СИИ ТРИ 1931 0806 0 SU

СИИ ТРИ

Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"

по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,

дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."

Съборна година 1931 ( PDF)

Тези три неща

6 августа 1931 года,

5 часов утра.

Любовь – путь для всех, кто живёт для Бога. Мудрость – путь для всех, кому Бог изъявляется. Истина – путь для всех, кто учится служить Богу. Для размышления на этот день возьмите 25 стих 5 главы Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».

Пусть это утро оставит памятный, неизгладимый образ в вашем сознании. Как небо сегодня чистое и светлое, как утро тихое и приятное, так пусть будет и в вашей душе. Хорошо этим утром говорить о Божьем присутствии. Этот день – Божий день и поэтому он должен остаться для вас живым образом, таким, как и солнце живое. Пусть в ваших душах будет так же светло, чисто и ясно, как сегодняшнее солнце.

Я говорю: если любовь – путь для всех, кто живёт для Бога; если Мудрость – путь для всех, кому Бог изъявляется, и если Истина – путь для всех, кто учится служить Богу, то будет так, как я вам желаю, без исключения. Если появляются облака на небе, это показывает, что встретились два или больше противоположных воздушных течения, то есть в атмосфере происходят определённые столкновения или отклонения. То же самое можно сказать и о жизни человека. Едва лишь человек отклонится от Бога, то есть от пути, по которому ему определено идти, он непременно запутается в каком-нибудь кустарнике или в чащобе, из-за чего одежда его порвётся. Если человек идёт прямым путём, каждый день его жизни будет таким же, как сегодняшний день. Иными словами, каждый день жизни человека должен быть днём, в котором Любовь царит; а Любовь – это путь жизни. Каждый день жизни человека должен быть днём, в котором Божья Мудрость изъявляется. Каждый день жизни человека должен быть днём, в котором Истина учит его служить Богу.

Все должны знать, что час, в который мы собрались, – это час, в который все существа направляют свой ум к Богу. Как только каждый получит то, что ему необходимо, небо покроется лёгкими облаками. Облака необходимы, чтобы предохранить от испарения то, что приобретено. Следовательно, облачная погода показывает, что люди получили что-то из того, что исходит от Бога, и спускаются на землю работать. В этом отношении, облака – это символ в жизни. Они – благо для людей, потому что до их появления каждый взял, что ему нужно, и богатым, довольным вернулся на землю разрабатывать приобретённое. Лишь небо покроется облаками, не только люди радуются, но и животные, растения. Вообще, кто разбогател, тот доволен облаками, потому что они закрывают его от взглядов людей.

И когда я говорю о хорошем дне, у многих по старой привычке возникает мысль: «Для кого создан этот хороший день?» Я говорю: радуйтесь, что Бог создал такой день, как сегодняшний! Радуйтесь, что все живые разумные существа собрались здесь воздать славу Богу! Радуйтесь, что и вы вместе с ними воздаёте славу Богу! Кто-то спросит: «А какое место я занимаю в собрании разумных существ?» Каждый человек занимает точно то место, которое ему выпало. Вы спрашиваете: «А будет ли у нас и завтра такой же день?» Зачем думать о завтрашнем дне? Вам нужен только один день, а не много дней. Много дней – это груз для человека. Сколько источников нужно человеку? Одного источника ему достаточно. Лучше человеку пить воду из источника с кристально чистой водой, чем пить из сотни самых лучших канистр. Этот хороший день – единственный в вашей жизни, вы должны нести его повсюду. Поедете вы в Софию или в другой город, отправитесь в Болгарию или в другое государство, несите этот день в себе. Если не можете нести его повсюду с собой, – это всё равно что вы не поднимались на Рилу. Недостаточно унести этот день в Софию, но София должна жить в этом дне! Недостаточно разнести этот день повсюду в мире, но весь мир должен жить в этом дне! Этот день всё включает в себя. Всё, что мы приобретём в этот день, нужно унести с собой, чтобы раздать это людям. Вы говорите: «Ну, а если солнце зайдёт?» Если солнце зайдёт, значит, день был обыкновенный. Солнце этого дня никогда не зайдёт! Именно об этом дне сказано в Писании: «Не зайдёт уже солнце» (Исайя 60:20).

