Пшеничное зерно

Пшеничное зерно

23 марта 1914 года (Старый стиль)

05 апреля 1914 года (новый стиль)

София

Если не открывается, см. здесь

Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанна, 12:24)

Пшеничное зерно — символ человеческой души. Оно являет собой великую историю в развитии природы. Если бы вы могли раскрыть страницу пшеничного зерна и прочесть его историю, вы поняли бы всю историю человеческой души. Пшеничное зерно падает в землю и умирает, прорастает, развивается и дает плод. То же происходит и с человеческой душой. Может быть, пшеничное зерно кажется вам чем-то незаметным, ничего не стоящим — одна шестнадцатитысячная часть килограмма; но в нем есть сила, возможность роста, дух самоотречения, и этой силой оно питает себя и других. И когда вы сидите за едой, совсем не думая о пшеничном зерне, то не знаете, какую радость оно вам приносит, какие мысли в вас питает. Вы не знаете его происхождения. Люди его не ценят, куры тоже; никто его не ценит. Но оно — великая загадка в мире.

Что кроется в пшеничном зерне? Оно — символ жизни. Возьмем букву «Ж», с которой начинается болгарское слово «жито» (пшеница). Она полностью соответствует пшеничному зерну: внизу две ножки — корни, вверху два стебелька. Будучи посеянным, зерно показывает нам, куда нужно стремиться. Оно говорит, что мы должны стремиться к Тому, от Кого произошли, — к Богу. Для того, чтобы стремиться к Богу, нужно пустить стебельки, зацвести, произвести пищу для мира. Зерно говорит: «Помогайте и жертвуйте собой для своих ближних, как я делаю». — И потому Христос говорит: «Я есмь хлеб живой, сошедший с Небес». — А из чего делается хлеб? Из пшеничного зерна.

Современные люди говорят, что их жизнь несчастлива. Все недовольны — и цари, и князья; сверху донизу все чего-то хотят, а получат — опять недовольны и опять хотят чего-то. А спросите их: почему недовольны? — Хотят большего. Но пусть посмотрят на историю пшеничного зерна. Вот сеют его в землю; что сказали бы вы на его месте? Вы бы сказали: «Все кончено, пропал я, сгнил!» — Но у пшеничного зерна веры больше, чем у нас. Зарытое в почву, оно гниет и разлагается, но сразу понимает язык солнца и, как появятся первые его лучи, говорит: «Я не умру, я воскресну и принесу плод для других». — И в нем зарождается энергия, оно устремляется к солнцу.

Колос завязывается, зреет. Но люди не оставляют его: берут серп и срезают. И тут его страдания не кончаются: его жнут, связывают в снопы, нанизывают на вилы и бросают в телегу, отвозят на гумно и накладывают один сноп на другой в большие, как горы, стога. Потом прогоняют по пшенице коней, а потом молотилки. Что бы вы подумали на месте пшеничного зерна?

И человеческая жизнь проходит по этому пути. Вы спросите: "Почему мы должны претерпевать все это?" — Пример пшеничного зерна должен быть для вас уроком.

Пройдут молотилки и копыта коня над пшеничным зерном; его извлекают и отправляют в амбар. Но мучения его и тут не кончаются. Зерна просеивают: плохие падают вниз, хорошие остаются сверху, их ссыпают в мешки — и на мельницу, под два тяжелых камня, чтобы мять и совсем раздавить. Что бы вы сказали на месте пшеничного зерна? «И это жизнь, и это мир, созданный Господом?!»

