Внутренняя связь 1936 0820 0
Внутренняя связь.
«Если кто-то служит Мне, пусть следует за Мной;
и где Я, там будет и слуга Мой;
и кто служит Мне, того почтит Отец Мой»
Ев.Иоанна 12:26
Существует два понятия о жизни: внешнее и внутреннее. Внешнее понимание жизни подобно красивой девушке, которая обращает внимание только на свою внешность. Внутреннее понимание жизни подобно девушке, которая не очень красива, но умна. Она не обращает большого внимания на свою внешность, но работает над развитием своего ума и сердца.
- Какая из двух девушек предпочтительнее? –
- Вторая.
Первая девушка вскоре потеряет свою красоту, и никто не остановит на ней своего взгляда. Вторая девушка обратит внимание людей благодаря своему внутреннему богатству. Вот почему человек не должен увлекаться только внешним взглядом на вещи, их надо рассматривать в их внутреннем смысле.
Современных людей занимает вопрос, почему мир создан таким, каким он предстает перед ними сегодня? – А как должен быть создан мир? Все должны знать, что мир создан не произвольно. Великий закон определяет создание и существование мира. Чтобы понять этот закон, человек должен учиться. Именно за этим он пришел на землю. Кто это понимает, тот будет искать внутреннюю сторону жизни. Кто не понимает, тот остановится перед внешней стороной жизни.
Говорится, что человек должен быть сильным. Чтобы быть сильным, человек должен понимать внутренний смысл жизни. А чтобы прийти к этому пониманию, нужно иметь терпение. Кто-то говорит, что имеет терпение, но еще не дошел до внутреннего понимания жизни. Этот человек имеет внешнее, показное терпение. Истинное терпение требует понимания вещей. Кто знает и может терпеть, тот радуется всему, что понял. Трудности в жизни возникают потому, что человек не понимает существенных вещей, вследствие чего откладывает их на будущее, для более благоприятных условий. Вопрос не в будущем человека. Важно, что он понимает сегодня, что он может сделать сегодня.
– А ведь Христос проповедовал не сейчас, в далеком прошлом.
– И это не важно. Прошлое миновало. Чему научились люди от Христова учения, и что сегодня прилагают из него, вот что важно.
Прошедшее несущественно. Важно настоящее, потому что существенное - в нем. Сегодня каждый ценит себя больше, чем стоит. Для человека имеет значение та цена, которая ему соответствует. Огонь, который может выдержать до конца, силен; не может ли выдержать до конца, - он слаб. Человек должен работать с сильным огнем, который расплавляет и самые тугоплавкие тела.
Следовательно, с тем существенным, которое он имеет в себе, человек может решать трудные задачи в своей жизни. Оно представляет собой сильный огонь, перед которым все отступает. Когда не идут дела, человек сознает, что ему не хватает существенного, что нет почвы под ногами. Он сознает, что не таков, каким должен быть, вследствие чего начинает лицемерить и откладывать вещи на какое-то отдаленное будущее. Дело не в откладывании. Человек должен учиться каждую минуту. Лучше учиться и признать, чего не знаешь, чем слыть знающим, принимать почтение людей, а в сущности, быть невежей. Стыд незнания предпочтительнее почета за невежество.
Итак, цель человека в его сегодняшней жизни – дойти до существенного. Если доберется до существенного, он увидит себя в свете, окруженным совершенными существами. Тогда он поймет и признает существование другого мира, вне себя. Люди сейчас говорят об ином мире, но не верят в него, и не признают его. Они говорят о духах, не имея определенной идеи, что такое дух. Вот причина, по которой люди не хотят умирать. Они не верят в духовный мир, в духов и боятся от незнания, что с ними станет после их смерти.
Слушая такие слова, не принимайте вещи лично на свой счет, потому что наша личность меняется во взглядах, в понимании жизни. А когда здесь о чем-то говорится, имеется в виду неизменяемое, постоянное. Что можно сказать о человеке, которому минуло пять, десять, пятнадцать, двадцать, тридцать лет? Если вы сравните понятия человека в период от пяти до тридцати лет, то увидите, что они коренным образом отличаются. Какой из этих взглядов самый верный? Правильный взгляд только тот, что покоится на основах истины. Жизнь человека определяется именно этими взглядами. И счастье человека тоже зависит от взглядов, которые покоятся на истине. Счастье человека зависит от тех существ, которые его любят. Они живут для него, и он должен жить для них. Невозможно человеку жить для себя самого. Кто-то учился на инженера. Для себя ли он учился? – Нет, он учился для других людей, чтобы они пользовались его знанием. Если другие люди пользуются знанием человека, то и он пользуется одновременно с ними. Музыкой пользуется вся публика, слушающая музыканта, но с нею вместе пользуется и он.
