Малый закон 1919 0622 0
Малый закон
22 июня 1919 г.,
10 ч.у.
София
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном
(Матфея, 5: 19)
Есть большие и малые заповеди, большие и малые законы. Христос говорит: "Кто нарушит одну из малейших заповедей или законов, малейшим наречется в Царстве Божьем, а кто исполнит закон, величайшим наречется". Имейте в виду, что эти законы, о которых говорит Христос, не создаются, а вечно существуют, и каждая культура, каждое мировое проявление основано на них. Каково наше понимание этих законов, такова и наша мораль.
Современные философы говорят, что человеческое понимание относительно. Это отчасти верно, но если наше понимание слабо, это не значит, что в мире не существует абсолютных законов, регулирующих отношения людей. Правое во все века право, доброе во все века - добро, Любовь во все века - Любовь, и т.д. Мы можем по-разному понимать добро, право, Любовь, но это только наше понимание, а не то, как обстоит дело в великой всеохватывающей вселенной.
Зло возникает там, где нарушаются законы. Тут начинаются все страдания. Я не буду объяснять подробно причины и последствия нарушения закона: это обширный вопрос, по которому написано много трактатов. Я остановлюсь только на двух положениях, на исполнении малых и больших проявлений великого закона. В одной из бесед Христос говорит, что неверный в малом неверен и во многом, а верный в малом верен и во многом. Некто говорит: "Этот закон мал, что его исполнять, я буду исполнять великие законы". - Нет, человек, который не готов исполнить малые законы, не будет в состоянии исполнить и великие.
Часто исполнение закона может произойти чисто материальным, внешним, физическим образом, когда человека насильно заставляют его исполнить. Государство имеет свои законы, с помощью которых заставляет подданных исполнять свои обязанности. Болгары отличаются большой смелостью и часто противятся при исполнении государственных законов, но стоит показать им палку, они сразу отступают.
Рассказывают один анекдот о болгарах старого, турецкого времени. В деревнях мужчины часто собирались около какой.нибудь навозной кучи и тихо, приятельски разговаривали друг с другом. Разговаривая, они брали какую-нибудь палочку и сильными ударами резали ее на большие куски, - смелыми они были людьми. Однажды во время такого разговора один крестьянин сказал: "Знаете ли вы, братья, что в деревню приехал юшурджия (сборщик налогов) и собирает дань?" - "Ну и что, - отвечают другие, и строгают палочку крупно, крупно, - мы не будем ему платить". - "Да, но тех, кто ему воспротивился, он побил, плохо с ними обошелся". - "А-а, тогда придется побеспокоиться, набрать денег и заплатить дань," - а палочку начинают резать маленькими-маленькими кусочками.
Так поступаем и мы: пока здоровы - говорим, а палочку свою режем крупно, а как заболеем - начинаем строгать мелко-мелко. Это механическое исполнение закона, когда нужны надсмотрщики, нужен страх быть побитыми. Так сейчас исполняются законы повсюду - в частной, общественной, политической и духовной жизни людей. Люди исполняют закон не по собственному желанию, не от сознания своего долга, а насильно. Каждого, кто нарушает законы, наказывают - лишают наследства, исключают из какого-нибудь общества или товарищества, отлучают от духовной жизни. Повсюду есть принудительные меры для исполнения закона.
Вы скажете: "Разве не всякий народ имеет свои понятия и обычаи?" - Да, каждый отдельный человек, каждое семейство или общество может иметь свои понятия, но они не изменяют тот Божий закон, на котором основывается наш рост. Пока мы в согласии с тем законом, о котором говорит Христос, мы будем расти, более возвышенными будут становиться наши мысли и чувства, наша воля будет приобретать больший размах и широту, и тогда мы легко сможем понять друг друга. Это будет происходить до тех пор, пока мы будем поддерживать связь с малыми и большими законами. Однако с момента, когда мы, сознательно или несознательно, нарушаем один из этих законов, малый или великий, нарушается и равновесие в нас. Человеку становится нехорошо, но он не может понять причины своего беспокойства, недоволен и ищет причины в других людях.
В чем может быть причина беспокойства? Предположим, что ты, - духовный, культурный человек, - проходишь мимо пастуха с овцами и говоришь себе: "Какое вкусное блюдо можно приготовить из этого ягненка!" Взял ягненка и заколол его. Не проходит много времени, и в тебе зарождается необъяснимая тяжесть, тоска. Но может быть и так, что богатый человек видит ребенка и говорит: "Из этого бедного ребенка может выйти человек," - и платит за его содержание в школе.
Я беру пример с ягненком как символ всех наших дурных поступков, не говорю сейчас о мясоедении. Мы считаем себя культурными людьми, а вопреки этому весь мир страдает, и евреи не могут освободиться от страданий. Сейчас все спрашивают себя, каковы причины страданий. Одни думают, что в страданиях человечества виноваты богатые, другие - что виноваты управляющие, и так далее, а в сущности причина наших страданий - те ягнята, которых мы съели. Если ты съешь одного из этих ягнят, у всех в твоем семействе - у твоей жены, твоих детей и у тебя самого будет много неприятностей, вся ваша жизнь будет дисгармоничной, потому что ты нарушил одну из малых заповедей и будешь самым малым в Царстве Божьем.
