Уход и возвращение 1931 0821 0 SU


УХОД И ВОЗВРАЩЕНИЕ 

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя" 
по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ, 
дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г." 


21 августа 1931 года, 
5 часов утра.



Сейчас я дам несколько объяснений понятия «наука». Первый элемент науки заключается в примирении двух противоположностей, двух контрастов или двух противоречий. Если они примирятся, это значит, что между ними нашлись две точки соприкосновения. Если не найдётся двух точек соприкосновения, тогда это равносильно такому положению, когда человек ходит по заколдованному кругу или вокруг дома, дверь которого заперта, или вокруг книги, язык которой ему непонятен.

Второй элемент науки определяет направление человеческого движения. Без этого элемента науки человек очень легко может потерять свой путь. Значит, этот элемент науки в состоянии дать ориентиры человеку на его пути и послужить ему компасом в его движении. Современные люди ориентируются по звёздам. Моряки же ориентируются в основном по Полярной звезде. Четыре стороны света показывают четыре пути, по которым может двигаться человек. Север – это направление или путь, который ведёт к Истине. Слово «север» должно вызывать в уме человека идею Истины. Когда говорят о востоке – это преходящее место. Почему? – Потому что в течение года солнце не всегда восходит в одной и той же точке. Говорят, что Солнце восходит на востоке, но где этот восток, неизвестно. Солнце восходит во многих точках, а не в одной. Люди примерно знают направление, в котором восходит солнце, но в каком точно градусе оно восходит каждый день, они не знают. Кто хочет точно определить точки, в которых восходит солнце, должен посвятить изучению этого целый год. Хорошо бы каждому для себя начертить кривую линию, которую образует восход солнца в течение года. Вы скажете: «Что, у нас мало дел, чтобы ещё чертить путь солнца? Даже если начертим, что мы от этого получим?» Я говорю: вы знаете, что ничего не получите, но не знаете, что потеряете. Было бы лучше, если бы вы знали, что потеряете и не знали, что получите. Сейчас вы находитесь в положении ленивого ученика, который говорит: «Ну что я получу от того, что выучу уроки?» Хороший ученик должен сказать: «Я знаю, что потеряю, если не выучу уроков, но не знаю, что получу, если выучу». Если ученик не учит своих уроков, он получит единицу, и, чтобы её исправить, ему придётся работать целый год. Эта единица должна повернуться вниз, образовать кружочек, чтобы превратиться в шестёрку. Нелегко человеку превратить единицу в шестерку1. Чтобы достичь этого, чтобы это понять, глаза его должны открыться. Кривая линия представляет собой трудности и несчастья в жизни.

Итак, не столь важно человеку знать, откуда восходит солнце, сколь важно знать точку, на которую он может ориентироваться в своём движении. Эта точка представляет собой истину. Пока человек не дойдёт до этой истины, он будет подвергаться ряду страданий и несчастий. Незнание истины влечёт за собой незнание и себя, и других. Идёт кто-то к учителю, о котором думает, что он очень учёный человек, и говорит: «Этот учитель очень учёный, он закончил несколько факультетов, он много знает». Спрашиваю: знает ли этот человек положительно, насколько учён учитель, о котором он говорит? Он не знает, он только предполагает. Тогда он может об этом учителе утверждать и обратное. Он может сказать: «Этот учитель совсем невежественный, он ничего не знает». Спрашиваю: верно ли это утверждение? Если и первое, и второе утверждения неверны, то этот человек держится за два ложных утверждения. Чего добьётся человек, если соберёт два ложных утверждения в одном месте?

Представьте себе, что этот учитель послан из невидимого мира с великой миссией, что он связан с разумными существами на небе и на земле, что ему дана большая власть, и при этом обычный человек говорит о нём, что он совершенно невежественный. Знаете, что может произойти между учителем и обычным человеком? Слово «учитель» символизирует Божественное в человеке. Что человек получит от того, что войдёт в столкновение с Божественным в себе? Что происходит, когда дерево ссорится с огнём. В этой борьбе огонь побеждает, а деревья полностью исчезают. Какое бы дерево вы ни бросили в огонь, в конце концов, оно исчезнет, превратится в пепел. Любое дерево превращается в пепел при определённых условиях, а именно, когда не имеет в себе жизни, то есть когда не растёт, когда не развивается. Говоря другими словами, когда дерево не любит огня, оно превращается в пепел.

Когда я говорю об учителе, я не стремлюсь поддержать его авторитет, я поддерживаю авторитет Истины. Представьте себе, что вы идёте на книжный базар купить себе Библию. Сколько стоит эта Библия? Она стоит немного, но цена её заключается в её содержании, в том, что писали люди тысячи лет назад. То, что написано в Библии и до сих пор не потеряло своего значения. Следовательно, человек ценен, пока он представляет собой написанную книгу, которую люди могут читать в любое время. Пока человек в Истине, он – написанная книга, которую каждый может читать. Вне Истины он – ненаписанная книга без содержания и смысла. Если ты ненаписанная книга, это означает, что у тебя нет никаких достижений. Вот почему каждый должен стремиться стать написанной книгой, чтобы в нём была напечатана Истина. Жизнь человека имеет смысл только тогда, когда в его книге напечатана Истина. Тогда и для самого человека обретают смысл Бог, ангелы, святые, добрые и праведные люди, как и все живые существа, окружающие его. Истина – это богатство, здоровье и сила человека. Если у него есть богатство, здоровье и сила, всем людям он интересен. Богатый интересен людям своим богатством, здоровый интересен людям своим здоровьем, сильный – своей силой, умный – своим умом и так далее. Если человек теряет эти качества, он уже неинтересен людям. Если он теряет Истину, всё, написанное в его книге, стирается, и он становится белой чистой бумагой. Когда он доходит до такого положения, он впадает в отчаянье, хочет покончить с собой и говорит: «Моя жизнь пуста, я не вижу в ней никакого смысла».

Но когда человек впадает в отчаянье, разумные существа приходят к нему, открывают его чистую, ненаписанную ещё книгу и начинают писать в ней. Они пишут рукой страданий. Первое слово, которое они пишут – «хлеб». С этого момента человек начинает голодать. Он мучается день два, три, больше, пока не падёт духом, пока не отчается и не скажет: «Жизнь не имеет смысла, лучше покончить с собой, не хочу больше жить». Когда он скажет так, приходит хлеб, и человек говорит: «Имеет смысл жить!» Затем разумные существа пишут слово «вода». И как только напишут, человек начинает испытывать жажду, которая мучает, сжигает его. Проходит немного времени, и кто-нибудь приносит воду, человек утоляет свою жажду, освежает своё горло. Хлеб и вода – элементы жизни, которые поддерживают её, поэтому потребность в них надо непрерывно удовлетворять. Хлеб и вода – элементы, необходимые для реальной жизни. Если у вас нет этих элементов, вы падаете духом, отчаиваетесь и теряете смысл жизни. Кто-то может сказать, что есть и другие важные элементы, необходимые для поддержания жизни. Кто испытал нехватку хлеба или воды, тот понял, насколько они необходимы для жизни.

Я говорю: у всех людей есть хлеб и вода, и всё равно они считают себя несчастными, хотят чего-то ещё. Девушка говорит: «Как бы я была счастлива, если бы у меня было страусовое перо на шляпке». Девушка думает, что всё счастье заключается в этом пере. Юноша говорит: «Эх, если бы у меня были лакированные туфли, всё у меня пошло бы как надо». Другой хочет иметь красивые часы. Многие могут смеяться над желаниями этих людей, но они всё-таки вкладывают какую-то идею в свои желания. Есть люди с более высокими желаниями, они хотят найти в мире друга, на которого могли бы положиться и рассчитывать во всех случаях жизни. Раз они ищут такого друга, они могут его найти, но нужно искать во всех четырёх концах света. Человек может найти себе друга, только если знает Истину, если у него есть главный ориентир. Если у вас есть этот ориентир, вы найдёте себе друга. Некоторые проповедники говорят, что нужно спасти погибшие души. Нет, погибших душ не существует. Есть души, заблудившиеся на своём пути, но погибших душ нет. Слова «погибшие души» нужно перевести. Идея, содержащаяся в этих словах, неправильна. О душе можно сказать, что она отклонилась от своего пути или заблудилась, но нельзя сказать, что она погибла.

Вот почему человек Истины должен говорить только то, что верно. Он абсолютно не должен использовать ни белой, ни чёрной, ни сознательной, ни несознательной лжи. Любое слово, исходящее из его уст, должно содержать абсолютную истину. Вы спрашиваете: «Можно ли прожить без лжи? Раз уж человек пришёл на землю, он обязательно запачкается ложью, обязательно потянется на её запах». – Нет, человек может жить и без лжи. Пока человек живёт с ложью, он не добьётся доверия ни у людей, ни у животных. Когда птичка приближается к человеку, который пользуется ложью, у неё нет к нему доверия, и она улетает. Он предлагает ей зёрнышко, но она не приблизится к нему, она скажет: «Ты мне даёшь благо, но оно будет стоить мне жизни и свободы. За этим благом скрывается что-то иное». Я говорю: права эта птичка. Как тебе её убедить, что ты её не схватишь и не посадишь в клетку? Птичка не говорит, что вы её обманываете, но у неё нет к вам доверия, и она улетает. То же самое происходит и с людьми. Часто люди теряют доверие друг к другу, избегают встреч, сомневаются друг в друге и т.д.  Кто-то говорит: «Я полностью доверяю людям». Этот человек не говорит Истины. Почему? – Прежде всего, у него нет доверия к самому себе. Если нет доверия к себе, то не может быть и доверия к другим людям. У кого нет веры в себя, тот не может верить и в Бога. Человек не верит в Бога, а говорит, что верит людям. Это невозможно. Такую веру мы называем верованием, но это не та положительная вера, которая может творить чудеса.

