Последнее слово 1944 1220 0 309 1

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Перевод А. Левицкой

по "Първо оригинално издание Кърджали 1999, ИК "Жануа'98" "

Содержание тома ЗАВЕТ ЛЮБВИ

ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944

Първо оригинално издание Кърджали 1999 г. (PDF)

Последното Слово

XXXI лекция общего класса 20.XII.1944 г. Среда 5 ч.у.

Изгрев - София

Добрая молитва.

Един си ти, Мой Мусала1.

Дъхът Божий2

Христос приводит простой пример. В нем Царство Божие уподобляется человеку, который приготовил большой ужин и пригласил многих. И когда наступило время ужина, он послал своего раба сказать приглашенным: приходите, ибо всё уже готово. И тут они, все, как один, стали отказываться. Первый сказал: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть на нее, извини меня, я отказываюсь. Другой сказал: я купил пять пар волов, сейчас иду осматривать их; извини меня, я отказываюсь. Третий сказал: я женился и поэтому не могу прийти. (Лука 14:16-20)3 Никто из приглашенных не пришёл на ужин.

Это похоже на поведение разгневанного ребёнка, который, как рассердится, так есть отказывается. У него кроме некоторых политических соображений нет никакого серьёзного аргумента, чтобы отказываться есть. Зовут его один раз, два раза – он не хочет. Это может довести до скандала, а скандал – до войны. И, если отец окажется сильнее, ребёнок капитулирует, если ребёнок окажется сильнее, капитулирует отец. Иной раз люди отказываются от хорошей работы, по одной единственной причине: хотят получить больше, чем им предлагают. Они не хотят брать мало за хорошую работу, они хотят взять много. Иной раз они сердятся, не хотят брать. Они в области иного порядка вещей. В области Божественного порядка на каждый день определено свое вознаграждение. В области человеческого порядка нет ежедневного вознаграждения. Вы можете спросить, почему нет? – Потому, что о вознаграждении никто не подумал: одни люди остались без вознаграждения, поскольку тот, кто распределял вознаграждения, думал только о себе. Другие потому, что были далеко, и оказались не там, где дают. А третьим ничего не досталось, потому что их не заметили. Те, кто дает, должны иметь новые побуждения, они могли иметь в виду всех этих людей.

Молодой человек хочет жениться на какой-то девушке. А она не хочет выходить замуж. По какой причине? Много есть причин, но существенных две: Девушка не хочет замуж, потому что ее измучили эти молодые люди и теперь она отказывается от замужества. А молодой человек отказывается от женитьбы, потому что его измучили девушки, и теперь он не хочет жениться. Если надеваешь обувь, в которой полно гвоздей, какое благо у тебя будет? Обувь это благо, когда она удобна, когда она ногу не жмёт. Всё то, что не благо, незачем испытывать.

Радуйтесь одному: все старые помолодеют. На небе ты не можешь быть старым человеком. Если ты выставишь свою кандидатуру для омолаживания, у тебя есть будущее; если не выставишь, ты останешься тут, у тебя будет признание, но не будет будущего. Кто-то говорит: «Я остаюсь со своей старой верой». Человек, который остаётся со своей старой верой, со своим старым пониманием, окажется у разбитого корыта.

Итак, я говорю: Всё в мире полезно, но временно полезно. Что-то полезно один день, что-то – два, три, четыре, пять дней, а потом перестаёт быть полезным. Некоторые вещи содержат в себе вечное, они всегда полезны. Но в области обычного порядка вещей – не всегда полезны. Тогда в нашу жизнь приходят большие разочарования.

Есть трудные вещи. Один мой друг рассказывал: «Я, – говорит он, – никогда и не подозревал, что у меня могут быть такие упущения. Что бы ни начал: беседу или какую-нибудь работу, всегда возникают противоречия. Я хочу выполнять работу без противоречий. Но что бы я ни начал, то или я неправ, или другие. Я хочу, чтобы это прекратилось: чтобы не было неправых. Я думаю, думаю, как мне это сделать, и всё равно кто-то неправ. А я этого не хочу. Я хочу так делать дело, чтобы неправых не было».

Сейчас некоторые скажут: «А ты поверь в Бога, люби Бога». Так вот, это разные идеи, разные основания, и на тех и на других можно строить. Но ты не можешь строить на всех основаниях сразу. Вера принадлежит одному миру. А Любовь, эта Божественная сила, – другому миру. Есть много других вещей, которые тоже отличаются. Мы должны их изучать. Вы говорите: «Поверь в Господа». «Это есть жизнь вечная, знать Тебя Единого, Истинного Бога, и Христа»4. Идея о Христе очень ограничена. Любовь – это жизнь. Будем любить истинного Бога и Христа, который послан Богом. Жизнь может быть красивой, если в ней есть красивые мысли. Жизнь может быть красивой, если в ней есть красивые чувства. Жизнь может быть красивой, если в ней есть красивые поступки.

