День Божьего изъявления 1931 0807 0 SU
ДЕНЬ БОЖЬЕГО ИЗЪЯВЛЕНИЯ
Перевод: Издательской группы "Слово Учителя"
по изданию "Любов към Бога БЕСЕДЫ ОТ УЧИТЕЛЯ,
дадени на учениците през лятото на 1931 г., София, 1931 г."
7 августа 1931 года,
5 часов утра.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а Любви не имею, то я медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор 13:01). Значит, если нет Бога в человеке, то есть, если в человеке нет Любви, то всё остальное в его жизни ничего не стоит – ничто не принесёт ему пользы.
«Любовь не ищет своего» (1 Кор 13:05). Действительно, тот, кто ищет своего, тот не в Любви. Только эгоизм ищет своего.
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но Любовь из них больше» (1 Кор 13:13). Следовательно, в надежде – физический мир; в вере – духовный мир, а в Любви – Божественный мир. Всё исходит из Любви, из Божественного мира. Когда люди говорят между собой о Любви, это только отчасти, а то, что отчасти, прекратится. Когда капля воды остаётся одна, она легко пачкается. Когда эта капля войдёт в целое, она очищается, становится прозрачной. То же самое можно сказать и о Любви. Когда Любовь только отчасти, она загрязняется и прекращается. Вот почему человек должен стремиться к Божьей Любви – к целому, которое никогда не загрязняется.
Сейчас, когда проповедуется новое учение, многие находят, что оно трудно для исполнения. Почему? – Есть причина для этого. Что бы ни ел больной, всё ему неприятно. И даже если ему дадут самую лучшую еду, он говорит: «Ничего хорошего в ней нет». Здоровому же человеку всё нравится. Следовательно, пока человек болен, он и еды не понимает, и выбрать её сам не может. Какие люди больны? Те, которые совершают грехи и преступления, – это всё больные люди. Пока человек грешит, он не может понять Божьей Любви. Любовь несёт жизнь, а человек греха не может понять жизни. И больной не может понять жизни, как и человек греха не понимает её. Дают больному одно блюдо – он недоволен. Дают другое блюдо – опять недоволен. Он считает, что все вокруг виноваты в том, что приготовили не так, как нужно. Другие невнимательны к нему, не заботятся о нём как положено и тому подобное. Большие требования у больных! Одним словом, грех – болезненное состояние, а Любовь –здоровое состояние. Когда человек проявляет Любовь правильно, тогда он понимает смысл жизни. Правильное проявление Любви непременно требует чистоты.
Кто-то говорит: «Дай мне попить воды из твоего сосуда!» Отвечаю ему: лучше пойди к какому-нибудь водопроводному крану или к источнику и там напейся, чем пить из моего сосуда. Какой бы ни была свежей и чистой вода в моём сосуде, всё же она не так хороша, как вода из источника. Спрашиваю: нужно ли пить воду из своих сосудов? Я всем рекомендую: вылейте воду из ваших сосудов, пойдите с ними к роднику или к источнику и налейте в них чистой, свежей воды. Давать воды из своих сосудов другим людям – подразумевает быть их учителями. Вот почему лучше всего пить воду прямо из источника. Берегитесь учений, которые портят ум и сердце человека! Кто хочет навязать людям своё учение, тот даёт им пить воду из своего сосуда. Какой бы ни была чистой эта вода, её недостаточно, она не может утолить жажду человека полностью. Всякое разделение между людьми происходит именно из-за воды в их сосудах. А это разделение создаёт страдания. Такое разделение было уже в первые времена христианства. Многие проповедуют Бога, но в этих учениях всё же чего-то не хватает. Они начинают хорошо, а заканчивают плохо. Например, слуга исполняет хорошо волю своего господина: что ни скажет ему господин, он исполняет всё как следует. Но не проходит и двух лет, как слуга обкрадывает своего господина и занимает его место. Слуга становится господином, а господин – слугой. То же происходит и в духовном мире. Читает кто-нибудь людям проповеди о Боге, но в итоге обирает их. Это духовная кража. Что это показывает? – Когда господин беднеет, слуга бесчестен; когда господин богатеет – слуга честен.
