ОЧИЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ 1931 0731 0 SU


ОЧИЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ


Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"
по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ, 
дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."



31.07.1931 г. 
5 ч.у.

Сейчас я дам вам несколько самых маленьких правил духовной науки, относящихся к очищению сознания. Это следующие правила: 

Не желай того, что тебе не нужно! 
Никогда не думай о завтрашнем дне! 
Не делай прошлое идеалом своей жизни! 
Не думай, что будущее включает в себя всё! 

Если человек придерживается этих положений, они станут направлениями, которые будут его подталкивать вверх, вперёд. Они должны быть истинными направлениями сознания. Представьте себе, что человек уже сегодня думает, что он будет есть завтра. Для него важно, что он сегодня будет есть. Завтрашний день должен остаться в стороне. Он сегодня ещё не ел, а уже о завтрашнем думает. Кроме того, человек должен учитывать ещё и следующее положение: всё, что идёт против законов природы, это грех. Следовательно, любая мысль, любое чувство или желание, которые идут против законов природы, – греховны, противоестественны или неестественны. Например, если к человеку придёт желание в летнее время в самую большую жару надеть на себя кожаную одежду, то это — неестественное желание, оно несовместимо с законами природы. Или если к нему придёт желание зимой при морозе в тридцать пять градусов надеть шёлковую шляпу, то и это желание неестественное. Такие желания мы называем неразумными. Можно ли назвать разумным такое желание, когда человек хочет, чтобы все люди постоянно на него смотрели и только им занимались? Такое желание невозможно и неестественно. Даже если бы люди и захотели, они всё равно не смогли бы постоянно на него смотреть: например, когда спят. Или, например, как они будут смотреть на него вечером, в тёмную ночь? Сами условия не позволяют этого. Следовательно, чтобы смотреть постоянно на кого-то, требуется большая пробуждённость сознания. Такая пробуждённость возможна только при трёх условиях: когда душа человека находится под влиянием закона Любви, под влиянием закона Мудрости и под влиянием закона Истины. Итак, если человек не может вознести свой ум к Богу, верить в Него и стремиться к возвышенным и великим существам, он не может познать самого себя; если он не может делать выводы из результатов, которые перед ним, он тоже не может познать самого себя. У такого человека не может быть пробуждённого сознания. Он будет похож на того болгарина, который, придя в баню, привязал к ноге нитку и сказал себе: «Пусть у меня будет нитка на ноге, чтобы мне не потеряться среди такого множества голых людей. По нитке я легко узнаю себя». Однако в сознании человека существует черта, качество, по которому он всегда может себя узнать. Иначе человек постоянно бы терял себя в мире. Есть качество, по которому каждый может узнать себя как индивида. Узнаёт ли себя человек, когда он спит? Нет, он не узнаёт себя. Вообще, во сне никто не может себя узнать. Но как только человек проснётся, он уже узнаёт, осознаёт себя. Это сознание относится только к физическому миру. Как только заснёт, снова забывает себя. Это показывает, что между физическим миром и законом Любви нет связи. Если нет связи между жизнью и Любовью, тогда нет связи и между жизнью и Мудростью, между жизнью и Истиной.

Я говорю: когда нет связи между жизнью и законами Любви, Мудрости и Истины, люди не могут установить связь и между радостью и страданием. Например, когда приходит радость в жизни, они говорят, что это в порядке вещей; если приходит страдание, то они находят, что это не в порядке вещей. Спрашиваю: на каком основании приход радости в порядке вещей, а приход скорби не в порядке вещей? Люди не понимают, что радость и скорбь – это два состояния, неразрывно связанные друг с другом. Страдание и радость – это брат и сестра. В какой-то момент придёт радость – сестра, но в следующий момент придёт скорбь – брат. Как только радость войдёт в какой-нибудь дом, она распахивает окно, смотрит на дорогу и, когда увидит страдание, сразу же зовёт его. Она не хочет знать, что людям в этом доме неприятно видеть страдание. Почему человек недоволен страданием, а доволен радостью? Я объясню это на следующем примере. Представьте себе, что вы по своему внутреннему состоянию положительны и радость наносит вам визит. Вы сразу же начинаете радоваться, потому что радость по своему состоянию негативна; она появляется перед вами как красивая девушка, которой вы рады. Вы представляете собой ум, а она – сердце, которое вам сразу пришлось по душе. У этой девушки есть брат, он положителен, как и вы, и она зовёт его прийти к ней. Как только он придёт к ней, вы становитесь недовольны. Брат представляет собой страдание, которое вызывает ваше недовольство. Следовательно, недовольство ваше проистекает из того, что брат забирает сестру и уходит вместе с ней. Тогда вы говорите: «Откуда взялся этот негодяй и увёл мою радость?» Это образы, иносказания, необходимые для объяснения тех сильных впечатлений, которые возникают в человеке при появлении радости и скорби.

