Священный час СБ 1927 0824 1
На болгарском в библиотеке Библиотека „Триъгълник“
1927 Путь Ученика
СВЯЩЕННЫЙ ЧАС
«Бог царит на небе, Бог царит в жизни, Да будет имя Его благословенно!»
24 августа 1927 воскресенье 7 ч.у.
Размышление
Любая оккультная наука, которая входит в великую науку о жизни, имеет целью просветить человеческий ум и облагородить человеческое сердце. Она стремится внести свет в ум и тепло в сердце как необходимые условия правильного развития человека. С этой точки зрения, ум и сердце должны прийти на помощь человеку, чтобы исправить его жизнь.
Итак, раз уж мы начинаем исправлять свою жизнь, все мы должны учиться. Прежние поколения учились, нынешние поколения учатся и следующие поколения будут учиться. У кого? — У мира, который Бог создал. Законы, которые Бог установил, нужно изучать, потому что на них строится личная или индивидуальная, умственная и духовная жизнь человека. Когда так строят жизнь, изучают различные предметы. В природе всё развивается последовательно. То же самое можно заметить и в мире. Прежде всего изучают самые близкие предметы, имеющие к нам непосредственное отношение. После этого изучают предметы, которые затрагивают наши чувства, и, наконец, те, что затрагивают наш ум.
В первую очередь человек должен начать с изучения твёрдой почвы, от которой он приобретёт устойчивый характер. Она придаёт стабильность человеку. Каждый человек, который хочет приобрести устойчивость, может стать каменотёсом, обрабатывать камни. Достаточно два-три месяца обрабатывать камни, чтобы внести этот элемент в свой характер. Человек может приобрести устойчивость не только обрабатывая камни, но и вспахивая землю, ухаживая за садом, виноградником или выполняя ещё какую-нибудь подобную работу. Такой работой он развивает мышечную и костную системы.
Вы спрашиваете: «Как нам работать? Какие методы нужно применять в учёбе?» Я говорю: наблюдайте природу, смотрите, как она работает, и у неё учитесь! Используйте для своего развития методы, которыми она пользуется. Проследите, что происходит с водой, которая выпадает на землю из пространства. На вид она чистая и выпадает в виде капель росы или дождя. Но падая на землю, капелька пачкается в воздухе, покрывается пылинками, сажей; вдобавок она еще и растворяет в себе газы, содержащиеся в воздухе, одновременно с этим поглощая различные микробы. В таком виде эта вода уже не чистая. Её движение, однако, на этом не кончается. Вода проникает в землю, где встречает песчаные пласты, просачивается через них и таким образом фильтруется. Пройдя через эти пласты и очистившись, вода доходит до таких пластов, через которые она уже не может просочиться, скапливается в одном месте и, пробив себе дорогу на поверхность, выходит оттуда в виде чудесного чистого родника. Эти пласты — препятствие для воды, но она стремится проложить себе путь между ними и двигаться в определённом направлении.
По аналогии с этим я говорю: мысль, которая исходит из Бога, чиста, но прежде, чем дойти до нашего мозга, она проходит через пространство, где вбирает в себя пыль и становится нечистой. Вследствие этого она должна опуститься в нижние пласты, профильтроваться, то есть просочиться через них и снова вернуться такой же чистой, какой она вышла из Бога. Что это за пласты, проходя через которые, человеческая мысль очищается? — Это материальный мир, где она встречает ряд препятствий. После того, как мысль пройдёт через эти препятствия, она выйдет на поверхность в виде родника. Как только человек начинает мыслить, он уже представляет собой родник.
Я говорю: каждый из вас в первую очередь должен стремиться стать отличным учеником. Каждый день он должен уделять часть своего времени учёбе, чтобы создать в себе привычку учиться. Ученик должен отличаться любовью к знанию, любовью к учёбе. Он должен уяснить себе, что такое оккультный ученик и оккультная наука, и уметь давать им краткое определение. Быть оккультным учеником — это не значит набивать свою голову знаниями на разные темы, поскольку то же самое могут дать и другие науки. Например, из других наук вы можете получить знания о солнце, из чего оно состоит, можете узнать различные теории о создании мира и многое другое. А современная химия познакомит вас с элементами, из которых создан материальный мир, с их свойствами и ролью, которую они играют в органическом и неорганическом мире. Она расскажет, например, о роли водорода, кислорода, азота и углерода в этих двух мирах, но она ничего не расскажет вам об их роли в психическом мире. В этом отношении интересны не только сами физические силы элементов, но и те психические силы, проводниками которых они являются в живой природе. Современная наука помогает оккультной, знакомя нас с живой природой. А оккультная наука, представляет собой введение в великую науку жизни.