Вы меня спросите: "Что же делать нам, съевшим так много ягнят?" - Будете самыми малыми в Царстве Божьем. - "Нет ли хотя бы одного исключения? "- Нет. А тот, кто исполнил самые малые заповеди, кто не пожелал ни одного ягненка, тот будет наибольшим в Царстве Божьем.
Я беру слово "пожелал" в дурном смысле. Все страдания в мире - результат дурных желаний, потому что они рождают дурные мысли, а дурные мысли плохо влияют на мозг, на сердце, и вообще вредно отражаются на нашем организме. Врачи в таких случаях говорят, что произошло какое-то отравление крови и т.п. Это правильно, но не только пища, которую мы принимаем, определяет качество наших действий. Кто-нибудь мне возразит: "Может ли человек жить без желаний?" - Я не говорю, что человеку не нужно ничего желать, но в своих желаниях нужно постичь великий закон и поступать в соответствии с ним. Человек должен смотреть, будет ли то, чего он пожелал, хорошо для него самого, для его ближних, для его народа, для всего человечества.
Важно ведь не только временно создать живой организм. Вы создаете жизнь ребенка, но не проходит двух, трех лет и Господь забирает у вас этого ребенка. Вы плачете, недоумеваете, почему умер ваш ребенок. - Причина этого в ваших желаниях, в том нарушении малого закона, которое сделало вас самыми малыми в Царстве Божьем.
Под словом "малый" подразумевается слабый человек, который поддается всяческим искушениям, всяческим влияниям. У слабого человека нет определенной, устойчивой морали, он говорит: "Проживу эту жизнь, как выйдет". Можно ли назвать жизнью жизнь свиньи в свинарнике, которой хозяин приносит пищу 3-4 раза день? Свинья думает, что нет никого добрее ее хозяина и что нельзя жить лучше, чем она живет. Спрашиваю: какова наша нынешняя жизнь по отношению к нашему будущему? У нас должно зародиться сильное желание возвыситься в качестве мыслящих существ и исполнить этот великий Божий закон во всей его полноте, чтобы мы могли назваться великими в Царстве Божьем.
Все современные писатели говорят, что человеку, чтобы стать великим, нужна сильная воля. Человек не может иметь сильную волю, пока не исполнит малый закон во всей его полноте, пока не перестанет нарушать его. А мы часто оказываемся в положении того американца, который жил в башенке посреди железнодорожного моста и должен был разводить и сводить его. Однажды он развел мост и не стал его сводить; около моста собралось много поездов, которые ждали возможности проехать, и он сказал: "Сейчас я хозяин положения, и когда скажу, чтобы поезда поехали, тогда они и поедут". Как поступили с этим американцем? Послали людей, чтобы снять его с моста, и вместо него поставили другого человека, который открыл движение.
Так поступаем и мы: разводим мост и не соединяем его, говоря, что мы - хозяева положения, и от нас все зависит. Однако через некоторое время Господь посылает Свою делегацию, которая вас убирает с этого моста. Тогда вы - самые малые в Царстве Божьем. Кто самый малый? - Кто не исполняет волю Божью ни сердцем, ни умом, ни душой, ни духом.
Слышали ли вы, как разговаривают друг с другом в саду, среди природы юноша и девушка, еще не вступившие в брак? Они говорят друг другу сладкие слова, многое друг другу обещают. Мой слух хорошо развит, я слышу весь их разговор. Если эти люди выполнят все, что обещают, Царство Божье водворится в их жизни во всей своей полноте. Но что происходит, когда эти молодые поженятся? - Они переворачивают страницу жизни, забывают все свои обещания, начинают нарушать малые заповеди; приходят несчастья, и жизнь их портится. В чем причина их несчастий? Она состоит в том, что они не исполнили то, что обещали в саду. Нет, достаньте все ваши тетради, где записаны ваши обещания!
Жена, выйдя замуж, говорит: "Я обманулась, никогда я не думала, что он окажется таким дьяволом." Муж со своей стороны говорит: "Как хороша она была раньше, прямо как серафим! А сейчас она кажется мне страшнее черта; как мне исполнить свои обещания?" Спрашиваю: как возможно, чтобы женитьба сделала людей из ангелов дьяволами? Если это так, лучше никому не жениться. Это не было сочетанием по Любви, не было Божьей Любовью.
Я говорю принципиально, не имею в виду вашу личную жизнь. Этот закон одинаково касается и меня, и вас, и всех ангелов, - он одинаков для всех. Я придерживаюсь взгляда, что человек хорош только в момент, когда действует хорошо, праведен в момент, когда поступает по правде, любящ - в момент, когда проявляет Любовь и т.д. Перестав это делать, он перестанет быть добрым, праведным, любящим истину и т.д. Все существует в моменте. Пока ты мыслишь сообразно всем этим законам, твои мысли идут гладко, пластично. В таком случае, художник ты, писатель или домохозяйка, все дела у тебя идут правильно, с широким замахом. Но в момент, когда ты изменишь свои мысли, ты сойдешь с более высокого уровня на более низкий.
Эти уровни я представляю себе находящимися в безграничном круге, и чем ниже мы спускаемся, тем больше этот круг нас сжимает, принимая форму конуса. Некоторые говорят, что этих уровней всего семь, а я полагаю, что их количество - семь миллионов раз по семь миллионов. Вы спускаетесь по этому конусу все ниже и ниже и говорите себе: "Сойдем-ка пониже, посмотрим, что там есть". Дойдешь до самого нижнего поля этого конуса, до его центра, там остановишься, преобразишься в микроскопическое животное и скажешь: "Господи, почему я стал таким маленьким?" - Потому что ты, один из великих философов, спустился сюда вниз, чтобы научиться исполнению малого закона в жизни.