Итак, пока человек растёт в Любви и пока его мысли, чувства и поступки чисты, он богатеет и расширяется во всех направлениях. Если Любовь начнёт уменьшаться, то мысли, чувства и желания человека теряют свою чистоту. Вследствие этого он постепенно беднеет. Истинный рост может быть только в Божьей Любви, Мудрости и Истине. Следовательно, человек растёт именно в этих трёх мирах. Тот же закон действует и в физическом мире. Только там есть рост, где есть тепло, свет и свобода. Без этих условий никакого роста быть не может. Но не проходит много времени, как наступает обратный процесс – процесс старения. Когда человек стареет? – Когда проходит через жизнь своих дедов и прадедов, в которой есть ряд грехов и преступлений. Эта жизнь всегда идёт вразрез с Божьей Любовью. Если человек хочет пойти к Богу, к своему единственному Отцу, он должен отказаться от жизни своих дедов и прадедов и начать жить в Любви. Придут к нему дед, отец и станут говорить: «Сынок, ты должен меня слушать, я тебя родил!» Нет, отец должен сказать своему сыну: «Сынок, ты должен слушать Бога и исполнять Его волю. Ты вышел из Него, Он твой Отец». После этого мать придёт к своей дочери и скажет: «Не бойся, дочка, я тебе скажу, как стать счастливой». Я говорю: «Мать сама несчастлива, а дочь свою хочет сделать счастливой». Сегодня все люди ищут и ожидают счастья от несчастных. Что может сделать человека счастливым? Сегодня вы богаты, завтра – бедны. Сегодня вы здоровы, завтра – больны. Рассчитывать на временное здоровье – это пустая трата времени.
Говорит кто-то: «Я хочу быть свободным!» Этот человек хочет быть свободным, а навязывает своё мнение другим. Волк говорит, что хочет быть свободным, а сам хватает ягнёнка из стада, кидает его себе на спину и бежит в лес. Я спрашиваю волка: «На каком основании ты отнимаешь свободу у ягнёнка, а хочешь свободы для себя?» Это не свобода! В старой жизни нет свободы. Кто живёт по-старому учению, тот всегда будет рабом саму себе и рабом условий. Такой человек всё больше и больше будет стареть, беднеть, пока в конце концов не умрёт, и его отвезут на кладбище. Почему человек умирает? Потому что не верит в Бога. Тому, что Бог ему говорит, он не верит; а тому, что деды и прадеды ему говорят, он верит. Вы говорите: «Когда мы умрём, наши ближние будут молиться за нас, будут искупать наши грехи». Если вы предоставите другим молиться за вас, то ваше дело кончено. Если вы наполняете свою бутылку с внешней стороны, то ваше дело кончено. Всё, что наполняется снаружи, изнутри пустеет. Если человек наполняется тем, что исходит из людей, то его дело кончено. То, что человек даёт другим, он снова берёт это назад. То, что отец и мать дают, они снова это берут назад. По закону перерождения, отец даёт тело своему сыну, но в другой жизни он станет сыном или дочерью сегодняшнего своего сына, и сын таким образом вернёт долг своему отцу. В третьем перерождении сын опять станет отцом и т.д. Однако в Божественном мире такого нет, поскольку там нет смерти. Для существ из Божественного мира нет смерти и нет перерождения. Божественная жизнь – это жизнь совершенства.
