Очищение сознания РБ 1931 0731 0 TD

ОЧИЩЕНИЕ СОЗНАНИЯ

беседы из книги "Наше место"

31 июля 1931 г.

5 ч.у.

Сейчас я дам вам несколько малюсеньких правил духовной науки в отношении очищения сознания. Они таковы. Не желай того, что тебе не нужно! Никогда не думай о завтрашнем дне! Не делай прошлое идеалом своей жизни! Не думай, что будущее включает в себя все! - Если человек держится этих положений, они становятся теми направлениями, которые подталкивают его вверх, вперед. Они должны быть истинными направлениями сознания.

Представьте себе, что какой-то человек еще сегодня думает о том, что он будет есть завтра. Для него важно, что он будет есть сегодня. Он сегодня не ел, а думает про завтрашнюю еду. Кроме того, человек должен иметь в виду еще и следующее положение: все, что противно законам природы – грех.

Следовательно, всякая мысль, всякое чувство или желание, идущие против законов природы, греховны,

противоестественны или неестественны. Например, если у человека летом, в самую сильную жару, возникнет желание носить кожаную одежду, то такое желание неестественно, несовместимо с законами природы. Или если человек среди зимы, в 35-градусный мороз, захочет носить шелковую шляпку, это тоже неестественное желание. Такие желания мы называем неразумными. Можно ли назвать разумным такое желание, когда иной человек хочет, чтобы все люди постоянно на него смотрели и им одним занимались? Такое желание невозможно, неестественно. Люди, даже если бы и хотели, да не могут постоянно смотреть на какого-то человека. Например, как они будут на него смотреть, когда спят? Или как они будут смотреть на него вечером, в темную ночь? Сами условия не допускают этого. Следовательно, чтобы вы постоянно на кого-то смотрели, это требует высокой степени пробуждения сознания. Это возможно только при наличии трех условий: когда душа человека находится под влиянием закона Любви; под влиянием закона Мудрости, и под влиянием закона Истины.

Итак, если человек не может возвысить свой ум к Богу, верить в Него и стремиться к возвышенным и великим существам, то он не может познать себя. Если он не может сделать вывод, исходя из находящихся перед ним результатов, то он тоже не может познать себя. У такого человека не может быть пробужденного сознания. Он будет похож на того болгарина, который, придя в баню, привязал к ноге веревку и сказал себе: «Пусть эта веревка будет на моей ноге, чтобы мне не потеряться среди стольких голых людей. По этой веревке я легко смогу себя узнать». Однако в сознании человека существует некая черта, некое качество, по которому он всегда может себя узнать. Иначе человек постоянно терял бы себя в мире. Существует качество, по которому каждый человек узнает себя как индивида. Когда человек спит, знает ли он себя? – Не знает. Вообще, во сне никто не может себя узнать. Как только проснется, он уже знает, сознает себя. Это сознание относится только к физическому миру. Заснув, человек снова себя забывает. Это показывает, что между физическим миром и законом Любви нет связи. Если между жизнью и Любовью нет связи, тогда нет связи и между жизнью и Мудростью, между жизнью и Истиной.

Говорю: когда нет связи между жизнью и законами Любви, Мудрости и Истины, люди не могут установить связь и между радостью и страданием. Например, когда в их жизнь приходит радость, они говорят, что это в порядке вещей. Когда приходит страдание, они говорят, что это не в порядке вещей. Спрашиваю: на каком основании приход радости – в порядке вещей, а приход скорби – не в порядке вещей? Люди не понимают, что радость и скорбь – это два состояния, которые неразрывно связаны. Страдание и радость – это брат и сестра. В какой-то момент придет радость, сестра, но в следующий момент придет скорбь, брат. Как только в какой-то дом приходит радость, она открывает окна, смотрит на дорогу, и, увидев страдание, сразу его зовет. Она знать не желает, что людям в этом доме становится неприятно, когда они видят страдание. Почему человек недоволен страданием, а радостью доволен? Объясню это на следующем примере. Представьте себе, что ваше состояние положительное, и к вам приходит радость. Вы сразу начинаете радоваться, потому что радость по состоянию негативна, отрицательна. Она появляется перед вами, как красивая девушка, которой вы радуетесь. Вы представляете собой ум, а она – сердце, которое сразу вам нравится. У этой девушки есть брат, он так же положителен, как и вы, и она его зовет придти к ней. Как только он к ней приходит, вы становитесь недовольны. Брат представляет страдание, которое вызывает ваше недовольство. Следовательно, ваше недовольство обязано тому, что брат забирает сестру и уходит вместе с ней. Тогда вы говорите: откуда взялся этот негодяй и забрал мою радость? Это образы, фигуры, которые служат для объяснения эффектов, возникающих в человеке при появлении радости и скорби.

