Встань и опояшься 1921 1211 0
«И сказал ему ангел: опояшься и обуй сандалии свои.
Он сделал так. И говорит ему:
надень одежду твою и иди за мною».
Деяния апостолов 12:8
Сейчас я задаю себе трудный вопрос, решаю трудную задачу: почему христиане до сих пор не поняли учения Христа? Недостаточно сказать, что они его не понимают, но почему не понимают, каковы причины? Это трудная задача, она относится к области высшей математики, к области иррациональных чисел, то есть такую задачу нельзя решить при помощи обычных математических правил. Такие задачи встречаются в жизни каждого. Вопрос не только в том, почему христиане не поняли Христова учения, но я спрашиваю также: почему и вы ещё не поняли смысла вашей жизни? Есть и другой важный вопрос: почему люди до сих пор не восприняли Любовь, чтобы жить, во всём согласуясь с её законами? Вот вопросы, которыми будет заниматься будущая культура, будущее человечество. Это серьёзные задачи, задачи для самых умных и серьёзных людей, для людей с характером, людей с умом и волей. Тем, кто хочет решить эти задачи, нужно иметь силу контролировать свой ум и владеть своим сердцем. Их ум должен быть на своём месте. Говоря «их ум должен быть на своём месте», я подразумеваю, что надо сознательно, а не механически овладеть своим умом и сердцем. Именно в этом состоит человеческая эволюция. А сейчас современные люди стремятся единственно к богатству, к могуществу. Всё это хорошо, но это всего лишь результаты, внешние вещи, обусловленные внутренней причиной, находящейся глубже нашего понимания. Следовательно, человеку, который хочет овладеть миром, хочет разбогатеть, необходимо прежде всего овладеть своим умом и сердцем. И ум его, и сердце должны быть в полном согласии с его душой.
Теперь: почему мы сбиваемся с пути? – Вместо того чтобы овладеть своим умом, человек хочет овладеть умами других; вместо того чтобы овладеть своим сердцем и контролировать его, он хочет овладеть чужими сердцами. Это только факт, я не стану его объяснять. Почему? Это задача из области высшей математики, оперирующей иррациональными числами. Но сейчас, как видите, снег не позволяет глубоко погружаться в решение этих отвлечённых вопросов. Сегодня я не хочу говорить долго, я постараюсь быть кратким, не хочу совершать ошибку одного американского евангелического проповедника, который имел обыкновение долго молиться. Его молитва продолжалась два часа, помимо беседы. На одно из вечерних собраний отец привёл сына, 12-летнего ребёнка, желая, чтобы тот стал набожным. По обычаю евангелической церкви они встали на колени, но через полчаса ребёнок устал и спросил: «Папа, скоро ли он закончит?» А проповедник любил начинать с Книги Бытия и, постепенно цитируя все стихи Библии, заканчивать Откровением. «Сынок, он ещё в пустыне, в Исходе», то есть проповедник цитирует стихи из Книги Исход. Так и я сегодня буду внимателен, чтобы не цитировать очень много.
«И сказал ему ангел: опояшься и обуй сандалии свои». Уметь опоясываться – это для человека искусство. Опоясаться чем? «Обуй сандалии свои». – Обуться во что? «Надень одежду твою». – Какую одежду?
Вы сейчас скажете: «Мы умеем одеваться». Согласен, вы умеете одеться внешне, но как одеваться внутренне вы ещё не знаете, не изучили этого искусства. «И иди за мною». Что олицетворяет собой этот ангел, кому он служит? Он служит не стародавним понятиям и представлениям, которых религиозные люди придерживались в древности, да и в нынешние времена тоже. И я говорю: часто в беседах я прикасаюсь к вам пальцем то тут, то там, чтобы посмотреть, здорово ли ваше тело. Если вы не обижаетесь, я говорю себе: «Эти люди здоровы». Если же кто-то обидится, я говорю: «У этого человека есть раны», и провожу диагностику, чтобы видеть, какого характера эти раны, поддаются они лечению или нет. Можете ли вы сейчас сказать мне, что у вас нет никаких ранок? Всё же да есть какая-то мозоль на пальце, ссадина на спине, царапина у шеи, какое-то воспаление в носу, склероз глазных сосудов, катаракта. И все эти недуги появляются только в тюрьмах. Сегодня мы находимся в большой тюрьме. Сейчас современные люди говорят о культуре, о свободе. Нет, нет, все вы в тюрьме между двух воинов, а снаружи вас стерегут стражники. Но самое великое в мире, самое сильное в мире, настоящая сила – это молитва. Не обыкновенная молитва о спасении, а то моление, когда люди объединяются, чтобы избавить своего брата, отмолить его от тюрьмы. И ангел сошёл благодаря их молитве. Вы можете сказать: «Не можем ли и мы сделать то же самое?» Можете, если понимаете иррациональные числа.
«И сказал ему ангел: опояшься». Сейчас этот ангел говорит: «Опояшься, встань!» Ты спишь, твой дух дремлет, и ты не знаешь, что на следующий день Ирод пошлёт за тобой, и твоя голова будет срезана под корень, как головка лука.
