Гигиена жизни 1931 08 02 1 SU

ГИГИЕНА ЖИЗНИ

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"

по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,

дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931 ( PDF)

Хигиена на живота

2 августа 1931 года,

10 ч. у.

Прочту несколько стихов из десятой главы Евангелия от Иоанна. Чтобы поддерживать свою жизнь, человек нуждается в трёх важных, существенных вещах. Это свет, жизнь и любовь. Свет раскрывает физический мир и помогает понимать жизнь. Если человек не понимает законов света, он не может понять законов жизни; если не понимает жизни, он не может понять законов любви. Если человек не поймёт законов света, жизни и любви, в нём зародится внутреннее разногласие. Внутреннее разногласие создаёт внешний диссонанс. В органическом мире свет связан с пищей, которую человек употребляет. Без света и тепла, никакая пища не может быть создана. Следовательно, человеческий желудок находится в полной зависимости от света и тепла. Пища необходима, чтобы доставить человеку те элементы, с помощью которых проявляется жизнь. Сегодня все люди, все живые существа – от самых маленьких до самых больших – стремятся к счастью, стремятся обеспечить свою жизнь. Такое стремление существует и в семьях, и в обществах, и в народах. Все стремятся к организованной жизни. Спрашиваю: кому удаётся реализовать это стремление? – Более разумным семьям, обществам и народам, которые понимают законы света, жизни и любви; они могут до некоторой степени организовать себя и жить лучше. Остальные – те, кто не понимают законов, – впадают в суеверие и ничего не достигают. Почему это происходит? – Потому что они ищут счастья в начале жизни, в начале каждого дела, в то время как счастье заключено в конечном результате жизни.

Все современные люди стремятся расти, богатеть, стать учёными, сильными, одним словом, – обрести счастье. Следовательно, если счастье – цель в жизни, тогда каждый должен стремиться изучить те пути, которые могут привести его к счастью. Без счастья жизнь не имеет внешнего выражения. На земле выражение счастья – здоровье. Первое, что важно для человека, – это здоровье. Человек должен быть здоров! Однако здоровье зависит от физиологического соотношения между органами человеческого тела. Если взаимодействие между мозгом, лёгкими и желудком правильное, тогда и здоровье у человека хорошее. Эти три органа представляют собой три великих мира. Многие смешивают кишечник человека с желудком и говорят: «Человеку не нужно много есть». Кишечник и желудок – это две совершенно различные вещи. Желудок – это мир, полностью независимый от кишечника. В желудке человека десять миллионов работников – это клетки, которые занимаются пищеварением. Если каждому работнику платить ежедневно только по одному леву, то за пищеварение пришлось бы платить по десять миллионов левов в день. Отсюда видно, какую огромную работу совершают эти клетки. Это говорит и о большом количестве энергии, которую природа тратит на поддержание жизни этих клеток. И после всего этого люди не ценят жизнь. Почему? – Потому что они даже не подозревают, как много существ работает на них даром и какую энергию расходует природа, чтобы поддержать жизнь.

Современные люди – правители, учёные и философы – заняты отвлечённой идеей: как внести в жизнь законность, справедливость и счастье, не понимая при этом законов счастья. Но вопреки этому стремлению людей, почти нигде не встречаются идеальные семьи, общества или государства. Это обязано тому обстоятельству, что между тремя мирами – физическим, сердечным и умственным – нет гармонии, нет правильных соотношений. Например, если свет, попадающий в ваши глаза, очень яркий, глаза сразу же прищуриваются, поскольку не могут выдержать такого света. Иначе он причинил бы большой вред глазам. Если же свет очень слабый, тогда глаза раскрываются широко, как у ночных птиц, чтобы принять больше света. Но когда они чрезмерно раскрываются, это создаёт другой дефект. Глаза у человека не должны быть ни такими, как у ночных птиц, ни такими, как у дневных птиц. Они не должны быть ни слишком широко открытыми, ни слишком сощуренными. Люди, у которых глаза широко открыты, имеют понятия о жизни, соответствующие свету ночи; те же, у которых глаза сощурены, имеют понятия о жизни, соответствующие свету дня. Это две различные категории людей, которые не имеют и не могут иметь между собой точек соприкосновения. Что может родиться в ночи? Ночью и пшеница не растёт, и плоды не зреют. Ночь создана только для отдыха. Истинная жизнь, истинный рост и созревание происходят только днём. Ночью обрабатывается тот материал, который организм воспринял в течение дня.

