Дух и плоть БН 1914 1115 0 перевод Папуша

ДУХ И ПЛОТЬ

      15 ноября 1914 года (новый стиль)

      "Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся..." (Гал., 5:17)

      Люди обычно имеют очень смутное понятие о тех глубоких законах, на которых основывается жизнь. Мир, в котором мы живем, управляется законами, правилами, которые Бог положил издавна, когда устраивал вселенную. И когда Господь ввел в нее первого человека, — Писание об этом молчит, — Он долгое время его учил, преподавал ему небесные знания. Он познакомил его со всеми основными законами того большого здания, в которое поместил его жить; показал ему свойства целебных трав; познакомил его с качествами и действиями элементов, и, поставив его хозяином над всем, сказал ему: "Если будешь соблюдать законы, которые Я положил, будешь всегда счастлив, радостен, блажен, и во всем, за что ни возьмешься, будет тебе удача; но в тот день, когда преступишь Мою заповедь, все ополчится против тебя".

      О том, что это факт, свидетельствуют два дерева, о которых говорится в Писании: древо жизни и древо познания добра и зла. Если бы я стал объяснять, что это за деревья, то очень отвлекся бы; оставлю это до другой беседы*, Эти два дерева в раю были живыми, разумными, содержали в себе определенную силу, определенные качества.

      И сказал Господь первому человеку: "В древе познания добра и зла кроется большая опасность, и в тот день, когда ты посягнешь на него, — потеряешь все. Элементы, скрытые в этом дереве, не для тебя; ты недостаточно силен, чтобы ими владеть. В будущем ты сможешь их исследовать, а сейчас пользуйся всеми другими деревьями, всем в жизни, но не древом познания добра и зла".

      Не буду останавливаться на глубоких причинах, побудивших Адама преступить Божью заповедь. Некоторые люди проповедуют, что нужно иметь веру. Действительно, вера необходима, положительная или отрицательная: это основа жизни, без нее жизнь не может существовать. Все существа, сколь бы малы они ни были, от микроскопических до наивысших, имеют веру. Но какова их вера? Неверующий человек говорит: "Я не верю в Бога". — В то же время это его утверждение показывает, что он верит во что-то: в то, что нет Бога. Значит, у него все же есть какая-то вера. Хотел бы я посмотреть, как человек может остаться совсем без веры, так, чтобы не верить и в самого себя! Если он верит в самого себя, значит, у него есть вера, только верит он в свой ум. Когда мы говорим, что некто — неверующий, это неправильно, это только наполовину истина: он оставил веру в Бога, но все же верит в самого себя. Итак, вера может быть положительной и отрицательной. Адам и Ева проявили принцип неверия в Бога, поскольку в райском саду появился Люцифер; они поверили в него и оставили Бога. Вследствие этого произошло грехопадение. И апостол Павел говорит в послании к римлянам: "Кому подчинишься, тому станешь слугой".

      Этим утром я буду говорить вам о двух великих законах: законе противоположностей и законе подобия. Это законы, которые мы можем проверять каждый день. Это не отвлеченная философия, не то, что переселение душ. Это — вещи, которые мы можем ежедневно проверять в себе. При такой точке зрения на законы даже темные стороны станут нам до известной степени ясными.

      Находитесь вы, например, на берегу моря. Море тихо и спокойно. Но вдруг вы замечаете, что оно постепенно начинает волноваться и подниматься на берег; образуется течение, которое ученые называют приливом. Есть места, где море поднимается на 60 футов. Тогда нужно убегать как можно скорее; только так можно спастись, иначе вы будете настигнуты и поглощены волнами. Этот прилив, этот подъем волн продолжается 12 часов; через 12 часов вы заметите, что волны начинают отступать назад, в море. Это можно наблюдать часто, иногда каждый день: в течение 24 часов один раз вперед, к берегу, и один раз назад.

      Такой прилив и отлив происходит и в вас. Где? Конечно, не на высоких, горных местах, не на высоких вершинах жизни, а на низких местах. Может быть, вам часто случалось спуститься в тихое время на берег моря, запеть хорошую песню, но глядишь — набежала волна и унесла вас с вашей хорошей песней, или в лучшем случае совершенно промочила. Или же вы вышли на лодке в тихое море; поднялась буря, перевернула лодку, и вы оказались в бурном море. Кто-то может подумать, что это преувеличение, но в жизни это так. Как часто люди исчезают бесследно в этом житейском море со своими песнями, мечтами и идеалами! Вы говорите: "несчастье!" и ищете причину, не зная законов природы.