Итак, если у человека есть желание, которое он очень любит, то он уже испытывает нерасположение в отношении всякого другого желания, которое приходит, чтобы заменить или отобрать первое желание. Он начинает сомневаться, подозревает, что если у него отнимут это желание, которое он бережет как зеницу ока, он потеряет свое счастье. Так что радость иногда приходит как негативное состояние, в форме женщины, а иногда – как положительное состояние, в форме мужчины. Если по состоянию вы негативны, в форме женщины, то ваша радость будет положительной, в форме мужчины. Она позовет с дороги скорбь, страдание, которое будет в женской форме. Это показывает, что бывает скорбь мужчин и скорбь женщин. Женские скорби отличаются от мужских: женские скорби – мужские, а мужские скорби – женские. То же самое можно сказать и о радостях: женские радости – мужские, а мужские радости – женские. Это означает: тот, кто может стать причиной радости женщины, непременно будет мужчиной. И наоборот: женщине может причинить скорбь только подобная ей, тоже женщина. То же самое относится и к мужчине. Мужчина причиняет скорбь себе подобному; женщина причиняет радость мужчине. Если в человека входит подобное ему, он начинает беспокоиться, становится недовольным, что у него отнимут радость. На научном языке это означает: когда в сознании человека появляется идея, что у него могут отобрать то, что ему нужно, в нем появляется недовольство. Например, вы голодны, у вас есть кусок хлеба, который вы бережете как зеницу ока. В этот момент перед вами появляется человек, который тоже голоден, и вам сразу становится неприятно, потому что вы не хотите дать ему от своего хлеба. Вы считаете, что этого куска вам самим едва хватит. Значит, подобное всегда хочет отнять что-то у подобного.

Следовательно, страдания всегда проистекают от недостатка, от пустоты или от непонимания жизни. Когда человек не понимает себя, он страдает. Если он хочет быть богатым, а не может им быть, он страдает. Если он хочет приобрести знания, а не может, он тоже страдает. Почему человек не понимает себя? Почему он не может стать богатым, сильным, ученым? Если человек не достигает желаемого, на это есть ряд причин. Иногда человек страдает и за других людей, оттого, что они не понимают жизни, или не могут достичь своих желаний. Так что человек страдает и за себя, страдает и за других людей.

Теперь, вы пришли на Рилу, чтобы погулять, отдохнуть, но сколько из вас пришли, чтобы увидеть Господа, не знаю. Вы говорите: «Как не знаете, ведь вы знаете нас?» Говорю: есть вещи, которых и я не знаю. Например, когда хотят знать мое мнение о каком-то человеке, о том, хороший это человек или плохой, а я не хочу высказывать свое мнение, то говорю, что не знаю, каков этот человек. Он может сам вам это сказать. Если вы спрашиваете что-то обо мне, я могу вам ответить. Вы скажете: «Раз так, скажи, откуда ты идешь?» - Я иду с неба. – «С неба? Это правда? Тогда где находится небо?» - Если вы не знаете, где находится небо, незачем вам и говорить. Тогда я вам скажу, что иду из ада. – «А где ад?» - Если не знаете, где ад, тогда скажу, что иду с земли. Следовательно, человек может придти с трех мест: или с неба, или из ада, или с земли. Другими словами, человек может выйти или от Бога, или от дьявола, или от людей.

