Гигиена жизни РБ 1931 0802 1 TD
ГИГИЕНА ЖИЗНИ
беседа из книги "Наше место"
2 августа 1931 года
10 ч.у.
Прочту несколько стихов из 10-й главы Евангелия от Иоанна.
Чтобы поддержать свою жизнь, человек нуждается в трех важных, существенных вещах. Это следующие вещи: свет, жизнь и любовь. Свет открывает физический мир и помогает понять жизнь. Если человек не понимает законы света, он не может понять законы жизни. Если он не понимает жизни, он не может понять законы любви. Если человек не понимает законы света, жизни и любви, в нем родится внутреннее разногласие. Внутреннее разногласие создает внешний диссонанс.
В органическом мире свет связан с пищей, которую употребляет человек. Без света и тепла невозможно создать никакой пищи. Следовательно, человеческий желудок находится в полной зависимости от света и тепла. Пища необходима, чтобы доставлять необходимые для проявления жизни элементы. Сегодня все люди, все живые существа, от самых маленьких до самых больших, стремятся к счастью, стремятся обеспечить себя. Такое стремление существует и в семьях, и в обществах, и в народах. Все стремятся к организованности. Спрашиваю: кто преуспевает в достижении этого стремления? Более разумные семьи, общества и народы, те, которые понимают законы света, жизни и любви, могут быть до некоторой степени организованными, могут жить лучше. Остальные, те, которые не понимают этих законов, впадают в суеверие и ничего не достигают. Почему это происходит? Потому, что они ищут счастья в начале своей жизни, в начале всякой работы, тогда как счастье состоит в конечном результате жизни.
Все современные люди стремятся расти, богатеть, стремятся стать учеными, сильными, одним словом, приобрести счастье. Следовательно, если счастье – цель жизни, тогда каждый должен стремиться изучить пути, которыми можно придти к счастью. Без счастья жизнь не имеет внешнего выражения. На земле выражением счастья является здоровье. Первая важная для человека вещь - это здоровье. Человек должен быть здоров! Однако здоровье зависит от физиологического соотношения между человеческими органами. Если деятельность между мозгом, легкими и желудком осуществляется правильно, тогда у человека хорошее здоровье. Три этих органа представляют три великих мира. Многие смешивают брюхо человека с желудком и говорят: человеку не нужно много есть. Брюхо и желудок – это две совершенно разные вещи. Желудок – это мир, полностью независимый от брюха. В желудке человека находится десять миллионов рабочих клеток, занимающихся пищеварением. Если каждому работнику платить по одному леву подённой платы, то в день нужно было бы платить по десять миллионов левов за пищеварение. Отсюда видно, какую громадную работу выполняют эти клетки. Это говорит и о большом количестве энергии, которую природа расходует для поддержания жизни этих клеток. И после всего этого люди не ценят жизни. Почему? – Потому что они даже не подозревают о том, как много существ даром работают на них, и какую энергию расходует природа для поддержания жизни.
Современные люди, управляющие, ученые и философы, заняты отвлеченной идеей: они хотят внести в жизнь законность, справедливость, счастье, не понимая законов счастья. Вопреки этому стремлению людей, идеальные семьи, общества или государства почти не встречаются. Это проистекает из того обстоятельства, что между тремя этими мирами – физическим, сердечным и умственным – нет гармонии, нет правильных соотношений. Например, если свет, проникающий в глаза, очень сильный, глаза сразу сжимаются, потому что не могут выдержать этого света, а иначе свет может причинить большой вред глазам. Если же свет очень слабый, тогда глаза раскрываются широко, как у ночных птиц, чтобы воспринять больше света. Однако когда глаза слишком сильно раскрыты, это приводит к другому дефекту. Глаза человека не должны быть ни слишком широко открытыми, как у ночных птиц, ни быть такими, как глаза дневных птиц. Глаза человека не должны быть ни слишком широко раскрыты, ни слишком прикрыты. Люди, у которых глаза широко открыты, имеют понятия о жизни, соответствующие свету ночи. Те же, у которых глаза прикрыты, имеют понятия о жизни, соответствующие свету дня. Это две различные категории людей, у которых нет и не может быть точек соприкосновения друг с другом. Что может родиться ночью? Ночью пшеница не растет, и плоды не зреют. Ночь создана только для отдыха. Истинная жизнь, истинный рост и созревание происходят днем. Ночью обрабатываются материалы, которые организм воспринял в течение дня.
