Дух и плоть БН 1914 1115 0 перевод Левицкой
Дух и плоть
Приливы и отливы в жизни
"Ибо плоть желает противного Духу, а Дух — противного плоти: они друг другу противятся…
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
(Гал. 5:17- 22).
Вообще-то, у людей весьма смутное понимание тех глубоких законов, на которых основана жизнь. Мир, в котором мы живем, управляется законами, правилами, которые Бог установил издавна, когда устраивал вселенную. И, когда Он ввел в нее первого человека, (Писание тут молчит), Господь долго учил его — преподавал ему небесные знания. Познакомил со всеми законами того большого здания, в которое определил его жить, показал ему свойства растений, познакомил с качествами и действием элементов, и, поставив его господином надо всем, сказал: “Если соблюдешь законы, которые Я положил, будешь всегда счастлив, радостен, блажен, и все, к чему ни притронешься, получишь; но в день, когда преступишь Мою заповедь, все станет против тебя”. О том, что это факт, свидетельствуют два дерева, о которых говорится в Писании: Дерево жизни и Дерево познания добра и зла. Если бы я тут остановился и стал объяснять вам, что это за деревья, я бы очень отвлекся; оставлю это для другой беседы. Эти два дерева в раю были живыми, высокоразвитыми, обладали определенной силой и определенными качествами. И сказал Господь первому человеку: “В дереве познания добра и зла кроется большая опасность, и в тот день, когда ты посягнешь на него, потеряешь всё. Элементы, скрытые в этом дереве, не для тебя, ты недостаточно силен, чтобы владеть ими. В будущем ты сможешь их изучать, а сейчас пользуйся всеми остальными деревьями, всем, что есть в жизни, но не деревом познания добра и зла”.
Я не стану останавливаться на глубоких причинах, которые побудили Адама преступить Божью заповедь. Некоторые проповедуют, что нужно иметь веру. Действительно, вера необходима: положительная или отрицательная — она основа Жизни, без нее жизнь не может существовать. Существа, какими бы маленькими бы они ни были, от самых микроскопических до самых больших, все они имеют веру. Но какая у них вера? Один неверующий сказал: “Я не верю в Бога”, но, в то же время, его утверждение показывает, что он во что-то верит — верит, что Бога нет. Значит, и он должен верить. Я хотел бы посмотреть, как человек может остаться совсем без веры, не верить даже в самого себя. Если он верит в самого себя, значит, у него есть вера, только верит он в свой ум. Когда мы говорим о ком-то, что он неверующий, это неправильно, это наполовину истина — он отринул веру в Бога, но у него есть вера в самого себя. Итак, вера может быть положительной и отрицательной. Адам и Ева проявили этот принцип неверия в Бога, поскольку, когда Люцифер вошел в райский сад, они поверили ему и оставили Бога. вследствие чего и произошло грехопадение. И апостол Павел говорит в послании к Римлянам: “Кому подчиняешься, тому слугой станешь”*.
Этим утром моя беседа будет о двух великих законах, которые я формулирую так: “закон противоположностей” и “закон подобия”. Это законы, которые мы можем проверять каждый день. Это не отвлеченная философия, подобно перевоплощению или трансмиграции душ, это то, что мы можем ежедневно проверять в самих себе. С такой точки зрения на законы их темные стороны станут вам несколько яснее. Например, вы находитесь на морском берегу. Вы видите море, тихое и спокойное, но вдруг замечаете, что постепенно оно начинает волноваться и наступать на берег, образуя течение — то, что ученые называют приливом. Есть места, где море поднимается на шестьдесят шагов; тогда нужно бежать, как можно скорее, — только так сможете спастись, иначе будете настигнуты и поглощены волнами. И этот прилив, этот подъем воды продолжается двенадцать часов. Через двенадцать часов вы заметите, что волны начинают отступать назад к морю. Это можно наблюдать часто, иногда каждый день: за двадцать четыре часа один раз вперед и один раз назад, от берега.
Такой прилив и отлив происходит и в вас. Где? Разумеется, не в высоких горных местах, не на высоких вершинах Жизни, а в низинах. Вам, возможно, частенько случалось, выходить на берег моря при тихой погоде и запевать красивую песню. И вдруг видите: пришла волна, захлестнула и вас, и вашу красивую песню, или, как минимум, промочила до нитки. Или вышли вы на лодке в тихое море, приходит буря, переворачивает лодку, и вы уже в разволновавшемся море. Кто-то может подумать, что здесь преувеличение, но в жизни это так. Сколько раз люди бесследно исчезали в этом житейском море вместе со всеми своими песнями, мечтами и идеалами! Вы говорите: "Несчастье", ищете причину, не зная законов Природы.
