Эти три вещи РБ 1931 0806 0 TD

ЭТИ ТРИ ВЕЩИбеседа из книги "Наше место"06 августа 1931 г.Любовь – это путь для всех, кто живет для Бога.Мудрость – это путь для всех, кому Бог изъявляется. Истина – это путь для всех, кто учится служить Богу. Для размышления на день возьмите 25-й стих 5-й главы Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут»

Пусть это утро оставит в вашем сознании памятный, незабываемый образ. Как небо чистое и светлое, как утро тихое и приятное, пусть так же будет и в вашей душе. То, что это утро красиво, говорит о Божием присутствии. Этот день – Божий день, и потому он должен остаться для вас живым образом, так же, как живо солнце. Пусть в ваших душах будет так же светло, так же чисто и ясно, как светло и ясно солнце сегодня.

Говорю: если Любовь – путь для всех, которые живут для Бога; если Мудрость – путь для всех, которым Бог изъявляется, и если Истина – путь для всех, кто учится служить Богу, будет так, как я вам желаю, без всяких исключений. Если на небе появляются облака, это показывает, что встречаются два или больше противоположных воздушных течения, то есть, в атмосфере происходят известные столкновения, или отклонения. То же самое можно сказать и о жизни человека. Если человек отклонился от Бога, то есть, от пути, на который он поставлен идти, то он непременно запутается в клеках (горные низкорослые сосны, - прим. перев.) или кустарнике, вследствие чего его одежда начнет рваться. Если человек идет по правильному, прямому пути, то каждый день его жизни будит таким же, как сегодняшний день. Говоря другими словами: каждый день жизни человека должен быть днем, в котором царит Любовь; любовь же – это путь жизни. Каждый день жизни человека должен быть днем, в котором изъявляется Божия Мудрость. Каждый день жизни человека должен быть днем, в который Истина учит его служить Богу.

Теперь: Все должны знать, что этот час, в который мы собрались, это час, в который все существа отправляют свой ум к Богу. Как только каждый примет то, что ему необходимо, небо покрывается легкими облаками. Облака необходимы, чтобы предохранить приобретенное от испарения. Следовательно, когда погода облачная, это показывает, что люди взяли что-то из того, что вышло от Бога, и сходят на землю, чтобы работать. В этом отношении облака – эмблема в жизни. Они – благо для людей, потому что до того, как они появились, каждый взял то, что ему нужно, и, богатый и довольный, он возвращается на землю, чтобы разработать приобретенное. Как только небо затягивает облаками, не только люди радуются, но и животные, и растения. Вообще, тот, кто разбогател, доволен облаками, потому что они скрывают его от взглядов людей.

Теперь: Когда я говорю о красивом дне, у многих, по старой привычке, появляется мысль: для кого создан этот красивый день? Говорю: радуйтесь, что Бог создал такой день, как сегодняшний! Радуйтесь тому, что все живые, разумные существа собрались здесь, чтобы воздать славу Богу! Радуйтесь тому, что и вы участвуете вместе с ними в воздании славы Богу! Иной спрашивает: «Какое место я заниманию в этом собрании, среди разумных существ?» Каждый человек занимает точно то место, которое ему положено. Вы спрашиваете: «А завтра будет у нас такой же день?» Зачем вам думать о завтрашнем дне? Вам нужен только один день, а не много дней. Многие дни – груз для человека. Сколько источников нужно человеку? Ему достаточно одного источника. Лучше человеку пить воду из источника, где вода чистая, кристальная, чем пить воду из ста самых лучших цистерн. Этот красивый день, единственный в вашей жизни, вы должны носить повсюду. Уедете ли вы в Софию или в другой город, отправитесь в Болгарию или в другое государство, носите этот день с собой. Если вы не можете носить его с собой повсюду, это все равно, что вы не были на Риле. Недостаточно принести этот день в Софию, но София должна жить в этом дне! Недостаточно отнести этот день в любой уголок мира, но весь мир должен жить в этом дне! Этот день включает в себя всё. Что приобретем в этот день, все должны унести с собой, рассеять среди людей. Вы говорите: «А что, если солнце зайдет?» Если солнце сегодня зайдет, значит, это был обыкновенный день. Солнце этого дня никогда не зайдет! Именно об этом дне сказано в Писании: «И солнце не будет уже заходить».

