Неделимые вещи 1944 1215 0 307 1

НЕДЕЛИМЫЕ ВЕЩИ

Перевод А. Левицкой

по "Първо оригинално издание Кърджали 1999, ИК "Жануа'98"

Содержание тома ЗАВЕТ ЛЮБВИ

ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944

Първо оригинално издание Кърджали 1999 г. (PDF)

Неделими неща

ХХIХ лекция молодежного класса

от 15.XII.1944, Пятница, 5 ч.у.

Изгрев – София

Отче наш.

Махар бену аба.1

Каковы основные мысли предыдущей лекции?

В чем разница между человеческим и Божественным порядком? Великое должно содержаться в малом. Малое должно быть распространено по всему Божественному миру. Напрямую Божественное не воспринимается. Вам сейчас кажется странным: почему великое не вмещается в человека? Представьте себе, что у вас есть большой пирог, можете ли вы вместить его в рот целиком? Вы отломите один маленький кусочек, съедите, потом второй, третий. В Божественный мир входят малые вещи. Божественное, великое, неделимо. Оно не делится, в нем нет деления. Существует представление, будто оно делится, но нет – оно неделимо. Под словом «неделимо» мы понимаем внутреннюю органическую связь, как неотделима от человека его нога – отделившись, она теряет свою жизненность. Будучи связанной с целым, она может выполнять любую работу. Нога, связанная с целым, может выполнять свою работу, но если единство с целым прекращается, она перестает служить. Вот эти маленькие вещи должны стать для вас ясными. Потому что человек видит, когда предметы в фокусе. Если предмет не попадает в фокус, ясно ты его не видишь. Если он попадает в фокус, ты всего достигаешь. Фокус есть в добром, разумном, – везде необходим фокус. У всех, кто хочет достигнуть чего-либо легко, без фокусировки, не идут дела. Значит, предмет должен быть ясен, он сам должен себя обосновывать.

Вы, ведь, были учениками. В школе есть такие учителя, которые, как посмотрят на ученика, так, словно, замораживают его – ученик всё забывает. Посмотрел такой учитель на ученика на экзамене, и тот всё забыл. Мне рассказывал один американец, известный проповедник. «Написал я – говорит – свою проповедь, знал её наизусть, а записи забыл дома. Поднимаюсь на амвон, начинаю проповедовать. Тут входит женщина в черных очках, и сразу же проповедь исчезает из моей головы – ничего не помню. Я уже приготовился было сказать, что сегодня не расположен проповедовать, отложить проповедь, и тут входит молодой человек, со светлым лицом, и я сразу же ее вспоминаю». Есть люди, которые поглощают. И ученики есть такие, и учителя. Есть такие ученики, при которых учитель не может преподавать – это законы такие – как посмотрят, так всё и забываете. Выходите из класса – и тут же вспоминаете.

Я говорю: сейчас нужно изучать закон малого. Не разговаривать о нем, а изучать. Скажем, иной раз ты недоволен жизнью, какой ты при этом: маленький или большой? Маленький не может быть недовольным – он всегда доволен. Недоволен большой. Если ты недоволен, ты большой человек. У тебя большое самомнение, у тебя есть и достоинство, и гениальность, чего у тебя только нет – ты великий человек. В чём заключается величие поэта? Поэт знает несколько тысяч слов, и каждое из них имеет свое значение. В человеческом языке существуют различные области. Обдумывая мысли, ты замечаешь, что есть такие мысли, которые в ряде случаев могут вызвать определённые явления. Есть мысли, которые могут вызвать огонь. Даже у вас, у учеников, иной раз, когда вы на экзамене, возникает озноб, вы дрожите. А иной раз приходит мысль, от которой у вас появляется внутреннее тепло. Первая мысль – холодная – она для ума. Тёплое чувство для сердца. Это разные вещи. Вот, например, кашель. Что такое кашель? Его вызывают мелкие существа, микроскопические, их нужно в тысячу раз увеличить, чтобы увидеть. Они очень хитрые. Они проникают в горло, в самое деликатное место певца, оседают в гортани и раздражают ее: выделяют химические соединения, разъедающие ткани – в результате появляется налёт. И что станет с твоим голосом? А что нужно делать? – Не давать им пищи, оставить их в покое. Вы ко?рмите их, три раза в день ко?рмите. Вы ко?рмите свой кашель, хорошо ко?рмите и этим портите голос. Устройте ему одно, двух, трёх, четырехдневный пост, не давайте ему есть. Человек должен быть сильным. И вот вы, те, кто кашляет, если справляетесь за один день, вы достаточно сильны. Если справляетесь за два, три, четыре, пять дней, а в некоторых случаях и за год, вы не из сильных людей. Чтобы справляться с болезнями, вам нужны амбиции. Болезни придут, это естественно, но с ними можно справиться. Это задача, которую нужно решить. Часто случается, что ты смеёшься над человеком, который кашляет. Ты засмеялся, и в тот же момент тебя самого схватил кашель. И пока не вылечишь кашель, ты не исправишь ошибку. Не смейтесь над теми, кто кашляет. Нет существа более тщеславного, чем тот, кто кашляет. Он хочет, чтобы все его знали: всюду, где бы он ни проходил.

