Се человек 1914 0329 0

Се человек

16 марта 1914 года (Старый стиль)

29 марта 1914 года (новый стиль)
София


"Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: «Се человек!»
(Иоанн, 19:5)

   Под словом «человек» в болгарском языке понимается существо, которое живет целый век. Однако в первообразном языке, на котором написана эта фраза, слово «человек» имеет другое значение; оно значит — Иисус, Человек, Который сходит на землю, Брат страждущих.

   Что нужно понимать под этими словами? Могут ли о нас, когда мы выйдем перед миром, люди сказать: «Се человек»? Чтобы быть достойным этого имени, человеку нужны четыре вещи: он должен быть богатым, сильным, обладать знаниями и добродетелями.

   Вы скажете: при чем тут богатство? Богатство — это почва, условия, в которых может развиваться человек; это почва, в которой развивается сила. Сила дает тепло и свет, которые влияют на рост, на развитие. Знания — это метод, с помощью которого нужно понимать и регулировать свою жизнь. Добродетель же — цель, к которой надо стремиться.

   Люди часто задают вопрос: «Что нам делать?» — Посейте пшеничное зерно, и оно вам покажет, что нужно делать. Вы спросите: как? Полейте его, и солнечные лучи определят, куда стремится пшеничное зерно: в одном направлении — к солнцу, источнику жизни. И нам, как пшеничному зерну, нужно расти, стремиться к Богу.

   Но кто-нибудь спросит: "Достигнет ли зерно, когда вырастет, солнца? Ведь я хочу найти Бога!" — Тебе не надо знать, где Бог, нужно только стремиться к Нему. Зерно поняло, что такое солнце, и обрело то, чего хотело. Этот закон справедлив и для нас, и мы должны прийти к тому же результату. Нужно, чтобы нас посеяли, в нашей жизни непременно будут трудности, которые составят маленькие, но необходимые препятствия, как и пшеничному зерну нужно определенное давление, и тогда начинается процесс роста — знание. А когда завяжется плод — это уже добродетель.

   Итак, нас надо посеять, набросать на нас немного земли, чтобы создалось некоторое давление; после этого мы должны тянуться вверх и приобретать знание; а это знание, выросшее до известной степени, превратится однажды в плод — пшеничное зерно. И после этого Господин пошлет жать пшеницу, и потом отделит годное от негодного, зерно от плевел. Мы рождаемся — это всходы; потом мы растем, развиваемся, умираем, и нас закапывают в могилу — это молотьба, и с гумна Господь соберет то, что Ему нужно. Есть амбар и есть сеновал: солому положат на сеновал, а зерно — в амбар.

   Я прочел вам 19 главу Евангелия от Иоанна, чтобы вы увидели четыре вещи, которые Христос нес на кресте — четыре вещи, которым и мы должны научиться. Добродетель соответствует голове (которая не была прикована); с левой стороны — знание, с правой — сила, внизу у ног — богатство, — и мы получаем распятого человека. То есть когда мы прикуем богатство, силу и знание, их соки поднимутся к голове — добродетели.

   Когда Господь хочет сделать человека добрым, Он приковывает его к кресту, — заковывает его богатство, силу, знание. А что значит приковать? — Его кладут в сейф, чтобы никто его не взял, никто не пользовался, потому что Господь им распорядится. Он говорит: «Когда Я работаю, ты будь спокоен». — И поскольку человек не хочет оставаться в покое, Господь говорит: «Закуйте его, чтобы он сохранял покой, а Я буду работать...» — И когда нас прикуют к этому кресту, не нужно плакать, потому что это Господь работает тогда для нас. Несчастен тот, кто не прикован к кресту. (Это, конечно, аллегория). Кто хочет, чтобы Господь им занимался, должен пройти через этот процесс развития.

   Вступая в этот процесс развития, непременно нужно иметь веру, непоколебимую веру в общий Божий план, промышляющий о всех тварях, которых Бог создал. Не нужно сомневаться в Боге, потому что Он совершенен, всесилен. Не говорит ли Иисус в одном месте: «Невозможное для человека для Бога возможно»? — Божьи пути неисповедимы. Не следует допускать мысли, что можно эти пути исказить или им воспрепятствовать: это невозможно.