      Когда старые философы говорили: "Познай самого себя!" — они подразумевали, что человек должен познать эти два закона отмеренных движений прилива и отлива. В вашем уме эти два слова смутны, но я постараюсь их объяснить. Это проявление в современной науке называют законом ритмического движения. Во всех вещах есть течение от центра к периферии и от периферии к центру; во всех вещах есть прилив и отлив, подъем и падение, зарождение и вырождение. В химии есть действие и реакция. Действие — это прилив; после этого образуется реакция — это отлив. Если вы прислушаетесь иной раз к своим часам, то можете заметить, что их звук то усиливается, то постепенно начинает ослабевать, замирать, как будто они на момент останавливаются, потом звук опять усиливается и опять слабеет. То же происходит и с вашим сердцем. Если вы положите руку на сердце, то заметите, что иной раз оно начинает биться быстрее, и вы пугаетесь, Врач говорит: "У этого человека сердцебиение". — Это прилив в вашем организме, который отражается на сердце. Этот закон действует везде. И, может быть, врачи говорят о ком-то, что у него порок сердца, а я говорю, что у этого человека — известный прилив в уме, в сердце, в душе, а через 12 часов этот прилив спадет, и сердцебиение пройдет. Эти 12 часов могут быть двенадцатью секундами, двенадцатью минутами, двенадцатью часами, двенадцатью днями, двенадцатью неделями, двенадцатью тысячелетиями, двенадцатью миллионами лет и так далее — отношение остается тем же. Так действует этот закон.

      Апостол Павел в главе, которую я вам прочел, говорит о законе плоти — это закон отлива; закон Духа — это закон прилива. Закон противоположностей заключает в себе закон отлива, а закон подобия — закон прилива.

      В некоторых местах образуются миазмы, и вокруг этого места появляются болезни. Этот закон действует и в нашем мозге, в нашем сердце и в нашей душе. В организме часто остаются отложения, создающие болезни, которые мы называем ревматизмом суставов, ног и головы; тогда мы чувствуем боль и начинаем жаловаться.

      Если мы умны и понимаем законы, то там, где прилив, мы можем поставить преграду, большую стену. Если глупы — шляемся по берегу бурного моря.

      Люди постоянно говорят: "Мир плох!" — Но чем он плох? — "Вот эта всемирная война!" — Это прилив сил, в прилив происходит столкновение, все бегут и говорят, что море наступает. И это убегание называют войной. Спрашивают, что будет с миром. Говорю: через 12 часов или через 12 недель, или через 12 лет все утихнет. Пропитанные кровью местности высохнут, и люди будут спрашивать: "Что такое случилось, в чем причина того, что это море так разъярилось на нас?" — Море не разъярилось, оно дышит, и когда оно напрягается на вдохе, его грудь поднимается на 60 футов. А ты, когда море дышит, вдыхает, должен быть в 60 километрах от берега — на какой-нибудь высокой вершине. Когда оно выдохнет — можешь пойти на берег, полюбоваться на море, но как увидишь, что оно набирает воздух, опять беги на высокое место.

      Эти два закона, закон противоположностей и закон подобия, — если мы можем их понять, — две великие вещи в мире. Один закон, закон подобия — это закон неба; другой закон, закон противоположностей — это закон земли, органического мира, плоти. Вот вы встаете утром в дурном расположении духа, весь свет вам крив, не работается, ум смущен. Говорите, что Господь создал мир не так, как нужно. Все дьяволы — в вашем уме. Вы готовы поссориться с каждым, распустили пояс и ждете, когда кто-нибудь на него наступит*, готовы взорваться, — это закон противоположностей.

      Жена, если она понимает закон, должна бежать на два километра и сказать себе: "У мужа ныне отлив духа и прилив плоти". — Не стоит смеяться, потому что на следующий, день жена распустит пояс. Таков закон. Все одновременно пояс не распускают.

      Десять лет назад я жил в одном семействе. Оно состояло из семи человек: отец, мать, сын и четыре дочери. Я наблюдал и проверял закон: он точен, как часы. Члены семейства чередовались по дням недели. В понедельник отец в дурном расположении, распускает пояс. Все говорят: папа нерасположен, нахмурился, кричит; все прячутся и ищут причину. Во вторник отец весел, но глядишь — мать распустила пояс. Отец посмеивается и говорит: "Ныне мать дежурит". — Интересно, что в среду старший сын распускает пояс. Все смеются и таким образом чередуются, один за другим. Я знал, когда кто дежурит, и программа шла без нарушений. Это до известной степени приятно. Если один распустит пояс — легко, но когда двое дежурят, распускают пояс, когда у двоих, говоря научным языком, отлив — тогда плохо.

