Сын Божий 1921 1030 0
Можно сказать, что если вы хотите составить представление об авторе какой-либо современной книги, вам нужно прочитать введение. Оно интереснее всего. То есть на той ступени развития, на которой мы, современные люди, находимся, самое важное в жизни – введение. Итак, как вы определите вступление, или введение, к жизни? Что представляет собой введение к нынешнему бытию, или к нашей нынешней жизни? Объясню вам, не оставлю вас в темноте.
В жизни есть три важные вещи. Самое необходимое в жизни – это еда. Еда – это предисловие к физической жизни. Следовательно, какой бы философии ты ни придерживался, о чём бы ни рассуждал, самое большое удовольствие ты получаешь от еды. Ты разбираешься в философии, знаешь, что сказал Кант или кто-то ещё, но, поев, говоришь: «Что ж, я полагаю, жизнь имеет смысл». Ты ходил в церковь, там служил такой-то священник, ты слушал такого-то проповедника. Всё это хорошо, но вернувшись и перекусив, ты говоришь: «Это лучше всего!» Следовательно, еда необходима. Я называю еду введением к подсознательной и сознательной жизни. И это введение настолько интересно, что вот уже восемь тысяч лет, с тех пор как люди стали людьми, вы всё изучаете его, читаете и перечитываете. И мужчины, и женщины, все вы читаете и перечитываете это введение, и всё ещё не изучили его, потому что, если бы вы его изучили, то вы закончили бы его читать, однако дело это ещё не закончено.
Теперь: если это введение к жизни настолько важно, что требуется столько тысяч лет, чтобы его изучить и понять, то какой будет первая глава жизни? Я предлагаю вам только символы, побуждающие к размышлению. Еда – это первое введение природы, самое необходимое дело. А самое приятное в жизни того, у кого пробудилось самосознание, это музыка, пение. Музыка – это введение к умственной жизни, и человек, не умеющий петь, это «пропащая Станка». Извините меня, я привожу это сравнение, употребляемое болгарами, в его хорошем и разумном смысле. Человек, переставший есть, петь и молиться, – это Станка, оставшаяся без отца и матери, без роду и племени.
А самое великое в мире – это молитва. Следовательно, самое необходимое – это еда, самое приятное – музыка, а самое великое – молитва. Она связывает нас с Богом, с тем вечным началом внутри нас, что даёт нам смысл. Молитва – это введение к Божественной жизни. Так что в мире три введения: первое введение – еда, второе введение – музыка и третье введение – молитва. Кто-то скажет: «Зачем нужно молиться?» Ты будешь читать это введение, чтобы постичь внутренний смысл сверхсознательной жизни.
Иоанн говорит: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Это акт не только чувствования, это акт самой возвышенной Божественной мысли.
Итак, «верующий». Вера относится к принципу ума, и чтобы стать верующим, вы должны были уже перейти от первого предисловия – еды, ко второму предисловию – музыке. Тогда вы сумеете понять, что Бог возлюбил мир. Когда приходит Любовь, человек сразу начинает напевать. Каждое существо, даже самое маленькое, совершает усилие, показывая, что оно может петь. Оно начинает петь, чтобы понять смысл новой жизни. Итак, ешьте, пойте и молитесь, но не думайте, что это и составляет сущность жизни. Это только введение, предисловие к вечному.
Итак, я говорю о вере, создавшей человеческую интеллигентность. Я не буду говорить о спасении от страха, от болезни, нет. Спастись – значит жить в условиях разумной жизни, освободиться от всех страданий, поскольку вы страдаете и не знаете причин своих страданий. Что это за причины? Для меня причина ясна. У вас болит голова, у вас болит желудок, у вас болит поясница, у вас сердцебиение, болит сердце, – причина мне ясна, она кроется не в самом сердце или голове, она вне их. Эта дисгармония – результат того, что ваша жизнь не согласуется с великими законами, регулирующими бытие, с законами, регулирующими разумную жизнь. Если твоя голова не находится в согласии с твоими мыслями, у тебя будет головная боль; если твой желудок не согласен с процессами, протекающими в пищеварительной системе, у тебя будут боли в желудке. Если у тебя болит сердце, это показывает, что твоё сердце не находится в согласии с желаниями сознательной душевной жизни, и так далее. Значит, в природе существует живая разумная сила, которая действует разнообразными способами. Индусы называют эту силу таттвас. Это санскритское слово, оно означает живую энергию, которая пронизывает всё пространство, лежит в основе движения всех небесных тел, а также является той причиной, той силой, что производит всю жизнь во вселенной. Прана – видоизменение этой таттвас, татвической энергии. И научный способ использования этой живой энергии индусы называют пранаяма.
