Сочетание, применение и исполнение 1931 0803 0 SU

СОЧЕТАНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"

по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,

дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931 ( PDF)

Съчетание, приложение и изпълнение

3 августа 1931 года,

5 часов утра.

Сегодня я буду говорить о трёх словах – о сочетании, применении и исполнении, которые должны остаться в вашем уме на вечные времена. Вы говорите: «Мы запишем эти слова, чтобы не забыть их». Недостаточно только написать их на бумаге, но нужно открыть свои сердца и умы, чтобы понять их. От этих трёх слов зависит ваше развитие.

Сейчас я объясню смысл этих трёх слов. Сочетание подразумевает правильное сопоставление между собой всего реального, что Бог создал. Сочетание может быть в мыслях, в чувствах и в поступках человека. Сочетание может быть между духами, между людьми, между ангелами, как и между богами. Сочетание может быть между двумя и более тонами. Сочетание тонов должно быть не только в теории, но и на практике. Если хотите, чтобы сочетание было правильным, спойте эти тона один, два, три и более раз, пока они не начнут звучать гармонично. Если вы хотите исполнить какое-нибудь музыкальное произведение, сыграть его или спеть, повторяйте его много раз в своём уме, пока внутри не исполните его хорошо. Если хорошо исполните его, будете довольны, что можете петь или играть правильно.

Я говорю: когда между всеми органами человеческого организма сочетание, применение и исполнение происходят правильно, тогда человек чувствует себя здоровым, весёлым и довольным. Если между органами человеческого тела такая гармония отсутствует, человек теряет своё здоровье, хорошее состояние и счастье. Например, встаёте вы утром с постели и чувствуете боль в ноге. В данном случае, больная нога – аристократ, который говорит человеку, то есть своему слуге: «Ты знаешь, что я болен? Я хочу, чтобы ты меня сгибал и разгибал осторожно, делал бы мне массаж, одним словом, лечил. Всё, что я тебе приказываю, исполняй!» Ты начнёшь ему рассказывать, что у тебя жена, дети, работа, что ты торговец и не можешь бросить свою торговлю.

– Нет, жену, детей, торговлю – всё это оставь. Кроме меня, кроме моей боли ничто другое не должно тебя занимать. Всё остальное пустое.

– Я хочу помолиться, поговорить немного с Богом.

– Со мной вместе молись! Незачем куда-то ходить сейчас.

Вот почему, если у тебя болит одна нога, у тебя один господин. Если болят две ноги, у тебя два господина. Ты говоришь: «Даже одному господину служить нелегко, а служить двум – это полное рабство». Ты одну ногу массируешь, сгибаешь, разгибаешь, вертишь вправо, влево, потом начинаешь ту же самую историю со второй ногой, – глядишь, весь день прошёл. Разумеется, пройдёт: нелегко служить двум господам. А в каком положении человек, у которого ноги здоровы? Уже с утра ноги готовы к работе. Они приходят к человеку, то есть к своему господину, и говорят: «Господин, что прикажешь?» Господин отправляется на работу, и они идут вместе с ним. При таком положении и господин доволен, и слуги, то есть две ноги, довольны и счастливы. Это и значит – правильное сочетание, применение и исполнение.

Я говорю: и в религиозном отношении многие люди похожи на больную ногу. Сидит такой религиозный человек, молчит, думает, недоволен чем-то. Почему он недоволен? Жизнь у него есть, а он недоволен; ум есть – недоволен; сердце есть – недоволен; богатство есть – недоволен; есть жена, дети, друзья – всё равно недоволен. Почему? – Нога у него болит. – Какова причина боли в ноге? – Это неважно. Для вас важно то обстоятельство, что нога у вас болит, и из-за этой боли у вас особое мнение обо всём окружающем. Клетки в больной ноге ссорятся между собой, делят богатство, воюют – настоящая анархия наступила в их царстве. Пока война не прекратится, они будут воевать между собой и скажут своему господину: «Знай, мы сейчас воюем! Как только закончится война, что ни пожелаешь, всё исполним. От этой войны зависит и твоё счастье. Если мы победим, и ты получишь свою долю в победе; если проиграем, и ты проиграешь». Господин наблюдает внимательно, следит, кто выиграет войну. Победа – это выздоровление ноги. Как только нога станет здоровой, клетки уже свободны, они возвращаются с фронта и говорят своему господину: «Мы победили! С этого момента ты можешь располагать всеми силами своего организма».

Следовательно, истинная победа заключается в правильном сочетании мыслей и чувств, вложенных в человека. Человек должен правильно сочетать только то, что Бог вложил в него. Он не должен принимать извне ничего чужого. До каких пор? Пока война в нём не закончится. Как только человек закончит эту войну, как только откроет дорогу Божественному в себе, он уже может принимать извне чужое – то, что люди и боги создают. Пока человек не разработал Божественное в себе, у него нет опорной точки в жизни, потому что сам по себе человек – эгоист, он думает только о себе. В этом отношении эгоист похож на камень. Если вы сядете рядом с камнем и начнёте ему жаловаться, рассказывать о своих страданиях, он никоим образом не сможет войти в ваше положение. Тысячи лет вы можете просить его, но он останется для вас чужим, закрытым, не поймёт вас. Зачем жаловаться на жизнь и просить денег у банкира, который не может и не хочет войти в ваше положение? Зачем ходить в церковь и молиться крестам и иконам? Кресты и иконы говорят: «Мы не интересуемся тем, что ты хочешь. Мы интересуемся только тем, что люди могут дать нам». Если вы голодны, идите работать. А если поработаете, сможете и поесть.