Когда говорят о дьяволе, многие представляют его себе в виде животного, с рогами и копытами. Это не дьявол, это животное. Под словом «дьявол» подразумевается существо, чье сознание с утра до вечера занято только самим собой. Дьявол думает, что если его дела уладятся, то и у всех людей дела уладятся. Если у него дела расстроятся, то и у всех людей дела расстроятся. Вот идея о дьяволе. Вы можете сверху на эту идею надеть рога, копыта, это ваше дело. Рога могут быть короткими или длинными, это опять же ваше дело. Для вас важно одно: знайте, что дьявол не придет из какого-то леса, но он всегда поблизости от вас и вас подстерегает. Он принимает различную форму, чтобы его не узнали. Он может принять форму орла, броситься на цыплят курицы и утащить одного из них. Сегодня он возьмет одного, завтра – другого, и эта курица начинает им интересоваться. Он может принять форму волка и нападать на овец какого-нибудь пастуха. Сегодня утащит одну овцу, завтра – другую, пока пастух не начнет интересоваться дьяволом и узнавать его. Дьявол интересует людей и животных по той причине, что он что-то у них отбирает.

То же, что делает орел с цыплятами, и волк – с овцами, происходит и в человеческом сознании. У тебя есть 10-20 овечек, за которыми ты заботливо ухаживаешь, но однажды утром ты встаешь и видишь, что одной из них не хватает, ее утащил волк. У тебя есть 10-20 цыплят, но однажды утром ты встаешь и видишь, что одного из них нет, его утащил орел. Одна за другой исчезают овечки, один за другим исчезают цыплята, и, наконец, ты говоришь: «Я несчастный человек!» Почему ты несчастен? – Потому что тебе уже не на кого радоваться. Где-то в одном из варненских сел орел часто кружил над курами и таскал по одному, по два цыпленка на день. Одна крестьянка сказала мужу: «Знаешь что? Посади курицу с цыплятами под сеть, посмотрим, что станет делать этот хищник, когда прилетит». Орел, по старой привычке, спустился к цыплятам, и, не заметив, что они сидят под сетью, засунул клюв в дну из ячеек сети и схватил цыпленка. Тащит цыпленка, но не может его вытащить. Сидит, удивляется, в чем дело, и не догадается отпустить цыпленка и удирать. В это время та крестьянка, чьи цыплята часто становились жертвой этого орла, схватила орла и сказала: «Ты у меня узнаешь, как хватать и есть цыплят».

Говорю: если вы хотите, чтобы не крали овец и цыплят из вашего сознания, накиньте сеть, наподобие той, которую использовала крестьянка, и вы их сохраните. Закон таков: дьявол никогда не влезает двумя ногами в одну дырку. Он влезает одной ногой в одну дырку, вследствие чего всегда встречает препятствия. Встретив препятствие, он старается порвать веревки, но таким образом его ловят. Это происходит каждый день и в сознании человека. Когда приходит страдание, человек начинает охать, ходит туда-сюда, хочет от него освободиться, но не может. Что произошло с этим человеком? Он сунул ногу в одну из дыр своего сознания и не может освободиться. Нога представляет одно из его желаний. Как ему освободиться? Говорю: отпусти свое желание! Этот человек схватил свое желание ногой, и ни ногу освободить не может, ни желание отпустить. Это желание – не его. Если человек хочет достичь чего-то хорошего при помощи неестественного желания, он не добьется успеха. Неестественные желания несовместимы с законами разумной природы. Такие желания причиняют скорби, страдания. При этом каждое желание должно приходить вовремя, как приходят вовремя радости и скорби. Есть времена для радости, есть времена для скорби.