Говорит кто-то: «Я религиозный человек, я верю в Бога». Есть религиозные идеи, которые не поняты. Ты, может, и религиозный человек, но как ты живёшь? Ты, может, умеешь играть, у тебя, может, самая лучшая скрипка, но ты правила не все соблюдаешь. И тот, кто слушает тебя, думает, что ты обыкновенный скрипач с самой лучшей скрипкой. Ты можешь быть обыкновенным скрипачом с самой лучшей скрипкой, и можешь быть гениальным скрипачом, необыкновенно гениальным, но с обыкновенной скрипкой. Предпочтительней гениальность с обыкновенной скрипкой, чем самая лучшая скрипка без гениальности, чем заурядность с необыкновенной скрипкой.

Второе положение: если какой-то человек знает, каким способом, ты будешь петь, ты как будто что-то теряешь. Он не должен этого знать. Если он знает, как ты будешь играть, он найдет у тебя ошибку. Пусть он ничего не знает, даже ноты. Пусть он не знает, как ты будешь играть. Если вы действуете обычным образом, любой человек найдёт у вас ошибки.

(Учитель кашляет и говорит о своём кашле): «Это торговец, который пришел в мой дом торговать. Он хочет предложить мне свои соки, свое варенье. Я говорю ему: «Приготовьте мне что-нибудь поинтересней». – «Нет, нет, ты лучше это возьми». Если я начну объясняться с ним, это отнимет у меня много времени. А я плачу достаточно дорого. Двести, триста левов его не устраивают, пятьсот, шестьсот левов – это да. Иной раз он и тысячу, и тысячу двести за масло берет. Что будет, если вы, раз уж вы тут сидите, примените закон гармонии? Ты стараешься петь, реагируешь разумно. Поешь, чтобы внести гармонию. Он видит, что тебя невозможно ухватить – что бы ты ни делал, тебя не ухватишь. Кто может ухватить человека? Представьте себе человека, который никогда в жизни не молился, никогда не просил взаймы. Кто же ему даст? – Это так, потому что люди всегда имеют в виду только тех, кто просит. Тот, кто не просит, тоже может получить, но лишь благодаря восприимчивости других. СВы скажете: «Может, и другие люди тоже хотели бы, но им стыдно».

Мы увидим, сбудется ли то, что я вам сейчас сказал, на странице 220 книги «Царский путь души». (Учитель даёт книгу брату Симеону и тот читает указанную страницу).

Вот, где все делают ошибку. – В данном случае я приведу только один факт: человек выбирает лотерейный билет, и у него глаза разбегаются, он думает, что есть такой билет, который принесёт ему миллион. Да есть, и это тот билет, который первым попался ему на глаза. Но он думает, что этот билет проиграет, и не берёт его. И, действительно, проигрывает. Все, кто взял свой билет не думая, выигрывают. Радуйтесь каждому своему выигрышу. Говорит кто-то: «Как посмотрел на билет, так сразу взял его и выиграл миллион». Вы из тех, кто мало, чем может быть доволен. Мы радуемся, когда малыми усилиями много выигрываем, и сожалеем, если для того, чтобы выиграть, требуется много усилий. Это так в человеческой жизни.

Вот Симеон, читает и теряет время. Его работа вот на что похожа: Американский корреспондент поспорил как-то с одним англичанином на 250 лир, что посетит богатого миллиардера. Отправился он к миллиардеру и попросил о встрече. Тот ценил своё время и ответил так: «Каждая моя минута стоит пять лир». Корреспондент говорит: «Сколько скажете, столько и заплачу». Он пробыл у миллионера пять минут. Миллиардер спрашивает его: «Ну, что скажете?» А тот смотрит на часы и говорит: «Я поспорил на 250 лир, что встречусь с тобой. Тебе, в знак признательности, я дам 25 лир, а себе возьму оставшиеся 225. Моё время стоит намного дороже». А Симеон ничего не выигрывает.

Придет день, когда самые слабые в мире виртуозы будут играть так же хорошо, как сегодня играют самые лучшие. Обычный ученик будет играть, как самый лучший виртуоз. Это время придёт. Какими же тогда будут гении, как они будут играть? Когда придут эти времена, мы будем радоваться человеческому прогрессу. Тогда люди будут дарить Божественное искусство даром, они не будут его продавать.