«Вставай! – говорит ангел. – Не спи!» А сейчас вас и вовсе усыпляют. Чем? Чем усыпляют вас врачи, когда хотят сделать операцию? Они прикладывают вам к носу хлороформ, но когда потом больной очнётся, он ощутит боль. Во время операции он не чувствовал никакой боли и теперь задаётся вопросом: «Откуда эти страдания?» Вам сделали операцию. Сейчас и вы спрашиваете меня о причинах страданий. Кто-то вас усыпил и сделал вам операцию. Если я приложу тебе к носу хлороформ и ты заснёшь, а потом я проведу операцию на твоём кармане и кассе, то, проснувшись и увидев это, ты схватишься за голову – пришли страдания! Но ведь это мастерски проведённая операция? А если вам приложат к носу хлороформ, усыпят и заберут вашу честь?.. Я беру это слово в его широком смысле. Сегодня во всём мире едва ли можно найти честных людей. Я не говорю, что люди бесчестны, но можно ли найти людей с честью – божественной честью? Я не рассматриваю вопрос об обыкновенной чести. Говоря честный человек, я подразумеваю вот что: можем ли мы найти такого артиста, скрипача, услышав игру которого, мы сказали бы: «Ты – мастер, играющий безупречно и с душой!»? Это искусство! Я понимаю честь как великое искусство человеческого ума. Быть честным в полном смысле слова означает уметь играть.
«Встань! – говорит ангел. – Не спи!» И о чём говорят нынешние страдания? Разве это не тот ангел, что толкает людей в рёбра: «Вставайте!»? Но в газете написано, что международная конференция, проходящая в Вашингтоне, возможно, восстановит мир. Турки говорят: «Гел, кузум, гел!»1, а у болгар есть поговорка: «Терпи, конь, до зелёной травы!» Мы похожи на запряжённых волов в поле, которым крестьянин обещает: «Давайте, пошевеливайтесь, а когда вспашете поле, получите соломы, сколько хотите. Пшеницу мы засыпем в амбар, а вы зимой будете жевать солому». И сейчас то же самое: «Наступит мир, а вам – солома».
Ангел говорит: «Встань, не спи!» Мир спит. «И сказал ему ангел: опояшься, обуй сандалии свои. Он сделал так. И говорит ему: надень одежду твою и иди за мною». Нам необходимо это сделать. Чтобы вы могли одеться, в вас непременно должно пробудиться высшее сознание. Вам нужно узнать права, данные вам Богом: какие силы вложил в вас Бог, какие способности. Нужно узнать, когда человек покинул небо и когда он должен вернуться, – нужно найти расписание и следовать этому божественному расписанию. Так в мире должен поступать каждый разумный, пробудившийся человек.
Вы, современные люди, многого боитесь, вы очень боязливы. И вас пугает не большое, а мелочи. Например, со страхом думаете: «А если я останусь голодным? А если придётся ходить босым?» Здесь, в Софии, больше десяти лет назад у меня был такой опыт. Приведу вам в пример случай с одной маленькой девочкой. Как факт он верен по смыслу и содержанию, но не по форме. Иду я однажды вечером по ул. Святого Короля, там продают газеты. Вечереет, я иду не спеша. Подбегает маленькая девочка лет 12-ти: «Господин, не купите ли «Мир»?» Смотрю: она босая. «Куплю с большим удовольствием!» Лезу в карман, но мелких денег нет, лезу в другой карман, достаю пять левов и протягиваю ей. – «У меня нет сдачи». – «Бери все». – «Нет, все нельзя, я решила зарабатывать на хлеб честным трудом, даром мне не надо». Я сказал ей: «Я добрый человек». – «Да хоть и добрый. Знаю я таких «добрых»…» Спрашиваю её: «Что же делать? Сколько тебе не хватает для сдачи?» – «Одного лева». Говорю ей: «Пойдём, и может быть, пока мы будем идти и разговаривать, по дороге кто-нибудь купит у тебя газеты». Мы идём и разговариваем. «Ты смотришь, что я босая», – говорит она мне. – «Я смотрю на тебя». – «Знаешь, почему я босая? Потому что я нехорошая. Если бы я была хорошая, то была бы обута. И когда я вижу, как мимо проходит какая-нибудь богатая, красиво одетая дама, я говорю себе: «И ты могла бы быть такой, как она, но сейчас научись ходить босой». Однажды вижу, дама с господином в пивной пьют пиво и любезно разговаривают, и говорю себе: «Хм, и вы тоже будете продавать газеты, как и я!» И эта девочка мне говорит: «Сейчас я отбываю наказание; что-то во мне говорит: не желай ничего даром!» Так мы шли и разговаривали с этой маленькой девочкой. Я её спросил: «Ты не хочешь пойти в школу?» – «Хочу, если смогу сама заработать денег. Но если не заработаю, то учёбы мне не надо. В мире много учёных людей. Вот если смогу своим трудом…». Я ей говорю: «А если я куплю тебе обувь?» – «Нет, нет, мне придётся считать тебя очень плохим человеком. Так я вижу, что вы добрый человек, а о тех, кто покупает обувь другим людям, у меня особое мнение. Будь осторожен, а то и тебе когда-нибудь придётся, как и мне, ходить босым, если будешь даром давать деньги и покупать другим обувь». – «Ты очень хорошая девочка». – «А, не хвали меня, потому что будешь ходить босым», – и смотрит на меня испытующе. Говорю: вот благородная девочка, с характером. Прохожу той же улицей через два дня, вижу, возле неё десяток мальчишек, они разговаривают с ней уважительно, прислушиваются к её рассудительным словам. Говорю: вот цветок, растущий в грязи. В ней есть дух, ангел сказал этой девочке: «Встань!» – и она встала, продаёт газеты, но поставила себе цель – никогда ничего не брать даром! Она предпочитает ходить босой, но самостоятельно добывать себе пропитание своим трудом и честно. И я сказал ей: «Ты позволишь мне иногда привести тебя в пример людям, с которыми я говорю?» – «Не делай этого!» – «Я затрону только внешнюю сторону, внутренней стороны вопроса не буду касаться». – «Остальное можешь им рассказать, но имени моего не называй, потому что тогда я буду очень плохо о тебе думать. Да и люди, слушающие тебя, не нуждаются во мне». Расставшись с этой маленькой девочкой, я сказал: «Вот пример, достойный подражания, вот характер, который могла бы выработать 21-летняя девушка».