Человек должен рассуждать обо всем, что его окружает, что происходит вокруг него, чтобы различить временное, преходящее от вечного. Пока человек не поймет временное, он не может прийти к вечному. Ученые говорят о вечности, о другом мире, о миллионах солнц и звезд во вселенной, но для обыкновенного человека все это остается непознанным, пока он не разберется во временных вещах. Пока не изучит временное, человек смотрит на вечное, как на предположение. Он говорит:
- Я не был на этих солнцах и не признаю их.
– На этих солнцах есть люди.
– Возможно, но я их не видел.
Чтобы разобраться в далеких, отвлеченных вещах, вы должны изучить даже малых букашек на земле. Скажете, что сегодня эти букашки вас не интересуют. – Если сегодня они вас не интересуют, то в будущем заинтересуют и потребуются вам. Чем вы интересуетесь сегодня? Люди больше интересуются тем, что другие думают о них. Что им принесет знание мнения других людей? Ничего, кроме заблуждения. Современные люди нуждаются в здоровой, положительной, Божественной мысли. Мысль у многих поверхностна, вследствие чего они впадают в противоречия.
Что человеку нужно? – Правильная мысль, возвышенное чувство и здоровое тело. В этом состоит его прогресс. Без здорового тела ничего нельзя постичь. Здоровье – это мерило жизни. Кто здоров, тот всего может достичь. Достичь в жизни всего – значит разобраться в своей жизни, а не в жизни других. Пока он на земле, человек изучает условия своей жизни. Изучая их, он постепенно поднимается. Как учитель любит тех учеников, которые учатся и могут хорошо работать, так и Бог любит и возвышает те души, которые хорошо учатся и работают. Так что, есть смысл интересоваться мнением других людей о себе, если они говорят хорошее.
Почитать человека и говорить о нем добро, это одно из больших благ в жизни. Это благо зависит от того, что человек говорит. Не достаточно только говорить, но сказанное должно оставаться на вечные времена. Вечные вещи – основа истинной жизни. Пока дойдет до истинной жизни, человек проходит через различные фазы, подобно художнику, изучающему искусство рисования. В первое время он не знает, как сочетать и накладывать краски, из-за чего они легко теряют свой цвет. Однако чем больше работает, тем лучше он прилагает свое искусство, и приходит к уровню мастера-художника, чьи краски никогда не блекнут. Кто поднялся до истинной жизни, тот пользуется не блекнущими красками. Наложив такую краску, ее уже ничем не вывести.
Многие говорят, что жизнь тяжела. Жизнь тяжела тогда, когда человек думает только о людях, а не о Боге. Для человека важно одно: он должен интересоваться, что о нем думает Бог. Если держать эту мысль в уме, жизнь будет легче. В Боге нет никакого лицеприятия. Когда вы идете к Нему, вы не нуждаетесь ни в каких рекомендациях. Ваша жизнь будет вашей рекомендацией.
Говоря о жизни, я не хотел, чтобы все ваше внимание было поглощено этим. Жизнь проявляется в одной обширной области. Чем больше эта область развивается, тем больше она используется как отдельным человеком, так и всем человечеством. То же можно сказать и о знании. Некий человек считается ученым, когда он среди детей. Попав в общество ученых людей, он считается обыкновенным человеком. Значит, в любой момент человек должен сознавать, что есть чему учиться. В этом состоит смирение. Человек должен себе признаться, что знает мало, и ему предстоит учиться, накапливать знания. Вопрос не в том, чтобы отрицать имеющиеся знания, но он должен сознавать, что в любой момент есть чему учиться.
Не достаточно сказать о себе, что умеешь хорошо говорить или играть на музыкальных инструментах. Нужно каждый день добавлять что-то к своей речи, к своему исполнению. Каждое слово, каждый тон должны сопровождаться известным количеством вибраций. Чтобы узнать, правильно ли он говорит, человеку надо следить, все ли сбывается из сказанного им. Если не сбывается и требуется корректировка, значит речь его еще не правильна. Если музыкант играет правильно, каждый тон действует на слушателей благотворно. Если не действует на слушателей благотворно, значит он еще не истинный музыкант.
