Самая маленькая работа 1944 1206 0 303 1

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ РАБОТА1

Перевод А. Левицкой

Перевод сделан по изд. "Заветът на Любовта"

ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944

Първо оригинално издание Кърджали 1999 г. (PDF)

XXV – беседа общего класса,

06. 12.1944 г.,

среда 5 ч.у.,

София. Изгрев

Добрая молитва

Могу достигнуть2

Какая работа самая маленькая, которую каждый может выполнить? Какая работа самая легкая, от которой не отказываются ни дети, ни цари? – Еда. Хоть он и царь, а все равно работать будет.

Современные граммофонные пластинки заменили людей, они не устают, целый день играют. Настоящий певец не может этого сделать. Если его заставить петь целый день, он устанет. А пластинка может петь целый день. Поблагодарим, что пластинки заменили нас в этой работе. Кто-то может поправить пение пластинок. Плод, зреющий под пение пластинки, мертвый, в нем нет сочности и мягкости, нет сладости. Можно сделать опыт – сравним двух матерей: одну, которая, вынашивая дитя, слушает пение пластинок, и другую, которая или сама поет, или ей поют. И посмотрим, какая будет разница.

Все–таки, самая лучшая работа, которая совершается в мире, это работа Солнца. Она происходит каждый день, Солнце от нее не отказывается. Если бы Солнце отказалось, и его заменил бы кто-то другой, не знаю, что вышло бы. Работу, которую мы совершаем, никто, кроме нас, совершить не может. Вы говорите: «Пусть кто-то другой выполнит эту работу». – Это неправильная мысль. Есть в мире вещи, которые никто не может сделать за тебя, только ты можешь. Они для тебя ценные. Отказавшись от этого, ты откажешься от всех своих прав.

В песне вы поете: «Я могу достигнуть, что желаю»1. Это значит: достигнуть того, что вам дано так же, как дано Солнцу. Если вы однажды откажетесь от этого, дела у вас не пойдут. Много раз мы отказываемся от жизни. Бывает, что мы не хотим жить и говорим: «Надоело нам жить!» Разве певцу надоедает пение? Всем тем, кто не умеет петь, оно надоест. Первое, что нужно знать: если вам что-то надоело в жизни, значит, в вас что-то хромает.

А вот задавались ли вы таким вопросом, вы ведь самые важные вопросы решали? – Каждый из вас, собираясь на Землю, готовился стать царем или царицей. Это было самым главным. Придя сюда, вы увидели, что этот пост уже занят. Тогда вы поискали второй, третий, четвертый пост, пока, наконец, не нашли последний – его-то вы и заняли. Есть одна такая маленькая история: когда восточные народы пришли просить что-то у Господа, Он сразу раздал им самые хорошие дела. Турки, увидев, что хорошие дела уже розданы, сказали:

– А ремесло?

– Ремесло для вас, – сказал Господь.

Пришли болгары, поискали самые лучшие дела, поискали ремесло – и оно оказалось занято, и сказали:

– А работа?

– Ладно, будет вам работа.

Цыгане пришли самыми последними. Поискали самые лучшие блага – они заняты. Поискали ремесло, работу – и они заняты. Говорят:

– А бесстыдство?

– Ладно, – говорит Господь, – бесстыдство будет для вас.

Мы смешны, когда мы сами определяем, какая у нас карма. В каждом объяснении есть что–то верное и что–то неточное. В том, что я вам рассказал, 75% неверного, и 25% верного.

Например, кого-то из вас страдает от ревматизма. Вы сидите и зовете врача. А ты спой ревматизму. Спой ему песню: «Я могу достигнуть, что желаю». Ты поешь, а болезни пения боятся. Они носят с собой вату и вставляют ее себе в уши, когда ты им поешь. Ты должен их удивить, чтобы они вытащили вату из ушей. Пока вата в ушах, болезнь работает. Мы в жизни многое пропустили. Мы, занимались самыми важными делами, до сих пор мы занимались делами, которыми вообще не надо было заниматься. Сейчас мне приходит на ум такая история. Когда Господь создал мир, Он увидел, что со временем осел станет несчастным, поэтому Он создал его маленьким, как зайца, чтобы избежать большого несчастья. Когда осел увидел себя маленьким, как заяц, он сказал: «Господи, ко мне не будет ни уважения, ни почтения, каждый будет меня гонять. Дай мне большой рост и с голос погромче, чтобы люди меня уважали. Если я буду большим, то я как зареву, так люди сразу начнут меня уважать». Господь говорит: «Пусть будет, как ты хочешь». И осел, получив большой рост, заревел и сразу же обратил на себя внимание. Во всех газетах написали об этом осле. Появился и тот, кто захотел его заполучить: садовник, он поймал осла, чтобы тот охранял сад. Садовник отправил осла в сад и осел стал гонять птиц – вытоптал все, что там было – целый день гонял. Садовник дал ослу первый урок: так ходить не нужно.