Когда древние философы говорили: “Познай самого себя”, они подразумевали, что человек должен познать эти два закона отмеренных движений — “приливов и отливов”. В вашем уме это два расплывчатых понятия, но я постараюсь их объяснить. В современной науке это явление называется законом “ритмического движения”. Во всем есть движение от центра к периферии и от периферии к центру; во всем есть прилив и отлив; подъем и спад; зарождение и вырождение. В химии существует то, что можно назвать “акцией” и “реакцией”. “Акция” это прилив, после нее образуется “реакция” — отлив. Если вы как-нибудь понаблюдаете за своими часами, то заметите, что их звук, сначала сильный, постепенно слабеет, замирает, и в какой-то момент, вроде бы, останавливается, потом снова усиливается и снова слабеет. То же происходит и с вашим сердцем. Если положите руку на сердце, вы заметите, что иной раз оно начинает биться скорее, и вы пугаетесь. Доктор говорит: “У этого человека сердцебиение”. Это прилив в вашем организме, который отражается на сердце. Этот закон действует везде. И, когда врачи говорят о ком-то, что у него “порок сердца”, я говорю, что у этого человека прилив в уме, в сердце, в душе, и что через двенадцать часов прилив спадет и сердцебиение пройдет. Эти двенадцать часов могут оказаться двенадцатью секундами, двенадцатью минутами, двенадцатью часами, двенадцатью днями, двенадцатью неделями, двенадцатью месяцами, двенадцатью годами, двенадцатью веками, двенадцатью тысячелетиями, двенадцатью миллионами лет и так далее — все равно — соотношения остаются теми же. Так действует этот закон.
Апостол Павел в главе, которую я вам прочел, говорит о законе плоти — это закон “отлива”; о законе Духа — это закон “прилива”. Закон “противоположностей” включает в себя закон “отлива”, а “закон подобия“ — “прилива”. В некоторых местах образуются миазмы, испарения, распространяющие микробы, и вокруг таких мест появляются болезни. Этот закон действует в нашем мозге, в нашем сердце и в нашей душе. В организме часто накапливаются шлаки, которые приводят к болезням и которые мы называем ревматизмом суставов, ног и головы; тогда мы чувствуем боли и начинаем жаловаться. Если мы умны и понимаем закон, то там, где “прилив”, можем выставить мощную преграду, высокую стену. Если глупы, мы мечемся по берегу бурного моря.
Люди постоянно говорят: “Мир плох”. Но чем он плох? — "Ну, эта мировая война!" Война — это прилив сил, а в приливе происходит столкновение — все куда-то бегут, говорят, что море наступает. И этот бег называют войной. Вы спрашиваете: "Что станет с миром?" — Я говорю: через двенадцать часов или двенадцать недель, или двенадцать лет все утихнет, напоённая кровью земля высохнет, и люди будут спрашивать себя: "В чем было дело, по какой причине, почему это море так разъярилось на нас?" — Море не разъярилось, оно дышит, и, когда делает вдох, его грудная клетка, его грудь, поднимается на шестьдесят шагов; единственное что — когда море дышит и делает вдох, ты должен быть на расстоянии шестидесяти километров от берега — на какой-нибудь высокой вершине. Когда оно выдохнет, иди на берег и любуйся, но, если увидишь, что оно начинает набирать воздух, беги на высокое место.
Эти два закона: противоположности и подобия, если мы можем их понять, становятся великими вещами в мире. Один закон — подобия — закон Неба; другой — противоположностей — закон земли, органического мира, плоти. Встаете вы утром — в плохом расположении духа, весь мир вам не мил, вам не работается, ум ваш в смятении. Вы говорите: "Господь создал мир не так, как нужно". Все дьяволы собрались в вашем уме, вы готовы ссориться с кем угодно, вы распустили пояс и ждете, пока кто-нибудь на него наступит, готовы взорваться, — это закон противоположностей. В такой день жена, увидев мужа с распущенным поясом, должна, если она понимает закон, отбежать на два километра и сказать себе: "У мужа сегодня отлив духа и прилив плоти". Не нужно смеяться, потому что завтра, ведь, жена распустит пояс. Это закон — все одновременно пояса не распускают.
