Единое звено 1933-0903-1
Перевод Елены Островой
Ев. от Иоанна, гл. 4
Самое великое, что нам известно в мире, – это жизнь. Речь идёт не о взглядах на жизнь, не о том, что мы чувствуем и думаем о ней. Всё это отражает лишь частичное её понимание. Мы говорим о целостной жизни, которая заключается как в видимом нами, уже проявленном, так и в том, что проявится в будущем. Современное человечество находится пока в положении маленьких детей. У современных людей смутные представления и о самой жизни, и о её проявлениях.
Под словом «жизнь» мы подразумеваем то, чего человек жаждет. Человек жаждет жизни. Знание, богатство, сила, любая внешняя обстановка приносят удовлетворение лишь тогда, когда существует сама жизнь. Всё это условия для течения жизни. Если нет жизни, то и это лишено смысла. Свет не имеет смысла, когда нет глаз. Музыка, звук не имеют смысла, когда нет ушей, слово беспредметно без человеческого языка.
Сегодня все говорят о новом, однако, в чём оно заключается? Вы видите картину и говорите: «В ней есть что-то новое». Но что в ней нового, не понимаете. Чтобы судить о новом, вам надо нарисовать эту вещь. Кто-то другой говорит, что данная картина хороша. В чём её достоинство? Вы замечаете о ком-то, что он красив. В чём заключается его сила, красота?
Всё, о чём ты говоришь, должно быть испытано. Недостаточно лишь сказать, что сахар сладкий, его надо попробовать. Не белизна определяет сахар. Существует некое внутреннеe качество, характеризующее сахар. Оно - его сладость. И каждый человек располагает специальными чувствами, с помощью которых познаёт реальность.
Заговорив о реальности, вы сталкиваетесь с философскими утверждениями, из которых следует, что она нечто непонятное, Бог же невидим. Я понимаю слово «невидим» совсем иначе, чем философы. Когда они говорят, что Бог невидим, это свидетельствует о буквальном понимании вещей. То, что Бог невидим, – одна сторона вопроса. Одновременно Он видим. Где Бог видим? В Своих самых малых формах. Например, все люди наблюдают солнце, но кто из них видел его во всём величии? Солнце в полтора миллиона раз больше земли. Кто видел его в таких масштабах? Все мы видим солнце как маленький мяч, который можно сунуть подмышку. Вы говорите: «Сколь красив этот светлый мяч! Вот бы взять его домой, пусть мне посветит!» Между тем, что вами воспринимается, и тем, что есть в действительности, огромная разница. Когда философы говорят, что Бог невидим, вы слышите лишь то, что в сущности не даёт о Нём никакого представления. И для вас остаётся неясным внутреннее строение вещей. Некоторые образованные люди часто говорят о том, с чем внутренне не знакомы. Кто-то начнёт говорить о солнце, проводить аналогию между солнцем и землёй, станет рассказывать, что на солнце есть горы и долины, огромные океаны, реки, красивые сады, люди, подобные землянам, но умнее, красивее, стройнее их. Слушая, как про солнце говорят подобное, вы спрашиваете человека, видел ли он то, о чём рассказывает. Ничего он не видел, но предполагает, что это именно так. А затем найдутся люди, которые всему поверят. Точно также многие верят в утверждение философов, что Бог невидим. И повторяют данное утверждение. С одной стороны оно будет верным, но с другой – неверным. Каждая истина – лишь наполовину истина, и каждая ложь – наполовину ложь. В каждой лжи есть истина, и в каждой истине есть немного лжи. Это афоризм.