Иной раз, находясь среди нереальных вещей, вы считаете, что человек не может себя познать. У человека возникает вопрос: он это или кто-то другой? Представьте себе человека, который был силён, мог поднять сто килограммов. И вот этот человек становится слабым: даже двух килограммов не может поднять. Куда ушла его сила? – Закон нужно изучать. – Когда человеческий двойник из духовного мира переходит в физический, он может создать нам большие препятствия. Те ненужные страдания, которые мы сейчас испытываем, обязаны собой нашему двойнику. Переходя из духовного мира на физическое поле, он не может найти для себя почву. Ничто не может его обрадовать. Он похож на человека, который долотом дробит камни, или на художника, который кистью наносит краски. Ну, и что с того? Ему кажется, что это гениально, но, написав картину, он сам видит, что многого в ней не достает. В картине самого великого художника чего-то не достает: всё в ней не так, как в природе. Что-то существенное, самое важное, нарисовано выпукло, ярко, но многого из того, что тоже важно, нет. Вот вы, ученики, не расположены к каким-то своим знакомым, не хотите смотреть на них. Реши задачу, почему это так, почему ты не хочешь смотреть на них. Потому что, если ты решишь этот вопрос, а это очень важный социальный вопрос, в следующий раз ты встретишь его уже не впервые, ты еще тысячу раз встретишь этот вопрос, когда-нибудь он да появится. На земле иногда тебе нужно чего-то не заметить. Будешь проходить мимо и не захочешь смотреть. Ты сам себе не отдаешь отчета, что в человеке отвращает тебя от него так, что ты смотреть на него не хочешь. Никогда раньше ты его не встречал. А на кого-то ты хочешь смотреть. У всего этого есть свои глубокие внутренние причины. Я уже приводил этот пример об одном болгарском адвокате на вокзале в Горном Оряховице: к путешествующему софийскому адвокату подошел крестьянин, которому не хватало на билет тридцати стотинок2. Крестьянин сказал: «Помоги мне, дай тридцать стотинок». Адвокат в ответ: «У меня нет тридцати стотинок». И поскольку не нашлось никого, кто дал бы ему денег, крестьянин взял свою сумку и пошёл пешком. А адвокат сел на поезд и из окна вагона смотрел на шедшего пешком крестьянина. Через пять-шесть лет этот адвокат приехал в Англию, пришел на вокзал, хотел сесть на поезд, но ему не хватило тридцати стотинок. И ни один англичанин их ему не дал. Он взял свою сумку и пошел. И тут он вспомнил крестьянина, который просил у него тридцать стотинок. Теперь ему самому понадобились тридцать стотинок. Тогда он не захотел помочь, а теперь ему никто не помог. Есть в мире Божественный закон. Нет ничего лучше, чем помочь в подобном случае. А иной раз помогать не нужно. Есть дела, в которых не нужно помогать. Кто-то хочет, чтобы ты дал ему револьвер. Зачем ему это давать? Кто-то хочет большой нож. Это опасно, это не для него. Есть вещи, которые нужно держать при себе, которые нельзя давать людям. Почему? – Существует нечто невозможное.

