Старые украшения 1931-0713-0-SU

СТАРЫЕ УКРАШЕНИЯ


Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"
по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ, 
дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931    ( PDF)
Старите накити



13.07.1931 г. 
Семь озер
05 ч.у.

Современные люди должны беречься одной слабости – священной лени. Встречаете вы бедного человека и восхищаетесь им: он работящий, прилежный, ни на кого не рассчитывает. Но как только этот человек разбогатеет, он сразу же расслабляется и предаётся лени. Лень пробивает себе дорогу и в духовной жизни человека. Когда человек вступает на духовный путь, первое время он молится Богу, работает, помогает ближним своим. Как только разбогатеет, он перестаёт молиться, работает мало и при этом говорит: «Теперь пускай другие молятся. Я уже достаточно молился и работал». Именно такое положение – самое опасное для человека. Я считаю, что духовный человек должен работать больше всех. Это означает, что богатый должен работать больше бедного, здоровый должен работать больше больного. Богатый человек представляет собой здорового, а бедный – больного. Вот почему богатый, то есть здоровый, должен работать больше бедного, то есть больного. А как сейчас? – В точности наоборот. Бедный, больной работают больше, а богатый, здоровый, работают меньше.

Я спрашиваю: в чём причина такой ненормальности в жизни? – Лень. Когда лень хватает богатого человека, она кладёт ему на ноги какие-нибудь тяжести, делает укол в спину или куда-нибудь ещё и говорит: «Видишь, у тебя нога опухла? Как ты будешь работать с такой ногой? Ляг, отдохни, пока совсем не выздоровеешь. Есть ещё время, потом поработаешь». Другому говорит: «Посмотри, какие у тебя боли в спине! Знаешь, какие могут быть последствия от этих болей? Побереги себя, не работай, отдыхай! Когда пройдут боли, тогда будешь работать». Это всё выдумки дьявола, который хочет создать себе удобную жизнь в доме человека. Нет, приобретает ли человек богатство, становится ли духовным, он должен рассчитывать на своё здоровье, уповать на Бога и ничего не бояться. Если в физической жизни человек боится, он должен знать, что в духовной жизни трудности серьёзней.

Сказано в Книге Бытия: «Земля была неустроенна и пуста, и тьма над ней». Следовательно, до создания неба и земли всё было хаосом, не устроено, не организовано. До того, как были созданы Солнце, Луна и звёзды, всюду была только тьма. Вот почему, когда человек встречает восход Солнца и радуется его свету, пусть помнит, что он ещё не закончил своей работы на земле. Почему? Потому что как до создания Солнца было много неустроенного, так и после его создания ещё много неустроенного и пустого. Сегодня Солнце светит именно для того, чтобы показать, что нам ещё нужно делать. Человек должен вернуться в своём сознании назад, к прошлому, дойти до реального мира, чтобы увидеть то, что происходило когда-то в физическом мире. Если он не дойдёт до этого реального мира, он ничего не сможет понять и в духовном мире.

Сейчас прочтите четвёртую главу первого послания к Коринфянам, в которой Апостол Павел говорит о том, что требуется от домостроителей Божьих тайн:

1. Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.
2. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8. Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
9. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12. и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13. хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19. но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20. ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

Одно из качеств домостроителя – быть верным. Не в том цель, чтобы грушевое дерево было большим или чтобы у него было много ветвей или листьев, но важно, чтобы оно приносило плоды, и плоды качественные. Значит, нас интересуют плоды груши. И человек интересен нам плодами, которые он даёт. Качеством истинного человека является доброта, а добро – плод любви. Добрый человек не сахар; если он будет сахаром, его съедят. Добрый человек не золото; если он будет золотом, его украдут. Добрый человек и не горящая свеча; если он будет горящей свечой, он сгорит. Это ряд контрастов, которые заставляют человека мыслить. Может ли человек обойтись без сахара? – Может. А без золота может? – Может. А без свечи может? – И без свечи может. Сахар, золото, свеча – это всё человеческие изобретения, без которых можно жить. Вы спрашиваете: «Как можно ходить в темноте без свечи?» – Да, современные люди не могут ходить вечером без свечи, но есть существа, которые ходят в темноте без свечи. У них есть свой собственный свет, с помощью которого они ориентируются в темноте.