И я говорю вам: есть три вещи, на которые нужно обращать внимание. Если вы чего-то желаете, то желайте себе светлого ума, чтобы был он носителем света. Желайте доброго сердца, чтобы было в нем то тепло, в котором все растет. Под словами «доброе сердце» я понимаю такое сердце, в мире которого могут расти все важные блага. В мире, в котором царят человеческий ум, тепло и свет, все возможно, в таком мире всего можно достичь. То, что мы делаем, имеет последствия, некоторые из них – вполне практические. Мне рассказывали историю про адвоката, у которого был клиент, задолжавший какому-то человеку большую сумму денег. Адвокат научил клиента, что ему говорить на суде. Пришли они к судье и тот человек говорит должнику:

– Ты должен отдать долг.

– Как бы тебе объяснить?

Судья ему говорит:

– Когда ты вернешь долг?

– Как бы тебе объяснить?

Тот человек повторяет:

– Ты должен отдать долг.

– Как бы Вам объяснить, господин судья?

Судья распорядился, чтобы его отпустили, и адвокат выиграл дело. Адвокат говорит клиенту:

– Ну вот, дело выиграно, что ты мне заплатишь?»

– Как бы тебе объяснить?

То, чему мы учим людей, все это они скажут нам. Адвокат научил своего клиента, как увильнуть от закона, и тот выиграл дело, а потом, когда пришла его очередь получать деньги, ему самому ответили тем же.

Сейчас нам необходимо новое. Вместо того чтобы начинать новые дела, мы стареем и чувствуем себя не в силах. Пока вы были молоды, вы худо-бедно пели, а теперь, когда кому-то из вас уже сорок пять, вам стыдно. В сорок пять лет вы уже не смеете проявиться, боитесь упреков, что не можете петь. Есть ли в мире такое существо, которое стыдилось бы есть? Вы можете назвать такое существо? – И самая маленькая пчела, если ее пригласить, будет есть. Пригласи ее и не рассказывай ей, как есть, это она тебе скажет: «Я покажу тебе, как ты должен есть».

Современный автор, когда он создает роман, выбирает сюжет, героев, характеры, и пишет. Если из этого романа создают пьесу, она должна быть сыграна так, как ее написал автор. Например, в роман всегда вставляют сцену, где героиня падает в обморок. Припадки героини нужны авторам, чтобы показать, что у нее высокая чувствительность. Но туда, где у людей случаются припадки, теперь не ходят. По какому пути ты должен идти? – Вы считаете, что на пути достижений, все достижимо. – Путь достижений, как мы его понимаем, не правилен. Путь достижений – это самый богатый путь, на котором у тебя никогда не будет недостатка в возможностях. На этом пути ты никогда не сможешь сказать, что у тебя чего-то нет. Ты найдешь все, что ищешь, – нужно только заплатить. В человеческой жизни некоторые вещи не всегда достижимы. Для всего существует свое особое время, которое определено. Мы не должны упускать время, которое дано. Посмотрите, что пишут современные поэты. Сколько в мире существует людей, интересующихся поэзией? Вы можете с человеком говорить языком поэзии. Но некоторые люди – реалисты. Реалист приготовит банницу3 из хорошей муки, положит в нее брынзу, он реально приготовит ее. А кто-то приготовит чисто символически, и в ней мало что будет. Ты говоришь: «У меня идеальная жизнь». Современная идеальная жизнь – очень бедная жизнь. Скажем, у тебя есть идея нарисовать красивую картину. Такую картину ты в жизни еще не встречал. Красивые вещи являются дополнением друг друга. Если части дополняют друг друга, создавая единый образ или единое движение, мы называем это реалистично–идеалистичной Божественной жизнью. Слова «идеальное лицо» в моем представлении означают лицо мягкое, пластичное или лицо, в котором много света. Когда речь идет о содержании, подразумевается, что тут присутствует больше тепла, или, что содержится больше питательных частиц. Есть пища, которая полна, сильна, с ней можно жить долго. А есть пища, которая не питает.