Итак, я желаю вам трех вещей: пусть в вас будет зажжена Любовь и несет жизнь! Пусть в вас будет зажжена Божия Мудрость и несет Божий свет! Пусть в вас будет зажжена Истина и научит вас, как служить Богу! Свободным может быть только тот, кто служит Богу. Никто не может поработить свободного человека. Никто не может пошатнуть свободного человека. Человек может жить, как хочет. Он может работать, как хочет. Однако человек может быть свободен, только если служит Богу. Быть человеку свободным! – в этом смысл жизни. Кто служит людям, тот не свободный человек. Кому люди служат, и тот не свободен. Сказано о Боге: «Возлюбил истину в человеке». Почему? – Потому, что Истина подразумевает внутреннее служение Богу, что в силах сделать человека свободным.

Следовательно, придет новая жизнь – Любовь. Придет новый свет – Мудрость. Придет новое служение – Истина. Три этих вещи включает сегодняшний день.

Теперь, сойдем вниз, в лагерь, перекусим немного, увековечим этот день, чтобы он стал памятным для нас. Потом пойдем на озеро Чистота.

Здесь, на этом озере, прочту несколько стихов из Евангелия от Матфея, из 19-й главы.

А Иисус сказал ученикам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (23-й стих). Почему Христос говорит, что богатому трудно войти в Царство небесное? – Потому, что богатый, соответственно тому богатству, которое имеет, приобретает много грехов. Когда человек хочет стать богатым, он много грешит. Так что это стих в переводе означает: трудно грешному человеку войти в Царство небесное. Почему? – Потому что грехи и преступления будут его держать, не пустят в Царство небесное. В этом смысле слово «богатый» означает человека, полного грехов и преступлений. Это подразумевал Христос в процитированном стихе. Следовательно, с таким богатством никто не может войти в Царство небесное. Это богатство отдаляет человека от Бога. Богатство – величайшее благо, к которому стремятся в мире люди. У них нет более высокого идеала, чем этот. В мире только богатый человек пользуется уважением и почтением людей. Однако если человек решит с земным богатством взойти на небо, верблюд встанет у него на пути. Именно поэтому Христос говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (24-й стих). На небе богатый не может пользоваться таким уважением и почтением, какие имел на земле.

Итак, существуют две диаметрально противоположных жизни: земная жизнь с обыкновенными представлениями и небесная жизнь, с более высокими представлениями. Не стану объяснять эти вопросы, но вам следует иметь в виду, что в мире все строго определено, а не происходит механически. Например, солнце движется по определенному пути. Растения растут по определенному пути. Реки текут по определенному пути. Ветры дуют по определенному пути. Вообще, все, что случается в жизни человека, точно определено. Однако люди сознательно, ради своей личной выгоды, изменяют этот определенный путь вещей. Например, они находят какую-то канавку, и, увидев, что ее вода подходит для мельницы, отводят воду с ее пути и используют для работы. Иное дерево по своей природе – дичок, кислица, но опытные земледельцы и садоводы прививают на него какое-то благородное дерево, и тем самым видоизменяют его. Они могут его видоизменить в любое дерево, какое пожелают. Таким же образом, многие люди привиты черенками, которые не отвечают их первоначальной природе. Многие деды и прадеды работали над ними и так их изменили, что они сами на себя удивляются, сами себя не узнают. Они похожи на наседку, которая вместе с куриными насиживает и гусиные, и утиные яйца. Когда малыши вылупятся из яиц, они идут за ней, и она удивляется, какой разнообразный народ за ней следует. Как дойдут до реки, утята и гусята бросаются в воду и начинают плавать. Курица сидит на берегу, удивляется и говорит: «Это Божье дело!» Потом гусята вылезают из воды и начинают порхать по воздуху. В таком же положении находятся и современные люди. Они задумывают какую-то работу, принимают во внимание ряд условий, но, в конце концов, бывают изумлены: их утята влезают в воду, некоторые из их гусят порхают в воздухе, а с ними остаются только цыплята.

