Побуждение сознания ученика СБ 1927 0822 0

На болгарском в библиотеке Библиотека „Триъгълник“

1927 Путь Ученика

  1. Путь ученика

  2. Дух Господа

  3. Братья в единомыслии

  4. Обратится в радость

  5. Любовь к знанию

  6. Пробуждение сознания ученика

  7. Пришел глас

  8. Явно говорил

  9. Священный час

ПРОБУЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ УЧЕНИКА

«Только совершенная Любовь может приблизить нас к Богу»

22 августа 1927 понедельник 7 ч.у.

Тайная молитва

Тема сегодняшней беседы будет одной из самых трудных. Она будет практически почти не доступна вашим умам. Слушая эту беседу, вы окажетесь в положении человека, который проходит через туннель. Вы увидите туннель, пройдёте через него, но внешнего его устройства не поймёте. Однако нужно пройти через этот туннель! Что важнее, пройти через туннель или увидеть его устройство? Кто-нибудь скажет: «Я не разобрался в этой теме». Что важнее, разобраться в теме или поговорить о ней? Если хотите разобраться в теме, то есть, если хотите хорошо понять устройство туннеля, вам не надо проходить через него; когда вы пройдёте через туннель, только тогда вы сможете говорить на эту тему, даже если не разобрались в ней.

Иногда однообразные состояния в жизни создают пресыщение. Когда человек пресытится, он уже не находит удовольствия ни в чём. Пресыщение есть в физической жизни, пресыщение есть в жизни чувств, пресыщение есть и в жизни ума. Значит, пресыщение есть в материальном мире, в духовном мире и в Божественном мире. Самое большое несчастье, которое может случиться с человеком, это пресыщение. Мир полон пресыщенных людей. Все болезни в мире ведут начало от пресыщения. Я не буду вам объяснять научно, что такое пресыщение, потому что вы это знаете, как знаете, что такое свет и без моих объяснений. Даже простые люди знают о свете столько же, сколько и учёные. Иногда учёные много знают о свете, но не могут видеть, а простые люди, наоборот, знают о свете немного, но видят. Какой-нибудь учёный муж говорит: «Я много знаю о свете». Простой человек слушает его и спрашивает: «Тогда скажи, что находится на Витоше?» — «Могу тебе сказать». И начинает учёный муж ему рассказывать, что представляет из себя Витоша, из чего она состоит, какую имеет форму и прочее. «Я не хочу, чтобы ты мне рассказывал, что такое свет, но скажи мне, что раскрывает свет». Следовательно, в одном отношении простой человек может стоять выше учёного, а в другом отношении учёный может стоять выше простого человека. Однако, если учёный видит лучше, тогда в обоих отношениях — и в материальном, и в научном — он стоит выше простого человека. Я хочу предостеречь вас от пресыщения и от поспешных заключений. Кто-то скажет: «То, о чём говорит Учитель, я и раньше слышал, я это хорошо знаю». Я говорю: не спешите! Слушать, что тебе говорят о свете, о его происхождении — это одно, а быть в реальном соприкосновении с ним, чтобы он раскрыл тебе мир и ты мог бы видеть предметы, — это другое.

Я озаглавил сегодняшнюю беседу «Пробуждение сознания ученика». В процессе пробуждения сознания ученик много раз будет падать и подниматься. Это не будет падение с очень большой высоты, например, как с какой-нибудь огромной скалы, а с такой высоты, с какой падают два борца во время схватки. Это не очень большое падение. С чем будет бороться ученик? — С определёнными трудностями в мире. В этом отношении его трудности представляют собой ту высоту, с которой он может упасть.

В Писании говорится: «Царство Божие силою берётся». Отсюда у многих из вас, кто пошёл путём новой жизни, засела идея, что вы можете взять Царство Божье силой. И тогда вы оказываетесь в положении шопов[*], которые когда-то ходили со своими серпами брать Царьград. Они хотели взять Царство Божье силой. Но сила, с которой входят в Царство Божье, зависит от знания и мудрости человека, а не от его любви. Кто-нибудь скажет: «Можно войти в Царство Божье по благодати». Благодать происходит от Любви, но войти в Царство Божье и получить там почётное место, это зависит от мудрости человека, а не от любви.

Вы можете понимать это, как хотите, я не буду вам это объяснять. Тысячи противоречий могут зародиться в вас, но это не моё дело. Противоречия — это то, что существует неизбежно. Например, как вы примирите зло и добро? Их нельзя примирить никоим образом. Абсолютно невозможно примирение между ними. Однако, ты можешь согласовать добро и зло в себе. Они имеют точки соприкосновения. Примирять же добро и зло — значит взяться за грандиозную задачу, которую и боги не могут решить. Как вы ответите на вопрос, почему люди такие плохие? Раз вы спрашиваете, почему люди такие плохие, вы должны спросить, и почему люди такие хорошие.