Говорю: ночь представляет страдания в жизни, а день – радости. Вы спрашиваете: «Зачем приходят скорби и страдания?» - Между страданиями и радостями существует известное соотношение. Скорби и страдания необходимы для отдыха человека, а радости – для работы. Вне жизни ни скорби, ни радости не существует, они неотделимы от нее. Если вы отделите скорби и радости от жизни, последняя полностью утратит смысл. Для человека нет более страшного страдания, чем когда его жизнь теряет смысл. Только придя к такому положению, человек видит, что страдания, как и радости, находятся в жизни на своем месте. Однако если страдания и радости не могут быть правильно использованы, они не сыграли своей роли. Тот, кто не извлек пользы из радостей и страданий, находится в положении слепца и не видит благ, проходящих перед ним. Например, вы встречаете человека, в распоряжении которого находится большое материальное богатство, выражаемое в деньгах, но он живет в постоянном страхе, как бы у него не отобрали деньги, как бы он их не потерял каким-то образом и не остался бедняком. Спрашиваю: какая польза этому человеку от его богатства? Какую радость приносит ему богатство? – Никакой. Этот человек живет в страхе, мучается, боится потерять свое счастье. Следовательно, счастье или благо причиняет этому человеку больше страданий, чем радости. Когда благо какого-то человека создает ему страдание, а не радость? – Когда люди вокруг него хотят быть богатыми, не работая. Несчастье современных людей состоит в том, что немногие из них любят работать. Каждый хочет работать как можно меньше. И я с этим согласен. Чрезмерный труд неразумен. Мы пришли на землю не для того, чтобы становиться рабами труда. Чрезмерный труд подразумевает стремление людей к богатству, они хотят обеспечить себя. Труд следует заменить разумной работой, а разумной работа может быть только тогда, когда между людьми существует хотя бы одна точка соприкосновения.
Итак, если между людьми существует хотя бы одна точка соприкосновения, они смогут установить разумную связь между светом, жизнью и любовью. Свет представляет собой сумму сознаний всех живых существ, начиная от самых маленьких и кончая самыми большими, включая и человека. Жизнь представляет собой внутреннюю сторону всеобщей жизни. Это показывает, что между всеми живыми существами существует общая точка соприкосновения, поскольку все живут, то есть, в жизни всех есть что-то общее. Однако жизнь человека отличается от жизни остальных существ своей разумностью. В этом смысле, только человек живет. Разумность – самое ценное, что есть в человеческой жизни. Слово «жизнь» подразумевает разумность. Там, где нет разумности, нет и жизни. Где есть разумность, даже очень слабо проявленная, там есть и жизнь. Любовь представляет Божественный мир, на основе которого построены все остальные миры. Ошибка современных людей состоит в том, что они отделяют Бога от любви, то есть, от того мира, на котором все держится. Вне любви Бога не существует. Вне любви мы не можем познать Бога. Как мы не можем познать Бога вне любви, так мы не можем познать человека вне разумной жизни.
Следовательно, любовь – это идейная, возвышенная сторона жизни. Именно ею должен заниматься человек. Она представляет еще и свет его жизни. Пока человек любит, он видит. Если перестанет любить, его жизнь помрачается, и он уже не видит. Силы, поддерживающие общую жизнь, берутся из трех ее главных элементов: света, жизни и любви. То же самое можно сказать, в частности, и о человеке. Он может напрямую черпать энергию для поддержания своего организма из света, если знает его законы; из жизни, если понимает ее, и из любви, если стремится к ней. Это три источника, из которых человек может черпать силу, жизнь и здоровье. Если он имеет в себе три этих вещи, он обрел на земле истинное счастье.
Христос говорит: «Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает душу свою за овец». Под словами «добрый пастырь» Христос подразумевал благоприятные материальные условия, которые должны быть даны всем людям. Под словом же «овцы» Он подразумевал разумных людей. Под словом «пастырь» Он подразумевал Божественное начало в человеке, на которое он всегда может рассчитывать. Как тело не может без головы, так и стадо не может без пастыря. Пастырь в человеке – это его голова; овцы – это легкие, а свет – это желудок, откуда он должен черпать энергию для своей жизни.
