Целования мне не дал 1922 0108 0

Сейчас я коснусь вопроса происхождения поцелуя, то есть рассмотрю в принципе, что такое поцелуй. Если бы это случилось с некоей целомудренной девушкой в некоей тайной комнате, или с каким-то юношей, знаете, что написали бы все современные газетчики о вашей дочери? – Если, разумеется, это была бы ваша дочь. Этот эпизод – так я его называю – или инцидент, или случай, произошёл ещё две тысячи лет назад с одной из величайших известных миру грешниц и развратниц. Этот разврат был развратом от любви, развратом по любви, потому что бывает разврат и без любви.

Теперь перенесусь на две тысячи лет назад. Эта женщина приблизилась к самому величайшему человеку из всех, когда-либо сходивших на землю, к самому чистому человеку, когда-либо появлявшемуся на земле, к самой возвышенной душе, когда-либо посещавшей этот мир; к самому великому духу, когда-либо озарявшему человеческую мысль.

Если бы Христос решил прийти сегодня в современный мир, неизвестно, какую форму Он принял бы, каким образом явился бы и как встретили бы Его современные культурные люди. – «Так же, как тогда?» – Наверное, гораздо лучше, чем тогда. Несомненно! Сегодня так много церквей, построенных в Его честь; Его служителей уже больше 500 тысяч – целая армия. Так что Ему окажут отличный приём, по крайней мере, официально. Оказать официальный приём легко: закалывают откормленного индюка весом не меньше 12 кг. Болгарин, взвесив его и найдя, что индюк весит 12 кг, говорит: «Это откормленный индюк, из него выйдет отличный супчик. А знаете, что такое жирненький супчик из индюшки, со свежевыжатым соком лимона, а потроха так мелко нарезаны, что когда вам попадётся маленький кусочек лёгкого…». Потом индюшку начиняют рисом, изюмом, арахисом, тем да этим, она жарится, подрумянивается, и когда тебе отрежут такой подрумяненный кусочек, ты скажешь: «Ну, на счастье, Христос пришёл на землю!» Или, самое малое, зажарят небольшого, весом 10-12 кг, поросёнка, одного из тех, что режут сейчас под Рождество, и хорошо поджаренным подают на стол с небольшим количеством винца, чтобы все наелись, потому что нас посетил Христос. Это официальный приём, а затем прозвучат речи и благодарности за то, что Он благоволил прийти. И Он подтвердит, что приняли Его хорошо. Я предполагаю, что будет так, но не утверждаю де-факто. А здесь, в доме Симона, Его приняли иначе. Не зажарили поросёнка, не было поцелуев и ног Ему не омыли, а оказали обычный приём, как то было принято у евреев.

Входит эта женщина; вы назовёте её нахальной, бесстыжей, совсем бесстыжей, посмевшей приблизиться к самому чистому человеку. Только представьте себе смелость, нахальство, бесстыдство этой женщины! Более бесстыжей женщины, чем она, я не знаю! Я употребляю слова современного языка. Вы скажете: «Всякое бывает, но чтобы такое нахальство!» Но о таком беспримерном нахальстве говорится в Евангелии – там это приведено как пример достойного поведения.

Знаете, что говорила эта женщина, когда целовала ноги Христа? Сейчас я вам объясню. Она говорила: «Господи, все преступления я совершила ради Тебя, когда я Тебя искала. То там я думала, что это Ты, то здесь я думала, что это Ты, – все преступления я совершала только ради Тебя. Я сделала это не по злой воле, а потому, что во мне не было мудрости, чтобы познать Тебя. А теперь – теперь я уже нашла Тебя». Я представляю эту женщину как идеал любви: она не боится выказать свою любовь перед всем миром. Она говорит: «Будь что будет. Я уже запятнана, пусть говорят, что хотят, буду целовать прилюдно – для меня людское мнение не стоит и пятака».

Теперь: почему иной раз поцелуй (Целувка – болг.) считается незаконным? Представлю вам математическое решение поцелуя, выраженное в геометрической форме, – его значение с точки зрения высшей, трансцендентальной математики. Буква Ц означает происхождение поцелуя. Буква Ц представляет собой квадрат, который прежде был закрыт, поскольку все преступления, все схватки в мире происходят в ограниченном месте, занимаемом квадратом, то есть у каждой живой твари, ограничившей себя в какой бы то ни было форме, появляется желание освободиться, а желание свободы влечёт за собой преступление. Следовательно, поцелуй – прямой способ освободиться от зла. Так что поцелуй – это верхняя прямая линия, перенесённая вниз квадрата и тем самым преобразующая квадрат в букву Ц; в природе я называю это цветением. Следовательно, тот, кто хочет в природе правильно освободиться от зла, от нависшего над ним ограничения, непременно должен убрать верхнюю, замыкающую линию, чтобы воспринять солнечные лучи, то есть квадрат должен быть открыт. В природе должно происходить цветение. И у людей цветение совпадает с целованием. Поцеловав кого-то, мы ему говорим: «Путь твоего спасения в том, чтобы зацвести». Вот что означает поцелуй. Кто должен целовать? Мы говорим, что солнечные лучи целуют цветок. Нет, целуют того, кто пришёл в дом. Когда в дом приходит гость, хозяин его целует. Если ты хозяин, то ты, твоя дочь, твой сын, – все вы по очереди поцелуете гостя. Если целует гость, это неправильно.

