог. Вы спрашиваете: «Неужто мы такие глупые, что должны молиться Богу?» Не в том вопрос, молиться Богу или нет, но вы должны связаться с Ним и приобрести те Его качества, которые необходимы для вашего развития.

        Допустим сейчас, что кто-то из вас имеет сильное желание стать поэтом в высочайшем смысле слова. Ваше желание уместно. Быть поэтом — это самое высокое положение, которое человек может занять в мире. Это значит жить в высшем мире. Однако не каждый человек может стать поэтом. У поэта должны быть особые складки в верхней части мозга. Там находится центр поэзии. Не каждый человек может быть и музыкантом. У музыканта есть особые складки по обеим сторонам над бровями. Френологи называют эти места на голове и на лбу центрами, я их называю особыми складками. Если у тебя есть такие складки, ты можешь проявить себя как поэт или как музыкант. Если у тебя их нет, ты не можешь проявить себя ни в роли поэта, ни в роли музыканта. У духовного или религиозного человека есть особые складки в верхней части головы. От этих складок выходят нити, которые тянутся через мозг во всех направлениях. Духовная жизнь черпает соки из материальной, поэтому материальную жизнь не нужно отбрасывать. Истинная жизнь — духовная. Вот почему, чтобы стать поэтом, прежде всего нужно быть духовным человеком. Если ты не духовный человек, ты не можешь стать поэтом. Духовная жизнь создаёт поэта. Поэзия — это умственная сторона духовной жизни. Она создаёт формы этой жизни. Только умственная жизнь даёт простор, широту поэту. В этом отношении поэт — это художник в духовном мире. Он рисует разные формы в красках. Он прочерчивает пути, по которым будет идти человек. Поэт может пройти мимо обычного цветка и вложить в него такую жизнь, такое содержание, о котором никто и не подозревал.

        Приведу вам пример, чтобы вы увидели, как поэт одухотворяет всё, даже и самые маленькие цветочки. Проходит множество людей мимо подснежника, и ни один не видит в нём ничего особенного. Проходит мимо этого подснежника поэт, останавливается перед ним, смотрит на него и складывает о нём песню. Он многое вкладывает в этот подснежник, знает, как его воспеть. Спрашивают себя люди: «Откуда столько всего нашёл этот поэт в маленьком белом подснежнике? Просто чудеса написал о нём». Поэт знает этот белый подснежник. Когда-то он был красавицей Драганкой, которая влюбилась в поэта, в красивого Стояна, но не смогла выйти за него замуж и в отчаянии покончила с собой. Господь сегодня посылает её в виде маленького белого подснежника, а Стояна посылает в виде поэта, чтобы он нашёл Драганку, описал её жизнь и воспел её. Он говорит: «Когда-то я не мог жениться на тебе, и ты покончила с собой от отчаяния. Я узнал твою верную любовь и пришёл тебя воспеть». Все спрашивают себя: «Почему поэт воспевает маленький белый подснежник?» — Он воспевает свою Драганку. «Есть ли смысл поэту воспевать маленький подснежник?» — Разумеется, есть смысл. Подснежник молчит, ничего не говорит о себе, но поэту известна вся история этого подснежника. Спрашивают его: «Откуда ты знаешь эту историю?» — «Вдохновение ко мне пришло». Да, вдохновение обязательно придёт откуда-нибудь. Когда говорят, что на кого-то сошло Божественное вдохновение, я понимаю, что речь идёт о тех разумных связях, которые существуют от начала нашей жизни. Что тебя вдохновило? — Разумные Божественные связи. Будут ли эти связи положительными или отрицательными, это зависит от вас: если вы разумны, вы извлечёте из них полезное, хорошее; если неразумны, извлечёте из них плохое.

        Писание говорит: «Любящим Бога всё содействует ко благу». В этом смысле, любую науку, которую вы изучаете, нужно как-то применять и к самим себе. И тогда, если бы вы были учеными в полном смысле этого слова, вы бы предвидели, что будет. Как? — Вы бы воспользовались хиромантией. Вы посмотрели бы на свою руку и увидели, что в таком-то возрасте вам определено пережить тяжёлый кризис. Вы бы увидели, что на линии жизни у вас есть чёрная точка, которая предвещает этот кризис. И если бы вы разбирались в этом, вы приняли бы меры предосторожности, чтобы избежать кризиса. Но поскольку вы в этом не разбираетесь, вы зовёте гадалку погадать на картах или бабку Стоянку бросить бобы[‡], или бабку Драганку, которая читает по растопленному воску, и просите их сказать вам что-нибудь о вашем будущем. Такие способы предсказывать — остатки великой науки прошлого, но сейчас человечество находится в другой фазе своего развития.

