Родственные души 1922 0101 0

РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ

1 января 1922 года,

София

Перевод Татьяны Драгавцевой

И весь современный христианский мир уверен, что понимает эту заповедь и выполняет её. Не имею ничего против такого взгляда. Когда некая женщина соткёт полотно, что принимается во внимание при оценке его качества? То, как оно соткано, – хорошо или нет, ведь так? Если основа полотна не очень прочная, полотно рвётся. Само полотно может быть соткано очень хорошо, но у него непрочная основа. Те из вас, кто занимается высшей математикой, могут вычислить по закону вероятности, сколько раз от создания мира до сего времени слово любовь было произнесено мужчинами и женщинами, братьями и сёстрами, детьми и друзьями. Пусть все посчитают. В этом есть философия.

Теперь: по закону эволюции всё, что эволюционирует, – развивается и растёт, а всё, что инволюционирует, – опускается, то есть уменьшается и расплетается, расползается.

Так что первоначально, спустившись от Бога, человек начал произносить слово любовь совершенно правильно. Однако по мере того как этот первичный, или космический, как его называют, человек отдалялся от Бога, это слово по содержанию стало мало-помалу, незаметно уменьшаться, уменьшаться, и когда человек опустился на дно бытия, от этого слова почти ничего не осталось – оно расплелось, расползлось. Это схождение было таким незаметным, таким медленным, что даже этот великий человек поддался самообману. И вы сейчас находитесь в положении этого космического человека в отношении любви вашего Отца. Знаете, на что она похожа? На обломок или часть большого корабля или парохода, разбитого волнами бушующего океана. Этот обломок качается туда-сюда и говорит: «Эх, любовь, любовь», но как только его вынесет на берег какого-нибудь острова, говорит: «Слава Богу, спасся!»

Так что и вы, собравшиеся здесь, как и все христиане, являетесь обломками этого великого парохода, выброшенными на берег острова. Положение современных людей похоже на положение, в котором оказался английский лорд, отправившийся со своей дочерью и слугой из Англии в кругосветное путешествие. Однако случилось так, что пароход, на котором он плыл, потерпел крушение, и англичанин с дочерью и слугой едва успели спастись, доплыв на лодке до ближайшего острова. В Англии лорд умел только приказывать, а его слуга – подчиняться; однако когда они выбрались на остров, слуга, у которого было с собой немного семян и который умел их сеять и обрабатывать, стал теперь господином и начал учить лорда и его дочь добывать себе пропитание. Так они жили на этом острове десяток лет.

Так сейчас и мы – не господа, а наши слуги – господа. Кто эти наши господа? Это наши страсти, которым мы служим. Сейчас они говорят нам: «Господин, когда-то ты был нашим хозяином, но сейчас, на этом острове, мы понимаем толк в делах, и ты нас слушайся».

Итак, сколько раз до сих пор было произнесено слово любовь? А ведь это самое сильное слово! Когда Господь впервые в мире произнёс слово любовь, Он создал весь космос, образовались все солнца, которые разъединились и пошли по своим орбитам. Когда Он во второй раз произнёс слово любовь, все великие существа, все боги пробудились от своего глубокого сна. Когда Господь в десятый раз произнёс слово любовь, родился человек. Я не стану рассказывать, что произошло, когда слово любовь было произнесено в третий, четвёртый раз и т.д. Так что до сих пор Господь произнёс слово любовь только десять раз, и на этих десяти словах покоится вся философия каббалистов с их сефиротами. Теософы считают, что это есть дифференцирование слова любовь во всех его проявлениях на разных планах, поскольку в мире нет ничего реальнее любви. Сцепление материи зависит только от любви, существующей между её частицами и заставляющей их притягиваться друг к другу. Гармония миров зависит от любви, которая их притягивает и благодаря которой они движутся и вращаются.

Но перейдём к любви. Поднимаясь вверх, вы будете изучать любовь. Сейчас вы начинаете с числа один, то есть будете изучать, какую часть разбившегося корабля составляет тот обломок, на котором вы спаслись.

Теперь: согласно Божественному плану, все части разбитого корабля соберутся вместе, и из них будет сделан гораздо более величественный корабль, чем первый. Великий виртуоз-скрипач пришёл к скрипичному мастеру, чтобы тот починил его скрипку – у неё был какой-то незначительный дефект. Мастер взял скрипку, сильно ударил ею о землю и та разбилась на десяток кусков. Увидев это, виртуоз от ужаса и скорби схватился за голову, – скрипка, самое драгоценное его сокровище, погибла. «Ничего, не бойся», сказал ему мастер. Он собрал все куски и сделал из них скрипку, которая была в десять раз лучше первой. Так что если ваша скрипка иной раз испортится и мастер бросит её оземь, не волнуйтесь! Этот мастер сделает инструмент, который будет гораздо лучше прежнего. Разве наше тело не построено из множества малых, микроскопических частиц? Не стройте иллюзий, не думайте, что когда в мире что-то разрушается, это несчастье. При каждом разрушении Богу предоставляется возможность проявить свою силу, свою мудрость, своё знание, свою любовь к тем, кто на Него уповает. Когда Господь говорит, что разрушит мир, это означает, что Он создаст другой мир – гораздо лучше первого. Когда мы говорим, что этот мир прейдёт, это означает, что появится другой мир, который будет лучше первого. Когда мы говорим, что этот человек умрёт, это означает, что он опять родится и будет лучше прежнего. Вот правильная философия.