      В прочитанной главе апостол Павел говорит, что плоть противодействует духу, а дух — плоти. Немыслимо примирить эти два закона, потому что они имеют противоположное направление: один движется вперед, другой назад. Закон противоположностей разрушает, он нарушает гармонию, счастье. Если он приходит к вам, то забирает все ваши пожитки. Если вы попадете в закон противоположностей, он может воздействовать на ваш ум 12 минут, 12 часов, 12 лет. Есть определенные периоды в жизни, которые влияют на характер человека с самого начала. Если ребенок зачат и рождается в период противоположностей, он обязательно станет преступником и не сможет избежать последствий, потому что ему дали те элементы, которые направляют жизнь в дурную сторону. Если отец и мать находятся под законом подобия, у них родится благородный сын или благородная дочь с хорошо развитым умом. Так действуют эти великие законы. Первые люди до прегрешения понимали их, но после прегрешения забыли.

      Люди хотят, чтобы священник им проповедовал, но тот находится в законе противоположностей; его вибрации, его настроение, его проповедь в этот день не могут принести благословение людям. Он, может быть, и служит по обязанности, потому что ему некуда деваться. Но если бы он был свободен, схватил бы шапку и ушел бы куда-нибудь. Но люди хотят, чтобы он им проповедовал. Что он будет им проповедовать? Будет их осуждать: вы такие-сякие, плохие вы люди, — и отправит их в пекло. В этот день он говорит ложь. Люди оказались зеркалом, в которое он посмотрелся, когда был под влиянием закона противоположностей.

      Рассказывают об одном знаменитом американском проповеднике в Нью-Йорке, который долгое время проповедовал под влиянием закона противоположностей и говорил такие ужасные вещи, что перепугал всех прихожан. И вот однажды этого проповедника отвезли в больницу и прочистили ему желудок, поскольку под влиянием закона противоположностей в желудке часто остаются отложения, которые мешают пищеварению и вредят всему организму. Ему засунули в рот кишку, налили 4 — 5 литров теплой воды, промыли желудок один-два раза, вычистили отложения, а на следующей неделе проповедник появился в церкви и проповедовал о Царстве Божием, о пришествии Христа, о Любви и пр. Люди говорили: "Смотрите, как преобразился наш проповедник!" — Говорю: когда проповедник или оратор выходит проповедовать в церкви или палате, он должен очистить от отложений свой желудок, свое сердце, свой ум, и только тогда говорить людям.

      Скажем, встаете вы утром, несколько нерасположены, но не можете дать себе отчет, в чем дело. Проходит 5 — 10 минут, ум начинает проясняться, вы говорите: "Слава Богу, посветлело". — Проходит какой-то период времени, опять нападают на вас дурные мысли, вы говорите: "Откуда взялся этот дьявол?" — Люди не могут понять, что есть закон, который периодически и систематически действует в мире. Не пришел никакой дьявол с ловушкой, чтобы их поймать; это Божий закон. Господь говорит: "Я тебе дал ум, чтобы ты мог рассуждать об устройстве мира. Я тебе когда-то говорил об этом законе, но ты его забыл, а теперь сам закон тебя научит". Когда современное общество поймет глубокий смысл этих двух законов, мир коренным образом исправится.

      Кто-то спрашивает: "Как может исправиться мир?" — Когда мы начнем поступать сообразно этому закону, мир устроится так, как Бог его устроил первоначально. Одинаковые причины производят одинаковые следствия; противоположные причины производят противоположные действия. Индусы, которые знают эти два закона, называют их словом "карма" — закон причин и следствий. Карма может быть кармой в прилив и кармой в отлив, то есть доброй кармой и дурной кармой. На языке торговли это значит давать и брать. Давать — это отлив; брать — прилив. Тот, кому вы должны, придет к вам точно в срок и потребует, чтобы вы платили долг. Срок платы означает закон, который регулирует вещи. Этот закон обуславливается должниками и теми, кто должен получить.

      Следовательно, когда Бог нас посылает в мир, Он ставит определенные условия; мы подписали обязательство, что сделаем то или другое, а теперь Ему говорим: "Мы не должны Тебе ничего". — "Так ли? Я применю к вам закон, закон противоположностей". — Ты бьешь кого-то, и он тебя будет бить; ты его любишь, и он будет тебя любить. То есть что делаешь, то и тебе будут делать.

      Эти два закона владеют землей и действуют на ней. Подобное с подобным всегда отталкивается. Один петух вскакивает на кучу, другой, посильнее, его прогоняет. Почему бы им обоим не кукарекать на куче? Закон говорит: на одной куче только один петух может петь. Так что в мире может быть только одно добро или одно зло. Два зла не могут терпеть друг друга в одном месте. И два добра не могут находиться на одном месте. Святой со святым не терпят друг друга, ученый с ученым — также. Турецкая пословица говорит: "Сборщик хлопка на белую собаку не смотрит".