        Сегодня человек должен изучать свою руку, должен интересоваться ею, потому что там написано всё. Незачем пугаться написанного, но надо его читать. Это и есть чтение! Оккультный ученик каждый день должен смотреть на себя в зеркало, не для того, чтобы увидеть насколько он красив, но чтобы изучать себя. Красота оккультного ученика заключается в том, что на его лице написаны черты честности, справедливости, доброты, дружелюбия, верности, дружбы и другие подобные им. Если он видит в себе эти красивые черты, у него возникает желание работать. Например, кто-то тебе говорит, что ты несправедлив. Не расстраивайся, но посмотри, есть ли эта черта на твоём лице. Она написана там, её не сотрёшь. И если ваше прошлое сейчас пришло и замарало ваше лицо, разве вы не должны поступить, как антиквар, в руки которого попала старинная монета? Что он делает? — Берёт кислоту, капает на монету, но не так, чтобы её растворить, а только чтобы очистить поверхность и узнать истинное достоинство этой монеты. Так и вы должны открыть своё лицо, чтобы узнать его истинное достоинство. Пора уже отбросить те наслоения, которые прошлое написало на вашем лице, и оставить только то, что Бог написал. Посмотрит человек на такое лицо и скажет: «Нравится мне это лицо, мне каждый день приятно на него смотреть». Что нравится в этом лице? — На нём написана черта справедливости. На другом лице написана черта честности, на третьем лице — черта доброты, на четвёртом — великодушия. Смотрю я на лица этих людей, от них исходит что-то хорошее, что меня воодушевляет и пробуждает во мне такие же качества. На лицах у некоторых людей написаны черты учтивости, готовности помогать, живости, смышлёного ума и другие подобные им черты. В каждого человека вложены определённые добродетели, которые, если мы умеем читать, представляют собой великое благо и для нас.

        И я говорю: все вы должны использовать свободное время для изучения своего лица, чтобы вы видели то великое, что написал на нём Бог, и не говорили бы, что в ваших лицах нет ничего особенного. Найдите какого-нибудь учителя, чтобы он познакомил вас хотя бы с основными чертами лица. В первую очередь научитесь отличать, какой лоб красив, какой нос, какие глаза, уши и брови красивы. Какие, например, глаза красивы? Красивые глаза — ясные, с глубоким взглядом. Луч света, который исходит из них, не горизонтален, он идёт слегка вверх, образуя небольшой угол. Человек с такими глазами уравновешен. По глазам человека можно судить о его глубине и содержании. Они — его небо. По тому, какое это небо — ясное или облачное — мы видим, что скрыто в самом человеке.

        Христос говорит: «Отче, прославь имя Твоё!» Как прославится Бог в нас? — Если все мы будем отражением той великой Мудрости, которую Бог ещё от начала вложил в нас. Когда Бог создал наш глаз, в нём Он выразил великую идею. Внешний глаз соответствует внутреннему органу. В мозгу человека есть множество складок, за которыми стоят определённые чувства, силы и способности. Ученик должен понимать силы, которые скрыты в нём. Он должен изучать и понимать перемены, которые происходят в нём. Например, почему иной раз человек говорит мягко, приятно, а иной раз резко? Заметьте, глухие люди обычно говорят громко и резко. Каждый человек, который говорит громко и резко, глух. Человек, пока молод, говорит мягко, нежно, но когда состарится, начинает говорить резко. О таком человеке я говорю: ваш Драган слегка оглох. Люди, у которых слух сильно развит, обычно говорят тихо, мягко. Вы должны изучать всё это, чтобы развиваться, чтобы дать своим душам возможность проявиться, чтобы быть отзывчивыми и чувствовать страдания людей. Тогда, увидев человека, вы будете знать, в чём он нуждается, будете знать, какая у него жизнь. Вы говорите: «Опасно много знать друг о друге». Значит, знать человека опасно, а не знать его — безопасно. Нет, верно обратное: не знать человека опасно, а знать его — безопасно.

        Задам вам следующий вопрос: чем отличается Христос от других людей? — Он пожертвовал своей жизнью, чтобы прославить Бога в себе. Христос говорит: «Я для того пришёл в мир». И сегодня Он учит своих учеников на земле тому же закону. Сейчас вы готовы пойти к Христу с пустыми руками, как последние бедняки, оставив своё имущество другим людям. Спрашиваю вас: как должна приходить овца к своему хозяину? Сбросить с себя шерсть, сцедить своё молоко и после этого явиться к своему хозяину или она должна принести их ему? Овца должна прийти к хозяину со своей шерстью и со своим молоком и сказать ему: «Теперь ты можешь выдоить моё молоко и состричь мою шерсть». Это и означает — прийти, это приношение, это жертва, которую овца должна принести своему хозяину. Если она придёт к нему выдоенная и с остриженной шерстью, знаете, какое толкование можно дать этому? Это означает веру современных людей, исходя из которой они говорят: «В молодости человек не может служить Богу. Он сперва должен немного пожить в своё удовольствие, а когда состарится, может послужить Богу». Это означает, что сначала дьявол выдоит его молоко и сострижёт его шерсть, а после этого он пойдёт к Богу. Почему? Потому что дьявол уже выбросил его вон. Да, но тогда и Господь выгонит его вон. Вы говорите: «В старости служат Господу». Удивительная философия, удивительная религия! Такова философия, такова религия мира. В молодые годы служат Господу! Бог не есть Бог грешников, но Бог Его разумных, возлюбленных детей, имена которых записаны у Него на правой руке. И поскольку Бог любит этих своих детей, ради них Он милует и грешников. Если Бог снисходителен к грешникам, то это ради тех, кого Он любит.