Человек может грешить, пока он в физическом мире. Как только он входит в Божественный мир, никакие погрешки не позволяются. – Почему? – Потому что обыкновенного человека можно обмануть, но совершенного – никогда.
Христос говорит: «Если служит кто-то мне, пусть следует за мной». Значит, тут встает вопрос о служении Христу. Чтобы служить Христу, человеку требуется совершенная жизнь. «Пусть следует за мной» - это показывает, что человек должен жить, как Христос. Жить как Христос – значит каждый день вносить нечто новое в свою жизнь. В этом состоит истинное омоложение. Речь не о молодости и старости. Молодость и старость, о которых обычно говорят, это дела человеческие. Человек сначала молод, потом стареет. Эта молодость и старость – в порядке вещей, они неизбежны. Но, старея, человек не должен глупеть.
Встретите кого-то, кто говорит:
- Одно время я был молод. Одно время я хорошо играл.
– Если говорит о прошедшем времени, то этот человек не на правильном пути. Он попадает в закон откладывания, где вещи губят свою молодость и силу.
Другой же скажет, что знает несколько песен, которым научился раньше, но больше ничего не может воспринять. Этот человек подобен пластинке, граммофону, который может воспроизвести только определенное число произведений. Это механический процесс в работе.
Человек должен учиться, заниматься только самим собой, пока не разберется во внутренней связи жизни. Что делают другие люди, как живут, это не должно его занимать. Если хочет научиться делать хорошую обувь, сапожник должен заниматься только своим ремеслом, не интересуясь ничем другим. Это один способ развития. Он имеет приложение в физическом мире. Каждый день добавляй что-то новое к своей работе. Таким способом человек может и лечиться: каждый день прибавлять на каплю больше употребляемого лекарства, пока не дойдет до определенного количества капель. Однако есть и другой способ работы, лечения – через мысль. Через мысль человек может работать над собой, усовершенствоваться; и таким же способом он может лечиться. Мысленно человек может принимать по несколько капель той своей мысли, которая в состоянии лечить, превращать вещи.
Скажете, что ныне это невозможно. Невозможно, потому что вы одновременно живете в двух жизнях: в старой и новой. Только начнете одно дело, как сразу говорите:
- Получится ли?
- Усомнившись, вы попадаете в старую жизнь.
- Станут ли люди уважать и почитать меня?
– Это зависит не от них, а от Бога. Бог примиряет человека с его врагами.
– Когда?
– Когда пути его богоугодны. Если пути человека богоугодны, люди полюбят его.
Вы скажете, что Христа, вершившего волю Божью, любили не все. Да, Христа любил народ. Мало людей не любило его. Это были несколько священников, книжников и фарисеев. Одно требуется от человека: исполнять то, что он говорит. Недостаточно просто сказать, что умеешь играть, надо при этом сыграть и спеть. Сказал – сделал.
Христос говорит: «Если служит кто-то мне, пусть следует за мной». Кто хочет учиться, тот должен служить Христу. Без служения нет учения. Легко сказать другим, чтобы помолились за него. Каждый сам должен молиться за себя, как и каждый должен сам учиться. Думать, что другие сделают за него работу, это непонимание жизни.
– Но православная христианская церковь молится за души умерших.
– Это другой вопрос. Истинное христианство представляет великую науку, для изучения которой требуется сильное стремление.
Как наука, христианство содержит в себе ряд методов для воспитания человека. Чтобы постичь эти методы, он должен искать общества людей, которые знают, которые испытали эти методы. Когда человек что-то передает, он должен передать это правильно, без искажений. Кто хочет учиться у людей, которые что-то знают, тот должен быть готов слушать, воспринимать. Дойдет ли дело до Божественной науки, вы связываетесь с существами, завершившими свое развитие. Чтобы они передали свое знание, вы должны быть готовы слушать, воспринимать и прилагать. Они не тратят свое время напрасно. Если не учитесь у этих существ, вы навсегда останетесь в сегодняшнем состоянии.
Следовательно, учитесь и прилагайте изученное, чтобы добавить нечто к имеющемуся знанию. Без нового знания старое ничего не стоит. Кто хочет обрести истинное знание, тот должен быть смиренным, как мудрец. Когда что-то рассказывают мудрецу, он слушает внимательно, не критикуя, не прерывая. Если заметит какую-то оплошность, он выслушивает все до конца и потом говорит, что заметил небольшую погрешность, которую надо исправить.
