Наше место 1931 0730 0 SU

НАШЕ МЕСТО

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"

по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,

дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931 ( PDF)

Нашето място

30.07.1931 г.

5 ч.у.

Некоторые из вас говорят, что сегодня холодно, ветер, и считают, что погода плохая. Холод показывает, что в атмосфере накопилось много электричества. Что нужно делать в таком случае? Когда торговец накопил большой капитал, что он должен делать? — Он должен вложить свой капитал в торговлю, пустить его в оборот. Застоявшийся капитал, как стоячая вода. Что происходит с водой, когда она долгое время стоит на одном месте? Она начинает портиться, вонять. На том же основании, когда на пальцах человека накапливается большой капитал, они тоже начинают пропитываться каким-то запахом. А всякий плохой запах, производит боль. Если бы человек мог себе представить, что на его пальцах ничего нет, он не чувствовал бы никакой боли. Но недостаточно человеку только думать так, он должен и чувствовать то же самое. Если человек только думает, но не чувствует, он непременно ощутит определённую боль. Это состояние подобно отношениям между двумя близкими друзьями, когда в эти отношения входит внешний элемент. В первое время они живут в мире и согласии, во взаимопонимании. Но однажды в их отношения входит какая-нибудь внешняя причина и заставляет их сталкиваться друг с другом. С этого момента гармония между ними нарушается, и они чувствуют себя стеснённо, возникает взаимная неприязнь.

Я говорю: точно так же каждый человек, сталкиваясь в чём-то со своими друзьями, недоумевает, почему сейчас они не понимают друг друга. В подобной ситуации человек говорит, что между ним и его друзьями ничего не произошло. Но на самом деле что-то произошло. Вы скажете, что причина этому электричество. Однако не только в электричестве дело. Ты молишься, но что-то стягивает твои пальцы, ты не можешь молиться как нужно и прерываешь молитву. Если вы молитесь, должны забыть всё. Пальцы что-то стягивает, но это ничего не значит. Помехи в данном случае даются для развития самообладания. Страдания, трудности, которые невидимый мир, то есть разумная природа, посылает человеку, имеют целью воспитать его, научить самообладанию. Как только человек приобретёт самообладание, то страдания и трудности в его жизни сами собой исчезнут.

Итак, те, кто не довольны ветром, пусть попытаются его остановить. Если бы состояние ваше изменилось, стало идеальным и если бы любовь ваша к Богу стала безупречной, то ветер прекратился бы моментально. Малейшая дисгармония в природе есть результат ряда причин, последствие нарушения её законов. Если человек полностью в гармонии с природой, то и она будет в гармонии с ним. Человек послан на землю не для того, чтобы господствовать над природой, но природа должна быть школой для него. Следовательно, природа соответствует человеку: каков он, такой будет и она по отношению к нему. Внешняя жизнь человека соответствует его внутренним состояниям. Говоря о связи между человеком и природой, я не имею в виду лично человека, но всё человечество, общую гармонию в жизни всех людей. Быть в гармонии с Богом, значит понимать целокупную жизнь. Возьмём, например, вашу точку зрения. Многие говорят: «В будущем мы станем лучше». Если человек сегодня нехороший, то и в будущем он не может стать хорошим. Кто-то скажет: «В прошлом я был хорошим человеком, сейчас стал плохим». Это ошибочное заключение. Если человек в прошлом был хорошим, он и сейчас будет хорошим. Иначе, можно было бы сделать вывод, что раньше он был богатым, а сейчас стал бедным. Может ли человек, богатый в прошлом, стать бедным в настоящем? Если человек когда-то был богатым, а потом стал бедным, это показывает, что у него не было истинного богатства. Его богатство было каким-то грузом, который он нёс на своей спине. Потом с него сняли груз, и он стал бедным. Такое обогащение и обеднение представляют собой механические процессы. Благо, которое Бог дал человеку, никто не может у него отнять. Если кто-то может отнять у человека благо, которое Бог ему дал, значит, этот «кто-то» сильнее Бога. Однако мыслить так — это неправильное мышление, неправильный вывод. Благо, которое Бог дал человеку, — существенное в его жизни. А существенное никто не может у него отнять.