        С этой точки зрения, все современные науки должны претерпеть коренное преобразование. Все науки должны иметь разумное применение в жизни, иначе их развитие обречено на смерть. Возьмите, например, френологию. Она потерпела поражение в Америке. Это поражение случилось по той единственной причине, что её не применяли разумно в жизни. Френологию использовали для гадания, для заработка. Идёшь к френологу, хочешь от него что-нибудь услышать. Ты ему платишь предварительно какую-то сумму, и он кладёт руки тебе на голову, начинает её измерять. Как только деньги поставили на первое место, френология остановилась в своём развитии и дальше не смогла пойти. Тем самым была опорочена сама основа этой науки. И не только френология, но и все современные науки дошли до какого-то места в своём развитии и там остановились. Сегодня люди ожидают всего от Бога и говорят: «Бог нас научит». Если вы так думаете и верите, что Бог вас всему научит, я говорю: в мире существует Божественная наука, которая описывает жизнь души, поэтому займитесь её изучением. Вы должны понимать жизнь своей души. Например, изучали вы глаз? Знаете ли вы, какой глаз красив? Знаете ли вы, какие брови красивы? В наблюдениях и исследованиях, которые я проводил столько лет, я очень редко встречал людей с красивыми глазами, ушами, носами, лбами и лицами. Красивы такие лица, в которых скрыта определённая идея: в них есть глубина. Красивые люди — образцы в мире. Они — живые эталоны. Эти люди сами молчат, но другие вдохновляются ими. Они вдохновляют поэтов и писателей. Красивые матери и отцы молчат, но своим молчанием они вдохновляют своих дочерей и сыновей. За их молчанием слышны слова: «Возьмите богатство, которое мы накопили, и выразите его вовне».

        Сейчас людям проповедуют, что надо обратиться к Богу. Если вас пошлют проповедовать простым людям, с чего вы начнёте свою проповедь? Как вы думаете, будет она иметь успех? Одного английского проповедника послали миссионером на остров Цейлон, и после того, как он целых двадцать лет распространял там христианство английскими и американскими методами, ему не удалось обратить к Богу ни одного из местных жителей. Его очень огорчала такая бесплодная работа, и от огорчения он выкинул все свои дипломы, даже докторский, которые он получил по окончании своего богословского образования. И однажды, сильно опечаленный, он обратился к Богу с мольбой показать ему причины неудачи в его работе. После этого он собрал тех, кому читал проповеди все эти двадцать лет, и сказал им: «Столько лет я вам проповедовал, но не сказал вам, в чём кроется суть Христова учения. Христос говорит: "Если у тебя две одежды, отдай верхнюю одежду ближнему своему". Это подразумевает, что если у тебя есть деньги, имущество, раздели их с нуждающимися». Рассказал он им, как нужно помогать бедным. И что произошло после? Не проходит много времени, как его последователи начинают один за другим приходить к нему домой и рассказывать, что теперь они довольны им, что им нравятся его проповеди. Однако за короткое время эти посетители вынесли всё из его дома, и он остался только в одном пальто и нижнем белье. Они его обобрали и после этого перестали ходить к нему домой. Проповедник вновь обращается к Богу и спрашивает Его: «Господи, есть ли ещё что-нибудь, чего я не исполнил?» Он был готов исполнить всё, что Бог от него потребует. Из этого примера видно, как надо служить Богу. Не прошло и недели, как к его последователям пришло раскаяние, и они сказали себе: «Этот человек жил среди нас двадцать лет. Мы не дали ему ничего, не сделали ему ничего хорошего да ещё и обобрали его. Давайте, вернём ему всё, что у него взяли». И начали они один за другим возвращать унесённые вещи.

