Сочетание, приложение и исполнение РБ 1931 0803 0 TD
СОЧЕТАНИЕ, ПРИЛОЖЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ
беседа из книги "Наше место"
3 августа 1931 года
5 ч.у.
Сегодня я буду говорить об этих трех словах – сочетание, приложение и исполнение, которые должны остаться в вашем уме на вечные времена. Вы говорите: «Запишем три этих слова, чтобы не забыть их». Недостаточно только записать их на бумаге, но вы должны открыть свои сердца и умы, чтобы их понимать. От трех этих слов будет зависеть ваш прогресс.
Теперь: Объясню вам смысл трех этих слов. Сочетание подразумевает правильное сопоставление всех реальных вещей, которые создал Бог. Сочетание может быть в мыслях, в чувствах и в поступках человека. Сочетание может быть между духами, между людьми, между ангелами, как и между богами. Сочетание может быть между двумя тонами и больше. Сочетание тонов должно происходить не только теоретически, но и на практике. Если вы хотите, чтобы сочетание происходило правильно, спойте эти тоны один, два, три раза или больше, пока они не начнут звучать гармонично. Если вы хотите исполнить какой-то музыкальный отрывок, сыграть или спеть его, повторяйте его много раз в уме до тех пор, пока он не будет хорошо исполнен внутри. Если вы хорошо исполните его, то останетесь довольны собой, тем, что можете петь или играть правильно.
Говорю: когда сочетание, приложение и исполнение между всеми органами человеческого организма происходят правильно, человек чувствует себя здоровым, веселым и довольным. Если эта гармония между органами человеческого тела отсутствует, то человек теряет здоровье, хорошее настроение и счастье. Например, вы встаете утром, но чувствуете боль в одной ноге. В данном случае больная нога – это аристократ, который говорит человеку, то есть, своему слуге:
— Ты знаешь, что я болен? Я хочу, чтобы ты меня полегоньку сгибал и разгибал, растирал меня, одним словом, лечил. Будешь исполнять то, что я тебе приказываю.
Ты говоришь ноге,
— У меня жена, дети, я – торговец, и не могу оставить свою торговлю.
— Нет, жену, детей, торговлю, все отставишь в сторону. Кроме меня и моей боли ничто другое тебя занимать не должно. Все остальное – пустяки.
— Я хочу помолиться, поговорить немного с Богом.
— Будешь молиться при мне! Никуда теперь не пойдешь.
Так что, если у тебя болит нога, у тебя есть хозяин. Если у тебя болят обе ноги, у тебя два хозяина. Ты говоришь: «Служить одному хозяину – нелегкое дело, а если приходится служить двум хозяевам, это настоящее рабство». Ты растираешь ногу, сгибаешь и разгибаешь ее, поворачиваешь вправо, влево. Потом начинаешь ту же историю с другой ногой, а там, глядишь, весь день прошел. Конечно, он пройдет. Нелегко служить двум господам. Каково положение человека, у которого здоровые ноги? С самого утра ноги готовы к работе. Они приходят к человеку, то есть, к своему хозяину, и говорят: «Что прикажешь, хозяин?» Хозяин идет на работу, и они идут вместе с ним. При таком положении и хозяин доволен, и оба его слуги, то есть, обе ноги, довольны и счастливы. Вот что значит правильное сочетание, приложение и исполнение.
Говорю: и в религиозном отношении многие люди похожи на больную ногу. Сидит иной религиозный, молчит, думает, чем-то недоволен. Чем он недоволен? У него есть жизнь – он недоволен. У него есть ум – он недоволен. Есть сердце – недоволен. Есть богатство – недоволен. У него есть жена, дети, друзья, - он опять недоволен. Почему? – У него болит нога. По какой причине болит нога? – Это неважно. Для вас важно обстоятельство, что у вас болит нога, и эта боль заставляет вас иметь особое мнение обо всем, что вас окружает. Клетки больной ноги ссорятся друг с другом, делят богатство, воюют – в их царстве настала настоящая анархия. Пока война не прекратится, они будут воевать между собой и говорить своему хозяину: «Знай, что мы сейчас воюем! Когда закончим войну, исполним все, что ты пожелаешь. От этой войны зависит и твое счастье. Если мы победим, и ты получишь свою долю добычи. Если проиграем, и ты проиграешь». Хозяин внимательно наблюдает, следит, кто выиграет войну. Победа означает, что нога выздоровела, клетки уже свободны, они возвращаются с фронта и говорят хозяину: «Мы победили! С этого момента ты можешь располагать всеми силами своего организма».
Следовательно, истинная победа состоит в правильном сочетании мыслей и чувств, вложенных в человека. Человек должен правильно сочетать только то, что Бог вложил в него. Он не должен принимать извне ничего чуждого. До каких пор? Пока война в нем не закончится. Как только человек закончит войну, как только даст дорогу Божественному в себе, он сможет уже принимать извне чужое, то, что создают люди и боги. Пока человек не разработал в себе Божественное, у него нет опорной точки в жизни, потому что сам по себе человек – эгоист, он думает только о себе. В этом отношении эгоист похож на камень. Если вы сядете рядом с камнем и начнете плакать, рассказывать ему о своих страданиях, он никоим образом не сможет войти в ваше положение. Вы тысячами лет можете ему молиться, но он останется для вас чужим, закрытым, он вас не поймет. Нужно ли вам плакать и молиться, просить денег у банкира, который не может и не хочет войти в ваше положение? Нужно ли вам приходить в церковь и молиться крестам и иконам? Кресты и иконы говорят: «Мы не интересуемся тем, чего хочешь ты. Мы интересуемся только тем, что могут дать нам люди. Если вы голодны, идите работать. Если будете работать, вы сможете и себя накормить».