Я говорю: ночь представляет собой страдания в жизни, а день – радости. Вы спрашиваете: «Почему приходят скорби и страдания?» – Между страданиями и радостями есть известное соотношение. Скорби и страдания необходимы для отдыха человека, а радости – для работы. Вне жизни скорбь и радость не существуют, они не могут быть отделены от жизни. Если отделить скорби и радости от жизни, то жизнь полностью потеряет смысл. И тогда нет более страшного страдания для человека, чем потерять смысл жизни. Только в таком положении человек увидит, что страдания, как и радости в жизни, – на своём месте. Однако если страдания и радости не использовать правильно, они не сыграют своей роли. Кто не использует радости и страдания, тот окажется в положении слепца и не увидит тех благ, которые проходят перед ним. Например, встречаете вы человека, который располагает большим материальным богатством, выраженным в деньгах, но он живёт в постоянном страхе: как бы не отняли у него деньги, как бы не потерять их ненароком и не стать бедняком. Спрашиваю: какая польза этому человеку от его богатства? Какая радость ему нести это богатство? – Никакой. Этот человек живёт в страхе, в мучении, как бы не потерять своё счастье. Следовательно, счастье или благо приносят этому человека больше страданий, чем радостей. Когда благо создаёт человеку страдание, а не радость? – Когда люди вокруг него хотят стать богатыми, не работая. Несчастье современных людей состоит в том, что мало кто из них любит работать. Каждый хочет работать как можно меньше. И я согласен с этим. Чрезмерный труд неразумен. Мы пришли на землю не для того, чтобы стать рабами труда. Чрезмерный труд подразумевает стремление людей к богатству, к обеспеченности. Труд нужно заменить разумной работой, а работа может быть разумной только тогда, когда между людьми существует хотя бы одна точка соприкосновения.

Итак, если между людьми существует хотя бы одна точка соприкосновения, они могут установить разумную связь между светом, жизнью и любовью. Свет представляет собой сумму сознаний всех живых существ – от самых маленьких до самых больших, включая и человека. Жизнь представляет собой внутреннюю сторону целокупной жизни. Это показывает, что между всеми живыми существами есть общая точка соприкосновения, поскольку все живут; то есть в жизни у всех есть что-то общее. Однако жизнь человека отличается от жизни остальных существ разумностью. В этом смысле, только человек живёт. Разумность – это самое ценное в человеческой жизни. Слово «жизнь» подразумевает разумность. Где нет разумности, там и жизни нет. Где есть разумность, даже очень слабо проявленная, там и жизнь есть. Любовь представляет собой Божественный мир, на котором построены все остальные миры. Ошибка современных людей состоит в том, что они отделяют Бога от любви, то есть от мира, на котором всё держится. Вне любви Бога не существует. Вне любви мы не можем познать Бога. Как мы не можем познать Бога вне любви, точно так же мы не можем познать и человека вне разумной жизни.

Следовательно, любовь – это идейная, возвышенная сторона жизни. Именно ею человек должен заниматься. Она представляет собой ещё и свет его жизни. Пока человек любит, он видит; если же перестанет любить, жизнь его погружается во мрак, и он уже ничего не видит. Силы, поддерживающие общую жизнь, берутся из трёх главных элементов в ней: из света, из жизни и из любви. То же самое можно сказать, в частности, и о человеке. Он может напрямую черпать энергию для поддержания своего организма из света, если знает его законы; из жизни, если её понимает; и из любви, если стремится к ней. Это три источника, из которых человек может черпать силы, жизнь и здоровье. Если в нём есть эти три вещи, значит, он приобрёл истинное счастье на земле.