Следовательно, могу вам сказать, что Христос был в гостях у этой женщины, она снимала комнату в доме Симона, который давал банкет в честь Христа, и когда Он пришёл, она непрерывно Его целовала. Она поступила по законам природы, по закону цветения, чтобы показать, что в этом спасение. Значит, она раскрыла свою душу, раскрыла сердце, ум и дух свой, чтобы воспринять эти божественные лучи – она обратилась в цветок. Христос говорит: «Поскольку она поступила так умно, ей прощаются все её прежние грехи».

Когда-нибудь я остановлюсь на истолковании слов грех и ошибка. Сейчас же я вас оставлю с вашими старыми идеями о грехе. Если человек не умеет цвести и целует, он всегда находится в квадрате, сидящем на его шее, как хомут сидит на шее у вола с рогами. Когда-то вол сделал себе рога, чтобы обороняться, но человек, схватив его за рога, создал букву В и из неё образовал хомут, в который и впряг вола. Мы говорим: «Человек велик». Какой человек велик? Велик тот, кто может сам себя впрягать и распрягать. Весел тот человек, на ком есть хомут, он впряжён. И оба веселы. Тогда что нужно сделать, чтобы развязать вола? Чтобы вол стал свободен, нужно убрать эту единицу наверху буквы В (см.прим. выше). Ты, человек, можешь быть связан и развязан не только верёвкой, но ты можешь быть и сознательным. На голову вола надевают недоуздок, а человек связывает себя своим словом, своим сознанием. Следовательно, разумное связывание происходит по закону свободы.

Итак, поцелуй по своему происхождению является для нас способом спасения от зла, существующего сейчас в мире. Что такое рот? Нижняя губа означает любовь, созидающие силы, они имеют одно происхождение, а верхняя губа означает мудрость. Любовь и мудрость в божественном мире составляют основу жизни всех живых, великих существ. Следовательно, когда я кого-то целую, это означает, что я обязуюсь служить той великой мудрости и любви, которые составляют божественный мир, и жить, сообразуясь с ними.

Итак, для того, кто вас целует, вы – гость. А чтобы вы поцеловали человека, в нём должен быть Господь. Вот истинный поцелуй.

Кто жил в Христе? Сам Бог. Та женщина понимала закон: она целовала Христа, а не Он её. Следовательно, мы можем целовать только божественное. Кто-то говорит: «Почему ты меня не целуешь?» Живёт ли в тебе Господь, в тебе ли Он? Если Его в тебе нет, мне не следует пачкать свой рот. Единственное существо, которое ты можешь поцеловать и которое может принести тебе спасение, это свет. Для кого раскрываются цветы? Для света. Если есть свет, они его воспримут. Солнечный свет, солнечные лучи целуют цветы и вызывают их чудесный рост. Итак, вопрос решён. Спрашивают, могут ли двое одновременно целовать друг друга? Не могут, это немыслимо. Либо муж будет целовать, либо жена; либо брат, либо сестра; либо хозяин, либо слуга. Так гласит закон. Если двое одновременно целуют друг друга, они не понимают закона, и от такого поцелуя нельзя ожидать ничего хорошего. Двое целующихся похожи на двух банкиров, оперирующих своими капиталами в одном и том же доме; там непременно будут стычки.

Сейчас вы можете неправильно это понять. Вопрос не в том, кто тебя поцеловал, а в том, кого ты поцеловал, – вот в чём вопрос. Я говорю не о том, кто тебя поцеловал, важно, кого ты поцеловал. Целует дьявол. Когда кто-то спрашивает, «кто тебя поцеловал», я подразумеваю, что целовавший – зло, а под тем, кого ты поцеловал, я подразумеваю Господа. Значит, есть два поцелуя. Если ты поцелуешь женщину, она скажет мужу, что такой-то её поцеловал. Имеет право – это не божественный поцелуй. Но если эта женщина поцелует Христа, тут совсем другое. Кого она целовала? Если вы спросите цветок, кого он целовал, он вам скажет: «Солнце, я целовал солнце. Таким красивым меня сделало солнце. Когда я поцеловал солнце, все мои грехи были прощены, солнце меня возвысило».

Христос обращается к Симону: «Ты целования Мне не дал». Этот Симон был культурным человеком, таким же, как мы, современные люди. Увидев, что эта женщина целует ноги Христу, он сказал себе: «Этого человека считают пророком, Учителем, который всё знает, который чист и свят, а тут какая-то женщина вон сколько времени целует Ему ноги. Неужели Он не знает, какая она? Будь я на Его месте, я бы уже десять раз её выгнал!» И тогда Христос обращается к нему: «Симон, Я хочу тебе кое-что сказать». А он отвечает: «Скажи, Учитель!» – «У одного заимодавца было два должника, один задолжал ему 500 динариев, а другой – 50». Здесь преобладает число 5. Одно число означает духовного человека, а другое – светского, плотского человека; один понимает вещи только с позиции вечного, а у другого понимание вещей временное.