   И когда мы призваны и отправились в Божий путь, надо иметь такую же простую веру, как у детей, и избегать ошибки, о которой говорится в следующем рассказе. В Англии один великий художник хотел написать картину, изображающую крайнюю бедность. Дни и месяцы он ходил по Лондону чтобы найти подходящую модель. В конце концов нашел оборванного ребенка, который пришелся ему по сердцу, и сказал себе: «Вот кто послужит моделью для моей картины». — Художник подошел к мальчику, дал ему свою визитную карточку с адресом и сказал: «Приходи ко мне через четыре дня, я хочу тебе кое-что сказать». — Мальчик, увидев хорошо одетого человека, подумал: «Как я пойду к нему таким оборванцем?» — и отправился к знакомым, чтобы приодеться и предстать в таком виде, в каком предстают перед царями. Достал одежду, переоделся и пошел к живописцу.

   — Кто ты? — спросил его художник.

   — Такой-то.

   — Убирайся! Если бы мне были нужны такие разодетые — я нашел бы тысячи. Ты был мне нужен таким, каким я тебя тогда видел.

   И мы, когда Небо нас призывает на работу, хотим приодеться. Однако сила не в нашей одежде, шапках, рукавицах и башмаках, не в воротниках, галстуках и дорогих часах — все это не так важно; сила в нашем уме, в нашем сердце, в благородных порывах и стремлении делать добро. Если у нас есть это, — другое придет само собой, в свое время. Разве нужно, отправляясь на Небо, брать с собой одежду отсюда? Господь, призывая нас на Небо, раздевает нас здесь. Он не нуждается в нашем тряпье, а говорит: «Принесите его как есть». — Когда кто-то умирает, мы отворачиваемся от него; даже и те, кто его любил, говорят: «Унесите его поскорей!» — Где же тогда их любовь? Но Господь не отворачивается, а говорит: «Принесите его, Мне он нужен таким, какой есть». — И когда нас зарывают в могилу и оставляют, что делает Господь? Неправильно думать, что умершие-де освобождаются. Он начинает говорить с ними, спрашивает: «Ну что, понял ли ты жизнь? Понял ли смысл жизни, которую Я тебе дал?» — Так Господь рисует Свою великую картину, так зарождается этот процесс. Люди, проводив человека, начинают плакать и вспоминать все его добродетели — они видят Божью картину.

   Мы должны претерпеть страдания, которые к нам приходят, и извлечь из них урок. Иисус Своими земными страданиями хотел нам показать пример того, что нужно подчиниться этому Божественному процессу. В одном месте Он говорит: «Разве Я не имею власти попросить Отца Моего послать тысячи ангелов и Меня спасти? Но если Я не исполню того, для чего пришел, как возвысятся люди?» — Да и сам Он хотел возвыситься.

   Вы живете на земле, однажды к вам придут бури, трудности и, может быть, вас ждет и крестный час, но когда придет этот час, вы нисколько не должны считать его несчастьем, потому что там, где нет страдания, нет и обогащения, там, где есть скорби, есть и радости; где есть смерть, есть и воскресение. И тот, кто не хочет участвовать в страданиях человечества, ничего не приобретет.

   Да и что такое страдания? — Следствие ошибок, совершенных некогда нами по неумению. Именно эти ошибки исправляются в процессе страдания. Этот процесс — метод, чтобы приспособиться и достичь тех высших, восходящих вибраций, которые нас ожидают на Небе. Нужно перенести сто скорбей, чтобы вынести одну Божественную радость. Только тогда мы оценим как следует эту радость и удержим ее. И ради этого Господь начинает со страданий, чтобы нас закалить, — как кузнец закаливает железо, чтобы сделать его пригодным для работы: чтобы мы выдержали радость, которая придет потом.

   Каждый из нас нужен, очень нужен Господу. Для мира вы, может быть, ничто, нуль, однако для Бога вы — важная единица. Лишь Господь, Который послал вас на землю, ценит ваши страдания, и, следовательно, не нужно беспокоиться, что мир о вас думает. Тот, Кто вас послал, думает о вас, вы для Него ценны. Для вас важно иметь одобрение Бога. Если Господь с вами, — вы будете красивы, а мир любит красивое; если Он с вами, вы будете богаты, сильны, добры, а добро всегда в почете.

   Я говорю вам о Боге не как о существе отвлеченном, распыленном, как думают философы, в пространстве, и существующем неизвестно где. Я проповедую Господа, Который думает о нас, наблюдает наши поступки, исправляет, поправляет, наказывает, одевает, раздевает, — заставляет нас рождаться и умирать.