Сейчас перейдём к внутренней стороне вопроса. Когда человек зависим от условий, он уповает на свечу. Если его свеча сгорит, без неё он не сможет ходить в темноте. Чему можно уподобить свечу? У кого-то двести тысяч левов, вложенные в банк. Он на них рассчитывает, уповает и говорит: «Всё же у меня есть кое-что в банке, на что я могу рассчитывать». Эти деньги представляют собой его свечу, которая горит и помогает ему ходить вечером в темноте. И вдруг банк разоряется, то есть у этого человека свеча гаснет. Каково тогда его положение? Он оказывается в положении разорившегося торговца и не знает, что делать. Свеча, на которую он рассчитывал, сгорела. Теперь он уже не может ходить в темноте. Кто-то другой рассчитывает на свой дом, но начинается пожар и дом сгорает. И стоит этот человек в задумчивости, в печали; свеча его сгорела, и он не может ходить в темноте, на каждом шагу спотыкается и падает. Я не говорю, что можно жить без дома, но этот человек вложил в него все свои надежды, и теперь его жизнь потеряла смысл.

Вы спрашиваете: «Почему Господь допускает, чтобы свеча сгорала?» – Господь говорит: «Если ты хочешь, чтобы твоя свеча не сгорала, ты должен её сделать из материала, который не поддаётся огню. Возьми и сделай новую свечу». – «Но требуется много времени, много работы». – Да, если человек хочет сделать себе свечу, которая не сгорает, требуется не меньше пятнадцати-двадцати лет усиленной работы. Как сегодня делают свечи? Берут несколько цилиндрических форм, помещают в них фитили и сверху заливают растопленным салом. Чем больше сала, тем толще свеча. Одно важно для человека: через какие бы перемены он ни прошёл, он должен сохранять в себе качества, которые и на том, и на этом свете будут следовать за ним. Добро повсюду идёт с человеком, Божественное всегда идёт с человеком. То, что всегда идёт с человеком, – это его. То, что не идёт вместе с ним при всех условиях его жизни, это не его, это чужое. А чужое каждый может отнять. Следовательно, добро – только то, что всегда идёт с человеком. Никто не может отнять добро у человека, оно – его верный друг, его вечный спутник в жизни.

Я говорю: раз вы поднялись в горы, вы должны разумно использовать те блага, которые вам дают. Кто-то спрашивает: «Что мы будем делать завтра или послезавтра, когда спустимся с гор?» Если человек так спрашивает, это значит, что он рассчитывает на условия. Пока мы говорим «сегодня», «завтра», мы люди условий. Так что, когда вы говорите, что придёт время спускаться с гор, это можно уподобить тому, как вы слезаете с коня. И тогда это означает, что человек спрашивает: «Что я буду делать, когда слезу с коня?» – Когда ты слезешь с коня, тебе будет не лучше, чем на коне, но, по крайней мере, ты будешь рассчитывать на себя. Человек не должен уповать на условия, на дни и на подобные вещи. В Боге есть только один день. Следовательно, когда мы говорим о днях, мы должны подразумевать один день – только Божественный день. Например, вы видите ветку и говорите: «Эта ветка такого-то дерева». – Это неправильное рассуждение. Это ветка Божественного дерева, потому что есть только одно дерево в мире, а все остальные деревья – части этого великого Божественного дерева. Божественный день нельзя полностью спроецировать только в один день и он распределяется в множество дней. Если их собрать вместе, они будут содержать в себе весь материал Божественного дня. Следовательно, все дни вместе, как и Божественный день отдельно, выражают Истину в целом. Мы говорим «день» и «ночь», потому что есть восход и заход солнца. Если бы мы не видели солнца, существовал бы для нас день? Каково было бы положение человека, который видел бы солнце и вечером, когда для всех других существ оно уже зашло? Тогда этот человек жил бы в нескончаемом дне. Для него не существовало бы ночи, для него не было бы «вечером», «завтра», «послезавтра» и так далее. Куда бы ни обернулся этот человек, повсюду он видел бы солнце.