Итак, в заключение скажу, если в прошлом вы были хорошие, то и сейчас хорошие. Если сейчас вы хорошие, то будете хорошими и в будущем. Если же сейчас вы нехорошие, не думайте, что станете хорошими в будущем. Так следует мыслить! Если вы мыслите иначе, натолкнётесь на противоречия. Противоречия же есть результат внутреннего диссонанса в человеке, независимо от того, осознаёт он это или нет. Как бы то ни было, но в жизни каждого человека обязательно будут противоречия, будет и непонимание. Это противоречие может прийти к нему как унаследованное, а может быть результатом неправильного человеческого понимания.

Я говорю: три важных фактора оказывают влияние на человеческую жизнь. Первый фактор – это его личность, человеческий эгоизм. Второй фактор – общество. И наконец, большое влияние оказывает на человека и сама природа. Например, все вы, собравшиеся здесь, оказываете влияние друг на друга, и поэтому кто-то из вас спрашивает: «Что мы получаем, выходя каждое утро на молитву?» Как ответ на этот вопрос я приведу следующее положение. Если у вас на руке или на ноге большой чирей, который причиняет сильную боль, что будет лучше для вас: чтобы этот чирей продолжал нарывать, всё забирая, или чтобы он стал щедрым и отдал всё, что накопил в себе? Этот нарыв — богатый торговец, и в данном случае предпочтительней, чтобы он начал давать, чтобы кредитовал людей, а не брал у них. Следовательно, когда человек выходит утром на молитву и думает, что должен взять что-то, он не понимает закона. Он непременно должен дать что-то от себя. Более велик тот человек, который даёт, чем тот, который берёт. Если кто-то скажет, что вот уже столько лет он молился и ничего не получил, — он на неправильном пути в своей жизни. Тому, кто выходит утром на молитву с целью получить что-то, лучше остаться дома и не молиться. На молитве не наживаются. Если мы выходим утром встретить Бога и поблагодарить Его за всё, что он даёт нам, такая молитва имеет смысл и всегда принимается.

Кто-то говорит: «Холодно!», — и не вылезает из палатки. Я бы желал, чтобы вы объяснили, что такое холод. И если вы захотите его продать, я бы его купил. Однако есть в мире то, чего нельзя ни ухватить, ни продать. Холод как раз такой: его нельзя ни ухватить, ни продать. Это показывает, что никакого холода не существует. Когда мы говорим, что на улице холодно или тепло, — это наши понятия о вещах. Это мы думаем, что холодно или тепло. Когда я говорю, что холода не существует, я имею в виду тот холод, который вы себе представляете. Не существует даже такого холода, какой учёные себе представляют. Есть в мире нечто, чьё влияние подобно холоду, но это не холод. Например, если у вас мало дров и печка растоплена слабо, вы будете говорить, что комната у вас холодная. Однако если дров достаточно и печка растоплена хорошо, вы скажете, что комната у вас тёплая, и будете веселы и в хорошем настроении. Если сердце у вас здоровое и кровообращение правильное, тогда руки и ноги ваши будут тёплыми. А если кровообращение неправильное, тогда конечности тела будут остывать, и вы будете чувствовать холод. Но если вы пошлёте немного больше крови к конечностям тела, они согреются. Так и ветру вы можете сказать, чтобы он не дул, — и погода станет теплее.

