ЦЕННОЕ В МАЛОМ 1931 0802 0 SU

ЦЕННОЕ В МАЛОМ

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"

по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,

дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931 ( PDF)

Ценното в малкото

2 августа 1931 года,

5 ч.у.

Сегодня размышляйте над следующей мыслью: «Над всем пребывает Божье имя».

Сейчас я прочту четвёртую главу Евангелия от Иоанна.

Говорю вам: в своей жизни человек нуждается в пяти вещах: у него должны быть здоровые ноги, руки, уши, глаза и должен быть хорошо развит мозг, чтобы мыслить правильно. Если человек добр, то и ноги у него будут здоровыми. Без доброты ноги не могут быть здоровыми. Если человек справедлив, то и руки у него будут здоровыми. Без справедливости руки не могут быть здоровыми. Если человек разумен, то и уши у него будут здоровыми. Без разумности уши не могут быть здоровыми. Если человек любит истину, то и глаза у него будут здоровыми. Без любви к истине глаза не могут быть здоровыми. Если человек любит Бога, то и ум у него будет хорошо развит. Без любви к Богу ум человека не может развиваться правильно, и тогда человек не может мыслить правильно. Некоторые говорят: «Труднее всего человеку быть добрым». Нет, легче всего человеку быть добрым. Нет ничего легче этого. И если человек не начнёт с этого самого лёгкого дела – быть добрым, то за какую бы другую работу он ни взялся, она всегда останется не начатой. Люди должны начинать с самых лёгких дел, а заканчивать самыми трудными. Кто начинает с трудных дел, вернётся к лёгким. Кто начинает с лёгких дел, постепенно перейдёт к трудным. Иногда самое маленькое добро, сделанное вовремя, стоит дороже большого добра. Например, в холодный зимний день приходите вы к бедной вдове, у которой маленькие дети. Она положила в печь немного дровишек, но у неё нет денег, чтобы купить спички и разжечь огонь. А у вас спички в кармане. Вы чиркаете спичкой – и огонь загорается. Дети зашевелились, забегали по комнате, весёлые и довольные от того, что им стало тепло. Какое маленькое усилие потребовалось с вашей стороны, чтобы развести огонь в печи этой вдовы! Даже маленький ребёнок может выполнить эту работу. Но зажечь спичку в данном случае – это большее добро, чем построить город или спасти целый народ. Почему? – Потому что, однажды загоревшись, этот огонь может гореть вечно. Если же вы спасёте тонущего, он может поскользнуться и снова упасть в воду. Или если вы спасёте народ от какого-то зла, он опять может вернуться к этому злу.

Вообще, нельзя спасти человека, у которого руки, ноги, глаза, уши или мозг не здоровы. Тонущего вы можете спасти, только когда он молится, когда любит Бога. Если он молится, Бог пошлёт кого-нибудь выполнить Его волю – спасти этого человека. Если человек молится, это показывает, что он – здоровый человек. И Бог сразу же посылает кого-нибудь помочь ему, говоря: «Помоги этому человеку, потому что он просит Моей помощи». И тот, кто спасает человека, должен знать, что он только исполняет волю Божью; он – свидетель добра, которое Бог вершит. Когда вы кого-то любите, вы являетесь проводником, свидетелем любви, которую Бог посылает через вас. Так должен думать человек! Это правильный способ рассуждения. Если человек начнёт думать, как сделать добро кому-нибудь, как любить Бога и как – людей, он поймёт, что сам, без Бога, он ничего не может сделать.

Итак, в разумной жизни каждую вещь нужно поставить на своё место. В этом смысле я спрашиваю: что горит – дрова или огонь? И дрова не могут гореть без огня, и огонь не может гореть без дров. Огонь есть только там, где происходит горение. Сердце бьётся, пульсирует, посылает кровь по всему телу, вследствие чего развивается тепло. Значит, в сердце есть огонь. Где есть жизнь, там есть и горение. И наоборот: где происходит горение, там есть и жизнь. Когда вы захотите развести огонь, нужны дрова. Дрова рубят, приносят, а потом разводят огонь. Кто не принимает участие в этой работе, думает, что огонь разжечь легко. Хорошо бы всем принять участие в рубке и переноске дров, чтобы, греясь у огня, вы испытали приятное чувство от того, что и вы участвовали в общей работе.

