В фокусе 1944 1115 0 211 1

В ФОКУСЕ

На фокус, 15.11.1944 г.

Перевод А. Левицкой по изд. 1999 г. (“Жануа 98”)

Скачать

XXI лекция общего оккультного класса,

от 15.11.1944 г., (среда 5 ч.у.),

Изгрев-София.

Добрая молитва.

Благость.

Что было самым новым в прошлой лекции? О чём я говорил, какой мы рассматривали вопрос?

Если бы вас кто-то спросил, почему в умеренном поясе у деревьев осенью листья опадают, а весной вырастают новые, что бы вы ответили? Это значит, что в умеренном поясе деревья весной одеваются, а осенью раздеваются. В тропиках такого не происходит, там нет такой моды: процесс происходит незаметно. Болгар на Земле десять миллионов, сколько из них имеют шанс стать министрами? Какова для болгарина вероятность, что он станет министром? Какой это будет процент на пять миллионов мужчин и пять миллионов женщин? Столько их или не столько — не важно, важно каждый ли болгарин может стать министром? Все это заблуждения. — Каждый болгарин может быть министром самому себе. В Болгарии министров ждёт большое несчастье. Если ты министр, тебя ждет тюрьма. При старом порядке министров сажали в тюрьму, выпускали из тюрьмы, снова делали министрами. Сегодня со старым порядком уже покончено. Сегодня министров спрашивают, зачем они стали министрами, какая должность у них была?

Был один болгарин, брат Лулчева, который хотел стать министром. Я ему говорил: если ты меня спрашиваешь, то ни депутатом, ни министром, сейчас не становись — не время. — Почему? — Если бы он стал министром, сейчас он оказался бы на скамье подсудимых. И депутата арестовали бы, если бы он остался в живых. Сейчас очень важно, чтобы все чувствовали такие вещи.

Не стремитесь, чтобы желаемое произошло сразу же. Дайте возможность вещам происходить так, как им определено. Дайте возможность дереву одеться, когда оно хочет, не насилуйте его. Цветок вы можете заставить одеться пораньше: сделаете оранжерею, поставите печку, согреете его. Это будет частичное улучшение, такой процесс не свойственен растительному царству. Растения сами одеваются и раздеваются без дополнительных расходов. И это лучше. Сегодня часто случается, что при культивировании растений, их плоды становятся крупнее, но теряют в сладости и аромате. Мы делаем их больше, сочнее. Но, чтобы плоды приобрели сладость, природа работала долгие годы.

Люди очень подвержены влияниям. В Америке в епархии одного епископа, владыка держал голову склонённой влево, и все проповедники этой епархии держали ее так же: склоненной влево. Если у тебя голова наклонена влево, это значит, что левое полушарие у тебя тяжелее.

Что, по-вашему, важнее всего? Вы много времени учились, и вы достаточно способные ученики. Я не требую, чтобы вы сейчас рассказали, что, по-вашему, важнее всего. Я только вопрос задаю: к какому выводу вы пришли в жизни? Что сейчас лучше: помолодеть, быть взрослым, или стать старым? Помолодеть хорошо, это — несомненно, это — самое лучшее. С теми, кто помолодел, связана одна нехорошая вещь: когда молодой приходит на землю, умирает старый. Старого увольняют, а молодой занимает его место. Иной раз такой ребёнок придёт, найдёт какого-нибудь старика и, проходя мимо, скажет: «Уберите его, не могу его терпеть». Иной раз и дед заупрямится, не уступает своего места, тогда умирает молодой. Молодой, когда видит старика, ожидает, что тот умрёт. Иной раз молодой и старый соглашаются друг с другом — бывает, что они договариваются. Молодой говорит: «Часть богатства, которое несу, я отдам тебе». Иногда старик говорит: «Не отталкивай меня, я отдам тебе половину того, что собрал. И молодой с этим соглашается. И для старых женщин тот же закон. Договорившись, они радуются своим внукам и внучкам.

___________________

Прочитайте три страницы из лекции "Вход и выход" из книги "Путь в жизни". (Один из братьев прочитал три страницы.)

Только светлый путь мудрости ведет к истине.

В Истине есть скрытая жизнь.

В прошлой лекции мы говорили, что для того, чтобы человек был счастлив, непременно должно быть нарушено статическое равновесие сил его организма. Другими словами: потенциальная энергия должна превратиться в кинетическую. Это превращение должно происходить равномерно, под влиянием разумных сил. Например: у человека есть желание стать ученым, сильным, богатым. Эти желания, находятся в потенциальном состоянии. У человека есть возможность достичь желаемого, но энергии желаний должны превратиться в динамические, дать толчок его мозговым центрам, чтобы ум начал работать. Это значит, что нужно проложить каналы, по которым протекут умственные энергии.