Я спрашиваю: что до сих пор дали вам иконы? Вопреки этому, у каждого человека есть, самое малое, одна икона. Обычно он имеет три иконы: одна в уме, другая в сердце, третья в теле. Единственная реальность, которой человек может молиться и от которой может получить ответ, – это Бог, проявляющийся в сочетании вещей. Бог вложил определённое богатство, определённый капитал в каждого человека. Этот капитал находится в его голове, в его мыслях, которые он должен разрабатывать. Исполнение вложено в сердце человека. И поистине, чтобы исполнилось что-то, в сердце человека должно появиться желание. Кто-то спросит: «Где же Бог?» Бога ты найдёшь не там, где люди хотят Его показать, но там, где Он хочет проявиться. Например, кто-то идёт на прогулку на вершину Дамка и говорит своему другу: «Если хочешь встретиться со мной, найдёшь меня на вершине Дамка точно в семь часов утра. Следовательно, не ищи меня ни на Мусале, ни на Белмекене , но только на Дамке, – где Бог определил». Иногда и вы ищете Бога там, где Его нет. Ищите Его в Его сочетании – там, где Он проявляется.

Сейчас многие хотят видеть всё ясно, но не смогут достичь этого, пока не поймут законы сочетания. Например, вы приходите ко мне, хотите видеть, что у меня в комнате; но там темно, и вы не можете отличить один предмет от другого. Глаза у вас здоровы, но света недостаточно, и вы не можете видеть. Я держу в руке свечу и спички и, если захочу, могу сразу же зажечь свечу и сделать вас ясновидящими. Если я полностью уверен, что вы честный человек и не будете искушаться богатствами моей комнаты, я зажгу свечу, чтобы вы смогли всё разглядеть. Если вы честный человек, то, когда я зажгу свечу, вы будете радоваться тому, что увидите в комнате. Однако, если вы нечестны, у вас появится желание украсть что-нибудь из того, что вы увидели. Тогда я сразу же гашу свечу, и вы снова остаётесь в темноте. То же самое происходит и в жизни каждого человека. Как только он оказывается в затруднении, начинает плакать, молиться, искать откуда-нибудь помощи. Я несу в руке свечу, зажигаю её, и он сразу же ориентируется, видит, где находится. Как только чуть усомнится, как только придёт плохая мысль в его ум, свеча сразу же гаснет. Он опять начинает плакать, молиться и говорит: «Не знаю, почему у меня дела не идут хорошо».

Многие тревожатся, беспокоятся по поводу положения, в котором находятся, и говорят:

– Что думает мир об общем положении дел?

– Мир думает то же, что и вы думаете.

– Что с нами будет?

– Пойдите на кладбище и там увидите, что будет с вами. Пока вы думаете по-старому, с вами будет то же, что стало и с другими.

– А сможем ли мы разбогатеть?

– Пойдите к банкирам, спросите у них, сможете ли вы разбогатеть и как этого добиться.

– Что будет с нами, если мы не исполняем волю Божью?

– Пойдите в бедные кварталы, в больницы, в хирургические отделения, пойдите на поле боя – и вы увидите, что будет с вами, если вы не исполняете волю Божью. Все эти люди дошли до такого положения из-за лишнего знания.

Когда я говорю о сочетании, применении и исполнении, я беру эти слова в широком смысле. Если человек не понимает этих слов в их широте, это не значит, что он должен себя осуждать за то, что чего-то не смог сделать. Если человек не исполнил своих обязанностей по отношению к Первопричине, это показывает, что он не полностью здоров. Приходит кто-нибудь ко мне поговорить и сразу же начинает жаловаться, что у него нога болит. Я беру бинт, перевязываю его ногу, и он уходит. Приходит на следующий день – та же самая история. Так продолжается неделю, две, три, а он всё жалуется, что у него болит нога и он не может выполнять свою работу. Сказано в Писании, что небо – престол Божий, а земля – подножие неба. Если земля – подножие неба, то все должны изучать законы сочетания, применения и исполнения, которые приведут их на само небо, то есть в Божественный мир, где царит добро, где царит Любовь. Если будете работать в этом направлении, ваша больная нога выздоровеет. Невозможно, чтобы у человека, изучающего закон сочетания, болела нога.

А теперь перенесите эту мысль и в личную жизнь человека. Есть у человека желание, но он не может его достичь. Например, он хочет пойти к своему другу, навестить его, но не может – нога у него болит. Сегодня он пытается встать с постели и не может. На следующий день пытается встать с постели и не может. В конце концов, он убеждается в том, что пока нога не станет здоровой, он может только письмо написать своему другу, но не может навестить его. Следовательно, с больной ногой он никуда не может пойти: ни к другу, ни к Господу. Если ум человека болен, может ли он пойти к Богу? – Не может. Если сердце человека больное, может ли он пойти к Богу? – Не может. В этом случае ум и сердце представляют собой ноги человека. И тогда, если человек приходит к Господу с больной ногой, он сразу же начинает просить, чтобы прошла его боль. Очень легко может пройти боль в его ноге. Как? – Когда он полюбит Господа. Вы спрашиваете: «Как полюбить Господа?» Вы сами знаете это; знание вложено в вас самих. В музыканта вложено знание, как нужно петь или играть. Если он предоставит учителю себя учить, как нужно петь или играть, он ничему не научится. Учитель даёт ученику только основной тон и время от времени корректирует его исполнение, а ученик поёт или играет в соответствии с истинными правилами музыки, вложенными в его душу. Ученик понимает сочетание тонов и сам их исполняет. То же самое относится и к добру, и к Любви. Они подобны музыкальному чувству, вложенному в человека, вследствие чего человек сам знает, как любить. Если человек совершит добро в соответствии с тем, как это написано в нём, лицо его начинает светиться, как солнце, и жизнь его обретает смысл.

Вы спрашиваете: «Только ли Бога нужно любить? Разве не сказано, что нужно любить ближнего своего, как самого себя?» Говорю: в Любовь к Богу входит и Любовь к ближнему, но не наоборот. Многие любят людей, но быстро разочаровываются в этой любви. Значит, в их любви чего-то не хватает. Чего не хватает в их любви? – Существенного элемента, а именно: когда люди любят своих ближних, они должны любить Бога в них. Приведите мне хотя бы один случай из жизни, когда кто-то любил людей и что-то от этого приобрёл! Расскажите мне хотя бы об одном случае в истории человечества, когда человек, любя подобного себе, приобрёл бы нечто существенное! Кто любил в первую очередь своего ближнего, тот ничего не приобрёл. Истинное приобретение только у того, кто любит Бога и служит ему. Нет ничего лучше, чем служить Богу! У того, кто служит Богу, отношения с людьми будут правильными. Такой человек всегда богат, а не беден. Почему? – Потому что, когда он идёт к Богу, он всегда получает, богатеет. Когда идёт к людям, он всегда даёт, применяет. Кто правильно берёт и правильно даёт, тот живёт в законе сочетания. Выражение этого закона – в исполнении и применении добра, вложенного в ум и сердце человека. Закон применения выражается через сердце, а закон исполнения – через ум.

