Рождение БН 1916 xxxx x

РОЖДЕНИЕ

25.12.19151

София

«Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,

Который есть Христос Господь»

(Лука, 2:11)

«Родился» — самое ободряющее слово в жизни на земле. Что оно содержит? Рождение подразумевает нечто возвышенное, мощное и сильное, побуждающее все человечество к совершенству. Люди часто спрашивают: «Как можно войти в Царство Божие? Как освободиться от ограничений законов природы, можно ли ими овладеть?» — Я отвечаю: «Нужно родиться».

Я говорю о рождении, а не о перевоплощении (болг. «прераждане»): человек перевоплощается тысячи и миллионы раз. Он начал свою жизнь микробом, увеличивался, чтобы наконец родиться человеком в полном смысле слова. Перевоплощение — это процесс, а рождение — законченный цикл этого процесса. Когда в Евангелии говорится «ныне родился», имеется в виду, что родился наконец тот, кто был зачат за миллионы лет. Кто родился? — Христос Господь.

Слово «рождение» содержит великую идею, вложенную Богом в Дух. И когда каждый из вас почувствует, что родился (потому что многие из вас еще не родились, а перевоплощаются, и в перевоплощении должны научиться тому, чтобы когда-нибудь родиться), и ангелы скажут о вас «родился в граде Давидовом», — тогда вы избавитесь от ограничений и поймете смысл жизни.

В каждом сердце и в каждой душе должен родиться Христос. Современные люди говорят: «Он родился в Иерусалиме», — и отправляются туда на поклонение, но вместе с тем не понимают смысла этого рождения: в них нет стремления жить как Христос. Он родился среди евреев, которые были избранным народом, но и они не поняли глубокого смысла Его рождения, того, что Он нес для всего человечества — Божьей Любви.

Всякое рождение сопровождается страданием. Следовательно, чтобы Христос родился в человеческой душе, человек непременно должен пережить страдание. Это как роды женщины: нужно пережить определенное страдание и принять на себя все заботы о ребенке. По тому же закону и каждый народ или человечество, в котором должен родиться Христос, должны принять на себя все заботы, подготовить почву, чтобы родился и вырос этот ребенок.

Может быть эта идея кажется вам неясной, но пусть это вас не беспокоит. Это зависит от того, насколько вещи далеко или близко, и при каком свете мы можем их рассматривать. Рассмотреть что-то можно настолько, насколько позволяет свет.

Ангелы, возвещающие «Ныне родился Спаситель», определяют, какую радость Он несет человечеству: мир — наивысшее проявление Бога. Господь проявляется как мир. А мир — это закон гармонии, единства, рассудительности, возвышенного характера, Любви, Мудрости, Истины, Добра и Правды, — вот что такое мир. Родиться может только тот, кто несет мир; вы не можете родиться, пока не поймете этих глубоких истин, пока не обретете мира в себе.

Рассмотрим теперь слово «рождение» психологически. Это слово имеет отношение к мистицизму. Христианин, — который хочет стать мистиком, понять природу Бога, удостоиться имени «человек», — должен хорошо понимать слово «рождение».

Вы читали в «Книге Бытия», что Бог создал человека из праха, нечто вдохнул в него, и он стал душой живой. Тогда царил процесс «вдохновения», а сейчас царит процесс рождения. Я бы объяснил вам слово «вдохновение», но само мое объяснение будет непонятным, потому что в этом слове есть нечто необъяснимое для современных людей. Однако придет день, когда вы это поймете.

Сейчас же перейдем к закону противоположностей, которых требует закон рождения, являющийся законом вечного развития. Посредством этого закона Господь полностью проявляется в нашей душе, и через него Дух положительно работает. Все ваши вожделения, ваши мужья, жены и дети находятся под законом рождения; через него проявляется и совершенствуется высшее, Божественное сознание в человеке.

Обычное человеческое сознание смутно. По поводу рождения существуют разные представления. Если вас спросят об этом слове, вы скажете: «Рождение — это значит зачатие и рождение ребенка». — Но рождение нужно понимать не по отношению к телу, а по отношению к человеческой душе; нужно иметь в виду зачатие того Божественного зародыша, о котором я вам говорил, и его рождение.

