Будущее верую человечества 1933-0901-0

Будущее верую человечества

Перевод Елены Островой

Ев. от Мф. гл. 5

В чтении Слова таится своя красота. Она – в его понимании. В понимании вещей есть разнообразие, в непонимании – однообразие. Человек может смотреть на мир несколькими способами. Во-первых, он может смотреть на него через маленькую дырочку; во-вторых, через окна своего дома; в-третьих, находясь снаружи, вне дома; и наконец, он может смотреть на мир с высоты, сверху. Следовательно, существуют и четыре способа понимания Слова. Вы должны отличать его внутреннее усвоение и понимание от внешнего, то есть понимания буквального.

Когда кто-то говорит, что читал Слово и разобрался в нём, он должен знать, что Слово обширно, как мир. О нём сказано: «Всё через него начало быть». Это означает, что все проявления целостной жизни идут через Слово. Тот, кто понимает Слово, понимает все внешние и внутренние процессы жизни. Без Слова не могут происходить никакие процессы и в человеческой душе. Душа – это среда, через которую проявляется духовный, то есть реальный мир. Вообще, духовный мир проявляется через дух, душу и тело. Физический мир проявляется через ум, сердце и волю. Люди лишь сейчас подходят к пониманию духа и души, как реальных вещей, и тела, которое является плодом их деятельности. Ум соотносится с духом, сердце – с душой, воля – с телом.

Прочитанная глава Писания связана с великой душой – Христом. Нельзя понять Писания вне связи с Тем, от Кого оно исходит. Если вы пьёте воду, находясь далеко от источника, в ваших представлениях о ней будет много осадка, если же пьёте непосредственно у источника, представления о воде будут совершенно чистыми. Таким образом вы осознаёте и то, почему иногда не имеете ясного понимания вещей в их первичной чистоте.

Есть в жизни вещи, вводящие людей в заблуждение. Они не что иное, как внешняя упаковка. Такая упаковка создана ещё прошлыми поколениями, оставившими из-за своего непонимания прояснение вещей на будущее, до более благоприятных времён. Также поступают и современные люди. Когда им хочется сохранить что-то ценное, например, деньги, пшеницу, или иное, они помещают их в укрытие на хранение: деньги зарывают в землю, пшеницу засыпают в амбары. Но при таком положении и деньги не используются как надо, и пшеница. Почему? Потому что пшеница, оставленная в амбаре, и та, что посеяна на поле, – это две разные вещи. Пшеница, оставленная в амбаре, постоянно теряет часть своей ценности: на неё нападают то жуки, то мыши; в конце концов, никакого её приумножения не происходит. Однако, пшеница, посеянная на поле, хотя и страдает, но одновременно множится. Посеянную пшеницу можно уподобить страдающему человеку. Он имеет испытания, как и пшеница, но имеет и приобретения. У пшеницы в амбаре нет страданий, но нет и приобретений.

Пшеница в амбаре и та, что на поле, - это два символа, для понимания которых необходимы некоторые пояснения. Миллионы пшеничных зёрен в амбаре давят друг на друга; когда приходит хозяин, он открывает амбар, ссыпает в него пшеницу и уходит. Зёрнам даётся возможность самим устраиваться, но как бы они ни устраивались, никакого устроения всё равно не происходит. Однако, пшеничные зёрна, помещённые в Божественный амбар, не давят друг на друга, каждое занимает там своё определённое место. Они выстроены в систему, так же, как книги, расставленные в библиотеках. Каждый хотел бы оказаться пшеничным зерном в Божественном амбаре, а не быть зерном человеческого амбара.

Говорю: в жизни есть вещи желательные и нежелательные. Есть желательные вещи, относящиеся к внешней стороне жизни, есть – относящиеся к её внутренней стороне. И наоборот, есть нежелательные вещи, принадлежащие внешней жизни и таковые же, принадлежащие внутренней. Желательно, например, чтобы внешне человек был хорошо одет. Нежелательно быть голым или ходить в рваных одеждах и башмаках. Желательно, чтобы у него был хлеб и пища. Нежелательно, чтобы он голодал.

А сейчас я вам дам первый член "Будущего верую человечества": "Верю в Единый Священный хлеб, который едят все люди, без которого не может жить ни один человек". С этого должна начинаться каждая религия, каждое учение. Тот, кто не верит в Священный хлеб, - ни во что не верит, из него ничего не может получиться. Верь в Священный хлеб и по три раза в день пробуй его. Гладь его рукой, целуй его устами, говори: "Священный хлеб – это моё "Верую". Можешь философствовать, сколько хочешь, может верить во что хочешь, но в конце концов ты отведаешь Священный хлеб — первый член "Верую" человечества.

Ты говоришь: «Я верю в Бога». Как верить в Бога, которого не видишь? Бог – это лишь слово. Верить в Священный хлеб имеет смысл, потому что ты его видел и испробовал, именно поэтому Христос говорит: «Я есть живой хлеб, сшедший с небес».

Итак, сила, знание человека заключаются в том, чтобы уметь выбирать, отличать желательные вещи от нежелательных. Человеку важно знать, чего хочет его душа и чего она не хочет. Человеку важно то, без чего он не может. То, без чего он может, пустая трата времени. Желательно, чтобы он оделся в новые, прочные одежды. Нежелательно ходить голым: если же он не захочет одеваться, то сама по себе придёт нагота. Желательно быть здоровым; если человек не захочет быть здоровым, то сама по себе придёт болезнь. Люди должны искать здоровье сами. Болезнь ведь сама находит людей. Здоровье естественный результат соблюдения первого члена "Верую" человечества. И это "Верую" - не одного народа, но всех народов; это "Верую"– не одного человека, но всех людей по лицу земли. Это "Верую" не только всех людей, но всех ангелов, всех богов неба. Все верят в Священный хлеб и питаются им. Он – символ, включающий в себя всё то, что живые существа, люди и боги, отведали.

Вы спрашиваете: «А нельзя ли без хлеба?» Полагающий, что и без хлеба можно, - неверующий. Что есть неверие? Тот, кто не ест, - неверующий; кто ест – верующий. Тот, кто ест, кто одевается, может сказать о себе, что он верующий. И пусть попробуют заметить тогда человеку, что тот неверующий. Он сразу возразит: «Как можно считать меня таковым, если я трижды в день пробую Священный хлеб? Я верю в Единый Священный хлеб». Вот самое простое определение понятия «Бог».

Современные люди решают, что такое Бог, но все обсуждения, всё философствование по этому поводу ничего не дали человечеству. Философии хороши, они занимают своё место в мире, и вы можете читать, что сказали философы, мистики, оккультисты, святые о Боге, но должны иметь ввиду одно: лишь тот может говорить о Боге, кто ел Единый Священный хлеб жизни. Истинная философия жизни появится только тогда, когда люди начнут сознательно есть Единый Священный хлеб.