Христос говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит, скорбь ее превращается в радость, потому что человек родился в мир!» Значит, женщина, рождая, терпит скорбь, а, когда родит, забывает о своей скорби, потому что родился человек в мир. Вы спрашиваете: «Зачем Господь создал страдания? Разве нельзя было создать мир без страданий?» Господь создал гармоничный мир, а страдание в нем – человеческое дело. Желание человека есть – божественно, но если он ест больше, чем нужно, это уже человеческое. Каждое человеческое желание несет скорбь. Когда Христос говорил, что всякая рождающая женщина терпит скорбь, Он имел в виду, что эта скорбь обязана собой той неизвестности, в которой пребывает женщина. Она говорит: «То ли родится этот ребенок, то ли нет. Не знаю, что станет со мной и что – с ребенком». После этой скорби непременно придет радость.

Теперь, представлю вам другое положение. Представьте себе, что вы едите какую-нибудь неестественную пищу, которая становится причиной вашей скорби. Причина этой скорби в том, что вы не имеете понятия о пище, которую употребили. Сначала вы радуетесь тому, что будете есть. Вы голодны, не ели два-три дня, и как только вам предлагают еду, вы сразу начинаете есть. Что пища испорчена, что хлеб заплесневел, этого вы не видите. Вы спешите наесться и не думаете о том, какова еда. Однако когда вы наелись, приходит горечь. Горечь вызывает страдания. После этого вы должны выбросить эту испорченную пищу из желудка, освободиться от нее. Таким образом, вы почувствуете облегчение, и ваше страдание превратится в радость. Закон очищения сознания следующий: между двумя радостями всегда скрывается скорбь. Сначала радость, в центре – скорбь, мучение, а за ним снова идет радость. Это самое естественное положение. Кто-то хочет постоянно испытывать радость. И такое возможно, но только для того человека, который следует Божьему закону и исполняет Его волю. При том, как живут современные люди, они не могут всегда быть радостными.

Говорю: физический мир – мир перемен. Он движется между радостью и скорбью, между приятным и неприятным. Представьте, что ваш ребенок весит несколько килограммов, вы его носите на руках, и это вам приятно. Однако ребенок постепенно растет, его вес увеличивается, и когда достигает 35-40 килограмм, вам уже не хочется его носить, потому что он тяжелый. Если вы несете его 10 километров, вы устаете, хотите освободиться от него. Этот груз становится вам уже неприятен. На том же основании, каким бы красивым ни было какое-то желание, если оно долгое время остается в сознании человека, то начинает его обременять, и он хочет освободиться от него. Если вы хотите, чтобы ваши желания вас не обременяли, впрягите их в работу. Работая таким методом, вы придете к новой философии жизни. Вы можете сказать: «Новое – хорошая вещь, но и без старого нельзя». Это похоже на то, как один болгарин купил себе новую одежду, и продавец завернул ее в бумагу. Тот отправился к себе в село, но по дороге ему захотелось вздремнуть. Он лег под деревом, положил узел с одеждой поближе к себе и заснул. В это время мимо него проходил жулик, он увидел тюк с новой одеждой и взял его. Крестьянин просыпается и видит, что его узла нет, новая одежда исчезла.

Спрашиваю: что вы делаете, когда ваша скорбь превращается в радость? Вы сразу снимаете скорбь, то есть, старые одежды, и одеваетесь в радость, то есть, в новые одежды. Истинная радость, однако, та, при которой человек забывает о своей скорби. Именно поэтому Христос говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, но когда родит, скорбь ее превращается в радость, потому что родился человек в мир». Следовательно, если ваша радость не может зачеркнуть вашу скорбь, она не принесла вам ничего ценного. Если хотите работать над собой, то вам всегда следует иметь в виду закон очищения сознания.

Кто-то спрашивает: «Продвинулся ли я в своем развитии? Правильной ли дорогой иду?» - Вы знаете это. Это все равно, что спрашивать, хорошо ли вы наелись – и это тоже только вы знаете. Вы сами для себя являетесь авторитетом. Посторонний человек может только предполагать, наелись вы или нет, но вы знаете истинное положение дела. Другой говорит: «Верю я или не верю? Радуюсь или скорблю?» - Ты сам это знаешь. Есть вещи, которые вы знаете лучше всех. Какие это вещи? Те, которые имеют к вам отношение. На том же основании, всё, что имеет отношение ко мне, я знаю лучше прочих. Мы должны использовать те вещи, которые сами о себе знаем. Они – пособия, которые мы всегда можем использовать в своей жизни.