Итак, Иоанн говорит: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал сына Своего Единородного»; Он возлюбил мир, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Сын – это высший разум, это Божественная Мудрость, которой человеку нужно довериться; это разумная жизнь, и надо, чтобы человек верил в неё, воспринимал и жил ею. Потому что между знаниями и действительной жизнью существует некий зазор: знать – это одно, а применить на практике и пережить – это другое. Говорю: если у вас есть знания, то это первый шаг: ты наелся – значит, ты прочитал только первое введение; второе – это пение. Что нужно делать в-третьих? Молиться. Если ты понял глубокий смысл жизни, ты поднимешься вверх; если же нет, ты опять вернёшься к еде, музыке, молитве. Еда, музыка, молитва, так и будешь ходить по кругу, и это – самое приятное, что нужно делать в жизни.
Значит, чтобы Бог возлюбил мир, в этом мире должно что-то быть. Что Он возлюбил в мире? В мире находятся все вышедшие из Бога духи. И Он послал Свою Любовь, чтобы они могли поверить, то есть применить этот принцип, и иметь жизнь вечную. Божественное желание состоит в том, чтобы сделать всех такими же бессмертными, как и Он. Но бессмертие не даётся извне. Чтобы стать бессмертным, говорит Иоанн, «тебе надо поверить в Его Сына», а Его Сын – это выражение всей Божественной Мудрости, сокрытой в Нём. Вы не можете этого понять. Когда душа познает эту Мудрость, она обретёт в награду вечную жизнь.
Итак, кто-то спрашивает: «Ты веришь в Христа?» – «Да». – «Веришь в Сына Божиего?» – «Верю». – «У тебя есть ревматизм?» – «Слава Богу, в обоих плечах». – «Голова болит?» – «Бывает иногда». – «Сердцебиение?» – «И от него не освободился, но всё же у меня есть вера, я не такой, как другие люди».
Это обыкновенное верование. Я говорю не про обыкновенное верование. С этой обыкновенной верой мы покончили и начинаем заниматься необыкновенной верой. А человек необыкновенной веры никогда не спросит: «Как такое возможно?» Никодим был тем человеком, который спросил Христа: «Как такое возможно?» А что ответил ему Христос? «Ты – учитель Израилев, и этого не знаешь? Ты не заслуживаешь, чтобы Я продолжал тебе объяснять».
Следовательно, нам требуется великое, глубокое понимание – мы должны понять, зачем нужно есть, петь и молиться. Еда, как я уже говорил, это наука о трансформации энергий из одного состояния в другое. Есть – значит трансформировать грубую энергию в энергию умственную. Наевшись, ты начнёшь петь, и, таким образом, превратишь умственную энергию в духовную. А что такое молитва? Молитва – это тоже трансформация умственных энергий. Зачем нужно молиться? Чтобы быть сильным. Зачем нужно петь? Когда солдаты поют, все воодушевляются, все становятся героями. Если они испугаются, то петь перестанут. Турки говорят: «Смазывайте пятки, они наступают». Кто наступает? Кавалерия! С песнями и винтовку в руках легче держать, а иначе, если перестанете петь, весь мир обратится в бегство. Следовательно, сама по себе музыка – это средство, позволяющее избавиться от меланхолии, когда люди говорят: «Жизнь не имеет смысла». Изучите первое введение жизни – еду. В еде сокрыта великая Божественная сила.
Скажем, я поставил на стол красивую чернильницу, у меня есть перо и лист бумаги. Допустим, вы не знакомы с искусством письма. Я погружаю перо в чернильницу и начинаю царапать им по бумаге; чернила кончаются, я снова погружаю перо в чернильницу и царапаю им по бумаге, погружаю – царапаю. Вы недоумеваете: «Этот человек то погружает перо в чернильницу, то царапает им по листу, вся бумага стала чёрной». Однако когда перо царапает по бумаге, в этом действии скрыт внутренний смысл. Если вы начнёте анализировать, что представляет собой чернильница, потом обобщать, что представляет собой перо, изучать перо и бумагу и думать, что теперь вы узнали истину, постигли, что кроется в написанном, то вы ничего не узнаете. Тайна написанного мною кроется не в пере и не в чернилах. Перо и чернила – всего лишь условия, позволяющие символически выразить скрытую мысль. Следовательно, еда – это чернильница: ты поел, а затем в неё погружается ум. Чувства, сердце представляют собой чернильницу, а как только за дело возьмётся перо – хоп в чернильницу и начинает писать в книге жизни: чирк, чирк, чирк, и потом всё повторяется. Кто-то скажет: «Зачем мне эта чернильница?» Она необходима. «Зачем мне это перо?» Ум необходим, чтобы ты мог написать о смысле жизни. Если твоё перо заржавело, ты ничего не сможешь написать. Пусть твоё перо будет золотым, такое перо не окисляется. Таким образом, еда, музыка и молитва – это условия, необходимые, чтобы внутри вас могла выразиться нынешняя жизнь. Как она выразится? Еда даст вам здоровье, пение – счастье, молитва – блаженство.