Когда я говорю, что в каждой истине есть немного лжи, я беру истину не в её абсолютном смысле, а рассматриваю некий факт, считающийся истиной. Например, вот тезис, считающийся людьми истиной. Они говорят: «Жизнь – несчастная вещь». Это не становится истиной. Почему? Жизнь не содержит в себе абсолютно никакого несчастья. Жизнь людей, и то лишь некоторых, несчастна. Значит, в такой истине есть немного лжи. Или вы, например, говорите, что вода мутна. Нет, вода никогда не может быть мутной. Она может содержать в себе различные осадки, примеси, но они никоим образом не в состоянии изменить состав воды. Примеси могут только внешне сделать вид воды более тёмным, но в существе воды не может произойти абсолютно никакой перемены. В прошлом я слушал одного американского профессора, рассказывавшего многочисленной публике об очищении воды. Он хотел с помощью опытов продемонстрировать, что какие бы примеси ни опускать в воду, она может так очиститься, что абсолютно не изменит своих качеств, останется чистой. На столе у него стояло несколько бутылок с водой, взятой из разных мест нью-йоркской и бостонской канализации. Все её сорта он подверг дистилляции, получив в результате абсолютно чистую воду. В доказательство он сам пил этот очищенный состав. Так опытами человек показал, что воду нельзя запятнать.
На основании того же закона говорю: наше существование относится к такой фазе, когда жизнь никоим образом не может быть запятнана. Некоторые материальные примеси в виде мыслей и чувств людей могут лишь временно и только внешне замутить чистоту жизни, но её сущность никоим образом нельзя запятнать. Иной человек становится несчастным по единственной причине – ему в голову приходит мысль, что его кто-то преследует и хочет убить. Днём и ночью он начинает думать о том, что за ним кто-то следит. Он говорит себе: «Меня преследуют». – Кто тебя преследует? – «Не знаю, но кто-то преследует». Должен прийти человек со стороны и убрать из него эту мысль, убедить в том, что его никто не преследует. Как это делается? Надо действовать убеждением, приводя доказательства, что какой бы удар ни нанёс ему противник, нож ни в коем случае не вонзится в его тело. Это будет такого рода нож, которым нельзя нанести никакого повреждения человеческому телу.
Точно также заблуждаются и современные люди, считая, что смерть может вонзить нож в их тела, и они умрут. Одновременно проповедуется, что мы можем воскреснуть. Однако, как убедятся в воскресении те проповедники, кто полагает, что воскреснут только праведники, а грешники не воскреснут, ибо осуждены на вечный огонь и мучения? Я могу здесь добавить: не воскреснут только те, кто не умер. Все, кто умирает и кто умер, воскреснут. Как вы сейчас воскреснете, если живы? Воскресение подразумевает новую жизнь, в новой форме. Может ли червяк превратиться в бабочку, пока он ещё жив? Оставаясь червяком, нельзя стать бабочкой. Только перестав им быть, превратишься в бабочку.
Следовательно, человек таков, как он есть, никогда не сможет воскреснуть. Воскресение не отвлечённое понятие, но обсуждать его трудно, потому что у каждого свои взгляды. Когда люди рассматривают этот вопрос, они останавливаются не на фактах, не на действительности, а на своих личных воззрениях и теориях, о правоте или неправоте которых и высказываются. Для меня неважно, верна ли какая-то теория в физике, химии или другой науке. Для меня любое научное или философское утверждение будет настолько верным, насколько оно окажется образом истины, заложенной в природе. Если данная теория согласуется с истиной и даёт свет уму, то до некоторой степени будет удовлетворять людей. Однако, если она не даёт света уму, то не удовлетворит людей, сколь бы замечательной ни была внешне. Каждая такая теория подобна хорошо приготовленному блюду, приятному на вид, но через полчаса оно вызывает в желудке некоторую реакцию, из которой следует, что еда была не такой, как нужно. Следовательно, каждое учение должно вносить в человека известного рода успокоение. Новая направленность жизни может привнести такое успокоение.
Перед религиозными людьми стоит своего рода опасность, они отрицают знание и говорят: «Нам не нужно знание. Раз мы любим Бога, любовь нам даст всё». Это показывает, что они не понимают Любви. Любовь не исключает знания. Исключающий знание не имеет любви. Здесь вы станете цитировать тот стих Писания, где сказано, что человек может возгордиться знанием. Да, знание без любви приводит к гордости, но знание с любовью осмысляет и украшает жизнь. Вы выдвинете другое возражение, что знание ограничивает человека. Нет, знание даёт свободу. Без знания истина не может прийти к человеку.