Спрашиваю: что представляют утята и гусята в жизни человека? Они представляют его грубые желания, которые бросаются в воду. Однако нет страданий больше, чем от жизни в воде. Там настоящий ад. В воде совершаются огромные преступления, за которые никого не судят. Там нет никакой культуры, никакой морали. Рыбы, например, глотают друг друга целиком. Современные люди используют воду для различных целей, а также как средство очищения. Почему люди пьют воду? Чтобы она очистила их от тех преступлений, которые они когда-то совершили в воде. Она чистит их особенным образом, вследствие чего представляет собой средство искупления.

Говорю: в конечном итоге в человеке должно остаться только Божественное. Все остальное в нем – это пособия, данные лишь на определенное время. У солдата должны быть ружье и нож, но только когда он идет на поле боя. Если он идет в церковь молиться, ружье и нож ему не нужны. Писарю нужны перо и чернила, когда он сидит в канцелярии. Как только он отправляется в церковь, перо и чернила ему больше не нужны. Когда торговец совершает торговые операции, ему нужна торба, полная денег. Однако если он идет в церковь, сторожа еще на улице берут у него торбу и говорят: «Деньги свои оставь здесь! В церкви торговлей не занимаются». Так что если вы посмотрите, что лежит у входа в церковь, то увидите горы оружия, перьев и чернил, торбы с деньгами, и тому подобное. Тот, кто идет к Богу, должен быть свободным от всех ремесел и искусств, которые он приобрел в жизни, и войти к Нему только с тем, что Бог некогда ему дал. Что дал Бог человеку? – Зажженный, светлый ум и зажженное, благородное сердце. Следовательно, богатство современного человека состоит в том, что содержат ум и сердце. Все приобретения, кроме приобретений сердца и ума, откладываются в сторону. Когда солдат выходит из церкви, он берет нож и ружье и применяет их там, где есть в них необходимость. Когда писарь выходит из церкви, он забирает свои перья и чернила и идет писать в канцелярию. Когда торговец выходит из церкви, он забирает торбу с деньгами и снова начинает торговать. Когда пахарь выходит из церкви, он берет соху и мотыгу и начинает пахать землю.

Итак, для вас важно одно: знать, что все люди вместе составляют один общий организм, органами которого они являются, так же, как корни, стебель, листья и ветви являются органами дерева. Каждый человек должен знать о себе, какой он орган и на какое место поставлен. Например, если он ветка, то должен знать, большая ветка или маленькая, в каком направлении она простирается – на восток, запад, север или юг. Если человек знает это, он будет знать, насколько он зависит от других людей. Зависимость одного человека от другого определяется их взаимным соприкосновением и той функцией, которую они выполняют в общем организме. Один человек важен для другого настолько, насколько он имеет к нему известные отношения. Маленькие веточки важны для больших настолько, насколько они принимают Божие благословение сверху и передают его всему дереву. Божие благословение, которое идет снизу, от земли, передается всему дереву через корни. Вследствие этого, все дерево находится в зависимости от своих корней. Значит, в одном случае вы можете быть кому-то полезным, а в другом случае он может быть вам полезен. Если ветка решит отделиться от дерева, эта зависимость нарушается, и эта ветка в скором времени засыхает. На том же основании, если человек решит отделиться от целого, то и он засыхает, не может быть полезен ни себе, ни другим. Служба и маленьких, и больших органов целого одинаково важная. Зачем нужно маленькой веточке силиться, чтобы непременно достичь размеров большой ветки? Для всякой веточки определено, насколько она должна вырасти. При том, ее рост находится в зависимости от роста самого дерева, как и от роста больших ветвей. Если они растут, будет расти и маленькая веточка. Если их рост остановится, перестанет расти и маленькая веточка. Как бы ни силилась маленькая веточка стать такой, как большая ветка, она никогда этого не достигнет. Это ее желание ничем не может быть ей полезным. Лучше быть маленькой веточкой на вершине дерева, но всегда приносить плод, чем быть большой веткой, не дающей плодов. Лучше иметь в уме одну священную идею, и в сердце – одно священное чувство, на которое вы можете рассчитывать, чем носить на спине большие богатства, как нагруженное животное. Нагруженный человек не свободен. Свобода подразумевает человечность, гуманность, а в животном состоянии нет закона. И для самих животных нет закона. Осла нагружают сегодня, нагружают завтра, и каждый день его груз увеличивают, не имея закона, который определял бы, сколько надо нагружать. Также его могут бить, сколько хотят, - и для побоев нет закона.