Один болгарин из-под Варны, по имени Стоян, был очень бедным, но здоровым. Однако, имея всего лишь здоровье, он этого не ценил: «Зачем мне это здоровье? Я последний бедняк, у меня нет ни дома, ни денег. Господь дал мне здоровье, но какой от него толк?» И вот он заработал денег, построил себе дом, и не один; еды и питья у него уже имелось в изобилии, но он заболел и три года лежал в кровати и говорил: «Господи, забери у меня все дома и деньги, не надо мне ничего, верни мне только моё здоровье, нет ничего лучше здоровья». И Стояну понадобилось лежать три года, чтобы понять смысл здоровья. Сейчас вы, современные люди, скажете: «Зачем нам одно здоровье?» Господь даст тебе имущество, заберёт здоровье и скажет: «Я дал тебе то, что ты хотел». А здоровый человек всегда богат. Выражение здоровый человек предполагает, что это человек хороший во всех отношениях. Если мне скажут, что человек любит петь, я понимаю под этим то же самое. Если скажут, что он молится, я знаю, что такой человек не может быть плохим – это добрый, старательный и благонадёжный человек.
Теперь: у современных людей особые понятия о морали, особые взгляды, и должны пройти тысячи лет, чтобы люди смогли понять внутренний смысл жизни. Приведу вам два примера, чтобы вы уяснили себе внутреннюю сторону этой жизни. Вот какой случай произошёл с английским врачом, доктором Уилсоном. Это был молодой врач, очень способный, талантливый, он с отличием окончил университет, имел отличную практику в Англии. В молодости он заинтересовался оккультизмом в некоем братстве и там должен был дать обещание: в течение десяти лет не позволить никому, ни мужчине, ни женщине, поцеловать себя. Даже руки своей. А по прошествии десяти лет он освобождался от обещания. И доктор Уилсон начал свой подвиг. Пять лет миновали благополучно. Но вот однажды его пригласили в одно благородное семейство, где были две маленькие девочки, десяти и двенадцати лет. Старшая заболела тифозной лихорадкой, и этот молодой врач сумел её вылечить. Когда девочка выздоровела, младшая подошла к доктору и хотела его поцеловать – ведь он вылечил её сестричку. «Не целуй меня, – сказал врач, – не делай этого, у меня нечистое лицо, не целуй!» – «Тогда дайте хотя бы руки». – «Нет…оставь, не трогай меня!» – «Почему мне нельзя тебя поцеловать? Я так тебе благодарна за то, что ты спас мою сестричку!» – «Но у меня и руки нечистые. Когда я стану чистым, а ты станешь большой девочкой, вот тогда ты сможешь меня поцеловать». – «Но через 10 лет я не смогу – что скажут мама и папа, что скажут люди?» – «Тогда я тебя поцелую». – «Поцелуй меня сейчас». – «Сейчас нельзя».
Маленькая девочка не понимает, почему этот особенный доктор так поступает, и говорит: «Сейчас я мала, и нет никакой опасности». – «Нет, нет, сейчас я нечист, а через 10 лет я буду чист, вот тогда». Но она ему сказала: «Тогда я уже могу быть замужем, а если ты найдешь меня замужней, то не сможешь меня поцеловать». Сейчас он дал обещание, что его никто не будет целовать, а через 10 лет она окажется на его месте. «Пожалуйста, поцелуй меня сейчас». Теперь я спрашиваю: девочка считает, что сейчас подошло время это сделать. Он же находит, что сейчас не время, а иначе зачем он давал обещание, ведь в противном случае он окажется бесчестным. Через 10 лет эта девочка скажет: «Теперь я начинаю своё посвящение».
Если сейчас Христос встретит вас на дороге, Он всех застанет в таком положении: каждый из вас дал обещание. Вы говорите: «Здесь, в этом мире, мы связаны». Эта девочка хочет отблагодарить врача, а он дал обещание – через 10 лет. Девочка сказала: «Тогда я уже буду большая, тогда нельзя».
Итак, ни мужчины – со своей стороны, ни женщины – со своей, не понимают жизни. В этом мире вы всегда сталкиваетесь с противоречиями, потому что принимаете на себя обязательства выполнять то, что зачастую не представляет собой ничего существенного. И многие хотят понять, что такое вечная жизнь, что такое Господь, и после этого познать жизнь. Умом вы никогда не поймёте, что такое Господь. И всё, что написали о Господе философы, это даже не предисловие. Все философы, бравшиеся писать введение к Господу, писавшие о том, что такое Господь, ещё ничего не написали о Боге. И когда они пробуют заниматься то одним, то другим, я говорю: в нашей жизни ещё нет введения к Божественной философии. Для того, кто поёт, введением является музыка. Если ты начал петь, у тебя есть введение. И духовные люди тоже философствуют, и у них тоже нет введения. Если ты начал молиться, у тебя есть введение.