Теперь, каждый человек должен очищать свое сознание, чтобы освободить его от всего ненужного. Если хотите знать, как нужно чистить сознание, подойдите к какому-нибудь торговцу, который продает плоды, и посмотрите, что он делает. Он каждый день осматривает плоды, вынимает гнилые и кладет их в сторону, а в корзине или коробке оставляет только здоровые. Если он не отделит гнилые плоды от хороших, то и последние загниют. Приложите тот же метод и при чистке сознания. Каждое утро, когда встанете, просматривайте состояние своего сознания, и сколько найдете гнилых плодов, выбросите их вон. Сколько ненужных желаний есть в вашем сознании, продайте их, и вы получите за них хоть немного денег. Представьте себе, что у вас есть десять корзин желаний. Что вы будете делать с таким количеством? Вам достаточно одной корзины с желаниями. Остальные корзины можете продать. Одна корзина желаний стоит около десяти тысяч левов. Если продадите девять корзин, вы станете очень богатыми.

Итак, когда я говорю, что желания можно продать, многим это кажется смешным, и они говорят: «Как можно продавать желания?» Что означает слово «продавать»? «Продавать» и «предавать» означает одно и тоже. Какие желания нужно продавать? Продавайте только те желания, которые вас не любят! Не продавайте тех желаний, которые вас любят! То же самое относится и к мысли. Есть мысли, которые вас любят – не продавайте их. Есть мысли, которые вас не любят – их продавайте, прогоните их в лес! Почему нужно продавать мысли и чувства, которые вас не любят? – Потому что всё, что вас не любит, непременно причинит вам вред. У каждого желания, каждой мысли, которые вас не любят, есть инстинкты, настроения, наподобие мышиных инстинктов. Как мышь протискивается там и тут, чтобы найти какую-то одежду и прогрызть ее, так и те желания и мысли, которые вас не любят, всё же да найдут маленькую дырочку в вашем сознании, протиснутся в нее и причинят вам вред. Они не хотят причинять вам вред сознательно, но они – грызуны, такова их природа.

Следовательно, в сознание всех людей прокрадываются и хорошие, и плохие желания. Например, нет человека, который не хотел бы быть красивым. Каждый хочет быть красивым. Это вполне естественное желание. Однако желание человека быть красивым без истины – это несовместимо. Красота без истины в состоянии причинить величайшее зло человеку. Как красота не может без истины, так есть и ряд желаний, которые абсолютно не могут существовать без любви. Если придет к вам такое желание, оно может причинить вам огромный вред. Если в этом желании есть любовь, оно – от Бога. Если в нем есть любовь, там есть красота, есть истина. Если в этом желании нет любви, Бог там отсутствует. Если там нет Бога, нет и красоты. Если нет красоты, нет и истины, и это желание не на своем месте. Если в желании есть любовь, тогда в нем будет и красота, и истина, и оно непременно будет добрым. Кто имеет в себе истину, тот красивый человек. Истина – основа всего в жизни.

Часто люди говорят про какого-то человека, что он честный, а про другого говорят, что он нечестный человек. От чего это зависит, что человек проявляется как честный или нечестный? Если встречаются два человека, оба бедные, голые, могут ли они красть друг у друга? И тот гол и бос, и другой гол и бос, им нечего красть. Они посмотрят друг на друга, засмеются и скажут: «Обнищали мы!» В каких случаях люди крадут? Если в одном месте сойдутся бедный и богатый, то бедный, вследствие внешних условий, холода и голода, будет вынужден ограбить богатого. Вполне естественно! У бедного появится желание украсть хотя бы один костюм у богатого, который имеет несколько костюмов. Бедный скажет: «Нужно ли богатому столько костюмов, когда у меня нет ни одного, и я хожу оборванным в такой холод?». Богатый, со своей стороны, будет думать, что бедный поступает нечестно по отношению к нему.