Итак, я рекомендую вам следующее. Хорошо будет, если каждый из вас заведёт тетрадь, в которой будет отмечать, сколько раз в день у него появляется желание дать что-то и сколько раз желание – взять что-то. Интересно потом подвести итог: сколько желаний в течение дня относится к категории брать и сколько – к категории давать. Начните собирать эти статистические данные уже сегодня, чтобы увидеть, какие желания преобладают в вас. Уже сейчас начинайте наполнять свои сумки. Естественно для человека собирать, но естественно и давать. Вы имеете право собирать, но после увидим, дадите ли вы что-нибудь из того, что приобрели, другим или положите в свой банк. С утра до вечера нищий собирает милостыню и кладёт её в сумку. Взяв что-нибудь, он должен сразу же пойти к Богу и поблагодарить Его за то, что получил благо. И когда он благодарит Бога, этим что-то даёт от себя. Однако нищий этого не делает. Целый день он ходит из дома в дом и всюду говорит: «Бог меня послал, чтобы вы мне дали что-нибудь». В сущности, он пользуется ложью. Бог его послал только в одно место, чтобы там ему дали что-нибудь, а не для того, чтобы он ходил по всем домам.

Я говорю: нищенство – отрицательное качество, которое существует и в духовном мире. Например, есть у человека маленькая радость, но он не доволен ею, хочет ещё радости, хочет доверху наполнить свою сумку. Если в тебе есть маленькая радость, будь доволен ею. Благодари Бога, что он дал тебе эту радость на сегодняшний день, и не проси ещё радости. Вы должны изучить закон, который управляет радостями и скорбями в жизни. Представьте себе, что одежда, шляпа, обувь у вас драные и вы не знаете, что делать, в чём выйти к людям. В это время приходит ваш знакомый и приносит вам новую, хорошую обувь. Стоит ли сейчас думать, что у вас нет новой одежды, новой шляпы? Нет, уединитесь где-нибудь, чтобы никто вас не видел, и поблагодарите Бога за обувь, которую вы получили. Если поблагодарите Бога за обувь, и остальное придёт. Поблагодарите за обувь и ни о чём другом не думайте. Если вы будете думать, что у вас нет новой одежды и шляпы, то и обувь исчезнет.

Благодарность даёт силы человеку вынести все невзгоды в жизни, как бы велики они ни были. Если человек благодарен, этой благодарностью он покрывает свои недостатки и переносит невзгоды легче. Таков духовный закон. Если человек благодарен маленькой добродетели в себе, бережёт её и заботливо выращивает, тогда и другие добродетели присоединятся к этой и придут ему на помощь. Таково вознаграждение каждому, кто верит в маленькую добродетель и благодарен за неё. Если человек отделит маленькую добродетель от других, отодвинет её в сторону, сама по себе она не сможет проявиться. Вследствие этого, в сознании человека останется маленькая пустота. Когда у человека есть новая

обувь, но он не благодарен за неё и думает о том, что у него нет новой одежды, он впадает в такое же положение и по отношению к Богу. Например, Бог говорит, что Он стёр все наши грехи, но мы сомневаемся в Его словах и спрашиваем: «Может быть, какой-то грех не стёрт?» Это всё равно что, имея новую обувь, спрашивать, будет ли у нас ещё и новая одежда, и шляпа или мы останемся оборванными?