Спрашиваю: что вам дали до сих пор иконы? Но, несмотря на это, у каждого человека есть, самое малое, по одной иконе. Обычно же у человека бывает три иконы: одна в уме, другая в сердце и третья в теле. Единственная реальность, которой человек может молиться и от которой он может получить ответ, это Бог, Который проявляется в сочетании вещей. Бог вложил в каждого человека известное богатство, известный капитал. Этот капитал находится в голове, в мыслях человека, которые он должен разрабатывать. Исполнение вложено в сердце человека. И действительно, чтобы что-то исполнить, в сердце человека должно появиться какое-то желание. Кто-то говорит: «Где Бог?». Бога ты найдешь не там, где хотят тебе Его показать люди, но там, где Он хочет проявиться. Например, кто-то идет на экскурсию, на вершину Дамга, и говорит другу: «Если хочешь со мной встретиться, найдешь меня на вершине Дамга, точно в семь часов утра. Следовательно, не ищи меня ни на Мусале, ни на Белмекене, но только на Дамге, там, где Бог определил». Иногда и вы ищете Бога там, где Его нет. Нет, ищите Его в Его сочетании, там, где Он проявляется.
Теперь: Многие хотят видеть вещи ясно, но они не могут этого достичь, пока не поймут закон сочетания. Например, вы приходите ко мне, хотите увидеть, что находится в моей комнате, но там темно, и вы не можете отличить один предмет от другого. Глаза ваши здоровы, но света недостаточно, вы не можете видеть. Я держу в руке свечу и спички, и если захочу, сразу могу зажечь свечу, сделать вас ясновидящими. Если я вполне уверен, что вы – честный человек, и богатство, которое находится в комнате, не введет вас в искушение, я зажгу свечу, чтобы вы могли его рассмотреть. Если вы – честный человек, то, когда я зажгу свечу, вы обрадуетесь тому, что увидите в комнате. Однако если вы нечестны, у вас появится желание взять что-то из того, что вы видели. Тогда я сразу гашу свечу, и вы снова остаетесь в темноте. То же самое происходит и в жизни каждого человека. Оказавшись в затруднительном положении, он начинает плакать, молиться, искать помощи. Я несу в руке свечу, зажигаю ее, и он сразу может сориентироваться, видит, где находится. Если только он чуть-чуть засомневается, если в его ум войдет какая-то нехорошая мысль, свеча сразу гаснет. Он снова начинает плакать, молиться, и говорит: “Не знаю, отчего у меня не идут дела”.
Многие тревожатся, беспокоятся о положении, в котором находятся, и говорят: “Что думает мир об общем положении дел?” – Мир думает то же самое, что и вы думаете. – “Что с нами будет?” – Идите на кладбища, там вы увидите, что с вами будет. До тех пор, пока вы думаете по-старому, с вами будет происходить то же самое, что произошло с другими. – “Можем ли мы разбогатеть?” – Идите к банкирам и спросите их, можете ли вы разбогатеть и как это сделать. – “Что с нами будет, если мы не исполняем волю Божию?” – Идите в бедные кварталы, в больницы, в хирургические отделения; идите на поля сражений, и вы увидите, что с вами станет, если вы не исполняете воли Божией. Все эти люди пришли к такому положению от больших знаний.
Когда говорю о сочетании, приложении и исполнении, я беру эти слова в их широком смысле. Если человек не понимает эти слова в их широте, это не значит, что он должен осуждать себя из-за того, что не смог сделать того или этого. Если кто-то не исполнил некоторые из своих обязанностей по отношению к Первопричине, это показывает, что он не вполне здоровый человек. Приходит ко мне кто-нибудь поговорить, но вдруг начинает жаловаться, что у него болит нога. Я беру крепкий бинт, перевязываю ему ногу, и он уходит. Приходит на другой день – опять та же история. Так продолжается неделю, две, три, и он постоянно жалуется, что у него болит нога, и он не может выполнять свою работу. Сказано в Писании, что небо – престол Бога, а земля – подножие неба. Если земля – подножие неба, то все должны изучать законы сочетания, приложения и исполнения, которые приведут их на самое небо, то есть, в Божественный мир, где царит добро, где царит любовь. Если вы работаете в этом направлении, больная нога выздоровеет. Не может быть такого, чтобы человек изучал закон сочетания, и у него болела нога.
Теперь: Перенесите эту мысль и в личную жизнь человека. У кого-то есть некое желание, но он не может его достичь. Например, он хочет пойти к своему другу, навестить его, но не может: у него болит нога. Он сегодня пытается встать с кровати – не может, завтра пытается встать с кровати – не может. Наконец, он приходит к убеждению, что, пока его нога не выздоровеет, он может только писать своему другу письма, но не может его посетить. Следовательно, с больной ногой никуда не пойдешь – ни к другу, ни к Господу. Если ум человека болен, может ли он пойти к Богу? – Не может. Если у человека больно сердце, может ли он пойти к Богу? – Не может. В данном случае, ум и сердце представляют ноги человека. И тогда, если человек пойдет к Господу с больной ногой, он сразу начнет молиться, чтобы его боль прошла. Боль в его ноге может пройти очень легко. Каким образом? – Если он полюбит Господа. Вы говорите: “Как нам полюбить Господа?” Вы сами это знаете, это знание вложено в вас самих. В музыканта вложено знание, как он должен петь или играть. Если он предоставит учителю учить его, как он должен петь и играть, он ничему не научится. Учитель только дает ученику основной тон и время от времени корректирует его исполнение, а ученик поет и играет в соответствии с истинными правилами музыки, вложенными в его душу. Ученик понимает сочетание тонов и сам их исполняет. То же самое относится и к добру, и к любви. Эти вещи подобны музыкальному чувству, они вложены в человека, вследствие чего человек сам знает, как любить. Когда человек делает какое-то добро в соответствии с тем, как это в нем написано, его лицо светится, как солнце, и жизнь его обретает смысл.
Вы говорите: “Только ли Бога мы должны любить? Ведь сказано, чтобы мы любили ближнего, как самого себя?” Говорю: в любовь к Богу входит и любовь к ближнему, но не наоборот. Многие любят людей, но быстро разочаровываются в этой любви. Значит, в их любви чего-то не достает. Что отсутствует в этой любви? – Один существенный элемент, а именно: когда люди любят своих ближних, они должны любить Бога в них. Приведите мне какой-нибудь пример из жизни, когда тот, кто любил людей, что-то приобрел! Приведите мне какой-нибудь пример из истории человечества, когда тот, кто любил подобного себе, приобрел что-то существенное! Тот, у кого на первом месте была любовь к ближнему, ничего не приобрел. Истинное приобретение может быть только у того, кто любит Бога и служит Ему. Нет ничего красивее, чем служить Богу! У того, кто служит Богу, и отношения с людьми будут правильные. Такой человек всегда богат, а не беден. Почему? – Потому что, идя к Богу, он всегда принимает, становится богаче. Когда идет к людям, он всегда дает, прилагает. Тот, кто правильно берет и правильно дает, живет в законе сочетания. Выражение этого закона заключается в приложении и исполнении добра, вложенного в ум и сердце человека. Закон приложения выражается сердцем, а закон исполнения – умом.
