СИМОН ПЕТР 1931-0712-2-SU

СИМОН ПЁТР

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"

по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,

дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931 ( PDF)

Симон Петър

12.07.1931 г. Петров день.

Семь озер

18 ч.

«Симон Пётр отвечая сказал:

Ты – Христос, Сын Бога Живого»

Матфей, глава 16, стих 16.

«Ты – Христос, Сын Бога живого». Жизнь имеет кроме внешнего смысла ещё и внутренний, поэтому человек должен знать, откуда начать. Когда ученик хочет учиться в школе, в гимназии или в университете, что он должен сделать для этой цели? – В первую очередь он должен подать заявление в соответствующее учебное заведение, чтобы его приняли в качестве учащегося. Его заявление должно сопровождаться документами, из которых видно, какую школу ученик закончил и с какими успехами. Вторая стадия, которую предстоит пройти ученику, – это дождаться того дня, когда профессора соберутся на заседание и рассмотрят его заявление. Третья, самая тревожная для ученика стадия, – это получить ответ, принят он в ученики или нет.

Итак, три беседы, проведённые мною сегодня, представляют собой стадии, которые проходит ученик до своего поступления в школу. Утренняя беседа представляет собой подачу учеником заявления и документов. Вторая беседа соответствует собранию профессоров, которые рассматривают заявление и документы ученика. Третья беседа, то есть та, которую я сейчас веду, представляет собой ответ профессоров, что ученик принят в качестве студента в университет. Что должен делать студент после этой стадии? – Он должен приняться за учёбу.

Я говорю: ваше положение подобно тому, в котором находится студент, уже принятый в университет. Он подал заявление и документы, его приняли, ему не остаётся ничего другого, как учиться. Так и вам сейчас предстоит только учиться, не рассказывая людям, что вы – ученики. Диплом, который вы получили в средней школе, был необходим только для того, чтобы вас приняли в высшую школу. Если бы вы не поступили в высшую школу, ваш диплом сам по себе не имел бы большого значения. Итак, если ученик не учится, он не может развиваться; если учится, он развивается. Если ученик не учится, то профессора выгоняют его из школы, и он раньше времени завершает курс своего обучения. И в этом случае он получает диплом, но такой же, как у груши, которая преждевременно созрела и упала на землю. Однако падение – неестественный процесс.

В сегодняшней жизни есть опасность, которой люди должны избегать. Например, им хочется новых чувств, новых мыслей, новых знаний, но только чтобы развлекаться ими, и, в конце концов, они оказываются в положении навьюченных верблюдов. Люди должны усвоить всё приобретённое, переработать его, чтобы в них не образовывалось никаких наслоений. Если возникают такие наслоения, они должны освободиться от них. Природа, видя, опасное положение, в которое попадают люди и при этом не могут себе помочь, говорит: «Хватит, достаточно!» – и проводит границу. Когда человек голоден, недоволен, это показывает, что он подал заявление и документы в профессуру и ждёт ответа. Когда человек начинает есть, это показывает, что он уже получил благоприятный ответ от профессуры о принятии его в университет. Когда человек наестся, наступает процесс мысли, то есть распределение пищи по всему организму.

Кто-то говорит: «Я хорошо наелся, не буду больше думать о еде». Нет, через четыре-пять часов ты опять проголодаешься и опять будешь думать о еде. Ты должен будешь снова подать заявление и документы и ждать ответа профессуры. Однократной подачей заявления и документов дело не заканчивается. Каждое утро вы будете подавать заявление, предоставляя свой диплом, и ждать ответа. Так вы будете поступать каждый день, пока не закончите курса обучения. Если вы не делаете этого ежедневно, ваша жизнь потеряет смысл, у вас не будет связи между состояниями, которые вы переживаете каждый день.

