Тень и реальность-1944-0828-0-109-1

ТЕНЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

IX беседа,

от 28. VIII.1944 г., (Понедельник 6 ч.у.),

Изгрев—София.

Перевод А. Левицкой по изд. "Заветът на Любовта"

Сянка и реалност ПОСЛЕДНО СЛОВО 19.III.1944 - 20.XII.1944 Първо оригинално издание Кърджали 1999 г.

91 псалом.

Молитва Царства.

Добрая молитва.

Дух Божий.

Прочли беседу “Живые линии сознания” из книги “Открытые формы”.

Что реально? Реально то, в чем человек живет в данный момент. Не реально то, о чем он думает. Он думает о возможной будущей жизни, но какая она, не знает — это тень. Современные существа иной раз отбрасывают тени из своей реальности. Мы изучаем тени существ нашего времени и называем это жизнью. — А это тени. Тени реальности — это наша реальность. Я говорю: Мы меняемся. Ты молод, но станешь старым. Ты изменился и не знаешь, почему. Видишь, что внешне изменился, но внутренне чувствуешь себя молодым. Снаружи ты стар, внутри молод, как устранить это противоречие? Человек всегда стареет, когда перестает любить. Каждый, кто постарел, перестал любить. Каждый, кто любит, молодеет. Есть старые люди, которые не стары, и есть дети, которые не молоды — встречаются и слабые дети. Любовь отличается одним качеством: человек, у которого есть любовь, учен, добр и силен. Это качества. Люди любви не меняются. Небольшие перемены в них происходят, но в целом они не меняются – они вечно молоды. Как вы понимаете слова: “молодой” и “старый”? Старость и молодость – это не понятые вещи. Быть старым человеком, значит стремиться стать молодым, чтобы было тепло. Вы разделяете свет и тепло. Отделяя тепло от света, вы стареете, отделяя свет от тепла — молодеете. Когда тепло становится внутренним процессом, ты молод. Когда свет становится внутренним процессом, ты стар. Если у вас есть одновременно свет снаружи и тепло внутри, вы — совершенный человек. У старого человека снаружи свет, а тепла нет; у молодого есть тепло внутри, но нет света. Поэтому дети хотят быть старыми. Свое тепло нужно сохранять. В то же время старый человек хочет помолодеть, но если он не впустит в себя тепло, он никогда не сможет помолодеть.

Однажды у меня случился такой опыт: у одного вполне интеллигентного ребенка, лет шести, было много разных игрушек: был зайчик, был самолетик, машинка была, и живая кукла была. Говорит он мне: «Я прочитаю тебе лекцию о том, чего ты не знаешь. Есть у тебя все эти игрушки?» Нет, – говорю. Он начинает заводить машинку, и машинка едет, а ребенок говорит: «Не заведешь — не поедет. Когда-нибудь тебе дадут такую машинку, и она у тебя не поедет, если не заведешь. Знай это». Слушая его, кто-то может и вскипеть: «Как? – ребенок будет меня учить тому, что я и без него знаю о природе?» А может ли этот человек «завести» растение так, чтобы оно росло? — Кто-то растение завел, вот оно и растет. Человек скорбит, и ты не можешь сделать его радостным. Но нет скорби, которую нельзя превозмочь. Умер ребенок — это мать забыла его «завести». — Заведи машинку этому ребенку. Все заведённое развивается, то, что развивается, заведено1. О ком-то говорят: «Заведённый он, что ли?» Если тебя «заводят», ты разовьешься. В мире те, кто развивается, — герои. Но герой все делает с радостью. Заведенный человек, считавшийся слабым, обретает силу. Когда начинает развиваться, он становится сильным.