Говорю: каждый человек подвергается мучениям от своих старых господ. Если вы хотите освободиться от них, то должны признать, что единственный господин в мире – Бог. Если вы признаете Бога своим господином, то падут недоуздки с ваших голов и кандалы с ваших ног. Тогда вы будете выполнять работу, не нуждаясь в палке погонщика, во внешнем насилии. Вот что значит свобода! Господин только спросит вас: «Вспахали ниву?» - «Вспахали» - «Сжали ее?» - «Сжали». Именно к такой свободе стремятся сегодня все народы, как и все люди по лицу земли. Однако эта свобода приобретается при правильном понимании отношения частей к целому и целого – к частям. Если человек будет знать, какое место он занимает в целом, то есть, если поймет свои отношения к Богу, он освободится от всех ограничений. Только таким образом человек войдет в совершеннолетие своей жизни. Иначе же он всегда будет находиться в положении маленького, беспомощного ребенка, или в положении больного человека. Чем больше вы даете больному, тем в большее расстройство он приходит. Однако если вы подберете человеку подходящую пищу, ему с каждым днем будет становиться все лучше.

Следовательно, как пища человека должна каждый день становиться все лучше, так и знание, и мудрость каждый день должны становиться все лучше. Если они не становятся лучше, вы придете к положению, в которое попал Соломон, и скажете, как он: «Суета сует, всяческая суета!» Я толкую его слова так: знание без любви – суета сует. В этом знании нет никаких достижений. Истинное знание постигается каждым человеком особым путем. Как солнце идет по своему определенному пути, так и вы должны идти по пути, который вам определил Бог. Никто не имеет права отклоняться от этого пути! Пока вы на пути, с вами будет Божие благословение. Как только отклонитесь, чередой пойдут несчастья. Каждое несчастье обязано собой какому-то отклонению. Пока вы на пути, вы свободны. Если отклонитесь, вы потеряете свою свободу и не будете знать, куда идти. Пока палец на вашей руке, последняя пользуется вашим уважением и почтением. Если отрежете палец, то и рука потеряет уважение и почтение. Так что уважение и почтение к человеку зависят от его сознания, когда он сознает, что живет в Боге, занимает определенное Им место и выполняет свою работу.

Говорю: главное, что вы должны принести в свои дома в память о пребывании на Риле, - проникнуться идеей, что так же, как солнце, звезды, луна и остальные планеты имеют свой определенный путь движения, так и у вас есть свой определенный путь, которому вы неуклонно должны следовать. Солнце, например, каждое утро восходит точно в определенное время, и вечером заходит тоже в определенное время. Оно никогда не восходит и не заходит раньше или позже определенного для него момента. Столько тысяч лет солнце восходит и заходит, но до сих пор оно никогда не отклонялось от своего пути, не торопилось и не опаздывало в своем движении. Знаете, что станет с жизнью на земле, если солнце отклонится от своего пути? Землю постигнет большая катастрофа даже при малейшем отклонении солнца. На основании того же закона, в жизни человека настанет большая катастрофа, если он отклонится от пути, который определил ему Бог. Когда человек находится перед такой катастрофой, для него все потеряно, и он живет, как в пустыне. Он лишается самых красивых мыслей и чувств, всего благородного и возвышенного. Именно поэтому никакая сила не должна быть в состоянии отклонить человека от его пути. Такое положение человека говорит о его абсолютной вере в Бога. Если человек следует своему пути, то всякая работа, которая ему дается, священна. При том, всякая работа должна принести свой плод.