Но пшеничное зерно имеет великое терпение; оно говорит: «Вы еще увидите, какова моя история!» — Берут с мельницы муку и относят в дом, но опять не оставляют зерно в покое: женщина берет сито, просеивает муку, часть отбрасывает, другую сыплет в квашню, кладет дрожжи и замешивает хлеб. Вы на месте пшеничного зерна сказали бы: «Теперь-то уж кончились мои страдания!» — Нет! Как тесто подойдет — в печь его; а когда вынут оттуда — мы увидим прекрасные хлебы. На месте пшеничного зерна вы сказали бы: «Ну, уж это — конец моим страданиям!» — Но проходит немного времени, и эти красивые хлебы разламывают и начинают есть. Пшеничное зерно таким образом попадает в желудок, образуются соки, которые питают нас, и что же происходит? В нашем мозгу образуются великие мысли, в нашем сердце — новые желания. Пшеничное зерно облекает наши чувства в одежду; оно движет пером писателей и поэтов, смычком скрипача. Вот что дает пшеничное зерно. И если бы оно не прошло всего процесса развития, никогда мы не увидели бы этих прекрасных вещей. Почему? Потому что пшеничное зерно дает нам силы смотреть и видеть.

Поэтому Христос говорит: «Я есмь хлеб живой». — А чтобы человек был живым, он должен быть в общении со своей средой, должен погрузиться в нее, чтобы помогать другим и чтобы ему помогали. Как пшеничное зерно отдало себя, так и мы должны собой жертвовать. И не так тяжела эта жертва.

Давайте теперь обратимся к истории жизни Христа, к истории еврейского народа. Как вы объясните себе это противоречие: народ тысячи лет ждал своего Спасителя, своего Царя, чтобы Он пришел и дал ему свободу, а когда Он явился, именно еврейские первосвященники и старейшины выступили против Него? Вы скажете, что если бы Христос пришел в наше время, мы поступили бы лучше. Сомневаюсь. Посмотрите, как муж поступает с женой и жена с мужем, и увидите, как вы поступили бы с Христом. Когда Истина приходит в мир, она одета не в праздничные, а в самые скромные одежды, потому и Христос явился среди еврейского народа в простом облике. Вот почему люди не могут постичь Истину. Таковы законы этого мира.

Но есть и другой закон, который являет нам солнечный свет. Этот свет, изливающийся на все зародыши и все существа на земле, в человека вселяет радость и веселье, а в иных существах порождает ненависть и злобу. Свет, который в одних пробуждает доброжелательность, делает других свирепыми. Свет и тепло заставляют волка думать, где бы найти овцу, чтобы ее съесть; вора — как бы украсть деньги; а человеку, который стремится делать добро, свет и тепло, помогут найти бедняка, нуждающегося в помощи. Дайте пшеничное зерно курице — у нее вырастут хорошие перья; дайте его свинье — у нее вырастет хорошая щетина; дайте его волку — у него вырастут хорошие зубы и когти; дайте его рыбе — у нее вырастет хорошая чешуя. Физиологи не могут объяснить этот процесс. Каждое существо приспосабливает пищу, свет и тепло сообразно своему развитию и пониманию. Этот закон вы сможете понять, получив опыт в в каждом из этих двух противоположных миров. Нельзя ответить, почему в людях существует зло, почему они предпочитают ненависть — Любви, ложь — Истине. Мы не можем этого объяснить.

Многие «почему» остаются без ответа. Болгарское слово «защо» (почему, зачем) — вопросительное слово, подразумевающее «я хочу». Почему нужно хотеть? Есть закон, который говорит, что нужно стремиться вперед.

Христос говорит, что если пшеничное зерно, упав в землю, не умрет, то останется одно в этом мире. Что такое одиночество в жизни? Одиночество — самое тяжелое страдание, какое только может испытать человек. Умножаться — в этом смысл жизни. Все страдания в мире происходят из-за того, что люди хотят жить сами для себя. Зло всегда рождается от желания быть единственным, стать центром мира. А по Божественным законам это немыслимо. Наши мысли и желания терпят крах, потому что мы строим на песке. Мы можем быть счастливыми в мире, только когда живем для Господа. И нужно жить для Него.

Объяснение этому можно найти в самой Природе. Когда Солнце встает утром, оно встает для всех, потому что всех любит. Оно внимательно ко всем существам: от самых низших до самых высших, и поэтому все направляют к нему взоры. От него идет та энергия, которая нас воскрешает и возвышает. Но говорит ли Солнце, что мы должны ему принадлежать? Оно говорит только, чтобы мы пользовались его благами; и как оно озаряет мир, так и мы должны распространять свет, просвещение.