Итак, если у человека есть желание, которое он сильно любит, он испытывает нерасположенность к любому другому желанию, которое приходит заместить или отнять первое. В нём возникает сомнение, подозрение в том, что если отнимут у него желание, которое он бережёт как зеницу ока, то потеряет своё счастье. Вот почему радость иногда приходит как негативное состояние в форме женщины, а иногда – как положительное состояние в форме мужчины. Если по состоянию вы негативны – в форме женщины, то радость ваша будет положительна – в форме мужчины. Она позовёт с улицы скорбь, страдание, которое придёт в женской форме. Это показывает, что есть скорбь мужчин и скорбь женщин. Женские скорби отличаются от мужских: женские скорби по форме мужские, а мужские скорби по форме женские. То же самое можно сказать и о радости: женские радости по форме мужские, а мужские радости по форме женские. Это значит: тот, кто может принести радость женщине, тот непременно будет мужчиной. И наоборот: женщине может принести скорбь только подобная ей, то есть женщина. То же самое относится и к мужчине. Мужчина приносит скорбь подобному себе; женщина приносит радость мужчине. Если подобное приходит к человеку, он начинает беспокоиться, становится недовольным, боится, что у него отнимут радость. На научном языке это означает: когда в сознании человека появляется идея, что у него могут отнять то, что ему нужно, в нём возникает недовольство. Например, вы голодны, у вас есть кусок хлеба, который вы бережёте как зеницу ока. В этот момент навстречу вам идёт человек тоже голодный, и вы сразу же испытываете неприятное чувство, потому что не хотите дать ему часть своего хлеба. Вы считаете, что этого куска хлеба едва хватит вам одному. Значит, подобное всегда хочет отнять что-то у подобного ему. Следовательно, страдания всегда проистекают от недостатка, от пустоты или от непонимания жизни. Когда человек не понимает себя, он страдает. Когда хочет быть богатым, но не может им стать, он страдает. Когда хочет приобрести знания, а не может, тоже страдает. Почему человек не понимает самого себя? Потому что не может стать богатым, сильным, учёным. Есть ряд причин того, почему человек не может достичь желаемого. Иногда человек страдает и за других людей, оттого что они не понимают жизни или не могут достичь своих желаний. Вот почему человек страдает и за себя, и за людей.

Сейчас вы пришли на Рилу на прогулку, но сколько из вас пришли увидеть Господа, я не знаю. Вы спрашиваете: «Как это, разве Вы нас не знаете?» Я говорю: есть вещи, которых и я не знаю. Например, когда хотят знать моё мнение о каком-то человеке – хороший он или плохой – я не хочу высказываться и говорю, что не знаю, что это за человек. Он может сам сказать о себе. Если вы спросите что-то обо мне, я могу вам ответить. Вы скажете: «Раз так, скажи, откуда идёшь?» – Я иду с неба. «С неба? Это верно? А где же тогда небо?» – Раз вы не знаете, где небо, незачем вам и говорить об этом. Тогда скажу вам, что иду из ада. – «А где ад?» – Если вы не знаете, где ад, тогда скажу вам, что я иду с земли. 