Священный хлеб несёт в себе Слово. В том, кто не ест этого хлеба, Слово не может проявиться. Еда, как внешний процесс, и понимание, как внутренний процесс, идут в Слове параллельно. Если нет правильного питания, если не происходит правильного понимания вещей, Слово в человеке не может работать. И тогда идут плохие жизненные результаты. Все болезни, несчастья, противоречия основаны на том, что человек и не питался как надо, и не разумел как надо. Вопрос не в том, чтобы он питался по правилам современной науки, теми элементами, которые она рекомендует. Я говорю о хлебе – не материальном объекте, состоящем из нескольких элементов. Я говорю о хлебе, как духовном проявлении жизни. Священный хлеб, знакомый всем, содержит в себе главным образом духовный элемент, а все остальные химические элементы – это вспомогательные силы, содействующие проявлению в нём Слова, носителя жизни. Всё, что утверждает современная наука, верно, но она раскрывает нам лишь внешнюю сторону вопроса. Под хлебом подразумевается великая идея, без которой не может проявиться человеческая жизнь. Если вы на земле стремитесь проявить жизнь, верьте не в тот хлеб, что сегодня свеж, а завтра чёрств, не в тот, что плесневеет, но в живой хлеб, пищу всех людей. Тот, кто ест живой хлеб, испытывает внутреннее спокойствие, прилив сил и энергии, он благодарит природу, давшую ему возможность жить. Вот таким будет первый член.

Говорю: "Верую" человечества включает в себя четыре главных члена. Они следующие: «Верю в Единый Священный хлеб, который едят все люди. Верю в Единую Священную воду, которую пьют все люди. Верю в Единый Священный воздух, которым дышат все люди. Верю в Единый Священный свет, который воспринимают все люди». Это четыре члена нового "Верую". Любое другое "Верую" вытекает из него. Почему? Потому что оно включает в себя четыре необходимых элемента жизни. Все едят Священный хлеб, все пьют Священную воду, все дышат Священным воздухом, все живут в Священном свете и воспринимают его. В какой бы мир вы ни попали – в рай или ад – все там нуждаются в этих четырёх элементах. И верующие, и неверующие – все пользуются четырьмя священными элементами. Разница только в одном – в том, каким образом используются данные элементы жителями неба и жителями ада. Первые проповедуют и используют их, как внутренне, так и внешне. Жители ада используют и проповедуют их только внешне. Что касается внутреннего их применения, то тут они ничего не говорят. И в этом смысле не существует ереси – если вы назовёте кого-то еретиком, следует подразумевать, что человек не вкушает Священного хлеба, не пьёт Священной воды, не дышит Священным воздухом и не воспринимает Священный свет. При таком положении он осуждён на смерть. Тот, кто живёт, кто не умирает, - не еретик, он использует четыре священных элемента, как носителей жизни бессмертия.

Кто внёс идею этих элементов в среду человечества? Она принесена Христом, и Он проповедовал её людям. Когда? Не только две тысячи лет назад, но испокон веков, потому что Христос существовал всегда и различным образом работал во благо человечества. Солнце всегда светило и светит, но иногда мы его видим, иногда – нет. Это временные обстоятельства, временная обстановка, она зависит либо от положения земли, либо от нас самих. Солнце всегда светит тем, чьё сознание бодрствует.

Сегодняшние жизненные условия уводят людей с пути истины, мешая им осознать целостное развитие жизни. Современные люди, как малые дети тревожатся и приходят в замешательство из-за того, о чём и думать не стоит. О чём тревожатся дети? Ребёнок вообще нетерпелив. Если он попросит у матери хлеба и услышит, что тот ещё не готов, тут же начнёт плакать. Мать говорит ему, убеждает, что через час или полчаса хлеб испечётся, но он не хочет слушать, продолжает плакать. Как только мать приносит и разламывает хлеб, ребёнок улыбается, перестаёт плакать и начинает есть.

Итак, существенное в жизни – пища. Почему? Потому что Слово идёт через неё. А как только приходит Слово, мы вступаем в мир, созданный Богом. Лишь тогда мы понимаем тот стих, где Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Вы читали «блаженства» и ещё много раз будете перечитывать, но они останутся для вас просто изречениями, если вы не придёте к их внутреннему пониманию. Как бы ни объяснять что-то человеку, он не поймёт этого, пока сам не испытает. Как объяснить ему, что такое сладкий вкус или горечь, если он их не пробовал? Как вы объясните людям стих «чистые сердцем Бога узрят», если они не опробовали его? Сколько бы вы ни объясняли, они не смогут вас понять, если сами не увидят Бога. Только увидев Его, они поймут смысл стиха. И каждый, кто говорит об этом стихе, должен иметь тот же опыт. Когда художник воссоздаёт мотивы природы, живя среди природы, его картины имеют одно значение. Когда он живёт вдалеке от неё и рисует по воображению, у его картин совсем другое значение. Это два различных положения.

Часто люди хотят представить себе, что такое хороший человек. Какая идея всплывает у них относительно хорошего человека? Считаю, что три вещи вообще отличают человека от других живых существ: его голова, руки и ноги. Это внешние характеристики видимого человека. Что касается остальных характеристик, то они второстепенны. Значит, голова – сущность человека. Важная её часть – лицо со своими составляющими. Лицо связано с мозгом. Чем лучше разработан мозг, тем и лицо человека красивее, выразительнее. Ноги человека образ добра. Значит, добро, добродетель создали ноги. Когда змея в первый раз солгала, она сразу стала калекой, потеряла свои ноги. В этом смысле ноги символ добра. Если люди потеряют доброту, они себя искалечат, превратятся в инвалидов. Таков великий закон жизни. Следовательно, когда человек погубит или забросит какую-то свою добродетель, одновременно с этим он погубит или забросит тот орган, который предоставлен в распоряжение этой добродетели. И если он вступит в область греха, то начнёт постепенно атрофироваться – его руки и ноги начнут атрофироваться, пока совершенно не исчезнут. Если вы бросите в огонь полено, сначала оно вспыхнет, а затем будет гореть до тех пор, пока совершенно не исчезнет, не превратится в дым и пепел. Нечто подобное представляет собой грех. Огонь это грех, но огонь сжигающий, а не тот, что очищает. Грех, зло – разрушители в мире, добро же творит, созидает. Добро – первый плод жизни. С помощью добра, то есть ног, мы ходим, ступаем по лицу земли. Через него и благодаря ему мы воспринимаем от земли энергии, необходимые для поддержания жизни тела. Кто не испытывал большой радости, когда после многодневного путешествия по морю или океану ступал на твёрдую почву? Велика и радость ребёнка, когда он первый раз встаёт на ноги. Как взрослый человек, так и ребёнок радуются, что у них под ногами прочный фундамент.

