Неписанные законы 1921 1106 0

НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ

6 ноября 1921 года, 
София. 
Перевод Татьяны Драгавцевой

«Вот завет, который завещаю им после тех дней,
говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и 
напишу их в умах их». 
Послание к Евреям 10:16

Это самые важные строки в этой главе, и они взяты из другого места. «Вложу законы Мои в сердца их, и напишу их в умах их». В прошлой беседе я говорил о трёх введениях в сознательную жизнь. Итак, всякая работа должна совершаться по известным законам, по известным правилам. Я буду говорить ученикам. Если кто-то меня не понимает, то это потому, что слова мои предназначены только для учеников. Имейте в виду, что речь пойдёт только о вещах необыкновенных. На вещах элементарных – кто что сказал, кто что сделал, было то, было это – мы ставим крест. Крест означает, что мы примиряемся с прошлым. Прошлое я беру как основу, настоящее – как условия, а будущее – как цель. Вы скажете: «Может ли прошлое быть основой, настоящее – условиями, а будущее – целью?» Такое положение вещей очевидно для восточных народов, а западные народы начинают это доказывать, но их доказательства никого не убеждают. Возьмите все философские трактаты, доказывающие существование Господа. Спрашиваю: скольких людей убедили эти доказательства? Когда я смотрю на свет, нужно ли, чтобы учёный мне говорил, что свет существует? Я и без его доказательств знаю, что свет существует. «А у красного цвета столько-то миллионов вибраций». И это я понимаю. Не зная, сколько вибраций у красного цвета, я пользуюсь им. А маляр, который мне об этом рассказывает, и сам толком не знает, так это или нет. Если тому, кто может меня научить и обо всём рассказать, я дам кисть и скажу: «Как ты это понимаешь?», окажется, что он понимает то, чего не видно. И некоторые люди говорят: «Современные материалисты стали мистиками: они верят в то, чего не видят, и не верят в то, что видят. Они знают то, чего не видно, и не знают того, что видно».

Теперь: говоря о законе, я имею в виду закон, взятый во второй степени, то есть я говорю не о законе, выражаемом прямой линией, а о законе квадрата. И все творческие энергии в нынешней эволюции протекают в квадрате. Квадрат – самая ужасная вещь, там требуются герои, там необходимо обладать большим хладнокровием. Выдержать обстрел неприятеля могут только величайшие герои. Для того, кто не понимает особенностей квадрата, квадрат – самая опасная вещь. Те, кто не понимает законов, подобны ходячей рекламе, на которой написано: здесь продаётся такая-то брынза, такой-то чай, такой-то хлеб, такие-то плоды и так далее. Некоторые американцы вешают на себя такие вывески спереди и сзади и разносят рекламу по всему городу. И прошагав с этими вывесками целый день, вечером человек говорит: «Едва заработал себе на пропитание».

Некоторые понимают, что такое живой квадрат. Бывают живые квадраты. Что такое живые квадраты? Согласно правилам живой геометрии, мужчина и женщина образуют прямую линию. А прямая линия – это самое короткое расстояние между двумя точками, следовательно, между мужчиной и женщиной нужно провести прямую линию, они должны соединиться. Ум и сердце должны соединиться, войти в соприкосновение. А путь, который проходит в своём движении прямая линия, образует квадрат. Тем и опасен квадрат, что он является местом, где происходит движение, и тот, кто не понимает законов этого движения, может быть сметён. Сейчас вы говорите: «Вот так-так! Раньше мы чертили мелом прямые линии и говорили, что прямая линия является кратчайшим расстоянием между двумя точками, – разве это не так?» Точку и центр могут образовать только живые существа. Математики говорят, что точка – нечто воображаемое, она не занимает никакого пространства. Действительно, она не занимает никакого пространства, но она владеет пространством. Занимать какое-то место – значит быть собственником. Значит, у точки нет никакой собственности, но она владеет собственностью. 

Апостол Павел, который был оккультистом, учеником великой школы, учеником Христа, который всецело постиг учение Христа и понимал его глубокий внутренний смысл, передаёт Его слова: «Вложу законы Мои в сердца их». Значит, Он вложит их. «И напишу их в умах их». Напишет их – значит, здесь говорится только о форме. Эти законы могут быть написаны только при посредстве ума. В вашем нынешнем положении эти законы действуют в вашем мозге, действуют в ваших лёгких, действуют в желудке и симпатической нервной системе. Но эти живые законы имеют отношение к той великой, живой энергии в мире, которая выходит из своего первичного состояния и начинает восходящий путь, путь эволюции, видоизменяя тем самым ту первичную силу, которую индусы называют пракрити, а мы называем её Дух. Дух первичен. И в другом месте апостол Павел говорит: «Плод Духа – Любовь», то есть первая дифференциация Духа есть Любовь, а первое истечение от Бога есть Дух. Сейчас я не стану останавливаться на том, что такое истечение. 

Следовательно, первый закон в мире – это закон Любви. В индусской философии это называется законом о таттвической энергии, видоизменением которой является прана – это течение, исходящее от солнца, механическое течение. Существуют два противоположно направленных течения: вливание, идущее к земле, и истечение, идущее от земли. Течение это действует периодически, иногда оно усиливается, а иногда ослабевает. В действии всех законов существует периодичность, и эта периодичность зависит от внутренних законов бытия. Известные вещи повторяются периодически в определённые эпохи, времена, дни, месяцы, годы, столетия. И современная наука начинает осознавать периодичность элементов. Известные вещи будут случаться в точно определённое время. Так, если у вас болит голова и вы не примете меры, то боль появится снова в точно определённые дни. От чего проистекает головная боль? Головная боль проистекает от двух противоположных, но одинаковых по своей природе мыслей. Например, ты хочешь кого-то побить и уже настроился на драку. Ты говоришь: «Я ему задам, будет помнить, как высказываться в мой адрес». Но чуть погодя тебе в голову приходит другая мысль, появляется страх: «Меня могут посадить в тюрьму. Отложу взбучку до другого раза». Эти две мысли – о том, чтобы поколотить, и последующее сомнение – одинаковы. Ты медлишь, но всё же намерен поколотить обидчика. У тебя сразу начинает болеть голова, и ты говоришь: «Жаль, что я его не побил». Спрашиваю: зачем нужно драться с господином, который что-то сказал в твой адрес? Давали ли вы иногда себе отчёт в том, зачем вам нужно драться? Если этот человек сказал что-то по вашему адресу, то на 50% он имел на это право. Хорошее он сказал или плохое, на 50% он имеет право сказать и то, и другое. 