Теперь перейдём к любви. Вы скажете: «Наша голова поседела от любви!» И действительно, все головы поседели от любви. Ведь когда мы едим, то от любви; когда одеваемся, то всё от любви; когда учимся, то всё от любви; когда судим себя, всё от любви. Любовь создаёт и радости, и скорби, она – причина всему. Кто понимает, что такое любовь, тот радуется, а кто не понимает, скорбит. Кто понимает, что такое любовь, тот работает, а кто не понимает, отдыхает.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Под словом себя я подразумеваю Божественную человеческую душу. Все души, вышедшие первоначально из небытия и вошедшие в бытие, были парными. Это были две души, и эти души сейчас ищут друг друга. Все стремления людей, побуждающие их любить друг друга, жениться, рождать детей означают, что каждый хочет найти свою душу. Когда разрушился тот корабль, эти души потеряли друг друга, запутались в материи, и сегодня они ищут друг друга. Вы мне возразите: «Как же так, разве мы не видим, разве люди не видят?» У вас ещё не развито духовное зрение. Девушка встречает юношу, выходит за него замуж и говорит: «Это он, мой возлюбленный!» Батюшка венчает их во имя Божие. Не проходит и месяца после свадьбы, как она говорит: «Нет, это не он!» Мужчина встречает женщину, женится на ней и вскоре заявляет: «Это не она». Каждый находится в положении английского реформатора Джона Уэсли, который влюбился в девушку, женился на ней, но через три дня после свадьбы сказал друзьям: «Не стоит человеку жениться». – «Почему?» – «Это не она, это не моя душа, которую я искал».

Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего», то есть возлюби близкую, родственную душу. Имейте в виду, что слово душа я употребляю как мерило, критерий. Если ты не можешь любить свою близкую душу, если ты не можешь любить ту душу, вместе с которой ты вышел, ты никого не можешь любить. «Как самого себя», – говорит Христос, а не вне себя. Со слов «как самого себя», с того человека, который может любить, начинается творчество на земле. Вы возразите: «Как, моё сердце так горело, я не спал целыми ночами!» Если ты не спал целыми ночами, это ещё не доказывает, что ты любил. А когда тебя побьют и сломают ногу, ты спишь? Целыми ночами не спишь, повернуться не можешь. Ты сломал ногу, но разве ты сломал её из-за любви? Я удивляюсь людям, когда они говорят: «Не могу спать из-за любви». Что это за любовь, которая сжигает? «Я без ума!» Что это за любовь, которая лишает людей ума? И сейчас у нас многие писатели, авторы романов описывают, как герой и героиня упали в обморок и потеряли сознание. Они пишут то, чего нет. Так и я могу заставить каждого потерять сознание. И не только я, это может сделать любой из вас. Хлопнешь его по голове, он и потеряет сознание. И тогда говорят: «Он потерял сознание». Нет, это не философское рассмотрение слова любовь.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Сказано не люби, а возлюби. Мы говорим на болгарском языке возлюбить и любить. Слово возлюбить сильнее слова любить. Вы любите, но не можете возлюбить друг друга. Любите и возлюбите друг друга! Если влюбятся, то могут и разлюбить, а возлюбив, разлюбить невозможно – идёт процесс возрастания.

Две родственные души – это два полюса, где рождается жизнь. Только когда ты найдёшь душу, родственную твоей душе, составляющую противоположный полюс твоей жизни, только тогда будет рост и начнётся истинная эволюция.