Замечено, что чем тоньше каналы, по которым проходят энергии, тем больше напряжены стенки каналов. Чем больше напряжение, тем активней человек. Этот закон имеет отношение и к нервной системе человека. Если диаметр волокон, образующих нервную систему, очень маленький, а проходящие через них течения, быстрые, напряжение стенок нейронов будет большим. Чтобы они не лопнули, величина нервной энергии должна стать меньше. Если стенки волокон крепкие, они выдерживают большое давление. Человек должен знать, насколько вынослива его нервная система. Иначе в ней будет много дырок, через которые происходит истечение нервной энергии. Чтобы этого не происходило, нервные каналы должны находиться под определенным наклоном, чтобы уменьшилось энергетическое напряжение. Чем меньше наклон, тем легче уравновешиваются нервные энергии. В таком случае мы говорим, что у человека уравновешенный характер.

В жизни большие напряжения из-за нервной энергии — исключительные явления. Например, когда ученик сдает экзамен, напряжение его нервной системы велико. Когда у него заканчиваются экзамены, напряжение уменьшается, нервные волокна расслабляются и весь его организм успокаивается. Чтобы восстановилось спокойствие нервной системы, нужно, чтобы на помощь организму пришли разумные силы. Например, рука — она оказывает давление на смычок скрипки или на охотничью стрелу, которые, в свою очередь, оказывают давление на струны или тетиву. И та же рука их расслабляет. В этом случае рука является разумной силой, которая освобождает смычок и стрелу от большого напряжения.

Итак, человек, когда он окажется в большом нервном напряжении, должен приложить свою разумность, чтобы выйти из этого положения. Если его что-то ограничивает, он должен сменить свое состояние, выйти из своих ограничений. Представьте себе, что человек находится перед воротами замка. Он видит кнопку, нажимает на нее, и ворота открываются. Человек входит внутрь, но там полная темнота. Он нащупывает другую кнопку, и перед ним появляется свет — открывается окно. Он прохаживается по замку и видит третью кнопку, нажимает на нее, и открывается крыша. Человек оказывается под открытым небом. Проведя в замке определенное время, он начинает исследовать замок и видит еще одну кнопку, которую он пока не трогал. Он нажимает на нее, и положение его становится очень затруднительным — две противоположных стены начинают сближаться. Если он останется в замке, он будет раздавлен. — Что нужно делать? — Выйти наружу. — Как выйти? — Как входил. Следовательно, когда человек доходит до самой высокой точки своей жизни, он должен быть очень внимателен, чтобы сохранить равновесие своих сил. Из-за самого маленького нарушения равновесия он может упасть на землю или сойти с рельсов своей жизни. Дойдя до числа 4, человек должен сойти с большой высоты, оставить замок или сменить состояние, в котором он находится.

________________________________

Вы сейчас внутри того замка, о котором говорится в этой книге. Распространяется некая общая идея, вы ожидаете, что ею будет охвачен весь народ. Иногда человек рождается, чтобы принять участие в работе, которую он обязался выполнить. Иной раз народ может принять участие в этой работе, а иной раз народ этим не интересуется. Сейчас есть двадцать человек, есть двадцать претендентов на место царя. Кого из них выберут? Как проходили последние выборы в Америке, в Соединенных Штатах? Боролись два кандидата — один от демократической партии, другой от республиканской. Нынешний президент избран уже в четвертый раз — это что-то из ряда вон выходящее1. Так в Америке не бывает: трудно стать президентом дважды, но этого человека избирали четыре раза подряд. Не вполне здорового человека четыре раза избирали на пост президента. У Рузвельта достаточно недугов2, но у него отличная голова. Если сравнивать Сталина и Рузвельта, у них похожи брови: и у того, и у другого они образуют прямую линию. У Сталина брови гуще, у Рузвельта лоб выше, в нём кроме практичности есть также идейность. Сталин очень практичный человек, он вообще не занимается отвлечёнными делами. Он похож на практичного болгарина, не допускающего никаких нововведений, которые могли бы повредить его саду. В газетах печатали фотографию Сталина, Рузвельта и Черчилля. Сталин слева, Черчилль справа, Рузвельт посредине. Рузвельт примиряет Сталина и Черчилля. Брови Сталина показывают, что он ничему не верит — его трудно в чём-то убедить, он непоколебим. Так и мы: иной раз походим на Сталина, иной раз на Черчилля, иной раз на Рузвельта.