Ученикам следует знать: если о вас говорят что-то плохое, значит, вы на пути. И современным механикам известно, что там, где нет давления, противодействия, не может быть движения. Если вы поставите современный поезд на гладкую поверхность, колёса поезда станут вращаться на одном и том же месте, но движения не будет, колёса будут вращаться вхолостую. И тогда механики для достижения цели, чтобы поезд мог двинуться вперёд, подсыпают под колёса немного песка. Кто-то говорит: «Зачем эти трудности?» Отвечаю: под ваши колёса надо насыпать немного песка, чтобы вы могли начать движение. 

Вы, обыкновенные люди, хотите жить без трудностей. Я вас выгоняю: живите без трудностей. А ученикам говорю и подписываюсь под этим: у вас будут большие трудности. Тех мы освободим от всех трудностей. Вы спросите, почему? Вполне естественно. За какой девушкой гоняются парни? За красивой, стройной, так ведь? А мимо страшненькой, ничего не стоящей, всякий проходит, не глядя, и говорит: «Даже не плюну в её сторону». Люди считают несчастьем посмотреть на неё. А парни кружат возле красивой. Если за вашей дочерью бегают парни, это для неё благословение. Если я иду по дороге и на меня падают солнечные лучи, это благословение, это мои любимые, и тогда я весел и пребываю в хорошем настроении; но если они откажутся следовать за мной, дело плохо. Если какой-то человек тебя любит, он всегда пошлет тебе хорошую мысль. Этот человек тебя любит, но не знает, как выразить свою любовь, а ты говоришь: «Он какой-то недоделанный!» А он думает: «Такой ли, эдакий, но я хочу выразить свою любовь». 

Не думайте, что я говорю о вашей любви. Эту, обыкновенную, любовь мы оставили для обыкновенных людей. Сейчас, когда я говорю вам о любви, кто-то скажет: «Мы её знаем». Ничего вы не знаете! О той любви, про которую я вам говорю, вы ничего не знаете. Кто-то вытягивает губы: думает, что его поцелуют или погладят немножко. Нет, нет, здесь никого не целуют и не поглаживают. Что чувствуют ученики после того, как учитель целый час говорил им в классе? В их умы проникла известная идея, и они радуются свету, который внёс в них учитель. Я говорю: это и есть любовь. Любовь учителя действует как свет. Вот что значит погладить, но не лица учеников, а их ум, – это просвещение. Лица учеников светятся, они бодры и свежи. 

Теперь: при нынешних несчастьях внешние законы не исправят мира. Не думайте, что тот, кто исполняет законы, очень свят. Я уже говорил: у меня особое мнение о людях, исполняющих законы из страха. Приведу такой случай. В Варне жила когда-то одна госпожа, её звали баба Яна, это была умная, находчивая и сообразительная женщина. Когда к ней придёт кто-то из родственников, она его встретит, сварит цыплёнка, угостит его. Но когда он уйдёт, она вслед ему скажет: «Нашёл время прийти, будто у меня другого дела нет, как только принимать его!» Почему? Баба Яна понимала внешний закон, понимала, что нужно его исполнить, и говорила всё это, исполнив его, но потом прибавляла: «Я дала ему винца, дала ему хлеба, а он ничего не оставил, не благословил. Амбар пуст, вино закончилось, приятных слов никто не говорит. Жизнь не имеет смысла, я старею». Жизнь современных христиан похожа на жизнь бабы Яны. «Ты, – спрашивает, – евангелист? Веришь в Господа Иисуса Христа?» – «Верю». – «Веришь в Его кровь?» – «Верю». – «Веришь, что Он твой спаситель?» – «Верю». – «Хочешь стать членом нашей церкви?» – «Хочу». – «Ты правоверный, приходи к нам». Встречаю другого, он не верит в Христа, не является членом евангелической церкви, он ростовщик, даёт деньги под 12%. А первый тоже даёт деньги под проценты, но говорит: «Мои деньги принесут достаток, потому что со мной Христос, Он благословляет; и ты, возвращая мне деньги с процентами, получишь благословение». И даже некоторые христиане, когда кто-то немного, всего на миллиметр, отличается от других, потому что даёт деньги не под 12%, а под 10%, сразу говорят: «Это отличный человек, он даёт деньги не под 12%». Большой прогресс, что он дал деньги под 10%! В этом учении не позволяется взимать абсолютно никаких процентов! Понимаете? Я говорю для учеников, а не для обычных людей. Плётка – для вас, а не для других; я говорю об учениках. Для вас есть плётка; если замечу, что вы даёте деньги под проценты, получите 10 ударов по задней части. Так что если деньги под проценты даёт обыкновенный человек, это позволительно, закон это допускает. Но если деньги под проценты даёт ученик, его настигнет другой закон, и он получит десять ударов по задней части. 

Так что быть учеником – дело нелёгкое. Деньги будешь давать без процентов, работать будешь без оплаты. Ты скажешь: «Только накорми меня, больше мне ничего не надо». – «А как воспитывать детей?» – Дети учеников будут необыкновенными. Дочери будут необыкновенными. Если это женщина, муж будет необыкновенным, сын будет необыкновенным, сестра тоже, все будут необыкновенными. Для них закон другой: они не умрут голодными. Быть учеником может не каждый. У него должен быть хотя бы один выдающийся талант. Ученик должен быть талантливым, и не просто талантливым, но у него должен быть выдающийся талант. Он должен владеть хотя бы одним искусством, и владеть превосходно. Если это врач, он должен знать медицину так основательно, так умело применять свои знания, чтобы не было никаких исключений. Он не скажет, как обычные врачи: «Возникло осложнение, сердце, то да сё», – и кончено дело. Когда не знают причин, сразу говорят: «Возникло осложнение». Все говорят: «Осложнение разрушило жизнь». Торговец говорит то же самое: «Возникли осложнения, таковы условия жизни». Если ученик извиняет себя и говорит «таковы условия», – десять раз ему по задней части. «Сейчас кризис», – десять раз по задней части. Сейчас я показываю вам незавидную сторону положения ученика.