Итак, ноги человека выражают собой добро. Встать на ноги значит ступить на твёрдую почву, на истинное "Верую", на глубокое понимание, на внутреннюю уверенность в себе. Встать на ноги означает, что ты вне каких бы то ни было заблуждений, вне всякого неверия, всякого малодушия и зла. Живущий в Божественной Любви ступает по земле и чувствует, что находится на священной почве. Какая почва, какая земля священны? Та земля, на которой рождается пшеница. Именно из неё пшеница черпает необходимые элементы, собранные той в веках.

Современные люди живут двумя совершенно противоположными способами и поэтому получают два различных результата. Один способ жизни заключается в том, чтобы много говорить и мало работать. Второй наоборот – больше работать, меньше говорить. Первый способ ничего не приносит. Например, кому-то говорят: «Ты должен учиться, ты должен понимать, ты должен быть умным». Результаты будут такими же, как у тех четырёх сыновей, наследников одного богатого отца, которым в наследство достались поля и виноградники. Эти сыновья целыми днями сидели сиднем, ели, пили и говорили: «Поля должны быть вспаханы, виноградники должны быть вскопаны, сады должны быть политы». Сами же ничего не делали, предоставляя слугам выполнять всю работу. В один прекрасный день они совершенно обеднели, разорились и тогда стали спрашивать себя: «Из-за чего мы всё потеряли? Почему отец не раскрыл нам тайны – что надо было делать, как работать?» Я говорю: нужно не только рассуждать о том, что надо делать, но нужно работать. Это всё равно, что сидеть на стуле и говорить: «Я должен быть хорошим!» Таким способом ты станешь голым, но хорошим не станешь. Ты станешь хорошим, когда дашь возможность добру проявиться в тебе. Добро внутри человека, оно не может проявиться вне этого. К посеянной пшенице сила не придёт извне. Она придёт изнутри. А извне ей будут предоставлены только условия для роста, что же касается силы роста, то она кроется в самой пшенице. Следовательно, когда у вас в жизни нет успеха, знайте, что вы живёте первым способом. Если хотите иметь успех, начните жить вторым способом – он заключается в работе. Сказав, что надо сделать что-то, сразу приступайте к реализации этого.

Говоря о желательных и нежелательных вещах, я нахожу, что и в них проступает ряд противоречий. Например, человек замечает: «У меня есть желание чего-то достичь, я прилагаю к этому большие усилия». Но усилия прилагать незачем. Когда ты идёшь работать или учиться, усилия не нужны. Только больной, калека прилагает усилия. Здоровый не совершает усилий. Учиться, работать, быть хорошим это естественные состояния для человека. Усилие нужно только тогда, когда ты преодолеваешь какой-то свой недуг. Во всех других случаях жизни усилие исключено. Не делай усилий, а скажи: «Я живу, я люблю». Не оставляйте у себя в голове никакой двузначной мысли. Например, вы говорите: «Я должен быть хорошим». Значит, до сих пор вы не были хорошим и лишь отныне будете хорошим. Эта мысль двузначна, она тормозит человека. Или вы говорите: «Если в этой жизни я не успею постичь своих желаний, они останутся до следующей жизни». Не разделяйте жизнь. Сегодняшняя и будущая жизнь – одно и то же. Жизнь не делится. Следовательно, не откладывайте ничего на будущее. Откуда вы знаете, какие условия будут у вас в дальнейшем? Если вы не можете использовать нынешних данных вам условий, то как используете будущие? Если не можете усвоить урок, преподанный вам учителем сегодня, как усвоите завтрашний? Откладывать вещи на будущее – одна из опасных сторон теории перевоплощения. Я не против этой теории, но говорю: у каждой жизни своя определённая программа, и она должна быть выполнена. Каждый должен использовать и решать задачи своей сегодняшней жизни, а не думать о будущем.

Многих останавливает мысль, что они уже стары и ничего не могут сделать. Сколько вам лет? Тем, кто думает, что они уже стары, всего по 40-45 лет. Спрашиваю, какой мерой вы мерите, определяя, кто из людей стар, а кто молод? Если под словом «старый человек» вы подразумеваете инвалида, это другое дело. Но если под «старым» подразумеваете умного, опытного человека, вы на верном пути. И раз вы стали умнее, незачем останавливаться, можете идти вперёд. Если же вы инвалиды, то должны знать причину, по которой ими стали. Полагая, что это Господь создал вас инвалидами, вы не говорите истины. Человеку опасно думать, что он инвалид, потому что тогда он начинает ожидать, чтобы люди за ним присматривали, заботились. Точно также бедный отец ждёт, что когда его дети вырастут, они будут ухаживать за ним. Если детей нет, человек рассчитывает, что какой-нибудь богатый дядя оставит ему наследство. Да, богатый дядя может прийти, но может и не прийти. Тогда он будет ждать лотерейного билета, надеясь по нему выиграть. Но это редко случается, он либо выиграет, либо нет. Можно целую жизнь принимать участие в лотереях и ничего не выиграть.

Дело обстоит вот как: если говорить о лотерейном билете, то у вас уже есть такой, вы несёте его с собой с момента прихода на землю. Что это за лотерейный билет? – Жизнь. Данный лотерейный билет полон возможностей постижения ваших идеалов. Чего большего вам нужно? Лотерейный билет включает в себя ряд правил и законов, которые необходимо соблюдать. Если вы вовремя едите живой хлеб, ваш лотерейный билет всегда будет выигрывать. Здоровый человек соблюдает правила и законы лотерейного билета, но больной этого не может. Кого вы больше любите: больного или здорового? Кто из людей болен и кто здоров? Есть здоровые люди, которые, в сущности, больны. Есть больные, в сущности, здоровые. Иногда вы можете любить и больных людей. И если вы их полюбили, они будут здоровы – больны. В этом смысле здоровый всегда может быть любим, больной же не может всегда быть любимым. Здоровый человек доволен, но когда? Только после того, как насытится. Пока не отведает хлеба, он недоволен. Человек доволен знанием, которое имеет, но не своим невежеством. Однако, знание идёт из Слова. При этом лишь у здорового будут знания, лишь он сможет что-то знать. Здоровым человеком в полном смысле слова является тот, кто верит, и вера его пришла из опыта в трёх мирах: мира человеческого тела, мира души и мира духа. Человеческое тело представляет собой внешний физический мир – внешнюю природу. Мир души представляет собой невидимый, духовный мир. Мир духа – это Божественный мир.