Итак, многие говорят, что всё это не столь важно. Спрашиваю: «Что самое важное, с вашей точки зрения?» По-моему, самое важное для организма, – чтобы все его части, все его органы, были на своём месте. Второе по важности — чтобы все органы принимали участие в общей работе организма, когда придёт время работы. И третье по важности —чтобы эти органы получили часть благ, приобретённых в общей работе. Следовательно, самое важное для нас — быть на своём месте. Какое наше место? — То, на которое Бог нас определил. Кроме того, нужно принимать участие в работе, которую Бог делает. И наконец, мы должны получить свою долю благ, приобретённых этой работой. Это самое важное для человека. Кто так понимает важное в своей жизни, тот никогда не натолкнётся на противоречия. Среди современных людей возникает много противоречий по единственной причине: они не понимают, что важное и что маловажное. Противоречия являются причиной того, что люди находятся не на своих местах, не принимают участия в работе, которая им определена, и не пользуются благами, которые эта работа может им принести. Если человек не понимает этих трёх вещей, он натолкнётся на три вида противоречий. Кто понимает эти три вещи в своей жизни, для того все противоречия исчезнут. Быть на своём месте, принимать участие в работе, которая тебе определена, и пользоваться благами своей работы — в этом состоит новое учение, в этом заключается новая философия жизни. Если ты скажешь, что это работа не для тебя, ты сам натолкнёшься на противоречия. Просыпаешься ты утром, поворачиваешься на один бок, на другой и говоришь: «Кто сейчас будет взбираться на вершину? Не хочется мне идти на молитву. Один день можно и без молитвы». Нет, молитва — это самое приятное, что человек может сделать. Нет ничего более красивого для человека, чем молитва, его разговор с Богом.

Встретит вас кто-нибудь и скажет: «И чего вас тянет лазить по горам? И охота вам столько раз ходить по таким высоким местам Витоши, Рилы? Лучше бы отдыхали себе! Глупое это дело!» Этот человек советует вам оставаться на месте, не ходить по горам, потому что сам он не любит двигаться. Он аристократ, любит лёгкую жизнь: встанет утром, приоденется и пойдёт в кафе, чтобы выпить кофе, чаю или молока. Он считает наше дело глупым, мы же думаем, что его дело глупое. Если бы мы были на его месте, тоже могли бы пойти в кафе, но поступили бы по-своему: мы приняли бы участие в работе хозяина кафе и после этого воспользовались бы вместе с ним благами этой работы. Если человек решит зайти в тёплое кафе попить кофе, значит, он понял только первое из того, что важно в его жизни. Хозяин кафе сразу подойдёт к нему и спросит, чего он желает. И это положение неплохое. Он закажет себе кофе, чай или молоко, после чего хозяин подойдёт к нему и скажет: «А теперь плати!» Если вы поступали правильно, то хозяин ничего не должен просить у вас. Он вам только поклонится и скажет: «Приходите снова!» Если захотите, вы можете дать что-нибудь хозяину; если не захотите, вольны уйти.

Однако сегодня нет ни одного заведения, в котором бы поступали по-новому. Если бы каждый человек, приходящий в кафе, приносил с собой молоко или кофе и выливал бы его в общий сосуд, то хозяин наливал бы каждому посетителю столько молока, сколько тот захочет. Тогда хозяин кафе заботился бы только о том, чтобы отопить зал и принять каждого посетителя с радостью. Если бы все люди приходили в кафе, чтобы дать что-то, а не только брать, то положение было бы совсем иным. Тогда ни посетители кафе, ни хозяин не наталкивались бы на противоречия. Если утром, выходя помолиться Богу, мы думаем только о том, чтобы взять что-то, а не о том, чтобы дать, то на спуске с вершины хозяин схватит нас и скажет: «Теперь платите!» Сегодняшний холод не что иное, как этот хозяин кафе, который говорит: «Платите!» Вы говорите: «Холодно!» Нет, это проделки хозяина кафе! Рассуждая так, вы сможете объяснить себе многое из противоречий в жизни.

Рассматривая некоторые научные вопросы или научные положения, я слегка усмехаюсь, потому что вижу, что явления в природе совсем иные и отличаются от того, какими их видят и как их понимают люди. Учёные понимают многие явления природы совершенно особым образом. Они далеки от истины. Они толкуют многое из проявлений природы своеобразно, в то время как цель природы в данном случае совершенно отличается от их толкований. Например, многое из дисгармоничных проявлений природы не принадлежит ей. Вы говорите: «Как это возможно, чтобы некоторые проявления природы не были бы её проявлениями?» Я поясню это следующим примером. Представьте себе, что у вас есть ребёнок, которого вы всегда одеваете в чистую, новую, красивую одежду. Пока этот ребёнок с вами, он веселится, радуется своей чистой одежде. Но вот ребёнок выходит на улицу поиграть со своими друзьями, а в это время мимо проходит маляр и задевает его одежду своей щёткой, пачкает её. Ребёнок начинает плакать и бежит к своей матери, но уже в испачканной, грязной одежде. Спрашиваю: «Разве это мать испачкала одежду своего ребёнка?» — Нет, она сама недоумевает, кто это испачкал чистую одежду её ребёнка и спрашивает его: «Кто испачкал твою красивую одёжку?»