Вот что имел в виду Христос, когда высказал стих: «Всякая ветка, не приносящая плода, отрезается и выбрасывается». В этом отношении, и жизнь имеет смысл настолько, насколько мы приносим плод, живя в целом. Когда человек работает для Бога, он ценен и для светлых духов на небе, и для добрых людей на земле. Тогда все готовы ему помогать, придти на помощь, когда он находится в нужде. Если он отклоняется от своего пути, все его оставляют, все его забывают. Не то же ли самое происходит и с людьми, которые живут и работают только для самих себя? Пока человек богат, все ему кланяются, уважают его. Если он разорится, все его оставляют. Если в человеке есть какие-то блага, то и люди вокруг него толпятся. Если утратит эти блага, все его покидают. Кто причина того, что человек теряет свое богатства и блага? – Дьявол. О нем сказано в Писании: «Вор не приходит, кроме как для того, чтобы украсть, погубить и зарезать». Он дает людям плохие советы, пока не втянет их в ненадежные предприятия. Они теряют свои богатства и остаются совершенно бедными, никому не любы, не дороги. После этого он оставляет их самих платить свои долги. Сколько векселей ни подписал дьявол, все эти векселя он оставляет на их счет. Это показывает, что этот старый хозяин любит своих подданных. Со своей любовью он содрал, самое меньшее, 200 шкур со спины каждого человека. Что он любит людей, видно по тому, что он сдирает с них шкуру – ему есть, что у них взять. Много обуви сделал он из человеческой кожи. Однако не знаю, почему люди любят своего старого хозяина, который своими советами довел их до крайней нищеты.

Говорю: если бы при своей нынешней жизни люди знали, что с ними может случиться, они могли бы придти в полное отчаяние. Нынешняя жизнь основана на фальшивой основе, на внутреннем бесправии. Внешне эта жизнь построена на ряде правил и законов, но в ней отсутствует внутренняя законность. Банкир, например, дает деньги людям, оказывает им услугу, но про себя он имеет в виду, что за это возьмет большие проценты, самое меньшее, 25%. Значит, за его услугой кроется корыстолюбивое желание. И это не плохо, но преступление использовать человека полностью. Если человек целый день работал, он имеет права ожидать известного вознаграждения, но не имеет права использовать других.

Мысль, которую я хочу вам оставить, состоит в том, чтобы ваше сознание пробудилось, чтобы вы были благодарны каждому, кто оказывает вам услугу или что-то дает вам с любовью. Эта любовь идет от Бога. Этот человек - проводник Божией Любви. Однако если к вам кто-то приходит и начинает хвалиться, что он оказал вам услугу или сделал какое-то добро, то этот человек не говорит истины. Христос говорит: «Я пришел исполнить не Свою волю, но волю пославшего Меня Отца. Я пришел рассказать вам то, чему Он Меня научил. От того блага, которое Он Мне дал, Я даю и вам» И после этого кто-то будет говорить, что он дал вам столько и столько денег, или что он сделал вам какое-то добро, и так далее. Этот человек встал на скользкую почву. Он работает с чужим капиталом, который представляет, как свой. Проповедник говорит одному из богомольцев: «Ты знаешь, что я обратил тебя к Богу?» - «Знаю. Чего ты хочешь? Я тебя благодарю, но и ты, со своей стороны, благодари Бога, что Он дал тебе возможность проявиться. Однако для меня нестерпимо слушать, как ты каждый день говоришь одно и то же».