Спрошу вас: что будет делать ученик в мире, когда пробудится его сознание? — Будет работать. — Как? — Обратитесь к Библии, к первой главе Бытия и начните с неё. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была неустроенна и пуста, и тьма над бездной; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: Да будет виделина[†]! И стала виделина. И назвал Бог виделину днём, а тьму назвал Ночью. И был вечер, и было утро — день первый!» Это работа ученика в первый день, когда он войдёт в новую жизнь. Писание говорит: «Ничего не останется от прежнего неба и от прежней земли». Это значит, что из мира ученика, из его ума, из его сознания исчезнет всё, и он останется, как в пустыне. От его неба не останется ни солнца, ни луны, ни одной звезды, он повиснет одиноко в воздухе. От его земли не останется ни человека, ни животного, ни растения — ниоткуда даже голоса не будет слышно. Он останется абсолютно один, как одинокий путник в пустыне. И когда заговорит, сам себя не узнает и окажется в страшном противоречии в жизни. Это противоречие называется смерть. Всё то, что тебя радовало и веселило, всё то, что ты знал в жизни, всё то, во что ты верил и на что уповал, всё то, что помогало тебе решать великие задачи твоей жизни, исчезло, ты остался один-одинёшенек и в растерянности не знаешь, что делать. Спрашиваю: что вы будете делать, когда окажетесь в таком положении? И голоса Господа не услышите, и Он скроется от вас. Именно об этом часе Писание говорит: «Станете стучать, и вам не откроют». Тогда вы окажетесь в положении Христа, когда Он был на кресте, и, как Он, из глубины своей души воззовёте: «Элои, элои, лама савахтани»[‡]

Сейчас иной раз вам тяжело, когда вас оставляют в одиночестве. Но это не одиночество, это только театральное представление. Вы ещё не испытали, что такое истинное одиночество. Но каждый человек должен быть оставлен в одиночестве! Когда я говорю об этом одиночестве, я подразумеваю пробуждение сознания ученика. Только таким путём ученик сможет понять реальность жизни. Некоторым из вас приходится меня слушать, не принимая в этом участия, как будто это не относится к ним. Они похожи на людей, которые ходят вокруг театра, где дают представление, и вслушиваются изо всех сил, хотят услышать что-нибудь через окно, уловить хотя бы ноту из игры оркестра или что-нибудь из слов актёров — у этих людей нет денег, чтобы попасть в театр, у них нет билета на этот спектакль. Другие же смогли купить себе билеты только на галёрку или на последние места. И они напрягают слух, чтобы слышать, что говорят на сцене, они далеко от неё. За ними идёт третья категория людей, которые занимают вторые места. Они сидят спокойнее, им лучше слышно и видно, что происходит на сцене. И в конце идут те, кто занимает первые места. Это ученики, они видят и слышат всё, что делается на сцене. Они сидят тихо и спокойно. У всех остальных есть недовольство, у кого больше, у кого меньше, оттого, что им слышно и видно не всё. А разве не то же самое и в мире? Следовательно, ты можешь стоять на улице, можешь сидеть на третьем, на втором или на первом месте — это зависит от денег. Если ты ученик, ты будешь сидеть на первом месте. Закон таков. Не спрашивайте меня, почему это так, да я и не буду вам объяснять. Это всё равно, что спросить меня, зачем Господь дал хобот слону. Господь ли дал ему хобот, не знаю, но хобот у него есть. Если спросите, зачем Господь дал рога волу, не знаю, но рога у него есть. Если спросите, зачем Господь дал копыта коню, и этого не знаю, но копыта у него есть. Много объяснений можно дать, но всё это только объяснения. Знать, для чего коню копыта — это одно, а что они собой представляют по сути — совсем другое.

И когда какой-нибудь человек объясняет, для чего рога волу, копыта коню или хобот слону, он со своим физическим сознанием похож на того, кто говорит, что перо создано, чтобы царь мог подписать смертный приговор преступнику. Это лишь одно из объяснений применения пера, а так ли на самом деле? Верно, что иной раз царь подписывает смертный приговор преступнику, но разве это единственное предназначение пера? Это всё равно, что какой-нибудь праведник или святой, или проповедник откроет Писание, прочтёт стих, в котором говорится, что грешных людей ждёт вечное мучение, и, увидев меня, скажет: «Поскольку ты один из грешников на земле, то и твой приговор уже подписан, тебя отдадут на вечные муки». Разве муки созданы для всех? Я говорю: как муки не для всех, так и перо создано не только для смертных приговоров.

Жалуется один человек на другого, что тот сказал ему очень обидное слово. Спрашиваю: кто из вас настолько праведен и чист, что никому не сказал ни одного обидного слова? Если вы не хотите говорить обидные слова, вы должны быть абсолютно чисты. Поэтому Господь говорит: «Оставьте Мне всякий суд!». Это значит: дайте Мне вас очистить, потому что, если вы друг друга будете чистить, все грязными будете; если вы друг друга будете судить, всегда осуждены будете. Суд создан не для того, чтобы осуждать людей, и не для того, чтобы лишать их свободы, но чтобы им давать способы и методы, как самим себя исправить. Это и есть суд!

Учить кого-то, не значит набивать ему голову массой знаний. Не в этом задача обучения. Любой учитель, на какой бы ступени развития он ни находился, в каком бы мире он ни был, должен дать ученику способы, методы, элементы, с которыми тот мог бы работать. Лечение состоит не в том, чтобы освободить людей от их болезней, но в том, чтобы дать им способы и методы, как поддерживать своё здоровье. Иначе любая наука, какой бы возвышенной она ни была, может выродиться.

Итак, я говорю: придёт в первый день этот страшный, великий момент для ученика — безмолвие — света не будет вокруг него, и он из глубины своей души, из своего опыта призовёт Его, невидимого, неведомого Бога вечности, создателя всего в мире. Он Его призовёт всей своей душой, всем своим духом, всем своим умом и всем своим сердцем и скажет: «Господи, хочу Тебя ощутить! Един Ты, создатель всего! Нет иного в мире, кроме Тебя!» Если ученик сможет призвать Бога с такой полнотой, то где-то в пространстве блеснёт маленький, микроскопический свет, который принесёт ему такую великую радость, что он сразу забудет все свои скорби и страдания. Откуда-то издалека он услышит голос Господа, голос своего Учителя: «Ты хочешь Меня познать, хочешь Меня ощутить? Тогда приготовься к работе! Наступил первый день твоей жизни. Твоя земля была неустроенна и пуста, и тьма была над бездной». Бог, Который пронизывает всё и вся, Он — неведомый Бог. Он — страшный Бог, Который творит формы, Который носится над бездной, над неустроенной землёй, строящейся сейчас. И сказал Бог: «Да будет виделина! И стала виделина». Ученик скажет: «Та виделина, которую я вижу там вдалеке, пусть засветится во мне!» И если он из избранных учеников, то когда он скажет: «Да будет виделина», в нём возникнет виделина.

