Да живеем за Господа 1937-03-23

БУДЕМ ЖИТЬ ДЛЯ ГОСПОДА

23.03.1937

Перевод Т. Драгавцевой

по публикации на сайте "Общество Бяло Братство"

Вы собрались сегодня и ждёте, чтобы я сказал вам что-то новое. Очень часто новые вещи не приносят людям ожидаемой пользы. В ежедневной, практической и реальной жизни важны две вещи: во-первых, то, как вы живёте для самих себя; во-вторых, то, как вы живёте для своих ближних. Эти две идеи включают в себя идею о том, как человек должен жить для Бога. Не вступайте в противоречие с двумя этими идеями, не думайте, что если вы живёте хорошо для себя, то хорошо живёте и для Бога. Это верно только отчасти. В то же время вы думаете, что если хорошо живёте для своих ближних, то хорошо живёте и для Бога. И это верно только отчасти. Однако, если человек живёт для Бога, то он живёт хорошо и для себя, и для своих ближних. Это абсолютно верно. Жить для Бога – значит, служить Ему во всех мирах – и в физическом, и в духовном, и в Божественном. Замечено, что если сын живёт в согласии с отцом и матерью, он всегда преуспевает. Если он не в согласии с отцом и матерью, он никогда не преуспевал и преуспеть не может. Благословение матери и отца открывает детям путь в жизни.

Следовательно, пока человек не в согласии с Богом, С Его Духом, он ничего сделать не может. Быть в согласии с Божиим Духом – значит, быть за всё благодарным, ни на что не роптать. Мало или много тебе даётся, всегда благодари. Никогда не ропщи, если не получил ожидаемого. Раз человек пришёл на землю, он займёт положение или отца, или матери, или сына, или дочери. В качестве отца он никогда не должен вносить противоречие в ум своего сына. И в качестве сына он никогда не должен думать, что отец к нему несправедлив.

Сейчас вы хотите, чтобы вам что-то было сказано. Вам следует иметь в виду одно: не предпринимайте дел, которых вы не можете закончить. Заранее дайте себе отчёт в том, что вы можете сделать и чего не можете, чтобы не оказаться в положении того нашего брата, который взял у одной сестры 90 000 левов с условием построить ей квартиру. Деньги он проел и ничего не сделал. В результате сестра разочаровалась и ушла из братства. Тот же самый брат взял большие суммы у братства и в конце концов оставил одного брата платить вместо него. Сейчас он на том свете. Остерегайтесь и вы попасть в такое положение. Раз человек пришёл на землю, он всё же уйдёт на тот свет. Но уйти неподготовленным, не выполнив воли Божией – это одно, а уйти на тот свет после того, как выполнил волю Божию – это благословение.

Итак, имея это в виду, занимайтесь маленькими делами, а не большими. Маленькое дело, выполненное, как должно, равно большому. Важность вещей заключается не в величине, а в способе их исполнения. Стакан воды, поданный жаждущему путнику, стоит миллионы. Следовательно, всякое маленькое дело, сделанное вовремя и к месту, стоит больше десяти больших дел, совершённых без любви и не вовремя. Стремитесь дать человеку хотя бы один стакан воды. Многие думают, что если они что-то делают для братства, то выполняют волю Божию. Нет, жизнь состоит не в том, чтобы копить богатства. Сила человека, как и братства, общества не в деньгах, но в их внутренней мощи. Сильный конь может нести на спине большой груз, а слабый конь, положите на него хоть золото, если оно тяжёлое, не сможет перенести его даже на самое короткое расстояние. Разумный мир не хочет никого нагружать. Он даёт каждому человеку столько груза, сколько тот может нести. Так что если кто-то жалуется на непосильную тяжесть, он должен знать, что сам себя нагрузил. Например, кто-то старается внешним путём любить всех людей. Это невозможно. Что он должен сделать, чтобы любить людей? Чтобы ответить на этот вопрос, я вас спрошу: как нужно относиться к источникам? Когда вы приходите к какому-нибудь чистому горному источнику, вы прикладываете рот к его изголовью, откуда льётся вода, и утоляете жажду. Однако если вы хотите вымыть ноги, отойдите к нижней части источника, куда сбегает вода.

Следовательно, приходя к источнику, не мойте ноги в том месте, откуда он изливается. Соблюдая это правило, вы проявляете свою любовь. Этот закон относится и к человеку. Если вы хотите любить людей, не пачкайте их. Пейте воду только от головы источника, а ноги мойте там, куда источник стекает. Бог Тот, Кто любит людей, а не человек. Человек может быть только проводником Божией Любви. Он всего лишь кассир Божественного банка. Из денег банка он должен каждому человеку давать столько, сколько определено, и для себя удержать только ту сумму, которая ему определена. Если он решит уменьшить сумму, выдаваемую другим людям, чтобы увеличить свою, директор банка его уволит. Директор этого банка судит человека не снаружи, а изнутри. Он представляет собой закон справедливости, и этот закон беспощаден.