Жизнь, знание и свобода должны быть связаны в единое звено. Не позволяйте никому вбить клин в ваши позиции. Никакая сила в мире – физическая, духовная, Божественная – не в состоянии расчленить соединение, образованное жизнью, знанием и свободой. Говорю: каким бы образом вы ни мыслили, как бы ни философствовали, это – фундамент, на котором надо строить свою жизнь. Без данной философии, как бы вы ни мыслили, всё рухнет. Вот, сегодня вы думаете над чем-то, но уже на следующий день понимаете, что умрёте. Затем смотрите на свой дом – вам грустно. Если не умирать, дом имеет для человека смысл. Сегодня у тебя рождаются дети, завтра они умирают. Если твои дети не умрут, им был смысл родиться. Но если ты умираешь, если и они умирают, какой смысл в том, что ты родился? Вы скажете, что Господь так создал мир. Нет, такого мира Господь не создавал. Мир, где люди умирают, создан не Богом, а ими самими. Когда Бог создал мир, Он сделал некую запись и отдал её Адаму. Вот, что там было написано: «Ты будешь жить вечно в райском саду и никогда не умрёшь». Исходя из этих слов, Адам стал высчитывать, сколько же тысяч лет он проживёт. Господь сказал: «Не думай о летах. Если сможешь представить себе число, состоящее из единицы с пятнадцатью нулями, и сумеешь прожить такой срок, то потом Я скажу тебе, сколько лет ты будешь жить ещё». Знаете, какое это огромное число, единица с пятнадцатью нулями? Оно – нечто большее, чем квинтиллион, октиллион и т.д. Хорошо это, но в жизни должно быть что-то непонятное, то есть непостижимое.
В жизни существуют две противоположности: малое и большое, т.е. целое. Малое никогда не может охватить большое, то есть целое. Для малого это невозможно, поэтому в нём живёт вечное стремление к целому, стремление учиться. Малое всегда учится. И когда человек не может принять положения малого ребёнка, думая, что он много знает, что он силён, велик, тогда он теряет в себе прекрасное, сталкивается в жизни с большими неожиданностями. Когда кто-то вам говорит, что вы сильный человек, не стройте на этот счёт иллюзий, пока не испытаете свою силу. Проведите опыт, посмотрите, какую тяжесть вы можете поднять. Если вы поднимите камень весом самое большее 50 килограмм, ваша сила невелика. Конь везёт груз в 500-1000 килограмм. Следовательно, конь намного сильнее вас. Слон намного сильнее коня. Так что, избегайте сравнений. Пользуясь сравнениями, уподобляя вещи друг другу, вы разрушаете их красоту. Когда две девушки соревнуются в красоте, они непременно её теряют. Красота теряется по единственной причине – в человека может войти некий чуждый элемент. Девушка, выигрывающая конкурс, гордится, а проигрывающая озлобляется. В первом случае гордость, во втором озлобление – чуждые элементы, разрушающие красоту. Девушка, проигрывающая конкурс, говорит первой: «Ты у меня ещё узнаешь!» Сколько известных красавиц утратило красоту из-за зависти! Какие только несчастья ни происходили с красивыми девушками и юношами! Вы читаете в газетах, что кому-то из них брызнули в лицо серной кислотой, в результате их лица стали безобразными, потеряли красоту. Красивому человеку полезно носить на лице вуаль, чтобы люди его не видели.
Красота – нечто внутреннее. Единственное место, где красота может быть оценена по достоинству, это разумный мир. Под словами «разумный мир» я подразумеваю Божественный мир. Только в разумном мире можно оценить, что такое красота. Она нечто живое. Внешне она проявляется, как сила человека. Значит, сила человека в его красоте. Он силён настолько, насколько красив. Между красотой и силой существует определённая взаимосвязь. Она обусловлена гармоничным сочетанием энергий, действующих в человеке. Красивый человек может не сознавать этого гармоничного сочетания сил в себе, но оно свидетельство того, что природа дала ему кредит. Она сама наслаждается его красотой. Куда бы ни пошёл красивый человек, двери перед ним сразу раскрываются. Куда бы ни вошёл, все ему с поклоном говорят: «Милости просим!» Красивый человек везде приносит счастье. Да, только красивые люди несут в мире счастье.