«И увидел Бог виделину, что она хороша; и отделил Бог виделину от тьмы. И назвал Бог виделину Днём, а тьму Ночью. И был вечер, и было утро: день первый».

Следовательно, день начнётся с добра, а ночь — со зла. Смешанная жизнь света и тьмы разделится: с одной стороны явится свет, который несёт в себе добро, а с другой стороны явится тьма, которая несёт в себе зло. Так и ученик создаст в себе первый день — виделину. Под виделиной я понимаю великое стремление в душе ученика учиться. Значит, ученик должен начать с виделины. Он должен понимать законы и, когда он скажет: «Да будет виделина», — должна возникнуть виделина! Как вы учите своего маленького ребенка этому закону? Сидит ваш ребёнок в тёмной комнате, вы даёте ему спичечный коробок, полный спичек и говорите: «Сынок, возьми эту коробку и скажи: да будет виделина!» Ребёнок берёт коробку, чиркает спичкой, зажигает свечу, и во всей комнате возникает виделина. Это — раскрытие, это — жизнь, это — первый день ученика. Это — живая спичка, которая обладает мощной силой — силой магической палочки. Когда излучишь виделину жизни, ты непременно произведёшь тепло, и наступит день первый. Виделина и свет несут в себе тепло.

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй».

«И отделил воду от воды» подразумевает, что Бог отделил Божественную жизнь от земной жизни, от жизни человека. А твердь — граница между Божественной и человеческой жизнью. Ученик создаст эту границу в себе и назовёт то, что над твердью, небом, а то, что под твердью, землёй. И в скорбный час он будет пить воду, которая вверху. Иногда вы хотите напиться водой земли, водой земной жизни. Если пьёте эту воду, вы никогда не утолите свою жажду. Рождённое от плоти есть плоть, оно умрёт; рождённое от Духа есть дух, оно вечно будет жить. У вас есть две жизни: одна — плотская, земная жизнь, в которой рождается внутреннее недовольство, ненависть, соперничество, споры — в ней спокойствия нет; другая жизнь — небесная, Божественная, в которой есть Любовь, Свет, Мир и Радость.

Когда вы разделите эти две жизни, придёт вода земли, которая послужит вам для ваших физических нужд. Вы сейчас имеете дело только с той водой, которая на земле. Заметьте, все святые, которые работали с Божественным миром, когда лечили больного, прибегали к воде над твердью. Если перевести на научный язык, это означает: они лечили только тогда, когда им удавалось привлечь солнечную прану или Божественную жизнь, чтобы она действовала на человека, и это сразу давало свой результат. Иногда ваша жизнь теряет смысл, у вас нет никакого стимула идти вперёд. Как внести смысл в свою жизнь? Это одна из великих тайн. Достаточно добыть только одну десятитысячную долю миллиграмма воды Божественной жизни и внести её в своё тело, как она сразу же окажет благотворное влияние на вас и вы коренным образом изменитесь. Если вы знаете тайну, как внести в свой организм эту воду, инъекцией, например, одной только капли будет достаточно, чтобы в вас произошёл полный переворот. Если до этого вы были стодвадцатилетним стариком, то всего за двадцать четыре часа вы так изменитесь, что никто вас не узнает. Вы превратитесь в юношу двадцати одного года. Глаза, волосы, морщины на лице, голос — всё изменится. Перед вами предстанет молодой человек с мягким, приятным голосом. Вы его спросите: «Куда девался старик?»

— Ушёл.

— Куда ушёл?

— Не знаю.

— Он вернётся?

— Нет, не вернётся. Он оставил меня наследником всего своего имущества, поручил мне привести в порядок все его дела.

— Да благословит его Бог!

Итак, после того, как ученик определит свою жизнь, он соберёт её в одно место и создаст в себе море, чтобы явилась суша, на которой надо работать. Он сам создаст свою сушу, сам создаст свои моря и океаны — он станет творцом. Господь будет глядеть на то, что творит ученик. Ученик будет творить, и когда Бог увидит, что это хорошо, Он скажет это. Спрашиваю вас: сколько тысяч лет вам потребуется, чтобы создать такое море, как Чёрное, или такие океаны, как Великий или Атлантический? Такие моря и океаны будут и в вашей жизни. Сколько тысяч лет потребуется, чтобы создать такую сушу, такие континенты, как Европа, Азия, Африка, Америка или Австралия! Такие континенты должен создать ученик и в своей жизни. Видите теперь, какая работа предстоит ученику? Как вы понимаете жизнь ученика? Учиться четыре года в начальной школе, три года в средней, пять лет в гимназии, четыре года в университете и после этого сказать: «Теперь уже всё закончил». Нет, перед вами стоит другая задача: создать твердь — границу между Божественной и земной жизнью, разделить эти две жизни. Вы хотите, чтобы Господь творил. Бог совершен, Ему незачем творить для Себя. Всё, что Он творит, — это для нас.

«И назвал Бог сушу Землёй, а собрание вод назвал Морями».