Самое первое заблуждение мы вносим в мир сами. Мать, родив ребенка, начинает его воспитывать. И по ходу воспитания, она его портит. Никогда не воспитывайте человека, позвольте ему проявиться таким, каким Господь его создал. Если сделаешь его таким, каким хочешь, ты доволен не будешь. Сейчас вы все недовольны друг другом. Будьте довольны, что вы такие, как есть. Кто-то говорит, что вот этот брат поступает нехорошо, что не так нужно было поступить. А как нужно было поступить? – Допустим, ты, как брат, дал другому брату брюки. А ему эти брюки велики. Ну и что за несчастье, что брюки велики? Из больших брюк можно сделать маленькие. Пригласите хорошего мастера, он их исправит, и все будет в порядке. А ты, когда маленькому ребенку шьют красивые брюки, не берешь их и начинаешь критиковать, что брюки большие. А когда ему дают маленькие брюки, ты и тут критикуешь.

Если один брат делает тебя своим попечителем, чтобы ты выплачивал его долги, а другой разрешает тебе пользоваться его благами, что лучше: благами пользоваться или долги выплачивать? Бывают в жизни такие условия. Если тебя пригласят на первое место, ты не должен начинать есть первым. Потому что, если начнешь есть первым, тебя загоняют до смерти. Первое место предназначено для больших людей, они должны начинать первыми. Ты должен знать свое место. И не совершайте такую ошибку, какую совершил англичанин, ставший примером жадности. Этот господин пришел в приют, где была приготовлена еда на двадцать детей, уже взрослых, лет по двадцать. Он съел всю еду, приготовленную для них, съел все, что было. Дети остались голодными. Приготовили угощение на двадцать взрослых человек, а он вошел в комнату и съел все. Такие случаи исключительны, это жадность. Подобные слабости случаются у людей. Кто-то хочет стать великим человеком, философом, чтобы о нем написали, или поэтом хочет стать, так ведь? От таких великих вещей в конце концов ничего не остается. Кто доволен красивыми женщинами? – Ни один мужчина не доволен. Все рассказывают только о страданиях, из-за красивых женщин. А красивая женщина? – И она страдает из-за красивых мужчин. Красота в мире, при том, как мы живем, не на своем месте. Представьте, что кто–то купил лотерейный билет и ему выпал миллион. Вы считаете это счастьем, что вам выпал миллион. А что вы будете делать, с этим миллионом? Какую часть миллиона вы отдадите на благотворительность? На автомобиль у вас будет, на квартиру, на самолет, на украшения, на музыку – на многое будет. Я заметил, что все человеческие проекты остались незавершенными. Люди не использовали блага, которые им Бог определил. Мы не использовали Божьи блага. Это великое в мире, и мы это бросили. А занимаемся мы детскими делами.

Оставьте эти дела. Мы в противоречии, и как это случилось, мы не можем объяснить. Представьте себе, что современная женщина должна выбрать между красивым и некрасивым мужчиной. Как по-вашему, за кого она должна выйти замуж, в соответствии с сегодняшним пониманием вещей? Представьте себе, что сестра, которая раньше пользовалась большим уважением, сегодня говорит: «Не уважают меня». По какой причине ее не уважают? Ее уважали, когда она была молодой и готовой всем услужить. А сегодня характер у нее уже сложился и она говорит: «Я теперь человек с характером». Или вы о ком-то говорите: «Он очень положительный человек». В чем заключается положительность? – Положительность воды заключается в том, что она не положительна – она изменчива, где бы ни текла, она течет особым образом, у нее нет правил. Говорит человек: «Не уважают меня больше». Это так, другие его не уважают, а сам-то он кого-то уважает?