И после всего этого люди делят себя на чёрных и белых. Они говорят: «Этот – из чёрного братства, а тот – из Белого Братства». Я говорю: кто не следует законам Любви, Мудрости и Истины, тот из чёрного братства. Кто следует законам Любви, Мудрости и Истины, тот из Белого Братства. Истина даёт свободу человеку. Точно также и Любовь делает его свободным. Спрашиваю тогда: если вы любите кого-то, зачем его порабощать? Если вы любите человека, зачем его мучить? Зачем хозяин мучает своего слугу? Он посылает его рубить дрова, перекопать виноградник, вскопать поле, а осенью радуется амбарам, полным пшеницы. Господину хорошо, но каково положение слуги? Слуга остаётся бедным и босым, идёт домой с пустыми руками. А этот господин сегодня содрал шкуру с одного вола, завтра содрал шкуру с другого вола – и в итоге разбогател, стал торговцем кожами и заработал миллионы. Торговцу хорошо, но каково положение волов? И этот человек говорит о том мире, о Боге, об ангелах. Но когда он туда пойдёт, выйдет не так, как он думал и проповедовал. Тот мир в Боге, а Бог – повсюду. Незачем искать Бога в том мире. Весь мир – и тот, и этот – всё это Божий мир. Однако в соответствии со степенью своего развития, люди различают три мира: физический, или видимый мир, который они видят вокруг себя; духовный мир, или мир чувств и умственный мир, или мир Божественный.
Итак, кто не служит Любви, Мудрости и Истине, тот служит дьяволу. Дьявол любит сдирать шкуры с людей. Каждый человек, в котором сидит какое-нибудь корыстолюбивое желание, служит дьяволу. Решит он служить истине, а дьявол ему говорит: «Незачем говорить истину, незачем придерживаться Божьих законов. Вы должны быть свободными!» Как только услышите эти советы, вне или внутри себя, знайте, что они дьявольские, и скажите: «Это не твоё дело. Оставь своё учение для себя, а я не хочу слушать советы учителя-дьявола». Кто слушает его советы, увидит, каковы будут результаты его жизни. Дом, построенный по советам и учению дьявола, построен на песке. О таком доме Христос говорит, что он не может устоять при бурях и ливнях.
Следовательно, всё, что не основано на законах Любви, Мудрости и Истины, разрушится. Всё это – временное, преходящее. Если вы построите пароход, не основываясь на законах техники, то даже самые слабые волны его разрушат, и он затонет в глубинах океана. Зачем садиться на такой пароход? Может ли компания, которой принадлежит этот пароход, гарантировать жизнь пассажирам? Знаете, как страшно человеку потерять жизнь! Если он потеряет свою жизнь, одновременно с этим он потеряет и условия для своего развития. Зачем вы спешите подняться на этот пароход? – «Мы хотим поехать в Америку, разбогатеть; там много золота». – Подождите, пусть компания построит надёжный пароход! Если вы торопитесь, то раньше времени можете погибнуть – утонуть в глубинах океана; там вы найдёте несчастье, а не богатство. Такова судьба каждого, кто следует учению дьявола.
Однако тот, кто следует Божьим законам, услышит в себе тихий голос, который ему промолвит: «Иди ко мне, благословенный, тебе принадлежит Царство Божие. Следуй этому пути!» Христос говорит: «Уйдите вы, проклятые, на дно ада!» Кто проклят? – Те, кто не следовали пути трёх великих законов. И даже если святые или ангелы отклонятся от этого пути, они окажутся на дне ада. Нет для человека страшнее наказания, чем испытать жизнь в аду! Итак, будьте внимательны на своём пути! Следите, наблюдайте, кто что говорит, чтобы отличать чёрного брата от белого. Кто говорит одно, а делает другое, тот чёрный брат. Белый брат делает то, что говорит. Он и снаружи, и внутри один и тот же. Так поступает и Бог. В нём нет лицеприятия. Любовь всегда одна и та же. Белый брат, когда говорит, всегда чувствует, что находится перед лицом Бога, который взвешивает любое его слово, проверяет его по законам Любви, Мудрости и Истины. Если человек поступает так, он всегда получит одобрение Бога.