Изучая Христово учение, нам не надо допускать ошибку, которую совершил слуга святого Антония. Необходимо правильно понимать это учение, поскольку оно основано на великих законах, на живых законах, которым мы, нынешние люди, можем следовать. Какую ошибку допустил слуга св. Антония? Не знаю, насколько правдив этот случай. Я привожу его, чтобы объяснить принцип. Св. Антоний был приглашён в гости и отправился в путь со своим слугой. Он ехал на коне, а слуга – на осле. Вечером им пришлось остановиться на постоялом дворе. Но ночью туда проникли недруги св. Антония и, желая помешать ему продолжить свой путь, отрезали головы и коню, и ослу, сказав: «Нечего ему ездить по гостям, хватит с него и того, что доехал досюда». Утром приходит слуга, собираясь приготовить коня и осла в дорогу, но видит, что у них отрезаны головы. Сообщает об этом св. Антонию, а тот ему говорит: «Ничего, приставь их, и поедем!» Слуга в спешке перепутал головы: коню приставил ослиную голову, а ослу – конскую. Св. Антоний поднялся на коня с ослиной головой, а его слуга сел на осла с головой коня, и они поехали.

Вот так и у современных людей головы поменялись местами. Мужчины думают как женщины, а женщины думают как мужчины. Вы говорите: «Тогда как решить вопрос?» Конскую голову – коню, а ослиную – ослу! Вещи должны быть такими, какими они созданы первоначально, их не надо подвергать толкованиям. Говорю: снимите с осла голову коня, а с коня – ослиную голову. Истолковать – значит правильно разъяснить великий закон, на котором строятся наши сегодняшние законы. Учение Христа, его основные принципы можно воплотить в жизнь уже сейчас. И через тысячи и миллионы лет оно пребудет неизменным. Любовь и до скончания века, и после скончания века будет неизменной. Говоря, что любовь будет неизменной, я подразумеваю, что она останется той же по субстанции и эссенции, а не по форме. Вы видели, как утром восходит солнце? Так и с любовью: она будет становиться всё сильнее и сильнее, пока не дойдёт до зенита, затем зайдёт, а при новом рассвете опять усилится. Следовательно, во всех своих проявлениях любовь усиливается. Поэтому нам нужно приготовиться сначала выдержать великое – Божию Любовь. Вы ещё не ощутили эту Любовь. Если бы люди воплотили в жизнь ту божественную Любовь, которой была воодушевлена женщина, целовавшая ноги Христу, мир сегодня был бы спасён. И если мы встанем на эту точку зрения и спросим себя, зачем мы учимся, зачем нам в мире нужно знание, то я отвечу: знание – это познание Бога. Вся философия в мире состоит в следующем: познать Бога в Его эссенциальном проявлении, то есть так, как Он знает Себя Сам; познать Его в Его субстанциональном проявлении, познать Его во всех Его материальных проявлениях в мире. Это великая наука в мире.

Итак, вся борьба, существующая сейчас, – не что иное, как познание того истинного Бога, Который дарует великую Любовь, и она послужит для роста, цветения, образования завязи и созревания плода. Я не стану останавливаться на внутреннем смысле Любви, поскольку это великая задача, которую вам нужно изучать. Говорить вам о Любви так же бессмысленно, как говорить о трансцендентальной математике, о высшей божественной математике. Все числа имеют свои соотношения. У чисел от 1 до 10 есть свои соотношения. Вы говорите: «Я знаю, что означает число 1». У этого числа бесконечное количество соотношений, у него могут быть тысячи проявлений с тысячами качеств. Знаешь ли ты его во всех его качествах? Это число может означать один килограмм воды, может означать один килограмм человеческого мозга, может означать один килограмм воздуха и так далее. И каких только ещё соотношений нет у единицы! Если взять число 2, то нужно знать и его соотношения. Нам следует знать, что означают числа 1, 2, 3 – 10. Это проявление первичного божественного мира.

Следовательно, первый поцелуй образовал единицу: поцелуй извлёк первую единицу. Если ты хочешь быть первым, то знай, что первым может быть только тот человек, который способен открыть квадрат. Кто-то говорит: «Я хочу быть первым». Спрашиваю: умеешь ли ты открывать квадрат, научился ли ты целовать? – «О, я столько их целовал!» Умеешь ли ты, как та грешница, целовать ноги Христа, самого великого человека, то есть прикасались ли твои губы к эссенции и субстанции божественной Любви, божественной Мудрости? Вкушал ли ты их, как вкушают плод? Ибо вкусить Любовь и Мудрость так же отрадно, как взять плод и сказать: «Ах, как он хорош!» Это субстанция основ, на которых покоится божественный мир. И потому Христос говорит: «Я есть живой хлеб, сошедший с неба, и кто ест Меня, будет иметь жизнь вечную». Чем едят? Ртом. Слово еда всегда подразумевает размножение. «И кто целует Меня, цветёт». Это цветение подразумевает открытие квадрата. Сейчас я спрашиваю вас: вы несчастны, не так ли? Откуда проистекают ваши несчастья? Они всегда являются следствием преступлений, совершённых ради Христа. Вы ищете любовь и во имя этой любви можете совершить тысячи преступлений. Вы можете увидеть красивую женщину и сказать: «Любовь – здесь». Вы её целуете, но поцеловав понимаете, что это не она. Потом у вас появляется отвращение, ненависть. Сначала тебя обманул дьявол и ты поцеловал её, а потом приходит Господь и говорит: «Это не она». – «Раз не она, возьму нож и пырну её». Господь опять говорит: «Не делай этого».