Когда мы говорим, что «человек родился», мы имеем в виду кроме процессов образования завязи и ее роста и процесс приобретения знания и мудрости. Пока у человека нет знания, он не может сказать, что родился. И животные, и рыбы, и микробы перевоплощаются и имеют стремление завершить этот цикл перевоплощений. Слово «перевоплощение» означает переработку. Жевать как вол, который наелся и лег, — это ничто иное, как перерабатывать. Значит, и мы здесь на земле заняты переработкой определенного опыта, который мы приобрели за миллионы лет.

Люди спрашивают: «Откуда мы идем?» — Из большого моря. Вы можете спросить: «Сколько же лет мы там находились, и как произошло наше отделение?» — Солнце пекло вас тысячи лет, потом подняло наверх, и по закону охлаждения тел вы вновь спустились вниз. Значит, Дух вас поднял, как солнце поднимает пар из моря, и послал вас на землю.

Не думайте, что тут вам предопределено большое несчастье; нет, это большое благо. Говорю вам, что нет в мире более великого знания, чем умение страдать: наивысшее проявление Любви — это страдание. Кто не понял смысла страдания, тот еще животное, микроб, который много раз будет перевоплощаться; и наоборот, кто понял смысл страдания, тот родился, тот — человек.

Страдание — удел только человека. Животные не страдают так, как человек: удары для них — это массаж. Собака визжит на палку, которая ее бьет, но когда палка исчезает, страдание собаки прекращается. В страдании — глубокий смысл жизни, так называемая «мировая скорбь». Тайна жизни кроется в страдании. Если вы хотите усвоить Божью Мудрость и тайны природы, я говорю вам, что нет иного пути, кроме страдания.

Когда человек хочет, чтобы Бог послал его спуститься на Землю, Бог его спрашивает: «Хочешь ли пройти через закон страдания? Если хочешь - пошлю тебя.» — Если он ответит, что не хочет, Бог ему скажет: «Оставайся при Мне, в большом море; если ты из него выйдешь — ты уже работник, который должен трудиться и страдать на Земле». — А что такое Земля? — Это большая женщина, ваша Мать, которая рождает и выращивает людей. Однажды приняв вас в себя, она будет держать вас миллионы лет, перерабатывать вас, пока наконец вы не будете готовы, и она скажет: «Вот мое дитя, которое уже может говорить Божьим языком».

Сделаю небольшое отступление. В рождении кроется великая сила движения. Это самый сильный импульс, какой может быть дан человеку. Если бы вы с помощью способности ясновидения перенеслись на Солнце, вы бы поняли, с какой огромной энергией оно посылает свои лучи. Вы говорите, что заряд в пушке силен, если он выбрасывает снаряд на 120 километров. А представьте себе, с какой силой и скоростью каждую секунду Солнце посылает свои лучи, и сколько километров они проходят, пока не остановятся где-нибудь! Физики говорят, что их скорость — триста тысяч километров в секунду. Можете ли вы представить себе такую силу? Эти лучи постепенно ослабевают, и свет уменьшается (поскольку свет зависит от силы движения: насколько сильно движение, настолько силен и свет), пока этот «выстрел» не доходит до своего крайнего предела, не останавливается и не превращается в тьму.

Тьма — это обратный процесс. «Выстрел» света — снизу вверх, а движение тьмы — то движение, которое достигает крайнего предела, — это движение сверху вниз, от периферии к центру. Это самое слабое движение. Итак, темнота наверху, а свет — внизу.

Вы скажете: «Разве мы не знаем, что темное место — это ад?» — Что такое ад? Некоторые думают, что ад — это специальное место мучения. Но что такое — место мучения? Женщина, которая хочет родить, мучается. Земля также зачала, и миллионы, миллиарды существ на ней мучаются, чтобы родиться. Это — ад. Некоторые не хотят быть там, хотят быть на небе и говорят: «Я не хочу этого ада!» — Пока не отправитесь в ад, людьми не станете. Только когда пройдете через него, станете людьми. Так что рождение подразумевает именно этот ад. И он не так уж страшен.

Человеку, который родился и согрешил, отклонился от закона, предстоит падение, и ужасное падение. Он снова будет помещен в заряд Солнца, выброшен сильным «выстрелом», будет путешествовать в пространстве миллионы лет и где-то остановится — в зависимости от того, с какой силой он будет брошен Господом. И если он будет брошен с большой силой, пропутешествует сто миллионов лет, — столько же лет ему понадобится, чтобы вернуться. Чем сильнее он движется в пространстве, тем медленнее будет двигаться назад, к Богу. А когда он уже приблизится, Бог его привлечет с большей скоростью.