Я не буду вам объяснять, что такое данные миры. Вы сами должны подумать, составить о них некоторое представление. Однажды, оказавшись в тех мирах, вы узнаете многие вещи. И то, чему вы научитесь, останется вам. То, что там видят, трудно поддаётся описанию. Как можно, например, описать ангельский мир? Кто-то спросит, есть ли в том мире день и ночь, как на земле? В мире ином нет ночи, там есть только день. На земле, однако, существует день и ночь, поскольку земля освещается солнцем. День и ночь показывают, что люди живут вне реальности, в особых условиях. Когда сознание человека темнеет и в его состоянии происходят изменения, для него наступает ночь; когда сознание человека проясняется и его взгляды исправляются, для него наступает день. Вы спрашиваете: «Какой будет наша жизнь в другом мире?» Если ваше сознание и там не потемнеет, будет день. Сознание человека может омрачаться по многим причинам. Иногда его в силах омрачить малейшая причина. Например, вы находитесь в добром расположении духа, но вот пришёл какой-то ваш приятель и кольнул вас иголкой. Вы моментально теряете настроение и начинаете заниматься болью, которую вам причинили. Если у известного скрипача рвётся струна скрипки, он теряет четвёртую часть своей уверенности; если рвётся вторая струна, он теряет две четверти своей уверенности, если и третья струна рвётся, он теряет три четверти своей уверенности. Однако, когда остаётся только одна струна, он совсем перестаёт играть. Никакой скрипач не может играть лишь на одной струне. Что это за скрипач, играющий на одной струне? Я провожу здесь следующую параллель: каким человеком будет тот, чей дух, душа и тело не функционируют? Это скрипач с одной струной. Каким человеком будет тот, у кого ум не мыслит, сердце не чувствует, воля не действует? Сущность человека заключается в том, чтобы верить в Божий Дух, от которого он произошёл, и работать в согласии с Ним; чтобы верить в свою душу и чувствовать её каждый момент; наконец, в том, чтобы верить в своё тело, через него – посредством ума, сердца и воли – он в общении со своими ближними. Ум, сердце и воля это проявления тела.

Человек не может верить в то, чего не видит. Он поверит только в то, что видит вокруг себя, и в то, что чувствует в себе. Веря во всё, что вне его и внутри него, человек откроет внешние и внутренние методы работы.

Без этого "Верую" вы ничего не сможете постичь. Всё человечество придёт к новому "Верую" благодаря Священному хлебу, который оно ест. Священный хлеб приведёт его к Слову. А Слово приведёт его к истинной жизни. В Писании сказано: «Всё через Слово начало быть». И если вместе со Словом люди обретут жизнь, то они обретут и Священную воду, и Священный воздух, и Священный свет.

А сейчас я расскажу вам одну легенду о происхождении человеческих слёз. Впервые слёзы появились в мире после изгнания Адама и Евы из рая. До этого Адам не знал, что такое слёзы. Первой женщиной, которая плакала, была Ева. Сколь красива была Ева! Покинув рай, она осознала свою ошибку и глубоко раскаялась. Тогда Господь дал ей некую книгу и сказал: «Главной заповедью, полученной вами от Меня, было не есть с запретного дерева – дерева познания добра и зла. Но вы вкусили от него, преступили мою заповедь. Сейчас Я даю вам эту книгу – читайте её и учитесь. Прервав чтение, вы должны сразу закрыть книгу и аккуратно убрать. Если оставите открытой, с вами произойдёт ещё большее несчастье, чем то, что уже произошло. Ведь вы хотели приобрести знание? Вот вам священная книга. Читайте и изучайте её!» Приняв от Бога фолиант, оба решили, что у них в руках книга из рая, от которой зависит их спасение. И вот однажды, когда Ева стала читать, она чем-то увлеклась и оставила страницы в раскрытом виде. В это время появился дьявол, он положил на открытую книгу чёрный лист и ушёл. Вернувшись, Ева хотела продолжить начатое, но была страшно удивлена, когда поняла, что не может этого сделать, - страницы книги покрывал какой-то чёрный лист, читать было нельзя. Тогда она сказала себе: «И на этот раз я не исполнила Божью заповедь!» Ева осознала свою ошибку, раскаялась, а затем стала плакать и молиться. Долгое время она плакала и молилась, пока, наконец, не увидела, что чёрный лист растаял, - книга ей открылась, и она свободно начала читать. Так появились в мире первые слёзы.

Говорю: человеку надо долгое время плакать и молиться над Священной книгой, чтобы с неё исчез чёрный лист и она открылась. А как только она откроется, надо непременно начинать её читать. Это – Священная книга жизни. Вы спрашиваете: «Зачем человек должен плакать?» Потому что у него темно перед глазами. Он должен плакать, пока не появится свет, пока перед ним не откроется Священная книга жизни и он не начнёт читать. Никогда не оставляйте вашу Священную книгу жизни раскрытой! Если оставите её, придёт дьявол, положит сверху чёрный лист и уйдёт. Прочитав что-то в книге, сразу закройте её. Когда она вам понадобится, снова откройте. Кроме вас, никому не разрешайте её открывать. Каждый сам должен открывать и закрывать Священную книгу. Пока вы её читаете, она может быть открыта. Как только прервёте чтение и отойдёте от неё, сразу закройте. Каждый сам будет открывать свою книгу со священным уважением и почитанием. Открой книгу, прочитай из неё что-то, подумай немного, затем аккуратно закрой и иди на работу. Вернувшись с работы, снова открой книгу, прочитай что-нибудь, подумай, затем закрой её и отдохни.

Чтение Священной книги представляет собой великую связь, которую душа должна непрерывно поддерживать. Какую связь должна поддерживать душа? Внутреннюю связь, внутреннее общение. С кем? Если я скажу, что с Богом, для многих это слово будет неясным. Чем является Бог для души человека, можно представить только когда у вас есть друг, которого вы очень любите. При виде друга всё ваше существо преображается, вам хорошо, приятно, что вы его увидели. Всё, что осмысляет происходящее, основано на Божьем присутствии. Там, где присутствует Бог, проявляется жизнь; там, где отсутствует Бог, присутствует смерть. Там, где присутствует Бог, появляется свет; где обитает свет, рождается хлеб, обильно струится вода, и всё вокруг объято воздухом. Там, где Бог отсутствует, всё постепенно мельчает и исчезает.