У нас в уме есть некоторые превратные понятия, которые происходят от нашего индивидуализма. Например, вы входите в дом, в котором есть только одно окошко, а находятся в нем двадцать-тридцать человек, и вы им говорите: «Я один хочу смотреть, вы не имеете права». — И пока вы смотрите на солнце, все остальные лишены света. А вы должны позвать их, чтобы и они видели Солнце, показать им, как выйти из дома, чтобы увидеть свет. Поэтому нехорошо человеку удерживать около себя многих людей, потому что все сразу не могут пользоваться солнечным светом и теплом. Нужно сказать людям, чтобы они вышли наружу. Поэтому Иисус говорит: «Кто любит себя, пусть выйдет вон»2, — и в другом месте: «Кто любит отца своего и мать свою больше Меня, не достоин Меня». — И если кто-то один слишком приблизится к окну, он закроет весь горизонт другим. Держитесь на расстоянии двадцати — тридцати шагов. Так обстоит дело в физическом мире.

Этим Иисус хочет сказать, что жизнь не содержится в материальных благах. Они — лишь учебные пособия, вроде учебников, тетрадей, ручек и пр. Не думайте, что Господь приготовил для вас только эти мелочи. Он приготовил для вас великие вещи.

Спросите лягушку, как она понимает жизнь. Она ответит: «Хочу, чтобы над болотом, где я живу, летало побольше мух, и чтобы они летали ко мне поближе, чтобы я их хватала». — Вы видите иногда, как она философски глядит и молчит; это она за мухами следит: как приблизится к ней муха, так она ее схватит. Таково ее понимание Жизни.

Поднимаясь вверх по этой лестнице, не думайте, что вы уже на вершине своего развития. На этой лестнице развития от нас до того Пути, к которому мы стремимся, нужно пройти еще много ступенек. Расстояние между людьми и ангелами почти столь же велико, как между головастиком, из которого вырастает лягушка, и человеком. С точки зрения ангелов мы еще лягушата.

Некоторые говорят: «Разве не созданы люди по образу и подобию Божьему?» — Но люди еще не обрели этого образа и подобия. Посмотрите, что мы делаем! Чтобы сказать: «Мы созданы по образу и подобию Божьему», — нужно иметь черты Бога. А каковы Его черты? Это Добродетель. Любовь, Мудрость и Истина. Добродетель исключает зло, Любовь — ненависть, Мудрость — безумие, Истина — ложь. Если это для нас исключено, значит мы обрели подобие Божие; не исключено — мы еще лягушата.

Я ничего не имею против лягушки: ей нужно есть мух. Зачем? Я вам скажу. Поскольку муха летает, она живет в более высоком положении, и лягушка, которая тоже хотела бы летать по воздуху, стремится воспринять вибрации мухи, чтобы развить их в себе и взлететь. Зачем волк ест овец? Ему нужно есть овец, чтобы стать кротким, потому что когда мы едим хорошую еду, мы становимся хорошими. Артисты ставили опыт: когда им нужно было сыграть идеальную любовь, они долго питались овечьим мясом, потому что оно предрасполагает к такому чувству. Следовательно, волк имеет право есть овец, если хочет стать кротким. И непременно станет: сейчас волк куда более кроток, чем был когда-то. И скажу вам, что когда люди едят овец, это потому, что они хотят стать добрыми, а кур едят, потому что хотят стать крылатыми, как ангелы. И вы имеете право их есть. Зло не в еде. Когда запрещают есть определенную пищу, это делают, чтобы не причинять страдание существу, которое употребляют в пищу. Говорю, что можете есть. Идите в курятник, и если курица не закудахчет, когда вы ее схватите, — можете ее зарезать и съесть. Если же закудахчет — оставьте ее — она хочет жить. То же и с овцой: если заблеет, оставьте ее, она хочет жить. Следовательно, вы должны спросить их. Спросите, какая овца или курица хочет жить в вас.

