Посмотрите на полевые лилии, как они растут

Посмотрите на полевые лилии, как они растут

Мф. 6:28

28 «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут»

(Синодальный перевод)

Христос был велик не только в великих вещах: в создании людей и миров, но и в малых вещах. Он говорит: «Идите и поучитесь у лилий…» Чему вы будете учиться? Во-первых — терпению, во-вторых — тишине. Они не тревожатся о своей одежде, и они бедны. У них есть только два тела. — У них нет Тела желания и Тела мысли.

В новой Божественной жизни, прежде всего, требуется спокойствие тогда, когда у нас ничего нет, а не тогда, когда у нас есть все и мы ни в чем не нуждаемся. Вечером, ложась спать, вы снимате свои украшения, солдат вечером оставляет свое ружье, свой рюкзак и теперь он свободен. Идите и посмотрите на лилии — они белого цвета. Не может человек быть спокойным, если он не бел, если не чист. У человека от его прошлого остались осадки, а они не несут тихой и спокойной жизни. Все люди беспокоятся: проповедники, чиновники, государственные мужи и прочие. Твое беспокойство — это движение, первоначальный импульс к движению. Мы должны понять закон движения — он в том, что Господь работает в вас. Не беспокойтесь. Вот лилия: ее топчут ослы, а она все растет и дает все лучшие и лучшие цветы. Нужно спасать себя с помощью искусства — лилия поняла это искусство.

Многие христиане похожи на того отшельника, который двадцать лет прожил высоко в горах и, когда счел себя чистым и святым, решил спуститься в город, к своему брату, который был сапожником. Отшельник слепил снежный шар и спустился к брату, чтобы показать ему, что он чист, как этот снег. Но к брату пришла женщина, чтобы снять мерку для обуви. Брат спокойно снял мерку, а отшельник посмотрел на приподнятую полу ее платья, увидел ножку женщины, и его снежный шар начал таять. Сапожник говорит ему: «Братец, твой снег тает» — двадцать лет святой жизни растаяли от одной женской ножки. И святой сказал себе: «Почему я двадцать лет был так глуп, что не женился и не завел детей?» И так же тает двадцатилетний мир женщины от ноги какого-то мужчины, так же тает двадцатилетняя жизнь из-за десяти мер золота, и прочие, и прочие примеры. Эта параллель является не эпизодом в жизни — мы свидетели, как каждый день люди таят (Учитель приводит пример героини Ибсена, Ирины, сбежавшей из-за мраморной статуи). Жизнь — это не поцелуи — и Иуда целовал Христа. Сколько сердец разбито поцелуями! И кошки улыбаются мышам…

«Идите к лилиям — говорит Христос — их снег не тает». Цвет Христа не тает. Евреи были избранным народом, и у них было тридцать шесть тысяч обещаний от Бога, но их снег расстаял от женской ножки; они закалывали коров, овец, они ставили статуи во имя Бога, но снег их растаял. Вы хотите подвизаться в духовной жизни, и я вам говорю: «Учитесь у лилий».

Есть три уровня в мире: физическое поле, атмосфера и свет. Физическое поле — это основа, атмосфера — это влияние и действие сил, которые работают, а свет — это отношения между живыми и разумными существами. Господь возлюбил мир, то есть Он спустился для того, чтобы научить людей, как друг к другу относиться.

У женщины одежда цвета лилии и она говорит мужчине: «как это чисто и бело!» Но после того, как священник прочитает над ними последнюю молитву, спустя три месяца белый снег начинает таять. Я хочу, чтобы эта лилия росла в вашем сердце. В природе она растет хорошо, но она редко бывает в сердцах, в детях, в народах, она редко бывает в церкви, я и в проповедниках редко находил эту лилию. Сейчас я сюда пришел, я иду по земле и я с вами, чтобы посмотреть, где какие лилии и как они растут.

Женщины виноваты — они оказались причиной, они выгнали Бога из рая. Я не сужу вас, но говорю истину. В царстве Божьем нет мужчин и женщин — все люди. Если туда войдут мужчины и женщины, они все там испортят. Не для того, чтобы обидеть — я вам так говорю, потому что вы люди и снег ваш не должен растаять.

Если бы у меня были миллионы, людей вокруг меня было бы больше. Мое положение, как у дервиша, что пошел в баню купаться: он выкупался, но денег заплатить у него не было. Банщик, однако, требовал плату, и дервиш помолился: Господи, или дай мне один грош, чтобы заплатить, или снеси эту баню!» И вот, снаружи что-то затряслось, банщик вышел посмотреть, что происходит и дервиш освободился. Потом он увидел ходжу, который молился,и ходжа ему сказал, что молится за один грош… И все люди молятся, чтобы получить деньги от Господа, но это не Его деньги, не Он их создал. Они в земле, и мы, зная закон, добудем из земли золото и нарубим его на монеты.