Говорю человеку: у тебя есть ошибки. Что такое ошибка? Ошибка — это непонятая добродетель. Что такое добродетель? – Это понятая ошибка. Приведем простое объяснение: дают тебе семя, ты в нем ничего не видишь. А это семя, если его посеять, через какое-то время станет деревом, даст плод. — Это добро. Хорошо, но ты к этому дереву, которое может дать плод, и к самим плодам, никого не подпускаешь, никому не даешь, хочешь, чтобы они оставались на дереве. В конце концов, они упадут. Но ты и собирать их не даешь, а это – зло. Мы допускаем, чтобы плоды падали и гнили, и убеждаем людей, что они не для еды. Это зло в мире. Посей семена и плод, который они дадут, отдай. У тебя есть право только на одно яблоко с дерева, все остальные яблоки для других.

Мы не можем реализовать эти идеи при нынешнем порядке вещей из-за узости взглядов. — В литровую бутылку пять литров не вольешь. Но если у тебя литровая бутылка Истины, то в нее, сколько ни вливай, она растянется, потому что она эластичная. Вольешь литр – вместит литр. Вольешь два – вмесит два — бутылка растянется. Можешь влить три, четыре литра — сколько хочешь. Вольешь мало — сожмется, вольешь много — растянется. Нет нужды носить двадцать, тридцать бутылок. Бутылка растягивается и сжимается – она эластична, не лопается. Эта бутылка сама себя моет, она не допускает, чтобы ты совал в нее руки и мыл, она сама себя чистит. Об Эдисоне рассказывают, что он, когда во время опытов пачкалась его одежда, вечером пропускал через нее электрический ток в семьдесят-восемьдесят тысяч вольт. При этом вся грязь с одежды слетала, и она становилась чистой. Каждый вечер одежда становилась чистой из-за того, что через нее проходил ток высокого напряжения.

Сейчас речь идет об обычной любви. Кто-то говорит: «Я чувствую небольшое тепло». Исчезает тепло — исчезает любовь. Приходит тепло — я радуюсь. Это не плохо. Из этого небольшого тепла исходит небольшой свет. Небольшое тепло исходит из солнечного сплетения. Солнечное сплетение должно увеличиваться. Когда к тебе приходит один человек, ты готов его накормить. Когда приходят двое, ты колеблешься, говоришь: «У меня на двоих не хватит».

Реальность может накормить одного, может накормить и тысячи, как это было, когда Христос взял пять хлебов и накормил ими пять тысяч человек2. Но Он понимал закон. Спрашивают: «Как же Он их накормил?» — Что бы я вам об это ни рассказывал, объяснить это невозможно. То, что сам сделаешь, ты поймешь. Что бы я вам ни говорил о сладости, когда я дам вам попробовать эту сладость, вы ее поймете. В вас есть такой орган, такая способность или такое чувство – то, чем вы понимаете.

В данном случае что реально? Сегодня ясный день, о чем это говорит? — Это говорит о том, что положение людей стало улучшаться. Из невидимого мира сюда запущен определенный проект. Скоро в мир придет то, лучше нынешнего. Почему придет? — Потому что идет такой свет, который проникнет в сознание людей, и люди увидят свои ошибки, увидят преступления, которые они совершили, и будут знать, как их исправить. Потому что прошлые преступления должны быть исправлены. Сегодня все вы ожидаете добра. Мы несем и преступления. И добро, и зло мы несем в себе. Зло мы должны исправить, нерешенные задачи должны решить, а решенные задачи — исполнить. То, что не решено, решить, то, что решено — исполнить. В исполнении есть очень хорошая сторона.

Скажем, есть человек, который вас любит. Что нужно сделать ради него? Вот Бог, который Любовь, – зачем мы идем молиться Ему? Дадим ли мы Ему хоть что-то? Мы говорим: Господь всесилен, Господь — то, Господь — это, Он всеблаг. Что мы дадим Господу? — скажите! Когда молимся, мы должны идти к Богу, потому что Он совершен. К совершенному мы посылаем свою мысль. Думая о Боге, мы становимся совершенными, как Он; думая о Боге, мы становимся добрыми, как Он. Думая о Боге, мы в этот момент становимся благими, как Он. Если мы хотим сделать что-то, мы должны думать, что это ради Него. Если не думаем, что это ради Него, и не получается ничего, и мысль твоя неправильна. Если думаешь о Боге и сердишься, ты не на правой стороне. Если думаешь о Боге и отчаиваешься, ты не на правой стороне. Сомнение придет, это не грех, но мы всегда должны держать сомнение вовне, не впускать его внутрь. Но если мы принимаем в себя сомнение, оно должно стать верой.