В каждом человеке есть то, что он развил не до конца. Люди думают, что когда придут на землю, они тут всё получат очень легко. Некоторые из них счастливчики, они выигрывают в лотерее. У других это и за двадцать лет не получается — не везёт им, ничего не выпадает. Думаете ли вы, что жителю Луны, если он купит на Земле лотерейный билет, что-нибудь выпадет? Часто из-за Луны люди страдают. Есть люди, которым Луна всегда меняет ход мысли. Ты берешь билет, а она меняет его на другой, с большим номером. На тот билет, что сам берёшь, ты выиграешь мало, а на билет, который взял у Луны, вовсе не выиграешь. Луна служит для исправления ошибок. Если у человека в его жизни нет широких взглядов, он делает ошибки. Тот, кто хочет исправить свои ошибки, должен служить Луне. Тот, кто хочет разбогатеть, должен служить Луне. Но она даст ему плохой совет, скажет: «Тебе не нужно работать мотыгой, оставь это для простых людей». Иной раз Луна заставит тебя прождать двадцать лет, пока какой-нибудь из лотерейных билетов выиграет. Ты все эти двадцати лет покупаешь и покупаешь билеты, а в результате выигрываешь столько, сколько за них заплатил. И если твой самый большой выигрыш за двадцать лет — равен тому, что ты заплатил, разве это не двадцать лет потерянного времени? Представьте себе двух учителей. Это, молодые люди, только что окончившие университет. В гимназии места нет, в прогимназии тоже нет. Чтобы стать народным учителем он будет ждать двадцать лет, пока освободится место. Ты что, не можешь стать учителем в начальной школе, пока ждешь место в гимназии? За это время ты бы чему-нибудь научился, потому что маленькие дети не критикуют своего учителя. Но в гимназии и в университете нужно быть очень внимательным.

Так вот, каким должен быть характер? За какие черты характера вы критикуете человека? Бывает, что ты проходишь мимо человека и просишь виноград. Он дает тебе маленькую веточку, но ты хочешь веточку побольше. А он перебирает грозди в корзине, выискивает самую маленькую. Ты критикуешь его, что дал тебе маленькую гроздь. Где ошибка: в нём или в тебе? Если хочешь большую гроздь, насади виноградник, и этот виноградник даст тебе такие грозди, какие хочешь. Если ты ждешь чего-то от людей, не критикуй их, что мало дали. Сколько человек оторвал от сердца, столько он и дает. Гумноров частенько говорил: «На его месте, я дал бы вдвое меньше». Он определял, сколько может дать, и говорил: «Я бы и этого тебе не дал». Так вот, в чём ошибка? — Ошибка в том, что деньги не размножаются. Если бы деньги размножались, как виноград… Но деньги не подчиняются закону размножения.

В жизни все мы начинаем оттуда, откуда начинать не нужно. Первое, чему матери учат детей — это молиться Господу. Это хорошо, это не плохо. Но матерям нужно учить детей исполнять Волю Божью, а не молиться Господу. Молись когда совершил ошибку, чтобы Он тебя простил. А до этого исполняй Его Волю. Что нужно Господу? — Какая-то старушка Господу молится, руки воздела, о чём она молится? Молится, чтобы Он кого-нибудь послал, принести ей воды. Ребенок должен понять, что, когда она молится об этом, нужно пойти взять кувшин и принести воды. Господь будет доволен этим ребенком, тем, что он понял молитву старушки и наполнил кувшин. Вот, вы говорите: «Мы будем молиться Господу, а Он всё исполнит». Господь всё предвидел с самого начала. Сейчас Ему ничего не нужно устраивать, всё уже устроено. Он уже всё дал, нужно только поискать. Здоровье, которое мы ищем, внутри нас. Знание заложено в нас. Все добрые мысли, все добрые поступки в заложены нас.

А сейчас я бы вас спросил: если бы вы были музыкантами, чего бы вы хотели: играть или дирижировать? Кем бы вы хотели быть: капельмейстером, дирижёром? По-моему, дирижеры — не очень большие музыканты. У великих дирижеров есть только одна способность: они, понимая музыку, входят в нее и пробуждают музыкальное чувство в музыкантах. У знаменитого дирижера самые лучшие музыканты, они понимают каждое движение его пальцев. Если бы они были новичками, что он, как дирижёр, мог бы им дать? Так вот, рассчитывайте не только на дирижерскую палочку, не ищите себе дирижёра — рассчитывайте на музыкантов, которые тут собрались. Если вы взмахнёте палочкой перед знаменитыми исполнителями, игра пойдёт, если музыканты глухи и неспособны, ничего не выйдет. А иной раз вы сами машете палочкой, но ничего не выходит.

Двое спорят о терпении, и каждый из них уступает другому. Те, кто до сих пор только говорил о терпении, должны стать терпеливыми, когда они подходят с кем-то к двери, должны проявить терпение, уступить дорогу, не нужно занимать чужое место, не нужно пробивать себе дорогу штыком. Ты идешь куда-то — займи последнее место. Хочешь учиться терпению? — Тут, вот, выстроились в очередь четыреста-пятьсот человек — займи последнее место и денек подожди — так и научишься чему-то.