Сейчас ангел говорит Петру: «Встань!» – «Что с нами будет?» Вы не должны бояться, вам нужно быть самостоятельными. Вы босы – но знайте, почему вы босы; вы обуты – но знайте, почему обуты; вы богаты – но знайте, почему богаты; вы бедны – но знайте, почему бедны. Если вы учёны, то должны понимать себя досконально. Только при такой науке может наладиться ваша жизнь. Вы думаете, что Господь наделяет людей способностями просто так. Нет, не просто так, таланты даются даром только способным. Талант – это инструмент, сила. Кому вы вручаете самую лучшую скрипку? Самая лучшая скрипка – в руках великого скрипача; он достоин такой скрипки, и самый лучший смычок тоже в руках такого скрипача. Следовательно, когда Бог раздаёт таланты, Он всё очень хорошо учитывает, и не стройте иллюзий, что Он может одарить вас каким-то большим талантом. Он поставит вас в положение этой маленькой девочки и, лишь увидев самостоятельность вашего характера, определит и талант.
Вы сейчас скажете: «Но ведь Господь знает?» Знаете ли вы, что такое знание? Знание приобретается только жизнью: если ты живёшь в мире, не живя, то и знания нет. И знание Бога накоплено Им за миллиарды прошедших лет, когда Он приобретал знание на опыте. Он проверил всё, и Ему известны все положения, существующие в мире. И если кто-то из вас спросит: «А у нас могут быть знания?», отвечу: и у вас может быть знание – но только если вы живёте. Следовательно, знание есть результат сознательной жизни, когда всегда, во всех положениях ты осознанно говоришь: «Это мне нужно». Всегда, в любой момент, будь ты учитель, доктор, женщина, какая бы форма у тебя ни была, – если ты сознаёшь своё положение и сообразуешься с основными законами, вложенными в тебя, ты приобретёшь это знание.
В чём заключается любовь? Вы встретили какого-то человека, полюбили его, он вас привлекает. Почему этот человек вас привлекает? Спрошу: почему вас привлекает красивая лужайка, красивая местность, чистый источник? Почему он вас привлекает? Потому, что отвечает всем вашим стремлениям и мечтам. Кто-то скажет сейчас: «Он вас воодушевляет». Иной говорит: «Я хочу любить». Сколько у любви категорий? Знаете, сколько у неё может быть перестановок? «35 миллионов?» Да, столько. Любить того, кто сам полон любви, – это одно, а любить того, в ком нет любви, кто находится в пустыне, – это совсем другое, это два противоречащих друг другу положения. Первое по плечу каждому, а второе под силу немногим. Есть тысячи и миллионы мужчин, которые женились бы на самой красивой и самой богатой девушке – все предложили бы свою кандидатуру. Но сколько в мире мужчин, которые женились бы на женщине, больной проказой? Сколько из них связали бы с ней свою судьбу? Единицы. И апостол Павел говорит: «Едва ли найдётся праведник, готовый умереть за праведника»2. А Христос умер ради нас, грешников. Что это означает? Это великая философия ангела, который говорит: «Встань! Не заблуждайся! Встань, ты свободен! Сегодня ты будешь свободен!» А он думает, что это ему снится: то ли будет это, то ли нет. Пётр встаёт и идёт, думая, что это сон, выходит на улицу, и когда ангел покидает его, понимает: «Действительно, я спасён!»
Так и вы, современные люди, хотите, чтобы этот ангел вывел вас из тюрьмы, довёл до крайней улицы и сказал: «Вы спасены, идите!» А правоверные скажут: «Вернусь в тюрьму, стану мучеником». Господь больше не нуждается в мучениках! Когда пьяницу убивают и его принимают за мученика, мученичество ли это? Когда убийца умирает на виселице, мученичество ли это? И если муж убил жену или жена отравила мужа, мученичество ли это? Мир полон таких мучеников. Они нам не нужны, нам нужны люди, которые будут жить.
«Встань!» Что было сказано сначала? «Опояшься!» Это значит – употреби свою волю. При помощи чего люди опоясываются? При помощи рук. Болгары часто надевают пояс, чтобы стянуть себя, потому что так им удобнее ходить. «Опояшься!» Чем вы опояшетесь? Что говорит Писание – чем опоясаться? Я вам не скажу. В следующий раз вы мне сами скажете это. «Обуйся!» – Во что? И наконец: «Оденься!» Во что? Оденемся во Христа, оденемся в Любовь. Когда любовь в вашей жизни станет одеждой, вы будете жить самой гигиеничной и целесообразной жизнью. Любовь – не обычная одежда, и когда сила любви, которая есть в вашем теле, охватит каждую вашу мысль, каждое ваше чувство и каждый поступок, когда эта божественная одежда сольётся со всеми вашими клеточками, тогда ангел скажет: «Иди за мной!» То есть ты – человек, достойный свободы, ты не должен больше сидеть в этой позорной тюрьме, и Ирод не смеет посягнуть на твою голову.