Я спрашиваю: какая разница между жизнью молодого человека и жизнью старого? – Жизнь молодого можно уподобить маяку в море, который поставили, чтобы он светил, чтобы показывал кораблям направление движения к пристани. Жизнь старого подобна жизни и должности смотрителя маяка. Его обязанность – каждый день чистить фонарь маяка, добавлять горючего материала, чтобы можно было зажечь фонарь, когда это нужно. Так что, молодой и старый отличаются обязанностями, которые они выполняют: у молодого одно предназначение, у старого – другое. Если ты молод, ты должен думать о том, как светить, как показывать путь кораблям. Если ты стар, твоя забота – каждый день чистить фонарь, приводить его в порядок и, когда придёт час светить, нажать кнопку и зажечь фонарь. Кто так понимает жизнь, тот делает её осмысленной. Тогда старый скажет: «Я уже состарился, то есть я перестал светить, и поэтому моя забота – чистить фонарь и зажигать его». Молодой скажет: «У меня только одна задача – светить». Какой-нибудь человек, молодой или старый, скажет: «Я живу хорошо». – Что означает «хорошо жить»? – Это означает: я – молодой человек и горю, то есть мой фонарь постоянно светит; или: я – старый человек и хорошо чищу свой фонарь.

Кто-то говорит: «Я живу плохо». Это значит, что в качестве молодого человека я не свечу; в качестве старого – плохо чищу свой фонарь. То есть и молодой, и старый отстали в своей жизни. Молодость и старость – это два состояния, которые человек переживает одновременно. Это подразумевает, что человек будет светить, но одновременно будет и заботиться о том, чтобы его фонарь был чистым. Другими словами: «Кто светит, тот одновременно и служит людям».

Спрашиваю: что понимается под словами «Ты – Сын Бога живого»? – Это показывает степень сознания. Следовательно, каждый человек должен осознавать, что из того положения, в котором он находится в данный момент, он может расти, развиваться, пока не придёт день, когда он назовётся Сыном Божьим. Что понимается под словом «день»? – Это возможности, которые день таит в себе. Когда мы говорим «ночь», мы подразумеваем возможности, которые таит в себе ночь. Слова здоровье, богатство, разумность, доброта, красота, мудрость, любовь, истина – это ряд возможностей, которые содержатся в этих понятиях. Каждое из этих слов выражает силы, миры, в которых человек может расти и развиваться. Например, если ты скажешь слово «любовь», в твоём распоряжении уже возможности великого мира. Эти возможности дают условия расти и развиваться. И тогда, если ты ученик, куда бы ты ни пришёл, все будут тебе помогать. Приходишь ты в университет – все студенты, профессора в твоём распоряжении. Если на земле это так, насколько более это действенно в Божественном мире, где царит абсолютное совершенство, где полный ряд и порядок.

Многие боятся работы, которая им предстоит, и говорят: «Я не могу быть Сыном Божьим». – Сказать, что вы не можете быть Сыном Божьим, это всё равно что сказать, что вы не можете учиться. Если вы ученик в школе, как это вы не можете учиться? Сказать, что вы не можете учиться, равносильно отказу от своей жизни. Кто учится, только тот и живёт. И наоборот: кто живёт, только тот и учится. Кто-то говорит: «Столько лет я живу на земле, а ничего ещё не достиг». – Это неправильная мысль. Чего ты хочешь достичь? Когда ты сидишь за столом и ешь, чего ты хочешь достичь? В чём выражается достижение: в количестве пищи или в способе, которым она воспринимается, перерабатывается и используется? Человек может съесть десять килограммов хлеба, а может съесть только сто граммов, но в обоих случаях получит один и тот же результат. Следовательно, истинное достижение состоит в том, чтобы принятая организмом пища была переработана, превратилась в динамическую силу, стала плотью и кровью в человеке. Под словами плоть и кровь мы подразумеваем организацию сил. Если силы в человеке организованы, он становится мощным и сильным. Пока силы в человеке не организованы, он слаб, нуждается в чужой помощи.

Итак, если я смотрел бы на всё по-человечески, этим вечером мне не нужно было бы ничего говорить. Однако в Божественном мире этот вопрос стоит по-другому. Там всё используется разумно. Например, если какой-то человек дошёл до положения Сына Божьего, он может говорить, находясь в своей комнате, а в это время его слушают и травы, и цветы, и животные, и ещё миллионы людей. Так что, кто говорит, что в одиночку ничего не может сделать, тот не понимает закона. Если в человеке есть священная идея, невозможно, чтобы эту идею не восприняли ещё тысячи людей. Что делают люди сегодня? – Они говорят: «Мы несём в себе великие идеи, но никому не хотим их поверять, потому что их не поймут». – Нет, ты выскажи свою идею и в дальнейшем не думай, кто поймёт её и кто не поймёт. Тысячи людей услышат и воспримут твою идею.