И в природе часто встречаются проявления, которые нам кажутся дисгармоничными, неправильными. Это показывает, что люди должны изменить свои старые взгляды на жизнь. Пока они живут со старыми взглядами на жизнь, никакого прогресса не может быть в мире. Пока человек живёт старым, сколько бы он ни молился, какие бы усилия ни делал, всё будет напрасно. День за днём пройдут, и он даже не заметит, как состарится: ноги начнут болеть, не смогут его держать, и он увидит, что пришла старость. Некоторые думают, что чем больше они будут ходить по горам, тем лучше будут себя чувствовать. Однако так бывает не всегда. Следовательно, чтобы помолодеть, нужно не только подниматься на горные вершины, но и главное — иметь новые взгляды, новую и правильную мысль. Говорю вам: когда человек начинает стареть, это показывает, что он очень разбогател, очень нагружен, из-за чего еле движется. Если он сбросит груз со своей телеги, она поедет легко.

Теперь и вы напишите что-нибудь на тему «Причины старения». Некоторые учёные говорят, что одна из причин старения — это ослабление нервной системы, ослабление общей деятельности организма, вследствие чего накапливаются большие отложения в мускулах, суставах и т.д. Это верно; но для старого человека важно то, что он нагружен большим количеством лишних вещей. Сейчас старики представляют собой предмет для разговора, потому что они могут помолодеть. Всё, что можно исправить и обновить, должно быть рассмотрено и объяснено. Если рассматривать ошибки людей, не объясняя их, эти ошибки не принесут никакой пользы. Если бы все люди были добры, я бы радовался, потому что было бы что взять у них. Однако если они бедны, им нечего мне дать. Бедняк умеет только просить. Старый же человек нагружен большим количеством противоречий. Следовательно, если хотите помолодеть, вы должны освободиться от противоречий в своей жизни. Сидит кто-нибудь и занимается маловажными делами: и вышло у него что-то не так как нужно; и одежда-то у него очень тонкая и пропускает ветер; и того у него нет, и другого; и посмотрели-то на него косо и т.п. Этот человек занимается тысячами маловажных дел, но существенное забывает. Что существенное? — Существенное то, что он не на своём месте, что не участвует в работе, которая ему определена, и не пользуется благами, которые эта работа может ему принести.

Итак, когда я вывожу вас на ветер и беседую с вами, вы можете сказать: «Учитель испытывает, насколько мы можем выдержать ветер». Говорю вам: если я испытываю вас, то и себя испытываю. То же самое происходит и в современных школах. Ученики входят в класс, а за ними входит и учитель. Через некоторое время в класс входят инспектор и директор послушать, как учитель ведёт урок. Ученики стесняются, но и учитель не полностью свободен. Как только комиссия уходит, ученики говорят: «Очень строго спрашивал нас учитель, измучил нас». И учитель говорит: «Да и меня не меньше измучили».

Итак, первое, ради чего мы выходим утром рано, это — освободиться от ненужного багажа. Необходимо освободиться от этого багажа! Вы спрашиваете: «Как мы можем от него освободиться?» Есть много методов, с помощью которых человек может освободиться от ненужного багажа. Однако ещё не время давать эти методы, потому что люди ещё не в состоянии принять их с полной верой и начнут спрашивать: «Почему нужно поступать так, а не иначе?» Кто задаёт вопросы, не применяя методов, тот будет похож на чехов, которые пришли к нам и спрашивают: «Что делать с дыней: варить её или так есть?» Одна сестра принесла им большую, разрезанную дыню, и они спрашивают её: «Что с этим делать? Надо ли это варить или есть в сыром виде?» «Не надо варить, надо прямо так есть». – «А как есть?» Правы люди, что спрашивают об этом: ведь они никогда не ели дыню и не знают, как её есть. Для нас, кто много раз ел дыню, это легко. Но для людей, которые её не ели, это непонятно.