Вы говорите: «Нас будут учить, на то есть причины, ведь так написано!» Нужно освободить вас от заблуждения. Вы приходите в трактир, за вами нет никакого долга. Вы говорите: «Иван, подай литр вина». Вот вам литр вина. «Дай ещё литр!» – И не платите. Иван пишет на чёрной доске: «Стоян выпил литр вина». На другой день опять: «Иван, принеси литр вина!» Иван опять пишет. Так Иван писал каждый день. Через 10-15 лет всё имущество Стояна исчезло, Иван исписал всю чёрную доску, а Стоян остался голытьбой. И что теперь? – «Судьба такая». Нет, Стоян сам определил свою судьбу, он сам вынуждал Ивана записывать долги. И сейчас современные религиозные люди говорят: «Так Господь записал». Господь так записал, потому что вы пили, а Он записывал. Но должен был случиться горький факт, чтобы пробудить нас от заблуждения. Один болгарин, пропив всё своё имущество в каком-то трактире, пришёл туда опять, уже без пятака в кармане, и увидел на прилавке корзину с черешней. Он протянул руку, чтобы взять одну черешню, но трактирщик воскликнул: «Стой, как ты смеешь без позволения брать черешни?» Иван от неожиданности вздрогнул и сказал себе: «Я отдал этому человеку всё имущество, а он не даёт мне даже одной черешни! Теперь я всё понял, прощай!» Он ушёл и сказал себе: «Впредь в мой желудок не попадёт ни капли вина. Возьмусь за работу, засучив рукава, и верну всё, что потерял!» На следующий день он проходит мимо трактира, и трактирщик зовёт его: «Иван, заходи!» – «Я всё понял. Я тоже буду есть черешни, не тебе одному их есть». Эти черешни в корзине – для всех.
«Встань! – говорит ангел. – Выйди из тюрьмы». Вы скажете: «Таковы условия, бедность…». Ты не рождён быть бедным, ты не рождён быть грешным или бесхарактерным человеком. Ты не рожден быть членом ни евангелической, ни православной церкви. Ты рождён для того, чтобы быть Сыном Божиим, рождён быть свободным человеком, а не для того, чтобы Ирод снял с плеч твою голову! Встань! Надень обувь добродетели, стань свободным, думай, как человек; никто не может отобрать у тебя голову. А сейчас вы говорите: «Постой, мы посмотрим, согласуется ли это с Библией». Те, кто писал Библию, были не такими, как нынешние люди, они писали Библию собственной кровью. Все они были мучениками. И Христос, давший Новый Завет, был мучеником, Он написал его Своей кровью. Учение Христа верно, потому что написано Его кровью.
Несколько лет назад я задавал себе вопрос: течёт ли в болгарском духовенстве кровь Христа? Иными словами, восприняли ли владыки и священники учение Христа? Я говорю: я – не христианин, вы – христиане, и я вас сейчас испытываю. Живёте ли вы согласно учению Христа? Здесь, в этом мире, я – комиссия, и я представлю такой доклад, какого раньше не бывало, и тогда земля перевернётся вверх дном! Я буду действовать решительно: даже если должны слететь головы всех людей, я представлю этот доклад! Земля – не место для преступников, здесь должны жить свободные люди! Кто-то скажет: «Греха нет!» Грех существует, и преступления в мире существуют. «Но у Бога…». У Бога – другое дело; а как здесь, на земле? Для чего я рождён – грешить или вести чистую жизнь? Кто-то скажет: «Но таковы условия, такое воспитание, таким родила меня мать, это судьба». Нет, это не судьба, а заблуждение. Ты пьёшь, а Иван там пишет на доске, и потом говорят: «Это судьба». Это не судьба. Я мог бы объяснить причины, но мне жаль тех, кто стоит на дворе. Нет, нет, я решил говорить кратко, я ставлю себя на место той босоногой девочки, она скажет: «Хоть бы этот проповедник скорее закончил». Пусть мало, да сладко. Не будьте рабами греха. Всем вам нужно быть самостоятельными. Некоторые думают, что они самостоятельны. Они не самостоятельны. Если ты ходишь из одной церкви в другую, ты не свободен; если ты переезжаешь из одного государства в другое, ты не свободен. Ты должен быть свободен умом, чтобы справляться с трудностями этой жизни, в каких бы условиях ты ни жил. Это великая наука! А сейчас женщина надеется, что у неё будет муж-ангел. Но женится ли идеальный мужчина на глупой женщине? И выйдет ли идеальная девушка за глупого мужчину? Для этого нужно выжить из ума. Глупый женится на глупой, и умный женится на умной. Это так. А сейчас говорят: «Так Господь определил». Господь определил умному быть с умным, глупому с глупым, праведному с праведным и грешному с грешным. Так обстоит дело. Праведный и грешный не могут пожениться. Кто-то скажет: «Есть такие!» Они могут быть впряжены вместе; в какую-то яму могут попасть и волки, и овцы, но это исключение, это противоречит природе. В природе овцы – отдельно, а волки – отдельно. В мире всё отдельно.