Каковы качества малого? Как современные люди обнаружили протоны? Протон, даже если его увеличить до размеров Земли, всё равно остается невидимым. Увеличивай хоть в миллионы раз, он все равно невидим. Как же его открыли учёные? – У них было откровение. Представьте себе, что на протоне перемещаются разумные существа. Протон – это такой автомобиль, на котором перемещаются разумные существа. Что скажешь? – Скажешь: «Ему ничего другого не остаётся, как быть автомобилем». Так вот, разумные существа этим и отличаются. В чем их разумность? – Самые разумные существа проходят через самые маленькие щелочки, через которые никто другой пройти не может. Там, где разумный проходит, другой не может пройти. Поэтому мир открыт. Когда проходит разумный, мир открыт. Как он проходит через это место, он и сам не знает. Итак: там, где мы можем пройти, а другие не могут, там присутствует разумность.

Скажем, спите вы и вечером просыпаетесь. Вам снился сон. С чем он связан? – Появляется красный конь, вы садитесь на коня, уезжаете. И просыпаетесь. С чем связан этот конь? Значит, во сне вы видели, что вы сели на коня, въехали в дом, слезли с коня, и проснулись. Куда ушел этот конь? Конь – это человеческий ум. Именно человеческий ум находится в услужении у человека.

Совершенные существа отличаются тем, что у них нет страданий. Никто не может лишить их какого-либо блага. Они сонаследники в природе. Что хотят, то и получают. Для людей, которые не являются сонаследниками, природа закрыта.

Что вас сейчас интересует, что является самым важным? Утром, когда вы встаёте, что вас интересует? Если бы вам нужно было выбирать, какую букву болгарского алфавита вы бы выбрали? Из всех букв, какая для вас самая удобная? Попробуйте нарисовать себя как часть природы. Вот цветок, его чашечка повёрнута вверх. Как только падает первая капля, чашечка поворачивается вниз. Значит, цветок это перевёрнутая чаша. Движение цветка происходит снизу вверх. Зреющий плод движется сверху вниз. Следовательно, вы имеете два разных результата. Если вы сорвете цветок, у вас будет один результат, если сорвете плод – другой. Это зависит от того, когда вы сорвёте плод. Так вот я говорю: Нужно знать, когда срывать свою мысль – свой цветок. Иной раз вы как и все люди рвёте цветы. – Ты вырой цветок с корнем и посади на новое место.

Песню: «Махар бену аба», можно спеть и по-другому. Есть такой способ, что если им спеть, получится совершенно по-другому. Теперь о музыке: когда начинают петь эти орудия, эти пулемёты, какие музыкальные тоны они издают? Вот, что бы вы ни говорили, но когда человек заключен в тюрьму, он мечтает о свободе. В Англии, в Лондоне, двое полицейских схватили одного из известных воров и связанного по рукам и по ногам отвели в тюрьму, заперли в камере на третьем этаже, а в ней оставили только зажженную свечу. И ушли. Но вор был умен. Когда полицейские ушли, ему пришло в голову, что зажженная свеча может его спасти. Он поднес веревку, которой были связаны его ноги, к пламени свечи и пережёг. Затем размотал веревку, которой были связаны его руки, и освободил их. В камере нашлась простыня, он разорвал её на полоски, связал из них верёвку, вылез из окошка, спустился по веревке вниз и сбежал. У него была сообразительность, была тактика. Он не рассуждал о том, что если кто-то убегает из тюрьмы, то это судьба. Нет, он сразу решил, зачем Провидение оставило здесь свечу. Свеча – это его мысль. Простыня, которая стала веревкой, это его сердце. Стражники приходят, а его и след простыл. Я говорю: и вы, точно так же можете использовать свечу и простыню.

Если вы споёте песню определённым образом, вы что-то приобретёте. Это так естественно – что-то приобрести. Приходит обыкновенный певец, поёт песню, ему дают пять, десять левов, и он уходит. Приходит хороший певец, его оставляют на обед, угощают. Он поёт песню, и ему говорят: «Оставайся». И он уже не может уйти.