Мы сами себя обманываем. Если придет какой-нибудь художник и нарисует на тебя карикатуру, ты растеряешься. Если поверишь ему, он все тебе внушит. Он может нарисовать тебя совсем не таким, какой ты есть. Ты говоришь: «Как меня нарисовали!» Никогда не принимай близко к сердцу то, как тебя нарисовали. Вот, как тебя не нарисовали, вот это принимай. Я уже рассказывал историю, об одном американском миллионере, у которого сломался нос, и он сделал себе искусственный. Поехал он в Италию, нашел там великого художника, чтобы тот его нарисовал. Художник рисовал его, рисовал, – не может нарисовать нос. Миллионер, когда ему устанавливали нос, слегка его сдвинул. Художник смотрит, наблюдает, рисует его день, два, три и говорит: «Господин, у меня первый случай такой, что я не могу нарисовать нос». Миллионер ему: «Это беда, это самая большая моя беда».

Мы создаем себе искусственный характер, который неустойчив, в котором нет никакой разумности. Иначе говоря: иной раз мы находимся очень близко к предмету рассмотрения. В физическом мире мы находимся в той области, где мы не попадаем в фокус. В физическом мире мы не видим вещи такими, как есть, у нас иллюзии. Мы вне фокуса, там все нереально. Рассказывал мне один поэт, ему снилось, что он написал много хороших стихов. Однажды вечером, снится ему, мыши влезли в его тетради и грызут его стихи. Смотрит он этот сон и ничего не может сказать мышам, чтобы они этого не делали, чтобы не уничтожали того, что написано. Эти мыши уничтожают стихи, он смотрит на них и не может прийти в себя. Когда мы, современные люди, видим, что все рушится, то это мыши нас рушат, и мы не можем себе помочь.

Чувствительность в нас развита, мы соприкасаемся друг с другом. Вот встречаешь ты человека. – Встречаешь, и он высказывает тебе свое мнение. Ты выбрал себе какой-то путь, а ему этот путь не нравится. Ты посадил сад, посадил деревья, но его план не соответствует твоему, у вас с ним возникает диссонанс. Или я встречаюсь с человеком, и он меня спрашивает: «Во что ты веришь?» Меня спрашивали, что я думаю о Христе. – Ничего не могу думать. Это Его дело. Что я думаю о Христе? – Когда меня накормят от души, что я буду думать? – Что мне сделали добро. Если меня не накормили, как нужно, тогда где-то ошибка. Незачем впадать в противоречие, подобное тому, в которое впал один болгарин: он собрал очень хорошую черешню, выбрал самую лучшую и понес царю. По дороге он доставал черешенки и пробовал, пока не осталась только одна. Приходит он к царю, и царь спрашивает его, как это едят. Болгарин показал и сказал, что в следующем году он принесет ему еще, тогда и царь попробует их, а сейчас осталась только одна, чтобы показать.

Сегодня мы хотим исправить прошлое. Его очень трудно исправить. Давайте прочитаем 175 страницу из книги «Царский путь души»4, и посмотрим, можно ли исправить прошлое. (Один из братьев читает)

Стр.175 из книги «Царский путь души»

Следовательно, если ты хочешь приложить любовь и знание вне себя, ты будешь расстроен. Если ты их приложишь в себе, приободришься. Не понимая этого, люди хотят внести в мир свои идеи. Они не знают, что таким образом они пойдут вразрез с Божественным порядком вещей. Какая нужда у мира в ваших идеях? Многие проповедники восседают на амвоне и с него хотят обратить людей к Богу. – Нет, таким способом людей не обратить. Человек говорит о чистоте, а сам не знает, что такое чистота. Глядишь на него и видишь, что взгляд у него раздвоен. Этот человек думает о том, как тебя обратить, как повлиять на тебя, чтобы ты верил так же, как он. Он хочет сделать людей счастливыми снаружи, чтобы они верили внешне. Это невозможно, чтобы человек был счастлив и верил снаружи. Истинно счастлив тот, кто несет свое счастье внутри. Пока вы ищете счастье и любовь вовне, вы на неверном пути. Пока всё вам благоприятствует снаружи, вы на неверном пути. Следовательно, пока вы думаете, что мир может быть исправлен внешним образом, только снаружи, вы на неверном пути. Люди хотят исправить мир и господствовать в нем. Нет, мир не создан для господ. Он не создан даже для матерей и отцов. Мир создан для тех душ, которые готовы по-братски жить между собой. Мир создан для душ, готовых учиться.