Когда Учитель рассматривает какой-нибудь элемент с оккультной точки зрения, он обращает внимание на материю, из которой элемент создан, на чистоту этой материи, а также на отличие материи этого элемента от материи того же элемента, но в других организмах. Например, он находит различия между золотом в неорганическом и органическом мирах. Аналогично этому, можно отметить различия в материи человеческого мозга у разных индивидов. Следовательно, люди отличаются друг от друга качеством материи, из которой образован их мозг, а также качеством и количеством сил, действующих в области мозга. Оккультная наука определяет ещё и причины, по которым те или иные добродетели больше или меньше развиты в данных людях. Она говорит: «Хороший человек — это тот, у кого больше связей с развитыми, высшими существами». Значит, большее или меньшее соприкосновение с высшими существами, число точек соприкосновения с ними определяет степень человеческой доброты. А когда мы доходим до тех великих существ, которые имеют точки соприкосновения напрямую с Богом, о них мы говорим, что они почти завершили своё развитие на земле. Они уже входят в план более высокой эволюции, чем эволюция земли.
Как бы я вам ни описывал этот высший мир, он остаётся почти недоступным для сегодняшнего человека, поэтому пока мы ограничимся только рассмотрением и изучением земной жизни. Понаблюдайте, и вы заметите, какая перемена произойдёт в молодом человеке после того, как он проведёт несколько лет за границей, где будет поддерживать контакты с известными учёными, профессорами. Вы найдёте перемену в его внешнем виде, в его отношениях с людьми, в его образе мышления и во многом другом. В чём причина такой перемены? — В его контактах с этими учёными. Вы скажете: «Но это же светские люди». Не надо так думать. У людей, которые добились сильной концентрации мысли, полного контакта с живой природой, сильно развита и духовная жизнь. Многие из этих учёных — оккультные ученики, они занимаются оккультной наукой, но внешне никак не показывают этого. Многие известные химики и физики занимаются оккультной наукой и черпают свои знания прямо из живой природы. Я не буду называть их имена, но говорю вам, что такие учёные существовали в древние времена, они существуют и сегодня.
Кто-то спрашивает: «Зачем нам оккультная наука?» — В ней вы найдёте ряд способов и методов, как в своей жизни воздействовать на себя в различных состояниях, как разумно устроить свою жизнь и каким образом решать трудные задачи. Например, часто говорят, что нужно иметь терпение, но каким образом его применять? Говорят, что нужно быть благими. Как этого достичь? Говорят, что нужно делать добро. Каким наиболее разумным способом мы можем делать добро людям?
Приведу вам пример из физического мира. Представьте себе, что вы хотите достать уголёк из огня. Сколькими способами можно его достать? — Или пальцами, или щипцами. Каковы будут результаты в обоих случаях? — В первом случае, когда вы схватите уголёк пальцами, вы сразу же отбросите его в сторону и потом целый день будете расстроены, что обожглись. Во втором случае, когда вы ухватили уголёк щипцами, вы свободны, независимы, несёте его куда хотите, ничто вас не беспокоит. Значит, если вы хотите сделать добро, вы можете использовать один из двух методов — или пальцами, или щипцами. И вы получите два различных результата. Я говорю: вы должны делать добро вторым способом — щипцами. Вы хотите дать кому-нибудь денег. Что нужно сделать? — Найдите кого-то третьего, через кого вы передадите деньги. Тогда вы свободны. Если вы сами дадите деньги этому человеку, вы обожжёте себе пальцы. Этот человек придёт к вам ещё раз и скажет: «Вы позавчера мне дали тысячу левов, дайте мне и сегодня столько же!» Светские люди испробовали этот метод, поэтому они говорят: «Не лезь руками в огонь». Вы можете схватить уголёк руками, но результаты будут не такие же, как если бы вы его взяли щипцами.
Часто люди смешивают понятия «любознательность» и «любопытство». Точно так же часто смешивают желание улучшить материальную жизнь с желанием улучшить умственную и духовную жизнь человека. Это не одно и то же. Улучшать свою материальную жизнь — это благо, но с его помощью целей оккультной Школы не достичь. Улучшить свою умственную и духовную жизнь, просветить свой ум и облагородить своё сердце — вот что входит в цели этой Школы. Улучшать свою материальную жизнь значит добывать такие знания, которые завтра могут исчезнуть из моего ума. И что я приобрёл? — Ничего. Многие из вас закончили гимназию, другие — университет, но я спрашиваю: где те формулы, где все теории, которые вы изучили за это время? — Почти всё забыто, исчезло из вашего ума. Вы спрашиваете: «Тогда зачем нужно было учиться?» Нет, изучение этого материала сослужило свою службу. В своё время это было необходимым упражнением, гимнастикой для ума. Накопились новые жизненные впечатления и стёрли полученные знания. Вот почему человек сам должен очищать, отмывать свою память — свою библиотеку — от лишней пыли. Мысли представляют собой лабораторию нашей памяти, где сложены все тома нашего знания. Часто эти тома покрыты вековой пылью безумия и так затерялись в библиотеке, что мы даже не знаем, где они находятся. Пыль возникает из-за ненужного беспокойства ума, которое создается сегодняшней жизнью.