Кто-то скажет: «Бог меня не любит». Я спрашиваю: как вы хотите, чтобы Бог вас любил? Каким образом Бог должен проявить свою Любовь к человеку? Когда человек голоден, Бог его накормит. Когда человек гол, Бог его оденет. Когда человек болен, Бог его вылечит. И наконец, когда у человека нет дома, Бог даст ему дом. Чего ещё может просить человек? Только о четырёх вещах может думать Бог, интересуясь человеком: если тот голоден, Он его накормит; если гол, Он его оденет; если болен, Он его вылечит; если без дома, даст ему дом. Если у человека есть эти четыре вещи, ему не остаётся ничего иного, как учиться. Такой человек счастлив, незачем Богу думать о нём. Положению этого человека мы можем только радоваться – ничего больше! И после всего этого нужно ли Богу специально приходить к человеку, чтобы хвалить его, говоря, что он добрый, что он учёный? Не только он добрый и ученый. Есть миллионы добрых и учёных людей, ожидающих похвалы и одобрения Господа. Если все добрые и учёные люди соберутся в одном месте, тогда Бог придёт к ним и скажет: «Вы очень добрые и учёные люди». Спрашиваю: какая нужда им в этой похвале? Если вы очень добрые и учёные и вас похвалят, станете ли вы добрее и учёнее? Или если вы добрые и учёные, а кто-то скажет, что вы не добрые и не учёные, потеряете ли вы после этого вашу доброту и учёность? Я говорю: похвала не добавляет человеку ничего к тому, что у него есть. И когда его укоряют, он также ничего не теряет. Однако человек должен констатировать факты, как они есть: без преувеличения или преуменьшения. Если тебе дадут хороший плод, скажи: «Это хороший плод!» Если тебе дадут гнилой плод, скажи: «Это гнилой плод!» Следовательно, если ты, например, даёшь кому-то грушу, её нужно осмотреть со всех сторон и тогда уже предложить: «Вот, пожалуйста, хорошая груша!» Вообще, у человека должна быть определённая мораль по отношению ко всем вещам, чтобы знать, каковы они и что собой представляют в данный момент.
Когда выходите утром на восход, вы говорите: «Поскорей бы взошло солнце!» Я же говорю вам: не только физическое солнце должно взойти. Кроме него есть ещё два солнца, которые тоже должны взойти. Физическое солнце – слуга двух других. Последние два солнца важнее физического. Как только взойдёт физическое солнце, вслед за ним взойдут и другие солнца. В восходе этих солнц – смысл жизни. Если человек сможет увидеть восход этих солнц, он станет смиренным, будет работать сознательно над собой, исправит свои ошибки. Такой человек не обижается на истину и других не обижает. Он свободен, но и других не ограничивает. Он бережёт свою чистоту, но в то же время бережёт и чистоту других людей. Если человек не бережёт чистоту других, будь то мужчина или женщина, то у такого человека нет никакой веры, никакой морали. Не позволено высасывать соки из человека, а потом выбрасывать его, как тряпку! Не позволено играть с духом, с душой, с умом и с сердцем человека! Помните следующее правило Божественного учения: за многое вы можете наказать человека; но абсолютно не позволено играть с человеческим духом, с человеческой душой, с человеческим умом и с человеческим сердцем! С чувствами человека нельзя играть! Что касается одежды человека, вы можете его раздеть и взять эту одежду, но абсолютно не имеете права разрушать и портить в человеке то, что Бог ему дал. За первое преступление вас будут судить человеческие законы, за второе – и человеческие, и Божественные. Этот же закон относится и к самому человеку. Никто не имеет права портить своё сердце, свой ум, свою душу и свой дух!