И вот я говорю: вы считаете Любовь, чем-то преходящим, нереальным. Но и слово-то болгарское, “любов”, не такое уж сильное. Для себя я Любовь толкую так: это сила, которая спускается из разумного мира, протекает по желобу и вливается в корыто, как вода. Эту воду люди набирают и стирают в ней одежду, делают ее нечистой и выливают, как выливают помои. Иной человек, изучая любовь, изучает помои. Чистая любовь, очищая людей, становится нечистой. Изучая ту любовь, что очистила людей, приняла в себя все их нечистоты, мы говорим: “Вот такая эта любовь”. Свои помои мы вылили на спину любви и говорим: “Такая эта любовь”. Ты обязательно запачкаешься, если любишь людей — ты будешь чистить их грязь. Грязь — это навоз, удобрение для растений. Грехи нужны: наши грехи — это удобрение для земли. Навоз развозят на телегах, удобряют им растения, а растения дают потом сладкие плоды. Сладкими плодами, рожденными из этой грязи, они угощают нас, чтобы мы их вкусили. Будем благодарить Бога за грехи, будем благодарить Бога за все наши ошибки. Будем радоваться добродетелям, которые дал нам Бог. Тому, что принимаем, будем радоваться, за то, что отдаем, будем благодарить. Будем благодарить за то, что нас освободили от этой грязи.

Мы часто несем на спине навоз. Очень трудно человеку любить человека. Любить это значит знать, что человеку нужно в данный момент. Ребенок, рожденный талантливым, музыкальным, не любит, когда говоришь ему сладкие слова, когда даешь ему деньги. Ты дай ему инструмент, пусть играет. Певцу создай условия петь – не хвали его. Я говорю: Любовь состоит в том, чтобы всем людям рассказывать об их способностях, о тех замечательных вещах, которые Бог вложил в них, чтобы они их проявляли. Одновременно мы хотим, чтобы и они нам помогали, чтобы в нас проявилось добро. Если люди нас не любят, добро в нас не может проявиться, если мы их не любим, мы не даем возможности, чтобы в них проявилось добро. Когда любишь человека, ты даешь ему возможность проявиться. Если он любит тебя, он дает возможность проявиться тебе. В мире мы не можем проявиться, если не любим друг друга, нет у нас такой возможности. Мы говорим: Господь все устроит. Если любишь, ты дашь Господу возможность все устроить. Если любишь человека, ты сделаешь так, чтобы Он проявился. Он станет музыкантом, станет поэтом, станет сильным — все это будет.

Я говорю: первое, что нужно, это любить, нужно, чтобы вы и любили, и принимали любовь. Нужно чтобы и вас любили и принимали вашу любовь3. Когда ты любишь, ты помогаешь людям, когда тебя любят, тебе помогают.

Так что радуйтесь, когда люди проявляют себя. Каждый, кто любит, это хороший пример, и каждый, кто принимает любовь, – хороший пример. И ты, когда любишь, — хороший пример. В этом отношении в мире нет разницы между богатыми и бедными. Иной раз вы не хотите быть бедными. Никто не хочет быть бедным, все вы хотите быть богатыми. Это очень хорошо. Очень хорошо, быть богатым. Тогда, почему же не нужно быть богатым? — Тебе на спину взвалили богатства больше, чем ты можешь нести. Зачем тебе это? Богатый человек должен стараться раздать свое богатство. Если он не раздает богатство должным образом, у него нет будущего; если раздаст, будущее есть. Став нищим, ты, должен будешь искать людей, должен будешь просить подаяние.