В жизни первородные сыновья всегда многое терпят. Христос был первородным. Могу привести вам примеры. На головы первородных детей валится много чего — от них многое требуется. Если хочешь быть видным человеком, нужно вооружиться. Если не хочешь, займи последнее место. Последнее место — самое незначительное. Если можешь давать, это не плохо, займи первое место. Но ты хочешь, давая мало, стать большим человеком. У большого торговца большие капиталы, у маленьких торговцев маленькие капиталы.

Первые наши друзья, став учениками, ожидали, что, так же, как во времена Христа, они примут Дух Божий, ожидали, что мир перевернут. — Мир переворачивают не ученики. Вы говорите: «Этот испорченный мир не перевернуть!» Что бы вы сегодня предпочли: чтобы старые выгнали молодых, чтобы молодые выгнали старых, или, чтобы остались и молодые, и старые? У вас есть три возможности: или принять молодых и выгнать старых; или выгнать молодых, а старых принять; или принять и тех, и других. Как вы сделаете, чтобы остались и те, и другие? Я как-то наблюдал за танцорами, они танцевали польку или кадриль. Один мужчина взял стул и закружился с ним по комнате. Очень красивый стул он взял, кружится с ним по комнате и представляет себе, что это молодая женщина, что кружит её в танце. У вас должен быть такой стул, чтобы сначала покружиться с ним. Это весьма практично, но может быть и неприятно — нужно, чтобы вас никто не видел. Закройте окна, кружитесь со стулом, так и научитесь. Кроме того, в стуле есть одна хорошая черта: он никогда не обижается. Какую бы ты ни сделал ошибку, он вас извиняет. А если ты ошибся, танцуя с какой-то реальной женщиной, какой скандал она может тебе устроить! Что, если ты в танце наступишь этой госпоже на ногу? Или ты держишь её руку, а потом эта рука болит у неё несколько дней, в том месте, где ты её стиснул. Она не хочет больше танцевать — держать руку нужно очень деликатно, а партнер хватает её так грубо. Такие вещи понимать нужно. Кто-то скажет: «Тогда и танцевать не стоит». Пусть человек танцует, но пусть танцует хорошо. Всякий танец уместен, танцевать — это совсем не плохо.

Так вот, каким должен быть стул, с которым вы танцуете? Если он сделан из бука, из дуба, или из сосны, танцы будут разными. Приведу одно сравнение. Если вас накормят ячменным, ржаным или пшеничным хлебом, какой из них питательнее: ячменный, ржаной или пшеничный? Никакого сомнения — пшеничный. Когда нет пшеницы, будете есть рожь, когда нет ржи, будете есть ячмень. Те из вас, кто хочет поправиться, пусть ест ячмень. Говорят, от него толстеют. Часто я слышал, как говорят: «Сам по себе я не полный, это хлеб меня таким делает». Так вот, что нужно делать, чтобы не полнело лицо? Это целиком зависит от еды, от питья воды, от дыхания, от того, как ты воспринимаешь свет. У тебя полное лицо — ты просто торопишься, внутренне торопишься. Не торопись, в твоем распоряжении сто двадцать лет.

В распоряжении каждого из вас сто двадцать лет. А если вы умираете раньше — так это потому, что вы торопитесь. Когда вы всё делаете спокойно, вы живёте дольше. Я уже приводил вам этот пример: англичане отличаются большим терпением. В Лондоне русский князь и английский лорд, каждый в своей бричке, встречаются на тесной улочке и не могут разъехаться. Англичанин останавливается, останавливается и русский. Русский открывает газету "Таймс" на шестнадцати страницах, и начинает читать. Англичанин посылает к русскому слугу с просьбой передать: "Как прочитаете, прошу Вас, дайте почитать и мне». После того, как они оба прочитали газету, им пришла в головы идея обменяться бричками. Англичанин поехал в повозке русского, а русский в повозке англичанина — каждый поехал в свою сторону. Такие случаи — исключение.

Нам в мире требуется терпение. Я замечал, что иной раз, когда мне хочется отдохнуть, собираются три-четыре человека, а может и больше, желающих встретиться со мной. И тогда случаются самые большие неприятности. Я начинаю их оправдывать, говорю: эти люди не понимают, у человека своя нужда, своё понимание. Однажды одна молодая женщина хотела поговорить со мной. Я, чтобы освободиться от неё, говорю ей: ты договорилась с людьми? — иди, у тебя сегодня встреча, если пропустишь, потеряешь двадцать лет. Она пошла. Разумным надо быть. Я не назло ей это сделал: просто ей нужно было идти, в этом случае она получила бы больше. Но она сидит и спрашивает меня, получит ли она больше там, куда идет. Я знаю, что получит. Но она хочет, чтобы я ей погадал. Иной раз люди какие-то странные: приходят спрашивать меня. Мужчина познакомился с женщиной и спрашивает меня, жить ему с ней или нет? Говорю ему: ты сам это увидишь. Женщина может жить с мужчиной, если он находится в фокусе. Это закон. Если он вне фокуса или внутри его, то причина всех недоразумений, именно, в том, что не в фокусе. Вы должны знать, что любая мысль, которая вас беспокоит, не в фокусе. Та мысль, которая вас радует, в фокусе. То желание, которое радует вас, в фокусе. Разумный поступок в фокусе. Всё, что не в фокусе, производит совсем другое впечатление. Я говорю: в будущем учитель сможет воспитывать детей. А вы можете себя воспитывать сами.