Итак, у философов нет введения к Божественной философии, и у духовных людей нет введения к духовной жизни. Для философов введением к умственной жизни является пение, а для духовных людей введением к духовной жизни является молитва. И только тогда у тебя будет введение к великой духовной жизни, и ты её поймёшь. Это великое внутреннее переживание души. Душа должна сама всё испытать, а это значит испытать всё вместе с Богом. А Бог любит, чтобы, идя к Нему, ты был один. И Христос всегда спрашивает: «Ты свободен?» Женщина говорит: «Сейчас я связана обещанием, я буду свободна через десять лет». Но Господь говорит: «Тогда Я не смогу быть свободным». Почему Он не будет свободен? Потому что Любовь нельзя ограничить, и нам нельзя её ограничивать. Когда в твою жизнь войдёт любовь, ты должен быть готов к её приходу так же, как бываешь готов к моменту отправления поезда. Она настолько точна, что окажется на месте с точностью до одной десятимиллионной части миллиметра, и вы должны быть там точно вовремя. Когда Любовь придёт к вам, вам следует распорядиться ею разумно. Кто-то может сказать: «Повеселимся немного». Люди веселятся во время еды, а в Любви веселья нет. Пока она не пришла, ты будешь есть, петь и молиться, но когда она придёт, произойдёт нечто более великое, такое, о чём невозможно рассказать человеческим языком. Понимаете? Но то, о чём не рассказать человеческим языком, можно испытать.
Я сейчас объясню: если настанет такой момент, когда Любовь, подобно лучу солнца, случайно озарит цветок или кристалл, то этот цветок за 20 минут – вы увидите это – видоизменяясь и трансформируясь, превратится в очень красивого и разумного человека. Магическая сила Любви всё превращает в разумную жизнь.
Как это понять? У каждого из вас есть цель в жизни. Вы хотите заработать много денег; один хочет жениться, потом иметь детей, другой хочет стать профессором, и так далее, но никто не желает того, что действительно требуется. Я не говорю, что ваши предпочтения плохи, но говорю: вам нужно сделать выбор. Он состоит в том, чтобы поверить в Сына Божия, понять великую силу Божию. Вот в чём заключается великое! Это Божественная Мудрость, явленная в своей целостности, а такую целостность индусы называют таттвас. Это энергия, которая исходит от Любви и движет всей вселенной. И все наши желания обусловлены этой силой, которая струится через все наши тела. И соответственно тому, насколько мы живём в Божественном, эта сила проникает в нас и создаёт нам очень приятное настроение. Иной раз у вас бывает такое приятное состояние, вам кажется, вы поняли смысл жизни. Вы довольны и веселы, но случается, что в эту минуту приходит ваш друг и в одну минуту разрушает всё ваше счастье. Вы думаете, что решили задачу жизни, но он приходит и говорит: «Ты веришь в эти глупости, будто существует вечная жизнь?» – и в тебе поселяется червь сомнения. Если ты решишь спорить с другом, всё кончено.
Второй пример, который я хочу вам привести, немного другого свойства, он взят из болгарской жизни. Первый пример психологически верен, но и второй пример тоже верен. Не думайте, что по форме и в деталях всё было так, как я вам опишу, но принцип, заложенный в нём, верен. Речь пойдёт о болгарском юноше из северной Болгарии, одном из самых благородных юношей, которых я знаю. Его отчества я вам не назову, а имя его Кирилл, так его звали (это не болгарский князь). Он с отличием закончил учёбу за границей, а вернувшись в Болгарию, остановился у одного своего друга, учителя, и летом отправился с ним на курорт. В семье этого учителя жила маленькая девочка, сирота десяти лет, красивая, интеллигентная и очень умная. Между гостем и девочкой зародилась известная симпатия, в которой не было места дурным мыслям. Юноша часто ходил в лес к красивому холодному источнику. Однажды маленькая девочка взяла кувшинчик и отправилась вслед за ним. Когда они пришли к источнику, он без всякого умысла наклонился и поцеловал эту маленькую девочку. Когда он выпрямился, она спросила: «Ты как меня поцеловал: как брат, как сестра или как предатель? Как ты меня поцеловал: поцелуем брата, сестры или поцелуем предателя? Как? Скажи! Ты совершил дурной поступок, потому что моя мать перед смертью сказала мне: «Никогда не позволяй мужчине целовать себя, пока не выйдешь замуж», а ты сейчас осквернил обет, который я дала матери». Спрашиваю: что тут плохого? Он мне сказал: «Я до сих пор не решил вопроса, каким поцелуем я её поцеловал».
Когда кто-то говорит: «Дай я тебя поцелую», я спрашиваю: «Ты поцелуешь как брат, как сестра или как предатель?» Сейчас мир от края и до края полон предательских поцелуев. И мужчины, и женщины испорчены такими предательскими поцелуями, понимаете? Из этого не следует, что поцелуй – нечто плохое, он благороден, но вопрос в том, как он даётся. Ведь акт целования – самый возвышенный, самый священный, и потому поцелуй должен даваться в последнюю очередь. Мать целует, потому что мать имеет право целовать дочь. Она может её поцеловать, она жертвовала собой, она отдала и честь свою, и всё. Но ты, желающий поцеловать её дочь, доказал ли, что имеешь на это право? В Божественном мире поцелуй всегда обязывает человека на всю жизнь. И случится одно из трёх: либо это будет поцелуй брата, либо поцелуй сестры, либо поцелуй предателя. И если ты не понимаешь смысла поцелуя, то станешь предателем и сам себя стреножишь! Вот и всё!