Говорю: каким бы ни был человек, сколь бы ни был он добр, если он не понимает законы света, свет не может быть ему полезен. Если он не понимает законы света, у него не будет правильного представления о свете, и он будет его рассматривать, как выставку картин. Однако существуют правила, методы, с помощью которых человек может использовать свет. Иногда нерасположение человека бывает обязано собой ряду ненормальных сочетаний, вызванных неправильным восприятием света. Говоря научно: свет по-разному накапливается в пище разного вида, и вследствие этого одни виды пищи оказывают благоприятное, а другие – неблагоприятное воздействие на человеческий организм, и часто становятся причиной его нерасположения. Следовательно, пища, которую употребляют люди, представляет собой свет, который по-разному накапливается в различных органах. Отсюда следует вывод, что всякий человек, который хочет быть здоровым, должен употреблять такую пищу, которая соответствует его организму. В этом заключается истинная гигиена жизни.
Итак, гигиена жизни должна начинаться с правильного использования света, аккумулированного в растениях и плодах. Если воспринятый свет не может превратиться в живую энергию, то мы говорим, что пища плохо ассимилируется, то есть, между пищей и данным организмом нет соответствия. Современные гигиенисты и физиологи часто рекомендуют человеку такую пищу, которая не достигает желаемой цели. Одни гигиенисты рекомендуют людям мясную пищу, а другие – вегетарианскую, но иногда вегетарианская пища от определенного рода масел так сильно портится, что в состоянии расстроить желудок даже скорее, чем мясная пища. Чтобы избежать таких расстройств, человек должен найти ту пищу, которую природа определила специально для него. Это один из важных вопросов, над которыми каждый разумный человек должен задуматься. Не важно, что написано по этому вопросу в книгах, но каждый человек должен сам найти свою пищу, как это делают животные. Кто научил овцу пастись? При том, кто научил ее выбирать траву, которая необходима именно ей? Не читая никаких научных книг, овца знает, какая трава ей нужна. Овца сама выбирает пищу, а современному человеку нужно прочесть целый ряд научных книг, чтобы понять, какая пища хороша, а какая – нет. Что касается выбора пищи, природа вложила в человека внутренний инстинкт, или внутреннее чувство, помогающее распознавать пищу. И если человек вернется к своему первоначальному состоянию чистоты, он научится различать, какая пища хороша и определена именно для него. Если человек предоставит себя природе, чтобы она им руководила, то он правильно разрешит не только вопрос о пище, но будет твердо знать, какую жизнь ему вести и как жить.
Сегодня современные люди говорят о воспитании молодежи. Они применяют ряд новых правил и методов, но, несмотря на это, их достижения невелики. Почему? Потому, что они отклонились от первоначальной жизни. Мать долго учит дочь, как она должна жить, но та всё остается не наученной. Спрашиваю: как воспитывают свой молодняк птицы? Как передают им науку жизни? Когда птичий сын хочет жениться, советуется ли он с отцом и матерью, какую подружку ему выбрать и как жить? Он с ними не советуется, потому что эта наука вложена в него. Мать с отцом даже не поднимают вопроса, почему их сын выбрал ту, а не эту девушку себе в подруги. Они полностью согласны с его выбором. Когда пчелы роятся, мать и отец покидают старый улей, оставляют его сыновьям и дочерям, а сами улетают в новый. Тот же закон и у птиц: старые птицы оставляют гнездо молодым, а сами начинают строить новое гнездо. В человеческом же мире наоборот: отец и мать остаются в старом доме, а молодые уходят в новый дом.
Я говорю об этих фактах, чтобы обратить внимание на то обстоятельство, что с тех пор, как люди отклонились от правильного пути, они забыли все то, что изначально им было передано, и сегодня заново этому учатся. Они приходят к противоречию и часто спрашивают себя: «Кто будет нас учить? Кто будет нас воспитывать?». Они забывают, что эти знания вложены в них, и они легко могут их возобновить. В каком случае? – Если вернутся к первичной, изначальной жизни, к жизни чистоты. Если птица может сама ориентироваться в жизни, если микроб знает, как ему жить, то тем более человек, как разумное существо, созданное по образу и подобию Божьему, сможет сам справиться в жизни!