Развитие происходит в обратном направлении, но поднимаясь от уровня, на который ты упал, ты не пойдешь по тому же пути. Ты начнешь свой подъем, пройдя через тесные врата одного конуса в другой конус, который вершиной соединен с вершиной первого, и там начнешь свою эволюцию. Там ты будешь переходить с уровня на уровень, пока придешь в новый мир. Едва ты войдешь в этот новый мир, тебя встретит философ и скажет тебе: "Почему мы, люди, не живем так, как хотим, почему не проявляемся самостоятельно и независимо от всех законов?" Ты его спросишь: "Спускался ли ты в конус жизни?" - "Нет". - "Спустись и увидишь, как там живется; я спускался один раз и во второй раз ни за что в жизни не спущусь".
Многие из вас спустятся в этот конус, и когда вы будете проходить через узкие врата, - вспомните мои слова. Каждый, кто прошел один раз через узкие врата конуса, становится великим в Царстве Божьем, а каждый, кто остановился в первом конусе, самым малым наречется в Царстве Божьем. Тот, кто остановился в первом конусе, находится в положении муравья, попавшего в воронку муравьиного льва, который его хватает и отрывает ему лапки, одну за другой, пока с ним не покончит.
"Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном". Я говорю вам об этом стихе, потому что каждая душа имеет свои стремления. Обо всех вас я не говорю ни что вы хороши, ни что вы дурны, потому что тысячи раз на дню ваши желания меняются. Встаете утром и говорите, что сегодня будете жить хорошей жизнью, но вернувшись вечером домой и дав себе отчет обо всем, говорите: "Не получилось так, как я думал, потому что при нынешней жизни, при тех людях, которые меня окружают, невозможно жить честно".
Торговец говорит, что сегодня невозможно жить без лжи. Земледелец говорит, что невозможно при распашке поля не уничтожить жизнь множества червей. Политик говорит, что при нынешних условиях жизни невозможно делать политику честно. Точно так же говорит и духовник. Все говорят, что сейчас не время для доброй и чистой жизни. А когда придет такое время? Когда-то в будущем жизнь улучшится, когда придет время новой культуры.
Если ты живешь в своих мыслях, ты находишься в своем прошлом. Следовательно, если мы живем в своей прошлой жизни и хотим, чтобы произошло то и это, мы живем в первом конусе, а в нем жизнь плоха. Хорошая жизнь - во втором конусе. Я уподобляю первый конус малому ребенку, который раньше был старым человеком, но уменьшился. Этот ребенок был когда-то философом, или брамином, или жрецом, патриархом, ученым, а сейчас нуждается в нашей помощи, пищит, кричит, хочет, чтобы вы его провели через узкое отверстие конуса. Вы спрашиваете: "Почему этот ребенок появился в этом доме?" Господь его послал, чтобы вы показали ему врата. Врата - это мать. Она его берет и говорит: "Мой ребенок очень интеллигентен".
Знаете ли вы, в каком положении находятся современные матери? Они могут понять, каковы их дети, только когда те вырастают, потому что дети проявляются не сразу. Для объяснения своей мысли я расскажу вам следующий пример. В одном лесу жил отшельник. Он провел там двадцать лет и был известен своей чистой и благочестивой жизнью. Дьявол задумывал разные способы ввести его в искушение, но это ему не удалось. В конце концов он решил влезть в его кувшин и там остаться, пока отшельник его не выпьет. Отшельник, однако, запер его в кувшине, перекрестил кувшин и там оставил. Когда прошло десять лет, он сказал себе: "Дай-ка я вымою кувшин и буду им пользоваться". Пошел на ручей, вылил воду и налил себе чистой.
Выливая воду, отшельник вдруг увидел в ручье красивого ребенка. Он взял этого ребенка домой и стал заботиться о нем, растить его. Ребенок этот и стал очень интеллигентным, так что поражал всех своим умом и знаниями. Однажды ребенок сказал своему отчиму: "Нечего тебе жить в лесу, мир нуждается в тебе. Я научу тебя жить особенным образом, поставлю тебя управлять большим царством, - сделаю тебя царским зятем". Отец согласился, и сын привел его в другое царство, где устроил помолвку.
Не прошло много времени, как приемный сын отшельника украл все драгоценности царя, и при этом сказал ему, что его зять - вор. Царь издал указ изловить зятя и повесить. Сын отшельника пришел к отцу и сказал, что против него есть много улик, так что пусть бережется. Отшельник не уберегся, и его повели на казнь. Когда вокруг его шеи обвязали веревку, сын приблизился к нему и сказал: "Посмотри туда, далеко, не явится ли тебе что-нибудь?" - "Вижу трех ослов". - "Что еще видишь?" - "Ослы нагружены". - "Что они везут?" - "Кожаные лапти." - Тогда сын ему сказал: "Это лапти, которые я износил, пока ухитрился тебя повесить".
Так и у вас. Придет к вам какая-то мысль, покажется вам идеальной, вы начинаете работать для ее осуществления, но когда вы ее осуществите, вас поведут на виселицу. Поэтому у нас должны зарождаться желания исполнять Божьи законы, которые создают благо для нас самих и для всех вокруг нас.