Десять лет назад жил я в одной семье, состоявшей из семи членов: отца, матери, одного сына и четырех дочерей. Наблюдал потихоньку и проверял этот закон — все шло, как по часам. Каждый член этой семьи раз в неделю, в свой день, сменял другого. В понедельник — нерасположен отец, у него пояс распущен; все говорят: “Отец нерасположен, хмурится, кричит, шумит”; все прячутся и только причину ищут. Во вторник отец уже весел, но смотрят — распустила пояс мать. Отец посмеивается и думает: “Сегодня мать дежурит”. Интересно, что в среду старший сын распускает пояс. Все смеются. И таким образом каждый вступал в свою очередь. Я знал, кто, когда дежурит, и программа шла без нарушений. Замечательно, в какой-то степени это даже приятно! Если один распускает пояс, а другие нет, легко. Но, если дежурных двое и оба распустили пояса, если у двоих, говоря научным языком, отлив, — тогда плохо.
Это то, о чем говорит Апостол Павел в процитированной главе, — плоть противодействует Духу, и наоборот. Не возможно примирить эти два закона — это немыслимо, потому что движения их диаметрально противоположны — одно вперед, другое назад. Закон противоположностей — это закон, который разрушает. Он рушит гармонию, счастье. Если он в вас вошел, то, уходя, уносит все ваши пожитки. Когда вы надолго попадаете в этот закон противоположностей, он может влиять на ваш ум двенадцать минут, двенадцать часов, двенадцать лет. Есть определенные периоды в жизни, которые влияют на характер человека еще с самого рождения. Если ребенок зачат и рожден в период противоположностей, он непременно станет преступником, великим мошенником, он не сможет избежать последствий. В него вложили такие элементы, которые направляют жизнь в другую сторону. Если отец и мать под влиянием закона подобия, у них родится благородный сын или дочь, с хорошим и развитым умом. Так действуют эти великие законы, и первые люди, до того, как согрешили, понимали их, но, согрешив, забыли.
Люди хотят, чтобы священник после службы им проповедовал, но он в законе противоположностей: его вибрации, его настроение, его проповедь в этот день не могут принести благословение людям. Он может служить, поскольку выхода нет, поскольку должен. Если бы он был свободен, то взял бы свою шляпу и пошел прочь. Но люди хотят, чтобы им проповедовали. Что он будет им проповедовать? — Обломает их: “Вы, такие-сякие, плохие люди” и отправит их в пекло. В этот день он солгал. Он говорил о самом себе. То, что он говорил, было его отражением в вас. Вы были зеркалом, и он отражался в вас, жил под влиянием закона противоположностей. Рассказывают об одном знаменитом американском проповеднике в Нью-Йорке, который долгое время проповедовал под влиянием закона противоположностей и говорил такие ужасные вещи, что перепугал всех прихожан: чуть ли не конец света наступил. Поскольку под влиянием закона противоположностей в его желудке часто скапливались остатки пищи, которые он не мог переварить, разделить соки и вредные для всего организма вещества, то в один прекрасный день проповедника взяли и отправили в больницу, чтобы прочистить ему желудок от этих небольших наслоений. Засунули ему в рот кишку, пропустили через нее 4 — 5 литров теплой воды, промыли раз-другой желудок, вымыли все остатки, и вот, на следующей неделе проповедник появляется в церкви и проповедует о Царстве Божьем, о приходе Христа, о любви и т. п. Люди говорят: “Посмотрите-ка, наш проповедник преобразился!” И я говорю: когда проповедник или оратор выходит проповедовать — в церковь или на трибуну, он должен вычистить отложения из своего желудка, из своего сердца, из своего ума, и тогда уже говорить людям.
Встаете вы, скажем, утром, немного не в духе, но не можете дать себе в этом отчет. Проходит пять-десять минут, ум ваш начинает проясняться, и вы говорите: “Слава Богу, просветлело”. Проходит определенное время, снова вас одолевают плохие мысли, и вы говорите: — "А этот дьявол откуда взялся?" Люди не могут понять, что есть закон, который систематически и с определенным периодом действует в мире. Тут никакой дьявол не пришел со своим капканом, чтобы их схватить, — это Божественный закон. Господь говорит: “Я дал тебе ум, чтобы ты думал об устройстве мира. Я рассказывал тебе когда-то об этом законе, но ты его забыл, и вот теперь этот самый закон и будет тебя учить”. Когда современные общества придут к пониманию глубокого смысла этих двух законов, только тогда коренным образом может исправиться мир, и суды исправятся, и вообще все.
Некоторые спрашивают, как может исправиться мир? — Когда мы начнем поступать сообразно этому закону, мир устроится так, как Бог его устроил первоначально. Одинаковые причины дают одинаковые следствия; у противоположных причин действие противоположно. Индусы, знающие эти два закона, объясняют их словом “карма” — закон причин и следствий. Но карма может быть кармой в прилив и кармой в отлив, то есть кармой хорошей и кармой плохой. На языке торговли это означает "даешь-берешь". Если даешь, — это отлив, если берешь, — прилив. И тот, кому вы должны, придет к вам точно в крайний срок уплаты и просит выплатить долг. Слова “Крайний срок уплаты” означают закон, который регулирует вещи. Этот закон представляет собой условия, согласованные такими вот должниками и теми, кому взимать этот долг.