Приведу вам один пример, чтобы вы увидели, как передаются идеи. В древности был один царь, который совершил ряд преступлений, и в наказание Бог водрузил ему на голову два рога, чтобы они заставляли его всегда быть в бодрствующем сознании и помнить о своих преступлениях. Царь старательно прятал свои рога от людей, поэтому почти всегда покрывал чем-нибудь голову. Когда приглашали брадобрея постричь царя, после того, как брадобрей заканчивал свою работу, царь приказывал обезглавить его, чтобы тот не выдал никому тайны, что у царя растут рога. Однажды во дворец позвали одного молодого брадобрея, но тот знал, что его ждёт, и поэтому, закончив свою работу, сказал царю: «Благословенный царь, смилуйся надо мною! Не отрубай мне голову! Я обещаю, что никому не выдам твою тайну и буду тебя стричь, когда ты захочешь». Царь смилостивился и отпустил его, поверив его обещанию. Брадобрей вышел из дворца свободный, радостный, что ему подарили жизнь. Долго он хранил тайну царя, но спустя какое-то время почувствовал, что изнутри что-то сильно мучает его: не мог он больше держать тайны в себе. Что делать, как освободиться от этой муки? Если он скажет кому-нибудь, с него снимут голову. Однажды пошёл он в лес, и там пришла ему светлая идея – вырыть под деревом ямку и в неё проговорить тихо: «У нашего царя растут рога». Как задумал, так и сделал. Через некоторое время один пастух отрезал веточку от дерева, под которым брадобрей вырыл ямку, и из этой веточки вырезал свирель. Каково же было удивление пастуха, когда его свирель запела: «У нашего царя растут рога».

Итак, если в вас есть какая-то мысль, не бойтесь, реализуется она или нет. Вы её выскажите, поделитесь ею, и она разнесётся по пространству. Все мысли, которые люди высказали тысячи лет тому назад, только сейчас начали реализовываться. То, что когда-то сказали пророки или то, что когда-то сказал Христос, только сейчас начинает реализовываться. Таков Божественный закон. В таком случае каждый человек важен настолько, насколько он является носителем Божественных идей. Он – часть Божественного организма, как и рука человека – часть его тела. Рука, например, не рождает идеи. Она сама не рождает и добра, но она – посредник, когда совершается какое-либо добро. И после того, как рука была посредником в добром деле, она заслуживает благодарности. Но если рука отделится от тела, она уже теряет условия и не может быть посредницей, не может передавать добро, которое человек задумал.

Я говорю: вы должны воспринимать внутреннюю силу вещей. Эта сила скрывается не в старых, но в новых взглядах. Когда Бог создал мир, Он начертил колесо и запустил его в движение. Колесо начало хвастаться и рассказывать всем, что его сделал Бог. После этого Бог спросил у колеса: «Итак, что ты хочешь получить от Меня?». – «Я хочу, чтобы Ты дал мне ось, и я стану точильным кругом, на котором затачивают людей. Кроме людей, я хочу затачивать все ножи в мире, чтобы знали, что и я могу делать своё дело. Но и ножи, которые затачивают на мне, тоже могут делать своё дело». Все ножи, которые затачивали на точильном круге, пришли поблагодарить его за то, что они могут делать своё дело. Прошло немного времени, и ножи стали очень недовольны точильным кругом, потому что этими ножами начали отрезать головы людям. Сегодня одного зарежут, завтра другого, пока, в конце концов, люди не начали жаловаться Богу, что у них головы падают с плеч.

Итак, современные люди хотят затачивать ножи на точильном круге. Что это за ножи? – Ножи представляют собой человеческие языки. Следовательно, точильный круг, который затачивает ножи людям, одновременно затачивает людям и языки. А заточенный человеческий язык затачивает людям умы. И глядишь, этот острый нож режет одного, другого, пока все не начинают жаловаться на него.

Тогда Бог позвал колесо и спросил: «Что ты сделало, чем вызвало на себя такие жалобы?» Колесо отвечало: «Господи, я преподавало свой урок очень хорошо, но они меня не поняли». Действительно Бог сделал точильный круг на благо людям, но они Его не поняли и использовали точильный круг во зло. Видя, что урок, преподанный колесом, используется во зло, Бог заставил колесо работать в телеге, а нож превратил в ось колеса. Значит, все ножи превратятся в оси, а все колёса превратятся в телеги, чтобы возить людей. Только таким образом мир исправится.