Итак, если вы даете людям от того блага, которое вложено в вас Богом, между вами образуется внутренняя связь, и вы будете понимать друг друга. Если станете так поступать, вы будете богаты. Тот, кто любит, всегда богат. В Божественном мире бедности нет, там она не допускается. На земле, однако, есть бедность. На земле есть грех, но в Божественном мире его нет. На земле есть болезни, но в Божественном мире их нет. На земле происходят ошибки, но в Божественном мире – никогда! На земле существуют отрицательные вещи, но в Божественном мире они не допускаются. Тот, кто думает подобным образом, приближается к Божественному миру. Тот, кто так не думает, остается жить на земле. Если человек живет на земле и жалуется на больную ногу, то что бы он ни пообещал, он ничего не сможет исполнить. Если его нога выздоровела, он все может исполнить. Если кто-нибудь обещает что-то выполнить и не держит обещания, значит, у него болит нога. Ты ученик, у тебя не идут дела в школе. Почему? – У тебя болит нога. Ты – торговец, у тебя не идут дела. Почему? – У тебя болит нога. Ты не можешь жить в согласии с собой, с людьми. Почему? – У тебя болит нога. Я беру больную ногу как символ больного ума и больного сердца. Кто-нибудь говорит своему другу: “Я готов ради тебя на всяческие услуги, на всяческие жертвы” – “Если так, можешь ли ты завтра придти ко мне домой, услужить мне кое в чем?” – “Конечно, могу” – “Ты действительно придешь?” Говорю: если этот человек спрашивает друга, действительно ли он придет к нему домой, это показывает, что он уже усомнился в нем. В ум этого человека вошло сомнение, которое может привести в дальнейшем к большому несчастью. Почему? – Потому что малейшее сомнение, которое зарождается в человеке по отношению к Божественному, в силах отложить Божье благословение, как минимум, на один день.
Многие жалуются на болезни, страдания и говорят: “Нельзя ли без болезней и страданий?” При том, как живут современные люди, без болезней и страданий нельзя. Сегодня болезни и страдания представляют собой определенный опыт в жизни человека. Человек пришел на землю учиться. Следовательно, он будет учиться и у страданий. Вы говорите: “Тот, кто не испытал, что такое болезни и страдания, ничего не знает”. Кто не испытал на себе этих хозяев? У кого не была забинтована нога? При том, посмотрите, какая аристократическая походка у человека на костылях. Он пройдет немного и остановится. Опять пойдет, и вскоре опять остановится. Его походка торжественная, как у владыки. Кто повстречает его, говорит: “Может быть, этот человек молится? Он остановится, пошепчет что-то, и снова продолжает свой путь”. Нет, он запыхался, бормочет что-то, он не молится. И вы задыхаетесь, когда поднимаетесь на высокую вершину. Некоторые говорят: “Неужли Учитель не мог найти какое-нибудь ровное место, куда нам можно придти, что мы должны подниматься на такую высоту?” Они идут и бормочут, а другие думают, что они молятся. Однако закон таков: когда ходят по ровному месту, развиваются одни органы, но за их счет другие атрофируются. Однако при подъеме на высокие места, поскольку путь бывает разнообразным, есть и ровные, и крутые места, то активизируется деятельность всех органов, и человек становится более здоровым.
То же самое можно сказать и о мыслях, чувствах и поступках человека. Чем выше и разнообразнее мысли, чувства и поступки человека, тем он здоровее. Таким образом все силы в человеке побуждаются к работе, и он становится весьма плодотворным. Человек непременно должен делать усилия, чтобы разработать все способноси, вложенные в него Богом. Он должен правильно сочетать в себе все силы, все способности. В каждого человека Бог вложил одну основную способность, которую он должен развить. От этой способности зависит его счастье. Кто-то скажет: “Если мир исправится, все остальное придет само собой”. Нет, вы не должны ждать, когда исправится мир. Вы должны работать, стать счастливыми прежде, чем исправится мир. Наша задача не зависит от мира, чтобы нам ожидать, когда мир станет лучше. Мы не должны зависеть даже и от общества. Нам незачем ждать, когда улучшится общественный строй, чтобы потом и мы стали жить лучше. Каждый сам должен решать свои задачи, вне зависимости от всех других обстоятельств. Если человек решит ждать, когда улучшится положение всего человечества, на это понадобится много времени. Если вы станете дожидаться, когда болгары проснутся, придут к такому сознанию, или сочетанию, до которого уже многие дошли, то потребуются еще тысячи лет. Болгарин, например, очень любит разрушать. Проходя лесом, он, недолго думая, берет топор, тут рубанет деревце, там – другое, и идет себе дальше. Он часто делает это без всякой необходимости, только из любви к разрушению.
На днях пришел ко мне один пастух, поговорить. Поглядел вокруг, увидел два-три арбуза, которые мне принесли из города, и говорит: “У тебя здесь арбузы!” – “Да, у меня есть арбузы”. Он выказывает себя благородным, не просит дать ему кусок арбуза, а только обращает внимание на них. Спрашиваю его: “Ты ел арбуз?” – “Кто мне принесет сюда арбуз? К тому же, я человек бедный, не могу сам купить”. Тогда я беру один арбуз, разрезаю его и даю ему. – “Ты много мне даешь” – Это не только тебе, дай и своему другу. – Он сидит рядом со мной и начинает ножичком отрезать от арбуза. Отрезает один кусок, съедает его, и бросает корку в четырех-пяти шагах себе за спину. Отрезает второй кусок, съедает его, и опять бросает корку за спину. Съев два куска, он говорит: “Остальное отнесу своему другу”. Наблюдая, как этот пастух бросает арбузные корки, я про себя делаю перевод этого примера в более высоком мире. Говорю: мы имеем право использовать блага, которые дал нам Бог, но мы должны использовать их разумно. Нужно ли, восприняв хорошую мысль, съедать то, что в ней хорошо, а корки бросать в сторону, чтобы другой их подбирал? Когда пастух бросил арбузные корки, я нагнулся, собрал их и отложил в сторону. Он должен был их собрать, чтобы отнести своим коровам. По его поступку я могу судить о том, что он – скупой человек, скряга, и в то же время он не думает о своих коровах. Арбузная корка может совершить какую-то работу. Этот пастух думает только о том, чтобы ему было хорошо, но не о том, чтобы было хорошо и другим людям. У такого человека не может быть никакого капитала.