      Итак, на земле действуют два закона — закон противоположностей и закон подобия. Добро имеет стремление к злу, а зло — к добру. Поэтому тот, кто хочет хорошо жить на земле, непременно должен иметь в друзьях дурных людей, дурные же должны иметь в друзьях хороших людей. На небе закон иной, но таков закон на земле. Добрый человек, который хочет встречаться только с добрыми людьми, всегда будет несчастен. Почему? Должен происходить обмен между добрыми и дурными людьми.

      Скажем, у одного торговца есть ткани на огромные суммы, но и у соседа точно такие же ткани. Кому они оба будут их продавать? Их интересы не совпадают. Один скажет другому: "Убирайся отсюда! Иди на другое место, на другой конец земли, а я буду торговать здесь". — Значит, тут действует закон противоположностей.

      Христос, понимавший этот закон, говорит о самоотречении. Если человек отрекается от себя, он становится слугой, и тогда Господь ему говорит: "Я тебя люблю". — Если кто-то говорит, что и он хочет быть хозяином, Бог ему ответит, что двое одновременно не могут быть хозяевами: один должен быть хозяином, а другой — слугой. Зло рождается, когда оба хотят быть хозяевами. Если они хотят стать хозяевами и настаивают на этом, Бог говорит: "Два хозяина не могут быть при Мне. Если они настаивают на своём, Я их отправлю на другой край света". — Что это за другой край света? — Земля. Вот почему Господь отправил людей на Землю.

      Во всех вас, желающих понять закон подобия, действует закон противоположностей, и поэтому вы несчастны. Вы должны выйти из закона противоположностей и войти в закон подобия, а закон подобия — это самоотречение. Отречься от себя нисколько не означает потерять жизнь, это означает лишь заменить одну службу другой. Скажем, есть два кандидата на место директора одной гимназии. Если один из них действует по закону подобия, он скажет другому: "Ты будь директором, а я буду учителем". — Но если каждый непременно хочет быть директором, возникнет интрига перед министром, каждый из них будет ему говорить: "Я более способный". — Что ими тут управляет? — Закон контрастов.

      А учение Христа относится к закону подобия. Христос сошел на Землю, чтобы установить закон подобия. Он говорит: "Я не хочу быть господином над вами, а хочу вас научить, как быть счастливыми: если Меня любите и исполняете Мой закон, будете счастливы".

      Если ты в дурном расположении, ненавидишь, говоришь дурное, несчастен — ты в законе противоположностей. Нужно его оставить, выйти из закона контрастов и войти в закон подобия. Иными словами, нужно изменить условия и среду. Начни любить. — "Как мне любить?" — Действительно, ты не можешь любить, пока не пойдешь на место Любви. Это все равно, что закроют тебе глаза в темной комнате и скажут: "Смотри!" — На что будешь смотреть? Темная комната — не место подобия; тебе нужно выйти из нее. Если у тебя есть свеча, ты можешь чиркнуть спичкой и ее зажечь.

      Когда Христос говорит, что нужно отречься от себя, Он подразумевает, что нужно выйти из этой мрачной, темной комнаты своего эгоизма и войти в закон подобия, Любви. Посмотрите, как это разумно.

      Выходите и идите туда, где вы можете почерпнуть элементы, необходимые для вашего счастья, для вашего сердца. Вы не можете этого сделать, если находитесь в законе противоположностей. Тогда за одно место, за одну профессорскую кафедру будут бороться многие. Однажды во Франции устроили конкурс на одну кафедру, на который явились 15 тысяч человек кандидатов. А сколько человек могут занять кафедру? Один кандидат на одно место. В современном мире часто родятся такие желания. Почему? Потому что каждый хочет занять эту кафедру. Вот вы ненавидите кого-то и стараетесь убрать его со своей дороги. Почему вы его ненавидите? Потому что оба хотите занять эту кафедру.

      Закон контрастов в жизни неумолим. Этот закон действует и в наших мыслях, и в наших чувствах, и в нашей воле. Миллиарды клеток, составляющих наши кости, нашу нервную систему, желудок, легкие, сердце и мозг в определенные периоды находятся под влиянием этих законов, законов противоположностей и подобия, вследствие чего в них происходит прилив и отлив. Человек гневается, нерасположен — значит, это отлив. После этого непременно должен начаться прилив. Как? Человек сосредоточится, направит ум к Богу, поднимется на высокую гору, на которой находится Господь, поговорит с Ним, и, когда кончится отлив, вернется на землю.