Представьте себе теперь современную женщину или современного мужчину, совершивших такое же преступление, как эта блудница. Извините, у меня нет и тени умысла брать в качестве примера кого-то из вас. Представьте себе на миг женщину, совершившую подобное преступление: она принимается целовать ноги мужу со словами: «Все эти грехи я совершила ради тебя». Как поступил бы современный муж? Он сказал бы: «Убирайся, ты меня опозорила!» И если найдётся мужчина, который простит свою жену и скажет: «Ладно, не будем об этом», то все газеты начнут восхвалять его самоотверженность! Но Христос поступил с женщиной по-другому, об этом говорится в Евангелии. Он сказал: «Симон, Я пришёл в твой дом, ты целования Мне не дал, ни воды не дал для ног, а эта великая грешница, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги». А ноги – это нечто великое, это божественные добродетели. Человек, ищущий добродетели, человек, ищущий правду, и есть тот, кто целует ноги Христу. Ртом человек утоляет жажду, голод, которые он испытывает. Следовательно, такое проявление человеческого сердца и человеческого рта мы называем поцелуем. Поцелуй есть не только у людей, он встречается и у птиц и других животных, и даже у цветов.

Но люди сегодня извратили поцелуй, они утратили его смысл и вместо поцелуя порой, напившись, говорят: «Видел кулак? Знай, что рука у меня сильная». И сейчас мы, современные люди, воюем. Почему? Потому что люди утратили смысл поцелуя, утратили способ целования, они не умеют целовать друг друга и принимаются воевать. Пробивают головы, ломают ноги. И тогда правоверные начинают молиться: «Господи, благослови наше оружие, чтобы мы могли с нашим великим воинством и нашими героями победить, и нас встретили бы пирогами и вином в честь нашей победы. Тогда все народы узнают, что только Ты один Господь, и нет другого такого, как Ты». И потом говорят: «Благословен Господь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Нет, нет, нет, все священники должны проповедовать современному миру и целовать ноги, как эта блудница. Кому? Бедным вдовам, бедным сиротам; страждущим, ложно обвинённым. Вот что требуется. Вы скажете: «Подумаешь, поцелуй!» Да, поцелуй. Чтобы дать поцелуй, нужно, чтобы ваше сердце согрелось. Чтобы целовать, человек должен быть отменным героем. А в Болгарии немного встречал я тех, кто умеет целовать. Встречал некоторых – сложат по-особому губы, зардеются… Сердце, сердце! Я вовсе не хочу, чтобы ты что-то от меня брал, но хочу, чтобы ты осознал, что до сих пор твоя жизнь была бесполезной, что твои мысли, желания и чувства были заблуждением. И пусть родится в тебе великая мысль, что отныне и впредь ты будешь жить чистой жизнью, будешь целовать солнечные лучи, от которых станет возрастать твоя душа. Итак, тот, кто целует, должен быть на месте этой грешницы, а когда его целуют, он должен быть на месте Христа. Когда кто-то придёт тебя целовать, скажи: «Подожди, братец, подожди; ты думаешь, что можешь что-то получить от меня? Нет».

Один монах рассказал мне такой случай. «Пошёл я, – говорит, – к церкви. Вышел богатый человек, я взял его руку и поцеловал; он дал мне 100 левов. Затем вышла богатая женщина, я и её руку поцеловал; она дала мне 200 левов. Наконец вышел наш владыка, я и ему поцеловал руку. Он дал мне один лев. Я сказал: «Тьфу, знать бы, что мой поцелуй пропадёт понапрасну!» Этот человек продаёт свои поцелуи за деньги. Он говорит: «Тот богатый человек дал мне 100 левов, богатая женщина – 200 левов, а владыка, – чтоб он провалился, – мало того, что дал мне один лев, так вытащил его с недовольством и сказал: «Давай, иди себе!» Но поцелуй не продаётся ни за 100 левов, ни за 200 левов, ни за один лев. Владыка первый назвал вещи своими именами. Он сказал: «Послушай, не будь глуп, я владыка, а не Христос. Пока ты целуешь мне руку, с такими понятиями не видать тебе добра». А тот богатый, что дал 100 левов, говорит: «Пока целуешь мне руку, будешь бит. Я не Христос». Вот что означают 100 левов. А женщина, давшая 200 левов, говорит: «Пока ты целуешь женщин за деньги, счастья в жизни тебе не видать». Поцелуй должен быть чистейшим, абсолютно бескорыстным.

Тут перед вами женщина, отвергнутая всем миром и ищущая спасения. Эта женщина тонет, она хватается за Христа и говорит: «Только ты, Господи, только твоя Любовь, только твоя Мудрость могут избавить меня от того положения, в которое я попала».

И вы, женщины – я обращусь и к вам, и к мужчинам – у меня нет вашего опыта, вы ведь все целовали и были целованы: что вы чувствовали после поцелуя? Вы всю ночь метались на постели. Почему? Вы поцеловали не Христа, а дьявола. Вот откуда мучение. Когда целуют дьявола, появляется язва и рождается зло. В этом всё дело. Заметьте, это факт: – лицо женщины, поцеловавшей испорченного мужчину, чернеет. И у мужчины, целовавшего женщину, не знающую Христа, лицо тоже портится. Если он был чист, его лицо непременно изменится. Поцелуй всегда производит переворот в человеке и меняет его либо к лучшему, либо к худшему. Если вы поцеловали Христа, ваше лицо непременно осветится, но если, целуя, вы допустили ошибку, вы всегда будете ходить с опущенной головой, как эта грешница. Вы скажете: «Для меня жизнь не имеет смысла». Какое же тогда лекарство? Пойдите к Христу. Вы можете найти Христа и сегодня. Возьмите Евангелие, перенеситесь на две тысячи лет назад или отправьтесь на две тысячи лет вперёд – и вы найдёте и поцелуете Христа. И нет живого существа, которое бы оказалось в положении этой женщины и которому не явился бы Христос. Тогда Христос скажет: «Твои грехи прощаются, и отныне начинается твоё новое развитие».