Я говорю это с той целью, чтобы вы размышляли, чтобы воспринимали суть идей. Есть идеи, понимание которых так же необходимо, как вода необходима жаждущему путнику. Представьте себе, что человек был в пути четыре-пять дней, горло его пересохло от жажды, и он нигде не может найти воды. Наконец он видит колодец с чистой, хорошей водой, но у него нет ни ведра, ни верёвки. Смотрит он по сторонам, не знает, как достать воду, как утолить свою жажду. Спуститься в колодец он не может, колодец глубиной в десять метров. Ходит он вокруг колодца, мучается от жажды, но рядом нет ни одного живого человека. В какой-то момент он видит, что идёт человек к колодцу и несёт в руках ведро на верёвке. В данном случае самая важная вещь в жизни для жаждущего путника – это ведро и верёвка. Все другие вопросы: глубина колодца, каким способом он вырыт, его форма – остаются в стороне как второстепенные и маловажные. Существенное для жаждущего путника – это ведро и верёвка. С их помощью он решит задачу, которая его мучает.

Я говорю: если человек с верёвкой – ваш друг, вы будете рады, что встретили его. Он спасёт вас от большой жажды. Однако, если он ваш враг, вы не будете рады, потому что он может затянуть верёвку у вас на шее и вы, как груша, повиснете на дереве. Что будет с вами после этого? – Вы созреете. Тот, кто вас попробует, скажет: «Это хорошая груша». Но вы будете говорить: «Один я знаю, через какие страдания мне пришлось пройти, пока дошёл до такого положения. И чего я этим достиг? Люди радуются, пробуют меня, но я страдаю». Так что, груши – не что иное, как люди, повешенные на деревьях своими врагами. Эти груши проливали бесконечные слёзы, потому что прошли через самые тяжёлые условия жизни. Условия, тяжёлые для груш, приносят людям сладкие плоды. Когда люди радуются и получают удовольствие от вкусных плодов груши, это напоминает радость генерала, добывшего себе славу на поле боя. Он рубил головы, убивал людей и этими подвигами прославился. Все говорят о нём: «Молодец наш генерал, великий герой, заслуживает крест за храбрость! Даже история рассказывает о подвигах этого генерала!» Но проповедник говорит: «Жесток этот генерал!» Нет большей жестокости, чем рубить людям головы. Велики страдания тех, кого настигла сабля генерала. Я спрашиваю: чего, в конце концов, добился генерал, срубив множество неприятельских голов? Он навлёк на себя страдания как последствия насилия, которым он пользовался.

Вы говорите: «Такого насилия у нас не существует. Мы никогда не станем рубить людям головы». Я спрашиваю: когда вы сгоняете человека с его места, желая сами занять это место, разве это не равносильно отсечению головы? Когда вы убиваете благородные чувства человека, разве вы не отсекаете ему головы? Когда вы противодействуете добрым стремлениям человека, разве вы не отсекаете ему головы? В некоторых вопросах современные люди придерживаются почти животной морали, они говорят о ком-то: «Этот человек вреден для общества, отрубим ему голову». Я спрашиваю: вы знаете, что представляет собой голова человека? Голова – это столица, где обитает дух человека. Следовательно, в мозгу обитает одно существо, в лёгких – другое, в сердце – третье. Эти существа отличаются друг от друга, вследствие чего мозг, лёгкие и сердце человека созданы по-разному. Вот почему каждый орган в человеческом организме – это нечто особое, отличное от других, а весь организм зависит от каждого органа в отдельности. Человек не может жить ни без мозга, ни без лёгких, ни без сердца, ни без других органов.

Итак, всё, о чём я вам говорю, представляет собой истины, положения, которые человек должен понимать. Если он их не понимает, лучше бы ему их не знать. Например, какая польза человеку знать, что какой-то святой сделал тысячи добрых дел, а какой-то грешник сделал тысячи злых дел? Но если вы голодны и вам скажут, где есть хлеб, это знание будет вам значительно полезней, чем знание, что святой сделал много добра, а грешник – много зла. Значит, определённые истины или определённое знание нужно давать людям только тогда, когда оно им необходимо и когда они смогут использовать его разумно. Кому, например, нужно показывать свои деньги? Если пастух покажет свои деньги коровам, что они поймут? Они подойдут к деньгам, понюхают их и, когда поймут, что они не годятся для еды, отойдут в сторону. Но если пастух придёт в какую-нибудь бакалею и покажет деньги бакалейщику, тот сразу же станет учтив, готов на все услуги, предложит сахар, рис, муку – всё, чего пастух ни пожелает. Бакалейщик скажет: «Всё, что у меня в магазине, в вашем распоряжении». Магическая сила заключена в деньгах, они раскрывают сердца людей! Если у вас нет кошелька с деньгами, бакалейщик закроет дверь и скажет: «Господин, сегодня я продаю за деньги, бесплатно – завтра».

Сейчас я провожу параллель между Истиной и деньгами. Если в вас есть Истина, куда бы вы ни пошли, вы будете в положении человека с деньгами, которого бакалейщик встречает с открытым сердцем. Если вы несёте в себе Истину, к какому бы бакалейщику вы ни пошли, каждый в вашем распоряжении. Что означает слово «бакалейщик»? Это турецкое слово, оно означает: «бак» – смотри, «ал» – бери. Значит, бакалейщик – это человек, который сначала видит вещи и затем их берёт. Он умный человек. В ком есть Истина, тому повсюду открыта дорога. Все бакалейщики, то есть все умные люди, хорошо встречают его. Для тех, кто не несёт в себе Истины, все пути закрыты. Вы спрашиваете:
– Разве для этого человека нет милости?
– Нет, для человека, который не несёт в себе Истины, никакой милости не существует.
– Но нельзя ли этому человеку хотя бы дать кредит?
– И этого нельзя.
– Почему?
– В ком нет истины, тот подобен прокажённому. Что вы будете делать с этим человеком? Примете в свой круг?

Все люди избегают прокажённого. Вы скажите, что любовь всё терпит. Так может говорить только тот, у кого нет этого опыта. От прокажённого исходит такой смрад, что никто не может его вынести. Его немедленно нужно отделить от здоровых людей. Принять его в свою среду, значит сойти в ад и помогать дьяволу, содействовать ему. Это невозможно. Может ли курица прийти к лисицам и помогать им? И это невозможно. Насколько возможно человеку сойти в ад и помогать дьяволу, настолько же возможно курице помогать лисице. Если курица возьмётся за такое дело, с ней всё будет кончено, ничего не останется от её одежды.

Следовательно, без истины жизни не существует. Вот почему у всех должно появиться желание обрести Истину. Те, кто обретёт Истину, разбогатеют, и у них будут условия учиться. Богатство, знание, сила оправдываются только тогда, когда человек несёт в себе Истину. Любовь, мудрость оправдываются только тогда, когда человек несёт в себе Истину. Кто не несёт в себе Истины, у того нет никакой любви, никакой мудрости. Это максимы2, которые в жизни подтверждаются каждый день. Если в вас нет Истины, ничего другого у вас не будет: ни богатства, ни знаний, ни силы, ни любви, ни мудрости…

Сейчас вы поняли, что такое Истина? Одни скажут, что поняли, другие скажут, что не поняли. Но и те, и другие должны знать следующее: об Истине нельзя философствовать, она такая вещь, которую нельзя и не нужно понимать. Одно нужно знать: Истина необходима душе. Так что, если кто-то говорит, что жизнь не имеет смысла, он хочет этим сказать, что без Истины жизнь не имеет смысла. Кто не имеет в себе Истины, тот не может стать ни учителем, ни учеником. От такого человека нельзя ожидать никаких достижений. В ком есть Истина, тот всего может достичь. Вот почему стремление человека к Истине – вечный, непрерывный процесс. Когда Христос сказал, что Истина сделает людей свободными, Он имел в виду их стремление к Истине, к познанию Бога. Только свободный человек несёт в себе Истину, только свободный человек знает Бога. В этом состоит скрытая мысль стиха: «Истина сделает вас свободными». Для человека Истины всё возможно, а для человека, в котором нет Истины, всё потеряно. Говоря другими словами, Истина делает человека молодым, красивым, сильным. Без Истины он легко стареет, дурнеет, слабеет.