Жизнь создана таким образом, что всякое добро, которое мы делаем, всякая наша мысль или действие конкретно связаны со всеми людьми, растениями, со всем органическим царством, со всеми иерархиями невидимого мира и с Богом. Каждая наша мысль или желание иногда связывается с ветвями великого дерева жизни, а иногда - с его корнями. Я не буду останавливаться на том, какое значение имеют корни, какое - ветви, и какое - цветы этого дерева. Поговорка гласит, что корень учения горек, но плоды его сладки. Если сделаете какое-то добро, получите Божье благословение.
Моисей говорит, что Господь воздает детям за преступления отцов до четвертого колена, благословение же воздается детям до тысячи колен. Следовательно, для реализации доброго нужен долгий период времени, а когда стимул исходит от злых мыслей, зло приходит очень скоро. Это показывает, как мы сильны в зле. Зная, что добрые мысли и желания долго останутся нереализованными, многие святые, многие идеалисты говорят: "Мы готовы умереть, пожертвовать собой ради своего народа, чтобы, - пусть хоть через тысячи лет, - увидеть осуществление наших идеалов".
Если безбожник и неверующий жертвует собой ради добра человечества, он в глазах Бога стоит очень высоко, потому что он, даже не зная этого, сделал добро. Но есть много людей, которые веруют в Бога, произносят символ веры, но не в состоянии, - когда к ним приходит какая-то добрая мысль, - ее исполнить. Поэтому я поверну Христово учение так: "В будущем безбожники и неверующие наследуют Царство Божие, а современные верующие будут изгнаны вон из Царства Божия".
Современные христиане похожи на того слугу, которого хозяин отправил работать, пахать поле. Слуга говорит: "Подожди, господин, я покажу тебе более легкий способ пахоты". Проходит неделя, две, но поле остается невспаханным. Христиане думают, что молитвами и верой в Бога они создадут себе более легкую жизнь, и не будут так много работать. - Современные люди смешны в своих ожиданиях от жизни. Они накупили лотерейных билетов, сидят в кафе и ждут, когда появится газета с тиражом, чтобы посмотреть, выиграли ли; обнаруживают, что в этот раз не выиграли, но это их не обескураживает. Они спокойно ждут второго розыгрыша, опять надеясь выиграть.
Нет, Господь послал слугу работать, а слуга хочет найти легкий способ приобретения, вместо труда надеется на Бога. Этот слуга говорит: "Я приумножу талант, который мне дал Господь, поместив его в лотерейные билеты". Приумножишь, но однажды тебе принесут красный лист с извещением, что ты обанкротился. Вы скажете: "Так сложились обстоятельства, что он все потерял". Это потому, что в прошлой и в нынешней жизни он не имел добрых мыслей и желаний. На небе есть специальная комиссия, которая рассматривает счета и дела людей. Кто хочет узнать об этом больше, пусть позанимается оккультными науками.
Ты можешь молиться по четыре-пять раз в день, но если ты в прошлом не мыслил и не делал добро, если и сейчас не работаешь, не поливаешь свой сад, не помогаешь людям и животным, то, когда отправишься на тот свет, никто на тебя не посмотрит. Каждый, кто тебя встретит, скажет: "Посмотрим-ка, вложил ли ты что-то в меня, нужно ли мне тебе помогать". Ничего не вложил. - "Дай мне от своего излишка". - В природе нет никаких излишков.
Такой человек окажется в положении царского сына, который обручился с красивой девушкой, но смертельно заболел. В этом отчаянном положении он молил Бога продлить его жизнь хотя бы на час, чтобы увидеть свою возлюбленную. Тогда Господь отправил ангела к нескольким людям, которые отчаялись и хотели покончить с собой, чтобы спросить их, могут ли они пожертвовать часом своей жизни, чтобы продлить жизнь царского сына.
Ангел припомнил, что одна старушка часто молила Бога, чтобы он поскорее ее забрал, потому что ей надоело жить в невзгодах. Он отправился к ней и предложил ей забрать ее на тот свет, а при этом дать один час времени своей жизни молодому юноше. Она ему ответила: "Да, одно время я хотела умереть, но сейчас мое намерение изменилось". Ангел припомнил тогда другой случай, когда богач, все испытав в жизни, решил, что нет смысла больше жить, и попросил Бога его забрать. Ангел отправился к нему и сказал ему то же самое, что и старушке. Но и богач отказался дать час времени своей жизни. Потерпев неудачу, ангел отправился к юноше и сказал ему: "Среди всех людей на Земле мне не удалось найти ни одного, кто бы пожертвовал часом своей жизни для тебя, чтобы ты увидел свою возлюбленную".
В современном обществе часто говорят об аде и рае. Зло в том, что мы принесли ад и рай сюда, на Землю, и переживаем ад со всем его огнем и ужасом, а также рай со всеми его радостями, как нам угодно.
Стих, который я вам прочел, Христос обращал к тем из своих слушателей, у кого было развитое сознание. Он не говорил с теми, кто Его не понимал. Христос сказал: "Вы, мучавшиеся тысячи лет, должны осознать, что эти страдания происходят от того, что вы нарушили одну из малых заповедей". Некоторые спрашивают: "Почему господь ко мне так щедр и снисходителен?" - Потому что ты исполнил малый закон.