Итак, три вещи желаю вам: пусть Любовь в вас зажжётся и несёт жизнь! Пусть Мудрость в вас

зажжётся и несёт Божий свет! Пусть Истина в вас зажжётся и научит, как служить Богу! Только тот, кто служит Богу, может быть свободным. Никто не может поработить свободного человека. Никто не может поколебать свободного человека. Человек может жить как хочет, работать как хочет; однако он может быть свободным, только если служит Богу. Пусть человек будет свободным! В этом смысл жизни. Кто служит людям, тот не свободный человек. И тот, кому люди служат, тоже не свободный. Сказано о Боге: «Возлюбил Истину в человеке». Почему? – Потому что Истина подразумевает внутреннее служение Богу, что в силах сделать человека свободным.

Следовательно, придёт новая жизнь – Любовь. Придёт новый свет – Мудрость. Придёт новое служение – Истина. Сии три включаются в сегодняшний день.

Теперь спустимся вниз в лагерь и позавтракаем, чтобы увековечить этот день, чтобы он стал памятным для нас; а потом пойдём на озеро Чистота. Здесь, у этого озера, я прочту несколько стихов из 19 главы Евангелия от Матфея.

«Иисус же сказал ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство небесное» (Матфей 19:23). Почему Христос говорит, что богатому трудно войти в Царство небесное? – Потому что богатый соответственно своему богатству приобретает и много грехов. Когда человек хочет стать богатым, он много грешит. Так что, этот стих, переведённый на другой язык, означает: «Трудно войти грешному человеку в Царство небесное». Почему? – Потому что грехи и преступления держат его и не пускают в Царство небесное. В этом смысле слово «богатый» подразумевает человека, полного грехов и преступлений. Это имел в виду Христос в цитируемом стихе. Следовательно, с таким богатством никто не может войти в Царство небесное. Это богатство отдаляет человека от Бога. Богатство – это самое большое благо, к которому люди стремятся. У них нет выше идеала, чем богатство. В мире только богатый человек пользуется уважением и почитанием людей. Однако если человек с земным богатством захочет взойти на небо, верблюд опередит его. Именно поэтому Христос говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» (Матфей 19:24). На небе богатый не может пользоваться таким уважением и почтением, как на земле.

Итак, существуют две диаметрально противоположные жизни: земная жизнь – с обыденным пониманием и небесная жизнь – с более высоким пониманием. Я не буду объяснять вам эти вопросы, но вы должны иметь в виду, что всё в мире строго определено, а не механично. Например, солнце следует определённому пути; растения растут по определённому пути; реки текут по определённому пути; ветры дуют по определённому пути; вообще, всё, что случается в жизни человека, точно определенно. Однако люди сознательно, ради своей личной выгоды, изменяют этот определённый путь вещей. Встретят они какой-нибудь ручеёк и, если увидят, что эта вода подходит для мельницы, роют каналы и отклоняют ручеёк от пути, используя его воду для работы. Или, например, какое-нибудь дерево по естеству своему кислое, дикое; но опытные земледельцы и садоводы прививают ему черенок от благородного дерева и тем самым видоизменяют его. Они могут, изменив вид дерева, превратить его в любое, в какое захотят. Таким же образом и многим людям привиты черенки, которые не соответствуют их первичному естеству. Много дедов и прадедов работали над этими черенками и так их изменили, что удивляются самим себе и не узнают себя. Они похожи на наседку, под которую положили куриные и утиные яйца. После того, как птенцы вылупятся, они идут за наседкой, и она удивляется, что это за такой разнообразный народ следует за ней. Когда доходят до какой-нибудь речки, утята бросаются в воду и начинают плавать. А курица остаётся на берегу, удивляется и говорит: «Это Божьи дела!» Потом утята выходят из воды и взлетают. В таком же положении находятся и современные люди. Задумают они работу, примут во внимание ряд условий, но в конце концов будут удивлены: утята их войдут в воду, некоторые из них взлетят, а сами они останутся только с цыплятами.