        Здесь главный вопрос не в том, вернут или не вернут награбленное, а в том, что у всех вас должно быть сильное внутреннее желание исполнить волю Божью так, как мы её понимаем в глубине нашей души, а не как написано в книгах. Всё, что сделано, всякая наука должны быть во Славу Божью. И только тогда, только такой наукой мы сможем привнести положительные знания о жизни. Например, приходит человек к астрологу, и тот ему говорит: «В этом году, в марте месяце с тобой случится несчастье, поэтому тебе нужно беречься». По сочетанию планет в известное время астролог может предсказать, что такой-то пароход потонет в море, и таким образом предупредить людей, чтобы они не отправлялись в путешествие в эти дни, а отложили бы поездку на более позднее время. Так английскому писателю Стеду было предсказано, чтобы он ни в коем случае не плыл на пароходе «Титаник», но Стед уже отправился в дорогу и не захотел возвращаться. Он не послушался и оказался на дне океана. Вот это наука! Химик же возьмёт немного пота у человека, проведёт его анализ и скажет: «В твоём организме избыток кислоты. Ты должен принять меры, чтобы вывести её из организма, иначе твои дела плохи. Если за четыре-пять месяцев не выведешь её из организма, ты испытаешь на себе все последствия этого». Кроме того химик даст тебе методы, как избавиться от лишней кислоты. Когда придёт врач, он рассмотрит твои ногти, потому что на них написаны все болезненные состояния человека. Он скажет тебе, какая болезнь может у тебя возникнуть, и даст методы против неё. Предвидеть и принять предохранительные меры против болезни, которая ещё не возникла, вот это, я понимаю, наука.

        Я говорю: когда человек сознательно живёт хорошей жизнью, это тоже во Славу Божью. Христос говорит: «Вы храм Божий». Я спрашиваю: если вы храм Божий, разве этот храм не должен быть хорошо побелён снаружи? Окна — глаза этого храма — разве не должны быть хорошо окрашенными и чистыми? Главный вход — рот этого храма — разве не должен быть приведён в порядок и чист? Телефоны и телефонные трубки — уши — разве не должны быть в исправности? Занавеси — веки этого храма — разве не должны быть в порядке? Бахрома — волосы этого храма — разве не должна быть хорошо разглаженной и чистой? В этом храме всё должно быть на своём месте! Говорит человек: «Поседела, облысела моя голова!» Что означают эти слова? Я не буду вам этого объяснять, но говорю: всё в мире должно быть во Славу Божью!

        У всех нас должен быть внутренний импульс, внутренний стимул, который подталкивал бы нас вперёд. Без этого импульса нет прогресса. Любовь — именно такой стимул. Без Любви вы ни в коем случае не можете развиваться. Если вы никого не любите, вы не можете учиться. Вы должны учиться или ради своего отца, или ради своей матери, или ради своего брата, или ради своей сестры, или ради своего друга, или ради Драганки, или ради своего слуги, или ради своего господина — вы непременно должны учиться ради кого-нибудь. Вы должны любить хотя бы одно разумное существо и ради него учиться. Вы должны жить не только для себя, но и для других. Жить для других, значит дать толчок Божьей Любви в себе. Следовательно, если вы любите Бога, Он будет внутренним стимулом в вас, и вы дадите своей душе выразить себя. Если не можете любить Бога, любите своего ближнего; если не любите ближнего, любите Драганку; если не любите Драганку, любите своего друга или свою мать, или своего отца, или свою сестру, или своего брата, или вола, который работает на вашем поле, или цветок в своём саду, или, в конце концов, камень. Есть люди, которые любят свой перстень, или другое украшение. Человек обязательно должен кого-то любить!

        Я говорю: Любовь — великий стимул в жизни. Если вы любите кого-то, будьте уверены, что Бог благословит вас за эту любовь. Если вы меняете свою любовь, вы не можете расти. Не прощают того человека, который меняет свою любовь. Это означает, что невидимый мир остаётся безразличен к нему. В Писании сказано: «Кто отрекается от Бога и не любит Его, того и Бог отбрасывает от себя». Бог вас отвергает, когда и вы Его отвергаете. Вы спрашиваете: «Что нам тогда делать?» — Начните любить. Это сама Истина. Вы хотите, чтобы Бог пришёл к вам и вам поклонился. Нет, Бог есть Любовь. Он — Создатель всего в мире, Он заботится обо всех и говорит: «Каждый из вас поставлен в такое положение, чтобы стать, как Я». Вы можете быть чисты, как Бог. Есть способы для этого.

        Приведу вам один пример, который вы раньше уже слышали. Когда вода пришла в мир, она оделась в белое, чистое, как снег, платьице. Увидал её вол и влюбился в неё. Но однажды он испачкал её платьице, и она расстроилась, стала плакать и жаловаться Богу на вола. Бог послал солнце ей помочь. Оно сильно припекло, растопило снег, и вода, вновь чистая и лёгкая, понеслась в виде пара в небесную вышину. Так очистилось её испачканное платьице. Точно так же и ваше платьице может испачкать какой-нибудь вол, но разве это должно быть препятствием для вашей любви? Нет, Любовь глуха ко всем злым, обидным словам. Ты не можешь огорчить сердце того, кто любит, не можешь омрачить его ум, не можешь смутить его душу. На все обиды и огорчения он только улыбнётся. Любовь — сила непобедимая. У кого есть любовь, тот сильный человек. Все вы можете иметь такую силу; её получают по благодати, без усилий. Что касается Мудрости, Истины, знания и всех остальных добродетелей, вы будете платить за них своей кровью. Единственная добродетель, которая даётся даром — это Любовь.