      Под словом "прилив" я подразумеваю не только прилив моря, но и прилив в растительности, который всегда происходит при увлажнении воздуха. Когда плод созреет, он начинает сохнуть. Здесь мы имеем закон контрастов, который готовит почву для следующего года. Закон контрастов снимает старые одежды, а закон подобия приносит новые одежды. Когда вы раздеваетесь — это закон контрастов; когда одеваетесь — это закон подобия. Если ваше тело испачкалось — вы в законе контрастов; вымоетесь — вы в законе подобия. Каждое утро вы встаете и умываете лицо. Зачем? — По привычке. Допустим, сегодня вам нужно пойти к Господу, потому что в вас отлив. Умывая лицо, скажите: "Сниму тяжесть с сердца, смою осадок с ума и тогда предстану пред Господом". — Вот что такое умывание лица. Но вы, не умея истолковать это, умываетесь и все-таки целый день возитесь в грязи. И дела ваши не идут. Как им идти, когда в вас грязь? Чтобы не испачкаться, нужно быть на высоком горном месте.

      Апостол Павел говорит о законе подобия в стихе: "Плоды Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". — Любовь — это отец, радость — мать, мир их дитя. Значит, они образуют треугольник, который относится к Божественному миру. Кто хочет быть блаженным, тот должен обладать этими качествами. Тогда он на Небе. За ними идет вторая категория добродетелей, которые относятся к ангельскому миру: долготерпение — отец, благость — мать, милосердие — их дитя. Обретите их, и вы будете среди ангелов. Третья категория: вера — отец, кротость — мать, воздержание — их ребенок.

      Итак, я говорю: по закону подобия вы должны прежде всего иметь отца. Кто ваш отец? — Вера. — "Но у меня нет веры!" — Я о тебе, приятель, плохого мнения. Если у тебя нет отца, ты — незаконнорожденный; мать тебя родила не Божественным образом. Вот что подразумевается, когда кто-то говорит, что не имеет веры. Когда кто-то говорит, что имеет веру, я отвечаю: "Счастлив ты, что имеешь благородного отца, высокого происхождения, из царской семьи. — "Но я не верю в этого отца". — Ты никудышный человек.

      Перейдем к слову "кротость". Я сказал, что кротость — мать; она из царской семьи. Если ты имеешь кротость, значит, у тебя есть мать. — "Но я не хочу быть кротким". — Тогда у тебя нет матери. Следовательно, каждый христианин должен иметь отца и мать — веру и кротость, а сам он — воздержание. Когда мы говорим "воздержание", нужно иметь в виду себя, сына или дочь нашего отца — веры, и нашей матери — кротости.

      Кто-то говорит: "Я хочу пойти к ангелам". — Можешь, но нужно родиться от отца — долготерпения, и чтобы тебя зачала мать — благость, чтобы она носила тебя в своей утробе. А ты, когда родишься, кем будешь? — Милосердием: ангелом, святым. Если ты милосерден, ты имеешь среди ангелов отца — долготерпение, и мать — благость.

      Таков закон, который регулирует человеческую жизнь. Это основа философии, которая проверяется каждый день.

      Не обманывайте ни себя, ни других. Только тот, кто живет в законе контрастов, может обманываться. Я исключаю из себя закон контрастов. Если я в отливе — отправляюсь к Богу; если в приливе — прихожу на землю работать. Если я у Бога, кто меня обманет? Поэтому я говорил в одной из прошлых бесед: там, где Господь, дьявол не может появиться. Где нет Бога — там дьявол. Когда кто-то говорит, что дьявол его мучает, я понимаю, что он хочет сказать. Если Господь в твоем сердце, дьявол не может тебя мучить. По закону подобия зло не может превратиться в добро, и добро в зло.

      Одному святому, прожившему двадцать лет в пустыне, явился белобородый старец и сказал: "Я большой грешник. Прошу тебя, помолись Господу, чтобы Он простил мне грехи". — Когда старец ушел, святой начал молиться Богу за него. Явился ангел и сказал: "Твоя молитва не принята перед Богом, потому что этот старец — дьявол. Чтобы проверить, истину ли тебе говорю, скажи ему: Я помолюсь за тебя, но ты должен исповедать свои грехи. Поднимись на скалу и скажи: "Господи, будь милостив ко мне, большому грешнику!" — Целый год повторяй эти слова'. "— Через некоторое время старец опять пришел к пустыннику, и тот ему сказал то, что ему советовал ангел. — "Как! — вскричал дьявол. — Этого я не могу сделать! Я, управляющий миром, не хочу молиться; ты молись!" — Тогда пустынник сказал ему: "Старая злоба не может быть новой добродетелью".