Христос говорит: «Я есмь хлеб живой, и кто Меня ест, будет иметь жизнь вечную». — Чтобы понять слова Христа, мы должны очиститься: очистить зрение, очистить и свой ум. Наш ум — прекрасное орудие, если мы знаем, как его употребить. Но это и очень опасное оружие, когда мы не умеем им пользоваться. Когда вспахиваете незасеянное поле, чтобы засеять его, — это ваше право; вы следуете естественному закону. Но если перепахиваете уже засеянное поле — вы делаете глупость. Некоторые люди говорят: «Мы должны мыслить и критиковать, потому что наука невозможна без критики». — Критикуйте, но как? Критика — как хирургия: удалить больной участок тела — понимаю, здесь хирургия полезна. Но удалить здоровый участок — этого я не понимаю. Взять пилу и отпилить ногу — дело нехитрое — это каждый может, но мало кто действительно умеет правильно сделать хирургическую операцию. Чтобы этому научиться, нужно приобщиться к закону Добродетели и Любви.

Когда я говорю вам о Любви, не думайте, что я проповедую учение мира и спокойствия. Человек, который хочет любить, должен пережить самые великие страдания в мире. Кто не страдал, тот не может пережить Божественный принцип Любви. Чтобы любить Бога, мы должны быть готовы жертвовать собой, как Бог жертвует Собой за нас.

Вы, чтобы Его познать, говорите: «Господи! Дай нам то, что нам нужно! Дай, дай, дай!» — этот крик разносится по всему миру. И никогда деньги не были так дешевы, как сейчас. Каждый из нас сейчас получает плату, в три-четыре раза большую, чем когда-либо получали люди, и все равно нам этого не хватает. Деньги обесценены, потому что им ничто не соответствует. А нужно бы просить зерна, кукурузы, груш, яблок.

Вы говорите: «Господи! Хочу быть красивым, хочу быть богатым!» — Вы хотите присвоить себе много вещей. Но знаете ли вы, что это несчастье для вас, потому что когда вы станете богатыми, каждый будет думать, как бы причинить вам зло, и, чтобы уберечься, вам нужны будут люди для охраны, как богатым американцам, которые нанимают по три-четыре телохранителя, потому что на каждом шагу их преследуют вымогатели. А нам нужны не богатства, а то главное, что делает Жизнь доброй.

Мы забыли о развитии своего сердца и, следовательно, должны вернуться к этому основному принципу — развить и облагородить сердце. Мы должны спросить свое сердце, чего оно хочет. Зло гнездится не в уме, а в сердце. Наше сердце развратилось по нашей вине: мы много раз заставляли его как служанку лгать, мыслить злое. Господь говорит в Писании: "Сын Мой, дай Мне сердце свое!"— Он знает и видит ошибки людей и не хочет от нас ничего иного, кроме того чтобы мы открыли Ему свое сердце и Он мог войти в него.

Вы спросите, как это сделать. — Так же, как мы открываем окно, чтобы свет вошел в комнату. Сказано: «В комнату, где есть свет, врач не войдет, болезнь не проникнет», — или: «Куда свет не входит, оттуда врач не выходит». — Точно так же: в то человеческое сердце, в которое вошел Господь, дьявол не проникнет. Господь и есть врач в этом смысле.

Когда приходит врач, он говорит: «Ты должен есть побольше, пить побольше, должен делать то-то и то-то», — и мы нагружаем, нагружаем себя, пока, в конце концов, не сломаемся. Мы часто похожи на погонщика верблюдов, путешествующего через пустыню. Верблюд едва нес свой груз, но погонщик, найдя в пути лисью шкуру, нагрузил верблюда сверху еще и ею. От этого спина верблюда сломалась, и весь груз остался в пустыне. Спина верблюда может вынести лишь определенное количество груза. Верблюд — это мы: мы в пути, и если положим на спину больше груза, чем можем нести, то однажды остановимся в своем развитии.