Некоторые люди считают, что я говорю о добрых и хороших вещах. Не важно, как я говорю, важно, чтобы вы применили этот закон, потому что в применении этого учения ваша радость и в возвышении смысл вашей жизни.
Когда вы радостны или скорбны, окружающие вас люди будут в таком же расположении. Когда вы поранились, больше всего будут страдать ближние к ране клетки, а более отдаленные испытывают состояние сострадания только через отражение. Когда вы страдаете на Земле, органически связанные с вами существа будут страдать. А более далекие существа, которые находятся вне нашей сферы, будут только сожалеть, что мы нарушили один из законов и поэтому страдаем. Сочувствуя нам, они покажут нам способы, как избежать страданий в будущем.
Общество должно применить эти два великих закона в политике и культуре, должны применить их и все верующие, потому что эти малые законы касаются всех и от их применения зависит спасение всего человечества. Тот, кто может исполнить малый закон, может исполнить и великий. Тот, кто не может исполнить малый закон, не может исполнить и великий. Таково правило. Если вы не можете проявить любовь к малому мотыльку, к малой мушке, не сможете проявить любовь и к человеку. Если кто-то оторвал крылья мотыльку или отрезал голову ягненку, а потом говорит тебе, что тебя любит - он не говорит правду. Мотылек, пострадавший от тебя или от кого-то другого, знает, насколько вы можете любить. Женщина и мужчина, которые отрывают крылья мотылькам, отрезают головы ягнятам, не могут любить, не могут и располагать доброй волей.
Я не верю в неверие людей, не верю в их глупость и беззаконие. Верить в неверие людей значит верить в закон, который не существует. Неверие людей - человеческое изобретение, оно создано нашим умом. Все ищут Царства Божьего, все хотят его восстановить, но тот, кто хочет стать членом этого Царства, должен ему служить. Юноша и девушка хотят восстановить Царство Божие, разговаривают друг с другом как голубки, но только до тех пор, пока не поженятся. Потом они начинают жить по-старому, и жизнь их не складывается хорошо. У голубей не так: я наблюдал, как они хорошо начинают и хорошо кончают. Голубка несет яйца, потом их высиживает, из них вылупляются птенцы, и у них не возникает никаких ссор.
Люди начинают хорошо, а кончают плохо. У них рождаются дети, родители им радуются, но когда дети вырастают, родители плачут. У людей старые голубки плачут и говорят: "Малые голубки довели нас до слез, вот что получилось из наших детей, на которых мы так надеялись, которым так радовались". У птиц дети никогда не доводят родителей до слез, как у людей. То же и в школе. Я видел, как хорошо начинаются отношения учителей и учеников. Сначала они сладко, приятно разговаривают, но не проходит много времени, как начинают жаловаться друг на друга. Ученики говорят, что учителя несправедливы, учителя жалуются, что у учеников нет никакого уважения и почтения ни к учителям, ни к родителям. Все жалуются, все говорят, что Бог не существует, что Истина, Добро и Любовь - вещи относительные, что все в жизни относительно.
Дети говорят, что все в школе относительно, что и учитель - нечто относительное. Учителя плачут, протестуют, отчаиваются, но я говорю, что и их слезы - нечто относительное. Все в мире кажется нам относительным, потому что мы думаем, что малый и большой закон - ничто. - Нет, это великие истины. Они абсолютны и всегда во все времена производят один и тот же результат.
Я часто останавливался и часами слушал, как поют соловьи и гулят голуби, с наслаждением их слушал и говорил: хорошо поете, и если бы люди понимали ваш язык и могли бы принять вашу культуру, в мире не было бы столько страдания, как сейчас. Соловьи и голуби мне отвечают: "Да, но и мы одно время были людьми, и поскольку нас не устроила их культура, мы ее оставили, и сейчас предпочитаем птичью культуру человеческой, которая является культурой лжи".
Если бы я был проповедником, мне нужно было бы обойти истину, не говорить ее вам в глаза, чтобы вас не обидеть. Хорошо, но Солнце ли виновато в том, что у людей гноятся больные глаза, когда оно светит? Виновато ли Солнце, что ось Земли начала вращаться преждевременно, и Солнце ее осветило? Тогда виноват ли и я, если тот свет, который я вам даю, так силен, что вы не можете его выносить? Скажите Земле, чтобы она остановила свое колесо, тогда света будет меньше. Но если колесо вертится, вы непременно увидите все фазы добра и зла. Я не буду вам сейчас объяснять, почему в этом вращении есть постоянная борьба между добром и злом, между реальностями и тенями жизни.
Многие из вас спросят: "Можем ли мы исполнить Христов закон?" - Да, вы можете его исполнить. Если кто-то сожжет у меня дом, который стоит двести тысяч левов, во мне зародится большая борьба от этого зла, но если я одержу победу над собой и не отомщу, я назовусь великим в Царстве Божьем. Если я, будучи видным государственным деятелем, которого несправедливо сняли с занимаемого места, не отомщу за это, - в будущем я буду хорошим человеком. Вообще все, кто не мстит даже и за самое большое сделанное зло, будут хорошими людьми.
Мы здесь на Земле можем сделать человека чем нам угодно. Например, можно сделать человека министром, государственным деятелем, проповедником, учителем и т.д. В этом отношении мы похожи на ту болгарку, которая решила сделать мужа попом - дала мужу кастрюлю воды, ветку базилика и послала его кадить. На самом же деле должности, которые мы занимаем здесь, на Земле, ничто иное, как произведение от подобных должностей в другом мире, который над нами.