Итак, на что вы рассчитываете? Существенно для человека рассчитывать на четыре вещи: нужно рассчитывать на свой дух, на свою душу, на свой ум и на своё сердце. С душой связана воля человека. Если ты не можешь рассчитывать на свой дух, на свою душу, на свой ум и на своё сердце, на что ты тогда можешь рассчитывать? Если ты не можешь рассчитывать на Божественный мир, на духовный и физический мир, на что ты будешь рассчитывать? – На эти миры ты можешь рассчитывать.

Некоторые из вас певцы. Пение относится не к сердцу, оно относится к уму. Литературное произведение это музыка. Музыкальное чувство это граница между творческим и Божественным умом человека. Вы никогда не уделяли времени тому, чтобы улучшить свой голос. Вы не знаете, как его улучшить. Если бы я преподавал музыку, я преподавал бы её очень просто. Я заставил бы всех учеников музыку полюбить. Чтобы, когда они поют «До», это «До» было живым, чтобы они его любили. Они живые, эти «До», «Ре», «Ми». Красивое пение это искусство. Вот тон «Ля». Это зреющий плод в басовой гамме. Гамма сошла на землю, свои блага она раздаёт малым, чтобы те могли радоваться. Как мы должны брать? И как начинать с давания? Как открыться? Только не так, что как только ты открылся, так на тебя сразу же наорали, а так, чтобы люди сидели и просто смотрели, и радовались тому, что ты открылся. А по другому: тебя ограбят, и ты не сможешь петь. Как вы теперь возьмете «ля»? – Так, будто дверь открывается. Какое в этом случае получается «Ля» в басовой гамме? (Учитель поёт «Махар бену аба»). Теперь оно уже басовое. (Учитель поёт песню.) Этот тон ещё лучше можно взять. Как его взять поярче? В хорошем пении есть содержание. «Махар» означает, что сначала нужно подготовить свои ум, сердце, душу и дух и только тогда начать работу, которая будет тебя радовать. Как вы споёте «Махар бену» в басовой гамме? В данном случае бас это отец, который говорит: «Сопрано, тенор и альт, давайте-ка спустимся к этим детям, чтобы преподать им первые уроки. Он начинает с голода. Драганчо, а можешь ли ты есть суп? Я еще раньше понял, если суп не поёт, как следует, то портится желудок. Хорошая еда хорошо поёт. А суп глотают. Единственные невыученные песни – это песни супа.

Представь себе, что ты ученица: ты талантлива, умеешь хорошо петь, хорошо рисовать, хорошо шить, но чего-то всё же тебе не хватает. Где бы ты ни была, если ты хорошо поёшь, ты будешь для людей желанной гостьей. Самое главное: пой хорошо, чтобы путь тебе был открыт. Начиная петь, не думайте о том, что вы не талантливы. Это заблуждение, что вы не талантливы. Должна быть организована школа пения, в которой одни будут начинать с подснежника, крокуса, другие – с фиалки, третьи – с розы, гвоздики.

Скажем, если ваша верхняя губа во всём принимает бо?льшее участие, чем нижняя, какой в этом случае у вас характер? Некоторые из вас, поднимая верхнюю губу, отдают приказы. А другие делают манёвры нижней губой. От таких манёвров у вас полностью меняется характер. Или, например, слушая лекцию какого-то профессора, вы корчите гримасу. Незачем заниматься отрицательными вещами. Упал человек на дороге, запачкался. Ты говоришь: «Это его дело – не нужно было падать». Прими в нём участие, помоги человеку, этим ты поможешь себе.

Был один такой учитель математики, Вълев его звали, с хорошим чувством юмора. Вызывает он ученика и говорит:

– Ты так умён, задачи решаешь гениально. Сейчас я дам тебе задачку, а ты её решишь.

Учитель даёт задачу, а ученик удивляется, говорит:

– Господин учитель, я никак не могу её решить.

– Ты решишь её, ты гениальный человек, ты просто притворяешься.