Когда Христос говорит «Возлюби ближнего твоего», Он подразумевает, что глубинный смысл оккультной науки таит иное знание, которое самые передовые люди едва прозревают. Только обретя истинное знание, ты найдёшь другой полюс своей жизни, или путь своего восхождения. То, что называется посвящением, произойдёт, когда ты найдёшь своего учителя, а он – своих учеников. Вся тайна в том, что нужно найти свою возлюбленную родственную душу. Если ты её не найдёшь, никакой учитель не возьмётся приобщить тебя к глубокому, тайному знанию, показать тебе путь восхождения. Найдя родственную душу, ты пойдёшь вперёд. Если найдена точка опоры, всё возможно. Как сказал Архимед? «Дайте мне точку опоры, чтобы я поставил на неё рычаг, и я подниму всю землю». Следовательно, ближний – тот, кого нужно возлюбить, как самого себя, – будет тебе точкой опоры, на которую ты поставишь свой рычаг. Какой рычаг? Любовь. И тогда все действия будут происходить правильно. Любовь – непреходящее чувство. Преходящи только материальные вещи, они – тени. Тени преходящи, потому что земля движется, вращается и при её движении тени постоянно меняются.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Это не значит слиться с ближним, здесь нет слияния. Не говори ему, как признаются некоторые: «Я готов стать твоим рабом», – это не любовь. Кто-то говорит: «Я готов всем пожертвовать ради тебя». Но любовь и не в жертвах. Любовь не выкупить жертвами.

Прочитайте 13-ю главу Первого послания Павла к коринфянам, там сказано: «Если я пожертвую всем, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», – то есть это не любовь. Ты можешь принести всевозможные жертвы, но эти жертвы будут для тебя, это ты хочешь жертвовать собой. Что мне пользы от твоей жертвы? Нет, любовь требует чего-то большего, чем жертвы. Жертва – всего лишь закон искупления наших грехов. Когда человек теряет свою чистоту, он может восстановить её только по закону жертвы. Самопожертвование – всего лишь закон, позволяющий нам восстановить свою первоначальную чистоту; и когда мы её обретём, у нас будет основание видеть Бога, а узрев Бога, мы обретём истинное сознание, необходимое для нашего развития. Это будет первый день нашей эволюции, день восхода солнца. И свет этого солнца будет озарять нас тысячи лет и поднимет душу на такую высоту, на какой она была до того, как разбился наш корабль.

Итак, жертвой приобретается чистота, чистотой закладывается основа, позволяющая видеть Бога, а узрев Бога, мы обретаем истинное сознание, когда начинается истинное развитие, эволюция души, её жизнь. Следовательно, говоря, что нам нужно любить, я подразумеваю, что нам нужно начать жить.

Теперь: в первой заповеди1 сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею, всем сердцем твоим, всем умом твоим и всею силою твоею»2. Христос даёт понятные нам правила и методы. Сердце – это сознательная жизнь. Ум – самосознательная жизнь, душа – подсознательная жизнь, а сила духа – сверхсознательная жизнь. Следовательно, те, кто разбирается в математике, проведите перестановки: образуйте два полюса духа и поместите сердце на противоположный полюс, потому что жизнь заключается не в самосознании и сознании; это лишь переходные этапы, через которые должна пройти душа. Это движение.

Ты ожидаешь будущего блага. Ты можешь радоваться тому, что пережил в прошлом, или тому, что переживёшь в будущем, но ты никогда не можешь радоваться тому, что переживаешь в настоящий момент. Вся наша жизнь находится или в будущем, или в прошлом. Следовательно, тот, кто ожидает счастья в настоящий момент своего сознания, всегда обманывается. В сознании всегда присутствует жало горечи – это процессы очищения. Закон жертвы относится к сознанию и самосознанию, потому что на этой стадии мы начинаем видеть свои ошибки, поступки прошлого. И только тогда между двумя полюсами – подсознанием нашей души, которая несёт всё из своего прошлого, и сверхсознанием Духа, который сейчас сходит и творит, который несёт будущее знание, то есть то, что сейчас творит в мире Бог, – только тогда между этими двумя полюсами начнёт проявляться Божественная Любовь.

Сейчас я вижу, что в ваших домах часто лежат какие-то останки. Например, кто-то ходил на Святую гору, принёс оттуда маленькую частичку и положил в доме как святыню. Другой ходил ко гробу Божию, принёс что-то от креста Христова и положил где-то в доме. Третий отрезал прядь волос своего друга и хранит их как талисман. Кто-то взял письмецо друга, наполовину обгоревшее, и припрятал. Вся ваша жизнь состоит из таких вот останков ваших прошлых жизней. Вы прячете их в стенных шкафах, порой подходите посмотреть на них и постоянно вздыхаете: «Ох!» Нет, хватит уже вздыхать, потому что вздыхают только те, кто переел. В любви нет вздохов, нет затруднений, в ней не сходят с ума, не теряют силы, в ней нет смерти: в ней течёт великая внутренняя жизнь.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Любить себя – для человека правило, потому что себя он до некоторой степени знает. Другой, которого ты возлюбишь, будет в точности похож на тебя, он не будет стоять ни выше, ни ниже тебя. Поэтому, по закону любви, если ты хочешь кого-то любить и поставишь себя выше, это будешь уже не ты. Если же ты смиренен и ставишь себя ниже, то и это не ты: ты – ни выше, ни ниже. Поймите меня, я хочу, чтобы вы лучше рассуждали и в рассуждениях исходили не из вашей нынешней жизни, не из ваших нынешних чувств. От вас требуется большая жертва для очищения ваших чувств. Они покрыты накопившимися наслоениями, и вам нужно их очистить, чтобы понять любовь.