Бог – это единственное существо, которое может помочь тебе достичь того, что ты желаешь. Он все понимает лучше всех. Он подскажет тебе самый лучший путь, на котором можно чего-то достичь. В жизни никто не достигает Любви, великой Любви. Любовь требует самых маленьких достижений. Будем искать в мире самую маленькую Любовь. Я назвал маленькую Любовь идеальной, Божественной Любовью. Мы делали опыты. Один брат спросил, какова Божественная Любовь? – Ты любишь кого-то, и, увидев одну только шляпу этого человека, радуешься целый день. Лица его ты не видел, видел одну только шляпу, и ты уже рад. Это Божественное. При духовной любви тебе нужно увидеть его лицо. Потом появляется желание физической любви, хочется прикоснуться, взяться за руки. Когда приходит физическая любовь, все кончено: взял любимого за руку, а она холодная, взял за руку, а она грубая. Иной раз пожмешь руку крепче, чем нужно, иной раз посмотришь в сторону. Вы очень взыскательны. Говорят, что у людей не бывает красивых чувств. Говорит человек: «На меня не так посмотрели». Мне странно, как он определил, что на него не так посмотрели? Я понимаю, что слова «на меня не так посмотрели», означают, что нет широты взгляда, что я не дал ему достаточно света. Или наоборот: дал больше, чем нужно, и не то, что нужно.

И я говорю: у нас должен быть характер, как у того дервиша, что повстречал бея и попросил его помочь деньгами. Бей говорит: «Это можно, можно», – вытаскивает кошелек, открывает его, а в нем и лиры, и турецкие монеты серебряные, и сотни, и десятки. Говорит он дервишу:

– Бери.

Тот взял десятку.

– Бери еще.

А дервиш ему:

– Мне больше не нужно.

Он взял себе только одну десятку. В подобных случаях мы кладем большие суммы в Божественный кошелек. Восприми тот луч света, который ты поймал, – это мощное. То чувство, которое ты ощутил, – это теплое чувство. Та сила, которую тебе дают, чтобы ты мог чего-то достичь, – это мощная сила.

Вот несколько дней назад пришли ко мне в гости несколько человек, спрашивают: «Что нам делать?» Пришли ни с чем и этим ничем меня занимают. Человек, когда он начинает болеть, видит, что он того не может сделать, этого не может, – он чувствует себя плохо. Знаете, как мучительны эти болезни? – Заснуть не дают. Только соберешься спать, смотришь: выскакивает какой-нибудь медведь. Решишь что-то сделать – выскакивает медведь. Но, ведь, нет же его, медведя. Решишь что-то другое сделать – вылезает змея или загорается что-то. Однажды я сижу, и тут солнце восходит – все стало красным, покраснело так, будто что-то горит. Пошел я взглянуть: не загорелось ли там что. Но это было отражение солнца, ничего страшного. Только однажды я видел реальное отражение, очень сильное, салон мог сгореть. Это была кастрюля на плите – она раскалилась и горела уже. Если бы я на полчаса опоздал, тут бы могло случиться аутодафе.

И я говорю: не рассчитывайте в мире на нереальные вещи. Потому что в мире тебе все-таки должен встретиться кто-то (реальный): или мужчина, или женщина, или ребенок. От этой встречи зависит твое будущее. Когда Господь избрал еврейский народ, он многое потребовал от него. Отсюда пошли все несчастья – все страдания евреев обязаны собой их выбору. Они этому выбору не соответствовали. Если профессор выбирает одаренного ученика, он хочет, чтобы тот играл хорошо. Если не играет, профессор сожалеет. Я говорю: годами я наблюдаю, как вы поете. Сначала у вас было усердие в пении. А теперь вы говорите: «А во внешнем мире как поют?» Я не считаю мир блестящим певцом. Хорошие певцы – это исключение – в мире это самые одаренные люди, которых Бог послал пробуждать спящие существа. Пробуждать людей посылают великих певцов. Они не обыкновенные певцы.

Это было смешно: один брат спросил меня: «Ты разрешишь мне читать лекции в салоне? И тебе было бы лучше – публики стало бы побольше». Я ему говорю: «Пожалуйста, пожалуйста». Но когда он стал читать лекции, всем нам пришлось покинуть этот салон и перебраться в провинцию. Я говорю вам это иносказательно. Есть вещи, которые невозможно исправить. И в случае, когда вы совершаете самую большую ошибку, и в случае, когда делаете самое большое добро, в обоих случаях вы спотыкаетесь.