        Почему приходят трудности в жизни? Зная все привычки и слабости людей, Господь видит, что они не примут Любовь добровольно, поэтому Он проводит их через трудности и страдания. Если вы спрашиваете, почему Господь проводит вас через трудности, знайте, что причина этому в том, что вы не приняли Любовь. Все люди, которые не принимают Любовь, пойдут узким путём, а этот путь — путь без Любви. Когда они пройдут по этому пути, они позовут Любовь и скажут ей: «Прошу тебя, приди к нам, не бросай нас! В другой раз не заставляй нас идти этим путём. Без тебя мы никуда больше не пойдём».

        Приведу вам в качестве примера историю американца, который, чтобы прославиться на весь мир, решил спуститься с Ниагарского водопада в бочке. Он залез в бочку, хорошо просмоленную изнутри, с двумя прочными днищами. Люди, глядя, как он залезает в это бочку, советовали ему не устраивать такого эксперимента, но он им сказал: «Прошу вас, столкните меня с водопада, я уже подготовился, хочу попытаться это сделать». Они его столкнули в водопад и стали смотреть, что будет. Когда он оказался внизу, они быстро открыли бочку, чтобы его вытащить. И в каком состоянии его нашли? — От быстрого движения бочки, от сильных ударов о стенки он потерял сознание. Долго пришлось его отхаживать, прежде чем он пришёл в себя. Придя в сознание, он сказал: «Даже если целый мир мне дадут, второй раз не стану спускаться в бочке с Ниагарского водопада». Так и вы, получив горький опыт в результате неразумного поступка, говорите: «Даже если целый мир мне дадут, второй раз в бочку не полезу, не хочу биться о стенки». Спрашиваю: кто заставлял вас лезть в эту бочку?

        Я говорю: мы, люди нового учения, должны отличаться не своей религиозностью, не своей наукой, не своей силой, не своей добротой, но — своей Любовью. Это естественный путь. Когда мы обретём эту самую маленькую величину, у нас уже будет особая культура, в которую вольётся Новая Жизнь. Мы исходили много дорог, но сейчас мы пойдём новым путём — путём Любви. Если вы начнёте с Любви, никому из вас нельзя больше колебаться. На тысячи кусков вас будут резать, но никакого сомнения и колебания не должно возникнуть в вас. И более того, когда вас будут резать, пойте. Пойте, как пел Ян Гус, когда его сжигали на костре. Вы спрашиваете: «Какой у нас будет символ веры?» — Символ веры Яна Гуса — когда горишь, петь. — «Какой у нас будет символ веры?» — Символ веры апостолов, которые, после того, как их били, возвращались, радуясь, что удостоились чести принять побои за имя Господа. — «Какой у нас будет символ веры?» — Символ веры апостола Павла, который после гибели корабля, на котором он плыл, оказавшись вместе с путешественниками на острове, где они разложили огонь, воодушевлял всех своей проповедью. — «Какой у нас будет символ веры?» — Закон Любви.

        Итак, Любовь должна быть импульсом для всех нас. Только так мы можем получить от Божественного мира что-то лучшее. Только Любовью мы можем внести в свой ум, в своё сердце, в свою душу и в свой дух богатства, большие, чем те, что мы сейчас собираем. Когда вы слышите это от меня, вы спрашиваете: «Разве это возможно?» Я говорю: для кого-то из вас это может произойти через один день, для кого-то — через неделю, для кого-то — через месяц, для кого-то — через год, а для кого-то — только через шестьдесят лет. Вы можете так прожить шестьдесят лет, что они пройдут, как один день. Если человек решит исполнять волю Божью, его жизнь удлиняется; если он не исполняет волю Божью, его жизнь укорачивается. Каждый человек живёт до той поры, пока он готов исполнять волю Божью. Его жизнь, как и его учёба, определяются именно этим законом. Он — мерило.

        Сейчас вы спрашиваете: «А это действительно так?» Для меня это так, я не буду останавливаться и что-то доказывать. Всё что я говорю, я сам проверил. Если хотите, верьте; если не верите, проверьте. Я вам даю клубок ниток и говорю: до солнца столько-то и столько-то километров. Если хотите проверить, я буду держать клубок за один конец на земле, а вы берите другой конец и отправляйтесь на солнце. Когда-то мой Учитель мне показал, как добраться до солнца, сказал мне, сколько километров до него, и я ему поверил. Ходил я на солнце, и, как он мне сказал, так и вышло. Если вы верите, вы сэкономите время, если не верите, можете сходить на солнце сами. Вы спрашиваете: «Как понимать то, что нам говорит Учитель, буквально или в переносном смысле?» Я говорю: буквальный смысл — непонятый смысл, а переносный смысл — понятый, но ни буквальный, ни переносный смыслы не могут объяснить реальность. Они её объясняют частично. Например, если бы вы ходили на солнце, что особенного вы бы узнали и чему бы научились? — Ничего особенного. Узнаете ли вы что-нибудь о существах, которые живут на солнце, об их близких отношениях в семье между мужьями и жёнами, между матерями и детьми? Узнаете ли что-нибудь об их школах, об устройстве их государства, вообще, об их культуре? — Ничего вы не узнаете. Вы что-то узнаете только о внешней стороне солнца, узнаете, горячее оно тело, как говорят учёные, или нет. Сможете вы объяснить, что такое пятна на солнце? Если я начну объяснять современным учёным, что такое пятна на солнце, я войду в конфликт с ними. Учёным я не стану рассказывать, что ходил на солнце, но скажу им следующее: «В древности, много лет тому назад жил один учёный человек, который хорошо знал законы оптики, и он сделал телескоп, увеличивающий в девятьсот миллионов раз. С помощью этого телескопа сегодня можно раскрыть величайшие тайны вселенной». — Неужели? — «Да, этот телескоп до сих пор находится в одной из пещер. Давайте отправим научную экспедицию на поиски». Действительно, такой телескоп существует в мире. Кто доберётся до этой пещеры, тот найдёт его; но кто посмотрит в него, тот заснёт.