После этого Господь сказал колесу: «Сейчас Я преподам тебе ещё один урок: как передвигаться с одного места на другое». В прошлом человек сидел снизу, но дела у него не шли. Сейчас он сел на телегу. Как только разумный человек сядет на телегу и впряжёт коней, все дела у него пойдут на лад. В прошлом человек точил ножи, но сейчас, став господином, он превратил нож в ось колеса, чтобы оно вращалось и выполняло работу. Колесо он вставил в телегу, впряг коней, чтобы они везли телегу, а сам сел сверху, чтобы ими управлять. До сих пор всем хватало одного колеса, но сейчас требуется, чтобы вертелись десятки колёс. Колёса представляют собой способности в человеке.

Итак, если человек следует такому ходу рассуждения, он дойдёт до правильного решения вопроса. Если человек мыслит правильно, он может и правильно воздействовать на себя. Если человек мыслит, он может обуздать свой язык. Какой смысл говорить кому-то резкие и обидные слова? Этот человек заострится против тебя, как бритва. Так что, прежде чем сказать кому-то несколько резких слов, подумайте, что лучше: предоставить человеку свободу исправиться самому или вашими резкими словами, сказанными не вовремя, заострить его, как бритву? Вы говорите: «А что делать, когда меня провоцируют?» Приведу пример, из которого вы можете извлечь урок, как поступать в таких случаях.

Идут по улице два человека. Один – старый, бедный, идёт, сгорбившись, с палкой в руке. Другой – точно такой же старый, сгорбленный, но богатый. Этот идёт с достоинством, поступь у него тяжёлая, как у аристократа. Ребёнок, проходя мимо бедного старика, наклоняется, берёт камень с дороги и бросает в него. Тот оборачивается к ребёнку и кротко, незлобиво говорит: «Подойди-ка, сынок, ко мне. До сих пор я не знал, почему дети бросают в меня камни, но теперь понял. Ты мне преподал отличный урок. Вот, у меня сорок левов в кармане, возьми их, купи себе чего-нибудь». Этот же ребёнок проходит мимо богатого старика, берёт камень и бросает в него. Тот оборачивается сердито к ребёнку и говорит: «Иди ко мне, я тебе что-то скажу». Ребёнок подходит к старику, и тот даёт ему несколько пощечин. Бедный старик понял, почему ребёнок бросил в него камень, и поблагодарил его, богатый не понял и наказал ребёнка. И ребёнок, со своей стороны, оказался в противоречии: он не понял, почему бедный старик поблагодарил его и дал денег; и он также не понял, почему богатый наказал его за его поступок. И старый человек учится, и ребёнок учится. Вы говорите: «Глупо это всё. Зачем бедному старику нужно было благодарить ребёнка, который бросил в него камень?».

Я говорю: современные люди делают те же ошибки, что и ребёнок. Ты находишься в положении ребёнка и идёшь спорить с философом, который много знает. Но этот философ – благородный человек, он ничего не скажет, но поблагодарит тебя за урок, который ты ему даёшь. Во втором случае ты читаешь книгу какого-то философа, ополчаешься против него и пишешь своё мнение в газете или в каком-то критическом журнале. Этот философ встретит тебя, ударит тебя несколько раз палкой и уйдёт. Нет, если ты прочёл книгу этого философа, напиши: «Книга такого-то философа отличная! Он должен написать ещё более серьёзную, более строгую книгу». Так поступает и природа. Она даёт возможность злу проявиться до своего крайнего предела, чтобы оно излечилось. Зло не может излечиться в своём начале. Пока оно в начале, его можно использовать только как рабочую силу. Следовательно, зло можно использовать в начале, а добро в конце. Значит, в конце зла находится начало добра, а в конце добра находится начало зла. Таковы отношения между добром и злом в физическом мире. Вы спрашиваете: «Что будет с нами?» – Как только вы перестанете жить плохо, придёт добро, как только перестанете жить хорошо, придёт зло. Если вы начнёте с добра, вы приобретёте счастье, богатство, здоровье, друзей, в душе вашей настанет мир, а в уме – свет. Если вы потеряете это состояние, пойдёт обратный процесс. Тогда вы будете говорить, что Господь и люди вас забыли. Нет, вопрос стоит по-другому. Вы совершили некое отклонение или некое упущение в своей жизни, вследствие чего приходят эти несчастья. Маленькие отклонения производят большие последствия.