      Проповедующие Евангелие должны знать, что они никогда не могут превратить закон противоположностей в закон подобия, то есть не могут обратить к Господу человека, который постоянно живет в законе контрастов. Они не могут сделать его счастливым, как не могут превратить женщину в мужчину.

      Некая женщина хочет, чтобы мужчина сделал ее счастливой. Как же он сделает ее счастливой, если она его не любит? Он покупает ей костюм — она недовольна; приносит мясо — не хорошо; дом не построен, как следует, то не на месте, другое не так. Как ее удовлетворить, если она находится в области противоположностей своего ума, и при этом все, что муж может сделать, не в состоянии изменить ее нрав? И жена не может угодить мужу, если у него такой нрав. Она может ему готовить, убирать дом, но он всегда будет недоволен, потому что живет в законе противоположностей.

      Женщина говорит: "Не знаю, что делать, у мужа испортился характер". — Я рассуждаю хладнокровно и говорю: к сожалению, он находится под законом контрастов, в отливе; посадите его в телегу, впрягите коня, отвезите его на высокое место, пусть отдохнет, — вот что нужно вашему мужу. Когда жена хочет везти мужа в церковь, она берет извозчика и говорит: "Отправимся к Господу; в церкви проповедь, может быть, научимся чему-нибудь новому".

      Вот мы говорим: "Пусть мир исправится!" — Как ему исправиться? Если свинья миллионы лет рылась под деревом и, съев груши, начала в поисках груш рыть корни, спрашиваю: как родит дерево другие груши? Свинья погубила дерево. И вы таким же образом, не найдя груш на дереве, начинаете рыть корни и говорите: "Мы ищем деньги, зарытые в земле", — и становитесь кладоискателями. Говорю: вы находитесь в законе контрастов. Под корнями нет никаких груш, никакого сокровища. Не нужно рыться на одном месте; закиньте сумку за плечи, возьмите палку и идите на другое место. — "Зачем?" — Потому что когда придет ваш господин и увидит, что вы роете корни, — крепко вас побьет. Вот что делает Господь на Земле. Вы роетесь и ищете груши, а Господь говорит: "Дайте каждому по двадцать пять палок!"

      Примените этот закон в своей жизни, чтобы жена не копала под корнями мужа. Если нет груш — пусть подождет. И муж пусть не роется у корней жены. Попы пусть не роются под корнями паствы, ученики — под корнями учителей. Все примените закон, и вы поймете жизнь, как Господь ее создал. Вот философия, которую вы можете применить в этом мире. Она так проста, что каждый может ее понять. Если вы скажете, что не можете этого сделать, я отвечу, что вы в болоте, тине противоположностей. Когда скажете, что можете — вы в законе подобия. Сделайте шаг вперед, — и встанете на путь спасения.

      Иные говорят: "Мы не можем любить". — К сожалению, не могу вам помочь, потому что вы находитесь в области противоположностей и собираете там осадок, тину. — "Могу любить". — Вы в законе подобия, и Господь с вами. Если встанешь утром в дурном расположении, скажи себе: "Сегодня у меня отлив, впрягу-ка я коня и отправлюсь в путь". — Не ходите вокруг дерева, чтобы собрать груши, когда не время. Груши найдете в другом месте. Встаньте и помолитесь, если умеете молиться. В молитве вы окрепнете.

      Молиться — самое высокое и благородное занятие, какое может быть в этом мире. Только так возвышается и становится благородным человеческое сердце. Я говорю не о внешней стороне молитвы, в который участвует только язык, а о той молитве, в которой выражается сознательное стремление души к Богу — высшей Любви. Но не все так смотрят на это. Иной говорит: "Я не могу молиться". — Другой смеется и говорит: "Молиться — заблуждение. Чтобы я, ученый, окончивший университет, молился Господу!" — Ученые непоследовательны. Когда они хотят занять должность, то подают заявление, пишут: "Поскольку я окончил университет, учтивейше прошу благоволить назначить меня на службу, обещаю исполнять свою должность точно и аккуратно". — Это ли не молитва? Молитва, и весьма характерная. А молиться Господу им стыдно! Пока есть люди, которые молятся только себе подобным, а не Господу, Высшему Благу, мир останется таким. Эти люди живут в законе контрастов.