        Христос говорит: «Так научил Меня Отец». Вы понимаете внутренний смысл этих слов? Как Бог учит людей? Есть у Бога один способ учить людей. Все люди, которых Бог учит, должны заснуть. Сон переносит человека из одного мира в другой, где он может изучить больше, чем в бодрствующем состоянии. Чтобы мы могли учиться в мире, все мы должны быть спокойны. Это прекрасно — владеть собой, когда у нас беспокойства и тревоги. Это прекрасно — помогать своему другу в трудные минуты его жизни, когда он отчаялся и пал духом. Посмотрите, как помогают друг другу современные учёные. Один учёный открывает некий научный факт, другой учёный открывает другой факт, и сообщают друг другу о них. Таким образом, они указывают друг другу направление, которое помогает им быстрее прийти к своим открытиям. Точно так же и духовные люди должны помогать друг другу в своих исследованиях. Задача духовных людей, кроме всего прочего, изучать жизнь. Что такое жизнь? — Это великая наука.

        И я говорю: все вы должны начать работать над собой, чтобы побеждать трудности и друг другу помогать. Не бойтесь мира, но боритесь с ним, пока не победите. Это означает: работайте над собой, пока не победите волка. Если придёт волк, топните на него ногой. Если придёт трудность, подними ногу и жди. Спросят тебя: «Что это за поза у тебя?» — «Жду, когда придёт волк, чтобы топнуть на него ногой». Пусть овца послужит вам примером. Есть задачи в жизни, которые трудно решить, но вы займитесь их решением. Не оставляйте у себя в уме неясных, непонятых вопросов. Ищите связь между всеми явлениями. Когда придёт к вам домой ваш брат, написавший что-либо интересное, и пожелает это вам прочесть, порадуйтесь, выслушайте его внимательно, дайте ему совет, и на вас обоих сойдёт Божье благословение. Во всём вы должны быть корректны, внимательны. Если же вы найдёте, что в работе вашего брата чего-то не хватает, скажите ему: «Брат, добавь ещё что-нибудь в своё произведение, допиши его». Напечатал этот брат произведение, и никто его не читает. Скажите ему: «Ничего, брат, его время ещё придёт. Те, для кого ты это написал, ещё не появились. Твои труды будет читать молодое поколение». Когда Христос написал свою книгу, сколько душ её прочли? Было ли тогда столько готовых душ, сколько сегодня? Готовые души придут свыше, но на земле должны быть приготовлены жилища для них. Вы приготовили для этих душ жилища? Если вы приготовили для них жилища, вы уже решили важный вопрос. Когда к вам в дом придёт один из учеников, жизнь ваша пойдёт, как по маслу. После того, как Иаков пришёл к Лавану, что произошло с Лаваном? — Он получил благословение. Любое место, на которое ступит нога доброго человека, благословляется. Если в душе человека родится великая мысль, она непременно принесёт своё благословение. То же самое можно сказать и о семье, и о народе. Всякая великая мысль — живая. Она не что иное, как жизнь. Великая мысль облеклась в живую форму и нашёптывает тебе: «Это делай, а того не делай». Она — твой добрый друг, она — свет в твоей жизни, который тебе говорит: «Слушай мои слова и не бойся! Иди вперёд!» Иногда она может тебе говорить снаружи, иногда изнутри. Если же ты усомнишься в ней и подумаешь, не ложь ли то, что она тебе говорит, ты расшатаешь основы своей веры. Если ты усомнишься, это показывает, что ты веришь дьяволу больше, чем Богу. Говорю вам: верьте дьяволу, но Богу верьте больше. Любите дьявола, но Бога любите больше. Бойтесь зла, но больше любите добро. Вот формула, которую вы можете на первое время использовать в своей жизни. Это и означает, что имя Божье прославляется в нас. Вы должны воспринять Божью Любовь уже сейчас и поверить в Бога со всей простотой своей души, чтобы знание сошло на вас. С сегодняшнего дня каждый из вас должен почувствовать, что его сердце и ум расширяются. Это расширение может быть очень маленьким, микроскопическим, но малое благословляется.