Современные люди не умеют просить. Если бы вы были нищим, как бы вы просили? Когда ко мне приходит скрипач, будет ли он просить? — Он вытащит скрипку и сыграет самую красивую мелодию. А я вытащу не один лев, а тысячу, и положу ему в карман. Если этот скрипач сыграет в десяти разных местах и везде ему дадут по пятьдесят-шестьдесят тысяч левов, будет ли он бедным? Художник не может быть нищим. Он даром нарисует самые лучшие картины, даром отдаст их людям, а они из карманов вытащат деньги. Он не будет назначать цену.

На то, о чем я говорю, и погода указывает: Если вы живете именно так, погода будет такой же ясной, и солнце будет так же светить. Сегодня среди нас есть братья, которые плохо одеты: у них нет зимнего пальто, нет теплой одежды. Их одежда – это наши старые взгляды. Наша старая любовь похожа на ветхую одежду. Человек говорит: Когда-то я его любил. Меня люди так любили, что я постарел от их любви. Когда они приходили, чтобы взять у меня плоды, они брали их не так, как нужно: они ветви обламывали, и я стал похож на пень. И я, конечно же, выправлюсь, но времени уйдет достаточно, пока вырастут новые ветви. Скажем, вы обидели друга. — Вы сломали одну ветвь. Будь разумен, не ломай ветви любви. Единственное, что не позволено, это ломать ветви любви. Некоторые люди жалеют, что любили. Почему вы жалеете, что любили когда-то? Что тут неправильного? Бог вас полюбил, послал в мир. Солнце вам светит, ветер вас овевает. Для вас растут листья, цветут цветы, текут реки, а вы повесили голову и говорите: «Как несчастен человек!»

Вы думаете, что вы из умных людей. Бедняк, когда он среди богачей, должен иметь сознание, должен думать: «Вы богаты ради меня. Я беден для того, чтобы вы могли дать мне кредит». Он — царь. Я радуюсь, что он сам себе царь. Царь вне тебя. Царь, почувствовав, что ты его понял, позовет тебя, чтобы ты стал ему другом. Если бедняк не может стать другом царю, он не понял любви. Если царь не может стать другом бедняку, и он не понял любви. У них неправильное понимание. Пусть бедняк станет другом царю, добрым другом, пусть не считает, что царь выше его. А царь пусть радуется, что у него есть бедный друг.

Далее: Господь нас понимает, а мы Его не понимаем. Не знаю, как вам это объяснить. Мы приходим в столкновение. Идея вот какая: Бога никто не создавал. Потому что, тот, кто Его создал, и есть Бог. Тот, кто создает, тот Бог. Тот, кого создают, – не Бог. В нас, в людях, появляется злоба, мы иной раз думаем, что никто нас не создавал. Став взрослыми, мы думаем, что не может быть, чтобы человек сначала был ребенком своей матери. Признавая, что мы произошли от Бога, мы опасаемся, как бы Он не раскаялся и не забрал обратно все, что когда-то дал. Мы смотрим в будущее и опасаемся, как бы Он не простер руку и не отобрал все те блага, что у нас есть. Это ошибка, это наша ошибка на земле. Бог, в сущности, радуется и нашим ошибкам, и нашим добродетелям, потому что, если бы Его огорчали наши ошибки, мы были бы сильнее Его. Ты огорчаешься из-за кого-то. Тот, кто тебя огорчил, сильнее тебя. Если он не смог тебя огорчить, ты сильнее. Если ты любишь его, ты сильнее; если не любишь, ты слабее. Тогда, если вы любите и любимы, вы оба одинаково сильны. Если не любишь, ты слаб. Если не веришь, ты слаб. Если отчаялся, ты слаб. Если просишь подаяние, ты слаб. Если не хочешь ни у кого учиться, ты слаб. Раз не хочешь просить у людей, тогда создавай им условия, делай что-то для них. Бог создал мир, оставил его нам и наблюдает за нами. Мы используем все Его блага. Господь следит за нами, выслушивает все наши теории о мире и ничего не говорит. Говорит Он только одно: «Очень хорошо». Всегда, когда ты предлагаешь Богу свою теорию, Он помещает ее тебе на спину, чтобы ты сам ее испытал. Поэтому у нас должны быть правильные взгляды. Все должно быть сделано вовремя. Скрипач должен хорошо играть. Тот, у кого есть язык, должен хорошо говорить. У кого есть глаза, должен хорошо смотреть, у кого есть уши, должен хорошо слушать. Все таланты, которые Бог нам дал, мы должны проявить в их совершенном качестве. Вещи становятся все более совершенными, но возможности для проявления многих благ запятнаны.