Я говорю: у всех людей есть внутреннее стремление к Истине, но когда они не могут её достичь, они изображают из себя то, чем не являются. Кого бы ни изображал из себя человек, но пока не нашёл Истины, он – ничто. Как только найдёт Истину, он может уже изображать из себя, что хочет. Почему? – Потому что сама по себе Истина священна, и она вносит в человека всё самое возвышенное и благородное. Кто не нашёл Истины, тот – пустая голова, которая только бренчит. Этот человек может закончить несколько факультетов, может говорить о Боге, об ангелах, о святых, но сам не может сделать ничего. Он – кимвал3 бренчащий. Чтобы убедиться, что это так, вы можете проделать следующий опыт: предложите этому человеку вылечить прыщ у кого-нибудь на руке. Если он станет советовать пойти к тому или иному врачу, вы поймёте, насколько его слова проверены, насколько этот человек знает Истину. Пока люди где-то ищут врачей, учителей по чьей-либо рекомендации, они не могут достичь Истины и не могут быть свободными.

Сейчас, когда я говорю, что вы или другие люди не могут быть свободными без Истины, я не имею в виду их души, поскольку все они имеют псевдонимы. Так что, когда я говорю о вас, я не указываю на тех, чьи имена записаны в Божественном мире, я имею в виду ваши псевдонимы. Ни один человек не носит своего истинного имени, под которым он записан в Божественной книге. Говорит кто-то: «Меня зовут Иван Стоянов». Я спрашиваю: когда ты родился Иваном Стояновым? Знаете, сколько Иванов Стояновых на земле? Иван Стоянов не один. Если, действительно, ваше истинное имя Иван Стоянов, тогда в мире должен быть только один Иван Стоянов. А на самом деле как? Точно так же кто-то говорит: «Я – христианин» или «я – верующий». Я говорю: если ты действительно христианин, других христиан не должно быть. Если ты действительно верующий, других верующих не должно быть. Поясню свою мысль. Когда я говорю, что в мире существует только один христианин или только один верующий, я имею в виду, что этот христианин или этот верующий – истинный выразитель Христова учения, поэтому все остальные христиане должны понимать друг друга. А так ли это сегодня? Сегодня христианин не понимает христианина и верующий не понимает верующего. Современные люди постоянно спрашивают: «Какая у тебя вера?» Значит, у каждого человека своя особая вера.

Я говорю: в мире существует один христианин, одно «Верую», одно солнце, одна Истина. Если современные люди несвободны, это результат того факта, что они признают различные виды христиан, различные виды веры, множество солнц и тому подобное. Нет, солнце жизни – одно. Истина – одна, и это такая Истина, которая делает людей свободными и даёт им ключи к решению самых трудных вопросов. Вы спрашиваете, что такое Истина? Истина – отвлечённая идея, словами её нельзя объяснить. Кто хочет знать, что такое Истина, тому я скажу: иди со мной и смотри! Кто дойдёт до Истины, тот не может вернуться назад к людям, у него не может быть с ними тех же отношений, какие были раньше. Как дерево, горевшее в огне и превратившееся в пепел, не может вернуться к деревьям и восстановить с ними прошлые отношения, так и человек, который ходил к Истине и видел её, не может вернуться назад к людям. В этом смысле Истина опасна для любого, кто идёт к ней, не подготовившись. Почему? – Потому что она отнимет у него то, в чём он нуждается.

Я говорю: страшна Истина для неподготовленного человека! Современная культура боится Истины, потому что Истина её растопит и от неё ничего не останется. Все люди боятся Истины, избегают её. Почему? – Потому что у них обычный взгляд на жизнь, то есть все ищут лёгкого пути – жизни без страданий. Но как бы они ни жили, в конце концов, они всё равно придут к Истине. Есть способ каждому прийти к Истине и вернуться назад. Славно возвращение человека от Истины! Это возвращение будет полно радости и веселья. Почему? – Потому что человек идёт к ней больным и старым, а возвращается здоровым, молодым, сильным, богатым, красивым. Тогда он скажет: «Я был болен, а теперь здоров, был стар, а теперь молод, был уродлив, а теперь красив, был беден, а теперь богат». Это и подразумевается в стихе из Евангелия: «Был слеп, но прозрел». При таком положении каждый захочет пойти к Истине. Есть ситуация, когда человек идёт к Истине и не возвращается назад. Но есть и другая ситуация, когда человек идёт к Истине и возвращается назад. Возвращаться назад подразумевает возвращаться тем же путём, которым человек уже шёл. Нет, Истина не возвращает человека на тот путь, по которому он уже прошёл, потому что он ничего там не приобретёт. Истина снова возвращает человека на землю, но уже с новыми приобретениями, и заставляет его идти вперёд.

Так что, сейчас я хочу привести вас к Истине, от которой вы вернётесь на землю, чтобы сознательно идти вперёд. Когда человек найдёт Истину, он снова должен вернуться на землю к тем душам, которых он любит и которые его любят. Бывает, что люди, найдя Истину, не возвращаются на землю под тем предлогом, что у них иная миссия. А другие люди, найдя Истину, возвращаются на землю, чтобы помогать своим братьям. Я желал бы, чтобы и вы были из таких людей: чтобы нашли Истину и вернулись помогать тем, кто слабее вас. Прекрасна жизнь на земле, когда человек живёт сознательно и разумно! Когда человек говорит, что ему надоело жить, он имеет в виду что-то иное. Этим он хочет сказать, что у него нет денег, нет дома, что он в большой нужде. Если ему дать денег, дом, он обрадуется и скажет: «Имеет смысл жить на земле!» Завтра он потеряет деньги и дом и скажет: «Жизнь на земле не имеет смысла!» Пока есть мука в доме, легко жить, когда нет муки, трудно жить. Пока есть мир в государстве, весело жить, когда нет мира, тяжко жить. Пока школа даёт знания, ученики ходят в неё учиться, когда она перестаёт давать знание, ученики её оставляют.

И сейчас, говоря это, я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы не чувствовали себя подсудимыми. Многие чувствуют себя подсудимыми, идущими под конвоем в суд, где им зачитают приговор. Вы должны быть свободными и чувствовать себя в положении земледельца, который ожидает только плодов своего труда. Или вы должны быть в положении ученика, который завершил своё образование, сдал с успехом экзамены и сейчас ждёт получения диплома. Человек может обрести эту свободу только после того, как найдёт Истину. Только завершивший образование ученик может понять Истину, подсудимый не может её понять. На скамье подсудимых или в тюрьме человек поймёт законы государства, в котором живёт, он узнает ограничивающие условия жизни, но Истины не поймёт. Когда человека выпустят из тюрьмы, он уже понимает Истину. Пока человек в аду, он не понимает Истины; выйдя оттуда, он пойдёт на небо, где найдёт Истину. Пока человек вне закона Любви, он ещё ищет Истину; если он живёт в законе Любви, он уже нашёл Истину. Значит, Истина существует в законе Любви и Мудрости, вне их Истины не существует.

Многие из вас говорят: «Я – взрослый человек, мне сорок пять лет, я многое пережил». Этим они хотят добавить себе веса. А молодой говорит: «Я – молод, силён, полон жизни, энергии». Я говорю: в пути Истины ни годы, ни сила не играют никакой роли. Человек может нести на спине сорок пять килограммов песка, а может нести только один килограмм золота. Что из них важнее? – Золото. Человек может нести в пустыне мешок денег, а может нести только одну буханку хлеба и одну бутылку воды. Что важнее? – Хлеб и вода в пустыне важнее и нужнее денег. Следовательно, момент определяет ценность всего. Есть моменты, которые ценны сейчас, а не в будущем. Ценность предметов выражается не в одном только весе. Иногда очень лёгкие предметы особенно ценны и важны. Например, несёте вы в руке килограмм хлеба. Но вам приятно и вы разговариваете с ним, как с живым существом. И уже по дороге у вас появляется желание поесть хлеба, попробовать его, утолить свой голод.

Сейчас я не говорю о сухой истине, об истине без Любви, без Мудрости, без света, без правды, без кротости, без воздержания, вообще без добродетелей; я говорю об Истине, полной добродетелей, я говорю об Истине, которая несёт свободу всем. Все люди ищут особый метод работы, особый способ чего-то достичь. Я говорю: кто исполняет Божью волю, тот сам найдёт этот метод и в скором времени закончит свою работу. Кто не исполняет Божьей воли, тот долгое время будет блуждать, будет ходить вокруг да около, пока, в конце концов, не найдёт правильного способа работы. Если вы хотите быстрых результатов, прежде всего вы должны думать, чувствовать и поступать правильно. Когда человек впадает в тяжкое, плохое состояние, в котором его мысль помрачается, а чувства грубеют, пусть проделает следующее упражнение: поставить ладони друг против друга так, чтобы кончики пальцев соприкасались. Левая рука скользит по правой ладони до конца кисти, после чего разворачивается под прямым углом к правой руке, не прерывая движения. Правая рука опускается на левую руку, при этом обе руки лежат горизонтально. Сейчас правая рука движется, скользит по левой руке до кончика среднего пальца. В конце движения обе руки обращены ладонями друг к другу, как в начале упражнения. То же самое упражнение проделываем и правой рукой4.

Если вы проделаете несколько раз это упражнение, все плохие состояния уйдут от вас.