Итак, родиться для человека значит достичь крайнего предела, до которого его душа брошена в пространство; там он остановится и заново начнет свою эволюцию. И когда он таким образом завершит свои перевоплощения — родится.

Человечество из-за прегрешения Адама и Евы потеряло надежду. У Адама и Евы родились два ребенка, но ими овладела смерть; их некому было утешить, и они, как иные богачи, у которых нет детей, жаловались: «Нет у нас наследников, все это останется чужим людям», — и не имели надежды. Человечество находилось в таком положении, но Бог дал ему бессмертного ребенка, чтобы его избавить: это Христос.

У вас в уме часто рождаются новые мысли. Я слышал, как один известный проповедник сказал однажды: «У меня так много идей, что за десять — двадцать лет их не высказать». — Но всего после десяти проповедей он признался, что изложил весь свой материал. Когда вам кажется, что у вас много идей, — вы в законе перевоплощения. Ведь сначала создавались низшие животные — мушки, жучки. Многочисленные мысли, которые у вас есть, настолько мало стоят, что вы не можете впрячь их в работу, они не могут улучшить вашу жизнь.

Однако когда придет основная Божественная мысль, она будет живой, и будет едина с вами: она будет развиваться, как новорожденный ребенок. То, что в христианстве называется «сошествие Духа» — это та Божественная мысль, которую одни называют «подсознанием», другие «сознанием», третьи — «сверхсознанием», оккультисты — «проявлением тонкого плана» и т.д. Когда вы окажетесь в этом положении, вы почувствуете мир, постоянную радость, которая не изменяется.

Иной человек скажет: «У меня есть эта радость», — но не проходит и получаса, глядь, его «радость» испарилась. Это преходящая радость, несообразная с законом. Как может исчезнуть драгоценный металл? Ты заблуждаешься — это не радость, а бабочка-однодневка; она умирает, и ты начинаешь плакать. Иной человек говорит: «Я переживаю мир, я спокоен», — назавтра придет какое-то волнение, и сразу напрягаются мышцы вокруг глаз. Где же его мир? — «Мир» оставил его; это не был действительный мир.

«Я христианин, десять лет подвизаюсь, прочел разных писателей — Спенсера, Спаржи, ап.Павла». — Все они хорошо говорят, но сам-то ты что скажешь? Когда придешь к Господу, тебя не спросят, что сказал Апостол Павел и что сделал Спенсер. Ты не возьмешь туда с собой ни Павла, ни Спенсера, они сами отправятся к Господу. Но ты с чем отправишься? Вот основная идея, над которой нужно подумать.

Я знаю, что некоторые из вас имеют неправильное представление о Духе: некоторые думают, что Святой Дух и злые духи — одно и то же. Добрый и злой дух — нечто прямо противоположное. Нет закона, по которому из одного источника течет и сладкая, и горькая вода. Как горькая вода всегда горькая, а сладкая — всегда сладкая, так и добро всегда добро, а зло — всегда зло.

Что такое добро, и что такое зло — это очень глубокий вопрос, и если вы думаете, что за 5-10-100 лет в этом разберетесь — обманываетесь. Нужно, чтобы по меньшей мере тысячу лет вас учил Христос, тогда вы получите какое-то представление о том и о другом. Этим я нисколько не хочу вас обескуражить, а хочу вам сказать, каковы законы, которые управляют вашей жизнью, чтобы вы освободились от некоторых своих иллюзий.

На каждый день, на каждый час в жизни есть своя программа. Мы должны завершить эту основную работу дня, от которой зависит наше продвижение. При этом не стоит и слишком беспокоиться, разовьетесь вы или нет: разовьетесь, я вам это говорю положительно.

Когда тебя отправят на землю, ты не только разовьешься, но и покинешь ее. — «Сколько времени понадобится?» — Тысяча лет. — «Много». — Но тысяча — это человеческое число; это не очень большое число. Сто лет — во много раз больше, чем тысяча; десять лет — еще больше. В этом процессе все наоборот: тысяча лет — наименьшее число, сто лет — больше. Вас это смущает?