В Ветхом Завете говорится об одном пророке, которого Бог послал к царю Иеровоаму передать ему слово Господне. И сказал царь человеку Божьему: «Зайди со мною в дом и подкрепи себя пищей, и я дам тебе подарок». Но человек Божий сказал царю: «Не хочу, потому что мне заповедано словом Господним не есть хлеба, не пить воды и не возвращаться той дорогой, которой шёл». Догнал его по пути один старый пророк и сказал ему: «Зайди ко мне в дом и поешь хлеба» – «Не могу, потому что мне заповедано словом Господним не есть хлеба, не пить воды и не возвращаться по той дороге, которой шёл». – «И я такой же пророк, как ты, и ангел говорил мне словом Господним и сказал: «Верни его к себе в дом, пусть он поест хлеба и напьётся воды»». Он солгал ему. И тот вернулся с ним и поел хлеба в его доме, и напился воды. И сказал ему Господь: «За то, что ты не послушался голоса Моего и не соблюл повелений моих, твоё тело не войдёт в гробницу твоих отцов». И отправился человек Божий, но встретил его на дороге лев и умертвил его.

Я говорю: чтобы ни сказал вам старый пророк, не отклоняйтесь от своего пути. Если он зовёт вас к себе в дом, скажите ему, что зайдёте в другой раз. Исполните Божью волю, как вам заповедано, и второй раз, когда пройдёте мимо этого места, зайдите в дом старого пророка и поговорите с ним. Закончите сначала свои дела с царём, как вам заповедано. Если вы не исполните Божьей воли как должно, этим вы прервёте свою связь с Богом. Закон таков: если вы начинаете доброе дело, исполните его так, как вам сказано. Если вам придёт на ум новый план, не отклоняйтесь от первого. Когда закончите дело, тогда рассмотрите новый план. Если вы не исполните Божьей воли, как вам заповедано, лев настигнет вас на пути и умертвит. Это правильная философия жизни. Отправился человек в путь, Бог его ведёт, но встречают его и говорят: «Ты не на правильном пути». – Это слова старого пророка, не верь этим словам. Ты уже в пути, если ты послушаешь старого пророка, то на этой дороге лев убьёт тебя. Иди вперёд и уповай на Того, Кто до сих пор тобой руководил.

Вы говорите: «Мы хотим пойти в мир учиться». Незачем идти в мир учиться. Мир создан как поле для работы, как театр. Вам достаточно на короткое время пойти туда, посмотреть, как живут люди, поучиться у них и вернуться. На сцене вы видите разные картины: реки, леса, горы, моря, но реально ли всё это? Затем вы видите, как актёры едят, но реально ли это? Это только картины, временные положения, которые не соответствуют действительности. Что вам дадут эти нереальные вещи? Реально только то, что вы сегодня можете сделать для Бога. Оно даёт силу, мощь двигаться, жить, радоваться Божьему миру.

Сейчас на пять минут все мы сконцентрируемся, пошлём возвышенную мысль по всему миру. Если эта мысль попадёт на своё место, она в состоянии произвести больше эффекта, чем работа, которую вы совершили бы за всю жизнь. Есть закон: если человек работает один час интенсивно, его работа равняется работе, которую кто-нибудь другой выполнит за целый день, но с маленькими усилиями. В обоих случаях оплата будет одна и та же. Кто думает, что работая целый день, он получит больше, тот ошибается. У невидимого мира другая шкала оценок. Один час работы может равняться целому дню. Почему? – Потому что хорошая работа определяется усердием, интенсивностью, а не количеством времени. Иной человек может работать целый день, но при этом сердиться, что солнце палит, что он устал и так далее. Количество времени, сколько бы его ни было, не определяет ценность работы. Ты всю жизнь можешь точить ножи, но, в конце концов, ничего не получишь. Этой работой ты только навлечёшь на свою голову неприятности. Например, ты говоришь кому-то: «Слушай, тебе не следует так свободно высказывать своего мнения. Будь осторожнее. Постарайся наладить свои дела на земле: построй дом, купи виноградник, поле». Я спрашиваю: на какое основание ты ставишь жизнь этого человека? Ты его точишь, делаешь его острым, как нож. Добрые дела, добрые советы, добрые мысли познаются по их плодам.