      Спрашиваю: как мы можем быть добрыми, когда на каждом шагу наша спутница — ложь? Мы обманываем и себя, и ближних, и Господа. Несознательно мы дали лжи права гражданства. Мы действуем из страха. Нужно освободиться от страха, поставить девизом своей жизни говорить истину перед Богом. Давайте скажем: "Ныне я не буду говорить обман перед Господом". — Если совершите какую-нибудь ошибку, скажите: "Прости меня, Господи, согрешил". — Не говорите, что такой-то явился причиной вашей ошибки, что вы — выше него. Не будьте как фарисей, имеющий о себе высокое мнение. Если вы поступаете таким образом, вы находитесь в области закона контрастов, в темноте. Скажите себе прямо: "Я совершил эту ошибку". — Исповедуясь в своих ошибках, вы исправитесь. Прочтите исповедь Толстого, там вы найдете хороший пример этого. Толстой стал великим после того, как исповедовался. В истории есть несколько таких примеров. Можете ли и вы так исповедоваться?

      Если вы хотите стать благородным человеком, ангелом, святым — это легче всего. За день вы можете стать десять раз и ангелом, и дьяволом. Многие не верят в перевоплощение, а вопреки этому могут по десять раз в день перевоплощаться. Если вы хотите убить какого-нибудь человека — вы воплощенный дьявол, вы находитесь в области противоположностей и в состоянии сделать любое зло. Если вы в законе подобия — вы ангел. Если вы готовы пожертвовать собой, совершить какое-нибудь благородное дело — вы святой. Жаль только, что вы не можете удержать это состояние на длительное время.

      Сказано, что человек создан по образу и подобию Божьему. Вот что я понимаю под словами "образ и подобие Божье". Когда говорят, что назначили кого-то генералом или министром, я спрашиваю: не существовал ли этот человек и раньше? Он существовал и раньше, но как простой гражданин. И когда Господь сказал: "Сотворим человека по образу и подобию Божьему", — Он, значит, хотел произвести его в более высокий чин, сделать его генералом, облечь его в генеральский мундир, пришить ему генеральские эполеты. Однако человек не выполнил волю и заповедь Божью, и Господь лишил его этого положения, снял с него эполеты и мундир. Это грехопадение человека. "Снимите с него мундир, сказал Господь, — потому что он не исполняет генеральскую должность как следует". — Если вы обратитесь к Господу, Он говорит: "Ныне ты имеешь образ и подобие генеральские. Войди в рай". — Если через пять — десять минут не исполните закон, Он снова говорит: "Снимите мундир с этого генерала!" — Если вы гневаетесь, если вы в дурном расположении — вы вне рая. Проходит год—два, вы начинаете раскаиваться, и Господь говорит: "Приведите его ко Мне, Я произведу его в генералы". — Много раз до сих пор Господь вас назначал генералами и увольнял. Сегодня вы хороши, вы ангел на небе; завтра вы плохи — сходите на землю. Если вы не молитесь, не соблюдаете Божий закон — будете служить злу. Два закона — закон противоположностей и закон подобия — регулируют мир.

      Духи, живущие законом противоположностей, не имеют расположения вернуться в закон подобия, и поэтому Господь не может их перенести из одной области в другую. Первое в христианстве — это граница, которая существует между этими двумя законами. Когда вы дойдете до этой границы, нужно оставить весь свой багаж — мысли и желания, которые находятся под законом контрастов, и войти в закон подобия свободными, чистыми. Тогда Господь облечет вас в новые одежды и произведет в генералы.

      Из-за ослушания заповеди Божьей, — не посягать на запретный плод, — человек стал голым. Господь снял с него генеральские одежды, и человек был вынужден сделать себе одежду из листьев. Господь сказал: "Сделайте-ка ему одежду из кожи!" — Поэтому ныне вы облечены в кожу, которую вы называете плотью. Как и когда вы можете освободиться от этой кожи? — Когда войдете в закон подобия. Эта кожа спадет с вас, и Господь даст вам ваши генеральские одежды с эполетами. Такова христианская философия, которую вы можете применить в своей жизни. Эта философия принадлежит не прошлому, а настоящему.

      Вы каждый день перевоплощаетесь, служа то добру, то злу. Вот что такое перевоплощение, переселение душ.

      Современные люди говорят: "Того, кто верит в переселение душ, мы изгоним из церкви". — За что вы меня изгоните? За то, что я верю в закон контрастов и подобия и живу по ним? Если я живу в согласии с Божьим законом, изгоните вы меня из церкви, или оставите в ней, — это не касается моей души. Когда я живу с Богом, никого не ненавидя, стараясь любить всех, может ли кто-нибудь меня изгнать? Только Бог может меня изгнать. Вот учение, которое я проповедую. Говорю: в тот день, когда вы согрешите, вы изгнаны из Божьей церкви, из рая.