Ученик вгрызается в задачу, начинает в ней разбираться, а учитель делает ему то один, то другой, то третий намёк, глядишь, ученик и решает задачу. Учитель ему говорит:

– Видишь, объединившись, мы с тобой выполнили эту работу.

Он ходит по классу между учениками, кому-то смотрит в глаза, и глаза его говорят ученику, что нужно сделать и где ошибка. Ученик его понимает. Когда ученику указывают на ошибку, он всегда понимает. Никогда не думайте, что он не способен решить задачу. Когда ученик не мог решить задачу, учитель говорил ему: «Ну, и что тебе поставить? – Поставлю кол. Больше единицы ты не стоишь». Вы не понимаете ценность единиц. Они стоят намного больше, чем вы думаете. Этот учитель был хорошим математиком, он шутил, делился своим мнением с учениками. И все ученики его любили. Сам он был при этом серьёзен, не смеялся. Улыбка была, а смеха не было. У него сознание было. Иной раз он извинялся. Он говорил: «Я вам что-то сказал? – Не принимайте этого близко к сердцу. Когда-то и я был точно таким же невежей, как вы. Вы временами на медвежат походите. Но однажды вы станете такими же учеными, как я сейчас».

Природа, когда она появилась, представляла собой не tabula rasa3. Что вы называете tabula rasa? Tabula rasa бывает там, где решаются самые важные задачи. Ничего не надо преувеличивать. В первую очередь желайте малого. Не преувеличивайте своих желаний. Маленькое желание будет постоянно расти в вашем уме. – Это закон. Не говорите: «Из этой мысли ничего не вышло». Никогда не решайте заранее. Например, есть в математике число 999. Если возводить его в степень, равную ему самому, сколько времени вам на это понадобится? Нужно будет много раз умножить и в результате получится очень длинное число. Люди начинали умножать, несколько первых умножений делали и дальше не шли. А если число возводить в квадрат или в куб, в чём разница? – Квадрат это цветок, куб – плод. Какая-то мысль в вас – цветок, поскольку одномерна, а другая – плод – она динамична, она в мире трёх измерений.

Я вам только один пример приведу: один очень талантливый студент, высокого происхождения, был музыкантом, художником, скульптором. Он многое умел. Как-то он нанялся слугой в одну семью. Все ему приказывали. Хозяин приказывал, его жена и дети – все приказывали. Он исполнял все приказания, но по прошествии двух-трёх месяцев они увидели, что не они тут господа, а он. И поскольку он играл, пел, всё знал, все к нему и обращались. Говорю вам: тот, кто может что-то сделать, тот в данном случае и господин. Тот, кто ждет, что ему что-то сделают, – слуга.

Иногда вы думаете, что зрение это простой процесс. Много раз через ваши глаза в ваш ум будут проходить высшие существа. Они развернут перед вами целое направление, целую галерею картин и мыслей. Но всё это – развлечение. Если вы к этому расположены, вы этим воспользуетесь, если нет, они просто уйдут. Но если эти существа из невидимого мира приглашены, они вам помогут.

Теперь пусть трое из вас споют «Махар бену аба»: две сестры и один брат. Спойте, не думая об этом. (Две сестры и один брат спели). Вы говорите: Войдите в наш сад, где зрелые плоды и попробуйте, потому что они сладкие и красивые. Как бы вы спели басом? (Учитель поёт песню). А как бы вы спели тенором? (Учитель поет два раза). Спойте: Всичко в живота е постижимо, Сила жива, Сила здраве е богатство4».

Только светлый путь Мудрости ведет к Истине. В Истине…5

__________

1. Махар бену аба – Песня Учителя, братская песня.

2. стотинка – мелкая болгарская монета – 1/100 лева

3. tabula rasa (лат.) – чистая доска

4. Братские песни:

* Всичко в живота е постижимо – Всё в жизни постижимо,

* Сила жива – Живая сила,

* Сила здраве е богатство – Сила, здоровье это богатство

5. Формула: Только светлый путь Мудрости ведет к Истине. В Истине есть скрытая жизнь.