Христос говорит: «Я добрый пастырь: добрый пастырь полагает душу свою за овец». Под словами «добрый пастырь» Христос подразумевал благоприятные материальные условия, которые должны быть даны всем людям. Под словом «овцы» Он подразумевал разумных людей. Под словом «пастырь» Он подразумевал Божественное начало в человеке, на которое всегда можно рассчитывать. Как тело не может существовать без головы, так и стадо не может существовать без пастыря, без пастуха. Пастух в человеке – это его голова, овцы – это лёгкие, а свет – это желудок, из которого он должен черпать энергию для своей жизни.

Я говорю: каким бы ни был человек, как бы ни был он добр, но, если не понимает законов света, не получит пользы от него. Если человек не понимает законов света, у него не будет правильных представлений о мире, и он будет рассматривать его как выставку картин. Однако есть правила, методы, с помощью которых человек может получать пользу от света. Иногда плохое настроение человека – результат ряда аномальных сочетаний, вызванных неправильным восприятием света. Научно говоря, поскольку свет по-разному накапливается в разных видах пищи, то вследствие этого одни из них отражаются благотворно на человеческом организме, а другие – неблаготворно. Та пища, которая отражается неблаготворно на организме человека, часто становится причиной его плохих состояний. Следовательно, пища, которую люди употребляют, представляет собой свет, накопленный в разных органах различными способами. Отсюда следует: каждый человек, который хочет быть здоровым, должен есть такую пищу, которая соответствует его организму. В этом состоит истинная гигиена жизни.

Итак, гигиену жизни нужно начинать с правильного использования света, накопленного в растениях и плодах. Если воспринятый свет не может превратиться в живую энергию, мы говорим, что пища плохо усвоена, то есть между пищей и данным организмом нет соответствия. Современные диетологи и физиологи часто рекомендуют человеку такую пищу, с помощью которой нельзя достичь желаемой цели. Одни диетологи рекомендуют людям мясную пищу, а другие – вегетарианскую; но иногда какие-то масла так портят вегетарианскую пищу, что она может расстроить желудок даже больше, чем мясная. Чтобы избежать подобного расстройства, человек должен перейти к такой пище, которую природа определила специально для него. Это один из важных вопросов, над которым каждый разумный человек должен задуматься. Неважно, что написано в книгах по этому вопросу, но каждый человек должен сам найти свою пищу, как это делают животные. Кто научил овцу щипать траву? При этом кто её научил выбирать траву, которая подходит специально для неё? Овца не читала никаких учёных книг, но знает, какую траву есть. Она сама выбирает себе пищу, а современный человек должен прочесть ряд учёных книг, чтобы понять, какая пища хорошая, а какая – нет. Что касается выбора пищи, то природа вложила в человека внутренний инстинкт, или внутреннее чувство распознавания. И если человек вернётся к своему первичному состоянию чистоты, он дойдёт до умения различать, какая пища хорошая и определена специально для него. Если человек позволит природе собой руководить, он решит правильно не только вопрос пищи, но будет знать положительно, какую жизнь нужно вести и как жить.

Сегодня современные люди говорят о воспитании молодых, применяют ряд новых правил и методов, но вопреки этому у них очень маленькие достижения. Почему? – Потому что они отклонились от первичной жизни. Мать долгое время учит свою дочь, как нужно жить, но всё равно та необученной остаётся. Я спрашиваю: как воспитывают птицы своих птенцов? Как преподают им науку жизни? Когда сын птицы собирается жениться, советуется ли он с матерью и отцом, какую подругу выбрать и как жить? Он не советуется с ними, потому что эта наука вложена в него. Мать и отец даже не задаются вопросом, почему их сын выбирает ту, а не иную девушку себе в подруги. Они полностью согласны с его выбором. Когда пчёлы роятся, мать и отец покидают старый улей, оставляют его сыновьям и дочерям, а сами летят в новый. Тот же закон применяют и птицы: старые покидают своё гнездо, оставляя его молодым, а сами начинают строить новое гнездо. В человеческом мире всё наоборот: мать и отец остаются в старом доме, а молодые уезжают в новый дом.

Я говорю об этих фактах, чтобы обратить ваше внимание на то обстоятельство, что с тех пор как люди отклонились от правильного пути, они забыли всё, чему изначально были обучены, и сегодня изучают это заново. Они находятся в противоречии и часто спрашивают себя: «Кто нас научит? Кто нас воспитает?» Они забывают, что эти знания вложены в них, и они легко могут их восстановить. Когда? – Когда вернутся к первичной жизни, к жизни чистоты. Если птица сама может ориентироваться в своей жизни, если микроб знает, как жить, то насколько лучше человек – разумное существо, созданное по образу и подобию Божьему, может сам разобраться в своей жизни!