Я не говорю сейчас об обыкновенных поцелуях. Поймите меня правильно, я не хочу посеять сомнение. Вы скажете: «Мы раздали столько поцелуев, что теперь будет?» Я не об этом. Я имею в виду пробуждение сознания в человеке. Я говорю не об обыкновенных поцелуях, не о тысячах ваших поцелуев, да благословит их Господь, а о тех поцелуях, когда великая Божественная душа пробудится ото сна и войдёт в Божественный мир. И тогда ей нужно решить, каким должен быть поцелуй. Следовательно, я говорю тем из вас, кто пробудился. До сих пор ты целовался так, но есть и другие поцелуи. Это великие поцелуи! Как от солнца исходят поцелуи великой энергии, так же от её луча проистекает та любовь, которую индусы называют таттвас. И она является носительницей всех великих мыслей. И если мы не следуем законам пранаямы, то жизнь человека пройдёт в мечтах. Если это девушка, она мечтает: «Выйду замуж, построю дом, у меня будет такая-то свекровь, девери. Одеваться я буду так-то, муж мой будет занимать такую-то должность, мы будем ездить за границу». А потом она опять оказывается одна. Всё это мечтания. Потом опять представляет себе, что вышла замуж за князя, а сама она – графиня, и так далее.
Но когда сознание человека пробудится, этот князь придёт – к каждому придёт князь, царский сын. Но будете ли вы готовы к его приходу? Он – то высшее я, которое теософы называют Божественным сознанием, а я называю Божественной сознательной душой в человеке. Сможешь ли ты воспринять её? Сможешь ли воспринять этот Божественный сознательный Дух? Слова Дух и душа употребляются двояко. Следовательно, когда Божественный Дух войдёт в вас, все ваши поступки, все ваши действия, поцелуи должны быть взвешенными, осознанными. Нужно, чтобы от всего вашего сердца исходила Божественная благодать, чтобы ею веяло от вас. Не торопись целовать, не говори: «Постой, я тебя поцелую» – это легче всего. Это всё равно, что сказать: «Постой, я подпишу вексель». Но по этому векселю нужно будет платить, потому сначала посмотри, есть ли деньги в твоей кассе. «Сегодня – за деньги, завтра – на веру», – ведь так говорят? Нет, если в вас начнёт течь истинная жизнь, «на веру» уже не будет, то есть «на веру» в обычном смысле слова. Теперь будет: сказано – сделано; внутри нас будет течь сознательная жизнь. И если мы все начнём работать с такими мыслями…
Но вы скажете: «Жизнь трудна». Нет, жизнь – это самое лёгкое, но вам нужно хорошо понять три введения – еду, пение и молитву, и тогда вам станет ясен этот стих: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Слова Бог возлюбил мир означают: в Нём пробудилась Божественная Любовь, и когда она пробудилась, Он отдал всё, что имел. А это – единственный Сын, которым Он пожертвовал ради всех тех душ, что внизу, чтобы они могли обрести жизнь, которая есть в Нём. И когда мы вернёмся на небо, Господь Любви, Сын Божий, поцелует нас. И когда мы вступим в эту жизнь, ангелы запоют, потому что мы будем готовы понимать, и в этой песне нам откроется смысл жизни. Пение на небе – это наука, которую человеку необходимо усвоить. Это не только игра на гитарах, как думают некоторые, здесь подразумевается вся целостная жизнь Мудрости, жизнь, связанная с Божественной Мудростью.
И я желаю вам поверить в Сына Божия. Я говорю не об обыкновенной вере. Первый шаг для вас – вера необыкновенная. Такая вера может быть только у тех, в ком пробудилось Божественное Сознание. «Верю в Бога, сокрытого в Своём Сыне. Верю, что Сын послан Отцом». А этот Сын – великий Божественный Дух, который идёт в мир и хочет творить; это Дух, и Он хочет явиться. Он стоит у ваших дверей и стучит. Христос стучится только к тем, в ком Божественное Сознание вот-вот пробудится. И как вы поступите, когда придёт Христос? Как английский врач Уилсон или как болгарин Кирилл? Как вы поступите? Первый отказал девочке, потому что он будет свободен только через 10 лет, но девочка ответила: «Тогда я не смогу». Болгарин решил вопрос очень легко: недолго думая, поцеловал девочку, но когда выпрямился, она его спросила: «Как ты меня поцеловал? Как брат, как сестра или как предатель, который продаёт меня в рабство? Скажи!» Это символы, касающиеся одной из самых священных областей человеческой жизни – человеческой души. Сейчас вы себя ещё не знаете.