Значит, жизнь, собранная в виде суши и воды, это новая жизнь, новые условия, с которыми нужно начинать работать. Все громадные моря показывают условия, в которых ученик должен разворачивать свою деятельность, потому что вода — носительница жизни. Суша же, земля, показывает новые условия, при которых жизнь может проявиться. Смотрите, в жизни каждый нуждается в куске хорошей земли. И каждый нуждается в водице. Никто в мире не может без водицы. Она необходима для жизни. И никто не может без куска земли — за неё все борются. Кто-нибудь скажет: «Никакой нивы мне не надо». Нет, ты не понимаешь смысла этой нивы, не понимаешь смысла этого куска земли. Есть нивы физические, есть нивы духовные, есть и нивы Божественные. После того, как закончишь свою работу, свою учёбу на физической ниве, ты перейдёшь на духовную ниву. После того, как завершишь свою работу и учёбу на духовной ниве, ты перейдёшь на Божественную ниву. И, наконец, после того, как завершишь свою работу и учёбу на Божественной ниве, ты перейдёшь в Великую жизнь изучать великое и славное. Сегодня ты умеешь только пахать землю, но это ещё не наука.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий».

Как видите, первые формы жизни начинаются с растительного царства, с трав и деревьев. Значит, всё начинается с тихой, мягкой жизни, а не с буйной. А отделить виделину от тьмы — это очень трудный акт, который мы пройдём мимоходом. Может быть, есть среди вас кто-то, кто уже отделил виделину от тьмы, но таких мало. Сколько лет, например, вам потребуется, чтобы создать спичку? Как вы сможете сами извлечь эту спичку из земли, то есть сами её создать, чтобы отделить виделину от тьмы? Сегодня каждый может, заплатив два лева, купить себе коробку спичек, но какая напряжённая деятельность на целых 8000 лет нам предстоит, пока мы не получим эту спичку! Ещё легче сегодня нажать выключатель, и загорится электрический свет.

В будущем возникнет ещё более совершенный способ получения света. Вы скажете: «Да будет виделина!» — и появится виделина. Тогда не будет нужды ни в спичках, ни в керосиновых лампах, ни в электрическом свете. Сейчас это вам кажется сказкой из «Тысячи и одной ночи». Кто-то говорит: «Были бы спички, чего нам о другом свете думать». Да, пока вы живёте земной жизнью, вам нужен такой свет. Вы спрашиваете: «Что это за магия, о которой вы говорите?» — Имеете право спрашивать. Пошли со мной! Я привожу вас в комнату и спрашиваю: «Видите что-нибудь?» — «Ничего не вижу». Тогда я отдаю приказ повесить люстру и говорю: «Да будет свет!» И появляется свет. Вы видите самую современную осветительную аппаратуру, какую даже не могли себе вообразить. Видите красивые лампы и выключатели, которые не надо поворачивать — они сами включаются и выключаются. Когда я приказываю лампам выключиться, все выключатели поворачиваются, свет исчезает, и комната принимает свой первоначальный вид. Такова наша умственная аппаратура. Мы не нуждаемся в постоянной аппаратуре. Не позволено делать аппаратуру в духовном мире. В духовном мире скажешь что-нибудь, и это происходит. Ты говоришь что-то, это происходит, и ты идёшь своим путём. Аппаратуру можно изготовлять только в физическом мире.

Когда мы говорим, что довольствуемся малым, мы имеем в виду Божественную и духовную жизнь. В физической жизни чем больше ты имеешь, тем лучше; в духовной жизни чем больше имеешь, тем хуже. Спрашивают: «Как попасть на небо, как войти в духовный мир?» Я говорю: чтобы войти в духовный мир, нужно стать легче, а этого можно достичь, когда раздадите всё. Иногда высший дух хочет сойти на землю, но не знает, как. Есть учёные духи, которые создали целые солнечные системы, но они не знают, как сойти на землю. Тогда они идут к духу, который уже спускался на землю, и спрашивают его: «Как сойти вниз?» Он им отвечает: «Приобретите всё». И в духа входит противоречие. Он говорит себе: «До сих пор я сидел и ничего не делал, теперь начну работать, чтобы приобрести всё. Я создам себе солнечную систему и сойду вниз на землю». Он сходит на землю, но так запутывается, что тысячи лет не может распутаться, всё забывает и не знает, что делать, как высвободиться из этого положения. Он хочет снова вернуться в духовный мир, но не знает, как. Тогда Господь ему говорит: «Отрекись от всего». Как отречься, он не знает. Господь посылает ему ангела, чтобы тот показал ему, как отречься от себя, как выпутаться из своих связей.

Встречаю я человека, который мне говорит: «Я хочу попасть на небо, но хочу и отца привести туда, потому что я его люблю». Я говорю: таким способом и ты не попадёшь на небо, и твой отец не попадёт. Никто никого не может привести к Господу. Каждый сам должен пойти на небо. Этот же закон действовал и по отношению к Христу, когда Он восходил на небо. Взял Христос с собой своих учеников? — Нет. Он им сказал: «Я иду к Моему Отцу приготовить вам место, а вы до того времени работайте на земле». В каждом из вас должно родиться внутреннее желание работать. Итак, кто идёт на небо, отрекается от всего земного, кто сходит на землю, отрекается от всего небесного. Кто земной человек? — Кто отрёкся от всего небесного. Кто небесный человек? — Кто отрёкся от всего земного. Что такое небо? — Место, где живут люди, которые отреклись от земной жизни. Что такое земля? — Место, где живут люди, которые отреклись от небесной жизни.

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды... И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».