Первая задача ученика — научиться, как освобождаться от этого беспокойства. Болезнь, например, — это ненужное беспокойство. Ты болен, страдаешь конъюнктивитом или болями в желудке, или ревматизмом, или расстройством нервной системы — отбрось эти болезни. Ты беден, у тебя трудности в жизни — отбрось эти препятствия. Ученик должен преодолевать все трудности и препятствия в своей жизни. Кто хочет учиться, не может быть больным и не может быть бедным. Обычным ученикам это позволено, но оккультный ученик должен быть свободен от всех недугов. Оккультному ученику не позволено иметь недуги. Если у него есть какой-то недуг, он должен набраться терпения и доблести и вылечить себя по всем правилам, которые даёт оккультная наука. Вы не понимаете правил этой науки и говорите: «Господь нас излечит». Так и мир говорит. Если вы возлагаете своё лечение только на Бога, то это будет физический акт, а не внутренний акт вашего сознания. Когда Учитель даёт вам материал, а вы его не изучаете, следует ли говорить, что Учитель знает этот материал и повторит его ещё раз? Нет, раз уж Учитель дал этот материал, вы его изучите и примените. Всякий материал, как и всякое оккультное знание, имеет своё практическое применение. Если вы его не будете применять в жизни, у вас возникнет состояние безразличия, при котором многие будут падать духом и говорить: «Это такая же обычная наука! Столько лет учимся, а что мы от этого приобрели?» Здесь, как и везде, вы готовы слушать, как Учитель излагает материал, а сами его не изучаете.
Многим из вас я давал правила, как лечить себя и как оказывать другим первую помощь. Каждый из вас как ученик должен знать эти правила и их применять. Как лечить головную боль или колики в животе, или боли в пояснице? Недостаточно только констатировать какую-то болезнь. У нас особый взгляд на болезни. Болезни даны людям, чтобы они приобрели смирение. Каждая болезнь — это особая задача, с которой ученик должен справиться. На каждую болезнь, которая ему дана, он должен смотреть как на особую привилегию. Все болезни вызваны определёнными микробами, маленькими существами, которые развиваются в организме человека. Значит, они находят в вашем организме достаточное количество пищи, подходящей для их развития. Что нужно делать? — Не давайте им этой пищи, и они исчезнут. От чего возникает головная боль? — От трудноусваиваемой пищи, которая застаивается в желудке. Тогда очищение желудка происходит неправильно, канализация его где-то повреждена, вследствие чего возникает головная боль, а из желудка и изо рта начинает неприятно пахнуть. У некоторых людей этот запах чувствуется за пять-шесть метров. Иногда люди, если не едят пять-шесть дней, начинают неприятно пахнуть. Когда оккультный ученик постится, от него должен исходить приятный запах.
Оккультный ученик должен работать над очищением своего тела. Кто-то скажет: «Чтобы человеку очиститься, ему нужно довести тело до истощения». Нет, это неверное заключение. Вы должны проводить различие между плотью и физическим телом. Если ваша плоть должна слабеть, то тело слабеть не должно. Что я понимаю под ослаблением плоти? — Уменьшение низших желаний в человеке, значит его желания нужно воспитывать. Низшие желания скрыты не в физическом теле, а в плоти. Вот почему, чтобы воспитывать эти желания, нет никакой необходимости мучить свой желудок. Действительно, иногда желудок принимает чересчур много пищи, но причина этого в желании поесть, которое возникает в центре, находящемся возле висков. Запах какого-нибудь вкусного блюда возбуждает этот центр, в человеке рождается желание поесть побольше, и тогда желудок принимает эту пищу и перегружается. Именно таким образом, из-за сильной тяги к еде, человек портит свой желудок. Это крайность, но если желудок принимает пищи меньше, чем может, это другая крайность. Когда оккультный ученик ест, он должен быть доволен едой, должен забыть всё вокруг и благодарить Бога. Уметь есть — это наука, это настоящее музыкальное искусство. И Писание говорит: «Ешьте и за всё, что Бог вам дал, благодарите».
Второе условие, касающееся еды: оккультный ученик должен избегать однообразной пищи. Кто-то садится, например, на картофельный режим. Целый месяц он питается одной картошкой. Что ему даст эта пища? Другой целый месяц ест только черешню. Третий — только виноград. Это неправильный способ питания. Когда Бог создал первого человека, Он сказал ему: «Ешь все плоды в этом саду, только один плод не ешь — плод с дерева познания добра и зла». Так и вы, все плоды ешьте — запретный плод не ешьте. Если ты питаешься картофелем, попробуй все сорта: сегодня ешь белый картофель, завтра красный. Попробуй все сорта картофеля и переходи к другой пище. Если питаешься черешней, попробуй все сорта черешни. Если питаешься виноградом, точно так же попробуй все сорта винограда. Всегда нужно разнообразить пищу, потому что каждый вид пищи содержит специфические энергии, необходимые вашему организму. У человека есть особое чувство, которое в любое время подсказывает ему, какую пищу нужно есть. Почему? Потому что в данный момент только в этой пище человек найдёт те специальные элементы, которые необходимы ему либо для построения организма, либо для создания великой мысли или благородного чувства. Вы спросите: «Где найти такую подходящую пищу?» Посмотрите на художника: как бы он ни был беден, он находит и краски, и кисти. Если они нужны ему для работы, он их где-нибудь да найдёт.