«Напишу закон Свой и вложу его внутрь тебя» – этот закон гласит, что ты будешь бит. В каком случае? Если ты грешишь. А если исполняешь волю Божию, всегда будешь иметь великое благословение. И любовь будет звучать в тебе симфонией, и ты будешь разговаривать со звёздами. Сядешь вечером, и полетят телеграммы туда и сюда: «Как поживает ваш мир?» – «Очень хорошо». – «Какие у вас открытия?» – «Такие-то». – «Что происходит на солнце, какие преобразования?» – «На солнце происходят изменения, приходят новые энергии». – «Какая там культура, что нового?» Такие будут разговоры. И ты не объявишь об этом в газете на следующий же день, а сохранишь это в себе. Кто-то спросит: «Что ты смотришь на солнце?» – «Я любуюсь солнечным светом, слушаю этот свет, он разговаривает со мной». 

Обыкновенные люди сейчас скажут: «Он нас развлекает». Это так, я вас развлекаю, как маленьких детей развлекают куклами. А когда они уйдут отсюда, скажут: «Ну, он махал рукой, было то, было это, мы ничего не поняли». Извините, я говорю не для вас. Какие бы ошибки вы ни совершали, я не ставлю их вам в вину. Если вы придёте, мы вас накормим и вы будете веселы, как в гостях у бабы Яны. Но как только вы уйдёте, мы скажем так же, как она: «Это не ученики». Мы скажем истину: «Это не ученики». Есть и другое правило: ученика встречают не радостно, а хмуро, неприветливо. Первым делом его поколотят. Знаете, на что это похоже? На то, что сделал Тарас Бульба. Читали про Тараса Бульбу? Он послал двоих своих сыновей учиться. Когда те вернулись, отец захотел проверить, не позабыли ли они искусство борьбы, и стал бороться с одним из сыновей. Когда он боролся со вторым сыном, тот хорошенько поколотил отца, а отец ему сказал: «Молодец, сынок, так и надо!» Так отец встретил своих сыновей. Что скажете вы, матери? Отец и сын дерутся! Говорю: это в точности по новому учению. А когда они поколотили друг друга, отец был доволен сыновьями и сел с ними за трапезу.

Следовательно, у природы имеются два метода. Тех, у кого есть сознание, она сначала испытывает. Мы говорим языком символов. А кто не понимает этого, скажет: «Представляете, он учит людей, что отец и сын должны драться! И это новое учение! Но ведь это варварство!» Нет, варварство – это когда вы начинаете мягко, гладите друг друга, а наевшись, дерётесь и расходитесь с проломленными головами. А мы начинаем с обратного: сначала как следует узнаем друг друга, посмотрим, кто достоин трапезы.

«Вложу законы Мои в сердца их, и напишу их в умах их». Говорю: это великие и живые законы, в соответствии с которыми вы научитесь действовать. Вам надо понимать силы, действующие в природе, а не говорить: «Мне так приятно, я хочу тебя поцеловать». Нет, получай десять раз по задней части. Нет, нет, никаких поцелуев. Если тебе приятно, пойми причину этого приятного чувства. Съев курицу, ты говоришь: «О, как приятно!» А курица скажет: «А мне неприятно». И что тогда? Положительная величина и отрицательная что дают? Пусть математики скажут, что дают минус и плюс? В положительном учении существуют только две положительные величины или, в крайнем случае, две отрицательные – одно из двух. Плюс и минус – для вас, обыкновенных людей, для нас – либо плюс и плюс, либо минус и минус, вот и всё. И тогда плюс и плюс, встретившись, поймут друг друга. Это два колеса, и если мы насадим их на ось, они смогут отлично двигаться. А имея плюс и минус, ты не можешь сделать колеса. Как ты можешь впрячь в работу две этих силы? Следовательно, если в вашей жизни бывают периоды, когда вас постигают несчастья и ваш ум не может развиваться, значит, вы работаете с такими плюсами и минусами, не понимая законов. 

Теперь: у вас есть мозг, но вы не знаете, как он работает. Вы говорите о мысли, однако вы не знаете той мысли, той энергии, которая и несёт мысли. Что такое внутреннее чувство, что такое любовь? Любовь в её материальных проявлениях можно выразить математически. От Любви исходят самые совершенные вибрации, самые совершенные музыкальные тоны. И если музыкант, выходя на сцену, является проводником этого закона, то его душа выйдет из места своего обитания, переместится в его руку, оттуда в скрипку и вы услышите такие скрипичные тоны, каких прежде никогда не слышали. Душа скрипача должна выйти и сама водить его рукой. Когда ты пишешь, надо, чтобы душа водила твоим пером, а перо – это ум. Следовательно, душа должна присутствовать в уме и руководить этим движением. Когда ты говоришь, душа должна проникать в твой язык, контролировать его. Твоя душа может присутствовать во всём, и знаете, каким мощным становится действие, выполненное с душой? Всё это станет великим благословением, прежде всего, для тебя самого, поскольку каждый твой тон вызовет реакцию, которая вернётся к тебе самому. 