Итак, если вы даёте людям от блага, которое Бог вложил в вас, между вами возникнет внутренняя связь, и вы будете понимать друг друга. Если вы будете так поступать, вы будете богаты. Кто любит, тот всегда богат. В Божественном мире бедности нет, там она не допускается. На земле, однако, бедность существует. На земле есть грех, но в Божественном мире нет. На земле есть болезни, но в Божественном мире их нет. На земле совершаются ошибки, но в Божественном мире – никогда! На земле существуют отрицательные вещи, но в Божественном мире их не допускают. Кто мыслит так, тот приближается к Божественному миру; кто мыслит иначе, тот остаётся жить на земле. Если человек живёт на земле и жалуется на больную ногу, что бы он ни пообещал, ничего не может выполнить. Как только выздоровеет нога, он всё сможет выполнить. Если человек что-то обещает и не сдерживает своего обещания, значит, нога у него болит. Ты ученик, но плохо учишься в школе. Почему? – Нога у тебя болит. Ты торговец, но дела у тебя идут плохо. Почему? – Нога у тебя болит. Не можешь жить в согласии с самим собой, с людьми. Почему? – Нога у тебя болит. Я беру выражение «больная нога» как символ больного ума и больного сердца. Кто-то скажет своему другу: «Ради тебя я готов на любую жертву». – «Раз так, можешь прийти завтра ко мне домой и помочь мне?» – «Конечно, могу». – «А ты, в самом деле, придёшь?» Я говорю: если человек спрашивает своего друга, придёт ли тот в самом деле к нему домой, это показывает, что он уже усомнился в нём. В ум этого человека вошло сомнение, которое может произвести в дальнейшем большое несчастье. Почему? – Потому что самое маленькое сомнение, зародившееся в уме человека по отношению к Божественному, в силах отложить Божье благословение, самое меньшее, на день.

Многие жалуются на болезни, страдания и спрашивают: «А нельзя ли без болезней и страданий?» В той жизни, которую ведут современные люди, не обойтись без болезней и без страданий. Сегодня болезни и страдания — это определённый опыт в жизни человека. Человек пришёл на землю учиться; следовательно, он должен учиться и у страданий. Вы говорите: «Кто не испытал, что такое болезни и страдания, тот ничего не знает». Кто не испытал этих господ на своей шкуре? Кто не ходил с перебинтованными ногами? Притом посмотрите, какая аристократическая походка у этого человека с костылями! Он походит немного и остановится; опять пойдёт и вскоре опять остановится. У него торжественная походка, как у владыки. Кто его ни встретит, спрашивает: «Может, этот человек молится? Что это он останавливается, шепчет что-то и опять идёт дальше?» – Нет, он задыхается, бормочет что-то себе под нос – не молится. И вы задыхаетесь, когда поднимаетесь на высокие вершины. Иногда спрашивают: «Неужели Учитель не мог найти ровного места для прогулки, зачем нужно лезть на такую высоту?» Идут и ворчат, а другие думают, что они молятся. Однако есть закон: если ходить по ровным местам, то одни органы развиваются, но за счёт других, которые атрофируются. А дорога на вершины разнообразна, на ней есть и ровные, и крутые места, что заставляет работать все органы, и человек становится здоровее.

То же самое можно сказать и о мыслях, чувствах и поступках человека. Чем разнообразнее и возвышеннее мысли, чувства и поступки человека, тем он здоровее. Таким образом все силы в человеке пробуждаются к работе, и он становится значительно плодотворнее. Человек непременно должен делать усилия, чтобы разработать все способности, которые Бог вложил в него; он должен сочетать все силы и все способности в себе правильно. В каждого человека Бог вложил по одной основной способности, которую тот должен развивать. От этого таланта зависит его счастье. Скажет кто-то: «Если мир станет лучше, всё остальное придёт само собой». Нет, вы не должны ждать, пока мир исправится. Вы должны работать, чтобы стать счастливыми прежде, чем мир исправится. Наша задача зависит не от мира, не нужно ожидать, что он улучшится; мы не должны зависеть даже и от общества. Незачем ждать улучшения общественного строя, чтобы и у нас наступило улучшение. Каждый сам должен решать свои задачи, независимо от всех других обстоятельств. Если человек надумает ждать улучшения всего человечества, на это потребуется долгий период времени. Если будете ждать, что болгары пробудятся, придут к тому сознанию, или сочетанию, к которому многие уже пришли, на это потребуются ещё тысячи лет. Болгарин, например, очень любит разрушать. Когда идёт через лес, он, недолго думая, берёт топор – тут срубит дерево, там срубит дерево и идёт дальше. Часто он делает это без всякой необходимости, только из любви к разрушению.

На днях пришёл ко мне один пастух поговорить. Осмотрелся он и увидел два – три арбуза, которые мне принесли из города, и говорит: «У тебя здесь арбузы!» – Да, арбузы. Он держится благородно, не просит, чтобы я дал ему кусок арбуза, а только обращает внимание на них. Я спрашиваю: «Ты ел арбуз?» – «А кто мне туда арбуз принесёт? К тому же я человек бедный, сам не могу купить». Тогда я беру арбуз, нарезаю его и даю ему три четверти. – «Ты мне много даёшь». – Это не только для тебя, но и для твоего приятеля. Он садится рядом со мной и начинает отрезать ножичком по ломтику от арбуза. Отрезает один ломтик, съедает и бросает корку на четыре – пять шагов за спину. Отрезает второй ломтик, съедает и опять бросает корку за спину. Съел он два куска и говорит: «Остальное отнесу своему приятелю». Понаблюдал я за пастухом, как он бросает арбузные корки, и для себя перевёл этот пример в более высокий мир. Я говорю: мы имеем право использовать блага, которые Бог нам дал, но должны их использовать разумно. Нужно ли, приняв хорошую мысль, съедать в ней доброе, а корки от неё отбрасывать в сторону, чтобы другие их подбирали? Когда пастух выбросил арбузные корки, я наклонился, подобрал их и отложил в сторону. Он сам должен был их собрать и отнести своим коровам. По его поступку я делаю вывод, что он скупой человек, скряга, и к тому же не думает о своих коровах. Арбузная корка может выполнить свою работу. Этот пастух думает только о своём благе, но не о благе других. Такой человек не может иметь никакого капитала.