«Встань!» – говорит ангел. И сегодня он говорит: «Встаньте!» И я хочу вывести вас из этой тюрьмы. Сейчас вы, как Пётр, протираете глаза: «Верно ли это, истину ли говорит этот человек или вводит нас в заблуждение?» Итак, когда мы выйдем под открытое небо и я исчезну, тогда вы это узнаете; и когда я покину Болгарию, тогда болгары узнают, верно ли это. И во второй раз я уже не приду! Зажгите мне хоть 10 миллионов свечей, я не приду. Не приду! Понимаете? Мне не нужны свечи – я хочу, чтобы горели человеческие сердца! Мы хотим любви! Мы не хотим церквей, каменных церквей! Мы хотим, чтобы сердца людей полнились любовью, хотим, чтобы лад и законность были в каждой семье, в каждой школе – вот что нужно сегодня миру. Это закон эволюции. Пусть все священники снимут свои облачения и посещают бедных. Невидимый мир сыт молитвами. А сейчас говорят: «Господь благ, милостив!» Кто этого не знает? А ты, братец, так ли справедлив, как справедлив Господь? А сейчас бубнят псалмы: «Быр-быр-быр!» Эти псалмы читают вот уже две тысячи лет, но когда Давид скрывался, он читал их не так, как читает их сегодня духовенство. Однажды болгары узнают, что я был их большим другом. Мне не надо никаких памятников, и если мне их поставят после моего ухода, я их разрушу. Бог хочет Любви, Он хочет, чтобы все любили друг друга как братья и сёстры – вот памятники будущего. Надо, чтобы каждый священник, каждый проповедник, каждый учитель, каждая мать крепко-накрепко запомнили: миру необходимы братство и сестринство! И тогда мы придём к новой философии – к иррациональным числам высшей математики. Я могу и дальше рассказывать вам об этом, но чтобы я продолжал рассказывать, вы должны быть здоровы. Существует великая наука.
«Встань!», – говорит этот ангел. Разумеется, он придёт, даже если я не буду об этом говорить, но говорю: мои слова – это Божии слова, а не мои. Они узнают, что Господь задумал сделать в будущем. «Встань, – говорит ангел, – исполняй волю Божию!» А Бог Любви хочет от всех нас исполнения закона, Он вложил его в нас. Что это за закон?
Приведу в пояснение небольшой пример. Он относится к ХIХ веку и характеризует современную культуру. Посмотрим, как вы его воспримете. Это случилось во Франции, я взял этот пример из неизданного романа некоего автора. У графа Морелли была молодая дочь по имени Елизавета, ей было приблизительно 21–22 года. Она была очень интеллигентна, с характером, сильной волей, и необычайно красива. Известный поэт и музыкант, почти виртуоз, однажды увидел её и безумно в неё влюбился, и поскольку он был тонко чувствующим человеком, то стал искать способ познакомиться с девушкой. Целые ночи он проводил в размышлениях, перебирая в уме возможные способы знакомства. Наконец ему в голову приходит светлая идея, и он пишет записку: «Трудно жить без идеала!» и кладёт её в конверт. Поскольку он изучил привычки девушки и знал, где она обычно ходила, то однажды подошёл к ней и незаметно положил ей в карман письмо. Вечером, вернувшись домой, она обнаруживает у себя письмо и читает: «Трудно жить без идеала!» – «Что это такое – трудно жить без идеала? Видимо, это написала какая-то моя подруга». Через две недели он положил ей в карман другое письмецо, где написал: «Но если душа увидела вдали свой идеал, что ей делать?» Вечером она достаёт письмо, читает и говорит себе: «Эта подруга… если она его увидела, что ей делать?» Спустя месяц он написал ещё одно письмецо и опять незаметно положил ей в карман: «Если этот идеал высок, как солнце, как его достичь?» В четвёртый раз он написал: «Нужны крылья, но требуется время, чтобы они выросли». Она удивилась: «Что она опять пишет? Нужны крылья? Если нет идеала, ищи его». Он подготовил пятое письмо: «Нет ничего сильнее Любви». Она шла купить себе одежду, и у неё в кармане лежал чек на 10 тысяч франков. Но когда он стал засовывать ей в карман пятое письмо, то вытащил её кошелёк – с благородной мыслью дать сообщение в газету о найденном кошельке, чтобы потом вернуть его и таким образом познакомиться с девушкой. Но в этот момент его хватает полицейский, девушка оборачивается и говорит: «Господин, вы рождены для чего-то более благородного. Вы талантливы и не должны заниматься подобными делами». И когда она на него посмотрела, он забыл обо всём. Он очень смутился, поняв, какую огромную ошибку он совершил, и не находил слов. Полицейский спросил: «Что вы скажете, госпожа?» – «Оставьте его, этот господин не сделал ничего дурного», – но она смотрела на него очень серьёзно, и только заметила в его глазах слезинку. Поняли ли эти двое друг друга? Какое у неё осталось о нём впечатление? Он показался ей обыкновенным мошенником, не так ли? Сейчас и вы, современные христиане, похожи на этого музыканта, посылаете Христу такие любовные письма и ищете способа с Ним познакомиться. Приверженцы евангелической церкви предлагают свои способы; свободная церковь, православные, буддисты, оккультисты, теософы, – все указывают нам пути, очень хорошие пути.
