Недоказанные истины 1931 0722 0 SU
НЕДОКАЗАННЫЕ ИСТИНЫ
Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"
по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,
дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."
22.07.1931 г.
Семь озер
5 ч.у.
Для размышления в течение дня возьмите стих: «Истина сделает вас свободными».
Сегодня мало у кого есть ясное и конкретное представление об Истине. Если в каждом данном случае человек знает, что и как надо делать, и может это сделать, – это и есть путь, это отношение к истине. Если человек знает, где хлеб, и может принять его в себя и переработать, – это и есть отношение к истине. Если человек знает место, где находится хлеб, и если его организм умеет принимать хлеб, то человек приобретёт свободу. Он будет свободен от голода, который обычно отнимает силы. В данном случае истина представляет собой отношение к чему-то. Если вы не знаете, каково ваше отношение к данному человеку, вы не знаете этого человека. Человек проявляется через свои мысли, чувства и действия. Если вы не знаете, что человек думает, чувствует и делает, вы не знаете человека.
Современные люди хотят знать, где находится Бог и что Он собой представляет. Я говорю: «Где есть жизнь, где есть мысль, где есть чувства, – там Бог». Вы спросите: «Что такое жизнь?» Я отвечу вам на этот вопрос, только если вы мне скажете, откуда к вам пришла эта мысль. Если вы хотите знать, что такое жизнь, то я хочу знать, откуда пришёл этот вопрос в ваш ум. Идёте вы в школу, учитель берёт мел и пишет на чёрной доске: «У такого-то человека есть двести овец». Я спрашиваю: видят ученики этих овец на доске? Никаких овец на доске нет, учитель о них только пишет. Что он имеет в виду, когда пишет об этих двухстах овцах? Если бы в школе была введена наглядная система обучения, тогда, какое число овец учитель написал на доске, такое же количество овец должно стоять перед детьми. Учитель пишет на доске: «Десять овец», – и сразу же в комнату, где сидят дети, входят десять овец. Почему эти овцы не входят в класс? Ведь речь идёт о реальности, не так ли? Все люди говорят о реальных вещах, они не признают ничего отвлечённого. Вопреки этому налицо нет никакой реальности.
Кто-то говорит: «Я хочу помолиться Богу». Как ты будешь молиться Богу, которого не видишь и о котором многие люди говорят, что Его не существует? – «Я верю в Бога». – Как ты можешь верить в нереальное? Невозможно человеку верить в то, чего не существует. Если ты веришь в Бога, значит, Бог существует. Вера во что-то подразумевает, что оно существует. Кто-то говорит: «Я не верю в Бога». Раз ты не веришь в Бога, значит, ты веришь во что-то другое. Это всё равно что ученик скажет учителю: «Я не верю в овец». Если ты не веришь в овец, это ещё не значит, что овец не существует. Учитель берёт ученика за руку и ведёт его к овцам. Ученик видит, что овцы – травоядные животные, что они покрыты шерстью, блеют, дают молоко и так далее. Он убеждается в существовании овец, но они и без того существуют. Многие хотят найти Бога таким же способом, как ученик, который увидел овец, потрогал их и поверил в их существование. Бога нельзя найти одним только прикосновением руки или одним только зрением. Бога можно найти и прикосновением, и зрением, и чувствами, и мыслью.
Теперь допустим, что вы сидите и философствуете о свободе, а один из вас говорит: «Я свободный человек, никто ничего не может мне приказать». Представьте себе, что пока вы сидите, вам в ногу впивается толстая игла. Чем больше вы двигаетесь, тем глубже впивается эта игла в ногу, и вы чувствуете сильную боль. Я спрашиваю, если вы свободный человек, почему не вытащите иглу из ноги? Почему не освободитесь от боли, которую причиняет игла? Вы спросите, что скрыто в этом примере. Кое-что скрыто, но вы сами должны понять, что. Представьте себе, что молодая девушка любит мать, отца, всех своих близких, но однажды она встречает юношу, который начинает ухаживать за ней. Девушка думает, что этот юноша влюбился в неё, она начинает думать о нём, становится рассеянной, хочет с ним встречаться. Этот юноша вовсе не влюбился в девушку, он просто решил жениться и поэтому ищет девушку, которая могла бы исполнять роль служанки. Так что, это ещё не любовь и не женитьба. Этому молодому человеку нравится девушка, он видит, что она здоровая, сильная, и хочет жениться на ней, чтобы нагрузить её работой. А через несколько лет, когда она уже не сможет работать, он бросит её. Спрашиваю: где осталась любовь этого юноши? Это случается не только с девушками, но и с юношами. Юноша ищет служанку, девушка ищет слугу. Это показывает, что и юноша, и девушка не свободны.