Число тысяча имеет три нуля, которые показывают три условия, три этапа, через которые вы пройдете; за тысячу лет нужно сформировать три тела: в последнем нуле вы сформируете свое физическое тело, когда перейдете во второй нуль, сформируете свое сердце, а в третьем — свой ум. А когда дойдете до единицы, вы родитесь, подниметесь наверх и скажете Господу: «Вот мы пред Тобой, Отче, теперь и мы можем работать для Тебя». — Это рождение.

Рождением Христа отмечена великая эпоха в мире — явление Сына Божьего. Поэтому все мы должны торжествовать.

Временные страдания, которые вы переживаете, — наибольшее благословение для вас. Нет ничего лучше страдания, потому что только через него Господь даст вам благословение. Когда кто-то мне жалуется на свои страдания, я ему говорю: «Дай мне твои страдания, а я тебе дам моей радости». — И добавляю: «Так я чувствую приятность жизни». — Он говорит: «Этот человек очень добр», — но и я говорю в себе: «Благодарю тебя, потому что ты мне дал больше, чем взял; для меня скорбь стоит больше».

И Господь предпочел оставить Свое величие, Свою славу, сойти сюда, на землю, и пострадать. Для этого есть причины, и это величайшая Любовь, которую Господь изъявил.

Когда мы начнем понимать внутреннее страдание, мы дойдем до истинного процесса, который христиане называют «спасением». Мы не можем быть спасены, если не признаем, что страдание — это благословение. Остановись и скажи: «Страдание, страдание, ты мне необходимо, чтобы родиться». Если ты больше страдаешь, это показывает, что ты ближе к Богу.

Когда страдание доходит до крайнего предела, мгновенно рождается радость. Мать испытывает самые большие страдания, когда рожает. В этот момент все убегают и прячутся. Но когда ребенок рождается, все радуются.

Чтобы родиться, всем нужно кричать — и женщинам, и мужчинам. Мне рассказывали случай, произошедший в селе Николаевка, лет 50-60 тому назад. У жены богатого турка заболел зуб. В деревне был один болгарин, который драл зубы, и турок привел жену к нему, чтобы выдрать ей зуб. Женщина поднялась на второй этаж (дом был двухэтажный), турок остался ждать внизу. В какой-то момент женщина наверху начала кричать, и в то же время муж ее начал кричать внизу. Болгарин удивился: «Если я деру зуб одной, почему кричит другой?» — Так и мы связаны: когда выдирают чужой зуб, и мы должны кричать.

Я вам говорю это, поскольку вы подвизаетесь в эпоху великих страданий, чтобы вы смотрели на вещи как мистики, а не как обыкновенные безучастные наблюдатели. Чтобы вы знали, что страдания — это самое большое благословение, которое дает Господь. Когда-нибудь вы это проверите.

Люди убивают друг друга, настает голод, мор, отцы и матери теряют детей, сестры обесчещены, семейства опозорены, — из всех этих страданий вы должны извлечь пользу, страдающим послать радость и сказать: «Дайте нам вашей скорби». — Вы же сидите и говорите: «Хорошо, что мы не на поле боя, что мы не голодаем». — Какой опыт вы из этого извлечете? Напротив, войдите в положение тех, кто страдает, идите и помогите им, — тогда вы будете благословенны. «Но как мы можем помочь?» — Это проще всего; если не можете помочь непосредственно, можете духовно помочь людям.

Каждый человек должен взять по крайней мере половину страданий другого и дать ему своей радости. Вы говорите ему: «Господь тебя да благословит!» — и Господь через вас благословляет людей. Электрический ток, проходя через железную проволоку, магнетизирует ее; если Божественный ток не пройдет через вас, как думаете возвыситься?

Сейчас вы все на земле чувствуете себя так, как будто ваши идеалы разрушены, потерпели крах. — Идеалы не разрушены. Но у вас наплодилось много мушек, жучков, рыб, птиц, млекопитающих; когда вы очиститесь от них и станете умными, постепенно придет время, когда вы построите свой храм, и тогда придет и родится в нем Господь.

От того, что две тысячи лет назад родился в Иерусалиме Иисус Христос, вам нет никакой пользы. Вы можете петь эту песню еще четыре тысячи лет, это вам не поможет. Вы возвыситесь только тогда, когда ангелы войдут в вашу душу и скажут: «Ныне родится в доме Давидовом Спаситель».