Следовательно, человек может прийти из трёх мест: или с неба, или из ада, или с земли. Другими словами: человек может выйти или от Бога, или от дьявола, или от людей. Когда речь идёт о дьяволе, многие представляют его себе как животное – с рогами и копытами. Это не дьявол, это животное. Под словом «дьявол» подразумевают существо, сознание которого с утра до вечера занято только самим собой. Дьявол думает, что если его дела наладятся, то и у всех людей наладятся; если его дела не пойдут на лад, то и у всех людей дела не пойдут на лад. Такова идея по отношению к дьяволу. К ней вы можете добавить рога, копыта – это ваше дело. Рога у него могут быть короткими или длинными – это опять же ваше дело. Одно важно для вас: знайте, что дьявол придёт не из леса – он всегда рядом с вами и подстерегает вас. Он принимает различные формы, чтобы его не узнали. Он может принять форму орла, наброситься на цыплят какой-нибудь наседки и утащить одного из них. Сегодня утащит одного, завтра – другого, и эта наседка начинает интересоваться им. Он может принять форму волка и нападать на овец какого-нибудь пастуха. Сегодня утащит одну овцу, завтра – другую, пока пастух не начнёт интересоваться дьяволом и не узнает его. Дьявол интересует людей и животных потому, что отнимает у них что-то. То, что орёл делает с цыплятами и волк с овцами, происходит и в человеческом сознании. У тебя десять – двадцать овечек, за которыми ты заботливо ухаживаешь; но встаёшь однажды утром и видишь, что одной из них не хватает, – волк её утащил. Есть у тебя десять – двадцать цыплят, но встаёшь ты как-то утром и видишь, что одного из них нет, – орёл его утащил. Одна за другой исчезают овцы, один за другим исчезают цыплята, и в конце концов ты говоришь: «Несчастный я человек!» Почему ты несчастный? – «Потому что уже нечему радоваться». Под Варной в одном селе какой-то орёл часто кружил над наседками и похищал одного – двух цыплят в день. Одна крестьянка сказал своему мужу: «Знаешь что? Посади-ка ты наседку с цыплятами под сеть, и посмотрим, что будет делать этот хищник, когда прилетит». Орёл по своей старой привычке спустился к цыплятам и, не заметив, что они под сетью, засунул свой клюв в одну из её дырочек и схватил одного цыплёнка. Тянет цыплёнка, а вытянуть не может. Удивляется: в чём дело? И не понимает, что надо отпустить цыплёнка и улететь. Тем временем крестьянка, чьи цыплята часто становились жертвой этого орла, схватила его и сказала: «Я тебе покажу, как красть и есть цыплят!» 

Я говорю: если вы хотите, чтобы из вашего сознания не крали овец и цыплят, натяните сеть наподобие той, которую использовала крестьянка, и вы сохраните их. Есть закон: дьявол никогда не лезет двумя ногам в одну дырку. Он суёт туда одну ногу, из-за чего всегда встречает препятствия. Как только встретит препятствие, он старается разорвать его путы, но именно таким образом дьявола и ловят. Подобное происходит каждый день и в сознании человека. Если придёт страдание, он начинает охать, ходить туда-сюда, хочет освободиться от страдания, но не может. Что произошло с этим человеком? Он сунул ноги в одну из дырок своего сознания и не может освободиться. Нога представляет собой одно из его желаний. Как ему освободиться? Говорю: отпусти своё желание! Этот человек схватил желание своей ногой, но – и ногу не может высвободить, и желание не отпускает. Это не его желание. Если человек хочет с помощью неестественного желания достичь чего-нибудь хорошего, у него ничего не выйдет. Неестественные желания несовместимы с законами разумной природы. Такие желания приносят скорби и страдания. При этом каждое желание должно приходить вовремя, как приходят вовремя радости и скорби. Есть время радости и есть время скорби.