Я говорю: если юноша приходит к девушке и говорит, что хочет жениться на ней, она должна правильно понимать отношения в жизни и отказаться от этого предложения. Девушка должна ему сказать: «Пока я живу в отцовском доме, в любви матери и отца, мне хорошо и я никому не буду служанкой. Пока у меня есть возможность быть хозяйкой, мне незачем становиться служанкой. Я знаю любовь, и никто не сможет меня обмануть ни письмами, ни словами. Бог дал мне жизнь, и я буду служить Ему. Если я пойду жить к тебе, ты не сможешь поддерживать мою жизнь, более того, ты ещё и отнимешь её». И то же самое юноша должен сказать девушке. В современной жизни почти каждый муж подозревает жену в каком-нибудь преступлении и почти каждая жена подозревает мужа. И эта жизнь называется браком! При этом муж, жена, дети делают вид, что ничего плохого у них и в мыслях нет. Это не семья, это не брак. Это – совместное предприятие, основанное на лжи, на обмане. Ничего плохого в мыслях у них нет, а живут плохо.
Я спрашиваю: согласуются ли отношения между современными людьми с Божьей волей? Никто никого не имеет право ограничивать! Грешит кто-то – он сам ответит перед Богом за свои грехи. Пусть Бог потребует от него ответа за его грехи, а не люди. Делает кто-то добро – опять же он сам получит результат своих дел, незачем людям его хвалить. Когда кто-то делает зло, я могу только сожалеть; когда делает добро, я могу только радоваться. Хвалится человек, что он хороший художник. Это означает, что он ищет работу, хочет нарисовать какую-нибудь картину. Если художник рисует плохо, он никому не нужен. Если же он великий мастер и может прекрасно рисовать, такой художник нужен всем.
Так что, если кто-то хвалится, что он хороший человек, хороший художник или музыкант, это означает, что он хочет завязать с вами дружбу. Такая дружба стоит столько же, сколько картина какого-нибудь слабого художника. Это всё равно что слабый ученик придёт к учителю и скажет, что хочет у него учиться. От такого ученика учитель получит только сплошные неприятности. Почему? – Потому что тот не будет учиться, но будет ждать от учителя хороших отметок и станет на него сердиться, что учитель его не оценил как должно. Если ученик не верит, что учитель поставил ему справедливую оценку, учитель может пригласить комиссию, которая посмотрит на картину и выскажет своё мнение о ней. Хорошее, красивое нравится всем, и все оценивают его по достоинству. Человека хвалит дело, а не то, что он думает о себе.
Сейчас многие из вас поступают, как этот слабый ученик. Они говорят: «Когда мы молимся по утрам, мы читаем одни и те же молитвы: Добрую молитву, Отче наш. Нам хочется новых молитв, нам хочется разнообразия». Я спрашиваю: вы столько раз читали Добрую молитву, а поняли вы значение слов «Господи, Боже наш», которыми начинается эта молитва? Произносить эти молитвы, не понимая их смысла, это всё равно что произносить слова «я голоден», не понимая смысла голода. Когда человек поймёт смысл голода? – Когда наестся. И наоборот: человек поймёт смысл еды, когда проголодается. Следовательно, голод придаёт смысл еде, а еда придаёт смысл голоду. Если человек не будет испытывать голода, он потеряет смысл жизни.
Значит, между голодом и едой, с одной стороны, как и между страданием и радостью, с другой стороны, можно провести параллель. Страдание – это голод, радость – это еда. Если человек не скорбит и не радуется, он не поймёт смысла жизни. Скорбь и радость – неизбежные спутники человека в его жизни. При этом человек не один раз скорбит и радуется, он постоянно будет скорбеть и постоянно будет радоваться. При всякой скорби он будет понимать смысл еды и представлять себе богатую трапезу с вкусными пирогами, курицей и другими блюдами. Это пробуждает в нём энергию для работы. Сытый не работает, голодный работает. Что заставляет людей работать? – Голод. И поэтому я говорю: люди работают благодаря голоду, благодаря страданиям. Иначе ничего бы из них не вышло. Голод, страдание – это импульсы, стимулы, которые заставляют людей работать и развиваться.
Кто-то говорит: «Голова моя поседела от страданий». Этот человек хочет радоваться, не страдая. Это невозможно. Невозможна радость без страдания и страдание без радости. Поскольку Бог допустил страдания, эта, сегодняшняя жизнь – самая лучшая. После этой жизни придёт другая, ещё лучше. Лучшая жизнь не исключает страданий, но она объясняет их глубокий смысл. Сегодня люди страдают и недовольны страданиями, они радуются и недовольны радостью. Кто недоволен страданием, тот недоволен и радостью. Кто-то говорит: «Я радуюсь, но не знаю, как долго это будет продолжаться. Построил дом, но не знаю, как долго он будет моим. Женился на хорошей женщине, но не знаю, как долго она будет моей. Завтра ей, может быть, понравится кто-то другой». Это показывает, что в каждой человеческой радости, в каждом человеческом приобретении скрывается червь, который мучает человека. Прежде всего, Бог послал человека на землю не для того, чтобы он завёл себе жену, и женщина не для того создана, чтобы иметь мужа и детей. Встречаете вы болгарина, одетого в европейскую одежду; выбросил он свою национальную одежду и думает, что никто не узнает, кто он такой. Какую бы одежду ни надел человек, он всё равно останется таким, каким был. Не одежда создаёт человека. Это всё мода, она имеет только временное значение. Красива европейская одежда, модно скроена, хорошо сшита, но не она определяет жизнь человека. Сегодня в моде французская одежда, завтра придёт мода на английскую. Когда турки восхищаются чем-то очень хорошим, умным, солидным, они говорят «ингилис акыл»1. О вещах, которые выглядят красиво, они говорят «а ля франсе».