У красоты есть несколько отличительных качеств: доброта, сила, мягкость и разумность. Красивые люди разумны. Некоторые могут возразить, что и уродливые разумны. Нет, уродливый человек не может быть разумным. Если он разумен, эта разумность основана на бывшей у него некогда красоте. Его сегодняшнее уродство принесёт ему в будущем невежество. Замечено, что когда человек губит знание и становится невеждой, он делается уродливее.
Приведу один пример из жизни, чтобы вы посмотрели, как молодой красивый человек постепенно утратил всю свою красоту. В прошлом в варненской гимназии учился красивый юноша, быть может самый красивый ученик во всей гимназии. На улицах он обращал на себя внимание, люди останавливались, глядя на него. Каково же было моё удивление, когда спустя десятки лет я увидел этого человека в Софии. Лицо его огрубело, под глазами висели мешки, тело располнело – от былой красоты ничего не осталось. Увидев меня, он остановился и заговорил: «Вот, до чего довела меня жизнь! Хуже некуда. Ничего не осталось от моей красоты. Куда девались те счастливые годы? Я что-то упустил в жизни, чего уже не вернуть!» Он страдал пороком сердца и доживал последние дни. Пока красота была с ним, он радовался отличному здоровью, был в своё время крепким, сильным, статным юношей, притом способным, даровитым. Говорю: когда человек теряет красоту, он попадает тогда в особое положение.
Этим примером я хочу навести вас на некоторые мысли: вы должны понять, что Провидение, судьба вложили в человека определённые вещи, которые надо заботливо хранить, а не терять. Однако, человек может сохранить их, только когда будет знать, что представляет собой материальный мир. Материальный мир включает в себя всё то, в чём есть движение. С позиций людей все формы материального мира находятся в застое, то есть они не организованы. Значит, сама по себе материя инертна, неподвижна. Там же, где замечается малейшее, самое слабое движение, есть уже признак жизни. Жизнь даёт материи толчок, импульс к движению. Следовательно, когда жизнь проникает в материю, она начинает обрабатывать нечто неподвижное, инертное и создаёт из этого бесконечное разнообразие форм. Именно поэтому мы с полным правом можем сказать, что жизнь придаёт материи оформленность, та начинает облагораживаться, поддаваться воспитанию, смягчаться. Одним словом, неподвижное, ленивое начинает эволюционировать. Там, где есть эволюция, есть и движение. Там, где есть движение, есть и жизнь. Жизнь – один из элементов духовного мира. Божественный мир характеризуется мыслью, разумностью. Отсюда выводим заключение: любое движение включает в себя разумность. Так что жизнь вносит в неподвижное, в неразумное, то есть в материю, подвижность и разумность. Когда вы связываете неразумную форму с движением и сознательной жизнью, она приобретает для человека смысл.
Итак, человек состоит в основном из трёх элементов: того неподвижного, инертного, что есть материя; подвижного, что есть жизнь; и разумного, сознательного начала. Эти три элемента составляют саму идею жизни. Пока вы связываете движение с жизнью, вы можете себя лечить, быть здоровыми. Как только подумаете, что движение может остановиться, вы подходите к неподвижному и инертному. И тут задаётесь вопросом, а существует ли вообще материя? Конечно, материя существует. Я не разделяю теории, что материя это иллюзия. Нет, материальный мир – реальный мир. Материя – реальность, она служит основой для проявления жизни. Что касается движения, оно основа для проявления разумности. Однако, это не значит, что движение зависит от материи или что разумность зависит от движения. Они не вытекают друг из друга, но служат друг другу основанием для проявления. Красота материи в том, что она неподвижна. Став подвижной, она уже меняет свою природу. И когда движение становится неподвижным, оно также меняет свою природу.
Часто к людям приходит желание подольше отдыхать, пребывать в покое, не двигаться. Это опасное желание. Почему? Человек не может оставаться в одном положении, только отдыхать. Если он подойдёт к состоянию совершенного отдыха, пусть знает, что это состояние свойственно материи. Только материя отдыхает, лишь она неподвижна. Если же иметь в виду жизнь, ты должен радоваться, что работаешь, двигаешься, ибо движение – качество жизни. И, наконец, обратившись к мысли, радуйся этому элементу. Твоя мысль, твоя разумность работает. Человек должен радоваться трём элементам своей жизни – отдыху, движению и мысли, а также знать, что он пришёл на землю не для того, чтобы разрешить все проблемы. Создатель мира послал человека на землю не затем, чтобы решать, что есть жизнь, или как далеко простираются границы этого мира, или же подсчитать, сколько существует всего миров. Никто до сих пор не разрешил подобных вопросов. Не разрешите их и вы.