Один брат сидит и говорит мне: «Учитель, ты столько лет говоришь об омоложении. А я не то что, не помолодел — голова у меня поседела». В этом случае не используется знание. Помолодеть можно, это самое легкое дело — помолодеть, а, вот, чтобы не постареть, не допускай противоречий! Не допускай противоречий в своём уме. Не допускай противоречий в своём сердце. И в душе не допускай противоречий — это главное. Ты допускаешь противоречия во время еды: то тебе соли много, то приготовлено не так, то хлеб чёрствый, то полотенце не на месте, то миска не вымыта. От всего от этого ты стареешь. Входишь в комнату, смотришь на кровать, а там: подушку положили не туда, покрывало не на месте — и ты беспокоишься. Так человек стареет. Ты внутренне закипаешь: «Почему жена обувь до блеска не натёрла?» Если не натёрла, значит, твоя очередь. Говорю, что касается омоложения, то есть закон: когда умный человек начинает служить своим ближним, он уже на пути к омоложению. И среди вас кто-то стал моложе — как минимум, на пятнадцать-двадцать лет стал моложе людей из мира.

Для хорошей еды нужны молодые люди. Чтобы есть сладко, нужно быть молодым. В мире есть три категории людей, которые едят хорошо. — Это молодой человек, который учён, который несёт в себе любовь. Такой человек ест хорошо. Это зрелый человек, который силён, и он ест хорошо. И это старый человек, который умён, он тоже ест хорошо. Остальные, не принадлежащие этим трём категориям, едят плохо.

Вы уже создали свою программу: у вас есть комитет из десяти человек, даже два комитета есть. Вы организовали эти комитеты вместе с женщинами. Вам нужно знать, как их использовать, вы должны быть предусмотрительны. Если одна из женщин не знает, как поступить, комитет её поправит, чтобы работа шла. Если бы я был миллионером — не болгарским, а американским миллионером — и если бы я располагал сотней миллионов долларов, я бы с лёгкостью вернул людям молодость. Встречаю человека, вижу: он о чём-то задумался — даю ему доллар. Второй раз встречаю — он опять задумался — даю ему два доллара. Завидев меня, он оживляется, а я увеличиваю сумму в триста шестьдесят пять раз — даю ему триста шестьдесят пять долларов, и он становится энергичней, уверенней. Другой, увидев его, говорит: «Счастливчик». А он тоже хочет быть полезным, зовёт еще кого-то. Начиная новое дело, чтобы это дело шло, он позовёт на помощь ребенка, женщину или мужчину. Добрые люди полезны, у них широкая душа. Такой человек придёт и пожелает тебе, чтобы всё у тебя было. А другой скажет: «Ничего ему больше не нужно, всё, что нужно у него есть». Добрый, увидев, что комната у тебя маленькая, скажет: «Желаю, чтобы у тебя было две комнаты». Еще кто-то, тоже добрый, придёт и пожелает, чтобы у тебя было три комнаты. Неплохо иметь три комнаты, у человека должно быть три комнаты. Так и в человеческой голове, в ней три комнаты: верхний этаж, средний этаж и нижний этаж. На земле самые дорогие этажи — нижние.

Вы задавали себе вопрос, чем вы заинтересуете невидимый мир? Вы хотите уйти в тот мир, но чем вы его заинтересуете? У болгар есть такой обычай: когда кто-то, будучи в сознании, умирает и вокруг него собирается целое село, он говорит: «Я уже в пути». Односельчане приходят и просят его: «Передай моей матери: я желаю ей большого здоровья». Сорок-пятьдесят человек дают ему поручения, чтобы, придя на тот свет, он пошел искать и обязательно нашел их близких, а близкие расскажут ему об ангельском мире. А вы думаете, что это просто.

Тут одна сестра наша пострадала. Некоторые люди идут прямо посреди дороги. Никогда не идите посреди дороги, идите или слева, или справа — по обочине идите. Когда ты идёшь посреди дороги, машина не всегда может тебя объехать. Так тут и было: проезжал автомобиль, задел эту сестру, ушиб ей руку, плечо, оставил синяк. Она спрашивает: «Почему это случилось?» — Идите справа или слева, а середину дороги оставьте свободной для машин. Кто-то скажет: «Господь меня сохранит». Когда-то Господь и сохранит, но, если не сохранит, что тогда? Господь и на войне хранит — не всех же убивают. Миллионы людей будут убиты, а кто-то вернётся с поля боя с Георгиевским крестом.