Все, кто исполнил малый закон, стали великими в мире. Художник, исполнивший малый закон, будет рисовать великие картины. Мы все можем стать великими художниками. Если мы представим однажды миру свое лицо, совершенное и законченное, разве оно не будет представлять собой величайшее художественное произведение? Ведь над этим лицом вы работаете веками.
Сейчас во всем мире проходит выставка картин - ваших лиц, но ни одно еще не принято Богом. Сколько существует мир, приняты только две картины из Ветхого Завета - лица Еноха и Илии, которые живыми взяты на небо. Сколько человек из Болгарии взято на небо? Рисуем, рисуем всю жизнь, а потом нам говорят, что картина и по-прежнему не может быть принята. Приходит поп, отпоет эту картину, и ее зарывают в землю. Отпевание - констатация что картина не сделана по всем правилам искусства. Комиссия, которая рассматривает картины, видит, что эта картина не нарисована по Божественному закону: глаза, уши, рот, нос, зубы не на своем месте, а, вместе с тем, ум, сердце, мысли, чувства тоже не на месте.
Думаете ли вы, слушающие меня, что ваши мысли и чувства на своем месте? Я вижу тысячи людей, у которых мысли и чувства не на месте. Я вас не обвиняю в этом, вы не виноваты, но обращаю ваше внимание, чтобы вы поработали с этим великим законом. Нужно задаться целью каждый день исполнять самые малые пожелания, которые тебе приходят, без всяких ошибок и не поддаваясь никаким соблазном. Если бы мне нужно было помочь какой-нибудь бедной вдове, я бы скорее отказался от возможности стать болгарским министром, чем оставил бедную женщину без моей помощи. Представьте себе, что вы собираетесь на бал, концерт или встречу, а в это время к вам приходит бедный человек; может быть, вы его не примете, потому что у вас нет времени им заниматься. - Нет, вы должны отказаться от бала и соблюсти великий закон, который создан Богом.
Если бы мы в нашей тайной жизни научились Любви, научились быть в мире с собой и понимать, что можно так жить, мир бы исправился. Даже если люди нас не любят, и без них можно жить. А сейчас мы оказываемся в расположении тех зловредных бацилл, которые, попав в наш организм, находят там материал, чтобы в нас загнездиться и жить. Если в нас исчезнет материал для них, - кончена их жизнь.
Поэтому Христос говорит: "Кто исполнит малую заповедь, величайшим будет в Царстве Божьем". В чем состоит эта малая заповедь? Ту работу, которую провидение тебе определило, не следует откладывать, потому что для каждой мысли, для каждого желания есть определенное время, и если ты однажды его пропустишь, оно не вернется. Ваша юность не может вернуться. Жизнь, которой вы сейчас живете, вы не сможете прожить во второй раз. И добро, и зло, через которое вы сейчас проходите, оставляет отпечаток на вашей жизни, и во второй раз вы пройдете через совершенно другое место, через другую жизнь, в которой первая отразится.
Некоторые говорят: "Разве земля не проходит одним и тем же путем, вращаясь вокруг Солнца? Значит есть повторения в жизни." - Да, но Земля никогда не проходила через одно и то же пространство; сейчас она проходит через другую область, нежели ее прошлогодний путь, и опыт ее на этих путях различен. Место, через которое Земля прошла один раз, безвозвратно потеряно. Жизнь, которую вы однажды провели, безвозвратно ушла.
Вы спросите: "Разве мы не можем исправить свои ошибки?" - Никто не может исправить потерянное. Псалмопевец говорит: "Один только Ты в состоянии стереть наши грехи и беззакония". Только Господь имеет такую прерогативу - сойти в те глубины, где мы совершили преступления, и стереть их Своей кистью. Пока Господь не сойдет в эти места, чтобы стереть ваш грех, вы должны плакать, проливать слезы. Ваши слезы нужны Господу, и Он бережет их в специальной бутылочке. Когда бутылочка наполняется, Господь кладет ее в Свою сумку и спускается в место прегрешения, место, где совершено преступление, чтобы исправить вашу жизнь, время от времени смачивая свои губы собранными Им вашими слезами. Только так может измениться ваша жизнь.
Это аллегория, но если вы глубоко в нее вникнете, вы поймете, что это - великая истина в характере Бога. Вы говорите: "Почему Господь постоянно молчит и не отвечает на наши страдания?" - Господь молчит, потому что не наполнилась еще бутылочка, а когда наполнится, Он придет и исправит вашу жизнь, спросит, когда совершено преступление - в какой год, какое время и т.д. Отмыв твои грехи, Он скажет: "Сейчас ты свободен, но в другой раз не греши".
И Христос плакал, пока не наполнил бутылочку. Он взялся исправить мир, хотел взять на Себя грехи жизни, но увидев, что эта работа очень тяжела, плакал, чтобы Господь пришел Ему на помощь, и только так смог сделать то, что намеревался. Когда наполнилась Его бутылочка, Христос сказал: "Кончено, бутылочка полна, пришло спасение человечества". Безразлично, велик ты или мал в мире: каждый должен пройти через слезы, чтобы отмыть свои грехи и грехи своих ближних.