Когда я говорю о моде, я не считаю, что мода – нечто существенное. И без моды можно жить. Исходя из того же, я говорю, что и без религии форм можно жить. Такая религия – не что иное, как внешняя одежда, модно скроенная и сшитая, которую человек сам себе сделал. И без такой религии можно жить, как можно жить без куриц, без пирогов, без варенья. Однако без хлеба жить нельзя. Это показывает, что в жизни есть существенное и несущественное. Кто-нибудь спросит: «А разве можно есть хлеб без брынзы?» – Можно. Вы хотите сделать брынзу напарником хлеба. Но хлеб говорит: «Мне напарник не нужен. Я сам выполню свою работу». Брынза только обманывает людей, она не может им дать того необходимого, что даёт хлеб. Кормите людей какое-то время одной только брынзой и вы увидите результат. Люди могут питаться одним хлебом, но одной брынзой питаться не могут. Если они будут питаться одной брынзой, через неделю, самое большее, они отбросят её в сторону и скажут: «Дайте нам хлеба!» Следовательно, брынза – это дополнение в жизни, это вещь несущественная. Нужно отличать существенное от несущественного. Существенное – только то, без чего мы не можем. Хлеб – существенный для жизни элемент. Любовь – существенный для жизни элемент, поскольку всё проистекает из неё. Она – источник жизни.
Многие, когда заходит речь о Любви, говорят, что есть любовь животная, человеческая, ангельская и Божественная. Всё это – формы Любви, что в данном случае не имеет значения. Что подразумевается под словами «человеческая любовь»? – Человеческая любовь – это вода в бутылке. Если бутылку открыть и перевернуть её горлышком вниз, вода вытечет. И от любви, которая в бутылке, уже ничего не остаётся. Однако когда речь идёт о Любви в общем смысле, мы понимаем под ней то, что бьёт ключом, льётся и никогда не прекращается. Такая Любовь подразумевает вечную жизнь, вечное благо, вечное счастье, вечное знание, вечный свет, вечную силу. Если в вас есть Любовь, всё это обретает смысл. Если вы теряете Любовь, всё теряет смысл. Почему? – Из жизни исчезает существенное. Начало всякого проявления в мире – Любовь. За светом стоит Любовь, за силой стоит Любовь и за недовольством, за грехом тоже стоит Любовь. Единственная сила, которая всё в мире направляет и исправляет, – это Любовь. Вы спрашиваете: «Как это может быть, что за грехом стоит Любовь?» – Любовь стоит за грехом, потому что в данном случае Любовь ещё не проявилась, но ожидает благоприятного момента, чтобы проявиться. Кто не знает Любви, тот всегда будет совершать грехи и преступления. Как только человек узнает Любовь, всякий грех, всякое преступление исчезнут. Следовательно, пока люди не знают Любви, будут и грехи, будут и преступления.
Сейчас я объясню, как и откуда рождаются преступления. Есть у вас красивый хрустальный графин, вместимостью в один литр, наполненный водой. Вы бережёте этот графин, как особую ценность, говорите: «Пусть никто его не трогает!» Но приходит ваш друг и, не зная ничего, наливает в чашку воды из этого графина. Приходит второй и тоже наливает воды. Приходят третий, четвёртый и наливают по чашке воды – смотришь: графин опустел. Приходите вы, видите пустой графин и спрашиваете: «Кто осмелился совершить это преступление?» Значит, когда кто-то берёт от того малого, что есть у человека, – это преступление.
Представьте себе, что у этого человека в распоряжении не только один графин воды, но и большой источник, который непрерывно течёт и даёт каждому, сколько тот захочет. При таком положении будут ли условия для преступления? – При изобилии преступления не совершаются. Часто в любви между людьми возникает ревность. Почему? – Потому что вся их любовь – в графине. Выпьют из графина одну-две чашки – и любовь заканчивается. Вся разница между любовью различных людей состоит в том, что у одних графины больше, у других меньше, но всё равно это – графины, а не источники. Любовь, в которой присутствует ревность, – это не Любовь. Кто-то говорит: «У меня есть любовь». – Где она? – «В этом графине, я не хочу, чтобы его трогали». – Если кто-то возьмёт одну каплю воды, он закричит: «Не берите воду из моего графина! Каждая её капля стоит очень дорого». Я беру большой кувшин и приглашаю этого человека пойти со мной к большому источнику. Ставлю кувшин под струю, вода течёт в него, переливается через край, и я говорю: вот это Любовь! Пока любовь цедится по каплям, она ещё не достигла уровня Божественного источника. Если вам нужна любовь, идите к Божественному источнику и черпайте оттуда, сколько хотите.