Первое, что вы должны приобрести как ученики, – это устойчивость, непоколебимую веру. Ваша вера не должна быть, как вера того нищего, который встретил миллионера и попросил у него помощи. Миллионер дал ему пол-лева и сказал: «Приходи вечером ко мне домой, я тебя накормлю как следует». Нищий остался недоволен половинкой лева и сказал: «Ну что я могу сделать на эти деньги? На них я не смогу купить себе даже пачку табака. Этот миллионер не готов был оказать мне большую помощь сейчас, и мне придётся пойти к нему домой, где он даст мне больше. Не верю!» Так и вы встречаете Бога и просите у Него помощи. Он даёт вам пол-лева и зовёт к себе домой вечером, чтобы накормить вас как следует. Однако вы не знаете Бога, не верите Ему и говорите: «Этот человек еле оторвал от своего сердца пол-лева. Зачем мне надеяться, что он меня вечером накормит? Не верю я, он скряга. На что же сначала потратить эти пол-лева: на обувь, на одежду или на шляпу? Зачем ждать до вечера?» Нет, подожди немного, пойди в дом к богатому, как он тебе сказал, и ты получишь всё: обувь, одежду, шляпу, а сверх того он тебя ещё и накормит.

Спрашиваю: «Если мы не привыкли верить маленькому добру и благодарить за него, чему ещё мы сможем поверить?» Современные люди ожидают чего-то большого, поэтому не обращают внимания на малое. Молодой парень говорит: «Эх, был бы у меня богатый отец, чтобы я закончил хотя бы два факультета за границей и стал бы профессором или министром!» Молодая девушка говорит: «Эх, пришёл бы откуда-нибудь князь, я бы вышла за него замуж и жила, как мне хочется!» Все люди надеются, что придёт кто-то со стороны и улучшит их положение. Даже если и профессором станешь, министром, князем или княгиней, никто кроме тебя не приведёт в порядок твои дела. Кто-то скажет: «Надо жениться, хотя бы ребёнок у меня будет!» Спрашиваю: «Что ты будешь делать, когда у тебя будет ребёнок?» Ребёнок представляет собой первую, самую маленькую добродетель, которая рождается в душе человека. Если в человеке нет этой добродетели или он её не ценит, не разрабатывает, то, даже если у него будет десять настоящих детей, он всё равно останется бездетным. Если добро, которое существует в человеческой душе, не проявляется, человек всегда остаётся бездетным. Это – великая истина жизни. Говорит кто-то: «Женюсь-ка я, тогда и всё остальное легко наладится». Нет, пока любовь не войдёт в твою душу, ты всегда останешься неженатым. У тебя может быть связь с какой-нибудь девушкой, ты будешь думать, что женился, но это ещё не представляет собой истинной женитьбы. Если войдёт любовь в человека, он уже женат. Любовь приходит только один раз в жизни человека. Следовательно, он может жениться только один раз! Если войдёт любовь в человека, он уже ничего не ищет, ни о чём другом не думает. Сегодня женатые и неженатые, учёные и неучёные, бездетные и те, у кого есть дети, молодые и старые – все ищут любви. Как только придёт любовь, они всё получают, жизнь их обретает смысл, и они живут в мире и согласии с Богом.

Я говорю: всё, что люди совершают на земле, представляет собой символы духовного мира. Таким способом духовный мир направляет людей к реальной жизни. Физический мир без духовного – это мир иллюзий. Люди женятся и всё равно неженатыми остаются. Детей рожают, но дети исчезают, тают у них на глазах, как лёд. Когда человек любви родит ребёнка, тот следует за ним в вечность. Этот ребёнок постоянно идёт рядом со своим отцом и говорит ему «папа». Этим обращением он хочет сказать: «Папа, Ты – начало Любви». То же самое происходит и на земле. Когда ребёнок вырастет, он идёт следом за отцом и говорит ему «папа». Это значит: ты, вышедший из любви, начинай любое дело с добром и любовью! Добро – свидетель Великой Любви.