Давая это упражнение, вот на что хочу обратить ваше внимание: рука скользит, поворачивается и ложится на другую руку так, что движение не прерывается. Природа не любит прерываний. Любое прерывание движения влечёт за собой нарушения, исключения из гармонии природы. Эти нарушения можно исправить, гармонию природы можно восстановить, но для этого требуется много времени. Каждый может разорвать верёвку, но не каждый может её восстановить. Требуются и время, и мастер, чтобы починить верёвку, восстановить её в первоначальном виде. Делая упражнения поочерёдно правой и левой рукой, вы поляризуетесь. Если будете соблюдать эти правила, вы увидите, что Божественная наука располагает рядом формул и, если их правильно выполнить, они произведут большие преобразования в человеке. Если человек применит эти формулы, он легко помолодеет. Это может произойти в один день, но сегодня ещё не время мгновенно молодеть. В природе для всего есть своё определённое время.

Что подразумевается под словами «ещё не время молодеть»? Представьте себе, что суровой, лютой зимой у кого-то появится желание пойти в сад и нарвать с деревьев зрелых плодов. Сможет он нарвать зрелых плодов? – Не сможет. Что он тогда должен делать? Должен подождать, когда наступит лето, плоды созреют, и тогда он нарвёт их, сколько хочет. Для человека важно иметь желания, а их реализация произойдёт точно в определённое для них время. Это и означает жить человеку в Божественном мире и поступать сообразно с Божьими путями. Никто не может заставить Бога идти по его путям. Бог думал и думает до нас, а мы идём за Ним. Следовательно, кто мыслит и идёт за Богом, тот не может изменить Его плана. Придёт день, когда вы будете правильно использовать Божественные формулы, и они мгновенно окажут своё влияние на вас. Если вы употребите формулу молодости, вы мгновенно станете молодыми, после этого вы посмотрите в зеркало и обрадуетесь. Когда вы дойдёте до такого положения, что сможете пользоваться этими формулами, вы перейдёте из детства в зрелый возраст. Это и подразумевал апостол Павел, говоря: «Когда я был младенцем, то по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал взрослым, то оставил младенческое». Кто оставляет младенчество? Только тот оставляет младенчество, кто идёт Божественными путями. Пока человек ещё дитя, он говорит: «Это невозможно, то невозможно», но когда станет взрослым и вступит на Божественные пути, невозможное станет для него возможным, и он будет радостен и весел.

Итак, для каждого человека настанет день, когда он пойдёт Божественными путями, но каждому потребуется разный период времени: одному нужно для этого два дня, другому – три дня, третьему – четыре дня и так далее. Важно, однако, чтобы уже сегодня каждый понял, что такое Истина. Я проповедую ту Истину, которая может дать человеку всё, чего его душа пожелает. Я проповедую ту Истину, которая несёт свободу, а не ограничения, и такую, что человек, придя к ней, сам пожелает вернуться и помогать своим братьям. Все Божественные желания реализуются именно в этой Истине. Она даёт возможность человеку реализовать те желания, которые являются потребностями его души. Все другие желания, оставшиеся от прошлых веков, она отбросит как ненужные, как чуждые его душе. Когда вы реализуете желания вашей души, вы станете радостны и блаженны, жизнь ваша обретёт смысл, и чего бы вы ни пожелали, всё сможете сделать, лишь бы это желание было разумным. Когда маленький ребёнок делает то, что соответствует его возрасту, это разумно. Если он делает то, что не соответствует его возрасту, это глупо. Когда взрослый делает то, что соответствует его возрасту, это разумно. Всё, что соответствует данной ситуации, – на своём месте. С этой целью каждый должен думать, чувствовать и действовать правильно.

Сейчас я говорю и вижу, что некоторые беспокоятся, смотрят на часы, думают, как бы не опоздать. Они – чиновники, они под законом. Это подтверждает мысль, что только тот может понять Истину, кто свободен от внешних условий жизни. Другие же страдают от головной боли, от боли в животе, от нехватки денег и так далее. Эти люди также несвободны, вследствие чего и они не могут понять Истины. Они хотят понять Истину, но они не свободны, их что-то мучает. Раз так, эти люди должны сознательно работать, чтобы освободиться от ограничивающих условий тюрьмы. При этом каждый сам должен освободить себя. Если его освободит кто-то другой, он опять окажется в тюрьме. Если освободится сам, второй раз в тюрьму не попадёт. Кто попадает в тюрьму? – Слабый. Если сильный попадёт в тюрьму, он одним взмахом руки разобьёт двери, одним взмахом руки разобьёт решётки на окнах, одним только взглядом усыпит стражу, она уронит своё оружие, и те, кто в тюрьме, выйдут из неё. И тогда все скажут: «Уведите отсюда этого сильного человека, он не подходит для тюрьмы». – «Почему?» – «Потому что причинил нам массу неприятностей». Придёт день, когда двери всех тюрем откроются, решётки на окнах расколются и заключённым скажут: «Выходите, вы все свободны!» Кто это сделает? – Бог это сделает. Он даст распоряжение людям, которые в силах это сделать. Когда Болгария стала свободной, был издан приказ разрушить все турецкие крепости. И сразу же пришли люди исполнить этот приказ. Все приказы издаются в невидимом мире, а исполняются в физическом.

Пришло уже время всем современным людям стать носителями новых идей. Они должны воспринять и реализовать всё новое, что идёт из невидимого мира. От каждого человека требуется применение, а не только теория. Не то важно, что знает человек, а то важно, что он применяет. Многие американцы ездили в Индию посмотреть на чудеса, которые совершали индийские йоги, но сами они ничего не могут сделать. Какая им польза от того, что они знают, какие чудеса совершают йоги, когда они сами ничего не могут сделать? Если я могу открывать двери тюрьмы, я вот что сделаю: позову кого-нибудь с собой, и мы вместе пойдём в тюрьму. Уже издали я взмахну рукой – и стража у входа в тюрьму заснёт. Потом мы войдём внутрь – и все двери тюрьмы откроются. Заключённые получат свободу, и мы поговорим с ними. После этого они выйдут вместе с нами из тюрьмы, а в тюрьме останутся только спящие стражники. И когда они проснутся, они спросят: «А где же заключённые? Кто открыл двери и выпустил их?» Двери за нами снова закроются. И теперь человек, который был со мной, сможет рассказать людям, как открывать и закрывать двери тюрьмы, как выпускать заключённых на свободу и всё прочее. Но недостаточно только сказать, всё это нужно сделать. Иначе всё, о чём идёт речь, будет только сказкой из «Тысячи и одной ночи».

Вы говорите: «Господь всё может сделать». Что может сделать Господь – это одно, а что вы можете сделать – это другое. Для вас важно, что вы можете сделать. С этой целью начните с самых маленьких вещей, которые вы можете делать уже сейчас. Вот одна из таких маленьких вещей: берёте вы, например, Библию, открываете её и читаете. В этот момент муха садится вам на нос, вы теряете нить и не помните, в каком месте читали. Искусство состоит в том, чтобы, не теряя нить своей мысли, продолжать чтение и размышление. Вы можете махнуть рукой, согнать муху с носа и сразу после этого продолжить читать и размышлять. Или представьте себе, что учёный размышляет над какой-то идеей, но муха садится ему на нос, и в тот же момент он всё забывает. Что должен бы сделать этот человек? Если муха сядет ему на нос, он не должен обращать на неё внимания, он должен вести себя так, будто его ничто не беспокоит. Если он станет махать рукой, то вся его работа развалится. Поэтому считайте, что у вас на носу нет никакой мухи. Если вы взмахнёте рукой, чтобы прогнать муху, этим взмахом вы можете потратить столько энергии, что миллионы мух будут не в состоянии её выплатить. Эту энергию не надо расходовать напрасно, она необходима, и её нужно использовать к месту. Читает человек важную книгу, которая ему раскрывает Истину, но в этот момент на ум ему приходит мысль, как муха на нос садится, и прерывает всю его работу. Это мысль о пяти тысячах левов, которые ему должны. Он начинает беспокоиться об этих деньгах, но тем самым теряет возможность найти Истину. Если вы не хотите ничего терять, считайте, что никто вам ничего не должен. Если вы сможете сразу успокоиться, вы получите нечто большее, чем те деньги, которые вам должны. То, что вы получите от этой книги, в состоянии оплатить всё – оно бесценно. Если взмахнёте рукой, чтобы прогнать эту мысль, может быть, вы и получите эти пять тысяч левов, но больше потеряете. И после этого вы удивляетесь, почему у вас ничего не получается в жизни. Когда вы теряете что-то ценное, вы похожи на мать, потерявшую своего ребёнка. Долго потом она плачет, но потерянного не вернуть. И Давид совершил преступление, после которого у него родился ребёнок. Не прошло много времени – и ребёнок заболел и умер. Давид плакал всю ночь, молился Богу, но ребёнка спасти не удалось, он умер, ушёл на тот свет. Если уйдёт этот ребёнок, ждите второго. Вы скажете, что первый был ангелом. Даже если это так, ждите, когда придёт второй ангел. Первый ангел ушёл из-за преступления, которое вы совершили. Если вы хотите удержать при себе второго ангела, вы должны исправить свою ошибку. Ваши дети представляют собой ваши священные мысли и чувства, о них нужно заботиться, беречь их. Не давайте им умирать, то есть уходить в другой мир, не принеся своих плодов. Они должны жить! Вот и Христос ушёл на тот свет, но Он не умер, Он воскрес, чтобы дать жизнь другим. В таком смысле смерть оправдана. Итак, если человек умирает, чтобы воскреснуть, чтобы ожить заново, такая смерть уместна. Но если человек умирает и не воскресает, эта смерть неуместна.