Важно следующее: та энергия, которая нисходит сверху и проистекает от Любви, может быть использована только теми, кто живёт сознательной жизнью. Когда вы примете этот Божественный закон, эта энергия устремится в вашу душу. Вы можете проделать отличный опыт. Иной меня спрашивает: «Могу ли я быть учеником?» Говорю ему: «Ты можешь любить?» – «Так до сих пор я только и делал, что отдавался любви; хочешь, поцелую тебя?» Говорю: «Нет, сейчас нельзя». – «Почему?» – «Потому что это обыкновенные поцелуи». И сколько женщин заражены сифилитическими ртами мужчин! Поцелуи ли это? Нет, нет. Необходима чистота, внутренняя чистота и святость по всем правилам. И такую чистоту может обрести каждый. Это качество, это благо, которое ждёт обретения. Вы скажете: «Я уже замужем, у меня есть муж, что мне теперь делать?» Нет, ты не замужем. Кто тебя женил? Твоя мать, твой отец. Спрашиваю тогда: кто поженил твоих мать и отца? Кто вас женит? Вы думаете, что это закон: «Мне нужно жениться». Скажите мне, где написано, что тебе нужно жениться? Женитьбы устраиваете вы, люди. Если твоя женитьба станет причиной, мешающей тебе найти истину в жизни, тогда не женись! Но если женитьба послужит основой для поиска Истины, Любви и Мудрости, тогда женись, вот мой совет. Мужчины ли, женщины, все пусть женятся. Но если эта женитьба помешает вам быть свободными, не женитесь. «Но что будет с миром?» С этим миром пусть будет что угодно, мы устроим другой, новый мир, по другим законам! И тут, и там нельзя находиться. У нас должна быть определённая философия.
Всё, что препятствует нам найти эту великую Любовь, что препятствует нашему сознанию стать Божественным, обрести Божию Мудрость, все эти жизненные препятствия нам нужно немедленно преодолеть. Мы не ставим вопрос: либо – либо. «Не женюсь». – «Почему?» – «Не хочу». – «Дочка, выходи замуж». – «Нет». – «Почему? – «Не хочу». – «Сынок, женись». – «Не хочу». Эти дочь и сын умны, они говорят: «Вот вы поженились, и что?» И они правы. «Нашли ли вы Бога?» – «Нет». – «Тогда зачем мне жениться? Вы хотите, чтобы и я был таким же глупцом, как и вы?» Дочка и сын говорят: «Я хочу найти Бога, не женясь». – «Но это не по Писанию». А как по Писанию? Сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, всем твоим умом и всей твоей силой». Четыре вещи. И когда ты научишься этому, тогда возлюбишь ближнего своего как самого себя. Пока не возлюбишь Господа всем своим сердцем, душой, умом и силой, не женись. Вот моя мораль. Кто-то спросит: «Как нам жить?» Вне Бога все люди мертвы! Жизнь начнётся только с приходом Любви! Следовательно, вы не живёте, без Бога вы мертвы! Не обманывайтесь, вы живёте на кладбище. Все вы лежите под своими надгробиями. И вы хотите обеспечить себя. Вы говорите: «Здесь мы себя обеспечим». Да, обеспечишь себя большим крестом! (Смех). Знаете, почему я смеюсь? Потому что Господь говорит: «Посмеюсь над ними». И мне смешны эти глупые люди, которые хотят жить и обеспечить себя на кладбище. Они ищут счастья там, где его не может быть. Положат человека в могилу и потом будут писать, писать трактаты, рассуждая о том, как можно обеспечить себя экономически. Чем обеспечить? Большим крестом! «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Я сказал, что эта вера – необыкновенная, эта вера не допускает никакого сомнения, абсолютно никакого сомнения. И если мы оба войдём в Божественный мир и станем рассматривать какой-либо Божественный предмет, я опишу тебе, каким его вижу я, и ты опишешь, каким его видишь ты. Мы можем поставить и другой опыт: я опишу то, что вижу, и ты опишешь то, что видишь, и тогда, если оба описания верны, мы на правильном пути.
Теперь: что такое любовь? О любви рассуждают и мужчины, и женщины. Жена расскажет, как она понимает любовь, а муж говорит: «Нет, это не любовь». – «А что такое любовь?» Теперь он начинает объяснять. «И это не любовь». То, что жена говорит о любви, это детское понимание, но и муж глуп: не знает, что такое любовь. Значит, оба видят по-разному. Послушайте молодых, они так друг с другом не говорят, они очень деликатны: даже из-за одного неправильного словечка они, как дипломаты, поворачиваются друг к другу спиной. Она говорит: «Он меня не понимает; я думала, он что-то из себя представляет, но на самом деле… ». Ему она этого не скажет, но про себя так думает, и ей грустно. И он поворачивается спиной: «Я думал, она умна, но это не так, она меня не понимает». Потом опять поворачиваются друг к другу, но есть ли тут понимание? Они могли бы понять друг друга, если бы родители, воспитывая их, объясняли им, что они – души и одинаково смотрят на вещи. Девушке нужно изменить своё состояние, как и юноше, или, иначе говоря, им следует рассматривать истину с точки зрения своего ума и сердца, понять их соотношения как дополняющих элементов.