Христос говорит: «Женщина, когда рождает, в скорби; но когда родит, скорбь её превращается в радость, потому что родился человек в мир!» Значит, женщина, когда рождает, в скорби; а когда родит, скорбь её превращается в радость, потому что родился человек в мир. Вы спрашиваете: «Зачем Господь создал страдания? Нельзя ли создать мир без страданий?» Господь создал гармоничный мир, а страдания в нём – это дело человеческое. Желание поесть в человеке – Божественное, но если он ест больше, чем нужно, это уже человеческое. Всякое человеческое желание несёт скорбь. Когда Христос сказал, что всякая рождающая женщина скорбит, Он имел ввиду, что эта скорбь есть результат неизвестности, в которой женщина находится. Она говорит: «То ли ребёнок родится, то ли не родится; не знаю, что будет со мной и что – с ребёнком». После этой скорби непременно придёт радость.

Теперь о другом положении. Представьте себе, что вы едите неестественную пищу, которая вызывает у вас скорбь. Причина этой скорби – ваша неразборчивость в пище, которую вы потребляете. Сначала вы радуетесь, что сейчас поедите. Вы голодны, не ели два – три дня, и как только вам предложат еду, вы сразу же начинаете есть. То, что еда испорчена, хлеб покрылся плесенью – этого вы не видите. Вы спешите наесться и не думаете, что это за еда. Однако как только наедитесь, и горечь приходит. Горечь вызывает страдания. Теперь нужно выбросить эту испорченную пищу из желудка, освободиться от неё. Тогда вы почувствуете облегчение, и страдание ваше превратится в радость. Закон очищения сознания следующий: между двумя радостями всегда таится одна скорбь. Сначала радость, в центре – скорбь, мучение, а потом опять идёт радость. Это положение самое естественное. Кто-то хочет быть постоянно радостным. И это возможно, но только для человека, который следует Божьему закону и исполняет Его волю. Но так, как современные люди живут, они не могут всегда быть радостными.

Я говорю: физический мир – это мир перемен. Он движется между радостями и скорбями, между приятностями и неприятностями. Представьте себе, что ваш ребёнок весит несколько килограммов, вы его носите на руках и вам это приятно. Но постепенно он растёт, вес его увеличивается, и когда его вес достигает тридцати пяти – сорока килограммов, вы уже не хотите его нести, потому что он тяжёлый. Если будете нести его на протяжении десяти километров, вы устанете и захотите освободиться от него. Этот груз становится уже неприятным для вас. На том же основании: каким бы хорошим ни было какое-либо желание, если оно задержится надолго в сознании человека, оно начнёт обременять его и он захочет освободиться от него. Если вы хотите, чтобы желания вас не обременяли, впрягите их в работу. Действуя таким образом, вы придёте к новой философии жизни. Вы скажете: «Новое хорошо, но без старого нельзя». Это похоже на положение болгарина, купившего себе новую одежду, которую торговец завернул в бумажный пакет. Отправился этот болгарин домой в село, но по дороге его стало клонить ко сну. Прилёг он под дерево, положил узелок возле себя и заснул. В это время мимо него проходил вор, увидел узелок с новой одеждой и утащил его. Просыпается крестьянин и видит, что узелка нет, новая одежда исчезла. Спрашиваю: «Что вы делаете, когда скорбь ваша превращается в радость?» – Вы всегда снимаете свою скорбь, то есть свою старую одежду и одеваетесь в радость, то есть в новую одежду. Но истинная радость та, при которой человек забывает свою скорбь. Именно поэтому Христос говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь; но когда родит, скорбь её превращается в радость, потому что родился человек в мир». Следовательно, если ваша радость не может стереть ваших скорбей, она не принесла ничего ценного. Если хотите работать над собой, вы всегда должны иметь в виду закон очищения сознания. Кто-то спрашивает: «Разве я не продвинулся в своём развитии, разве я не иду прямым путём?» – Вы это сами знаете. Это всё равно что спросить, хорошо ли вы наелись. – И это тоже только вы знаете, вы сами для себя авторитет. Если кто-то придёт со стороны, он может только предполагать, наелись вы или нет, но вы знаете истинное положение. Другой спрашивает: «Верю я или нет? Радуюсь или скорблю?» – Ты сам знаешь это. Есть вещи, которые вы знаете лучше всех. Что это за вещи? – Те, что относятся к вам. На том же основании всё, что относится ко мне, я знаю лучше любого другого. То, что мы знаем о себе, этим и надо пользоваться. Это пособия, которыми мы всегда можем пользоваться в своей жизни.