Следовательно, когда Бог послал нас в мир, Он поставил нам определенные условия. Мы подписали обязательство сделать то или иное, но сейчас мы Ему говорим: “Мы Тебе не должны ничего”. — "Так ли? Я применю этот закон к тебе, применю закон противоположностей". Ты бьешь кого-то — и он тебя будет бить; ты любишь его — и он тебя будет любить, то есть: как сам поступаешь, так и с тобой поступят. Эти два закона властвуют и действуют на Земле. Подобное с подобным всегда отталкивается. Петух взлетает на кучу — другой, более сильный, прилетает и прогоняет его. Почему бы им рядом не кукарекать? Закон говорит так: на одной куче должен петь только один петух. Так что, в мире могут быть только одно добро или зло. Два зла не могут терпеть друг друга в одном месте, следовательно, и два добра не могут быть рядом. Святой святого терпеть не может, ученый ученого — так же. Возьмите врачей — то же самое. Об этом говорит турецкая пословица: “Кто растит хлопок, белую собаку не замечает”. Потому что тут, на Земле, действуют именно эти два закона: “противоположностей” и “подобия”. Добро стремится к злу, зло — к добру. Именно поэтому у тех, кто хочет жить на Земле, непременно должны быть в друзьях плохие люди, а у плохих — хорошие. На небе закон другой, но на Земле этот. Тот, кто хочет общаться с хорошими людьми, подобными себе, всегда будет несчастен. Почему? Потому что должен быть обмен.
Скажем, есть у какого-то торговца качественные ткани на миллионы левов, и у его соседа есть точно такие же ткани. Кому они будут продавать, если их двое? Интересы у них не совпадают. Один другому скажет: “Ступай отсюда! Иди в другое место, на другой конец земли, здесь буду торговать я”. Это и значит быть в законе противоположностей. Поэтому Христос, который понимал этот закон, говорит: "Отречемся от себя, пусть на этом месте живут другие". Если человек отрекается от себя, становится слугой, то, когда он становится слугой, Господь говорит: “Я тебя люблю”. Но если кто-то скажет: "И я хочу быть господином", Бог ему ответит: "Двое не могут быть господами, один должен быть господином, а другой должен быть слугой". Зло рождается, когда оба хотят стать господами. А если оба хотят стать господами и настаивают на этом, Бог говорит: “Двух господ при Мне быть не может. Если настаиваете на этом, ступайте-ка на другой край света!” А что такое другой край света? — Земля. Потому Господь и отправил людей на Землю.
Во всех вас, желающих понять закон подобия, действует закон контрастов, и поэтому вы несчастны. Нужно выйти из закона противоположностей и войти в закон подобия; а закон подобия — это самоотречение. Отречься от себя, не значит потерять свою жизнь, ни в малейшей степени, — ты только одну службу заменишь другой. Скажем, двое претендентов хотят быть директорами одной гимназии. Один из них, если действует по закону подобия, пусть скажет другому: “Ты стань директором, а я — учителем”. Но, если оба непременно хотят стать директорами, начнутся интриги в министерстве. Каждый из них скажет министру: “Я способнее”. Что тут ими управляет? — Закон контрастов. А учение Христа относится к закону подобия. Христос сошел на Землю, чтобы установить закон “подобия”. Он говорит: “Я хочу не господствовать над вами; но хочу научить вас быть счастливыми. И, если любите Меня и исполняете Мой закон, будете счастливы”. Если ты не в духе, если ненавидишь, сплетничаешь, если несчастен — ты в законе противоположностей. Нужно оставить его, или, говоря научно, выйти из закона “контрастов” и войти в закон “подобия”. Иными словами: изменить условия и среду. Начни любить. — “Как мне любить?” — Ты, воистину, не можешь научиться любить, пока не придешь в место Любви. Это все равно, что закрыть тебя в темной комнате и сказать: “Смотри”! — На что смотреть? Темная комната — не область “подобия”, нужно выйти из нее. Если есть свеча, можешь чиркнуть спичкой и зажечь. И когда Христос говорит, что нужно отречься от себя, Он подразумевает выйти из этой темной комнаты собственного эгоизма и войти в закон “подобия” — Любви. Посмотрите, насколько это разумно! Выходите и идите в места, где можете почерпнуть элементы, необходимые для вашего счастья, для вашего сердца. Это невозможно сделать, если вы в законе противоположностей. Тогда за одно кресло, за одну профессорскую кафедру будут бороться многие. Однажды во Франции устроили конкурс на место заведующего кафедрой, и пришло пятнадцать тысяч кандидатов. Сколько человек может сидеть за одной кафедрой? — Один кандидат за одним столом. В этом мире часто зарождаются определенные желания. Почему? — Завидуете, вы хотите для себя эту кафедру. Ненавидите кого-то и стараетесь убрать его со своего пути. Я прямо могу вам ответить: "Знаю, почему вы его ненавидите — тут или вы, или он, потому что оба хотите занять эту кафедру". Закон контрастов в жизни неумолим. Этот закон действует и в наших мыслях, и в наших сердцах, и в наших телах. Клетки, миллиарды клеток, из которых мы состоим, — в наших костях, в нашей нервной системе, в желудке, в легких, в сердце и мозге — все клетки наших органов в определенный период попадают под эти два закона: противоположностей и подобия, потому что в них происходит прилив и отлив. Человек гневается, он не в духе, значит — отлив. В нем непременно должен будет начаться прилив. Как? — Сосредоточится, направит свой ум вверх, к Богу, пойдет поговорить с Ним, и когда пройдет отлив, снова вернется на Землю.