Я говорю: кто хочет правильно развиваться, тот должен понимать законы света, жизни и любви. Сегодня, например, не только обычные люди, но и официальные философы, учёные, писатели не знают и не понимают, чего свет хочет от них; они не понимают, чего жизнь хочет от них, и, наконец, они не понимают, чего любовь хочет от них. Именно поэтому они не понимают, что представляют собой свет, жизнь и любовь. Все люди говорят, что Бог есть Любовь, но каково отношение Божьей Любви к ним, не знают. Однако если люди будут правильно проявлять Божью Любовь в своей жизни, этим они заложат основу разумной жизни. Разумная жизнь – это жизнь бессмертия, жизнь без страданий и мучений. Без Божьей Любви у вас будет жизнь, полная страданий и ограничений. Но человек пришёл на землю не для того, чтобы страдать. Он пришёл учиться и развиваться правильно. Если спросить современных людей, зачем они пришли на землю, они не смогут ответить. Что представляет собой Земля, и этого они не знают. Земля имеет форму парохода, у которого когда-то было много дымовых труб. Сегодня осталось только пятьдесят шесть труб, то есть пятьдесят шесть вулканов, которые постоянно дымят. Это показывает, что земля продолжает путешествовать в пространстве. Люди – пассажиры на этом пароходе, и они обсуждают на нём разные вопросы: личные, семейные, общественные, народные. В один прекрасный день Земля подойдёт к пристани, протрубит в свою трубу и скажет: «Всем пассажирам сойти на берег, покинуть пароход!» Сойдя на пристань, пассажиры продолжат свою жизнь на суше, а пароход вернётся назад, чтобы забрать других пассажиров и доставить их к той же пристани.

Итак, когда кто-то говорит, что нужно покинуть этот мир, это верно по отношению к Земле. Учёные утверждают, что когда-нибудь Земля уже не сможет кормить людей и они должны будут искать другое место, чтобы переселиться туда. Мы верим в многократность жизни. Жизнь не однократна, но продолжается вечно. Она не делится и не умирает. Внешние формы разрушаются, а жизнь продолжается – ничто не в состоянии её умертвить, то есть уничтожить. Жизнь сильнее смерти. Для неё нет смерти, но люди думают, что умрут. В этом отношении они похожи на Ходжу Насреддина, который сказал: «Когда жена моя умрёт, половина мира умрёт; когда я умру, со мной вместе весь мир умрёт». И современные люди думают таким же образом. Они говорят: «Пока мы живём, весь мир живёт; как только мы умрём, вместе с нами и весь мир умрёт». – Это не философия.

Под словом «смерть» подразумевается переход из одной формы в другую, из одной жизни в другую. Перейти с более низкой на более высокую ступень в жизни – такая смерть имеет смысл. Однако умереть и спуститься ниже, чем ты был, такая смерть не имеет смысла. Когда говорят, что со смертью всё заканчивается, это – заблуждение, это ошибочная мысль. Когда говорят, что всё кончено, это относится только к внешним формам, к внешним условиям, при которых человек жил раньше. Детство человека – от года до семи лет; от семи до четырнадцати лет человек проживает свою юность, а от четырнадцати до двадцати одного года он становится молодым человеком и достигает совершеннолетия. Повзрослев, человек мужает и начинает постепенно стареть. Я спрашиваю: где осталась молодость этого человека? Молодость только видоизменилась, но молодой человек не умер. Юноша тоже не умер. И ребёнок не умер. Это фазы одной и той же жизни, которая в физическом мире достигает предела своего развития в возрасте старика. Старый человек уходит из этого мира в иной, и вместо него где-то рождается маленький ребёнок.