Говорят, что добро и зло возвращаются к своему источнику. Всё, о чём вы думаете, сначала вернётся к вам, а потом пойдёт к другим. Потому говорю: этот закон исполняется периодически. Вы говорите: «Они пошли по новому пути, и с ними начинают происходить несчастья, им не везёт». Вы не из тех, кто пошёл по новому пути. Деньги под проценты даёте? Если вы следуете новому учению, такого быть не должно. Но сейчас вы скажете: «Как же так, разве можно жить по-другому?» Если курице слишком тесно жить в курятнике, ей следует овладеть новым искусством: изменить свою форму, стать соловьём и полететь в лес. А сейчас она выйдет во двор, придёт хозяин, бросит ей немного пшенички, и иди опять в курятник. И она говорит другим курам: «Мой хозяин отличный человек, филантроп, читает Библию, он отличный проповедник». Эта курица проповедует другим курам: «Он не такой, как другие». Но однажды проповедник хватает курицу, она кудахчет, а другие куры говорят: «И там тоже кудахчут». Тогда спрашиваю: если и ваши куры в курятнике кудахчут, то ученики ли вы? Вы обыкновенные люди. Я буду считать вас необыкновенными людьми только тогда, когда куры перестанут кудахтать, а ягнята перестанут блеять и плакать. А раз они плачут и кудахчут… «Но то, сё». Понимаю… Пусть кудахтанье прекратится, пусть будет пение. Пусть курица скажет: «Слава Богу, я столько времени жила у этого человека и с моей спины не упало ни пёрышка, слава Богу, мы живём по-братски. С моей спины не упало ни пёрышка!» Знайте, что эти куры – символы.

Итак: «Вложу законы Мои в сердца их, и напишу их в умах их». Приведу вам пример, чтобы немного это пояснить. Пример я привожу для обыкновенных людей, поскольку это трудная мысль. Обыкновенные люди не понимают жизни, для них она – развлечение, а что касается учеников, посмотрим, будут ли они подглядывать. Я хочу дать им время, пока мы их не поколотили: кто не знает урока, станет заглядывать в рукав. Хорошо; хотя иной раз мы как будто и не видим, но всё равно видим. Мы знаем тех, кто заглядывает в рукав.

Это произошло в эпоху раннего христианства, во времена Римской империи. В некотором царстве в Малой Азии подвизался некий святой: двадцать лет он жил в одиночестве, отшельником. Он хотел, чтобы ему в видении явился Христос. Люди к нему приходили, Христос не являлся. Он молился: «Господи, явись мне тем или иным образом, я хочу Тебя видеть». Он молился, плакал, молился, плакал. И так, плача, он вернулся в свою хижину и сказал: «Я работал над собой двадцать лет, а Христос мне не явился». Но как-то вечером, перед закатом, приходит к нему девушка. «Ха, – скажете вы, – всё ясно: опять девушка». Девушка, но вы не знаете, какая это девушка. Он ждёт, что ему явится Христос, так ведь? Однако святой видит, что издалека к нему приближается женская фигура. «О, Господи, её ли Ты решил мне послать?» Но когда девушка приблизилась, он увидел на её лице одни скулы: она страдала проказой. Он начал колебаться: принять её или нет? Если бы она была красивой, стройной, с прекрасными глазами, это могло бы быть искушением, пришёл бы дьявол. Вы сказали бы: «Святой и красивая девушка будут жить под одной крышей! Трудное положение!» А этой прокажённой Господь испытывал святого, ведь он мог заразиться. Что подумают люди? Но он сказал себе: это моя сестра, я приму её. – «Пойдём, сестра, ко мне». Он её принимает, обнимает, целует и приводит в свою хижину, быстро согревает воду, моет ей ноги, досыта кормит, хорошо угощает и уступает ей свою постель. И всю ночь он не сомкнул глаз, плача над ней и приговаривая: «Сколько мучений она перенесла!» Утром, взглянув на неё, он в этой девушке увидел Христа, и она моментально исчезла.

Сейчас Христос явится вам в виде покрытой струпьями девушки, на лице которой одни скулы. Вы хотите видеть Христа в короне и со скипетром, в окружении ангелов. Но когда Он придёт, ваше сердце будет колотиться от страха, а о любви вы и не подумаете. Некоторые из вас подумают: «Спрячусь в курятнике». Когда придёт Христос, начнутся пермутации1. Всё будет в огне, не останется камня на камне. Как вы встретите Христа? Когда Он придёт, весь мир перевернётся вверх дном. Сейчас я пугаю учеников. Я говорю это не для вас, обыкновенных людей, а только для учеников, я их пугаю. А обыкновенные люди скажут: «Только бы это не случилось в наше время. Когда мы умрём, пусть происходит что угодно, лишь бы в наше время не случились такие опасные вещи, чтобы не пропал весь наш труд». В ваше время этого не будет, но когда настанет время учеников, всё произойдёт так, как я описал. И тогда, в эти трудные времена, когда весь мир перевернётся и придёт в движение, когда все люди откажутся от своих корыстных желаний, когда прекратятся все жалобы и каждый будет искать убежище, где он мог бы спастись; когда все законы исчезнут, все беззакония прекратятся, все связи порвутся и всё придет в движение, – вот тогда явится великий закон и Господь начнёт вкладывать Свои законы в сердца учеников и писать их в ваших умах. В такое неспокойное время, как нынешнее, вы будете жить, только следуя закону Любви. Что это за любовь? Разве эта скуластая девушка – не Христос? Когда у вас появляются трудности, разве это не та же скуластая девушка? И если у вас хватит терпения, чтобы выдержать одну ночь, вымыть ей ноги, уступить ей свою постель, то на следующий день вы увидите Христа. И тогда этот день будет не бурным и мрачным, а самым прекрасным днём вашей жизни. Днём чего? – Днём Любви! 