Методы, которые бы я дал современным людям, настолько новы и странны для них, что они непременно спросили бы: «Что делать с этими методами? Нужно ли их сначала варить и потом есть или сразу съесть?» Истинная наука заключается в том, чтобы разгружать человеческое сознание. Человек должен знать, как разгружать своё сознание от ненужного багажа, который идёт из трёх мест: из его личной жизни, из общества, то есть от людей, которыми он окружён, и из природы. Например, нас человек семь – восемь, и мы отправляемся из Софии на Рилу и договариваемся, чтобы нам привели необходимое количество лошадей. Через некоторое время к нам присоединяются ещё несколько человек. Нас уже двадцать. Они идут с нами, и им не приходит в голову, что нужно заказать лошадей. Они думают, что если будут лошади для нас, то будут и для них. Но когда они сошли с поезда, не знали, что делать: им нужно идти, а лошадей нет. При этом у них такой большой багаж, что поднять его наверх нелегко. Точно так же, если вы выходите рано утром на молитву, ещё с вечера нужно себе сказать: «Завтра утром я буду подниматься на высокое место, поэтому мне нужна лошадь для моего багажа». Если вы не закажете лошадь ещё с вечера, на следующий день вы останетесь без неё. Нелегко человеку ходить по высоким горным местам с большим рюкзаком на спине! Кто не носил на спине большой рюкзак, тот может философствовать сколько хочет. Однако тот, кто ходил с большим рюкзаком по горам, знает, что собой представляет рюкзак в этом случае. Вся его философия останется дома. Тот, кто поднимается в горы, должен нести небольшой груз на своей спине.

Больше я не буду вам говорить, чтобы этого не услышал хозяин кафе, потому что он человек старого учения и скажет: «Нельзя думать так, как вы думаете». Если мы останемся здесь на более долгое время, он схватит нас и скажет: «Будьте добры, платите! Вы выпили, самое малое, по пять чашек кофе, и нужно платить!» А вы спросите: «Нельзя ли в другой раз заплатить?» «Нет, платите сейчас». То, что я вам рассказываю о старом хозяине кафе, это юмореска. Но если он услышит, что мы о нём говорим, он обидится. Хорошо, что он занят своими делами и не слышит нас. Но как бы то ни было — независимо от того, будете вы сейчас платить или нет, — для всех вас важно одно: освободить своё сознание от ненужного груза. Для этой цели вы должны освоить соответствующий метод. Этот метод очень трудный; есть метод более лёгкий, который нужно применять в первое время.

Говорю вам: каждый имеет право просить. Но как только человек дойдёт до определённого места, всякие просьбы прекращаются. Например, ты просишь, чтобы тебе дали книгу. Дают тебе книгу. Но на этом просьбы прекращаются. Тогда ты закрываешь дверь и начинаешь читать книгу. Следовательно, если кто-то скажет, что хочет определённую книгу, ему сразу дают её и оставляют его свободным. Но раз уж человек возьмёт эту книгу, то пока не прочтёт её, другую не может просить. Когда он прочтёт её, начнёт просить что-то другое. Вообще, предмет просьбы постоянно меняется.

Итак, наблюдая вас, я вижу, что старый хозяин кафе поймал всех вас, и вы шарите по карманам, чтобы заплатить ему за то, за что должны. Некоторые озираются: «Когда же он дойдёт до них и потребует, чтобы и они заплатили?» Каждый из вас начеку, как солдат, готовый к бою.

Итак, я верю, что вы поняли главную задачу, которая вам дана: освободить, очистить своё сознание от ненужного груза прошлого; освободиться от излишков вашей личной жизни; освободиться от излишков, доставшихся вам от общества, от людей, которые вас окружают. И наконец, освободится от излишков в природе, — то есть от неестественных, негармоничных проявлений в ней.

Первая беседа Учителя

30 июля 1931 года, 5 часов утра.