Согласно оккультной науке нынешняя вселенная существует миллиарды лет, но однажды она исчезнет, её заменит новая вселенная. Следовательно, на протяжении вечности существовали и исчезали бесчисленные миры, впереди – создание всё новых миров. Так что, при подобном положении вещей не старайтесь подсчитать их число. Если задаваться вопросом о мирах, существующих во вселенной, то их миллиарды, но сосчитать их вы не можете. Поступайте, как турки – когда перед ними стоит трудная задача, они говорят: «Семь слоёв вверх и семь слоёв вниз», – и на этом останавливаются. Сколько составят семь слоёв? Если принять за один слой десять метров, то получится всего 70 метров. Что за высота 70 метров? Даже если вы примете за один слой 1000 метров, то получите семь тысяч метров. Что за высота семь тысяч метров?
А сейчас остановимся на вопросе воспитания. Почему? Потому что, не придя к новым взглядам на жизнь, вы не сможете исправить своё сегодняшнее положение. Все люди напуганы кризисом, жизненными катастрофами. Читая газеты, разговаривая с людьми, вы слышите лишь разговоры о разных несчастьях и утратах: кого-то задавила машина, кого-то переехал поезд, столько-то домов сгорело, столько-то пароходов затонуло и т.п. Все находятся под воздействием страшных внушений, каждый словно ждёт, что с ним что-то случится, и вот-вот послышится надгробная речь. Но что это за жизнь, каждый день ждать своего последнего часа, как будто ты приговорён к повешенью, как будто постоянно ожидаешь, что за тобой придут, поведут куда-то и казнят? Если вы образованный человек, но ежеминутно дрожите при мысли, что умрёте, то в чём заключается вся ваша наука? Истинная наука такова, что она может освободить человека от вечного страха и беспокойства за жизнь. Тот должен сказать: «Я из числа людей, кто не умирает. Могу измениться, но не умереть». Действительно, мы постоянно меняемся. Смотрите, вот маленький ребёнок, хорошенький, русоголовый, но проходят годы, и вы встречаете его уже изменившимся. Он стал взрослым человеком, и вас удивляет, куда подевалась красота тогдашнего малыша. Ребёнок изменился, вырос, возмужал. Апостол Павел говорит: «Все мы изменимся, а не умрём».
Спрашиваю, что это за жизнь, когда люди подозревают друг друга? Сын встречает отца с молодой девушкой и сразу его подозревает. Дочь встречает мать с молодым человеком и сразу её подозревает. Сестра встречает брата с молодой, красивой девушкой и сразу его подозревает. Благородство человека заключается в том, чтобы при виде отца, матери, брата или сестры с молодыми девушками или юношами его сердце приятно вздрогнуло, и он подумал бы о них самое лучшее, самое доброе. Зачем думать самое плохое? Вы говорите: «Человек не может не грешить». Странно! Как вы пришли к заключению, что человек не может не грешить? – «Но мы видим, что он грешит». – Человек грешит, потому что хочет грешить, а не потому что Бог создал его для греха. По своей природе человек хорош, но он сам себя пятнает – за день по меньшей мере десять раз себя замарает. Бог постоянно его чистит и моет. Однако, только Он его вымоет, как тот снова идёт в грязь, как буйвол, и вот уже снова в ней. А зачем надо буйволу так поступать? Он говорит: «Если я не погружусь в грязь, меня будут кусать мухи». Значит, маленькие мухи заставляют большого буйвола валяться в болоте, покрывать себя грязью. Что это за философия? Большой буйвол с рогами и копытами боится маленьких мух, и чтобы те не кусались, влезает в грязь, пачкает себя.