Итак, когда человеку дают новую обувь, он сразу прозревает. Почему в старой, рваной обуви он не видит? – Потому что ноги у него остыли, он весь сжимается, смотрит только в землю и ничего вокруг не видит. Когда люди замерзают, они закрывают глаза и ничего не видят. Как только согреются, они открывают глаза. Следовательно, человек всегда должен быть обут! Вы спрашиваете: «Какая связь между обувью и способностью видеть?» – Когда человек обуется, то есть когда добро дойдёт до его ног, ноги становятся здоровыми и он ходит довольный, счастливый, с открытыми глазами и всё видит. Это закон, который относится к сознанию. Нужды и недуги человека нагружают его сознание ненужным балластом, который отдаляет его от истинной цели жизни. Например, ведёт человек в течение пяти – шести лет религиозную жизнь, но однажды говорит: «Зачем молиться Богу? Чего я добился, молясь столько лет? Не нужна мне больше молитва, не нужно мне Евангелие! И без этого можно жить». Говорю: этот человек не может жить религиозной жизнью, потому что он бос, потому что ноги у него не здоровы. Если бы он был обут, если бы его ноги, руки, глаза, уши и мозг были здоровы, он считал бы для себя привилегией подняться в горы и помолиться Богу, принести свой дар. В Ветхом Завете люди приносили жертвы Богу, а современные люди идут на молитву с пустыми руками. Что означает жертва ветхозаветных людей? Сегодня люди идут к адвокату, но, если руки у них пусты, тот их не примет. Как бы ни был добр этот адвокат, но, когда вы расскажете ему, чего от него хотите, он скажет: «За это дело вы мне заплатите пять тысяч левов». Когда вы услышите, что адвокат запросил пять тысяч левов за то, чтобы вести дело, глаза у вас широко раскроются. Почему? – Деньги нужно для него приготовить, он не работает бесплатно. Вы скажете: «Это ещё вопрос, выиграет ли он дело». Однако адвокат говорит: «Выиграю я дело или не выиграю, но, по крайней мере, деньги заработаю». Когда адвокат просит денег у людей, он не открывает своих глаз. Когда же слышит звон монет, тогда открывает глаза.

Сегодня что бы ни делали люди, они всё чего-то ожидают за это. Неплохо человеку что-то получать за труд, за свою работу – это в порядке вещей. Но когда я говорю, что человек должен работать даром, я имею в виду следующую идею: всякая работа должна совершаться сообразно с законом Любви, без оглядки на то, заплатят за неё или нет. Всякая работа, выполненная с любовью, не может быть оплачена; всякая работа, выполненная без любви, оплачивается. Адвокат говорит: «Я прошу за защиту такого-то дела пять тысяч левов!» Этот человек работает без любви. Пойдите к другому адвокату, который не поднимает вопрос о деньгах. Он возьмётся за дело, рассмотрит его, изучит и выиграет. Его клиент говорит: «Вот тебе не пять, а десять тысяч левов. Я доволен твоей работой. Я не могу оплатить твой труд, но даю тебе хотя бы небольшое вознаграждение». Такие отношения существуют только между разумными людьми. Идёшь ты к бакалейщику, просишь, чтобы он дал тебе килограмм сахара. Он взвешивает сахар, даёт его, но в тетрадку не записывает и не говорит, сколько сахар стоит. Ты берёшь сахар и платишь ему, сколько считаешь нужным. Это отношения любви. В соответствии с сегодняшними отношениями людей, бакалейщик говорит: «Ты должен заплатить за сахар двадцать пять левов!» Покупатель достаёт двадцать пять левов и платит. По закону Любви торговец ничего не говорит о цене сахара, но покупатель достаёт банкноту в пятьдесят левов, платит за сахар и говорит: «Я доволен, что нашёл сахар в твоём магазине, а что касается цены, то я и тысячу левов готов дать». Каким был бы мир, если бы между людьми были такие отношения?

Я говорю: любовь нельзя навязать людям. Она не признаёт насилия, но даёт хорошие уроки людям. Например, когда люди ничего не дают Господу, он посылает к ним разбойников, которым говорит: «Поскольку эти люди богатые и ничего не дают во имя Моё, поэтому пусть дадут вам». Те заходят в богатый дом с пистолетами в руках, забирают одно, другое и уходят. Когда они уходят, богатые говорят: «Много вещей забрали эти разбойники, но, слава Богу, мы хоть живыми остались». Данный пример только для пояснения идеи. В связи с этим, вы должны знать: всё, что у вас есть, – Божье, а не ваше. Зачем человек рассказывает, что он внёс деньги в банк или взял деньги из банка? Никто никаких денег не вносил в банк. Деньги и без него существуют. Какие-то люди печатали деньги, а он считается собственником этих денег. У денег нет собственника.