Теперь: когда человек изучает любовь, от него требуется величайшее геройство. Взявшись за изучение любви, мы говорим: «Что со мной станет, что станет с моим положением в обществе, с моими детьми, с моими верованиями?» С такими рассуждениями ты никогда не найдёшь истины. Тебе нужно быть таким же смелым, как тот американец, которого я приведу вам в пример. Чуть ниже Ниагарского водопада американцы натянули канат, чтобы выяснить, осмелится ли кто-либо перейти по нему с шестом под рёв огромного водопада. Из всех собравшихся вызвался один американец, он берёт шест и идёт по канату. Первый раз он проходит с шестом, второй раз – без шеста, а на третий раз сажает себе на спину ещё одного и с ним проходит по канату. И тот, кто идёт по канату, и тот, кто сидит на его спине, – оба герои. Это две души, вышедшие от Бога. Им надо пройти над ревущим водопадом. При малейшем колебании, при малейшем нарушении равновесия всё погибло.

Я не говорю, чтобы вы прямо сейчас проводили такие опыты, а только подбадриваю вас. Сначала вы пройдёте по канату над маленьким, нешироким водопадом, чтобы пройти и не утонуть; потом пройдёте над водопадом пошире и наконец – над потоком большого водопада.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!»

Если ты найдёшь родственную душу, ты решил половину задачи, нашёл правильный путь. Тогда твой учитель найдёт тебя, и Христос начнёт говорить тебе. Только тогда Христовы слова обретут смысл. И здесь действует великий закон: «Где двое собраны во имя Моё, там и Я». Эти двое – две родственные души. Только с этими двумя родственными душами Христос будет третьим. Это не обыкновенный закон, не стройте иллюзий, не обманывайтесь. Вы часто цитируете этот стих: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я».

Во имя чего собрались эти двое или трое? Во имя Любви. Те, кто понял это учение, дошли до божественной сути, с чего, собственно, и начинается рост. И тогда наша любовь к большому и малому должна быть одинакова. Если у вас есть семечко яблока и маленькое яблоко, какой должна быть ваша любовь к тому и другому? Вы скажете: «Яблоко я люблю больше, чем семечко». Любовь к семени бескорыстнее, чем любовь к яблоку. Яблоко ты любишь больше, потому что его можно съесть, ассимилировать. Но если ты сумеешь полюбить семечко, любовь к нему будет более бескорыстной. Следовательно, если ты можешь любить это семечко, ты должен видеть одинаково и в великом – малое, и в малом – великое.

Нас не должны вводить в заблуждение наши внешние черты. Иной раз черты лица какого-то человека бывают достаточно правильные, нос симметричный и красивый, человек стройнее прочих, и люди, глядя на него, говорят с симпатией: «В нём есть что-то хорошее». А увидев слабого, хилого, больного ребёнка, ты говоришь: «Из этого ребёнка ничего не выйдет». В этого маленького ребёнка вложено столько же, сколько и во взрослого, потому что дух этого маленького ребёнка функционирует в другом месте. Его дух в Божественном мире – то же самое, что и дух взрослого человека здесь. Там любовь между всеми существами одинакова. Когда я говорю «одинакова», как вы это понимаете? Она одинакова не по степени, но одинакова по своим проявлениям, любовь и в великих своих проявлениях одинакова. Если кому-то на небе вы окажете самую небольшую, микроскопическую услугу, он будет так доволен, будто вы подарили ему целый мир – для него это не имеет значения. Но на земле не так. Если на земле люди хорошо тебя накормят, положат на мягкую постель, сошьют тебе красивый костюм, ты начинаешь хорошо писать о них в газетах, говоришь: «Это благородные люди». Почему? «Они накормили меня курицей, слоёным пирогом, посадили в мягкое кресло из утиного пуха». Но если люди дали тебе немного кукурузной каши, если положили на жёсткую постель, ты, выйдя от них, скажешь: «Всё было весьма незатейливо». Это сравнение относится к любви современных людей, она похожа на то же самое: где зарезано больше уток и кур, там и любовь больше. Где нет столько уток, кур и слоёных пирогов, там и любовь меньше. На небе это не так.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!»

Требуешь ли ты чего-либо от себя? Жертвуешь ли чем-либо для самого себя? Когда ты голоден, отрезаешь ли ты кусочек своего мясца? Своего ты не отрезаешь, но ждёшь, чтобы тебе зарезали курочку.