Этот музыкант написал: «Трудно жить без идеала», но идеал – это нечто внутреннее. И он решил себя наказать: снял красивый костюм, надел рабочую, потрёпанную одежду, сбросил обувь и решил идти босым, рассчитывая поступить на службу в дом графа Морелли, у которого было громадное имение. Поскольку он выглядел простым оборванцем, его взяли работником в сад графа Морелли. Он произвёл на графа отличное впечатление своей скромностью, и тот сказал: «У меня никогда не было такого слуги». Но почему музыкант стал слугой? Ради дочери графа Морелли. «Трудно жить без идеала». Это верно. Достигните своего идеала! Он говорит: «Если человек увидел свой идеал, что ему делать?» – «Но идеал далёк». Иди к своему идеалу! «Как?» – Как этот босой музыкант, как та босая девочка из Софии. Не стремись быть ни профессором, ни известным лицом, это второстепенные вещи. Старайся быть человеком, которого любит Бог, и сам Его люби, узнай всех своих братьев и сестёр, люби их и будь готов пожертвовать собой ради них. Вы скажете: «В этом отношении мы – герои». Я рад. Я не говорю, что вы не таковы, – вы настоящие герои. Проблема вот в чём: до сих пор вы клали много писем в карман Христа, теперь вам остаётся сбросить свою одежду и обувь и работать босыми в саду графа Морелли. Этот сад – будущий мир, будущая культура, где нужно ради неё работать босыми, в абсолютной чистоте, и тогда мы построим мир на новых основах. Не говорить «братство и равенство» – и при этом использовать тюрьмы. Не говорить «давайте любить друг друга» – и при этом убивать друг друга. Я говорю обо всех людях. Работая ради будущей культуры, вы можете заложить основы будущего счастья. Сейчас, глядя на меня, вы говорите: «Слушай, и это наш учитель… » Таков закон. Я вынужден бить, я поместил вас в маслобойку и намерен получить масло. Кто-то говорит: «Зачем ты бьёшь?» – Хочу получить масло. Всё масло, какое в вас есть, я намерен извлечь. Вы прокисли, и теперь, когда я вас собью, масло продам, а деньги положу в банк, то скажу вам: «За ваше масло вам причитается столько-то, возьмите свои деньги». Но вы люди недовольные, вы – кислое молоко. А в Париже говорят: «Кислое молоко продлевает жизнь». Действительно, кислое молоко продлевает жизнь, но перекиснув, оно её портит. Пока вы чувствуете голод как импульс, он строит, но если он превратится в формальный голод, он разрушает. Всё верно до известной степени, а в другом отношении неверно.
Встреча с этой маленькой девочкой в Софии, происшедшая столько лет назад, мне запомнилась. Я желал бы, чтобы все жители Софии были такими, как эта девочка. Я желал бы, чтобы все министры, владыки, священники, профессора, все учителя, все матери, братья и сёстры, все ваши дети были такими, как эта девочка. Многое исчезло, стёрлось из моей памяти, но образ этой девочки всё стоит передо мной, он останется во мне как дорогое воспоминание. Понимаете? Каждое её слово запечатлелось в моей памяти. В ней нет раздвоенности: «Нет, нет, господин». Это так. В мире есть мораль. Человек должен быть честным и самостоятельным и добывать себе пропитание, трудясь в поте лица. Так говорит Господь: «В поте лица», и поэтому Он выгнал Адама и Еву, чтобы они научились работать. И все мы изгнаны, чтобы работать, создать великолепный ум, великолепное сердце и вернуться в духовный мир разбогатевшими.
И этот ангел говорит Петру: «Встань!» Сейчас вы сидите в тюрьме и видите сны. Кому-то снится, что он богат – он считает свои деньги; кто-то в тюрьме думает о том, что женится. Кто-то в этой тюрьме думает, что он очень учён. О чём только люди ни думают, но, проснувшись, видят, что они в тюрьме. Где свобода?
Любовь не порабощает! И когда кто-то говорит мне, что у него горело сердце, что из-за любви он стал рассеянным, я говорю: это не любовь. Любовь не делает людей рассеянными. Сердце горит, но этот огонь благ, тих, приятен, в этом огне развиваются величайшие мысли. Этот огонь, всё раскрывая, помогает нам понять смысл природы, помогает понять сердца людей. Чтобы сердца людей раскрылись, наша жизнь должна слиться с их жизнью. В мире должно быть слияние. Чистую водичку я возьму в рот и проглочу, но песок – никогда. Следовательно, Любовь – эликсир, она несёт жизнь.
Теперь: когда я с вами говорю, вы иной раз воодушевляетесь: «Вот вернёмся домой и решим этот вопрос». Я столько лет провожу свои опыты, и вы всё решаете и решаете этот вопрос – и ещё не решили его. Требуется понимание. Вы говорите: «Наш учитель знает». А вы сами знаете? Завтра вам скажут: «Ваш учитель глуп», но тогда и вы глупы. У вас должны быть самостоятельные суждения. Глупое – глупо, умное – умно. Умный человек не может быть глупым, он не может играть две роли. И глупый человек не может быть умным, потому что у него нет тех материалов, посредством которых он мог бы трансформировать свои мысли. Глуп тот, у кого нет материала для работы. Пётр был крайне консервативен, и его следовало посадить в тюрьму; но даже выйдя из тюрьмы, он ещё не сумел освободиться от своих старых верований, от этого национального духа.
У нас одно отечество, один великий Отец в мире. Мы забыли Его имя, и сейчас считаемся христианами. Христианам необходима другая философия. На протяжении двух тысяч лет христиане не сумели воплотить в жизнь Христово учение, они ему не следовали. Поэтому в мир придут самые простые люди, которые станут жить так, как учил Христос. Таково решение. Что вы на это скажете? Вы, женщины, – а женщины и есть эти простые люди – воплотите это учение в жизнь. Самые простые люди – это женщины. Вообще, о женщинах говорят презрительно: женщина, мол, корова. Да, говорю, этими коровами, их молоком вы питались и благодарите этих коров, вы, мужчины, я говорю это вам. Говорю женщинам: встаньте! и вон из тюрьмы!