Итак, в понимании, восприятии и приложении вещей состоит счастье человека. Чтобы показать свое превосходство над другими, кто-то говорит, что обрел счастье, потому, что ему говорит Дух. Спрашиваю: знает ли этот человек, как, где и когда говорит Божий Дух, и как, где и когда – человеческий? Только умный, только мудрый человек может говорить положительно об этих вещах. Это еще не значит, что человек должен думать, что он ничего не знает. Насколько верно, что он все знает, настолько верно, что он ничего не знает. И то и другое – крайности.
В каждом отдельном случае человек должен понимать свое положение, знать, с кем разговаривает. Если он имеет верное представление о вещах, он сможет оказать нужное уважение и почет каждому человеку, каждому животному и каждому растению. Этого требует новое учение от каждого человека. Встретив вола, вы и ему окажите соответствующий почет и уважение. Знайте, что и у него есть известные права, по которым не нужно применять к нему насилие. Если признаете необходимые права всех людей и животных, то и Бог признает ваше право. Если вы не дадите прав другим, и вам не дадут права.
Чтобы прийти к такому правильному обхождению, вы должны работать над своим самовоспитанием. Дело не в самокритике, и не внутреннем самоедстве, но в стремлении переносить все с терпением. Делая что-либо, вы должны сознавать, что это хорошо. Скажете, что у вас есть терпение. Имеете ли вы терпение того видного математика, чей двадцатилетний труд однажды сгорел, и ему пришлось снова заняться той же работой, дойти до решения своей задачи? Он работал над задачей целых 20 лет и листы с вычислениями оставлял на столе в комнате, которую всегда закрывал. Однажды он ушел на прогулку и забыл закрыть комнату. Служанка зашла в его комнату и принялась убираться, чтобы порадовать своего господина. Увидев на столе так много набросанных листков, она собрала в руки, смяла и бросила в горящую печь. После этого протерла пыль со стола, проветрила комнату, вымыла пол и закрыла дверь. Когда пришел ее господин, она встретила его с улыбкой и сказала:
- Господин, я сегодня хорошенько убрала твою комнату.
- Как убрала?
- Все ненужные листки убрала со стола и сожгла в печке.
Господин посмотрел на пустой стол и сказал спокойно:
- В другой раз этого не делай.
Он сел за стол и снова начал свои вычисления, чтобы восстановить сожженные листы.
Современные люди часто попадают в положение этой служанки, уничтожая некоторые вещи в своей жизни.
– Почему они их уничтожают?
– За ненужностью.
– Нет, эти вещи лишь кажутся ненужными, но при случае потребуются. Вот почему каждый человек должен глубоко разбираться в вещах, чтобы знать, когда как поступать. И если он иногда поступит неправильно, то сможет поправиться, понять, что правильно, а что – нет.
«Если служит кто-то мне, пусть следует за мной». Многие говорят, что не хотят служить Христу, но хотят служить себе. Если при этом они смогут обрести те знания, к которым стремятся, они правы. Если же не смогут постигнуть желаемого, они на неверном пути. Одно надо знать:
- Человек ничему не может научиться у себя.
– Почему?
– Потому что не от него проистекают вещи. Сам по себе человек представляет полотно, на котором все вещи отражаются. Полотно суть не реальность. Реальность идет от Вечного начала в мире. Зная это, человек не должен бояться служить. При всем желании он не может служить всем людям. Однако, служа Божественному началу, он в то же время будет служить и людям.
Наблюдая жизнь, некоторые говорят, что кто-то живет лучше других. Как узнать, какой человек живет хорошо, а какой нет? Как узнать, какая печь горит лучше? Чем полнее сжигание в печи, тем лучше она горит. Следовательно, у кого мысль правильна, тот живет лучше того, чья мысль не верна. Правильная мысль связана с правильной внутренней жизнью человека. Вообще, самое важное для человека – жизнь. Кто-то говорит:
- Я живу хорошо.
- Это твое дело. Об этом не надо говорить.
- Я молюсь Богу.
- И это твое дело. Об этом не говорят.
- О чем же должен говорить человек?
- Только о том, что узнал и приложил.