Это основные положения, принципы, которые вы должны учитывать в жизни. Внешне они выглядят обыкновенными, вследствие чего вы думаете, что поняли их. Например, приходит в ваш ум мысль, что вы стали самостоятельными, что поняли истину. Человек может стать самостоятельным только тогда, когда сможет сыграть музыкальное произведение в его сочетании, применении и исполнении. Если человек может так сыграть для себя, он сможет сыграть и для других. Если же он возьмёт фальшиво хотя бы одну ноту, то не должен выступать перед людьми, не должен позорить музыку. Выходя неподготовленным на сцену, он тем самым выставляет в плохом свете и своего учителя: ведь каждый захочет узнать, кто его учитель. То же самое относится и к жизни людей. Пока они не научатся жить хорошо, Бог не даст им возможности проявиться. Если научатся жить хорошо, если научатся правильно играть Божьи произведения, они уже становятся носителями великих Божьих благ.

Сейчас, собравшись здесь, вы ждёте, что вот разложат костёр, вскипятят воду и приготовят еду. Говорю вам: достаньте свою волшебную палочку и взмахните ею, чтобы у вас появилась еда. Вы скажете, наверное, что время ещё не пришло, что вы не умеете пользоваться волшебной палочкой. – Когда придёт это время? Если вы можете взмахнуть своей палочкой, так что еда появится перед вами, значит, вы сильные люди. Когда я так говорю вам, я жду от вас, чтобы вы сделали только то, что возможно. Вообще учитель никогда не будет требовать от учеников того, чего сам не может сделать. Однако вы можете сделать следующее: пойти к своим палаткам и принести еду сюда, на вершину. Если вы можете сделать это, значит, ноги у вас здоровые. Если не можете спуститься и принести еду, ноги у вас больные. Если человек может приказать своим ногам, значит, они здоровы. Если не может им приказать, – они больны.

Такой же вывод можно сделать и по отношению к уму и сердцу: если ум и сердце ваши не здоровы, вы не можете им приказать что-то выполнить. Каждое слово, которое вы произносите, нужно понять в его глубоком смысле, а после этого и применить, чтобы оно могло жить. Вы, например, говорите: «Бог есть Любовь, Мудрость, Истина, правда, святость, чистота и так далее». Раз вы так говорите, вы должны быть глубоко убеждены в этих словах. А так ли в сущности? Вы утверждаете, что Бог справедлив и в то же время говорите, что кто-то пользовался привилегиями перед Богом, что у него было Божье благоволение. Привилегию перед Богом имеет только тот, кто исполняет Его волю. Когда Бог благоволит к кому-либо, это подразумевает, что Он проявляется через него. В этом отношении, каждый может быть проводником, чтобы Бог проявился через него.

Вы говорите: «Бог нас научит, что мы должны делать». – Эта наука идёт изнутри, и притом, когда Бог проявляется в человеке. Это может произойти в любое время, а не только сейчас. Бог послал вас на землю для небольшого опыта, чтобы увидеть, как Он может проявиться через вас. Когда-нибудь, когда вы вернётесь к Нему, Он снова что-то вложит в вас, чтобы вы это разработали. Если вы не можете стать проводниками Бога, вы преждевременно состаритесь, будете ходить, опираясь на костыли; вас покинут сыновья, дочери, друзья, знакомые и в конце концов жизнь ваша полностью потеряет смысл. Если человек дойдёт до такого состояния, он должен, подобно блудному сыну, снова вернуться к своему отцу, чтобы работать на него и приобрести новых друзей, новых сыновей и дочерей. У человека не может быть ни сыновей, ни дочерей, ни друзей, ни близких, если он не знает Бога. Кто хочет иметь сыновей и дочерей, тот должен стать отцом. Скажет кто-то: «Я родил сыновей и дочерей, я их создал». – Ты их родил, но не ты их создал. Человек человека не может создать. Это означает, что ни один человек не может создать душу. Если гончар сделал хороший сосуд и наполнил его водой, разве он создал эту воду? Нет, он только наполнил водой кувшин, но вода создана не им.

Итак, первое, что необходимо всем, – создать правильные отношения к Богу. Этого можно достичь, когда человек держит в своём уме светлые мысли, в своём сердце – благородные чувства и в своей воле – красивые поступки. Это человек может сделать и сам, а может и со стороны кто-то ему помочь. Каждого, кто несёт в себе светлые, незапятнанные мысли и может их передать, слушайте его. Кто несёт нечистые, запятнанные мысли, того не слушайте. То же самое относится к любви, добродетели и знанию. Любви, добродетели и знания, которые своим внешним видом только подманивают человека, не давая ему ничего существенного, нужно избегать. Люди нуждаются в любви, которая несёт бессмертную жизнь. Люди нуждаются в добродетелях, которые могут их сделать сильными, мощными. Люди нуждаются в знании, которое освобождает. Вы говорите: «Трудное это дело». Нетрудно ходить человеку, когда ноги у него здоровы. Тогда он испытывает трепет в себе, сильное желание ходить, двигаться. Нет ничего лучшего для человека, чем здоровые ноги. Ум и сердце человека тоже должны быть здоровыми!

