Нищий и Богач 1944 0826 0-107-1

НИЩИЙ И БОГАЧ

Перевод Михаила Папуша

по изданию 1944 г., София

Эта беседа

в переводе А. Левицкой

26 августа 1944 г.

6 часов утра

Приют Острец — Виитоша

(Читается беседа "Поливка")

Если бы я был чужестранцем, то, слушая беседу, сказал бы, что она происходила в неблагоприятных условиях. Погода была холодная, салон не обогрет, пианино расстроено; люди думали, как бы поскорее перебраться в тепло. Таково впечатление от беседы. Болгарский язык не подходит для беседы в такой обстановке, а европейские языки - в еще меньшей степени. Для такой беседы нужен язык, в котором каждое слово имеет только одно значение.

Представьте себе, что великий музыкант дает концерт. Рояль большой, хороший, но расстроен. Может ли музыкант хорошо на нем играть? Вы скажете, что музыкант не хорошо играет. Играет он хорошо, но рояль не отвечает условиям, которых требует гармония. При том и публика больна. Один жалуется на живот, другой - на ревматизм в колене. Как слушать беседу таким людям? Только и смотрят, скорей бы она кончилась. Любовь требует здоровых, а не больных людей. Если вы больны, не ходите слушать, когда она придет.

Вы скажете, что нужно соблюдать определенные правила: когда человек далеко от вас, говорить громко, чтобы он слышал, а когда близко - говорить тихо. Сами же вы поступаете прямо наоборот: когда вы близко друг к другу - говорите громко, когда далеко - тихо говорите. Так вы и Любовь понимаете - по-человечески. Близко к людям - громко говорите, с далекими людьми тихо говорите. Думаете ли вы, что это - понятая Любовь? Думаете ли, что и те и другие вас хорошо услышат?

Любовь говорит самым тихим голосом, какой только существует в Бытии. Нет голоса тише. Чтобы слышать тихий голос Любви, нужно иметь развитое ухо, хорошо настроенный ум. Сильные звуки, громкая речь, грубое выражение чувств, горящее сердце, сильный свет - непонятые вещи.

Как видит Господь в темных местах? Господь видит и там, куда никто не проникает. Он видит в самых отдаленных местах. Как вы думаете, кто умнее: тот, кто кладет себе в чашку пять кусков сахара, или тот, кто кладет один кусок? Если кусок сахара стоит сто левов, пять кусков стоят пятьсот левов. Кто из двоих экономнее? Ты скажешь, что привык пить чай с пять кусками сахара. - Это неестественная привычка.

Другое положение. Как идет человек в баню: в новом костюме или в старом? Если ты идешь в баню в новом костюме, - снимешь его, когда войдешь. В новой одежде в баню не входят. То же относится и к тому, кто идет в старой, рваной одежде: прежде, чем войти в баню, он должен раздеться. И в том, и в другом случае нужно войти в баню голым. Если ты войдешь в баню в старой, рваной одежде, она там отстирается, и ты выйдешь в чистой, постиранной одежде. Если войдешь в новой одежде, - испортишь ее форму и вид. Из Любви невежды выходят учеными, ученые же выходят невеждами, с испорченным видом и формой.

Каково положение ребенка в утробе матери? Пока он в утробе, он облачен в царскую мантию, он в раю. Как согрешит - рождается. То, что мы называем рождением, - не что иное как согрешение. Бог изгоняет ребенка из рая, то есть ребенок выходит из утробы матери. Сказано в Писании: "Если семя не попадет в землю и не сгниет, не сможет прорасти; а если не сможет прорасти, не даст плода". Это аналогия.

Когда вы пользуетесь аналогией, вы сопоставляете какие-то вещи, чтобы прийти к правильному пониманию. Понимание возникает в человеческом сердце и человеческом уме. Сердце воспринимает вещи одним образом, ум - другим. Сердце понимает сладость, а ум - красоту. Ум никогда не может понять, что такое сладость. И сердце никогда не может понять, что такое красота. Когда сердце хочет понять, что такое красота, оно поднимается в ум; когда ум хочет понять, что такое сладость, он опускается в сердце. Если ум не может опуститься в сердце, он не понимает сладости. Если сердце не может подняться в ум, оно не понимает красоту.

Вы часто спрашиваете себя, зачем человек спускается на землю. - Чтобы понять сладость и горечь. Зачем ему подниматься на небо? - Чтобы понять красоту и безобразие. На небе понимают уродство и красоту, на земле понимают сладость и горечь . Уродство - тень красоты, горечь - одежда сладости.

Сладость одета в горечь. Она не может проявиться без горечи. Если нет сладости, нет и горечи; если нет горечи, нет и сладости. Они идут вместе. Люди хотят сладости без горечи. Невозможна сладость без горечи и горечь без сладости.

Что требуется от современных людей? - Чтобы они пели. Пусть каждый напишет самую лучшую песню, по всем правилам, со всеми украшениями. Чтобы спеть или сыграть хорошо написанную песню нужен лучший певец с хорошо развитым горлом или лучший музыкант с лучшим инструментом. Так и без хорошо настроенного сердца невозможно понять сладость, а без хорошо настроенного ума нельзя понять красоту. По тому же закону, чтобы передать Истину, нужны хорошо настроенные душа и дух.