Я говорю: человек должен быть искренен в себе – что он говорит, то должно быть и в его сердце. Именно поэтому сказано в Писании: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»(МФ. 15:8-9). Следовательно, Бог не нуждается в ложных учениях. Каждый учитель должен проповедовать Божественное учение. Если он не проповедует это учение, он не от Бога. Учитель должен знать, что, когда он проповедует, он стоит перед лицом Бога. А раз так, он всегда должен говорить истину. Что делают современные ученики? Они стараются внешне выказать самое большое внимание и почтение к своему учителю, а сердце их далеко от него. Пригласят они его к себе, поставят перед ним самую лучшую еду, самые вкусные плоды, а потом скажут: «Если бы мы были учителями, так было бы и с нами». Это уже искушение. Дьявол искушает учеников, а учителя обманывает, говоря ему: «Видишь, как тебя любят твои ученики! Они ставят перед тобой самую лучшую еду». Однако истинный учитель отвечает на его льстивые речи так: он достаёт из кармана грушу или яблоко, берёт кусочек хлеба и начинает есть, не глядя на яства, стоящие перед ним. Его не обманешь. – «Другого такого учителя, как ты, в мире нет». – Учитель знает, что это дьявольская похвала. Если ученик хочет похвалить своего учителя, я скажу ему, как это сделать. Пусть пойдёт к бедному человеку и пригласит его к себе домой, чтобы обогреть, накормить и одеть его. А после этого пусть скажет ему: «Это учение нашего учителя!» Так что, похвала состоит не в чтении молитв и славословий. Однако, если этот ученик встретит человека и за одно сказанное им обидное слово побьёт его, то своим поведением он укоряет своего учителя. Этими примерами я обращаю ваше внимание на ваше отношение к Богу. Каково отношение человека к Богу, таковы же будут и его отношения ко всем людям. Это философия жизни. Что бы иное ни говорили – всё это не истина. Если вас хотят похвалить, пусть хвалят своими добрыми мыслями, чувствами и поступками. Если сын хочет похвалить своего отца, пусть хвалит его таким способом. Если дочь хочет похвалить свою мать, она тоже должна её похвалить таким же способом.
Я говорю: когда кто-то хвалит человека своими добрыми мыслями, чувствами и поступками, это не означает, что он не имеет права высказать свою похвалу и словами. Он имеет право на это, потому что и факты налицо. Хороший ученик говорит о своём учителе: «Очень хороший мой учитель. Он мне показал прямой путь, научил меня исполнять волю Божью». Следовательно, только тот ученик имеет право хвалить своего учителя, который исполняет его учение; и только того ученика имеет право хвалить учитель, кто дал ему ряд доказательств, что правильно понимает и применяет его учение. Учитель даёт своему ученику книгу и говорит: «Читай эту книгу и применяй!» И когда он видит, что ученик идёт вперёд в своих знаниях, он даёт ему вторую книгу, затем третью и т.д. Учитель радуется такому ученику, а ученик любит своего учителя и работает усердно, применяя его учение. В невидимом мире следят за успехами и поведением учеников. Там часто спрашивают учителя: «Как учатся твои ученики на земле?» Если учитель ответит: «Мучаются, трудятся, движутся более-менее», – такой ответ не примут. Язык учителя должен быть определённым. Он должен ответить точно, определённо, положительно. Если меня спросят о вас как об учениках, я отвечу именно на таком определённом языке, какого вы до сих пор не слышали: я не буду ни хвалить вас, ни укорять, но скажу истину, какая она есть по сути. Я храню все фотографии ваших поступков с первого дня вашего ученичества до сегодняшнего; я покажу эти фотографии разумным существам из невидимого мира и скажу: «Вот что делали мои ученики во время своего ученичества». Если меня будут спрашивать о вас, я не смогу промолчать, я достану эти фотографии, разложу их по порядку и скажу: «Вот, смотрите и судите сами! Больше ни о чём меня не спрашивайте». Если не спросят у меня о вас, я не достану эти фотографии и ничего не скажу.
Сказано: «Дела их идут вслед за ними». Действительно, дела наши идут вслед за нами. Они оставляют след на всём естестве человека. Есть ли что-то плохое в этом? И мои, и ваши дела идут вслед за нами. Значит, и меня будут фотографировать, и вас будут фотографировать. Нет ничего скрытого в мире. И меня фотографируют, и я делаю фотографии. Сейчас я желаю, чтобы все люди пришли в единение и обрели Божественную свободу. Кто живёт в этой свободе, тот ничего не боится. Его не беспокоит, что кто-то фотографирует его дела. Почему? – Потому что дела его чисты. Если дела людей чисты, они всегда будут радостны и веселы. Если нет в них такой чистоты, они подвергнутся ряду трудностей и страданий. Я желаю, чтобы люди были довольными, радостными и счастливыми.