Я спрашиваю: что представляют собой утята в жизни человека? Они представляют собой грубые желания, которые входят в воду. Однако нет большего страдания, чем жизнь в воде. Там настоящий ад! В воде совершаются большие преступления, для которых нет никакого суда. Там нет никакой культуры, никакой морали. Рыбы, например, заглатывают друг друга целиком. Современные люди используют воду для различных целей, а также и как средство очищения. Почему люди пьют воду? – Чтобы она их очистила от тех преступлений, которые они когда-то совершали в воде. Вода очищает особым способом, вследствие чего она представляет собой средство искупления.

Я говорю: в конце концов в человеке должно остаться только Божественное. Всё остальное в нём – это пособие, данное ему на определённое время. У солдата должны быть оружие и сабля, но только когда он идёт на поле боя. Если он идёт в церковь молиться, винтовка и сабля ему не понадобятся. Писарь нуждается в пере и чернилах, когда он в канцелярии; если же пойдёт в церковь, перо и чернила ему уже не нужны. Когда торговец совершает свои торговые операции, он нуждается в сумке, полной денег; однако, если он пойдёт в церковь, уже у входа стражники отберут у него сумку и скажут: «Здесь оставь свои деньги! В церкви не торгуют». Вот почему, если вы посмотрите на церковь, то увидите перед её входом целые горы оружия, перьев, чернил, сумок с деньгами и т.д. Кто идёт к Богу, тот должен освободиться от всех ремёсел и искусств, которые он приобрёл в своей жизни, и войти к Нему только с тем, что Бог когда-то ему дал. Что Бог дал человеку? – Зажжённый светлый ум и зажжённое благородное сердце. Следовательно, богатство современного человека заключается в том, что содержат в себе его ум и сердце. Все приобретения, кроме приобретений сердца и ума, остаются в стороне. Выйдя из церкви, солдат берёт винтовку и саблю и использует их, где это необходимо. Когда писарь выходит из церкви, он берёт перо, чернильницу и идёт в канцелярию писать. Когда торговец выходит из церкви, он берёт сумку с деньгами и снова начинает торговать. Когда пахарь выходит из церкви, он берёт плуг и мотыгу и начинает пахать землю.

Итак, одно важно для вас: знать, что все люди вместе составляют единый общий организм, органами которого они являются; как корни, стебель, листья и ветви являются органами дерева. Каждый человек должен знать о себе, каким органом дерева он является и на какое место поставлен. Например, если он ветка, то должен знать, какая он ветка: большая или маленькая; в каком направлении смотрит: на восток, запад, север или юг. Если человек это знает, то будет знать ещё, насколько он зависит от других людей. Зависимость одного человека от другого определяется соприкосновением между ним и той функцией, которую они выполняют в общем организме. Один человек важен для другого настолько, насколько он имеет определённые отношения к нему. Маленькие ветки важны для больших веток настолько, насколько они принимают Божье благословение свыше и передают его всему дереву. Божье благословение, которое идёт снизу, от земли, передаётся всему дереву через корни. Вследствие этого, всё дерево зависит от своих корней. Значит, в одном случае вы можете быть полезны кому-то, а в другом случае он может быть полезен вам. Если ветка решит отделиться от целого дерева, зависимость нарушается, и эта ветка в скорое время засыхает. На том же основании, если человек отделится от целого, и он засохнет и не сможет быть полезным ни себе, ни другим. Служба и маленьких, и больших органов в целом одинаково важна. Зачем маленькой ветке нужно стараться непременно дорасти до большой ветки? Для каждой ветки определено, насколько она должна вырасти. При этом её рост зависит как от всего дерева, так и от больших веток. Если они растут, то и маленькая веточка растёт. Если их рост прекратится, то и маленькая веточка перестанет расти. Как бы ни старалась маленькая веточка стать, как большая ветка, она никогда этого не достигнет. Это желание ни в чём не принесёт ей пользы. Лучше быть маленькой веточкой на верхушке дерева, но всегда иметь плод, чем быть большой веткой без всяких плодов. Лучше иметь в своём уме одну священную идею и в сердце одно священное чувство, которым вы радуетесь, чем нести на своей спине большие богатства, как нагруженное животное. Нагруженный человек не свободен. Свобода подразумевает человечность, а в животном состоянии нет закона. И для самих животных нет закона. Сегодня нагружают осла, завтра его нагружают, день ото дня увеличивая груз, и нет закона, который бы определил меру груза. Да и бить его могут, сколько хотят, – и за побои нет закона.