Утром, когда встаёшь, первая мысль у тебя должна быть о том, чего сегодня хочет от тебя Господь. Я, когда утром встаю, знаю это: знаю, что днем я встречу птицу, которую нужно будет покормить. Я кладу в карман крошки, и еще только завидев её, достаю их из кармана. В другой день меня встретит песней какой-нибудь петух. Он скажет: «Приветствую тебя, то, о чём ты думаешь, сбудется». А у меня должно быть что-нибудь в запасе для этого петуха. Кто-то говорит: «Только без денег». Ну что ж, я дам ему обед, дам самый лучший хлеб. Это я для примера рассказываю. Иной раз встаёшь, чтобы посадить дерево, а может виноградник, сливу, или грушу. Если у тебя останется время и для других дел, сделай их.

Сегодня мы все нагружены кармическими делами, делаем то, чего не хотим, и не то, что хотим, вследствие чего потом приходится исправлять ошибки. Я сам видел, как на каких-то людей лаяли собаки, а они кричали на собак. Чем больше люди кричат, тем больше лают собаки. А некоторые люди, я это тоже видел, как скажут собаке "Тс!", так собаки ложатся на землю. Они скажут одно только: «Тс!», без всякого крика, и собаки ложатся. Вы сейчас кричите на свои мысли, и они ещё больше вас беспокоят. Но, как скажешь: "Тс!", так они и утихнут. "Тс" очень материально. Собака своим лаем говорит: «Хозяин приказал».

Сейчас приведу вам пример: ты идешь, глубоко задумавшись о чём-то. Подходит человек и, прощупав твой карман, вытаскивает из него деньги. Ты ищешь деньги в кармане, а их нет. Ты говоришь: «Нужно быть терпеливым». У тебя была тысяча левов, а он их вытащил. Почему он взял эти деньги? Сейчас подскажу вам как нужно рассуждать. Ты идёшь по лесу, грабитель встречает тебя и вытаскивает револьвер. Что лучше: чтобы он вытащил из кармана деньги своей рукой или с помощью револьвера? Провидение дает ему возможность вытащить деньги самому, иначе он вытащил бы револьвер, а ты вытащил бы деньги. Во втором случае ты, еще издали завидев его, суёшь руку в карман и говоришь: «Не то, что тысячу, две тысячи левов отдам».

Нравится мне болгарин: приходит к нему в дом какой-то вшивый человек, а он считает его счастливчиком. И этот вшивый человек ему что-нибудь, да оставит — оставит какую-нибудь живность, и с этого момента ему начнёт везти. Когда вши начинают ползать, если что-то другое и заведётся, ничего от этого не останется. Это и означает «счастливчик». Мне нравится эта идея. Вошь живая, движется она медленно, не так, как блоха, а потихоньку-полегоньку. Вши не так уж глупы: они ищут мягкие места — под мышками. Никогда белая вошь не залезает на голову. Черная вошь ищет голову, она сверху, в зарослях волос скрывается. Эти чёрные вши достаются нам от умных людей, они умных обирают. Белые вши достаются от других людей, от плохих, от тех, кто ворует мысли. Вошь научилась от хозяина, своего ума ей на это не хватает.

Нет ничего хуже для человека, чем искать у людей ошибки. Вы ещё не дошли до такого состояния, когда готовы за ошибку платить. Скажем, считаете вы какого-то человека хорошим. Где сосредоточена доброта хорошего человека? А кого-то другого вы считаете плохим. И первый не так уж хорош, и второй не так уж плох. Человек, которого вы считаете плохим, очень честолюбив. Голова у него вытянута назад. (б)

Вот в чем опасны оккультные науки: голова хорошего человека имеет определённую форму, ты входишь куда-то, и сразу понятно, что ты за человек, внутри ничего не утаишь. Узнают, какой ты человек, по тому, каково твое милосердие, какова твоя любовь к Богу, твоя надежда. Кроме того, узнают твёрдый ты человек или нет. — Основные вещи узнают.

У честолюбивого человека должно быть милосердие, чтобы он мог уравновесить себя.

У того, кого вы считаете хорошим, голова выдаётся вперед — лоб выдаётся. Есть люди, у которых хорошо развито милосердие, добрые люди (а).

А вот это — современная голова. Это нормальная голова, голова более щедрого человека. Он отдаёт то, что дал ему отец. Что сам скопил, тоже пусть отдаст. Сегодня такими должен быть умный человек. Это опыт тысяч поколений, которые прошли до нас. Чтобы человек мог приобрести какой-нибудь талант, чтобы открыть этому таланту путь на землю, должны были поработать его деды и прадеды, и сам он должен был поработать. Талантливые люди, гениальные люди — это люди долгой жизни, в которой они работали.