Говорю: тот, кто хочет правильно развиваться, должен понимать законы света, жизни и любви. Сегодня, например, не только обыкновенные люди, но и официальные философы, ученые, писатели не знают и не понимают, чего хочет от них свет. Они не понимают, чего хочет от них жизнь, и, наконец, не понимают, чего хочет от них любовь. Именно поэтому они не понимают, что представляют свет, жизнь и любовь. Все люди говорят, что Бог есть Любовь, но какое отношение имеет к ним Божия Любовь, они не знают. Однако если люди правильно проявят Божию Любовь в своей жизни, они тем самым заложат основу разумной жизни. Разумная жизнь – это жизнь бессмертия, это жизнь без страданий и мучений. Без Божией Любви ваша жизнь будет полна страданий и ограничений. Однако человек пришел на землю не для того, чтобы страдать. Он пришел на землю, чтобы учиться, развиваться правильно. Если спросить современных людей, зачем они пришли на землю, они не смогут ответить. Что представляет собой земля, и этого они не знают. Земля имеет форму парохода, на котором когда-то было много каминов. Сегодня осталось только 56 каминов, то есть, 56 вулканов, которые постоянно дымят. Это показывает, что земля продолжает путешествовать в пространстве. Люди – пассажиры на этом пароходе, и обсуждают на нем разные вопросы: личные, семейные, общественные, народные. Однажды земля пристанет к пристани, засвистит в свою трубу и скажет: «Всем пассажирам выходить на берег, прочь с парохода!» Высадившиеся на пристань путники будут продолжать жизнь на суше, а пароход вернется назад, чтобы взять других пассажиров и привезти их на ту же пристань.
Итак, когда кто-то говорит, что он покинет этот мир, это верно в отношении земли. Ученые говорят, что однажды земля утратит возможность кормить людей, и они должны будут искать другое место, на которое могли бы переселиться. Мы верим в многократность жизни. Жизнь не однократна, но продолжается вечно. Она ни делится, ни умирает. Внешние формы разрушаются, а жизнь продолжается, ее ничто не в состоянии умертвить, то есть, уничтожить. Жизнь сильнее смерти. Для нее смерти нет, но люди думают, что они умрут. В этом отношении они похожи на Ходжу Насреддина, который говорил: «Когда жена моя умрет, с ней умрет половина мира. Когда я умру, со мной вместе умрет весь мир». И современные люди думают так же. Они говорят: «Пока мы живем, весь мир живет; если мы умрем, вместе с нами умрет и весь мир». – В этом нет никакой философии.
Под словом «смерть» подразумевается переход из одной формы в другую, от одной жизни к другой. Перейти в жизни с более низкой на более высокую ступень - такая смерть имеет смысл. Однако умереть и опуститься ниже, чем ты был, - такая смерть не имеет смысла. Когда говорят, что со смертью все заканчивается, это заблуждение, это неверная мысль. Приходит конец только внешним формам, внешним условиям, в которых человек жил раньше. Детство человека продолжается семь лет, от года до семи. С 7 лет до 14 – летнего возраста человек проходит свое юношество, а с 14 до 21 года он становится молодым человеком и достигает совершеннолетия. После совершеннолетия человек входит в возраст возмужания и постепенно начинает стариться. Спрашиваю: где осталась молодость этого человека? Молодость всего лишь претерпела видоизменение, но этот молодой человек не умер. Этот юноша тоже не умер. Наконец, и ребенок не умер. Всё это фазы одной и той же жизни, которая в физическом мире достигает предела своего развития в старце. Старец переходит из этого мира в мир иной, и вместо него где-то рождается маленький ребенок.
Следовательно, то, что в физическом мире называют смертью, ничто иное, как смена форм: старик умирает, ребенок приходит. Человек не умирает, но меняет форму и место. Он уходит из одного дома и входит в другой. Вы говорите: «Что стало со старым человеком?» Он оставил свой старый дом, поскольку тот был негигиеничен, чтобы войти в новый, чистый, гигиеничный. Если вы станете искать его в новом доме, он вам скажет: «Пожалуйста, извините, что я не могу вас принять. Я недавно пришел в этот дом и еще не устроился. Подождите несколько лет, пока я устроюсь. Тогда я смогу вас принять и пригласить в гости».