Итак, каждый человек должен очищать своё сознание, чтобы освободить его от всего ненужного. Если вы хотите знать, как очищать сознание, посетите торговца, который продаёт фрукты, и посмотрите, что он делает. Каждый день он просматривает свои фрукты, вынимает гнилые и выбрасывает их, а в корзинах или в ящиках оставляет только хорошие. Если он не отделит испорченные от неиспорченных, то и последние начнут гнить. Примените тот же метод и при очищении сознания. Каждое утро, как только встанете, просмотрите состояние своего сознания и, сколько бы гнилых плодов там ни нашли, выбросьте их вон. Сколько бы ни было у вас в сознании ненужных желаний, продайте их – хоть немного денег получите. 

Представьте себе, что у вас десять корзин желаний. Что вы будете делать с таким количеством желаний? Вам достаточно только одной корзины желаний. Остальные корзины можно продать. Одна корзина желаний стоит около десяти тысяч левов. Если вы продадите девять корзин, вы станете очень богатым. Итак, когда я говорю, что желания можно продавать, многим это кажется смешным, и они говорят: «Как это возможно продавать желания?» А что означает слово «продавать»? «Продавать» и «передавать» означает одно и то же. Какие желания нужно продавать? Продавайте только те желания, которые вас не любят! Не продавайте желаний, которые вас любят! То же самое относится и к мысли. Есть мысли, которые вас любят – их не продавайте. Есть мысли, которые вас не любят – их продавайте, гоните их в лес! Почему нужно продавать мысли и желания, которые вас не любят? – Потому что всё, что вас не любит, непременно причинит вам вред. Каждое желание, каждая мысль, которые вас не любят, имеют инстинкты, состояния, подобные мышиным. Как мышь шныряет туда-сюда, чтобы найти какую-нибудь одежду, прогрызть её, так же желания и мысли, которые вас не любят, обязательно найдут маленькую дырочку в вашем сознании, пролезут туда и причинят вам зло. Они не хотят сознательно причинять вам зло, но они грызуны, естество их таково. 

Следовательно, в сознание всех людей прокрадываются и хорошие, и плохие желания. Например, нет человека, который бы не желал быть красивым. Каждый хочет быть красивым. Это желание полностью естественно. Однако желание человека быть красивым без Истины – невозможно. Красота без Истины в состоянии причинить самое большое зло человеку. Как красота не может быть без Истины, так есть и ряд желаний, которые без Любви абсолютно не могут существовать. Если придёт такое желание к вам, оно в состоянии причинить самый большой вред. Если в этом желании есть Любовь, оно от Бога. А если есть Любовь, там красота, там Истина. Если нет Любви в этом желании, там Бог отсутствует. Раз Бога там нет, тогда и красоты там нет. А раз красоты там нет, тогда и Истины там нет, и это желание не на своём месте. Если в желании есть Любовь, тогда будет и красота, и Истина, и оно непременно будет хорошим. В ком есть Истина, тот красивый человек. Истина – это основа всего в жизни. Часто люди говорят о ком-то, что он честный, а о другом, – что он нечестный. От чего зависит, что человек проявляется как честный или как нечестный? Если встречаются два бедных, голых человека, могут ли они обокрасть друг друга? И один гол и бос, и другой гол и бос – им нечего красть. Они посмотрят друг на друга, засмеются и скажут: «Обнищали мы!» В каких случаях люди крадут? Если сойдутся в одном месте бедный человек и богатый, то бедный из-за внешних условий, из-за голода и холода, вынужден будет обокрасть богатого. Это естественно! У бедного появится желание украсть хотя бы один костюм из тех нескольких, которые принадлежат богатому. Бедняк скажет: «Зачем этому богатому человеку иметь в своём распоряжении столько костюмов, в то время как у меня нет ни одного и я хожу в такой холод оборванным?» Богатый, со своей стороны, будет думать, что бедняк поступает нечестно по отношению к нему.