Теперь: если вы женитесь в тюрьме, у вас будут подрастать маленькие арестанты. Я мог бы привести много примеров о рабах времён междоусобиц, гражданских войн, когда воевали северные и южные штаты Америки. У негров рождались дети, но их детей продавали. И вся Америка разделилась на две партии: одни воевали за свободу негров, а другие – против; одни доказывали, что рабство согласуется с Библией, а другие, тоже ссылаясь на Библию, доказывали право человека на свободу. И сейчас эти учёные опять утверждают, что всякое новое учение – от дьявола, а старое учение – не от дьявола. Если новое учение от дьявола, тогда и старое учение от дьявола. Если новое учение от Бога, тогда и старое учение от Бога. И если мы не следовали этому учению, виноват не Господь, виноваты мы сами.
Итак, тогда появится эта великая философия. Идея объединения должна прийти в школы, в университеты, нам нужно начать новую, широкую жизнь, когда все люди будут думать свободно. Пусть повсюду будет лад, порядок и законность. И в Писании сказано, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни скифа, то есть все свободны, все проникнуты одним духом. Мы живём по великому закону Любви. Следовательно, все наши мысли, чувства, действия должны быть точными, ясными. Мы не сторонники рабства, не сторонники всего того, что сковывает наши умы. Господь устроил иначе, Господь сказал: «Свободу всем Моим детям на земле! Идите, скажите им, пусть эти дети выйдут уже из своих тюрем! Свобода! Идите, скажите этим детям, чтобы они не верили никому, кто утверждает, будто Я так писал, – они сами это выдумали! Все их соборы, все их книги – это всё их».
Моё учение – учение Любви, братства и сестринства, учение абсолютной свободы, когда каждый уважает права других и самые старшие готовы быть слугами младших и слабых. Это божественное учение, это сказал Христос, и это будет говорить Христос, Который идёт сейчас. «Как идёт Христос?» Давайте я не буду говорить вам, как Он идёт, я вам этого не скажу. Он придёт, и вы Его увидите, – это время не за горами.
Теперь: вечером, когда вы вернётесь, ваш ангел постучится к вам и скажет: «Встань!» Вы увидите, он постучится и скажет: «Опояшься!» Потом скажет: «Обуйся и оденься!» Сегодня вечером вы решите этот вопрос. Сегодня вечером или уже никогда! Это великий закон Белого Братства в мире! Сейчас вы скажете: «Погоди, надо ещё посмотреть, что мы увидим». Что вы увидите? Когда вы пробудитесь и ангел уйдёт, вы скажете: «Действительно, мы не в тюрьме!» Знайте это. Знайте, что вы свободны. Если сегодня вечером придёт ангел и вы почувствуете, что оковы падают, что ум ваш свободен, сердце свободно, значит, вы не в тюрьме. Вы достаточно занимались делами партийными, религиозными, такими и иными, отстаивали особое мнение. Вы свободны! Незачем сидеть в тюрьме. Встаньте!
Кто-то скажет, что я гипнотизирую людей. Если я кладу вяленое мясо в капкан, то кто гипнотизирует? Мышка ходит вокруг и говорит себе: «Как оно смотрит на меня и ждёт меня!», и начинает вычислять, оперируя иррациональными числами: «Если я зайду внутрь и возьму это мясцо, я себя обеспечу». Ты очень хорошо обеспечишь себя в капкане. Не верьте, никто не может вас загипнотизировать! Никто не может лишить вас вашей свободы! Человек силён, он подобен Богу в миниатюре. В каком отношении? В мире Бог может сделать всё, что хочет, а нас никто не может заставить сделать то, чего мы не хотим! Нет такой силы, ни наверху на небе, ни внизу на земле, которая могла бы заставить нас сделать то, чего мы не хотим! Следовательно, в этом отношении мы сильны. А сейчас стукнут тебя два раза палкой, и ты вскидываешь ружьё на плечо и идёшь сражаться за отечество. И это характер? Ты человек без воли, без ума, без сердца! Некоторые спрашивают: «Если двое ссорятся, что с ними делать?» – Выйдите из Иродовой тюрьмы! Опояшьтесь Истиной, обуйтесь в Добродетель, облекитесь в Любовь! Вопрос решён – и вы свободны!
Сдержал ли я слово? Усвойте как следует главное, что я вам сейчас оставляю: вы свободны! Я открыл дверь тюрьмы, вставайте! А кто не выйдет – грех его душе! И тогда о тех, кто выйдет, я скажу: «Эти выходят», а о тех, кто останется, скажу: «Они не хотят выходить». И не говорите тогда, что никто вам не говорил. Я говорю вам сейчас. И я встречу вас ещё раз, встречу тех, кто в тюрьме, кто не вышел, и встречу тех, кто вышел из тюрьмы.
И когда я сейчас говорю вам это, не подумайте, выйдя на улицу, что вы спятили, – нет. Первое, что вам нужно сделать, – но так, чтобы никто об этом не знал, – пойти к своим друзьям. Не трубите в газетах, что такого-то господина соизволили выпустить из тюрьмы. Не извещайте никого, что вы вышли на свободу, но пусть тюремщики поднимут тревогу, что такой-то арестант сбежал из тюрьмы.
Идите к своим. К кому? К тем, кто вас любит и кто молился за вас. Первая ваша обязанность – пойти к ним и сказать, что их молитва услышана. «Вы свободны!», – говорит Христос. «Все современные европейские народы свободны», – говорит Христос. Бедные и богатые – все свободны. И всех вас Он призывает в новую культуру. И мужчин, и женщин, – всех, невзирая на разницу положений. Он идёт, и те, кто говорит: «Близится нечто исключительное, небывалое», заметят, что на солнце происходит нечто исключительное, и на земле тоже, они будут свидетелями этих исключительных явлений. Сейчас один английский учёный говорит, что на луне произошло нечто исключительное. Я говорю, если это исключительное достигло луны, оно придёт и на землю. Это касается и нашей жизни, и, продолжая жить так, как живут сейчас, люди тем самым решат свою судьбу. Как вы решаете её сейчас? У вас есть выбор: или жить на свободе, или умереть в тюрьме.