Это новый способ понимания жизни. Вы говорите: «Ушел старый человек! Да простит его Бог!» - Куда он ушел? – «На тот свет, на небо». - Кто понимает вещи таким образом, тот впадет в такое же противоречие, в котором оказался один верующий, который слушал проповедь одного английского проповедника о том свете. У этого верующего недавно ушла на тот свет дочь, и он спросил проповедника: «Если ты проповедуешь о том свете, скажи, пожалуйста, где моя дочь, которая недавно покинула этот мир?» Проповедник ответил: «Твоя дочь на небе». Один из присутствующих в этом собрании, сидевший поблизости от отца, сказал: «Господин, ваша дочь не на небе, но в этом собрании, рядом с вами» Проповедник говорит, что дочь на небе, но не видит ее. Богомолец говорит, что дочь в собрании, рядом с отцом, и описывает, какого она роста, какие у нее глаза, какие волосы, и т.д. В то же время он говорит отцу, чего хочет от него дочь. Кто из двоих говорит истину? Проповедник утверждает то, чего не видит, а богомолец утверждает то, что видит и достоверно знает.
Многие думают, что со смертью все кончается. Если и так, тоже хорошо, но если умерший и после того, как умер, может говорить, что вы на это скажете? Если вы подходите к умершему и разговариваете с ним, то умер ли он? Не умер. Если о ком-то говорят, что он умер, это означает, что его сознание совершенно исчезло, и он абсолютно себя забыл. Однако этого не происходит. Почему? Потому, что этого не существует в самой природе. То, что мы называем смертью, лишь временный переход с одного места на другое. Когда кто-то умирает, другие постепенно его забывают, он исчезает из сферы их внимания, но для себя, для своего сознания он никогда не перестает существовать. Заметьте, что в физической жизни внимание человека часто отклоняется, и с одного предмета переходит на другой. Почему? Более сильное впечатление от какого-то предмета всегда отвлекает внимание человека от того предмета, который меньше его интересовал. И действительно, человек может быть мертв по отношению к предметам, которые производят на него слабое впечатление, и живым по отношению к тем, которые производят на него сильное впечатление.
Следовательно, внимание человека легко отклоняется, и переходит с одного предмета на другой, с одного места на другое. Поэтому, если какой-то предмет или какое-то лицо не существуют для его внимания, он говорит, что это лицо или этот предмет мертвы. Этот предмет умер только для него, но не для всех. Наблюдая за старым человеком, вы увидите, что он живет в физическом мире, но своим сознанием часто переходит и в духовный мир. Он живет одновременно в двух мирах. Когда он жив для физического мира, то мертв для духовного, и наоборот: если для духовного мира он жив, то для физического – мертв. Своим внутренним чувством человек понимает, что есть вечная жизнь, и потому готовится перейти из одного состояния в другое, то есть, от жизни смерти, жизни без любви перейти в жизнь бессмертия, жизнь любви.
Итак, если человек понимает жизнь в ее узком смысле и пренебрегает светом, он будет мертв для света. Взошло солнце или нет, это его не интересует, потому что его мысли целиком сосредоточены на жизни. Если же он поймет любовь, то будет интересоваться исключительно ею, и не будет обращать внимания на проявления жизни. Это относится к частичной жизни. Однако сознание человека может быть пробужденным одновременно и для жизни, и для света, и для любви, то есть, и для физического, и для духовного, и для Божественного мира. Если человек в физическом мире игнорирует свет, его желудок ослабеет, а отсюда и тело. Если он игнорирует жизнь, у него ослабнут легкие. Если игнорирует любовь, у него ослабнет мозг. Так что, когда нарушаются законы света, страдает желудок. Когда нарушаются законы жизни, страдают легкие. Когда нарушаются законы любви, страдает мозг, голова. Спрашиваю, где находится человек – в желудке, в легких или в мозге?