Следовательно, страдания в мире показывают отсутствие Божьей Любви среди людей. Когда Божья Любовь с ними, идут радость и веселье. Поэтому, если вы скорбите, Любовь отсутствует. Это не означает, что Любовь вас не любит1, но между нею и вами есть некое препятствие, некий чёрный лист, мешающий ей проявиться. Что нужно сделать, чтобы пришла Любовь? Вы должны долгое время проливать слёзы над чёрным листом, пока тот не растает. Значит, на помощь человеку должна явиться вода, она ускорит приход Любви. Вода утоляет жажду, она спасает человека от смерти. Итак, хлеб несёт добро, вода несёт жизнь, воздух несёт силу, а свет несёт знание. Вот четыре важных постулата, которые каждый должен знать. Если человек недобр, если в нём нет жизни, нет силы и нет знания, эти четыре элемента в нём отсутствуют. Сила вливается в человека через Священный воздух, которым он дышит. Индусы, зная об этом от своих посвящённых, создали целую науку о дыхании, разработав ряд методов и правил для восстановления силы человеческого организма. Когда кто-то не в духе или болен, когда жизнь потеряла для него смысл, пусть пьёт воду. Каждому это знакомо. Идя по горам и чувствуя, что ноги подкашиваются, а силы исчезают, путник останавливается перед источником, пьёт немного воды и ощущает, как силы возвращаются.

Вот почему я говорю: верьте в Священный хлеб, Священную воду, Священный воздух и Священный свет, через которые проявляется Слово. Веря в Священный хлеб, молите Бога о том, чтобы воспринять его, а вместе с ним и Слово Божие. Посмотрите, какое внимание обращает на хлеб Христос, как на символ Слова. Преломив его и накормив им несколько тысяч человек, Он говорит, чтобы собрали все крошки, чтоб ничего не осталось разбросанным. Поняв смысл и значение хлеба как символа Слова, вы сумеете создать между собой священные отношения, выработать священное поведение. Мне бы хотелось, чтобы между вами возникло это священное поведение, которое вы понимали бы и ценили. Ради вашей любви к Богу пусть такое поведение распространится не только на людей, но на всех живых существ. Например, вы видите, как передвигается маленькое насекомое, - остановитесь перед ним ненадолго, подумайте о его жизни, извлеките для себя нечто поучительное. Увидев муху или пчелу, остановитесь перед ними, подумайте о Том, Кто создал их и Кого вы любите. Увидев червяка, не смейтесь над тем, что он ползает, но вникните в трудности его жизни. Червь – символ смирения. Если бы он не трудился, то не взошёл бы Священный хлеб. Маленький червяк, презираемый многими, делает великое дело. Какой пахарь червяк! Он совершает тысячи добрых дел, благодаря которым ты и бесчисленное множество таких же, как ты, получают пользу.

Новому учению нужны люди с новыми взглядами. Сегодня молодёжь с пренебрежением смотрит на стариков. Молодой говорит: «Этот уже состарился, его песенка спета». Старик говорит о молодом: «Он ещё юнец, зелёный, незрелый плод. Кто станет ждать, пока он созреет?» Если молодой таким образом думает о старике, он больной человек. Если старик подобным образом думает о молодости, он уже на смертном одре. Завтра он умрёт, его похоронят, а на могиле напишут: «Здесь лежит философ, учёная личность». И если старики и молодёжь будут продолжать так думать, получится, что Христос и доныне ещё лежит в могиле. В сущности, Христос и трёх дней не пробыл в могиле. На третий день Он воскрес.

Современные люди всё ещё держат своего Христа в могиле. Но пришло время отвалить крышку гроба – пусть Он воскреснет! И при всём том люди ждут прихода Христа на землю. Пока Христос не воскреснет в вас, Он никогда не придёт внешним образом. Когда Мария явилась на могилу Христа и увидела, что Его там нет, она начала плакать. Её спросили: «Женщина, что ты плачешь?» Мария ответила: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили». Сказав это, она повернулась, заметила стоящего Иисуса, но не поняла, что это Он. И сказал Иисус: «Мария!» Она обернулась и воскликнула: «Учитель!».

Я говорю: сколько раз доныне вы также встречали Христа! Но несмотря на это, всё ещё продолжаете спрашивать: «Не видели, кто унёс тело Христа?» Сейчас я обращаюсь к вам, чтобы сказать: не обманывайтесь внешним видом вещей, держитесь той внутренней просветлённости, которая была у Марии. Когда к ней пришла эта просветлённость, она узнала Христа. Без внутренней просветлённости внешнее никоим образом не может быть понято. Пример тому есть в Евангелии. Когда Христос спросил своих учеников, за кого люди Его принимают, они ответили, что иные считают его кем-то из древних пророков, другие – Пророка Илию. Однако, Пётр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога живого!» Христос сказал: «Это не плоть и кровь тебе открыли, но Отец мой, который на небесах».

Вот почему человек должен изучать истину, открываемую ему Богом. Если явится какой-то самозванец и назовётся Христом, должны ли вы сразу ему верить? Чтобы узнать, действительно ли это Христос, отведите его к больному и заставьте положить ему руку на голову. Если при возложении руки на голову больного тот не выздоровеет, какой же это Христос? Должны ли вы верить в самозванца, не дающего умам людей никакого знания, не вливающего в них никакого света? В Евангелии сказано: «Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нём лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали». Вот это значит быть с Христом, или что Он пришёл в ваш дом. Когда Христос придёт в ваш дом, у вас всё будет в изобилии. Если вы чего-то лишены, если не вполне удовлетворены, Христа нет среди вас. Такими должны быть взгляды на Христа у тех, кто хочет следовать Его путём.

Сейчас многие спрашивают, когда наступит конец света. Конец света это философский вопрос. – Когда придёт Христос? – И это философский вопрос. Когда Христа спросили о конце света, Он ответил: «Об этом знает Отец Мой. Вам не дано знать времена и лета, которые Отец Мой положил». И я говорю: есть знание, которое сейчас людям не нужно. Оно настолько же им не нужно, как одежды невесты для пятилетней девочки. Те венки, цветы и мониста, что одевает на себя невеста, не нужны маленькой девочке. Говорю вам: никаких цветов, никаких украшений на ваши детские одежды, данные Богом! Не заменяйте вашу детскую одежду убранством новобрачной. Часто я встречал маленьких девочек, прикрепляющих к волосам цветы, украшающих себя как взрослые девушки. Несколько лет назад мне представился случай испытать одну маленькую девочку, посмотреть, какая в ней кроется разумность. Я дал ей красивую розу, но она отказалась под предлогом, что ещё не девушка, что ей рано носить цветы, украшать себя. Однако, это была внешняя сторона отказа, внутренне она хотела сказать, что не носит сорванных цветов. – «Поскольку я не могу дать жизни этим цветам, то не могу ни рвать их, ни украшать себя ими. Тот, кто сорвал розу, пусть несёт последствия своего преступления». А я в тот день ещё раньше получил розу и размышлял, кому бы её отдать. Как видите, она послужила наглядным уроком.