Все должно само говорить о себе. Если я хочу проверить, хорошо ли играет музыкант, и если у меня есть сад, я его позову поиграть деревьям. Я – публика, и я скажу ему: «Играй». Плоды, которые принесут эти деревья, покажут, какой он музыкант. Какими будут плоды, зависит от музыканта, который играет. Иной раз кто-то хочет перекопать сад. Результат будет зависеть от того, что это за человек: если мастер, деревья дадут самые лучшие плоды.

Противоречие я так объясняю: в мире вы должны пройти через одну из самых опасных зон – зону, где существует грабеж, где у вас отберут все, что имеете. И приближаясь к этому, новому для вас миру, через который вам нужно пройти, вы стареете, теряете форму. Это ваше притворство, чтобы, когда на вас посмотрят, вы не выглядели красивыми, чтобы вы вообще никак не выглядели. Это вам нужно только пока вы проходите эту область. Когда перейдете в другой мир, вы сразу же помолодеете. И сейчас все вы притворяетесь, прячетесь, делаете вид, что не можете ходить. Иной раз я смотрю – вы спрашиваете: «Где же Учитель?» – И я ищу путь, и я буду его проходить. Часто ученики оккультной школы бывают похожи на полковника с генералом из истории, которую мне рассказывал сам полковник. Это было в минувшую войну. Они, попали под обстрел, стреляли англичане. «Смотрю на генерала, – рассказывает он, – у того губы дрожат. Говорю ему: «Как вы, господин генерал?» – «Очень хорошо». – Очень хорошо, но губы-то дрожат, и мои губы тоже дрожат, мы оба дрожим. Я удивлен, мне стыдно, а зубы стучат. Я ему не говорю, что у него дрожат губы, он, ведь, сказал, что с ним все в порядке».

Утром, когда вы встаете, уделите пятнадцать минут размышлению о здоровье, подумайте, что такое здоровье человека. Поблагодарите Бога. Минут пятнадцать думайте, а потом переходите к делам.

Эту песню, «Могу достичь, что желаю», очень она мне нравится, спойте. (Песню спели).

Когда вам чего-то не хватает, это хорошо; когда у тебя все есть, дела не идут. Если вам чего-то не хватает, это хорошо. Если у вас все есть, это не хорошо. Предположим, что вы дети и вас десять человек. Вас позвали обедать, стол накрыли. Что важно в еде? Чтобы испытать характер, попробуйте поесть в компании больных людей и остаться довольными едой. Пусть гениальный человек поест в кампании недовольных. Он, если сам доволен, может их заразить своей едой. Мне встречался такой характер: тому дает, этому дает, и все начинают есть. В еде присутствует определенная музыкальность.

Мы хотим, чтобы сначала люди стали добрыми, а потом и мы стали добрыми. Давайте начнем с себя: сначала мы станем добрыми, чтобы потом стали добрыми и другие. Сейчас, к примеру, я говорю вам о том, чего вы не замечаете. Вы говорите: «Этот человек не в духе». Иной раз и мы бываем не в духе. Один богач самые большие бриллианты давал самым неспособным, а способным давал бриллианты поменьше. Как вы это себе объясните? – Он знал, что эти большие бриллианты у них не останутся – упорхнут из рук.

Вы говорите о Любви. Кто из вас, когда его посетила Любовь, воспользовался самым лучшим, что в ней есть? Любовь это магическая сила, она все исправляет. Ни один из вас не попробовал использовать то, что она может ему дать. Как начинается песня: «Я могу достигнуть»? «Могу достигнуть» вы берете в восходящей тональности. В песне «Я могу достигнуть» сначала идет понижение, потом начинается подъем вверх. Вы, когда поете, думаете, что нашли восходящий путь. Встретив человека, который тебя любит, ты должен сначала спуститься к источнику, к истоку. Источник начинается не на горе, он начинается у подножья горы. Найди исток – место, откуда истекает вода. Исток Любви находится в самых красивых, в самых тайных, самых укромных местах. Я объясняю противоречия: если ты актер, то сама пьеса, которую ты играешь, создаст в тебе противоречия. Ты многое изучишь в драматическом искусстве, и роль ты будешь играть не так, как сам думаешь, а так, как она написана, по всем правилам. Скрипач музыкальный отрывок будет играть так, как написал его автор песни. В песне есть определенные правила, нужно с ними считаться.