Представьте себе, что ребенок идет через речку глубиной в пять сантиметров. Вы кричите, чтобы он не шел туда, а то утонет. Это не истина. Не кричите, а скажите ребенку: "Переходи речку спокойно". Другое дело, если ребенок хочет перейти речку глубиной в десять метров. Там можете кричать, потому что ребенок действительно может утонуть. Когда мы говорим что-то, нужно всегда выражать Истину.

Не говорите, что в мелкой воде человек утонет; это неверно. Ты говоришь, что твое сердце горит. Сердце не горит. То, что горит и сгорает, - это мелкая вода, четыре-пять сантиметров. Утонешь ли в такой воде? Не утонешь. Вода в такой речке легко пересыхает, и тогда на поверхности образуется слякоть. Пока есть вода, хоть и мало, мы говорим, что это мелкая речка. Если вода пересохнет, появляются песок и грязь.

Когда я, чужестранец, слушаю, как вы читаете, я вижу, как из ваших ртов появляется нечто твердое, как вяленое мясо. Его нужно варить самое меньшее пять-шесть часов, чтобы оно размягчилось. Чтение отвечает погоде. Вы облекли Любовь в рваные одежды. Она возмущается, и появляется туман. Она хочет показать, что вам нужно отправиться в баню.

Как войдешь в баню: одетым или голым? Если не снимешь одежду, ты - невежда. Если войдешь в баню в хорошей одежде, ты - невоспитанный, бесхарактерный человек. Если тот, кто одет в обноски, и тот, кто одет в хорошую одежду, разденутся и войдут в баню голыми, - оба умны. Разница только в том, что тело того, кто был в хорошей одежде, чище тела того, кто был в оборванной одежде. Но, помывшись в бане, оба будут чистыми.

Под баней подразумевается Божественное учение. То, что люди одеты в хорошие или в рваные одежды - это земная, человеческая любовь. И тем, и другим нужна баня. Кто не войдет в эту баню, не сможет познать Божественную Любовь. Страдание представляет собой снимание хорошей одежды. Примирение, то есть купание в бане, представляет снимание оборванной одежды. Выход из бани - это Божественная радость. Это новое понимание, которое осмысляет жизнь. Прочее остается непонятым.

Если я займусь исправлением беседы, как стенограф, вы ее не узнаете. И десять раз прочту - вам не надоест. Ей нужно пройти через баню. Кто входит в баню, пусть соблюдает правила: нужно раздеться и входить голым. Хорошая у тебя одежда или оборванная, - раздевайся и входи голым. И Адам был голым в раю. Обнаженность - это чистота. Одевание, как люди сейчас одеваются, - это греховное состояние.

Когда кого-то сажают в тюрьму, снимают с него одежду, но не оставляют его голым, а одевают в тюремный халат, на ноги и на руки вешают цепи, чтобы звенели. Узник становится тщеславным. Два-три адъютанта сопровождают его и издали о нем объявляют. Какова разница между царем и заключенным? И царя сопровождают, и заключенного сопровождают. Царь хорошо одет, а затворник в халате, и оба идут в баню. Оба разденутся и войдут в баню голыми. Почему царь радуется своему положению, а заключенный скорбит? Это непонимание.

Каким будет положение царя, если его посадят на тощего, слабого коня? Это будет для него самая большая обида. Каково будет положение заключенного, если его посадят в прекрасный фаэтон? Заключенный обрадуется. Что скажут люди, глядя на это со стороны? Они возмутятся. Что тогда нужно сделать? Заключенный должен сесть на слабого коня, а царь - в фаэтон. Это естественный порядок вещей.

Что такое царь и что - заключенный? Царь - богатый человек, а заключенный - бедный. Бедный должен просить, чтобы наполнили его мешок. Когда мешок его наполнится, он должен сам его поднять, тут нечего просить. Когда нужно просить богатому? Когда мешок у него на спине. Он просит, молится, чтобы с него сняли мешок. Как опустошится мешок, он его берет и убегает. Богатые люди нуждаются в опустошении мешка, бедные - в наполнении мешка. Богатые имеют опыт полных мешков, бедные - опыт пустых мешков. Когда бедный жалуется на пустой мешок, это уместно. Когда богатый жалуется на полный мешок, и это уместно. Когда богатый жалуется на пустой мешок, это не уместно. И когда бедный жалуется на полный мешок, это тоже неуместно.

Когда вам говорят о Любви, вы представляете ее себе как сильное течение. Любовь - не течение. Единственное невидимое в мире - этот Любовь. Откуда идет, куда приходит, как течет - неизвестно. Она несет все блага, но остается невидимой. Она невидима не только по форме, но и по существу. Она идет тишайшим образом и несет самые полезные вещи.

Вы принимаете за Любовь блага, которые она оставляет. Это блага, а не сама Любовь. Плод, который вы берете, вы считаете Любовью. Сладость, которую вы чувствуете на вкус, вы считаете Любовью.