Многие современные проповедники поступают со своими пасомыми так же, как один адепт поступал со своим учеником, которому он преподавал оккультные науки. Преподавая ученику урок, он ставил на стол перед ним одно из самых лучших кушаний и говорил: «Это царская еда, но ты ее еще не достоин». Адепт сидел за столом и сам съедал еду, а ученик только смотрел на него, но знал, что он недостоин такой царской еды. Ученик часто спрашивал учителя: «Когда и я удостоюсь того, чтобы вкусить царскую еду?» - «Не знаю, посмотрим. Если бы ты был достоин, я мог бы дать тебе отведать этого кушанья». Сегодня и проповедники, и философы, и писатели – все говорят о любви, но все придерживают ее для себя, считают, что другие еще недостойны ее вкусить. Любовь – царская еда. Тот, кто говорит кому-то о любви, показывает ему царскую еду, добавляя: «Еще не пришло тебе время вкусить эту еду». Значит, для того, кто слушает, еще не пришло время. Что потом сделал этот ученик? Однажды, когда он сидел перед полной тарелкой своего учителя, он обратился к Богу со следующей молитвой: «Господи, вот уже десять лет, как я усердно служу Тебе. Неужели я все еще недостоин вкусить этой царской еды? До каких пор я буду лишь зрителем на этой царской трапезе?» Один ангел ответил на его молитву следующим образом: «Завтра, когда придешь к своему учителю, и он опять поставит перед тобой царскую еду, не давая ее тебе, ты осторожно подними учителя со стула, сядь на его место и ешь еду из миски». Ученику понравился этот совет, и он так и поступил. Когда он пришел к учителю, тот поставил перед собой тарелку с царской едой, но в тот момент, когда он приготовился есть, ученик легонько приподнял его со стула и сел на его место, сказав: «Учитель, во имя твоего достоинства, сегодня я буду есть царскую еду. Я уже из достойных учеников».

Сегодня во всех современных людях скрывается по такому адепту, который говорит: «Господь далеко от людей; любовь еще не для вас; вы недостойны царской еды; знание – не для вас; вы еще малые дети, не готовые для красивых Божиих дел». Говорю: поднимите ваших учителей с их тронов и сядьте на их место, и после этого начните есть еду любви! Поднимите ваших учителей с тронов мудрости, и начните пользоваться светом знания! Поднимите ваших учителей с тронов истины, и начните служить Богу! Пришло для этого время! Первое ваше служение будет по отношению к вашим учителям, которых вы спустили с их тронов, потому что они - инвалиды. Спрашиваю: какой человек – инвалид? – Тот, кто отчаивается и думает, что из него ничего не выйдет. Этот человек передает свое отчаяние и другим людям. Что делает земледелец, когда первое посеянное семя не дает всходов? Разве он впадает в отчаяние? Нет, он хорошо вспахивает поле, выбрасывает старое семя и сажает новое. Говорю: пора уже покончить со старым, выбросить его вон и заменить новым! Все, что до сих пор приносило человеку мучения и вносило смуту в его душу, нужно выбросить вон и заменить новым.

Вы говорите: «Что принесет новое?». Новое внесет мир, радость и веселье в душу человека. Если вы хотите постепенно придти к такому положению, каждое утро отправляйте ум к Богу! Это великий момент, потому что тогда малые и большие, хорошие и плохие существа отправляют свою мысль к Богу и что-то приобретают. В этот момент и зверь бывает добрым. После этого каждый проявляет свою природу. Следовательно, когда какой-то человек добр, это показывает, что или он отправил свою мысль к Богу, или что он добр, и не делая этого, потому что такова его природа. Значит, человек может быть добрым по двум причинам: или когда Бог в нем работает, или когда человек работает в Боге. Например, вы встречаете мать и наблюдаете, как она относится к ребенку. Она нежна, внимательна, добра к своему ребенку. Потом она встречает другого ребенка, но к нему она уже не так нежна, не так внимательна и добра. Почему? В первом случае Бог работает в ней, а во втором случае она не работает в Боге. Говоря другими словами, в первом случае она отправляет мысль к Богу, а во втором случае не отправляет мысль к Богу.