В этот день Бог создал светильники для земной жизни, чтобы они освещали её, а именно солнце, луну и звёзды. Каждый должен осветить свою землю и своё небо. Ваше солнце, ваша луна и ваши звёзды должны взойти! Таким образом у вас будут наглядные пособия и мерила, с помощью которых вы сможете разбираться во всём. И в этом смысле каждый может сказать: «Господь создал солнце, луну и звёзды для меня, чтобы я определял дни, годы и времена в моей жизни. Моя жизнь — это книга, и в ней с помощью светил я буду описывать жизнь, которую Бог создал. Время моей жизни — это определённый акт, в котором будет отмечено, так ли я создал свою маленькую вселенную, как Бог хочет». Четвёртый день — страшный день, страшное число. В этот день появились человеческий ум и человеческое сердце. Некоторые из форм, которые Бог создал в этот день, притянулись к уму, а некоторые — к сердцу.

«И сказал Бог: да произведёт вода изобильно пресмыкающихся, душу живую. И птицы да полетят над землёю, по тверди небесной... И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый».

Все живые существа в воде — это слуги, помощники ученика в его пути. В то же время они пользуются всеми благами этого мира.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле... И был вечер, и было утро: день шестой».

Когда мы говорим об ученике, мы подразумеваем жизнь творчества, а не жизнь по благодати, которая ему даётся. После того, как ученик пройдёт через первые три жизни, ему даётся возможность приложить свою силу в маленьком масштабе, чтобы он увидел, чем отличается новая жизнь от старой. Новая жизнь — это жизнь очищения. После этого наступает истинное творчество. Сегодня все считают, что поэты творят, что художники творят — все люди хотят творить, но это желание достижимо только для того, кто может быть учеником. Поэтому вы себе скажите: «Я хочу, чтобы во мне пробудилось сознание ученика, хочу жить новой жизнью». Если хотите этого, начните с первого дня. Каждый, кто станет учеником, шесть дней, то есть шесть периодов, должен творить, создавать в себе, пока не дойдёт до пробуждения своего сознания. Когда дело дойдёт до работы, вам нужны образцы, нужно знать, что требует от вас новая жизнь и как она должна прийти. Когда придёт новая жизнь, всё, что вы сейчас видите, больше не будет вас интересовать. Эта жизнь должна быть в согласии с Божьей Любовью, с Божьим Светом, с Миром Божьим и с Божьей Радостью. Когда я говорю об учениках, я вижу перед ними великую работу, к которой они должны приготовиться.

Кто-то скажет: «Брошу я своё поле». Нет, своё поле не надо бросать. Другой скажет: «Брошу я свой плуг и мотыгу». Я спрашиваю:

— Ты приготовил себе духовный плуг и духовную мотыгу?

— Но я хочу стать поэтом.

— Ты приготовил себе духовное перо?

— Я хочу стать проповедником.

— Ты знаешь духовный язык, на котором надо говорить с людьми?

Именно с этой точки зрения вы должны понимать слова, которые Христос сказал своим ученикам: «Если не отречётесь от себя, от своей матери, от своего отца, не возьмёте свой крест и не пойдёте за Мной, вы не можете называться Моими учениками». Как вы думаете, если бы Христос не отрёкся от себя, от своей жизни, от своей матери и своего отца, от всего в мире и не понёс бы свой крест, мог бы Он быть образцом для нас? «Возьми крест свой и следуй за Мной», — говорит Христос. Взвалить крест себе на спину — страшнее всего. Это значит взвалить себе на спину и добро, и зло и нести их. За кем следовать? — За Христом, то есть за Любовью. Когда ты пойдёшь слушать Христа, ты будешь таким молодцом, что взвалишь себе на спину и зло, и добро и сможешь нести их. Зло и добро в постоянной борьбе между собой, поскольку не могут решить великую задачу жизни. Если ты ждёшь, что борьба прекратится, ты должен знать, что у этой борьбы нет конца. Ты им скажи: «Поскольку вы ещё долго будете бороться, я возьму вас и понесу на спине». Там внизу люди поднимают шум, ведут борьбу между собой. Ты скажи себе: «Не буду ждать, когда и вы утихнете».

Вы не сможете прийти к Христу, если не понесёте свой крест. Потому что и зло любит Бога. Оно представляет собой разумных существ, как и добро, только существа добра идут прямым путём, а существа зла отклонились от прямого пути. И у одних есть любовь к Богу, и у других есть любовь к Богу. Когда злые духи приходят к Богу, они падают перед Ним на колени, обнимают и целуют Ему ноги, молятся Ему, и Он поднимает над ними Свою руку, благословляет их и посылает в мир работать. Я описываю это человеческим языком. Придя на землю с Божьим благословением, они живут по-своему: начинают есть кур, уток, ягнят, всякую всячину, одного человека убьют, другого повесят, третьего осудят и тому подобное. Они говорят: «Мы ходили к Богу, целовали Ему ноги. Он дал нам своё благословение и сказал нам, чтобы мы шли в мир и делали, что хотим. Мы уже видели Бога». — Каким вы Его видели? Как Он выглядел? — «У Него было чёрное лицо, Он сидел на чёрном троне с чёрным посохом в руке». Они всё видят по-особому, как через чёрные очки. У добрых и злых духов диаметрально противоположное восприятие Бога. Слушая, как злые духи описывают Бога, какое вы составите себе понятие о Боге, о Бытии?

Часто на короткое время вы впадаете в состояние ожесточения. Вы говорите: «Не верю я больше в Бога, буду жить, как живут все люди». Что это подразумевает? Что ты будешь жить, как все те люди, которые едят, пьют, крадут, лгут, грабят, в общем, как все плохие люди. Такие вот взгляды! Другой же говорит: «Я раскаялся и буду жить, как живут все добрые люди». Что это означает? Что ты будешь жить, как все добрые, праведные люди, которые любят Бога; будешь жить в гармонии и в согласии с Богом, с людьми, будешь им помогать; будешь жить с верой и надеждой. Когда вы придёте к добрым людям, вы увидите весёлые, улыбающиеся лица, они готовы на любую услугу — кусок изо рта могут отдать. Когда придёте к злым людям, увидите мрачные, недовольные лица, никакой готовности помочь.