Итак, каждое желание возникает как результат Любви. Если вы скажете, что у вас есть какое-то желание, это подразумевает, что вы должны любить людей. Закон Любви – это закон смены сознания. Любить человека, это значит: если он гол и бос, одеть его. Когда вы встретите такого человека, подойдите к нему и скажите: «Пойдём со мною, я отведу тебя в магазин, где ты выберешь себе какую захочешь одежду». Он обрадуется и ты обрадуешься. Встретите вы другого человека, печального, скорбного. Отзовите его в сторону и скажите ему несколько добрых слов. А почему он скорбный, не спрашивайте. Человек может быть скорбным или потому что гол, или потому что беден, или потому что голоден, или по какой-то другой причине. Вообще, страдания людей бывают различных категорий. 

Говорю вам: часто люди попадают в очень смешные положения, ожидая, что другие принесут им радость и счастье. Ожидать счастья от других людей – это всё равно что, встав утром, ожидать от близких, что они вас оденут. Не смешно ли, когда взрослая девушка или взрослый парень ждут от своей матери, что утром она их оденет, а вечером разденет? Кто-то скорбен. Почему? – Потому что ждёт, что придёт кто-нибудь и оденет его или снимет рюкзак с его плеч. Я говорю: сам сбрось лямки своего рюкзака! Незачем ожидать этого от других. Один знакомый рассказывал мне следующее: «Есть один господин, который меня совсем не любит. Где бы ни встретил меня, чувствую, что он думает обо мне плохо». – Так ли это? Ты ошибаешься. Я встретил того же самого господина несколько дней назад, он шёл в банк внести на твоё имя двадцать пять тысяч левов. – «Не может быть! Действительно, я вчера получил извещение на получение двадцати пяти тысяч левов, но не знаю, кто их послал. Значит, человек, о котором я думал, что он меня не любит, был моим доброжелателем! Кто бы мог подумать, что он такой добрый?»

Следовательно, вы ещё не знаете, какой человек вас любит, а какой нет. Всё же должен прийти какой-нибудь ваш друг и сказать вам, кто вас любит; всё же должен прийти какой-нибудь ваш друг и сказать вам, что Бог вложил добро в вас, а вы должны только проявить его. А раз вы знаете это, то, как только придёт к вам какое-нибудь желание, его нужно проявить или по закону Любви, или по закону Мудрости, или по закону Истины. Вот почему, если вы захотите взяться за какое-то дело, не отказывайтесь от своих желаний, но рассмотрите их внимательно, посмотрите, к какой категории они относятся. Если желание относится к Любви, отведите его к матери; если относится к Мудрости, отведите его к отцу; если относится к Истине, отведите его к брату или к сестре. Каждый должен знать, куда отвести своё желание: к своей матери, к своему отцу или к своему брату или сестре. Другими словами: каждый должен знать, относится ли его желание к закону Любви, к закону Мудрости или к закону Истины. Всякое желание, которое относится к одному из этих законов, – естественное желание. Если не относится ни к одному из них, то это желание – неестественное. 

Итак, имейте ввиду, что наука очищения сознания только сейчас зарождается. Человек только сейчас начинает очищать своё сознание, но когда-нибудь он дойдёт до полного прояснения, до полного просветления сознания. Нелегко очищать сознание! Смена сознания, то есть очищение сознания, представляет собой одну из величайших и прекрасных наук. Вы спрашиваете: «Как можно очистить своё сознание?» Очищать сознание – это значит начать работать слугой на чужом винограднике, перекопать его, очистить от сорняков, засадить и потом только собрать урожай. У вас нет своего виноградника, но вы нанимаетесь работником к какому-нибудь хозяину, работаете у него на винограднике, пока не придёт время собирать виноград. В день сбора винограда вы будете снимать грозди, складывать их в корзину и есть даром сколько хотите и с какой угодно грозди. Хозяин этого не запретит. 