Это основные положения, принципы, которые вам следует иметь в виду в жизни. На первый взгляд они кажутся обыкновенными, вследствие чего вы думаете, что поняли их. Например, в ваш ум приходит мысль, что вы самостоятельны, что вы поняли истину. Человек может быть самостоятельным только тогда, когда он может сыграть музыкальный отрывок с его сочетанием, приложением и исполнением. Если человек может так играть для себя самого, он сможет играть и для других. Если он возьмет всего только один тон фальшиво, он не должен выходить играть перед людьми, позорить музыку. Если он выходит на сцену играть неподготовленным, тем самым он компрометирует и своего учителя: каждый захочет узнать, кто его учитель. То же самое относится и к жизни людей. Пока люди не научатся жить хорошо, Бог не дает им возможности проявиться. Если научатся жить хорошо, если могут правильно сыграть Божии отрывки, они уже становятся носителями великих Божиих благ.
Теперь: Вы собрались здесь и ждете, чтобы развели огонь, вскипятили воду и приготовили еду. Говорю: достаньте свою волшебную палочку и стукните ею, чтобы появилась еда. Вы, наверное, скажете, что еще не пришло для вас время использовать волшебную палочку. – Когда придет это время? Если вы можете стукнуть палочкой, и перед вами появится еда, значит, вы сильные люди. Говоря вам это, я хочу от вас только того, что вы можете сделать. Вообще, учитель никогда не должен требовать от учеников того, чего он сам не может сделать. Однако вы можете сделать следующее: пойдите к своим палаткам и принесите еду сюда, на эту высотку. Если вы сможете сделать это, у вас здоровые ноги. Если вы не можете спуститься вниз и принести еду, у вас больные ноги. Если человек может приказывать своим ногам, значит, они здоровы. Если он не может им приказывать, ноги больны.
Тот же самый вывод вы можете сделать и относительно своего ума и сердца: если ваши ум и сердце нездоровы, вы не можете что-то сказать и выполнить это. Каждое слово, которое вы говорите, должно быть понято в его глубоком смысле, а потом оно должно быть приложено, оно должно жить. Например, вы говорите: Бог есть любовь, мудрость, истина, правда, святость, чистота, и так далее. Если вы так говорите, вы должны быть глубоко убеждены в этих словах. Но так ли, в сущности, обстоит дело? Вы говорите, что Бог справедлив, и в то же время высказываете мнение, что такой-то пользуется у Бога определенными привилегиями, имеет Божие благословение. Привилегию перед Богом имеет только тот, кто исполняет Его волю. Когда Бог к кому-то благоволит, это подразумевает, что Он проявляется через него. В этом отношении каждый может быть проводником, чтобы Бог проявлялся через него.
Вы говорите: “Бог нас научит, что мы должны делать” – Эта наука идет изнутри, и при том тогда, когда Бог проявляется в человеке. Это может быть всегда, а не только сейчас. Бог послал вас на землю получить небольшой опыт, чтобы видеть, как Он может проявиться через вас. Однажды, когда вы вернетесь к Нему, Он опять вложит в вас нечто такое, что вам нужно будет разработать. Если вы не можете стать проводниками Бога, вы преждеременно состаритесь, будете ходить на костылях, вас оставят сыновья, дочери, друзья, знакомые, пока, наконец, ваша жизнь полностью не потеряет смысла. Если человек окажется в таком положении, он должен, как блудный сын, снова вернуться к своему Отцу, работать у него, приобрести новых друзей, новых сыновей и дочерей. У человека не может быть ни сыновей и дочерей, ни друзей и близких, если он не знает Бога. Тот, кто хочет иметь сыновей и дочерей, должен быть отцом. Кто-то говорит: “Я родил сыновей и дочерей, я их создал”. – Ты их родил, но не ты их создал. Человек не может создать человека. Это значит: никакой человек не может создать душу. Если гончар сделает красивый сосуд и наполнит его водой, то он ли создал эту воду? Нет, он только наполнил горшок водой, но вода создана не им.
Итак, первое, что всем необходимо – создать правильные отношения к Богу. Это достигается, когда человек держит в своем уме светлые мысли, в сердце – благородные чувства, и в воле – красивые поступки. Это может сделать сам человек, а может кто-то извне помочь ему. Слушайте каждого, кто несет в себе светлые, незапятнанные мысли и может их передать. Не слушайте того, кто несет нечистые, запятнанные мысли. То же самое относится и к любви, и к добродетели, и к знанию. Любви, добродетели, знания, которые только внешне манят человека, а по существу ничего ему не дают, нужно избегать. Людям нужна любовь, которая несет бессмертную жизнь. Людям нужны добродетели, которые могут сделать их сильными, мощными. Людям нужно знание, которое освобождает. Вы говорите: “Это трудно”. Когда у человека здоровые ноги, ему не трудно ходить. Тогда он чувствует в себе трепет, у него появляется сильное желание ходить, двигаться. Для человека нет ничего лучше, чем иметь здоровые ноги. Ум и сердце человека также должны быть здоровы!