Вы спрашиваете: «А где Бог?» – У источника. Если вы хотите найти Бога, вы должны пойти к Вечному Источнику жизни. – «Незачем ходить так далеко, когда вы можете нам рассказать об этом источнике». – Идите сами и посмотрите на источник. Я ничего не буду вам о нём рассказывать. Это великий Источник! Если я начну его описывать, совершу какую-нибудь ошибку и не опишу его верно. Он не поддаётся никакому описанию. Нет языка, которым его можно было бы описать. Если я его опишу, вы останетесь недовольны. Пойдите сами и посмотрите на него. Я сам ходил к этому источнику, понял его и сейчас могу вам только посоветовать: идите к этому источнику как можно скорее, не откладывайте на потом! Не жалейте о долгом пути, который вам придётся пройти. Каждый сам может пойти к этому источнику. Так что, если у вас есть человеческая или ангельская любовь, для вас важно одно: и человеческая, и ангельская любовь нужны, но и люди, и ангелы черпали и черпают свою любовь из Божественного источника.
Я говорю: если вы хотите освободиться от терзаний человеческой любви – от зависти, сомнений, подозрений – идите к Божественному источнику и зачерпните воды, сколько хотите. А ещё лучше – свяжитесь с этим источником, чтобы не опустеть никогда. Отрицательные проявления любви – следствие того, что её не понимают. Кто-то говорит: «Я не верю твоим словам». – Ты не веришь в Того, в Кого нужно верить, где уж тебе верить в меня. Другой говорит: «Я верю в твои слова». – Зачем мне нужно, чтобы ты верил в меня? Что я приобрету от этого? Вера подразумевает отношения. Поверить в Бога – это значит установить связь, создать отношения с Богом, чтобы Его Любовь могла течь и через нас. Когда я верю в человека, я должен установить связь с ним, чтобы моя любовь могла потечь в его дом и чтобы все могли пользоваться ею.
Я считаю, что понятие «вера» совершенно отличается от того, что есть у современных людей. Верить в какого-нибудь человека, значит завязать правильные отношения с ним, чтобы Божественная Любовь могла одновременно проявляться и в тебе, и в нём. Если человек говорит, что верит в Бога, а не имеет правильного отношения к Нему, какая ему польза от этой веры? Вы говорите, что верите в меня, в мою учёность, в мою доброту. Один день вы верите, на другой день не верите. Что эта за вера? Один день верите, что я добрый человек, на другой день не верите, меняете своё мнение обо мне. Это не вера, это человеческие заблуждения. Истинная вера спасает. Она подразумевает, что ты создаёшь непрерывную связь с Богом или с данным человеком. Так верит мать в своего ребёнка, от этой веры и ребёнку польза, и матери польза. Ребёнок растёт, развивается, учится. Своим приходом на землю ребёнок помогает развиваться чувствам матери. Если бы у женщин не было детей, их чувства атрофировались бы. А в таких условиях и дети не могли бы хорошо расти и развиваться.
Я говорю: у многих людей нет ясного представления о любви, вследствие этого они заявляют: «Никто нас не любит». Спрашиваю: «А вы кого любите? Те, кто считают себя учениками, кого они любят?» – Если любовь современных людей проверить на экзамене, одни из них сдадут этот экзамен, а другие не сдадут. Для кого любовь? – Для голодного. Если кто-то несёт сумку, полную хлеба, для кого этот хлеб? – Для того, кто нуждается в нём. Следовательно, любить кого-то, это значит быть готовым дать ему хлеба из своей сумки. Представь себе, что ты несёшь сумку с хлебом и при этом сам нуждаешься в нём. Что ты сделаешь? Сначала ты сам наешься, а потом дашь другим. Я спрашиваю: может ли любить тот, кто нуждается в хлебе? Соберите вместе двух человек, которые голодали десять дней, дайте им кусок хлеба и вы увидите, как они поняли любовь. Кто понял любовь, тот возьмёт чистое полотенце, накроет им кусок хлеба, положит сверху руку и подождёт определённое время. Не пройдёт много времени, как кусок хлеба начнёт увеличиваться и станет большой буханкой. После этого оба начнут его есть по-братски. Они – люди любви, у них всего в изобилии.
Кто-нибудь вытащит из своей сумки кусок хлеба и говорит: «Это сухой хлеб, его нельзя есть». Если этот человек не может сделать сухой хлеб мягким, он из обычных людей, которые умеют обманывать других своей любовью. Если я не могу превратить сухой хлеб в мягкий, то я обычный человек. Когда кто-то говорит о любви, а не может превратить сухой хлеб в мягкий, вы не должны соблазняться его словами, а должны знать, что имеете дело с обычным человеком. Человек любви и сам не соблазняется, и не служит соблазном для других. Кто соблазняется, у того нет истинного понятия о Боге. Такой человек ничего не сможет достичь, он находится в положении ученика, который постоянно меняет своих учителей. Идёт к одному учителю и говорит: «Грош цена этому учителю». Идёт к другому: «И этому грош цена». В конце концов, этот ученик ничему не научится. Ученик не может быть умнее своего учителя. Когда такой ученик приходит к учителю, тот закрывается от него, поскольку знает, что он невежда и не хочет учиться. В этом случае учитель даёт только шелуху, отруби своих знаний.