Я спрошу: если овца долгое время была в пути и остановилась в доме у волка отдохнуть, как он её встретит? — Он её обнимет, поцелует, уложит в мягкую постель, даст ей воды напиться, умыться и прочее. Что скажет эта овца? — Я не хочу с тобой расставаться, хочу вечно жить с тобой. Но разве со стороны волка это Любовь?

В Писании сказано: «Вот, стучу в двери ваши, и кто отворит Мне, войду к нему». Что за нужда Христу, Который совершен, Который является образцом Любви, стучать в наши двери, ждать, что Ему отворят, и вечерять с нами? Разве это не противоречие? Что за нужда богатым людям, которые располагают миллиардами, ходить по домам бедняков, стучать в двери и раздавать им хлеб, деньги, вещи? Задавали вы себе этот вопрос? Вы можете дать много объяснений, но суть этого вопроса всегда останется нерешённой.

— В какую дверь стучится Христос? (— В дверь сердца).

— Где эта дверь? (— В человеке).

— В каком именно месте? (— В его сознании).

— Что такое по своей сути человек? (— Не знаем).

— Вы ведь изучали геометрию? Скажите мне тогда, что такое квадрат? (— Фигура, ограниченная четырьмя равными сторонами, которые попарно параллельны между собой).

рис.1

На основании какого стечения сил или законов эти четыре стороны равны?Значит, квадрат образован четырьмя сторонами, которые попарно параллельны. Мы имеем две параллельные линии: A1B1 и A2B2. Линия A1B1 означает мужа или отца, а линия A2B2 — жену или мать. Линия BA означает брата, а линия CD — сестру. Брат и сестра движутся в направлениях, диаметрально противоположных направлениям отца и матери. Интересы сына — это не интересы отца и интересы дочери — не интересы матери. У них есть только точки соприкосновения. У сына точка соприкосновения с отцом в углу B, а с матерью — в углу A. И у дочери две точки соприкосновения: с матерью в точке D и с отцом в точке C. Спрашиваю: где точки соприкосновения брата и сестры? — У них нет точек соприкосновения. Тогда может ли сестра влиять на брата? — Не может. А брат может влиять на сестру? — Не может. У них нет точек соприкосновения между собой. Отношения, существующие в доме, представляют собой целую геометрию, которую можно применять в жизни. Как могут влиять друг на друга брат и сестра? — Через мать и через отца. И заметьте, когда брат плохо относится к сестре, она обращается к матери и просит: «Мама, скажи брату, чтобы он меня не обижал, чтобы не бил меня!» С тем же самым она обращается и к отцу. Если же сестра плохо относится к своему брату, он обращается к отцу и просит его: «Папа, скажи сестре, чтобы она не относилась ко мне так плохо!» То же самое он может сказать и матери. Я спрашиваю: у A1B1 и A2B2, то есть у матери и отца есть точки соприкосновения? — И у них нет точек соприкосновения между собой. Следовательно, здесь мы видим закон противоречия: муж не может разговаривать с женой и жена не может разговаривать с мужем. Вот почему в мире нельзя создать семью только из мужа и жены, поскольку у них нет точек соприкосновения. Закон квадрата показывает: для того, чтобы образовалась косвенная связь между мужем и женой, должны появиться две другие линии, пересекающие их, и таким образом между ними возникнут точки соприкосновения. Что это за две линии? — Дети. Они связывают мать и отца. Следовательно, мы с полным правом можем сказать: дом без детей построен на воздухе. Это философия жизни.

рис.2

Итак, что такое квадрат? — Фигура, которая показывает, как должна быть устроена семейная жизнь. Поэтому вы должны изучать этот великий закон. Следовательно, отец и мать вместе устроят жизнь сына и дочери, а сын и дочь вместе устроят жизнь матери и отца. Таков закон. И в Писании говорится: «Воздам до четвёртого рода». Значит, сын и дочь искупают грехи матери и отца. Это закон, это геометрия, это наука, в которой присутствует реальность. Квадрат представляет собой жизнь в четвёртом измерении. Значит, жизнь прошла через четыре состояния, через состояния 1, 2, 3 и 4 (рис. 2). В современной математике говорится: «Если мнимое число, то есть, такое, которого не существует, умножить четыре раза само на себя или провести его через четыре различных состояния, получится единица, реальное число, с которым мы можем работать». Что это означает? Применим это по отношению к квадрату. Квадрат остаётся непонятным для нас до тех пор, пока он существует где-то в невидимом мире. Однако, когда мы его умножим четыре раза на себя самого, получится реальная единица — реальный дом. На основании этого же закона, когда человек умножится четыре раза на себя самого, образуется реальный человек. Умножиться человеку четыре раза на себя самого, означает пройти через причинный мир, через умственный мир, через астральный мир и, наконец, через физический мир. И когда в Писании говорится: «Плодитесь и размножайтесь», — это подразумевает закон умножения. Если человек знает, как умножаться на себя самого, он познает и свою реальность.

Мы приходим уже к алхимическим законам, к высшей математике, которую мы должны понимать. Углы в квадрате (рис. 3) имеют отношение к человеку, поскольку каждый угол — это центр определённых сил, действующих по диагоналям. Как вы примирите эти силы? — Они примиряются в центре квадрата, то есть в точке, где пересекаются обе диагонали. Центр указывает на целое. Следовательно, эти силы — части целого, группирующиеся в общем центре. Все силы квадрата направлены к этому центру. Мы называем это стремлением к Богу. Если все силы стремятся к Богу, то противоречий в мире не существует. Они существуют только как творческий акт.