Теперь: Наблюдая за вами, я вижу среди вас много костылей. Не считайте это упреком. Я говорю истину. Многие возразят: “Мы уже столько лет служим Богу, неужели все еще ходим на костылях?” Спрашиваю: кто из вас совершенно здоров? Кого ни встретите, он всё будет жаловаться, что у него болит или желудок, или легкие, или мозг. Я желал бы, чтобы все люди были абсолютно здоровыми, но для этого нужно соблюдать три основных закона жизни – сочетания, приложения и исполнения. Если человек может рассчитывать на три этих закона в себе, его ум никогда не помрачится, сердце никогда не будет сталкиваться с противоречиями, и воля его будет непоколебимой. Например, какой-то ученик хочет научиться играть на скрипке. Он приходит к великому скрипачу, но тот его не принимает. Если в ученике есть сочетание, приложение и исполнение, он будет сидеть перед дверью этого скрипача год, два, три, десять, пока, наконец, скрипач не скажет: “Твое желание учиться велико. Возьми скрипку и приходи ко мне, будешь моим учеником”. Знаменитые скрипачи – люди особенные, они не похожи на обыкновенных людей. Когда ученик приходит к такому скрипачу, последний не объясняет ему, как нужно играть, но только указывает ему пальцами, что там или тут он не берет тоны правильно, и предоставляет ему дальше самому разбираться и исправлять. Если ученик легко понимает, учитель доволен. Если ученик не понимает, он хмурит брови, удивляется: как можно, чтобы ученик до сих пор не развил своих способностей? Как поступают многие ученики? Они берут скрипку, попиликают на ней немного и говорят: “Оставлю на другой раз, сегодня что-то не идет”. На другой день опять берут скрипку, опять попиликают, и снова отбрасывают ее в сторону. Нет, так не учат. Так играть, это все равно, что разучить “Цветик милый, цветик красный”, и каждый день его играть. Или это все равно, что грешнику повторять себе каждый день: “Я грешный человек” Или все равно, как если человек говорит себе: “Я слаб, ничего не могу сделать”. Говорю: человек может играть многие вещи, а не только “Цветик милый, цветик красный”. В каком случае? Если он упражняется в игре. Человек может быть праведным, а не только грешником. В каком случае? Если он работает, если двигается. Пока у человека забинтованы ноги, он всё будет служить дьяволу, всё будет петь одну и ту же песню, и всё будет грешником. Если ноги у него здоровы, он будет сильным и будет исполнять волю Божию.
Следовательно, человека не должна занимать мысль о том, каким он был в прошлом. Прошлое человека представляет мысли, навязанные ему извне. Если вы оденете человека в арестантский халат и наденете ему на ноги кандалы, каким будет его состояние? Он будет ходить вверх - вниз, кандалы будут бренчать, приводить его в смущение, но он будет знать, что и халат, и кандалы навязаны ему извне. Он – не в них. Человек – не в халате и не в кандалах. Зная это, он проникнется глубоким желанием освободиться от них. Кто знает законы освобождения, тот создаст в своем уме светлые, чистые мысли, и кандалы моментально спадут с его ног. Если спадут кандалы, спадет и халат, и он окажется за пределами тюрьмы. Каким образом? При помощи своей мысли. Его мысль станет настолько сильной, что он сможет усыпить своих охранников. Потом он внушит им мысль открыть дверь и снять кандалы с его ног. Он сам сбросит халат и выйдет из тюрьмы на чистый воздух, на свободу. Потом он внушит сторожам положить кандалы и халат на место и закрыть дверь. Всё это сторожа исполнят в спящем состоянии, и когда проснутся, скажут: “Как это произошло? Где преступник? Как он вышел через запертую дверь?”. Изучив, как это произошло, они придут к убеждению, что этот преступник был необыкновенным человеком. Тот, кто знает законы, усыпит всех и пройдет мимо всех незамеченным даже в том случае, если его преследует настоящая погоня. Пока люди не научатся усыплять своих преследователей, они всё будут сидеть по тюрьмам. Тюрьма представляет собой ограничительные условия жизни. Если человек попадет в тюрьму, там все ему будут приказывать. И что ему прикажут, он будет исполнять.
Вы говорите: “Как нам выйти из тюрьмы, в которой мы находимся?” Сегодня люди, даже если и выйдут из тюрьмы, снова в нее вернутся. Почему? Потому, что они еще не могут жить по-новому. Они начинают с нового и заканчивают старым. В этом отношении они похожи на птичку, долгое время жившую в кафе. Только ее выпустят на свободу, она вскоре опять возвращается в кафе. Вот почему все вы должны быть сильными, самостоятельными, если хотите освободиться от ограничительных условий, внешних или внутренних, которые препятствуют вашему развитию. У каждого из вас должно быть ясное представление о себе, о своих скрытых возможностях. Тогда вы будете знать, что достигнете всего, чего пожелаете во имя Божие. Сказано в Писании: “Тот, кто любит Бога и исполняет Его волю, получит желаемое прежде, чем успеет пожелать”. При таком положении ваши ноги и руки будут здоровыми, умы – светлыми, сердца – чистыми и прямыми. Имея все это, вы будете жить не по правилам и законам, а по свободе и сознанию. Для людей нет ничего хуже, чем устанавливать друг для друга правила, как нужно жить. Каждый сам знает, как нужно жить. Если вы хотите каких-то правил, дам вам следующие слова для размышления: правда, чистота, вера, надежда и любовь. Тот, у кого верный ум и верное сердце, знает, как жить. Больной, сам того не желая, изогнет, искривит свой путь. Он не может ходить прямо. Например, кто-то пошел по правильному пути, нашел учителя, чтобы тот им руководил, но в то же время ищет и других учителей, хочет учиться у них. Он может искать других учителей, но будет есть солому. Такой ученик будет жить только во лжи и обмане. А ложь создаст в нем болезненные состояния. Так что помните: ни себе не лгите, ни другим. Если вы обманываете себя и лжете другим, то чем вы отличаетесь от людей старого учения?
Теперь: Я говорю тем из вас, которых Бог испытал еще в прошлом. Бог хочет, чтобы вы развили способности, таланты, которые Он в вас вложил. Кто сознательно работает над собой, тот разовьет свои способности. Если он развил свои способности, это подразумевает, что он уже может хорошо играть. Самое большое богатство для человека – если он развил хотя бы одну из своих способностей так, как нужно. Сегодня я встречаю людей даровитых, талантливых, которые, несмотря на всё свое внутреннее богатство, идут к Богу с просьбами. До сих пор я почти ни разу не встречал человека, обладающего таким большим богатством, которое представляют его таланты, который пришел бы к Богу и сказал: “Господи, ты отдал в мое распоряжение миллионы, но я не знаю, что мне с ними делать. Прошу Тебя, скажи мне, как мне их использовать наиболее разумным способом?”. Говорю: если мы не готовы вложить свое богатство в работу для Бога, чтобы работать ради Него и во Имя Его, мы ничего не достигнем. Если мы не вложим свои ум, сердце и волю в работу для Господа, то ничего не достигнем. Кто-то говорит: “ Если я устрою свои дела, потом уже будет легко”. Нет, пока человек не работает ради того, чтобы уладились Божии дела, его дела никогда не уладятся. Если вы хотите, чтобы уладились ваши дела, в первую очередь работайте для Бога. Почему? Работая для Бога, вы вносите свой капитал в Божественный банк, где этот капитал ежегодно приносит проценты. Если человек работает во славу Божию, Бог уладит его дела.