Итак, два положения необходимы человеку: быть добрым, когда отправляет мысль к Богу, и быть добрым, когда не отправляет мысль к Богу. Первое положение особенно необходимо, чтобы пришло второе. Когда человек почувствует, что он не добр, пусть отправит свой ум к Богу Чем чаще он отправляет ум к Богу, тем добрее становится. Отправить ум к Богу – под этим подразумевается сменить состояние. Таким способом человек приобретает совершенство. Совершенный человек - тот, кто добр всегда: и когда думает, и когда не думает о Боге. Совершенный человек - тот, для которого Бог всегда добр, но и он всегда добр для Бога. Когда Бог находится в нас и работает для нас, мы всегда добры. Однако от нас требуется быть добрыми и тогда, когда мы находимся в Боге и работаем для Него. Замечено, что именно во втором случае большинство людей не бывают добрыми. В этом отношении человеку нужно поучиться у Бога, чтобы стать добрым и тогда, когда он работает в Боге, так же, как он добр, когда Бог работает в нем. Большинство людей сегодня всегда добры, когда Бог работает в них, но не всегда добры, когда они работают у Бога. Зная это, отличайте человека, доброго по природе, от человека, доброго временно, и стремитесь приобрести первую доброту. Зная это, работайте сознательно, прилагайте, учитесь как на прошлом опыте, так и от знаний, приобретаемых сегодня.

Говорю: для человека важны стремления его души и его духа. Для человека важны его таланты и способности, которые каждый день должны разрабатываться и расти. Этого можно достичь, идя по пути, который вам определил Бог. Более легкого пути, чем этот путь, нет. Делать зло для человека труднее, чем идти по пути, который определен ему в веках. Представьте себе положение человека, который задумал украсть у богатого человека сумму в 100-200 тысяч левов. Куда ни пойдет, всё замышляет, строит планы, как ему добыть эти деньги. Целый год ходит, кружит возле дома, смотрит в окна, все думает, как совершить кражу так, чтобы его не поймали. Наконец, ему приходит в голову познакомиться со слугами этого богатого человека. Он знакомится с одним, другим, третьим, изучает их, хочет понять, кого из них он мог бы подкупить. Весь его план стоит времени, усилий, тревог, страха. Однако если этот человек решит сделать добро, это ему ничего не будет стоить: ни страха, ни тревог, ни беспокойства. Вор беспокоится, что его план откроется, что его поймают, и так далее. Если бы человек, задумавший некое зло или преступление, использовал эту энергию и время для какой-то доброй, полезной работы, он удивил бы людей тем, что он может сделать. Если решит служить злу, его, в конце концов, поймают, посадят в тюрьму, чтобы он там сидел около десяти лет. Что приобретает человек, делая зло? – Он теряет, а не приобретает.

Итак, путь, который Бог определил для людей, в десять раз лучше того пути, которым они сегодня идут и живут. И сейчас от современных людей требуется геройство, чтобы идти по новому пути. Говоря другими словами – идти по пути, от которого они отклонились. Только таким образом они заложат здоровую основу своей земной жизни. Тогда, даже попав в наихудшие условия, они всегда сохранят равновесие. Их корабль будет качаться среди волнующегося моря, но волны его не пробьют, и он благополучно достигнет пристани, благополучно ступит на твердую почву.

Беседа Учителя от 6 августа 1931г., 5 часов утра.

Перевод с болгарского Драгавцевой Татяны, 27.07.2007г. Ред. 28.07.2007г.

Перевод выполнен по книге «Нашето място», София, 1997г.

Перевод предварительный, требует редакции и доработки.