рис.3

Кто-то скажет: «Хочу быть добрым человеком». Я говорю: чтобы быть добрым человеком, тебе сначала нужно найти свою сестру, с которой у тебя нет точек соприкосновения; а затем тебе нужно найти свою мать и своего отца. Если ты их найдёшь, вместе с ними ты образуешь треугольник, например, треугольник ACB. Что такое треугольник? — Закон примирения. Здесь мы уже имеем три точки соприкосновения, а это Божественное сочетание. Чтобы между двумя душами было гармоничное сочетание, прежде всего между ними должны быть хотя бы три точки соприкосновения. И теперь из сочетания треугольника и квадрата образуется пятиугольник. Он представляет собой дом, жилище, в котором пять душ должны жить под одной крышей.

Таким способом образовался дом ABCDE. Как видите, ничто в природе не произвольно. Мы живём в Божественной реальности и должны понимать её законы. Ни одна живая линия, ни одна живая мысль, ни одно живое чувство, ни одно живое действие, проявляющиеся в нас, непроизвольны — всё имеет свою причину. Следовательно, чтобы понять причины и побуждения, нужно изучать все проявления, все явления жизни и природы. Когда в вас родится какая-либо мысль, вы должны её рассмотреть, чтобы увидеть, ваша это мысль или гостья: может быть, это ваша сестра, брат, мать, отец или кто-то ещё. Вы должны понимать происхождение каждой мысли, которая зарождается в вашем уме.

рис.4

рис. 5

Итак, квадрат — мера для определения всех сил, которые встречаются в вас. Вы должны создать в себе Божественный дом. Он представляет собой новое тело человека, которое ему необходимо для новой жизни. Есть тело естественное, есть и тело духовное. Кто-нибудь скажет: «Все эти вещи слишком сложны, это не для меня». Признаёте вы это или нет, хотите этого или не хотите, они сами вас найдут. В этом отношении вы похожи на страуса, который в момент опасности прячет голову под крыло и при этом думает, что скрылся от вражеских глаз. Всё равно охотник легко его найдёт, потому что всё его тело на виду. Так и суслик, когда хочет убежать от человека, прячется в какую-нибудь норку, думая, что никто не сможет вытащить его оттуда. Ошибается бедный суслик! Человек умнее его. Он берёт два-три ведра воды, заливает водой норку, и суслик, хочет не хочет, а вылезает. Так же и с человеком, который говорит, что всё это сложно, что это ещё не для него. Придёт кто-нибудь умнее его и заставит его вылезти из норки.

Иные люди говорят: «Были бы только денежки! В них смысл жизни». Деньги — изобретение человеческого ума, они не решают вопроса. Если речь идёт о богатстве и силе, это другое дело. Богатство и сила — это качества человеческого ума и человеческого сердца. А динамический мотор, который даёт направление уму и сердцу, который использует их богатство и силу, это человеческая воля. Если у тебя есть ум и сердце, но нет воли приложить их богатство и силу, чего ты сможешь достичь? Если маленький глупый ребенок начнёт не умеючи разжигать под котлом огонь, что тогда произойдёт? — Котёл разорвётся. Котёл — это человеческое сердце. Оно не должно разрываться. Говорит человек: «У меня богатое сердце». Да, но ты должен быть умён, должен знать, как управлять этим котлом, чтобы его не разорвало. Умный человек не должен перегружать свою машину, не должен усиливать огонь больше, чем котёл может выдержать. У всех вас должно быть здоровое тело.

Многие спрашивают: «В чём состоит новое учение?» — Новое учение представляет собой гармоничное сочетание треугольника и квадрата. Это — научное объяснение нового учения, которое тысячи лет изучают и продолжают изучать ученики оккультной Школы. Квадрат и треугольник показывают качества и силы, существующие в природе: в минералах, в растениях, в животных и в человеке — в его мыслях и чувствах. Если вы не понимаете законов квадрата и треугольника, вы окажетесь в лабиринте. Скажем, начали вы работу, какое-то время всё идёт хорошо, и как только вы почувствовали себя радостными и счастливыми, вдруг видите — всё рушится, исчезает перед вами, как дым. Вы в растерянности, как это случилось? Почему? Это всё силы природы. Вы должны их понимать и действовать сообразно с ними. Например, вы идёте через густой лес, но не обращаете внимания на деревья, и вдруг ветка бьёт вас по глазам. Вы сразу же зажмуриваетесь, останавливаетесь и не можете идти дальше. Глаза у вас слезятся, болят, вы не можете их открыть. Поэтому и псалмопевец говорит: «Господи, когда я иду через неведомые, чужие для меня места, веди меня за руку». Да, есть незнакомые места, есть большие болота и пропасти на пути ученика, которые он не может пройти без проводника. Кто-нибудь скажет: «Я могу и без Учителя». Можешь и без Учителя, но только если идёшь до села Драгалевцы[§]. Однако, если ты идёшь на вершину Монблан, Учитель тебе нужен, да к тому же первоклассный, сам ты туда не сможешь дойти. Есть учителя, которые не могут привести своих учеников на такую высоту. Они доходят до определённого места и говорят: «Дальше незачем идти, и этого достаточно. Не нужно нам чересчур много учиться».

Итак, как ученики вы должны иметь сильное желание идти вперёд. У вас будут трудности в жизни, но не падайте духом; вы встретите противоречия, но своей веры не теряйте; вы встретите ненависть, но сами не должны ненавидеть; вы будете нести зло и добро на своей спине, не принимая участия в их разговоре. Ты будешь нести их на спине, а они будут спорить. Время от времени ты оборачивайся, чтобы поглядеть, как они спорят, но молчи, только пожми слегка плечами и продолжай свой путь. Когда устанешь, положи их на землю и отдохни. Они ещё будут продолжать свой спор, но ты не принимай в нём никакого участия. Пусть это будет развлечением для тебя. Когда отдохнёшь, снова взвали их себе на спину и иди дальше.