Вот это пусть станет для вас правилом, все остальное — теория: тот, кто любит, свободен; у того, кто любит, есть знание; у того, кто любит, есть жизнь; у того, кто не любит, нет свободы; у того, кто не любит нет знания; у того, кто не любит, нет жизни. Эти три вещи я говорю только вам, миру их незачем рассказывать. Мы должны изменить мир, вот и все. Странные люди — они спрашивают: «Как мы его изменим?» Человек нацепил на глаза повязку так, что ничего не может видеть, спотыкается. Подхожу, срываю повязку с его головы. Он может кричать, орать, сколько хочет. Говорю ему: “Посмотри на мир”. И я говорю: все повязки и все заблуждения с людей нужно сорвать. И прежде всего, с вас их нужно сорвать. Главное заблуждение: “Никто меня не любит, я одинок”. Одиночество — это качество, которое есть только у Бога, это не наше качество, мы не можем его испытать. Единственный, кто в мире одинок, — это Господь. С нашей точки зрения, нет ничего лучше одиночества и нет ничего страшнее одиночества. Нет ничего ужасней одиночества и нет большей красоты, чем красота одиночества. Это вы должны принять на веру, сейчас я не могу рассказать вам об этом.

Все мы шли в одном направлении: от хижи4 до этого места, но все не идут одной тропой. — Каждый идет своим особым путем. Две души не идут одним путем. Нехорошо идти одним путем. Люди говорят: «мы идем одним путем», а это неправильно. Человек, если он живет хорошо, идет своим путем. Но, если ты понимаешь человека, и он тебя понимает, тогда вы идете одним путем.

Прежде всего, мы должны увидеть, отчего возникают контрасты. Я встречаю человека, когда я сам уже сыт. Слова “я голоден”, для меня означают не то же самое, что для него. Нужно войти в его положение, нужно, чтобы он пошел поесть. Я ему скажу: «Подожди, не пришло еще время». Если у человека есть небольшая нужда, удовлетворите ее. Этим вы приносите пользу самим себе. Вы можете удовлетворить его потребность: принесите ему хлеб. Вы знаете закон. — Достаньте хлеб, дайте ему булочку, яблоко, дайте грушу. Но вы говорите: «Если я дам ему, мне ничего не останется».