Говорю вам: используйте то, что приходите сюда рано утром. Когда вы идете ранним утром, Солнце к вам по-другому относится. До сих пор вы собирались на собрания только вечером — провожали Солнце. С этого момента впервые в своей жизни вы начинаете дела утром, когда солнце восходит. Следовательно, в будущем ваша жизнь изменится, у вас появится привычка. Если хочешь открыться свету, иди и встречай Солнце. Если хочешь закрыться от света, провожай солнце. И я вам говорю: у Солнца есть то, что заслуживает уважения. Будем так же точны, как точно восходит Солнце. Будем идти по пути, определенному также точно, как путь Солнца: никуда не отклоняясь, не заходя ни к кому в гости. Солнце держит свою нить, оно говорит: «Когда закончу работу, и если будет свободное время, тогда загляну и к вам. А сейчас, у меня времени нет, поэтому я буду свое дело делать.

Первое, что нужно сделать — это то, для чего мы посланы. Потом можно будет поговорить и об угощениях, и о вечеринках, и о концертах. Сегодня есть концерты, есть театры, в которых очень много противоречий. Например, человек говорит: «То, что Господь может сказать мне, он скажет, именно, мне». А вот мне Господь много раз говорил что-то через людей. Когда Господь хочет сказать мне о милосердии, Он выбирает милосердного человека и через него говорит со мной о милосердии. Он не будет говорить через человека, у которого милосердие не развито. Или, чтобы поговорить со мной о музыке, Он выберет человека, у которого музыкальное чувство сильно развито, и именно через него Он будет говорить со мной о музыке. Не пытайтесь говорить о том, о чём вы говорить не можете. Вот, вы пытаетесь говорить с кем-то о милосердии. Ты целый год говорил с этим человеком и за этот год убедил его дать тебе десять левов. Таково ваше милосердие — оно такое же, как вы сами. Этот человек ни граммом больше вам дать не может. И когда ты говоришь людям о щедрости, они не могут дать тебе больше, чем позволяет твоя щедрость. Как ты сам щедр, так тебе и дадут.

Органическое семя содержит в себе много. Идея может быть органической и расти, а может быть механической. Песчаное зёрнышко всегда остаётся одним и тем же. Песчаное зерно и пшеничное зерно отличаются. Пшеница, если ее посеять, растет. Песок всегда остается тем же, его может стать только меньше. И вы говорите: «Мы столько лет следуем Школе, и ничего не приобрели». И не только не приобретете, вы ещё и потеряете. Но, если вы — пшеничные зерна, закон верен. Дело не в том, что у вас нет желания, у каждого из вас есть желание. — Кто не хочет хорошо играть? А как начинает играть, видит, что не может. Каждый хочет дать много, но дать нечего. Кто-то хочет произнести речь и не может. Сейчас я смотрю: тут собирались сестры, собрались и говорят: «Мы постарели, головы наши побелели». Я радуюсь, что у вас побелели головы. Это было бы несчастье, если бы у старых женщин волосы оставались чёрными. Это несчастье, если у маленького ребенка голова седая. Чёрные волосы собирают. Чёрное не плохо. Чёрное вбирает в себя, оно собирает капитал, белое капитал тратит. Ты не можешь тратить, если чёрное не собирало. Белое тратит. Оно всё потратит, и снова придет чёрное и будет собирать. Когда чёрное соберёт, придёт белое и потратит. Это такие процессы: один выносит, другой вносит. Разумно — это, когда разумно вносится и разумно выносится. Когда неразумно вносится и неразумно выносится, тогда плохо.

И сейчас вам, таким, какие вы есть, что нужно делать? Вы не молоды, вам не пятнадцать лет и не двадцать: некоторым сорок, а некоторым уже пятьдесят. Что нужно делать сорокалетним и пятидесятилетним? Сорокалетнему человеку нужно быть столяром, делать четвёртые врата. Возьмите сорокалетнего — он плотник, он делает очень хорошие ворота. В пятьдесят лет он хороший портной, он может пошить вам красивую одежду. Некоторые из вас, те, кому пятьдесят, портные. Некоторые, достигшие сорока лет, будут плотничать. Те, кому тридцать, будут взвешивать товары на весах, уравновешивать их. работа тридцатилетнего человека — мерить. Он больше берет и больше дает. В сорок лет он плотник, в пятьдесят лет — закройщик, в пятьдесят лет он говорит: «Дайте мне материал, я его скрою». В двадцать лет вы сами будете решать, что вам делать. Кто-то научился запрягать волов. Только двадцатилетний человек может запрягать волов. Если вам двадцать лет — запрягайте волов, если тридцать — взвешивайте товары, если сорок — делайте ворота, если пятьдесят — кроите одежду. От этих дел зависит ваша возможность помолодеть. Я могу вам это доказать. Приходите ко мне. На то, чтобы помолодеть вам потребуется пять лет. В первый год вы будете запрягать волов, во второй год — взвешивать товары, на третий год — делать ворота, на четвертый — кроить. Эти занятия почитаются в духовном мире. Шитьё — почтенное ремесло, взвешивание — почтенное ремесло, изготовлять ворота, запрягать волов — всё это почтенные ремесла. Люди двадцати лет научились запрягать волов, пахать землю, они естественные воспитатели в мире.