   Что такое смерть? Господь подсчитывает, видит, что вы много потеряете, и сокращает процесс вашей жизни: «Чтобы он не наделал еще больше долгов, заберите у него капитал, который Я ему дал, времена сейчас неблагоприятные, оставьте до другого времени, а его приведите ко Мне». — И при этом мы думаем, что мир нас забыл. Но если мир нас забыл, Господь думает о нас. А мир обязательно должен нас забыть. Девушка никогда не сможет выйти замуж, если любит всех юношей; она должна выбрать одного и сказать: «Вот мой мир!» — Это и в жизни так. У вас должен быть только один Господь. Есть много богов в мире, которые хотят вас прибрать к себе, но вы должны найти своего Бога, с Которым вы можете жить, развиваться, богатеть.

   Писание говорит: «Бог не только на Небе, он живет в сердцах смиренных». — Следовательно, первое качество, которое вы должны приобрести, чтобы Он мог жить в вас, — смирение. Но это не смирение овцы: побьют вас, или сломают ногу, а вы говорите: «Ничего не поделаешь!» — Это не смирение, сказать, когда у вас отберут все богатства: «Мы смирились». — Смирение — имея все: богатство, силу, знания, добродетели, — осознать все это и сказать: «Господи! Все, что у меня есть, в Твоем распоряжении». — А сейчас все проповедуют Евангелие и мир исправляют, но только прикоснется Господь к их переполненным кошелькам, кричат: «Э, нет, сюда нельзя! Половину еще дам, а все — нет!» Как дойдет до силы, говорят: «Не дам Тебе распоряжаться всей моей силой». — Однако когда мы оказываемся в нужде, мы просим и молим Его направить нас и помочь. Такое человеческое понимание жизни преобладает во всех философских рассуждениях в течение тысячелетий. И наши несчастья идут только от этого. А Иисус Своей жизнью хочет показать нам путь.

   Многие думают, что, став христианами, они должны оставить мир. Вы можете отказаться от своих домов, богатства, жен, детей и при всем том думать о них. Можете уйти в какой-нибудь уединенный монастырь и все думать: «Что там с моей женой, детьми, с моим домом?» — А это значит, что вы не отказались от них, что вы не свободны. Отказаться от чего-то значит не забыть, а оставить людей свободными: дать жене поступать, как она знает, дать сыну поступать, как он знает. Отказаться от мира — значит оставить его, не мешать ему; пусть идет своим путем. Можем ли мы остановить течение реки? Нужно дать ей течь своим путем; мы можем только одно — пользоваться ею. Так же мы не можем остановить жизнь; нужно лишь пользоваться происходящим. И Иисус ясно и положительно нам говорит: «Горько вам, если Меня не любите!» — Нет! Господь никогда не хочет насильно жертвы от нас1.

   Люди говорят: «Почему Господь, будучи всемогущим, не исправит мир?» — «Как его исправить? — «У того, кто лжет, пусть отсохнет язык; у того, кто крадет, пусть отсохнет рука». — Но тогда у нас будет мир сплошь из немых и увечных. Как вы думаете, будет ли нам приятен мир, состоящий из калек? Господь же управляет противоположным образом, другим путем, и говорит, что тот, кто хочет быть господином, должен стать слугой. Этот процесс состоит в следующем. Сильные люди обычно хотят, чтобы все реки вливались в их реку; однако добро состоит в противоположном: Господь разливается в малые речки и, вместо того чтобы управлять ими, дает им самим собой управлять.

   Можете поставить маленький опыт в своем доме. Оставьте желание управлять. Поставьте себе задачу стать слугой — стать слугой ради Господа. И тогда вы сойдете на место Господа. Вы ищете Господа на Небе, но Он не там. Когда вы вздыхаете и страдаете, Он в вас. И в том, что люди называют ростом, прогрессом — в этом процессе и работает Господь. Он — лучший работник.