Наблюдая за вами, я вижу у вас много костылей. Не считайте это упрёком! Я говорю истину. Многие возразят: «Вот уже столько лет мы служим Богу и неужели всё на костылях ходим?» Спрашиваю: кто из вас совершенно здоров? Кого ни встретите, обязательно будет жаловаться, что у него болит или желудок, или лёгкие, или мозг. Я бы желал, чтобы все люди были абсолютно здоровыми, но для этого требуется соблюдать три основных закона жизни – закон сочетания, закон применения и закон исполнения. Если человек может овладеть этими законами в себе, его ум никогда не помрачится, его сердце никогда не натолкнётся на противоречия и его воля ничем не поколеблется. Например, какой-нибудь ученик хочет научиться играть на скрипке. Идёт он к великому скрипачу, но тот его не принимает. Если в ученике есть сочетание, применение и исполнение, он будет сидеть перед дверьми этого скрипача год, два, три, десять, пока в конце концов скрипач не скажет: «У тебя большое желание учиться. Бери скрипку и приходи ко мне, будешь моим учеником». Великие скрипачи – особые люди, они не похожи на обыкновенных. Когда ученик приходит к такому скрипачу, тот ему не объясняет, как нужно играть, но только показывает пальцем, что здесь или там нота взята неправильно, и потом даёт ему самому разобраться в своих ошибках и исправить их. Если ученик легко понимает его, учитель доволен; если не понимает, учитель хмурится, удивляется, как это возможно, что ученик до сих пор не развил свой талант. Что делают многие из учеников? Они берут скрипку, поскрипят на ней немного и говорят: «В другой раз поиграю, сегодня что-то не получается». На следующий день снова берут скрипку, снова поскрипят и снова откладывают в сторону. Нет, так не учатся. Так играть – это всё равно что выучить песню «Цвете мило, цвете красно» и играть её каждый день. Или всё равно что грешник повторяет про себя каждый день: «Я грешный человек». Или то же что говорить: «Я слабый человек, ничего не могу сделать». Говорю вам: человек может играть многое, а не только «Цвете мило, цвете красно». Как? Если упражняется. Человек может стать праведным, а не только грешным. Как? Если будет работать, если будет двигаться. Пока у человека перебинтованы ноги, он всё ещё дьяволу будет служить, всё ту же песню будет петь и всё ещё грешным будет. Если ноги у него здоровы, он будет сильным и будет исполнять волю Божью.

Следовательно, человек не должен занимать себя мыслью, каким он был в прошлом. Прошлое человека представляет собой мысли, навязанные ему извне. Если вы оденете человека в тюремный халат и на ноги ему наденете оковы, каково будет его состояние? Он будет ходить вверх – вниз, кандалы будут бренчать, беспокоить его, но он будет знать, что и халат, и оковы навязаны ему извне. Он не в них. Человек вне халата и вне оков. Зная это, он проникнется глубоким желанием освободиться от них. Кто знает законы освобождения, тот создаст в своём уме светлые, чистые мысли – и оковы моментально падут с его ног. Если спадут оковы, то и халат спадёт, и человек окажется вне тюрьмы. Каким образом? – С помощью своей мысли. Его мысль станет настолько сильной, что она сможет усыпить тех, кто его охраняет. Потом он внушит им открыть двери и снять оковы с его ног. Он сам сбросит халат и выйдет из тюрьмы на чистый воздух, на свободу. После этого он внушит стражникам положить оковы и халат на место и закрыть двери. Всё это охрана исполнит в спящем состоянии, а проснувшись, они скажут: «Что произошло? Где преступник? Как он вышел через закрытую дверь?» Разобравшись в том, что произошло, они убедятся, что этот преступник был необыкновенным человеком. Кто знает законы, тот, даже если за ним погоня, усыпит всех и незаметно пройдёт мимо них. Пока люди не научатся усыплять своих преследователей, они так и будут сидеть по тюрьмам. Тюрьма представляет собой ограничительные условия жизни. Если человек окажется в тюрьме, там все будут ему приказывать. И чтобы ему ни приказали, будет исполнять.

Вы спрашиваете: «Как выйти из тюрьмы, в которой мы находимся?» Сегодня люди, даже если выйдут из тюрьмы, всё равно вернутся в неё. Почему? – Потому что не могут ещё жить по-новому. Они начинают с нового, а завершают старым. В этом отношении они похожи на птичку, которая долгое время жила в клетке. Если её выпустить на свободу, она вскоре снова возвращается в свою клетку. Вот почему все вы должны быть сильными, самостоятельными, если хотите освободиться от ограничительных условий, внешних или внутренних, которые сейчас препятствуют вашему развитию. Все вы должны иметь ясное представление о себе, о возможностях, таящихся в вас, и тогда вы будете знать, – чего ни пожелаете во имя Божие, всего достигнете. Сказано в писании: «Кто любит Бога и исполняет Его волю, получит прежде, чем попросит у Него». При таком положении ноги и руки у вас будут здоровыми, умы ваши – светлыми, сердца ваши – чистыми и в полной исправности. Если всё это есть в вас, вы будете жить не по правилам и законам, а по свободе и сознанию. Нет ничего хуже для людей, чем устанавливать друг другу правила, как жить. Каждый сам знает, как жить. Если вам нужны правила, я дам вам следующие слова для размышления: правда, чистота, вера, надежда и любовь. У кого верный ум и верное сердце, тот знает, как жить. Больной, сам того не желая, искривит свой путь. Он не может идти прямо. Например, кто-то пошёл прямым путём, нашёл учителя, чтобы тот руководил им, но в то же время ищет и других учителей, хочет учиться и у них. Он может искать и других учителей, но солому будет есть. Такой ученик будет жить только во лжи и обмане. А ложь создаст болезненное состояние в нём. Вот поэтому помните: ни себя не обманывайте, ни других. Если вы себя обманываете и другим лжёте, чем вы будете отличаться от людей старого учения?