Если кто-то спросит нас: «Что ждёт нас в будущей жизни?», то мы не сможем представить какую-то одну программу. Сейчас программа нашей жизни такова, что мы стремимся к вечной жизни. Мы хотим выйти из жизни временной и войти в вечную жизнь, и в этом – спасение. «Дабы всякий, верующий в Меня, не погиб». Значит, должна быть цель. Эта цель – вечная жизнь.
Только вступив в вечную жизнь, мы сможем по-другому изучать любовь и мудрость. Только вечная жизнь может создать нам особые условия для изучения любви и мудрости. Я могу изменить свои внутренние условия, могу изменить их прямо сейчас, даже в этой жизни я могу изменить свои условия на условия вечной жизни – либо могу это отложить. Этот переход от одних условий к другим так же резок, как резок солнечный свет: когда солнце появляется, сразу становится светло, а когда скрывается, сразу темнеет. Если внутри себя ты примешь такое решение, в тебя сразу проникнет этот луч, эта энергия таттвас, и ты почувствуешь, что твои ум и сердце расширились, и станешь сильным. Но если хоть немного усомнишься и скажешь: «Я ли это?», ток сразу прервётся, и ты, как волынка, которую перестаёт надувать волынщик, сожмёшься, потеряешь эту связь и скажешь: «Из меня ничего не выйдет». Почему? Потому, что ты усомнился в Сыне Божием, то есть в великих законах, работающих в сознании. Если в данный момент ты примешь эту энергию без страха, она произведёт в тебе внутренний духовный свет, ты установишь связь с Божиим Сыном и сможешь сделать всё. И когда я говорю вам не сомневайтесь, это значит – не прерывайте в себе Божественных токов. Не сомневайтесь.
Как-то пришёл ко мне один господин и спрашивает меня, честный ли я человек. Я ему говорю: «Друг, скажи мне, а ты-то честен? Ну, давай посмотрим, кто больше крал, кто больше лгал. Прежде чем спрашивать меня, грешен ли я, тебе самому следует стать святым, а ты полон грехов. Пусть грешник экзаменует грешника!» Они собираются экзаменовать нас. Нас незачем экзаменовать, мы – люди вечной жизни. Наша цель здесь, на земле, – вечная жизнь: то есть мы стремимся обрести условия, в которых сможем изучать любовь и мудрость. Вот наша цель. «Но разве ты не болгарин?» Быть болгарином или кем-то ещё – это не цель. Я могу привести вам множество примеров, объясняющих происхождение болгар, и вам станет отвратительно, что вы болгары. Если сто тысяч лет назад вы были рогатой скотиной в каком-то стаде и слыли тамошней знаменитостью, то потом, став человеком, вы не станете говорить, что были рогатой скотиной, но скажете: «Нет, у меня другое происхождение, я благородного происхождения». А я вижу, что ваше происхождение именно такое. «Но через миллионы лет мы перейдём в более благородную форму». Это возможно.
Теперь посмотрим, что значит скотина1 (говеда- болг.). У нас есть "го" и "веди". Го означает: умеешь ли ты говорить? Веди означает: умеешь ли ты размышлять, говорить разумно? И болгарин связал их: го-ведо. В этом слове заложен глубокий смысл! Скотина думает больше, чем ты. Почему? Потому что го означает, что ты умеешь говорить. Если кто-то назовёт тебя скотиной, не думай, что тебя оскорбили, скажи: «Благодарю». Это значит: я умею говорить. А вы сразу возмущаетесь: «А-а… он меня обидел». Это слово означает: умеешь ли ты размышлять?
Вот так мы исказили всю природу, из-за пустяка поднимаем скандалы. Вам следует изучать природу! Каждый её акт наполнен внутренним смыслом. И нам нужно радоваться благам, которые она даёт нам. Поэтому Господь возлюбил этот великий красивый мир. И в этот прекрасный, разумный мир Он послал Своего Сына, чтобы наши маленькие души, поверив в Него, могли воспринять и обрести вечную жизнь, могли вступить в разумную жизнь.
Говорить ли ещё или этого достаточно?