Следовательно, каков закон обработки, очищения и сбора винограда, таков же закон и очищения сознания. Если ты хочешь очистить своё сознание, начни работать слугой у какого-нибудь хозяина на винограднике: вскапывай его, перекапывай, очищай – и в один прекрасный день соберёшь урожай. Ты наполнишь корзины для своего хозяина, отставишь их в сторону; а то, что съешь в винограднике, – это твоё. Вечером, когда будешь уходить, хозяин тебе заплатит. Плата – это опыт, который ты приобрёл, а виноград, который ты ел в течение всего дня, – это истинная прибыль. Кто-то говорит: «Сегодня я заработал несколько левов». – Ничего ты не заработал, только зря время потерял. Истинная прибыль заключается в том, что ты ел на винограднике. Итак, – в процессе очищения сознания – к какому бы учителю вы ни пошли, сначала он пригласит вас поработать на своём винограднике, очистить его, и потом в день сбора вы отведаете его винограда. Ни один учитель не наполнит вам корзину виноградом, но скажет: «Пока вы на винограднике, ешьте сколько хотите». Есть учителя, которые могут наполнить вам по корзине винограда для дома, но в этом случае вы должны быть развитыми. Итак, все вы должны научиться правильно мыслить. Если у вас есть какие-то трудности или страдания, пойдите на виноградник к чужому человеку, перекопайте его, очистите и в день сбора винограда ешьте, сколько хотите. И когда будете есть этот виноград, вы будете счастливы. У многих появляется желание завести свой виноградник. Они говорят: «Свой виноградник – это другое дело. Ешь, когда хочешь, сколько хочешь и от какой захочешь грозди». Нет, в первую очередь, вы должны изучить следующий закон: всё, что вы понимаете, ваше; всё, чего не понимаете, не ваше. В понимании состоит различие между вашими и чужими делами. Когда вы идёте собирать виноград, вы говорите: «Надо наполнить корзины как следует, чтобы и на завтра было». Нет, пока вы на винограднике, ешьте, сколько сможете! Завтра опять пойдёте собирать виноград. Если вы в духовном мире и захотите винограда, вам нужно будет подняться в горы, где каждый день собирают виноград. Не думайте о завтрашнем дне. В духовном мире свежий виноград есть каждый день, и если ты работаешь там, можешь его есть. Вечером ты вернёшься в свой дом, уже имея опыт, – плату за свой труд. Кто-то скажет: «Не хочу работать на винограднике, не хочу собирать виноград». – Если не хочешь собирать виноград, то и радости у тебя не будет. Христос говорит: «Если хочешь работать на чужом винограднике, собирать виноград, ты должен найти бедного, обнищавшего человека и сделать ему добро». Ты не знаешь, кто этот бедный человек. Быть может, он какой-нибудь святой, хотя и оборван, и бос и гол. Если сделаешь ему добро, ты многому научишься у него. Рассказывают об одном американском профессоре богословия следующий случай. Как-то он пал духом, полностью разочаровался в себе, в своей науке и говорит: «Вот уже столько лет я читаю лекции в университете, но ничего не достиг». Его друг, увидев своего приятеля в таком состоянии, послал его к бедной больной вдове, которая целых двенадцать лет не вставала с постели. Он пришёл к ней, поговорил с нею и, когда вышел из её дома, сказал: «Эта бедная, больная вдова со своей постели прочитала мне такие лекции, каких я никогда не мог прочесть своим студентам. Я многое узнал от неё. Она пролежала больной в постели целых двенадцать лет, но то, что она изучила, она знает как следует. Я ободрился благодаря ей, я понял, что значит работать на винограднике, полном винограда». С этого дня профессор богословия каждую неделю приходил к бедной женщине, работал на её винограднике и всегда что-нибудь приносил ей. 

Я говорю: все вы должны ходить к людям, которые внешне несчастны, а внутренне – счастливы. Таких людей мы называем святыми. Сейчас я и вам желаю быть внешне несчастными, а внутренне счастливыми. 

Лекция, которую я вам прочитал этим утром, осталась немного непонятной вам, поскольку туман не рассеялся в течение всего времени. Это показывает, что понимания у вас мало.

31 июля 1931 года, 
5 часов утра.









Comments