Итак, есть три пути, на которых человек может достичь истинного счастья: путь Любви, путь Мудрости и путь Истины. Кроме этих путей, других нет. Если вы идёте этими путями, куда бы вы ни пошли: в рай или в ад, на тот или на этот свет, – Истина повсюду одна и та же. И ад, и рай основаны на Истине. И тот, и этот свет основаны на Истине. И дьявол любит Истину, как и ангел. Один взрослый дьявол учил маленького дьяволёнка, как обманывать людей. Однажды дьяволёнок применил эту науку и к своему учителю. Дьявол ему сказал: «Слушай, ложь, которой я тебя учил, применяй ко всем людям, но не ко мне. Мне всегда говори истину! Я не люблю, чтобы мне лгали». Значит, этот взрослый дьявол, дающий уроки лжи, сознаёт, что истина в жизни необходима. Так что, если кто-то скажет, что ему должны говорить истину, а другим можно лгать, он мыслит плохо. Вы сами должны сознавать, что и внутри, и снаружи вы должны говорить истину. А я скажу: говорите истину и мне, и всем людям. Бог есть Любовь, Мудрость и Истина. Следовательно, проповедуйте это учение и мне, и всем, а не только кому-то одному. Как вы проявляете Любовь к людям, так же вы должны её проявить и к муравьям. Разумеется, любовь к человеку изъявляется одним образом, а к муравьям – другим образом. Чего хочет муравей или мушка от человека? – Чтобы вы были внимательны, не затоптали их и дали бы им несколько крошек – ничего больше.
Сейчас все вы должны быть истинолюбивыми, быть зажжёнными свечами, потому что вы проповедники Божественного учения. Это учение не сейчас рождается, оно существовало от начала Бытия. Если кто-то хочет знать, зачем создан мир, он должен знать, что мир создан, чтобы проявились Божья Любовь, Мудрость и Истина. Однако если вы пойдёте к людям в мир, не рассказывайте, зачем создан мир, а будьте носителями Божьей Любви, Мудрости и Истины. В том, что вы проповедуете, люди сами должны найти причины создания мира. Только тогда проповедь ваша даст плод. Зачем англичанину хвалиться тем, что он англичанин? По его проявлениям каждый должен узнать, что он англичанин. Должен ли ученик хвалиться, что он ученик Всемирного Белого Братства? По его делам должны узнать, каков он. Один англичанин немного выпил и сказал иностранцу: «Знаешь, я англичанин! Закон Англии – это закон природы!» Что должен сказать ученик? Он должен сказать: «Закон Бога – это закон мира! Законы Любви, Мудрости и Истины – это законы мира, законы всего космоса! Я – подданный державы, чьи законы общие для всего мира, но не наоборот». Многие говорят: «Законы людей – законы Бога». Это абсолютно неправильное заключение. Божьи законы во всех своих формах и проявлениях – это законы для всего мира, для всех государств, обществ и семейств, как и для всех разумных существ. В этом состоит великая Истина, к которой все должны стремиться. Кто понимает всё так и применяет это, тот на правильном пути жизни.
В одной из прошлых бесед я говорил о месте Бога, а сегодня – об изъявлении Бога. Бог изъявляется через Любовь, Мудрость и Истину. Следовательно, сегодня день Божьего изъявления. Это путь, по которому каждый может прийти к новой жизни, к воскресению и стать гражданином Царства Божьего. Вне этого пути человек подвержен банкротству. Однако на этом пути он может ожидать любых достижений. Дух, который руководит всеми душами, не даст им пропасть. Я желаю всем свободы, которая даёт условия для достижения стремлений души.