Теперь, имея в виду три этих важных вещи – жизнь, свет и любовь – мы встретим три категории людей. Одни из них предаются исключительно жизни, хотят изучить ее до мельчайших подробностей, вследствие чего доходят до крайностей. Религиозные же люди пренебрегали физической жизнью, пренебрегали светом, вследствие чего жили в пустынях, монастырях, но и таким способом не смогли найти смысла жизни. Они отрицали физическую жизнь за счет духовной. Третья категория - люди, которые впадали в глубокий мистицизм с единственной целью познать любовь, но и они не нашли смысла жизни. Все это крайности. Путь мистика не плох, но он не должен передавать свое мистическое настроение людям, у которых нет его опыта. Чтобы человек понял смысл жизни и был полезен и себе, и другим, он должен начать с физического мира, со света, и постепенно идти к духовному и Божественному миру. Кто понимает жизнь правильно, тот должен одинаково изучать три этих мира. Свет, в котором мы живем, не является чем-то произвольным. Он представляет собой источник благ, которые нужно использовать. Если мы можем переработать физическую энергию в духовную и перенести ее в духовный мир, то это подразумевает перенесение физического богатства в духовный мир. Именно это имел в виду Христос, говоря: «Собирайте сокровища на небе, где их ни моль не ест, ни ржавчина не съедает». Следовательно, людям нужно выучить законы жизни, света и любви и применять их, если они хотят быть счастливыми. Недостаточно только знать законы, но надо их применять. Многие говорят: «Написано, что поле надо пахать глубоко». – Однако они его так не вспахивают. «Написано, что поле надо засеять добрыми семенами». Однако они не сажают в ниву доброе семя. «Написано, что нужно делать добро». Однако они не делают добра. И после всего этого ожидают хороших результатов. Нет, знания, которые не применяются в жизни, не приносят результатов.
Спрашиваю: если человек не может внести в свой ум самые возвышенные мысли, в сердце – самые благородные чувства, и в волю – самые подобающие поступки, то как он выразит свою жизнь? Если он не может дать выражения своей жизни посредством своих мыслей, чувств и поступков, то, сколько бы он ни говорил о жизни, свете и любви, ему не будет никакой пользы. Истинные достижения приобретаются только тогда, когда человек входит в связь с жизнью, светом и любовью. При том, эта связь должна быть не однократной, но многократной. Например, еще при рождении человек установил связь с жизнью, но, чтобы не потерять ее, он должен постоянно восстанавливать эту связь. Таким же образом он должен постоянно восстанавливать свою связь со светом и любовью. Связь с любовью может поддерживаться только мыслью о Боге. А связь с жизнью поддерживается любовью к людям. Кто не любит людей, тот не может иметь жизни. Связь со светом поддерживается любовью к физической жизни. Тот, кто не любит физическую жизнь, не может иметь никакого отношения к свету. Самые главные, самые высокие вещи в физической жизни – это свет и тепло, поэтому мы должны любить эту жизнь целостно. Следовательно, без света и тепла мы не можем понять отношений, строения и проявлений целостной жизни. Если не поймем жизни, мы не поймем и любви.
Христос говорит: «Я есть путь, истина и жизнь». Если человек поймет путь и жизнь, он поймет и истину. Истина же включает в себя все то, что понято. Ложь включает в себя то, что не понято. Понятые вещи вносят жизнь, а не понятые – смерть. Сказано: «Истина сделает вас свободными». Она содержит в себе все условия, в которых жизнь, свет и любовь проявляются в своей полноте. Стих «Я есть путь, истина и жизнь» можно перевести словами «Я есть свет, жизнь и любовь». Путь представляет физическую жизнь. Жизнь представляет человека. При том, жизнь проявляется только в истине, мудрости и любви. Это подразумевал Христос, говоря: «Я есть пастырь добрый». Следовательно, каждый может быть добрым пастырем себе: добрым пастырем для своих мыслей, добрым пастырем для своих чувств и добрым пастырем для своих поступков. Вот что проповедовал Христос две тысячи лет назад, что и сегодня можно приложить и в частной, и во всеобщей жизни.
Беседа Учителя Беинса Дуно от 2 августа 1931 года, 5-я беседа из тома «Наше место».
Перевод с болгарского Драгавцевой Татьяны 17.07.2007г, ред. 18.07.07, 3.09.07.
Перевод предварительный, требует редакции и доработки.
Перевод выполнен по книге: Учителя, «Нашето място», съборни беседи, София, 1997г., изд. «Сонита».
1931 г. Наше место Список бесед