Итак, когда вы говорите кому-то горькое слово, не равносильно ли это тому, что вы даёте человеку сорванную розу? Не рвите цветы и никому их не давайте! Соблюдайте следующее правило: приближайтесь ко всем людям с глубоким осознанием, что первоначально Бог создал их добрыми. Если вы находите, что некоторые люди нехороши, это означает, что позднее они сами совершили какую-то ошибку, из-за чего потеряли свою хорошесть. Так вы должны думать о себе, так должны думать и о людях. Если у вас есть какой-то дефект, он тоже основан на иных причинах. Устранение этого дефекта зависит от вас. Однако, вы непрерывно должны держать в голове мысль, что Бог вложил в вас добро в качестве основы жизни. Он послал вас на землю, как в школу – учиться. Единственное, что радует Бога, так это то, что вы хорошо учитесь. И я радуюсь, когда вижу, что вы учитесь с любовью, с настроением. Видя, как кто-то стоит перед искушением, я говорю: человеку опасно отклоняться с пути, который ему предначертан.

Приведу вам пример из Ветхого Завета о плохих последствиях отклонения от пути истины. Бог послал одного молодого пророка к израильскому царю Иеровоаму передать Своё Слово. Он сказал пророку: «Не вкушай хлеба, не пей воды и не возвращайся дорогой, которой пришёл». По пути его догнал старый пророк и пригласил к себе: «Зайди в мой дом, отведай моего хлеба». – «Я не могу вернуться с тобой, как не могу есть хлеб, пить воду и возвращаться дорогой, которой пришёл. Так мне заповедано Словом Господа». – «Я такой же пророк, как ты. И ангел говорит мне через Слово Господне – вот, что он говорит: «Верни его с собою в дом твой, пусть поест хлеба и попьёт воды». Старый пророк солгал. А молодой повернул назад и пришёл к тому домой, чтобы поесть хлеба, попить воды. Когда он сидел за трапезой, старый пророк сказал: «Поскольку ты не послушался гласа Господня и не сохранил заповеди Его, твоё тело не ляжет в могилу отцов твоих». И только молодой пророк тронулся в путь, как встретил льва, который растерзал его. Старый пророк нашёл тело и отнёс в город, чтобы оплакать и похоронить. Спрашиваю, зачем старому пророку надо было обманывать молодого, вводить в искушение, чтобы его разорвал лев? Почему после этого надо было его оплакивать? Было бы правильно посоветовать молодому пророку не отклоняться с пути. – На это есть внутренняя причина. Старый пророк должен был поставить молодого перед искушением, чтобы испытать его твёрдость. Испытание показало, что молодой пророк не был твёрд, у него не было устойчивого характера.

Часто люди понимают всё так же, как молодой пророк, в результате чего совершают ошибки, стоящие им жизни. Молодой пророк должен был сказать старому: «Я буду идти дорогой, которой пошёл. И нигде не остановлюсь, нигде не сверну ни налево, ни направо». То же самое относится и к вам – если остановитесь где-нибудь, споткнётесь в своём развитии. Например, вы уповаете на что-то, идёте одним путём, но вот приходит некто и говорит: «Путь, принятый вами, неверен». Стоит ли ему верить? Вы должны сказать: «Поскольку я ем Священный хлеб, значит иду верным путём, у меня нет в этом никакого сомнения».

Следовательно, человек не может идти путём истины, если он не ест Священный хлеб, не пьёт Священную воду, не дышит Священным воздухом, не воспринимает Священный свет. И когда Христос говорит: «Я есть Путь, Истина и Жизнь», Он подразумевает: питайся Священным хлебом, оставь колебания, на пути ты или нет. Вкушая каждый день Священный хлеб, то есть тело Христово, ты должен знать, что находишься на пути. И когда пьёшь Священную воду, когда дышишь Священным воздухом, когда воспринимаешь Священный свет восходящего солнца, ты должен каждый момент благодарить, что стоишь на верном пути. Это первая ступень, которую человек проходит в физическом мире. Вторая ступень выше. Она проникает все миры.

Итак, размышляйте над четырьмя элементами, как символами, посмотрите, чему соответствует каждый из них в жизни. Затем вы вступите в другую жизненную реальность, она принесёт вам то, что вы ищите.

Вы хотите быть счастливыми, здоровыми и пр. Однако, нет необходимости получать всё, чего человек желает. Почему? Потому что не всё существенно. В этом смысле есть вещи желательные и существенные, относящиеся к настоящему моменту, а есть вещи желательные, но несущественные, их можно отложить. Я хочу, чтобы вы обрели то, что существенно для вас. Таковым является, например, любовь и истина. Что бы ни говорилось о любви, она едина. Любовь несёт жизнь; мудрость несёт знание и свет; истина несёт свободу. Вы говорите: «Мы хотим узнать истину». Истина на земле не может быть высказана. Здесь проявляются только факты жизни, но не сама действительность, то есть не сама истина. Например, можно сказать: «Действительность включает в себя две стороны – светлую и тёмную, сладкую и горькую». Это будут факты, относящиеся к действительности, но саму её они не составляют. Вы говорите кому-то: «Ты не умный человек». Это лишь факт, но не действительность. Истина может проговорить только рабу, когда ты снимаешь его оковы; истина может проговорить только голодному, когда ты даёшь ему пищу; истина может проговорить жаждущему, когда ты утоляешь его жажду; она проговорит задыхающемуся, когда ты вынесешь его на свежий воздух; заблудившемуся в тёмной ночи, когда осветишь ему дорогу. Значит, истина показывает путь, по которому вы должны идти, она освобождает от ограничительных условий.

Все люди надеются, что перейдя в мир иной, они будут встречены там музыкой, песнями, венками. Верно лишь одно. Все вы перейдёте в мир иной, но как вас там встретят, - это другой вопрос. Какими вы предстанете перед лицом вашего Отца? Какой отчёт дадите? Вы спрашиваете: «Значит, в том мире нас ждут страдания?». Что такое истинное страдание и что такое истинная радость, мало кто испытал. Представьте себе молодого, жизнерадостного человека, которого приговорили к смерти отрубанием головы. Его хватают, связывают по рукам и ногам, бросают в тюрьму, а на следующий день приступают к исполнению приговора. Каково будет состояние юноши, чья голова сегодня на плечах, но он знает, что завтра её отрубят, и она скатится к его ногам? Есть ли большее страдание, чем это? Таково положение грешника, который осознаёт свои грехи, однако ему надлежит явиться перед Господом. Представьте теперь обратное. Молодой человек молился, плакал, но на его мольбу никто не обратил внимания, его обезглавили. Но вот идёт Спаситель мира, любящий юношу. Он поднимает его голову с земли, ставит на место и говорит: «Отныне будь свободен и больше не греши! Следуй закону Любви!» Что испытает тогда человек? Небывалую радость. Когда кто-то спрашивает, в чём заключается страдание, я говорю: истинное страдание это увидеть, как ваша голова падает с плеч под секирой вашего брата, когда очень хочется жить и радоваться Божьему миру. В чём заключается радость? Истинная радость – увидеть, как ваша голова снова встаёт на своё место. Что есть страдание? Лишение любви, то есть, отсечение головы. Что есть радость? Приход любви, то есть, возвращение головы на прежнее место.