Христос говорит: «Я остановился в твоём доме, ты поцелуя Мне не дал».

К тебе приходит благородная мысль: эта мысль – Христос. Иногда Христос приходит в этот мир. Я вижу Его. Он часто приходит. Сейчас я не буду говорить о себе, скажу о ясновидящем, который рассказывал мне следующее. «Вижу, – говорит он, – Христос остановился подле красивой женщины – внешне она очень красива, но внутри – нет, и Он что-то говорит ей; а с той стороны, вижу, ей что-то говорит и кто-то другой. Христос говорит: «Женщина, обернись к Богу: чтобы спастись, тебе требуется больше любви». Тогда и дьявол ей что-то нашёптывает. С той стороны, где стоит Христос, она постоянно машет рукой возле уха, потому что Он говорит ей: «Любовь!» А она понимает: «Любить – значит, целовать. Что скажет мой муж?» Любовь она понимает плотски. Внутреннее самоотречение – это процесс души, этот процесс протекает не в теле и не в уме. Это соотношение, существующее между моей душой и моим первоисточником – Богом.

И всегда, когда нам нашёптывают эти мысли Христа, мы их критикуем. А когда приходит кто-то другой и нашёптывает тебе, к примеру, такое: «Открой торговлю, у тебя будет большая прибыль», то ты не отмахиваешься, а открываешь торговлю. Когда приходит Христос, Он говорит женщине: «Женщина, ты богата, а там столько бедных детей, дай им в помощь две тысячи левов». Дьявол говорит ей: «Не слушай!», и она машет рукой возле уха. Я смотрю – люди всё отмахиваются. Христос говорит какой-то женщине, а та машет возле уха: «Это не для меня». Когда же появится кто-то другой и станет нашёптывать, она говорит: «Я готова!»

И тогда меня спрашивают: «Как нам узнать голос Христа? Мы слышим столько голосов!» Христос говорит так, как никто другой. Он говорит: «Раздай всё своё имущество бедным!» А вы машете рукой. «Иди в больницу служить больным!» Вы опять машете. «Омой ноги мужу, помирись с другом!» Опять машете. А если вам скажут: «Утри нос своему другу», это вы принимаете. «Отдай его под суд, он должен тебе 20 тысяч левов». – «Это я понимаю, он столько денег мне должен». Когда говорит Христос, в мире нет души, которая не узнала бы Его голос. Всякая мысль, которая делает человека готовым к самопожертвованию, это божественная мысль. Здесь нет никаких исключений. Прими её, она от Христа. Если начнёшь размышлять, тот ли это Христос, который приходил две тысячи лет назад, ты всё потеряешь. Слушай, друг, если ты ждёшь того Христа, который приходил две тысячи лет назад, ты отправишься на дно ада. Этот Христос сейчас вырос, две тысячи лет назад Он был малым дитём. Он был ещё двухлетним ребёнком, а сейчас возмужал, стал взрослым, сейчас Он сильный. Следовательно, не ищи Его как малого ребёнка, не говори: «Эх, был бы у меня такой маленький ребёнок, как Христос, я мог бы его приласкать!» Тогда Он не мог спасти мир. Он бежал в Египет, потом Его схватили, били и распяли на кресте. Такова была воля Божия. Он говорил себе: «Э-э, ведь ты слаб, так пусть это свершится!» Воскреснув, Он говорил: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле, и в будущем такого уже не произойдёт, Меня не будут бить. Идите и проповедуйте это Слово, и Я буду с вами до скончания века».

Нам проповедуют о распятом Христе. Я не проповедую о распятом Христе, я проповедую о Христовом воскресении Божией Любви, Божией Мудрости и Божией Истины, Правды и Добродетели, и о том Христе, который несёт в Себе жизнь, который несёт Мудрость, знание миру; о том Христе, который несёт Истину, который идёт, чтобы мы, озарённые внутренним светом, устроили свои семьи; дать нам Правду, чтобы мы мерили её мерой; дать нам и Добродетель. Христос несёт и великие методы, используя которые мы можем построить наши семьи. Это великий Христос. Вы спросите: «Где Он?» Я вижу Его сейчас, Он что-то шепчет вам на ухо. Вот, я вижу Христа, вижу Его. А вы Его видите? Я вижу Его, вижу Его, Христос шепчет. Теперь скажу, как вы поступите: кто-то отмахнётся, а кто-то будет слушать.

Многие думают, что я хочу околдовать людей. Нет, вам говорит Христос. И знаете, что говорит вам Христос? Вот что я слышу: «Ваши сердца холодны, снаружи снег, следовательно, нет доступа свежего воздуха, что-то противодействует. Вам нужна любовь, любовь, с помощью которой вы всё преодолеете. Любовь, которая согреет эти ледяные сердца, согреет их температурой 100 миллионов градусов, чтобы сердца ваши засветились». И Христос опять говорит вам. Знаете, что Он говорит? – «Знания, знания вам нужны. Вам нужны знания не о том, как приготовить бобы, как приготовить индюшку, как нарезать капусту, сделать котлеты, – вам нужно не это; нужны знания, знания, чтобы передать мудрость вашим дочерям, сыновьям, вашим мужьям, вашим слугам, друзьям и недругам».