В подтверждение последней мысли приведу вам следующий пример. Один святой часто проходил мимо каменотёса, который обтёсывал камни. Святой останавливался рядом, разговаривал с ним, спрашивал о его положении. Каменотёс жаловался, что у него очень тяжёлая жизнь, что он едва может заработать себе на хлеб, а его жена и дети, да и он сам вынуждены ходить разутые и раздетые. Святой ему сочувствовал и поэтому всегда молился Богу, чтобы Бог как-нибудь помог каменотёсу улучшить своё положение. Наконец молитва святого была принята и каменотёс каким-то образом разбогател. Каково же было удивление святого, когда каменотёс, перестав обрабатывать камни, забыл Бога, забыл свой дом, друзей и пустился в разгульную жизнь. Только тогда святой понял, что сделал добро не к месту и не вовремя.

Я говорю: Любовь – единственная и самая великая возможность начать истинную жизнь. В этой жизни человек может сделать всё. В законе Любви нет исключений. Если ты начнёшь какое-то дело с любовью, это дело непременно удастся. Мир может перевернуться вверх ногами, но дело завершится успешно. Может подняться буря, может случиться потоп, но, в конце концов, любовь победит. Ведь и Христа так же испытывали? Его распяли на кресте и сатана ему сказал: «Ты хотел исправить мир, но не смог. И другие до тебя пытались. Я хотел дать тебе управлять всеми мирами, лишь бы ты поклонился мне, но ты не согласился. Сейчас ты будешь висеть, пригвождённый к кресту, и я покажу тебе, кто я такой. Во имя твоё будут совершаться преступления, и ты будешь глядеть на всё это». Христос вздохнул, поднял очи к Богу и сказал: «Господи, для чего Ты оставил Меня?» Но сразу же после этого посмотрел на сатану и сказал: «Сейчас Я вижу, кто ты и что ты можешь сделать. Но потом ты увидишь, кто Я и что Я могу сделать». И действительно, Христос воскрес и этим показал людям, что Он может сделать. Он вынес все страдания и после этого сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите и проповедуйте, Я буду с вами до скончания века!» Я говорю: из страданий Христа нужно извлечь урок. Каждый будет выставлен к позорному столбу и должен устоять. Тогда сатана и вас спросит: «Знаешь, кто я такой и что я могу сделать?» Вы ему скажите: «Что ты можешь сделать, я знаю, но и ты увидишь, что я могу сделать».

Вы спрашиваете: «Будут ли страдания у нас?» Для того, кто не страдал, будут страдания. Для того же, кто вытерпел страдания до конца, больше страданий не будет. Странные люди – спрашивают, будут они страдать или нет! Может ли ученик перейти из класса в класс или пройти весь курс школы, не учась? Вы будете учиться четыре года в начальной школе, три года в средней, пять лет в гимназии и четыре года в университете, пока не закончите курс обучения. Может ли четырёхлетний ребёнок выполнить работу двадцатипятилетнего юноши? Рост и развитие людей – продолжительный процесс. Человек учится с самого раннего возраста до самого зрелого. Хотя сознание маленького ребёнка находится в спящем состоянии, но дух его бодрствует и от него ребёнок воспринимает и учится. Человек учится одновременно в трёх школах. На земле учится тело. Все живые клетки организма выполняют определённую службу, но вместе с тем они учатся. В духовном мире учится душа. В Божественном мире учится дух. Значит, человек учится одновременно в трёх университетах. Если вы не понимаете глубокого смысла жизни, вы скажете: «Мы рождаемся, живём и умираем». Что означает слово «смерть»? Почему люди бояться смерти? – Смерть представляет собой самое большое ограничение в жизни. Почему люди радуются жизни? Жизнь содержит в себе самые благоприятные условия для роста и развития. Она несёт самые большие богатства, самую большую свободу, которую человек даже не может себе представить. Кто знает это, тот не должен использовать свою жизнь в качестве точильного круга.