Итак, в своем сегодняшнем состоянии человек ищет путь, по которому можно пройти с меньшими затратами, с минимумом помех и противоречий. Должен ли он сам искать этот путь? Если не передал себя в руки Бога, человек имеет право искать легких путей, сам заботиться о себе. Но если отдал себя в Божьи руки, незачем о себе заботиться, искать свой путь. Следовательно, когда человек свяжется с Первой Причиной вещей, еще прежде, чем он захочет, нужды человека будут удовлетворены.
То же можно сказать и о человеке. Когда вы кого-то любите, то удовлетворяете его нужды прежде, чем он попросит об этом. А если не любите, ничего ему не даете. Это вы все испытаете, а многие уже испытали. Кто не испытал этого, тот должен открыть свои окна, чтобы впустить через них больше Божественного света. Только в этом свете можно разобраться во всем. У кого имеется больше света, те должны помогать другим. И помогая друг другу, они вместе пойдут вперед.
Теперь перейдем к красивой стороне жизни. Она заключается в том, чтобы знать, зачем человек пришел на землю. Какая-то девушка хочет выйти замуж. Сначала он должна спросить себя:
- Если выйду замуж, достигну ли я того, что искала?
Если своим замужеством можно достичь искомого, пусть женятся. Если этого нельзя достигнуть, лучше не жениться. Некая женщина хочет родить ребенка. Пусть спросит себя:
- Могу ли я поднять выше себя и своего ребенка?
Если может добиться этого, пусть становится матерью; если не может, лучше не рожать. Кто-то хочет стать ученым. Пусть спросит, что ему даст ученость. Если наука даст ему нечто ценное, пусть станет ученым. Если эта наука помешает ему в жизни, лучше не становиться ученым.
Речь не о том, чтобы человек не учился, но в своей учебе он должен найти правильный путь в жизни. Это не значит, что пути, по которым сегодня идут люди, не верны. Но однажды они сами увидят, что их пути были не точно такими, какими должны были быть. Следовательно, чтобы найти правильный путь, люди должны научиться служить Богу.
- Каким образом служить?
- Самым правильным.
- Каков самый правильный путь служения?
Я же вас спрошу:
- Какой самый правильный путь уборки дома – мытье или вытряхивание?
Вы скажете:
- Мы пользуемся обоими методами. Когда воды достаточно, хорошо моете все комнаты, окна, двери, мебель. Когда воды недостаточно, тогда только стряхиваете пыль с мебели и проветриваете комнаты.
Так что, когда хочет служить, человек выберет метод, соответствующий условиям, в которых он находится, и будет им пользоваться.
«Как Отец меня научил, так и делаю». А вы спрашивали себя, чему вас научил Отец? Скажете:
- Это нас не интересует.
- Почему не интересует?
- Потому что не ясно видны эти вещи.
- Почему вы не видите вещи?
- Потому что перед лицом вашим завеса, мешающая видеть предметы ясно.
- Что нужно сделать, чтобы видеть ясно?
- Убери завесу от своих глаз.
- Убрал ее, но все равно не вижу.
- Если не видишь, это значит, имеешь вторую завесу. Убери и ее!
- Убрал ее, но все еще не вижу ясно.
- Убирай от глаз одну завесу за другой, пока не начнешь видеть совершенно ясно. Если видишь ясно, ты дошел до глубокого внутреннего понимания.
Многие говорят, что знают все, что сказал Христос и сделал две тысячи лет назад.
- Что они приобрели тем, что знают слова и свершения Христа в свое время?
То, что Христос говорил, они и доныне не понимают. Они не могут сравниваться с Христом. Для человека важно не повторять Христовы слова, а иметь его чистоту и святость. Чистый и святой человек никому зла не причинит. Он не содержит в себе элементов зла. Кто не содержит в себе элементов добра, и он не в состоянии совершать добро. Закон одинаков и для зла, и для добра.
Следовательно, от вас требуется изучать Слово Христово, прилагать его, а не только читать. Слово – основа жизни. Это топливо, которое надо постоянно добавлять, чтобы огонь жизни мог непрестанно гореть. Это ничуть не значит, что при изучении Слова, все остальное надо оставить. Что вам нужно, то держите и работайте с ним. То, что вам не требуется, раздайте своим приятелям. Можете ли вы нести сто килограммов зерна на себе? Если не можете, то часть его раздайте приятелям или бедным. Необходимые вещи носите сами, а непотребные раздайте своим ближним.