Когда я так говорю, я не рекомендую вам бедность; я рекомендую богатство на трех уровнях: не только физическое, не только умственное, но и духовное. Небу нужны такие богачи, потому что они могут быть щедрыми. И когда Христос говорит: «Собирайте сокровища». — Он имеет в виду такие сокровища. Вкладывайте этот ваш капитал в Небо, чтобы Бог мог процентами с него кормить бедных людей на земле. Не ангелы, которые работают над нашим спасением, — мы сами должны это сделать. И у нас есть все условия для этого.

Нет такого закона, чтобы все были одинаково учеными. Пусть каждый знает столько, сколько ему нужно. Кто-то говорит: «Мозг у меня мал». — Я ему отвечаю: «Если не можешь ухаживать за маленьким конем, как справишься с большим?» — Если у тебя маленькое сердце, и ты не можешь им управлять, как станешь управлять другим, большим сердцем, с большими желаниями?

Что нужно делать? Не думать о будущем, а использовать для добра те блага, которые нам дает нынешний день. Он несет все будущие блага. Закон таков, что Бог, давший необходимое на этот день, обеспечит и другие. Не нужно думать о том, что будет с нами в будущем. Будьте спокойны: есть законы, которые регулируют отношения людей. Если кто-то может причинить нам вред, — это не случайно, это происходит в рамках закона. Однако всякое несчастье приносит благословение, каждая трудность открывает новый горизонт. Это вы всегда можете проверить, и потому не нужно беспокоиться о несчастьях, которые могут с вами приключиться.

Некоторые спрашивают меня о политической жизни Болгарии: что с ней будет? Чудное дело! Что такое случилось? Делают Болгарии небольшое растирание — только и всего. Сняли с нее немного груза. Дали ей новый опыт и задачу для разрешения.

Мы не хотим думать внимательно о законах, которые регулируют жизнь, а ищем виноватых. Скажите, кто виноват? Виновных сейчас не найдете. Виноват индивидуализм человека. Когда человек хочет стать царем над людьми — он виноват. И тот, кто хочет сбросить царя, тоже виноват. Для нас неважно, кто царь — тот или другой, третий или четвертый; все идут по одному и тому же пути.

Я не говорю, что человек не должен стремиться стать царем. Но над кем? Над самим собой, над своим умом, над своим сердцем, над своей волей. Как живут ваши подданные: ваши мысли, чувства и желания? Подчинили ли вы их, навели ли в себе порядок? Станьте образцом миру. Каким я буду проповедником, если я говорю людям: «Будьте щедры», — а сам скуп; если говорю; «Не крадите», — а сам краду; если говорю: «Не лгите», — а сам лгу? Учитель, который учит людей, сам должен быть образцом — должен давать пример. И Иисус, когда сошел учить людей, первый дал им образец; и если мы усвоим Его учение, мир сразу изменится.

В нас скрыта действенная сила, которую мы не умеем использовать, потому что не знаем, как работать. Однажды на дороге вырос терновник и загородил ее; проходили люди, били его палками, но чем больше били, тем больше он вырастал, так что и телеги стали переворачиваться. Все были обескуражены, но пришел корчевщик с киркой, сказал: «Я покажу вам свое искусство», — и начал издали, потихоньку подкапывать корни. Сначала терновник посмеивался и думал: «Столько людей ничего не могли сделать, тебя ли мне бояться?» — Но кирка копала все глубже и глубже, и терновник, наконец, сказал: «Этот пройдоха нашел-таки мое слабое место!»

Пока вы не начнете работать в себе киркой, ваш терновник будет смеяться над вами и говорить: «Я разрастусь еще больше!» — Это аллегория, которую вы должны понять Кто этот Корчевщик с киркой? Подумайте и найдите ответ.

Мы должны быть такими, как судья из следующей истории. Во времена гражданской войны в Америке привели к судье двоих — слепого и безногого. Преступление их состояло в том, что они воровали яблоки. Садовник схватил их и привел к судье. Но слепой начал говорить:

— Я слеп, я не крал яблок, только протянул руку и взял с земли несколько паданцев,

а безногий закричал:

—У меня нет ног, не мог я воровать!