Я говорю тем из вас, кого Бог испытал ещё в прошлом. Бог хочет, чтобы вы развили способности и таланты, которые Он вложил в вас. Кто работает сознательно над собой, тот разовьёт свои способности. Если он развил свои способности, это значит, что он уже умеет хорошо играть. Какое может быть большее богатство для человека, чем одна из его способностей, развитая, как нужно. Сегодня я встречаю людей одарённых, талантливых, которые, несмотря на своё внутреннее богатство, всё равно идут к Богу с просьбами. До сих пор я почти не встречал человека, который бы пришёл к Богу с такими большими богатствами – со своими талантами – и сказал бы: «Господи, Ты дал миллионы в моё распоряжение, но я не знаю, что делать с ними. Прошу тебя, скажи мне, как разумнее всего их использовать?» Я говорю: если мы не готовы пустить в ход своё богатство для Бога, работать для Него и во имя Его, мы ничего не достигнем. Если не вложить свой ум, сердце и волю в работу ради Господа, мы ничего не достигнем. Кто-то скажет: «Сначала приведу в порядок свои дела, а потом будет легче». Нет, пока человек не приводит в порядок Божьих дел, его собственные дела никогда не придут в порядок. Если вы хотите, чтобы дела ваши пошли на лад, сначала работайте для Бога. Почему? Когда вы работаете для Бога, вы вносите свой капитал в Божественный банк, где он ежегодно даёт свои проценты. Так что, кто работает во славу Божью, тому Бог уладит его дела.

Если вам так говорят, это не значит, что вы не работали для Господа. Все вы делали и делаете усилия в этом отношении, но нужно знать, как работать. И больной делает усилия, чтобы встать со своей постели, но результаты его малы. Он делает большие усилия, а результаты слабые. Он старается встать с постели, но быстро слабеет и снова ложится. Он должен знать, как делать эти усилия. Кто-то скажет: «Если человек хочет служить Богу, он должен отказаться от своей жизни». – Это непонятая идея. – «Нужно быть добрыми, нужно любить друг друга!» – Это хорошо, но нужно знать, как делать эти усилия. Для всего, чего желаете достичь, вы должны иметь правильные методы применения.

Наблюдая современных людей, я вижу, что все они стремятся к первенству. Если человек занимает определённое положение в обществе, он хочет быть первым. Если он ученик, и он хочет быть первым, хочет быть ближе к своему учителю. Хорошее это желание, но первым учеником может быть только тот, кто играет вместе со своим учителем. Такой ученик может играть и первую скрипку. Кто играет плохо, тот сам определяет своё место. Это не значит, что учитель пристрастен; но одарённый, добродетельный ученик и без усилий всегда займёт первое место. Его таланты и добродетели сами определяют его место. У кого в руках зажжённая свеча, кто несёт в себе любовь, тот на первом месте, чтобы светить своим ближним и указывать им путь. Таков закон и в духовном, и в физическом мире. Следовательно, неважно, что учитель может дать ученику, но важно, как ученик работает, чтобы развить тот богатый материал, который Бог вложил в его душу. Ученик должен работать с тремя законами – с сочетанием, применением и исполнением.

И вам говорю: если вы правильно поймёте эти законы, сможете пользоваться ими; если поймёте их неправильно, какие бы усилия ни делали, ничего не сможете достичь. Эти усилия изнурят вас, не дав никаких реальных результатов. Эти усилия создадут в вас внутреннюю усталость, которая сделает вас недовольными собой. Например, в эти дни мы ходили нарубить немного дров. В какой-то момент замечаю, как один брат рубит дрова. Он поднимает и опускает топор с таким усилием, которое быстро истощит его. И действительно, через короткое время, он опускает топор на землю и говорит: «Уморился!» Беру я топор и показываю ему, как рубить дрова, не уставая. На этого есть специальные методы, которые человек должен знать. Потом вижу группу братьев, которые пыхтят, стараясь поднять пни, чтобы спустить их вниз. И этот способ хорош, он развивает физические силы, но я им сказал, чтобы они воспользовались рычагом. Они взяли рычаг и дело пошло легко, приятно, без больших усилий. Я говорю: если человек не хочет уставать, пусть пользуется рычагами. Они необходимы повсюду в жизни.

Итак, запомните три слова: сочетание, применение и исполнение. Сочетание представляет собой Божественный капитал, вложенный в человека. Этот капитал нужно непременно разработать. После сочетания идут применение и исполнение. Кто-то ставит на первое место исполнение. Сначала ученик, обучающийся музыке, усвоит ряд правил и будет их сочетать. Потом будет правильно применять изученное и уже после этого дойдёт до исполнения. Исполнение – в конце, когда ученик завершит курс по музыке. Исполнение подразумевает истинное знание, о котором сказано в писании: «И земля наполнится знанием о Господе».

Многие говорят: «Читая Священное Писание, мы наталкиваемся на ряд контрастов, аналогий, которые создают в нас мысль». Говорю вам: контрасты и аналогии необходимы для пояснения символов некоторых философских мыслей. Иначе, сами по себе, аналогии ничего не представляют. Например, если вы сочетаете два аналогичных предмета, между которыми нет применения и исполнения, они остаются неиспользованными. Однако в применении и исполнении вещей есть тайна, которую нужно знать. Если человек не силен в применении, он ничего не сможет достичь. Исполнение идёт после применения. Кто применяет, тот может исполнить. Например, если вы применяете добро в своей жизни, тогда у вас будет исполнение, достижение в чём-то. Представьте себе, что вам скажут перейти вброд озеро. Сможете ли вы сделать это? Некоторые смогут, другие не смогут, потому что не подготовлены. И если решат перейти его, утонут. То же самое происходит и в жизни. Если вы назначите на какую-либо работу неподготовленного человека, он утонет в ней. Если человек хочет преуспевать в жизни и не тонуть в море, то он должен подчиняться Божьим законам, а не Божьи законы ему.

Шёл как-то святой из одного села в другое. По дороге он встретил турка с телегой, а на телеге его жена. Уже издали турок дал знак святому, чтобы тот сошёл с дороги и не смотрел на телегу. Турки очень оберегают своих жён, чтобы их не видели чужие мужчины. Тогда святой сказал про себя: «Я преподам тебе хороший урок, чтобы ты знал в следующий раз, как вести себя». Святой каким-то образом напугал коня, который так помчался, что вот-вот окажется на краю пропасти. Турок взмолился святому: «Помилуй, помоги мне!» Святой остановил коня, и падения в пропасть удалось избежать. Турок его поблагодарил и поехал дальше. Он легко отделался. Турок и его жена могли упасть в пропасть и там остаться. Турок понял урок, который святой ему преподнёс. Не святой должен был уступать дорогу, а турок должен был со своей телегой немного посторониться, и опасности можно было избежать. Когда святой проходит мимо жены какого-нибудь турка, пусть она набросит на своё лицо паранджу, чтобы никто не видел её. Святые не интересуются вашими жёнами. Кто не хочет, чтобы святой смотрел на его жену, пусть сам сойдёт с дороги, а не святой.