Когда я так с вами говорю, это не означает, что вы не работали для Господа. Все вы делали и делаете усилия в этом отношении, но вам следует знать, как надо работать. И больной делает усилия, чтобы встать с кровати, но результаты этих усилий невелики. Он делает большие усилия, а результат неудовлетворительный. Он старается встать с кровати, но скоро слабеет и снова ложится. Он должен знать, как прикладывать усилия. Иной говорит: “Если человек хочет служить Богу, он должен отказаться от своей жизни” – Эта идея непонята. – “Мы должны быть добрыми, любить друг друга!” – Это хорошо, но вы должны знать, как делать эти усилия. Для всего, чего вы хотите достичь, у вас должны быть правильные методы приложения.
Наблюдая за современными людьми, я вижу, что все стремятся к первенству. Если кто-то занимает в обществе определенное положение, он хочет быть первым. Если он ученик, он тоже хочет быть первым, хочет быть близко к учителю. Это хорошее желание, но первым учеником может быть только тот, кто играет вместе со своим учителем. Такой ученик может играть и первую скрипку. Тот, кто не умеет хорошо играть, сам определяет свое место. Это не значит, что учитель пристрастен, но талантливый, добродетельный ученик всегда занимает первое место. Сами таланты и добродетели определяют его место. Тот, в чьих руках зажженная свеча, кто несет в себе любовь, тот находится на первом месте, чтобы светить своим ближним, указывать им путь. Таков закон и в духовном, и в физическом мире. Следовательно, неважно, что учитель может дать ученику, но важно, как ученик работает, чтобы разработать и развить тот богатый материал, который Бог вложил в его душу. Ученик должен работать с тремя законами – сочетания, приложения и исполнения.
И вам говорю: если вы правильно поймете эти законы, они принесут вам пользу. Если вы их поймете неправильно, то, какие бы усилия ни прикладывали, ничего не сможете достичь. Эти усилия утомят вас и не принесут при этом никаких реальных результатов. Эти усилия создадут в вас внутреннюю усталость, которая сделает вас недовольными собой. Например, на днях мы ходили нарубить немного дров. И вот, я наблюдаю, как один брат рубит дрова. Он поднимает и опускает топор, но с таким усилием, которое скоро приведет к истощению сил. И действительно, немного погодя брат опускает топор на землю и говорит: “Уже устал!”. Я беру топор, показываю ему, как рубить дрова, не уставая. Для этого есть специальные методы, которые человек должен знать. Потом вижу группу братьев, они тяжело дышат, стараются поднять пни, чтобы спустить их вниз. И этот способ неплох, он развивает физическую силу, но я порекомендовал им воспользоваться рычагом. Они взяли рычаг, и работа была выполнена легко, приятно, без больших усилий. Говорю: если человек не хочет уставать, пусть он воспользуется рычагами. Они необходимы в жизни повсюду.
Итак, запомните три этих слова: сочетание, приложение и исполнение. Сочетание представляет Божественный капитал, вложенный в человека. Этот капитал непременно должен быть разработан. После сочетания идут приложение и исполнение. Некоторые ставят на первое место исполнение. Ученик в музыкальной школе сначала будет учить ряд правил и сочетать их. Затем он будет учиться правильно прилагать то, что выучил, и, наконец, дойдет до исполнения. Исполнение – в конце, когда ученик закончит курс по музыке. Исполнение подразумевает истинное знание, о котором сказано в Писании: “И земля исполнится знанием о Господе”.
Многие говорят: “Когда читаем Священное Писание, мы сталкиваемся с рядом контрастов, аналогий, которые будят нашу мысль”. Говорю: эти контрасты и аналогии необходимы для разъяснения символов, некоторых философских мыслей. Иначе, сами по себе, аналогии ничего не представляют. Например, если вы станете сочетать два аналогичных предмета, когда между ними нет приложения и исполнения, они останутся неиспользованными. Однако в приложении и исполнении вещей есть тайна, которую нужно знать. Если человек не силен в приложении, он ничего не может достичь. Исполнение идет после приложения. Тот, кто прилагает, может исполнить. Например, если вы прилагаете в жизни добро, тогда у вас будет исполнение, то есть, вы чего-то достигнете. Представьте себе, что я скажу вам перейти вброд озеро. Можете ли вы это сделать? Некоторые могут, но другие – не могут, потому что не подготовлены. И если они решат перейти вброд озеро, они утонут. То же самое происходит и в жизни. Если вы дадите какую-то работу неподготовленному человеку, он в ней потонет. Если человек хочет добиться в жизни успеха и не утонуть в море, он должен подчиняться Божиим законам, а не подчинять себе Божии законы.
Один святой шел из одного села в другое. По дороге он встретил турка с повозкой, а в повозке сидела жена турка. Еще издали турок подал святому знак, чтобы тот сошел с дороги и не смотрел в повозку. Турки очень берегут своих жен, чтобы их не видели чужие мужчины. Тогда святой про себя сказал: “Я преподам тебе хороший урок, чтобы в другой раз ты знал, как поступать”. Святой каким-то образом испугал коня, который бросился бежать, и еще немного, и он упал бы в пропасть. Турок начал молиться святому: “Смилуйся, помоги мне!”. Святой остановил коня и предотвратил падение повозки в пропасть. Турок поблагодарил святого и продолжил свой путь. Он легко отделался. Этот турок и его жена могли полететь в пропасть, и там и остаться. Турок понял урок, который преподал ему святой. Не святой должен был сворачивать с дороги, но турок со своей повозкой должен был взять немного в сторону, и тем самым он смог бы избежать опасности. Когда святой проходит мимо жены какого-нибудь турка, пусть она опустит на лицо свою паранджу, чтобы никто ее не видел. Святых не интересуют ваши жены. Тот, кто не хочет, чтобы святой смотрел на его жену, пусть сам свернет с дороги, а не понуждает к этому святого.