И Павел говорит: «Вложу законы Мои в сердца их». Итак, эта энергия в мире, идущая из великого космоса, – поскольку мир доныне дифференцировался в эволюционной, или живой энергии, а душа вселенной прошла через пять ступеней, – эта энергия дифференцировалась в трёх направлениях. Поэтому мы имеем пять чувств – они говорят о пройденном пути; остаются ещё две силы этой космической души, которым предстоит проявиться. Та первоначальная сила в мире, которая действует сейчас, – индусы называют её акаша – есть первичное проявление космической энергии, она создала человеческий мозг, человеческую мысль, создала звук. Второе её проявление индусы называют ваю, от санскритского глагола ва, что означает приводить в движение; ваю является таким видоизменением этой энергии, когда она совершает поворот в направлении инволюционного процесса и начинает течь вниз. Эта энергия ваю, так называемая газообразная, азотная энергия, образует энергетическую оболочку человека и придаёт человеку его нынешнюю чувствительность. Итак, если ваши чувства чрезмерно развиваются и усиливаются, значит, энергия ваю усилилась; если эта энергия ослабевает, ваши чувства притупляются. Так это происходит. Если ваша мысль становится сильнее, значит, акаша, или первичная энергия, входит в ваш ум и мысль становится более ясной; если мысль ослабевает, значит, ваша связь с этой энергией ослабела – и что тогда вам нужно делать? Когда у современных людей стынут ноги или руки, они прикладывают к ним бутылки с горячей водой, чтобы восстановить естественное тепло. Когда ваша мысль слабеет, устремите свой ум к великим законам жизни – к солнцу, и воспримите первичную прану. 

Приведите свой ум в состояние абсолютного спокойствия. Знаете ли вы, что значит быть спокойным? Это значит: что бы вам ни сказали, вы и глазом не моргнёте, сердце ваше не дрогнет. Мне приходилось видеть, как человек впадает в искушение, а его товарищ читает ему мораль: «Что ты делаешь? Ты должен терпеть». А завтра, когда к нему самому приходит страдание, смотришь, и он в таком же состоянии. Не плачьте, как плачут другие; если твой муж умрёт, скажи: «Такова воля Божия». 

Вам нужно обладать хладнокровием того англичанина, о котором рассказывает следующий случай. Два англичанина обедали в гостинице, было заказано по шесть блюд. Когда они съели второе блюдо, один англичанин в результате апоплексического удара умирает прямо за столом, а другой продолжает есть. Он заканчивает, кельнер подаёт счёт: 6+6. «А-а, – говорит этот англичанин, – вычти стоимость четырёх блюд, потому что мой товарищ съел только два блюда». И из счёта вычли стоимость четырёх блюд. Значит, он нисколько не встревожился. «Мой товарищ умер, но я должен закончить своё дело». В таком положении находится и ученик: твой муж умер, ты же продолжишь обедать и даже не скажешь: «Да простит его Господь!» Когда закончишь есть, подсчитаешь, скажешь: «Мой муж не доел», вычтешь из счёта и потом будешь делать то, что положено. Если муж – ученик и у него умрёт жена, он поступит так же. Что вы на это скажете? «Неужели так?» Какой вы сделаете вывод? – «Не дай мне, Господи, такого мужа, это будет самый жестокий муж!» Те, кто так живёт, не будут умирать, окружающим так будет только казаться. Нынешние люди говорят: «Если мы будем жить подобным образом, что станет с миром?» Старое мы положим под ноги, возьмём его за основу и на этом старом начнём работать. Вам необходимо внутреннее знание. Старое мы преобразуем. Сейчас вы думаете, что эта жизнь – самая плохая. Нет, это не так. Учитывая, какой путь развития прошла земля, другой жизни быть и не может. Кто-то скажет: «Бывают пути получше». Этот путь – один из лучших. Следовательно, всё это предусмотрено: будут и войны, и кражи, и женитьбы, будут и умирать, и так далее, – всё будет в этой жизни. Вы спрашиваете меня, почему такое происходит. Потому что, если бы этого не происходило, было бы в десять раз хуже. Следовательно, сейчас в десять раз лучше, чем если бы было по-вашему. 

Объясню вам, какова ваша философия. Расскажу вам одну историю, случившуюся в древности в Греции. Некий мастер, каменотёс, строивший греческий храм, по рассеянности оступился, упал с высоты и сломал обе ноги. Когда его принесли домой, он стал жаловаться тогдашнему греческому богу Зевсу: «Я думаю, ты создал мир не слишком умно. Пока мои ноги были здоровы, я полагал, что ты умный Бог, но теперь я усомнился в твоей мудрости, раз твои законы допускают такое. Как я буду воспитывать детей?» – «Чего ты хочешь?» – спросил его Зевс. «Хочу, чтобы ты отменил этот закон». – «Хорошо, будь по-твоему». Через несколько дней его ноги были здоровы. Каменотёс поднялся на храм и начал бить камень. Бил, бил, но ничего не получалось: когда он поднимал какой-нибудь камень, тот оставался висеть в воздухе. Тогда он бросил молот, но и тот повис в воздухе. Он вскочил, но и его самого постигла та же участь: он тоже повис в воздухе. Так он провисел наверху семь дней – из одной беды да в другую. «Разве таким должен быть мир?» – «Первый закон, по которому ты сломал ногу, я отменил, – сказал ему Зевс, – ты можешь быть спокоен, твои ноги целы». Тогда мастер сказал: «Прости, я вижу, что первый закон был лучше, хотя он несёт и страдания». 

Сейчас и вы хотите, чтобы мир парил в воздухе, хотите жить с такой философией – наверху, в воздухе. Вы спрашиваете: «Почему это так?» Лучше со сломанными ногами эволюционировать, чем иметь здоровые ноги и сидеть на одном месте. И эти законы укажут тебе путь, идя по которому, ты научишься работать и понимать те силы, с которыми ты работаешь. Не все они так хороши. Кто-то, напротив, будет стараться поймать тебя на какой-то ошибке, и тогда тебе придётся платить не 12, а все 100%. Сейчас мы сидим и говорим: «Вот если бы не было в мире дьявола». Что ни случится, во всём дьявол виноват. А ведь этот дьявол создал все условия для работы в мире. Если бы не было дьявола, что стало бы, прежде всего, с адвокатами, со священниками, с врачами? Не было бы больных людей, люди не женились бы, не рождались бы дети. Всё могло бы быть так, как было первоначально. Сейчас вы набрасываетесь с обвинениями на дьявола. Господь может его убрать, но вы повиснете в воздухе. И когда Павел жаловался на шип в своей плоти, Господь сказал ему: «Довольно с тебя благодати Моей, с ним ты больше сможешь сделать». И Павел понял: «Этот шип оставлен мне, чтобы я не возгордился и рассуждал правильно». Павел сам осознал, что это необходимо.