Спрошу вас: как вы объясните слова Христа в притче об управляющем, которого господин уволил и потребовал отчёта в управлении? Этот управляющий сказал себе: «Что мне делать? Копать не могу, просить стыжусь». И затем говорит: «Знаю, что сделать». И призвав одного из должников своего господина, спросил его: «Сколько ты должен господину моему?» Тот отвечал: «Сто мер масла». — «Пиши пятьдесят!» Спрашивает второго: «А ты сколько должен господину моему?» — «Сто мер пшеницы». Говорит ему: «Пиши восемьдесят!» Как видите, он ничего не приобретает, приобретают другие. Он делает их своими друзьями. Христос говорит дальше: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они приняли вас в дом свой, когда обнищаете». Как вы поймёте этот стих? Он показывает внутренний закон, который только оккультный ученик может понять. Тот, кто не знает этого закона, будет держаться за букву и собьётся с пути. Есть внешняя мораль, которая необходима миру, но не нам. Нам нужно глубокое внутреннее понимание вещей взамен такого, какое демонстрируют внешние отношения в мире.
Я говорю: как всякий мирской человек понимает свои интересы, так и оккультный ученик должен понимать свои интересы и интересы своих товарищей. Каждый ученик, который ходит в школу, должен в равной степени понимать как своё положение, так и положение других. Если он не понимает других людей, как и себя, он придёт в серьезное столкновение с ними. Каждый ученик, который хочет иметь дело с математикой, сначала должен изучить законы и правила, как производить сложение, вычитание, умножение и деление. Постепенно он дойдёт и до более сложных действий высшей математики. Если ученик не знает элементарных вещей, он не сможет пользоваться ни математикой, ни геометрией.
Следовательно, живые люди представляют для нас почву, которую мы должны изучать. Это большое искусство — знать, с какими людьми в настоящий момент нам нужно дружить, делиться своими мыслями и чувствами, вместе подвизаться в духовной жизни и в других областях. «Из одного-единственного камня дом не построишь», — гласит болгарская поговорка. Это так. Чтобы построить своё здание, вам потребуется много камней. Камни — это живые люди, которые принимают участие в этом строительстве. С ними вы будете делиться своими мыслями и чувствами, своей жизнью, а они не будут вас критиковать. И они будут делиться с вами. Вы вместе будете рассматривать какую-нибудь тему и вместе сделаете вывод. Именно так вы сможете получить результат, и это покажет, что между вами есть внутреннее взаимопонимание. После этого вы расстанетесь по-дружески с желанием встретиться ещё раз. Допустим, что как оккультные ученики вы собираетесь на общую молитву. Что требуется от вас? — Ваши сердца и умы должны так раскрыться, чтобы все вместе вы создали великую внутреннюю связь с невидимым миром и чтобы все вы почувствовали себя радостными и весёлыми. Сейчас молитва для вас — долг, но не результат внутреннего Божественного импульса. Через какое-то время вы получите этот импульс, и молитва обретёт для вас другой смысл.
Итак, как оккультные ученики в первое время изучайте окружающую природу и её влияние на вас, а именно: влияние погоды, воздуха, ветров, цветов, плодовых деревьев, источников, воды и так далее. Оккультный ученик должен знать, какую воду пить. Он должен пить самую хорошую воду, потому что она создаёт самые лучшие условия для здоровья, а здоровье необходимо для проявления правильной мысли. А если ученик мыслит правильно, он будет переживать приятные, красивые чувства.
Теперь как ученикам я даю вам следующее правило: оккультная наука не терпит лишних разговоров. Вы можете иногда поговорить и побольше, но, если вы всегда много говорите, это неправильно. Лишние разговоры — это пустая трата энергии. В Америке, например, проповедники говорят чересчур много, вследствие чего страдают истощением нервной системы. Там искусство проповедовать достигло высокого уровня развития. Выходит проповедник на амвон держать речь. Он хочет произвести впечатление на публику своим красноречием, но бывает, что публика остаётся безразличной к его проповеди. Возвращается проповедник домой недовольный, расстроенный, с намерением больше не выступать с проповедями. Он раскрывает перед ними свою душу, говорит им, говорит, а слушатели выливают на него ушат холодной воды. Такие потрясения вызывают определённый тип органических нарушений в организме проповедника. Вряд ли есть в мире проповедники, которые не страдали бы нервным расстройством и выпадением волос. Это результат их внутреннего беспокойства. Они вступают в незнакомую для себя область: они не понимают окружающих людей. Проповедник выходит выступать перед определённой публикой, не зная её. Он думает только о том, что сказать и сколько времени говорить, не предполагая, что его подвергнут такой критике, какая ему никогда в жизни и не снилась. Знаете, что за народ эти американцы? Если им не нравится какой-нибудь проповедник, они говорят: «У него, по-видимому, не все дома». Часто у людей осознанно или неосознанно пробуждается желание познакомить мир с самыми священными своими идеями, но это неправильно. Христос сказал: «Не давайте драгоценного жемчуга вашего свиньям». Это правило не соблюдают почти нигде, особенно в Болгарии. И в результате мы видим, как эти свиньи бросают наши драгоценные камни в наши же головы. Что делает природа в таких случаях? — Она прячет глубоко в землю все свои богатства, все свои драгоценности и никому их не показывает. А религиозные люди всё, что у них есть, выносят на базар. Почему? Потому что оно чужое, оно не приобретено своим трудом.