Я говорю: каждый человек подвержен мучениям со стороны своих старых господ. Если вы хотите освободиться от них, нужно признать, что единственный господин в мире – это Бог. Если признаете Бога своим господином, узда с вашей головы и оковы с ваших ног падут. Тогда будете совершать свою работу без палки, без внешнего насилия. Это и есть свобода! Хозяин только спросит: «Вы вспахали ниву?» – «Вспахали». – «Сжали ниву?» «Сжали». Именно к этой свободе стремятся сегодня все народы и все люди по лицу земли. Однако эта свобода обретается при правильном понимании отношений частей к целому и целого к частям. Если человек узнает, какое место он занимает в целом, то есть поймёт свое отношение к Богу, он освободится от всех ограничений. Только таким образом человек дойдёт до совершеннолетия своей жизни. Иначе он всегда будет находиться в положении маленького, беспомощного ребёнка или в положении больного человека. Чем больше вы даёте больному, тем больше расстраивается его здоровье. Однако если вы подберёте подходящую для него пищу, он будет становиться всё здоровее со дня на день.

Следовательно, как пища человека каждый день должна улучшаться, так и знание, мудрость каждый день должны улучшаться. Если пища, знание и мудрость не улучшаются, вы дойдёте до такого положения, в которое попал Соломон, и скажете, как и он: «Суета сует, всё суета!» Я толкую эти слова так: знание без Любви – суета сует. В этом знании нет никаких достижений. Истинное знание достигается каждым человеком особым образом. Как солнце идёт по своему особому пути, так и вы должны идти по пути, который Бог вам определил. Никто не имеет права отклониться от этого пути! Пока вы на пути, на вас Божье благословение. Как только отклонитесь, на вас падут несчастья. Каждое несчастье – результат какого-то отклонения. Пока вы на пути, вы свободны; если отклоняетесь, вы теряете свою свободу и не знаете, куда идти. Пока пальцы на вашей руке, рука пользуется вашим уважением и почитанием; если потеряете палец, то и рука теряет ваше уважение и почитание. Вот почему уважение и почитание человека зависят от осознания им того, что он живёт в Боге, занимает место, определённое для него Богом, и выполняет свою работу.