Итак, молодые должны светить, должны быть зажжёнными маяками. Они не должны желать стать старыми, потому что тогда погаснут. Много старых людей забросили свои маяки, преждевременно стали мудрецами. Каждый старый человек должен иметь по одному маяку, о котором бы он заботился. Сколько светит маяков, столько и молодых людей. Сколько служителей маяков, столько и старых людей. Если хотя бы на одного молодого человека больше, чем зажжённых маяков, и если на одного старика больше, чем фонарей, о которых нужно заботиться, значит, дела в мире идут неправильно. При каждом молодом человеке должен быть один старый, при каждом старом должен быть один молодой. Я сопоставляю всё это по следующей аналогии: душа – это маяк, который светит; дух – это служитель маяка, который заботится о душе; он её направляет, заботится о ней, чтобы она светила. Если кто-то скажет, что души не существует, это подразумевает, что его маяк угас. Если кто-то скажет, что дух существует, а души не существует, это подразумевает, что служитель маяка на месте, но маяк не действует. В этом смысле понятия строго определены. Кто-то говорит: «Дух мой ослаб». Значит, служитель маяка, который должен чистить фонарь и зажигать его, отсутствует. У человека должен быть маяк, но в его распоряжении должен быть и служитель маяка.

Сегодня открывается девятый молодёжный собор. Зачем собираются люди? Самое красивое жизни – это процесс собирания1, сложения. Процесс, обратный сложению, – вычитание, которое в жизни ещё называют разбрасыванием. Когда в вычитании нет разумности, тогда мы имеем дело с разбрасыванием. Сложение же, собирание имеет смысл, когда человек собирает в себе добро. Число девять – номер этого собора – означает давать отчёт о том, что сделано за прошедшие годы. Предыдущие соборы проходили в Софии, поэтому многие думали, что в этом году собора не будет. В другие годы братья и сестры готовили к собору музыкальные номера, стихотворения; но и здесь, хотя вы не готовились, было исполнено несколько музыкальных номеров. Сегодня утром, по случаю открытия собора, из провинции прибыл оркестр с мандолинами и гитарами; эти люди не из Братства, но они играли с любовью, без всякого вознаграждения. Они пришли как представители, посланные невидимым миром, чтобы сыграть вместо пришедших на собор наших братьев и сестёр из провинции. Это показывает, что между всеми явлениями в жизни есть тесная связь. Бог руководит всем, Он открывает и закрывает соборы – всё происходит по Его воле. Вы не можете себе представить, чтобы собор на Риле прошёл без музыки и без особых приготовлений. Когда я вам сказал, что в этом году не будет собора, я хотел обратить ваше внимание на то, что собор пройдёт не обычным образом, не так, как вы привыкли, собор пройдёт совсем по-другому. В этом году собор открывается сегодня, на Петров день, а в прошлые годы в этот день он завершался.

В притче о сеятеле Христос говорит: «… иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Значит, первое семя упало на дорогу, и птицы поклевали его. Дорога представляет собой физическую жизнь, временную, преходящую, от неё ничего нельзя ожидать. Другие семена упали в терние и на каменистые места, где скоро взошли, но не смогли дать плода. Эти условия представляют собой духовный мир. И наконец, одно семя упало на добрую землю и дало плоды: тридцать, шестьдесят и сто зёрен. Так что, истинных плодов следует ждать из Божественного мира.

«Ты – Сын Бога живого». Когда Пётр сказал Христу, что Он – Сын Бога живого, он имел в виду силу, которая крылась в Христе. Следовательно, Пётр провёл параллель между Богом и Христом и нашёл, что Христос – Сын Божий. И если люди поверят в Бога, они увидят, что земля, на которой они живут, – это возможность для них. Когда восходят Солнце, Луна, звёзды, они – представители, посланники Бога. Когда вы встречаете хороших людей, – они тоже представители, посланники Бога. Каждое дело, которое человек исполняет с любовью, не что иное, как исполнение Божьей воли. Например, музыканты-добровольцы – все образованные, интеллигентные люди – исполнили Божью волю. Они и вам показали хороший пример, играя бесплатно, они хотели этим сказать: «Работайте и вы, как и мы, – даром, из любви и для Бога». А невидимый мир хотел показать вам, что когда Бог организует дела, то они проходят без программы. И в Божественном мире есть программа, но не такая, как в физическом мире.

Итак, если к вам придёт какое-либо испытание, благодарите Бога. Испытания – это привилегия для людей. После каждого испытания человек получает что-то хорошее. Одно из испытаний в горах – это дождь. Когда мы пришли сюда, уже на другой день пошёл сильный дождь. С неба лилось как из ведра, и одновременно вода как будто била ключом и из земли. Братья съёжились, замолкли, глядят, что будет. А дождь был такой силы, что слышно было, как земля гудит как-то по-особому. Раздавались пушечные раскаты грома, а небо раскалывалось от молний. Я говорю: ничего страшного, обитатели гор громовыми раскатами поздравляют нас с прибытием. Кроме того, они нам дали концерт с сильными, крупными музыкальными тонами. Ночь все провели в молитве. Наутро всё утихло, и они стали смеяться над собой, рассказывать, как боялись, что порвутся палатки. После этого испытания все почувствовали себя бодрыми, свежими, помолодевшими, как дети.