Под приливом я понимаю не только морской прилив, но и прилив в растениях, когда он поднимается, в растениях, когда в воздухе влага. Все, что созрело, начинает сохнуть — имеем закон контрастов, который готовит почву для следующего года. И у другого закона, значит, есть свое место. — Закон контрастов должен снять старые одежды. Вы раздеваетесь — это закон контрастов; одеваетесь — закон подобия. Вы запачкались — имеете закон контрастов, выкупались — вы в законе подобия. Каждое утро мы встаем и умываем лицо. Зачем? — По привычке. Сегодня нужно идти к Господу, и, поскольку у вас отлив, умываете лицо и говорите: "Сниму с сердца груз, смою наслоения с ума, и потом отправлюсь вверх, к Господу". — Омовение лица с опусканием рук сверху вниз свидетельствует об этом. Но вы, не умея этого истолковать, умываетесь, а затем целый день копаетесь в грязи, и дела не идут. Как они пойдут, если на вас грязь! Нужно быть на каком-то высоком горном месте.
Мы должны приложить этот закон в “плодах Духа”, а это, по словам апостола Павла: “Любовь, Радость, Мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание”. Любовь — это отец; Радость — мать; Мир — их дитя. Значит, вместе они — треугольник, который относится к Божественным вещам. Кто хочет быть блаженным, должен их обрести — тогда он на Небе. За ними идет вторая категория, она относится к Ангелам: долготерпение — отец, кротость — мать, милосердие — их ребенок. Обретите их и будете среди ангелов. Третья категория: вера — отец, кротость — мать, воздержание — их дитя.
Итак, я говорю: согласно закону подобия, вы должны, прежде всего, иметь отца. Кто ваш отец? — Вера. — “Но у меня нет веры”. — О тебе, друг, я плохого мнения. Если у тебя нет отца, ты рожден от незаконных родителей; мать родила тебя не Божественным способом. Вот что я понимаю, когда кто-то говорит: “Нет у меня веры”. А, когда говоришь: “ Есть у меня вера” — я считаю, что ты счастливчик — у тебя есть отец, он очень благороден, высокого происхождения, из царской семьи. — “Но не верю я в этого отца”. — Ты никуда не годишься.
Перейдем к слову “кротость”. Мы говорили, что кротость — это мать, что она из царской семьи. Веришь в кротость, значит, у тебя есть мать. — “Но не хочу я быть кротким”. — Тогда ты без матери. Следовательно, христианин должен иметь отца и мать, — веру и кротость, а сам он — воздержание. Говоря “воздержание”, нужно подразумевать самого себя — ребенка своего отца — веры, и своей матери — кротости. Некоторые люди говорят: “Я хочу уйти к ангелам”. Можешь идти, но нужно родиться от отца — долготерпения, и нужно, чтобы зачала тебя твоя мать — благость, чтобы выносила тебя в своей утробе. И ты, родившись, кем будешь? Милосердием, ангелом, святым. Если ты милосерден, ты — ангел, у тебя там, наверху, среди ангелов отец — долготерпение, и мать — благость.