Но сейчас – другое дело. Трудности не в ошибках, а в исправлении ошибок. Ошибка в том, что ты преступаешь существующий закон, так же, как скрипач, который, исполняя трудное произведение, делает ошибки. Следовательно, он должен играть без ошибок. Исправить свою жизнь, значит поступать по этому закону без ошибок. Кто-то говорит: «Я хочу быть милосердным». ?– Ты должен быть совершенным в милосердии. Ты оправдываешься и говоришь: «А будет ли у меня время?» Если ты подошел к Божественному закону, не спрашивай, будет ли у тебя время. Это заблуждение. У человека всегда есть время на то, чтобы сделать что-то, проявить свою милость. А когда он сделает это, время у него ещё и останется. Времени становится то больше, то меньше. Когда мы действуем с Любовью, времени становится больше; когда мы действуем без Любви, его становится меньше.

Я хочу назвать вам номер страницы, чтобы мы прочитали ее и поняли то, что написано. Как вы думаете, о чем говорит номер 45? – Поскольку тут вместе собрались старая мать и старая дочь, и поскольку их жизнь оказалась не такой уж обеспеченной, они ищут старого зятя, у которого было бы немного ума и много денег. Если найдут, то невесту – молодую – начнут жевать. Ты не думаешь о молодой женщине, своей невесте, ты просто кладешь ее рот. Следовательно, когда пшеница страдает, вы улыбаетесь, радуетесь. Это самая первая улыбка человека. Сейчас вы скажете, что я вас обманываю. Что значит обманывать? – Это когда вам обещают что-то и не дают.

Спойте нашу старую песню: «Мога да постига що желая»5. (Спели)

Когда рождается радость, царит любовь. Без радости любовь не может царить. Радость это жизнь, которую направляет любовь. Одному честолюбивому молодому человеку сказали: «Ты будешь нести плоды». Он отвечает: «Я не хочу их нести, чужие плоды я еще не носил». – В первый день ты будешь нести чужие плоды, но наступит в твоей жизни день, когда ты понесёшь свои. И поскольку ты тут самый сильный, ты не можешь просто извиниться и отказаться, ведь ты же можешь их нести. Если бы ты был слабым, ты бы не нес. Если не хочешь нести для себя, неси, чтобы раздать людям. Если не будешь раздавать, ты пострадаешь. Так вот: мы не можем избежать какого-то груза. Тебе дают какие-то вещи, и ты говоришь: «Мне это не нужно. Это нужно кому-то другому». Тут ты не свободен: ты должен найти тех, кому это нужно, и отдать им, поскольку благо каждого человека основано на том, что многие ему помогали, хотя он этого и не заслуживал. Так будем же благодарны закону, по которому Божественный мир идёт по исключительному пути. Если бы человек посмотрел на Божественный порядок в самом начале, он бы сказал: «Из этого всё что угодно может выйти, но только не Божественное». Таким было бы его впечатление. Пока ты знаешь, как произойдет Божественное, оно никогда не произойдёт. Если ты знаешь, каким образом Бог поможет тебе, этого никогда не произойдет. Ты вообще не можешь знать, как произойдет Божественное. И поскольку ты хочешь это знать, оно произойти не может. Оставь эту работу Богу. Он её сделает, а ты про нее забудь. Господь о том, что задумал сделать, не говорит. Когда сделает, тогда и говорит. Все мы должны стараться предугадать Божественное. Но как мы предугадаем Божественное? Современный христианский мир уже тысячи лет придерживается правила: «Надо помолиться». В одной из самых лучших и богатых церквей Лондона возникла идея собрать на что-то деньги. Прихожане призывают: «Помолимся, братья!» На что проповедник Муди6 отвечает им: «Незачем молиться. Начнем с меня. Я буду первым. Я богатый проповедник и даю тысячу лир. Брат Джон, ты богатый банкир, ты тоже дай». И тот даёт столько же. Мы – люди, которые должны собрать средства из тех, что Бог нам дал. Незачем молиться, чтобы нам посылали их из невидимого мира.

Ты здоров – делай добро. Пришла к тебе светлая мысль – делай добро. Пришло к тебе светлое чувство – делай добро. Ты богат – делай добро. Пришла к тебе радость – делай добро. Нет у тебя радости? – побей того, кого встретишь на пути. – Как он посмел встретиться тебе в такой несчастный день? – Что, это плохо, что ли, если я говорю человеку побить Солнце, когда у него не идут дела? А кто он, тот человек, которому я посоветую побить Солнце? Разве он сможет его побить? После того, как я скажу ему побить Солнце, его самого много раз побьют, но Солнце никогда битым не будет. Воодушевляйтесь от Солнца. У Солнца, при всех его великих делах, есть время и для самых маленьких дел, например, переместить капельку с места на место. Как посмотришь на Солнце, скажи: «Не достиг я того, чтобы быть как Солнце: щедрым, постоянным в работе. Я уже столько раз свернул с пути, из стольких мест ушел, а Солнце тысячи лет никуда не сворачивает, утром оно встает на востоке и вечером заходит на западе». Солнце не принимает никаких приглашений, оно говорит: У меня нет времени на разговоры. У Солнца неплохой юмор: когда человек его не слушает, оно создает ветер, страшные бури. Тем, кто на него надеется, оно опрокидывает повозки, все разбрасывает. Вы говорите: «Ну, так оно нас уморит». – Не надейтесь на Солнце, а то у вас дела остановятся.