Итак, сильный не умирает, он уходит и воскресает. Поэтому берегитесь бессилия! Работайте и не рассчитывайте только на Бога. У вас есть сады, поля, но вы не учились садоводству, не знаете, как возделывать поле, поэтому ищете работников, которые бы выполнили эту работу за вас. Вы ищете работников, но не находите, и ваши виноградники, поля, сады остаются невозделанными. Я говорю: ученик, который хочет идти путём Истины, должен знать, что первый и самый лучший работник на его полях и огородах – он сам. В этом заключается тайна жизни. Если человек думает, что другие люди должны работать на него, то есть возделывать его поля, он на ложном пути. Вы спрашиваете: «Разве не нужно помогать друг другу?» Я говорю: если помощники добровольно придут помочь, из любви к вам, это другое дело. Однако, самый лучший работник на поле – это хозяин поля. А этот хозяин – вы сами. Заметьте, этот закон действует и по отношению к Христу. До Христа Бог посылал на свою ниву своих слуг – пророков, святых, но они не смогли выполнить работу как должно. Наконец, Бог послал Своего Сына, чтобы Он выполнил работу. Как только Христос сошёл на землю, работники со всего неба соединились во Имя Его и выполнили начатую работу.

Вопрос о приходе Христа – это глубокий вопрос. Многие говорят, что Христос пришёл на землю, чтобы пострадать. Нет, приход Христа на землю – это не вопрос страданий. Страдание – вещь случайная, оно не может определять столь важный момент: схождение Христа на землю. Христос пришёл на землю, чтобы проявить славу Божью. Я спрашиваю: где те, кто распял Христа? Где Ирод, Пилат, Каиафа? Где римская империя? Всё исчезло, а результаты работы Христа остались. Все уменьшились, а Христос вырос. Так что, всё непотребное в вас, что символизируют Ирод, Пилат, Каиафа и римская империя, будет уменьшаться, исчезнет и останется только Божественное, чтобы расти и развиваться. А раз так, то человек должен рассчитывать на Божественное в себе. Но так ли это в сущности? Сегодня люди полагаются и рассчитывают на того, на этого и, в конце концов, они разочаровываются, и жизнь их теряет смысл. Действительно, тяжко их положение, но ещё тяжелее положение религиозных и духовных людей. Почему? Потому что они – ни для того, ни для этого мира. Для этого мира они не годятся, для того мира они не подготовлены и говорят: «Никто нас не понимает». Верно, никто вас не понимает, но разве вам необходимо, чтобы люди вас понимали? Если Бог вас понимает, стоит ли смущаться тем, что несколько человек вас не понимают? Почему вы не держите в своём уме мысль, что Бог вас понимает? Если Бог вас понимает, и если вы исполняете Его волю, ничто не должно вас смущать. Придут люди вас критиковать, осуждать, но только головы себе разобьют. Турки говорят: «Дай пьяному упасть, пусть разобьёт себе голову, а потом пойди, перевяжи её, чтобы он понял, что имеет дело с разумным человеком».

Сейчас у некоторых из вас появляется желание показать людям, кто они такие и на что способны. Кто хочет показать людям, что он представляет собой нечто особое, того мы пошлём в тюрьму, пусть усыпит стражу, откроет двери тюрьмы и выпустит заключённых на свободу. Итак, если вы что-то предлагаете, вы первыми должны это сами применить. Если вы не можете этого сделать, тогда не заставляйте людей преждевременно выходить из тюрьмы. Если вы не можете им помочь, скажите: «Братья, не спешите выходить, посидите ещё немного в тюрьме, пока не пройдёт определённое время».

Сегодня все люди говорят о спасении мира. Спрашиваю: каким способом нужно спасать мир – Божественным или человеческим? Если кто-то хочет спасти мир человеческим способом, сначала он должен сам себя спасти, сам себя освободить. От чего? – От недовольства, которое его мучает и разрушает. Встаёшь ты с утра в плохом настроении, не хочешь, чтобы тебя трогали. Или не хочешь чего-то делать, а делаешь, не хочешь говорить, а говоришь, и не можешь дать себе отчёт, почему всё это происходит.

Приведу вам один пример, чтобы вы увидели, почему у человека возникает такое состояние. Рассказывала мне одна сестра о своём опыте: сидит она и размышляет, но вдруг ей приходит на ум мысль покончить с собой, броситься в озеро или с какой-нибудь высокой вершины, не хочет она жить. Уже десять лет, как она подвизается на духовном пути, но обнаружила, что ничего не умеет делать, ничего из неё не вышло. Я говорю: это чужое состояние – какое-то существо из невидимого мира внушает тебе эти мысли. Таким способом оно хочет остановить тебя в твоём развитии. – «Что же тогда делать?» – Прикажи этому существу встать на колени, помолиться Богу, изменить своё отношение к Нему, к добрым людям и к своим братьям. Сестра так и сделала и через некоторое время приходит ко мне и говорит: «Я последовала вашему совету, и мне стало легче, я освободилась от этого чуждого влияния».

Я говорю: если вы впадёте в подобные состояния, знайте, что вы находитесь под влиянием какого-то чуждого существа, которое не исполнило Божьей воли, и, не умея себе помочь, оно ищет способ воздействовать на другие души, чтобы помешать им на их пути. Если вы хотите освободиться от таких существ, вы должны навязать им свою волю, учить их, как учителя. Одно из двух: либо вы станете для них учителем, либо они станут для вас учителями. Всякому вашему желанию, которое вам мешает, скажите: «Встань на колени и молись!» – Почему? – Потому что за всяким вашим желанием стоит отставшее в развитии существо, которое вы должны просвещать. Речь не о том, чтобы вы были грубыми, но вы должны быть справедливыми. Справедливость – язык природы. Каждая добродетель имеет свой особый язык: у Любви – один язык, у Мудрости – другой, у Истины – третий. Так что, язык соответствует той добродетели, о которой идёт речь.

Следовательно, если человек поймёт законы Любви, Мудрости, Истины, Правды и Добродетели, он поймёт, почему одни вещи происходят одним образом, а другие – совершенно особым образом. И поэтому, когда вы говорите, что Бог силён, что Он сам всё исправит, это верно, но и с вашей стороны требуются усилие, работа, применение вашей воли. Чтобы человек мог применить свою волю, прежде всего он должен освободиться от своего внутреннего страха. Иначе вы будете похожи на зайца с револьвером. Вооружился заяц двумя револьверами и пошёл спокойно по лесу, говоря: «Пусть кто угодно выступит против меня, мне не страшно – у меня с собой два револьвера». Только сказал он эти слова, как услышал какой-то шум в лесу. Бросил он револьверы в сторону и пустился бежать. Когда опасность миновала, он опять взял револьверы, надел кобуру и пошёл смело по лесу.

Вы говорите: «Мы должны быть смелыми, бесстрашными, добрыми». Да, это необходимо, потому что сегодняшний век переживает кризис, и чтобы его пройти, от всех требуется помогать друг другу. Кто ищет Истину, тот должен отказаться от любой критики, от любого сомнения. Это означает, что пока вы не вошли к человеку в дом, вы имеете право интересоваться, какие у него отец, мать, каково его состояние, как он живёт и прочее. Всё это время вы можете сомневаться, верно ли то, что о нём говорят. Но если вы вошли в его дом, любое сомнение, любую критику – в сторону. Вы уже перед самой истиной, незачем искать сведений на стороне. Тут уже излишни всякие сомнения и критика. Так что, если вы найдёте Бога, если войдёте в Его дом, вы должны сразу же определить своё отношение к Нему. Если вы были голодны, голы и без работы, а Бог вас накормил, одел и дал вам работу, нужно ли сомневаться в Нём? Вы спрашиваете: «А будет ли Бог и дальше так же относиться к нам?» Бог неизменен. Добро – всегда добро и оно не меняется. Бог всегда проявляет себя таким, как Он есть.

Я говорю: вы уже вошли в Божий дом и ждёте, что Бог проявит себя таким, как Он есть, а не таким, каким люди Его изображают. Вы сами, в соответствии со своими взглядами, проверите, каков Бог. Кто судит о Боге по своему внутреннему опыту, тому Бог открывает двери в Царство Божье и говорит: «Входи!» Кто не полагается на свой внутренний опыт, тот в тяжёлом состоянии, его постоянно беспокоит муха, которая садится ему то на нос, то на лоб, то на руку, то на какое-нибудь другое место. Когда муха садится на него, он взмахивает рукой, чтобы её прогнать, но тем самым теряет всё прекрасное в себе. Если муха села вам на нос, это первая ошибка, которую вы допустили в себя. Если вы махнёте рукой, чтобы прогнать муху, это вторая ошибка. Следовательно, не машите рукой, прогоняя муху, чтобы не потерять красивое в себе!