Вы мне скажете: "Зачем ты беспокоишь нас этими своими мыслями, не говоря нам никаких утешительных слов? "Именно это последнее я и делаю. Разве человеку, у которого больны ноги, не нужно сделать растирание, хотя бы ему от этого и было больно? В некоторых случаях он может до растирания не чувствовать никакой боли, но если на него нападет недруг и начнет его гнать, каково будет его положение? Он не сможет убежать, чтобы спастись, и его боль будет сильнее, чем в любом другом случае. Если я позабочусь об этом человеке и начну растирать ему ноги, чтобы они выздоровели, будет ли он жалеть о той боли, которую причиняет ему растирание? Напротив, он скажет: "Слава Богу, что я выздоровел, так что могу, как все другие, убежать в случае опасности". Вот истинная философия.
Жизнь всего общества такова, какова жизнь отдельных индивидов. Между народом и входящими в него людьми существует определенное отношение. Но каждое существо имеет и свои индивидуальные чувства, мысли и желания. Народ не живет как личность. Когда я говорю о болгарском народе, я подразумеваю болгар. В соответствии с их мыслями и чувствами определяются их политические, духовные, культурные, умственные отношения, а это определяет их будущую жизнь. В соответствии с их мыслями в прошлой жизни определяется их настоящее, а в соответствии с нынешними их мыслями и желаниями определяется их будущее.
Эти два Божественных закона поставлены у человека так: первый, великий закон поставлен в уме, а малый - в сердце. Следовательно, когда вы хотите исполнить малые дела в мире, нужно исполнять их сердцем. Иными словами, без любви к этому закону вы не можете исполнять малые дела.
Проходя мимо ручейка, я вижу, что муравей тонет, но поскольку я занят философской мыслью, не обращаю внимания и иду дальше. Нет, я должен остановиться и ему помочь. Нужно останавливаться перед малыми и им помогать. А после того, как мы им поможем, не будем хотеть от них, чтобы они всю жизнь нам платили, потому что мы в этом случае были для них ничем иным как Провидением. Если у нас есть желание помогать малым, это создаст условия помогать и большим. Если мы не поможем малому муравью, его условия в будущем станут условиями нашей жизни.
Вы скажете: "Мало ли муравьев тонет?" Верно, что много муравьев тонет, но того, которого я увидел и которого мне захотелось спасти, я должен спасти. Это особенный муравей. Если я ему не помогу, этот муравей может через сто лет принести мне величайшее несчастье. В соответствии с моим поступком в этот момент, когда во мне зародилось сознание, Господь определит мою будущую жизнь. Этот муравей символизирует какого-нибудь ягненка, голубя, ребенка, девочку, мальчика, бедную вдову, какого-нибудь больного или любого другого человека. Муравей - это математическая формула. Если она представлена тебе для разрешения, остановись и подумай, как ее решить.
Кто-то приходит к тебе и говорит, что отчаялся и хочет покончить с собой. Задумайся, как ему помочь. Если ты скажешь, что не можешь ему помочь, в твоей следующей жизни этот поступок кармически принесет дурные последствия. Малый закон во всех случаях один и тот же: остановись и помоги. Если не поможешь, ты в этот момент определишь свою злую судьбу. Когда согрешишь таким образом, остановись в своем духе и поищи другой способ, который может исправить твою ошибку.
Если бы болгары хорошо обдумывали каждый свой поступок, каждое свое действие, разве были ли бы у них сейчас карточки на хлеб и сахар, разве они бы воевали? Болгарские государственные деятели не заботятся о тонущем муравье, они думают о расширении границ Болгарии, но не знают, что судьба Болгарии определяется судьбой этого муравья. Болгарские государственные деятели интересуются Болгарией настолько, насколько затронуты их кошельки. Они не любят свой род, они - предатели, сознательно или несознательно, за деньги или без денег они играют роль Иуды.
Я говорю вам об этих двух великих законах, потому что если их применить и точно исполнить, они спасут и исправят человечество. Сейчас болгары, которые открывают разные школы, не думают о муравьях, об улучшении их жизни, а думают о выгоде и говорят: "Если бы у нас были деньги, мы нашли бы хороших учителей, хороших работников". - Покажите мне общество, которое работало бы за деньги и имело бы большой успех.
Не хочу сказать, что всем обществам нужно остановить свою деятельность, но нужно изменить образ жизни. Я предпочту всю жизнь посвятить одному человеку, который воспринимает то, что я говорю, чем работать на тысячи людей, которые ничего не воспринимают. Каждый, кто начинает какую-нибудь работу, должен работать с душой, чтобы не приходилось по десять раз ходить к нему домой и просить сделать то или иное. Человек, который проповедует какое-то учение, должен понимать его законы и применять их.
Вы говорите: "Воспитаем нашу молодежь". О каком воспитании вы говорите? Я не верю в воспитание-дрессировку, я верю, что все люди имеют условия стать хорошими, если только захотят. Я верю, что все люди определяют свою жизнь тем моментом, когда действуют, потому что после этого момента приходят все другие условия. Вот воспитание. После этого момента ты воспримешь и пищу, и науку, и они будут соответствовать плоскости, в которой ты движешься. Земледелец изучает условия своих посевов, каждый изучает условия своей работы.
Когда я говорю, что не верю ни в какое воспитание, не поймите это неправильно. Я не верю в то внешнее воспитание, которое люди дают своим детям, но верю в истинное воспитание, которое дают два великих закона в мире. Я не верю в современную глупую науку, но верю в великую Божественную науку. Не верю в современную глупую любовь, современную глупую мудрость и мнимую истину здесь на Земле, то есть в ложь, которую люди облекли в форму истины. Я говорю: все это одна большая ложь.