Спросит кто-нибудь: «А видит ли наш Учитель, когда мы грешим?» Я говорю: на грехи, на преступления людей я закрываю глаза. Если дело доходит до их добрых дел, я широко раскрываю свои глаза. Я узнаю людей противоположным способом: не по их ошибкам и преступлениям, а по их добрым делам. Метод, которым я пользуюсь, изучая людей, – положительный, а не отрицательный. Когда люди грешат, это тоже наука, но её нужно оставить в сторону. Для человека важно, есть ли в нём Любовь, что это за Любовь и сколько она весит. Когда мне что-то говорят о каком-нибудь человеке, я ставлю его на весы, взвешиваю его Любовь – и уже знаю его. Таким способом я дошёл до очень точных результатов. Так что, если вы хотите идти этим путём, изучайте людей с помощью положительного метода. Только так вы сохраните чистоту вашего ума и вашего сердца. Этот путь ведёт к Истине. Таким же способом и Бог нас изучает. Значит, Бог изучает нас путём добра. Если Он видит нас, значит, уже знает, какие мы. Любовь, Мудрость и Истина определяют место человека.
Итак, по-моему, людей нужно определять по Любви, Мудрости и Истине, которые они имеют в себе. Всё остальное, что вне Любви, Мудрости и Истины, я отодвигаю в сторону – люди сами справятся с этим. Так и вы должны определять людей, если хотите быть свободными, смелыми и получить содействие всех развитых существ. Если вы поступаете так, получите Божье благословение, Божье одобрение. Что может быть лучше, чем взгляд Бога, когда Он улыбнётся нам и выскажет Своё одобрение тому, что мы следуем Его пути! Многие хотят, чтобы им указали особый путь, по которому нужно идти. Нет, особых путей не существует. Путь – один для всех. Если вопрос о чём-то особом, то об этом можно говорить только относительно применения. Есть наука, или школа об особых методах применения Любви. Есть специальные методы применения Мудрости. И, наконец, есть специальные методы применения Истины. Однако об этих методах нельзя рассказать здесь. Они применяются во внутренней лаборатории человека, и для этой цели он должен впрячься в работу. Как я работаю, так и вы работайте.
Когда кто-то хочет знать специфичные методы, это подразумевает, что он хочет знать способ, с помощью которого дерево может быстро проклюнуться, вырасти и дать плод. И этого можно достичь, но не здесь на скале. Для этого вы должны войти в лабораторию природы и там изучить методы, с помощью которых она работает. Вы не верите в разумность природы: в плоды, в реки, в животных, в растения, в людей – во всё то, что создаёт разумная природа, а ищете способы быстрых достижений. Вы не верите в чудеса, которая совершает разумная природа, а сами хотите делать чудеса. Когда человек ищет быстрый способ развития, он хочет какого-то чуда. Я говорю: только тот может совершить чудо, у кого абсолютная, непоколебимая вера в Бога, в возможности разумной природы. Если вы верите в Бога, вы будете верить и в себя, поскольку Бог живёт в душе каждого человека. Вот почему, если человек верит в Бога, он будет верить и в самого себя. Говоря «в самого себя», я не имею в виду человека ограничений и слабостей. Если вы хотите чего-то достичь, скажите: «Господи, Ты, сотворивший и создавший всю вселенную, дай мне возможность проявить Твою силу, чтобы и я создал то, чем мог бы прославить Тебя!»
Следовательно, если произнесёте слово «я», в нём вы должны увидеть Божье присутствие. Если человек дойдёт до такого сознания, он уже обратился к Богу. Кто не понимает значения этого слова, тот ещё не обратился к Богу. А те люди, которые ещё не понимают значение слова «я», всякий раз, когда произносят его, считают себя творцами, создателями всего, что их окружает. Священно слово «я», и нужно правильно произносить его. Слово «я» в болгарском языке так же священно, как священно у индусов слово «аум», но и те не могут произносить его правильно. Только их адепты могут правильно произносить это слово, но они не сообщают этот способ непосвящённым. Слова «ом», «ам», «аум», «ум» имеют одно и то же значение. Какое из этих слов самое правильное, точно не известно. Возможно, все они правильные, а возможно и все неправильные. Когда вы научитесь любить, мыслить правильно и говорить истину, вы сможете произнести правильно слово «я». Пока сердце ваше не затрепещет, пока ум ваш не засветится и пока вы не обретёте необходимой свободы, вы не сможете правильно произнести это слово. Его нужно произносить во всей его широте и смысле. Вы говорите: «Я вас люблю». Вы произносите это слово, но сердце ваше не трепещет, ум ваш не светится и уста ваши не говорят истину. Если слова не имеют такого содержания, то они исходят из скрипучего инструмента. Если в них есть такое содержание, – это кристально чистые звуки скрипки. Чистыми должны быть звуки скрипки! Правильно должен двигаться смычок по струнам! Свободной должна быть рука, держащая скрипку!