Так что, вы должны понять внутренний смысл слова «муха». Муха представляет собой страдание, которое садится вам на нос, и если вы махнёте на него рукой, чтобы прогнать, значит, вы не поняли глубокого смысла этого страдания. Кто понимает смысл страдания, тот оставит муху на своём носу, пока она сама не улетит; а он в это время будет учиться. Значит, муха представляет собой страдания или искушения в жизни. Разумный человек легко справляется с ними. Один русский святой подвергся большому искушению, его искушала красивая, но легкомысленная девушка, тоже русская. Однажды она поспорила со своими приятелями, что сможет соблазнить святого, о чистоте которого в той местности, где он подвизался, рассказывали все. Как-то вечером они отправились всей компанией к монастырю, где жил святой. Ночь была тёмная, холодная, снега по колено. Она подошла к окну, тихо постучала и сказала: «Прошу вас, я путница, потеряла дорогу, не могу вернуться домой. Кругом страшная буря, метель, я совсем замёрзла. Пустите меня в свою келью, потому что я могу погибнуть здесь. Ради Бога, помогите мне!» Он открыл ей, но был удивлён: перед ним стояла не замёрзшая несчастная путница, а красивая, здоровая девушка. Она сразу же бросилась к нему, стала его обнимать, но он тихо отстранился от неё и предложил ей сесть. Затем он зажёг свечу и положил палец в огонь. Девушка внимательно следила за тем, что делал святой, она была поражена, ей стало стыдно, когда она услышала, как палец святого жарится и трещит в пламени свечи. Она упала на колени перед ним и начала просить прощения за свой низкий поступок. В этот момент в ней произошёл полный внутренний переворот, и она решила изменить свою жизнь. Она вышла на улицу и сказала своим приятелям: «Я решила покончить со своей легковесной, порочной жизнью. Палец меня спас». Когда святой положил палец в огонь свечи, этим он хотел ей сказать: «Как горит мой палец, так сгорит и твоя жизнь». Она поняла этот язык и мгновенно отказалась от своей порочной жизни.

Итак, не искушайте Господа! Если вы Его искушаете, Он положит палец в огонь свечи и палец сгорит. Тяжко вам будет, если вы позволите этому пальцу сгореть! Если же вы сразу опомнитесь, вы спасены. Этим Бог хочет сказать людям: «Как Мой палец горит и жарится на огне, так и ваша жизнь уйдёт, сгорит, превратится в прах и пепел, если вы вовремя не опомнитесь». Вы спрашиваете: «Что стало с пальцем святого?» – Раз красивая девушка вернулась на правильный путь, то и палец святого выздоровел. Он не думал о себе, но захотел дать хороший урок этой красавице. Он сказал себе: «Пусть сгорит один из моих пальцев, но, по крайней мере, я дам хороший урок заблудшей душе, чтобы она спаслась и вернулась на путь Истины».

Я говорю: сегодня день, когда решается вопрос об Истине, – найдёте вы Истину или нет. Если вы найдёте Истину, она сделает вас внутренне абсолютно свободными. Как только станете свободными, вы начнёте помогать освободиться и тем, кто младше вас. Как святой спас одну душу тем, что сжёг свой палец, так и вы можете Истиной в себе помогать младшим. Если бы святой не положил пальца в огонь горящей свечи, он бы не спас этой души. Если бы Христос испугался четырёх гвоздей и копья, которым Его кололи в грудь, Он бы не спас ни одной души и от Его имени не осталось бы даже упоминания. Христос был готов вынести много больше, чем эти четыре гвоздя, копьё и крест. За Истину Он был готов на всё. Христос нёс крест только до определённого места, а затем сказал: «Этого достаточно. Дальше вы сами можете его нести». Этим он хотел сказать: «Как я несу этот крест, так и вы несите его». Многие думают, что Христос устал, упал под тяжестью креста и поэтому дал другим его нести. Нет, Христос был сильным, Он мог нести свой крест до конца, но оставил другим нести этот крест, чтобы показать человечеству, что его ожидает. Герой тот, кто может выдержать четыре гвоздя и копьё. Именно в таких героях нуждается мир. При таком понимании, страдания приходят, чтобы сделать человека сильным, чтобы он легко переносил испытания в жизни и сказал бы, как Христос: «Господи, в руки Твои предаю дух Мой». Если вы так скажете, больше вы ни о чём не должны сожалеть.

Современные люди ожидают, что Христос их спасёт, избавит от страданий. Но если Христос придёт к ним, Он им скажет: «И вы живите, как Я. Я страдал, и вы страдайте. Такова воля нашего Отца!» Христос был распят на кресте, страдания его были непродолжительны, но интенсивны. Как Он выдержал всё, так и вы должны быть героями и всё выдержать. Вы можете вздыхать, плакать, но для вас важно выдержать страдания. Многие говорят, что у них слишком много страданий, чтобы их выдержать. Важно не то, что они говорят, но то, как они переносят страдания. Если к вам придут страдания, скажите, как Христос: «Господи, в руки Твои предаю дух Мой».

Спрашиваю: если Бог с нами, кто может быть против нас? И если Бог нас испытывает, значит, Он имеет в виду какую-то великую цель, поэтому мы должны сказать: «Да будет благословенно Имя Божье!» Когда Христос был на земле, и Он проходил через большие испытания, из-за чего не мог проявить всю свою силу и всё своё знание. Например, Он не мог делать деньги, но в одном случае, когда это потребовалось, сказал Петру: «Пойди на море, брось сеть, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у неё рот, найдёшь статир5; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Но когда Христос вошёл в духовный мир, там он проявил больше силы. Он толкнул двери ада, усыпил стражников, расплавил их оружие, открыл двери заключённым и сказал: «Выходите все!» После этого пришла новая культура, та, что у нас сейчас. Христос ещё раз придёт на землю, освободит заключённых, которые попали в ад после Него, и снова вернётся назад. Тогда придёт новая культура, которую ожидают все современные народы. Так что, всё хорошее, что сегодня происходит в мире, должно только радовать нас, и мы должны содействовать ему. Это показывает, что Бог работает в мире. Следовательно, все вы должны освободить свой ум, сердце и волю от тех препятствий, цепей, которые вас ограничивают. Только так вы придёте к истинным отношениям братства, к истинным отношениям Любви.

Я не говорю о любви, в которой вы завтра разочаруетесь; я не говорю о знании, от которого завтра ваше сознание потемнеет; но я имею в виду ту Любовь, то знание, те блага, которые Бог дал людям. Если в мир придёт положительное, то придут и люди шестой расы. Вы можете верить моим словам, а можете и не верить, но когда-нибудь вы проверите всё это. Придёт день, когда у людей будут дети-ангелы. И тогда каждый день ангелы и святые будут сходить с неба, приносить подарки вашим детям. Дома людей будут полны Божьими благословениями. Что может быть радостнее для родителей, чем иметь ребёнка-ангела? Когда придёт эта эпоха, дети будут помогать родителям, а не родители – детям, как было до сих пор. Родители будут говорить: «Стоит человеку называться отцом или матерью!» Дети будут любить родителей и будут им помогать.

Я спрашиваю: что может быть лучше для человека, чем быть любимым? Каждый хочет, чтобы его любили. Кто будет любить людей и как будет их любить? – Тот, кто истинно любит людей, не будет проявляться целиком, он проявит себя только через чьи-то глаза или через чьи-то руки, или через что-то другое. Как выразят Любовь человеческие руки или глаза? Руки окажут услугу и этим выразят свою любовь. Глаза поглядят нежно на того, кого любят. Чего лучшего вы можете желать, чем красивый, разумный взгляд? Пал человек духом, отчаялся, но придёт к нему тот, кто его любит, и только поглядит на него, не говоря ни слова. Такой взгляд в состоянии вдохнуть надежду в человека. Разумный взгляд говорит человеку: «Забудь все свои трудности, отбрось их в сторону, я с тобой!» Такой взгляд в состоянии стереть все трудности и страдания, но сам взгляд из памяти не сотрётся, он останется в душе человека. Встретить человека, который вас любит, значит обрести силу, освобождающую вас от всех трудностей и страданий, и вернуться домой весёлыми и счастливыми. Тогда каждый скажет: «Благословен день, когда я встретил человека Любви!» Любить и быть любимым – это идеал, к которому стремятся все. Этот идеал в силах коренным образом изменить жизнь человека.

Сейчас я говорю об ангелах, о святых, о том свете, но всё это теория. В данном случае для вас важно следующее: ваша жизнь должна измениться. Какая вам польза от того, что вы знаете, как живут ангелы и святые, а сами мучаетесь и страдаете? Раз вы знаете, как живут ангелы, и вы должны жить, как они. Какая вам польза от того, что вы знаете, как питаются ангелы, а сами голодны, не ели несколько дней? Раз вы знаете, как питаются ангелы, и вы должны питаться, как они. Если вы что-то знаете, вы должны это применять. Это и означает обрести Истину. Истина несёт условия, при которых человек получает всё, чего в обычных условиях не может получить. Что должен получить человек? Он должен получить то, что ему определено на сегодняшнюю, а не на будущую жизнь. Некоторые вещи вы должны получить сейчас, пока вы ещё в своих телах. Если вы отложите это на будущее, вы их потеряете.