Этот закон регулирует человеческую жизнь. Он является основанием философии, которая проверяется каждый день. Это никакое не предположение — закон может быть проверен каждым. Я не лгу, и не люблю, когда мне лгут. Лгать, значит быть глупым, и, если мне лгут, — я тоже глуп. Я исключаю из себя закон контрастов. Если я в отливе, иду к Богу, если в приливе — прихожу на Землю работать. А если я у Бога, кто меня обманет? Потому я и говорю в одной из прошлых бесед: “Куда вошел Господь, дьяволу не войти”. Где нет Бога, там дьявол. Когда кто-то говорит: “Дьявол меня одолел”, я понимаю, что он хочет сказать. Если в твоем сердце Господь, не может дьявол тебя одолеть. По закону подобия мы не можем зло превратить в добро, и добро не можем превратить во зло.
Однажды перед святым, прожившим двадцать лет в пустыне, появился белобородый старец и сказал:
— Я очень большой грешник, прошу тебя, попроси Господа, чтобы Он простил мне грехи.
Когда старец ушел, святой начал молиться за него Богу. Тут появился Ангел и говорит ему:
— Твоя молитва не принята перед Богом, потому что этот старец — дьявол. Чтобы проверить, истину ли он тебе говорит, скажи ему так: "Я помолюсь за тебя, но ты должен исповедать свои грехи, подняться вверх, на скалу, и сказать: "Господи, будь милостив ко мне, я большой грешник, мерзость запустения!"" — и целый год повторять эти слова.
Через некоторое время старец снова пришел к отшельнику, но тот сказал ему, как Ангел поручил.
— Как? — воскликнул дьявол — не могу я это сделать. Я — тот, кто управляет миром и приказывает ему, я не хочу молиться, ты молись.
Тогда отшельник сказал:
— Старая злоба не может быть новой добродетелью”.
Те, кто проповедует Евангелие, должны знать, что никогда мы не сможем превратить закон противоположностей в закон подобия, то есть не сможем повернуть к Господу человека, который постоянно живет в законе контрастов, не можем сделать его счастливым, как не можем женщину превратить в мужчину. Женщина хочет, чтобы муж сделал ее счастливой. Как он сделает ее счастливой, если она его не любит? Покупает ей костюм — она недовольна; приносит мясо — оно нехорошо; дом построен не так, как надо; то не на месте, это не там. Как ее удовлетворить, если она находится в области противоположностей своего ума, если все, что может сделать муж, не в состоянии изменить ее нрав? И жена не может угодить мужу, если он такого нрава. Она может ему готовить, убирать дом, но всем он будет недоволен, потому что живет в законе противоположностей. И когда женщина приходит ко мне и говорит: “Не знаю, что делать, муж привязался ко мне, как надоедливая муха”, я рассуждаю хладнокровно и говорю: “Он, к несчастью, под законом контрастов, в отливе, посади его в повозку и запряги коня. Скажи: — "Давай-ка муж, погуляем сегодня"". И, когда жена хочет привести мужа в церковь, она берет карету и говорит: “Едем к Господу, в церкви сегодня проповедь такого-то священника — чему-нибудь да научимся”.
Вот мы, сидим и говорим: "Пусть мир исправится". А как он исправится? Если свинья, которая миллионы лет прохрюкала под деревом, съела все груши, которые с него упали, начинает разрывать его корни и спрашивать: "Куда же это груши подевались?" — Как это дерево родит новые груши? Она все дерево погубит. Так и вы: не находя груш вверху, начинаете рыть снизу, говорите: "Деньги, которые мы ищем, зарыты в землю" и становитесь кладоискателями. Я вам говорю: здесь вы в законе контрастов. Нет там никаких груш, никакого клада, не нужно рыть в одном и том же месте, — нужно закинуть рюкзак за плечи, взять в руки палку и идти в другое место. Потому что, когда придет хозяин и увидит, что вы роетесь на одном месте, он всыплет вам по первое число. Это то, что Господь делает сегодня на земле: мы роем и ищем груши, а Господь говорит: "Каждому из них — по двадцать пять палок!"
Поэтому я говорю: приложите этот закон. Пусть жена не роет у корней мужа. Если груш нет, пусть ждет. Муж, и он путь не роет у корней жены, попы пусть не роют у корней паствы, ученики — у корней своих учителей. Все приложите закон и тогда придете к пониманию Жизни — такой, какой Господь ее создал. Вот философия, которую мы можем применить в этом мире, и она настолько проста, что каждый может ее понять. Вы мне говорите: "Не могу я это сделать", отвечаю: "Вы в болоте, в тине противоположностей". Если говорите "Могу", вы в законе подобия — сделаете шаг вперед и станете на путь Спасения. Некоторые говорят: "Я не могу любить". — Сожалею, не могу вам помочь, поскольку вы в области противоположностей, собираете там ил, тину. — "Могу любить" — вы в законе подобия и Господь будет с вами. Встаете утром не в настроении — скажите себе: "Сегодня у меня олив, вот запрягу телегу, надену на коня хомут, и в путь". Не стойте там, не ходите вокруг дерева в поисках груш, когда им еще не время, — вы найдете их в другом месте, подальше. Встаньте, идите и молитесь, если знаете, как молиться. Силой молитвы, вы окрепнете.