Итак, если вы хотите, чтобы ваши дела, как и дела ваших ближних, шли хорошо, исполняйте волю Божию. Как? Так, как вы понимаете её изнутри, а не внешним образом. Никто не может исполнять волю Божию по закону, по внешнему принуждению. Новая жизнь требует, чтобы щедрыми были вы, а не другие. Если каждый скажет себе: «Ладно, так и быть», вопрос решён. Носите в себе мысль – никого не объедать. Не думайте, что вы можете кого-то обмануть. Человек не может лгать ни себе, ни другим. Никто никого обмануть не может. Пока человек не надеется на других, он всегда будет свободен. Он не обманывается чужими обещаниями. Человек должен быть справедлив, не мучить себя, не терзаться. Допустив какую-то ошибку, он сразу должен её исправить. «Но почему я ошибся?» Не сожалей, что ошибся, но исправляй свои ошибки. Вы покупаете верёвку, вам её рекомендуют как очень крепкую. Не испытав её на прочность, вы привязываете к ней тяжёлый груз и опускаете его в колодец. Верёвка обрывается, и груз падает в колодец. Чтобы не повторять той же ошибки, купив в следующий раз верёвку, сначала испытайте её на прочность и затем пользуйтесь ею. Значит, если не хотите ошибаться, сначала проверяйте, испытывайте вещи, а потом их применяйте.

Помните: человек никогда не может передать другим того, чего не носит в себе. Ты никогда не можешь передать людям любовь, милосердие, справедливость, если не носишь в себе этих качеств. Как вы будете преподавать людям красноречие, не будучи красноречивыми? Вы скажете, что красноречие – талант, который даётся немногим. Красноречивым может быть любой человек. У него есть голос, нужно только упражняться. Это вопрос веры в себя и упражнений. Легко говорить, что Христос делал то да это. Знаете, как Христос всего этого достиг? Он целыми ночами молился. А что делаете вы? Помолитесь однажды о чём-то и больше не молитесь. От человека требуется постоянство. Христос говорит: «Жатвы много, а работников мало. Молитесь господину жатвы, чтобы послал больше работников!» Спрашиваю: молились ли вы о том, чтобы вам послали в помощь работников? Каждый должен молиться сам, не надеяться, что за него будут молиться другие. Сказано в Писании: «Где двое или трое во имя Моё, там и Я». Это значит: один принесёт шерсть, другой её спрядёт. Потом первый будет ткать пряжу, а второй шить ткань. Люди во многих вещах не добиваются успеха, потому что не верят в то, о чём проповедуют. Почему не верят? Потому что неправильно прилагают методы. Они берут коробку спичек, кладут её в карман и забывают о ней. Они мокнут под дождём сегодня, завтра, и коробка спичек намокает. Когда им нужен огонь, они чиркают одной спичкой, другой, третьей, но они не зажигаются. Очень просто! Спички намокли, а должны быть сухими, они должны лежать в сухом месте. Если вы хотите иметь достижения, прилагайте новые методы.

Один добрый и богатый наш брат часто говорил: «Человек может давать и по пять стотинок, но не во многом». Он так говорил, потому что был очень скуп. По-моему, этот человек прав в одном отношении: он может начать с пяти стотинок. Но если сегодня он даст 5 стотинок, завтра пусть даст 10 стотинок, потом 15, 20, 30 стотинок, и т.д., постепенно увеличивая. Однако он остановился на пяти стотинках и, в конце концов, всё потерял. Это был добрый, справедливый человек, но скупой. То, что он заработал, проели другие. Спрашиваю: должен ли человек экономить своё материальное, духовное и умственное богатство? Если он его экономит, другие его проедят и выбросят на ветер вместо него. Неправильная мысль ведёт к неправильным последствиям. Будьте внимательны, исправляйте свою мысль, чтобы не оказаться, как муха, перед закрытым окном и не ломать голову, как выбраться наружу. Сколько бы ни билась муха в окно, она не может его пробить, должен придти кто-то со стороны, чтобы ей помочь. Если ей некому помочь, она разобьётся об окно.