В течение текущей недели продумайте какой-нибудь проект. Каждый из вас пусть продумает по одному проекту, реальному для вас, для вашей жизни. Пусть каждый подумает, что он может сделать для своего проекта, как этого достичь. Может, кто-нибудь встанет и расскажет нам в двух словах о своём проекте: может, он построит себе дом; может, посадит виноградник; может, разобьёт сад; может, отправится в путешествие. Он может заняться музыкой, искусством, разными вещами — что на ум придёт. Может у вас будет проект отправиться на Луну. У всех, кто побывал на Луне, широкая голова. Если вы сами на Луне не были, то там побывали ваши деды и бабки, после чего оставили вам некоторые болезни. Помните вот что: в тот самый момент, когда ты по какой-то причине встревожен, есть человек, который счастлив. Пусть это служит тебе напоминанием. Ты потерял сто или двести левов, а у кого-то есть миллионы. Пусть у тебя будет такой образец для сравнения: ты потерял, а этот человек даёт добровольно. Когда мы больше всего огорчены, всегда находятся люди, которые дают нам самые лучшие уроки, всегда есть люди, которые спокойны. Я видел даже, как раненный на войне говорил: «Это хорошо, что у меня отсохла рука, хорошо, что я не потерял обе». Говорил и благодарил Господа.

И я говорю: оккультный ученик должен видеть Божий Промысел Любви во всём: в самых больших делах и в самых маленьких. Побелели у тебя волосы — радуйся, что на тебя обратили внимания, что тебе выкрасили волосы в белый цвет, или сделали их чёрными — тоже покрасили. Если целый год вы будете есть крапиву, ваши волосы почернеют. Каждый может зачернить свои волосы. Покрасить волосы в чёрный цвет легко. А вот исправить себе глаз — (не) легкое дело. Исправить своё лицо нелегко. Брови исправить нелегко, губы исправить нелегко. Некоторые болезни трудно исправить. Вся современная наука, весь ход эволюции современного общества заключаются в том, чтобы исправить болезни, унаследованные из прошлого.

(Учитель посмотрел на часы). Нас оштрафуют — за электричество нужно платить. Моя работа похожа на работу одного известного американского проповедника. Однажды летом этот проповедник отправился на курорт, где жили богатые американцы. Это был талантливый проповедник. Он пришел, а церковь закрыта. Проповедник попросил открыть церковь, прочитал свою проповедь и все остались довольны. Осенью приезжают они туда снова. Возвращается и проповедник, ждёт от людей благодарности, оглядывается, смотрит, не пришёл ли кто-нибудь поблагодарить его за проповедь, прочитанную летом. Вдруг он замечает, что кто-то идет к нему с тетрадкой, и говорит: «Сейчас меня отблагодарят». Но человек принёс ему счет на электрическое освещение в салоне — пришлось платить. Так вот, ты благодари за то, что он проповедовал даром, а он пусть платит за свет.

Когда делаешь добро, делай его при свете, не бросай на половине. Мне жаль, что в оккультной школе мне пришлось заставлять вас посадить на Витоше плодовые деревья, чтобы их было как минимум десять тысяч, жаль, что пришлось напугать крестьян. Ты идёшь, посади по дороге семечко, туда, где оно может вырасти. Мы столько семян выбросили просто так. Когда-нибудь, решил я, мы будем высевать оставшиеся семена.

Я желал бы, чтобы все вы были красивыми. Красивому человеку везде везёт. Если же человек некрасив, ему не везёт. Я желал бы, чтобы у всех у вас были очень хорошие голоса, чтобы были богаты, чтобы были хорошими певцами, чтобы, когда вы поёте, голос ваш был слышен на километр.

Божья Любовь несет изобильную и полную жизнь.

В следующий раз приходите со своими проектами.

________________________

1 Рузвельт избирался президентом США 4 раза и занимал должность президента с 1933 по 1945 г.г. Ф. Рузвельт возглавлял США во время мирового экономического кризиса и Второй мировой войны

2. В 1921 г. Рузвельт заболел полиомиелитом и оставшиеся годы своей жизни провел в инвалидной коляске.

Изд 1999 г В Фокусе XXI лекция молодёжного класса 10.11.1944 г.