Под словом «отруби» я подразумеваю ложные, кривые положения в жизни или отходы, которые ни на что не годятся. Все должны знать, что если человек живёт во внутреннем самообмане, то здесь уже нет истины. Человек всегда чувствует, в чём истина, но не признаёт её. Например, определено какому-нибудь человеку первому совершить добро, сделать шаг вперёд, но он говорит: «Пусть кто-нибудь другой пойдёт вместо меня». Так все люди откладывают исполнение добра и в результате входят в противоречие с великим законом, который работает в них. А если они входят в противоречие с этим законом, то и Бог их оставляет. Где Бог отсутствует, там ничего хорошего не получится. Следовательно, любую работу, любое доброе дело всегда нужно рассматривать по конечным результатам. Конечный результат представляет собой приход Бога, проявление Его Любви, Мудрости и Истины. Если проявляются Любовь, Мудрость и Истина, то Божий Дух присутствует среди нас и мы обладаем истинной реальностью вещей. С этого начинается истинная жизнь. Прежде чем придёт эта жизнь, могут пройти годы: два года, десять, сто лет, но нужно дождаться этого времени.
Я говорю: смысл жизни человека заключается в том, чтобы дождаться времени прихода абсолютной реальности. Есть деревья, которые цветут раз в сто лет. Что должны делать эти деревья? Они должны ждать времени цветения. Кто-то ждал девяносто девять лет и говорит: «Не могу больше ждать, потерял терпение». Я говорю: столько лет ты ждал, имей ещё немного терпения, тебе остался только один час, чтобы зацвести. Именно это и есть проявление Божьей Любви в вечности. Ты ждал целую вечность и сейчас ты на краю вечности. Подожди ещё один час, пока не проявится Божья Любовь. Будь внимателен, не пропусти этого часа! – Почему? – Потому что Божья Любовь, Мудрость и Истина проявляются только один раз за всю вечность. Прекрасное, великое является только один раз за вечность. И я вам говорю: остался только один час до проявления Любви. Вы говорите: «Есть ещё время». – Нет никакого времени. Вы должны стоять на посту и ждать прихода Любви. Бодрствуйте, будьте внимательны и не отклоняйтесь мыслью ни в ту, ни в другую сторону. Если вы отклонитесь мыслью от цели вашего ожидания, вы окажетесь в положении человека, который решил пробить туннель в горах, чтобы соединить одно царство с другим. Каждый, кто проходил мимо, заговаривал с ним, он прерывал свою работу и принимал во внимание всё, что ему говорили. Пока он отвлекался на то на сё, туннель засыпало, и он не смог достичь своей цели. То же самое будет и с вами. Приходят посторонние люди, тянут вас за рукав, отвлекают ваше внимание. Но вы не должны отклоняться в сторону. Придут люди, будут вам рассказывать, что они думают о вашей работе. Что бы они ни думали, это их дело. Их мысль несущественна для вас. Вы должны стоять в туннеле и работать, ожидая того момента, когда туннель пройдёт насквозь и вы достигните своей цели. Значит, настал час соединения двух царств.
Многие из вас пришли сюда в плохом настроении, павшие духом, поскольку вы думаете, что Бог вас не любит, не думает о вас и не интересуется вами. Это большое заблуждение, большой самообман. В Любви Бога нет никакого исключения. Кто-то недоволен собой, недоволен тем, что ничего не совершил. Я говорю: не беспокойтесь! Знайте: вы выполните всё, что от вас требуется. Если вы недовольны своим положением, что вы скажете о маленьких мушках? Бог только сейчас начал работать над ними. Но пройдёт ещё десять, двадцать миллионов лет, и вы увидите, что Бог сделал из этих мушек. Одно важно: чтобы начала работать любовь. Когда копают колодец, важно, чтобы появилась первая капля воды. Это – признак, что в почве есть вода. Из первой капли образуется мощный источник, который напоит все сады.
Итак, вы не должны терять своей веры в Бога, в этом нет никакой философии. Человек должен верить! Верить в Бога – это означает установить с Ним связь, чтобы проявилась Божья Любовь. Это – мистическая сторона вопроса. Говоря другими словами, человек должен установить связь между своим умом и своим сердцем. Когда речь идёт о любви между людьми, это не означает внешних проявлений любви, нет, нужно установить связь с человеком, оказать ему полное доверие. Если у тебя есть вера в человека, которого ты любишь, тогда Бог проявится в тебе. То же касается и вашей любви к Богу. Если вы любите Бога, вы установите связь с Ним. Если вы установите эту связь, из вашего ума исчезнет всякая тьма, из вашего сердца уйдёт всякое смущение. В вашем уме появится свет, а в сердце – широта, мир, радость, и вы поймёте, что Божья Любовь вас посетила. Проблеск света в уме и радость в сердце – это признак того, что вы можете работать и достичь всего, чего ваша душа желает.