И сейчас Христос говорит: «Не жертвуй ни волосом, ни мускулом ближнего ради своего блага». Это, как вы понимаете, не для обыкновенных людей. Если вы разрешите этот вопрос внутренне, то вы уже разрешили все другие социальные вопросы в мире. Приведу небольшой пример. Пять или шесть тысяч лет назад в школе Белого Братства в Египте впервые появилась в качестве ученицы одна из царских дочерей. Чтобы испытать, готова ли царская дочь принять учение, которое будет ей доверено, главный учитель этой школы должен был провести с ней следующий опыт. Однажды он превратился в маленького голубя – великие учители имеют такое свойство – и прилетел в дом ученицы, но в то же время вызвал в ней некое болезненное состояние. Служанка сказала ей, что необходимо принести жертву, чтобы выздороветь. Тем самым царскую дочь хотели испытать: пожертвует ли она голубем ради своего здоровья. Голубя поймали и посадили в клетку. Учитель на собственном опыте выяснил намерение ученицы и тот уровень, которого она достигла в своём развитии. Вопрос был решён: голубя принесли в жертву ради выздоровления царской дочери. Из-за этого её поступление в школу было отложено. Даже и до сих пор в Белом Братстве нет женщин. Пока вы – женщины, вы никогда не войдёте как члены, как души в Белое Братство. До тех пор пока человек хочет жить, он – женщина. До тех пор пока человек хочет жить, он – мужчина. Каждый, кто хочет жить, живёт так, как живут все остальные, а когда он жертвует собой ради других, он уже поднялся на ступень выше. И когда я говорю, что до сих пор в школе Белого Братства нет женщин, не понимайте это как «женщина по форме».

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!»

Я хочу дать вам правильную философию, правильные представления, чтобы вы могли учиться. На эту тему написано многое, в том числе и в нынешней литературе, но всё написанное – лишь тени, этот вопрос до сих пор не рассмотрен. Вы должны ощущать, что вы – души. Никогда нельзя принимать от кого бы то ни было жертв, совершённых ради вас. Ни один учитель, кем бы он ни был, не хочет, чтобы ученик жертвовал собой ради него. Если ученик хочет сам пожертвовать собой ради своего усовершенствования, чтобы обрести первоначальную чистоту, такое возможно, но учитель не нуждается в его жертве. Следовательно, мы должны жертвовать всем, чтобы вернуть свою чистоту. Жертвуя собой, не говорите, что вы жертвуете собой для Господа; вы жертвуете не для Господа, а для себя. «А ради кого жертвует Господь?» Ради Себя. Вы скажете: «Это неправильное понимание». Да, ради Себя. Мы Его опорочили, и, следовательно, чтобы очиститься от наших пороков, от наших грехов, Он должен был пожертвовать Собой, чтобы обрести Свою изначальную чистоту. В переводе на человеческий язык это означает: Господь пожертвовал Собой ради Себя, чтобы, очистив Себя, очистить и нас, поскольку и мы – в Нём. Он жертвует Собой ради Себя, чтобы восстановить первоначальную гармонию. И отсюда проистекают слова Павла: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Значит, чтобы его примирить, нужно было внести эту первоначальную гармонию в Себя, т.е. принести в жертву Сына своего – свою Любовь, жизнь.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Тогда я спрошу вас: нашли ли вы свою родственную душу? Сейчас вы зададите мне вопрос: «А что нам делать теперь с нашими жёнами, с нашими мужьями?» Этого вопроса я не касаюсь. Это то же самое, как если бы вы меня спросили: «Что мне делать с моим костюмом?» Костюм есть костюм, жена есть жена, женитьба есть женитьба. Тот великий вопрос с этим не связан. Женитьба – это закон самопожертвования. Что ты делаешь, женившись? Вырабатываешь чистоту. Если ты чист, тебе не нужно жениться; если нечист, женись, сколько хочешь. Женитьба – это закон самопожертвования для обретения чистоты, для искупления своей кармы, как говорят индусы. Но когда ты вступишь в эпоху истинного развития, ты будешь чист, закон женитьбы и рождения уже изменится. Люди уже не будут жениться, рождаться и воплощаться тем способом, как это было до сих пор. О том, что такого не будет, Господь говорит: «И вселюсь между ними, и буду жить в них»3. И все мы начнём приходить путём вселения, а не через рождение, воплощение. Сейчас же, пока женщина родит, сколько она охает, зовёт повивальных бабок, а до того сколько раз подумает, не избавиться ли ей от ребёнка. Но вопрос не в этом. Это жертва. Когда будет действовать закон вселения, мы уже будем в Царстве Божьем, и тогда придёт истинное понимание – мы узнаем Бога. Я говорю не о нынешней эпохе, а об истинной, но это не значит, что нам нужно отказаться от жизни – нимало. Нам нужно доделать свою работу. Работа, которую мы выполняем сейчас в своей жизни, будет иметь отношение к нашей будущей жизни. Кто мастерски крадёт, тот и в других своих делах будет таким же мастером. Кто сильно ненавидит, может и сильно любить. Увидев в мире какого-нибудь плохого человека, я радуюсь ему, потому что этот человек, придя к познанию истины, будет так же ревностен в добре, как был ревностен во зле. Я говорю не о вашем обыкновенном добре, нет. Для меня нынешние люди, и хорошие, и плохие, все стоят под одним знаменателем. Все они хорошие. Когда? И самый злой лев или тигр, когда ты его накормишь, становится добр, но оставь-ка его голодным на 24 часа и попробуй его толкнуть! И самая злая змея, когда сыта, то она добрая, но когда голодна, только посмей к ней приблизиться! Так и мы часто говорим о ком-то: «Он благородный человек». Говорю: это сытый человек. Но чтобы узнать, благороден ли он, не кормите его в течение 12-24 часов и попробуйте тронуть. Добрый человек, сыт он или голоден, никак от этого не меняется, он всё тот же. Пусть наше сознание не меняется.