Закон таков: святой не может свернуть со своего пути из-за чьей-то жены. В переводе этот означает: Божии законы не могут подчиняться людям, но люди должны добровольно им подчиняться. Не Бога подчинять, но они сами должны подчиняться Богу! Это правильное положение. Если вы думаете таким образом, то вам во всем будет сопутствовать успех. Если вы выполняете волю Божию, у вас будут хорошие результаты. Так что я желаю всем работать в соответствии с законами сочетания, приложения и исполнения. Если вы будете работать таким образом, то придете к новым методам, а новые методы оправдают ваши усилия. Желаю вам сбросить бинты с ваших ног. Вы уже столько лет ходите с забинтованными ногами, но я желаю всем с этого дня сбросить бинты с ваших ног! Если человек десять лет ходил с бинтами и на костылях, то ему уже пора отбросить их в сторону. Говорю и вам: сбросьте бинты с ваших ног, отбросьте от рук костыли и хотите свободно, чтобы вам ничто не препятствовало.
Вы говорите: “Можем ли мы освободиться от костылей?” Тот, у кого есть воля, может выбросить костыли и быть свободным. Тот, кто живет по закону сочетания, сможет освободиться от всего, что препятствует ему в его развитии. Выбросьте все ненужное, все отрицательное. У вас какая-то опухоль в теле – выбросьте ее вон! Она вам не нужна. У вас есть какая-то отрицательная мысль и отрицательное чувство – выбросьте их вон! Это паразиты, которые только высасываю соки из вашего организма, а со своей стороны ничего не дают. Эти отрицательные мысли и чувства могут молиться, чтобы вы их не выбрасывали, но вы не должны их слушать. Когда вы их выбросите вон из себя, скажите им: “Чтобы вы не умерли с голоду, я могу каждое утро оставлять вам в определенном месте немного пищи. Однако я не позволяю вам оставаться в моем уме и сердце, чтобы вы там жили и размножались”.
Следовательно, каждая нечистая мысль, каждое нечистое желание – это паразиты, от которых человек непременно должен освободиться. Вы можете сказать, что эта нечистая мысль, или это нечистое желание имеют царское происхождение. Какого бы происхождения они ни были, какого бы этикета ни придерживались, если они отрицательные – вон! Если какая-то отрицательная мысль может нести человека, это я понимаю. Однако когда он несет такую мысль – не понимаю. Когда конь несет человека –понимаю. Однако, чтобы человек нес коня – не понимаю. Когда Бог несет человека – понимаю. Но чтобы человек нес Бога – и этого не понимаю. Мы живем и движемся в Боге, поэтому Бог должен нас носить. Кто-то говорит: “Я несу в себе Божественные мысли”. Носить в себе Божественные мысли – это одно, а носить в себе Бога – это другое. Никто не может носить в себе Бога! Никто не может носить в себе Учителя! Когда я говорю, что вы должны быть свободными, я имею в виду, что Бог, в Котором вы живете, абсолютно свободен. Раз Бог свободен, и вы должны быть свободными. Бог создал мир для нас, чтобы мы учились, познавали Божье проявление и служили Ему. Если мы служим Богу, то и мир, о котором вы говорите, что он не исправлен, исправится.
Спрашиваю: что вы приобрели от размышления в это утро? Как результат утреннего размышления были даны законы сочетания, приложения и исполнения. Однако нужно еще долгое время размышлять над этими законами, над этими идеями, чтобы они ясно проступили в сознании каждого. Некоторые идеи утомляют. Например, нет более утомительной, более неприятной идеи, чем когда тебе кто-то все время повторяет, что ты добрый, богатый, святой человек. Один раз услышать это – куда ни шло, но когда тебе все время говорят одно и то же, это ненавистно. Тот, кто это говорит, тоже может стать святым человеком. Каким образом? Если его зажгут, он будет гореть, как свеча. Тогда и он будет гореть так же, как и я. – “Но подобного тебе нет” – Верно, что другого такого, как я, нет, но нет и подобного тебе.
Кто-то говорит: “Хочу, чтобы Бог меня любил”. Бог может тебя любить, но и ты должен Его любить. Почему человек хочет, чтобы Бог его любил? Человек хочет и ищет Божьей Любви, чтобы достичь своих желаний. Говорю: человек может достичь своих желаний в двух случаях: когда Бог его любит и когда он любит Бога. Когда Бог любит человека, то человек видит, что Бог может сделать в нем и для него. Когда человек любит Бога, Бог видит, что может сделать для Него человек. Однако и в том, и в другом случае, и чтобы быть любимым, и чтобы любить, человек должен проявиться.
Итак, следует иметь в виду два положения: или Бог нас любит, или мы любим Бога. Только таким образом мы Его познаем. Если познаем Бога, мы перейдем ко второму закону: любовь к ближнему. И в этом законе будет то же самое отношение: или мы будем любить ближних, или они будут нас любить. Вообще, отношения людей к Богу и отношения Бога к людям составляют закон сочетания, исполнения и приложения. Если Бог любит людей, все их дела устраиваются волшебным образом. И когда люди любят Бога, их дела тоже устраиваются. Вы говорите: “Когда мы придем к такому положению?” Вы уже находитесь в таком положении, но еще не осознаете этого. Например, кто-то должен оплатить вексель в сто тысяч левов и ломает голову, где взять деньги, чтобы его оплатить. Он ходит там и тут, задумчивый, встревоженный, нигде не может найти денег. В день выплаты ему сообщают из банка, что сумма в сто тысяч левов, которую он должен, выплачена. Он говорит: “Как это произошло? Кто оплатил мой вексель?”