   Некоторые люди жалуются: «Почему Бог не видит наших страданий?» — Но Он говорит: «У Меня нет времени; Я занят вашими делами, вашими более важными делами; когда останется время, займусь вашими внешними мелкими недоразумениями». — Это не аллегория, это действительность. Есть один стих в Писании, в котором Господь говорит: «Я был для Израиля как нагруженная повозка, в которую люди постоянно все кладут». — Но страдания, которые мы здесь испытываем, — это страдания Господа; Он страдает и плачет в нас. Мы говорим: «Я плачу, скорбит моя душа». — Но когда мы скажем: «Господи, прости! Я Тебе причинил столько страданий нечистыми мыслями и поступками», — тогда мы станем на тот истинный путь, который нас избавит от современного зла.

   И, наконец, мы должны дать нашему Господу укрепиться в нас. Мы Его связали веревками и приковали. Нужно Его положить и оставить спокойно в гробу, и Он тогда воскреснет и нас освободит. И будьте уверены в одном: путь Ему затрудняем мы, люди; дьяволы не мешают пути Господнему. Установив закон свободы, Он не может, не хочет изменить этот закон, и пока мы не придем к сознательному, добровольному послушанию, Он нас не спасет.

   Глубоко в нас должно проникнуть желание стать подобными Ему. Тогда наши богатства, силу, добродетели мы употребим для возвышения — кого? — наших братьев, наших ближних. Каждый из вас должен искать и ценить души своих братьев, а не их тела. И могу вам сказать, что Иисус, придя сюда, и сейчас не покинул землю. Он живет среди людей, работает среди них и должен ныне воскреснуть в нас.

   Нужно иметь веру, но не ту веру и не тот страх, что у евреев, которые говорили: «Нет у нас другого царя, кроме кесаря», — а когда этот кесарь через несколько лет разорил Иерусалим и разрушил их храм, они от него отказались. И сейчас человек может сказать: «Кесарь мой царь», — но последствия будут те же.

   Вернусь к своей мысли. Сперва мы должны жить в этом мире, чтобы подготовиться: мы не может жить на Небе, потому что свет и тепло там слишком сильны. Как садовник, пересаживая сосны, взятые с высокого места, делает разные привои, пока они не приспособятся, так и Небесный Отец не может взять нас отсюда прямо в райский сад. Даже наша школьная система так устроена: начальная школа, потом средняя, потом университет, и после этого человек выходит в мир. Таковы методы культуры, и тот, кто хочет идти вперед, должен приспособиться к ним.

   Христианин в моем понимании не должен быть глупым и говорить: «Как Бог даст». — Вспахав поле, вы сеете пшеницу, потому что если не посеете, что даст Господь? Бурьян и колючки. Обработайте виноградник, засадите его, и он будет плодоносить. И какую лозу посадите, такой плод она даст, — если посадите плохой сорт, даст вам кислятину. Господь дал вашему ребенку хороший ум, но чем вы его засеяли — теми ли семенами, которые дадут добрый плод?

   Мы хотим быть добродетельными, сильными, богатыми; можем иметь и добродетель, и силу, и богатство, и нужно их иметь. Условия, при которых они живут и могут развиваться, таковы: Божье семя, Божий Закон и Божье равновесие. Равновесие — это добродетель, закон — это знание, условия — это сила, семя — это богатство.

   Но вы спросите меня: «Как нам найти Господа?» — Очень просто. Один человек захотел пошутить, подразнить другого, который говорил:

   — Мы в саду, здесь много прекрасных яблок.

   — Ничего не вижу!

    отвечал ему шутник, закрыв глаза. Приятель влепил ему затрещину, тот сразу прозрел и увидел. Так и Господь иногда отвешивает нам затрещины, и мы начинаем видеть. Те из вас, у кого глаза закрыты, пусть захотят, чтобы они открылись.

   Современный мир спорит и рассуждает: «Где Господь?» — Он в деревьях, и в камнях, и в земле». — Однако, когда приходит несчастье, каждый обращается вверх и видит, что Он там, и вопиет: «Господи!» Так что, несчастья — это затрещины, которыми награждает нас Господь, говоря: «Я вас создал, чтобы вы смотрели, а не стояли с закрытыми глазами». — И мы, чтобы возвыситься, должны обрести состояние детей: искать и быть восприимчивыми.

   Сейчас скажу вам вот еще что. Каким методом нам работать? Отныне мы должны быть всегда связаны умственно и сердечно со всеми людьми на земле, потому что спасение — в наших общих молитвах: «Соединение дает силу». — А когда умы и сердца людей соединятся, тогда наступит Царство Божие на земле. He нужно искать недостатки у друга, которого мы действительно любим; у него, как и у нас, они могут быть. Недостатки — это внешняя одежда, в которую одет человек. Но душа человека чиста, она не может испортиться, не может разрушиться. Вашу Божественную душу никто не в состоянии развратить. Она может испачкаться снаружи, но не изнутри, потому что в ней обитает Бог. А немыслимо, чтобы разрушилось то, что Бог хранит.