Следовательно, то, что в физическом мире называют смертью, не что иное, как смена форм: старик уходит – ребёнок приходит. Человек не умирает, но меняет форму и место. Он выходит из одного дома и входит в другой. Вы спрашиваете: «Что произошло со старым человеком?» Поскольку старый дом был негигиеничным, он покинул его, чтобы жить в новом, чистом, гигиеничном доме. Если вы будете его искать в новом доме, он вам скажет: «Извините, что не могу вас принять. Я совсем недавно переехал в этот дом и ещё не привёл его в порядок. Подождите несколько лет, пока всё устроится. Тогда я приму вас в гости».

Это новый способ понимания жизни. Вы говорите: «Ушёл старый человек! Прости его, Боже!» –Куда он ушёл? – «На тот свет, на небо». У кого такие понятия, тот окажется в противоречии, как один верующий, слушавший речь английского проповедника о том мире. Дочь этого верующего незадолго до того ушла в мир иной, поэтому он спросил проповедника, говорившего о том мире: «Раз ты говоришь о том мире, прошу тебя, скажи, где моя дочь, недавно покинувшая этот мир?» Проповедник ответил: «Твоя дочь на небе». Один из присутствующих в собрании, сидевший рядом с отцом, сказал: «Господин, ваша дочь не на небе, она в этом зале, рядом с вами». Проповедник говорит, что дочь верующего на небе, но он не видит её. Богомолец говорит, что дочь в зале, рядом с отцом и описывает её: какая она ростом, какие у неё глаза, какие волосы и так далее. Одновременно богомолец говорит отцу, чего его дочь хочет от него. Кто из двух говорит истину? Проповедник утверждает то, чего не видит, а богомолец утверждает то, что видит и знает положительно.

Многие думают, что со смертью всё заканчивается. Если так, то и это хорошо. Но если человек и после смерти может говорить, что вы скажете на это? Если вы подойдёте к человеку, который умер, и будете разговаривать с ним, разве он умер? Нет, не умер. Когда говорят, что человек умер, под этим подразумевается, что его сознание совершенно исчезло и он абсолютно забыл себя; однако этого не происходит. Почему? – Потому что такого не существует и в самой природе. То, что мы называем смертью, это временное перемещение с одного места на другое. Когда кто-то умрёт, люди постепенно забывают о нём, и он исчезает из их внимания; но для себя, для своего сознания он никогда не перестаёт существовать. Заметьте, в физической жизни внимание человека часто отклоняется от одного предмета и останавливается на другом. Почему? Более сильное впечатление от другого предмета отвлекает внимание человека от того предмета, который меньше его интересует. И поистине, человек может быть мёртвым по отношению к предметам, которые производят на него слабое впечатление, и живым – по отношению к тем, которые оказывают на него сильное впечатление.

Следовательно, внимание человека легко переключается с одного предмета на другой, с одного места на другое. И поэтому, если какой-то предмет или человек не существуют для его внимания, он говорит, что этот человек или этот предмет – мёртвый. Но данный предмет умер только для него, а не для всех. Когда вы понаблюдаете за старым человеком, то увидите, что он живёт в физическом мире, но часто переходит в своём сознании в духовный мир. Он одновременно живёт в двух мирах. Когда человек жив для физического мира, то он мёртв – для духовного. И наоборот: если для духовного мира он живой, то для физического – мёртвый. Своим внутренним чувством человек понимает, что есть вечная жизнь, поэтому готовится перейти из одного состояния в другое, то есть из жизни смерти, безлюбия – в жизнь бессмертия, Любви.

Итак, если человек понимает жизнь в узком смысле слова и пренебрегает светом, он будет мёртвым для света. Взошло солнце или нет, этим он не интересуется, потому что полностью сосредоточен в своей мысли только на жизни. Если же он поймёт Любовь, то будет интересоваться исключительно ею и не будет обращать внимания на проявления жизни. Это относится к частичной жизни. Однако, сознание человека может быть одновременно пробуждённым и к жизни, и к свету, и к любви; то есть и к физическому, и к духовному, и к Божественному миру. Если человек в физическом мире игнорирует свет, то его желудок ослабнет, а отсюда и всё тело; если он игнорирует жизнь, его лёгкие ослабнут; если игнорирует любовь, его мозг ослабнет. Так что, когда нарушаются законы света, желудок страдает; когда нарушаются законы жизни, лёгкие страдают; когда нарушаются законы любви, то мозг, голова страдают. Спрашиваю: где человек – в желудке, в лёгких или в мозге?