Судья, подумав, сказал:

— Посадите безногого на слепого,

и добавил,

— тот, у кого есть ноги, добрался до яблони; тот же, у кого нет ног, а есть руки и глаза, брал яблоки.

И действительно, так их и поймали.

Таков и человек; каждый сам состоит из двух существ: одно слепое, другое без ног. Когда Господь их ловит на месте преступления, каждый начинает оправдываться: «Не брал, не трогал, нога моя не ступала!» — Но Господь говорит: «Посадите одного на другого», — и так их судит. Кто это — тот, что без глаз? — Человеческий инстинкт. А безногий? — Человеческий ум. Оба говорят: «Пойдем-ка, наворуем», — и отправляются красть яблоки, а когда их схватят, один жалуется: «За что меня бьете?» — и другой вторит: «За что колотите?» — Но виноваты оба.

Нам нужна эволюция, нас ожидают большие блага. Но мы должны стать достаточно умными, достаточно добрыми, должны возмужать, чтобы нам доверили это наследство. Эти три вещи, которые я перечислил: Добродетель, Правда, Мудрость — великие богатства, и если вы их обретете, вы будете здоровы и счастливы.

Вы скажете: «Как нам применить это учение в мире?» — От нас не требуют, чтобы мы исправили мир. Мир исправен, в нем все идет в определенном порядке. Известно, почему происходят события, природные или политические, незачем стремиться изменить их течение. Одно лишь необходимо: индивидуальное исправление личности в мире, будь то мужчина или женщина. Когда исправится человек, исправятся и его дети — сыновья и дочери; а когда они исправятся, исправятся и их ближние, и весь мир сам по себе исправится. Какова закваска, таково будет и заквашенное. Вот принцип, который заложил Христос, и Христос действует, чтобы он осуществился. И как куколка развивается, так и мир поднимется и изменится к лучшему.

В этом мире — большое беспокойство. Все, кто не может спрятаться в кокон, опасаются, как проведут зиму, которая приближается. Должна, следовательно, произойти трансформация в нашем уме, в нашем сердце, в нашей воле, и когда она произойдет, мы почувствуем, что в нас есть некая внутренняя сила. Тогда мы войдем в соприкосновение с теми высокими существами, которые опередили нас в своем развитии, и которых мы называем святыми. Когда мы соприкоснемся с ними, наш ум просветлеет, как ученики просветляются подле своих учителей. Святые — учителя человечества, и мы все должны следовать их урокам: они учат мир, как надо жить.

«Но, — скажете вы, — где эти учителя, в каком месте? Мы видим их образа в церкви». — У всякой вещи есть тень, и по тени можно найти предмет. Ваши желания в мире — это тень, ваши стремления — тоже. Вы хотите понять сущность — следуйте закону: от сердца вверх, к уму; мыслите о Боге. Как представить себе Бога? Мы можем представить Его себе как самого доброго, совершенного Человека, в Котором нет никакой злобы, никакой ненависти, Который любит людей, как истинный отец любит своих детей. Таково отношение Бога к нам.

Как вы думаете, слушает Он нас сейчас или нет? Он слушает, и работает в наших умах. Благорасположение, которое мы имеем каждый день, исходит от Него. Как солнце несет нам каждый день хорошее расположение, так же счастливыми минутами жизни мы обязаны этому внутреннему солнцу, его свету.

И в духовной жизни есть восход и закат. Солнце духа восходит к зрелому возрасту, доходит до зенита, а к старости заходит, чтобы снова взойти. Господь взойдет в сердцах и умах многих, но для многих и не взойдет. Те, в ком Господь взойдет, почувствуют радость и веселье, а те, для кого не взойдет, скажут: «Для нас жизнь — это несчастье, скорбь, страдание». — Они должны подождать. Почему? Потому что нет в их жизни условий для восхода, потому что, если восход будет преждевременным, это будет несчастьем для них. Сейчас им лучше отдохнуть. Я не говорю, что они умрут, нет. Я вам рассказываю, каков закон.