Вы говорите: «Когда нам высказывают истину строго, это всё равно что нас ругают». Ругать – это не наука. Это старый метод, который ничего не даёт. Как вы узнаёте, что какой-нибудь человек ругается? Что такое ругань, я не знаю. В этом отношении я полный невежда. Я бы желал послушать лекцию о ругани, чтобы понять, что значит «двое ругаются». Это особая наука. Я слышу, как два человека разговаривают между собой особенно оживлённо: один стоит перед палаткой, а другой – за палаткой. Слышу только: «Бу-бу-бу». Что это такое? Говорят, что два человека поругались. По мне, так это два адвоката, которые защищают две стороны одного дела. Сначала начинает один: говорит, убеждает другого, после чего останавливается. Потом начинает второй: говорит, рассуждает и тоже хочет убедить своих слушателей. Адвокатов вижу: один перед палаткой, а другой – за палаткой. Однако где судья, не вижу. Выглядит так, будто адвокаты упражняются, будто ведут защиту. Если судья не приходит, дело откладывают. Однажды я слушал, как защищали дело две женщины – адвокаты. Это было в Варне. Одна была гречанка, а другая – болгарка. Одна из них стояла перед палаткой, а другая – позади палатки. Гречанка была очень красноречива, говорила полтора часа, не уставая, но болгарка была слаба в красноречии. Однако, судья и в этом случае не пришёл. Работа или дело могут быть завершены только тогда, когда при их рассмотрении участвуют четыре человека: два адвоката, судья и подсудимый. Только так может быть представлена истина. Если одно из этих лиц отсутствует, дело непременно будет отложено.
Итак, если вы хотите рассмотреть какое-то дело, у вас непременно должны быть налицо четыре фактора: прокурор, который произносит обвинительную речь, – это дьявол. Христос, – который приходит как адвокат защищать дело. Третий фактор – это человек, которого судят, то есть обвиняемый. Четвёртый фактор – это Бог, Который высказывает своё мнение о завершении дела. Он выносит окончательное решение. Без этих четырёх факторов любое решение недействительно. И когда обвиняют кого-то, нужно соблюдать те же самые правила. С одой стороны обвиняемого будет Христос, с другой стороны – дьявол, а обвиняемый будет зрителем и слушателем. Когда-нибудь, когда человечество уйдёт вперёд, будет такой суд. Этот суд разберётся во всех трудных вопросах жизни. Я говорю: за истиной всегда стоят эти четыре фактора. Следовательно, если вы хотите обвинить кого бы то ни было, позовите Бога как верховного судью, Христа – защитником обвиняемого, дьявола – обвинителем-прокурором, а кого судите, – в качестве обвиняемого. Дьявол начинает: «Вы считаете этого человека святым, но у меня совсем другие данные, другие факты», – и перечисляет их один за другим. Подсудимый слушает, но не имеет права защищать себя, Христос будет защищать его. Если Христос его оправдает, он будет спасён. Если речь Христа будет не полностью в пользу обвиняемого, то он будет осуждён, и его приговорят к тому или иному наказанию. Так что, знайте: если не хотите, чтобы вас судили, вы должны жить по законам Любви, Мудрости и Истины, через которые Бог изъявляется.
Сейчас давайте вымоем в озере руки, лицо и ноги во имя Великого Закона, который управляет и регулирует всё на земле.
7 августа 1931 года,
5 часов утра.