Итак, основываясь на трёх важных началах: на жизни, свете и любови, мы встретим три категории людей. Одни из них предаются исключительно жизни, хотят изучить её в мельчайших подробностях, вследствие чего доходят до крайности. Религиозные же люди пренебрегли физической жизнью, пренебрегли светом, вследствие чего жили в пустынях, в монастырях, но и на этом пути не нашли смысла жизни. Они отрицали физическую жизнь в пользу духовной. Третья категория людей впадала в глубокий мистицизм с единственной целью – познать любовь, но и на этом пути они не нашли смысла жизни. Это крайности. Путь мистика неплох, но мистик не должен передавать своё мистическое состояние людям, у которых нет его опыта. Чтобы человек понял смысл жизни и стал полезен себе и другим, он должен начинать с физического мира, со света и постепенно переходить к духовному и Божественному миру. Кто понимает жизнь правильно, тот должен изучать в одинаковой степени три мира. Свет, в котором мы живём, не есть нечто произвольное. Он представляет собой источник благ, которые нужно использовать. Если мы сможем преобразовать физическую энергию в духовную и перенести её в духовный мир, то это будет означать перенос физических богатств в духовный мир. Именно это Христос имел в виду, говоря: «Собирайте сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют!» Следовательно, люди должны изучать законы жизни, света и любви и применять их, если хотят быть счастливыми. Недостаточно только знать законы, но надо их применять. Многие говорят: «Написано, что поле нужно вспахать глубоко». Но люди не вспахивают его глубоко. Написано, что поле нужно засеять хорошим семенем. Но они не засевают его хорошим семенем. Написано, что нужно делать добро. Но они не делают добра. И после всего этого они ожидают хороших результатов. Нет, знания, которые не применяются в жизни, не дают результатов.

Я спрашиваю: если человек не может внести в свой ум самые возвышенные мысли, в своё сердце – самые благородные чувства и в свою волю – самые достойные поступки, как он выразит свою жизнь? Если он не может дать выражение своей жизни через свои мысли, чувства и поступки, сколько бы он ни говорил о жизни, свете и любви, это не принесёт ему никакой пользы. Истинные достижения приобретаются только тогда, когда человек входит в связь с жизнью, светом и любовью. При этом связь не должна быть однократной, но многократной. Например, уже с самого своего рождения человек установил связь с жизнью, но, чтобы её не потерять, он должен непрерывно восстанавливать эту связь. Таким же образом он должен постоянно восстанавливать свою связь со светом и с любовью. Связь с Любовью может поддерживаться только мыслью о Боге. Связь с жизнью поддерживается любовью к людям. Кто не любит людей, тот не может иметь жизни. Связь со светом поддерживается любовью к физической жизни. Кто не любит физическую жизнь, тот не может иметь никакого отношения к свету. Самое главное, самое высокое в физической жизни – это свет и тепло, поэтому мы должны любить эту жизнь во всей её полноте. Следовательно, без света и тепла мы не можем понять отношений, устройства и проявлений целокупной жизни. А если не поймём жизни, то и любви не поймём.

Христос говорит: «Я путь, истина и жизнь». Если человек поймёт путь и жизнь, он поймёт и истину. Истина же включает в себя всё понятое. Ложь включает в себя всё непонятое. Понятое вносит жизнь, а непонятое – смерть. Сказано: «Истина сделает вас свободными». Она содержит в себе все условия, в которых жизнь, свет и любовь проявляются в своей полноте. Стих «Я путь, истина и жизнь» можно перевести словами «Я свет, жизнь и любовь». Путь представляет собой физическую жизнь. Жизнь представляет собой человека. При этом жизнь проявляется только в Истине, в Мудрости и в Любви. Это подразумевал Христос под словами «Я добрый пастырь». Следовательно, каждый может быть добрым пастырем для себя: добрым пастырем своим мыслям, добрым пастырем своим чувствам и добрым пастырем своим поступкам. Это проповедовал Христос две тысячи лет назад, это и сегодня можно применить в частичной и в целокупной жизни.

2 августа 1931 года,

10 часов утра.