Итак, ученик не имеет права осуждать дьявола. Дьявол – отличный работник, он – учёный человек и учёный дух. Он понимает законы и выполняет их, он такой мастер –издалека дотянется, и ты никогда не сможешь его схватить. Он восемь тысяч лет лжёт людям, и его до сих пор не уличили во лжи. И люди верят не Богу, а дьяволу и каждый день ему поклоняются. А если люди говорят, что верят в Бога, это пустые слова. Все они – поклонники дьявола. 

Девушка сидит дома в плохом настроении, и мать сокрушается: «Не знаю, что стало с моей дочерью, она не в духе, есть не хочет, то да сё». Я не высказываюсь против девушек, я пугаю своих учеников. Говорю этой девушке: «Слушай, вчера я видел одного юношу, он такой гениальный, у него такой ум, такое сердце, талант, всё при нём!» Она сразу оживляется: «Где ты его видел?» – «Он недавно приехал». – «Можешь меня с ним познакомить?» Отвечаю: «Ты первая, кого я буду иметь в виду». И девушка говорит матери: «Мама, сегодня я чувствую вдохновение, в моё сердце проник Божественный луч». И мать довольна: «Слава Богу!» Ладно, эта девушка ожидает юношу, радуется, а я выхожу на улицу и тихонько смеюсь! Она, вдохновлённая, ждёт. На другой день я прихожу и говорю: «Этот юноша уехал в связи с серьёзной внеочередной работой. Пришла телеграмма, и он уехал». Девушка огорчается. Спрашиваю: не является ли наша жизнь чередой таких вот «внеочередных» развлечений? Торговец говорит жене: «У нас есть 500 тысяч левов, мы обеспечены». А назавтра потерял эти 500 тысяч левов, да ещё и в долгах оказался. Говорит жене: «Мы разорены!» 

Сейчас учёные открыли и то, и это. И вот теперь у одного тревожно на душе, другой идёт в какое-то общество, где проповедуют новое учение, восхищается этими людьми, вступает в него, а через пять-шесть месяцев разочаровывается: «И здесь не то». Истина находится в другом месте, она должна прийти от солнца, сверху, вот и всё. Ученик должен понимать действие периодических законов, и истину он узнает только от солнца. Есть только один центр, и этот центр – солнце. Если вы думаете, что можете понять истину другим путём, то вы ошибаетесь. И если кто-то мне не верит, то я, как Тарас Бульба, могу поставить опыт. Поймите, что эта первичная, разумная энергия, которая нисходит периодически, должна прийти от солнца. Вам нужно понять, в какой день, месяц, год это происходит. Да, так устроено. Если уловите этот момент, вы поймёте истину. И Писание говорит: «Ищите Меня, когда Я близко». Где Господь? Близко: эта истина – в солнце. И луна, и солнце созданы на годы и времена, и эти годы определяют законы нашего восхождения. Вам нужно понимать законы нашей эволюции. «Когда придут эти энергии?» Когда наступит благоприятный момент. 

Итак, будьте среди тех, кто использует благоприятные условия. Христос пришёл две тысячи лет назад, но тогда было кармическое сочетание планет – зловещее сочетание. Тогда действовал такой кармический закон, что евреи были не в состоянии понять Христа. Некоторые сердятся на евреев за то, что они Его не поняли. Очень хорошо, что они Его не поняли, поскольку, если бы они Его поняли, мир мог бы быть в сто раз хуже. «А теперь их гонят, ругают – как же так?» – И евреев нужно было рассеять по всему миру. Господь положил их в свою ступу, две тысячи лет лущит их, а потом достаёт, слегка обдувает и спрашивает: «Ты еврей?» – «Еврей». – «Иди опять в ступу». И Господь опять бьёт их и говорит: «Ты кто?» – «Я верю в Моисея». – «Пошёл в ступу». – «Другого не признаю». – «Ступай туда же». Эти люди – консерваторы, верящие только в старое, а не в новое. И люди нынешней церкви тоже отправятся в ступу. «Ты кто?» – «Православный». – «В ступу. Ты кто?» – «Евангелист». – «В ступу. Ты кто?» – «Баптист». – «В ступу. А ты?» – «Коммунист». – «В ступу». Наконец Он вытащит тебя, спросит: «Кто ты теперь?» Хорошо. 

В мире есть нечто более существенное, – об этом существенном говорит Павел: «Не все мы умрём, но все изменимся». И если мы поймём это, мы не будем подвластны закону ступы: мы не умрём, но изменимся. И ученику нужно осознать, что нынешнее положение мира, в котором он должен жить, – наилучшее.

Теперь объясню вам второе положение. Я рассказывал вам случай из жизни святых, теперь приведу вам другой рассказ, из мифологии. За основу мы берём старое. Примите этот рассказ как символ, позволяющий объяснить идею, каким образом Господь напишет Свои законы.

В древности существовал народ арманы, в культурном отношении они были не слишком развиты, но ведь они жили в далёкие времена, в среднюю эпоху человечества. И они тоже ходили на охоту, как это делают и в наше время. Однажды царь этого народа взял свой лук и пошёл в лес на охоту. Вдалеке он увидел серну; ему нравилось кушанье из серны, и он поднял лук и прицелился. В ту же минуту он увидел маленькую красивую девочку, она спугнула серну, встала на её место и сказала: «Я не позволяю тебе убивать эту серну». – «Не позволяешь?» Он поднял лук и пронзил её, и девочка умерла. Тут появляется князь духов этого леса и говорит ему: «Поскольку ты совершил преступление, у тебя родится сын, который женится на одной из самых дурных женщин, и у него родится ребёнок, худший из всех. И если твой сын сможет в течение десяти лет переносить эти страдания, то получит прощение». И действительно: как было сказано, так и случилось. У царя родился сын, который кармически был так ослеплён, что попал в силки уродливой и очень грубой в своих чувствах женщины, считая её самой красивой. У неё были очень толстые, в два пальца, губы, большой рот, глаза навыкате, руки, как лапы медведицы, пальцы толстые, как у борца. Он на ней женился, но она его третировала, не давала ему и рта раскрыть, била по два раза на дню. Каждое утро она его колотит: «Хочу, чтобы ты был мужчиной, а не ребёнком». Вечером то же самое. И так он свёртывался в клубок десять лет. И каждый день из его глаз падали две слезы, но он не роптал. Через десять лет его карма разом закончилась, и на сцене жизни появилась когда-то убитая девочка, на которой царский сын потом женился.