Закон таков: святой не может сойти со своего пути ради жены того или другого. В переводе это означает: Божьи законы не могут подчиняться людям, но люди должны добровольно им подчиняться. Не Бога надо подчинят ь себе, но самим подчиниться Богу! Это правильное положение. Если вы мыслите таким образом, во всём преуспеете. Если исполняете Волю Божью, у вас будут хорошие результаты. Так что, я желаю всем вам работать сообразно законам сочетания, применения и исполнения. Если будете так работать, дойдёте до новых методов; а новые методы оправдают ваши усилия. Желаю вам сбросить бинты со своих ног. Вот уже столько лет вы ходите с забинтованными ногами, но с сегодняшнего дня я желаю всем вам сбросить бинты со своих ног! Если человек в продолжение десяти лет ходил в бинтах и на костылях, пора уже отбросить их в сторону. Говорю и вам: сбросьте бинты со своих ног, выпустите костыли из-под своих рук и ходите свободно, без препятствий!

Вы спрашиваете: «Можем ли мы освободиться от костылей?» У кого есть воля, тот может отбросить свои костыли и стать свободным. Кто живёт по закону сочетания, может освободиться от всего, что мешает ему в его развитии. Все ненужное, всё отрицательное выбросьте вон! Если у вас опухоль в теле – выбросите её вон! Она вам не нужна. Если у вас есть какая-нибудь отрицательная мысль и какое-нибудь отрицательное чувство, – выбросьте их вон! Это паразиты, которые только высасывают соки из вашего организма, но от себя ничего не дают. Эти отрицательные мысли и чувства могут умолять, чтобы вы их не выбрасывали, но не слушайте их. И когда выбросите их из себя, скажите им: «Чтобы вы не умерли от голода, я могу каждое утро класть в определённое место немного еды для вас; однако оставаться в моём уме, в моём сердце, чтобы вы там жили и размножались, – не позволяю».

Следовательно, всякая нечистая мысль, всякое нечистое желание – это паразиты, от которых человек непременно должен освободиться. Вы можете сказать, что эта нечистая мысль или это нечистое желание – царского происхождения. Какого бы происхождения они ни были, какой бы ярлык ни носили, но если они отрицательные – вон! Если отрицательная мысль может нести на себе человека, – я понимаю; но, если человек несёт эту мысль, – не понимаю. Если конь несёт человека, – понимаю, но, если человек несёт коня, – не понимаю. Если Бог несёт человека, – понимаю, но, чтобы человек нёс Бога, – не понимаю. Мы живём и движемся в Боге, поэтому Он должен нас носить. Кто-то скажет: «Я несу Божественные мысли в себе». Нести Божественные мысли в себе – это одно, а нести Бога в себе – это другое. Никто не может нести Бога в себе! Никто не может нести Учителя в себе! Говоря, что вы должны быть свободными, я имею в виду, что Бог, в Котором вы живёте, абсолютно свободен. Раз Бог свободен, то и вы должны быть свободными. Бог создал мир для нас, чтобы мы учились, познавали Божье проявление и служили Ему. Если мы служим Богу, то и мир, о котором вы говорите, что он не исправлен, – исправится.

Я спрашиваю: что вы получили от утреннего размышления? Как результат размышления этим утром вам были даны законы сочетания, применения и исполнения. Однако ещё долгое время нужно размышлять над этими законами, над этими идеями, чтобы они стали ясны в сознании каждого. Некоторые идеи утомительны. Например, нет утомительней и неприятней идеи, когда тебе постоянно повторяют, что ты добрый, богатый и святой человек. Один раз услышать это – куда ни шло, но всегда слышать одно и то же – надоедает. Кто говорит так, тот и сам может стать святым человеком. Как? Когда его зажгут, чтобы горел, как свеча. Тогда и он будет гореть, как я. «Но нет подобного тебе» – «Это верно, что такого, как я, нет; но нет и подобного тебе».

Скажет кто-то: «Я хочу, чтобы Бог меня любил». Бог может тебя любить, но и ты должен Его любить. Почему человек хочет быть любим Богом? Человек хочет и ищет Божьей Любви, чтобы достичь своих желаний. Говорю вам: человек может достичь своих желаний в двух случаях – когда Бог его любит и когда он любит Бога. Когда Бог любит человека, человек видит, что Бог может сделать в нём и для него. Когда человек любит Бога, Бог видит, что человек может сделать для Него. Однако и в том, и в другом случае, чтобы быть любимым и любить, человек должен проявиться.

Итак, нужно иметь в виду два положения: или Бог нас любит, или мы любим Бога. Только таким образом мы Его познаем. Если познаем Бога, перейдём ко второму закону – любви к ближнему. И в этом законе отношение будет то же самое: или мы будем любить своих ближних, или они нас будут любить. Вообще, отношения людей к Богу и отношения Бога к людям составляют закон сочетания, исполнения и применения. Если Бог любит людей, то все их дела налаживаются магическим образом. И когда люди любят Бога, дела их тоже налаживаются. Вы спрашиваете: «Когда мы дойдём до такого состояния?» – Вы уже в этом состоянии, но ещё не осознаёте его. Например, кто-то должен платить по векселю сто тысяч левов и не знает, откуда взять денег, как оплатить его. Ходит он туда-сюда, задумчивый, встревоженный, нигде не может найти денег. В день платы по векселю из банка ему сообщают, что сумма в сто тысяч левов, которую он должен, оплачена. Он спрашивает: «Как это произошло? Кто оплатил мой вексель?»