Сейчас вы должны сделать маленькое усилие, чтобы восстановить свою связь с Богом, восстановить свою веру в Него. Я называю веру законом питания. Вера подразумевает правильные отношения между умом и сердцем. Если есть такие отношения между умом и сердцем, тогда в уме появится свет, в сердце – широта; всё тёмное станет ясным, а непонятное – понятным. С этого момента начнёт проявляться истинная жизнь. Сейчас говорит человек: «Я тебя люблю», – а на самом деле не любит. «Я верю в тебя», – а на самом деле не верит. Того, кто меня любит и говорит, что имеет веру в меня, я прошу: «Дай мне тысячу левов взаймы». – «Нет у меня». – У него есть деньги, но он не хочет мне их давать, потому что не верит в меня. Юноша говорит девушке: «Пойдём на прогулку». – «У меня дела, я не могу ходить на прогулки». На самом деле у девушки есть время прогуляться с этим парнем, но она ему не верит, боится идти с ним одна. Разве это любовь – бояться человека, который тебя любит? – Нет, это не любовь. Любовь священна, в ней нет страха. Нет ничего прекраснее, чем встретить человека, в сердце которого живёт Божественная Любовь. Это всё равно что найти драгоценный камень или кристально чистый, непрерывно бьющий родник, прийти в сад, где самые лучшие плодовые деревья, или, наконец, поступить учиться в хорошую школу.
Говорю вам: таким должно быть ваше представление о Любви! Каковы сегодняшние взгляды на любовь, это для меня не имеет значения, но если вы придёте в пустыню со своей любовью, ваш рот пересохнет от жажды. Если вы придёте в пустыню с Божьей Любовью, пустыня превратится в сад. Если вы придёте в пустыню с вашими маленькими бутылочками, наполненными водой, пустыня останется пустыней, жизнь в ней никак не изменится. Пора уже идти к Божественному источнику и черпать из него. Бутылочки с водой сегодня не могут вас напоить. Все должны идти новым путём. Старый путь, старые взгляды ничего не дают, все они уже перепробованы. Сейчас требуются новые взгляды, новый свет.
Кто-то говорит: «Я хочу служить Богу». – Как ты будешь Ему служить? – «Буду Его любить, буду верить в Него». Я говорю: если человек постоянно беспокоит Бога своей любовью, зачем Богу эта любовь? Если любовь ученика постоянно беспокоит учителя, чего стоит эта любовь? Такая любовь – не что иное, как шум и пыль. Нечто подобное происходит в сегодняшних школах. Ученики говорят, что любят своего учителя, но пока он не вошёл в класс, они скачут, прыгают по комнате, по партам, поднимают столько пыли, что и учитель, и они сами еле могут дышать, задыхаются. Тогда дело учителя – открыть сначала окна и постараться поскорее покинуть пыльную комнату. Если ученики утверждают, что любят учителя, а за его спиной плохо говорят о нём, разве это любовь? И то, и другое – обман. Ученики должны быть довольны знаниями своего учителя, и учитель должен быть доволен своими учениками. Между учениками и учителями должна быть полная вера. Божественный закон не может проявиться среди людей, если их вера не абсолютна.
Следовательно, каждый ученик должен быть не только прилежным, но и способным. Кто-то скажет: «Я уже стар». – Ты состарился от лености. Человек стареет от лености. Ленивые люди стареют, а работящие – никогда. Говорит кто-то: «Мне уже надоело работать». – Так может сказать только ленивый. Человек должен работать с удовольствием, с любовью, ему никогда не должно быть это в тягость. Художник рисует, наблюдает, опять рисует, пока, наконец, не завершит своей картины. Всё это он делает с любовью. А что делают люди? Пока они молоды, они много работают, как только начнут стареть, говорят: «Уже старость пришла, пора отдыхать». Это – ложное понимание. В старости человек должен работать больше, чем в молодости. Маленькие дети, например, ничего не делают. Когда человеку исполнится сто двадцать лет, именно тогда Бог впряжёт его в работу на Своём поле. Бог не просит детей пахать и жать на Его поле, в эту работу Он впряжёт дедов.
Вы говорите: «В старости нужно отдыхать, в это время всякая работа должна закончиться. Это мы и в нашем обществе каждый день видим». – О каком обществе вы говорите? Об обществе ленивых или об обществе работящих, трудящихся? Если вы говорите об обществе ленивых, отставьте это в сторону. Приходит кто-нибудь ко мне и начинает рассказывать, что такой-то очень учён. Если вы говорите об учёных, которые обманывают людей своими пирогами с брынзой, мы не нуждаемся в их пирогах. Если они предлагают нам хлеб из свежей пшеницы, который хорошо замесили и испекли, мы сразу же начнём его есть, но что касается пирогов, мы отказываемся от них. Хлеб – необходимость, пирог не является необходимостью. И без пирогов можно жить, но без хлеба – нельзя.