Прежде всего как ученики оккультной школы, знайте: вы должны свято беречь священное знание, которое у вас есть, и не выносить его на базар. Вы можете открыть его только той душе, которая мыслит и рассуждает так же, как и вы, у которой те же побуждения, что и у вас. Только с ней вы можете разделить этот священный хлеб. А со всеми остальными людьми вы можете обмениваться мыслями по общим вопросам, которые доступны их уму. Например, иногда вам задают вопросы: «Как вы представляете себе Бога, какова ваша вера и тому подобное?». И вы сразу же готовы давать ответ. Я говорю: как ученики вы должны воздержаться от ответа, не торопиться сразу же высказать свои священные идеи. В древние времена оккультные ученики обязаны были практиковать особого рода самодисциплину: воздерживаться от лишних разговоров. В этом отношении и вы должны упражняться: не спешить выставлять своё знание перед всем миром. Знание — это плод, который зреет. Не давайте этого плода другим, пока сами его не попробовали!
Приведу вам пример, чтобы вы увидели, к каким результатам приводит несоблюдение этого закона. Несколько лет тому назад в Болгарии усиленно обсуждали тему ясновидения. Из нескольких болгарских городов в предгорьях вышло много ясновидящих, у них были чудесные видения, связь с другим миром, но они стали хвастать перед людьми своими способностями. Кого ни встретят, всем начинают рассказывать о своих видениях. А те люди пересказывали их видения другим, но уже с кое-какими добавлениями, слегка преувеличивая. И таким образом, с одной стороны, они стали предметом насмешек, а с другой — начали терять свои способности, и видения у них исчезли. Раньше они рассказывали, что им являлись святой Пётр, святой Георгий, а теперь уже не о чём было рассказывать, и они жалели, что потеряли свой дар. Получилось так, что все святые подняли свои знамёна и ушли, а они остались в одиночестве и начали ломать себе голову, то ли им в самом деле когда-то являлись святой Пётр и святой Георгий, то ли нет. Как ученики вы должны знать, что есть вещи, которые можно рассказывать людям, но есть и такие, которые нужно сохранить только для себя. Они должны представлять собой запас, маленький капитал, которым только вы можете пользоваться. И каждый человек должен иметь в себе что-то священное, что он свято оберегает от чужого взгляда, от любого чужого посягательства.
Я уже говорил раньше, что иногда в ученике вместо любознательности развивается любопытство. Например, он видит, что люди говорят о чём-то между собой, и начинает спрашивать: «Скажи, о чём вы говорили?» Я говорю: это не для тебя. Даже если я скажу, это не принесёт тебе пользы и лучше ты не станешь. Так вот получается. Если я расскажу ему о каком-то своём опыте, он внутренне начнёт меня критиковать, начнёт себя спрашивать: «Истинно ли то, что мне рассказывают, или он прямо сейчас это выдумал?» Приходит ко мне недавно один молодой человек и рассказывает, какое у него было видение. Если я перескажу вам его видение, многие соблазнятся, не поверят в это, потому что в этом видении, поистине, есть много невозможного, недоступного человеческому уму, того, что он не может принять. У человека должна быть сильная вера, чтобы принять определённые вещи. К своим видениям и снам вы должны относиться с большим вниманием. Если принимать всё без разбора, вы окажетесь в опасном положении. Не думайте, что каждый сон имеет смысл. Не всё, что вы видите или что вам снится, или что вы говорите, — от Бога. Нужно проверять всё это, чтобы знать, какая доля из того, что происходит с вами и вокруг вас, верна. Подвергайте проверке как свою жизнь во сне, так и свою жизнь в бодрствующем состоянии. Проверяйте, какой процент проявлений вашей интуиции верен. Испытывайте себя, чтобы увидеть, сколько из ваших мыслей и чувств сбываются.
Проделайте следующий опыт. Скажем, один ваш друг обещал прийти к вам в среду, в пять часов вечера. До того, как он пришёл, задайте себе вопрос, придёт он или нет. Если вы ответите себе, что придёт, терпеливо ждите назначенного им часа, чтобы проверить себя. Запишите точно, в котором часу вы дали себе ответ, что он придёт. Если он не придёт, тогда или вы ошиблись, или он раздумал приходить. Затем узнайте у него, в котором часу он отказался от намерения прийти к вам и почему именно отказался. Ведь вы хотите быть ясновидящими, не так ли? Тогда проделайте и другой опыт. Выньте из кармана часы и не открывайте их. Внутренне остановитесь и тихо, спокойно, не торопясь, определите, сколько сейчас времени. Откройте часы и посмотрите, удался ли вам опыт или вы ошиблись, и насколько. Существует закон, пользуясь которым можно точно определять время. Если вам не удалась первая, вторая, третья попытка, не падайте духом, продолжайте дальше, вам непременно удастся развить в себе это чувство. Некоторые наши братья и сестры не носят с собой часов, но они развили в себе такую интуицию, что могут точно определять время, иногда с точностью до получаса, а очень часто с точностью до пяти минут. Бывают случаи, когда у человека останавливаются часы, а он этого и не замечает. Спрашивают его: «Который час?» — «Восемь». Тот, у кого нет часов, говорит: «Здесь, должно быть, какая-то ошибка. Мне кажется, сейчас около десяти». — «Неужели? Не может быть!» Проверяют по другим часам, и оказывается, что, действительно, десять часов. Значит, у него часы стояли. Кто ошибается? — И часы, которые стоят, и человек, у которого не развита интуиция и который верит только своим часам.