   Мы можем подчиняться миру, и Иисус ответил Пилату, который Ему говорил: «Я имею власть Тебя распять», — «Подчинюсь Тому, Кто дал тебе эту власть, но Моя душа свободна». — Нужно подчиниться временным страданиям: мы не можем их понять, но, когда умрем и воскреснем, — поймем, зачем они были.

   До сих пор все дрожали от страха в жизни. А это не жизнь. Жизнь — когда человек исполнен благородных чувств. Счастлив тот, кто радуется, что смог бескорыстно сделать добро.

   Кто-нибудь вам досадил — вы перестаете снимать перед ним шляпу, не здороваетесь с ним за руку, или здороваетесь, но так, что это не рукопожатие; снимаете шляпу, но без уважения. И обычно вы снимаете шляпу перед старшим, но этим хотите ему сказать: «А не повысишь ли ты меня?» — Есть в море рыба-дьявол, которая, кого ни встретит на пути — с каждым здоровается. И человек хватает кого-то за руку. Зачем? Эти дьявольские пальцы на человеческой руке многое говорят. Например, мизинец говорит: «Можешь дать мне денег? Мне надо торговлей заняться. Я разорился, меня ограбили, не можешь ли ты мне помочь?» Безымянный говорит: «Я хочу артистической славы, хочу знаний». — Средний: «Я хочу прав и привилегий». — Указательный: «Мне нужны почет и уважение», — большой: «Я хочу силы и умения». — Тот, с кем поздоровались, если сможет и захочет, даст вам это. И вы вдвоем, втроем составляете сообщество, но не находите того, что ищете.

   И, в конце концов, приходит Иисус и говорит: «Я могу вам дать то, что вы ищете, — богатство, силу, знания, доброту. Нет никого из вас, кто оставил бы отца своего и мать свою ради Меня и не получил бы стократно будущей жизни». — Вот Человек, Который может подать нам руку, Который может дать нам и богатство, и силу, и знания, и доброту. Но люди сказали: «Прочь Его, распните Его!» — на что Пилат им заметил: «Вы Его теряете».

   Иисус и сегодня стоит перед вами, и я вам говорю: Вот Человек, Которого вы ищете, Который один лишь может внести спокойствие в ваши сердца, дать вам ум, дать вам здоровье, общественное положение, возвысить вас, показать вам путь, чтобы ум ваш прояснился. Но вы в своем сомнении говорите: «Покажите Его нам, дайте нам Его увидеть!»

   Я вам приведу одно сравнение. Показался вечером вдалеке человек с маленькой свечкой, и я вам говорю: «Вот человек, который несет вам свет». — Но вы видите свечу, человека же не видите, а увидите его — когда? — когда взойдет солнце. Ищите сами тот свет, который несет Человек, этот свет вам поможет найти путь, по которому нужно идти.

   Вот вам другое сравнение, более ясное. Представьте себе, что я ввожу вас в богатую, но темную гостиную и говорю: «В этой комнате — чудные украшения, огромные богатства, там, в углу, есть то-то, а в другом углу — то-то и то-то». — «Может быть, кто знает, ничего не видно», — возражаете вы. Когда я принесу маленькую свечу, близкие предметы начнут вырисовываться, принесу еще одну — предметы очерчиваются яснее; чем больше свечей, тем светлее в комнате. Если зажечь электрическую лампу — предметы станут ясно зримы. А при дневном свете станет видно все.

   Мир — как эта комната, и каждому из нас надо быть носителем света, нести по свече; и когда мы все войдем со своими свечами и поставим их рядом, то света прибавится, и мы многое увидим. Ваш мозг — это свеча. Я не люблю людей, несущих погасшие свечи, люблю только тех, кто несет зажженные свечи, как в страстную пятницу. Каждый из нас сам должен быть зажженной свечой. Преданный, любящий, добрый человек — это зажженная свеча. И большая ошибка для человека — быть погасшей свечой.