Я говорю: главное, что нужно унести в свои дома как воспоминание о пребывании на Риле – это идею о том, что, как солнце, звёзды и луна следуют своему определённому пути, так и у вас есть свой определённый путь, которому вы неизбежно должны следовать. Солнце, например, каждое утро восходит точно в определённое время и вечером заходит тоже в определённое время. Оно никогда не восходит и не заходит раньше или позже определённого для него момента. Вот уже столько тысяч лет солнце восходит и заходит, однако до сих пор оно никогда не отклонялось от своего пути: в своём движении оно никогда не приходило раньше времени и не задерживалось. Знаете ли вы, что будет с жизнью на земле, если солнце отклонится от своего пути? Величайшая катастрофа произойдёт на земле даже при малейшем отклонении солнца от своего пути. На основании того же закона большая катастрофа произойдёт и в жизни человека, если он отклонится от пути, который Бог ему определил. Когда человек окажется перед такой катастрофой, он всё потеряет и будет жить, как в пустыне. Он лишится самых красивых мыслей и чувств, всего благородного и возвышенного. Именно поэтому никакая сила не должна суметь отклонить человека от его пути. Такое положение человека говорит о его абсолютной вере в Бога. Если человек идёт по своему пути, то любая работа, которая ему даётся, священна. При этом любая работа должна принести свой плод.

Это имел в виду Христос, когда говорил: «Всякую ветвь, не приносящую плода, отсекают и отбрасывают в сторону». В этом отношении, и жизнь осмысливается настолько, насколько мы приносим плод в целое. Когда человек работает для Бога, он ценен и для светлых духов на небе, и для добрых людей на земле. Тогда все готовы прийти ему на помощь, когда он оказывается в нужде. Если же он отклонится от своего пути, все его оставят, все его забудут. Не то же ли самое происходит и с людьми, которые живут и работают только для себя? Пока человек богат, все ему угождают, почитают его; как только разорится, все его бросают. Если в человеке есть какие-то блага, то и люди собираются вокруг него; как только потеряет эти блага, все оставляют его. Кто является причиной того, что человек теряет свои богатства и блага? – Дьявол. О нём сказано в Писании: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить». Он даёт плохие советы людям, пока не подтолкнёт их к каким-нибудь ненадёжным предприятиям. Люди теряют свои богатства и остаются совершенно бедными, отверженными всеми. После этого дьявол их оставляет, чтобы они сами платили свои долги. Сколько бы векселей ни подписал дьявол, все на их счёт оставляет. Это показывает, что этот старый господин любит своих подданных. Своей любовью он содрал, самое малое, по двести шкур со спины каждого человека. Да, он любит людей; это видно по тому, что он снимает с них кожу – есть, что взять у людей. Много сапог сделал он из человеческой кожи. Однако я не знаю, почему люди любят своего старого господина, который своими советами довёл их до крайнего обнищания. Я говорю: если бы при сегодняшней жизни люди знали, что с ними должно случиться, они бы совершено пали духом. Сегодняшняя жизнь стоит на фальшивой основе, на внутреннем бесправии. Внешне эта жизнь построена на ряде правил и законов, но в ней не хватает внутренней законности. Банкир, например, даёт деньги людям, помогает им, но и себя не обижает, рассчитывая взять большой процент, – самое малое двадцать пять процентов. Значит, за его услугой скрывается корыстолюбивое желание. И это неплохо, но, когда полностью используют человека, – это преступление. Когда человек работает целый день, он имеет право ожидать определённого вознаграждения, но не имеет права использовать других.

Итак, мысль, которую я хочу вам оставить, заключается в том, что ваше сознание должно пробудиться и вы должны быть благодарны каждому, кто вам помогает или даёт что-то по Любови. Такая Любовь идёт от Бога. А человек этот – проводник Божьей Любви. Однако если кто-то придёт к вам и начнёт хвалиться, что оказал вам какую-то услугу или сделал какое-то добро, этот человек не говорит истину. Христос же говорит: «Я пришёл не для того, чтобы исполнить Свою волю, но волю пославшего меня Отца. Я пришёл рассказать вам о том, чему Он меня научил. И от блага, которое Он Мне дал, и вам дать». И после этого придёт кто-то и будет рассказывать, что дал вам столько-то денег или сделал вам какое-то добро и т.д. Такой человек стоит на непрочной почве. Он работает с чужими капиталами, которые выдаёт за свои. Проповедник говорит одному из богомольцев: «Ты знаешь, что я обратил тебя к Богу?» – «Знаю. И что ты хочешь после этого? Я тебе благодарен, но и ты, со своей стороны, благодари Бога за то, что Он дал тебе возможность проявиться. Однако если ты каждый день будешь мне рассказывать одно и то же, мне это надоест».