И я говорю: оккультный ученик должен иметь развитую интуицию, поэтому надо работать над её развитием. Интуиция — очень важный инструмент в жизни ученика. У кого развита интуиция, тот может избежать многих несчастий и неприятностей в своей жизни. Возьмём самый простой случай. Вы хотите пойти в гости к своему другу. Спросите себя внутренне, дома ваш друг или нет. Если почувствуете, что его нет дома, не идите. Когда встретитесь с ним, проверьте, верна оказалась ваша интуиция или нет.
Как ученики вы должны развивать в себе хорошие качества и способности. Например, ваш ум должен быть чистым и светлым. У каждого из вас должна быть положительная вера, основанная на великих Божьих законах — на Любви, на Мудрости и на Истине. Бог работает в мире! Если Бог работает в мире, нужно ли сомневаться? Я понимаю, когда ты сомневаешься в невежественном человеке, но сомневаться в великом мудреце, в великом учёном, — это необъяснимо. В жизни учёного ошибки — исключения, а в жизни необразованного человека исключения становятся правилом.
Оккультный ученик должен владеть силами, которые скрыты в его душе. Он должен предвидеть всё, что может с ним случиться, поэтому постоянно должен быть начеку, то есть его сознание должно бодрствовать. Если ум человека бодрствует, то и здоровье у него в порядке. В бодрствующем уме мысль не прерывается. Он не беспокоится о том, что может случиться, потому что знает, что Бог действует повсюду в мире. Если допущено определённое страдание или испытание для человека, оно происходит по закону Божьего Промысла, поэтому оно таит в себе какое-то благо. Каждым страданием Бог хочет обратить ваше внимание на что-то, что важно для вас, то есть Он хочет указать вам правильный путь в жизни. Например, желает какой-нибудь человек стать богатым, но это желание остановит его в его эволюции, поэтому невидимый мир ставит его в такие условия, что он теряет и то, что до этого имел. И раз его желание разбогатеть не исполняется, тогда он направляет желание в другую сторону, начинает заниматься музыкой, искусствами или наукой. Тем самым он приближается уже к более высокому миру.
Значит, все неприятности, страдания и испытания на пути ученика приходят с единственной целью — направить его в мир гармонии, в умственный мир, где он сможет правильно развиваться. Только так ученик поймёт закон: «Всё содействует ко благу любящим Бога». Значит, всё, что ни случается в жизни ученика, содействует ему во благо. Об ученике сказано: «Волосы на голове у него все сочтены, и ни один волос не упадёт без воли Божьей».
Итак, беседы, которые вам даны в оккультной Школе, нужно изучать особым образом, а не просто читать. Каждый должен извлечь для себя самое важное из каждой лекции и беседы и применять это в жизни. Знание без применения — это не знание. Точно так же изучайте и Библию. Кто-то из вас остановится на одном месте Ветхого или Нового завета, кто-то — на другом и почерпнёт для себя оттуда руководство в какой-нибудь трудной ситуации или его воодушевит какой-нибудь моральный поступок. Так же вы можете читать и книги известных писателей. Если вы не будете именно так читать беседы, Библию и другие книги, они вам покажутся однообразными и вы начнёте искать какое-нибудь развлечение, но развлечение — это не учение. Работайте все, чтобы добиться концентрации мысли.
Каждый из вас, кто хочет быть учеником, пусть определит для себя священный час для работы. Этот священный час может быть или утром, или днём, или вечером. То время, которое вы определили для себя, проводите в глубоком размышлении, чтобы справляться со всеми препятствиями, которые встанут у вас на пути. Когда этот час размышления закончится, вы должны почувствовать себя бодрыми, свежими, с чистым сердцем, готовыми с новыми силами провести оставшуюся часть дня. На следующий день опять проведите этот священный час в размышлении. Справляясь таким способом с трудными ситуациями в своей жизни, вы дойдёте до положения задолжавшего купца, который получает несколько чеков и идёт с ними в банк, чтобы взять деньги и выплатить долги. Так и вы будете снимать со своей спины одну за другой все тяжести. Почему? — Вам отпущен кредит, чтобы вы с его помощью уравновесили свой умственный бюджет. В течение этого священного часа вы поговорите со всеми оккультными учениками этой Школы, в которой учитесь и вы. Все оккультные ученики, как в этом мире, так и в духовном, интересуются самым маленьким вашим успехом в духовным развитии. Они интересуются вами только благодаря этому маленькому успеху. И когда вы оказываетесь в каком-либо затруднении, они сразу приходят к вам на помощь.