Я вижу Христа, Он говорит вам сейчас, а вы сидите. Я вижу отличную картину: будто сидит девушка, она ждёт юношу, который вот-вот придёт, и он предлагает ей обручиться. Она сидит очень серьёзная, я вижу её в такой позе. Такую позу приняли и вы, и я говорю: всё готово, только не машите правой рукой возле уха. Девушка говорит: «Сейчас этот юноша придёт, мне нужно немного подумать: выйти за него или нет. Выйти? – Но есть другой, более богатый, более образованный, он предоставит мне больше удобств; правда, он ещё не сделал мне предложения». Она решает, думает, как серьёзно она думает! Она серьёзно думает, но о том! Не о чем думать: «Выходишь за меня или нет?» – «Я с Тобой, Господи!» Дело сделано! Если станешь долго думать, ничего не выйдет.

Бывают моменты, когда человеку не следует долго думать, нужно решать сразу. И нам нужно быть такими, как инженер в войске Наполеона, получивший приказ: «Ты должен построить мост для переправы войск». – «У меня нет инструментов». – «Говорю тебе: если ты через 20 минут не построишь мост, я тебя застрелю». Инженер отдаёт честь и сразу уходит, ум его начинает работать, и за 20 минут он строит мост. Времени нет, инструменты ничего не решают, нам нужно работать быстро. Когда человек согрешит, он старается тянуть время и медлит, затягивая дело в суде. Грешники хотят, чтобы при рассмотрении их дел время тянулось бы долго. Когда мы крадём, мы хотим, чтобы время тянулось долго, а когда ждём результатов, – наоборот, хотим, чтобы время шло быстрее. Когда дело касается вознаграждения наших поступков, пусть с этим не тянут годами, а подобно Наполеону прикажут построить мост за 20 минут, чтобы перейти с одного берега на другой – из одного мира в другой. Следовательно, эти принципы нужно приложить в наших семьях, в нашей жизни.

Христос говорит: «Я пришёл в твой дом, ты целования Мне не дал, а эта женщина, как только Я пришёл, не перестаёт целовать – не уста Мои, а ноги». Она говорит: «Я недостойна целовать Твои уста, но буду целовать Твои ноги, эти пыльные ноги, ступающие по земле». Чтобы поцеловать Христа в уста, нужно жить ангельской жизнью. Кто-то предлагает: «Дай я поцелую тебя в уста!» Для этого требуется ангельская жизнь, требуется чистота! Если бы мы ценили эти поцелуи!.. Болгары, бывавшие в России, рассказывают, что там на Пасху все целуются – «чмок-чмок» – пока праздник не запачкали, не зачмокали: «Ну, поцелуемся, чмок-чмок». Сейчас Христос говорит им, каким должен быть поцелуй – этот квадрат нужно открыть и отбросить заблуждения; их не должно быть в России. Вы говорите, что таковы-де православные обычаи. Приведу вам короткий рассказ. Один из русских императоров написал во все русские монастыри конфиденциальные письма с просьбой прислать ему голову Иоанна Крестителя – если она хранится у них в монастыре. Из всех монастырей он получил по голове! Он положил их в отдельные комнаты – 40 голов в сорока комнатах. Затем царь явился в Синод и спросил: «Сколько голов у св. Иоанна Крестителя?» – «Ваше Императорское Величество – только одна голова!» – «Нет, – говорит он, – у него 40 голов». Берёт с собой этих старцев, проводит их по всем комнатам: «Сорок голов, по документам – 40 голов!» Они правы: если принять перерождение, мы можем сказать, что у Иоанна Крестителя было 40 голов. Но император им сказал: «Не вводите народ в заблуждение этими суевериями!» Сегодня русская церковь страдает потому, что у Иоанна Крестителя оказалось 40 голов!

Бог поругаем не бывает. Непозволительно лгать Его именем! Если я во имя Христово хочу ввести вас в заблуждение, то тяжела карма этого народа. Никто не может быть счастлив в жизни, если он лгал. Кто-то говорит: «Лгать выгодно». Нет, никогда! Иной раз ты можешь сэкономить истину, можешь уйти от ответа или промолчать, но никогда не лги. Не можешь сказать правду – молчи; не можешь сказать правду – беги, тебя никто не заставляет говорить.

Итак, нужны две вещи: прежде всего смирение, как у этой женщины, чтобы узнать свои заблуждения. Эта женщина узнала, что путь, которым она шла, жизнь, которую она вела, знания, которые у неё были, – всё дало наихудшие результаты. И после всего этого она говорит: «Господи, теперь я всё это изменю». Я знаю, что эта женщина – не единственная. Эта женщина изменила свою жизнь и стала потом отличной работницей Христова дела. Она совершенно изменила свою жизнь. Её жизнь изменилась от поцелуя. Следовательно, если и в нас проникнет этот божественный свет, и мы воспримем его и поцелуем его, это приведёт к таким же хорошим результатам.