Но вернемся к лилиям. Христос посылает к ним своих учеников. Их чашечка открыта вверх, то есть взгляд направлен к Богу, к Животворящему Духу, и если ваши сердца открыты Богу, они будут чисты, как лилии. Мы должны расти, как лилии, и не нужно смешивать Божественный мир со светским. Блага, которых мы хотим для себя, нужно желать и давать всем остальным — это закон. Чтобы расти, развиваться и каждый день нужно закладывать по одному камню.

Самое главное, что нам говорит Христос, это чтобы мы остановились, то есть, посмотрели внутрь себя. В людях есть желание двигаться в разные стороны. Нет, остановитесь как лилия, обратитесь к Богу, посмотрите внутрь себя. И тогда ваш снег не растает. Уже восемь тысяч лет снег людей все тает и тает. Приходят ко мне люди и говорят: «Вот этот человек отнял у меня покой», что означает: «Растаял шар моего снега». Я хочу, чтобы символ «женской ножки» понимался в широком смысле. Святой приносил снег извне, а снег его брата-сапожника в нем самом, в его сердце. Так и вы — будьте всегда довольны. Вот эти страдания, которые есть в мире, они чем-то управляются: пуля солдата управляется умной интеллигентной силой. Если вы побеждаете, вы на месте сапожника, если побеждены, значит снег ваш начал таять.

Мы часто можем заниматься внешними вещами. Лилия все получает от Солнца, от ветра и влаги. И мы должны остановиться, как остановился сапожник, как остановилась лилия, и Господь будет работать над нами. Забудьте иллюзии своей жизни, возьмите существенное, как в дорогу: вы ведь берете с собой в дорогу не весь свой дом, вы берете только то, что необходимо. Носите при себе только необходимую сумму, и когда вас поймают разбойники, отдайте им деньги. Не будьте, как тот адвокат, который никогда не носил с собой денег, и когда его в дороге поймали разбойники, ему нечего было им дать. Они побили его, а он пообещал, что теперь он будет носить с собой деньги. Если ты не ученый человек, если не известен, не богат, если у тебя не получается и т.п., то это причина, почему твой снег тает. Снег — это символ воды, она не должна теряться. Никогда наше Божественное желание не должно менять свое направление движения. Каждая жизнь растет в определенном направлении: растение растет внутри круга, животные — внутри цилиндра, а люди растут в спирали, которая постепенно поднимается вверх, к Богу. Взгляды и поцелуи для меня одно и то же. Если вы раздражаете сами себя, это говорит о том, что центры спирали вашего роста не правильно расположены.

Лилия — это великий дух-Херувим, который всегда стоит перед лицом Бога и который невозможно подкупить. Заключений я делать не буду. Я желал бы, чтобы вы были и в положении святого, спускающегося с гор, и в положении сапожника. Я желал бы, чтобы вы были и на месте Моисея у купины. Идите к этой великолепной белой лилии, которая сеейчас растет в Болгарии всюду, и знайте, что вы будете добры, что будете служить своему народу.

Аминь

Воскресенье, 10-12 ч.

ЗАМЕЧАНИЯ ИЗ РАЗГОВОРА С УЧИТЕЛЕМ

Никогда не пускай в свою душу, в свою Святая Святых, нечистого человека. Не старайся исправить его. Пусть он исправляется во внешнем дворе, но не в твоем внутреннем дворе.

Если кто-то говорит тебе, а ты не хочешь его слушать — встань и уходи, но не прерывай его. Он источник, который течет. Предоставь этому источнику течь и тогда говори, или уходи, если не хочешь слушать.

Христос это брат, проданный в Египет. Потом Его снова продали, язычникам, и Он снова вернулся. А сейчас люди идут к нему, чтобы ему поклониться.

Человек должен постоянно молиться, чтобы находиться в связи с Богом. Судьба должна предаваться в Его руки с Верой. Он доведет тебя иной раз до того, что ты будешь на волоске, но тебя не оставит.

Отец добр, но если у него есть дети, он оставляет им «на долгую счастливую жизнь», и это его главная ошибка. — Что было хорошо для отца, то должно делаться и для детей. Они хитрые и легко понимают слабость.

Люди часто начинают с Христа, а заканчивают Моисеем. Есть закон: Начинай с Моисея, заканчивай Христом. Пусть всегда у тебя будет один Господь — один центр, а не много центров. Когда твой Господь рассердится, это плохо, но если друг рассердится, не беспокойся об этом.

Пока Господь не является твоим Учителем, тебя и никто другой не учит, но когда Господь Христос начинает тебя учить, тут же появляются учителя, чтобы научить тебя тому или иному, показать тебе другие пути. Они лживы, не слушайте их, а только Христа Господа слушайте в тайне, не показывая этого появившимся другим учителям.

Страдания наши должны приводить не к потере духа, а наоборот — к воодушевлению. Все писатели писали свои самые лучшие творения, когда больше всего страдали.

Солунская акция — это троянский конь — греки его доставили в Солун, а болгары утащили первыми.

Конец, который наступает, хорош. Вы хотите увидеть новую эпоху — это она и есть.

19 ноября 1916 г., после полудня

София, ул."Опълченска" № 66, в доме брата Петко Ив. Гумнеров