Итак, во всех испытаниях, которые вы пройдёте в своей жизни, постарайтесь сохранить существенное. Когда-нибудь, когда вас покинут все люди и вы останетесь одни, вы узнаете, что есть в жизни Тот, Кто всегда с вами. Действительно, придёт день, когда человек останется совершенно один: его покинут и мать, и отец, братья, и сестры, и друзья. И когда он увидит, что остался в полном одиночестве, он начнёт звать, молиться, пока не придёт к нему Бог и не спросит: «Что случилось?» – «Все от меня ушли, бросили меня одного». – «Ты не один, не беспокойся, Я с тобой». Многие думают, что они прошли этот опыт. Нет, у вас ещё не было такого опыта, вы не переживали этого страшного одиночества. Вы ещё не побывали в руках вашего чёрного приятеля и не знаете, что значит страдание. Спускались вы в ад, чтобы увидеть, что собой представляет вечный огонь? Кое-кто из вас только немножечко обжёгся этим огнем. Спускались вы на дно ада, чтобы увидеть страшный огонь, который горит и никогда не сгорает? Спрашивает кто-то: «Что такое ад?» – Я не люблю рассказывать об аде, но говорю: «Пойди и посмотри!» – «Что такое небо?» – И о небе я не люблю рассказывать, но говорю: «Пойди и посмотри!».
Есть смысл побывать и в том, и в другом положении. Кто не спускался на дно ада, тот не может и на небо подняться, а кто не поднимался на небо, тот не может спуститься и на дно ада. Что вы поймёте из этого? Даже если вам ещё пятьсот лет говорить, вы всё равно не поймёте, что такое ад и что такое небо, пока сами там не побываете. Если вы меня не понимаете, я буду рад. Почему? Я рад, когда человек не хочет есть пирогов. Если он не хочет пирогов, он освобождает меня от ненужного труда смешивать муку с брынзой, делать пирог. И после всего этого какой-нибудь проповедник будет рассказывать, что собой представляет ад. Он будет рассказывать, что ад – место вечного мучения, вечного огня, где людей колют, истязают и тому подобное. Всё это – пустые сказки. Если вы хотите знать, что такое ад, что такое мучение, пойдите в ад. Вы ещё не знаете, что такое мучение, но и я не хочу говорить вам о нём. Вы не знаете ещё ни мучения, ни страдания.
Вы спрашиваете: «Как это, мы не знаем страдания и мучения? Мы испытали и страдания, и мучения». Раз так, я выскажу другое утверждение: вы знаете страдания и мучения, но в вас нет любви. И на это утверждение вы опять будете возражать: «Мы любим, мы знаем любовь». Тогда я спрашиваю: вы ходили в ад? – «Не ходили, даже не приближались к дверям ада». Я говорю: кто ходил в ад и кого огонь ада не смог сжечь, тот герой, тот уже одет в одежду любви. Кто не ходил в ад, тот не может пойти на небо, тот не может говорить о любви. Если вы каким-нибудь образом попадёте на небо, вас сразу спросят: «Вы были в аду?» Если вы ответите, что были, вас сразу же примут с почётом и уважением. Некоторые думают, что в аду только простые люди. Нет, в аду нет ни пастухов, ни мясников, ни корчмарей, там всё это сгорает. Если вы принесёте в ад водку и вино, они испарятся, исчезнут. Вы спрашиваете: «Какая же тогда жизнь в аду?» – Кто был в аду, тот узнал великий закон любви. Христос раскрыл эту мысль в стихе, в котором говорится об ангелах: «Идите в вечный огонь, уготованный для вас, чтобы изучить закон великой Любви и Правды!» Значит, тех ангелов, которые не поняли любви, Бог посылает в вечный огонь как в место учения. Пройдя через ад, они поймут эти законы и пойдут в противоположном направлении.
Следовательно, мы не должны лезть в Божьи дела и спрашивать, зачем создан ад, зачем создано небо. Зачем создан ад, только Бог знает. И зачем небо создано, только Бог знает. И ад на своём месте, и небо на своём месте. Это сказано обычным человеческим языком, но с философской точки зрения вопрос стоит по-другому. Говорит человек Богу: «Я не хочу идти в ад». – «Я тебя и не посылаю». Я говорю: кто хочет понять Божью Любовь, непременно должен спуститься в ад.
Сейчас я говорю только для тех из вас, кто является кандидатом в ад, но не на небо. Вы говорите: «Мы думаем, что пойдём на небо, а Вы нас посылаете в ад. Это новые взгляды на жизнь». Однако в том, как вы всё понимаете, нет никакой философии, никакой жизни. Давид говорит: «Сойду ли в ад, и там Ты поведёшь меня». Я имею в виду не ваши детские представления об аде и не средневековые представления, в соответствии с которыми ад – это самое страшное место в мире. Одно нужно знать: если Бог в аду, то и я пойду туда, а иначе ноги моей там не будет. Если жизнь Бога, если Божья Любовь, Мудрость, Истина проникают в ад и владеют им, то и я пойду туда. Но если там нет ни жизни Бога, ни Божьей Любви, ни Мудрости, ни Истины, – моя нога не перешагнёт порога ада.