– Как это я не собственник? Я столько трудился, столько сил потратил, пока их заработал.

– Труд, усилия принадлежат жизни, они не твои.

Следовательно, нет собственников в мире, потому что нет и собственников жизни. Если кто-то называет себя господином, собственником жизни, он должен быть человеком бессмертия. Однако никто ещё не дошёл до бессмертия. Бессмертие придёт, когда люди войдут в закон Любви. Сейчас они изучают закон бессмертия. Когда люди изучат этот закон, они уже будут знать, как надо любить. Пока люди умирают, они ещё не живут в законе Любви. Христос говорит: «Это есть жизнь вечная, познать Тебя Единого Истинного Бога». Если вы познаете Бога, в дар за это Он даст вам вечную жизнь – жизнь бессмертия.

Вы спрашиваете: «Когда это случится? Через сколько перерождений?» Это случится в будущем, в далёкой вечности. А вечность – область истины. Вот почему, когда кто-то говорит о вечности, я понимаю под этим истину. Вечность – это образ истины, а истина безгранична. Следовательно, всё реализуется в истине. Реализуется ли идея через год, два, сто, тысячу или больше лет – это всё границы истины. Минута или век, год или сто миллионов лет – это всё границы истины. Это показывает, что человек может достичь чего-либо и в один миг, и за миллионы лет. Какая разница в обоих случаях? Если человек достигнет своих идеалов за миллионы лет, он испытает много тревог и мучений. Если же он достигнет их в один миг, у него почти не будет тревог. Например, кто-то говорит: «Знаешь, сколько я перенёс, пока не приобрёл богатство, которому сейчас радуюсь?» Однако эти приобретения – внешние, они не представляют собой ни объекта истины, ни объекта жизни. Бог – вот объект жизни. Кто найдёт Бога, тот поймёт глубокий смысл жизни. Как-то встречаю одного знакомого священника, который рассказывает мне о своей жизни. Он говорит: «Не знаю, что делать. Есть у меня дом, дети, я забочусь о них; но Бог забрал у меня попадью, оставил меня в одиночку справляться с жизнью. Пока она была жива, я был беден, дети были маленькие, жилось нам трудно. Когда дети выросли, положение моё улучшилось, но она ушла. Сегодня я и хотел бы жениться, да не могу – я поп. Однако надоела мне уже эта одежда! Как бы я желал освободиться от неё! Ушла моя попадья!» Прав человек. Зачем ему жизнь без попадьи? Это означает: зачем ему жизнь без любви? Жизнь без любви подобна попу без попадьи.

Сегодня все жалуются, что любви у них нет, что попадья ушла. Это показывает, что смысл жизни в любви. Какое бы богатство ни имел человек, если нет у него любви, жизнь его бессмысленна. Потом я говорю этому попу:

– Твоя попадья может вернуться, может воскреснуть, потому что любовь никогда не умирает. Твоя попадья может ожить и уже этим вечером прийти к тебе.

– Как?

– Когда полюбишь Бога.

– Как я найду Бога? Как я его полюблю?

Говорю ему:

– Если ты много лет подряд ходишь с кадилом, проповедуешь людям, говоришь им о Боге, а сам не знаешь, где Он и как Его найти, зачем ты вводишь людей в заблуждение?

– Прости меня, Господи! Я и сам запутался. Лучше, если можешь, дай мне совет, как освободиться от этой одежды, а я уж сам найду себе попадью.

Прав человек. Я перевожу: эта одежда представляет собой грехи людей, которые отдаляют их от истины. Когда человек сбросит с себя эту одежду, то есть, когда он отдалится от своих грехов и когда истина оживёт в нём, тогда он опять найдёт свою попадью. И наконец, я говорю этому попу: «Сбрось свою одежду и пойдём со мной!» – «Надо немного подумать». Он и до сих пор ещё думает.