Я говорю: священный час, который вы для себя определите, соблюдайте в течение всего года и работайте над тем, чтобы сгладить недоразумения, преодолеть трудности и развиваться дальше. Каждому из вас я даю задачу, а именно: найти приблизительно, какой у вас священный час. В следующем году вы должны явиться с этим приобретением — должны знать, какой ваш священный час и с каким часом дня он совпадает. Некоторые из вас, может быть, уже нашли этот час, но тот, кто его ещё не нашёл, пусть выбирает для себя разные часы, пока не откроет свой истинно священный час. У каждого ученика есть свой определённый священный час. Этот час может быть один и тот же у нескольких учеников. Когда вы попадёте в этот священный час, в ум каждого из вас придёт какая-нибудь великая мысль или какое-нибудь возвышенное чувство — вообще, к вам придёт просветление. Если вы предоставите в себе место этой мысли или этому чувству, вы подрастёте, но, если вы будете им противодействовать, в вашем сознании наступит тьма, и долгое время после этого вам придётся ждать, пока снова не попадёте в свой священный час. Священный час приходит периодически, каждый день, в один и тот же час дня. Вы отличите этот час от остальных часов дня по его большей интенсивности, по более сильному тону.
Я бы хотел, чтобы вы изучали примеры, которые я приводил в беседах, потому что в каждый пример вложен великий закон, великий метод, с помощью которого человек может работать над своим совершенствованием. Всё остальное может исчезнуть, но примеры не исчезнут, потому что они существуют в живой природе. Как петухи всегда будут петь, так и примеры всегда будут существовать. Когда петух поёт у ворот хозяина, все уже знают, что придёт гость. Если утром петух запел намного раньше обычного, люди знают, что он предсказывает перемену погоды. Когда петухи поют несколько раз подряд, у болгар на этот счёт есть следующее поверье: как только петухи запоют в третий раз, все злые духи уходят. Спрашиваю: как болгары понимают язык петуха? Это показывает, что болгарин был когда-то оккультным учеником, и с тех пор он знает эти вещи. Болгары понимают значение первого, второго и третьего пения петуха. Поверья, живущие в народе, верны. У людей есть и другое поверье, что когда паук спускается сверху, значит, придёт гость. Действительно, не проходит и получаса, как приходит гость. Спрашиваю: какое отношение имеет гость к тому, что спустился паук? Вы говорите: «Это совпадение». Может быть это и так, но раз есть такое совпадение, оккультный ученик должен идти дальше, он должен найти истинную причину этих явлений, понять, откуда приходят эти верования. Всё это кажется нам удивительным, но это факты.
Вы как ученики должны изучать всё это, должны наблюдать за растениями, животными и извлекать из наблюдений достоверные научные данные об их жизни и развитии. Возьмите, например, пчелу. Она отличается сильно развитым обонянием и зрением. Человек может почувствовать запах цветка на расстоянии не больше пяти-шести метров, тогда как пчела чувствует их запах за пять, шесть и даже за десять километров. Она издалека узнаёт цветы по запаху и по запаху их находит. При этом пчела видит отчётливо и ясно на далёком расстоянии. В этом отношении она ясновидящая. Вылетев из улья, она делает большой круг, издали замечает цветы и по прямой летит к ним. Потом снова поднимается вверх, находит улей и по прямой линии летит к нему. Если передвинуть её улей хотя бы на один сантиметр, она не влетит прямиком в отверстие, а ударится в стенку улья. У неё выработалось чувство направления. Я говорю: если пчела развила в себе такое чувство, насколько активнее оккультные ученики должны развивать свои высшие чувства! Если коснуться открытий геологов и других учёных, как вы думаете, каким образом они пришли к этим результатам? — С помощью своей интуиции. По-другому, исходя только из предположений, они не смогли бы дойти до таких положительных истин. У этих учёных есть внутреннее чувство, на основании которого они говорят, что такие-то пласты были тысячи лет назад в одном положении, а другие — в другом. Потом они объясняют, по каким причинам произошли перемещения пластов и другие процессы.
В каждой оккультной Школе нужно создавать общий интерес к практической работе. То же самое относится и к вам, ученикам этой Школы. Вы должны учиться на практике, чтобы приобрести наличность, реальную сумму, которой вы могли бы оперировать в жизни. Многие из вас болеют. Болезни представляют собой задачи для вас. Обычные ученики могут лечиться каким угодно способом, но оккультные ученики могут лечить себя силой молитвы и силой своего ума. Что лучше, заплатить врачу сто-двести левов без всякой уверенности в излечении или сосредоточить свой ум в правильном направлении и обратиться к Богу? Часто приходят ко мне больные и спрашивают: «Нужно ли нам приглашать врача?» Я говорю: если боитесь, приглашайте врача, но действуйте следующим образом: когда придёт врач, скажите ему: «Я болен. Исследуйте мою болезнь и скажите, поправлюсь я или нет. Если вы скажете мне, что я поправлюсь и я действительно поправлюсь, не принимая лекарств, я дам вам хорошее вознаграждение. Если же вы скажете мне, что я не поправлюсь, я ничего вам не заплачу». Если он скажет, что вы поправитесь, вы таким способом установите связь с врачом, и куда бы вы ни пошли, что бы вы ни делали, повторяйте про себя слова: «Я поправлюсь, я поправлюсь». И не пройдёт много времени, как вы действительно поправитесь. Если вы не скажете этого врачу, он, придя к вам, осмотрит вас, найдёт, что болезнь серьёзная, и посоветует вам сделать операцию. Вас положат на операцию, но после неё возникнет какое-нибудь осложнение. Светским людям позволено ложиться на операцию, но оккультному ученику не позволено. Операции — это лишние страдания. Кто служит Богу, не может болеть. Вы говорите: «Мы служим Богу, но страдаем от болезней». Если кто-нибудь из вас болеет, это показывает, что он нарушил какой-то из законов разумной природы.