Главное: сделаем добро основой нашей жизни. Попробуйте освободиться от противоречий. Несколько дней назад была большая буря, возможно, что и Софию бомбили, это показывает, о чем люди думали. Если все дела в порядке, Божественное пересиливает. Люди наводят порядок, сегодняшний день говорит об этом. Завтрашний день может оказаться облачным, а на третий день может снова проясниться. Перемены, которые происходят в людях, отбрасывают тень на реальную жизнь, на то, в каком вы состоянии, как чувствуете себя. При этом вы ждете, что жизнь станет лучше. Приходит очень хороший скрипач, вы идете слушать его. Если вы глухи, как вы услышите? Причина в вас. В зале тепло, скрипач играет, но вы говорите: «Не слышно». Значит, кроме хорошего скрипача, должны быть еще и уши. Пусть даже в салоне тепло, но, если скрипач пришел, а вы не можете его понять, как вы услышите его? Сегодня дается концерт, мир исправляется. Я вижу, что в мире собирают вещи. Это нынешние правители собирают – те, кто правят уже восемь тысяч лет. Сейчас они собирают вещи, грузят их на машины. Они уже уходят. Мы стали полностью нейтральны. Разоружим зло, пусть уходит. Мы в согласии с небом и ни с кем не будем воевать, ни с одной из воюющих стран. Те, кто приходит сверху, чтобы нас освободить, это Белые Братья, они вооружены, они выставляют нам ультиматум: мы должны порвать с черными братьями. Они хотят, чтобы мы с ними не воевали, а просто порвали, они хотят, чтобы мы порвали с черными братьями. Их умом, их философией мы жили уже достаточно. Некоторые из вас начнут плакать, причитать: «А что будет с нашими разрушенными квартирами?» Не слушайте их, оставьте эти квартиры. Я хочу, чтобы от них не осталось ни волоска. Чем владеют, пусть уносят. Белые Братья, которые идут, принесут все новое: и кровати, и шапки, и миски, и кастрюли, и обувь. Все старое вон! Незачем плакать, что будет с миром. Мы пришли в мир, где устроились черные братья, где нам лгали. Хватит! Сейчас остается единственное, что мы можем сделать. Единственное — это любовь к Богу, любовь к ближним, любовь ко всем братьям и сестрам. Любовь к отцу, к матери, к брату, к сестре. И слуга тоже твой брат. Маленький жучок, дерево, все в мире — братья, они притворились — приняли разные формы. Вы говорите: «Все это не для нас». – Вот это дерево, возможно, твой брат. Под словом “брат” я понимаю любое существо, которое может тебе помочь в данный момент. Корова дает тебе молоко – она твоя сестра. Яблоня дает тебе плод – она твоя сестра. Мы едва знакомы с нашими братьями и сестрами, которые нам служат. Свет, который приходит сверху, и он брат. Тепло, которое приходит к нам, наша сестра. Я так это вижу. Мы говорим: «Нет, тепло это не сестра». — Теплота это его речь. Открой свету, это твой брат. В свете я вижу нашего брата, в тепле — нашу сестру.

Сейчас поднимите и водрузите белое знамя. Любовь встречают с белым знаменем. Как-то один немец сказал: «Мы обладаем страшным оружием, если мы применим его, все превратится в пепел». Мир наступит сразу же. Что это за оружие такое? — Белое знамя. Если мы решили исполнить Божью волю, знамя поднято. Если все народы решат служить и исполнять Волю Божью, поднять белое знамя, придет мир, все будет устроено и приведено в порядок.

Сейчас мы сидим вот на этих братьях ( мы сидели на сосновых стволах). А знаете, что они говорят? — “Мы чего-то не понимали, вот вы на нас и сидите». А еще они говорят: «Если и вы будете чего-то не понимать, и на вас будут сидеть». Снизу они мне говорят: «Мы уже все поняли и воскреснем вместе с вами. Такими непонимающими мы больше не будем”.

“Это есть жизнь вечная: познавать Тебя, Единого, Истинного Бога и Христа, Которого Ты послал”.

Это есть жизнь вечная, познавать истинную Любовь, которая несет жизнь.

Это есть жизнь вечная, познавать Бога и все блага, которые Бог послал в мир. Это есть жизнь вечная.

9. Беседа Учителя, 28 августа, понедельник, 6 часов утра 1944 г.

Над хижей “Эдельвейс” на Витоше.

-----------------

Примечания

1. Болгарское слово «развия» означает и «раскручиваться, разворачиваться», и «развиваться». Здесь присутствует двойной смысл.

2. Ин. 04 — 11

4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.

5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставши-мися у тех, которые ели.

3. Учитель здесь работает с двумя полюсами любви. В болгарском языке для любви существует два слова: «обич» — любовь, как приятие, принятие — женский полюс Любви. И Любовта — любовь, как давание — мужской полюс Любви. В нашем обычном понимании и в русском языке Любовь не поляризована. В русском языке есть только одно слово для обозначения любви. Поэтому, там, где это необходимо, где Учитель работает с обоими полюсами, различая и противопоставляя их, в переводе слово «обич» переводится как «обичь» или как приятие (принимать, принимаю…)

4. Хижа — хижина, горный приют (болг.)