Современные люди боятся долгов, боятся грехов и говорят: “Что станет с нашими грехами? Как мы от них освободимся?” Говорю: Ваши грехи давно оплачены, так же, как оплачен этот вексель на сто тысяч левов. Вы получите сообщение из Божественного банка, что все ваши долги, все ваши грехи уже выплачены. Нужно ли после этого сомневаться в том, любит вас Бог или нет? Здоровье, которое у вас есть, показывает, что Бог вас любит. Богатство, которое у вас есть, выраженное в вашем уме, сердце и воле, показывает, что Бог вас любит. И в самом малом человек должен видеть Божью Любовь. Какое более сильное доказательство Божьей Любви вам нужно здесь, в горах? Уже целый месц, как мы здесь и пользуемся самыми лучшими условиями. Если бы Бог нас не любил, Он мог бы послать бы бурю, ветер, дождь, снег, град, и мы не могли бы остаться тут ни дня. Однако мы спокойно сидим, читаем, ходим на прогулки, обогреваемся и рассуждаем на разные темы. Сколько сосен (клеки (болг) - низкорослые горные сосны – прим перев.) пожертвовали собой ради нас, но они довольны, потому что таким образом они освободились от многих существ, которые были заперты в них. Только так можно оправдать то, что они сгорели. Когда ты кого-то освобождаешь, то всё вовремя и к месту. Когда ты кого-то порабощаешь, то всё не к месту и не вовремя. То же самое можно сказать и о самом человеке. Когда человек освобождается, всё вовремя и к месту. Когда человек порабощается, всё не вовремя и не к месту.
Теперь: Желаю, чтобы все вы были радостными и веселыми, с широкими сердцами, чтобы сознавали, что Божьи блага вам даны, и использовали их разумно. Однако мы должны быть носителями Божьих мыслей и работать ради Его славы. Если мы работаем для Бога, мы будем пользоваться Его благословением, и, где ни пройдем, все люди будут нас узнавать. Если вы проходите мимо людей, которые бранятся, остановитесь и издали посмотрите на них. Глубоко в себе пожелайте, чтобы они поняли друг друга. В том случае, если они дерутся и наносят друг другу раны, повалите их на землю, и потом пригласите к себе домой, чтобы перевязать их раны. Когда перевяжете им раны, поговорите с ними о Божией Правде, о Божией Любви. Человек повсюду в жизни должен проповедовать Божественное учение и исполнять Божью волю. Если вам встретится человек, который говорит о Боге, вам следует иметь в виду следующее: слушает ли он Бога и выполняет ли Его волю. Того, кто слушает Бога и выполняет Его волю, вы можете слушать. Если человек не слушает Бога, не выполняет Его волю, то и вы не должны его слушать. Кто служит Богу, тому и мы будем служить. Кто любит Бога, того и мы будем любить. В этом состоит исполнение Божественного учения.
Итак, сочетание представляет любовь, приложение – мудрость, а исполнение – истину. Если человек не имеет в себе любви, он ничего не может сочетать. Если человек не мудр, он ничего не может приложить. Если человек не имеет в себе истины, он ничего не может исполнить. Следовательно, если вы хотите сочетать, позовите любовь. Если вы хотите прилагать, позовите мудрость. Если вы хотите исполнить, позовите истину. Учитель не может постоянно показывать ученику, как ему следует держать смычок и настраивать струны скрипки. Эти вещи ученик должен уметь делать сам. Он должен постоянно упражняться, пока не начнет прилагать законы сочетания, приложения и исполнения. Кто-то спрашивает: что означают в жизни сочетание, приложение и исполнение? Когда две разумные души собираются в одном месте, это сочетание. Когда две разумные души собрались в одном месте и работают вместе, чтобы достичь известной цели, это приложение. И, наконец, когда две эти разумные души достигли цели и теперь едят и пьют, принимают участие в том благе, которое приобрели, это исполнение. При этом следует знать, что сочетание, приложение и исполнение – процессы не однократные, а многократные, вечные.
Теперь: Представлю вам несколько контрастов для пояснения этой идеи. Представьте, что кто-то подходит к вам и наносит вам несколько ударов. Он наносит вам один удар, и вы говорите: “Только бы он не ударил во второй раз”. Он наносит вам второй удар, и вы говорите: “Только бы он не ударил в третий раз”, и так далее. Потом представьте, что кто-то приходит к вам и дает вам кусок хлеба. Вы голодны и говорите: “Вот бы он дал и второй кусок!” Он дает вам второй кусок, и вы говорите: “Вот бы дал и третий!”, и так далее. Следовательно, тот, кто наносит удары, имеет желание ударить еще раз, только бы вразумить человека. Когда же он дает ему хлеб кусок за куском, то говорит: “Хоть бы ему было достаточного этого куска, потому что у меня уже рука устала давать ему хлеб кусок за куском”. Так что тот, кого бьют, стремится к тому, чтобы эти побои как можно скорее прекратились. А тот, кто бьет, говорит:”Ударю еще разок, чтобы вразумить человека”. Когда кого-то кормят, он говорит: “Хоть бы мне дали еще кусочек хлеба!” Тот, кто кормит кого-то, говорит: “Хоть бы этот кусок был последним, у меня рука заболела от того, что я ее все время поднимаю и опускаю”.
Теперь: Представлю вам другое положение. Вы встречаете человека и начинаете его колотить. Однако при каждом ударе из вашей руки высыпается целая пригоршня золота. Когда тот, кого бьют, увидит, что после каждого удара на него сыпется так много золота, будет ли он говорить, чтобы его перестали бить? Напротив, он будет молчать, ничего не скажет. Даже если ему нанесут 50 ударов по спине, он будет молчать. Так что говорю: всякое страдание, в отношении которого мы осознали, что оно приносит в нашу жизнь великое благо, имеет смысл. Поэтому Павел говорит: “Наши нынешние страдания не могут сравниться с теми великими благами, которые придут в будущем”. Однажды, когда люди осознают, что принесли им страдания, они скажут, как Павел: “Хорошо, что я пострадал”.
Теперь: Я говорил, а вы устали писать. Если вы поняли то, что я говорил вам, вы сможете сказать хлебу, чтобы он пришел к нам. Где вы хотите позавтракать, здесь или внизу, возле палаток? (- Здесь). Тогда сами ли вы спуститесь, чтобы принести завтрак, или ударите волшебной палочкой, чтобы еда пришла сама? Давайте, бросайте уже свои костыли, развяжите бинты и будьте свободными от этих препятствий, спускайтесь вниз, чтобы принести завтрак!
Беседа Учителя Петра Донова от 3 августа 1931 г., 5 часов утра.
Перевод с болгарского Драгавцевой Татьяны, 5.09.2007г., Москва. Ред. 6.09.07.
Перевод предварительный, требует редакции и доработки.
Перевод выполнен по книге: “Нашето място”, “Сонита”, София, 1997г.
1931 г. Наше место Список бесед