Многие говорят: «Мы верим». Верования некоторых людей временны, изменчивы, поскольку они верят только в то, что когда-то видели, или в то, что сегодня видят. Я спрашиваю: какая нужда в такой вере? Истинная вера относится к тому, чего ты никогда не видел и сегодня не видишь. Кто-то говорит, что потерял свою веру. Что значит потеря веры для человека? Потеря веры означает, что человек потерял условия видеть. Например, кто-то отправляется за границу, где живёт несколько лет вдали от своих близких. Он теряет веру в то, что придёт день, когда он увидит своих близких. Если он подумает, что увидится с ними, вера к нему вернётся. Видение – это процесс, который восстанавливает веру. Следовательно, вера – это сила, которая руководит человеком в его пути. Пока человек не видит, он должен идти с верой. Как только начнёт видеть, будет идти с знанием.

Раз мы пришли в горы, мы должны вставать рано, чтобы помолиться и поблагодарить Бога за все блага. Кому-то не хочется вставать рано, они хотят ещё полежать и находят себе ряд оправданий: что плохо себя чувствуют, что устали и тому подобное. Я спрашиваю: что вы будете делать, если вы слуга у какого-нибудь вспыльчивого хозяина, который хочет, чтобы вы начинали работу рано утром и вовремя? Будет он принимать во внимание ваше плохое самочувствие? Если вы проспите, он будет кричать, сердиться и, в конце концов, прогонит вас, сказав: «Такой слуга мне не нужен! Уходи, скатертью дорога!» Вы думаете, что в горах нет хозяев? И тут есть хозяева, и при том какие хозяева! Знаете, что могут сделать эти хозяева, когда разгневаются? Они сразу же пошлют громы, молнии, дождь, град, так что вы не будете знать, что делать, куда спрятаться. Дождь намочит вас как следует, а град может порвать ваши палатки. Эти хозяева вам скажут: «Ну-ка, убирайтесь отсюда! Такие слуги нам не нужны». Братья, которые пришли первыми, испытали на себе, что могут сделать эти хозяева в горах. Они послали громы, молнии, дождь и сказали братьям: «Поднимайтесь вверх!» При таких хозяевах человек становится очень смиренным. Эти хозяева сказали: «Когда сюда придут ваши братья и сёстры, вы их предупредите, чтобы они аккуратно выполняли свои обязанности, иначе мы их тоже намочим».

Завтра утром пойдём на пятое озеро, на Быбрек1, посмотрим, отличается ли его вода от прошлогодней. Утром в четыре часа все должны быть на ногах. Снимите с себя все украшения, все наряды! Под словом «украшения» я понимаю недуги в человеке. Болит у тебя нога, скажи себе: «Такого украшения мне не нужно!» Болит у тебя ухо, скажи: «Такого украшения мне не нужно!» Если у тебя что-то не так, скажи: «Такого украшения мне не нужно!» Оставьте все украшения дома, выходите на чистый воздух без всяких украшений. – «Не могу думать». – Сними и это украшение. Освобождаясь постепенно от своих украшений, отбросьте их в сторону и оставьте только Божественное, что следует за вами повсюду. Если вы в плохом настроении, подождите, пока придут слуги и исправят ваше настроение, но пока они придут, пройдёт весь день. Если вы впадёте в мрачное настроение, в плохое состояние духа, скажите себе: «Вряд ли сегодня придут мои слуги, лучше уж я сам попробую изменить своё состояние, то есть снять с себя украшения. Вот утро уже прошло, и так весь остальной день пройдёт». Как только человек начинает что-то делать, его состояние меняется.

Итак, чтобы человек освободился от священной лени, он должен сделать усилие и начать работать. Нет ничего лучше для человека, чем служение. Здесь у вас благоприятные условия, чтобы работать, чтобы служить как себе, так и другим. Распределите своё время так, чтобы поработать для себя, для своих ближних и для Бога. Иначе говоря: часть времени отдайте уму, часть времени – сердцу и часть времени – телу. Или часть времени используйте для духа, часть – для души и часть – для самих себя. Пусть каждый распределит своё время, как он считает нужным. Любая работа, которую вы делаете, должна иметь отношение и к физическому, и к духовному, и к Божественному миру.

Сегодня дам вам для чтения пятьдесят пятую главу Исайи, пятый стих: «Вот, ты призовёшь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к Тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя».

Четвёртая беседа Учителя.
13 июля 1931 года,
5 часов утра.

_____________________.

1. Пятое озеро из семи Рильских озёр называется Быбрек, что в переводе с болгарского означает «почка», потому что по форме оно напоминает человеческую почку. Учитель дал ему название Маха-Бур.



Comments