Я говорил вам о солнечной энергии. Вы можете проделать много опытов с солнечной энергией. Если в вас проявляется обыкновенная жизнь и вы ходите с непокрытой головой, а солнце светит, то к полудню у вас непременно случится солнечный удар, потому что эта Божественная энергия пройдёт через землю, изменит некоторые вибрации и мозг перегреется. Значит, если с вами случился солнечный удар, вы послужили проводником для этой энергии, она прошла через землю и потому с вами случился удар. Однако если в вас проявляется сознательная жизнь, если вы настроены любовно по отношению ко всем живым существам, вы превратите эту энергию в акашу и ощутите в себе великую, приятную Божественную музыку, и по всему вашему телу разольётся великий трепет, и вы захотите передать свою энергию всем людям. Всё это произойдёт с вами, если в вас течёт сознательная жизнь. Вы почувствуете эту энергию и с её помощью сумеете воспринять мысли всех живых существ. Жизнь, мысли всех существ из далёких пространств будут передаваться вам со скоростью большей, чем скорость света, и вы почувствуете себя гражданином этого великого царства. И посмотрев на этот великий мир, вы почувствуете радость, вас всё будет радовать. Это и есть новая жизнь. Вы сможете воспринимать эту жизнь и вечером, и днём. Воспримите эту энергию, и как только вы измените своё сознание и, оставив все сомнения, поверите в посланного Сына Божия, как только установите с Ним связь, вы вступите на правильный путь своей эволюции.
Следовательно, вам нужна необыкновенная вера. В кого? В Сына Божия. Я подразумеваю веру, основанную на Божественной Любви. Бог возлюбил этот мир, и Любовь приведёт нас к познанию великих законов, на которых покоится мир и благодаря которым сейчас существует жизнь. Итак, индусы начинают снизу. Как текут эти энергии? Западные народы сейчас начинают изучать эту энергию, её качества. Чтобы изучать великое, требуется то, что индусские учителя хранят в тайне, и потому западные народы так этого и не нашли. Если бы европейцы получили это знание, они бы его профанировали. Сейчас в вас должно родиться новое сознание: служить Богу с любовью, чтобы каждое ваше действие было актом любви, в который вы внесёте всю полноту жизни, все свои мысли, ум, волю и сердце. И всё, что делаете, вы будете делать так, как если бы делали это только для Бога. И тогда, совершив такой акт, вы испытаете удовлетворение от того, что сделали это с любовью. И чем больше вы даёте, тем больше придёт свыше.
Поскольку много раз говорилось о магнетизации и демагнетизации, часто приходится слышать ваши слова о каком-то человеке: «Пусть он не прикасается ко мне, он меня высосет». И это так. Если ты маленький колодец, тебя высосет каждый, но если ты великий источник, кто может тебя высосать? Когда вы обретёте это великое сознание, вы станете таким великим источником, который сможет утолить жажду миллионов и миллионов людей.
Такова великая энергия, которая нисходит от солнца и звёзд, которая проистекает от Бога, но проходит через видимый мир. И вы спрашиваете себя, зачем нужны звёзды? – Изучил ли ты предисловие еды? Что самое необходимое в жизни? – «Не знаю». – Что самое приятное? – «Не знаю, я этого не изучил». – Что самое великое? – «Не знаю. Великого много, но что самое великое, не знаю. Самый великий – Господь». – А ты видел Господа? Самое великое – это молитва. Я говорю о пережитом опыте – о молитве, я это испытал. В моей душе нет ничего более великого, чем молитва; нет ничего более приятного, чем музыка, и ничего более необходимого, чем еда. Мой опыт говорит об этом, и я с этим согласен. Это пережитые и проверенные истины.
Если вы этого не можете понять, то как вы поймёте более отвлечённые истины? Я имею в виду пробудившуюся душу – душу, в которой пробудилось Божественное Сознание. Такая душа сдала экзамен жизни. Она не хочет бежать с земли. Она говорит: «Теперь я буду жить на земле при всех условиях, буду жить так, как этого хочет Господь. Теперь я понимаю, как нужно жить».
Говорить ли вам ещё? Сказанного достаточно, оставлю и на другой раз.
«Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Итак, оставляю вам важную мысль. Думайте о докторе Уилсоне. Думайте о Кирилле. Решите задачу трёх поцелуев: братские они, сестринские или предательские. И затем решите, в каком положении находитесь вы сами: в положении маленькой девочки, которая хочет поцеловать доктора в благодарность за спасение сестрёнки, или в положении доктора Уилсона, который дал обещание братству и должен ждать десять лет.
Я хочу, чтобы вы гармонизировали свою жизнь, ответив на эти вопросы. Я говорю о вашей жизни. И ещё: знайте, что богатство идёт от солнца. Солнце, которое каждый день согревает вас, содержит такое богатство. И если однажды в вас пробудится Божественное Сознание, как я вам об этом сказал, и у вас появится необыкновенная вера, вы посмотрите на солнце, увидите эти энергии и скажете: «Когда-то я был слеп, а теперь прозрел».
___________________________________
1 Скотина - говедо (болг.)
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
Единородного, дабы всякий верующий в Него
не погиб, но имел жизнь вечную».
Иоанн 3:16
Перевод Татьяны Драгавцевой
30 октября 1921 года,
София
СЫН БОЖИЙ