Теперь: ваша жизнь плоха – вы женаты, потому что воплощены. Эта толстогубая женщина колотит вас каждый день. Она колотит всех, мужчин и женщин, и вы говорите: «Если бы не она… ». Но эта женщина на своём месте: твой отец когда-то убил в лесу одну из самых красивых девочек. Понимаете? И современные люди удивляют меня, утверждая, что они очень праведные. Приведу вам пример из болгарской жизни. Лет пятнадцать назад я был в Тырново. Однажды в винограднике я размышлял над важным вопросом. Показалась какая-то женщина, а те, кто шёл с ней, опередив её, подошли ко мне и попросили: «Окажи нам услугу. Эта женщина будет рассказывать тебе много всего, но ты молчи, не разговаривай с ней, будь так добр». – «Хорошо». Сейчас вы скажете: «Он разговаривает с духами». Нет, это была не иллюзия. Подходит эта женщина, лет сорока пяти, садится рядом со мной и говорит: «Ведь ты проповедуешь, что есть Господь? Скажи, разве это жизнь?» И начинает: кто-то богат, а она самая несчастная женщина, и так далее. Я молчу. «Скажи что-нибудь». Я опять молчу. Она говорит полтора часа и останавливается: «Что ты скажешь?» Я её спрашиваю: «Скажи, ты самая праведная женщина в Тырново?» Она меняет тему и начинает рассказывать о своих грехах и преступлениях: как она заставляла девушек выходить замуж, как учила делать аборты – и так целый час, а потом говорит: «Знаешь, что случилось прошлой ночью? Моя мать послала меня к тебе». Передам её рассказ дословно: «Я забылась сном, смотрю, моя мать входит ко мне нахмуренная, подняла кувшин и так меня им треснула, что проломила мне голову. Из моей головы вытекло что-то жёлтое. И так мне стало обидно, и я сказала себе: моя сумасшедшая мать пробила мне голову. Но когда я встала утром, то поняла, что у меня в голове всё встало на место, и потому я пришла к тебе». Так вот, когда вас остановят какие-то несчастья, значит, ваша мать пришла с кувшином. И кто-то треснет вас кувшином по голове. 

В Германии был врач, который вправлял вывихнутые челюсти. Когда к нему приходил больной, он сильно бил его по одной щеке, потом по другой и отсылал, ничего с него не взяв. А тот ощупывал свой подбородок, сознание его прояснялось, и всё вставало на место. Так били и другие люди, но тогда на место ничего не вставало. Так и вам судьба иногда наносит удар. Ты приходишь к ней с жалобами, а когда Господь сильно ударит тебя по одной, потом по другой щеке и скажет: «Вон!», ты схватишься за голову, но выйдя, заметишь: «Я поумнел». Сейчас жизнь говорит с вами только на языке испытаний и страданий, и говорит не только индивидуумам, но и народам; то есть сейчас взял слово «закон истории». Все эти удары судьбы подталкивают нас к правильному пути, или «закону истории». Вам не на что жаловаться. В эти времена Господь вкладывает законы в ваши сердца, Он напишет их в ваших умах. Что человек совершает, то и получит. 

Следовательно, всем нужно установить связь с энергией, идущей от солнца. Если отцы и матери не установят связь с солнцем, пусть не женятся. Это говорится не для вас, обыкновенных людей. Тому, кто женится, необходима связь с энергией солнца, тогда и дети будут с ней связаны, и в таком доме будет вечное здоровье, вечное блаженство, и всё будет протекать легко. Это так. И Писание говорит: «Поверь в Господа». «В какого Господа нам поверить?» В живого Господа. Когда ученик посмотрит на солнце, он увидит нечто большее, а обыкновенный человек, посмотрев на солнце, скажет: «Это просто солнце, кто его не видел!» Однако в солнце есть то, чего люди не видели. Итак, подойдём поближе, чтобы суметь уловить эту живую энергию, которая всегда вам говорит. Вслушивались ли вы в свою жизнь?

Ученику не позволяется быть многословным; ученику не позволяется преувеличивать; ученику не позволяется говорить о своём происхождении. Ученику не позволяется становиться головой, он всегда должен быть хвостом. Вот так. В какой бы дом он ни вошёл, он не скажет: «Знаете, кто я? Пожарьте мне яйца на свежем масле, потом дайте хлеба с простоквашей, и чтобы хлеб был предварительно хорошо вымешен, приготовлен особым образом, я к вам послан Господом; а иначе, знаете, что с вами будет?» Это не ученик, это обыкновенный человек. Так поступали и турецкие стражники: когда они приходили с плетью, им сразу подавали яйца да масло, резали курицу и обращались к ним: «Господин эфенди». Когда придёт ученик, он всё принесёт в своей котомке. Он будет настолько скромен, что люди удивятся, как мало он ест, а при этом здоровее всех. Когда ученик войдёт в дом, он скажет: «Пожалуйста, если у вас в доме есть лишнее место, самое низкое место в доме, позвольте мне его занять».

Так я пугаю учеников – они должны это знать, если хотят быть учениками. И в будущем, если кто-то придёт и станет жаловаться, я его спрошу: «Ты ученик?» Если ответит: «Ученик», спрошу: «Знаешь правило?» – «Я не ученик». – «А, тогда пожалуйста». Для него зарежут поросёнка, а я скажу: «Ты отличный, талантливый, этот поросёнок – для тебя». И он скажет: «Ах, как хорошо!» Так и будет, я поставлю перед ним поросёнка и скажу: «Отведай, братец, ты отличный человек, другого такого нет». Но скажу ему и другое: «Однажды и ты станешь такой отбивной котлетой для своих меньших братьев; и тебя зажарят так же, как это делаешь сейчас ты».