Говорю: не перенапрягайтесь, чтобы не пострадать. Каждая работа должна начинаться своевременно, с постепенным усилением её темпа. Если вы решите сразу напрячься, пострадаете и ничего не достигнете. Иной человек в молодости ел, пил, гулял, о работе не думал, а о Боге тем более, но в конце жизни решил исправиться и работать для Бога. Уже поздно. Если в старости он станет спешить, искалечит себя. Всё нужно делать в своё время. «Я хочу служить Богу!» Если ты рождён для этого, сделай это, и притом не в старости, а с самого раннего возраста. – «Я хочу обратить такого-то к Богу!» Тебе незачем его обращать. Твоя задача только постучать в его дверь и сказать: «Братишка, четыре часа, вставай!» Если проснулся, он уже знает, что ему предстоит делать и как выполнить свою работу. И моя работа в отношении вас состоит в том же: я постучу в вашу дверь, скажу, что время четыре часа. «Что мне делать?» Пойди, посей ниву, как умеешь. Посади деревья в своём саду, как умеешь. Воспитывай детей, как умеешь. Ты учился, окончил курс земледелия, богословия, естественных наук, философии, и т.д. Должен ли я тебя учить, как работать? Если ты бакалейщик, будешь мягким, любезным, внимательным. Если у тебя нет этих качеств, не будет клиентов. Берите пример со светских людей. Когда они в ком-то заинтересованы, они внимательны, любезны, мягки. Поэтому Христос говорит: «Сыны тьмы умнее сыновей виделины».

Человек должен быть справедлив. Это требуется и от вас. Я часто слышал, как вы говорите: «Если ребёнка не бить, он человеком не станет». Отчасти это верно. Кто греется у огня: озябший или согревшийся? Кто ест и пьёт воду: голодный, сытый или тот, кто утолил свою жажду? Кому нужно проповедовать: праведному или грешному? В огне, в тепле нуждается тот, кто замёрз. Замёрзшему ничего не говорите. Посадите его к огню и вытащите (уберите?) из него холод. Он будет благодарен вам, что вы освободили его от холода. И в человеке есть холодные мысли, чувства и поступки, которые нужно вытащить. Оставаясь в нём, они делают его холодным. Он холоден, но не мёртв. Этот человек жив, но ему нужно тепло. Внесите в него тепло, и он обновится. Тепло – то новое, что согревает замёрзшего человека. Вот что сейчас от вас требуется. В вашем распоряжении есть и дрова, и уголь, и печка. Положите дрова, положите растопку и чиркните спичкой. Если ваш огонь горит, вы всегда найдёте замёрзшего человека, которого нужно согреть. Не жалейте своих дров и угля! Не жалейте своего времени! – «А только впустить его внутрь не достаточно?» Нет, вы затопите печку и посадите его поближе к ней. От вас требуется щедрость! – «Но мы поможем ему материально!» Нет, этому человеку не нужны деньги, ему нужно тепло. Согрейте, приласкайте его, и он вечно вам будет благодарен. Тепло, которое вы в него внесёте, творит чудеса. Помните: малые вещи в жизни иногда важнее больших.

Задайте себе вопрос, чего вам сейчас не хватает. Вам не хватает любви. Вы влюблены, но любви у вас нет. Вернитесь в своё детское состояние. Ребёнок сначала любит, а потом влюбляется. Он любит свою мать, а влюбляется в яблоко, которое видит снаружи. Где работает мысль, там действует любовь. Как только в человеке перестаёт действовать мысль, он влюбляется. Влюблённость сопровождается кражей. Пока ребёнок думает, он всегда готов поступить по любви. Он видит яблоко во дворе у соседа, идёт к садовнику и просит его сорвать ему одно-два яблока. Если ребёнок не думает, он влюблён в яблоки и начинает искать способ, как украсть несколько штук. Вы скажете, что в том, чтобы влюбиться, нет ничего плохого. Есть что-то плохое в том, чтобы влюбиться, или нет, но важно, что человек, влюбившись, начинает красть. Юноша влюбляется в девушку и крадёт её у родителей. Влюблённость ограничивает человека. Вы влюблены в какую-то идею и удивляетесь, почему вы так ограничены и измучены. Вас ограничивают ваши идеи. Если хотите быть свободными, вам нужно приложить любовь. Влюблённость сопровождается ревностью, сомнением, подозрением. Однако любовь подразумевает установление правильных отношений между людьми.