И сейчас я хочу, чтобы вы вернулись на двадцать пять лет назад и стали такими, как были когда-то. Давайте это поймем: нужно вернуться на двадцать пять лет назад. Я вижу в тебе какого-то старца. Когда человек теряет существенное, то остается шелуха, и он думает, как эту шелуху продать. Есть что-то особенное, в походке тех, кто продает шелуху. Они хотят показать свою важность. Но есть и то, чего им не хватает. Дешево стоит эта шелуха.

Сейчас я хотел бы, чтобы наша сестра с движениями, с чувством еще раз спела эту песню (Учитель обращается к Цветане Арнаудовой). При том тебе нужно знать, что тебя слегка поругают. Бывает, что как только человек садится играть, приходят критики и говорят: «Так не играют». – А как играют, каким образом?» Они говорят: «Научи его, так не играют, я сказал ему играть анданте, а у него получилось не то». Но и на меня это действует плохо и болезненно, когда я играю так, как мне не нравится. И на меня это действует плохо, когда решаю сыграть аллегро. Как доходит до аллегро, я чувствую себя, как старый дед – меня это утомляет. И как же тогда я его научу? Представьте себе, что вы встречаете медведя: что вы будете с ним делать? – Никаких теорий не нужно, когда ты встречаешь медведя. Увидел его и беги подальше, не жди, пока он пройдет мимо. Мы, современные люди, заранее создаем себе трудности. Человек говорит: «Я так страдал». – А как ты страдал?

Сказал я как-то одному брату, Славчо Славянскому, – «Приходи пораньше, поедем через Софию». Но я ему не сказал, чтобы он хорошо выбрал горючее, чтобы оно было чистым. Тот сделал с точностью до наоборот: приехал поздно и с плохим горючим. Проезжаем десять шагов и мотор глохнет. Он его крутит, крутит, – еще двадцать-тридцать шагов проезжаем и снова останавливаемся. Доехали до того места, где сегодня типография. Тут самолеты налетели, тревогу объявили. Люди разбегаются, наш автомобиль застрял. Он его все крутит, крутит. Все бегут – в беспорядке есть свой порядок. Вокруг суматоха, со всех сторон толкаются, что-то кричат. Кто-то тебя толкает, все бегут. И вот, в этой суматохе, мы вышли из машины, Спасибо, что в типографии нам дали пять килограммов хорошего масла, это спасло положение. Если бы и оно оказалось негодным, как первое, там бы мы и застряли. Прилетели самолеты, стали выписывать в воздухе фигуры. Если бы они прилетели бомбить, не знаю, что было бы. Тут мы выехали на Княжевское шоссе: вокруг суматоха, все бегут, обгоняя друг друга, как греки в акрополе. И я говорю: «Как трудно человеку оставаться тихим и спокойным. Этот брат вспотел, просто потонул в поту. Подошла женщина, схватилась за машину, хочет открыть дверцу и влезть, чтобы спастись. Говорю ей: «У нас нет места. Доверься своим ногам, так скорее спасешься, чем на нашей машине».

Есть в мире нечто великое, когда человек это осознает. Но это до тех пор, пока оно открывается человеку, пока ему открывается Великий Божественный Промысел. Ребенок говорит: "Ни один волос не может упасть с головы человека без Воли Божьей". А пока дойдешь до понимания, не один, а, может быть, все волосы у тебя выпадут. Евангелие говорит: Ни один волос у тебя не упадет без Воли Божьей. Ты говоришь: «Так – то оно так, но у меня все мои волосы могут выпасть».

Сейчас люди спрашивают: «Что станет с Болгарией?» Пусть о Болгарии у вас голова не болит. Какие трудности видела Болгария? Вот эта Болгария, о которой вы плачете, какая она? Вы говорите: "Миленькая Болгария", а какая она эта «Миленькая Болгария»? У вас в голове сидит неопределенная идея о миленькой Болгарии. А это условия, созданные для вас, чтобы жить. Что такое Болгария? – Условия, которые Бог, в данном случае, создал для тебя, чтобы ты проявлялся, чтобы ты жил. Что такое человечность? – Данные условия. Что такое мудрость? – Данные условия. Что такое доброта? – Данные условия. Это условия, которые, пока их не получишь, не можешь понять. Добро, пока его не испытаешь, не можешь понять. Я говорю: Условия, при которых вы живете, нужно прочувствовать. В этом великом свершении Бог дал возможности Болгарии, и тебе Он дал возможности, чтобы ты жил. Кто отнимет у тебя эти условия? – Никто не может отнять.