      Что такое современные церкви? Это только далекое воспоминание о величии прошлого. Знаете ли вы, какие тайны кроются в этих церквах? Я мог бы рассказать вам, что значит церковь, что значат камни, из которых построены церкви, истолковать значение священнических одежд, свечей — во всем этом есть глубокая философия. На одеждах священников написаны Божьи законы. Священники каждый день надевают свои одежды, но помнят ли они, что значат корона, жезл владыки? А кадильница и ладан? Мы закрыли священную книгу жизни и говорим; "Эта книга священна, не трогайте ее!" — Господь говорит: "Смотрите, не запачкайте эту книгу снаружи, берегите ее чистоту; открывайте ее внимательно, читайте каждый день понемногу и отмечайте ценное, что она содержит". — Церковь, одежды, иконы, свечи, кадильница, книги — все на месте.

      Нужно хранить содержание Священной книги. По ней вы будете изучать законы противоположности и подобия. Когда изучите их — поднимете на спину Христов крест и будете готовы к тому, что вас прикуют. Тогда Бог скажет: "Вот, этот человек будет со Мной в раю", — и вы будете спасены. Это происходит моментально. Уже сейчас я могу быть на небе, а в тот момент, когда поколеблюсь в Боге и помыслю дурно о Нем, — я уже на дне ада. В момент, когда я возлюблю Бога в душе и скажу: "Прости меня, Господи!" — я при Нем. Он простирает Свою десницу и меня принимает.

      Теперь приведу один пример и им закончу. Один человек умер, и его отправили в пекло. Он провел там много времени, — века, мучился и молил Господа его простить. В конце концов Господь сказал: "Отворите книгу жизни и посмотрите, сделал ли он что-нибудь доброе за свою жизнь". — Когда открыли книгу, обнаружили, что однажды он дал морковку бедному человеку. Тогда Господь сказал: "Этот человек может освободиться". — Он приказал ангелу: "Подай ему морковку, чтобы он ухватился за нее, и вытянешь его из ада". — Однако вместе с ним ухватились и другие грешники, схватили друг друга за ноги, и ангел понес их в рай. Но тот, чья была морковка, сказал другим: "Это моя морковка!" — Как только он сказал это, цепь разорвалась, и все упали в пекло.

      Пусть ваша морковка служит спасению и других людей, чтобы они поднялись к небу, потому что иначе, если вы скажете: "Эта морковка моя", — опять упадете вниз. Пусть хватаются за вашу одежду, за ноги, — молчите, ничего не говорите. Если скажете "моя морковка" — вы далеки от Господа. Бескорыстие всегда живет в законе подобия. Жертва и самоотречение — это христианство.


      Беседа Учителя 2 ноября 1914 года (по старому стилю) 15 ноября 1914 года (по новому стилю), София *


      Перевод: М. Папуш

      Примечания переводчика:


      * [Из беседы "Пасха", 22.1П.1Ш6]: "Когда Адам был в раю, Бог ему представил жизнь в виде плодовых деревьев; одно из них Он назвал древом жизни, другое — древом познания добра и зла.

      В оккультном смысле под древом жизни подразумевается стремление всего живого в природе к Божественному. Это стремление идет снизу вверх. Это прилив в природе, постепенное увеличение, рост. Под древом познания добра и зла подразумевается стремление существ выйти из центра жизни и направиться к периферии. Это стремление имеет направление сверху вниз и представляет собой отлив в природе. Если эти два течения существуют в природе, легко объяснить происхождение смерти. Два поезда выходят в противоположных направлениях и движутся к одной и той же точке. Что произойдет с ними? — Катастрофа. Адам оказался между двумя такими поездами, и, поскольку не смог избежать катастрофы, — умер. Кто попытается есть плод запретного дерева, тот окончит свою жизнь как Адам. Это значит: в тот день, когда человек вкусит плода запретного дерева, он войдет в отлив жизни, то ЕСТЬ в течение, которое идет сверху вниз, к центру Земли. Только Бор в состоянии избавить человека от этого течения. Христос пришел на Землю именно для того, чтобы извлечь людей из этого течения и переместить их в обратное течение, в прилив жизни, который мы называем воскресением".

      ** (Прим. перев.) Болгарское идиоматическое выражение: "распустить пояс" значит искать ссоры.


      *** Эта и две последующие беседы Учителя вошли во II том болгарского издания, составленный не по хронологическому принципу. Считая существенным восстановление хронологических связей, мы включаем эти беседы в I том русского перевода, исключая одновременно из него беседу 1924 года, по непонятным причинам попавшую в I том болгарского издания.


      Та же беседа (Дух и плоть) в переводе А. Левицкой

ċ
14-11-15ДухиплотьПримечаниеМ.Папуша.txt
(2k)
Анна Левицкая,
11 сент. 2009 г., 17:22
Comments