Многие из современных проповедников поступают со своей паствой, как один адепт поступал со своим учеником, с которым занимался оккультными науками. Давая своему ученику какой-то урок, он ставил на стол перед ним одно из самых лучших блюд и говорил: «Это царская еда, но ты ещё не достоин её». Адепт сидел за столом и сам съедал блюдо, а ученик только глядел на него, но знал, что он не достоин этой царской еды. Ученик часто спрашивал своего учителя: «Когда и я удостоюсь вкусить этой царской еды?» – «Не знаю, посмотрим. Если бы ты был достоин, тебе была бы дана эта еда». Сегодня и проповедники, и философы, и писатели – все говорят о Любви, но каждый держит её для себя, считая, что другие ещё не достойны вкусить от неё. Любовь – это царское блюдо. Кто говорит кому-то о Любви, тот показывает ему царское блюдо, добавляя при этом: «Тебе ещё не пришло время вкусить этой еды». Значит, тому, кто слушает, ещё не пришло время. Что же в конце концов сделал этот ученик? Однажды, сидя перед полной тарелкой своего учителя, он обратился к Богу со следующей молитвой: «Господи, вот уже десять лет как я усердно служу Тебе. Неужели я ещё не достоин вкусить этой царской еды? До каких же пор я буду только зрителем на этой царской трапезе?» Один из Ангелов ответил на его молитву следующим образом: «Завтра, когда пойдёшь к своему учителю и когда он снова поставит перед тобой царскую еду, не предложив её тебе, подними осторожно своего учителя со стула, сядь на его место и съешь эту еду!» Ученику понравился этот совет, и он так и поступил. Когда пришёл к учителю, тот снова поставил перед собой миску с царской едой; но в момент, когда он приготовился есть, ученик легко поднял его со стула и сел на его место, сказав: «Учитель, во имя твоего достоинства сегодня я поем царской еды; я уже из достойных учеников».

Сегодня в каждом из современных людей прячется по одному из таких адептов, который говорит: «Господь далеко от людей; Любовь ещё не для вас; вы ещё не достойны царской еды; знание не для вас; вы ещё маленькие дети, вы не готовы к красивым Божьим делам». Я говорю: поднимите ваших учителей с их тронов и сядьте на их места. А затем начните свою трапезу с еды Любви! Поднимите ваших учителей с тронов Мудрости и начните пользоваться светом знания! Поднимите ваших учителей с тронов Истины и начните служить Богу! Для этого уже пришло время! Первым вашим служением пусть будет служение вашим учителям, которых вы сбросили с их тронов, потому что они инвалиды. Спрашиваю: какой человек инвалид? – Тот, кто падает духом и думает, что из него ничего не выйдет. Этот человек передаёт своё внутреннее состояние и другим людям. Что делает земледелец, когда первое, посеянное им семя, не вырастает? Он что, падает духом? Нет, он перепахивает поле как следует, выбрасывает старое семя и сажает новое. Я говорю: пора уже покончить со старым, нужно выбросить его и заменить новым! Всё, что до сих пор мучило человека и вносило смятение в его душу, нужно выбросить и заменить чем-то новым.