В мире сейчас возвещается новая философия, и человеку предстоит её изучать. В этой связи каждый должен спросить себя, каково его предназначение, какое место он занимает в природе. Осознав своё положение, человек перестанет тревожиться. Тревога второстепенная вещь в жизни. Ему каждый день надо разрешать важный для себя вопрос, зачем он пришёл на землю и какую работу должен совершить. Каждому дана определённая работа, и её непременно надо выполнить. Пусть каждый спросит себя, какая служба, какое дело ему поручено.
Наблюдая жизнь пчёл в ульях, вы видите, что у них всё точно распределено. Царица несёт яйца, рабочие пчёлы непрерывно летают собирать мёд, затем возвращаются обратно. Трутни играют на музыкальных инструментах и тоже делают своё дело. Они – музыканты. Когда наступают голодные годы, рабочие пчёлы уничтожают трутней: «Нам не нужно много трутней». Однако, разбогатев в плодородные годы, они создают большее число трутней и не убивают их. Люди называют музыкантов в ульях трутнями, но я их называют «прекрасными музыкантами пчелиного улья». Пока в ульях играют музыканты, вы можете извлекать оттуда мёд. Как только пчёлы начинают побивать трутней, это для тех плохо, но нехорошо и для людей. Желайте, чтобы в ульях были музыканты, поскольку тогда будет и мёд. Когда начнут уничтожать музыкантов, нехорошо и для улья, и для людей – мёда не будет.
Следовательно, пока в мире существуют красивые люди, будет и мёд. Как только красивые люди начнут исчезать, количество мёда начнёт уменьшаться. Почему? Наступят критические года жизни. Пока в мире есть сильные люди, будет и свобода. Как только начинает пропадать сила людей, идёт рабство. Пока на свете существует разумность, к людям идёт счастье. Когда разумность начинает уменьшаться, исчезать, приходят все несчастья. Кто-то спрашивает: «Почему я несчастен?» – Потому что неразумен. – «Почему я слаб?» – Потому что у тебя нет силы, ты некрасив. Любой человек должен стремиться быть красивым. С этой целью ему надо держать в памяти образ какого-нибудь красивого человека. Если на улице вы встречаете кого-то с красивым лицом или красивыми глазами, остановите на нём внимание и попытайтесь его нарисовать. Таким образом, появится привычка задерживать в голове красивые образы. Или вы путешествуете по горам – остановите взгляд на красивом пейзаже и попытайтесь его нарисовать. Следовательно, если хотите развить в себе некоторые благородные качества, то остановитесь на каком-нибудь красивом образе как художник и поработайте над собой. Только так вы сможете продвигаться.
Случись вам попасть на небо к ангелам, вы оказались бы в окружении только красоты. Ангелы очень красивые существа. Если бы один из них спустился на землю, там следом за ним пошли бы все мужчины и женщины, все учёные. Велика красота ангела, никто не может устоять перед ней. И если сегодня ангелы не хотят спускаться на землю, причина в том, что им не хочется приносить людям несчастья. В этом отношении они высокоблагородные и возвышенные существа. Зная, что люди не смогут сразу постигнуть их красоту, их заботит то, как бы не лишить людей присутствия духа. Когда нужно прийти на землю, ангелы облачаются в самую скромную одежду, так чтобы не вызвать в людях соблазна. Однако, бывали случаи, когда ангелы являлись на землю во всей своей красоте и величии. И тогда тот, кому хоть раз доводилось увидеть одного из них, оказывался распростёртым на земле. Даниил, знаменитый израильский пророк, увидев одного из ангелов, потерял сознание, пал на землю. Ангелу пришлось приблизиться и поставить его на ноги. Это показывает, что люди ещё не могут выдержать мощного, благородного, возвышенного и прекрасного в мире. Ангелы – это люди, некогда жившие на земле, прошедшие через особую область трудностей и страданий ради становления на пути совершенства. Значит, они перешли из человеческой расы в расу совершенных существ, достигли положения ангелов. Совершенные люди, или ангелы, служат человечеству образцом. Сегодня ещё нет таких гениальных художников, которые могли бы передать образ ангельской красоты. Почему? Потому что красота неуловимое качество. Красивый человек уверен в себе, он никогда не падает духом. Он не знает, что такое растерянность, что такое потеря веры. Сознавая свою красоту, он естественен, как истинный богач, не испытывающий ни внешне, ни внутренне никакого страха перед бедностью. Однако, в тот день, когда красота теряется, человек оказывается в положении «хуже губернаторского».