Когда говорят про закат, все думают о смерти. Что такое смерть? Это предположение. Чтобы иметь возможность сказать, что такое смерть, каждый из вас должен был бы умереть, а сейчас вы только воображаете, что это такое.

В одном рассказе Лев Толстой говорит о том, что встретил однажды восьмидесятипятилетнего монаха с белой бородой и спросил его: «Что тебя заставило стать монахом?» — И монах коротко рассказал свою историю так: «Я из княжеской семьи. Когда мне было между двадцати одним и двадцати пятью годами, отец и мать хотели меня женить на одной княжне. В это время я впал в летаргический сон; пришли врачи, пощупали пульс, констатировали, что сердце остановилось, — и велели меня хоронить. Я сказал себе: «Так это смерть?» — и не мог дать знак, что жив. Приходит невеста со своим отцом, и я слышу, как он велит ей поплакать: «Чтобы люди сказали, что ты любила его». — «Никогда я его не любила, а люблю его богатства», — ответила она. И я сказал себе: «Если Господь вернет меня в мир, буду жить другой жизнью».

Как тяжело быть живым и не иметь возможности сказать, что жив; видеть, что люди плачут, и не мочь сказать, что жив! И сколько душ так зарыто! Нет ничего тяжелее, чем быть зарытым заживо. Самое большое несчастье, когда остаешься дни и месяцы в земле и не можешь освободиться от тела; это самая тяжкая тюрьма — ад! Если бы вы были чисты, знали бы, когда душа покинула тело, и никогда не испытывали бы таких страданий. Как только скажет врач, что больной умер, люди сразу говорят: «Унесите его», — делают красивый гроб и с песнями и музыкой относят покойника в могилу. Куда же делась их любовь? Такова любовь ближних и общества!

Кто-то говорит: «Я вас люблю». — Как? Как кошка любит мышку или волк овцу? И это тоже любовь. Но это такая любовь, от которой мир страдает. А любовь, которая нужна миру, — это любить других и помогать им, чтобы и они были счастливы, как мы. И поэтому Христос сказал: «Тот, кто в Меня верит, будет делать то, что Я делаю; и кто Меня любит, того Отец Мой возлюбит, и придет, и жилище в нем сотворит»

Вы говорите: «Что будет с Болгарией?» — Я вас спрашиваю: «Что будет с вами?» — Вы не знаете, что дьявол забрал все, чем вы владели, продал даже кожу вашу, а спрашиваете, что будет с Болгарией. Болгария — это вы. Молитесь, чтобы Господь помог вам прогнать этого незваного гостя, чтобы вы сберегли то, что у вас есть: свой ум и свое сердце.

Дьявол — виновник страданий. Но вы не должны на него сердиться. Я его хвалю за одно — он очень старателен и не отчаивается: прогоните его через одну дверь — он войдет в другую, не получится одним способом — ищет другой, третий, четвертый. Это его отличительная и похвальная черта. И Господь говорит: «Возьмите с него пример: он учитель людей, учит их и всех научит; лжет вам, лжет, и, в конце концов, вы скажете: «Мы узнали твою ложь, и теперь не можешь нас обмануть».

Один человек сказал своему приятелю: «Мою обезьяну не обманешь». Пришел приятель к его обезьяне и притворился спящим, закрыла глаза и обезьяна, а тот взял деньги; вернулся хозяин и крепко побил обезьяну. В следующий раз обезьяна хорошо смотрела, не жмурилась, потому что знала, что есть палка. После опыта, который мы получаем в мире, после страданий, когда дьявол придет, мы скажем ему: «Мои глаза открыты».

Когда будете страдать, говорите себе: «Я еще не прошел весь путь пшеничного зерна», — и когда ваши мысли и ваше сердце преобразятся и станут прекрасными, тогда вы обретете образ и подобие Божие, тогда Бог вас воскресит, как солнце оживляет посеянное пшеничное зерно.

Перевод М. Папуша