Современные люди боятся долгов, грехов и говорят: «Что делать с нашими грехами? Как мы освободимся от них?» Я говорю: грехи ваши давно оплачены, как оплачен вексель в сто тысяч левов. Вы получите сообщение из Божественного банка, что все ваши долги, все ваши грехи уже оплачены. Нужно ли после этого сомневаться, любит вас Бог или нет? Здоровье, которое у вас есть, показывает, что Бог вас любит. Богатство, которое вы имеете, выраженное в вашем уме, сердце и воле, показывает, что Бог вас любит. Даже в самом малом человек должен видеть Божью Любовь. Какое более сильное доказательство Божьей Любви вы хотите видеть здесь, среди гор? Вот уже целый месяц как мы здесь и пользуемся самыми лучшими условиями. Если бы Бог нас не любил, Он бы послал бури, дождь, снег, град, и мы не смогли бы здесь остаться даже на один день. Однако мы живём спокойно, читаем, прогуливаемся, согреваемся и обсуждаем разные вопросы. А сколько деревьев стало жертвой для нас; но они довольны, потому что таким образом освободилось много существ, заключённых в них. Только этим можно оправдать, что их сожгли. Когда ты освобождаешь кого-то, всё вовремя и к месту; когда ты порабощаешь кого-то, всё не вовремя и не к месту. То же самое можно сказать и о самом человеке. Когда человек освобождается, всё вовремя и к месту, когда человек порабощается, всё не вовремя и не к месту.

Итак, я желаю всем вам быть радостными, весёлыми, с широкими сердцами, чтобы сознавать, что Божьи блага даны вам; используйте их разумно. Однако мы должны быть носителями Божьих мыслей и работать во славу Его. Если будем работать для Бога, то будем пользоваться Его благословением, и там, где пройдём, все будут нас узнавать. Если вы будете проходить мимо людей, которые ссорятся, остановитесь и издалека посмотрите на них. Пожелайте глубоко в себе, чтобы они поняли друг друга. Если же они дерутся и ранят друг друга, опрокиньте их на землю, а потом пригласите к себе домой и перевяжите им раны. Перевязав их раны, поговорите с ними о Божьей Правде, о Божьей Любви. Повсюду в своей жизни человек должен проповедовать Божественное учение и исполнять Божью Волю. Если встретите человека, который говорит вам о Боге, вы должны посмотреть, слушает ли он Бога и исполняет ли Его волю. Кто слушает Бога и исполняет волю Его, того и вы можете слушать. Если он не слушает Бога и не исполняет Его волю, то и вы не должны слушать этого человека. Кто служит Богу, тому и мы будем служить; кто любит Бога, того и мы будем любить. В этом состоит исполнение Божественного учения.

Итак, сочетание представляет собой Любовь, применение – Мудрость, исполнение – Истину. Если человек не имеет Любви в себе, он ничего не может сочетать. Если человек не мудр, он ничего не может применить. Если человек не имеет Истины в себе, он ничего не может исполнить. Следовательно, если хотите сочетать, позовите Любовь. Если хотите применять, позовите Мудрость. Если хотите исполнять, позовите Истину. Учитель не может постоянно показывать ученику, как нужно держать смычок и как настраивать струны на скрипке. Это ученик сам должен делать. Он должен постоянно упражняться, пока не начнёт применять законы сочетания, применения и исполнения. Спросит кто-то: «Что такое сочетание, применение и исполнение в жизни?» Когда две разумные души собираются в одном месте, – это сочетание. Когда две разумные души, собравшиеся в одном месте, работают вместе для достижения определённой цели, – это применение. И, наконец, когда эти две разумные души, достигнув своей цели, сейчас едят и пьют, участвуют в благе, которое они приобрели, – это исполнение. Притом нужно знать, что сочетание, применение и исполнение – не однократные, но многократные, вечные процессы.

Я приведу несколько контрастов для пояснения этой идеи. Представьте себе, что кто-то приходит к вам и наносит вам несколько ударов. Ударит вас один раз, и вы говорите: «Только бы второй раз не ударил!» Ударит во второй раз, вы говорите: «Только бы третий раз не ударил!» Потом представьте себе, что кто-то приходит к вам и даёт кусок хлеба. Вы голодны и говорите: «Хорошо бы и второй кусок!» Даёт он вам второй кусок хлеба, а вы говорите: «Хорошо бы ещё и третий!» Следовательно, тот, кто бьёт, хочет ударить ещё раз, чтобы вразумить этого человека. А тот, кто даёт хлеб один кусок за другим, говорит: «Хоть бы этого куска было достаточно, а то рука устанет подавать ему хлеб». Вот почему тот, кого бьют, ждёт, чтобы побои скорее прекратились. А тот, кто бьёт, говорит: «Ну-ка ударю ещё раз, чтобы вразумить этот человека». Тот, кого кормят, говорит: «Дали бы ещё кусок хлеба!» А кто кормит, говорит: «Хоть бы этот кусок был последним, а то рука моя устала, опускаясь и поднимаясь».

Сейчас представлю вам другое положение. Встречаете вы какого-нибудь человека и начинаете его лупить. Однако при каждом ударе из вашей руки высыпается целая горсть золота. Разве тот, кого бьют, увидев, что после каждого удара перед ним высыпается столько золота, будет просить прекратить побои? Напротив, он будет молчать, ничего не скажет. Хоть пятьдесят ударов по спине получит, всё равно будет молчать. Так что, говорю вам: любое страдание имеет смысл, если мы осознали, что оно несёт великое благо в жизни. Поэтому Павел говорит: «Сегодняшние наши страдания не могут сравниться с великими благами, которые придут к нам в будущем». Когда-нибудь, когда люди осознают, что. принесли им страдания, они скажут, как Павел: «Хорошо мне, что я пострадал».

Итак, я говорил, а вы устали писать. Если вы поняли то, о чём я говорил, вы можете сказать хлебу, чтобы он пришёл к нам. Где вы хотите завтракать, здесь или внизу возле палаток? – «Здесь». – Тогда вы сам спуститесь вниз и принесёте себе завтрак или стукните волшебной палочкой, чтобы еда сама пришла? Ну-ка, отбросьте свои костыли, развяжите свои бинты и, свободные от этих препятствий, спуститесь вниз и принесите свой завтрак!

3 августа 1931 года,

5 часов утра.