        После окончания беседы соберитесь по группам, прочитайте четырнадцатую главу Евангелия от Луки и размышляйте над ней.

        Дам вам следующую тему для размышления в течение года: «Метод самовоспитания индивида, метод воспитания общества и метод воспитания человечества». Я хочу, чтобы к следующему собору все вы развили и разобрали эту тему и принесли её на собор. Пусть каждый сам разбирает тему, не копируя чужих работ. Рассмотрите каждый вопрос с точки зрения четырёх видов жизни. Например, рассмотрите вначале самовоспитание индивида с точки зрения ветхозаветной жизни, потом с точки зрения новозаветной жизни, потом с точки зрения жизни праведника и, наконец, с точки зрения жизни ученика. Точно так же с точки зрения четырёх видов жизни рассмотрите методы воспитания общества и человечества. Так что вы разовьёте эту тему двенадцатью способами, которые соответствуют двенадцати астрологическим знакам зодиака. Значит, индивид на пути своего самовоспитания должен совершить полный круг, пройти через двенадцать миров. Что такое индивид? — Он являет собой отношения части с целым, то есть отношения человека с Богом. Часть должна знать, каковы её отношения с целым, и затем, каковы её отношения с другими частями. Значит, часть имеет отношения с половиной, с четвертью и со всеми меньшими частями целого. Это внутренний закон, который обуславливает наши взгляды.

        Если вы будете применять методы, которые я вам даю, природа откроет перед вами свои двери и скажет: «Пожалуйста, входите, я вас знаю!» Если же вы пойдёте к ней без того, о чём я вам говорю, вы не услышите её голоса, она не будет с вами разговаривать. Если вы исполните всё, тогда и камни, и родники, и деревья, и цветы, и животные, и люди — все будут с вами разговаривать. Почему? Потому что они вас знают. Это не выдумка, это великая Истина. Я делаю вывод из того великого, что таится в жизни этих маленьких существ. Великое окружает нас со всех сторон.

        Я говорю: вы сейчас не чувствуете, какие блага дают вам свыше. Вы видите ясное небо, радуетесь, смеётесь и говорите: «Хорошо бы и в следующем году было так же!» Но кто создал всё это, вы не задумываетесь. Ваши обязанности только и были — взять билет и сесть на поезд. А кто-то пришёл пешком. Помните, что это Бог создал для всех благоприятные условия на соборе. Один из братьев шёл пешком от Варны. Он путешествовал целых два месяца, хотел попробовать, сможет ли выдержать. Он решил пройти весь путь, не садясь ни на коня, ни на машину, ни на поезд. В какой-то момент он почувствовал, что ноги у него отваливаются от усталости и подумал: «Эх, был бы сейчас конь!» Вот искушение и пришло! Едет мимо каракачанин[§] на коне и говорит ему: «Господин, что ты идёшь пешком? Садись на коня, отдохни!» — «Нет, не сяду на коня. Только больные едут на коне». Идёт он дальше. Вскоре опять почувствовал усталость. — «Был бы сейчас билет на поезд!» И вскорости ему предлагают билет. — «Нет, только больные едут на поезде». И дальше продолжил свой путь, пока, наконец, через два месяца не добрался до Софии. Он говорит: «Действительно, много перенёс, но и хороший опыт приобрёл».

        Это отличный пример в назидание другим. По пути, кто его ни встречал, все спрашивали: «Зачем ты, старый человек, идёшь пешком? Неужели не нашлось для тебя коня, машины или поезда?» — «Люблю Болгарию, хочу её обойти». — «А почему не сделал этого в молодые годы?» — «Тогда был глупее». В какой-то момент пришла к нему и внутренняя усталость, внутреннее искушение: «Ты старый человек, зачем ты пошёл пешком?» — «Я не стар». — «Ну почему бы тебе не сесть на коня?» — «Больные едут на коне, а у меня ноги здоровые». Я бы желал, чтобы у всех вас была такая стойкость и такое постоянство в жизни. Человек встречает много трудностей, которые он должен вынести.

        Я хочу, чтобы вы проверяли всё, что вам говорится, иначе это останется для вас только теоретическим знанием. Есть существенные вещи, которые должны обрести жизнь, стать вашей плотью и кровью, чтобы вы могли сказать: «Это сама Истина». Если вы будете мыслить так, как я вам говорю, ничто не будет вам в тягость, ваши души будут радостны и веселы, ваши сердца и умы обновятся и свыше придёт знание, которого вы ожидаете. Писание говорит: «Все будут научены Богом». Кому даёт Бог? — Тем, кто Его любит. Почему? Потому что они работают для Бога и по любви. Другим же, кто Его не любит и не работает для Него, требуются денежки.