Сладость воспринимается на вкус, но что это такое в сущности? Вы видите яблоко, видите его форму, но сладость невидима. А вы хотите видеть Любовь, как видите яблоко. Единственное невидимое - это Любовь. Ее можно испытать, вкусить, почувствовать, но не увидеть. Значит, то, что чувствуешь, ощущаешь, испытываешь - это сладость. Что представляет собой Любовь? Ты не можешь дать ей форму, но чувствуешь, ощущаешь, что она вносит в тебя сладость.

Однако сладость груши, яблока, сливы различна. Легко описать разницу между ними, а сладость определить трудно. Желтый цвет груши - это не сладость. Красный цвет яблока - это не сладость. Синий цвет сливы - этот не сладость. Все это - этикетки. Плоды Любви видимы, а Любовь невидима. Когда мы говорим, что Бог невидим, подразумеваем сладость. Не будучи видимой, она чувствуется реально. Что бы вы ни говорили, вы все имеете понятие о Любви.

От вас требуется одно: когда приблизитесь к Любви, будьте довольны. Если появится малейшее недовольство - ты вне Любви. Она не терпит абсолютно никакой дисгармонии. Если хочешь понять Любовь, ты должен войти в нее голым, как в баню. Совершенный человек гол. В нем есть красота. От голого человека исходит свет. Он одет в свет. И обычный человек может раздеться догола, но от него исходит темнота. Есть два вида голых людей: от одних исходит свет, от других - темнота. И белый человек может быть голым.

Что означает белый цвет, и что - черный? Черный цвет обозначает пустоту. Черен пустой мешок; полный мешок бел. Значит, черное означает пустоту, белое - полноту. Пустота нуждается в наполнении. Что такое свет? - Полнота. Когда вы опустошите свет, образуется темнота, то есть пустота. Это идейное понимание белого и черного, света и тьмы. В этом смысле нищий - это темнота и пустота, богатый - свет и полнота.

Мы говорим о естественном богатстве, а не о неестественном. Естественно богатый доволен. Неестественно богатый недоволен. Почему? - Он носит свое богатство на спине. Он находится в положении нагруженного животного: идет, пыхтит, хочет, чтобы с него сняли груз. В жизни богатые люди нагружены и недовольны. Бедные разгружены и довольны. Если ты доволен своим знанием, ты приобрел Божественное благо. Знание должно вас радовать. Все, что мы имеем должно нас радовать. Это Божественное понимание.

Когда ты печалишься, это показывает, что среда, в которой ты живешь, тебя не ценит. Вот ты врач. Как будут тебя ценить и уважать, если ты уморил десять детей? Истинный врач тот, у кого не умер ни один ребенок. Врач, у которого умерло десять детей, несет ответственность, его будут судить. Он должен изучать искусство лечения. Каждый певец, который не научился хорошо петь, бывает освистан. Десять раз явится на сцену, его освищут. Неправильное пение какой-то песни - то же, что плохое лечение. И певец своим плохим пением может кого-то убить. Кто пел хорошо, по всем правилам, тот хорошо акушерствовал, и ребенок родился живым. Быть хорошим врачом значит хорошо принимать роды.

Итак, когда вы помогаете родиться своим мыслям, смотрите, чтобы ни одна из них не умерла. Если допустите смерть одной из них, будете отвечать. Вы - врачи своим мыслям, своим чувствам и своим поступкам. Если вы отвечаете за одну мысль, одно чувство, один поступок, насколько больше ответственность за десять мыслей, десять чувств, десять поступков.

Я не сужу врачей. Если я возьмусь их судить, и меня будут судить. Сказано: "Какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится".

Вы хотите примириться. Пока богатый и бедный не войдут в баню - не примирятся. Человек в чистой одежде не может примириться с тем, кто одет в нечистую одежду. У него тонкое обоняние. Как любить человека со многими недугами? Вы говорите: "Нужно иметь человечность". Чтобы быть любимым, нужно войти в баню. Богатый и бедный побратаются, когда войдут в баню.

Есть закон: богатый радуется, когда освободится от своего богатства; и нищий радуется когда освободится от своей нищеты. Тогда оба оказываются на одном уровне. Если богатый сожалеет, что потерял свое богатство, и если нищий сожалеет, что потерял нищету, они тоже на одном уровне. Но нищий обычно не жалеет, что потерял нищету. Редко можно встретить нищего, который сожалел бы, что потерял нищету. И богатый не радуется, когда теряет богатство. Редко можно встретить богатого, который бы радовался, потеряв богатство.

Под "нищим" в широком смысле я понимаю доброго человека, который не совершил никакого преступления. Под "богатым" в широком смысле понимаю человека, который совершил много преступлений. Пусть радуется человек, когда освободится от своего богатства. Пусть сожалеет, когда потеряет нищету. Нищета - богатство неба, богатство - нищета земли.

Теперь пора поесть, дойти до блага вещей.

Четверг, 22 июня 1944 года, 6 часов утра.

Вершина Острец — Витоша.