Итак, всякое желание является как результат любви. Если вы говорите, что у вас есть какое-то желание, это означает, что вы должны любить людей. Закон любви есть закон изменения сознания. Полюбить человека, значит, одеть его, если он гол и бос. Повстречав такого человека, подойдите к нему поближе и скажите: «Пойдем, я отведу тебя в магазин, где продают одежду, чтобы ты выбрал ту, какая тебе нравится». Он обрадуется, и ты обрадуешься. Вы встречаете другого человека, в грусти и печали. Отзовите его в сторонку и скажите ему несколько приятных слов. Не спрашивайте, почему он печален. Человек может быть печальным или потому, что гол, потому что беден, или потому, что голоден, или по какой-то другой причине. Вообще, страдания людей бывают разных категорий.

Говорю: часто люди попадают в очень смешные положения, ожидая, что другие сделают их радостными и счастливыми. Ожидать счастья от других людей, это все равно, что, встав поутру, ожидать от ваших близких, чтобы они вас одели. Не смешно ли, когда взрослая девушка или взрослый юноша ждут, чтобы мать утром их одевала, а вечером раздевала? Кто-то скорбит. Отчего? Он ждет, что кто-то придет его одеть, или снять рюкзак с его спины. Говорю: сам сбрось лямки своего рюкзака! Незачем ждать других! Один знакомый рассказывал мне следующее: Есть один господин, который очень меня не любит. Где ни встретит меня, чувствую, что он думает обо мне что-то плохое. – Неужели? Ты ошибаешься! Я встретил того же господина несколько дней назад, он шел в банк, чтобы положить на твое имя сумму в 25.000 левов. – Возможно ли это? Действительно, я получил вчера чек на 25 000 левов, но не знаю, кто их послал. Значит, этот человек, о котором я думал, что он меня не любит, был моим доброжелателем! Кто мог надеяться, что он столь добр?

Следовательно, вы еще не знаете, кто вас любит, а кто - нет. Всё должен придти ваш друг и сказать вам, кто вас любит. Всё должен придти какой-то ваш друг, чтобы сказать вам, что Бог вложил добро в вас, а вам нужно только его проявить. Раз так, знайте, что если к вам приходит какое-то желание, оно должно проявиться или по закону Любви, или по закону Мудрости, или по закону Истины. Так что, если хотите подвизаться, не отказывайтесь от своих желаний, но внимательно их рассматривайте, чтобы увидеть, к какой категории они относятся. Если данное желание относится к любви, приведите его к его матери. Если оно относится к мудрости, приведите его к его отцу. Если оно относится к истине, приведите его к его брату или сестре. Каждый должен знать, куда отвести свое желание: к матери, к отцу или к брату и сестре. Говоря другими словами, каждый должен знать, относится ли его желание к закону Любви, Мудрости или Истины. Каждое желание, относящееся к одному из этих трех законов, естественно. Если оно не относится ни к одному из них, то это неестественное желание.

Теперь, имейте в виду, что наука об очищении сознания сейчас едва зарождается. Человек лишь сейчас начинает чистить свое сознание, пока не придет однажды к полному прояснению, полному просветлению сознания. Нелегко чистить сознание! Смена сознания, то есть очищение сознания, представляет собой одну из великих, красивых наук. Вы спрашиваете: «Как мы можем чистить сознание?». Очистить сознание – это подразумевает, что вы нанялись слугой на чужой виноградник, чтобы вскопать его, посадить, очистить и, наконец, собрать урожай. У вас нет своего виноградника, но вы идете к чужому хозяину, нанимаетесь к нему в работники и работаете на его винограднике, пока не наступит время сбора винограда. В день сбора винограда ты будешь собирать виноград, класть его в корзины и есть даром, сколько пожелаешь, и какого пожелаешь. Твой хозяин не запретит тебе этого.