Вот разрешение противоречий, которые вы встречаете в своей жизни! Несли вы так свой крест? Вы берёте крест на спину, пронесёте его немного, после этого опускаете его на землю и всё время спрашиваете, как освободиться от него. Знаете, на что вы похожи с вашим крестом? У детей есть такая игра: когда поймают маленького жука, они привязывают к нему нитку длиной около десяти метров, а другой конец нитки держат в руке и отпускают жука на свободу. Жук, почувствовав себя свободным, взлетает вверх, но как только поднимется на десять метров, нитка тянет его, и он падает на землю. Затем он снова взлетает и снова падает, ему и в голову не приходит, что он привязан. Так и вы, как этот жук, привязаны к вашему кресту верёвкой длиной в десять метров. Вы делаете попытку взлететь, поднимаетесь на десять метров и падаете. Вы говорите себе: «Удивительное дело! Сначала всё шло хорошо, взлетел я на какую-то высоту, но что случилось, почему я упал? Возникла какая-то внешняя причина, потянула меня, и я упал». Нет, вы не можете сами освободиться от своего креста.

Спрашиваю: кто освободит вас от этого креста?

— Это великая задача, которую вы как ученики должны решить. Взвалите свой крест на спину, разрешите противоречие, которое кроется в нём, и скажите: «Не свою волю, а волю моего Отца исполню» — это самая страшная и в то же время самая великая задача, которую вы должны решить. Христос говорит: «Твою волю исполню, Отче, а не Мою. В руки Твои предаю дух Мой. Ты веди Меня!». Это подразумевает возвращение к Богу, это подразумевает знание и применение законов. Этот процесс сейчас идёт во всех вас, но вы не верите. Верите вы или нет, светский вы человек или духовный — это не имеет значения, вы не избавитесь от противоречий жизни. Вы говорите: «Я пойду этим путём». Пойдёте вы или не пойдёте, вы уже вступили в жизнь. Вы следите по газетам за двумя итальянцами, которых судят в Америке[**]. Как видите, они не американские подданные, но раз уж они преступили закон, их заставляют держать ответ. Так же поступает и природа. Если ты преступаешь какой-нибудь из её законов, она хватает тебя и заставляет держать ответ. Вы говорите: «Я не знал этих законов». — Ты должен был их знать. Они записаны в самой природе, и ты должен был понимать её язык. Сегодня весь мир протестует против суда над этими итальянцами, хотят их вырвать из клещей американского закона, но не могут — жизнь их висит на волоске. И самое страшное в том положении, в каком они находятся, что так много времени они живут с мыслью о том, что с ними будет. Это положение страшнее, чем если бы их сразу повесили.

Когда мы говорим о Любви, мы понимаем под этим единственную силу, которая может сопровождать вас на вашем трудном пути и провести вас по нему благополучно. Она — единственная утешительница человека в тяжёлые и трудные часы его жизни. Это и означает, что вас понесут на руках. Только Любовь может нести вас на руках.

И теперь я хочу, чтобы вы были деятельны, а не бездеятельны. У ученика много работы, ему есть чем заняться. Что делает хороший сын? — Он каждый день ходит на работу. Сегодня идёт в сад, завтра — на виноградник, копает, чистит, а когда накопит достаточно богатства, приносит его своим домашним. Так и вы — всё, что приобретёте на земле, должны принести на небо. Как вы собираетесь прийти туда? Вы думаете, что если придёте туда, как грешники, с пустыми руками, вас встретят с лавровыми венками? Только один такой случай был — случай с блудным сыном. Но хорошо ли всем вам оказаться в положении блудного сына? Он раскаялся и сказал своему отцу: «Я не достоин называться твоим сыном, поэтому сделай меня последним твоим слугой!» Такой слуга, работая на своего господина, принесёт ли ему какую-нибудь пользу?

И я говорю: раз вы возвращаетесь к Богу, вы должны работать или как слуги, или как сыновья. Какое положение вы хотите занять?

Итак, жизнь ученика — это великая жизнь. И приняв блага этой жизни, вы скажете: «Есть смысл жить!» Псалмопевец говорит: «Когда увижу Божье лицо, я возрадуюсь». Ученик должен сказать: «Когда увижу лицо своего Учителя, когда пойму смысл того знания, которое получил от Него, и когда начну управлять всеми своими силами, я буду радоваться своей жизни». Тогда ученик пойдёт стучаться в двери своих ближних и помогать им.

Христос стучит в двери людей, чтобы показать им способ, которым они могут решать трудные вопросы в своей жизни. Во все ли двери стучится Христос? — Нет, Он стучится только в двери учеников и в двери тех людей, у кого сознание пробуждено и кто молился долгое время. Христос постучится, ученик Ему отворит, и Он преподаст ему первый урок.

«Вот, стучу в двери ваши», — говорит Христос. Этот стих относится к ученикам, к пробудившимся душам.

Задание. Сегодня прочтите десятую главу Евангелия от Матфея, чтобы увидеть, как вы её поймёте в том свете, который получили этим утром.

___________

[*] Шо́пы — жители северо-западной Болгарии.

[†] Виделина́ — духовный свет, в отличие от обычного физического света (см. «От издателей», «Обичь и виделина»).

[‡] Элои́, элои́, лама́ савахтани (древнееврейский) — Боже мой! Боже мой! Зачем ты оставил меня.

[§] Драгале́вцы — в то время село под Софией, сейчас район Софии.

[**] Сакко и Ванцетти.