Следовательно, когда Христос говорит: «Люби ближнего твоего», это означает понимать его. Вы говорите: «Я изменил своё мнение о нём». Да, он изменчив, как и ты. Он дал тебе тысячу левов – он хороший; взял их назад – плохой. Значит, каждый миг ты меняешь своё мнение о его характере. Хороший человек всегда тих и спокоен, он знает, что его богатство никто не может отнять.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Под этим «самого себя» – теософы называют это высшим «я» – подразумевается необходимость пробудиться, любить свою близкую душу.

Теперь: гармония между вами начнёт устанавливаться, только когда вы будете следовать этому закону. Я решил впредь не говорить вам о примирении. Это так банально: «Давайте примиримся!» Я легко могу примирить вас всех. Я мастер примирять, я владею этим искусством. Допустим, кто-то у вас что-то взял, растратил вашу тысячу левов, – я вам их плачу. Будешь ли ты теперь сердиться? Нет. Жена сердится на мужа, потому что у неё нет костюма. Купите ей костюм. Теперь она довольна? Когда ты даёшь людям то, чего они хотят, они на протяжении 12 – 24 часов всем довольны. Если ты отправишь их детей за границу, увеличишь им зарплату, принесёшь им жареного мяса, того-другого, они говорят: «Вот, пришёл добрый человек в мир, он – Христос, мы можем последовать за ним, потому что мир делается лучше». Такой Христос может царствовать только 12 часов. Вопрос, поставленный таким образом, Христос мог решить, однако Он не стал решать его так. Мы решим вопрос по-другому, мы решим его по существу.

Процесс нынешней эволюции показывает, что это эволюция кармы, я называю это выплатой кармы. Мы идём правильным путём, пройдёт немного времени и мы вступим на путь божественной эволюции; поэтому я приглашаю вас исполнить этот закон – найти своего ближнего. Если вы найдёте свою близкую, родственную душу и будете любить её, как самого себя, вы будете на божественном пути. Найдя эту душу, не целуйте её, не прикасайтесь к ней и не трогайте её, а только смотрите издали на неё. Вы скажете: «Да, но я хочу хотя бы слегка её обнять». Если вздумаешь её обнять, всё пропало. То, что можно гладить, трогать, целовать, разрушается. При поцелуях, объятиях происходит процесс передачи. Когда мы кого-то любим, мы больше берём, чем даём. Стиснем кого-то в объятиях: «Как я тебя люблю!» Но тем самым мы берём. Я видел, как берут пузырь, наполненный воздухом, поднимают, сжимают – и он становится пустым. Кто-то берёт бутылочку, глотает из неё, глотает, потом кладёт в карман и говорит: «Как я её люблю!» Но как только бутылочка опустеет, любви больше нет. Это ложные представления о любви.