   Вы спрашиваете: что делать? Нужно молиться друг за друга, посылать хорошие мысли своим друзьям, молиться за них, просить для них благословения, и Господь, благословив их, благословит и вас.

   «А зачем молиться?» — Летом 1899 года в Новопазарском округе была большая засуха, окрестные турки из 39 деревень собрались и молились о дожде, и дождь пошел. Болгары же говорили: «Бог, послав им дождь, пошлет и нам», — однако над их деревнями дождя не было, и коровы их отощали от голода.

   Когда люди молятся, молись и ты: и ты должен подать прошение. Господь не оставит для тебя отдельной графы, если ты не молишься. Молитва обладает великой силой, и современные люди должны быть людьми молитвы: молитвой подготовим свой ум и свое сердце. И не о себе надо молиться: это эгоизм.

   Я не хочу заниматься умами людей, мое желание — заниматься их сердцами, потому что все зло таится в сердцах. Да и сам Господь говорит: «Сыне мой, дай Мне сердце свое». — Нам надо начать сейчас уборку, как перед Пасхой, — открыть окна, вымыть пол. Все мы стонем под бременем общей дисгармонии, муж и жена не могут договориться — делят дом, делят деньги; жена недовольна, что деньги у мужа. У кого деньги, у мужа, или у жены — это безразлично. Договоритесь, кто будет кассиром. Спорят, кто важнее в доме, кому петь — петуху или курице. Что за петухи и куры? Не это важно в жизни! Я сказал: другое важно.

   Иисус уже пришел и работает, и, когда свет приходит, это происходит постепенно, тихо, без шума. Он не придет как молния, как некоторые ждут. И такое может произойти, но это не Иисус. Когда пророк Илия ушел в пустыню и предался посту и молитве, и когда пришла буря и огонь, а Илия закрыл глаза, Бог был не в буре и огне, а в тихом голосе, который говорил с ним. Господь — не в ваших страданиях, не в вашей силе, не в ваших знаниях. Где Он? — В Любви. Если любите — Он в вас. Если не любите — Его нет.

   И вы должны любить — это закон. Мы не любим, а ждем, чтобы люди нас любили! Это значит — сидеть перед печкой и ждать, чтобы кто-то нам принес дров, чтобы согреться. Мы, мы сами должны иметь топливо, которым могут пользоваться и другие.

   Мы, — те, кто следует за Иисусом, Который дал нам достаточно сил, — должны, наконец, позволить Ему войти в нас. Вот, я оставляю вам этого Человека. Примете ли вы Его или распнете, впустите Его или скажете: «Не хотим Его», — вот вопрос, который вы должны решить. Если скажете: «Впустите Его, Он — наш Господь», — вы решили задачу, и придет благословение. И тогда исполнятся слова Писания: «Я и Отец Мой придем и жилище в вас сотворим». — И тогда свет будет в нас, и все мы примиримся.


Сила и жизнь т. I 
Се человек
‏‎‎‎‎‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‎‎‎‏‏‏‏‏‏‎‏‏‏‏‏‏‎‏‏‎‎‏‎‏‎‎‎‏‎‏‏‏‏‏‎‎‎‎‎‏‎‏‎‎‏‏‏‏‏‏‏‎‏‎‎‏‎‎‎‏‎‎‏‏‏‏‏‎‎‎‏‏‎
  1. Се человек
  2. Пшеничное зерно
  3. Четыре основных элемента
  4. Явление духа  
  5. Таланты
  6. ЛЮБОВЬ
  7. СНЫ ИОСИФА
  8. ЗАКОН СЛУЖЕНИЯ
  9. ВАЖНОСТЬ МАЛЫХ ВЕЩЕЙ
  10. «МИР ВАМ»
  11. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЗНАТЬ БОГА
  12. НАСКОЛЬКО ЖЕ ЧЕЛОВЕК ЛУЧШЕ ОВЦЫ
  13. ФАРИСЕЙ И МЫТАРЬ
  14. СТРАХ

  1. Се человек
  2. Пшеничное зерно
  3. Четыре основных элемента
  4. Явление духа
  5. Таланты
  6. Любовь
  7. Сны Иосифа
  8. Закон служения
  9. Важность малых вещей
  10. Мир вам
  11. Необходимость познания Бога
  12. Насколько же человек лучше овцы
  13. Фарисей и мытарь
  14. Условия вечной жизни
  15. Страх
Подстраницы (1): Се человек Примечания
Comments