Например, каменотес нуждается в своем молотке, писатель – в пере, скрипач – в скрипке. Все это нужно в свое время. Умный человек знает, что когда употребить. Кто не знает вещам места, тот находится в противоречии. Значит, непотребно все, что в конкретном случае не может услужить данному человеку. То, что требуется отцу, не требуется ребенку. То, что нужно матери, не нужно ее дочери. Однако то, что ребенок или дочь могут сделать в конкретном случае, они должны это выполнить.
Теперь у вас появилась мысль:
- Какое учение верно?
- Верно то учение, которое основано на полной, на абсолютной вере.
Это значит: даже при самых больших противоречиях в жизни не допускайте в свое сознание и тени сомнения в Боге. С этой точки зрения друг – это тот, кому вы полностью доверяете. Вы положительно знаете, что он это завершит все, что бы он ни начал. Как, каким способом, не важно. Для вас важно, что вы не сомневаетесь в нем. Следовательно, стремитесь войти в положение друг друга, верить друг другу, а не искать ответа, кто прав, кто виноват. Поступая так, вы будете, как тот мудрец, у которого в руках все становилось ценным. Камень, взятый в руку, превращался в драгоценность. Если он откладывал камень в сторону, тот снова становился обыкновенным. Пока человек верит в Бога, все вещи для него ценны, каждая вещь обретает смысл. Как только он перестанет верить в Бога, все вещи обесцениваются, постепенно теряют свой смысл.
«Если служит кто-то мне, пусть следует за мной». Служение без любви, без удовольствия – не служение. Почему? – Потому что человек служит только Великому. Христос говорит: «Как Отец меня научил, так и делаю. Я пришел служить». Воистину, человек может служить только мудрецу, совершенному, в ком живет Бог. Зная об этом, и вы должны служить, чтобы что-то приобрести. Что вы обретете? – Форму свою сразу не измените, ни сознание свое, но все-таки нечто получите, сколь бы мало оно ни было. Ценность источника заключается не в его величине, а в чистоте воды, бьющей из него. Следовательно, и ваша ценность определяется тем, что исходит от вас, то есть жизнью. Что представляет собой жизнь, вы не можете определить. Вы умеете только высказываться, что какой-то человек невежа, слаб или беден, не задумываясь о вещах глубоко. Однажды невежа станет ученым, слабый – сильным, бедный – богатым. Все в мире подвержено большим переменам. Вы должны обращать внимание на возможности, скрытые в человеке. Божественное – в возможностях человека.
«Где я, там будет и слуга мой». Христос имеет ввиду истинное служение. Человек должен стремиться к труду, к работе, не осуждая ни себя, ни других. Жизнь – это место исправления, работы. Кто-то испачкался – ничего. Он должен взять воды и хорошенько помыться. Вот путь любви. Это путь подвижничества. Будьте снисходительны к себе и своим ближним, и благодарите, что посланы на землю исправляться и учиться. Когда осознаете это, ваше положение улучшится. Человек должен учиться говорить правильно. Его слова должны согревать, но не обжигать.
Итак, работайте спокойно, не становясь безразличными к своей работе. Для этого нужно понимание. Работайте, как маленький ребенок, впервые пришедший в школу. Он знает, что послан учиться, и каждый день получает что-то новое. Христос говорит: «Если не станете, как малые дети, не сможете войти в Царство Божие». Чтобы дойти до положения малых детей, думайте о том, что каждый день нужно что-то получать, а не о том, что вы много знаете.
Чтобы показать свою смиренность, кто-то говорит:
- Я не хочу становиться святым.
Что означает слово «святой»? Быть святым, значит иметь свет. Кто не хочет быть святым, тот останется во тьме. Следовательно, каждый человек должен стремиться быть святым, то есть светить, а не слыть среди людей чем-то великим, чтобы ему кланялись из-за этого. Сказано в Писании: «Исповедуйте свои прегрешения». Это искусство – знать, как исповедоваться, и как исповедовать. Услышав от своего ближнего исповедь, удержи ее в себе. – Почему? – Чтобы не калечить других. Берегите ближнего своего, как себя, если хотите прогрессировать. Вот что означает стих, сказанный Христом: «Любите ближнего своего, как себя самого!»
Беседа 20 августа 1936 года, 5 часов утра, София. – Изгрев.
Список бесед