Истина внутри вас. Великий закон в вашем уме, а малый закон - в вашем сердце. Каждое благородное желание, которое у вас возникает, сколь бы микроскопическим оно ни было, определит ваше счастье в будущем. Это желание с нынешнего дня откроет кран вашей жизни, с этого дня земля и небо будут работать на вас. Колесо жизни, двигаясь в ту или иную сторону, произведет соответствующее действие. Если вы готовы быть верными своим малым желаниям, которые тысячи лет назад вложены в вас, готовы дать соломку муравью, который тонет, вы движетесь слева направо, а в противном случае вы движетесь справа налево, то есть вниз конуса.
Христианина, который спускается через эти семь миллионов раз по семь миллионов уровней, я спрошу, где он сейчас, и он ответит, что он - на низших уровнях астрального мира. Если ты оккультист, скажешь: "Наконец-то я достиг дна этого конуса". - Что же теперь будешь делать? - "В моей философии говорится, что, достигнув дна, нужно подниматься наверх". - Ты неверно понял эту философию. - "Так что же мне делать?" - Пройди через узкое отверстие в другой конус и там поднимайся наверх, поскольку энергии этих конусов движутся в точно противоположных направлениях. Теперь ты будешь двигаться по энергиям второго конуса. Когда пройдешь через этот второй конус, пройдешь через все семь миллионов раз по семь миллионов уровней, изучишь их и скажешь: "Теперь у меня есть великая философия". Ты поймешь вещи глубоко, увидишь, что там не семь уровней, будешь говорить о духовном мире великие вещи: миры, миры, существа без границ и без счета.
Все пространство, в котором мы живем и движемся, полно существ различных категорий и с различными культурами. Солнечному свету, который движется со скоростью 180 000 миль в секунду, нужна 31 тысяча лет, чтобы пройти диаметр нашей вселенной. И все это пространство полно миров. Когда наша Земля движется в пространстве этой вселенной, мы находимся под влиянием этих существ, с которыми входим в соприкосновение. И все это огромное пространство со всеми существами находит отклик в наших сердцах, умах и душах.
Иной раз вам приходит на ум какая-то мысль, от которой вам тяжело, но эта мысль - не ваша. Вы чувствительны и улавливаете тяжесть какого-то малого существа где-то в Нью-Йорке, которое в данный момент не исполнило свой долг, не исполнило волю Божью, этот великий Божий закон. Иной раз вы переживаете радость, потому что где-то еще в мире, в каком-то буддийском храме в Китае, о котором вы ничего не знаете, какое-то малое существо исполнило свой долг как следует.
Каждый день, когда сменяются ваши мысли, я радуюсь, потому что вижу, что происходит в мире, что происходит в Нью.Йорке, в Китае. И во всем, что делается, я замечаю две вещи: одни люди исполняют, а другие не исполняют Божий закон. После этого я возвращаюсь в жизнь, смотрю, что там делается; возвращаюсь в прошлое и смотрю, когда задуманы те вещи, которые происходят сейчас. За минуту проходят тысячи лет, и я вижу, когда события были задуманы и когда они приняли дурное направление. Слежу и вижу, что две тысячи лет назад один болгарский жрец повернул кран жизни неправильным образом, и из-за него сейчас возникают дурные последствия. Вот почему все проповедники, священники и управляющие в Болгарии думают как этот жрец, и так и действуют.
Вы скажете: "Кто этот жрец, повесить его!" Нет, не ищите его и не желайте повесить, но поверните кран в направлении, противоположном тому, как он сейчас действует. Если вы не сделаете этого, то не только не станете великими, но и потеряете многое. Я для того пришел в Болгарию, чтобы повернуть для вас кран этого колеса жизни, а через две тысячи лет вы будете меня искать, захотите узнать, кто это сделал. Господь меня послал в Болгарию чтобы повернуть колесо жизни в обратную сторону, и я его поверну по всем правилам Божественного закона, так что вы испытаете все блага жизни. Когда я поверну колесо в обратном направлении, болгары поймут, что могут исполнить этот малый закон, и водворится между ними прекрасная, возвышенная культура. И они станут великим народом, который внесет свою лепту в развитие человечества.
Но не следует гордиться. Колесо еще не повернуто, нужно много усилий, чтобы его повернуть. Вы все примете участие в поворачивании большого колеса. Возьмете по маленькому колесику и повернете, не как сейчас, справа налево, а слева направо. Таково Христово учение: нужно, чтобы вы повернули колесо малого закона. Вы меня спросите, что я вам оставлю на память. - Я поверну ваше колесо слева направо; тогда все ангелы, все хорошие люди начнут работать и вы возвыситесь.
Поместите в свою мысль: "Мы можем исполнить малый закон". И тогда через две тысячи лет проверите, верно ли то, что я вам говорю - проверите результаты, потому что через две тысячи лет внутренние условия жизни будут в десять раз лучше, чем нынешние. Это спуск и подъем вверх, в жизнь. Эти две тысячи лет - два Божественных дня - дни великого благословения. А наиболее продвинутые из вас смогут и через два года проверить это, а некоторые через десять лет. Но для этого нужна чистая, возвышенная и благородная жизнь - единственное наследие человека на Земле.
Перевод Михаила Папуша
Сила и Жизнь III
Соль