Сейчас я говорю: сбросьте свою одежду! Ваша попадья повсюду. Не возлагайте надежд на то, на что не нужно. Стройте свою жизнь на трёх важных основаниях: на Божьей Любви, Мудрости и Истине! Если придут Божья Любовь, Мудрость и Истина к вам, то какую бы работу вам ни дали, сделайте её с любовью. Не проводите различия между той или иной работой. Любая работа – как бы она ни была ничтожна, как бы она ни была мала, – если совершается во имя Божьей Любви, Мудрости и Истины, она хороша. Когда работа сделана так, она приобретает большую ценность. Вы спрашиваете: «Как любить?» или «Как обрести Божью Любовь, Мудрость и Истину?» Я вам отвечу, как ответил попу. – Вот уже столько лет вы пишете любовные письма! Почему же утверждаете, что не знаете, как любить? Вы говорите людям о любви, а при этом спрашиваете, как любить. Это противоречие. В таком же противоречии оказался и священник. Он служит Богу, проповедует людям любовь. А если ему сказать, что есть новый способ, с помощью которого можно служить и воскресить попадью, он не поверит и признает только старый способ. Нет, только новым способом можно достичь пути, который ведёт к Божьей любви. Для этого требуется сделать только один шаг вперёд, а именно: человек должен решиться дать что-то от себя, то есть принести великую жертву Первичному Началу, Богу. Если он совершит это, то дела его пойдут на лад.

Итак, я хочу, чтобы из этой беседы вы удержали в своём уме только основную мысль. Все ненужные мысли из неё можно отбросить, а удержать только одну, самую необходимую – она будет основной мыслью. Вы спросите: «Как мы узнаем, какие мысли нужные и какие ненужные?» Представьте себе, что вам дали драгоценный перстень в шкатулке, которая завёрнута во много слоёв бумаги. Перстень вместе со шкатулкой весит едва двадцать пять граммов, однако вместе с бумагой он весит несколько килограммов. Что вы сделаете в этом случае? Вы развернёте шкатулку, откроете её, достанете перстень и наденете его на палец. А всю бумагу, в которую завёрнут перстень, отбросите в сторону как ненужную. Вы только перстень возьмёте как необходимую вещь. Нужно ли нести на спине пустую шкатулку, завёрнутую в бумагу? Когда вы достанете перстень, шкатулка и бумага вам уже не нужны. Следовательно, перстень представляет собой благоприятные условия в жизни человека. Перстень –поручитель, гарант, который подписывает вексель, и с его подписью вы можете получить деньги в каком-нибудь банке. Вексель с подписью поручителя – это рекомендательное письмо, которое должно быть у каждого.

Следовательно, рекомендательное письмо – это вера. Без веры вы никуда не можете пойти. Вера – это канат, на котором пляшет акробат. Воля же представляет собой шест, который акробат держит в руках для равновесия. Если он потеряет шест, то всё равно сможет удержаться на канате; но, если канат порвётся, акробат свалится на землю. Если порвётся канат, нужно натянуть новый. Это показывает, что без веры никаким образом нельзя пройти от одного конца до другого. Если вы хотите пройти по канату от одного конца до другого, непременно нужно его натянуть, взять в руки шест и пройти по нему. Когда вы пройдёте по канату, тогда вам заплатят. И скрипачу платят, когда он закончит игру. Тот, кто идёт вскапывать виноградник, получает свою зарплату, когда закончит работу. Вообще работнику платят после того, как он закончит свою работу. Адвокаты составляют исключение из этого правила. Когда адвоката приглашают защищать какое-то дело, он говорит: «Я возьмусь за это дело, но мне предварительно должны заплатить». Иногда адвокаты просят, чтобы им заплатили предварительно хотя бы половину того, что им причитается за работу. Они потеряли доверие к людям и говорят: «На многих мы работали, но нам не заплатили за наш труд, поэтому мы хотим заранее подстраховать себя». В духовном мире закон платежа такой же, как и в физическом. Там платят после завершения работы.