И когда родится Христос, тогда там будет и Ирод, и Пилат, и первосвященник Каиафа. Вы скажете: «Так с этим ребенком одни беспокойства, нужно освободиться от него». — И можете отдать его Пилату, чтобы он его распял, и он пойдет к другим: как Христос оставил евреев и пошел к язычникам, так и ваш ребенок отправится к другим — тем, кто ему даст приют. И вы будете избранным, но оставленным народом. И когда вас спросят, почему вы страдаете, ответьте: «Потому что предали нашего ребенка Ироду и Пилату, чтобы его распяли».

Поэтому я говорю, что вы должны заступиться за своего Господа и сказать: «Я буду жить с Господом. Если Он жив, и я жив; если Он умрет, и я умру». — И как после этих страданий Христос воскрес, и вы воскреснете — научитесь закону бессмертия. Есть люди, которые близки к воскресению; апостолы воскресли и работают на земле. Вы скажете: «Почему мы их не видим?» — Воскресший воскресшего может видеть, как музыкант понимает музыканта, как понимают друг друга врачи, учителя и пр. Чтобы понимать, вам нужно иметь определенные способности, для этого вы и находитесь на земле.

Итак, Христос ныне явился, Он живет, Он среди вас. Он работает, работает во всех вас. То, что люди называют воскресением, — это рождение. Так называют в христианстве воскресение: вы выйдете из гроба. Вы все для меня — гробы, одни побольше, другие поменьше. Я вижу разные надписи на ваших надгробных памятниках: вот это Иван, столько-то лет жил и умер, вот это Елена, прожила столько-то лет и умерла. Сколько раз умирала эта Елена! И теперь она носит свой надгробный памятник с надписями всех своих родственников: кто, сколько и как жил.

Вы спрашиваете: «Когда мы воскреснем?» — Сейчас можете воскреснуть, но надгробные камни ваши очень тяжелы. Нужно, чтобы сошел некий ангел, чтобы их отодвинуть. Если для Христа должен был сойти ангел, чтобы отодвинуть камень с Его гроба, насколько больше нужно для вас? Родившийся Христос в тридцать три года претерпел великое изменение, которое в своей последней стадии называется «воскресением». Под словом «воскресение» я понимаю борьбу и победу ребенка над смертью. Для того и рождается человек, чтобы бороться со смертью и победить ее. Когда вы победите смерть, придет день воскресения.

Некоторые спрашивают: «Когда родился Христос и ангелы свыше возвестили мир людям, почему люди не исправились?» — Потому что не усвоили Христово учение как нужно. Христос вновь будет проповедовать в этом мире. Вы Его увидите, положительно вам говорю.

Некоторые из вас его не увидят. Почему? — Очень естественно: потому что слепы. И долгое время будут кричать, как тот слепец: «Сын Давидов, будь милостив ко мне, положи руку на мои глаза!» — Когда Он прикоснется к вашим глазам, спросит вас: «Видите ли теперь?» — «Вижу, Господи, людей как деревья». — Потом снова дотронется: «Теперь что видите?» — «Вижу, что люди движутся». — Что это означает? — Что ваши мысли и желания сначала неподвижны, как деревья, а когда вы начинаете видеть, вещи становятся живыми, как люди. Тогда вы поймете, что такое Добродетель.

Христос пришел, чтобы показать, что мы должны бороться со смертью, победить ее и воскреснуть. Вот что означает рождение.

Перевод М. Папуш

Беседа, прочитанная на Рождество Христово, 1915 г.

1. Примечание:

Беседа издавалась в книге "Сила и жизнь" II серия и в книге "Соль"

В беседе не указана дата.

Указано, что она прочитана на рождество Христово в 1915 г..

Возможные даты:

25.12.1914 ( суббота) по юлианскому календарю или 07.01.1915 по григорианскому календарю

25.12.1915 (пятница, но Рождество) по юлианскому календарю или 07.01.1916 по григорианскому календарю

В каталоге Елены Андреевой эта беседа датирована 25.12.1915

На сайте ИББ беседа "Рождение датирована 09.01.1916 (воскресенье) — это видимо григ. календарь и соответствует 27.12.1915

В PDF издании книги "Соль" дата не указана, но указано, что она прочтена на рождество в 1915 г.

"Словото на Учителя

каталог

София 1995 "