Итак, если кто-то придёт в ваш дом, как вам следует с ним поступить? Ведь когда у вас журфикс, день приёма гостей, и приходит ваша горячо любимая подруга, вы сажаете её на своё место. Приходит одна подруга, вы её целуете; приходит другая, вы её целуете; приходит третья, вы и её целуете; приходит до десяти человек, и вы их целуете. Когда же приходят десять других, вы их не целуете. Значит, десятерых вы поцеловали, а десятерых других – нет. Я определяю: 10 – от Господа, а 10 – от дьявола. Этот ваш журфикс так и останется журфиксом. Выйдя из вашего дома, гости примутся вас критиковать. Целуйте всех! Если начинаешь с поцелуя, целуй всех. Если же не целуешь, никого не целуй. Тогда ваш журфикс закончится благополучно. Вы скажете: «Эта женщина мне несимпатична». А та, которую вы поцеловали, вам симпатична? Разве та женщина была симпатична Христу? То, что вам симпатично, это дьявол. Перед вами две девушки: одна скуластая, израненная, а другая – красивая. Какую вы поцелуете? Красивую. В ней дьявол. А в той, скуластой, – Христос. В красивом юноше с усиками – дьявол. Если поцелуешь его, твоё лицо почернеет. А в этом некрасивом юноше – Христос. Поцелуй его во имя Христово, в нём – принцип Христа.

И эта женщина предпочла целовать не чистые ноги буржуа, а пыльные ноги Христа, потому что Христос ходил в кожаных сандалиях на босу ногу, Его ноги были в пыли. И эта женщина целовала ноги не Симону, а Христу. Она говорила: «Господи, и Ты запылён и нечист, и я. Я омою Твои ноги, а Ты – моё сердце». И Христос ей ответил: «Женщина, сказано – сделано». И она это сделала.

Нынешние образованные люди говорят: «Он собрал таких невежественных людей, нам ли не знать, каковы они?» Я пришёл в Болгарию не для того чтобы собрать вокруг себя красивых девушек и юношей, – их я оставляю церкви, – но собрать тех, у кого нет никакого приюта, скуластых. И они пришли ко мне. Так что нам не нужны недоразумения, но если моя овца исцелена таким образом, я её уже не упущу.

Что я подразумеваю, говоря в церкви, церковь? Под церковью я подразумеваю живое существо, которое мыслит и чувствует, имеет волю; а все эти каменные здания – это приюты, а не церкви. А сейчас священники спрашивают: «Ты ходишь в церковь?» Я пришёл бы к тебе, будь ты открытой дверью. Я вижу, что двери сердец у батюшек и владык все закрыты и ключа у них нет. Спрашиваю церковного служку: «Где ключи?» – «Сегодня батюшка не служит, идите в другую церковь». Это не церковь. Когда кто-то хочет прийти в мою церковь, я открываю её двери для богомольцев в 4 часа, до восхода солнца – так должны быть открыты двери для всех людей, которые хотят служить Богу; и в этой церкви должны быть зажжены все лампады, чтобы от них струился свет и благость. И входящий должен оставить свою ношу снаружи. Вот что такое церковь, так следует её понимать. Вы скажете: «А что станет с простым народом?» Это не простые люди, мы говорим о людях образованных – они окончили гимназии, университеты, – надо ли их развлекать? Мы позволим им войти в эту церковь служить. Но как они будут служить? Когда придёт владыка, пусть он облачится в одеяние любви, это внутренняя одежда. Затем уже фелонь, это одежда мудрости. Надев эти одежды, пусть потом наденут корону и всё остальное, и тогда пусть служат. Если владыка придёт одетым таким образом, я предоставлю ему первое место; но если он придёт в своих нынешних одеждах, я выгоню его вон. Вон, продавшие имя Христово, приходящие служить за деньги, собирающие их в церковные кружки! Христос умер не ради денег, Христос пришёл служить во имя Божией Любви и Мудрости, чтобы воскресить людей. Это относится не только к нашим священникам. Когда я говорю истину, я говорю её во имя Христа, и горе тем, кто противится этим божественным истинам! В Христовом имени, в божественном нет места заблуждениям.

Пусть болгары засевают свои поля. Я готов дать болгарам в 100 раз больше пшеницы и кукурузы, дать в изобилии, пусть сеют. И священник пусть сеет, но не с крестом и кружкой в руке. Пусть в церкви не будет никаких денег, никаких подносов для сбора пожертвований. Это безобразие! С этим должно быть покончено – так говорит Христос. Сейчас кто-то приходит и спрашивает меня: «А ты зажигаешь свечу в церкви?» Я говорю: моя свеча всегда горит, моя лампада зажжена с незапамятных времён, она никогда не угасала. «А ты веришь в церковь?» В эту, Христову, церковь я верю, верю в церковь Любви, в ней – Христос, в ней и все святые, и все добрые люди. «А к нам почему не приходишь?» Я приходил и к вам, но ваши церкви закрыты. «Как?» Они закрыты, и сейчас я не могу их целовать. Они хотят, чтобы я целовал руку владыке. Я не из тех, кто целует руку владыке. Иногда я не хочу, чтобы и мне целовали руку. Несколько дней назад пришёл один человек, в котором был Дух. После того как я пригласил его остаться на трапезу, он сказал, что никто не должен целовать мне руку. Потом пришла женщина и поцеловала мне руку. Говорю себе: вот, это станет для него соблазном; и гость подумал: «И он один из владык». Через полчаса он встал, вышел, хотел пожать мне руку, но я его остановил, чтобы он этого не делал, и сказал: «В добрый час, мысли у тебя правильные».