Для человека молиться — это самое высокое и благородное занятие, какое может быть в этом мире. Только так можно возвысить и облагородить человеческое сердце. Я говорю тут не о внешней стороне молитвы, в которой принимает участие только язык, но о той молитве, в которой выражается сознательное стремление души к Богу — высшая Любовь. Но не все видят это так. Некоторые люди говорят: "Я не могу молиться". Другие смеются и говорят: "Это заблуждение — молиться. Я образованный человек, с законченным образованием, и мне молиться Господу?" Но наши ученые непоследовательны и вот почему: они хотят занять определенную должность и подают прошение: "Поскольку у меня были такой отец и такая мать, поскольку мне это нужно, покорнейше прошу Вашего соизволения — назначить меня на такую-то должность, я обещаю исполнять ее точно и аккуратно". Это ли не молитва? — Да, молитва, и достаточно характерная. А если бы это была молитва Господу, это было бы стыдно? Пока есть люди, которые молятся только себе подобным, а не Господу, который — Высшее Благо, мир будет таким. Вы живете в законе контрастов.
Как мы можем быть добрыми, если на каждом шагу нам сопутствует ложь? Мы обманываем себя, наших ближних и Господа. Несознательно мы предоставили гражданство лжи. Мы действуем под влиянием страха. Давайте освободимся от страха, давайте примем девиз: говорить истину хотя бы перед Богом, давайте скажем: "Сегодня я не солгу Господу", Если ошибся, скажи "Ошибся" а не: " Вот в ком причина, и, поскольку я стою выше него (например, фарисея), то и думай обо мне лучше, чем о нем". В последнем случае мы в области контрастов, в темноте. Давайте скажем прямо: "Я сделал это". Потому что, признаваясь в своих ошибках, мы их исправляем. Если вы прочитаете Исповедь Толстого, вы найдете хороший пример на эту тему: он стал великим, исповедовавшись в своих грехах. В истории таких примеров только один или два. Можете вы так исповедаться?
Если хотите стать благородным человеком, Ангелом, святым, это очень просто. За день вы десять раз можете становиться и ангелом, и дьяволом. Некоторые не верят в перевоплощения, но вы можете перевоплощаться по десять раз на дню. И если вы хотите убить человека, вы — воплощенный дьявол, в этом случае вы в области противоположностей и в состоянии совершить любое зло. А если вы в законе подобия, если готовы пожертвовать собой или сделать благое дело, вы — ангел, святой. Единственно, что эти состояния вы не можете удерживать долго. Говорят, что человек сотворен по образу и подобию Божьему, объясним, что мы под этим понимаем. Когда говорят, что такого-то человека сделали генералом или министром, так он что, раньше не существовал? — Существовал, был простым гражданином. И когда Господь говорит: "Сделаем человека по образу и подобию Божьему", значит, Он хочет произвести этого человека в генералы, облечь его в генеральский мундир, пожаловать генеральские эполеты. Однако, человек не исполнил волю и заповедь Божью, и Господь его разжаловал, снял эполеты и генеральскую одежду. Это грехопадение. "Снимите с него мундир, — сказал Господь — не исполняет он генеральскую должность, как должно". Вы обращаетесь к Господу — Он говорит: "Сегодня ты по образу и подобию генерала, отправьте его в рай!" Через пять-десять минут, если не исполняете закон, Он говорит: "Разжаловать его!" Вы в гневе, в плохом расположении духа — вне рая. Проходит год, два, вы начинаете раскаиваться — Господь говорит: "Приведите его, снова произведу его в генералы". Господь много раз: каждый день, каждый час может и генералом вас делать, и разжаловать. И если сегодня у вас все хорошо, вы ангел на небе, завтра плохо — Он посылает вас на Землю. Не мо?литесь, не соблюдаете закон — будете дьяволом. Эти два закона — противоположностей и подобия — регулируют мир.