Так что, для вас важно не то, как жил какой-нибудь святой тысячи лет назад. Для вас важно, как вы живёте сегодня. Что делал Христос в своё время, не это важно; что вы можете сделать сегодня – вот что важно. Сам Христос сказал: «Верующий в Меня, чудеса, которые Я творю, и он сотворит, и ещё большие сотворит6». Во времена Христа не было условий творить чудеса больше тех, которые Он творил, но сегодня у Него уже более богатые условия. Например, Христос не мог обратить умы раввинов к Богу, но сегодня Он может это сделать. После Христа все раввины обратились к Богу. Христос им сказал: «Вы держите ключи от Царства Божьего: и сами не вошли, и другим не позволяете войти». Человек не может исправить своих ошибок, пока держит ключи от Царства Божьего, не используя их для себя и не давая другим. Чтобы человек исправил ошибки, непременно нужно забрать ключи у него из рук.

Сейчас нам не нужно возвращаться к прошлому, не нужно интересоваться тем, что делали Пилат, Ирод или Каиафа, но нужно сознательно избегать их с их ошибками и преступлениями. Человек должен быть сильным, должен справиться с мухой, которая села ему на нос, не махая рукой, не прогоняя её. Если придёт к нему какое-нибудь страдание, ему не нужно роптать на него и махать рукой. Если придёт на ум плохая мысль, не нужно спрашивать, зачем она пришла, но нужно работать над собой, чтобы её трансформировать. Для вас важна новая жизнь, новые правила, которые несёт Истина. Старая жизнь ценна только своим опытом, но её не нужно дальше продолжать. Если вы изучаете английский язык, вы будете пользоваться английской грамматикой, а не болгарской. Как бы ни были сходны обе грамматики, в данном случае важна английская. Если вы изучаете французский, вы будете пользоваться правилами французской грамматики. В каждой науке свои правила. Если хотите изучать Божественную науку, вы должны справляться с противоречиями и должны иметь цель в жизни. Только таким образом вы обретёте истинное счастье. Люди старого использовали ружья, сабли, револьверы. Люди нового, люди истины заменяют это оружие упражнениями, светлыми мыслями и возвышенными чувствами. Вы ещё не знаете, как пользоваться упражнением, которое я вам дал, но на первое время достаточно только достать его из футляра. Динамическая сила скрывается в пальцах рук! Каждый палец связан с определённым миром, значит десять пальцев – это десять миров. Это мощные силы, с которыми нужно связаться. Если вы установите с ними связь, из ваших пальцев будет изливаться столько тепла и света, что земля закачается. Если в вашем уме нет никаких сомнений, если в сердце и воле нет никаких колебаний, вы сможете этого достичь – нужно только работать для Бога. Какое бы дело вы ни начали, делайте его с любовью к Богу. В этом отношении девушка, которая покидает мать, отца, дом ради своего любимого, даёт пример того, как человеку надо работать для Бога. Если она покидает дом ради преходящей любви какого-то парня, неужели вы не в состоянии сделать, по крайней мере, столько же для Бога? Вам, получившим столько благ от Бога, нужно ли ещё бояться общественного мнения? Общественное мнение, порядок в мире важны до тех пор, пока они не затрагивают Божьей Любви, Мудрости, Истины. Если же затронут, мы их оттолкнём, как Христос толкнул двери ада.

Сейчас мы живём в мире беспорядка, а думаем, что живём в мире какого-то ряда и порядка. Современные люди только-только начали изучать Божественный ряд и порядок. Именно о порядке этого мира сказано в Писании, что «глаз не видел и ухо не слышало того, что ожидает любящих Господа7». Человек должен работать и тренироваться, чтобы добраться до Божьего мира. Один немец, известный боксёр, зашёл в ресторан поесть. В этот же ресторан зашёл и англичанин, тоже известный боксёр, и сел за соседний столик. Начав есть, англичанин пожаловался своему приятелю, что мясо плохое, и сказал, что в Германии не умеют готовить мясо. Это обидело немца, и он потребовал от англичанина объяснений. Тот ему говорит: «Если вы так обижены, я предлагаю вам поединок, но с условием, что буду только отбивать ваши удары, а за каждый пропущенный удар я вам заплачу». Англичанин был уверен в своём умении. Немец принял приглашение англичанина, а когда они закончили поединок, англичанин сказал немцу: «Пойдёмте ко мне домой, я дам вам несколько правил, как боксировать». Немец согласился пойти к англичанину домой. Тот ему дал несколько правил, и после этого он начал усиленно тренироваться. В продолжение двух лет он так сильно продвинулся в боксе, что превзошёл своего учителя. Сегодня он известен в Германии как один из лучших боксёров.

Я говорю: если вы слабы, вам нужно точно так же упражняться, чтобы превзойти знаменитого боксёра. Что это за боксёр, с которым вы дерётесь? – Дьявол. Вы хотите его ударить, но не можете, он отбивает все ваши удары. Пока дьявол вас побеждает, вы никогда не станете знаменитым человеком. Иначе говоря, пока человек не освоит науку, как справляться со всеми внешними и внутренними неблагоприятными условиями, со всеми плохими мыслями, чувствами и поступками, он всегда будет зависимым человеком. Но когда он освоит эту науку, он справится со всеми условиями жизни. Такой человек свободен и независим.

Следовательно, вы должны во всём видеть Бога. Если вы встретитесь с какой-либо трудностью, знайте, что за ней стоит Бог, который следит за поединком. Когда Бог видит, что один из двух сдаёт позиции, проигрывает, Он ему говорит: «Пойдём ко мне домой, Я покажу тебе несколько приёмов. Ты хорошо дерёшься, но кое-что тебе мешает». Первое время многие из вас будут проигрывать поединок, потому что противник силён. Но если тренироваться по правилам, которые Бог вам дал, через два года вы завоюете первый приз. Первый приз представляет собой таланты и способности человека. У человека есть такие чувства, как стяжательство, скупость, расточительность, развивать которые опасно. Но есть у человека чувства, задатки и способности, которые непременно нужно развивать, это совершенно безопасно. Например, что может быть лучше для человека, чем развить в себе певческие способности? Каждый человек должен стать отличным певцом! Истинный певец тот, кто может завоевать сердце своего кредитора.

Представьте себе знаменитого, но бедного певца, который должен кому-то десять тысяч левов, а у него ни гроша в кармане, чтобы вернуть долг. Что должен сделать этот певец? Он должен пойти к своему заимодавцу и сказать: «У меня ни гроша в кармане, но я хочу выплатить хотя бы проценты своего долга». – «Как ты их выплатишь?» – «А я тебе немного попою». – «Хорошо, спой мне что-нибудь». И певец так начинает петь, что кредитор забывает всё, заворожённый голосом своего должника. Когда пение заканчивается, кредитор говорит певцу: «Ты мне не только ничего не должен, но сверх того я дам тебе ещё тысячу левов. Никогда не слышал такого певца! Теперь я понял, что такое истинное пение». И художник точно так же может договориться со своим кредитором. Если он беден и не может выплатить долг, он может предложить своему кредитору нарисовать его портрет. Если кредитор примет это предложение и останется доволен портретом, он не только простит долг, но ещё и даст ему немного денег. Так же может поступить и поэт. Если у него нет денег, он может написать для своего кредитора прекрасное стихотворение и этим оплатить свой долг. Значит, истинный певец, художник, поэт или оратор – это тот, кто может растрогать своего кредитора до такой степени, что тот простит ему долг.

Далее: когда вы смотрите на свои пальцы, знайте, что каждый палец представляет собой мир, из которого можно черпать ряд энергий, сил. Например, первый, большой палец представляет собой Божественный мир, основанный на Любви, на Венере. Иногда Венера причиняет большие неприятности. Когда? – Когда её возлюбленного нет рядом с ней, и ей приходится его искать. Если она его не ищет, если он на месте, тогда нет никого лучше Венеры. Первое состояние астрологи называют плохими аспектами, а второе – хорошими аспектами. Венера – любимая дочь Бога. Остальные четыре пальца влюблены в Венеру, но молчат, не говорят об этом. Из них Юпитер и Сатурн – её любимцы, которые поссорились из-за неё. Спор дошёл до Солнца, которое, в конце концов, сумело их примирить. Когда появляется какое-то дело, все соединяются и вместе выполняют работу, потом опять разделяются, и каждый идёт на своё место. Все пальцы тянутся к Венере, каждый хочет, чтобы она бросила на него хотя бы один взгляд. Она посылает каждому свой взгляд, тем самым испытывая их. Сатурн, средний палец, который вырос больше всех, хочет обратить на себя внимание Венеры своей длиной, говоря ей: «Я – самая высокая вершина». Сатурн – философ, он всё рассматривает от причин к следствиям. Юпитер же хочет обратить на себя её внимание своим величием. Он неподражаем в умении кланяться Венере. Солнце, четвёртый палец, – музыкант, художник, он несёт жизнь. Он весел, жизнерадостен, богат, делится со всеми, этим он хочет обратить на себя внимание Венеры. Самый маленький палец, Меркурий, – опытный торговец, который занимается куплей-продажей, бегает туда-сюда; когда не идут дела у других богов, они обращаются к Меркурию, чтобы он привёл их дела в порядок. И не только боги обращаются к Меркурию, весь космос ищет его помощи. Но сильнее всех влюблён в Венеру указательный палец: куда ни пойдёт, повсюду её ищет.