Я говорю: человек должен нести в себе качества ребёнка, должен обладать Божественной чистотой. Пока он живёт на земле, он должен постоянно быть молодым, работать, светить, как горящая свеча. Он должен быть маяком в море, который издалека указывает путь пароходам. Что касается страданий человека, то они временны. Страдания могут исчезнуть моментально. Пока человек страдает, он думает, что никогда не выйдет из этого положения. Когда он освобождается от страданий, он всё забывает и сохраняет только опыт, который приобрёл.

Итак, существенная идея, которую вы должны вынести из этого собора, это идея о Сыне Божьем. Слово «молодой» подразумевает возможность человека светить, иметь расположение Бога, быть Сыном Божьим. Только тот человек может называться Сыном Божьим, кто исполняет Его волю. И поистине, через нас Бог всё может сделать. И мы должны радоваться этому. Если мы исполняем Божью волю, мы получим от Бога благословение, а от людей почёт и уважение. Исполнять волю Бога – вот истинная философия жизни. Но когда человек доходит до своего отношения к Богу и к людям, он начинает колебаться. Почему? – Потому что перед ним встаёт вопрос о самовоспитании. Воспитать человеку себя, овладеть собой, обуздать себя – это самое трудное дело. В человеке есть силы, которые он должен знать в первую очередь. Одновременно он должен знать законы, которым эти силы подчиняются. Это не механический процесс. У человека есть мысли, желания и поступки, с которыми он не может обращаться, как ему вздумается. Например, чувство ненависти в человеке должно быть трансформировано самым правильным способом. Когда человек ненавидит кого-то, он ненавидит и себя; он причиняет неприятности другим, но одновременно причиняет неприятности и себе. Когда человек любит кого-то, он любит и себя. Он делает добро другим и, одновременно с этим, делает добро себе. Ненависть разрушает, любовь созидает. Зачем нужно ненавидеть? Зачем нужно мстить? Не забывайте, что Божье око следит за всем. Когда кто-то на вас нападает, не спешите расправиться с ним, оставьте это дело Богу. Он расправится с ним таким способом, каким вы и не подозреваете.

Итак, девятый молодёжный собор уже открыт! Мы, те, кто пришёл сюда, встанем рано утром и пошлём добрые мысли по всему миру. Добрые мысли – это Божьи мысли. Они должны проникать повсюду, где есть Божьи работники. Какую первую телеграмму вы пошлёте сейчас в Софию? Каждый, кто пришёл сюда, пусть пошлёт короткое письмо кому-нибудь из своих друзей в Софии или в провинции и порадует их. Напишите им о человеке, о его связи с Богом. После беседы поешьте как следует, а потом можете служить и другим. Сначала человек служит себе, а потом своим ближним. С утра до вечера человек должен непрестанно благодарить Бога за все возможности, которые Он ему дал. Отсюда начинается истинная жизнь. Зная это, вы не должны падать духом. Когда человек падает духом, он теряет правильное направление в жизни; когда воспрянет духом, он снова его находит. Так ведёт себя и маленький ребёнок: когда потеряет мать, плачет, когда найдёт, радуется.

Я говорю: мы здесь – как на радиостанции, и должны держать в своём уме чистые и красивые мысли, которые потом пошлём по всему миру. Как мысли передаются от одной телеграфной станции к другой, так и мы пошлём наши добрые мысли через пространство. Таков закон: ничто в мире не исчезает и не создаётся. Следовательно, и мысли не исчезают и не создаются, они только переносятся от одной станции к другой. Станции – это человеческие умы.

Сейчас поблагодарим Бога за Слово, за еду, за изобилие, которое нам даётся здесь. Будьте внимательны, чтобы ваши маяки постоянно светили и чтобы служители маяков вовремя их чистили и зажигали.

Тайная молитва.

12 июля 1931 года,

Петров день.

6 ч. в.

________________________.

1. В болгарском языке слова складывать и собирать звучат одинаково: събирам.

.

.