И сейчас всем вам нужно идти к своим. Женщинам я говорю: любите своих мужей, которые молятся о вас и работают ради вас. Мужьям говорю: любите ваших жён, которые молятся о вас. Братьям говорю: любите ваших сестёр, которые молятся о вас. Говоря «молятся молитвой», я подразумеваю, что они работают ради вас. Любовь – это работа, серьёзная работа. От нас требуется серьёзная работа. И встретив того или иного человека, не проводи различий между ним и другими людьми. Часто я вижу, как трудно нам относиться ко всем одинаково. Богатого встретишь или бедного, люби их одинаково и одинаково уважай, без всяких различий, относись к ним одинаково, без всякой ненависти в сердце, чтобы завтра, если этот богатый окажется в нужде, ты мог помочь ему так же, как и бедному. Одинаково ко всем относиться – вот что требуется сейчас от новой культуры. Только так мы создадим здоровую атмосферу. Свобода! Все вы свободны! Опояшьтесь, обуйтесь, облекитесь в свою одежду!
Помните о графе Морелли и его дочери, и о том музыканте, и о той бедной маленькой босоногой девочке из Софии.
Выйдите из своих тюрем, идите к своим, и для вас начнётся новая жизнь, вам откроются новые горизонты, вы станете ясновидящими. Иногда я совершаю ошибку, рассказывая о том, что вижу. Я вижу не так, как видят ясновидящие, – есть большая разница. Если я смотрюсь в зеркало, я вижу себя. Я вижу не в зеркале, я очень хорошо вижу без зеркала: я не вижу теней. Я повсюду вижу реальный мир, в котором вещи не меняются. Есть существа, которые для меня гораздо более реальны, эти существа материальны, более материальны, чем вы. И я уже говорил, что сейчас нет болгарина, который бы не встречал Христа, и нет англичанина, который бы не встречал Христа, но они Его не узнали. Почему? Вы скажете, что это странно. Это иррациональные числа. Два Его ученика, которые шли в Эммаус, говорят Христу: «Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о случившемся?» Чтобы кого-то узнать, вы должны его любить. Как вы узнаете человека, не полюбив? Иногда вы говорите: «Учитель был особенно вдохновенным, его лицо светилось». Вы не видели лица вашего учителя. Сегодня на мне маска, вы видите меня с наполовину седой бородой. Современные люди говорят: «Нужно быть серьёзными». Когда человек бывает наиболее серьёзен? Когда крадёт. Как серьёзен тот, кто вскрывает кассу! Тут не до смеха. Я говорю: я несерьёзен. Почему? Потому, что не учился этому ремеслу. Когда начну его изучать, тогда и я буду серьёзным, но не сейчас.
Итак, будьте свободными, чтобы возникла атмосфера Любви. Начнём с Любви, с Истины, которая вносит свободу, будем молиться друг о друге: «Молитесь друг о друге, чтобы исцелиться». Не ждите. Молитесь. Мы будем не только молиться, но с этой молитвой мы совершим тысячи других дел, чтобы все мы исцелились. И когда выйдете отсюда, не колите друг друга своими острыми палками, не спрашивайте: «А ты это сделал?» Ничего не говорите друг другу. Не нужно острых палок погонщика, спроси самого себя: «Иван, правильно ли ты сделал эту работу?» Ты, Драган, Стоян, ты, ты, ты – спросите самого себя, хватит уже заниматься чужими грехами. Ваши грехи – это лёд, а восходящее солнце растопит этот лёд. И опять вам говорю, так написал Господь: «Сотру грехи их, и не буду больше вспоминать о них». Для этого идёт Господь, Господь будет судить, но кого? Тех, кто много взял, и отдаст тем, кто не имеет, ибо Он говорит: «Сотру все ваши грехи, отру ваши слёзы, и плача не будет; голодные будут накормлены. Вам будет дано, и все вы, как тельцы упитанные, будете скакать и взыграете». Да, сейчас нужно, чтобы ваша утроба, ваш ум, ваше сердце взыграли!
«Встань!», – говорит ангел, этот ваш ангел. Я его уже вижу, и не одного, а много ангелов. А вы сейчас смотрите на меня: «Правду ли говорит наш учитель?» Я вижу, что ангел сверху зовёт вас, но вы этого не замечаете. Вы говорите: «Он видел ангела, а мы ничего не видим». Пускай вы не видите – это не доказывает, что ангела нет. Вы слепы и не видите, а если вижу я, вы говорите: «Это галлюцинация». Всё имеет свои причины. В мире есть три вида причин, и они производят результаты трёх видов. Есть первичные, вторичные и третичные причины, и есть первичные последствия, вторичные и третичные последствия.
Итак, сейчас Христос, Любовь Христа и есть та первопричина, которая идёт установить лад и порядок. Если вы придёте в гармонию с Ним, ваше сознание пробудится и вы Его увидите. И ваш ум и сердце пробудятся, и вы будете мощными!
Опояшьтесь этим вечером, наденьте свои одежды и идите к своим!
Отправьте вашему Небесному Отцу тёплую благодарственную молитву!
_______________________
1 «Иди сюда, барашек».
2 Сравни: Рим. 5:7 — "Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть".
11 декабря 1921 года,
София
Перевод Татьяны Драгавцевой
ВСТАНЬ И ОПОЯШЬСЯ