Вы спрашиваете: «А что внесёт новое?» Новое внесёт мир, радость и веселье в душу человека. Если хотите постепенно дойти до этого состояния, каждое утро направляйте ум свой к Богу! Это великий момент, потому что тогда и маленькие, и большие, добрые и злые существа направляют ум свой к Богу и что-то получают. В этот момент и зверь добрый. После этого каждый проявляет своё естество. Следовательно, когда человек добр, это показывает, что он или отправил свою мысль к Богу или, не делая этого, он всё равно добр, потому что естество его таково. Значит, человек может быть добр по двум причинам: или, когда Бог работает в нём, или, когда человек работает в Боге. Например, встречаете вы чью-нибудь мать и наблюдаете за её отношением к ребёнку. Она нежна, внимательна, добра к своему ребёнку. После она встречает другого ребёнка, но к нему уже не так нежна, не так внимательна и добра. Почему? – В первом случае Бог работает в ней, а во втором случае она не работает в Боге. Другими словами, в первом случае она отправляет свою мысль к Богу, а во втором случае не отправляет свою мысль к Богу.

Итак, два положения необходимы человеку: быть добрым, направив свой ум к Богу; и быть добрым, не направляя своего ума к Богу. Первое положение особенно необходимо, чтобы пришло второе. Когда человек почувствует, что он не добр, пусть направит свой ум к Богу. Чем чаще он направляет свой ум к Богу, тем добрее становится. Направить человеку свой ум к Богу – это подразумевает смену состояний. Таким способом человек приобретает совершенство. Совершенный человек тот, кто, и не думая о Боге, и думая о Нём, – всегда добрый. Совершенный человек тот, для которого Бог всегда добр, но и он всегда добр для Бога. Когда Бог в нас и работает для нас, мы всегда добры. Однако от нас требуется быть добрыми и тогда, когда мы в Боге и работаем для Него. Во втором случае замечено, что именно тогда большинство людей не добры. В этом отношении человек должен поучиться у Бога стать добрым и тогда, когда он работает в Боге, и тогда, когда Бог работает в нём. Большинство людей сегодня всегда добры, когда Бог работает в них, но не всегда добры, когда они работают в Боге. Зная это, вы можете отличать доброго человека по естеству от временно доброго и будете стремиться приобрести первую доброту. Раз вы это знаете, работайте сознательно, учитесь на опыте своего прошлого и применяйте те знания, которые сейчас приобретаете.

Я говорю: для человека важны стремления его души и его духа. Для человека важны его таланты и способности, которые каждый день нужно разрабатывать и растить. Этого можно достичь, идя по пути, который Бог вам определил. Более лёгкого пути, чем этот, нет. Для человека совершать зло труднее, чем идти по пути, который веками ему определён. Представьте себе положение человека, который задумал украсть у какого-то богача сто – двести тысяч левов. Куда бы он ни пошёл, он всё что-то замышляет, строит планы, как добраться до этих денег. Целый год он ходит вокруг дома, смотрит в окна, всё думает, как совершить кражу, чтобы не быть пойманным. В конце концов, приходит ему на ум познакомиться со слугами этого богатого человека. Знакомится с одним, с другим, с третьим – изучает их, хочет понять, кого бы из них можно было подкупить. Весь план стоит ему времени, усилий, тревог, страхов. Однако если человек захочет сделать добро, ему это не будет стоить ничего – ни страха, ни тревог, ни смущений. Вор беспокоится, что план его раскроют, что его поймают и т.д. Если человек, задумавший совершить какое-то зло или преступление, использовал бы эту энергию и это время для доброй, полезной работы, он бы удивил людей тем, что может сделать. Если он взялся служить злу, то в конце концов его всё равно поймают, посадят в тюрьму, где он будет сидеть около десяти лет. Что приобретает этот человек от зла? – Он теряет, а не приобретает.

Итак, путь, который Бог определил для людей, в десять раз лучше того пути, которому они сейчас следуют. И сейчас от современных людей требуется героизм, чтобы пойти новым путём. Иными словами, – вернуться на путь, от которого они отклонились. Только таким образом люди установят прочную основу для своей земной жизни. Тогда даже и при самых плохих условиях, они всегда сохранят своё равновесие. Корабль их будет раскачиваться посреди разбушевавшегося моря, но волны не разобьют его, и он благополучно достигнет пристани, благополучно станет на твёрдую почву.

6 августа 1931 года,

5 часов утра.