        Приведу вам один пример, чтобы пояснить свою мысль. Мы хотели купить хороший телескоп, но поскольку за границей они стоят дорого, один болгарин с высшим образованием по астрономии пообещал нам сделать такой телескоп. Когда мы заказывали телескоп, мы думали, что в эту сумму входит и стоимость зеркала. Ждём, когда он его принесёт. Однако этот болгарин оказался очень практичным человеком. Он сказал: «Если хотите получить телескоп, принесите ещё 6500 левов за зеркало. Если принесёте деньги, возьмёте телескоп, иначе я его вам не дам». Принесли мы деньги и взяли телескоп. Это работа без любви. Он говорит: «Вы хотите развлекаться, наблюдать небо, а мне нужны деньги, для того и работаю». Вы говорите: «Это несколько своеобразный человек». Нужно знать следующее: Любовь не терпит никаких злоупотреблений! Вы можете злоупотреблять ею, она не рассердится, но те, кто ею злоупотребляют, создают в себе плохие привычки, которые приведут их к смерти. Любовь терпит, но плохая привычка изолирует их от Любви, прерывает связь, общение с Богом. Плохая привычка — это вязкая грязь, проказа в человеке. Тогда зачем она вам? Ваша связь с Богом всегда должна быть чистой, чтобы не прерываться.

        Вот почему, когда просыпаетесь утром, вложите в свой ум мысль — быть в непрерывной связи с Богом. Был у меня один приятель, старый человек, который, столкнувшись с какими-нибудь трудностями, начинал плясать что-то вроде рученицы[**]. Жена его спрашивает: «Ты чего пляшешь?» — «Пляшу на своих трудностях». Вы говорите: «Такие дела пляской не делаются».— И пляской делаются. Этот человек пляшет и в то же время разумно размышляет над своими трудностями. Идея есть в его пляске!

        Часто вы делаете гимнастические упражнения наспех, смотрите на них только как на пункт, который надо исполнить. Упражнения будут иметь для вас смысл и принесут вам большую пользу, если вы сможете с их помощью войти в контакт с живой природой. Они — связь, делая их, вы проявляете уважение к законам и правилам природы. Говорит кто-то: «Не хочу делать никакой гимнастики, никаких движений». Я спрашиваю: а когда ты сидишь на стуле, разве ты не движешься вправо, влево, вверх, вниз? Когда ты гуляешь на природе, разве ты не делаешь различных движений? Добираясь до какого-то определённого места, мы делаем тысячи движений. Красота жизни заключается в разумных движениях. От самого рождения вся твоя жизнь — сплошные движения. Жизнь без движения невозможна. Даже и индусы, и китайцы, которые могут долго удерживать свою мысль на чём-то одном, и те делают много движений. По лицу китайца нельзя прочесть, о чём он думает. Сидит себе китаец спокойно в трамвае, в китайской одежде, с длинной косой, а напротив сидит американец и думает: «Большие консерваторы эти китайцы! Столько лет живут среди нас, а ничего американского не смогли воспринять». А китаец думает: «И вы такие же, как мы». Я говорю: у нас не должно быть консерватизма китайцев, которые считают гордостью носить длинную косу. Сегодня и женщины начали обрезать себе косы. Этим они хотят сказать: «Не хотим больше с китайской причёской ходить». Я говорю: если после того, как вы пострижётесь, ваша жизнь улучшится, вы начнёте мыслить правильно, лучше писать, усерднее работать и станете энергичней, значит ваша стрижка к месту. Но если после стрижки ничего не улучшится, тогда вы остриглись преждевременно.

        Вы сейчас не сердитесь и не обижайтесь — всё это внешнее. Но все наши поступки должны быть разумными. Все мы должны быть чистосердечны, великодушны, потому что только так мы получим Божье благословение. Вот почему мы говорим: «Верен, истинен, чист и благ будь всегда, и Господь Мира наполнит жизнь твою добром». Всё, к чему стремится твоя душа, всё, чего ты желаешь, ты получишь. И тогда, как псалмопевец ты скажешь: «Когда я увижу Твоё лицо, когда увижу Твою вечную красоту, я буду полностью доволен своей жизнью».

        Я желаю, чтобы у вас был опыт псалмопевца, чтобы у вас был опыт слов: «Верен, истинен, чист и благ будь всегда!» Все вы можете иметь такой опыт.

        Христос говорит: «Отче, прославь Имя Твоё!» Поскольку Господь решил прославить Своё Имя в мире, и мы Его прославим. Это наша задача в жизни.


[*] Манлихер — изобретатель самозарядной винтовки.

** Пули дум-дум — разрывные ружейные пули, причиняющие очень тяжёлые ранения.

[†] Де-факто (лат. dē facto) — фактически, на самом деле.

[‡] Бросать бобы — распространённое в Болгарии гадание на бобах.

[§] Каракачане — народность в Болгарии.

[**] Рученица — болгарский народный танец.

Comments