Я говорю: человек должен иметь ясное представление о своей руке, должен знать, что она содержит в себе. Глядя на свою руку, он должен радоваться так, будто видит в ней Бога. Великое дело для человека – любить и изливать свою любовь! И в то же время он хочет, чтобы эту любовь приняли и откликнулись на неё. Так что, каждый палец руки представляет собой особый мир с определёнными отношениями к другим пальцам, то есть к другим мирам. Например, Сатурн – представитель причинного мира. Через него человек изучает причины и следствия. Солнце – представитель изобилия, оно вносит в жизнь радость и веселье. Меркурий – представитель практичности, с его помощью человек знает, что делать. Так что, посмотрите на руку и скажите: «Я хочу любить Бога и служить Ему. Я хочу любить дочерей Бога».

Услышав это, некоторые впадут в противоречие и скажут: «Половина человечества будет любить дочерей Бога, а что делать другой половине?» Спрашиваю: вы размышляли над вопросом, как Бог создал женщину из Адама? Как это возможно, чтобы из мужчины родилась женщина? По законам, которые вам известны, мужчина рождает мужчину, а женщина – женщину. Как тогда возможно, чтобы из ребра Адама вышла женщина? Я говорю: когда люди работают в мире, они должны быть разделены на мужчин и женщин, но когда они работают для Бога, они должны соединиться в единое целое. Когда у людей появляются желания и чувства, противоположные Богу, тогда они отделяются от Него и вместе с этим разделяются на мужчин и женщин. Следовательно, если мужчина ищет женщину, а женщина ищет мужчину, то они отдаляются от Бога, от Истины. Когда мужчина и женщина любят друг друга и готовы жертвовать собой друг за друга, то они сливаются воедино и движутся к Богу. И тогда Бог – это цель, смысл для них. Они уже живут в одной плоти, в одном теле.

Следовательно, если ум и сердце человека не соединятся в одно, он не сможет двигаться к Богу. Пока ум желает одного, а сердце – другого, человек находится в противоречии. Пока ум и сердце в человеке разделены, он не может достичь того, чего желает. Ум и сердце должны слиться в одно. Так что, человек должен понимать, что такое мужчина и что такое женщина. Когда девушка встречает парня или когда парень встречает девушку, они должны видеть друг в друге существ, которые пришли на землю работать, выполнить определённую работу. Если они по достоинству оценят друг друга и обратятся к Богу, их жизнь приобретёт смысл. Неплохо, когда двое молодых людей любят друг друга. Зло в том, что готовят плохо. Вы спрашиваете: «А как нужно готовить?» – Хорошо нужно готовить! При этом смысл не в том, чтобы приготовить больше. Готовьте умеренно и хорошо, чтобы все были довольны тем, что вы приготовили. В этом и заключается истинная любовь.

Итак, любовь – это не взгляды и ласки. Если вы, например, поедете в Германию и будете там долго смотреть на какого-нибудь человека, он сразу же вас спросит: «Почему ты на меня так смотришь? Хочешь меня загипнотизировать?» В Болгарии, сколько ни смотри на человека, он ничего не скажет. Я спрошу: сколько времени нужно смотреть на человека, чтобы он остался доволен вашим взглядом? Вы так должны смотреть на человека, чтобы он остался доволен вашим взглядом и пожелал, чтобы вы ещё раз на него посмотрели. Если вы напишете ему письмо, оно должно быть таким, чтобы он пожелал получить от вас ещё одно письмо. Если наши взгляды, движения и письма не могут пробудить Божественного в людях, какой в них смысл? – «В таком случае, выходит, никто ни на кого не должен смотреть?» – Нет, смотрите, но смотрите ласково. Пусть мужчины глядят на женщин и радуются доброму, красивому в них, радуются их детям, их богатству... Женщины, со своей стороны, пусть глядят на мужчин и радуются красивому в них, радуются их талантам, способностям. Всё красивое – Божественное. Так что, зло не в том, что ты смотришь, но в недобром взгляде, в плохой стряпне». Готовьте хорошо! Современные люди устанавливают ограничения, причём ограничения ложные, говорят, что мужчины не должны глядеть на женщин, особенно на чужих. Они должны глядеть в землю, поскольку были сделаны из глины. Женщина же имеет право глядеть на мужчину, поскольку была сделана из его ребра. Я говорю: если женщина – зеркало, то каждый мужчина имеет право смотреться в это зеркало. У современных женщин – и у светских, и у религиозных – есть зеркальца, в которые они смотрятся. Светские смотрятся в зеркальца свободно на людях, а религиозные стыдятся. Если человек смотрится в зеркало, чтобы узнать самого себя, он имеет право смотреться. Но это самое трудное для человека – узнать себя, узнать свой истинный образ.

Итак, любите всё, что Бог создал! Изучайте всё, что Бог создал! Начните применять эти правила уже сегодня, поскольку сегодняшний день – день Божьей дочери, день Любви, когда Бог создал человека. Этот день должен быть освящён! Человек создан в день Божьей Любви. Он – Его возлюбленное дитя. Вот почему человек должен быть образом Божьей Любви, Мудрости и Истины! Если вы проявляете Божью Любовь, вы можете помогать вашим братьям и сёстрам. Встречаете вы сестру или брата, упал он, испачкался – покажите ему, где умыться. Если он сломал ногу, перевяжите его, помогите добраться до дома. В ком нет любви, тот начнёт спрашивать: «Зачем ты испачкался? Где это ты ходил? Почему ногу сломал?» – «Шёл, упал и сломал ногу». В таком случае вы будете похожи на тех, кто спрашивал Ходжу Насреддина, как это он так упал, что вывихнул себе ногу. Однажды Насреддин залез на грушу собирать плоды, и когда собирал груши, соскользнул с ветки, на которой стоял, упал на землю и вывихнул себе ногу. Все, кто его встречали потом, спрашивали: «Как ты упал с груши? Как вывихнул себе ногу?» Он рассказывал одному, другому, третьему, и наконец, когда ему надоело рассказывать одну и ту же историю, спросил: «Удивительное дело! Неужели среди вас не найдётся никого, кто падал с груши и знает, как падают? Когда же вы перестанете меня спрашивать?»

Следовательно, красота и величие жизни состоит в том, чтобы помочь душе, когда вы видите, что она просит. Зачем вы пришли на землю, если не можете помочь вашей сестре или вашему брату, когда они в этом нуждаются? Любовь требует глубокого внутреннего внимания друг к другу, требует, чтобы вы помогали друг другу в нужде. Все вы должны сознавать, что вы члены одного и того же братства, значит, между вами должны быть в большей степени внутренние, чем внешние отношения. Только так Бог проявится через каждого из вас. Если вы будете применять то, о чём я вам говорил, в течение года вы получите большие благословения. Те благословения, которые вы сможете нести, будут для вас, а остальное, что не сможете нести – будет для нас. Сейчас от всех требуется применение. Возьмите за образец Христа и поступайте, как Он! Он страдал, Его распяли на кресте, и после этого Он воскрес. После воскресения Он получил великие блага: Ему была дана власть и на небе, и на земле. Тогда Христос явился своим ученикам и сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте, как и Я проповедовал! Какую работу Я исполнил, такую и вы можете исполнить». И поистине от работы для Бога зависит, улучшится ли ваша жизнь.

Я желаю всем вам стать свободными, какими Бог вас создал. Божья свобода произошла от Истины, а человеческая свобода несёт рабство и ограничения. Если кто-то несёт груз – рюкзак на своей спине – пусть отставит его в сторону, пусть освободится от него, потому что сегодня день Любви, которая несёт радость и веселье человеку. Она вносит смысл в его жизнь и продлевает её. Любовь несёт полноту жизни. Она несёт всю благость и все дары жизни.


21 августа 1931 года,
5 часов утра, Изгрев.

__________________

1. В болгарской школе в то время была шестибальная система оценок.
2. Максимы [от лат. maxima regula – высший принцип] – основные принципы, которыми руководствуется человек.
3. Кимвал (цимбал) – многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения.
4.  Подробное описание упражнения.

В исходном положении обе руки перед грудью, ладони обращены пальцами вверх, кончики пальцев соприкасаются, так что ладони образуют очень острый угол.

Движение 1. Правая рука остаётся на месте, обращена вертикально вверх; левая рука скользит по правой вниз до тех пор, пока средний палец не коснётся основания ладони.
Движение 2. Левая рука от локтя разворачивается до горизонтального положения ладонью вниз, продолжая касаться при этом средним пальцем основания кисти правой; правая остаётся в вертикальном положении, так что две ладони образуют между собой прямой угол.
Движение 3. Правая рука разворачивается до горизонтального положения ладонью вниз и накрывает левую; обе руки находятся в горизонтальном положении перед грудью, при этом ладонь правой руки лежит на тыльной стороне кисти левой.
Движение 4. Правая ладонь скользит по тыльной стороне левой кисти до конечного положения, когда кончики средних пальцев соприкасаются.
Движение 5. Ладони поворачиваются вертикально, возвращаясь в исходное положение.

После этого всё упражнение проделывается сначала до конца, но движение теперь начинается с правой руки.
Всё упражнение выполняется медленно, плавно, в одном ритме, движение нигде не прерывается, внимание сосредоточено на ладонях. Ладони соприкасаются мягко, нежно.

5. Статир – греческая монета, равная двум дидрахмам.
6. Ин? 14:?12 – «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
7. 1 Кор.? 2:?9 – «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Comments