Прочитайте еще 186 и 187 страницы из книги "Царский путь души». Посмотрим, будет ли ответ на этих страницах.

Стр. 186-187 из книги "Царский путь души»

Все люди стремятся к новому, к новой жизни. Новая жизнь, однако, требует нового понимания. В новой жизни представление о матери, отце, брате, сестре, учителе и ученике будут отличны от нынешних. Кто не проникнется новыми идеями, не сможет войти в новую жизнь. Без новых идей никакого строительства предпринять невозможно.

Вы говорите: «Устроим свои дела». Дела устраиваются изнутри, а не снаружи. Кто думает, что свои дела можно устроить снаружи, тот на неверном пути. Встречаю человека, который жалуется на бедность, на то, что и пяти монеток нет в кармане. Говорю ему:

– Вот, я несу большой груз на спине, я богат. Возьми часть груза, и идем со мной. И знай, что, сколько бы ни взял, понесешь сам, возврата назад не будет.

Он обрадовался, взял часть моего груза, взвалил на спину и пошел следом за мной. Пройдя несколько километров, он устал и сказал:

– Очень тяжелый груз у меня. Не можешь ли взять его назад?

– «Нет, никакого возврата не позволено.

Груз, который я делю с людьми, представляет собой истину, которая исходит от меня. Данная однажды человеку, она не может быть возвращена обратно. Знание, слово, любовь, которые исходят от меня, не могут быть возвращены. Все, что может быть дано и принято назад, не истинно, не реально. Человек должен забыть то, что он дает, как земледелец забывает посеянное в ниву семя. Земледелец посеяв в ниву зерно, не вырывает его потом из земли, не собирает заново, но оставляет в земле и спокойно ждет времени, когда оно взойдет. Зерно, если оно взойдет, вырастет, образует завязь и созреет, даст больше плода, чем, если бы его вырыли из земли обратно. Сжатое и собранное в амбар зерно – это прибыль земледельца.

Итак, будьте чисты, святы, сильны и полны любовью, если хотите, чтобы люди вас любили. Сегодня все люди стремятся к любви, все хотят быть любимы, но нужно знать, что любят только совершенное. Несовершенное невозможно любить. Ценен свет, ценна чистая вода, ценен чистый воздух, ценна любовь. Какой смысл в отсутствии любви? Или какой смысл в темноте? Какой смысл в нечистой воде? Смысл жизни заключается в том, чтобы ты любил, а не чтобы тебя любили. Хорошо, когда тебя любят. Но еще лучше, когда ты любишь. Кто любит, тот счастлив, тот господин. В этом отношении первым подал пример Бог. Он любит всех, поэтому он – Господин мира. И что тогда требуется от нас? От нас требуется, чтобы мы любили, как Бог любит. Он создал мир, чтобы проявить свою любовь и показать нам, как любить. Какова была цель Бога, когда он создавал мир? – Этот вопрос не нужно задавать. Однако спрашивать каков смысл жизни — ваше право. И раз уж вы спрашиваете, нужно ответить себе: смысл жизни – любить. Смысл жизни подразумевает начало жизни. Значит, нам самим любить – это в начале жизни, быть любимыми – в этом выражается конец жизни. Такова философия моей жизни. Если люди начинают меня любить, мое дело кончено. Если я начинаю любить, мое дело в самом начале. Если я начинаю работать, я счастлив. Изучайте жизнь и вы увидите, что эта философия правильна. Когда люди вас любят, вы прокисаете. Когда вы любите, вы становитесь счастливыми.

ОТЧЕ НАШ.

22 ноября, среда, 1944 г.

5 часов утра,

София – Изгрев.

______________________

1. Эта беседа в издании Първо оригинално издание Кърджали 1999, ИК "Жануа'98" называется «Най-малката работа» ,

а в издании "Заветът на Любовта", т. III София 1944 она называется «Божествени импулси»

2. «Добрата молитва», – Добрая молитва

«Мога да постигна»– первые слова из братской песни «Песента на светлия път»

«Мога да постигна, що желая» – Я могу достигнуть, что желаю.

3. Банница – слоеный пирог с брынзой – национальная болгарская еда.

4. «Царский путь души» – "Царския път на душата" Рилски беседи - 1935 г.