Я – за внутренний поцелуй любви, поцелуй родственных душ. Некоторые спрашивают: «Как нам найти родственную душу?» Это самое лёгкое дело! Нет ничего легче. Это вам скажут и малые дети! Дети до 5-6 лет скажут вам, как это сделать. Дети семи лет и старше введут вас в заблуждение. В Русенском округе один отец рассказывал мне, что однажды спросил своего маленького ребёнка: «Сынок, откуда ты пришёл?» Ребёнок ответил: «Не смущайте меня». – «Кто ты, откуда пришёл?» Если в тебе есть Любовь, ты не будешь задавать ему таких вопросов. Ты знаешь, что Любовь знает, откуда ты пришёл. Когда мы любим людей, тогда мы пришли от Бога, а когда не любим их, мы пришли от дьявола.

Главное, когда в ваш дом придёт Христос, омойте Ему ноги своими устами, что в переводе на ваш язык означает: служите Ему с мудростью и любовью, несите Его Слово чистым, без всякой примеси. Вот что такое поцелуй. Если я отдаю все силы своего ума и сердца, чтобы так служить Ему, чтобы нести Его Слово чистым, без всякой примеси, то это и есть поцелуй. Если вы можете так служить Христу, Он скажет вам: «Прощаются вам грехи, и имена ваши записываются на небе пред ангелами, и в будущем вы станете гражданами этого великого царства».

Итак, я всех вас сейчас приветствую, служите Христу с мудростью, служите с любовью, откройте для них свои умы и сердца. Я вижу этого Христа, говорю с Ним сейчас. Когда вы разойдётесь по домам, Он тоже будет вам говорить. Будьте внимательны, не умствуйте, как бывало, но скажите: «Мы решим!» Нет, срок короток, решите сразу! Сказано – сделано, и не отмахивайтесь. Вы скажете: «Правду ли ты говоришь, что Христос сейчас с нами?» Христос с вами, Он с вашими душами, понимайте это внутренне. Мои слова – это великая истина. Велик Христос, и когда люди однажды осознают эту истину, знаете, какая будет культура? Мы будем путешествовать по Европе свободно, без всяких помех, и тогда всё будет дешевле: и пшеница, и масло – всё. «Как?» Это будет, когда люди начнут служить Богу с любовью и мудростью.

Это учение должны поддержать все священники. Они пока ещё обижаются, но Христос заставит их не обижаться. И учителя, и все остальные в будущем должны служить Христу с любовью и мудростью.

Сейчас я проповедую вам не как болгарам, или англичанам, или французам. Я проповедую вам как моим братьям и сёстрам во имя Христа. Я никогда не искажаю Истину. Я говорю вам как моим братьям и сёстрам, как друзьям, как ученикам, с которыми держусь на равных. Я даю вам лучшие свои мысли, хотя те, кто стоит сейчас на улице, дрожат от холода1. Я даю вам лучшее, что имею, знакомлю вас с истинами, о которых больше никто за истекшие две тысячи лет вам не говорил. Почему я это делаю? Потому что люблю Бога, потому что служу Ему с любовью и мудростью. И все вы можете служить Ему, все вы можете служить Богу с любовью и мудростью. Все мы можем быть братьями, независимо от уровня нашего развития. Мы пойдём работать, и каждый будет работать в соответствии со своими силами.

Итак, мы можем дать поцелуй Христу, поскольку Христос повсюду, во всей природе. Христос повсюду! И мы можем дать Ему этот поцелуй; когда мы его дадим, мы расцветём, образуем завязь и станем сильными. Мои слова немного символичны, но по сути они истинны. Каждая мысль, каждый поцелуй должны быть пропитаны любовью, чтобы вы, поцеловав, не сожалели об этом, а знали, что выполнили долг, дали что-то от себя. И тогда вы услышите голос Христа: «Прощаются вам грехи». «Прощается» – отличное слово. Если Антанта объявит сегодня болгарам: «Ваш долг прощается», что будет? На улицах начнут бить барабаны; по всем городам, по всем общинам будут расклеены объявления о том, что Антанта простила Болгарии долг в два с половиной миллиарда левов. А то, что несёт Христос, гораздо больше этих двух с половиной миллиардов левов.

Сейчас всем нам требуются любовь и мудрость! Любовь и мудрость! Некоторые говорят: «Такая-то сестра недовольная». Говорю: она ещё не целовала ног Христу. «А такая-то немного критична». Говорю: она не целовала ног Христу. «Такая-то невежественна» – она не целовала ног Христу. Мужчины и женщины, чьи сердца напитаны этой любовью, а умы напитаны мудростью, целовали ноги Христу. Человек, который однажды испытал эту любовь, однажды прикоснулся к ней, уже поднялся так, как мир и не подозревает.

Итак, служите с любовью, служите с мудростью. Это учение должно быть воплощено в жизнь. В этом сила и спасение в будущем.

___________________________________________

1 Часть собравшихся слушала беседу во дворе, стоя у открытого окна.

«Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не

перестаёт целовать у Меня ноги».

Лука 7:45

ЦЕЛОВАНИЯ МНЕ НЕ ДАЛ

8 января 1922 года,

София