Те духи, что живут под законом противоположностей, не стремятся вернуться в закон подобия, и потому Господь не может их перенести из одной области в другую. Главное в христианстве — граница, существующая между этими двумя законами. Дойдя до границы, мы должны оставить весь багаж: мысли и желания, которые были у нас в законе контрастов, и чистыми войти в закон подобия. Тогда Господь даст нам новую одежду — опять произведет в генералы. Из-за непослушания, несоблюдения заповеди Божьей: не посягать на запрещенный плод, человек стал голым, Господь снял с него генеральскую одежду, и он вынужден был сделать себе одежду из листьев. Господь сказал: "Сшейте ему поскорей кожаную одежду". И вы одеты в эту кожу, ту, что на вас. Если захотите сбросить ее, как вы это сделаете? — Войдя в закон подобия. Кожа эта с вас спадет, и Господь даст вам генеральскую одежду с эполетами, яркую, красивую. Такова христианская философия, вы можете приложить ее в жизни. Это не философия прошлого — это философия, которая прилагается на практике.
Каждый день вы переходите из ангелов в дьяволы и обратно — вот это и есть перевоплощение. С этим сегодня спорят и говорят: "Кто верит в перевоплощение, того отлучим от церкви". Как вы меня отлучите, если я верю в законы контрастов и подобия и живу, согласно этим законам? Если я живу, в соответствии с законом, отлучите вы меня от церкви или оставите в ней, мало трогает мою душу. Если я живу при Боге, никого на земле не ненавижу, и чистосердечно стараюсь всех любить, может ли кто-то меня отлучить? Отлучить меня может один только Бог. Вот учение, которое я вам проповедую. И говорю вам, что в день, когда вы согрешите, вас выставят из Божественной церкви — из Рая.
Что представляют собой современные церкви? — Это лишь далекое воспоминание о величии прошлого. Знаете ли вы, какие тайны кроются в этих церквях? Если бы я стал вам объяснять, что значит церковь, что значат камни, из которых они построены, я рассказал бы и об одеждах священников, и о свечах, которые там горят. Во всем этом есть глубокая философия. На одеждах священников написаны все Божьи законы. Священники каждый день их надевают, но забывают читать, что на них написано. Знаете ли вы, что означают одежды, которые носит владыка: корона, посох с рукоятью в виде двух извивающихся змей и т.д.? А кадильница и ладан? Мы закрыли книгу и говорим: "О, это священная книга, не надо ее трогать!" А Господь говорит так: "Смотрите не испортите ее, храните в чистоте, и внимательно открывайте — читайте понемногу каждый день и отмечайте для себя те ценные вещи, которые в ней есть". Все это: церковь, одежды, иконы, свечи, кадильница, книги, все это на своем месте.
Нужно внимательно хранить содержание Священной книги — по ней вы поймете законы противоположностей и подобия. И когда вы их поймете, когда понесете на плече крест Христа, готовые, что вас к нему прикуют, тогда скажет Бог: "Он будет со Мной в Раю", и вы будете спасены. Это происходит мгновенно: прямо сейчас я могу оказаться в пекле, в один миг. — В тот момент, когда поколеблюсь в Боге и плохо подумаю о Нем, я окажусь на самом дне пекла. В момент, когда возлюблю Бога в душе своей и скажу: "Прости меня, Господи!" — я уже рядом с Ним, Он простирает десницу Свою и забирает меня к Себе.
Сейчас приведу вам пример, которым закончу. — Один человек умер, и его отправили в пекло. Прожил он там долго, много веков. Мучился и молился Господу, чтобы Тот его простил. Наконец Господь сказал: "Откройте книгу Жизни и посмотрите, сделал ли он в своей жизни хоть какое-нибудь доброе дело". Когда раскрыли книгу, оказалось, что однажды он дал морковку бедному человеку. Тогда Господь говорит: "Этот человек может быть освобожден". Приказывает Ангелу: "Подай ему вот эту морковку, он схватится за нее, и ты вытащишь его из ада". Однако, вместе с ним схватились и другие грешники — уцепились друг другу за ноги. И Ангел понес их к Раю. Но тот, кому дали морковку, сказал остальным: "Эта морковка моя". И только сказал, как цепь порвалась и все свалились обратно в пекло.
Пусть ваша морковка послужит спасению и других людей, чтобы и они поднялись к небу. Потому что иначе, если скажете: "Эта морковка моя", вы снова свалитесь вниз. Кто-то может хвататься за вашу одежду, за ваши ноги — молчите, ничего не говорите. В тот день, когда вы говорите: "Эта морковка моя", вы далеко от Господа. Бескорыстие всегда живет под законом подобия. Жертва и самоотречение — это и есть христианство.
Беседа Учителя 2 ноября 1914 года (по старому стилю) 15 ноября 1914 года (по новому стилю), София *
*) “Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь или (рабы) греха к смерти, или послушания к праведности” (К рим. 6:16)
Перевод: А. Левицкая
та же беседа (Дух и плоть) в переводе М. Папуша