Итак, что лучше: думать о простом хлебе для бедных, или о царских хлебах? Или зададим этот вопрос по-другому: где пища чище, там, куда за ней отправляется человек, или там, куда за ней улетает пчела? Там, куда улетает, пчела извлекает сок для людей. В мире помнят о хороших делах самые маленькие существа, и они хотят их делать. Поэтому мы должны взять с них хороший пример. Одна сестра мне рассказывала, что пчела должна облететь пятьсот тысяч цветов, чтобы собрать один килограмм мёда. Это не совсем так: она может посетить сто пятьдесят, двести тысяч цветов, но пятьсот тысяч, это уже много для одного килограмма мёда.

Все мы страшимся нашей статистики. Вы говорите: чтобы чего-то достичь, нужна целая жизнь. Это неправильная статистика. Это неверно, что для того чтобы достичь чего-то, нужна вся жизнь. Я приводил пример о человеке, который родился, чтобы делать добро. И, поскольку каждый раз, как он делал добро, случалось какое-нибудь несчастье, он отказался делать добро. Однажды он сказал: «Я убью себя, не хочу больше жить». В этот же день он увидел, что в реке тонет маленькая девочка. Он спросил себя: «Помогать или не помогать, может, оставить – пусть себе тонет?» Решил: «Ладно, я ее вытащу, а потом пойду топиться». А эта девочка оказалась царской дочерью. И с тех пор у него пошли дела. – Вытащил царскую дочь, и тут же дела пошли вперёд. Это Истина. Только, когда найдете Истину, вы тронетесь вперед.

Я наблюдаю психологию современных болгар. Они хотят сделать что-то, у них не получается и они ищут причины там, где ничего нельзя найти. А знаете ли вы, что у многих из вас причина в том, что вы не вдохнули достаточно воздуха. А у многих болгар причина в том, что они вдохнули больше воздуха, чем нужно. Болгары говорят: «Воздуха хватает». Причина может быть и в том, что человек не взял столько, сколько нужно. И больше, чем нужно, ты не можешь взять – вылетишь со своей должности.

С какой мысли мы начали? Какая была первая мысль? (Читается начало этой лекции).

Кто думает меньше всего? – Больной. Больше всего больной думает о самом себе. Что бы ему ни говорили, он всему верит. В этом вся слабость верующих: они суеверны. Это лекарство помогает, и это лекарство помогает, – что им ни говорят, во всё верят. Но дают им одно лекарство – не идет, дадут другое – тоже не идёт.

ОТЧЕ НАШ

________________

20.XII.1944 СРЕДА – ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

21 – ЧЕТВЕРГ

22 – ПЯТНИЦА

23 – СУББОТА

24 – ВОСКРЕСЕНЬЕ

25 – ПОНЕДЕЛЬНИК

26 – ВТОРНИК

27 – СРЕДА, 6,45 часа ПЕТР ДЪНОВ УШЕЛ…

1. Един си ти мой Мусала – первые слова братской песни «Мусала»

2. Дъхът Божий – братская песня

3. Лука 14:16-20 Во всех болгарских переводах Евангелия от Луки, кроме Царьградского, все приглашенные на ужин извиняются. И только в Царьградском, отказываются.

Учитель цитирует (вольно) по Царьградскому переводу.

16. А той му рече: Некой си человек направи вечеря голема, и покани мнозина.

17. И в часа на вечерята проводи раба си да рече на поканените: Елате, понеже всичко е вече готово.

18. И начнаха всичките като на един ум да се отричат: Първият му рече: Нива купих, и нужда имам да излеза и да я видя; моля ти се, имай ме отречен.

19. И друг рече: Купих пет чифта волове, и отхождам да ги опитам; моля ти се, имай ме отречен.

20. И друг рече: Ожених се; и за това не мога да дойда.

То же в русском синодальном переводе

16.Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться .Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19.Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20. Третий сказал: я женился и потому не могу придти

4. Иоанн 17:3 «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»

5. «Мога да постига що желая» – «Могу достигнуть, чего желаю» – братская песня

6. Муди – Дуайт Лиман Муди (5 февраля 1837 г. – 22 декабря 1899 г.), также известный как Д. Л. Муди, был американским евангелистом и издателем, связанным с Движением святости, который основал Церковь Муди , школу Нортфилда и школу горы Хермон в Массачусетсе.