Итак, ученикам следует изменить свой способ жизни. Они должны думать о том, что они связаны с солнечной энергией; думать о том, что в них живёт Господь. Какой Господь? Господь Любви. И никогда, даже в самом плохом настроении, им не позволено жаловаться – напротив, следует за всё благодарить. Толстой приводит такой пример. Два брата-отшельника возвращаются в город, и один говорит другому: «Знаешь, в чём состоит воля Христа? Если мы войдём в какой-то дом и нас выгонят, и если, куда ни придём, нас отовсюду будут гнать, то, уходя, нам нужно благодарить и радоваться тому, что нас нигде не приняли». Это Христово учение. Кем бы вы ни были: мужчинами, женщинами, детьми, – если вы находитесь в таком расположении духа, вы принесёте благословение. И, следовательно, ученики – люди очень скромные, им всего достаточно, то есть это люди невзыскательные. 

И апостол Павел приводит слова Господа: «Вложу законы Мои в сердца их, и напишу их в умах их». Теперь скажите, многие ли из вас могут стать учениками? И всё же ученики определены. Итак, любовь требует великого самопожертвования. Вам следует понимать законы и знать, как нужно жить. И вам надо понять нынешнюю жизнь, у неё есть внутренняя сторона. Современную жизнь, при всех противоречиях, необходимо понять во всей её глубине: жене нужно понять мужа, и мужу – понять жену; сыну – понять отца, и отцу – сына. Брат должен понять сестру, и сестра – брата. Но как они поймут друг друга? Только по закону такой любви, когда брат живёт для сестры и сестра живёт для брата, когда муж живёт для жены и оба живут для Бога. Павел говорит: «не женитесь», и разъясняет, почему. Не нужно жениться, потому что люди не понимают этого закона: ведь тогда муж будет любить жену и забудет Господа. Ученику нельзя забывать Господа. Никогда! А кто любит Господа, пусть любит всех людей ради Господа и всегда их терпит. Такими же, как Господь, нужно быть и вам, и если у вас хватит мужества, можете проделать первый опыт. 

В другой раз я открою ученикам великую тайну. «Какую тайну?» Это небольшая приманка, чтобы и другие захотели стать учениками. И мы хотим, чтобы они ими стали. Вот как это будет: тебя схватят, чтобы побить, а ты станешь невидимым; тебя поймают – ты исчезнешь. Тебя запрут, но из этого ничего не выйдет, ты всегда будешь свободен. Сядешь в поезд, придёт кондуктор: «Ваш билет», а ты станешь невидимым. По железной дороге и повсюду ты будешь ездить без билета. Кто бы ни пытался схватить тебя, ты исчезаешь. Ты обедаешь в столовой, но денег нет, приходит официант со счётом – ты исчезаешь. И тогда все начнут говорить о необыкновенном человеке, появившемся в городе. Это для вас привилегия. Вы не только не будете платить, но произойдёт и другое: например, вы купите ткань и исчезнете, а торговец обнаружит у себя вчетверо больше денег, чем стоила его ткань, он найдёт их на прилавке; в столовой, после того как вы поели и исчезли, найдут вчетверо больше денег, чем стоила еда. Исчезнув, вы повсюду будете платить вчетверо больше, чем стоила ваша покупка. Ваш кошелёк будет полон. Теперь вы скажете: «Хорошо быть учеником». И кому мне доверить эту тайну? Сейчас появится много кандидатов. Хорошо!

Такова плата ученику после того, как он получит заслуженные десять ударов. И когда он поймёт энергию, исходящую от солнца, тогда тайна ему откроется, и я скажу ему: «Ты свободен». Сначала страдания, а потом благословение. Потому Павел и говорит: «Похвалимся и мы более в страданиях своих, чем в радостях». И: «Отныне мы понимаем смысл жизни», говорит Павел в 8 главе Послания к Римлянам2. В одном из Посланий он говорит о том, как его били: «Три раза били меня – трижды по 39 ударов по задней части»3. Его били, однако потом он сказал: «Слава Богу, благодарим за это великое благословение, потому что, став невидимыми, мы платим в четыре раза больше – не по плоти, но по духу; и становимся видимыми и невидимыми». И он пошёл распространять это учение. Павел делал всё. «Теперь я понимаю», – пишет Павел. Я говорю то, что проверено. Некоторые с этим не согласятся. Они правы. И правоверные правы, и я прав. Они правы в прошлом, я прав в настоящем, и все мы будем правы в будущем. Следовательно, кто-то из вас будет прав в прошлом: это благородный человек. «Я, – говорит, – благороден. Когда-то я, как и Сократ, не был благородным, но сейчас я благороден и благонадёжен, потому что получил 39 ударов по задней части и теперь знаю тайну, как становиться видимым и невидимым, и если меня схватят и потребуют денег, меня уже нет». И потому в Писании говорится: «В последний день праведные будут взяты и подняты в воздух, и узрят Господа». Это день, когда вы станете невидимы. 

Будьте героями, будьте довольными. Будьте необыкновенными людьми, в высшей степени талантливыми и в мудрости, и в любви, и в истине – во всех своих проявлениях, во всей своей жизни. Этого требует Христос от Своих учеников. Будьте необыкновенными. Вы не оставите этот мир, пока мы не научим вас этому искусству – становиться видимыми и невидимыми. Никому не позволяется покидать этот мир. Оставайтесь здесь. Когда мы дадим вам это тайное знание, тогда вы будете свободны от закона, будете владеть этим искусством и, вступив в новый закон, скажете: «Я знаю, я люблю, я учусь. Истина со мной. Я знаю всех моих братьев, знаю всё, теперь меня ничто не смущает».

Говорить ли вам ещё? Солнце рассердится, если я буду продолжать вам говорить.

_______________________


1 Пермутация (матем.) – перестановка; в переносном смысле – полное, коренное изменение. 
2 Сравни: Рим.5:3 
    3И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение

3 Сравни: 2Кор. 11:24-25. 
    24От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
    25три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;






Comments