Следовательно, каков закон для обрабатывания, чистки и сбора винограда, такой же закон и для очищения сознания. Если хочешь очистить свое сознание, пойди в слуги к какому-нибудь хозяину виноградника, будешь его копать и перекапывать, чистить, пока однажды не соберешь плоды. Наполнишь корзины своего хозяина, отставишь их в сторону, а тот виноград, который съешь – он твой. Вечером, когда будешь уходить, хозяин тебе заплатит. Плата – это тот опыт, который ты приобрел, а виноград, который ты ел целый день, - это истинная прибыль. Кто-то говорит: «Сегодня я заработал столько-то левов». – Ничего ты не заработал, это всё пустое. Истинное приобретение – в том, что ты ел на винограднике.

Итак, в процессе очищения сознания, к какому бы учителю вы ни пошли, он сначала позовет вас поработать на его винограднике, очистить его, и потом, в день сбора урожая, поесть его винограда. Ни один учитель не даст вам полную корзину винограда, но скажет: «Пока вы на моем винограднике, ешьте, сколько хотите». Есть учителя, которые могут дать вам полную корзину домой, но в таком случае вы должны быть продвинутыми.

Теперь, все вы должны научиться правильно думать. Если у вас есть какие-то трудности или страдания, идите к чужому человеку на его виноградник, перекопайте его, очистите, и в день сбора винограда ешьте, сколько хотите. Если вы станете есть этот виноград, то будете счастливы. У многих появляется желание иметь свой виноградник. Они говорят: «Это другое дело – иметь свой виноградник. Будешь есть, когда захочешь, сколько захочешь, и какого захочешь винограда». Нет, прежде всего, вы должны выучить следующий закон: всё, что вы понимаете, ваше; то, чего вы не понимаете, не ваше. Различие между вашим и чужим заключается в понимании вещей. Отправляясь на сбор винограда, вы говорите: «Наполним корзины до краев, чтобы было и на завтра». Нет, пока вы на винограднике, ешьте, сколько сможете! Завтра опять пойдете собирать виноград. Если вы находитесь в духовном мире и захотите винограда, то вам нужно подняться в горы, где каждый день собирают виноград. Не думайте о завтрашнем дне. Если ты работаешь в духовном мире, там каждый день бывает свежий виноград, от которого ты можешь есть. Вечером, когда вернешься домой, ты будешь иметь опыт и знать, что за твой труд заплатят. Кто-то говорит: «Не хочу работать на винограднике, не хочу собирать виноград». – Если не хочешь собирать виноград, у тебя не будет и радостей. Христос говорит: если хочешь работать на чужом винограднике, собирать виноград, ты должен найти бедного, обносившегося человека и сделать ему добро. Ты не знаешь, кто этот бедный человек. Может, он какой-нибудь святой, хотя и оборван, бос и гол. Если сделаешь ему добро, ты научишься у него многому.

Об одном американском профессоре богословия рассказывают следующий случай. Однажды он впал в сильное уныние, недовольство собой, своей наукой, и сказал: «Я уже столько лет читаю лекции в университете, но ничего не добился». Один его друг, увидев его в таком положении, послал его к бедной, больной вдове, которая целых 12 лет была прикована к кровати. Он пришел к ней, поговорил, и когда вышел из ее дома, сказал: «Эта бедная, больная вдова со своей кровати прочитала мне такие лекции, каких я никогда не мог прочитать своим студентам. Она лежала больная на кровати целых 12 лет, но то, что выучила, она знает как следует. Она ободрила меня, и я понял, что значит работать на винограднике, полном винограда». С этого дня профессор богословия каждую неделю приходил к бедной женщине, работал на ее винограднике и всегда ей что-нибудь приносил.

Говорю: вы все должны ходить к людям, которые снаружи несчастны, а внутри счастливы. Таких людей мы называем святыми. Сейчас я и вам желаю быть снаружи несчастными, а внутри – счастливыми.

Лекция, которую я прочитал вам этим утром, осталась для вас немного непонятной, поскольку за всё это время туман не поднялся. Это показывает, что ваше понимание невелико.

Беседа Учителя Петра Донова от 31 июля 1931 г, 5 ч. утра.

Перевод с болгарского Драгавцевой Татьяны, выполнен по книге «Нашето място», София, 1997г, «Сонита».

Перевод предварительный, требует редакции и доработки. 21 ноября 2006г.