Я желаю всем вам, чтобы у вас были трезвые мысли и чувства! Во всём вы можете усомниться, но в Боге – никогда! Если вы дойдёте до Бога, у вас должны быть трезвые мысли, трезвые чувства, ничто не должно вас поколебать. Вашу мысль и ваше чувство к Богу ничто не должно расшатать. В аду вы или на небе, вашу мысль о Боге и ваше чувство к Богу ничто не должно поколебать. Мысль и чувство человека могут пошатнуться и на небе, и в аду – где бы вы ни были. Иначе нельзя было бы объяснить причины падения ангелов. Кто стал причиной того, что они покинули своё священное место? Я не буду объяснять причины падения ангелов, но говорю: человек может усомниться и на небе, и в аду. Сомнение проникает повсюду. Поэтому только тот дух совершен, который ни на небе, ни в аду не может усомниться. Только тот человек может воспринимать Божью Любовь, который и в аду, и на небе остаётся тем же. Такой человек и в скорбях, и в радостях остаётся тем же. Закон одинаков в обоих случаях. Надо ли человеку сомневаться, когда приходят скорби и страдания? Если вы много страдаете, Господь ничего от этого не приобретает. Если вы много радуетесь, Он тоже ничего не приобретает. У Бога всё есть, Ему нечего больше приобретать. Однако человек теряет. Почему? – Потому что лишается блага. И в страданиях, и в радостях Бог предусмотрел благо для человека. Скорбь – благо, и радость – благо. Бог оставляет эти блага для человека, чтобы тот собрал их и использовал. Он хочет от людей, чтобы они установили связь, чтобы создали отношения между радостью и скорбью и таким образом примирили бы их.
Я говорю: каждому человеку дана задача примирить радость со скорбью. Жизнь полна таких задач. Кто может правильно сопоставить, примирить в себе радость со скорбью, тот считается учеником и уже идёт прямым путем. Это великая задача жизни – примирять радости со страданиями.
Итак, главная мысль этой беседы: в аду вы или на небе, пусть в вас не зародится никакого сомнения, вы должны оставаться теми же самыми и благодарить Бога, что Он и в аду, и в раю. В тот момент, когда вы, находясь в аду, сможете правильно решить вопрос отношений между скорбью и радостью, вы сразу же пойдёте на небо. Если же вы на небе и не можете понять этих отношений, вы сразу же окажетесь в аду. Например, вы в хорошем, счастливом расположении духа, будто на небе, но, встретив какое-то противоречие, вы сразу же теряете своё место и спускаетесь в ад. Вы становитесь недовольным, кислым и говорите: «Всё пропало!» Не проходит и дня, как вы оказываетесь перед светлой идеей и снова возвращаетесь на небо. Человек постоянно то поднимается, то спускается.
Когда ангелы из ада увидят вас в своём кругу, они схватят вас, как яблоко, скажут: «Не нужно нам здесь это яблоко!» – и выбросят вас вон. У вас уже есть такой опыт. В данный момент у вас счастливое состояние. Приходит что-то извне, смущает ваш дух, и всё небо рушится перед вами. Тогда вы сваливаетесь с вашего неба и спускаетесь в ад. Через короткое время что-то опять проблеснёт в вашем уме, вы снова на небе. Если вы усомнитесь, примут вас на небе или нет, вы опять спускаетесь в ад. Ангелы играют с вами, а это показывает, что вы – непостоянный человек. Они должны перестать играть с вами, как с яблоком.
Если вы поймёте сущность этого вопроса, вы узнаете, что Бог присутствует и в аду, и на небе. Тогда вы будете в гармонии с собой и с другими и скажете: «Да будет воля Божья!» В каком бы положении вы ни оказались, у вас не должно возникнуть ни тени страха. В мире могут происходить разные пертурбации, у людей могут быть бесчисленные падения и подъёмы, но Бог всегда сохраняет одни и те же отношения к нам и говорит: «Я написал вас на длани Своей». Это показывает, что мы всегда у Него перед глазами, Он никогда не забывает нас. Эта мысль должна остаться в умах всех вас не только для того, чтобы воодушевлять, но и как великая Истина. Тех, кто не хочет идти в ад и боится, я считаю трусливыми. Кто-то боится идти в ад, потому что там вечный огонь. Я спрашиваю: если он пойдёт на небо, что он там будет делать? Так что, сейчас нет кандидатов ни на небо, ни в ад. Да и вас я не хочу посылать ни на небо, ни в ад, потому что останусь тогда без учеников.
Следовательно, у всех вас должна быть здравая и трезвая мысль, которую ничто не может поколебать. Придут испытания, никто не избежит их. Если вы верите в Бога, всё приобретёте, если не верите, всё потеряете. Однако смысл жизни заключается в вечном постижении Любви.
22 июля 1931 года,.
5 ч.у.
______________.
1. Ингилис акыл – английский ум.