Перед этим собором я дал всем вам определённые правила, но некоторые из вас их не соблюдали, вследствие чего заболели. Например, я сказал вам, чтобы вы пили воду только от источника, потому что она была на солнце и согрелась. Если вы будете пить такую воду, вы не простудитесь. Но кто-то ел холодные арбузы, кто-то пил холодный лимонад, и у них расстроился желудок. Не позволено ученику пить пиво, лимонад, вино и другие спиртные напитки. Только вино я рекомендую как лечебное средство и то в крайнем случае, чтобы согреть желудок. Вы спрашиваете: «А сладкое вино[*] можно пить?» — Можно. Когда вы едите фрукты, их нужно хорошо вымыть и очистить. Тщательно отмойте виноград от медного купороса, а груши, яблоки и другие фрукты как следует обрежьте, особенно, если они слегка подгнили. После этого вымойте их тёплой водой. Вы не задумываетесь о таких вещах и говорите себе: «Мой желудок всё выдержит». — Иной раз выдержит, а иной раз и запротестует. Возьмите себе за правило: всё, что вы берёте в рот, должно быть абсолютно чистым!
Чистота — необходимое качество оккультного ученика, поэтому научитесь мыть руки не реже трёх раз в день: утром, днём и вечером. Если вы моете их десять раз в день, это ещё лучше. Точно так же по три раза в день мойте ноги, лицо и подмышки. В подмышках находятся особые железы, через которые выделяется пот, и, если не мыть эти части тела достаточно часто, зарождаются различные болезни. Когда вымоете лицо, руки, ноги, подмышки, пусть кожа останется слегка влажной, чтобы эта влага могла впитаться организмом. Это придаст вам свежести и бодрости. Вот почему, когда вымоетесь, только чуть-чуть оботритесь полотенцем. Всем вам, а особенно тем, кто работает служащими, я рекомендую и такое умывание: когда придёте домой на обед, снимите с себя верхнюю одежду, возьмите кувшин с водой, которую вы принесли ещё утром или вчера, и облейтесь ею с головы до ног. После этого слегка оботритесь. Наденьте чистую сухую одежду. А вымывшись и переодевшись, пошлите благодарственную молитву Богу за воду, которую Он вам дал, и тогда уже поешьте. Так вы почувствуете себя свежими и бодрыми. После этого идите на работу. Каждый, кто последует этим советам, всегда будет бодрым и здоровым. Если будете применять эти методы, то, самое меньшее в семидесяти пяти процентах случаев, вы получите отличные результаты.
Итак, первое, чего я хочу от вас как от учеников оккультной школы, — чтобы вы начали с физического мира и постепенно двигались к духовному. Вы, может быть, хотите сразу войти в духовный мир, но нужно знать, что для этого мира требуются здоровье и сила. Духовный мир — это горная вершина, на которую нужно ещё подняться. Я спрашиваю: как вы поднимитесь на эту горную вершину, если вы нездоровы или если у вас нет сил? Когда вы садитесь в машину или на коня, или на поезд, там не требуется столько сил.
Я говорю: те правила, которые я вам даю, храните свято и только для себя. Примените их, проверьте, какой будет результат, и только тогда рекомендуйте другим людям. Если будете рекомендовать их другим, прежде чем проверили их сами, они потеряют своё действие и силу. Если встретите человека, о котором не знаете, является ли он учеником Школы, а он интересуется этими методами, дайте ему их. Каждый, кто искренне интересуется этими методами и применяет их, получит хорошие результаты.
Вы как ученики этой Школы имеете много теоретических знаний, но нужно их применить на практике. Практика поможет вам выработать хорошие навыки, необходимые для поддержания в себе бодрого и весёлого духа. И в самых больших испытаниях оккультный ученик должен проявлять веру, терпение и умение сдерживать себя. В каком бы затруднении он ни оказался, он должен сказать себе: «Всё наладится. Я изучу этот вопрос, пусть даже через много лет». Это и значит быть сильным учеником. Сильный ученик никогда не падает духом. Он не откладывает вопросы на далёкое будущее, но работает, изучает каждый вопрос, потому что знает, что будущее — уже сейчас, сегодня. Если вы учитесь, если работаете, вы и сейчас, и в будущем — хорошие ученики, отличники. Живая природа всегда готова помочь хорошим ученикам. Будьте ревностны в учёбе и передавайте эту ревность другим!
Кое-кто из вас спрашивает: «Чем отличается оккультный ученик от обычных людей?» — Отличие состоит в том, что оккультный ученик преодолевает все трудности в жизни. Для него Истина — идеал, Мудрость — цель, а Любовь — реализация.
«Только Божья Любовь несёт полную жизнь!»
____________
[*] Сладкое вино — не перебродивший виноградный сок.