Так надо понимать жизнь в её различных проявлениях. Любое другое понимание не может осветить жизнь новым светом. Голова человека должна сидеть на своём месте! Праведник отличается тем, что никакая сила в мире не в состоянии снести его голову с плеч. Никакое оружие на свете не может отнять голову у праведника. Если голова человека может скатиться с плеч, это показывает, что перед ним стоит какая-то внутренняя опасность.

В прочитанной главе Евангелия от Матфея говорится о «блаженствах». Они – методы, способы создания внутренней связи с Богом, с Любовью. Если вы осуществите такую связь, ангел Господень постучится в ваше сердце и отведёт в духовный, в Божественный мир, где вас ждут с венками, музыкой и песнями. Если же вы будете не готовы и откажетесь идти с ним, он замахнётся своим мечом, и ваша голова отлетит в сторону. Я рисую эту картину не потому, что ваша судьба будет именно такой, а чтобы вы представляли, что означает страдание, что означает тьма, мрак. Не каждый человек приговаривается к обезглавливанию, но каждый должен войти в положение того, кто пройдёт через подобное страдание. Вы разговариваете с таким человеком, однако знаете, что через день он утратит всё своё содержание, лишится головы. Вы смотрите на его мускулы, руки, ноги, но человек не в них. Где истинный человек? Одни скажут, что он пребывает в душе, другие, что он в духе и т.д.

Ныне мы ждём подъёма человеческой души, освобождения человеческого духа и воскресения человеческого тела. Значит, физический человек должен воскреснуть. С позиций физического мира воскресение представляет собой новую жизнь человека. С позиций духовного мира воскресение подразумевает приход любви на землю. С позиций Божественного мира воскресение означает схождение духа на землю. Следовательно, человеку надлежит одновременно воскреснуть в трёх мирах: должно воскреснуть его тело, его душа и его дух. Таким будет истинное воскресение. Когда человек умирает и снова рождается, тогда воскресение происходит лишь в физическом мире, оно называется перевоплощением. Воскресение в духовном мире подразумевает вступление человека в мир, где нет никаких противоречий. Воскресение в Божественном мире – это обретение вечной жизни.

Современные люди живут в мире, где они с утра до вечера питаются заплесневевшим хлебом, с утра до вечера пьют мутную воду, с утра до вечера дышат нечистым воздухом и с утра до вечера передвигаются в тусклом, мерцающем свете, постоянно спотыкаясь. Таковы внутренние состояния человека. Но ему недостаточно лишь сказать себе, что Господь добр и на этом успокоиться, ожидая, когда проявится Его доброта. Это старая философия, и вы должны её оставить. Речь идёт о новой жизни, она требует веры в Священный хлеб, как основу жизни – из него исходит Слово. Верьте, что Бог изначально вложил в человека таланты и способности, которые тот должен развивать. Как? Правильно работая, бескорыстно любя. Затем он предстанет пред лицом Божьим, как перед своим добрым Отцом и покажет Ему свои разработанные таланты. Тот, кто трудился на земле, явится к Отцу, как хороший сын, тот, кто не трудился, явится, как блудный сын, о котором говорит Христос в одной из притч. Блудный сын вернулся к Отцу раскаявшимся, смиренным, поэтому тот заколол самого упитанного телёнка и устроил ему угощение. Хорошему сыну он сказал: «Сынок, ты не должен сердиться. Твой брат считался умершим, но сейчас воскрес. Всё, что у меня есть, твоё. Ты ещё не понимаешь глубокого смысла жизни, поэтому сердишься. Радуйся, твой брат нашёлся».

Наблюдая за отношениями людей, я вижу, что они похожи на отношения этих братьев. Так, если в какое-то общество вступает новый член и его принимают с известным уважением, все на него набрасываются: «Только появился, как уже столько почестей, мы же 15-20 лет работаем, но нас и знать не хотят». Говорю: блудный сын вернулся к своему отцу не ради почестей, не ради угощения. Он сказал отцу: «Я не достоин твоей любви. Прошу, прими меня в твой дом как одного из своих слуг».

Чтобы устроить человеку такое угощение, какое отец устроил блудному сыну, он должен иметь широкий ум, широкое сердце, широкую душу, широкий дух, широкие взгляды. Эти качества относятся ко всем, у кого пробуждено сознание, кто хочет любить, учиться и приготовиться к пришествию в себе Царства Божьего. Пришло время снять халаты рабов, освободить ноги от оков! Страшно и неприятно слышать, как люди передвигаются в кандалах. Неприятно слышать звяканье оков. Таково положение современных людей. Встречаю иного человека в кандалах, снимаю их с него, он идёт свободным. На следующий день смотрю – опять в кандалах. Лечу иного больного, излечиваю, на другой день смотрю – опять болен, опять в кандалах. А иной приходит ко мне, спрашивает, какую пищу употреблять, сколько раз в день питаться, но при этом ничего не исполняет – на следующий день опять ест, что придётся. Что будешь объяснять такому человеку? Кто-то другой спрашивает, есть ли ему картофель, помидоры. Говорю: человеку нелегко справиться с картофелем. Из-за долгого пребывания в земле картофель принял в себя вредные элементы. В пшенице, если она долгое время находится в амбаре, также образуются вредные для человеческого организма элементы. Нужно знать, как освобождаться от вредных элементов, содержащихся в пище. Когда вы едите виноград, то каждая ягодка, отправляемая в рот, должна быть предварительно хорошо вымыта, на ней не должно быть прилипших микробов или других нечистот. Нынешние люди едят быстро, не обращая внимания на загрязнённость фруктов. Хорошо, что они не боятся заразы, но быстрая и небрежная еда несёт плохие последствия для организма. Человек не должен быстро есть. Взяв в руки гроздь винограда, пусть внимательно её рассмотрит, хорошо вымоет, а затем уже ест, ягодка за ягодкой, считая, сколько примерно ягод содержится в данной грозди. Конечно, это относится к внешней стороне питания. Но научившись внешне есть правильно, человек доберётся и до его внутренней сущности.