Есть то, что лучше объятий, лучше поцелуев, лучше поглаживаний, лучше этих нынешних взглядов, понимаете? И когда я говорю, что краткое переживание, когда ты на мгновение видишь Бога, стоит больше тысяч жизней, я имею в виду именно это. И когда ты увидишь и узнаешь эту душу, о которой Христос говорит «познай и возлюби её», ты почувствуешь в себе огромную силу – не только в теле, но почувствуешь и такую силу, какой никогда не ощущал. Твой ум так прояснится, что ты сразу начнёшь видеть очень далеко, дальше Млечного Пути. Видеть Бога – это нечто великое! Каким образом, по-вашему, вы Его увидите? Сейчас вы только вздыхаете. Нет, нет, послушайте, так поступают только дети, привыкшие смотреть сквозь дырочку; вот и сейчас они говорят: «Давайте посмотрим сквозь дырочку». Нет, теперь ты идёшь широким путём, незачем смотреть сквозь дырочку. Кто-то вперился в меня глазами. Говорю: незачем так смотреть на меня, что ты узнаешь? Прежде чем узнать меня, ответь, нашёл ли ты свою близкую, родственную душу? Чтобы узнать тебя, мне нужно найти свою близкую, родственную душу. В этих двух полюсах начинает действовать божественный принцип и проявляется Бог. Это то великое начало, которое вам нужно положить в основу. Не стройте иллюзий! Иной раз вы приходите в возбуждение, думаете, что вы в раю, но через полчаса это настроение проходит и вы думаете, что вы в аду. Иной раз вы говорите: «Человеку лучше умереть»; а через полчаса: «Не стоит человеку умирать». Это в вас от Петра! В любви есть нечто устойчивое. Я не говорю, что это зависит от нас самих. Мы подобны опорной точке в кинематографе вселенной. Всё, что происходит в вашем уме, все мысли, которые приходят к вам, – не ваши. Следовательно, вы питаете иллюзии, думая, что мысли, которые приходят к вам и вас охватывают, – ваши собственные, и скорбите из-за них. Они чужие, и вам незачем и радоваться, и скорбеть о чужом.

Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» Сначала вы найдёте методы в своём сознании, подсознании, самосознании и сверхсознании, и лишь применив эти методы в своей жизни, вы найдёте родственную душу, и когда вы её найдёте, оба начните работать молчком, тихо, и не поднимайте в мире большого шума. Если я миллиардер, мне незачем об этом рассказывать. Если даже я познал всю вселенную, мне нет нужды рекламировать это в газетах, незачем рассказывать болгарским журналистам о своих познаниях. Что мне это даст? С ними я буду говорить о луке, о чесноке, о Македонии и Фракии, об Англии и Германии, но о существенном – никогда! Когда умрёт какой-нибудь заслуженный человек, о нём говорят: «Такой-то святой сделал то-то». Ничего он не сделал. Вы не знаете того святого, о котором пишете. Евреи за две тысячи лет ещё не познали Христа. Христиане вознесли Его до седьмого неба. Евреи говорят: «Какие глупцы эти христиане!» Спрашиваю: кто умнее – христиане или евреи? Евреи могут нас осудить, сказать: «Вы верите в Христа, однако мы искреннее вас: мы не верим, но хотя бы не лжём. Мы плохие люди, но хотя бы не лжём, мы прямо говорим, что не верим в Христа, не хотим следовать Его учению». А как поступаем мы, христиане? Твердим: «Христос сказал то, Христос сказал это», но не следуем Его учению. Мы лжём, что следуем ему. Тогда я спрашиваю: к чему эта ложь? Неверно, неверно, что мы христиане. Тут есть евангелические проповедники, православные священники, владыки и прочие; ведь они поставлены Христом? Но только пойдите и спросите их обо мне и послушайте, что они скажут. Они скажут, что я демон, сатана, лжец. Почему? Я знаю, откуда это идёт. Будь я на их месте, и я бы так говорил. Но благодарю Бога, что я не на их месте, где у них столько искушений, и говорю: «Благодарю, что они несут мой багаж». Нам следует быть последовательными в своих верованиях. Вы скажете: «Я верю в Бога». Нет, будьте искренними. Если верите, то хоть немного сообразуйтесь со своей верой в своей жизни. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя!»

Выйдя отсюда, вы начнёте применять ваши старые методы: «Такая-то сестра не живёт по этому учению». Я не говорю, что вы плохи, – вы лучше меня. Я едва сейчас следую этому учению. Вы отчасти следуете ему как христиане, а я следую ему как евреи. Нет, каждый из вас найдёт свою родственную душу, и когда вы придёте ко мне, я скажу: «Я рад, что Бог внутри вас». И вы с радостью войдёте в Божий храм и только тогда сможете славить Бога. Как мы будем Его славить? Только по закону великой Любви, которой смогут приоткрыться ваши души. Некоторые из вас скажут: «Мы очень большие грешники». Вы не такие уж большие грешники, я вас таковыми не считаю, но ваша ошибка в том, что вы очень хотите жить, а как жить, не знаете. Тогда вы зададите мне вопрос: «А наша вера в Христа в течение стольких лет, а молитвы, которые мы читаем, а церковь, куда мы ходим, где всё это останется?» А нашли ли вы Христа? Я не говорю, что вы Его не нашли. Бог позволил людям искать Его на ощупь, только бы они Его нашли. Две тысячи лет назад Он говорил через Христа. Встречали ли вы этого Христа, чтобы поговорить с Ним о Его учении? Можете ли вы привести хотя бы один ясный сон, в котором Христос рассказал бы вам что-то из своего учения? Чтобы видеть Христа, у человека должна быть положительная философия. Я хочу, чтобы это чувство пробудилось в вас, но вам непременно нужно видеть свою родственную душу, обитающую на небе. Павел высказывает эту мысль, но только немного иначе, он говорит: «Ни жена без мужа, ни муж без жены». Под этим он подразумевает, что два нынешних принципа, мужчина и женщина, должны слиться в одну душу и эта душа найдёт другую свою родственную душу. Только тогда Христос будет третьим между ними.