Сейчас от всех требуется исполнять волю Божию, как нужно. Кто-то говорит: «До сих пор я не исполнял воли Божией, теперь ли её исполнять!» Помните: если вы всю жизнь не исполняли воли Божией, а в последний день исполните её, этот день вас спасёт. «Конец делу венец», говорит поговорка. Если вы всю жизнь исполняли волю Божию, а в последний день не исполните её, пропало ваше дело. Последнее добро служит основой будущей жизни. У хозяина сто слуг. 99-ти из них он регулярно платит, но как только приходит сотый слуга, он говорит: «Убирайся! Надоело мне вами заниматься». Если хозяин так скажет, он испортит всё дело. И у другого хозяина сто слуг. Когда они приходят к нему за платой, он их прогоняет, не хочет им платить. Когда к нему приходит сотый слуга, он задумывается о своём поступке, видит, что поступил плохо и сразу платит своему слуге и говорит: «Иди скорее, позови своих приятелей, чтобы я всем заплатил». Следовательно, если последнее дело дня – хорошее, оно в силах исправить 99 плохих дел. И если последнее дело дня плохое, оно в силах испортить 99 хороших дел.

Итак, люди страдают, потому что не исполняют воли Божией. А когда они выполняют волю Божию, они живут счастливо и радуются. Каждое дело, маленькое или большое, человек должен делать сознательно, исполнять волю Божию. Не дело красит человека, а человек - дело. Неважно, какую работу исполняет человек, важно, как он её исполняет. Нет такого ремесла, профессии, через которые бы человек не прошёл. Сначала его обязывают к работе, а потом он выбирает сам. Сначала человек живёт по закону необходимости, а потом по закону свободы. Пока не выучил уроков жизни, он опробует закон необходимости, а как только выучит уроки, тогда живёт по свободе, по благодати. Пока человек живёт в законе необходимости, он неизбежно будет совершать ошибки. Грех, преступления обязаны собой отсутствию любви. Прилагая любовь, человек знает, как когда поступить. Увидев медный сосуд, он говорит, что его надо лудить. Увидев золотой предмет, он откладывает его в сторону. Потому и вам говорю: медные предметы вы можете лудить, но золотые – никогда.

Начните работать над собой сознательно, приложите то, что дано в беседах. Читайте и прилагайте! Есть вещи, которые вы можете приложить уже сегодня; есть вещи, для приложения которых требуется много времени. Желая приложить конкретный метод или что-то сделать, старайтесь находиться в сфере своих возможностей, чтобы, начав какое-то дело, закончить его. Работая таким способом, вы создадите характер, у вас будет постоянство и выносливость, и какую бы работу вы ни начали, успешно её закончите. Многие берутся обращать людей к Богу. Это самое трудное дело, которым человек может заниматься. Пока он сам не обратится к Богу, он никого обратить не может. Вам важно найти правильный метод работы над собой. Читая беседы, останавливайтесь на тех мыслях, которые произвели на вас впечатление и нравятся вам. Повторяйте их несколько раз, пока они не оживут в вас, и вы сможете их приложить. Читайте для себя, а не для других.

Во всех положениях человек должен быть естественным. Говоря перед людьми, он должен забыть о публике, думать, что он один. Пока он видит перед собой людей и думает о них, он всегда будет терять естественность. Это означает быть человеком с уздечкой. Новое не терпит никаких уздечек. Когда вы говорите людям, ваши движения должны быть естественными. Естественно такое движение, которым человек что-то от себя даёт. У хороших ораторов естественные движения, вследствие чего они влияют на публику.

Чтобы преуспеть в жизни, соблюдайте следующее правило: никогда не выносите на рассмотрение ошибок людей. Если вам нужно что-то сказать, скажите самое хорошее. Не думайте о плохом, что есть в человеке. Каждый сам должен видеть свои ошибки. Увидев их, он легко их исправит. Если вы решите сказать об ошибке человека, вы сразу настроите его против себя. Думайте о человеке хорошо, если хотите ему помочь. Сознательный человек видит свои ошибки и ищет способ их исправить. Если вы хотите ему помочь, не укоряйте его, но дайте ему лекарство, чтобы он мог справиться со своим недостатком. Внесите в ум человека положительную мысль, что он исправится. Пройдёт немного времени, и он действительно освободится от своей ошибки. Держите в своём уме положительные мысли и о себе, и о своих ближних, и вы покончите со своими ошибками.

«Только Божия Любовь несёт полную жизнь»

Беседа от 23.03.1937 г.

Перевод с болгарского Драгавцевой Татьяны 19.03.2012 г.

Перевод выполнен по тексту беседы, взятому с Сайта Общество Бяло Братство Учитель Пётр Донов

Беседа из книги «Да живеем за Господа» ( внеочередные) от 23.03.1937 г.

Эта беседа в электронном виде:

На сайте ВББ:

http://beinsadouno.org/bg/node/3615

на WIKI-портале:

http://www.beinsadouno.com/wiki/index.php/%D0%94%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D0%BC_%D0%B7%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0,

и в книжке:

https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnx1aWtpYmlibGlvdGVrYTJ8Z3g6NTM5MWJhNjYwODNhN2VhOA