Итак, читая Слово Божие, вы приходите к заключению, что необходимо жить правильно, чтобы угодить Богу. Но как можно угодить Богу? – Если мы любим друг друга. – А как любить друг друга? Существует ли правило, помогающее любить другого? Любить человека это значит никогда не переступать его священной ограды. Как это понимать? Никогда не ешьте хлеба, который он ест; никогда не пейте воды, которую он пьёт; никогда не желайте дома, в котором он живёт; никогда не бросайте завистливого взгляда на одежду, обувь, шляпу, которые он носит; никогда не пересекайте дороги, по которой он идёт; никогда не занимайте места, на котором он сидит. Вот, что означает любовь. Иной приходит и начинает рассказывать, что когда любил кого-то, ему хотелось слегка обнять или сжать того в своих объятиях. По-моему, нет большего несчастья, чем обнять, прижать человека к себе. Почему? Это всё равно, что забинтовать его. Но бинтуют только больных. Приходит врач, осматривает больного, накладывает бинты и уходит. Точно также и в больницах бинтуют больных, но это не любовь.

Любить своего ближнего, значит предоставить ему внутри себя все те права, которые хочешь иметь ты сам. А кто наши ближние? Разумные души, благодаря им мы каждый день подвергаемся испытаниям. Наши ближние – это ангелы, проявляющиеся на земле через людей. Вы встречаете больного, слабого, немощного человека, через которого вас испытывают. Через него проявляется некий ангел, он хочет вас проэкзаменовать, посмотреть, как вы поступите. Христос говорит: «То, что вы сделали для бедных, больных, страждущих, заключённых, - всё равно, что для Меня сделали. В них был Я». Следовательно, если вы ухаживаете за больными, бедными, страждущими, это то же, как если бы вы ухаживали за Христом. Такова внешняя сторона испытания. Выдержав его, вы подойдёте к внутренней сущности экзамена – он труднее. Выдержав и его, вы встретите Того, Кто вас любит, Кого и вы любите. Сейчас люди живут на земле, не зная, кого они любят и кто их любит. В притче о самаритяне мы видим, кто наш ближний.

Говоря вам о работе над собой, обращаю ваше внимание на опасность внутренней самокритики. Самокритика временный метод, который ничего не приносит. Я его не рекомендую. Если вы или кто-то другой совершит ошибку, не спешите высказывать своё мнение, но сделайте некий внутренний перевод. Например, вы услышали, что волк съел овцу соседа. Не спешите судить о том, почему и зачем волк совершил это преступление, но извлеките для себя урок. Вы говорите, что волк поступил нехорошо. Верно, волк совершил преступление, но ведь и вы, критикующие его, творите такое же преступление – режете и поедаете овец. Спрашиваю, какова разница между преступлением волка и человека? Вы ответите, что людям позволено резать овец, а волкам не позволено на них нападать. Вот другой пример. Вы критикуете человека, допустившего какую-то ошибку, а затем идёте домой и делаете ту же самую ошибку. Что вы скажете на это? Значит, у других людей вы без труда видите ошибки, а у себя с трудом. Следовательно, вопрос не в осуждении. Осуждение не исправляет людей. Вы приезжаете в дом к какому-то человеку, хотите, чтобы он вас принял. Тот даёт вам немного хлеба и извиняется, что не может принять, - нет постели, нет одеяла, нечем топить. Вы не верите и уже готовы его осудить, что он неискренен, не хочет вас принять. Спрашиваю, а что человеку делать? Ведь он беден, в кармане ни копейки. Это похоже на случай с одним оборванцем из сказки «Царь и бедняк». В некоем древнем царстве серьёзно заболел царь, да так серьёзно, что оказался почти на смертном одре. У него перебывали все врачи, но помочь не могли. В конце концов, в царский дворец приходит какой-то простой малый и говорит, что царь поправится, если наденет на себя рубашку счастливого человека. Тотчас по всему царству разослали гонцов на поиски счастливого человека. Наконец, нашли одного совершеннейшего бедняка без крыши над головой, голого и босого, почти всегда голодного, но весёлого и довольного своим положением. Он постоянно пел и благодарил Бога за данную ему жизнь. Царские гонцы сразу предстали перед ним и сказали: «Давай скорее свою рубашку!» - «У меня нет рубашки».

Часто говорят о любви. И в Евангелии написано о любви, но каждый должен проявить её в своей жизни согласно глубокому внутреннему пониманию. При этом человек не должен навязывать своё понимание другим людям. В отношении любви я пришёл к следующему правилу: приложи любовь в своей жизни согласно глубокому внутреннему пониманию, не оглядываясь на то, что по этому поводу думают люди, и не навязывая своего понимания другим. Любовь – это великий священный закон, в котором проявляется Бог. Поэтому, прояви в своей жизни любовь так же, как Бог проявляет её к тебе. Не поддавайся взглядам людей на любовь и не навязывай свои взгляды другим. Однако, не пренебрегай проявлениями других людей, но учись у них. В этом отношении вы должны служить образцами друг другу. И если вы станете такими образцами, то каждый будет свободен в своих проявлениях. Так происходит с художниками, музыкантами, поэтами. Когда музыкант слушает, как играет другой, он внимательно следит за движениями его смычка, за исполнением, он учится всему хорошему, он это воспринимает. Когда художник смотрит, как работает другой более великий мастер, он внимательно наблюдает за движением его кисти, наложением красок и воспринимает всё хорошее. Хорошее должно восприниматься от всех. Но если ты не являешься великим художником или музыкантом, то никто ничего не воспримет от тебя. Так что я не за подражание, но за восприятие. То, что в тебе хорошо, пусть и другие усвоят; то, что хорошо в других, и ты должен усвоить. Я радуюсь всему хорошему, красивому, радуюсь каждому красивому листку, каждому красивому цветку, каждому живому существу, каждому ребёнку, каждому человеку. Во всём вижу проявление разумности и у всего учусь.

Говорю: все мы должны радоваться тому, что создано Богом. Только таким образом можно понять внутренний смысл вещей. Следовательно, всё прочитанное и понятое из Слова Божьего надо впитать и применить в жизни, ибо оно отвечает вашему уму, вашему сердцу, вашей воле, вашей душе и вашему духу. Только так вы доберётесь до Истины, которая сделает вас свободными.

Желаю, чтобы на вас снизошло Божье благословение, как тому соблаговолит Бог! Желаю, чтобы исполнились все обещания, данные вам Богом! И пусть эти обещания послужат поднятию ваших душ!

Соборная беседа Учителя, проведённая 1 сентября 1933 г.,

София – «Изгрев»

___________________

1. «Любовь вас не любит» — в болгарском подлиннике здесь использованы два близких по значению, но имеющих разные оттенки глагола – «любя» и «обичам»; на русский язык они переводятся одним глаголом – «любить» (прим. перев.).

.

_____________________

Перевод Елены Островой