Сейчас некоторые будут обескуражены. Я не хочу, чтобы вы были обескуражены. Сказанное имеет отношение к мудрости. Если бы у всех нас было такое состояние, то с приходом этой великой любви мы могли бы поднять всю Софию. Если бы я нашёл в вас всего одну точку опоры, то поднял бы на своём рычаге всю Софию. Но как часто вас посещает сомнение! Придёт ещё большее сомнение. Когда Христос возносился, присутствующие усомнились в Нём. И вы, как те верующие, усомнитесь, видели вы это или нет. Лишь когда наступит время этого великого закона – «возлюби ближнего твоего, как самого себя», – вы будете на пути истинного знания.

Итак, не считайте, что жертва – это любовь. Жертва – это только примирение. Её основа – чистота. Подсознание – это душа, сознание – это сердце; самосознание – ум, сверхсознание – человеческий дух. Древние греки говорили «Познай самого себя!» – это означает, что и у них не было большой философии, они изучали только сознание и самосознание. А сейчас христианская философия занимается великим учением подсознания и сверхсознания; значит, человеческий дух, человеческая душа должны быть объединены, чтобы был найден истинный путь развития, и тогда нынешние мужчины и женщины будут свободными и смогут понимать друг друга. И дети ваши будут понимать вас, и вы будете их понимать. А сейчас дети говорят: «Мать должна жертвовать собой». Иной раз мать говорит: «Дети должны жертвовать собой». Государство говорит: «Мои подданные должны жертвовать собой». Все хотят жертв. Нет, мы начнём новую культуру, без жертв. И Давид в одном из своих псалмов говорит: «Я принёс бы Тебе жертвы, но Ты не хочешь жертв. Жертва Тебе – сердце чистое и смиренное, и дух сокрушённый». Значит, когда ты поймёшь своё сознание и самосознание, ты увидишь, что ни сердце, ни ум не спасут тебя. Давид говорит: «Только в своей душе и в своём духе, начало которых – в Тебе, только там я буду искать Тебя».

Итак, вернёмся, чтобы искать этого Христа любви. Сегодня, в новый год, мы будем искать Его новым способом и старым способом. Мы поступим, как Давид, пришедший к Саулу. Саул дал ему новое вооружение, но он, походив немного с этими новыми научными инструментами, сказал: «Это не для меня», снял их и взял свою пращу. Мы начинаем с того, с сего, с науки, но то, что мы имеем, ещё не наука. Истинная наука должна дать нам такие методы, которые мы можем использовать, которыми можем работать. И когда придёт воистину учёный человек, ты из его молчания узнаешь гораздо больше, чем из его речей. И в древние времена, когда ученик приходил к своему учителю, он находился рядом с ним неделю, ничего не говорил, но уходя знал многое. Находясь рядом, ученик воспримет ауру своего учителя, у него будут его мысли, чувства и желания. Сейчас, придя в какое-то кафе, ты пропитываешься тамошними запахами. Это подобно воздействию влаги и солнечных лучей на растения, их воздействие молчаливо. Так что этого знания вы нигде не найдёте, не прочтёте о нём ни в одной книге, но приобретёте его в глубочайшем молчании своей души. Обретя его, вы не воскликнете «Эврика!», как Архимед, который выскочил из ванны. И что он нашёл? Он нашёл, сколько стоила золотая корона, сколько она весила! Не уподобляйтесь Архимеду, а найдите то, что переустроит всю вашу жизнь. Скажут: «Этот человек переустроил свою жизнь».

Итак, заложите начало, благодаря которому вы сможете измениться. Наступает время, когда, как говорил апостол Павел, все мы не умрём, но все изменимся.

И в следующий раз я желал бы встретить вас не поодиночке, а вдвоём: вас и вашу родственную душу, вашего ближнего. Найдите её!

Итак, Христос говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя!»

_________________________________

1 В первой из двух главных заповедей Христа

2 Сравни: Марк 12:30 ("0и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!")

3 Сравни: 2Кор 6:16 ("Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом")

Этот, 39-й, стих кажется очень ясным, не так ли? «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Матфей 22:39