Итак, мы сказали, что материя отличается неподвижностью, жизнь – подвижностью, а дух – разумностью. Отсюда можно извлечь несколько правил, по которым человек должен жить. В одном отношении он должен быть неподвижен, как материя. Когда именно надо быть неподвижным? Когда речь идёт о преступлениях, об искушениях, о зле. Столкнувшись с одним из таких проявлений, человек должен быть неподвижным, не трогаться со своего места. Столкнувшись с добром, он должен быть подвижен, как жизнь. Вот истинная мораль. Однако, если он поступит наоборот, в зле будет подвижен, как жизнь, а в добре неподвижен, как материя, то принесёт себе величайшее несчастье, откроет в себе дорогу злу. Неподвижность – одно из хороших качеств материи; подвижность – одно из хороших качеств жизни. Но если оба эти качества проявить не там, они породят зло. Следовательно, во время скорби и страдания будь неподвижен, как материя; во время радости и веселья будь подвижен, как жизнь. Во время радости скажи: «Пусть все болгары, все англичане, все американцы, все люди по лицу земли живут в добре!» Под словом «добро» я подразумеваю подвижное начало. Если все люди будут жить в добре, жизнь сама по себе осмыслится. Таким образом, человек добьётся внутренней свободы.
Вы сталкиваетесь с жизненными противоречиями и не можете с ними справиться, вы спрашиваете, например: «Что там думает обо мне этот человек?» Если ты захочешь узнать, что думает о тебе кто-то из людей, посмотри тому в глаза, а также на его рот. Если глаза бегают, если рот слишком изменчив, у него непременно будет о тебе два мнения. Давая, ты для него хорош; как только перестаёшь давать, становишься плохим. Пока ты ему улыбаешься, нет человека лучше тебя, как только делаешься серьёзным, нет никого хуже тебя. Когда вы встречаете того, чьи глаза и рот спокойны, этим спокойствием вам хотят сказать: «Смотри спокойно на всё, что создал Бог». Если вы встретите мудреца, тот предложит вам не на себя взирать, но обратит ваше внимание на спокойствие своих глаз, которые сами проговорят о себе. Они скажут: «Я приобрёл это спокойствие, глядя на всё, что создано в природе Богом. Раз Бог спокоен, зачем же мне беспокоиться?» – «Да, а вот я должен вернуть кое-кому десять тысяч левов». – В таком случае прояви свою разумность. Вот, как надо поступить: вы пойдёте к тому кредитору, у которого несколько лет назад взяли взаймы тысячу левов, превратившуюся с процентами в десять тысяч, и скажете: «Брат, ты хочешь получить назад свои деньги и имеешь на это право. Однако, я могу отдать тебе только тысячу левов, основной капитал, а остальные девять тысяч, проценты, не могу заплатить. Ты богатый человек, согласись принять тысячу левов». Если тот никоим образом не будет согласен, пригласите его пойти с вами куда-нибудь в лес, дескать там вы выроете своё богатство и расплатитесь с ним. Когда он придёт туда с вами, скажите: «Согласен ли ты отказаться от девяти тысяч левов и принять тысячу левов, которую я тебе должен? Если не отступишь от своего желания, выну кобуру». Тут кредитор сразу откажется от процентов, примет тысячу левов и порвёт вексель. Как видите, вопрос решается легко. Богач видит, что имеет дело с добрым человеком. Если бы должник не был добрым, кредитор простился бы с жизнью. Вы скажете, что тот его запугал. Спрашиваю, а кредитор не пугает должника, желая получить огромные проценты? – Но тот его принуждает. – И кредитор принуждает своего должника. Следовательно, поступки и богатых, и бедных людей могут быть разумными, а могут быть и крайне глупыми. И от богатых, и от бедных требуется разумность. В отношении зла глаза тех и других должны быть неподвижны. В отношении добра их глаза должны быть естественны, то есть подвижны.