Итак, существенный вопрос, на котором нужно остановиться, это вопрос о нужных и ненужных вещах. Нужные вещи – из категории перстня. Что символизирует собой перстень? Перстень символизирует собой здоровые руки, ноги, глаза, уши и ум человека. А это подразумевает: тёплое сердце, светлый ум, сильную волю, широкую душу и мощный дух. Когда я перечисляю то, что нужно человеку, этим он и ограничивается. Или если я скажу, что человеку нужна вера, это ещё не значит, что у него нет веры. У каждого человека есть вера, но не такая, какая должна быть. Вера не может быть навязана механическим способом. Поэтому я говорю: без веры идите! Что это подразумевает? Пока человек полностью не потеряет веру, он не сможет её обрести. Иными словами, пока человек не разуверится, пока не потеряет веру в ложное, преходящее, во что он сегодня верит, он не сможет найти прямой путь истины. Например, годами вы идёте по какому-нибудь пути, пока, наконец, не потеряете веру в него и скажете: «Ничего я не достиг на этом пути!» Когда человек перестаёт верить в недостижимое, но приобретает веру, он уже перешёл от безверия к вере. Иногда происходит обратное: некоторые идут от веры к безверию. Одни идут из любви в безлюбие, а другие – из безлюбия в любовь. Это пути, которыми ходят люди.

Говоря о безлюбии и любви, я не хочу сказать, что у вас нет любви; но многие из современных людей неправильно понимают любовь. Они всегда связывают её с образом молодого юноши или молодой девушки. При этом они знают: когда придёт любовь, нужно что-то дать.

К одному американскому миллионеру приходит молодая, красивая девушка и спрашивает его: «Хочешь, чтобы тебя полюбил кто-нибудь?» Он на неё посмотрел, а потом опустил голову, думая, что ей сказать. Он знает, что, если его кто-то полюбит, много долларов улетит из его кошелька. Он знает, что очень дорого будет стоить ему красивая девушка. После долгого молчания он говорит: «Этот вопрос очень трудный. Приходите через несколько дней, тогда я вам отвечу». В нём боролась любовь к деньгам с возможностью любить красивую девушку. Если он полюбит девушку, деньги улетят. Современные люди хотят любить, умеют любить, но при этом они понимают, какой большой жертвы потребует от них любовь. Когда мы говорим кому-то, что нужно любить Бога, тот отвечает: «Я хочу немного пожить в своё удовольствие». Такой человек не готов жертвовать. Он банкир, он любит деньги и говорит: «Я подумаю немного и тогда отвечу».

Итак, от всех требуется новое понимание жизни. С этой целью нужно сделать внутренний перевод внешней жизни, чтобы каждый увидел свою слабую сторону. Например, говорит кто-то: «Нужно любить друг друга!» Я говорю: без Бога любовь к людям ничего не даст. Такая любовь похожа на пшеничное зёрнышко, посаженное на каменистую почву, или на пустой пшеничный колос. Вы видели, как торчат вверх пустые колосья? Когда земледелец посмотрит на торчащие вверх пшеничные колосья, он вздохнёт глубоко и скажет: «Это пустые колосья! На них нельзя рассчитывать». Потом посмотрит на полные колосья, тяжёлые, склонившиеся к земле, и скажет: «Это хорошая пшеница».

Я говорю: нет ничего лучше в жизни, чем полные колосья! Полные колосья показывают Любовь Бога к нам. Когда входит Любовь в нас, она оплодотворяет всё, развивает нашу деятельность и придаёт смысл нашим мыслям, чувствам и поступкам. Если приходит любовь к нам, мы становимся сильными, бодрыми и радостными. В присутствии любви наше состояние подобно сегодняшнему дню: небо чистое, ясное; солнце хорошо, приятно светит и погода тихая, спокойная.

2 августа 1931 года,

5 часов утра.