Вот учение, которое должно проповедоваться современным людям. Воспитание людей ныне таково, что выхода в их жизни не видно. Почему? Потому что нет фундамента, на котором возводится жизнь. Сколько я ни проводил до сих пор опытов по исправлению человечества старыми методами, ни один из них не был удачным. Однако, сколько ни проводил опытов с применением новых методов, все получились удачными.
Вы спрашиваете: «А какой метод нов?» Чтобы изучить новый метод, вы должны оказаться в роли коня; тот же, кто даст новый метод, сядет вам на спину, закрепит удила и начнёт вами управлять, наблюдая, подчиняетесь вы законам нового учения или нет. Если он оставит вас свободным, разрешит двигаться, куда захотите, вы непременно собьётесь с пути. Божественное начало в человеке постоянно освобождает его от ограничений всего старого, но спустя малое время он вновь возвращается на прежний путь. Затем вновь идёт Божественная узда, его снова ставят на путь истины. Что есть Божественная узда? Это постоянные страдания, рождения, смерть, перевоплощения. Голова человека побелела от рождений и перевоплощений. Вы спрашиваете: «До каких пор мы будем рождаться и перевоплощаться?» – Пока не научитесь добровольно подчиняться Божественным законам, пока не будете столь же неподвижны для зла, как материя, и так же подвижны для добра, как жизнь; пока не будете так же разумны, как исшедший от Бога и работающий в человеке Дух. Как только вы постигнете это, все цепи, висящие на вас, все невзгоды, все неудачи, все несчастья исчезнут, и вы окажетесь в мире, где в вашем распоряжении будут богатства, данные природой. Эти богатства – достояние всех существ, созданных Богом. Он знает их нужды, поэтому для каждого существа предусмотрен специальный бюджет, чтобы оно могло спокойно жить, расти и развиваться.
Хочу вас сейчас обнадёжить, сказать, на кого в жизни вы можете уповать. Вы можете уповать на богатого человека, любящего вас; вы можете уповать на учёного человека, любящего вас; вы можете уповать на сильного человека, любящего вас. Следовательно, вы всегда можете рассчитывать на того, кто вас любит, но никогда не можете рассчитывать на того, кто вас не любит. Рассчитывайте только на тех, кто вас любит, сколь бы малыми они ни были. На тех, кто вас не любит, не сердитесь, не ругайте их и ничего от них не ждите. Вы спрашиваете: «Есть ли в мире люди, на которых можно рассчитывать?» – Конечно, есть. Приведу вам пример из жизни, и вы увидите, что люди не таковы, как вы иногда о них думаете. Несколько лет назад я путешествовал пешком из Варны в Софию с одним моим знакомым, крайним пессимистом. У него были очень искажённые взгляды на болгар, особенно на офицеров. Он говорил, что не встречал в своей жизни офицера, который мог бы сделать кому-то добро. Я его слушал и не возражал. Мы прошли через Камчию, а в двенадцать часов вечера прибыли в Месемврию. Говорю ему: «Сейчас пойдём к постовому офицеру». – «Как так? Вы шутите? Нас там сразу арестуют». – «Ничего, попробуем». Мы подошли к посту, постучались в дверь. Оттуда сразу вышел молодой офицер, любезно пригласивший нас войти. Он спросил, откуда мы идём, после чего завязался разговор, и мы проговорили целых два часа. Затем он предложил нам чай, еду и оставил переночевать. Утром мы собрались в путь. Молодой офицер тоже вышел, чтобы проводить нас. И он шёл с нами на расстоянии целого километра от города. Вот тогда, обернувшись ко мне, приятель мой сказал: «И среди офицеров есть хорошие люди».
Я говорю: хорошие люди есть везде. Но вы должны оказаться в двенадцать часов вечера перед тем молодым офицером, чтобы убедиться в этом. Следовательно, рассчитывайте на добрых людей в мире, неподвижных для зла, как материя, подвижных для добра, как жизнь, и разумных, как Дух, работающий в них.
Соборная беседа Учителя, проведённая
3 сентября 1933 года в 10 часов утра,
София – «Изгрев»
Перевод Елены Островой
Единое звено